<<

стр. 7
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

деловой репутации истца, суд сделал неправильный вывод
о том, что спорные правоотношения не подпадают под
действие законодательства о товарных знаках»
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рас
смотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации на решение от 30.08.99, постановление апелляцион
ной инстанции от 28.10.99 Арбитражного суда города Москвы по делу
№ А40 25314/99 15 271 и постановление Федерального арбитражного суда
Московского округа от 17.01.2000 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Корпорация «Истман Кодак Компани» обратилась в Арбитражный суд
города Москвы с иском к предпринимателю без образования юридического
лица Грундулу А.В. о запрещении использовать товарный знак «Kodak», за
регистрированный на имя истца, в доменном имени страницы ответчика во
Всемирной компьютерной сети Интернет и о публикации судебного реше
ния в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Российский науч
но исследовательский институт развития общественных сетей (далее — инс
титут), который как уполномоченный орган произвел регистрацию домен
ного имени.
Решением от 30.08.99 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.99 решение остав
лено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от
17.01.2000 оставил судебные акты без изменения.

188
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Рос
сийской Федерации предлагается все названные судебные акты отменить,
дело направить на новое рассмотрение.
Президиум полагает, что протест подлежит удовлетворению по следую
щим основаниям.
Согласно свидетельствам № 144925, 139358, выданным 16.08.96 и 28.02.96
Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам, корпо
рация «Истман Кодак Компани» (США) является владельцем товарных зна
ков в виде обозначения KODAK и комбинированного обозначения со сло
весным элементом «Kodak» в отношении классов товаров и услуг по Между
народной классификации товаров и услуг, указанных в них.
Российский предприниматель без образования юридического лица Грун
дул А.В. 11.12.98 заключил с институтом договор о регистрации в Россий
ской Федерации доменного имени своей страницы в сети Интернет в зоне
RU в виде обозначения WWW.kodak.ru. Данное доменное имя давало воз
можность пользователям идентифицировать компьютер, подключенный к
сети Интернет, посетить страницу, принадлежащую этому предпринимате
лю, и получить информацию о его коммерческой деятельности.
Полагая, что действия ответчика в соответствии со статьей 4 Закона Рос
сийской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименова
ниях мест происхождения товаров» являются нарушением прав владельца
товарных знаков, истец обратился в суд с требованием о защите своих граж
данских прав от незаконного использования товарных знаков.
Арбитражные суды отказали правообладателю в защите исключительных
прав со ссылкой на отсутствие законодательного регулирования отношений,
связанных с наименованием доменов в сети Интернет, а также на то, что до
менное имя не является ни товаром, ни услугой, поэтому не подпадает под
действие Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовани
ях мест происхождения товаров».
Такой вывод судов противоречит нормам названного Закона, а также
статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собствен
ности.
Поскольку указанные выше свидетельства на товарные знаки выданы на
территории Российской Федерации, то согласно действующему Закону «О
товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхожде
ния товаров» и положениям Парижской конвенции по охране промышлен
ной собственности правоотношения, связанные с использованием и защи
той товарных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации, регули
руются российским законодательством и названной конвенцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 упомянутого Закона владелец товар
ного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться то
варным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

189
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Как следует из пункта 2 статьи 4 этого же Закона, нарушением прав вла
дельца товарного знака признается несанкционированное изготовление,
применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяй
ственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара,
обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени
смешения, в отношении однородных товаров.
Отсутствие в названных нормах Закона прямого указания на то, что ис
пользование в доменном имени чужого товарного знака является нарушени
ем прав владельца товарного знака, не препятствует признанию судом таких
действий предпринимателя правонарушением.
Согласно статье 10.bis названной выше Конвенции подлежат запрету все
действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в от
ношении предприятий, продуктов либо промышленной или торговой де
ятельности конкурента.
Доменное имя используется в сети Интернет, которая представляет со
бой объединение компьютеров, соединенных друг с другом посредством те
лефонной либо иной связи. С помощью этой сети можно передавать, полу
чать информацию с одного компьютера на другой, обмениваться информа
цией. Возможности данной сети широко используются коммерческими
организациями для продвижения своих товаров на рынок, для покупки и
продажи товаров.
Основной функцией доменного имени является преобразование адресов
IP (Internet protokol), выраженных в виде определенных цифр, в доменное
имя для облегчения поиска и идентификации владельца информационного
ресурса.
Современная коммерческая практика показала, что при выборе домен
ных имен для сети Интернет владельцы информационных ресурсов останав
ливаются на максимально простых и логичных именах (слово, группа букв и
т.п.), которые обычно ассоциируются у потребителей непосредственно с
конкретным участником хозяйственного оборота или его деятельностью.
Доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняю
щее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответ
ственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от одно
родных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме то
го, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые
наименования, имеют коммерческую стоимость.
При рассмотрении спора арбитражные суды не дали оценки действиям
российского предпринимателя Грундула А.В., умышленно зарегистрировав
шего на территории Российской Федерации доменное имя, которое содер
жало не его наименование (либо иное средство индивидуализации) как уча
стника экономического оборота, а обозначение «Kodak», то есть товарный
знак другого юридического лица.

190
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Не исследовались вопросы о смешении доменного имени ответчика с то
варным знаком истца и получении ответчиком возможности вследствие ука
занных действий привлекать на свою страницу в сети Интернет потенциаль
ных покупателей товаров под товарным знаком «Kodak», поскольку товары и
услуги истца и ответчика относятся к одному и тому же роду и виду, имеют
общих потребителей и общий рынок сбыта. Следовало также оценить веро
ятность получения предпринимателем экономической выгоды от посеще
ния пользователями сети Интернет страницы с доменным именем
www.kodak.ru, на которой размешалась информация о его магазине и о нали
чии в нем товаров, обозначенных товарным знаком «Kodak».
Вопрос о возможности квалифицировать такие действия как применение
или иное введение в хозяйственный оборот чужого товарного знака или обо
значения, сходного с ним до степени смешения, либо как проявление недо
бросовестной конкуренции судом не рассматривался.
Кроме того, при новом рассмотрении спора необходимо проверить, не
предпринимались ли ответчиком попытки продать или иначе передать до
менное имя собственнику товарного знака, и оценить наличие на сайте ин
формации о принадлежности прав на него иному лицу.
Необходимо учесть, что вступившим в законную силу решением Арбит
ражного суда города Москвы от 04.10.2000 по делу № А40 46846/99 83 491
ответчику запрещено использовать названное доменное имя, поэтому следу
ет проверить, был ли исполнен указанный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187—189 Арбитражно
го процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 30.08.99, постановление апелляционной инстанции от
28.10.99 Арбитражного суда города Москвы по делу № А40 25314/99 15 271
и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от
17.01.2000 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитраж
ного суда города Москвы.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф. Яковлев




