<<

стр. 10
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ния или материального носителя (текстовые, электронные документы,
звукозаписи, видеозаписи, фотопленки, чертежи, схемы, ноты, карты);
распорядитель информации – имеющие информацию органы ме-
стного и государственного самоуправления, государственные уч-
реждения, финансируемые бюджетом организации, а также органи-
зации общественного значения и их официальные лица;
организация общественного значения – частные организации,
имеющие монополию или главенствующее положение на рынке то-
варов, а также в области здравоохранения, спорта, образования,
культуры, социального обеспечения, транспорта и связи, предостав-
ляющие услуги общественности в коммунальной сфере;


295
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

запрос – письменное или устное заявление, адресованное распо-
рядителю информации с целью поиска и (или) получения информа-
ции в установленном данным законом порядке;
опубликование – информирование общественности и обеспече-
ние доступности информации через прессу и иные средства массо-
вой информации, интернет, а также другие средства, предусмотрен-
ные законодательством.
Статья 4. Основные принципы обеспечения свободы информации
Основными принципами обеспечения свободы информации яв-
ляются:
1) установление единого порядка регистрации, классификации и
сохранения информации;
2) защита свободы поиска и получения информации;
3) обеспечение доступности предоставления информации;
4) публичность.
Статья 5. Регистрация, классификация и сохранение информации
Регистрация, классификация и сохранение обработанной распо-
рядителем или переданной ему информации осуществляется в по-
рядке, предусмотренном Правительством РА.
Статья 6. Осуществление свободы информации
1. Каждый человек имеет право на ознакомление с искомой ин-
формацией и (или) с целью ее получения в установленном законом
порядке обратиться с запросом к распорядителю информации и по-
лучить эту информацию.
2. Иностранные лица могут пользоваться предусмотренными
данным законом правами и свободами только в случаях, установ-
ленных законом Республики Армения и (или) международным со-
глашением.
3. Свобода информации может быть ограничена Конституцией
Республики Армения и в предусмотренных законом случаях.
Статья 7. Обеспечение доступности и гласности информации
1. Распорядитель информации в установленном законом порядке
разрабатывает и публикует установленный им порядок предоставле-
ния информации, размещая его по месту своего нахождения в вид-
ном для всех месте.
2. Распорядитель информации немедленно публикует или другим
доступным методом информирует общественность о находящейся в
его распоряжении информации, оглашение которой может предотвра-
тить опасность, угрожающую государственной и общественной безо-

296
Армения: о свободе информации

пасности, общественному порядку, здоровью и нравам общества, пра-
вам и свободам других, окружающей среде, собственности личности.
3. Если Конституцией РА и (или) законом не предусмотрено
иное, то распорядитель информации как минимум один раз в год
публикует касающуюся его деятельности следующую информацию
и произведенные в ней изменения:
1) осуществляемые (подлежащие осуществлению) для общества
работы и услуги;
2) бюджет;
3) формы письменных запросов и консультативные указания по
поводу их заполнения;
4) штатные расписания, а также имена руководящих лиц, фами-
лии, образование, специальность, должность, служебные телефоны,
адреса электронной почты;
5) порядок принятия на работу и вакантные рабочие места;
6) влияние на окружающую среду;
7) расписания общественных мероприятий;
8) порядок, день, час и место приема граждан;
9) порядок ценообразования в сфере работ и услуг, цены (тарифы);
10) список находящейся в его распоряжении информации и поря-
док распоряжения ею;
11) статистические и обобщенные данные о полученных запросах,
в том числе основания отказа;
12) источники обработки или получения информации, установ-
ленной данным разделом;
13) данные личности, имеющей полномочия на разъяснение ин-
формации, установленной данным разделом.
4. Изменения информации, указанной в части 3 данной статьи,
публикуются в течение 10 дней после их внесения.
5. Информация, указанная во 2 и 3 частях данной статьи, публи-
куется в доступном для общества виде, а в случае наличия у распоря-
дителя информации страницы в интернете, – то и на ней.
6. Организации, имеющие общественное значение, а также полу-
чающие финансирование из бюджета, могут не публиковать ин-
формацию, установленную пунктами 2, 4 и 5 части 3 данной статьи,
а также их изменения.
Статья 8. Ограничения свободы информации
1. За исключением случаев, установленных в части 3 данного За-
кона, распорядитель информации отказывает в предоставлении ин-
формации, если информация:


297
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

1) содержит государственную, служебную, банковскую, коммер-
ческую тайну;
2) нарушает секретность личной и семейной жизни, в том числе
тайну переписки, телефонных разговоров, почтовой телеграфной и
иных сообщений;
3) содержит не подлежащие огласке данные предварительного
следствия;
4) выявляет обусловленные профессиональной деятельностью
данные, требующие ограничения доступности (врачебная, нотари-
альная, адвокатская тайна);
5) нарушает авторские права и (или) смежные права.
2. Если часть запрашиваемой информации содержит данные, пре-
доставление которых подлежит отказу, то предоставляется инфор-
мация по остальной ее части.
3. В предоставлении информации не может быть отказано, если:
1) это касается чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасно-
сти и здоровью граждан, а также стихийных бедствий (включая офи-
циально предусматриваемых) и их последствий;
2) это представляет общее состояние экономики Республики Ар-
мения, а также реальную ситуацию в области охраны природы и ок-
ружающей среды, здравоохранения, образования, сельского хозяй-
ства, торговли, культуры;
3) ее непредоставление может оказать отрицательное влияние на
осуществление государственных программ развития в социально-эко-
номической, научно-технической и культурно-духовной областях.
Статья 9. Порядок предъявления и обсуждения запроса
1. В письменном запросе указывается имя, фамилия, гражданст-
во, место жительства, место нахождения работы или учебного заве-
дения и т. д., и он должен быть подписан (в случае юридического ли-
ца – указано его название и местонахождение).
2. Ведение делопроизводства по письменным запросам произво-
дится в порядке, предусмотренном законодательством для заявле-
ний и жалоб граждан, но и отдельно от других форм делопроизвод-
ства.
3. На письменные запросы ответ не предоставляется, если:
1) запрос не содержит все данные, указанные в пункте 1 данной
статьи;
2) выясняется, что данные относительно личности его автора
ложные;



