<<

стр. 5
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

новлении выпуска средства массовой информации осуществляется в поряд
ке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите изби
рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе
дерации.

125
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Приостановление выпуска средства массовой информации по преду
смотренным настоящей статьей основаниям осуществляется судом на срок
до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае,
если проводится повторное голосование, до момента окончания повторного
голосования.
В целях настоящей статьи нарушением главным редактором или органи
зацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законода
тельства Российской Федерации о выборах и референдумах признается на
рушение этим главным редактором или этой организацией установленного
указанным законодательством порядка информирования избирателей,
участников референдума, проведения предвыборной агитации, агитации по
вопросам референдума, предусмотренное законодательством об админист
ративных правонарушениях.
Для целей настоящей статьи не признается нарушением законодательст
ва Российской Федерации о выборах и референдумах распространение в
средстве массовой информации материалов и сообщений, за содержание ко
торых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства
массовой информации, не несет ответственности в соответствии с законода
тельством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоя
щим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой инфор
мации, а предусмотренные уставом редакции — с момента его утверждения.
Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно ус
тановить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения
устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным
актам законодательства Российской Федерации.
Статья 19. Статус редакции
Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной
самостоятельности.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйст
вующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.
Если редакция зарегистрированного средства массовой информации орга
низуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в со
ответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юри
дических лиц» и помимо производства и выпуска средства массовой инфор
мации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не
запрещенную законом деятельность. (в ред. ФЗ от 21.03.2002 № 31 ФЗ)
В течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продукции сред
ства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей.
Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление
данного срока. В случае, если учредитель прекратил деятельность средства

126
Закон РФ «О средствах массовой информации»

массовой информации до истечения указанного срока, платежи взыскива
ются в полном объеме за весь срок.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой ин
формации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои
полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между
учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор пред
ставляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространите
лем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями,
организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответ
ственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности сред
ства массовой информации настоящим Законом и другими законодательны
ми актами Российской Федерации.
Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением теле , видеопрограмм
и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание
(введена Федеральным законом от 04.08.2001 № 107 ФЗ)
Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо
с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном
(складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражда
нин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе вы
ступать учредителями теле , видеопрограмм.
Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Россий
ской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридиче
ское лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием,
доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале кото
рого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации
(юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного прие
ма передач которых охватывает половину и более половины субъектов Рос
сийской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и бо
лее половины численности населения Российской Федерации.
Отчуждение акций (долей) учредителем теле , видеопрограммы, в том
числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществ
ляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач
которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Рос
сийской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и бо
лее половины численности населения Российской Федерации, повлекшее
появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного
участия, составляющей 50 процентов и более, не допускается.
Статья 20. Устав редакции
Устав редакции средства массовой информации принимается на общем
собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции боль

127
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

шинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утвержда
ется учредителем.
В уставе редакции должны быть определены:
1. взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редак
тора;
2. полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редак
ции;
3. порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной
коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4. основания и порядок прекращения и приостановления деятельности
средства массовой информации;
5. передача и (или) сохранение права на название, иные юридические
последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекра
щения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реор
ганизации редакции, изменения ее организационно правовой формы;
6. порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные по
ложения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательны
ми актами.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее
чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, пере
численные в пунктах 1—5 части второй настоящей статьи, могут определять
ся заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным
редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться
одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции
должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпри
нимательской деятельности.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в
регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет
(в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе
оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его
договоре, составляют коммерческую тайну.
Статья 24. Иные средства массовой информации
Правила, установленные настоящим Законом для периодических печат
ных изданий, применяются в отношении периодического распространения
тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью
компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отно
шении иных средств массовой информации, продукция которых распрост
раняется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.
Правила, установленные настоящим Законом для радио и телепрог
рамм, применяются в отношении периодического распространения массо
вой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекомму

128
Закон РФ «О средствах массовой информации»

никационные сети, если законодательством Российской Федерации не уста
новлено иное.
Статья 56. Возложение ответственности
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные
органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объедине
ния, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений
и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Россий
ской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 57. Освобождение от ответственности
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за рас
пространение сведений, не соответствующих действительности и пороча
щих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и
законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление
свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
15. если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
16. если они получены от информационных агентств;
17. если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материа
лах пресс служб государственных органов, организаций, учреждений, пред
приятий, органов общественных объединений;
18. если они являются дословным воспроизведением фрагментов вы
ступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депу
татов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объедине
ний, а также официальных выступлений должностных лиц государственных
органов, организаций и общественных объединений;
19. если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без
предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в
соответствии с настоящим Законом;
20. если они являются дословным воспроизведением сообщений и мате
риалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой
информации, которое может быть установлено и привлечено к ответствен
ности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о сред
ствах массовой информации.
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование
в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц госу
дарственных органов и организаций, общественных объединений законной
деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей про
дукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе
посредством:
! осуществления цензуры;
! вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной само
стоятельности редакции;

