<<

стр. 9
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



Проект Федерального закона
«О правовом регулировании оказания Интернет услуг»
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины
Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном законе:
! Интернет услуги — услуги, оказание которых осуществляется путем
передачи или приема данных по каналам Интернет;
! Услуги подключения к сети Интернет — действия или деятельность по
подключению оконечного оборудования, принадлежащего потребите
лю услуги на праве собственности или ином праве, к сети Интернет;
! Интернет услуги электронной почты — действия или деятельность по
присвоению адреса потребителю услуги и приему данных на этот ад
рес, а также хранению и отправке данных, направленных потребите
лем услуги или пришедших в его адрес;
! Интернет услуги хостинга — действия или деятельность Оператора
связи по предоставлению доступа пользователям Интернет к инфор
мационному ресурсу потребителя услуги;
! Интернет — сеть электросвязи общего пользования, обеспечивающая
передачу данных между компьютерными устройствами. В данную сеть
входят все взаимоувязанные сети электросвязи, осуществляющие пе
редачу компьютерных данных, за исключением выделенных и ведом
ственных сетей связи;

252
Проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет услуг»

! Данные — для целей настоящего закона под данными понимаются
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах,
представленные в форме, обеспечивающей их нахождение и обработ
ку непосредственно компьютерным устройством;
! Адресат физическое или юридическое лицо, которому передаются
данные по каналам Интернет;
! Адресация пользователей — процедура присвоения адресов пользова
телям Интернет услуг (электронной почты, хостинга и так далее) для
возможности приема или передачи данных на присвоенные адреса.
! Потребитель услуги — физическое или юридическое лицо, которому
или от имени которого на основании договора с лицом, оказывающим
услугу, передаются данные по каналам Интернет;
! Оператор связи — физическое или юридическое лицо, имеющее право
на оказание услуг связи;
! Пользователь сети Интернет — лицо, пользующееся оконечным обо
рудованием, подключенным к сети Интернет.
! Оконечное оборудование — для целей настоящего закона под оконеч
ным оборудованием понимаются подключаемые к абонентским лини
ям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства
формирования сигналов электросвязи для передачи или приема або
нентами данных по каналам сети электросвязи;
Статья 2. Цели настоящего Федерального закона
Цели настоящего Федерального закона — создание условий для устойчи
вого развития объемов и качества Интернет услуг, обеспечение информаци
онной безопасности государства и муниципальных образований, защиты за
конных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федера
ции и муниципальных образований, прав физических и юридических лиц
при оказании Интернет услуг.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятель
ности по оказанию Интернет услуг, оказываемых под юрисдикцией Россий
ской Федерации.
Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации
в случае, когда местом оказания услуги, определяемым в соответствии с на
стоящим Законом, является территория Российской Федерации.
Статья 4. Принципы деятельности в области Интернет услуг
1. Развитие использования Интернет услуг признается важнейшим ком
понентом социально экономического и научно технического развития об
щества и государства.
2. Физическим и юридическим лицам не может быть отказано в заключе
нии публичного договора Интернет услуг на единых с другими потребителя
ми условиях, за исключениями случаев, когда законом или иными правовы

253
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

ми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий по
требителей.
3. При оказании Интернет услуг должно обеспечиваться соблюдение
тайны связи. Любые ограничения тайны связи допускаются только на осно
вании судебного решения в порядке, установленном Федеральным законом.
Статья 5. Законодательство в сфере оказания Интернет услуг
1. Законодательство в сфере оказания Интернет услуг состоит из Конс
титуции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Феде
рации, настоящего Федерального закона, а также иных законов и правовых
актов.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к от
ношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, непосредст
венно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его
применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором установлены иные правила, чем пред
усмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила
международного договора.
3. Правила оказания отдельных видов Интернет услуг и Правила адреса
ции пользователей Интернет услуг на территории России, а также перечень
категорий потребителей, для которых должны предоставляться льготные ус
ловия при оказании Интернет услуг, утверждаются Правительством Россий
ской Федерации.
Статья 6. Принципы государственной политики в сфере деятельности по
оказанию Интернет услуг
Государственная политика в сфере деятельности по оказанию Интер
нет услуг строится исходя из приоритета общепризнанных норм и принци
пов международного права, соблюдения международных договоров и иных
актов международного права, ратифицированных в Российской Федерации
в установленном Федеральным законом порядке, а также с учетом необходи
мости обеспечения информационной безопасности и защиты законных ин
тересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образова
ний, прав физических и юридических лиц при оказании Интернет услуг.
Статья 7. Основные направления государственной политики в сфере де
ятельности по оказанию Интернет услуг
Основными направлениями государственной политики в сфере деятель
ности по оказанию Интернет услуг являются:
! обеспечение информационной безопасности государства, муници
пальных образований, физических и юридических лиц в процессе ока
зания Интернет услуг;
! обеспечение всеобщего и равного доступа к услугам подключения к
сети Интернет путем создания и поддержки инфраструктуры государ
ственных, муниципальных и общественных центров, предоставляю

254
Проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет услуг»

щих на некоммерческой основе в пользование компьютерные устрой
ства, подключенные к сети Интернет, и другие услуги подключения к
сети Интернет;
! предоставление льгот при оказании Интернет услуг социально неза
щищенным слоям населения;
! развитие инфраструктуры услуг подключения к сети Интернет в сель
ских, отдаленных и труднодоступных районах;
! обеспечение установленных в правовых актах минимальных требова
ний к качеству услуг подключения к сети Интернет путем их государ
ственной сертификации и лицензирования деятельности лиц, их ока
зывающих;
! создание условий для развития дистанционных форм обучения с ак
центом на распространение базовых знаний и навыков, необходимых
для потребления Интернет услуг;
! включение базовых знаний и навыков, необходимых для потребления
Интернет услуг, в обязательные государственные стандарты среднего
образования;
! содействие дистанционным формам занятости работников для более
полной реализации права каждого на труд, устранения нехватки либо
избытка кадров в отдельных местностях, а также участия в трудовых
процессах лиц с ограниченной трудоспособностью;
! формирование и интеграции в сеть Интернет сетей и информацион
ных ресурсов государственных органов, образовательных и библи
отечных учреждений для предоставления к ним всеобщего доступа
граждан;
! своевременное совершенствование механизма правового регулирова
ния деятельности по оказанию Интернет услуг с учетом изменения
технологий и общественных отношений по поводу их использования.
Статья 8. Лицензирование и сертификация в области оказания Интер
нет услуг
1. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по оказанию
Интернет услуг электронной почты и хостинга, услуг подключения к сети
Интернет, а также деятельность по оказанию иных Интернет услуг, деятель
ность по оказанию которых подлежит обязательному лицензированию в со
ответствии с Федеральным законом.
2. Лицензирование и сертификация отдельных видов Интернет услуг
осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Фе
дерации.
3. Не допускается отказ в выдаче лицензии на оказание Интернет услуг
либо приостановление или аннулирование такой лицензии по причине эко
номической нецелесообразности оказания упомянутых услуг либо по иным
причинам, не предусмотренным Федеральным законом.

