<<

стр. 11
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

философские и политические убеждения лица, на его участие в
профсоюзах, а также содержащие информацию о здоровье или сек-
суальной жизни лица;

327
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

9) заведующий системой — физическое или юридическое лицо, ру-
ководящее системой обработки персональных данных, определяю-
щее ее цели и средства обработки;
10) третье лицо — любое физическое или юридическое лицо, за ис-
ключением субъекта данных, заведующего системой, оператора сис-
темы и лиц, непосредственно уполномоченных заведующим систе-
мой или оператором персональных данных.
Статья 3.
1) Настоящий Закон распространяется на обработку персональных
данных всех видов и на любое физическое или юридическое лицо,
вовлеченное в обработку персональных данных, за исключением
упомянутых в частях второй и третьей настоящей статьи случаев.
2) Настоящий Закон не распространяется на созданные физически-
ми лицами информационные системы, в которых обработка персо-
нальных данных ведется для личных или домашних и семейных
нужд и собранные в которых персональные данные не разглашают-
ся другим лицам. 3) Настоящий Закон не распространяется на обра-
ботку персональных данных, производимую публичными структу-
рами в сфере национальной безопасности и уголовного права.
Статья 4.
Охрана персональных данных, признанных объектами государст-
венной тайны, регламентируется Законом «О государственной тайне».
Статья 5.
1) Статьи 7, 8, 9 и 11 настоящего Закона не применяются, если пер-
сональные данные обработаны для журналистских, художественных
или литературных потребностей и если законом не установлено иное.
2) Положения части первой настоящей статьи применяются с соблюде-
нием права лица на неприкосновенность частной жизни и свободу слова.

Глава II
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Статья 6. Каждое физическое лицо имеет право на охрану своих
персональных данных.
Статья 7.
Обработка персональных данных разрешается лишь в том случае,
если законом не установлено иное и если существует по меньшей
мере одно из следующих условий:

328
Латвия: об охране данных физических лиц

1) имеется согласие субъекта данных;
2) обработка данных вытекает из договорных обязательств субъ-
екта данных;
3) обработка данных необходима заведующему системой для вы-
полнения его законных обязанностей;
4) обработка данных необходима для защиты жизненно важных
интересов субъекта данных, в том числе жизни и здоровья;
5) обработка данных необходима для обеспечения соблюдения
интересов общества или реализации задач публичной власти, с це-
лью выполнения которых персональные данные переданы заведую-
щему системой или переданы третьему лицу;
6) обработка данных необходима для реализации при соблюдении
основных прав и свобод субъекта данных законных интересов заве-
дующего системой или третьего лица, которому персональные дан-
ные раскрыты.
Статья 8.
1) При получении персональных данных от субъекта данных заве-
дующий системой обязан предоставить субъекту данных следующую
информацию, если только она уже не находится в распоряжении
субъекта данных:
1) наименование или имя и фамилия, а также адрес заведующего
системой;
2) предусматриваемые цель и обоснование обработки персональ-
ных данных;
3) возможные получатели персональных данных;
4) право доступа субъекта данных к своим персональным данным
и возможность внесения в них поправок;
5) является ли предоставление ответа обязательным или добро-
вольным, а также возможные последствия при непредоставлении
ответа. (Часть первая настоящей статьи не применяется, если зако-
ном разрешается осуществление обработки персональных данных
без раскрытия ее цели.)
Статья 9.
1) Если персональные данные получены не от субъекта данных,
заведующий системой обязан до разглашения данных третьему лицу
предоставить субъекту данных следующую информацию:
1) наименование или имя и фамилию, а также адрес заведующего
системой;
2) предусмотренную цель обработки персональных данных;
3) возможные получатели персональных данных;

329
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

4) источник получения персональных данных;
5) право доступа субъекта данных к своим персональным данным
и возможность внесения в них поправок. (Часть первая настоящей
статьи не применяется, если:
1) законом предусматривается обработка персональных данных
без информирования об этом субъекта данных;
2) при обработке персональных данных для научных, историчес-
ких или статистических исследований информирование субъекта
данных требует несоизмеримых усилий или является невозможным.)
Статья 10.
1) Для защиты интересов субъекта данных заведующий системой
обеспечивает:
1) законность обработки персональных данных;
2) сбор персональных данных в соответствии с предусмотренной
целью и в необходимом для нее объеме;
3) такой вид хранения персональных данных, который позволяет
идентифицировать субъекта данных в соответствующий период вре-
мени, не превышающий установленный для предусмотренной цели
обработки данных период времени;
4) правильность персональных данных и их своевременное обнов-
ление, исправление или стирание, если персональные данные явля-
ются неполными или неточными. (Обработка персональных данных
для не предусмотренных первоначально целей допускается, если она
не нарушает права субъекта данных и производится для потребнос-
тей научных или статистических исследований только в соответствии
с упомянутыми в статье 9 и части первой статьи 10 настоящего Зако-
на условиями.)
Статья 11.
Обработка сенситивных персональных данных запрещается, за
исключением случаев, когда:
1) субъект данных в письменном виде дал согласие на обработку
своих сенситивных данных;
2) специальная обработка персональных данных без запрашива-
ния согласия субъекта данных предусмотрена нормативными акта-
ми, регулирующими трудовые правоотношения, и этими норматив-
ными актами гарантируется охрана персональных данных;
3) обработка персональных данных необходима для защиты жиз-
ни и здоровья субъекта данных или другого лица и субъект данных
по правовым или физическим причинам не в состоянии дать свое
согласие;

330
Латвия: об охране данных физических лиц

4) обработка персональных данных необходима для достижения
законных некоммерческих целей общественных организаций и их
объединений, если эта обработка данных связана только с членами
этих организаций или их объединений и персональные данные не
передаются третьим лицам;
5) обработка персональных данных необходима в лечебных целях
и ее производит медицинское лицо или медицинское учреждение с
обеспечением соответствующей охраны персональных данных;
6) обработка относится к таким персональным данным, которые
необходимы для защиты законных прав и интересов физического
или юридического лица в суде.
Статья 12.
Если персональные данные относятся к дисциплинарным и ад-
министративным нарушениям или решениям по гражданским де-
лам, обработку этих данных имеют право производить только упол-
номоченные государственными структурами или органами само-
управления должностные лица.
Статья 13.
1) Заведующий системой в установленных законом случаях обя-
зан разглашать персональные данные должностным лицам государ-
ства и органов самоуправления. Заведующий системой разглашает
персональные данные только тем должностным лицам государства и
органов самоуправления, которые до разглашения данных были
идентифицированы. 2) Персональные данные могут быть разглаше-
ны на основании заявления или соглашения в письменном виде с
указанием цели использования данных, если законом не установле-
но иное. В запросе персональных данных должны быть указаны ин-
формация, позволяющая идентифицировать запрашивающее дан-
ные лицо и субъекта данных, а также объем запрашиваемых персо-
нальных данных. 3) Использовать полученные персональные дан-
ные разрешается только для предусмотренных целей.
Статья 14.
1) Обработку персональных данных заведующий системой может
доверить оператору персональных данных с заключением договора в
письменном виде. 2) Оператор персональных данных может обраба-
тывать доверенные ему персональные данные только в указанном в
договоре объеме и в соответствии с предусмотренными в нем целя-
ми. 3) Оператор персональных данных до начала обработки персо-
нальных данных принимает указанные заведующим системой меры