191
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Решение Судебной палаты по информационным спорам
при Президенте России
№ 11(174) от 21 октября 1999 г.
«Об обращении губернатора Кемеровской области
А.М. Тулеева по поводу сведений, распространенных
Агентством политических новостей»
В Судебную палату обратился губернатор Кемеровской области А.М. Ту
леев в связи с тем, что 25 июня 1999 года через Интернет Агентством полити
ческих новостей была распространена информация о том, что он, А.М. Туле
ев, «принял православное вероисповедание: прошел обряд крещения и стал
членом местного церковного прихода». В информации также утверждается,
что А.М. Тулеев «в начале 90 х годов стал адептом ислама и даже совершил
хадж в Мекку».
Заявитель считает, что «каждое слово в этой «информации» является про
вокационным вымыслом». Подобную же информацию опубликовали газета
«Версия» (№ 24 за 29 июня — 5 июля 1999 г.) и журнал «Профиль» (№ 25 от
5 июля 1999 г.).
Заслушав представителя заявителя В.Г. Соловьева, экспертов И.А. Фе
дотченко и Е.Н. Герцеву, изучив представленные материалы, Судебная пала
та установила.
Агентство политических новостей (шеф редактор Л.И. Сигал, исполь
зуемый информационный ресурс в сети Интернет: http//www.apn.ru)
25 июня 1999 г. распространило через Интернет информационное сообще
ние «Тулеев принял православное крещение», которое располагалось по
электронному адресу: http://www.apn.ru/19990625_A_Tuleev.htm Полностью
текст этого сообщения под рубрикой «Говорят, что» опубликовала газета
«Версия» (№ 24(48) от 29 июня — 5 июля 1999 г.). Журнал «Профиль» ограни
чился короткой подписью под фотографией: «Недавно исламист Тулеев об
ратился в православие».
2 июля 1999 года пресс служба администрации Кемеровской области оп
ровергла данное сообщение, распространив опровержение через ведущие
информационные агентства страны.
Судебная палата располагает также Заявлением Совета муфтиев России
от 14 июля 1999 г., в котором, в частности, сказано: «Нам не известен факт
личного отказа А.М. Тулеев от ислама — веры предков. Решение об этом не
выносил ни один из муфтиев России. Такое решение, по исламу, нельзя вы
носить заочно».
С опровержением информации, распространенной Агентством полити
ческих новостей, также выступила Кемеровская и Новокузнецкая епархия.

192
Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте России

Таким образом, Агентство политических новостей, газета «Версия» и
журнал «Профиль» опубликовали сведения, не имеющие ничего общего с
действительностью, тем самым нарушив п.2 ч.1 ст.49 Закона Российской Фе
дерации «О средствах массовой информации», обязывающий журналистов
проверять достоверность сообщаемой ими информации.
Слухи о том, что А.М.Тулеев якобы «принял православное крещение»,
Агентство политических новостей и журнал «Профиль» распространили под
видом достоверных сообщений, допустив тем самым злоупотребление пра
вами журналиста, что запрещено ст.51 Закона Российской Федерации
«О средствах массовой информации».
Судебная палата отмечает, что выбор веры — личное, частное дело каж
дого человека. Журналисты, согласно ст.49 Закона Российской Федерации
«О средствах массовой информации», распространяя через СМИ сведения о
личной жизни гражданина, обязаны получить от самого гражданина либо
его законных представителей согласие на их распространение. Если бы со
трудники Агентства политических новостей, газеты «Версия» и журнала
«Профиль» попытались это сделать, то они убедились бы в недостоверности
информации, которой располагали.
Вмешательство в тонкую сферу религиозных отношений требует кор
ректности и деликатности. Средства массовой информации, участвующие в
данном информационном споре, пренебрегли этим правилом. Публикация
ими «сенсационных» недостоверных сведений повлекла за собой следующий
пласт информации о том, что, якобы, на экстренном заседании шуры али
мов (мусульманской экстремистской организации) А.М. Тулеев был приго
ворен к смертной казни за отказ от ислама. Эти обстоятельства заставили
правоохранительные органы принимать экстренные меры безопасности в
отношении губернатора Кемеровской области.
Согласно ст. 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой
информации» редакции газеты «Версия» и журнала «Профиль», получившие
сообщения от Агентства политических новостей, освобождаются от ответ
ственности за нарушение закона. В то же время Судебная палата отмечает,
что данные издания и не пытались проверить полученную информацию. В
итоге была растиражирована фальшивка, задевающая религиозные чувства
людей.
Как сообщило Судебной палате Министерство Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций,
Агентство политических новостей не зарегистрировано в качестве средства
массовой информации. Вместе с тем оно активно распространяет информа
цию с использованием сети Интернет.
Оценивая организационно правовую природу Агентства политических
новостей, Судебная палата исходит из того, что оно представляет собой ин
формационное агентство, использующее иную форму периодического рас

193
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

пространения массовой информации в смысле части второй ст.2 Закона Рос
сийской Федерации «О средствах массовой информации» — сеть Интернет.
В соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации «О средствах мас
совой информации» «в отношении информационных агентств на них одно
временно распространяется статус редакции, издателя, распространителя и
правовой режим средства массовой информации».
Исходя из этого, с точки зрения Судебной палаты, к деятельности Агент
ства политических новостей полностью применимы положения ст.56 Закона
Российской Федерации «О средствах массовой информации», в соответст
вии с которым «учредители, редакции, распространители..., журналисты, ав
торы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за
нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой
информации».
В то же время Судебная палата констатирует, что на сегодняшний день в
законодательстве Российской Федерации отсутствует четкая система право
вой регламентации деятельности новых средств массовой информации, по
явившихся в связи с развитием сети Интернет.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 4, 9, 10 Положения о Судебной
палате, Судебная палата решила.
1. Признать, что публикация 25 июня 1999 г. Агентством политических
новостей недостоверных сведений, касающихся А.М. Тулеева, представляет
собой злоупотребление правами журналиста и нарушение норм журналист
ской этики.
2. Объявить замечание шеф редактору Агентства политических новостей
Л.И. Сигалу.
3. Рекомендовать Агентству политических новостей, редакциям газеты
«Версия» и журнала «Профиль» опубликовать опровержение распространен
ной ими недостоверной информации.
4. Рекомендовать Комитету по информационной политике и связи Госу
дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации активи
зировать разработку предложений по законодательной регламентации новых
способов распространения массовой информации с использованием Интер
нета.
5. Опубликовать данное решение в «Российской газете».

Заместитель председателя
Судебной палаты В. Монахов




194
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Письмо «О порядке налогообложения организаций,
размещающих периодические издания
в сети Интернет»
11 мая 2000 г. Москва № ВГ 6 02/361 Министерство РФ по налогам и
сборам в связи с многочисленными поступающими запросами о порядке на
логообложения организаций, размещающих периодические издания в сети
Интернет, сообщает.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 № 2116 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не
подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств мас
совой информации, издательствами, информационными агентствами, теле
радиовещательными компаниями, организациями по распространению пе
риодических печатных изданий и книжной продукции, передающими цент
рами от производства и распространения продукции средств массовой
информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом указанная
льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и рас
пространения продукции средств массовой информации рекламного и эро
тического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124 1
«О средствах массовой информации» редакция средства массовой информа
ции осуществляет свою деятельность после его регистрации. Средство мас
совой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетель
ства о регистрации.
При этом правила, установленные названным Законом для периодиче
ских печатных изданий, применяются в отношении периодического распро
странения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с по
мощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно
в отношении иных средств массовой информации, продукция которых рас
пространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.
В отношении организаций, распространяющих периодические издания в
сети Интернет, отсутствует требование об обязательном получении свиде
тельства о регистрации в качестве средства массовой информации.
Учитывая вышеизложенное, в том случае, если организации, размещаю
щие периодические издания в сети Интернет, в добровольном порядке полу
чили свидетельство о регистрации в качестве средства массовой информа
ции, указанные организации имеют право на льготу, установленную пунк