255
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Статья 9. Требования к передаваемым данным
1. Лицо, передающее данные, должно представить их в форме, соответст
вующей требованиям, указанным в договоре на оказание Интернет услуг.
2. При отсутствии в договоре оказания Интернет услуг требований к
форме данных, лицо, передающее данные, обязано представить их в форме,
соответствующей требованиям, предусмотренным законом или иным право
вым актом, а в случае, когда такие требования не установлены, — обычным
требованиям, предъявляемым для такого рода данных.
Статья 10. Передача данных, не соответствующих определенным требова
ниям
Лицо, передающее данные, не соответствующие требованиям, опреде
ленным по правилам статьи 9 настоящего закона, несет риск утраты, иска
жения или задержки доставки адресату данных, передаваемых по каналам
Интернет.
Статья 11. Общие правила исполнения обязанности по передаче данных
1. Обязанность по передаче данных должна быть исполнена путем пере
дачи данных на адрес, указанный в договоре, если соглашением сторон не
установлено иное.
2. При отсутствии указания в договоре адреса, на который должны быть
переданы данные, лицо, обязанное передать данные, уведомляет кредитора
о готовности данных к передаче и в этом случае не несет ответственности за
просрочку исполнения своей обязанности.
Статья 12. Момент исполнения обязательства по передаче данных при ока
зании Интернет услуг
Если иное не предусмотрено договором оказания Интернет услуг, обя
занность передать данные считается исполненной в момент получения дан
ных от должника оператором связи, обязанным в силу договора с должни
ком передать данные в адрес кредитора или иного указанного им лица.
Статья 13. Место оказания Интернет услуг
Местом оказания Интернет услуги считается место регистрации по мес
ту жительства или месту проживания потребителя услуги — физического ли
ца или место государственной регистрации потребителя услуги — юридиче
ского лица, если иное не указано в настоящем законе либо ином Федераль
ном законе.
Статья 14. Сроки отправки данных оператором связи
1. Сроки, в течение которых оператор связи обязан отправить получен
ные данные в указанный ему адрес, устанавливаются Правилами оказания
отдельных Интернет услуг, утверждаемых Правительством Российской Фе
дерации.
2. В договоре, заключенном с оператором связи, могут быть указаны со
кращенные сроки доставки данных по сравнению с установленными соот
ветствующими Правилами.

256
Проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет услуг»

Статья 15. Документирование данных и сведений о них оператором связи
при оказании Интернет услуг
1. Документирование данных и сведений о них оператором связи при
оказании Интернет услуг осуществляется в сроки и в порядке, установлен
ные договором на оказание Интернет услуг связи и законодательством.
2. В положении об оказании отдельных видов Интернет услуг, утверж
даемом Правительством Российской Федерации, могут быть указаны катего
рии данных и сведений о них, для которых документирование обязательно, а
также порядок и сроки такого документирования и хранения соответствую
щих документов оператором связи.
Статья 16. Подтверждение исполнения обязательства по передаче данных
при оказании Интернет услуг
1. По требованию отправителя данных или адресата оператор связи бес
платно выдает справку или иное подтверждение о получении или отправке
данных, документированных на основании статьи 15 настоящего закона по
форме, устанавливаемой законодательством, а при отсутствии утвержденной
в надлежащем порядке формы, в произвольной форме с указанием реквизи
тов данных, позволяющих их идентифицировать, названия и организацион
но правовой формы оператора связи, номера его лицензии на оказание ус
луг передачи данных, даты выдачи подтверждения, фамилии должностного
лица, выдавшего подтверждение, а также с проставлением его подписи и пе
чати организации — оператора связи.
2. В случае, когда было произведено документирование переданных или
полученных оператором связи данных в соответствии со статьей 15 настоя
щего закона, потребитель Интернет услуги вправе требовать выдать ему ко
пию документации за плату на условиях, установленных соглашением сто
рон, а при отсутствии такого соглашения, в соответствии с требованиями,
обычно предъявляемыми к работам по копированию документации.
Статья 17. Критерии признания данных, периодически передаваемых в Ин
тернет, массовой информацией
1. Массовой информацией признаются данные, периодически переда
ваемые в тысячу или более адресов пользователей Интернет в течение дня.
При этом учитываются только адреса, находящиеся на территории России.
2. Порядок определения количества пользователей Интернет для целей,
указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается органом, осуществ
ляющим государственную регистрацию средств массовой информации.
Статья 18. Государственная регистрация информационных ресурсов, рас
пространяющих массовую информацию в Интернет
Информационные ресурсы, передающие данные, признаваемые массо
вой информацией согласно статье 17 настоящего закона, должны быть заре
гистрированы в качестве средства массовой информации в соответствии с
законодательством о средствах массовой информации.

257
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Статья 19. Регулирование отношений по созданию, обработке и распростра
нению данных, признаваемых массовой информацией
Регулирование отношений по созданию, обработке и распространению
данных, признаваемых массовой согласно статье 17 настоящего закона, осу
ществляется в соответствии с законодательством о средствах массовой ин
формации.
Статья 20. Сбор, хранение и распространение сведений о пользователе Ин
тернета
1. Сбор, хранение и распространение сведений о пользователе Интернета
допускается только с его согласия, а также по другим основаниям, предус
мотренным Федеральным законом.
2. Оператор связи вправе хранить сведения о пользователе Интернета,
которому он оказывает Интернет услуги связи. Данные сведения о пользо
вателе Интернета могут выдаваться только самому пользователю или его
представителю.
3. Лицам, не указанным в пункте 2 настоящий статьи, сведения о пользо
вателе Интернета выдаются оператором связи только на основании судебно
го решения.
Статья 21. Тайна сообщений, содержащихся в данных, передаваемых опера
тором связи
1. Оператор связи обязан соблюдать тайну сообщений, содержащихся в
получаемых, хранящихся и отправляемых им данных потребителя услуги.
2. Информация о передаваемых по сети Интернет сообщениях, а также
сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или
их представителям.
3. Любые ограничения тайны связи, в том числе задержка, осмотр, копи
рование данных и сведений об их отправителях и адресатах допускаются
только на основании судебного решения в порядке, установленном Феде
ральным законом.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ИНТЕРНЕТ УСЛУГ
Статья 22. Договор Интернет услуг электронной почты
По договору Интернет услуг электронной почты оператор связи обязует
ся присвоить потребителю услуги адрес и принимать направленные в этот
адрес данные через сеть Интернет, а также хранить и отправлять такие дан
ные по поручению потребителя услуги в указанные им адреса, а потребитель
услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соот
ветствии с договором, законом и иными правовыми актами.
Статья 23. Форма договора Интернет услуг электронной почты и соглаше
ния о его изменении или дополнении
1. Договор оказания Интернет услуг электронной почты заключается в
письменной форме.

258
Проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет услуг»

2. Соглашение об изменении или дополнении договора оказания Интер
нет услуг электронной почты должно быть совершено в той же форме, что и
договор.
Статья 24. Обязательные условия договора Интернет услуг электронной
почты
В договоре Интернет услуг электронной почты должны быть указаны:
присваиваемый потребителю услуги адрес, дополнительные требования к
форме данных, при наличии таких требований, сроки приема и передачи
данных оператором связи, которые не могут быть больше, чем предусмотре
но в соответствующих Правилах, утверждаемых Правительством Россий
ской Федерации.
Статья 25. Дополнительные условия оказания Интернет услуг электронной
почты
1. В договоре Интернет услуг электронной почты могут быть дополни
тельно предусмотрены: максимальный размер и сроки хранения данных,
пришедших в адрес потребителя услуги, максимальный размер единовре
менно принимаемых или отправляемых оператором связи данных, порядок
действий при превышении этих ограничений.
2. В случаях, когда договором не предусмотрены условия, упомянутые в
статье 24 настоящего закона и пункте 1 настоящей статьи, действуют требо
вания, предусмотренные иными правовыми актами, а при их отсутствии —
обычные требования, применяемые в данной сфере.
Статья 26. Правовое регулирование отношений по поводу оказания Интер
нет услуг электронной почты
Отношения по поводу оказания Интернет услуг электронной почты, не
урегулированные настоящим законом, регулируются законодательством
Российской Федерации о связи.
Статья 27. Договор оказания услуг подключения к сети Интернет
По договору подключения к сети Интернет оператор связи обязуется
оказать услуги по подключению оконечного оборудования, принадлежащего
потребителю услуги на праве собственности или ином праве, к сети Интер
нет, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и ис
пользовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми ак
тами.
Статья 28. Форма договора оказания услуг подключения к сети Интернет и
соглашения о его изменении или дополнении
1. Договор оказания услуг подключения к сети Интернет заключается в
письменной форме.
2. Соглашение об изменении или дополнении договора оказания услуг
подключения к сети Интернет должно быть совершено в той же форме, что и
договор.