129
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

! незаконного прекращения либо приостановления деятельности сред
ства массовой информации;
! нарушения права редакции на запрос и получение информации;
! незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
! принуждения журналиста к распространению или отказу от распрост
ранения информации;
! установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему
информации, за исключением сведений, составляющих государствен
ную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тай
ну;
! нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, —
влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную от
ветственность в соответствии с законодательством Российской Феде
рации.
Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в зада
чи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой инфор
мации, — влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвида
цию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой инфор
мации
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нару
шении требований статьи 4 настоящего Закона, влечет уголовную, админи
стративную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении тре
бований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязаннос
тей журналиста, влечет уголовную, административную или дисциплинар
ную ответственность в соответствии с законодательством Российской Феде
рации. (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 № 94 ФЗ)
Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средст
вах массовой информации
Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массо
вой информации, выразившееся:
! в учреждении средства массовой информации через подставное лицо,
получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание
обманным путем, скрытой уступке лицензии, уклонении от уплаты
потиражного сбора, повышенного регистрационного сбора или не
правомерном получении льгот, установленных для специализирован
ных средств массовой информации;
! в незаконном изготовлении продукции средства массовой информа
ции без его регистрации либо после решения о прекращении или при
остановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а так

130
Закон РФ «О средствах массовой информации»

же предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим
Законом требований;
! в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании рас
пространению продукции средства массовой информации, установле
нии незаконных ограничений на розничную продажу тиража пери
одического печатного издания;
! в нарушении установленных законодательством Российской Федера
ции о выборах и референдумах правил проведения предвыборной аги
тации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий рас
пространения материалов предвыборной агитации, агитации по воп
росам референдума; (абзац введен Федеральным законом от 04.07.2003
№ 94 ФЗ)
! в незаконном распространении продукции средства массовой инфор
мации без его регистрации либо после решения о прекращении или
приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в
свет (в эфир), в незаконном коммерческом распространении, осу
ществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных
условий;
! в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рек
ламы, эротических изданий и программ;
! в нарушении порядка объявления выходных данных, представления
обязательных экземпляров, хранения материалов теле и радиопередач;
! в создании искусственных помех, препятствующих уверенному прие
му радио и телепрограмм,
влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Фе
дерации.
Статья 61. Порядок обжалования
В соответствии с гражданским и гражданско процессуальным законода
тельством Российской Федерации могут быть обжалованы в суде:
1) отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение реги
стрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные
действия регистрирующего органа;
2) решение комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии
на вещание;
3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо
несоблюдение должностными лицами, работниками пресс служб государст
венных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общест
венных объединений требований статьи 40 настоящего Закона;
4) отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение
прав аккредитованного журналиста.

131
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) не
правомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязаннос
ти устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполу
ченные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.
Статья 62. Возмещение морального вреда
Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в ре
зультате распространения средством массовой информации не соответст
вующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство граж
данина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается
по решению суда средством массовой информации, а также виновными
должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.


Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации»
1995 г.
(Извлечения)
Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их оп
ределения.
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
! информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле
ниях и процессах независимо от формы их представления;
! информатизация — организационный социально экономический и
научно технический процесс создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав
граждан, органов государственной власти, органов местного самоуп
равления, организаций, общественных объединений на основе фор
мирования и использования информационных ресурсов;
! документированная информация (документ) — зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими
ее идентифицировать;
! информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопле
ния, хранения, поиска и распространения информации;
! информационная система — организационно упорядоченная, сово
купность документов (массивов документов и информационных тех
нологий, в том числе с использованием средств вычислительной тех
ники и связи), реализующих информационные процессы;
! информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные мас
сивы документов, документы и массивы документов в информацион
ных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах);

132
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

! информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фак
тах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность;
! конфиденциальная информация — документированная информация,
доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
! средства обеспечения автоматизированных информационных систем
и их технологий — программные, технические, лингвистические, пра
вовые, организационные средства (программы для электронных вы
числительных машин; средства вычислительной техники и связи; сло
вари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положе
ния, уставы; должностные инструкции, схемы и их описания, другая
эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые
или создаваемые при проектировании информационных систем и
обеспечивающие их эксплуатацию;
! собственник информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме ре
ализующий полномочия владения, пользования, распоряжения ука
занными объектами;
! владелец информационных ресурсов, информационных систем, тех
нологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владе
ние и пользование указанными объектами и реализующий полномо
чия распоряжения в пределах, установленных законом;
! пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к
информационной системе или посреднику за получением необходи
мой ему информации и пользующийся ею.
Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.
1. Информационные ресурсы являются объектами отношений физиче
ских, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы
России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами,
устанавливающими:
! порядок документирования информации;
! право собственности на отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных
системах;
! категорию информации по уровню доступа к ней; порядок правовой
защиты информации.
Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.
1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет докумен

133
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

тированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного
доступа.
2. Документированная информация с ограниченным доступом по усло
виям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к
государственной тайне, и конфиденциальную.
3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
! законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие пра
вовой статус органов государственной власти, органов местного само
управления, организаций, общественных объединений, а также права,
свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
! документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар
но эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для
обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов,
производственных объектов, безопасности граждан и населения в це
лом;
! документы, содержащие информацию о деятельности органов госу
дарственной власти и органов местного самоуправления, об использо
вании бюджетных средств и других государственных и местных ресур
сов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключе
нием отнесенных к государственной тайне;
! документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов,
информационных системах органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, организаций,
представляющие общественный интерес или необходимые для реали
зации прав, свобод и обязанностей граждан.
4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в со
ответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне».
5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в по
рядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исклю
чением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального за
кона.
Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные).
1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных ин
формационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения,
информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информаци
онных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и
собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены
на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к катего
рии конфиденциальной информации.
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение ин
формации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тай

