<<

стр. 9
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ют в себя программы по смягчению экологиче-
Центральной Азии организации по управлению водными ресурса-
ских проблем бассейна Аральского моря, пла-
нет полномочий ми, которые отвечают за распределение воды и
нирование водных ресурсов, рациональное и
или механизмов для контролируют водоток в Сырдарье и Амударье.
эффективное использование воды и энергии,
обеспечения соблю- Центр научной информации обеспечивает на-
сравнительный анализ прав на прибрежную
дения региональных учную и информационную поддержку на меж-
полосу в целом ряде стран, и в особенности
соглашений государственном уровне.
исследование по управлению водным хозяй-
В области электроэнергетики Совет по энер-
ством Токтогульского водохранилища, финан-
гетике Центральной Азии, в который входят
сируемое Агентством по международному раз-
представители генерирующих или распредели-
витию США. Многосторонние институты также
тельных компаний, разрабатывает квартальные
активно поддерживают создание Водно-энер-
графики обмена электроэнергией. Расположен-
гетического консорциума. Но в свете недавних
ный в Ташкенте объединенный диспетчерский
событий, в частности решения Узбекистана о
центр «Энергия» отвечает за сбалансированную
создании регулирующих водохранилищ, ряд
и синхронную работу системы передачи и рас-
многосторонних и двусторонних донорских
пределения электроэнергии, включая уравно-
агентств все более переориентируется на на-
вешение требований ирригации и гидроэлек-
циональные программы совершенствования
троэнергетики.
планирования и управления водным и энерге-
Несмотря на усилия этих организаций, на- тическим сектором.69 Однако важно, чтобы эти
правленные на укрепление регионального со- программы прочно вписывались в региональ-
трудничества, их возможности в ряде случаев ную перспективу всестороннего управления
ограничены. Водная комиссия занимается ис- водными и энергетическими ресурсами.70
ключительно водой, в ней нет представите-
лей энергетиков и экологов. Организации по
Институциональные задачи
управлению бассейнами рек и «Энергия» не
управления экологией
имеют международного статуса, их штат со-
стоит исключительно из представителей стра-
В соответствии с Индексом экологической
ны, где они находятся, и вряд ли они занимают
устойчивости (ИЭУ), недавно рассчитанным
беспристрастную позицию в отношении всех
Всемирным экономическим форумом и не-
стран-членов. У этих организаций нет полномо-
сколькими влиятельными экологическими
чий или механизмов для обеспечения соблюде-
исследовательскими центрами71, страны Цен-
ния региональных соглашений.
тральной Азии имеют более низкие показатели,
Учитывая вышеуказанные ограничения, следу- чем большинство других стран по способности
ет приветствовать предложение по созданию сохранить окружающую среду в течение бли-
Международного водно-энергетического кон- жайших десятилетий. Как видно из заштрихо-
сорциума при ОЦАС. Предполагается, что кон- ванной части Таблицы 4.4, основные факторы
сорциум будет работать в соответствии с широ- этой слабости связаны с институциональным
ким рамочным соглашением, в рамках которого потенциалом и ограниченной способностью
будут разработаны соглашения второго уровня учитывать региональные и глобальные факторы
по водопользованию, эксплуатации водохра- в управлении национальными экологическими
нилищ, системам передач, торговле электро- ресурсами (другими словами, ввести в практи-
энергетикой и т. д. Рамочное соглашение обе- ку «глобальное разумное управление»).
спечит общие институциональные, правовые и
Структурные образования советской эпохи,
финансовые механизмы, включая средства для
хотя и обеспечивали базовую защиту, не со-
разрешения споров – очень важный вопрос, ответствовали современным задачам охраны
которому в предыдущих соглашениях не уделя- окружающей среды. Республики Центральной
лось достаточно внимания.67 В конечном счете Азии унаследовали множество правил и норм,
Для эффективной
для эффективной работы консорциума необхо- которые были негибкими, неприменимыми в
работы водно-
димо, чтобы страны-участники гораздо больше рыночной экономике и не обеспечивающими
энергетического
внимания уделяли взаимным выгодам от регио- демократическое или местное участие в при-
консорциума необхо-
нального сотрудничества в использовании во- нятии решений. Реформы в области экологи-
димо, чтобы страны-
дных и энергоресурсов, чем конкретным инте- ческой политики 1990-х гг. были осложнены
участники гораздо
ресам каждой страны.68 труднейшими задачами экономики и государ-
больше внимания
ственного строительства. Отдельные страны не
уделяли взаимным вы- Ряд двусторонних и многосторонних доноров
могли мобилизовать ресурсы для восстановле-
годам от региональ- оказывает помощь центральноазиатским стра-
ния советских региональных экологических ин-
ного сотрудничества нам в изучении вопросов и решении проблем,


120
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

Таблица 4.4
Рейтинги стран
Центральная Азия Контрольные страны
Центральной Азии по
Страна ИЭУ Экосис- Экологи- Уязви- Институцио- Глобальное Страна ИЭУ индексу ИЭУ
темы ческий мость нальный разумное
«стресс» человека потенциал управление
Казахстан 78 33 15 71 130 129 Россия 33
Кыргызстан 80 50 41 78 112 110 Беларусь 47
Таджикистан 134 59 22 144 131 115 Азербайджан 99
Узбекистан 142 65 86 122 147 141 Украина 108
Туркменистан 144 81 130 88 146 127 Иран 132
В среднем по
116 57,6 58,8 100,6 133,2 124,4 Китай 133
региону
Примечание: Рейтинг ИЭУ рассчитывается для 146 стран: более высокие показатели означают более благоприятное положение
по отдельным пунктам (наивысший показатель равен 1, самый низкий равен 146). Заштрихованные клетки означают, что ИЭУ
ниже медианного мирового значения.
Источник: Esty et al. 2005.

Национальное
ститутов, обеспечивающих постоянное наблю- институтов, занимающихся трансграничными
экологическое за-
дение и мониторинг. К середине 1990-х гг. эко- экологическими вопросами, хотя следует отме-
конодательство и
логические проблемы были практически сняты тить вклад в региональную работу Центрально-
региональные эколо-
с политической повестки дня, количество эко- азиатского регионального экологического цен-
гические структуры
логических НПО уменьшилось, да и СМИ стали тра (см. Вставку 4.11). Для обеспечения эколо-
по-прежнему обнару-
уделять меньше внимания экологическим про- гической стабильности в регионе управление
живают ряд серьез-
блемам. окружающей средой необходимо включить в
ных слабостей
число приоритетов.72
В результате, несмотря на постоянные попытки
создать эффективные экологические структуры, На сегодняшний день можно говорить о трех
национальное экологическое законодатель- крупных попытках стратегического подхода к
ство и региональные экологические структу- решению экологических проблем и институци-
ры по-прежнему обнаруживают ряд серьезных ональному развитию в Центральной Азии. Во-
слабостей. Национальное экологическое зако- первых, это разработка в сентябре 2001 г. регио-
нодательство редко касается системных при- нального экологического плана действий Меж-
чин деградации окружающей среды, поскольку правительственной комиссии по устойчивому
зачастую составляется без учета социальной и развитию (под эгидой Международного фонда
экономической динамики, а потому нередко по спасению Аральского моря). Этот план де-
остается лишь на бумаге. В настоящее время не лает национальные экологические планы дей-
существует широко признанных региональных ствий, подготовленные большинством стран



Вставка 4.11

Центральноазиатский региональный экологический центр
При разработке стратегического подхода к решению экологических задач власти среднеазиатских государств, НПО и международные
доноры могут сотрудничать с Центральноазиатским региональным экологическим центром. Штаб-квартира этой некоммерческой
неправительственной организации находится в Алматы, а представители – в Душанбе, Бишкеке и Ташкенте.
Организация была образована в 1999 г. по соглашению пяти стран Центральной Азии, ЕС и ПРООН. Она построена по типу Региональ-
ного экологического центра, созданного в Будапеште в 1993 г. для экологической реабилитации бывших социалистических стран
Центральной и Юго-Восточной Европы. Региональный экологический центр смог развернуть значительную деятельность во всех
странах региона (а в последнее время и в Турции), осуществив сотни проектов в рамках ряда крупнейших программ. Его деятель-
ность оказала заметное влияние на развитие институционального потенциала и региональных экологических сетей.
Успеху Регионального экологического центра способствовала четкая и хорошо финансируемая стратегия вступления в Европейский
союз, а в последнее время также и стабилизация ситуации на Балканах. Центральноазиатский «собрат» Центра смог бы сыграть такую
же роль в формулировке и осуществлении региональной экологической стратегии Центральной Азии при наличии политической
воли и ресурсов как внутри, так и вне региона.
Источник: Интернет-сайт центра www.carec.kz.