195
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

том 6 статьи 6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль
предприятий и организаций».
В соответствии с подпунктом «э» пункта 1 статьи 5 Закона Российской
Федерации от 06.12.1991 № 1992 1 «О налоге на добавленную стоимость» от
этого налога освобождаются обороты по реализации продукции средств мас
совой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой
и культурой, редакционная, издательская и полиграфическая деятельность
по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой, газетной и журнальной продукции, а также услуги по транспор
тировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
В связи с изложенным, размещение в сети Интернет продукции средств
массовой информации нерекламного и неэротического характера, подпа
дающей под действие вышеуказанной льготы, освобождается от обложения
налогом на добавленную стоимость.
При этом размещение в Интернете продукции организаций, не зарегист
рированных в качестве средств массовой информации (не имеющих свиде
тельство о регистрации в качестве средства массовой информации), облага
ется налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

Первый заместитель
министра РФ по налогам и сборам —
Главный государственный
советник налоговой службы В.В. Гусев




МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Письмо
от 6 июня 2002 г. № ВГ 6 02/800
В связи с введением в действие главы 25 «Налог на прибыль организа
ций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (часть I), ст. 3413) с 1
января 2002 года признать утратившими силу:
165. Письмо МНС России от 11.05.2000 № ВГ 6 02/361

Главный государственный
советник налоговой службы В.В. Гусев

196
Межгосударственный стандарт

Разработан:
научно техническим центром «Информрегистр»
и Межгосударственным Техническом комитетом
МТК 191 «Научно техническая информация,
библиотечное и издательское дело».

Внесен Госстандартом России.

Принят Межгосударственным Советом
по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 20 2001 от 30 октября г. Бишкек, г. Чол)

Межгосударственный стандарт.
Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу.
Электронные издания. Основные виды
и выходные сведения
Дата введения 2002.07.01
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные виды электронных изда
ний, а также состав и место расположения выходных сведений в электрон
ных изданиях.
Стандарт предназначен для производителей электронных изданий.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.4 95 Система стандартов по информации, библиотечному и из
дательскому делу. Издания. Выходные сведения.
ГОСТ 7.9 95 Система стандартов по информации, библиотечному и из
дательскому делу. Реферат и аннотация.
ГОСТ 7.82 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описа
ние электронных ресурсов.
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соотвест
вующими определениями:
3.1. электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для
использования которого необходимы средства вычислительной техники.
3.2. электронное издание: Электронный документ (группа электронных
документов), прошедший редакционно издательскую обработку, предназна

197
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

ченный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные све
дения.
электронные издания различают:
по наличию печатного эквивалента
электронный аналог печатного издания: Электронное издание, в основном
воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста
на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.),
самостоятельное электронное издание: Электронное издание, не имеющее
печатных аналогов;
по природе основной информации:
текстовое (символьное) электронное издание: Электронное издание, содер
жащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме,
допускающей посимвольную обработку,
изобразительное электронное издание: Электронное издание, содержащее
преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как це
лостные графические сущности, представленные в форме, допускающей
просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной
обработки,
примечание — К изобразительным изданиям относятся факсимиле, а так
же тексты в форматах, не допускающих посимвольной обработки,
звуковое электронное издание: Электронное издание, содержащее цифро
вое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослу
шивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения,
программный продукт: Самостоятельное, отчуждаемое произведение,
представляющее собой публикацию текста программы или программ на
языке программирования или в виде исполняемого кода,
мультимедийное электронное издание: Электронное издание, в котором
информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвя
занно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимо
связь обеспечена соответствующими программными средствами;
по целевому назначению
официальное электронное издание: Электронное издание, публикуемое от
имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных
организаций, содержащее материалы нормативного или директивного ха
рактера,
научное электронное издание: Электронное издание, содержащее сведе
ния о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях, а также на
учно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические до
кументы,
научно популярное электронное издание: Электронное издание, содержа
щее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в

198
Межгосударственный стандарт

области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читате
лю неспециалисту,
производственно практическое электронное издание: Электронное изда
ние, содержащее сведения по технологии, технике и организации производ
ства, а также других областей общественной практики, рассчитанное на спе
циалистов различной квалификации,
нормативное производственно практическое электронное издание: Элек
тронное издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах
производственной деятельности,
учебное электронное издание: Электронное издание, содержащее система
тизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в
форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся
разного возраста и степени обучения,
массово политическое электронное издание: Электронное издание, содер
жащее произведение общественно политической тематики, агитацион
но пропагандистского характера и предназначенное широким кругам чита
телей,
справочное электронное издание: Электронное издание, содержащее крат
кие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке,
удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного
чтения,
электронное издание для досуга: Электронное издание, содержащее обще
доступные сведения по организации быта, разнообразным формам самоде
ятельного творчества, различным видам увлечений, компьютерные игры,
рекламное электронное издание: Электронное издание, содержащее изло
женные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах,
мероприятиях с целью создания спроса на них,
художественное электронное издание: Электронное издание, содержащее
произведения художественной литературы, изобразительного искусства, те
атрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музей
ную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющую
ся содержанием научных исследований;
по технологии распространения
локальное электронное издание: Электронное издание, предназначенное
для локального использования и выпускающееся в виде определенного ко
личества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитае
мых носителях,
сетевое электронное издание: Электронное издание, доступное потенци
ально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные
сети,

199
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

электронное издание комбинированного распространения: Электронное из
дание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в ка
честве сетевого;
по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания
детерминированное электронное издание: Электронное издание, парамет
ры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем
и не могут быть изменяемы пользователем,
недетерминированное (интерактивное) электронное издание: Электронное
издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо
или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интереса
ми, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью
алгоритмов, определенных издателем;
по периодичности:
непериодическое электронное издание: Электронное издание, выходящее
однократно, не имеющее продолжения,
сериальное электронное издание: Электронное издание, выходящее в тече
ние времени, продолжительность которого заранее не установлена, как пра
вило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имею
щими одинаковое заглавие,
периодическое электронное издание: Электронное издание, выходящее че
рез определенные промежутки времени, постоянным для каждого года чис
лом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно
оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имею
щими одинаковое заглавие,
продолжающееся электронное издание: Электронное издание, выходящее
через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала,
не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумеро
ванными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие,
обновляемое электронное издание: Электронное издание, выходящее через
определенные или неопределенные промежутки времени в виде нумерован
ных или датированных выпусков, имеющих одинаковое заглавие и частично
повторяющееся содержание. Каждый выпуск содержит в себе оставшуюся
актуальную информацию и полностью заменяет предыдущий.
Пример приведен в приложении А;
по структуре
однотомное электронное издание: Электронное издание, выпущенное на
одном машиночитаемом носителе,
многотомное электронное издание: Электронное издание, состоящее из
двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на
самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое
целое по содержанию и оформлению,