134
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

ну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме
как на основании судебного решения.
2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причине
ния имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализа
ции прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав
граждан Российской Федерации на основе использования информации об
их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, рели
гиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответст
вии с законодательством.
3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномо
чиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие
ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использова
ния этой информации.
4. Подлежит обязательному лицензированию деятельность не государст
венных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставле
нием пользователям персональных данных. Порядок лицензирования опре
деляется законодательством Российской Федерации.
5. Неправомерность деятельности органов государственной власти и ор
ганизаций по сбору персональных данных может быть установлена в судеб
ном порядке по требованию субъектов, действующих на основании статей 14
и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о персональных
данных.
Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных
ресурсов.
1. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы
местного самоуправления, организации и общественные объединения — об
ладают равными правами на доступ к государственным информационным
ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необ
ходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение со
ставляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информаци
онным ресурсам является основой осуществления общественного контроля
за деятельностью органов государственном власти, органов местного само
управления, общественных, политических и иных организаций, а также за
состоянием экономики экологии и других сфер общественной жизни.
2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей
(потребителей) информацией из информационных ресурсом на основе зако
нодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а
также договоров на услуги по информационному обеспечению. (См. Феде
ральный закон от 19 июля IW8 г. № 113 03 «О гидрометеорологической

135
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

службе» и Положение об информационных услугах в области гидрометеоро
логии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утверж
денное постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425.)
Информация, полученная на законных основаниях из государственных
информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть ис
пользована ими для создания производной информации в целях ее коммер
ческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.
Источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда и
средств при создании производной информации, но не исходная информа
ция, полученная из государственных ресурсов.
3. Порядок получения пользователем информации (указание места, вре
мени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет
собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требо
ваний, установленных настоящим Федеральным законом.
Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, све
дения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владель
цы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют
пользователям бесплатно.
4. Органы государственной власти и организации, ответственные за фор
мирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают ус
ловия для оперативного и полного предоставления пользователю докумен
тированной информации в соответствии с обязанностями, установленными
уставами (положениями) этих органов и организаций.
5. Порядок накопления и обработки документированной информации с
ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней опре
деляются органами государственной власти, ответственными за определен
ные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо не
посредственно ее собственником в соответствии с законодательством.
Статья 13. Гарантии предоставления информации.
I. Органы государственной власти и органы местного самоуправления
создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам де
ятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в
пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное
обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граж
дан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный
интерес.
2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренным в
пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.
3. Комитет при Президенте Российской Федерации по политике инфор
матизации организует регистрацию всех информационных ресурсов, инфор
мационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права
граждан на доступ к информации. (О государственном учете и регистрации

136
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

баз и банков данных см. постановление Правительства РФ от 28 февраля
1996 г. № 226.)
4. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из
государственных информационных ресурсов бесплатно или заплату, не воз
мещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правитель
ство Российской Федерации.
Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них.
1. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной
информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее
полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использу
ет или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и орга
низаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмот
ренных федеральными законами.
2. Владелец документированной информации о гражданах обязан пред
оставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она каса
ется. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законода
тельством Российской Федерации.
3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплектования
информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего Федераль
ного закона, имеют право бесплатно пользоваться этой информацией.
4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к ин
формации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 21. Защита информации.
1. Защите подлежит любая документированная информация, неправо
мерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, вла
дельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
! в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — упол
номоченными органами на основании Закона Российской Федерации
«О государственной тайне»;
! в отношении конфиденциальной документированной информации —
собственником информационных ресурсов или уполномоченным ли
цом на основании настоящего Федерального закона;
! в отношении персональных данных — Федеральным законом.
2. Органы государственной власти и организации, ответственные за фор
мирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защи
те, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие ин
формационные системы и информационные технологии для формирования
и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, ру

137
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

ководствуются в своей деятельности законодательством Российской Феде
рации.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплу
атацией специальных программно технических средств защиты, а также
обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обра
батывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных
структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль
осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Фе
дерации.
4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным досту
пом, которая является собственностью государства, создают специальные
службы, обеспечивающие защиту информации.
5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им ли
ца имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по за
щите информации и запрещать или приостанавливать обработку информа
ции в случае невыполнения этих требований.
6. Собственник или владелец документированной информации вправе
обращаться в органы государственной власти для оценки правильности вы
полнения норм и требований по защите его информации в информацион
ных системах. Соответствующие органы определяет Правительство Россий
ской Федерации. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности са
мой информации и результатов проверки.
Статья 24. Защита права на доступ к информации.
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользо
вателям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в су
дебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору
поставки, купли продажи, по другим формам обмена информационными
ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица,
получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение по
несенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к
категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении
ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации
пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.
3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, ор
ганизаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и
нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответ
ствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об
административных правонарушениях.