121
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

СНГ в 1990-х гг., частью процесса «Окружающая безопасности или суверенитету, а к единому
Острый дефицит
среда для Европы.» Хотя национальные планы мнению об общих (экологических) рисках часто
внутренних ресурсов
редко пользовались достаточной финансовой легче прийти, чем к мнению об общих концеп-
для решения экологи-
и политической поддержкой, они знаменова- циях развития. Конструктивное сотрудничество
ческих проблем озна-
ли собой важные шаги в выявлении, оценке и в области экологии должно опираться на нали-
чает, что стремле-
определении приоритетности экологических чие доброй воли и способствовать созданию
ние к экологическому
задач.73 Весьма возможно, что региональный региональных рамок и укреплению и коорди-
сотрудничеству
план также сыграет лишь ограниченную роль. нации национальных структур. Однако острый
часто нужно под-
дефицит внутренних ресурсов для решения
креплять внешней Вторая стратегическая инициатива – это Цен-
экологических проблем означает, что стрем-
помощью тральноазиатская инициатива по устойчивому
ление к экологическому сотрудничеству часто
развитию, разработанная как часть подготови-
нужно подкреплять внешней помощью.
тельного процесса к Всемирному саммиту по
устойчивому развитию и включенная в приня- Одна из областей, где внешняя помощь может
тый на саммите План действий и инициативы быть полезной, – более систематическое уча-
партнерства. 5-я Европейская конференция на стие центральнозиатских государств в между-
уровне министров экологии, проходившая в народных экологических режимах и конвен-
Киеве в 2004 г., одобрила инициативу и приня- циях, в которых до сих пор центральнозиат-
ла решение о начале подготовки закрепляю- ские страны участвовали мало или совсем не
щего ее международного договора. Хотя ини- участвовали.76 Экологические конвенции важ-
циатива не имеет юридических, финансовых ны, потому что они дают единые ориентиры
или политических механизмов, она обладает национальным экологическим институтам, как
рядом интересных черт с точки зрения реги- правило, основанные на передовом междуна-
онального сотрудничества. Ее цель – обеспе- родном опыте; облегчают доступ к техниче-
чить непрерывный диалог и партнерство, ин- ской помощи и стимулируют взаимодействие
тегрировать и координировать существующие между представителями экологических орга-
институты, вместо того чтобы создавать новые, низаций и специалистами в ходе различных
а также четко определить цели и сферы, в ко- международных форумов. Секретариаты меж-
торых можно достигнуть консенсуса. Прак- дународных экологических конвенций, таких
тически таким же образом формулировалась как Экономическая комиссия ООН по Европе
стратегия ЕС по устойчивому развитию.74 Ини- и ЮНЕП, должны учитывать их особую важ-
циатива представляет собой прогрессивный ность для Центральной Азии и способствовать
подход к международному сотрудничеству в более активному участию в них центральноа-
области экологии. зиатских стран.
В-третьих, это деятельность многочисленных Есть ряд конкретных инициатив, заслуживаю-
организаций, полностью посвященная охра- щих международной поддержки. Выше были
не окружающей среды и связанным с этим во- отмечены Программа бассейна Аральского
просам человеческой безопасности. Это так моря и Экологическая программа Каспийско-
называемая инициатива «Окружающая среда и го моря. Следует упомянуть также о необходи-
безопасность», выдвинутая ЮНЕП, ПРООН и Ор- мости постоянной международной помощи в
ганизацией за безопасность и сотрудничество решении региональной проблемы истощения
в Европе (ОБСЕ). В рамках инициативы с 2003 г. почвы (см. Вставку 4.12) и программы поддерж-
проводится оценка связей окружающей среды ки Центральнозиатской горной информацион-
и человеческой безопасности в Центральной ной сети – региональной организации, создан-
Азии через региональные консультации в Аш- ной в 1999 г. национальными академиями наук
хабаде. К настоящему времени осуществляется пяти стран с целью сохранения природных ре-
ряд проектов, включая всестороннюю оценку сурсов в высокогорных районах Центральной
ситуации в Ферганской долине. В рамках ини- Азии.77 Внешним донорам предстоит много
циативы подготовлены доклад по результатам сделать в плане поддержки этих и других реги-
оценки и всесторонняя программа для Ферган- ональных инициатив, включая признание того,
ской долины, в основном посвященная пользо- что усилия требуют продолжительного време-
ванию приграничными реками, а также борьбе ни, упорства и терпения со стороны доноров
со стихийными бедствиями, промышленными и ввиду то усиливающегося, то спадающего ин-
радиоактивными угрозами.75 тереса к инициативам со стороны централь-
ноазиатских стран, а также необходимости в
Можно сказать, что сотрудничество в вопросах
максимальной степени задействовать нацио-
экологии имеет большую политическую под-
нальные институты и человеческие ресурсы с
держку, чем в других областях. Это происходит
целью укрепления местных региональных экс-
потому, что сотрудничество в области окружа-
пертных ресурсов.
ющей среды редко воспринимается как угроза


122
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

Вставка 4.12

Международная помощь в борьбе с истощением почвы
В середине 2003 г. проходивший в Ташкенте региональный форум с участием многих заинтересованных стран принял Ташкентскую
объединенную платформу действий по соблюдению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Платформа предусматривала
включение вопросов деградации почвы как в национальное планирование, так и в сотрудничество по внешнему финансированию;
межотраслевое сотрудничество с целью совместного осуществления инициатив по восстановлению почвы; разработку стратегии по
мобилизации ресурсов на основе новых возможностей, предоставляемых Глобальным экологическим фондом (ГЭФ); соглашение о
создании рабочих групп по развитию партнерства в соблюдении конвенции во всех странах Центральной Азии.
В настоящее время ГЭФ, Азиатский банк развития и ряд других доноров и международных организаций запускают Инициативу стран
Центральной Азии по управлению земельными ресурсами, цель которой – борьба с деградацией почвы и улучшение условий жизни
сельского населения в региональном масштабе. Инициатива станет партнерством многих стран и доноров в поддержке развития и
осуществления национальных планов комплексного и интегрированного подхода к устойчивому управлению земельными ресур-
сами. Как истинно региональная инициатива, она основана на признании того, что деградация почвы – общая проблема для всех
центральноазиатских стран.
Источник: Asian Development Bank 2000 and 2004b.




Выводы и рекомендации международного сообщества с целью полной Издержки отсут-
реализации потенциала. ствия сотрудниче-
Выводы ства, по-видимому,
Наконец, Центральной Азии грозит целый ряд
очень велики, осо-
серьезных экологических рисков, которые мо-
Вопросы водных и энергоресурсов и экологи- бенно в более бедных
гут нанести ущерб потенциалу развития и без-
ческой стабильности в Центральной Азии тес- странах; для более
опасности человека в регионе в целом. Все это,
но переплетаются между собой и имеют ряд систематической ко-
несомненно, требует координированного под-
важных региональных измерений, требующих личественной оценки
хода на региональном уровне.
координации действий в масштабе региона. требуются дальней-
К сожалению, полностью оценить издержки от-
Во-первых, несогласованные и противоречи- шие исследования
сутствия сотрудничества невозможно, хотя они,
вые приоритеты в использовании воды при-
по-видимому, очень велики, особенно в более
брежными государствами, находящимися выше
бедных странах. В Таблице 4.5 приведены ори-
и ниже по течению крупных трансграничных
ентировочные издержки и выгоды, показыва-
рек, приводят к потере ограниченных водных
ющие, что мы знаем и чего мы не знаем об из-
ресурсов, неоптимальным с региональной точ-
держках отсутствия сотрудничества и выгод от
ки зрения инвестициям, обостряют напряжен-
его наличия. Исходя из факторов, поддающихся
ность и риск конфликтов между странами и
в настоящее время количественной оценке,
местными сообществами, а также способствуют
можно сделать общий вывод о том, что еже-
деградации других экологических ресурсов, та-
годная чистая выгода составит около 5% ВВП. А
ких как земля, леса и животный мир.
выгоды для более мелких и бедных стран, кон-
Во-вторых, водные проблемы региона связаны
кретно Кыргызстана и Таджикистана, по-види-
с неразумной сельскохозяйственной полити-
мому, будут в два раза выше.
кой, расточительными системами ирригации
Причем совершенно ясно, что это лишь часть
и дренажа, что наносит значительный ущерб
издержек, которых можно избежать, и выгод,
продуктивности сельского хозяйства. Было бы
которые можно получить в случае, если сотруд-
очень полезно, если бы страны региона прово-
ничество между странами Центральной Азии
дили более эффективную национальную поли-
будет полным и эффективным. Для более систе-
тику в области водного хозяйства координиро-
матической количественной оценки требуются
ванным и взаимодополняющим образом. Более
дальнейшие исследования.
эффективное использование воды (и энергии)
могло бы способствовать снижению напряжен- Деятельность в пользу более интенсивного со-
ности в региональных отношениях по вопро- трудничества стран Центральной Азии в обла-
сам распределения ограниченных природных сти водного хозяйства, энергетики и экологии
ресурсов. должна исходить из того, что страны уже сдела-
ли некоторые шаги в сторону сотрудничества.
В-третьих, страны Центральной Азии обладают
Им удалось избежать прямых трансграничных
значительным потенциалом экспорта нефти,
конфликтов, которые рассматривались наблю-
газа и электроэнергии на внешние рынки, но
дателями после распада Советского Союза как
для этого необходимы сотрудничество друг
весьма вероятные. Они также ведут непрерыв-
с другом и соседними странами и поддержка