298
Армения: о свободе информации

3) запрос является вторым заявлением, представленным тем же
лицом в течение последних 6 месяцев с требованием на получение
той же информации, за исключением случая, предусмотренного 4 ча-
стью статьи 10 настоящего закона.
4. Заявитель не обязан обосновывать запрос.
5. Заявитель устного запроса обязан заранее сообщить свое имя и
фамилию. На устный запрос дается ответ, если:
1) предоставление требуемой информации может предотвра-
тить опасность, угрожающую государственной и общественной
безопасности, общественному порядку, здоровью и нравам обще-
ства, правам и свободам других, окружающей среде, собственнос-
ти личности;
2) необходимо уточнить факт наличия соответствующей инфор-
мации у распорядителя данной информации;
3) необходимо выяснить у распорядителя данной информации
порядок обсуждения письменных запросов.
6. Ответ на устный запрос предоставляется устно, немедленно по-
сле прослушивания запроса или по возможности в кратчайший
срок. Если заявитель устного запроса не сообщает свое имя и фами-
лию и (или) устный запрос не соответствует требованиям, установ-
ленным пунктами 1, 2 и 3 части 5 данной статьи, то распорядитель
информации может не отвечать на устный запрос.
7. Ответ на письменный запрос предоставляется в следующие
сроки:
1) если информация, указанная в письменном запросе, не опуб-
ликована, то ее копия предоставляется заявителю в течение 5 дней
со дня получения запроса;
2) если информация, указанная в письменном заявлении,
опубликована, то информация о средстве, месте и сроках опубли-
кования предоставляется заявителю в течение 5 дней после полу-
чения запроса;
3) если для предоставления информации, указанной в запросе,
необходимо выполнить дополнительную работу, то данная инфор-
мация предоставляется заявителю в течение 30 дней после получе-
ния заявления, о чем заявитель письменно извещается в течение
5 дней после получения заявления с указанием причин отсрочки и
окончательного срока предоставления информации.
8. Ответ на письменный запрос предоставляется посредством ука-
занного в данном запросе материального носителя. Если материаль-
ный носитель не указан и его невозможно выяснить для ответа на
данный запрос в течение установленного настоящим законом срока,

299
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

то ответ на письменный запрос предоставляется посредством мате-
риального носителя, наиболее приемлемого для распорядителя ин-
формации.
9. В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 7 данной ста-
тьи, заявитель запроса по собственному желанию в установленном
законом порядке может на месте ознакомиться с информацией, взяв
обратно письменный запрос.
10. Если распорядитель информации не имеет искомой информа-
ции, или ее предоставление выходит за рамки его полномочий, то он
обязан в течение 5 дней после получения запроса письменно извес-
тить об этом заявителя, а при возможности также предоставить ему
местонахождение распорядителя этой информации (в том числе –
архива), который имеет искомую информацию.
11. Если распорядитель информации не имеет всех данных отно-
сительно искомой информации, то он письменным запросом дает
заявителю имеющуюся часть данных, а при возможности в письмен-
ном запросе также указывает местонахождение распорядителя этой
информации (в том числе – архива), который имеет остальные дан-
ные относительно искомой информации.
Статья 10. Условия предоставления информации
1. Предоставление информации или ее дубликата (копии) органа-
ми государственного и местного самоуправления, государственны-
ми учреждениями и организациями осуществляется в порядке, уста-
новленном правительством Республики Армения.
2. За предоставление информации, предусмотренной в пункте 1
данной статьи, плата не взимается в следующих случаях:
1) при ответе на устный запрос;
2) при предоставлении информации объемом до 10 печатных или
копированных страниц;
3) при предоставлении информации через электронную почту
(сеть интернет);
4) при ответе на письменные запросы относительно предоставле-
ния информации, указанной во 2-ой части 7-ой статьи данного за-
кона;
4) при предоставлении информации об изменении срока предо-
ставления информации, предусмотренной подпунктом 3 пункта 7
статьи 9 и пункта 10 статьи 9 данного закона.
3. Организации общественного значения самостоятельно опреде-
ляют размер суммы, взимаемой за предоставление информации, ко-



300
Армения: о свободе информации

торая не может превышать расходы на предоставление этой инфор-
мации;
4. Орган или организация, предоставившая недостоверную или
содержащую неполные данные информацию, на основе письменно-
го запроса получившего эту информацию лица, обязана бесплатно
предоставить информацию с уточненными данными по установлен-
ному данным законом порядку.
Статья 11. Основания и порядок отказа в предоставлении информации
1. В предоставлении информации отказывается в случаях, уста-
новленных в статье 8 настоящего закона, или в случае неуплаты сум-
мы, установленной за предоставление этой информации.
2. Распорядитель информации может не отвечать на письменный
запрос, если в данный момент это препятствует исполнению распо-
рядителем информации его основных обязательств, за исключением
случаев, установленных пунктом 2 ч. ст. 7 данного закона.
3. В случае отказа в предоставлении информации, требуемой
письменным запросом, распорядитель информации в течение
5 дней в письменном виде сообщает об этом заявителю, указав осно-
вание отказа (соответствующая норма закона), а также порядок его
обжалования.
4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в
уполномоченном органе государственного управления или в суде
Статья 12. Обязанности распорядителей информации в области
обеспечения свободы информации
В области обеспечения информации распорядитель информации
обязан в установленном законе порядке:
1) обеспечить доступность и гласность информации;
2) осуществить регистрацию, классификацию и хранение находя-
щейся под его распоряжением информации;
3) предоставить лицу, запрашивающему информацию, достовер-
ную и полную информацию, находящуюся в его распоряжение;
4) определить порядок устного и (или) письменного предоставле-
ния информации с его стороны;
5) назначить должностное лицо, ответственное за обеспечение
свободы информации.
Статья 13. Лицо, ответственное за обеспечение свободы информации
1. Ответственное за обеспечение свободы информации должност-
ное лицо может быть лицом, назначенным распорядителем инфор-
мации, или руководителем распорядителя информации.


301
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2. Для обеспечения свободы информации ответственное должно-
стное лицо в установленном законодательством порядке:
1) обеспечивает выполнение обязанностей распорядителя инфор-
мации в области обеспечения свободы информации;
2) объясняет распорядителю информации в доступном виде поря-
док, условия и формы предоставления информации;
3) обрабатывает статистические и обобщенные данные получен-
ных запросов.
Статья 14. Ответственность за нарушение свободы информации
1. За исключением предусмотренных законом случаев, отказ в
предоставлении информации или предоставление недостоверной
информации, так же как и другие нарушения установленного дан-
ным законом порядка ведут к установленной законом ответственно-
сти.
2. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 данного зако-
на, неопубликование информации может привести к администра-
тивной или уголовной ответственности.
Статья 15. Вступление закона в силу
1. Настоящий закон вступает в силу на 10-й день после его офици-
ального опубликования.
2. Пункты 3 и 4 статьи 7 настоящего закона вступают в силу с 1 ян-
варя 2004 года.

Президент Армении
Роберт Кочарян
23 октября 2003 года




302
Красноярск: о праве граждан на информацию...

4.8. Закон Красноярского края о праве
граждан на информацию о деятельности
и решениях органов государственной
власти Красноярского края и порядке
предоставления информации органами
государственной власти Красноярского края
2003
(Извлечения)

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является обеспечение открытости дея-
тельности органов государственной власти Красноярского края, ин-
формационных механизмов предупреждения и устранения обстоя-
тельств, способствующих злоупотреблениям органов государствен-
ной власти и их должностных лиц в Красноярском крае.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон устанавливает условия и порядок реализации
права граждан на информацию о деятельности и решениях органов
власти, обязанности органов власти по обеспечению реализации
права на эту информацию.
2. Обязанности по представлению информации в соответствии с
положениями настоящего Закона возлагаются на органы государст-
венной власти, непосредственно избираемые населением Красно-
ярского края, а также органы государственной власти, формируе-
мые высшими представительными и исполнительными органами
государственной власти Красноярского края.
Иные органы государственной власти, а также коммерческие и не-
коммерческие организации, средства массовой информации, располо-
женные в Красноярском крае, представляют информацию о своей дея-
тельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации, финансируемые полностью или частично из
средств краевого бюджета, не вправе ограничивать доступ к инфор-
мации о порядке расходования соответствующих бюджетных
средств.