138
Федеральный закон «О связи»

Федеральный закон «О связи»
1995 г.
(Извлечения)
Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном
законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие
основные термины:
электрическая связь (электросвязь) — всякая передача или прием знаков,
сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио ,
оптической и другим электромагнитным системам;
сети электросвязи — технологические системы, обеспечивающие один
или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную,
передачу данных и других видов документальных сообщений, включая об
мен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды ра
дио и проводного вещания;
взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации — комплекс техно
логически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Фе
дерации, обеспеченный общим централизованным управлением;
сеть связи общего пользования — составная часть взаимоувязанной сети
связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим
и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказа
но;
ведомственные сети связи — сети электросвязи министерств и иных фе
деральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворе
ния производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи
общего пользования;
внутрипроизводственные и технологические сети связи — сети электро
связи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий,
учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводст
венной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхо
да на сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи — сети электросвязи физических и юридических
лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
предприятия, учреждения и организации связи (далее — предприятия
связи) — юридические лица независимо от форм собственности, предостав
ляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридиче
ским лицам в качестве основного вида деятельности;
государственное предприятие связи — предприятие связи, относящееся к
объектам федеральной собственности или собственности субъекта Россий
ской Федерации;

139
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

оператор связи — физическое или юридическое лицо, имеющее право на
предоставление услуг электрической или почтовой связи;
услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и
доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи;
пользователи связи — физические и юридические лица, являющиеся по
требителями услуг связи;
лицензия — документ, устанавливающий полномочия физических и
юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом и ины
ми правовыми актами для осуществления деятельности в области связи;
сертификат — документ, подтверждающий, что надлежащим образом
идентифицированные оборудование или услуга связи соответствуют требо
ваниям нормативных документов;
оконечное оборудование — подключаемые к абонентским линиям и на
ходящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования
сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами ин
формации по каналам связи; средства связи — технические средства, ис
пользуемые для формирования, обработки, передачи или приема сообще
ний электросвязи либо почтовых отправлений.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, свя
занные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в об
ласти связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной
власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользовате
ли связи.
В отношении операторов связи, находящихся за пределами Российской
Федерации и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законо
дательством иностранных государств, настоящий Федеральный закон при
меняется лишь в части урегулирования порядка предоставления ими услуг
связи на территории Российской Федерации.
Статья 4. Общее регулирование в области связи
Настоящим Федеральным законом определяются основные положения о
связи в Российской Федерации.
Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федераль
ным законом, регулируются другими федеральными законами и иными пра
вовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федера
ции в пределах их полномочий.
Нормативные акты и распоряжения по вопросам регулирования управ
ления сетями связи, организационно технического обеспечения устойчиво
го функционирования сетей связи, а также технической эксплуатации
средств связи, издаваемые федеральными органами исполнительной власти
в области связи, являются обязательными для всех физических и юридиче

140
Федеральный закон «О связи»

ских лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независи
мо от их местонахождения и форм собственности.
Ответственность за общее регулирование связи в стране несут Прави
тельство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы
исполнительной власти в области связи.
Статья 5. Принципы деятельности в области связи
Деятельность в области связи осуществляется на основе:
! равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятель
ности в области связи и использование ее результатов;
! сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации;
! свободы передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи, сво
боды почтовых отправлений и транзита почты на всей территории
Российской Федерации;
! соблюдения интересов пользователей связи;
! развития предпринимательской деятельности и ограничения монопо
листической деятельности в условиях существования различных форм
собственности на сети и средства связи;
! обеспечения надежности и управляемости связью с учетом ее сетевых
технологических особенностей на основе единых стандартов на терри
тории Российской Федерации в соответствии с рекомендациями
Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза;
! обеспечения приоритета производства средств связи и применения в
эксплуатации произведенных в Российской Федерации средств связи
в соответствии с государственной научно технической политикой;
(в ред. Федерального закона от 06.01.99 № 8 ФЗ)
! внедрения мировых достижений в области связи, привлечения и ис
пользования иностранных материальных и финансовых ресурсов, пе
редовой зарубежной техники и управленческого опыта;
! содействия расширению международного сотрудничества в области
связи и развитию всемирной связи;
! подотчетности и подконтрольности предприятий связи федеральным
органам исполнительной власти;
! высвобождения федеральных органов исполнительной власти в облас
ти связи от хозяйственных функций.
В соответствии со статьей 56 Конституции Российской Федерации и
статьей 13 настоящего Федерального закона в условиях чрезвычайного поло
жения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местнос
тях в установленном Федеральным конституционным законом порядке дей
ствие абзацев первого и третьего части первой настоящей статьи может быть
ограничено.