259
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Статья 29. Правовое регулирование отношений по поводу оказания услуг
подключения к сети Интернет
Отношения по поводу оказания услуг подключения к сети Интернет, не
урегулированные настоящим законом, регулируются законодательством
Российской Федерации о связи.
Статья 30. Договор оказания Интернет услуг хостинга
По договору Интернет услуг хостинга оператор связи обязуется предос
тавить доступ пользователям сети Интернет к информационному ресурсу
потребителя услуги путем размещения данного ресурса на оборудовании,
постоянно подключенном к сети Интернет, а потребитель услуги обязуется
оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с дого
вором, законом и иными правовыми актами.
Статья 31. Правовое регулирование отношений по поводу оказания Интер
нет услуг хостинга
Отношения по поводу оказания Интернет услуг хостинга, не урегулиро
ванные настоящим законом, регулируются законодательством Российской
Федерации о связи.
Статья 32. Особенности правового регулирования рекламных Интернет услуг
1. Местом оказания рекламных Интернет услуг является Российская Фе
дерация, если реклама распространяется на рынках товаров, работ и услуг
Российской Федерации.
2. Законодательство Российской Федерации также применяется к дейст
виям в области рекламы, совершаемым за пределами Российской Федера
ции физическими либо юридическими лицами, если данные действия при
водят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение физических
или юридических лиц на территории Российской Федерации либо влекут
иные отрицательные последствия на рынках товаров, работ и услуг Россий
ской Федерации.
Статья 33. Уведомление адресата при направлении рекламных сообщений
по адресам электронной почты
При направлении по адресам электронной почты данных, содержащих
рекламу, отправитель обязан указывать в теме сообщения строки «на правах
рекламы», если иное не установлено соглашением с адресатом.
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ
ОКАЗАНИЯ ИНТЕРНЕТ УСЛУГ
Статья 34. Ответственность пользователей Интернет за передачу по кана
лам Интернет данных, содержащих сведения, распространение которых ограни
чено или запрещено
Пользователи Интернет, отправившие по каналам Интернет данные, со
держащие сведения, распространение которых ограничено или запрещено
на основании Конституции, федерального закона или иного правового акта

260
Проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет услуг»

либо договора, несут ответственность в соответствии с законодательством
либо договором.
Статья 35. Ответственность оператора связи за передачу данных, содержа
щих сведения, распространение которых ограничено или запрещено
1. Оператор связи, отправивший по каналам Интернет данные, содержа
щие сведения, распространение которых ограничено или запрещено на ос
новании Конституции, федерального закона или иного правового акта либо
договора, несет ответственность в соответствии с законодательством либо
договором.
2. В случае, когда Оператор связи передает предоставленные ему пользо
вателем Интернет данные, содержащие сведения, распространение которых
ограничено или запрещено на основании Конституции, федерального зако
на или иного правового акта либо договора, Оператор связи несет солидар
ную с пользователем Интернет имущественную ответственность, если не до
кажет, что вне мер разумного контроля, определенных в законе или договоре
он не знал и не должен был знать о содержании такой информации, а также
принял все меры для нераспространения данной информации после того,
как ему стало известно о ее содержании.
Статья 36. Ответственность оператора связи за нарушение сроков и порядка
документирования данных
Оператор связи несет ответственность за нарушение сроков или порядка
документирования данных в виде возмещения убытков, причиненных таким
действием (бездействием), а также иную ответственность в соответствии с
договором и законодательством.
Статья 37. Ответственность пользователей Интернет за систематическую
отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного
характера
1. Систематическая умышленная отправка пользователем Интернет по
адресам электронной почты данных, не запрошенных получателем и содер
жащих рекламу, то есть умышленная передача по адресам электронной по
чты два и более раз в месяц данных, содержащих рекламу адресату, не пере
дававшему запрос на получение этих данных — влечет административный
штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, а так
же возмещение убытков, которые возникли в результате такой передачи дан
ных, если иная ответственность не установлена настоящим законом и ины
ми правовыми актами.
2. Повторная передача пользователем Интернет по адресам электронной
почты данных, не запрошенных получателем и содержащих рекламу после
привлечения передающего лица к ответственности на основании пункта 1
настоящей статьи влечет административный штраф в размере от пяти до де
сяти минимальных размеров оплаты труда, а также возмещение убытков, ко

261
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

торые возникли в результате такой передачи данных, если иная ответствен
ность не установлена настоящим законом и иными правовыми актами.
Статья 38. Ответственность оператора связи за отправку по адресам элек
тронной почты не запрошенных данных рекламного характера
Оператор связи несет солидарную ответственность с пользователем Ин
тернет за систематическую отправку по адресам электронной почты не за
прошенных получателями данных рекламного характера, в соответствии с
настоящим законом и Гражданским кодексом Российской Федерации, если
не докажет, что эти данные и адреса их доставки были предоставлены ему
потребителем услуги и этого потребителя услуги возможно привлечь к ответ
ственности.
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 40. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с на
стоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответст
вие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные право
вые акты.
2. Поручить Правительству Российской Федерации:
! привести в соответствие с настоящим Федеральным законом издан
ные им нормативные правовые акты;
! подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собра
ния Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления
настоящего Федерального закона в силу в установленном порядке
предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство
Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерально
го закона;
! принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию
настоящего Федерального закона в течение трех месяцев со дня его
вступления в силу.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Фе
деральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.




262
Проект Федерального закона Российской Федерации

Вносится депутатом Государственной Думы
В.Я. Комиссаровым

Проект Федерального закона Российской Федерации
«Об основах государственного регулирования
в сфере развития и использования новейших
телекоммуникационных технологий в телевизионном
и радиовещании, в других электронных средствах
массовых коммуникаций»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные направления и
принципы государственного регулирования, закрепляет правовые основы в
сфере развития и использования на территории Российской Федерации но
вейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовеща
нии, в других электронных средствах массовых коммуникаций.
Статья 2. Определения
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие ос
новные термины и определения:
! автоматизированная информационная система — система сбора, обра
ботки, хранения и/или передачи информации с использованием элек
тронных вычислительных машин, для функционирования которой не
требуется физическое вмешательство человека;
! адрес в глобальной компьютерной сети (сетевой адрес) — уникальное
символьное представление места расположения автоматизированной
информационной системы в глобальной компьютерной сети;
! вещание эфирное — распространение массовой информации с исполь
зованием технологии распространения электромагнитных волн в без
граничном пространстве, при котором клиентское приемное устрой
ство получает информацию непосредственно через эфирную антенну;
! вещание кабельное — распространение массовой информации с ис
пользованием технологии проводного подключения, при котором
клиентское приемное устройство имеет непосредственное подключе
ние к передающему устройству;
! вещание аналоговое — распространение массовой информации с ис
пользованием технологий эфирного или кабельного вещания через
радиосигнал, аналогичный исходному;