303
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3. Отношения в сфере создания, сбора, обработки, накопления и
распространения информации, а равно в сфере получения инфор-
мации по запросам журналистов (редакций средств массовой ин-
формации) регулируются иными федеральными законами и закона-
ми Красноярского края, за исключением норм, специально уста-
новленных настоящим Законом.
Статья 3. Основные принципы доступа к информации
1. Основными принципами реализации права на информацию о
деятельности и решениях органов власти являются:
общедоступность и открытость информации;
обеспечение безопасности личности, общества и государства;
информирование граждан о деятельности органов власти;
законность поиска, получения и передачи информации;
представление достоверной информации;
защита права на информацию.
2. Всякое ограничение доступа к информации составляет исклю-
чение из правила открытости информации и должно быть мотиви-
ровано.
Статья 4. Допустимые ограничения доступа к информации
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации не
могут относиться к информации ограниченного доступа:
а) законодательные и другие нормативные правовые акты, уста-
навливающие правовой статус органов государственной власти, го-
сударственных и муниципальных организаций, общественных объ-
единений, а также касающиеся прав, свобод и обязанностей граж-
дан, порядка их реализации;
б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуа-
циях, экологическую, метеорологическую, демографическую, сани-
тарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую
для обеспечения безопасности граждан и населения в целом, безо-
пасного функционирования населенных пунктов и производствен-
ных объектов;
в) документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти по использованию бюджетных средств и
других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономи-
ки и потребностях населения, за исключением отнесенных к госу-
дарственной тайне;
г) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и
архивов, информационных системах органов государственной
власти, государственных и муниципальных организаций, общест-

304
Красноярск: о праве граждан на информацию...

венных объединений, представляющие общественный интерес
или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей
граждан;
д) другая информация, предусмотренная законодательством.
2. Информацией ограниченного доступа в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации признается информация, отне-
сенная к государственной тайне, и конфиденциальная информация.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется
в соответствии с Законом Российской Федерации «О государствен-
ной тайне».
Отнесение информации к конфиденциальной производится в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Документы и материалы, содержащие сведения, доступ к кото-
рым должен быть ограничен в соответствии с законодательством
Российской Федерации, представляются в части, не содержащей та-
ких сведений.
4. Решение об отказе в доступе к информации должно быть мо-
тивировано. Отказ в предоставлении доступа к информации в лю-
бой из форм, установленных настоящим Законом, должен содер-
жать указание причин, по которым отказано в предоставлении до-
ступа к информации, ссылки на соответствующие нормы законо-
дательства Российской Федерации, дату принятия решения, фами-
лию и должность принявшего решение лица, а также разъяснения
о порядке обжалования решения об отказе. Не может быть отказа-
но в ознакомлении с решением, на основании которого доступ к
информации ограничен.
Статья 5. Способы представления информации
1. Основными способами представления информации являются:
а) опубликование официальной информации в средствах массо-
вой информации;
б) обеспечение непосредственного доступа к документам и мате-
риалам органов государственной власти;
в) обеспечение доступа к заседаниям органов власти;
г) представление документов и материалов заинтересованным ли-
цам на основании их запроса.
2. Органы государственной власти Красноярского края вправе ис-
пользовать для информирования населения о своей деятельности
любые иные способы, не запрещенные законодательством Россий-
ской Федерации.



305
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Глава II
ОПУБЛИКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВЫСШИХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Статья 6. Официальное опубликование правовых актов
1. Правовые акты органов государственной власти Красноярско-
го края, подлежащие в соответствии с законодательством официаль-
ному опубликованию, публикуются в средствах массовой информа-
ции с соблюдением установленных законами края для этого поряд-
ка и сроков публикации.
2. Официальным изданием высших органов государственной вла-
сти Красноярского края в соответствии с Законом края являются
«Ведомости высших органов государственной власти Красноярско-
го края». «Ведомости высших органов государственной власти Крас-
ноярского края» за счет средств краевого бюджета предоставляются
органам государственной власти края, в том числе органам государ-
ственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийско-
го автономных округов; органам местного самоуправления края; де-
путатам Законодательного Собрания края, депутатам Государствен-
ной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации от Красноярского края; государственным и му-
ниципальным библиотекам Красноярского края.
3. «Ведомости высших органов государственной власти Красно-
ярского края» должны быть доступны для приобретения в пунктах
розничной продажи печатных средств массовой информации на
территории края. На «Ведомости высших органов государственной
власти Красноярского края» объявляется открытая подписка для
физических и юридических лиц.
Статья 7. Иные формы опубликования правовых актов
1. Органами государственной власти края финансируется опубли-
кование официальных изданий:
сборника законов Красноярского края – систематизированное
издание законов края в действующей на момент издания редакции
(периодичность издания – не реже одного раза в два года);
отдельных законов Красноярского края – в форме брошюр, по
мере необходимости;
тематических сборников правовых актов края (по вопросам управ-
ления собственностью, по административным процедурам и пр.) – в
форме брошюр, по мере необходимости.

306
Красноярск: о праве граждан на информацию...

2. Указанные издания за счет средств краевого бюджета предо-
ставляются органам государственной власти края, в том числе ор-
ганам государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецко-
го) и Эвенкийского автономных округов; органам местного само-
управления края; депутатам Законодательного Собрания края, де-
путатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Фе-
дерального Собрания Российской Федерации от Красноярского
края; государственным и муниципальным библиотекам Красно-
ярского края. Указанные издания должны быть доступны для при-
обретения в пунктах розничной продажи печатных средств массо-
вой информации.
3. Решение о публикации указанных изданий принимают высшие
органы государственной власти края по предложению постоянных
комиссий Законодательного Собрания края, органов исполнитель-
ной власти края, органов местного самоуправления. Экспертизу
предложений с точки зрения их целесообразности и организацион-
но-техническое обеспечение подготовки указанных изданий осуще-
ствляет редакционный совет «Ведомостей высших органов государ-
ственной власти Красноярского края».

Глава III
ОПУБЛИКОВАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 8. Представление официальной информации
1. Официальная информация представляется посредством ее
опубликования в средствах массовой информации и размещения на
официальных серверах органов государственной власти края в сети
интернет. Дополнительно могут быть предусмотрены иные способы
опубликования официальной информации.
Органы государственной власти Красноярского края публикуют
официальную информацию в учрежденных ими средствах массовой
информации, заключают договоры на опубликование нормативной
и иной официальной информации с иными средствами массовой
информации.
2. Представление официальной информации осуществляется по-
средством опубликования:
нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы
граждан;
проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и
свободы граждан;