141
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Статья 7. Сеть связи общего пользования
Сеть связи общего пользования как составная часть взаимоувязанной се
ти связи Российской Федерации предназначена для предоставления услуг
связи всем физическим и юридическим лицам на территории Российской
Федерации и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрис
дикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей
связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответ
ственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования
возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.
При построении и оборудовании сети связи общего пользования учиты
ваются требования обеспечения надежности указанной сети при воздейст
вии на нее дестабилизирующих факторов.
Статья 15. Лицензирование деятельности в области связи
Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставле
нием услуг связи, осуществляется на основании должным образом получен
ной и оформленной для этой цели лицензии в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
Виды и сроки действия лицензий, условия их выдачи, приостановки или
прекращения их действия, а также иные вопросы лицензирования регламен
тируются законодательством Российской Федерации.
Выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на
право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицен
зий производятся Министерством связи Российской Федерации в соответст
вии с настоящим Федеральным законом и положением о лицензировании в
области связи, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Выдача лицензий на деятельность в области связи для целей телеради
овещания, а также присвоение частот, занесенных в перечень частот, ис
пользуемых и планируемых к использованию для целей телерадиовещания,
осуществляются на основе лицензии на вещание без проведения конкурса
Министерством связи Российской Федерации в соответствии с законода
тельством Российской Федерации по заявлению физических и юридических
лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся средствами связи, ис
пользуемыми для целей телерадиовещания, либо имеющих намерение всту
пить в права владения, пользования и распоряжения средствами связи, ис
пользуемыми для целей телерадиовещания.
Лицензии не требуются в случаях, если сеть:
! имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение;
! используется для предоставления услуг связи исключительно для
нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации, указанных в статье 9 настоящего Федераль
ного закона; сосредоточена в одном комплексе помещений или не
скольких комплексах, примыкающих друг к другу, либо установлена

142
Федеральный закон «О связи»

на автотранспортном средстве, судне, самолете или другом виде
транспорта.
Лицензия или любые предоставляемые ею права могут быть переданы
полностью или частично одним юридическим лицом другому юридическому
лицу не иначе как после получения последним новой лицензии.
Физические и юридические лица, занимающиеся деятельностью в облас
ти связи без лицензии или с нарушением порядка ее использования, несут от
ветственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Неправомерные действия федерального органа исполнительной власти в
области связи по вопросам лицензирования деятельности в области связи
могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Статья 27. Право пользования связью
Все пользователи связи на территории Российской Федерации на равных
условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и поч
товой связи.
Никакому пользователю связи на территории Российской Федерации не
может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.
Пользователи и операторы связи имеют право подключения к сети связи
общего пользования своих сетей связи и оконечного оборудования с соблю
дением установленных Правительством Российской Федерации условий
подключения, которые выдаются соответствующими операторами связи или
оговариваются в лицензии.
Допускается подключение к сетям связи только сертифицированных в
установленном порядке средств связи.
Статья 29. Приоритет пользования связью
Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный
приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жиз
ни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неот
ложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопо
рядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, ка
тастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях.
Статья 31. Защита прав пользователей связи
Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электриче
ской и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о та
ких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав
регулируются законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регули
рующие отношения в области связи в соответствии с полномочиями субъек
тов Российской Федерации, не могут ограничивать права пользователей свя
зи, установленные соответствующими федеральными законами.

143
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Статья 32. Тайна связи
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, те
леграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и поч
товой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации.
Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям элект
рической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения мо
гут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным предста
вителям.
Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями
электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и докумен
тальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограни
чения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.
Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушение
указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установ
ленном законодательством Российской Федерации.
Статья 38. Порядок предъявления претензий и исков
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при
предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи пользо
ватель связи вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги
или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмеще
нии ущерба.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной
регистрации в установленном порядке.
Претензии предъявляются в следующие сроки:
! по претензиям, связанным с непредоставлением, несвоевременным
или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невы
полнением или ненадлежащим выполнением работ в области элект
рической связи (за исключением претензий по телеграфным сообще
ниям), — в течение шести месяцев;
! по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной достав
кой, повреждением или утратой почтовых отправлений, — в течение
шести месяцев;
! по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной достав
кой или искажением телеграфного отправления, — в течение месяца.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
! по претензиям, указанным в абзаце первом части третьей настоящей
статьи, — в течение двух месяцев;
! по всем видам иногородних почтовых отправлений — в течение двух
месяцев;
! по местным почтовым отправлениям — в течение пяти дней;
! по телеграфным отправлениям — в течение месяца.

144
Федеральный закон «О рекламе»

По претензиям, связанным с подпиской и доставкой газет, журналов и
других периодических печатных изданий, сроки предъявления претензий и
их рассмотрения составляют год для юридических лиц. Для физических лиц
сроки предъявления претензий по указанным основаниям определяются за
конодательством Российской Федерации по вопросам защиты прав потре
бителей.
При отклонении претензии полностью или частично или неполучении
ответа в установленные для ее рассмотрения сроки заявитель имеет право
предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Иски, связанные с отправлением или приемом почтовых или телеграф
ных отправлений, могут предъявляться как оператору связи, принявшему
почтовое или телеграфное отправление, так и оператору связи по месту на
значения отправления.
Статья 39. Возмещение вреда
Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в
области связи, производится добровольно либо по решению суда или арбит
ражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Фе
дерации.