331
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

безопасности для защиты системы обработки персональных данных
в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Глава III
ПРАВА СУБЪЕКТА ДАННЫХ
Статья 15.
1) В дополнение к упомянутым в статьях 8 и 9 настоящего Закона
правам субъект данных имеет право получать всю информацию, со-
бранную о нем в любой системе обработки персональных данных,
если только разглашение этой информации не запрещается зако-
ном. 2) Субъект данных имеет право получать информацию о тех
физических или юридических лицах, которые в определенный пе-
риод времени получили от заведующего системой информацию об
этом субъекте данных. В выдаваемую субъекту данных информацию
запрещается включать государственные структуры, являющиеся на-
правляющими уголовный процесс лицами, субъектами оперативной
деятельности, или другие структуры, относительно которых разгла-
шение таких сведений запрещается законом. 3) Субъект данных
имеет право затребовать также следующую информацию:
1) наименование или имя и фамилию, а также адрес заведующего
системой;
2) цель, объем и вид обработки персональных данных;
3) дату внесения в последний раз исправлений в персональные
данные субъекта данных;
4) источник получения персональных данных, если только раз-
глашение таких сведений не запрещается законом;
5) использованные в автоматизированных системах обработки
методы обработки, относительно применения которых принимают-
ся индивидуальные автоматизированные решения. 4) Субъект дан-
ных имеет право в месячный срок со дня подачи соответствующего
запроса (не чаще двух раз в год) бесплатно получать в письменном
виде упомянутую в настоящей статье информацию.
Статья 16.
1) Субъект данных имеет право потребовать дополнения или ис-
правления его персональных данных, а также прекращения их обра-
ботки или уничтожения их, если персональные данные являются не-
полными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными
или же они больше не являются необходимыми для цели сбора. Ес-
ли субъект данных может обосновать, что персональные данные,

332
Латвия: об охране данных физических лиц

включенные в систему обработки персональных данных, являются
неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно получен-
ными или же они больше не являются необходимыми для цели сбо-
ра, заведующий системой обязан незамедлительно устранить это не-
соответствие или нарушение и сообщить об этом третьим лицам, ра-
нее получившим обработанные данные. 2) Если информация была
отозвана, заведующий системой обеспечивает доступность как но-
вой, так и отозванной информации, а также одновременное получе-
ние упомянутой информации получателем справки.
Статья 17.
Статьи 15 и 16 настоящего Закона не применяются, если обрабо-
танные данные используются только для потребностей научных и
статистических исследований и на их основании в отношении субъ-
екта данных не предпринимаются никакие действия и не принима-
ются никакие решения.
Статья 18.
Лицо может не подчиняться индивидуальному решению, которое
принято только на основании обработанных в автоматизированном
порядке данных. Лицо обязано подчиняться вышеупомянутому ре-
шению, если оно принято согласно закону или договору, заключен-
ному с субъектом данных.
Статья 19.
Субъект данных имеет право возражать против обработки своих
персональных данных, если они будут использованы в коммерчес-
ких целях.
Статья 20.
Субъект данных имеет право обжаловать в Государственную ин-
спекцию данных отказ заведующего системой предоставить упомя-
нутую в статье 15 настоящего Закона информацию или выполнить
упомянутые в статье 16 настоящего Закона действия.

Глава IV
РЕГИСТРАЦИЯ И ЗАЩИТА СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Статья 21.
1) Все государственные структуры и органы самоуправления, дру-
гие физические и юридические лица, которые производят или жела-
ют начать обработку персональных данных и создают системы обра-

333
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ботки персональных данных, регистрируют их в установленном на-
стоящим Законом порядке, если законом не установлено иное.
2) Установленный настоящим Законом порядок регистрации не рас-
пространяется на обработку персональных данных, которая произ-
водится в сфере общественной безопасности, борьбы с преступнос-
тью или государственной безопасности и обороны специально упол-
номоченными законом структурами.
Статья 22.
1) Упомянутые в статье 21 настоящего Закона структуры и лица,
желающие начать обработку персональных данных и создать систе-
му обработки персональных данных, подают в Государственную ин-
спекцию данных заявление о регистрации, в которое включается
следующая информация:
1) наименование (имя, фамилия), регистрационный код, адрес и
номер телефона структуры или лица (заведующего системой);
2) имя, фамилия, личный код, адрес и номер телефона уполномо-
ченного заведующим системой лица;
3) правовое обоснование функционирования системы обработки
персональных данных;
4) какие персональные данные будут включены в систему, для ка-
ких целей она предусмотрена и каким будет объем обработки персо-
нальных данных;
5) категории субъектов данных;
6) категории получателей персональных данных;
7) предусмотренный вид обработки персональных данных;
8) планируемый вид получения персональных данных и механизм
контроля их качества;
9) другие системы обработки данных, с которыми будет связана
регистрируемая система;
10) какие персональные данные из регистрируемой системы смо-
гут получать связанные системы и какие данные регистрируемая си-
стема сможет получать из связанных систем;
11) вид, в котором данные регистрируемой системы будут переда-
ваться другой системе;
12) идентификационные коды физического лица, которые будут
использоваться в регистрируемой системе;
13) вид, в котором будет происходить обмен информацией с субъ-
ектом данных;