200
Межгосударственный стандарт

электронная серия: Сериальное электронное издание, включающее сово
купность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или
читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении.
3.3. титульный экран: Один из первых экранов электронного издания
(или специальный системный экран), содержащий выходные сведения.
3.4. минимальные системные требования: Требования к техническим и
программным средствам, минимально необходимым для реализации воз
можностей электронного издания.
4. Состав и расположение выходных сведений
4.1. Общие положения
Состав и расположение выходных сведений электронного издания зави
сят от вида электронного издания, количества физических носителей и
оформления. Не допускаются расхождения между одними и теми же сведе
ниями, помещаемыми в разных местах электронного издания и элементов
его оформления.
Элементы выходных сведений, общие для всех или ряда томов (частей,
выпусков, номеров) электронного издания, должны быть представлены без
расхождения в их форме приведения.
4.2. Основные элементы выходных сведений
4.2.1. Основными элементами выходных сведений являются:
! сведения об авторах и других физических и юридических лицах, участ
вовавших в создании электронного издания;
! заглавие электронного издания;
! надзаголовочные данные;
! подзаголовочные данные;
! выходные данные;
! выпускные данные;
! минимальные системные требования;
! классификационные индексы;
! номер государственной регистрации;
! международные стандартные номера;
! штрих коды;
! знак охраны авторского права;
! библиографическое описание;
! аннотация.
4.2.2. Имя автора, заглавие, надзаголовочные данные, выходные данные,
классификационные индексы, международные стандартные номера, знак
охраны авторского права и штрих коды приводятся в электронных изданиях
в форме, определенной ГОСТ 7.4.
4.2.3. Подзаголовочные данные в зависимости от вида электронного из
дания могут включать в себя: сведения, поясняющие заглавие, сведения о
виде издания по природе основной информации, целевому назначению, пе

201
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

риодичности, сведения о количестве томов многотомного издания, порядко
вый номер тома или части, сведения о периоде обновления для обновляемых
электронных изданий, сведения о виде носителя для локальных электрон
ных изданий.
4.2.4. Выпускные данные электронного издания включают в себя сле
дующие сведения: наименование издателя, его почтовый и электронные ад
реса, телефон; наименование изготовителя, его адрес; объем данных в Мб;
продолжительность звуковых и видеофрагментов в мин.; комплектацию из
дания (количество носителей, наличие сопроводительной документации
и т.п.); тираж (для локальных электронных изданий), номер лицензии на из
дательскую деятельность и дату ее выдачи (для непериодических электрон
ных изданий), регистрационный номер и регистрирующий орган (для пери
одических электронных изданий).
4.2.5. Минимальные системные требования включают в себя: требования
к компьютеру (тип, процессор, частота; объем свободной памяти на жестком
диске; объем оперативной памяти); операционной системе; видеосистеме;
акустической системе; необходимое дополнительное программное обеспе
чение (не входящее в состав электронного издания) и оборудование.
4.2.6. Номер государственной регистрации электронного издания при
сваивается уполномоченной государственной организацией.
4.2.7. Библиографическое обеспечение приводится в сответствии с
ГОСТ 7.82.
4.2.8. Аннотация составляется и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.9.
4.2.9. Издатель может по своему усмотрению добавить любые другие све
дения об электронном издании, которые, по его мнению, отражают сущест
венные особенности данного электронного издания.
4.2.10. Выходные сведения в сериальных и многотомных изданиях долж
ны приводиться с соблюдением требований ГОСТ 7.4.
4.2.11. Электронное издание, являющееся аналогом печатного издания,
кроме собственных выходных сведений должно содержать выходные сведе
ния соответствующего печатного издания.
4.2.12. В электронных изданиях, выходящих на языках народов России
(кроме русского) и иностранных языках, выходные сведения, кроме имен
авторов и лиц, участвовавших в создании издания, приводятся не только на
языке текста издания, но и в переводе на русский язык с указанием языка
текста издания. Имена приводят в транслитерационной форме. Эти сведе
ния приводят над выпускными данными на титульном экране, внутренней
стороне первичной упаковки и задней стороне вторичной упаковки.
4.2.13. В электронном издании, изготовленном в виде приложения к лю
бому печатному изданию, выходные сведения оформляются в соответствии с
настоящим стандартом.

202
Межгосударственный стандарт

4.3. Размещение выходных сведений
Основным местом размещения выходных сведений является титульный
экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. Ти
тульный лист может состоять из нескольких частей, связанных между собой
переходами.
В локальных электронных изданиях выходные сведения размещаются
также на следующих элементах оформления электронного издания: на эти
кетке, находящейся непосредственно на электронном носителе; на лицевой,
внутренней и задней сторонах первичной упаковки; на лицевой, задней и
боковых (если позволяет толщина) сторонах вторичной упаковки; в сопро
водительной документации на бумажном носителе. Вторичная упаковка и
сопроводительная документация могут отсутствовать.
В локальных электронных изданиях выпускные данные и минимальные
системные требования допускается приводить только на элементах внешне
го оформления и не приводить на титульном экране электронного издания.
4.4. Обязательность наличия отдельных элементов выходных сведений
Обязательность приведения отдельных элементов выходных сведений и
их размещение в электронном издании приведены в таблице 1.




203
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Таблица 1
Обязательность приведения элементов выходных сведений

Место размещения
Отдельно
Элементы изданная
выходных Титульный Этикетка Первичная Вторичная сопрово
сведений экран носителя упаковка упаковка дительная
докумен
тация
Сведения об авторах и О О О О О
других физических и
юридических лицах,
участвовавших в создании
электронного издания
Заглавие О О О О О
Надзаголовочные данные Ф Ф Ф Ф Ф
Подзаголовочные данные Ф Ф Ф Ф Ф
Выходные данные О О О О О
Выпускные данные Ф Н О О Н
Минимальные системные Ф Ф Ф О О
требования
Классификационные Ф Ф Ф Ф Ф
индексы, номер
государственной
регистрации,
международные
стандартные номера
Знаки охраны авторского О О О О О
права
Штрих код Н Ф Ф Ф Н
Библиографическое Ф Н Ф О Ф
описание
Аннотация Ф Н Ф О Ф

O — обязательно
Ф — факультативно
Н — необязательно




204
Руководящий документ отрасли «Телематические службы»

Руководящий документ отрасли
«Телематические службы»
Утвержден приказом Министерства Российской Федерации по связи и ин
форматизации № 175 от 23 июля 2001 г.
(Извлечения)

Область пpименения
Пеpечень сокpащений, использованных в настоящем документе
Введение
1. Классификация, пpинципы постpоения и общие тpебования
2. Факсимильные службы
3. Службы обмена электpонными сообщениями
4. Службы телеконфеpенций
5. Инфоpмационные службы
6. Службы голосовой связи
Пpиложение А. Основные теpмины и их опpеделения
Пpиложение Б. Пеpечень документов, использованных пpи pазpаботке
pуководящего документа

ОБЛАСТЬ ПPИМЕНЕНИЯ
В настоящем Руководящем документе изложены технические и органи
зационные принципы, которые должны применяться при построении,
функционировании и использовании телематических служб на территории
России.
Руководящий документ предназначен для использования представителя
ми государственных органов, осуществляющих регулирование в области
электросвязи, операторами связи, предоставляющими услуги телематиче
ских служб, пользователями услуг телематических служб, научными и про
ектными организациями при разработке и проектировании телематических
служб, при разработке стандартов и других нормативных документов в об
ласти телематических служб, разработчиками и поставщиками технических
средств телематических служб, ориентирующимися на российский рынок.

ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие научно технического прогресса в области теле
коммуникаций и информатики обеспечивает в настоящее время возмож
ность предоставления обширного спектра услуг разнообразных телематиче
ских служб широкому кругу пользователей.
В результате происходящих в стране изменений в экономической, соци
альной и политической жизни сформировался спрос на услуги телематиче
ских служб, непрерывный рост которого обусловил значительное расшире
ние круга операторов, предоставляющих такие услуги. Этому также способ

205
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

ствуют процессы демонополизации и развития различных форм
собственности, открытость рынка телекоммуникаций. Наряду с традицион
ными операторами появляется много новых предприятий операторов, впер
вые вступающих на рынок телекоммуникаций.
В этих условиях отсутствие должного регулирования развития телемати
ческих служб может привести к негативным последствиям, затрагивающим
интересы государства, операторов и пользователей.
Настоящий Руководящий документ (РД) разработан на основе отечест
венных стандартов, международных стандартов и рекомендаций Сектора
стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи
(МСЭ Т), отечественного и зарубежного опыта создания телематических
служб с учетом тенденций их развития.
Настоящий РД является нормативным документом и предназначен для
использования:
! представителями государственных органов, осуществляющих регули
рование в области служб электросвязи;
! операторами связи при создании, развитии, эксплуатации и предос
тавлении пользователям услуг телематических служб;
! пользователями услуг телематических служб;
! научными и проектными организациями при разработке и проектиро
вании телематических служб;
! организациями, разрабатывающими стандарты и другие нормативные
документы в области телематических служб.
РД может использоваться отечественными и зарубежными разработчика
ми и поставщиками технических средств, используемых телематическими
службами, ориентирующимися на российский рынок.
Действие настоящего РД не распространяется на внутриведомственные,
технологические и выделенные сети связи, не используемые телематически
ми службами общего пользования.
Действие настоящего РД не распространяется на технические средства
спецпотребителей, за исключением технических средств, обеспечивающих
взаимодействие с телематическими службами общего пользования.
По мере накопления опыта создания и эксплуатации телематических
служб, настоящий РД может дополняться, конкретизироваться в соответст
вии с изменениями государственных и международных стандартов, по ре
зультатам научных и конструкторских разработок.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Определение, классификация
1.1.1. Телематические службы (ТМ службы) — службы электросвязи, за
исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных,
предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. При

206
Руководящий документ отрасли «Телематические службы»

мерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных
сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконферен
ции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.
Примечание. Основные используемые термины приведены в Приложе
нии А.
1.1.2. ТМ службы общего пользования являются составной частью Вза
имоувязанной сети связи Российской Федерации и предназначены для удов
летворения потребностей в телематических услугах широкого круга пользо
вателей на всей территории страны.
1.1.3. Услуги телематических служб предоставляются с использованием
технических средств операторов связи и абонентских терминалов пользова
телей. В отдельных случаях услуги ТМ служб (клиентские службы) могут
предоставляться без абонентских терминалов.
Абонентский терминал — оконечная аппаратура связи, находящаяся в
распоряжении абонента ТМ службы и подключенная к сети связи.
1.1.4. ТМ служба в целом включает в себя технические средства операто
ра( ов) связи и абонентские терминалы. ТМ служба может обеспечиваться
одним или несколькими операторами связи (см. рис. 1.1).
Часть ТМ службы, являющаяся объектом деятельности одного оператора
связи, — ТМ служба оператора связи.
1.1.5. По характеру передаваемой информации ТМ службы подразделя
ются на следующие группы:
! факсимильные службы:
" ТЕЛЕФАКС,
" КОМФАКС,
" БЮРОФАКС;
! службы обмена электронными сообщениями:
" службы обработки сообщений,
" службы электронной почты;
! службы телеконференций:
" службы аудиоконференций,
" службы видеоконференций;
! информационные службы:
" информационно справочные службы,
" службы доступа к информационным ресурсам;
! службы голосовой связи:
" службы голосовых сообщений,
" службы передачи речевой информации.
Описание ТМ служб приведено в разделах 2—6 настоящего РД.
1.1.6. По способу передачи информации ТМ службы делятся на службы:
! реального времени (On line);
! с промежуточным накоплением (Store and Forward).

207
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

1.1.7. По форме предоставления услуг ТМ службы делятся на службы:
! абонентские, предоставление услуг которых осуществляется с исполь
зованием абонентских терминалов;
! клиентские, предоставление услуг которых осуществляется в помеще
нии оператора связи и/или доставка осуществляется не на терминал
пользователя.
1.2. Граница технической ответственности и точки доступа к ТМ службам
1.2.1. В состав ТМ службы оператора связи входят технические средства
оператора связи, включая его сети доступа и транспортные сети, предназна
ченные исключительно для оказания ТМ услуг, и протоколы, обеспечиваю
щие взаимодействие терминалов пользователей с ТМ службой. Терминалы
пользователей не входят в состав ТМ службы оператора связи, если иное не
оговорено договором между пользователем и оператором ТМ службы.
1.2.2. Точка доступа к ТМ службе оператора связи — точка, в которой опе
ратор связи предоставляет пользователю (или другому оператору связи) услу
ги ТМ службы с объявленным качеством. Точка доступа всегда находится на
оборудовании оператора. В точке доступа должен соблюдаться протокол пе
редачи, обеспечивающий взаимодействие с абонентскими терминалами.
В точке доступа разделяется техническая ответственность оператора ТМ
службы и пользователя за обеспечение технических характеристик.
Типы доступа абонентов ТМ служб представлены на рис. 1.2.
1.2.2.1. Если сеть доступа не входит в ТМ службу оператора связи, точкой
доступа пользователей к абонентской ТМ службе является технический ин
терфейс оборудования оператора связи с сетью доступа — точка A на рис.
1.2.a.
1.2.2.2. Если сеть доступа входит в ТМ службу оператора связи, точкой
доступа пользователей к абонентской ТМ службе является точка подключе
ния терминала пользователя к сети доступа — точка Б на рис. 1.2.б.
1.2.2.3. Возможен доступ пользователей к ТМ службе оператора связи по
выделенному каналу (абонентской линии), либо через коммутируемую сеть
доступа. Точкой доступа в этом случае является технический интерфейс обо
рудования ТМ службы оператора связи с оборудованием соответствующего
канала (абонентской линии) — точка В на рис. 1.2.в.
1.2.3. Точкой доступа пользователей к клиентской ТМ службе является
помещение оператора связи (например, пункт коллективного доступа, бюро
приема информации) или служба физической доставки.
1.2.4. Территорией предоставления услуг ТМ службы оператора связи на
зывается территория расположения множества точек доступа к ТМ службе, в
которых оператор связи обеспечивает предоставление услуг этой ТМ службы
пользователям.
1.3. Сети электросвязи, используемые для организации ТМ служб.