Федеральный закон «О рекламе»
1995 г.
(Извлечения)
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие ос
новные понятия:
реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начина
ниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного
круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физи
ческому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способство
вать реализации товаров, идей и начинаний;
ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная,
заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требова
ний к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установ
ленных законодательством Российской Федерации;
контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяе
мое в целях ликвидации вызванных ею последствий;

145
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источ
ником рекламной информации для производства, размещения, последую
щего распространения рекламы;
рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществ
ляющее полное или частичное приведение рекламной информации к гото
вой для распространения форме;
рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осу
ществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации
путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе техни
ческих средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов
связи, эфирного времени и иными способами;
потребители рекламы — юридические или физические лица, до сведения
которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего явля
ется или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
Статья 5. Общие требования к рекламе
1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без
применения технических средств именно как реклама непосредственно в
момент ее представления, независимо от формы или от используемого сред
ства распространения.
Использование в радио , теле , видео , аудио и кинопродукции, а также в
печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения
внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) то
вара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и под
держания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об
этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.
Если радио , теле , видео , аудио и кинопродукция, а также печатная
продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе так
же должны повторяться соответственно количеству частей (серий).
Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату
за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или
авторского материала.
2. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на
русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на госу
дарственных языках республик и родных языках народов Российской Феде
рации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизи
онное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на го
сударственных языках республик, родных языках народов Российской
Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные
знаки (знаки обслуживания).

146
Федеральный закон «О рекламе»

3. Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляе
мая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое
разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных
к производству и реализации в соответствии с законодательством Россий
ской Федерации, не допускается.
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе
должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, вы
давшего эту лицензию.
4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна
сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации».
5. Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллекту
альной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законода
тельством Российской Федерации.
6. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуж
дать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести
вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.
7. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природо
охранное законодательство.
Статья 6. Недобросовестная реклама
Недобросовестной является реклама, которая:
! дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся
рекламируемыми товарами;
! содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром
(товарами) других юридических или физических лиц, а также содер
жит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или дело
вую репутацию конкурента (конкурентов);
! вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого то
вара посредством имитации (копирования или подражания) общего
проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или
звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо по
средством злоупотребления доверием физических лиц или недостат
ком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе
части существенной информации.
Недобросовестная реклама не допускается.
Статья 7. Недостоверная реклама
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответст
вующие действительности сведения в отношении:
! таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изго
товления, назначение, потребительские свойства, условия примене
ния, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и
знаков соответствия государственным стандартам, количество, место
происхождения;

147
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

! наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных
объеме, периоде времени и месте;
! стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
! дополнительных условий оплаты;
! доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
! гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
! исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
и приравненных к ним средств индивидуализации юридического ли
ца, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
! прав на использование государственных символов (флагов, гербов,
гимнов), а также символов международных организаций;
! официального признания, получения медалей, призов, дипломов и
иных наград;
! предоставления информации о способах приобретения полной серии
товара, если товар является частью серии;
! результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из
технических, научных и иных публикаций;
! статистических данных, которые не должны представляться в виде,
преувеличивающем их обоснованность;
! ссылок на какие либо рекомендации либо на одобрение юридических
или физических лиц, в том числе на устаревшие;
! использования терминов в превосходной степени, в том числе путем
употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный»,
«единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить
документально;
! сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положе
нием иных юридических или физических лиц;
! ссылок на какие либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
! фактического размера спроса на товар;
! информации о самом рекламодателе.
Недостоверная реклама не допускается.
Статья 8. Неэтичная реклама
1. Неэтичной является реклама, которая:
! содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушаю
щую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления
оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, нацио
нальности, профессии, социальной категории, возрастной группы,
пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеж
дений физических лиц;
! порочит объекты искусства, составляющие национальное или миро
вое культурное достояние;

148
Федеральный закон «О рекламе»

! порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), наци
ональную валюту Российской Федерации или иного государства,
религиозные символы;
! порочит какое либо физическое или юридическое лицо, какую либо
деятельность, профессию, товар.
Неэтичная реклама не допускается.
2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о произ
водстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие
его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защи
той нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в поряд
ке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также
вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же
способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполня
ет это требование в добровольном порядке.
Статья 9. Заведомо ложная реклама
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель
(рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в за
блуждение потребителя рекламы.
Заведомо ложная реклама не допускается.
Статья 10. Скрытая реклама
Использование в радио , теле , видео , аудио и кинопродукции, а также
в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы,
то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздейст
вие на его восприятие, в том числе путем использования специальных ви
деовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются.
Статья 13. Особенности рекламы в кино и видеообслуживании, справочном
обслуживании
1. Прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением переры
вов между сериями (частями), в кино и видеообслуживании не допускается.
2. При справочном телефонном обслуживании реклама может предос
тавляться только после сообщения справки (справок), запрашиваемой або
нентом.
3. При платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслу
живании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Сто
имость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых
абонентом справок.