263
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

! вещание цифровое — распространение массовой информации с ис
пользованием технологий эфирного или кабельного вещания через
радиосигнал, передающий кодовую (цифровую) информацию об ис
ходном сигнале для возможности его последующего восстановления;
! вещание дополнительной информации — распространение с использо
ванием электромагнитных волн буквенной, цифровой, графической
или иной информации, содержание которой не связано с содержани
ем основных теле и радиопрограмм, и предназначенной для индиви
дуального приема неограниченным кругом лиц;
! вещатель информации — лицо, осуществляющее телевизионное и ра
диовещание, а также любое распространение массовой информации с
использованием новейших телекоммуникационных технологий, заре
гистрированное в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, или имеющее оформленную в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации лицензию;
! глобальная общедоступная информационно телекоммуникационная
компьютерная сеть (далее — глобальная компьютерная сеть) — средство
массовых коммуникаций, представляющее собой совокупность взаи
модействующих между собой общедоступных автоматизированных
информационных систем, связанных единой трансграничной теле
коммуникационной сетью;
! информационная услуга — услуга по предоставлению пользователю до
ступа к информационным ресурсам с использованием глобальной
компьютерной сети, а также любые услуги по предоставлению доступа
к информации с использованием новейших телекоммуникационных
технологий;
! информационный ресурс глобальной компьютерной сети — структури
рованный набор информации в автоматизированной информацион
ной системе, имеющий уникальный сетевой адрес и доступный с ис
пользованием глобальной компьютерной сети;
! новейшие телекоммуникационные технологии, используемые для теле
визионного и радиовещания (далее — новейшие телекоммуникацион
ные технологии) — современные применяемые, внедряемые либо раз
рабатываемые технологии, используемые для целей телевизионного
и/или радиовещания, а также иного способа распространения массо
вой информации (глобальная компьютерная сеть Интернет, цифро
вое, аналоговое, кабельное вещание, телетекст и др.);
! оператор связи — лицо, предоставляющее телекоммуникационную ус
лугу;
! оператором связи также является владелец информационного ресурса
глобальной сети, предлагающий к нему доступ в целях оказания ин
формационных услуг, или лицо, предоставляющее услуги по поддер

264
Проект Федерального закона Российской Федерации

жанию информационного ресурса глобальной компьютерной сети на
принадлежащих ему технических средствах, или лицо, предоставляю
щее услуги по постоянному хранению информации, предназначенной
для передачи посредством использования глобальной компьютерной
сети, с использованием принадлежащих ему технических средств;
! пользователь — физическое или юридическое лицо или группа лиц,
пользующиеся телекоммуникационными или информационными ус
лугами;
! средство массовой коммуникации — техническое, технологическое и
(или) иное средство передачи информации, предназначенной для не
ограниченного круга лиц;
! телекоммуникационная услуга — услуга по обеспечению доступа к но
вейшим телекоммуникационным технологиям и/или по передаче ин
формации с использованием новейших телекоммуникационных тех
нологий;
! телетекст — разновидность вещания дополнительной информации,
представляющая собой распространение массовой или адресной ин
формации в виде визуальных текстовых изображений в составе сигна
ла, поступающего на клиентское приемное устройство с использова
нием технологий эфирного или кабельного вещания;
Статья 3. Правовые основы в сфере регулирования развития и использова
ния новейших телекоммуникационных технологий
1. Правовые основы Российской Федерации в сфере регулирования раз
вития и использования новейших телекоммуникационных технологий в те
левизионном и радиовещании, в глобальных компьютерных сетях, состоят
из настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним
других законодательных актов, законодательства субъектов Российской
Федерации, общепризнанных норм и принципов международного права,
международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Пра
вительства Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с
ними иных нормативно правовых актов федеральных органов исполни
тельной власти.
2. Если межгосударственным договором, заключенным Российской Фе
дерацией, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Фе
деральным законом, применяются правила межгосударственного договора.
Статья 4. Сфера действия Федерального закона
Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, склады
вающимся в процессе предоставления и использования услуг с использова
нием новейших телекоммуникационных технологий телевизионного и ра
диовещания на территории Российской Федерации, а также за пределами
территории Российской Федерации, если субъектами предоставления и ис

265
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

пользования услуг новейших телекоммуникационных технологий являются
граждане Российской Федерации и зарегистрированные в соответствии с за
конодательством Российской Федерации юридические лица и эти отноше
ния затрагивают интересы Российской Федерации либо граждан Россий
ской Федерации.
ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЕЙШИХ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья 5. Общие права и обязанности субъектов новейших телекоммуника
ционных технологий
1. Субъекты новейших телекоммуникационных технологий обязаны со
блюдать законодательство Российской Федерации.
2. Оператор сети обязан гарантировать пользователю возможность пре
рывать соединение с данным оператором сети в любое время без каких либо
негативных последствий для пользователя.
3. Вещатель информации и оператор сети обязаны принимать необходи
мые технические и организационные меры в целях защиты пользователя от
возможности третьих лиц узнать об использовании новейших телекоммуни
кационных технологий.
4. Вещатель информации и оператор сети обязаны извещать пользовате
ля о любом переподключении к другому вещателю информации или опера
тору сети.
5. Не допускается сбор, обработка и использование персональных дан
ных пользователя без его письменного согласия.
Статья 6. Недопустимость злоупотребления при пользовании новейшими те
лекоммуникационными технологиями
Не допускается использование новейших телекоммуникационных тех
нологий в целях:
! совершения деяний, наказуемых в соответствии с Уголовным Кодек
сом;
! пропаганды войны, призыва к захвату власти, насильственному изме
нению конституционного строя и целостности государства, разжига
ния национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимос
ти и розни;
! разглашения сведений, составляющих государственную или иную
специально охраняемую законом тайну;
! пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости;
! пропаганды употребления наркотических веществ;
! распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство
или подрывающих репутацию другого лица;
! нарушения авторских прав;

266
Проект Федерального закона Российской Федерации

! иного распространения информации, осуществляемого с нарушением
действующего законодательства Российской Федерации.
Статья 7. Порядок передачи информации в целях защиты несовершенно
летних
1. Использование новейших телекоммуникационных технологий огра
ничивается в случаях, если:
! передаваемая информация может повредить умственному, физическо
му, нравственному развитию несовершеннолетних;
! передаваемая информация изображает сцены смерти людей или их
физических и моральных страданий.
2. При распространении информации, подпадающей под действие на
стоящей статьи, вещатель информации должен предпринимать все возмож
ные меры для предотвращения несанкционированного доступа несовершен
нолетних к подобной информации.
3. Распространение информации, подпадающей под действие настоящей
статьи, должно следовать за акустическим предупреждением или идентифи
цироваться присутствием соответствующего визуального символа в период
продолжения распространения.
4. Распространение информации, подпадающей под действие настоящей
статьи, должно сопровождаться возможностью для пользователя блокиро
вать доступ к такой информации.
5. Распространение информации, подпадающей под действие абзаца 3
пункта 1 настоящей статьи, допускается, если подобная информация пред
ставляет собой информационное сообщение о фактически происходящих
событиях и сопровождается предупреждением об ограничении по возрасту.
Статья 8. Право на опровержение
Каждый гражданин или организация вправе потребовать опровержения
не соответствующих действительности сведений, порочащих их честь, до
стоинство (для граждан) и репутацию от вещателя информации, распростра
нившего подобные сведения с использованием новейших телекоммуника
ционных технологий через принадлежащую ему автоматизированную ин
формационную систему.
Статья 9. Порядок распространения опровержения
1. Вещатель информации обязан бесплатно распространить опроверже
ние (для глобальных компьютерных сетей — включить опровержение в сово
купность информации, структурированной в информационном ресурсе).
Опровержение должно быть непосредственно связано с сообщением, на ко
торое оно сделано.
2. Опровержение должно быть общедоступно, распространено вещате
лем информации без внесения изменений, в том же объеме и формате, что и
сообщение, на которое оно сделано, и (для глобальных компьютерных се
тей) должно быть включено в совокупность информации, структурирован