208
Руководящий документ отрасли «Телематические службы»

1.3.1. Сети электросвязи, используемые для организации ТМ служб, под
разделяются на транспортные сети ТМ служб (далее по тексту — транспорт
ные сети) и сети доступа ТМ служб (далее по тексту — сети доступа).
1.3.2. Сети доступа предназначены для подключения абонентских терми
налов ТМ служб к точке доступа к ТМ службе оператора связи.
1.3.3. Транспортные сети предназначены для организации взаимодейст
вия между ТМ службами разных операторов связи либо узлами ТМ службы
одного оператора.
Термин «узел ТМ служб» используется для обозначения пункта, в кото
ром локально располагаются технические средства оператора связи, обеспе
чивающие предоставление услуг ТМ служб.
1.3.4. Транспортные сети и сети доступа могут обслуживаться самими
операторами ТМ служб, либо могут использоваться сети и каналы других
операторов связи.
1.3.5. Для организации доступа к ТМ службам могут использоваться физи
ческие линии, а также различные сети и службы электросвязи, в том числе:
! сети передачи данных (ПД);
! телефонная сеть общего пользования (ТфОП);
! сети подвижной связи;
! сеть АТ/Телекс;
! цифровые сети с интеграцией служб (ЦСИС).
1.3.6. Технической границей ТМ службы оператора связи является сово
купность интерфейсов оборудования оператора связи с терминалами поль
зователей и сетями электросвязи, не входящими в состав ТМ службы опера
тора, а также с техническими средствами ТМ служб других операторов связи.
1.4. Услуги ТМ служб
1.4.1. Услуга ТМ службы — продукт деятельности оператора (операторов)
по приему, передаче, обработке сообщений ТМ служб.
1.4.2. ТМ службы должны обеспечивать техническую возможность пред
оставления пользователям услуг двух видов:
а) «основная услуга» — услуга, которая предоставляется пользователю
при каждом его обращении к ТМ службе, то есть является неотъемлемым
свойством ТМ службы;
б) «дополнительная услуга» — услуга, которая предоставляется в допол
нение к основной услуге только согласно явно выраженному дополнитель
ному запросу пользователя.
1.4.3. Допускается предоставление услуг ТМ служб вместе с услугами
других ТМ служб и служб электросвязи, если технические средства не позво
ляют обеспечивать эти услуги раздельно. Например, услуги служб ПД и
электронной почты.
1.4.4. Технические средства операторов ТМ служб должны обеспечивать
пользователям услуги, качество которых соответствует стандартам и другим

209
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

нормативным документам, на территории предоставления услуг ТМ служб
оператором. По своему усмотрению оператор связи может расширить зону
гарантированного качества.
1.4.5. Характеристики услуг ТМ служб и их предоставления должны
иметь количественное выражение (подвергаться измерению) или качествен
ное выражение (подвергаться сопоставлению по качеству).
1.5. Адресация
1.5.1. Системы адресации ТМ служб должны обеспечивать однозначную
идентификацию получателей и/или отправителей информации.
1.5.2. Адресное пространство, используемое ТМ службами операторов
связи, определяется (регулируется) национальной Администрацией связи.
1.6. Взаимодействие ТМ служб между собой и с другими сетями и служ
бами связи
1.6.1. Операторы ТМ служб могут обеспечивать возможность обмена ин
формацией пользователей различных ТМ служб между собой и с пользовате
лями других сетей и служб связи.
1.6.2. Технические вопросы взаимодействия различных ТМ служб одного
оператора связи определяются оператором самостоятельно.
1.6.3. При взаимодействии абонентских терминалов и оборудования ТМ
служб операторов связи с коммутируемыми телефонными сетями и ЦСИС
подключение осуществляется на местном уровне на правах абонентских ус
тановок телефонной сети. В технически обоснованных случаях возможно
подключение на правах учрежденческих телефонных станций.
1.6.4. Использование коммутируемых каналов сети ТфОП допускается
только для организации доступа пользователей к ТМ службе оператора связи
и передачи сообщений ТМ службы пользователям ТфОП, не допускается их
использование для организации сопряжения между узлами ТМ служб опера
тора связи и для сопряжения ТМ службы оператора связи с сетями передачи
данных и оборудованием ТМ служб других операторов. Передача сообщений
ТМ службы пользователям ТфОП допускается только по пучкам соедини
тельных линий.
1.6.5. Емкость пучков абонентских (соединительных) линий, с помощью
которых технические средства оператора ТМ службы подключаются к стан
циям коммутации сети ТфОП, должна обеспечивать выполнение действую
щих норм на максимальную нагрузку в ЧНН на одну абонентскую (соедини
тельную) линию. При наличии на местной телефонной сети соответствую
щей технической возможности допускается по согласованию между
оператором местной телефонной сети и оператором ТМ службы уточнение
величины максимальной нагрузки в ЧНН в большую сторону.
1.6.6. Подключение оборудования ТМ служб оператора связи к сети АТ/
Телекс должно осуществляться на правах абонентских установок.

210
Руководящий документ отрасли «Телематические службы»

1.6.7. Не допускается использование технических средств ТМ служб для
пропуска междугородного и международного трафика сети АТ/Телекс.
1.7. Общие технические требования и стандарты
1.7.1. ТМ службы должны быть построены в соответствии с действующи
ми ГОСТами, ОСТами и другими нормативными документами Российской
Федерации, а также в соответствии с международными стандартами МСЭ и
документами IETF.
1.7.2. Эксплуатация ТМ служб должна осуществляться с соблюдением
положений настоящего РД и других нормативных документов федерального
органа исполнительной власти в области связи.
Перечень использованных при разработке РД документов приведен в
Приложении Б.
1.7.3. Информация текстового характера на русском языке в ТМ службах
должна быть представлена в кодировке, которая обеспечивает воспроизведе
ние текста на терминале пользователя при наличии в нем соответствующих
средств. При этом должна быть обеспечена возможность представления ин
формации в кодировке CP 1251 и/или КОИ8. Допускается по соглашению с
пользователем применение других кодировок вместо CP 1251 и КОИ8.
1.7.4. Информирование пользователей оператором ТМ службы посред
ством сообщений на его терминале должно осуществляться на русском язы
ке. При согласии пользователя или при отсутствии в его терминале соответ
ствующих средств допускается предоставление такой информации на другом
языке.
1.7.5. Взаимодействие с внешними автоматизированными системами для
расчетов с клиентами должно осуществляться по интерфейсу (протоколу),
описанному в одном из следующих стандартов:
EIA RS 232;
EIA RS 449;
IEEE 802.3;
Рекомендация МСЭ Т X.25;
Рекомендация МСЭ Т X.21;
Рекомендация МСЭ Т G.703;
Рекомендация МСЭ Т V.35.
3. СЛУЖБЫ ОБМЕНА ЭЛЕКТРОННЫМИ СООБЩЕНИЯМИ
3.1. Назначение, описание
ТМ службы операторов связи, предназначенные для предоставления ус
луг обмена электронными сообщениями между компьютерными терминала
ми пользователей с промежуточным накоплением, делятся на:
! службы обработки сообщений;
! службы электронной почты.
3.3. Службы электронной почты
3.3.1. Назначение