123
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 4.5
Ориентировочные Издержки отсутствия сотрудничества Выгоды от сотрудничества
издержки при
Издержки строительства дополнительных Чистая выгода от эксплуатации
отсутствии
регулирующих водохранилищ, Токтогульского водохранилища в режиме
сотрудничества и
расположенных ниже по течению: ирригации, а не в энергетическом режиме:
выгоды от его наличия
200 млн. долл. США на строительство 32,2 млн. долл. США в год
Выгоды от инвестиций в транспортировку
дополнительного регулирующего
нефти и газа:
водохранилища в Коксарае (Казахстан)
объемом 3 млрд. куб. м Нет данных
Выгоды от долгосрочных инвестиций в
Сопоставимые издержки на строительство
энергетические объекты:
дополнительных регулирующих
водохранилищ в Узбекистане объемом 2,5 Нет данных
Выгоды от природоохранных мер:
млрд. куб. м
Издержки в виде потерь Нет данных
сельскохозяйственной продукции
вследствие плохого управления водным
хозяйством:78
1,75 млрд. долл. США в год




ный диалог и инициируют идеи сотрудничества Какие же факторы могли бы помочь руководите-
С точки зрения
лям центральноазиатских стран укрепить дове-
на самом высоком уровне, а также в научных
будущего сотруд-
рие и воспользоваться своими сравнительны-
кругах и НПО. В той или иной степени все они
ничества, имеется
ми преимуществами и общностью интересов?
приветствуют участие международных доно-
хорошая основа в
Следует отметить четыре элемента, которые
ров и институтов в осуществлении региональ-
виде позитивных при-
могут способствовать сотрудничеству:
ных инициатив. С точки зрения будущего со-
меров; в то же время

трудничества, имеется хорошая основа в виде
существует множе- демонстрация и признание коллективных
позитивных примеров, уроков прошлого и по-
ство препятствий выгод от совместного решения региональ-
ощрения партнерства в осуществлении важных ных проблем;
инициатив.
• использование предыдущего успешного
В то же время существует и множество пре- опыта сотрудничества;
пятствий. Главные из них – проведение нацио-
• признание общей заинтересованности в от-
нальной политики самообеспеченности водой
сутствии региональных конфликтов и без-
и энергией. Эта позиция, по-видимому, связана
опасности (а руководители, возможно, не
с узким толкованием вопросов энергетики и
захотят отставать от других стран в деле со-
водного хозяйства как вопросов национальной
трудничества);
безопасности, а также со стремлением к мак-
• участие соседей и международных доноров
симальному национальному суверенитету, при
в разработке, финансировании и ведении
продолжающемся взаимном недоверии руко-
переговоров по международным соглаше-
водства стран; она коренится и в отсутствии
ниям.
институциональных основ для разрешения
конфликтов и соблюдения соглашений. Хотя в До сих пор усилия международного сообще-
большинстве стран мира признается связь во- ства в поощрении регионального сотрудниче-
просов природных ресурсов и национальной ства в области водного хозяйства, энергетики
безопасности и наблюдается стремление к и экологии были недостаточными. Несмотря на
определенной независимости от внешних сил, выделение крупных сумм, продолжалась эко-
это не мешает странам участвовать в между- логическая деградация бассейна Аральского
народной торговле природными ресурсами моря, хотя и был отмечен определенный про-
и заключать соглашения о сотрудничестве по гресс в понимании проблемы и поисках мест-
вопросам управления и использования регио- ных решений (восстановление водно-болоти-
нальных природных ресурсов. Наличие такого стых угодий, защита некоторых районов моря и
опыта говорит о том, что в Центральной Азии т. д.). В случае других похвальных усилий со сто-
можно достигнуть лучшего баланса с точки зре- роны доноров, например помощь в разреше-
ния использования экономических и полити- нии сложных проблем водно-энергетического
ческих выгод от торговли энергией и водными комплекса Сырдарьи, сотрудничество ключе-
ресурсами без риска для национальной без- вых национальных государственных органов
опасности и независимости. носило ограниченный характер.

124
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

Вместо того чтобы стремиться к всеобъемлюще- рьи до сих пор не поддается разрешению в
му решению региональной проблемы, доноры региональном масштабе. Строительство во-
поняли, что, как правило, лучше всего работает дохранилищ в Узбекистане может частично
триединая стратегия: поддержка национальных снять необходимость соглашения по реше-
решений и проектов, составляющих единое ре- нию сезонных конфликтов, но остается не-
гиональное целое; поддержка двусторонних обходимость в соглашении, направленном
или трехсторонних решений там, где страны на облегчение многолетнего хранения воды
готовы работать друг с другом; работа с реги- и стратегию долгосрочного развития гидро-
ональными структурами и наращивание их по- энергетического потенциала бассейна реки.
тенциала, где это возможно, при реалистичной По-видимому, до тех пор, пока новые инве-
оценке возможностей прогресса в ближайшей стиции не смягчат напряженность между
и среднесрочной перспективе. странами, значимой окажется некая форма
предсказуемой и регулярной оплаты со сто-
Что же можно сказать о будущем регионально-
роны государств ниже по течению хотя бы
го сотрудничества? Региональные соглашения
издержек по содержанию и эксплуатации
могут быть достигнуты только при наличии
водной системы.
взаимного доверия и достаточно успешного

прошлого опыта сотрудничества. В настоящее В бассейне Амударьи возможности сотруд-
время Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, по- ничества по завершению строительства ги-
видимому, в целом одинаково смотрят на реше- дроэлектростанций Сангтуда I + II довольно
ние региональных вопросов в области водных, благоприятны, а планы Таджикистана по за-
энергетических и экологических ресурсов и вершению строительства Рогун I + II могут
готовы искать общие подходы. Кроме того, по привести к конфликтам, поскольку послед-
большинству наиболее острых трансграничных нее в отличие от первого требует новых
вопросов, по-видимому, будет преобладать дву- крупных инвестиций в сооружение водохра-
сторонний подход, о чем свидетельствует улуч- нилища. Кроме того, существующее соперни-
шение двусторонних отношений между страна- чество между Туркменистаном и Узбекиста-
ми Центральной Азии и соседними государства- ном в распределении воды ниже по течению
ми по целому кругу вопросов: отношения Китай может обостриться, если увеличится спрос
– Казахстан (нефть), Казахстан – Россия (вода), на воду в Афганистане. Эти вопросы требуют
Кыргызстан – Таджикистан (электроэнергия), решения.
Туркменистан –Узбекистан (газ), Иран – Турция
• Крайне необходимо сотрудничество между
– Туркменистан (электроэнергия) и Казахстан
Туркменистаном и Узбекистаном в эксплуа-
– Кыргызстан (электроэнергия и вода).
тации Каршинских насосных станций.
Двусторонние соглашения, несомненно, важ-
• В секторе электроэнергетики внутрирегио-
ны, потому что они демонстрируют результаты
нальной торговле во многом способствова-
взаимовыгодного сотрудничества, укрепляют
ло бы применение правил доступа третьей
доверие и создают традицию регионального
стороны к системам электропередачи, раз-
сотрудничества. По мере того как выгоды от
работка ценообразования за электропере-
этих соглашений становятся реальностью, руко-
дачу, а региональная торговля с Россией – от
водители центральноазиатских стран будут все
завершения строительства линии электро-
лучше понимать желательность более широко-
передач «Север – Юг».
го сотрудничества. Следует надеяться, что это

будет распространяться на все большее коли- В нефтегазовом комплексе приоритетной за-
чество областей и стран. Хотя двусторонние и дачей для Казахстана, Туркменистана и Узбе-
даже трехсторонние соглашения менее выгод- кистана, по-видимому, будет снижение зави-
ны, чем региональные соглашения, их легче до- симости от транзита по территории России.