307
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

информации об основных текущих решениях органов власти и
официальных событиях;
ежегодных докладов органов государственной власти о результа-
тах работы;
информационных материалов.
Статья 9. Опубликование информации об основных текущих реше-
ниях органов власти и официальных событиях
1. Органы государственной власти Красноярского края представ-
ляют для опубликования в средствах массовой информации офици-
альную информацию относительно:
вступления в должность или отставки глав органов государствен-
ной власти, которые в соответствии с настоящим Законом обязаны
представлять информацию, а также вступления в должность или от-
ставки руководителей структурных подразделений этих органов
(при вступлении в должность представляется также краткая биогра-
фия назначенного (избранного) лица; при отставке (освобождении
от должности) – основания);
принятия краевого бюджета и внесения в него изменений и до-
полнений, ставок и порядка уплаты налогов и сборов, коммуналь-
ных и иных платежей;
принятия правовых актов по управлению имущественными объ-
ектами, находящимися в государственной собственности Краснояр-
ского края;
принятия правовых актов, связанных с распределением земель-
ных ресурсов Красноярского края;
принятия правовых актов, связанных со строительством объек-
тов, находящихся полностью или частично в собственности иност-
ранных юридических лиц;
заключения международных соглашений органами власти Крас-
ноярского края;
текущего исполнения краевого бюджета (еженедельно);
мер, предпринимаемых для ликвидации чрезвычайных происше-
ствий, угрожающих жизни и здоровью людей.
2. Органы государственной власти Красноярского края вправе до-
водить до сведения общественности иную информацию о текущих
решениях и официальных событиях с использованием ресурсов пе-
чатных, аудиовизуальных средств массовой информации и других
способов массового информирования населения.




308
Красноярск: о праве граждан на информацию...

Статья 10. Ежегодные доклады органов государственной власти о
результатах работы
1. Для ознакомления граждан, проживающих на территории
Красноярского края, с результатами работы органов государствен-
ной власти края в порядке, установленном краевым законодательст-
вом, обеспечивается подготовка и публикация в средствах массовой
информации ежегодных посланий (докладов), в том числе ежегод-
ного послания и доклада Губернатора Законодательному Собранию
о положении дел в крае, ежегодных отчетов депутатов Законодатель-
ного Собрания края, ежегодных отчетов Счетной палаты края и
Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае.
2. Ежегодные послания (доклады) Губернатора и органов испол-
нительной власти края отражают, как правило, динамику произо-
шедших за отчетный период изменений в социально-политической,
экономической и культурной сферах, в том числе основные статис-
тические показатели по расходованию бюджетных средств, источ-
никам и объемам налоговых поступлений в краевой бюджет и мест-
ные бюджеты, объем производства и потребления по отдельным
секторам рынка, объем внутренних и внешних инвестиций, борьбу с
преступностью, здравоохранение, миграцию населения, экологию
края, положение конкретных социальных групп (детей, молодежи,
ветеранов, инвалидов и др.), а также другие важнейшие направления
деятельности.
3. Исполнительные органы государственной власти, а также их
структурные подразделения вправе готовить и публиковать отдель-
ные доклады о своей деятельности за отчетный период.
4. Законодательное Собрание края ежегодно готовит и публикует
доклад о своей деятельности за отчетный период, а также индивиду-
альные отчеты депутатов, избранных по одномандатным округам,
коллективные отчеты депутатов, избранных по партийным спискам.
В смете расходов Законодательного Собрания края предусматрива-
ются средства (в равном объеме) на подготовку, публикацию и рас-
пространение индивидуальных отчетов депутатов, избранных по од-
номандатным округам, коллективных отчетов депутатов, избранных
по партийным спискам.
Статья 11. Опубликование информационных материалов
1. Органы государственной власти Красноярского края ежегодно
публикуют в средствах массовой информации сводные информаци-
онные материалы о структуре органов власти и порядке их работы.
Сводные информационные материалы включают подробное описа-

309
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ние структуры органов государственной власти Красноярского
края, в том числе их полномочия и предметы ведения, а также фами-
лии служащих, замещающих руководящие должности, их рабочие
телефоны, адреса, режим работы с населением.
2. Органами государственной власти финансируется опубликова-
ние официальных информационных материалов в форме справоч-
ников (сборников). Помимо информации, указанной в пункте 1 на-
стоящей статьи, официальные справочные издания содержат дан-
ные о сфере деятельности, наименованиях и адресах иных государ-
ственных органов, в том числе федеральных, расположенных в
Красноярском крае, а также общественных объединений, средств
массовой информации, юридических консультаций, нотариусов,
библиотек, учебных заведений, коммунальных служб и иных орга-
низаций, целью деятельности которых является защита прав и за-
конных интересов, обслуживание граждан. Срок, по истечении ко-
торого официальные справочные издания переиздаются, рассчиты-
вается исходя из поддержки актуальности содержащейся в них ин-
формации. Справочники должны быть доступны для приобретения
в пунктах розничной продажи печатных средств массовой информа-
ции.
Статья 12. Стимулирование распространения официальной инфор-
мации в средствах массовой информации
1. Органы государственной власти Красноярского края устанав-
ливают правила аккредитации журналистов средств массовой ин-
формации, позволяющие обеспечить наибольшую открытость дея-
тельности органов власти для ее публичного обсуждения в средствах
массовой информации, могут образовывать в установленном поряд-
ке в своем составе структурные подразделения (определять ответст-
венных лиц) по связям с общественностью и средствами массовой
информации.
Пресс-службы органов власти, а также служащие, ответственные
за информационную работу с населением, вправе по собственной
инициативе снабжать редакции средств массовой информации све-
дениями и материалами о решениях органов государственной влас-
ти Красноярского края.
2. Органы власти края организуют просветительскую работу сре-
ди журналистов средств массовой информации по вопросам струк-
туры и схемы управления краем, организации деятельности органов
власти, особенностям правотворческого процесса (в том числе бюд-
жетного) и др.


310
Красноярск: о праве граждан на информацию...

3. Органы власти предусматривают меры поощрения служащих,
активно выступающих в средствах массовой информации с обраще-
ниями, выступлениями, официальными разъяснениями позиции
органов государственной власти по актуальным вопросам их дея-
тельности.
Глава IV
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ДОСТУП К ДОКУМЕНТАМ И
МАТЕРИАЛАМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 13. Формы обеспечения непосредственного доступа к доку-
ментам и материалам органов государственной власти
Непосредственный доступ к документам и материалам органов
государственной власти Красноярского края обеспечивается по-
средством:
фондов официальной информации органов власти;
библиотечных фондов официальной информации;
баз данных.
Статья 14. Обеспечение доступа общественности к фондам офици-
альной информации органов власти
1. Органы государственной власти, которые обязаны в соответст-
вии с настоящим Законом представлять информацию, формируют
общедоступные фонды официальной информации.
2. Органы власти, кроме случаев, установленных настоящим За-
коном, обязаны включать в фонды официальной информации орга-
нов государственной власти и обеспечивать доступ к следующим до-
кументам и материалам:
а) опубликованным в соответствии с положениями статьи 6 на-
стоящего Закона правовым актам;
б) правовым актам, информация о которых была опубликована в
соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, и иным
неопубликованным правовым актам;
в) ежегодным докладам органов государственной власти о резуль-
татах работы, указанным в статье 10 настоящего Закона, с прилагае-
мыми к ним документами и материалами;
г) протоколам заседаний, предусмотренным статьей 20 настояще-
го Закона, а также проектам решений, принимаемых на заседании,
документам и материалам, рассматриваемым на заседаниях.
Правовые акты, иные документы и материалы включаются в
фонд официальной информации и становятся доступными для оз-
накомления не позднее чем через неделю со дня их подписания ли-