211
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Служба электронной почты (ЭП) предназначена для предоставления ус
луг обмена электронными сообщениями с промежуточным накоплением
между абонентскими терминалами.
3.3.2. Услуги телематической службы ЭП, обеспечиваемые техническими
средствами операторов связи
3.3.2.1. Основная услуга службы ЭП, обеспечиваемая техническими
средствами операторов связи, — передача электронных сообщений с задан
ным адресом отправителя, а также прием и хранение сообщений абонентов в
электронных почтовых ящиках ТМ служб ЭП.
3.3.2.2. Дополнительными услугами службы ЭП, обеспечиваемыми тех
ническими средствами операторов связи, могут быть:
! возможность отправки копии сообщения другому адресату;
! указание времени и даты отправки сообщения.
3.3.3. Адресация
В системах ЭП понятие адреса может относиться либо к почтовому ящи
ку, либо к списку рассылки.
3.3.4. Взаимодействие с другими службами
3.3.4.1. Взаимодействие службы ЭП оператора связи с другими система
ми связи и службами (например, факсимильными службами, почтовыми
службами) обеспечивают шлюзы, в которых происходит преобразование
форматов электронных сообщений и поддерживаются протоколы передачи,
используемые в этих службах.
3.3.4.2. При взаимодействии служб ЭП операторов связи с системами об
работки сообщений преобразования должны выполняться в соответствии с
документом IETF RFC1327.
3.3.4.3. При взаимодействии с системами ЭП, использующими отличный
от рекомендуемого документом IETF RFC822 формат сообщения, обяза
тельным является обеспечение преобразований по крайней мере в формат
MIME.
3.3.4.4. Различные системы электронной почты должны обеспечивать
взаимодействие между собой по крайней мере через одну из общедоступных
сетей общего пользования, построенных на базе протоколов IP либо X.25.
3.3.5. Характеристики качества обслуживания
Основными качественными характеристиками услуг службы ЭП явля
ются:
! объем памяти ХС службы ЭП, предоставляемый абоненту для хране
ния сообщений в почтовом ящике, — не менее 1 Мб;
! максимальный объем электронного сообщения, передаваемый и при
нимаемый СПС службы ЭП, — не менее 500 Кб.
3.3.6. Требования и стандарты
3.3.6.1. При построении систем ЭП рекомендуется использовать доку
менты IETF RFC822.

212
Руководящий документ отрасли «Телематические службы»

3.3.6.2. В качестве основного протокола передачи между различными
системами электронной почты, построенными в соответствии с документа
ми IETF RFC822, необходимо использование протокола SMTP. Допускается
также по согласованию операторов ТМ служб использование других прото
колов в качестве дополнительных.
3.3.6.3. В качестве основного протокола передачи между удаленным поч
товым ящиком пользователя и сервером ХС в направлении от пользователя к
серверу должен использоваться протокол SMTP, в обратном направлении —
протокол POP3. Допускается также использование операторами ТМ служб
других протоколов в качестве дополнительных.
3.3.6.4. В оригинальных системах ЭП допускается использование ориги
нальных протоколов обмена и форматов сообщений.
4. СЛУЖБЫ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЙ
4.1. Назначение, описание
4.1.1. Служба телеконференций (СТК) предназначена для проведения в
режиме реального времени сеансов телеконференцсвязи (ТС) между терри
ториально разобщенными пользователями либо группами пользователей по
средством Аудио/Видео терминалов (АВ терминалов) и сетей связи в регла
ментируемой форме.
4.1.2. Для обмена информацией между АВ терминалами, находящимися
в удаленных друг от друга точках, используется специализированный много
точечный блок управления (МБУ). МБУ выполняет функции распределения
сигналов между подключенными к нему терминалами и обеспечивает вы
полнение регламентов. При этом каждый терминал подключается к МБУ
независимо.
4.1.3. При организации телеконференций инициатором сеанса может яв
ляться любой из участников конференции. После получения запроса орга
низация сеанса ТС может быть произведена оператором различными спосо
бами:
! соединение с каждым из заявленных участников конференции уста
навливается по инициативе МБУ (исходящее соединение) в назначен
ное время путем последовательного соединения по указанным в за
просе адресам участников;
! участники конференции в назначенное время самостоятельно уста
навливают соединения (входящие соединения) с МБУ оператора.
МБУ производит идентификацию каждого участника принятым спо
собом (например: имя, пароль) и подключение его к конференции;
! в отдельных случаях используются смешанные варианты организации
конференции.
4.1.4. При организации сеанса ТС производится идентификация каждого
участника принятым способом (например: имя и пароль).

213
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

4.1.5. Сеансы могут проводиться как между абонентскими терминалами
(абонентская форма предоставления услуг), так и между специальными кон
ференц залами или конференц комнатами оператора (клиентская форма
предоставления услуг), оборудованными терминалами ТС.
4.1.6. По виду информационного обмена между пользователями СТК
подразделяются на два основных вида:
! службы аудиоконференций;
! службы видеоконференций.
4.1.6.1. Служба аудиоконференций (САК) предназначена для предостав
ления услуг трем и более пользователям (или группам пользователей) по об
мену речевой информацией в режиме реального времени. Если обмен голо
совой информацией дополняется неголосовой информацией (данными,
текстами, графическими изображениями и т.д.), исключая видеосигналы и
сигнализацию, то служба может называться аудиографической. Речевое вы
сказывание любого участника конференции передается в МБУ. МБУ смеши
вает речевые сигналы, поступающие от участников конференции, и пересы
лает им обратно полученный смешанный сигнал.
4.1.6.2. Служба видеоконференций (СВК) предназначена для предостав
ления услуг двум и более пользователям (или группам пользователей) по об
мену речевой и видеоинформацией в режиме реального времени. Видеои
зображение участников и их речевые высказывания передаются в МБУ. МБУ
смешивает речевые сигналы, поступающие от участников конференции, и
пересылает им обратно полученный смешанный речевой сигнал. Одновре
менно с этим МБУ выделяет выступающего участника для передачи его ви
деоизображения всем остальным участникам. Управление выбором отобра
жаемого участника конференции может быть как автоматическим, так и руч
ным. В случае ручного управления это делает ведущий. В отдельных случаях
МБУ позволяет формировать кадр, разделенный на сегменты с одновремен
ным изображением нескольких участников.




214
Концепция российского законодательства в области Интернета

Концепция российского законодательства
в области Интернета
(о развитии глобальной сети Интернет в России)
Дата разработки — 2000 г.
Авторы разработчики — Кристальный Б.В. и Якушев М.В.

1. Общая характеристика и основные проблемы существующего норма
тивного регулирования, применимого к развитию российского сегмента се
ти Интернет.
1.1 В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента
глобальной информационной сети Интернет, как в количественном (число
операторов и пользователей), так и в качественном (расширение круга ока
зываемых услуг) отношении.
Подобно законодательным системам других государств, включая США и
страны Европейского союза, российское специальное законодательство в
области Интернета находится на самом начальном этапе развития.
При этом в значительной степени можно говорить об отсутствии эффек
тивно действующей нормативной базы в данной области, несмотря на нали
чие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа
других законодательных актов. Причинами этого являются как недостаточная
теоретическая проработка отдельных фундаментальных нормативных поло
жений, так и субъективно настороженное отношение к Интернету со стороны
правоприменительных органов и работающих в них лиц.
Тем не менее отсутствие законодательных актов о развитии в России Ин
тернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас
отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (напри
мер, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения
распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан,
охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общест
венно политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйствен
ный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых ра
мок для такой деятельности способно не только стать тормозом для эконо
мического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета
обращаться за соответствующими услугами к специализированным органи
зациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть
легко реализовано технически.
1.2. К действующим в Российской Федерации законам, в той или иной
степени могущим быть применимыми к отношениям, связанным с Интер
нетом, относятся, в частности:
1) по наиболее общим вопросам правового режима функционирования
информационных сетей и их государственного регулирования:

215
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

! Конституция Российской Федерации,
! Гражданский кодекс Российской Федерации,
! Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин
формации»,
! Федеральный закон «Об участии в международном информационном
обмене»,
! Федеральный закон «О связи»,
! Федеральный закон «О средствах массовой информации»;
2) по вопросам охраны исключительных прав в отношении информаци
онных объектов, циркулирующих в Интернете:
! Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»,
! Федеральный закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз дан
ных»,
! Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и на
именованиях мест происхождения товаров»,
! Уголовный кодекс Российской Федерации,
! Патентный закон Российской Федерации;
3) по иным вопросам, имеющим отношение к правовому режиму инфор
мации в Интернете и определению условий доступа к ней:
! Федеральный закон «О государственной тайне»,
! Федеральный закон «О федеральных органах правительственной свя
зи и информации»,
! Федеральный закон «О рекламе»
! Федеральный закон «Об оперативно розыскной деятельности в Рос
сийской Федерации»,
другие законодательные акты.
1.3. К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем норматив
ном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента
Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государст
венных интересов Российской Федерации в данной области необходимо от
нести:
1) определение государственной политики Российской Федерации в от
ношении развития российского сегмента глобальной информационной сети
Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной
юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета,
2) обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Ин
тернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также бес
препятственного информационного обмена, в том числе международного,
3) определение порядка и условий подключения к Интернету государст
венных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о
деятельности этих органов), а также библиотек, школ и иных учреждений
социально культурной сферы,

216
Концепция российского законодательства в области Интернета

4) определение правового режима информации, размещаемой в Интер
нете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена,
5) предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интер
нете, (в частности, распространения оскорбительной и непристойной ин
формации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных
условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие
правонарушения,
6) действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объек
ты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете,
7) защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях
Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой
и с операторами услуг в Интернете,
8) создание нормативных условий для электронного документооборота в
Интернете; установление принципов и порядка использования адресного
пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства инфор
мации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи ин
формации;
9) обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; призна
ние юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определе
ние порядка производства электронных платежей;
10) обеспечение информационной безопасности (в частности, предотв
ращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопуще
ние несанкционированного доступа к информации); установление порядка
применения средств криптозащиты применительно к использованию Ин
тернета.
2. Основные цели и принципы правового регулирования отношений,
связанных с развитием российского сегмента сети Интернет.
2.1. Главными целями разработки российского законодательства в облас
ти Интернета могут быть определены:
! создание устойчивой и эффективно применяемой нормативной базы
для развития Интернета в Российской Федерации в интересах россий
ских пользователей, хозяйствующих субъектов и некоммерческих ор
ганизаций, органов власти и управления, пополнения информацион
ных ресурсов Российской Федерации;
! обеспечение условий для участия Российской Федерации и операто
ров российского сегмента сети Интернет в разработке и принятии
международных норм, регулирующих как технические и технологиче
ские, так и организационно правовые аспекты развития Интернета;
! закрепление государственных гарантий охраны в отношениях, связан
ных с Интернетом, прав и законных интересов российских граждан и
организаций, общественных интересов (в том числе интересов эконо
мического и социального развития России), государственных интере

217
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

сов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и му
ниципальных образований.
2.2. При разработке российского законодательства в области Интернета
целесообразно придерживаться следующих принципов, вытекающих из спе
цифики построения и функционирования Интернета как глобальной ин
формационной сети:
1) Интернет не является ни объектом, ни субъектом правового регулиро
вания. Предметом регулирования являются правоотношения между опера
торами и пользователями Интернета как между собой, так и во взаимоотно
шениях с иными лицами и государственными органами в связи с передачей
информации и оказанием услуг через Интернет (принцип предметного регу
лирования);
2) Связанные с Интернетом правоотношения носят «экстранациональ
ный» характер. Применение локальных правовых норм к таким правоотно
шениям без учета и связи с законодательством других стран может быть не
эффективным. Это требует приоритетного внимания к разработке правовых
норм Интернета на международно правовом уровне, путем заключения и
исполнения (в том числе инкорпорирования соответствующих норм в рос
сийское законодательство) универсальных международных соглашений
(принцип приоритета международного уровня правотворчества);
3) Определенное число нормативных проблем, связанных с Интернетом,
может и должно быть решено без использования методов государствен
но правового регулирования, в том числе на уровне организационного взаи
модействия участников «Интернет сообщества» (в самом широком смысле),
а также на уровне алгоритмизации и автоматизации используемых в Интер
нете процедур (принцип использования внеюридических методов регулиро
вания);
4) Социальная значимость Интернета как средства практически неогра
ниченного доступа к глобальным информационным ресурсам требует зако
нодательного (юридического) закрепления норм и правил, регулирующих
прежде всего аспекты функционирования Интернета, непосредственно за
трагивающие важнейшие права и законные интересы личности, общества и
государства (например, охрана частной жизни граждан, борьба с нарушени
ем общественной нравственности, защита интересов государства в сфере ин
формационной безопасности, охрана правопорядка) (принцип разумной до
статочности регулирования);
5) Многообразие и разнородность правоотношений, так или иначе свя
занных с Интернетом, не позволяет при разработке соответствующей право
вовой базы ограничиться лишь созданием относительно изолированного,
«специального» массива нормативно правового регулирования. Одновре
менно с разработкой новых правовых норм, связанных со спецификой
функционирования Сети, требуется вносить изменения (в ряде случаев —

218
Концепция российского законодательства в области Интернета

существенные изменения) в уже действующее российское законодательство,
с целью обеспечения возможности его прямого использования примени
тельно к отношениям по поводу деятельности в Интернете (принцип комп
лексного подхода).
2.3. Современное состояние законодательной базы о российском сегмен
те Интернета и необходимость ее изменения и развития с учетом указанных
выше принципов обозначают три основных направления развития внутри
российского законодательства в области Интернета:
1) Pазработка принципиально новых законодательных и иных норматив
ных актов, учитывающих специфику функционирования и развития Сети
(например, базового федерального закона «О правовом регулировании гло
бальной информационной сети «Интернет» в Российской Федерации»),
2) Частичное изменение действующей в Российской Федерации норма
тивно правовой базы с целью ее адаптации к соответствующим правоотно
шениям,
3) Создание (или разъяснение) механизмов прямого использования при
менительно к Интернету части действующих законодательных актов, без из
менения их содержания.
3.Порядок создания нормативной базы правового регулирования Интер
нета в Российской Федерации.
3.1. При разработке нормативной базы правового регулирования россий
ского сегмента Интернета, необходимо прежде всего:
! определить основные направления государственной политики Рос
сийской Федерации в отношении Интернета,
! установить порядок участия федеральных и иных органов власти, а
также негосударственных организаций Российской Федерации в при
нятии на международном уровне норм и правил (как технического,
так и организационно правового характера), регулирующих глобаль
ные аспекты развития Интернета,
! законодательно разграничить сферы применения нормативных актов,
регулирующих развитие российского сегмента сети Интернет, прини
маемых на федеральном, региональном и местном уровне, а также не
государственными обьединениями российского «Интернет сообщест
ва».
3.2. Развитие российского сегмента Интернета, вовлечение российских
пользователей Интернета в международный информационный обмен, уста
новление для этого соответствующих условий (а в необходимых случаях и
ограничений) должно стать предметом приоритетного внимания со стороны
федеральных органов власти. Это предусматривает, в частности, объявление
и проведение в жизнь (в том числе средствами нормативного регулирования)
политики государственной поддержки развития Интернета в Российской
Федерации, подобно тому, как это уже происходит в Соединенных Штатах

219
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Америки, странах Европейского Союза, других наиболее развитых странах

<<

стр. 7
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>