стигнуть, и в любом случае выгод от них больше, Потенциально катастрофические опасности
чем если бы сотрудничества вообще не было. озера Сарез, многочисленные свалки урано-
вых отходов и многие другие экологические
«горячие точки» должны быть предметом со-
Рекомендации
вместных региональных действий и совмест-
ной ответственности за расходы или привле-
В настоящей главе намечены конкретные обла-
чение международной донорской помощи.
сти, где скорейшее установление сотрудниче-

ства по вопросам водопользования, энергети- Наконец, чрезвычайно важно достигнуть
ки и экологии оправдано. К ним относятся: экологического соглашения между Таджики-
• станом и Узбекистаном по вопросам загряз-
Соперничество в регионе в использовании
нения окружающей среды ТАДАЗом.
водных и энергетических ресурсов Сырда-


125
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Кроме данных конкретных рекомендаций, мож- регулирования (например, применение эко-
но указать более широкие области, в которых номических и добровольных инструментов,
возможно плодотворное региональное со- интеграция экологической политики, стиму-
трудничество с учетом успехов и неудач в про- лирование «чистых» производств и экологи-
шлом: чески чистой продукции), но также должны
учитывать существующие институциональ-
ные реалии.
Национальным правительствам
• Более активно участвовать в международных
необходимо:
экологических конвенциях и соответствую-
• Совершенствовать национальную политику щих сообществах по разработке политики и
и законодательство в области использова- наращиванию экспертного потенциала как
ния водных, энергетических и экологиче- на правительственном, так и на неправи-
ских ресурсов. Приоритетным направле- тельственном уровне.
нием в национальных водохозяйственных
• Поддерживать региональные институты, в
мероприятиях является обеспечение сель-
особенности создание и эффективную рабо-
ского хозяйства достаточными финансо-
ту Водно-энергетического консорциума под
выми ресурсами для пользования водой в
эгидой ОЦАС.
оросительной сети. В Узбекистане, Туркме-

нистане и, до некоторой степени, в Таджи- Давать простор и свободу национальным и
кистане для этого необходимы реформа региональным научным, общественным или
землепользования, государственного це- гражданским организациям и сообществам в
нообразования и системы сбыта. Реформы разработке предложений и решений по ре-
в этих странах, а также в Кыргызстане и гиональным проблемам, связанным с водой,
Казахстане, должны сопровождаться повы- энергетикой и экологией, учитывать реакцию
шением роли ассоциаций потребителей во- общественности на официальные стратегии,
дных ресурсов для обеспечения ирригации программы и действия.
и дренажа земель фермерских хозяйств;
кроме того, необходимо организовать об-
Организациям регионального
учение рациональному водопользованию.
сотрудничества необходимо:
Эти мероприятия могли бы способствовать

снижению потребления воды и повышению Разработать ясное видение оптимальной
производительности и прибыльности сель- схемы регионального сотрудничества и
ского хозяйства. Желателен обмен опытом интеграции водных, энергетических и эко-
и уроками в масштабе региона, а также логических систем в пределах своих манда-
прогресс во взаимном сотрудничестве при тов. Но при этом реалистично смотреть на
проведении национальной политики в каж- возможные достижения в краткосрочной
дой из стран. перспективе. Поддерживать двусторонние
• и трехсторонние подходы в той мере, в ка-
Искать двусторонние и трехсторонние ре-
кой они совпадают с долгосрочным виде-
шения важнейших пограничных вопросов,
нием.
связанных с водой, энергоресурсами и эко-

логией, при оценке коллективных выгод и ОЦАС, в которую входит Водный и энерге-
возможностей для укрепления доверия и тический консорциум, должна эффективно
взаимопонимания. поддерживать и продвигать его работу.
• •
Работать на местах в пограничных районах с В полной мере учитывать вопросы экологии
целью разрешения специфических проблем, при разработке региональных проектов по
создаваемых наличием границ. Создание использованию водных и энергетических
«границ с человеческим лицом» применимо ресурсов, а также в области транспорта.

также в контексте трансграничных отноше- Основные внутриотраслевые органы во-
ний, связанных с водой, энергоресурсами дного хозяйства, энергетики и охраны окру-
и экологией. Предотвращение и смягчение жающей среды (например, Международный
возможностей для конфликтов на местном фонд по спасению Аральского моря, Энерге-
уровне одинаково важно и для региональ- тическая система Центральной Азии, Регио-
ной, и для национальной политической ста- нальный экологический центр Центральной
бильности. Азии и т. д.) должны прояснить свои функции
• Проявлять большую инициативу в рефор- в отношении друг друга и дальше укреплять
мировании экологических структур и мер свою роль в региональном мониторинге, ре-
политики. Реформы должны основываться гулировании, ведении переговоров и разре-
на современном уровне знаний в области шении споров.


126
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда


Международным партнерам необходимо: Работать с частными и государственными
• партнерами над анализом перспектив разви-
В случае участия в поддержке соответству-
тия региональной водной и энергетической
ющих национальных программ уделять
инфраструктуры и искать нестандартные фи-
большее внимание региональным вопросам
нансовые решения для перспективных инве-
энергетики, водного хозяйства и экологии.
стиционных программ и проектов.
• •
Специально включать вопросы экологии во
Поддерживать и поощрять страны Централь-
все региональные инициативы, связанные ной Азии в стремлении присоединиться к
с водой, энергетикой и транспортом. Для глобальным экономическим конвенциям и
укрепления национального экологического соблюдать их.
экспертного потенциала во всех этих меро-
• Поддерживать исследования в области си-
приятиях должны участвовать национальные
стематической количественной оценки вы-
специалисты-экологи.
год регионального сотрудничества, а также
• Обеспечить эффективную поддержку Водно- долгосрочных проблемных областей, таких
го и энергетического консорциума, если вла- как наблюдение за снежным покровом, фор-
сти центральноазиатских государств проде- мированием речных водотоков и защитой
монстрируют намерение работать дальше. биоразнообразия.




127
Глава 5

Сотрудничество
в целях противодействия
региональным опасностям:
стихийным бедствиям,
наркоторговле, преступности
и терроризму




«Обеспечение человеческой безопасности означает избавле-
ние от таких хронических угроз, как голод, болезни и репрес-
сии, а также защиту от неожиданных негативных потрясений в
укладе повседневной жизни, будь то дома, на работе или в ме-
сте проживания.»
Доклад о человеческом развитии ПРООН 1994 г.