149
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Федеральный закон
«Об электронной цифровой подписи»
2002 г.
(Извлечения)
Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение право
вых условий использования электронной цифровой подписи в электронных
документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в
электронном документе признается равнозначной собственноручной под
писи в документе на бумажном носителе.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отно
шения, возникающие при совершении гражданско правовых сделок и в дру
гих предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отно
шения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной
подписи.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использования
электронной цифровой подписи
Правовое регулирование отношений в области использования элек
тронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим
Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите ин
формации», Федеральным законом «О связи», другими федеральными за
конами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется согла
шением сторон.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:
! электронный документ — документ, в котором информация представ
лена в электронно цифровой форме;
! электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа,
предназначенный для защиты данного электронного документа от
подделки, полученный в результате криптографического преобразова
ния информации с использованием закрытого ключа электронной
цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сер
тификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения
информации в электронном документе;
! подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в элек
тронном документе — положительный результат проверки соответст

150
Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества

вующим сертифицированным средством электронной цифровой под
писи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности
электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу
сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном
данной электронной цифровой подписью электронном документе;
! информационная система общего пользования — информационная
система, которая открыта для использования всеми физическими и
юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть
отказано;
! корпоративная информационная система — информационная систе
ма, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, опреде
ленный ее владельцем или соглашением участников этой информаци
онной системы.


Окинавская Хартия Глобального
Информационного Общества
Окинава, 22 июля 2000 года

1. Информационно коммуникационные технологии (ИТ) являются од
ним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества
двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жиз
ни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и
гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом
развития мировой экономики. Они также дают возможность частным ли
цам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской де
ятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и соци
альные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.
2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформа
ции заключается в ее способности содействовать людям и обществу в ис
пользовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его пред
ставляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовы
вать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы ИТ служили
достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономи
ческого роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования
социального согласия и полной реализации их потенциала в области укреп
ления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав чело
века, развития культурного многообразия и укрепления международного
мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих
проблем потребует разработки эффективных национальных и международ
ных стратегий.

151
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

3. Стремясь к достижению этих целей мы вновь подтверждаем нашу при
верженность принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без
исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами гло
бального информационного общества. Устойчивость глобального информа
ционного общества основывается на стимулирующих развитие человека де
мократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и зна
ниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
4. Мы будем осуществлять руководство в продвижении усилий прави
тельств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы,
стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспечение экономической
и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимиза
ции глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают
целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвес
тированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом
процессе.
5. Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем как в госу
дарственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный раз
рыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий
в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвиже
нию социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное
партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудни
чество, также является ключевым элементом рационального развития ин
формационного общества.
Использование возможностей цифровых технологий
6. Потенциальные преимущества ИТ, стимулирующие конкуренцию,
способствующие расширению производства, создающие и поддерживающие
экономический рост и занятость, имеют значительные перспективы. Наша
задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к ин
формационному обществу, но также и в полной реализации его экономиче
ских, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей
важно строить работу на следующих ключевых направлениях:
! проведение экономических и структурных реформ в целях создания
обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использова
ния нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на
рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социально
го согласия;
! рациональное управление макроэкономикой, способствующее более
точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и
использование преимуществ новых информационных технологий;
! разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, на
дежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурент

152
Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества

ных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым
технологиям, их обслуживанию и применению;
! развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века ин
формации, посредством образования и пожизненного обучения и
удовлетворение растущего спроса на специалистов в области ИТ во
многих секторах нашей экономики;
! активное использование ИТ в государственном секторе и содействие
предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для
повышения уровня доступности власти для всех граждан.
7. Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информа
ционных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако
задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной
политики и нормативной базы, необходимой для информационного обще
ства, лежит на правительствах. Нам необходимо позаботиться о том, чтобы
правила и процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали корен
ным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффектив
ного партнерства между государственным и частным сектором, а также
транспарентности и технологической нейтральности. Такие правила долж
ны быть предсказуемыми и способствовать укреплению делового и потреби
тельского доверия. В целях максимизации социальной и экономической вы
годы информационного общества мы согласны со следующими основными
принципами и подходами и рекомендуем их другим:
! продолжение содействия развития конкуренции и открытию рынков
для информационной технологии и телекоммуникационной продук
ции и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах
подключение к основным телекоммуникациям;
! защита прав интеллектуальной собственности на информационные
технологии имеет важное значение для продвижения нововведений,
связанных с ИТ, развития конкуренции и широкого внедрения новых
технологий; мы приветствуем совместную работу представителей ор
ганов власти по защите интеллектуальной собственности и поручаем
нашим экспертам обсудить дальнейшие направления работы в этой
сфере;
! важно также вновь подтвердить обязательство правительств использо
вать только лицензированное программное обеспечение;
! ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок,
имеют важное значение для информационного общества и экономи
ки; повышение их эффективности и конкурентоспособности позво
лит расширить преимущества информационного общества; таможен
ные и экспедиторские процедуры также важны для развития инфор
мационных структур;