267
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

ной в информационном ресурсе так долго, как может потребоваться лицу,
заявившему требование об опровержении, но не дольше, чем на один месяц.
Статья 10. Освобождение от обязанности распространить опровержение
Вещатель информации вправе отказать в распространении опроверже
ния, если:
! интересы лица, заявившего требование об опровержении, не затронуты;
! размер опровержения необоснованно превышает размер сообщения,
на которое оно сделано;
! опровержение не ограничивается фактической информацией или со
держит информацию, запрещенную к распространению в соответст
вии с настоящим Федеральным законом и иными законами Россий
ской Федерации;
! требование об опровержении получено вещателем информации не по
зднее чем через три месяца с даты, когда сообщение, на которое сдела
но опровержение, распространено.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЕЙШИХ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья 11. Недопустимость ограничения развития и использования новей
ших телекоммуникационных технологий
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Рос
сийской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать
меры, обеспечивающие:
! недопущение ограничения доступа к использованию новейших теле
коммуникационных технологий, в том числе глобальных компьютер
ных сетей, в целях получения любой не запрещенной для распростра
нения законом информации;
! недопущение ограничения информационного обмена, осуществляе
мого с использованием средств массовых коммуникаций, в том числе
глобальных компьютерных сетей, кроме случаев, если информацион
ный обмен осуществляется с нарушением действующего законода
тельства Российской Федерации и создает угрозу нарушения прав и
свобод человека и гражданина либо интересам Российской Федера
ции.
Статья 12. Органы государственной власти в области средств массовых ком
муникаций
1. Президент и Правительство Российской Федерации определяют феде
ральный орган государственной власти, осуществляющий государственную
политику в области средств массовых коммуникаций, и делегируют ему со
ответствующие полномочия в сфере регулирования развития и использова
ния средств массовых коммуникаций.

268
Проект Федерального закона Российской Федерации

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий госу
дарственную политику в области средств массовых коммуникаций, обладает
следующими полномочиями:
! осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской
Федерации в области развития и использования новейших телекомму
никационных технологий;
! осуществлять регистрацию и лицензирование в области развития и ис
пользования новейших телекоммуникационных технологий;
! предупреждать и пресекать факты злоупотребления при пользовании
новейшими телекоммуникационными технологиями;
! направлять операторам сети и вещателям информации предписания о
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в
области развития и использования новейших телекоммуникационных
технологий;
! осуществлять разработку и проведение мероприятий в области разви
тия и использования новейших телекоммуникационных технологий;
! осуществлять координацию деятельности иных федеральных органов
исполнительной власти в относящихся к его компетенции сферах де
ятельности;
! иные полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
ГЛАВА 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
Статья 13. Ответственность за содержание информации, распространяемой
с использованием новейших телекоммуникационных технологий
1. Лица, распространяющие посредством новейших телекоммуникаци
онных технологий от своего имени информацию, несут ответственность за
ее содержание в соответствии с действующим законодательством Россий
ской Федерации.
2. Вещатели информации не несут ответственность за содержание ин
формации, которую они предоставляют как посредники в случаях, если:
! они не знали и не должны были знать о ее содержании;
! технически не были способны заблокировать использование такой
информации.




269
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Внесен депутатами Государственной Думы
Ветровым К.В., Шубиным А.В., Финько О.А.,
Коваленко П.И., Лебедевым И.В., Мартыновым Б.А.,
Клинцевичем Ф.А., Кравцом А.А.
5 октября 2000 года

Проект Федерального закона Российской Федерации
«Об информации персонального характера»
Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок работы с персо
нальными данными в соответствии с общепризнанными принципами и нор
мами международного права, международными договорами, участником ко
торых является Российская Федерация, Конституцией Российской Федера
ции, законами Российской Федерации в целях защиты основных прав и
свобод человека и гражданина применительно к работе с информацией пер
сонального характера.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
! регулирование отношений по защите прав и свобод личности при ис
пользовании информации персонального характера и по защите этой
информации;
! определение условий законности работы с информацией персональ
ного характера;
! установление порядка формирования массивов информации персо
нального характера федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, а также юридическими лицами,
определяемыми Правительством Российской Федерации;
! определение прав и обязанностей субъектов информации персональ
ного характера и держателей (обладателей) массивов такой информа
ции;
! установление форм государственного регулирования и порядка рабо
ты с информацией персонального характера, а также условий обеспе
чения ее сохранности.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие норм настоящего Федерального закона распространяется на
федеральные органы государственной власти, органы государственной влас
ти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а
также юридических лиц, определяемых Правительством Российской Феде
рации, участвующих в работе с информацией персонального характера.

270
Проект Федерального закона Российской Федерации

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникаю
щие при работе с информацией персонального характера, независимо от
применяемых средств обработки этой информации.
Статья 3. Термины и определения
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие
основные термины и определения:
! Информация персонального характера (персональные данные) — за
фиксированная на материальном носителе информация о конкретном
человеке, отождествленная с конкретным человеком, или которая мо
жет быть отождествлена с конкретным человеком, позволяющая иден
тифицировать этого человека прямо или косвенно, в частности
посредством ссылки на идентификационный номер или на один или
несколько факторов, специфичных для его физической, психологиче
ской, ментальной, экономической, культурной или социальной иден
тичности. К персональным данным относятся: биографические и
опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семей
ном положении, социальном положении, образовании, навыках, про
фессии, служебном положении, финансовом положении, состоянии
здоровья и прочее.
! Перечень персональных данных — список категорий данных об одном
субъекте, собираемых держателем (обладателем) массива персональ
ных данных.
! Массив персональных данных — упорядоченная и организованная со
вокупность персональных данных неопределенного числа субъектов
персональных данных, независимо от вида материального носителя
информации и используемых средств их обработки (архивы, картоте
ки, электронные базы данных и т. п.).
! Режим конфиденциальности персональных данных — нормативно уста
новленные правила, определяющие ограничения доступа, передачи и
условия хранения персональных данных.
! Субъект персональных данных (субъект) — человек, к которому отно
сятся соответствующие персональные данные.
! Держатель (обладатель) массива персональных данных (держатель (об
ладатель)) — федеральные органы государственной власти, органы го
сударственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, а также юридические лица, определяемые
Правительством Российской Федерации, осуществляющие работу с
массивами персональных данных на законных основаниях.
! Получатель персональных данных (получатель) — юридическое лицо,
орган государственной власти или местного самоуправления, которо
му раскрываются персональные данные.