129
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Защита от региональных угроз:
В Центральной Азии
стихийные бедствия
настоятельная необходимость
и антропогенные
сотрудничества
катастрофы пред-
ставляют потенци-
стихийных или антропогенных угроз может по-
В Центральной Азии стихийные бедствия и ан-
ально самые серьез-
высить уровень доверия и усилить готовность
тропогенные катастрофы представляют потен-
ные угрозы для жизни
преодолеть традиционные конфликты между
циально самые серьезные угрозы для жизни че-
человека
соседними государствами. Это подтверждает-
ловека и источников средств к существованию.
ся примерами из разных регионов. Например,
Поскольку многие из угроз носят региональный
вслед за разрушительным землетрясением в ту-
характер, сотрудничество в области подготов-
рецкой провинции Мармара в 1999 г. последо-
ки, предотвращения и реагирования дает еще
вало сближение между Грецией и Турцией.
одну возможность странам Центральной Азии
объединить усилия для принятия конкретных
практических мер на региональном уровне.
Предотвращение стихийных
В основе настоятельной необходимости сотруд-
бедствий – приоритет для
ничества – несколько предпосылок. Во-первых,
природные и антропогенные опасности, вклю- регионального сотрудничества
чая стихийные бедствия, наркоторговлю, пре-
После всемирных трагедий, вызванных разруши-
ступность и терроризм, не признают границ. Во-
тельным воздействием азиатского цунами в де-
вторых, страны согласны с тем, что все они под-
кабре 2004 г. и ураганом Катрина в южной части
вергаются опасностям, хотя и в разной степени.
Соединенных Штатов в августе 2005 г., выросло
Если незаконный оборот наркотиков раньше
осознание того, что стихийные бедствия могут
вызывал озабоченность исключительно в Афга-
иметь крупные, непредсказуемые последствия
нистане, гражданская война была бедствием для
для целых регионов и огромного количества
Таджикистана, терроризм представлял угрозу
людей. К счастью, опасности со стороны океана
только для Узбекистана и Ферганской долины, а
не затрагивают Центральную Азию, однако она
преступность – только для таких больших горо-
подвержена воздействию более чем 20 различ-
дов, как Алматы, то теперь это реальные угрозы
ных типов опасных природных явлений, вклю-
для всего региона. В-третьих, поскольку стихий-
чая землетрясения, ливневые паводки, оползни,
ные бедствия или антропогенные катастрофы
обвалы, сход лавин и наводнения, вызываемые
наносят большой ущерб экономике, челове-
таянием ледниковых озер.1 Любая из этих угроз –
ческому благосостоянию и политической ста-
тем более их сочетание – может стать причиной
бильности, то гораздо более предпочтительны
гибели тысяч людей и оставить миллионы людей
их предотвращение и готовность к ним, где это
без крова и средств к существованию, разрушить
представляется возможным.
инфраструктуру, вызвать перебои с доставкой
В-четвертых, существует тесная взаимосвязь
продовольствия и других важнейших товаров,
между наркоторговлей, преступностью и тер-
отравить реки и нанести долгосрочный ущерб
роризмом, с одной стороны, и внутренними и
здоровью и питанию. Нанесенный ущерб часто
межгосударственными конфликтами – с другой,
имеет региональный характер, хотя распро-
так что предотвращение и управление рисками
странение самой катастрофы ограничено мест-
может стать способом предотвращения кон-
ными масштабами. Помимо того что стихийные
фликтов. В-пятых, описанные выше проблемы
бедствия могут потенциально повлечь крупно-
тесно связаны с другими региональными про-
масштабные человеческие жертвы, они воздей-
блемами. Как только страны закрывают свои гра-
ствуют на темпы роста региональной экономи-
ницы для противодействия мнимым или реаль-
ки, усугубляют финансовые проблемы, создают
ным угрозам безопасности, начинает страдать
препятствия для финансирования в социальной
трансграничная торговля, сокращаются уровень
сфере и инфраструктуре и перенаправляют по-
миграции и человеческие контакты на местном
токи финансовой помощи в регионы стихийного
уровне. При неграмотной эксплуатации водной
бедствия, вместо того чтобы использовать их в
инфраструктуры возрастают риски неожидан-
интересах долгосрочного развития.
ного прорыва плотин и каналов. А в порочном
круге оказываются связанными воедино нар-
которговля, преступность, терроризм и слабое
Потенциальные человеческие и
управление, коррупция и ограничение возмож-
экономические потери
ностей для людей и местных сообществ.
События во всем мире указывают на постоянно
И наконец, успешное сотрудничество в области
растущую частоту стихийных бедствий, возрос-
противодействия и ликвидации последствий


130
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

шие человеческие жертвы и экономические ступа к кредитам. Всё вместе это оказывает не- Стихийные бедствия
издержки. Хотя количество потерянных жизней обратимое воздействие на человеческий и фи- наносят несравнимо
за последние 20 лет сократилось: в 1990-е гг. зический капитал бедных слоев населения, что больший ущерб бед-
во время стихийных бедствий погибли 800 тыс. ограничивает перспективы их возвращения к ным странам
человек, а в 1970-х гг. – 2 млн., однако число по- нормальной жизни. В Центральной Азии шок от
страдавших возросло в три раза и достигло 2 любых стихийных бедствий накладывается на
млрд. человек.2 Согласно Докладу о мировых уже и без того огромное сокращение доходов
катастрофах 2004 г., подготовленному Между- и рост бедности после распада Советского Со-
народной федерацией обществ Красного Кре- юза (см. Главу 2).
ста и Красного Полумесяца, экономическая Информация о последствиях стихийных бед-
стоимость стихийных бедствий стремительно
ствий и связанных с ними издержках в Цен-
возросла. Только за последние два десятилетия
тральной Азии ограничена, но, даже если не
прямые экономические потери выросли в 5 раз
учитывать исключительные события, годовой
и составили 629 млрд. долл. США.3 Прямые поте-
ущерб от «обычных» катастроф весьма значите-
ри в годовом исчислении от погодных явлений
лен.5 Согласно некоторым оценкам,6 потенци-
увеличились с 3,9 млрд. долл. в 1950-х гг. до 63
альные экономические издержки могут соста-
млрд. долл. в 1990-х гг. Всемирный банк и Служба
вить 70% от ВВП Таджикистана, 20% в Кыргыз-
геологических наблюдений США полагают, что
стане и более умеренные 3–5% в Казахстане и
глобальные экономические потери от стихийных
Узбекистане (см. Рисунок 5.1).
бедствий в 1990-х гг. могли бы быть снижены на
Между 1992 и 1999 гг. в Кыргызстане было за-
280 млрд. долл., если бы 40 млрд. долл. были бы
фиксировано более 1 200 стихийных бедствий.
инвестированы в превентивные мероприятия.4
Они унесли жизни более 400 людей, разрушили
Стихийные бедствия обычно наносят несравни-
и уничтожили 50 тыс. домов, 222 школы, 127 ле-
мо больший ущерб бедным странам по сравне-
чебных учреждений, а также автодороги, линии
нию с богатыми, как показано в Таблице 5.1. И
электропередач, гидротехнические сооруже-
даже внутри страны бедные группы населения,
ния и другие важные элементы инфраструкту-
как правило, страдают гораздо сильнее, а рас-
ры.7 По данным ЕЭК ООН, прямой экономиче-
пространение бедности неизбежно возраста-
ский ущерб от стихийных бедствий в средний
ет. Бедные слои населения часто проживают в
обычный год в Кыргызстане превышает 20 млн.
опасных районах, где стоимость земли относи-
долл. США.8 Эти цифры не включают в себя кос-
тельно низка, и им значительно сложнее своев-
венный ущерб и вторичные последствия, такие
ременно эвакуироваться, даже при получении
как экологический ущерб, эпидемии, ухудше-
предупреждения о надвигающемся бедствии.
ние жизненных условий и снижение плодоро-
Снижение доходов и ущерб имуществу сопро-
дия почвы. Экономические из-
вождаются сокращениями штата в фирмах и на
В Таджикистане ежегодно происходит 50 тыс. держки могут со-
предприятиях, реагирующих таким образом на
оползней, 5 тыс. подземных толчков и землетря- ставить от 70% ВВП
спад экономической активности, и увольнени-
сений, сотни сходов лавин и селевых потоков. В Таджикистана до
ем менее квалифицированных сотрудников с
1999 г. засуха в юго-восточном Таджикистане по- более низких 3–5% в
меньшим опытом работы. У бедных изначально
разила 250 тыс. гектаров неорошаемых культур,
меньшая степень финансовой защищенности, Казахстане и Узбеки-
вследствие чего 840 тыс. человек оказались в
низкий уровень сбережений и отсутствие до- стане


Таблица 5.1
Средние показатели
Ущерб от стихийного бедствия, в % от ВВП
ущерба от крупных
Развивающиеся Небольшие Страны с Другие стихийных бедствий*
страны** государства низкими развивающиеся
доходами страны
1977 – 1981 7,1 22,4 3,2 1,8
1982 – 1986 7,0 20,6 4,9 2,4
1987 – 1991 12,3 34,7 4,8 2,3
1992 – 1996 3,3 11,7 2,7 1,0
1997 – 2001 4,1 9,0 5,8 1,5
*Средний уровень ущерба от стихийного бедствия основан на невзвешенной средней
величине коэффициента ущерба страны по отношению к ВВП.
**Выборка включает 31 небольшое государство, 59 стран с низкими доходами и 56
других развивающихся стран.
Источник: IMF 2003.