334
Латвия: об охране данных физических лиц

14) порядок, в котором субъект данных имеет право получать ин-
формацию о себе, а также другую упомянутую в статьях 8 и 9 насто-
ящего Закона информацию;
15) порядок дополнения и обновления персональных данных;
16) технические и организаторские мероприятия, обеспечиваю-
щие охрану персональных данных;
1) какие персональные данные будут переданы другим государст-
вам.
2) Государственная инспекция данных до регистрации системы
обработки персональных данных производит проверку обработки
персональных данных этой системой.
3) При регистрации системы обработки персональных данных
Государственная инспекция данных выдает заведующему системой
или уполномоченному им лицу регистрационное удостоверение си-
стемы обработки персональных данных.
4) До внесения изменений в упомянутую в части первой настоя-
щей статьи информацию они регистрируются в Государственной
инспекции данных.
Статья 23.
Государственная инспекция данных может отказаться регистри-
ровать систему обработки персональных данных, если:
1) не представлена вся указанная в статье 22 настоящего Закона
информация;
2) при проверке системы обработки персональных данных кон-
статированы нарушения.
Статья 24.
1) Государственная инспекция данных включает в регистр систем
обработки персональных данных упомянутую в статье 22 настояще-
го Закона информацию. Регистр является публично доступным. 2)
Информация о зарегистрированных системах обработки персональ-
ных данных публикуется в установленном нормативными актами
порядке.
Статья 25.
1) Обязанностью заведующего системой является использование
необходимых технических и организационных средств для охраны
персональных данных и предотвращения их незаконной обработки.
2) Заведующий системой контролирует вид персональных дан-
ных, введенных в систему обработки персональных данных, и время



335
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

их введения и несет ответственность за действия тех лиц, которые
производят обработку персональных данных.
Статья 26.
Обязательные технические и организационные требования защи-
ты системы обработки персональных данных устанавливаются Ка-
бинетом министров.
Статья 27.
1) Физические лица, привлекаемые к обработке персональных
данных, в письменном виде обязуются сохранять и незаконно не раз-
глашать персональные данные. Эти лица обязаны и после прекраще-
ния трудовых правовых или иных установленных договором отноше-
ний не разглашать персональные данные. 2) Заведующий системой
обязан вести учет упомянутых в части первой настоящей статьи лиц.
3) При обработке персональных данных оператор персональных
данных должен соблюдать указания заведующего системой.
Статья 28.
1) Персональные данные могут быть переданы другому государст-
ву, если это государство обеспечивает такую степень охраны дан-
ных, которая отвечает действующей в Латвии соответствующей сте-
пени охраны данных, и получено в письменном виде согласие Госу-
дарственной инспекции данных. 2) Исключения из выполнения
упомянутых в части первой настоящей статьи требований допуска-
ются, если соблюдено по меньшей мере одно из следующих условий:
1) субъект данных дал согласие на передачу данных другому госу-
дарству;
2) передача данных необходима для выполнения соглашения
между субъектом данных и заведующим системой, или же персо-
нальные данные подлежат передаче согласно договорным обяза-
тельствам субъекта данных;
3) передача данных необходима и в установленном порядке затре-
бована согласно важным государственным и общественным интере-
сам или необходима в судопроизводстве;
4) передача данных необходима для защиты жизни и здоровья
субъекта данных;
5) передача данных относится к публичным или накопленным в
публично доступном регистре персональным данным.
Статья 29.
1) Надзор за охраной персональных данных осуществляется Госу-
дарственной инспекцией данных, которая находится под надзором

336
Латвия: об охране данных физических лиц

Министерства юстиции. Государственной инспекцией данных руко-
водит директор, который назначается на должность и освобождается
от должности Кабинетом министров по представлению министра юс-
тиции. 2) Государственная инспекция данных осуществляет деятель-
ность согласно положению, которое утверждается Кабинетом минис-
тров. Государственная инспекция данных ежегодно представляет в
Кабинет министров сообщение о своей деятельности и публикует его
в газете «Латвияс Вестнесис». 3) В сфере охраны персональных данных
Государственная инспекция данных имеет следующие обязанности:
1) обеспечивать в государстве соответствие обработки персональ-
ных данных требованиям настоящего Закона;
2) принимать решения и вести учет жалоб, связанных с охраной
персональных данных;
3) регистрировать системы обработки персональных данных;
4) предлагать и осуществлять действия, направленные на более
эффективную охрану персональных данных;
5) совместно с генеральной дирекцией Латвийского Государст-
венного архива принимать решение о передаче системы обработки
персональных данных на хранение в государственные архивы. 4) В
сфере охраны персональных данных Государственная инспекция
данных имеет следующие права:
1) в установленном нормативными актами порядке бесплатно по-
лучать от физических и юридических лиц необходимую для выпол-
нения задач инспекции информацию;
2) проводить предрегистрационную проверку системы обработки
персональных данных;
3) требовать блокирования данных, стирания или уничтожения
ошибочных или незаконно полученных данных, устанавливать по-
стоянный или временный запрет на обработку данных;
4) подавать в суд иск о нарушениях настоящего Закона.
Статья 30.
1) Для выполнения упомянутых в части третьей статьи 29 настоя-
щего Закона обязанностей директор Государственной инспекции
данных и уполномоченные им инспекторы при предъявлении слу-
жебных удостоверений имеют право:
1) свободно посещать любые нежилые помещения, в которых на-
ходятся системы обработки персональных данных, и в присутствии
представителя заведующего системой осуществлять необходимую
проверку или другие мероприятия для определения соответствия
процесса обработки персональных данных закону;


337
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2) требовать письменное или устное объяснение от любого физи-
ческого или юридического лица, связанного с обработкой персо-
нальных данных;
3) требовать предъявления документов и представления другой
информации, относящейся к проверяемой системе обработки пер-
сональных данных;
4) требовать проверки системы обработки персональных данных,
любого ее устройства или носителя информации и назначить экс-
пертизу для изучения проверяемых вопросов;
5) в случае необходимости для обеспечения исполнения своих
обязанностей приглашать работников правоохранительных учреж-
дений;
6) в случае необходимости подготавливать и представлять в пра-
воохранительные учреждения материалы для привлечения винов-
ных лиц к ответственности. 2) Вовлеченные в регистрацию и про-
верки работники Государственной инспекции данных обеспечива-
ют неразглашение полученной в ходе регистрации и проверок ин-
формации, за исключением публично доступной информации. Дан-
ный запрет имеет силу и после прекращения работником исполне-
ния должностных обязанностей.
Статья 31.
Решения Государственной инспекции данных могут быть обжа-
лованы в суд.
Статья 32.
Если при нарушении настоящего Закона лицу причинен ущерб
или нанесены убытки, оно имеет право на получение соответствую-
щего возмещения.




338
Указ Президента Российской Федерации о мерах по соблюдению законности...