153
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

! развитие трансграничной электронной торговли путем содействия
дальнейшей либерализации, улучшения сетей и соответствующих ус
луг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой орга
низации (ВТО), продолжение работы в области электронной торговли
в ВТО и на других международных форумах и применение существую
щих торговых правил ВТО к электронной торговле;
! последовательные подходы к налогообложению электронной торгов
ли, основанные на обычных принципах, включая недискриминацию,
равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласо
ванные в контексте работы Организации экономического сотрудниче
ства и развития (ОЭСР);
! продолжение практики освобождения электронных переводов от та
моженных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на
следующей министерской конференции ВТО;
! продвижение рыночных стандартов, включая, например, технические
стандарты функциональной совместимости;
! повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответст
вии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эф
фективных саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведе
ния, маркировка другие программы подтверждение надежности, и
изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают по
требители в ходе трансграничных споров, включая использование аль
тернативных механизмов разрешения споров;
! развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жиз
ни потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных
данных. обеспечивая при это свободный поток информации, а также;
! дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной
идентификации, электронной подписи, криптографии и других
средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
8. Усилия международного сообщества, направленные на развитие гло
бального информационного общества, должны сопровождаться согласован
ными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности
киберпространства. Мы должны обеспечить осуществление эффективных
мер — как это указано в Руководящих принципах по безопасности информа
ционных систем ОЭСР — в борьбе с преступностью в компьютерной сфере.
Будет расширено сотрудничество стран «Группы восьми» в рамках Лионской
группы по транснациональной организованной преступности. Мы будем и
далее содействовать установлению диалога с представителями промышлен
ности, развивая, таким образом, успех, достигнутый на недавно прошедшей
Парижской конференции «Группы восьми» «Диалог между правительством
и промышленностью о безопасности и доверии в киберпространстве». Необ
ходимо также найти эффективные политические решения актуальных проб

154
Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества

лем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютер
ные вирусы. Мы будем и далее привлекать представителей промышленности
и других посредников для защиты важных информационных инфраструктур.
Преодоление электронно цифрового разрыва
9. Вопрос о преодолении электронно цифрового разрыва внутри госу
дарств и между ними занял важное место в наших национальных дискусси
ях. Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным
и коммуникационным сетям. Мы подтверждаем нашу приверженность
предпринимаемым в настоящее время усилиям по разработке и осуществле
нию последовательной стратегии, направленной решение данного вопроса.
Мы также приветствуем то, что и промышленность, и гражданское общество
все более склоняются к признанию необходимости преодоления этого раз
рыва. Мобилизация наших знаний и ресурсов в этой области является необ
ходимым условием для урегулирования данной проблемы. Мы будем и далее
стремиться к эффективному сотрудничеству между правительствами и граж
данским обществом, чутко реагирующим на высокие темпы развития техно
логий и рынка.
10. Ключевой составляющей нашей, стратегии должно стать непрерыв
ное движение в направлении всеобщего доступа для всех. Мы будем и далее:
! содействовать установлению благоприятных рыночных условий необ
ходимых для предоставления населению услуг в области коммуника
ций:
! изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через уч
реждения, открытые для широкой публики:
! уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого досту
па, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных райо
нах;
! уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользую
щимся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной
трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществ
лять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа;
! содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования»,
«беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети
Интернет, а также более широкое использование бесплатного, обще
доступного информационного наполнения и открытых для всех поль
зователей программных средств, соблюдая при этом права на интел
лектуальную собственность.
11. Стратегия развития информационного общества должна сопровож
даться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали
бы требованиям информационного века. Мы обязуемся предоставить всем
гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИТ посред
ством образования, пожизненного обучения и подготовки. Мы будем и далее

155
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

стремиться к осуществлению этой масштабной цели, предоставляя школам,
классам и библиотекам компьютерное оборудование, способное работать в
режиме реального времени, а также направлять туда преподавателей, имею
щих навыки работы с ИТ и мультимедийными средствами. Кроме того, мы
будем осуществлять меры по поддержке и стимулированию малых и средних
предприятий, а также людей, работающих не по найму, предоставляя им воз
можность подключаться к сети Интернет и эффективно ею пользоваться.
Мы также будем поощрять использование ИТ в целях предоставления граж
данам возможности пожизненного обучения с применением передовых ме
тодик, в особенности тем категориям граждан, которые в противном случае
не имели бы доступа к образованию и профессиональной подготовке.
Содействие всеобщему участию
12. ИТ открывает перед развивающимися странами великолепные воз
можности. Страны, которым удалось направить свой потенциал в нужное
русло, могут надеяться на преодоление препятствий, традиционно возни
кающих в процессе развития инфраструктуры, более эффективное решение
своих насущных задач в области развития, таких как сокращение бедности,
здравоохранение, улучшение санитарных условий и образование, а также
использование преимуществ быстрого роста глобальной электронной тор
говли. Некоторые развивающиеся страны уже достигли значительных успе
хов в этих областях.
13. Тем не менее не стоит недооценивать проблему мирового масштаба,
связанную с преодолением существующих различий в области информации
и знаний. Мы отдаем должное тому вниманию, которое уделяют этой про
блеме многие развивающиеся страны. В действительности, все те развиваю
щиеся страны, которые не успевают за все более высокими темпами разви
тия ИТ, оказываются лишенными возможности в полной мере участвовать в
жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно ост
ро стоит в тех странах, где распространению ИТ препятствует отставание в
развитии основных экономических и социальных инфраструктур, в частнос
ти энергетического сектора; телекоммуникаций и образования.
14. Мы признаем, что при решении этой проблемы следует учитывать
разнообразие условий и потребностей, которое сложилось в развивающихся
странах. Здесь не может быть «уравнительного» решения. И это в свою оче

<<

стр. 5
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>