131
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

критической зависимости от продовольствен- сила которых составляла более 7 баллов по 12-
На территории реги-
ной помощи. За этим в 2000 г. в Таджикистане балльной шкале Рихтера. Если бы произошло
она наиболее серьез-
последовала засуха, самая сильная за послед- еще одно землетрясение сходной силы, то бо-
ную и потенциально
ние 74 года, что повлекло за собой сокращение лее 60% зданий в Алматинском регионе были
наиболее разруши-
на 47% производства зерновых и угрозу голода бы разрушены, при этом, по некоторым оценкам,
тельную опасность
для примерно миллиона людей. 500 тыс. человек получили бы ранения, а 300 тыс.
представляют зем-
– погибли.10 Согласно мнению экспертов, земле-
летрясения Согласно данным экспертов из Казахстана, пря-
трясение даже меньшей силы может стать при-
мой ущерб от стихийных бедствий ежегодно со-
чиной гибели 75 тыс. человек из 1,5 млн. жителей
ставляет 20 млн. долл. США, а косвенный ущерб
в Алматы, 55 тыс. из 1,1 млн. – в Душанбе и 45 тыс.
может превышать эту сумму в 10 раз.9 В Таблице
из 2,2 млн. – в Ташкенте.11 Сильные землетрясе-
5.2 приведены данные Министерства по чрез-
ния на территории любого из этих государств,
вычайным ситуациям Казахстана об экономиче-
вероятнее всего, могут привести к разрушению
ском ущербе и человеческих потерях в резуль-
коммуникаций, систем отопления, газо- и водо-
тате стихийных бедствий в Казахстане с начала
снабжения, железных и автомобильных дорог,
1995 г., включая как техногенные катастрофы
линий электропередач и мостов.
(технологические, транспортные аварии, пожа-
ры и т. д.), так и природные риски (в том числе Около 30% территории Казахстана, где прожи-
экологические бедствия, природные возгора- вает более 6 млн. человек и где расположено
ния и инфекционные заболевания). 40% промышленности, постоянно находятся
под угрозой разрушительного землетрясения.12
На территории региона наиболее серьезную и
В 2003 г. в Казахстане было зафиксировано 21
потенциально наиболее разрушительную опас-
землетрясение.13 Во время подземных толчков
ность представляют землетрясения. Вся южная
в мае 2003 г. в Жамбыльской области Казахстана
часть Центральной Азии находится в одной из
пострадали 43 тыс. человек, из которых 30 тыс.
самых активных сейсмических зон (см. Рисунок
остались без крова. 66% всех административ-
5.2). Сильные землетрясения, наносящие боль-
ных зданий были серьезно повреждены.
шой ущерб людям и инфраструктуре, – обычное
явление в регионе. В 1949 г. землетрясение в Более половины территории Узбекистана, где
Ашхабаде унесло жизни 70 тыс. человек, а Ал- проживают 16 млн. человек и где расположено
маты три раза подвергался разрушению в конце 90% промышленности этой страны, находится,
XIX и в начале XX в. в результате землетрясений, как полагают, в сейсмически активной зоне, где




Рисунок 5.1
Потенциальный экономический ущерб от стихийных бедствий в некоторых странах СНГ


????????

? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ???
?
????????
??????
???????????
???????????
??????????
?????????????
??????
?????????
????????
???????
??????????

? ????? ????? ????? ????? ?????? ?????? ?????? ?????? ?????? ??????
??????????????
???????? ??????????????

???????????????????????????????????????????????????????????
?????????????????????????????????????????

Источник: На основе World Bank 2004e.


132
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

Таблица 5.2
Последствия
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 стихийных
бедствий в
Количество
34 089 24 329 24 560 29 326 22 656 21 851 23 109 24 324 27 212 Казахстане, 1995
пострадавших
– 2003 гг.
Количество
5 714 5 151 4 738 4 444 3 881 3 818 3 887 3 996 4 442
смертных случаев
Материальные
затраты (млн. долл. 44 22 51 37 21 22 21 36 30
США)*
*Обменный курс: 1 долл. США равен 130,49 казахских тенге на 6 мая 2005 г.
Источник: Информация веб-сайта Министерства по чрезвычайным ситуациям, http://ns.emer.kz.


сила подземных толчков может достичь 7 или 9 которых относится озеро Сарез в Таджикистане Частые наводнения
баллов по шкале Рихтера.14 Сильное землетря- (см. Вставку 4.2 в Главе 4). Прорыв плотины на могут причинить
сение произошло в Андижане в 2002 г., в Каш- значительный ущерб
озере Сарез может нанести ущерб почти 6 млн.
кадарье в 1998 г. и в Ташкенте в 1966 г., где под- на территории в
человек, проживающих на территории в 70 тыс.
земные толчки силой 8 баллов стерли с лица тысячи квадратных
кв. км в Афганистане, Таджикистане, Туркмени-
земли 78 тыс. жилых домов. В Таджикистане, где километров
стане и Узбекистане.16 Если подземные толчки
происходят сотни подземных толчков каждый или другие факторы приведут к прорыву дамбы
год, более 500 домов были повреждены и 2 500 в Чарвакском, Андижанском, Каттакурганском
человек пострадали во время землетрясения в или Южно-Сурханском водохранилищах в Узбе-
районе Фархора в октябре 2000 г. кистане, а также Токтогульской плотины в Кыр-
гызстане или Кайраккумского водохранилища в
Другие источники потенциально значительных
Таджикистане, то это вызовет, вероятнее всего,
стихийных бедствий – оползни, селевые потоки
сильные наводнения, которые могут нанести
и наводнения. В Центральной Азии находятся 30
ущерб соседним государствам.
водохранилищ, созданные более 30 лет назад и
эксплуатирующие устаревшее гидроинженер-
ное оборудование.15 Частые наводнения несут
Усиление рисков стихийных бедствий
в себе опасность разрушения дамб, береговой
в результате деятельности
линии и экстренного сброса воды. Всё это может
человека
причинить значительный ущерб на территории
в тысячи квадратных километров. Самая боль-
Хотя стихийные бедствия, как правило, не могут
шая опасность, имеющая огромные трансгра-
быть предотвращены, существует возможность
ничные последствия, исходит от горных озер с
сократить риски большого ущерба. Высокая
непрочной системой природных дамб, к числу


Рисунок 5.2
Сейсмически опасные зоны в Центральной Азии

Астана

Усть-Каменогорск ???????????? ?????????????????????
Караганда
КАЗАХСТАН ???????????????? ????
??????????
???????
??? ?????????????
???
Аральское ???????
???
море ???
Актау
Бишкек ??? ???????
Алматы
УЗБЕКИСТАН
Каспийское ???
Ташкент ???
море ??????
???
Ош
Бухара ?
Туркменбаши Ходжент
Баку
ТУРКМЕНИСТАНСамарканд КЫРГЫЗСТАН ??????
Душанбе
??????????????????
Ашгабад
?????????????????????
ТАДЖИКИСТАН

Источник: основано на карте приведенной в World Bank 2004f.