5. Указы Президента России

5.1. О мерах по соблюдению законности
в области разработки, производства,
реализации и эксплуатации
шифровальных средств,
а также предоставления услуг в области
шифрования информации
(в ред. Указа от 25.07.2000 № 1358)

В целях обеспечения безусловного исполнения Закона Россий-
ской Федерации «О федеральных органах правительственной связи
и информации», а также усиления борьбы с организованной пре-
ступностью и повышения защищенности информационно-теле-
коммуникационных систем органов государственной власти, рос-
сийских кредитно-финансовых структур, предприятий и организа-
ций постановляю:
1. Придать Программе создания и развития информационно-
телекоммуникационной системы специального назначения в
интересах органов государственной власти статус президент-
ской программы. Центру президентских программ Администра-
ции Президента Российской Федерации совместно с Федераль-
ным агентством правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации обеспечить ее доработку и
реализацию.
2. Запретить использование государственными организациями и
предприятиями в информационно-телекоммуникационных систе-
мах шифровальных средств, включая криптографические средства
обеспечения подлинности информации (электронная подпись), и
защищенных технических средств хранения, обработки и передачи
информации, не имеющих сертификата Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте Россий-
ской Федерации, а также размещение государственных заказов на
предприятиях, в организациях, использующих указанные техничес-
кие и шифровальные средства, не имеющие сертификата Федераль-
ного агентства правительственной связи и информации при Прези-
денте Российской Федерации.


339
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3. Предложить Центральному банку Российской Федерации и
Федеральному агентству правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации принять необходимые ме-
ры в отношении коммерческих банков Российской Федерации, ук-
лоняющихся от обязательного использования имеющих сертификат
Федерального агентства правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации защищенных технических
средств хранения, обработки и передачи информации при их ин-
формационном взаимодействии с подразделениями Центрального
банка Российской Федерации.
4. В интересах информационной безопасности Российской Феде-
рации и усиления борьбы с организованной преступностью запре-
тить деятельность юридических и физических лиц, связанную с раз-
работкой, производством, реализацией и эксплуатацией шифро-
вальных средств, а также защищенных технических средств хране-
ния, обработки и передачи информации, предоставлением услуг в
области шифрования информации, без лицензий, выданных Феде-
ральным агентством правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации в соответствии с Законом Рос-
сийской Федерации «О федеральных органах правительственной
связи и информации».
5. Государственному таможенному комитету Российской Федера-
ции принять меры к недопущению ввоза на территорию Российской
Федерации шифровальных средств иностранного производства без
лицензии Министерства внешних экономических связей Россий-
ской Федерации, выданной по согласованию с Федеральным агент-
ством правительственной связи и информации при Президенте Рос-
сийской Федерации.
6. Федеральной службе контрразведки Российской Федерации и
Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с
Федеральным агентством правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации, Министерством Россий-
ской Федерации по налогам и сборам и Департаментом налоговой
полиции Российской Федерации осуществлять выявление юридиче-
ских и физических лиц, нарушающих требования настоящего Указа.
7. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации
усилить прокурорский надзор за соблюдением Закона Российской
Федерации «О федеральных органах правительственной связи и ин-
формации» в части разработки, производства, реализации и эксплу-
атации шифровальных средств, а также предоставления услуг в об-
ласти шифрования информации в Российской Федерации, подле-

340
Указ Президента Российской Федерации о мерах по соблюдению законности...

жащих лицензированию и сертификации Федеральным агентством
правительственной связи и информации при Президенте Россий-
ской Федерации.
8. Создать Федеральный центр защиты экономической информа-
ции при Федеральном агентстве правительственной связи и инфор-
мации при Президенте Российской Федерации (в пределах штатной
численности этого Агентства), возложив на него разработку и реали-
зацию комплексных программ обеспечения безопасности экономи-
ческой информации российских кредитно-финансовых и других
экономически значимых структур страны.
Генеральному директору Федерального агентства правительст-
венной связи и информации при Президенте Российской Федера-
ции в 2-месячный срок утвердить положение об указанном центре.
9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
3 апреля 1995 года № 334




341
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

5.2. О мерах по упорядочению
разработки производства, реализации,
приобретения в целях продажи, ввоза
в Российскую Федерацию и вывоза за
ее пределы, а также использования
специальных технических средств,
предназначенных для негласного
получения информации
(в ред. Указа от 30.12.2000 № 2111)

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыск-
ной деятельности» и учитывая необходимость осуществления мер, на-
правленных на упорядочение разработки, производства, реализации,
приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вы-
воза за ее пределы, а также использования специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации, не
уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятель-
ности физическими и юридическими лицами, постановляю:
1. Возложить на Федеральную службу безопасности Российской
Федерации:
лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществ-
ление оперативно-розыскной деятельности физических и юридиче-
ских лиц (далее именуются – неуполномоченные лица), связанной с
разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях
продажи, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом за ее пределы
специальных технических средств, предназначенных для негласного
получения информации, а также сертификацию, регистрацию и
учет таких специальных технических средств;
выявление и пресечение случаев проведения оперативно-розыск-
ных мероприятий и использования специальных и иных техничес-
ких средств, разработанных, приспособленных, запрограммирован-
ных для негласного получения информации, неуполномоченными
лицами;
координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «Об
оперативно-розыскной деятельности», в области разработки, произ-
водства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее преде-

342
Указ Президента Российской Федерации о мерах по соблюдению законности...

лы специальных технических средств, предназначенных (разработан-
ных, приспособленных, запрограммированных) для негласного полу-
чения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной
деятельности, а также координацию работы оперативных подразделе-
ний этих органов по выявлению нарушений неуполномоченными ли-
цами установленного порядка разработки, производства, реализации,
приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вы-
воза за ее пределы специальных технических средств, предназначен-
ных для негласного получения информации.
2. Федеральной службе безопасности Российской Федерации в ме-
сячный срок представить в Правительство Российской Федерации:
предложения о порядке лицензирования деятельности неуполномо-
ченных лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией,
приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вы-
воза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных
для негласного получения информации, а также о порядке сертифика-
ции, регистрации и учета таких специальных технических средств;
перечень видов специальных технических средств, предназначен-
ных для негласного получения информации в процессе осуществле-
ния оперативно-розыскной деятельности.
3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации
подготовить и внести в установленном порядке в 2-месячный срок
согласованные с заинтересованными федеральными органами госу-
дарственной власти предложения о внесении в федеральное законо-
дательство изменений и дополнений, предусматривающих установ-
ление ответственности неуполномоченных лиц за нарушение уста-
новленного порядка разработки, производства, реализации, приоб-
ретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза
за ее пределы, а также использования специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
от 9 января 1996 года № 21




343
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

5.3. О мерах по обеспечению
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере международного
информационного обмена
(от 12.05. 2004 № 611)