271
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

! Сбор персональных данных — документально оформленная процедура
получения на законных основаниях персональных данных держателем
(обладателем) массива персональных данных от субъектов этих дан
ных либо из других источников в соответствии с действующим зако
нодательством.
! Согласие субъекта персональных данных — свободно данное конкрет
ное и сознательное указание о своей воле, в том числе письменно под
твержденное, которым субъект данных оповещает о своем согласии на
проведение работы с его персональными данными.
! Передача персональных данных — предоставление держателем (облада
телем) персональных данных третьим лицам в соответствии с настоя
щим Федеральным законом и международными договорами.
! Трансграничная передача персональных данных — передача держателем
(обладателем) персональных данных держателям, находящимся под
юрисдикцией других государств.
! Актуализация персональных данных — оперативное внесение измене
ний в персональные данные в соответствии с процедурами, установ
ленными действующим законодательством.
! Блокирование персональных данных — временное прекращение пере
дачи, уточнения, использования и уничтожения персональных дан
ных.
! Уничтожение (стирание или разрушение) персональных данных — дейст
вия держателя (обладателя) персональных данных по приведению
этих данных в состояние, не позволяющее восстановить их содержа
ние.
! Обезличивание персональных данных — изъятие из персональных дан
ных той их части, которая позволяет отождествить их с конкретным
человеком.
Статья 4. Основные принципы работы с персональными данными
1. Персональные данные должны быть получены и обработаны добросо
вестным и законным образом.
2. Персональные данные должны собираться для точно определенных
объявленных и законных целей, не использоваться в противоречии с этими
целями и в дальнейшем не обрабатываться каким либо образом, несовмес
тимым с данными целями.
3. Персональные данные должны соответствовать целям, для которых
они собираются и обрабатываются, и не быть избыточными в отношении
этих целей.
4. Персональные данные должны быть точными и в случае необходимос
ти обновляться.

272
Проект Федерального закона Российской Федерации

5. Персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требу
ют цели, для которых они накапливались, и подлежат уничтожению по до
стижении целей или минованию надобности в них.
Для персональных данных, сохраняемых более длительные сроки в исто
рических или иных целях, должны быть установлены необходимые гарантии
обеспечения их защиты.
6. Не допускается объединение массивов персональных данных, собран
ных держателями (обладателями) в разных целях, для автоматизированной
обработки информации.
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ЗАКОННОСТИ РАБОТЫ
С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ
Статья 5. Правовые основания осуществления работы с персональными
данными
Работа с персональными данными может осуществляться держателем
(обладателем) массива персональных данных только в случаях:
! если субъект персональных данных недвусмысленно дал свое согласие
на ее проведение;
! если она необходима для реализации федеральными органами госу
дарственной власти, органами государственной власти субъектов Рос
сийской Федерации, органами местного самоуправления своей ком
петенции, установленной действующим законодательством;
! если она нужна для достижения законных интересов держателей (об
ладателей) или третьей стороны, которой раскрыты персональные
данные, имеющей лицензию на проведение работ с персональными
данными, когда реализация этих интересов не препятствует осуществ
лению прав и свобод субъектов персональных данных применительно
к обработке персональных данных;
! когда она необходима для защиты жизненных интересов субъекта пер
сональных данных;
! когда она необходима для исполнения договора, в котором субъект
персональных данных является стороной, или для принятия требуе
мых мер до заключения договора по просьбе субъекта;
! если она необходима для осуществления задач правоохранительных
органов на законных основаниях.
Статья 6. Правовой режим персональных данных
1. Персональные данные, находящиеся в ведении держателя (обладате
ля), относятся к конфиденциальной информации, кроме случаев, опреде
ленных настоящим Федеральным законом.
2. Держатель (обладатель) персональных данных обязан обеспечивать ох
рану персональных данных во избежание несанкционированного доступа к
ним, их блокирования или передачи, а равно их случайного или несанкци
онированного уничтожения, изменения или утраты.

273
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

3. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в слу
чаях:
! обезличивания персональных данных;
! по желанию субъекта персональных данных;
! по истечении семидесятипятилетнего срока хранения персональных
данных, если иное не предусмотрено требованиями субъекта персо
нальных данных или действующим законодательством.
4. Правовой режим персональных данных, полученных в результате де
ятельности правоохранительных органов, устанавливается в соответствии с
действующим законодательством.
5. Для некоторых категорий лиц, занимающих высшие государственные
должности, и кандидатов на эти должности в соответствующие периоды, в
частности в период предвыборной кампании, может устанавливаться специ
альный правовой режим их персональных данных, обеспечивающий откры
тость персональных данных, имеющих общественную значимость.
6. По желанию субъекта для его персональных данных может быть уста
новлен режим общедоступной информации (библиографические справоч
ники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления, массивы
данных для осуществления прямого маркетинга и т. д.).
7. С момента смерти субъекта персональных данных правовой режим
персональных данных подлежит замене на режим архивного хранения или
иной правовой режим, предусмотренный действующим законодательством.
8. Защита персональных данных умершего лица может осуществляться
другими лицами, в том числе наследниками, в порядке, предусмотренном
действующим законодательством о защите чести, достоинства и деловой ре
путации, защите личной и семейной тайн.
Статья 7. Общедоступные массивы персональных данных
1. В целях информационного обеспечения общества могут создаваться
общедоступные массивы персональных данных (справочники, телефонные
книги, адресные книги и т. п.).
2. В общедоступные массивы персональных данных с письменного со
гласия субъекта могут включаться следующие персональные данные: фами
лия, имя, отчество, год и место рождения, адрес местожительства, номер
контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предостав
ленные субъектом и/или полученные из открытых источников, других обще
доступных массивов персональных данных, если эти источники сформиро
ваны с согласия субъекта персональных данных.
3. В случае, если персональные данные получены держателем (обладате
лем) общедоступного массива персональных данных из открытых источни
ков либо иных общедоступных массивов персональных данных, держатель
(обладатель) общедоступного массива информирует субъекта о содержании
его персональных данных, об источниках получения и цели использования.

274
Проект Федерального закона Российской Федерации

4. Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно исклю
чаются держателем (обладателем) персональных данных из общедоступного
массива персональных данных на основании распоряжения этого субъекта
или решения правоохранительного органа.
5. Режим конфиденциальности для общедоступных массивов персональ
ных данных не устанавливается.
Статья 8. Специальные категории персональных данных
1. Сбор, накопление, хранение и использование персональных данных,
раскрывающих расовое или этническое происхождение, национальную при
надлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеж
дения, а также касающихся состояния здоровья и сексуальных наклоннос
тей, исключительно в целях выявления этих факторов, не допускаются.
2. Часть 1 настоящей статьи не применяется в случаях:
! если субъект персональных данных дал свое явное согласие на сооб
щение и обработку таких данных;
! если обработка необходима для защиты жизненно важных интересов
субъекта данных, иного лица или соответствующей группы лиц;
! если обработка осуществляется с надлежащими гарантиями специаль
ной некоммерческой организацией в ходе ее законной деятельности в
политических, философских или религиозных целях и относится иск
лючительно к членам соответствующей организации или лицам,
имеющим регулярный контакт с нею в связи с ее целями, и при усло
вии, что данные не раскрываются третьей стороне без согласия субъ
ектов данных;
! если обработка касается данных, которые явно сделаны общедоступ
ными субъектом данных, или она необходима для осуществления дей
ствий в связи с судебными исками;
! если обработка данных требуется в целях превентивной медицины,
медицинского диагноза, а также если данные необходимы лицу, про
фессионально занимающемуся медицинской либо иной соответст
вующей деятельностью и обязанному согласно действующему законо
дательству сохранять профессиональную тайну.
ГЛАВА 3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Статья 9. Предоставление персональных данных
1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о пред
оставлении кому либо любых своих персональных данных за исключением
случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона.
Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через дове
ренное лицо.
2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные
в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их измене
ниях в соответствующие федеральные органы государственной власти, орга