133
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

степень уязвимости перед лицом стихийных отходов и токсичных ядов, представляющих се-
Многие экологические
бедствий в некоторых регионах Центральной рьезную угрозу и расположенных недалеко от
угрозы в Централь-
Азии может объясняться сложными геокли- Туркменистана.
ной Азии в действи-
матическими условиями, политикой прошлых
тельности – след- Основная проблема сегодня – обеспечение
лет, а также способами борьбы со стихийными
ствие политики про- условий, при которых человеческая деятель-
бедствиями в настоящее время. Многие из чис-
шлых лет ность не усугубляла бы воздействие природ-
ла экологических угроз в Центральной Азии в ных явлений. Согласно обширному докладу
действительности – следствие политики, ко- ПРООН о воздействии стихийных бедствий на
торая на протяжении десятилетий позволяла глобальное человеческое развитие, риски сти-
производить обогащение урана, сброс отходов, хийных бедствий находятся в зависимости, как
хранение пестицидов и т. п. Хотя в основном эта положительной, так и отрицательной, от поли-
деятельность в настоящее время прекратилась, тики развития городских и сельских районов,
она оставила опасное наследство. комплексного использования ресурсов, уровня
Всё это в наиболее явной форме проявляется промышленного и экономического развития,
в случае с загрязнением отходами урана. До профилактики заболеваний, подходящих мето-
распада Советского Союза Центральная Азия дов строительства и проектирования, борьбы с
поставляла сырье и служила местом испытаний коррупцией и преступностью и т. д.18 Попусти-
для советской ядерной программы; поддер- тельство, допускающее расположение большо-
живала производство, испытание и хранение го числа населенных пунктов на территориях,
радиоактивных материалов; именно здесь раз- подверженных опасности затопления, или на-
рабатывались и испытывались образцы хими- рушение норм строительства зданий в сейс-
ческого и биологического оружия. После 1991 мически опасных зонах оборачиваются зна-
г. Кыргызстан и Таджикистан столкнулись с ужа- чительным увеличением ущерба и количества
сающими последствиями скопления на своей человеческих жертв от возможных природных
территории большого количества отходов ура- явлений. Сочетание коррупции и бедности
нового производства, которые требовали над- часто влечет за собой принятие не соответ-
лежащего поддержания мест для их хранения. ствующих требованиям решений о месте рас-
В настоящее время оползни, наводнения, зем- положения населенных пунктов и отсутствие
летрясения и повышение уровня грунтовых вод эффективного контроля за исполнением стро-
представляют собой все возрастающую угрозу ительных норм. В гористой местности вырубка
для мест хранения отходов, большинство из леса, пахотные работы и выпас скота на горных
которых находятся в критическом состоянии склонах вызывают разрушение поверхностного
и могут разрушиться. Любая авария основного слоя почвы, что может привести к оползням и
места хранения отходов приведет к загрязне- сходам лавин.19 Недостаточный ремонт и со-
нию огромной площади на территории всего держание дамб и ирригационной инфраструк-
региона. туры, хранилищ урановых отходов в отсутствие
системы раннего оповещения и готовности к
Ряд захоронений отходов расположен вблизи
стихийным бедствиям повышает вероятность
основных водных артерий региона или их при-
больших человеческих и материальных потерь
токов, что значительно повышает потенциаль-
в случае стихийного бедствия.20 Когда в основе
ную опасность этих хранилищ. Так, например,
этих проблем лежат давно принятые решения,
радиоактивные отходы на ядерной свалке быв-
связанные с заселением территорий, и такие
шего советского горнодобывающего и химиче-
коренные проблемы, как бедность, недостаток
ского завода в Ленинабаде (ныне Худжанд) угро-
ресурсов и слабое управление, они становятся
жают реке Сырдарья. Таджикистан раньше был
трудноразрешимыми. Тем не менее они требу-
важным поставщиком урана как для военных,
ют подробного рассмотрения и принятия соот-
так и промышленных целей и теперь обреме-
ветствующих действий.
нен почти 50 млн. тон радиоактивных отходов,
которые могут быть смыты дождевыми водами Решение многоплановых проблем по предот-
в Сырдарью.17 В Кыргызстане расположено 30 вращению или минимизации рисков стихийных
хранилищ урановых отходов, большинство из бедствий, включая мониторинг рисков и подго-
которых находятся рядом с притоками Сыр- товленность к бедствиям, внедрение системы
дарьи и всего в 30 км от узбекской границы. В реагирования в случае стихийных бедствий, а
Основная проблема
случае оползней или селевых оползней радио- также реализацию соответствующей полити-
сегодня – обеспечение
активные отходы могут быть смыты в реки Май- ки, требует принятия мер на различных уров-
условий, при которых
луу-Суу, Карадарья и Сырдарья, что приведет к нях. Такие уровни включают анализ процессов
человеческая дея-
загрязнению 300 кв. км в Узбекистане, населен- развития и рисков, возникающих в связи с ис-
тельность не усугу-
ных 1,5 млн. человек. На территории Узбекиста- пользованием природных ресурсов; развитие
бляла бы воздействие
на также есть несколько хранилищ урановых городского хозяйства; борьбу с ухудшением
природных явлений


134
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

окружающей среды, например, эрозией почвы щим ресурсам на национальном уровне. Как В политике в обла-
и наступлением пустынь; сглаживание струк- часть национального плана по защите окру- сти чрезвычайных
турной подверженности рискам стихийного жающей среды, подготовленного при помощи ситуаций пяти ре-
бедствия в общественной инфраструктуре, специалистов из Всемирного банка, правитель- спублик в настоящее
строительстве жилых домов и таких важнейших ство Кыргызстана выступило с инициативой время содержится
учреждений, как больницы. Это также оценка строительства безопасных хранилищ отходов региональный меха-
институциональных, финансовых и социальных уранового производства, а также переработки низм, возникший на
условий: строительных норм, финансирования ртути и сурьмы. В каждом из государств обще- основе советского
и страхования для смягчения последствий сти- ства Красного Креста и Красного Полумесяца Государственного
хийных бедствий, действий на местном уровне сыграли важную роль в подготовке к стихий- комитета по чрезвы-
по охране окружающей среды, снижения бед- ным бедствиям, кроме того, была разработана чайным ситуациям
ности и усиления системы жизнеобеспечения и Стратегия Красного Креста для Центральной
т. д. А в таких регионах, как Центральная Азия, Азии.21
подобные действия должны включать тесное В политике в области чрезвычайных ситуаций
региональное сотрудничество, поскольку воз- пяти республик в настоящее время содержится
действие катастроф выходит за национальные региональный механизм, возникший на осно-
границы, а региональные возможности мони- ве советского Государственного комитета по
торинга и реагирования намного эффективнее чрезвычайным ситуациям. Комитет был создан
мер на национальном уровне. в Советском Союзе в 1990 г. как постоянно дей-
ствующий правительственный орган и в 1992
г., по соглашению, принятому после получения
Развитие способностей
странами независимости, был разделен на от-
реагирования на уровне дельные государственные комитеты по чрез-
национальных и региональных вычайным ситуациям и гражданской обороне,
структур которые впоследствие получили статус полно-
правных министерств. В 1993 г. на уровне СНГ
Снижение рисков стихийных бедствий и тех- был учрежден Межгосударственный совет по
ногенных катастроф – сфера ответственности чрезвычайным ситуациям при стихийных бед-
министерств по чрезвычайным ситуациям, ко- ствиях и техногенных катастрофах для коор-
торые были созданы в каждой из стран для раз- динации политики по борьбе со стихийными
работки и реализации политики, направленной бедствиями среди стран – членов СНГ. В компе-
на предотвращение чрезвычайных ситуаций, за- тенцию Совета входят подготовка соглашений
щиту жизни людей и минимизацию ущерба. Они о сотрудничестве, разработка и осуществление
координируют деятельность различных мини- межгосударственных технических программ в
стерств, ведомств, региональных, городских и области предотвращения катастроф и смягче-
местных органов управления по разработке и ния их последствий, интеграция национальных
реализации планов действий в чрезвычайной систем, а также обучение и обмен опытом меж-
ситуации. Они также проводят обучение мест- ду соответствующими учреждениями.22
ного населения и государственных служащих и
Кроме того, страны Центральной Азии со-
осуществляют управление государственными
трудничают друг с другом на основе целого
резервными финансовыми фондами, матери-
ряда региональных и двусторонних соглаше-
альными и техническими ресурсами, включая
ний. Среди них можно отметить соглашение,
продовольствие и медикаменты.
принятое в 1996 г. между Казахстаном, Кыр-
Страны Центральной Азии добились разной гызстаном и Узбекистаном о сотрудничестве
степени успеха в разработке планов по подго- в области восстановления и переоснащения
товке к чрезвычайным ситуациям. Правитель- хранилищ радиоактивных отходов, имеющих
ство Казахстана при техническом содействии трансграничное значение. В 1999 г. совмест-
ПРООН подготовило в 2000 г. «Наращивание ная программа стран Центральноазиатско-
потенциала подготовленности Агентства Ре- го экономического сообщества продолжила
спублики Казахстан по чрезвычайным ситуа- предыдущую инициативу по восстановлению
циям и природным катастрофам.» Кыргызстан и переоснащению хранилищ отходов. А согла-
в сотрудничестве с Азиатским банком развития шение, принятое в 1998 г. между Казахстаном,
в настоящее время разрабатывает Программу Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном
создания потенциала по предотвращению и о совместном использовании трансграничных
рек, водохранилищ и водной инфраструктуры,
реагированию на стихийные бедствия, которая
создает основу для совместной деятельности
предусматривает привлечение к программам
по сокращению отрицательных последствий,
по снижению рисков стихийных бедствий мест-
вызванных весенними паводками, оползнями
ных ресурсов, в дополнение к уже существую-