В целях обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации при осуществлении международного информационного
обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи,
включая международную ассоциацию сетей «интернет», постановляю:
1. Субъектам международного информационного обмена в Рос-
сийской Федерации не осуществлять включение информационных
систем, сетей связи и автономных персональных компьютеров, в ко-
торых обрабатывается информация, содержащая сведения, состав-
ляющие государственную тайну, и служебная информация ограни-
ченного распространения, а также для которых установлены особые
правила доступа к информационным ресурсам, в состав средств
международного информационного обмена, в том числе в междуна-
родную ассоциацию сетей «интернет» (далее – сеть «интернет»).
Владельцам открытых и общедоступных государственных инфор-
мационных ресурсов осуществлять их включение в состав объектов
международного информационного обмена только при использова-
нии сертифицированных средств защиты информации, обеспечива-
ющих ее целостность и доступность, в том числе криптографических
для подтверждения достоверности информации.
Владельцам и пользователям указанных ресурсов осуществлять
размещение технических средств, подключаемых к открытым ин-
формационным системам, сетям и сетям связи, используемым при
международном информационном обмене, включая сеть
«интернет», вне помещений, предназначенных для ведения закры-
тых переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие
сведения, составляющие государственную тайну.
2. Службе специальной связи и информации при Федеральной
службе охраны Российской Федерации обеспечивать поддержание и
развитие сегмента сети «интернет» для федеральных органов госу-
дарственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
3. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера-

344
Указ Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению...

ции, Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федера-
ции, аппаратам Конституционного Суда Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуре Россий-
ской Федерации осуществлять взаимодействие с сетью «интернет» и
представлять в нее информацию через сегмент сети «интернет» для
федеральных органов государственной власти и органов государст-
венной власти субъектов Российской Федерации, находящийся в
ведении Службы специальной связи и информации при Федераль-
ной службе охраны Российской Федерации.
4. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Феде-
рации от 6 октября 1998 г. № 1189 «О мерах по обеспечению инфор-
мационной безопасности Российской Федерации в сфере междуна-
родного информационного обмена».
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опуб-
ликования.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Москва, Кремль




345
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

6. Правительственные документы
6.1. Перечень сведений о деятельности
Правительства Российской Федерации
и федеральных органов исполнительной
власти, обязательных для размещения
в информационных системах общего
пользования*
I. Сведения о деятельности Правительства Российской Федерации
1. Федеральные законы, указы Президента Российской Федера-
ции и иные нормативные правовые акты, составляющие правовую
основу деятельности Правительства Российской Федерации, в том
числе:
Регламент Правительства Российской Федерации;
Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.
2. Нормативные правовые и иные акты Правительства Россий-
ской Федерации, в том числе:
о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые
акты Правительства Российской Федерации;
о признании утратившими силу нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации.
3. Сведения о решениях судов о признании недействующими ак-
тов Правительства Российской Федерации.
4. Сведения о составе, задачах и деятельности координационных
и совещательных органов, образуемых Правительством Российской
Федерации.
5. Общие сведения о принятых Правительством Российской Фе-
дерации федеральных целевых программах (наименование, цели,
основные задачи, заказчики, головные исполнители, объем финан-
сирования, сроки и ожидаемые результаты реализации).
6. Сведения о законопроектной деятельности Правительства Рос-
сийской Федерации:
планы законопроектной деятельности Правительства Россий-
ской Федерации, а также сведения об их исполнении;


*Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля
2003 г. № 98.

346
Правительстао Российской Федерации. Перечень сведений...

проекты федеральных законов, внесенных Правительством Рос-
сийской Федерации в Государственную Думу Федерального Собра-
ния Российской Федерации;
заключения Правительства Российской Федерации по законо-
проектам;
официальные отзывы Правительства Российской Федерации на
законопроекты, рассматриваемые палатами Федерального Собра-
ния Российской Федерации;
поправки к законопроектам.
7. Сведения о программах и планах деятельности Правительства
Российской Федерации.
8. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках Предсе-
дателя Правительства Российской Федерации и членов Правитель-
ства Российской Федерации, а также правительственных делегаций.
9. Сведения о мероприятиях, проводимых в официальной рези-
денции Правительства Российской Федерации (заседания, совеща-
ния, встречи, пресс-конференции, семинары и брифинги, «круглые
столы»), и иная информация о повседневной деятельности Прави-
тельства Российской Федерации.
10. Тексты официальных выступлений и заявлений Председателя
Правительства Российской Федерации и членов Правительства Рос-
сийской Федерации.
11. Повестка дня заседания Правительства Российской Федера-
ции, а также сведения о материалах к заседанию Правительства Рос-
сийской Федерации и его итогах.
12. Сведения о решениях, принятых на заседаниях Правительства
Российской Федерации, и об их исполнении.
13. Сведения о взаимодействии Правительства Российской Феде-
рации с иными органами государственной власти Российской Феде-
рации, общественными объединениями, политическими партиями,
профессиональными союзами и другими организациями, в том чис-
ле международными.
14. Перечни и тексты международных договоров и соглашений
Российской Федерации, заключенных (подписанных) Правительст-
вом Российской Федерации.
15. Сведения об основных показателях социально-экономическо-
го развития Российской Федерации и исполнении федерального
бюджета.
16. Обзоры обращений граждан и организаций в Правительство
Российской Федерации, обобщенная информация о результатах
рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.

347
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

17. Сведения о государственной службе в Аппарате Правительст-
ва Российской Федерации:
порядок поступления на государственную службу в Аппарат Пра-
вительства Российской Федерации;
квалификационные требования к кандидатам на замещение ва-
кантных государственных должностей государственной службы в
Аппарате Правительства Российской Федерации;
перечень вакантных государственных должностей государствен-
ной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных госу-
дарственных должностей государственной службы в Аппарате Пра-
вительства Российской Федерации.
18. Сведения о Председателе Правительства Российской Федера-
ции и членах Правительства Российской Федерации, руководителях
федеральных органов исполнительной власти, заместителях Руково-
дителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководи-
телях структурных подразделений Аппарата Правительства Россий-
ской Федерации, а также руководителях организаций и органов, об-
разованных при Правительстве Российской Федерации (фамилии,
имена, отчества и по согласованию с указанными лицами – биогра-
фические данные).
19. Сведения о задачах и функциях структурных подразделений
Аппарата Правительства Российской Федерации, организаций и ор-
ганов, образованных при Правительстве Российской Федерации.
20. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес элек-
тронной почты и др.) подразделения по работе с обращениями граж-
дан Аппарата Правительства Российской Федерации, сведения о по-
рядке его работы, телефоны справочной службы.
II. Сведения о деятельности федеральных органов исполнительной
власти
21. Федеральные законы, указы Президента Российской Федера-
ции, акты Правительства Российской Федерации и иные норматив-
ные правовые акты, регулирующие сферу деятельности федерально-
го органа исполнительной власти и определяющие задачи, функ-
ции, права, обязанности и ответственность федерального органа ис-
полнительной власти и его территориальных органов.
22. Акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, ин-
струкции, положения и др.) федерального органа исполнительной
власти, в том числе:



348
Правительство Российской Федерации. Перечень сведений...