311
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

бо подписания актов, в связи с которыми рассматриваются соответ-
ствующие документы и материалы.
Для обеспечения сохранности конфиденциальных сведений про-
водится экспертиза, устанавливающая части документов и материа-
лов, доступ к которым должен быть ограничен. Части документов и
материалов, которые не содержат конфиденциальных сведений,
должны быть подготовлены для ознакомления и доступны не позд-
нее чем через неделю со дня подписания соответствующего доку-
мента. Фамилия и должность эксперта указываются в документе или
материале, подготовленном для ознакомления общественности.
3. Доступ к фондам официальной информации органов власти
должен быть обеспечен путем непосредственного личного ознаком-
ления с ними граждан в месте расположения соответствующего ор-
гана государственной власти.
Для обеспечения доступа к документам и материалам в соответст-
вующем органе власти формируются подшивки для ознакомления, а
также подшивки с контрольными экземплярами документов и мате-
риалов. Документы и материалы в подшивке располагаются в хро-
нологическом порядке. Не реже чем раз в месяц производится опись
документов и материалов, составляющих подшивки для ознакомле-
ния. Для удобства поиска необходимых документов опись размеща-
ется в подшивках. Данные описей подшивок документов и материа-
лов могут объединяться в каталоги.
В отношении документов и материалов, составляющих подшив-
ки, принимаются меры сохранности. Доступ гражданина к подшив-
кам для ознакомления может быть обусловлен требованием пред-
ставления паспортных или иных данных. В этом случае запись про-
изводится лицом, отвечающим за сохранность документов и мате-
риалов, составляющих подшивки для ознакомления. Подшивки с
контрольными экземплярами документов и материалов хранятся в
условиях, исключающих произвольный доступ к ним служащих.
Для работы заинтересованных граждан с подшивками оборудуют-
ся специальные места с условиями, позволяющими делать выписки
из документов и материалов. Граждане вправе снимать копии с до-
кументов и материалов, размещенных в подшивках для ознакомле-
ния.
4. Для обеспечения доступа общественности к фондам официаль-
ной информации органов власти, распространения официальной
информации и обеспечения прав граждан на информацию о дея-
тельности органов государственной власти края, может быть созда-


312
Красноярск: о праве граждан на информацию...

на специализированная служба – государственный информацион-
ный центр Красноярского края.
Статья 15. Доступ к библиотечным фондам официальной инфор-
мации в соответствии с краевой целевой программой
1. Органы государственной власти направляют в государственные и
муниципальные библиотеки официальные доклады, информацион-
ные материалы, официальные справочные издания. Также органы
власти, которые обязаны в соответствии с настоящим Законом предо-
ставлять доступ к информации, вправе направлять в библиотеки иные
документы и материалы, которые находятся в их распоряжении.
На основе получаемых документов и материалов в государствен-
ных и муниципальных библиотеках Красноярского края формиру-
ются общедоступные фонды официальной информации в соответ-
ствии с краевой целевой программой.
2. Органы государственной власти края разрабатывают проект и
реализуют краевую целевую программу создания общедоступных
информационно-справочных центров на базе сети государственных
и муниципальных библиотек Красноярского края.
Статья 16. Доступ к базам данных
1. Органы государственной власти Красноярского края выделяют из
бюджета и привлекают дополнительные средства на разработку и под-
держку централизованной автоматизированной информационной систе-
мы официальной информации Красноярского края, объединяющей базы
данных официальной информации органов государственной власти.
Система официальной информации должна включать базы дан-
ных с полным перечнем и текстами нормативных актов, действую-
щих на территории Красноярского края. Органы государственной
власти организуют доступ к электронным версиям документов и ма-
териалов, указанных в пункте 2 статьи 14 настоящего Закона.
2. Система официальной информации должна быть доступна для
пользователей глобальной сети интернет. Обеспечивается бесплат-
ное ознакомление и бесплатное электронное копирование докумен-
тов и материалов, содержащихся в централизованной автоматизиро-
ванной информационной системе официальной информации Крас-
ноярского края. Ответственность за достоверность электронных
версий документов и иной официальной информации, включенной
в централизованную информационную систему официальной ин-
формации, несут органы государственной власти.
3. Органы государственной власти вправе на договорной основе привле-
кать к выполнению запросов на представление информации на основе ис-

313
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

пользования баз данных специализированные организации. Ответствен-
ность за правильность, исчерпывающий характер обеспечиваемой специа-
лизированной организацией информации и выполнение иных требований
настоящего Закона несет ответственное лицо соответствующего органа
власти. При отсутствии у специализированной организации запрашивае-
мых документов и материалов, которые должны быть представлены в соот-
ветствии с настоящим Законом, представление информации по запросу
обеспечивает ответственное за это лицо органа государственной власти.

Глава VI
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И
МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВАНИИ ЗАПРОСА
Статья 21. Формы удовлетворения запросов об информации
1. Запросы об информации могут быть адресованы органам госу-
дарственной власти в форме:
а) личного устного обращения;
б) обращения по справочному телефону соответствующего органа
власти;
в) письменного запроса, доставляемого по почте или путем лич-
ной передачи письменного запроса;
г) текстовых сообщений, передаваемых по каналам связи (элек-
тронная почта, факс).
2. Ответ на запрос дается, как правило, в форме, в которой был
сделан запрос.
Статья 22. Устное обращение о представлении информации
1. При личном устном обращении заинтересованного лица за по-
лучением информации или обращении по телефону соответствую-
щая информация представляется в устной форме, если заинтересо-
ванное лицо против этого не возражает.
В случае если устный ответ на запрос не носит исчерпывающего
для гражданина характера, ему разъясняется порядок направления
запросов в иных формах, а также другие способы получения инфор-
мации в соответствии с положениями настоящего Закона.
2. В устной форме органами государственной власти представ-
ляются краткие справки, устраняющие необходимость направ-
лять письменные запросы на представление информации. Ответ-
ственные за представление информации лица не обязаны устно
консультировать граждан по вопросам, составляющим предмет
запроса.

314
Красноярск: о праве граждан на информацию...

3. Каждое устное обращение заинтересованного лица за получе-
нием информации или обращение по телефону регистрируется с
указанием даты обращения, данных об обратившемся лице, крат-
кой формулировки предмета обращения, фамилии и должности ли-
ца, представившего ответ на обращение, а также краткое содержа-
ние ответа.
Статья 23. Письменный запрос на представление информации
Органы государственной власти обязаны в соответствии с пись-
менным запросом заинтересованных лиц, находящихся на террито-
рии Красноярского края, представить документы и материалы, пе-
речисленные в статье 14 настоящего Закона, либо указать возмож-
ности ознакомления с этими документами, предусмотренные стать-
ями 15–16 настоящего Закона.
Органы государственной власти вправе представлять по запросу
заинтересованных лиц иную информацию, находящуюся в их рас-
поряжении.
Статья 24. Порядок составления и направления письменного
запроса
1. Запрос на представление информации составляется заинтере-
сованным в получении ответа лицом и не должен по объему превы-
шать одной страницы машинописного текста.
В обязательном порядке в запросе указываются:
а) наименование органа и (или) фамилия должностного лица ор-
гана государственной власти, являющегося получателем запроса;
б) фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы и долж-
ность запрашивающего информацию;
в) предмет запроса, сформулированный таким образом, который
позволяет однозначно судить о том, какого рода информация долж-
на быть предоставлена;
г) почтовый адрес заявителя.
Лицо, запрашивающее информацию, вправе включить в запрос
номер контактного телефона, а также иную информацию, которая,
по его мнению, может способствовать выполнению запроса.
2. Не допускается требование включения в запрос иных данных,
кроме перечисленных в пункте 1 настоящей статьи. Направляю-
щее запрос лицо также не обязано мотивировать причину своего
запроса.
Органы государственной власти вправе разрабатывать формы
типовых бланков запросов на представление информации. Обес-
печивается доступность таких бланков в местах расположения ор-