135
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

и другими стихийными бедствиями. Была также ными бедствиями дает примеры успешной ра-
Страны Централь-
создана Межгосударственная рабочая группа, боты в этой области.25
ной Азии подписали
которая проводит от двух до трех встреч в год
многие международ- Во-вторых, правительства в регионе не облада-
для обсуждения природных бедствий, имею-
ные декларации и со- ют достаточным потенциалом в области управ-
щих общерегиональный характер.
глашения направлен- ления рисками, мониторингом, распростране-
ные на достижение нием информации на местах; или финансовыми
Международное сообщество поддержало це-
более высокой сте- возможностями для восстановительных работ и
лый ряд межрегиональных инициатив. В 2003 г.
пени готовности к обеспечения готовности к стихийным бедстви-
сотрудники ведомств по чрезвычайным ситуа-
стихийным бедстви- ям. Это, в частности, ясно следует из докумен-
циям из Казахстана, Кыргызстана, Туркмениста-
ям, однако целый ряд тов по Луговскому землетрясению, произошед-
на и Узбекистана приняли участие во встрече
факторов затрудня- шему в Казахстане в мае 2003 г.26 Финансовые
Суб-регионального проекта по предотвраще-
ет реализацию этих средства для борьбы со стихийными бедстви-
нию и реагированию на стихийные бедствия,
договоренностей ями во всех республиках недостаточны, и наи-
организованной ПРООН в Иране. На встрече
большее внимание уделяется спасательным
обсуждались новые инициативы по предотвра-
работам после произошедших катастроф, а не
щению и реагированию на стихийные бедствия
их предотвращению.27 Необходимо изыскивать
в Центральной Азии и некоторых соседних
новые источники финансирования, включая
странах. Последующие встречи были проведе-
привлечение частного сектора к поддержке
ны в Душанбе в 2004 г. и в Алматы в мае 2005
программ подготовки к стихийным бедствиям.
г.23 Также в 2003 г. Координационный центр по
реагированию на катастрофы Организации Се- В-третьих, местное население часто плохо ин-
вероатлантического договора (НАТО) провел формировано о потенциальной угрозе стихий-
учения по гражданской обороне в узбекской ных бедствий и возможных мерах по смягчению
части Ферганской долины «Фергана 2003». В их последствий. Оно почти не принимает уча-
учениях, которые были направлены на улучше- стие в подготовке к стихийным бедствиям, хотя
ние взаимодействия в условиях чрезвычайных играет ключевую роль в процессе преодоле-
ситуаций, наиболее актуальных для региона, ния их последствий и чаще всего лучше осве-
главным образом, землетрясений, наводнений домлено о потенциальных местных угрозах и
и оползней, приняли участие представители способах реагирования, а также более активно
28 стран и международных организаций. Эти в осуществлении соответствующих мероприя-
учения стали частью программы «Партнерство тий. Государственные учреждения по чрезвы-
ради мира», в которой теперь участвуют все чайным ситуациям несут ответственность за
информирование местного населения о реаги-
страны Центральной Азии.
ровании и поведении во время чрезвычайных
Страны Центральной Азии подписали многие
ситуаций посредством информационных кам-
международные декларации и соглашения на
паний в средствах массовой информации; за
высшем уровне, направленные на достижение
обучение готовности к стихийным бедствиям
более высокой степени готовности к стихий-
в школах и других учебных заведениях, а также
ным бедствиям на национальном и региональ-
распространение соответствующей информа-
ном уровне. Например, все государства Цен-
ции среди ответственных лиц. Однако до сих
тральной Азии, за исключением Туркменистана,
пор большое число людей не охвачены дея-
послали свои делегации на Международную
тельностью этих учреждений.
конференцию по борьбе со стихийными бед-
Национальные структуры привлекают к участию
ствиями, проходившую в январе 2005 г. в Кобэ,
гражданское общество в основном для оказа-
Япония, и присоединились к Хиогской деклара-
ния помощи и проведения восстановительных
ции, призвавшей к развитию международного и
работ. Однако гражданские и общественные
регионального сотрудничества.24 Однако целый
организации могли бы играть существенную
ряд факторов затрудняет реализацию этих до-
роль в обеспечении готовности к стихийным
говоренностей. Во-первых, в настоящее время
бедствиям: осуществлять коммуникацию между
не разработана полная система оценки рисков
правительством и местным населением; зани-
Гражданские и обще- и реагирования на чрезвычайные ситуации в
маться привлечением средств; содействовать
ственные организа- рамках всего региона, не говоря уже об отсут-
проведению разъяснительной работы и под-
ции могли бы играть ствии интегрированного подхода к планирова-
готовке к чрезвычайным ситуациям. Поэтому на
существенную роль нию на случай чрезвычайных обстоятельств на
всех этапах подготовки к стихийным бедствиям
в обеспечении готов- национальном и региональном уровнях и раз-
необходимо в обязательном порядке привле-
ности к стихийным работки Регионального плана по предотвраще-
кать представителей общественности к работе
бедствиям, поэтому нию и реагированию на стихийные бедствия,
комитетов национальных, региональных и рай-
их необходимо при- позволяющего осуществлять сотрудничество,
онных правительств и администраций. Вставка
влекать в обязатель- мониторинг, открытый обмен информацией и
5.1 показывает, как это можно сделать на прак-
ном порядке обучение. Мировой опыт по борьбе со стихий-


136
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

тике. В идеале общественные организации, во- полнении долгосрочных задач по обеспечению Трансграничная
влеченные в деятельность по обеспечению го- готовности и предотвращению стихийных бед- наркоторговля и
товности к стихийным бедствиям, также должны ствий. Международным партнерам следовало последующий рост
развивать региональные контакты, с тем чтобы бы обратить более пристальное внимание на незаконного потре-
предоставлять необходимую поддержку и кри- эти вопросы и действовать более систематиче- бления наркотиков
тически подходить к деятельности официаль- ски и координированно. представляют собой
ных органов. все более острую
угрозу стабильности
В-четвертых, страны Центральной Азии еще не
Наркоторговля – региональная и безопасности госу-
ввели в действие систему страхования рисков
дарств Центральной
угроза для человеческого
при чрезвычайных обстоятельствах на межре-
Азии и их населения
гиональном уровне. Такая система была успеш- развития и обеспечения
но внедрена в нескольких развитых странах, а
человеческой безопасности
также в Турции.28 Введение системы принесло
бы большие преимущества. Купившие страхов- Трансграничная наркоторговля и последующий
ку лица получили бы гарантированные выплаты рост незаконного потребления наркотиков
в случае чрезвычайных ситуаций, что умень- представляют собой все более острую угрозу
шило бы нагрузку на государственный бюджет. стабильности и безопасности государств Цен-
Страхование также способствует улучшению тральной Азии и их населения. Начиная с конца
мониторинга за строительными нормами и 1990-х гг. через Центральную Азию пролегали
выделяемыми участками. Введение механизма основные маршруты поставки наркотиков для
страхования на региональном уровне будет по- рынков Западной и Восточной Европы, и от-
крывать риски на более обширной территории, правной точкой были не только Афганистан,
чем это делают национальные схемы. Однако но и другие азиатские страны, включая Китай
реализация такого плана потребует много вре- и страны Юго-Восточной Азии.29 Торговля нар-
мени, а его участниками, скорее всего, могут котиками стала основным источником финан-
быть только жители больших городов. сирования преступных и экстремистских групп
И наконец, международное сообщество обыч- и организаций региона, некоторые из которых
но очень быстро реагирует на произошедшее связаны с глобальными преступными сетями.
масштабное стихийное бедствие и предлага- Наркотики в значительной степени повлияли
ет гуманитарную помощь и содействие в вос- на ситуацию с обеспечением человеческой
становительных работах. Но оно значительно безопасности в Центральной Азии. Возросло
менее задействовано в оказании помощи в вы- количество наркоманов – при высоком уровне
бедности молодые люди особенно подвержены
вовлечению в мир преступности и наркотор-
Вставка 5.1
говли. Последствия этого серьезны и затраги-
На озере Сарез местное вают сферу общественного здоровья, экономи-
население принимает ческого развития и социальной стабильности.
участие в деятельности по Поскольку торговля наркотиками и сопутству-
ющие ей проблемы не признают границ, реги-
обеспечению готовности
ональное сотрудничество по их пресечению
к стихийным бедствиям
совершенно необходимо.30
В рамках Проекта восстановления и смягчения послед-
ствий на озере Сарез в Таджикистане разработан план по
Аспекты быстрорастущего оборота
созданию системы подготовки к стихийным бедствиям,
в котором определены ответственность и правила по- наркотиков
ведения во время катастрофы, методы обучения людей
Центральная Азия граничит с главным центром
соответствующим навыкам, укрытия и подъездные пути.
производства опиума – Афганистаном (см. Рису-
Все мероприятия рассчитаны на привлечение предста-
нок 5.3). Глобальный спрос на опиаты традици-
вителей руководства местных сообществ и населенных
онно сосредоточен в Западной Европе, однако
пунктов. В рамках проекта в Центральной Азии была
также быстро растет в России и Китае.31 Цена
создана поисково-спасательная группа добровольцев,
возрастает в зависимости от удаленности от
состоящая исключительно из женщин. Их работа оказа-

<<

стр. 9
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>