о внесении изменений и дополнений в акты федерального органа
исполнительной власти;
о признании утратившими силу актов федерального органа ис-
полнительной власти.
23. Сведения о решениях судов о признании недействующими ак-
тов федерального органа исполнительной власти.
24. Сведения о государственной регистрации Министерством юс-
тиции Российской Федерации нормативных правовых актов феде-
рального органа исполнительной власти в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации.
25. Порядок деятельности федерального органа исполнительной
власти, его территориальных органов и подведомственных ему орга-
низаций по обеспечению реализации определенных законодатель-
ством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов
граждан.
26. Сведения о реализации федеральных целевых программ, за-
казчиком или исполнителем которых является федеральный орган
исполнительной власти.
27. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках руко-
водителей и официальных делегаций федерального органа исполни-
тельной власти.
28. Сведения об официальных мероприятиях, организуемых фе-
деральным органом исполнительной власти и его территориальны-
ми органами (заседания, встречи, брифинги, семинары, «круглые
столы» и др.).
29. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителя
и заместителей руководителя федерального органа исполнительной
власти, его территориальных органов.
30. Перечни и существенные условия договоров гражданско-пра-
вового характера, заключенных федеральным органом исполни-
тельной власти с организациями.
31. Сведения о международных договорах и соглашениях, в реа-
лизации которых принимает участие федеральный орган исполни-
тельной власти.
32. Сведения о проектах федеральных законов, федеральных це-
левых программ и концепций, разрабатываемых федеральным орга-
ном исполнительной власти.
33. Аналитические доклады и обзоры информационного характе-
ра о деятельности федерального органа исполнительной власти.
34. Сведения о взаимодействии федерального органа исполни-
тельной власти, его территориальных органов и подведомственных

349
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ему организаций с иными органами государственной власти Рос-
сийской Федерации, общественными объединениями, политичес-
кими партиями, профессиональными союзами и другими организа-
циями, в том числе международными.
35. Обзоры обращений граждан и организаций в федеральный ор-
ган исполнительной власти, обобщенная информация о результатах
рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.
36. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуа-
цию в отрасли, входящей в сферу ведения федерального органа ис-
полнительной власти, и динамику ее развития.
37. Прогнозы, подготовленные федеральным органом исполни-
тельной власти, его территориальными органами и подведомствен-
ными ему организациями в соответствии с их компетенцией.
38. Официальная статистическая информация, собранная и обра-
ботанная федеральным органом исполнительной власти и его тер-
риториальными органами.
39. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экс-
пертизах и других мероприятиях, проводимых федеральным орга-
ном исполнительной власти, его территориальными органами и
подведомственными ему учреждениями, в том числе:
условия их проведения;
порядок участия в них физических и юридических лиц;
составы конкурсных комиссий, создаваемых федеральным орга-
ном исполнительной власти, его территориальными органами и
подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов
на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для госу-
дарственных нужд;
протоколы заседаний конкурсных комиссий;
порядок обжалования решений, принятых федеральным органом
исполнительной власти, его территориальными органами и подве-
домственными ему учреждениями.
40. Формы заявлений, принимаемых федеральным органом ис-
полнительной власти и его территориальными органами к рассмот-
рению в соответствии с законодательством Российской Федерации,
в том числе с нормативными правовыми актами федерального орга-
на исполнительной власти.
41. Перечни информационных систем общего пользования и бан-
ков данных, находящихся в ведении федерального органа исполни-
тельной власти, его территориальных органов и подведомственных
ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и ус-
луг, предоставляемых гражданам и организациям.

350
Правительство Российской Федерации. Перечень сведений...

42. Сведения об исполнении федерального бюджета федеральным
органом исполнительной власти.
43. Сведения о направлениях расходования средств иностранной
технической помощи, предоставляемой по проектам, осуществляе-
мым с участием федерального органа исполнительной власти.
44. Сведения о результатах проверок, проведенных федеральным
органом исполнительной власти, его территориальными органами и
подведомственными ему учреждениями в пределах их компетенции,
а также проверок, проведенных в этих органах и организациях.
45. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безо-
пасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях,
о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведе-
ния, подлежащие доведению федеральным органом исполнитель-
ной власти до граждан и организаций в соответствии с федеральны-
ми законами.
46. Сведения о государственной службе в федеральном органе ис-
полнительной власти:
порядок поступления граждан на государственную службу в феде-
ральный орган исполнительной власти;
перечень вакантных государственных должностей государствен-
ной службы в федеральном органе исполнительной власти;
квалификационные требования к кандидатам на замещение ва-
кантных государственных должностей государственной службы в
федеральном органе исполнительной власти;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных госу-
дарственных должностей государственной службы в федеральном
органе исполнительной власти.
47. Сведения о руководителях федерального органа исполнитель-
ной власти, его структурных подразделений, зарубежных представи-
тельств, территориальных органов и подведомственных ему органи-
заций (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными
лицами – биографические данные).
48. Структура федерального органа исполнительной власти, све-
дения о задачах и функциях его структурных подразделений, теле-
фоны справочной службы и адресные реквизиты (почтовый адрес,
адрес электронной почты и др.) федерального органа исполнитель-
ной власти, его структурных подразделений, территориальных орга-
нов и подведомственных ему организаций.
49. Сведения об организациях, подведомственных федеральному
органу исполнительной власти (перечень организаций, их почтовые

351
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

и юридические адреса, телефоны, сведения о создании, реорганиза-
ции и ликвидации, основные показатели деятельности).
50. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес элек-
тронной почты и др.) подразделений по работе с обращениями
граждан федерального органа исполнительной власти, его террито-
риальных органов и подведомственных ему организаций, сведения о
порядке работы этих подразделений.
51. Перечень зарубежных представительств федерального органа
исполнительной власти, их телефоны и адресные реквизиты (почто-
вый адрес, адрес электронной почты и др.).
52. Сведения об участии федерального органа исполнительной
власти в реализации международных договоров Российской Феде-
рации, межведомственных международных договоров и программ
международного сотрудничества.
53. Перечень международных организаций, в деятельности кото-
рых принимает участие федеральный орган исполнительной власти.
Примечание.
Нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим пе-
речнем, размещаются в информационных системах общего пользо-
вания с указанием сведений об их официальном опубликовании.