275
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

ны государственной власти субъектов Российской Федерации, органы мест
ного самоуправления, имеющие право на работу с персональными данными
в пределах их компетенции.
3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен
быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных
с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и исполь
зования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а
также информирован об ином возможном использовании персональных
данных.
Статья 10. Доступ субъекта к своим персональным данным
1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держате
ля (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к
ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, пред
усмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
2. Информирование граждан о наличии персональных данных у держате
лей (обладателей) массивов данных осуществляется на основе общедоступ
ного Реестра держателей (обладателей) массивов персональных данных,
публикуемого в средствах массовой информации в соответствии с порядком,
установленным в ст. 32 настоящего Федерального закона.
3. Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта
должна быть выдана ему держателем (обладателем) массива персональных
данных в общедоступной документированной форме, четко и ясно выражен
ная и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим
субъектам.
4. Предоставление персональных данных их субъекту по инициативе
субъекта производится на основании письменного запроса субъекта и доку
мента, удостоверяющего его личность, за плату, не превышающую затраты
на поиск и выдачу информации. Информация о наличии персональных дан
ных и сами персональные данные предоставляются субъекту данных в срок,
не превышающий недели с момента подачи заявления.
5. Субъект персональных данных имеет право знакомиться с документа
ми, содержащими сведения персонального характера о нем.
Статья 11. Внесение субъектом изменений в свои персональные данные
При наличии оснований, подтвержденных соответствующими докумен
тами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя (облада
теля) этих данных внесения изменений в свои персональные данные. Изме
нения в персональные данные вносятся в порядке, установленном статьей 27
настоящего Федерального закона.
Статья 12. Блокирование и снятие блокирования персональных данных
В случае, если субъект персональных данных выявляет их недостовер
ность или оспаривает правомерность действий в отношении его персональ
ных данных, он вправе потребовать от держателя (обладателя) заблокиро

276
Проект Федерального закона Российской Федерации

вать эти данные. Блокирование и снятие блокирования персональных дан
ных осуществляется в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального
закона.
Статья 13. Обжалование неправомерных действий в отношении персональ
ных данных
Если субъект персональных данных считает, что в отношении его персо
нальных данных совершены неправомерные действия, он вправе обжаловать
эти действия в общем порядке, установленном действующим законодатель
ством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной
власти по персональным данным.
Статья 14. Порядок обращения в уполномоченный орган государственной
власти по персональным данным
Обращение (жалоба, заявление, предложение) должно быть подано в
письменной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество и адрес
субъекта персональных данных, наименование и адрес держателя (облада
теля) массива персональных данных, чьи действия обжалуются, изложение
существа действий или решений, нарушивших, по мнению субъекта, его
права.
Статья 15. Возмещение убытков и (или) компенсация морального вреда
В случае установления неправомерности действий держателя (обладате
ля) массива персональных данных при работе с персональными данными,
субъект данных имеет право на возмещение убытков и (или) компенсацию
морального вреда в судебном порядке.
В случае передачи одних и тех же персональных данных от одного держа
теля (обладателя) к другому и невозможности определения конкретного ви
новника нанесения ущерба, ответственность несет каждый держатель (обла
датель) этих данных.
Статья 16. Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих
персональных данных
Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персо
нальных данных возможно в отношении:
1) Права предоставления субъектом своих персональных данных держа
телям (обладателям) массивов персональных данных — для субъектов персо
нальных данных, допущенных к сведениям, составляющим государственную
тайну, — в пределах, установленных Законом Российской Федерации «О го
сударственной тайне».
2) Права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения из
менений в свои персональные данные, блокирования своих персональных
данных:
а) для персональных данных, полученных в результате оперативно ро
зыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность про
водится с нарушением действующего законодательства;

277
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

б) для персональных данных субъектов, задержанных по подозрению в
совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уго
ловному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления
обвинения, в органах, проводящих указанные действия;
в) для иных персональных данных в случаях, предусмотренных дейст
вующим законодательством.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕРЖАТЕЛЯ (ОБЛАДАТЕЛЯ)
ПО РАБОТЕ С МАССИВАМИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Статья 17. Держатели (обладатели) массивов персональных данных
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
имеют право выступать в качестве держателей (обладателей) массивов пер
сональных данных и на работу с персональными данными в соответствии со
своей компетенцией, установленной действующим законодательством.
2. Юридические лица имеют право на работу с персональными данными
на основании решения Правительства Российской Федерации.
Статья 18. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных
данных
1. Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан:
! получать персональные данные непосредственно от субъекта персо
нальных данных, его доверенных лиц или из других законных источ
ников;
! обеспечивать режим конфиденциальности персональных данных в
предусмотренных законодательством Российской Федерации и на
стоящим Федеральным законом случаях;
! определять и документально оформлять порядок работы служащих
организационной структуры, осуществляющих работу с персональны
ми данными массива, а также лиц, несущих юридическую ответствен
ность за соблюдение режима конфиденциальности и сохранности
персональных данных;
! обеспечивать сохранность и достоверность персональных данных, а
также установленный в нормативном порядке режим доступа к ним;
! сообщать субъекту персональных данных информацию о наличии
персональных данных о нем, а также предоставлять сами персональ
ные данные в недельный срок после поступления от него запроса, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Феде
рального закона;
! в случае отказа в предоставлении субъекту по его требованию инфор
мации о наличии персональных данных о нем, а также самих персо
нальных данных, выдавать письменный мотивированный ответ, со
держащий ссылку на соответствующий пункт статьи 16 настоящего

278
Проект Федерального закона Российской Федерации

Федерального закона, в срок, не превышающий двух недель с момента
обращения субъекта;
! в двухнедельный срок представлять по запросам уполномоченного ор
гана государственной власти по персональным данным или по правам
человека информацию, необходимую для исполнения их полномочий.
2. Лица, которым персональные данные стали известны в силу их служеб
ного положения, принимают на себя обязательства и несут ответственность
по обеспечению конфиденциальности этих персональных данных. Такие
обязательства остаются в силе и после окончания работы этих лиц с персо
нальными данными в течение срока сохранения режима конфиденциальнос
ти согласно статье 6 настоящего Федерального закона.
Статья 19. Обязанности держателей (обладателей) персональных данных по
составлению перечней персональных данных
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
или уполномоченные ими структуры — держатели (обладатели), осуществ
ляющие работу с персональными данными в пределах компетенции, уста
новленной действующим законодательством, разрабатывают в соответствии
со спецификой своей деятельности перечни персональных данных и руко
водствуются ими.
2. Указанные перечни согласовываются с уполномоченным органом го
сударственной власти по персональным данным, регистрируются в этом ор
гане и публикуются в Реестре держателей (обладателей) массивов персо
нальных данных, ежегодно издаваемом этим органом государственной влас
ти. Данные перечни устанавливают объем сведений, используемых
федеральными органами государственной власти, органами государствен
ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ
ления для реализации своей компетенции.
3. Уполномоченный орган государственной власти по персональным
данным назначается из действующих органов государственной власти Пра
вительством Российской Федерации.
4. Порядок регистрации перечней персональных данных определяется
Правительством Российской Федерации.
5. Держатели (обладатели) массивов персональных данных, осуществ
ляющие работу с персональными данными по решению Правительства Рос
сийской Федерации, разрабатывают в соответствии со спецификой своей де
ятельности перечни персональных данных и согласовывают их с уполномо
ченным органом государственной власти.
6. Перечни персональных данных должны соответствовать целям сбора
этих данных. Расширение установленных перечней для реализации целей
иного характера не допускается.