315
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ганов государственной власти и местного самоуправления, а так-
же в отделениях связи на территории Красноярского края. На об-
ратной стороне бланка запроса на представление информации
может содержаться разъяснение порядка заполнения бланка, а
также сроков, порядка получения и оплаты представления ин-
формации.
Произвольная форма письменного запроса гражданина (при на-
личии утвержденной формы типовых бланков запросов на представ-
ление информации) не является основанием для отказа гражданину
в представлении запрашиваемой информации.
При формулировании предмета запроса не требуется точного ука-
зания всех реквизитов необходимых документов или материалов.
Ответственное за подготовку ответа лицо вправе по собственной
инициативе уточнить предмет запроса по включенному в запрос на
представление информации контактному телефону.
3. Запрос на представление информации может быть отправлен
гражданином по почте либо лично передан в соответствующий ор-
ган власти.
Статья 25. Порядок рассмотрения и удовлетворения письменного
запроса
1. Каждый запрос на представление информации, полученный
органом государственный власти в письменной форме, регистриру-
ется с указанием даты получения запроса, данных о направившем
запрос лице, краткой формулировки предмета запроса, фамилии и
должности ответственного за подготовку ответа лица, мотивировки
отказа в представлении информации (при его наличии), размера оп-
латы подготовки ответа на запрос (при необходимости оплаты), дан-
ных о пересылке запроса в другой орган власти, даты отправки отве-
та составившему запрос лицу, а также иных данных, отражающих
основные этапы подготовки ответа на запрос.
2. Запрос на получение информации после регистрации направ-
ляется ответственному за подготовку ответа лицу. Ответственное
лицо производит поиск необходимых документов и материалов, их
копирование и формирование комплекта документов для ответа.
3. Ответ на письменный запрос о представлении информации
должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходи-
мость повторного обращения заинтересованного лица по тому же
предмету запроса. Исполнитель запроса не обязан при этом кон-
сультировать заинтересованное в представлении информации лицо
о порядке применения требуемых документов и материалов.


316
Красноярск: о праве граждан на информацию...

Ответ на запрос должен содержать:
а) справку ответственного лица о выполнении запроса, включаю-
щую краткую формулировку предмета запроса, перечень представ-
ляемых документов и материалов, фамилию и должность исполни-
теля запроса, дату отправки ответа на запрос в почтовое отделение;
б) тексты представляемых документов и материалов, либо справ-
ки о них, или части текстов документов и материалов, если такие
справки или части содержат исчерпывающую для удовлетворения
запроса информацию и их представление взамен текстов докумен-
тов и материалов однозначно допустимо в соответствии с характе-
ром запроса;
в) типовое бесплатное приложение, содержащее перечень ин-
формационных услуг, предоставляемых органом государственной
власти на основании настоящего Закона, прейскурант стоимости
расходных материалов и информационных услуг, а также перечень
наименований и контактных данных основных органов власти и
организаций, находящихся в районе населенного пункта, в кото-
ром проживает направившее запрос лицо, и осуществляющих за-
щиту прав граждан, их информационно-справочное и библиотеч-
ное обслуживание и представление информации на основании на-
стоящего Закона.
Статья 26. Дополнительные гарантии получения информации
1. В случае если органы государственной власти не располагают и
не обязаны располагать в соответствии с настоящим Законом за-
прашиваемыми документами и материалами, в ответ на запрос
включается соответствующая справка, составленная по правилам,
установленным подпунктом «а» пункта 3 статьи 25, а также бесплат-
ное приложение, указанное в подпункте «в» пункта 3 статьи 25 на-
стоящего Закона.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяют-
ся на случаи, когда запрашиваемыми документами и материала-
ми обязан располагать иной орган государственной власти,
представляющий информацию на основании настоящего Зако-
на. В этом случае запрос заинтересованного лица в течение трех
рабочих дней с момента поступления пересылается в соответст-
вующий орган государственной власти, который обязан отве-
тить на данный запрос. Если в запросе указан номер контактно-
го телефона или данные об ином средстве связи, исполнитель
запроса сообщает о пересылке запроса лицу, запрашивающему
информацию.


317
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3. Если запрашиваемые документы и материалы были опуб-
ликованы в средствах массовой информации или «Ведомостях
высших органов государственной власти Красноярского края»,
исполнитель запроса вправе в ответе дать отсылку к соответст-
вующему средству массовой информации (с указанием рекви-
зитов выпуска средства массовой информации) или выпуску
«Ведомостей высших органов государственной власти Красно-
ярского края».
Статья 27. Расходы, связанные с представлением информации
1. Подготовка ответов на запросы граждан осуществляется орга-
нами государственной власти бесплатно, за исключением случаев,
установленных пунктом 3 настоящей статьи.
2. Лицо, направляющее письменный запрос на представление ин-
формации, оплачивает наложенным платежом почтовые услуги по
доставке ответа на запрос.
3. Для запросов на представление информации, которые тре-
буют копирования документов и материалов или их частей в
объеме, превышающем 4 страницы, предусматривается оплата
предоставления соответствующих копировальных услуг. Прей-
скурант стоимости копировальных услуг утверждается руковод-
ством органов государственной власти и не должен превышать
их себестоимости.
Органы государственной власти вправе освобождать от оплаты
за представление информации лиц, относящихся к социально не-
защищенным категориям населения (инвалиды, пенсионеры,
официально признанные безработные). Могут быть также уста-
новлены иные льготы для граждан, реализующих право на получе-
ние информации о деятельности органов государственной власти
(оплата телефонного звонка на справочный телефон органа влас-
ти, оплата доставки письменного запроса – размещение почтовой
марки на форме запроса, который можно получить в отделениях
связи и пр.).
Меры, изложенные в настоящем пункте, осуществляются при
условии закрепления компенсирующих средств в бюджете (смете)
соответствующего органа государственной власти. Органы госу-
дарственной власти принимают меры по информированию насе-
ления края об установленных льготах при реализации права на по-
лучение информации о деятельности органов государственной
власти.



318
Красноярск: о праве граждан на информацию...