352
Положение о предоставлении...

6.2. Положение о предоставлении в
Федеральную службу по финансовым
рынкам электронных документов с
электронной цифровой подписью*
1. Настоящее Положение определяет порядок представления элек-
тронных документов с электронной цифровой подписью (далее –
электронные документы) в Федеральную службу по финансовым
рынкам (далее – Федеральная служба), содержащих:
отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг,
включая специализированные депозитарии инвестиционных фон-
дов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенси-
онных фондов (далее – организации);
другую информацию, предусмотренную федеральными законами,
правовыми актами Федеральной службы и иными правовыми актами.
2. Электронные документы должны по содержанию соответство-
вать документам на бумажном носителе, требования к которым ус-
тановлены федеральными законами, правовыми актами Федераль-
ной службы и иными правовыми актами.
3. Сбор электронных документов с целью последующего предо-
ставления их в Федеральную службу осуществляют уполномочен-
ные организации, определяемые Федеральной службой.
Порядок и сроки предоставления уполномоченными организация-
ми электронных документов в Федеральную службу регулируются со-
ответствующими соглашениями.
4. Электронные документы, предоставляемые в Федеральную
службу, должны быть подписаны электронной цифровой подписью.
Сертификат ключа подписи выдается удостоверяющим центром,
определяемым Федеральной службой.
Отношения между Федеральной службой и удостоверяющим цен-
тром регулируются соответствующим соглашением.
5. Федеральная служба для решения вопросов, находящихся в ее компе-
тенции и связанных с содержанием электронных документов, может запро-
сить от организации информацию, составленную на бумажном носителе.
6. Информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с
Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бу-
маг» правовыми актами Федеральной службы и иными правовыми


*Утверждено Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам
от 1 сентября 2004 г. № 04-442/пз-н.

353
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

актами, считается раскрытой с момента поступления электронного
документа в уполномоченную организацию.
7. Датой предоставления электронных документов считается дата по-
ступления электронных документов в уполномоченную организацию.




354
Договор на изготовление сайта

7. Договорное право как регулятор
свободы массовой информации
в интернете

7.1. Договор на изготовление сайта
«_____»_______________ _______200 г.

_______________________________, именуемое в дальнейшем «Организация»,
(Наименование организации)

в лице ________________________________________________________________,
(должность и Ф.И.О. лица)
действующего на основании ___________________________________________,
(устава, доверенности)

с одной стороны и ______________________________________________________,
(Ф.И.О. изготовителя сайта)
именуемый в дальнейшем «Автор», с другой стороны, совместно именуе-
мые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор о нижесле-
дующем:

1. Предмет договора

1.1. Автор обязуется создать произведение: Web-сайт
«_____________________________________________», именуемое в дальнейшем
«Произведение» и передать произведение, а также указанные в
настоящем договоре права на него, Организации для использования.

Произведение, состоящее из программы для ЭВМ, предназначенной для
поиска, обработки, накопления, хранения, поиска, воспроизведения и рас-
пространения базы данных и самой базы данных, должно отвечать следую-
щим требованиям:

Название: Web-сайт
«_____________________________________________________________»;

Назначение: Предназначено для размещения произведения в компьютер-
ной сети «интернет».
Содержание: информационные ресурсы и информационные системы, со-
держащие графическую, текстовую, цифровую, музыкальную, видео-, фото-
и прочую информацию по следующим разделам:
_________________________________________________________________

355
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Язык: русский, английский.
Дополнительные требования к произведению:
А) Web-сайт «_______________________» должен быть представлен в одном
стиле.
Б) Элементы узлов должны быть унифицированы.
В) Элементы навигации должны быть одинаковы во всей системе.
Г) База данных должна быть структурирована способом, понятным для
пользователя.
Д) Страницы должны одинаково выглядеть в броузерах Internet Explorer и
Netscape Navigator.
Е) В базе данных должна присутствовать поисковая системы.
Ж) Должны присутствовать фильтры на сервере и кодировка шрифтов.
З) База данных должна быть оптимизирована для снижения нагрузки на
сервер.
1.2. Автор передает Организации исключительные права на использова-
ние произведения в любой форме и любым способом, а именно: все исклю-
чительные права, указанные в статье 16 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах» и в статье 10 Закона РФ«О правовой охране программ для
электронных вычислительных машин и баз данных». В отношении иност-
ранных государств, Организации передаются права аналогичные тем, кото-
рые предусмотрены указанными в настоящем пункте нормами российского
законодательства.
Перечисленные права передаются на срок 1 (Один) год со дня одобре-
ния произведения Организацией, на территории Российской Федерации и
всех иных государств, где произведение охраняется в соответствии с меж-
дународными договорами и внутренним законодательством.
1.3. Организация вправе передавать права, указанные в пункте 1.2. на-
стоящего договора третьим лицам без согласия на то Автора и без выплаты
последнему дополнительного вознаграждения.
1.4. В течение срока действия настоящего договора Организации при-
надлежит право зарегистрировать на произведение в Российском Агентст-
ве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интег-
ральных микросхем (далее по тексту РосАПО).
2. Обязательства Сторон
2.1. Автор обязуется:
2.1.1. Лично создать произведение в соответствии с условиями настоя-
щего договора и приложений к нему и передать его Организации в порядке
и в сроки, установленные в настоящем договоре.
2.1.2. Представить Организации произведение не позднее
«1» апреля 200_ г. в двух экземплярах, оформленных в соответствии с тре-
бованиями Организации и подписанных Автором и в электронном виде на
дискете в формате 3,5 или по электронной почте.
2.1.3. Создать произведение с соблюдением исключительных прав (ин-
теллектуальной собственности) третьих лиц и передать произведение сво-
бодным от прав третьих лиц.