279
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

Статья 20. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных
данных по блокированию, снятию блокирования и уничтожению персональных
данных
1. В случае выявления субъектом персональных данных недостоверности
персональных данных или неправомерности действий с ними держателя (об
ладателя) массива персональных данных субъект может подать заявление
держателю (обладателю) массива этих данных или обратиться к уполномо
ченному органу государственной власти по персональным данным. Держа
тель (обладатель) обязан принять к производству заявление субъекта и за
блокировать его персональные данные с момента его получения на период
проверки заявления.
2. В случае подтверждения недостоверности персональных данных дер
жатель (обладатель) массива данных обязан на основании документов, пред
ставленных субъектом, исправить их и снять блокирование.
3. В случае установления неправомерности сбора персональных данных
держатель (обладатель) обязан уничтожить соответствующие данные в срок,
не превышающий трех дней с момента такого установления, и документаль
но уведомить об этом субъекта персональных данных.
4. В случае взаимного признания правомерности действий с персональ
ными данными или их достоверности держатель (обладатель) массива персо
нальных данных обязан безотлагательно снять их блокирование.
5. В случае несогласия держателя (обладателя) массива персональных
данных с заявлением субъекта персональных данных, рассмотрение конф
ликтных ситуаций осуществляется уполномоченным органом государствен
ной власти по персональным данным или в административном либо судеб
ном порядке.
При получении решения уполномоченного органа государственной
власти по персональным данным, ответственного за ведение Регистра насе
ления Российской Федерации, держатель (обладатель) обязан рассмотреть
его, принять соответствующие меры и в месячный срок в письменной форме
сообщить об этом указанному органу.
Статья 21. Обязанности органов государственной власти и органов местного
самоуправления при взаимном обмене персональными данными
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления
могут в своей деятельности использовать персональные данные, находящие
ся у других государственных держателей (обладателей) персональных дан
ных.
Перечни используемых данных регистрируются в уполномоченном орга
не государственной власти по персональным данным.
2. Формирование сводных массивов персональных данных, полученных
органами государственной власти или органами местного самоуправления

280
Проект Федерального закона Российской Федерации

от различных государственных держателей (обладателей) персональных дан
ных не допускается.
3. Контроль за использованием персональных данных, полученных орга
нами государственной власти и органами местного самоуправления от дру
гих государственных держателей (обладателей) персональных данных, осу
ществляется Уполномоченным государственным органом по персональным
данным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Организация государственного справочного обслуживания персо
нальными данными
1. С целью организации справочного обслуживания физических и юри
дических лиц персональными данными Уполномоченный орган государст
венной власти ведет регистр первичного учета физических лиц, на основе
данных первичного учета, хранящихся у государственных держателей (обла
дателей) персональных данных, полученных ими на законных основаниях.
2. Уполномоченный орган государственной власти по персональным
данным организует справочное обслуживание физических и юридических
лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления на
основе данных регистра первичного учета персональных данных.
3. Порядок ведения регистра первичного учета персональных данных и
организации справочного обслуживания определяется Правительством Рос
сийской Федерации.
Статья 23. Передача персональных данных
1. Держатель (обладатель) массива персональных данных вправе переда
вать эти данные другому держателю (обладателю) без согласия субъекта пер
сональных данных в случаях:
! если цели использования персональных данных получателем этих
данных находятся в сфере целей первоначального сбора данных;
! крайней необходимости для защиты жизненно важных интересов
субъекта персональных данных;
! по запросу федеральных органов государственной власти, органов го
сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, если запрашиваемый перечень персональ
ных данных соответствует полномочиям запрашивающего органа;
! на основании закона.
2. Передача персональных данных по просьбе субъекта данных либо
третьей стороны, которой передаются данные, может иметь место для за
ключения и/или исполнения договора, в котором субъект данных является
стороной, либо для принятия необходимых мер до заключения договора по
просьбе субъекта персональных данных.
3. Подтверждение согласия субъекта персональных данных на передачу
его персональных данных третьей стороне для использования в целях, не со
ответствующих целям первоначального сбора, не требуется только в том слу

281
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования

чае, если оно было получено в процессе сбора этих данных. Держатель (обла
датель) массива персональных данных обязан информировать субъекта пер
сональных данных об осуществленной передаче его персональных данных
третьей стороне в любой форме в недельный срок.
4. Передача персональных данных держателем (обладателем) массива
персональных данных получателю осуществляется в минимальном объеме,
необходимом для решения задач получателя. Передача производится во ис
полнение договора, заключаемого между держателем (обладателем) персо
нальных данных и получателем, в котором документально фиксируются:
! получатель информации;
! основания для передачи персональных данных;
! цель передачи;
! состав и объем передаваемых данных;
! сроки использования персональных данных (в пределах, установлен
ных для обладателя (держателя)), условия актуализации и обеспече
ния сохранности персональных данных.
5. При передаче персональных данных на получателя данных возлагается
обязанность соблюдения режима конфиденциальности этих данных.
6. Персональные данные, собранные на средства государственного бюд
жета, передаются в органы государственной власти и организации бюджет
ной сферы бесплатно.
Статья 24. Трансграничная передача персональных данных
1. При трансграничной передаче персональных данных российский дер
жатель (обладатель) массива персональных данных, передающий данные,
исходит из наличия существующего соглашения между сторонами, согласно
которому получающая сторона обеспечивает адекватный российскому уро
вень защиты прав и свобод субъектов персональных данных и охраны персо
нальных данных.
2. Российская Федерация обеспечивает законные меры охраны находя
щихся на ее территории или передаваемых через ее территорию персональ
ных данных, исключающие их искажение и несанкционированное исполь
зование.
3. Передача персональных данных российскими держателями (обладате
лями) массивов персональных данных в страны, не обеспечивающие адек
ватный российскому уровень защиты прав и свобод субъектов персональных
данных и охраны персональных данных, может иметь место при условии:
! явно выраженного согласия субъекта персональных данных на эту пе
редачу;
! необходимости передачи персональных данных для заключения и/или
исполнения контракта между субъектом и держателем (обладателем)
массива персональных данных либо между держателем (обладателем)
и третьей стороной в интересах субъекта персональных данных;

282
Проект Федерального закона Российской Федерации

! если передача необходима для защиты жизненно важных интересов
субъекта персональных данных;
! если персональные данные содержатся в общедоступном массиве пер
сональных данных.
4. При передаче персональных данных по глобальной информационной
сети (Интернет и т. п.) держатель (обладатель) массива персональных дан
ных, передающий такие данные, обязан обеспечить передачу необходимыми
средствами защиты, в том числе конфиденциальности.
Статья 25. Обезличивание персональных данных
Для проведения статистических, социологических, исторических, меди
цинских и других научных и практических исследований держатель (обла
датель) массива персональных данных осуществляет обезличивание ис
пользуемых данных, придавая им форму анонимных сведений. При этом
режим конфиденциальности, установленный для персональных данных,
снимается.
Обезличивание должно исключать возможность идентификации субъек
та персональных данных.
Статья 26. Хранение персональных данных

<<

стр. 9
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>