Статья 28. Сроки рассмотрения письменных запросов
1. Подготовка ответа на запрос осуществляется в течение десяти
рабочих дней.
Исчисление срока для ответа на запрос начинается с момента по-
лучения запроса в соответствующем органе государственной власти
и завершается в момент передачи соответствующим органом власти
ответа на запрос в отделение почтовой связи.
2. Если в соответствии с требованиями настоящего Закона запрос
нуждается в пересылке в другой орган государственной власти, ис-
числение срока для ответа на запрос начинается с момента получе-
ния запроса органом власти, который обязан представить информа-
цию в соответствии с настоящим Законом.
Если в течение указанного в настоящей статье срока ответ на за-
прос не может быть подготовлен, об этом уведомляется лицо, напра-
вившее запрос, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не
может превышать пяти рабочих дней.
Статья 29. Основания отказа в представлении информации по запросу
1. В представлении информации по запросу может быть отказано
при наличии следующих оснований:
а) запрашиваемые сведения содержатся в частях документов или
материалов, которые на основании соответствующих нормативных
правовых актов Российской Федерации и положений настоящего
Закона отнесены к категории информации секретного или конфи-
денциального характера;
б) запрос составлен с нарушением требований, предусмотренных
статьей 24 настоящего Закона;
в) запрос данного лица по тому же предмету уже находился на рас-
смотрении соответствующего органа власти, и данному лицу ранее
был дан исчерпывающий ответ по существу;
г) орган государственной власти не располагает и не обязан в со-
ответствии с требованиями настоящего Закона располагать соответ-
ствующими документами и материалами.
2. Отказ в представлении информации должен содержать следую-
щие сведения:
а) мотивировку с указанием конкретных ссылок на нормы зако-
нодательства, на основании которых отказано в представлении ин-
формации;
б) заключение специалиста, в соответствии с которым документ
признан содержащим секретные или конфиденциальные сведения;
<...>

319
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

г) материалы, представление которых требуется в соответствии с
подпунктами «а» и «в» пункта 3 статьи 25 настоящего Закона;
д) описание допустимых законодательством Российской Федера-
ции и настоящим Законом способов и порядка обжалования отказа
в представлении информации.
Статья 30. Запросы о представлении информации в форме тексто-
вых сообщений, передаваемых по каналам связи
1. Запросы, полученные в форме текстовых сообщений, передавае-
мых по каналам связи, удовлетворяются посредством направления в
соответствующей форме документов и материалов, указанных в ста-
тье 14, если это позволяют соответствующие технические возможнос-
ти органа власти.
2. В случае если запрос получен по электронной почте, ответ на
запрос направляется на обратный адрес электронной почты за-
прашивающего информацию лица. Если запрашиваемых доку-
ментов не существует в электронном варианте, ответ с запраши-
ваемыми материалами направляется по почте. В случае если
гражданин в запросе не указал почтового адреса и запрашивае-
мых документов не существует в электронном варианте, на обрат-
ный адрес электронной почты гражданина направляется ответ, в
котором указывается порядок получения информации по запросу
в иных формах и другими способами получения информации в
соответствии с положениями настоящего Закона. К ответу на за-
прос могут прилагаться файлы с запрашиваемыми документами
либо могут указываться конкретные ссылки на электронные вер-
сии доступных в глобальных сетях документов и материалов, если
за достоверность этих электронных версий органы государствен-
ной власти несут ответственность.
3. Если запрос на представление информации получен по фак-
су, ответ на него может быть также отправлен по факсу, если это-
му не препятствует объем требуемых для удовлетворения запроса
документов и материалов. В ином случае ответ с запрашиваемы-
ми материалами направляется по почте. При этом если гражда-
нин в запросе, отправленном по факсу, не указал почтовый адрес,
ему должен быть направлен ответ, в котором указывается порядок
получения информации по запросу в иных формах и другими
способами получения информации в соответствии с положения-
ми настоящего Закона.




320
Красноярск: о праве граждан на информацию...

4. Регистрация и подготовка ответов на запросы, получаемые по
электронной почте или по факсу, осуществляются в порядке, преду-
смотренном для письменных запросов.

Глава VII
ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 31. Организационные гарантии органов государственной
власти
1. Органы государственной власти создают в своем составе струк-
турные подразделения и (или) назначают ответственных лиц, на ко-
торых возлагаются обязанности по непосредственному обеспече-
нию представления информации органов государственной власти
населению Красноярского края.
2. Органы государственной власти организуют возможность полу-
чения гражданами по телефону кратких бесплатных справок отно-
сительно порядка реализации положений настоящего Закона, в том
числе относительно уточнения предмета запросов на представление
информации, режима работы должностных лиц органов государст-
венной власти, порядка ознакомления с фондами официальной ин-
формации органов власти.
Статья 32. Информирование общественности о реализации настоя-
щего Закона
1. Органы государственной власти проводят непосредственно и с
помощью средств массовой информации разъяснительную работу
среди населения Красноярского края о порядке реализации предо-
ставляемых Законом возможностей получения информации.
2. Ответственное за представление информации лицо ежегодно
готовит доклад руководителю соответствующего органа государст-
венной власти о результатах работы над представлением информа-
ции за отчетный период.
Каждый гражданин вправе ознакомиться с докладом в порядке,
предусмотренном для ознакомления с протоколами заседаний орга-
нов государственной власти.
3. В средствах массовой информации ежегодно публикуется отчет
высшего органа исполнительной власти Красноярского края, обоб-
щающий подготовленные соответствующими органами государст-
венной власти отчеты о результатах выполнения требований настоя-
щего Закона.


321
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 33. Обжалование отказа в представлении информации
1. Отказ ответственного лица в представлении информации мо-
жет быть обжалован вышестоящему должностному лицу.
2. На действия и решения ответственного лица, нарушающего
требования настоящего Закона, может быть подана жалоба Уполно-
моченному по правам человека в Красноярском крае.
3. Отказ в представлении информации может быть обжалован в
судебном порядке в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 35. Ответственность за нарушение обязанностей по пред-
ставлению информации
1. Лица, виновные в невыполнении или ненадлежащем выполне-
нии обязанностей по представлению информации, привлекаются в
соответствии с законодательством Российской Федерации к уголов-
ной, административной и гражданской ответственности.
2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение лицами, ответ-
ственными за организацию и осуществление непосредственного
представления информации, своих обязанностей влечет наложение
на них органами государственной власти дисциплинарной или ма-
териальной ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Красноярского края.

Глава VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за ис-
ключением пункта 2 статьи 15, который вступает в силу с 1 января
2006 года.
2. Регламенты работы и иные правовые акты органов государст-
венной власти Красноярского края должны быть приведены в соот-
ветствие с настоящим Законом с момента его публикации до вступ-
ления в силу.

Губернатор
Красноярского края
А.Г. ХЛОПОНИН




322
Москва: о гарантиях доступности информации...

4.9. Закон города Москвы
о гарантиях доступности информации
о деятельности органов государственной
власти города Москвы
2004
Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон направлен на обеспечение свободного досту-
па граждан к информации о деятельности органов государственной
власти города Москвы (далее – органы власти).
2. К информации о деятельности органов власти относятся:
– сведения о структуре и функциях органов власти, принимаемых
ими решениях и другой деятельности, осуществляемой органами
власти при реализации их полномочий;
– сведения о руководителях органов власти;
– тексты правовых актов, принимаемых органами власти, вклю-
чая законы города Москвы, постановления Московской городской
Думы, указы и распоряжения Мэра Москвы, постановления и рас-
поряжения Правительства Москвы.
3. Действие настоящего Закона не распространяется на информа-
цию, содержащую сведения, которые в соответствии с федеральным
законодательством отнесены к государственной или служебной тай-
не, а также на информацию о деятельности органов власти, передан-
ную на хранение в архивные учреждения в соответствии с законода-
тельством об архивном деле.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
– официальное издание органа власти (далее – официальное из-
дание) – печатное средство массовой информации, в котором в со-
ответствии с законом или решением соответствующего органа влас-
ти производится публикация принятых им правовых актов;
– официальный сайт органа власти (далее – официальный сайт) –
совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответст-
вии с законом или решением соответствующего органа власти в
интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобще-
го сведения.




323
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 3. Доступ к информации о деятельности органов власти
1. Информация о деятельности органов власти является открытой
и доступной для ознакомления.
2. Органы власти обязаны обеспечивать открытость, доступность,
достоверность и полноту информации о своей деятельности в соот-
ветствии с требованиями настоящего Закона.
3. Доступ к информации о деятельности органов власти может
быть ограничен только в случаях, установленных законом.
4. Доступ к информации о деятельности органов власти обеспечи-
вается путем:
– обнародования органами власти принятых ими правовых актов
и иных решений;
– размещения органами власти информации о своей деятельнос-
ти в интернете;
– сообщения органами власти информации о своей деятельности
в средствах массовой информации и иными способами;
– предоставления информации о деятельности органов власти по
обращениям заинтересованных лиц.
Статья 4. Обнародование правовых актов и иных решений органов
власти в средствах массовой информации
1. Нормативные правовые акты города Москвы подлежат обнаро-
дованию (опубликованию) в официальных изданиях Московской
городской Думы и Правительства Москвы в соответствии с Уставом
города Москвы и иными законами города Москвы.
2. По решению органа власти, принявшего соответствующий нор-
мативный правовой акт, он может быть (дополнительно) опублико-
ван также в иных средствах массовой информации, не являющихся
официальным изданием.
3. Обязательные бесплатные экземпляры официальных изданий
Московской городской Думы и Правительства Москвы подлежат
направлению в центральную городскую общедоступную (публич-
ную) библиотеку в течение трех рабочих дней, следующих за днем
выхода в свет соответствующих официальных изданий.
4. Иные библиотеки, финансируемые из бюджета города Москвы,
обеспечиваются экземплярами официальных изданий в порядке,
установленном учредителями указанных изданий.
5. В случае отмены либо признания недействительным норматив-
ного правового акта города Москвы информация об этом подлежит
опубликованию в порядке, установленном для обнародования
(опубликования) такого акта.

324
Москва: о гарантиях доступности информации...

6. Публикация в средствах массовой информации текстов право-
вых актов города Москвы, не носящих нормативного характера, а
также иных решений органов власти производится по решению со-
ответствующего органа власти, если обязательность такой публика-
ции не предусмотрена законодательством.
Статья 5. Гарантии доступности информации о деятельности органов
власти
1. Органы власти размещают информацию о своей деятельности в
средствах массовой информации, на своих официальных сайтах, на
информационных стендах и иных технических средствах аналогич-
ного назначения, в финансируемых из бюджета города Москвы пуб-
личных библиотеках, в местах приема граждан в порядке, установ-
ленном органами власти.
2. Заинтересованные лица вправе обращаться в органы власти с
запросами о предоставлении информации о деятельности органов
власти, которые рассматриваются в соответствии с законодательст-
вом об обращениях граждан.
3. Органы власти обеспечивают предоставление по телефону
справочной информации о данном органе власти.
Статья 6. Размещение информации о деятельности органов власти
в интернете
1. В целях информирования граждан о своей деятельности Мос-
ковская городская Дума и Правительство Москвы:
– создают и поддерживают официальные сайты в интернете и
размещают на них информацию в соответствии с требованиями на-
стоящего Закона;
– обеспечивают регулярное обновление информации на офици-
альных сайтах.
2. К информации, обязательной для размещения на официальных
сайтах Московской городской Думы и Правительства Москвы, от-
носятся:
– тексты законов и иных нормативных правовых актов города
Москвы (включая сведения о внесении в них изменений и дополне-
ний, а также о признании их утратившими силу либо недействую-
щими);
– сведения об органе власти, включая информацию о его структу-
ре и функциях, почтовом и электронном адресах, а также о номере
телефона, по которому предоставляется справочная информация о
данном органе власти;


325
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

– сведения о депутатах Московской городской Думы и руководи-
телях органов исполнительной власти города Москвы (фамилии,
имена и отчества, краткие биографические данные, время и место
приема ими граждан);
– тексты официальных заявлений и выступлений руководителей
органов власти, публикуемых в средствах массовой информации;
– сведения об основных мероприятиях, организуемых органами
власти;
– сведения о законопроектной деятельности органов власти,
включая тексты проектов законов города Москвы, внесенных в ус-
тановленном порядке в Московскую городскую Думу, планы зако-
нопроектной деятельности;
– сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию
и динамику развития отрасли (сферы управления), входящей в ком-
петенцию органа власти, а также прогнозы развития данной отрасли
(сферы управления), подготовленные органом власти;
– сведения об открытых конкурсах (тендерах, аукционах, торгах),
проводимых органами власти;
– квалификационные требования к кандидатам на замещение
должностей государственной службы города Москвы и порядок по-
ступления на нее;
– формы документов, установленных для представления гражда-
нами и организациями в органы власти и подведомственные им ор-
ганизации, а также инструкции по их заполнению;
– перечень информационных ресурсов органов власти.
3. Перечень информации, обязательной для размещения на офи-
циальных сайтах иных органов власти, утверждается соответствую-
щим органом власти.
4. Доступ к обязательно размещаемой на официальных сайтах ин-
формации является бесплатным.
Статья 7. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу через один месяц после его
официального опубликования.




326
Латвия: об охране данных физических лиц

4.10. Закон Латвии
об охране данных физических лиц
2000 (Извлечения)

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Целью настоящего Закона является охрана основных прав и сво-
бод физических лиц, в особенности неприкосновенности частной
жизни, в отношении обработки данных физического лица (в даль-
нейшем — персональные данные).
Статья 2. В Законе используются следующие термины:
1) субъект данных — физическое лицо, которое может быть непо-
средственно или косвенно идентифицировано с использованием
данных, имеющихся в системе обработки персональных данных;
2) согласие субъекта данных — свободно, недвусмысленно выра-
женное субъектом данных свидетельствование воли, которым субъ-
ект данных дает разрешение на обработку своих персональных дан-
ных;
3) персональные данные — любая информация, относящаяся к
идентифицированному или идентифицируемому физическому лицу;
4) обработка персональных данных — любые совершенные с персо-
нальными данными действия, включая сбор, регистрацию, введение,
хранение, упорядочение, преобразование, использование, передачу,
трансляцию и разглашение, блокирование или стирание данных;
5) система обработки персональных данных — фиксированная в
любой форме структурированная совокупность персональных дан-
ных, которая доступна при соблюдении соответствующих критериев;
6) оператор персональных данных — уполномоченное заведую-
щим системой лицо, осуществляющее обработку персональных дан-
ных по поручению заведующего системой;
7) получатель персональных данных — физическое или юридиче-
ское лицо, которому разглашаются персональные данные;
8) сенситивные персональные данные — персональные данные,
указывающие на расу, этническое происхождение, религиозные,

<<

стр. 10
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>