356
Договор на изготовление сайта

2.1.4. По предложению Организации и без особого за то вознаграждения
доработать произведение или внести в него необходимые изменения (до
одобрения произведения Организацией).
2.1.5. По предложению Организации и без особого за то вознаграждения
доработать уже одобренное произведение или внести в него исправления,
если его невозможно выпустить в свет по обстоятельствам, не зависящим
от Сторон, но оно может быть сделано пригодным к изданию путем дора-
ботки или исправления.
2.1.6. По требованию Организации без особого за то вознаграждения
читать (просмотреть) корректуру произведения в согласованные сторона-
ми сроки.
2.1.7. Передать Организации вместе с произведением информацию, ка-
сающуюся его использования.
2.2. Автор вправе сдать произведение ранее срока, указанного в пункте 2.1.2.
настоящего договора.
2.3. Организация обязуется:
2.3.1. Выплатить Автору вознаграждение в порядке и в размере, опреде-
ленном настоящим договором.
2.3.2. По требованию Автора предоставить ему возможность читать
(просмотреть) корректуру.
2.4. Организация вправе:
2.4.1. Отклонить произведение в связи с его непригодностью к изданию
по соображениям, относящимся к достоинствам самого произведения, не
посылая его на рецензирование, но с мотивированным обоснованием при-
чин отклонения.
2.4.2. Проводить актуализацию, модификацию и декомпиляцию произ-
ведения без получения на это специального согласия Автора.
2.5. Автор разрешает использование произведения без обозначения
своего имени (анонимно).
2.6. В случае раскрытия авторства Автор разрешает Организации само-
стоятельно определить порядок, способ и место указания фамилии, имени
и отчества Автора при использовании произведения.
3. Порядок выполнения работ и передачи и рассмотрение произве-
дения
3.1. Произведение считается поступившим в Организацию, если оно
представлено комплектно и оформлено в соответствии с требованиями Ор-
ганизации.
Произведение должно быть сдано
__________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
который принимает решение об одобрении или отклонении произведе-
ния или необходимости его доработки.
3.2. Передача произведения оформляется актом передачи, который
подписывается Сторонами или их полномочными представителями.



357
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

В случае, когда Автор допустил отступление от условий настоящего до-
говора, вследствие чего произошло ухудшение результата работы, или вы-
полнил работу некачественно или с иными недостатками, Организация
вправе по своему выбору:
– потребовать устранения недостатков Автором за его счет и в сроки, ус-
тановленные Организацией или
– потребовать уменьшения установленного настоящим договором воз-
награждения соразмерно неисполненной или ненадлежащим образом ис-
полненной части работы.
Если недостатки не были устранены Автором в срок, установленный Ор-
ганизацией или они являются неустранимыми, Организация вправе отка-
заться от исполнения настоящего договора и потребовать возмещения
причиненных убытков.
Объем работы, к которой Организация не имеет претензий и подлежа-
щая выплате сумма, равно как и недостатки произведения, которые не
были устранены Автором, оговариваются в акте передачи.
3.3. Организация обязано рассмотреть представленное в надлежащем
виде произведение, а также исправленное произведение, в срок 10 (Де-
сять) дней, считая со дня его получения. Организация письменно извещает
Автора либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по осно-
ваниям, предусмотренным настоящим договором, либо о необходимости
внесения в произведение поправок с указанием существа требуемых ис-
правлений.
Обязанность извещения Автора об одобрении произведения считается
выполненной, если соответствующая запись внесена в акт передачи.
3.4. В случае пропуска Автором срока предоставления произведения, в
том числе после его доработки, Организация вправе отказаться от приня-
тия произведения, отказаться от исполнения настоящего договора в одно-
стороннем порядке и требовать возмещения убытков.

4. Вознаграждение за использование произведения

4.1. Организация выплачивает Автору вознаграждение в размере ______
(_______) рублей.
4.2. В счет причитающегося Автору вознаграждения Издательство выпла-
чивает Автору аванс в размере _____________ (______________) рублей не
позднее _______ дней с момента получения произведения.
4.3. Вознаграждение выплачивается через кассу Организации не позднее
_________ числа месяца, следующего за месяцем, в котором было одобре-
но произведение.
5. Соблюдение авторского права
5.1. Автор заявляет и гарантирует:
• он является владельцем исключительных прав на произведение, ему
принадлежат все права, которые он передает Организации по настоящему
Договору и к моменту заключения настоящего соглашения ему ничего не

358
Договор на изготовление сайта

известно о правах на произведение третьих лиц, которые могли бы быть на-
рушены настоящим договором;
• при создании произведения не будут нарушены авторские, смежные
или любые другие права третьих лиц;
• при создании произведения будут использоваться только лицензиро-
ванные, разрешенные к использованию на основании закона или договора,
либо неохраняемые объекты авторского права и смежных прав.
5.2. В случае предъявления к Организации требований, связанных с на-
рушением исключительных (авторских и иных) прав (интеллектуальной соб-
ственности) третьих лиц при создании произведения, или в связи с заклю-
чением настоящего договора, Автор обязуется:
• немедленно после получения уведомления Организации принять меры
к урегулированию споров с третьими лицами, вступить в судебный процесс
на стороне Организации и предпринять все зависящие от него действия с
целью исключения Организации из числа ответчиков;
• возместить Организации понесенные судебные расходы, расходы и
убытки, вызванные применением мер обеспечения иска и исполнения су-
дебного решения и выплаченные третьему лицу суммы за нарушение ис-
ключительных (авторских и иных) прав (интеллектуальной собственности),
а также иные убытки, понесенные Организацией, в связи с несоблюдением
Автором, положений, изложенных в настоящем разделе.
5.3. Требования и гарантии, изложенные в пункте 5.1. в равной степени
касаются любых третьих лиц, привлеченных к созданию произведения Ав-
тором, в том числе и на третьих лиц, за действия которых Автор будет нести
ответственность в соответствии с положениями законодательства Россий-
ской Федерации.
5.4. Автор обязан предупредить Организацию об использовании при со-
здании произведения исключительных (авторских и иных) прав (интеллек-
туальной собственности) третьих лиц.

6. Конфиденциальность информации
6.1. Сторона обязана обеспечивать конфиденциальность любых сведе-
ний, касающихся предмета настоящего договора, его условий, хода испол-
нения и полученных результатов, и не разглашать указанные сведения без
согласия другой Стороны. Конфиденциальной является также вся финансо-
вая, техническая документация, относящаяся к созданию произведения.
6.2. Стороны обязаны обеспечить соблюдение требования конфиденци-
альности условий настоящего договора со стороны своих работников, а
также лиц, не являющихся работниками Сторон, но привлеченных к испол-
нению настоящего договора на основании договоров и соглашений граж-
данско-правового характера.
6.3. Условия, изложенные в настоящем разделе, обязательны для Сто-
рон как в период действия настоящего договора, так и в течение трех лет
с момента прекращения действия настоящего договора по любым осно-
ваниям.


359
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

7. Гарантийные обязательства
7.1. Автор устанавливает гарантийный срок на выполненную работу в те-
чение одного года с момента одобрения произведения.
7.2. Автор обязан в случае возникновения неисправностей в работе Web-
сайта, не вызванных неправильной эксплуатацией, в течение гарантийного
срока устранить неисправности безвозмездно.
7.3. В течение 12 месяцев с момента подписания акта передачи произ-
ведения Автор обязан в случае неисправностей в работе Web-сайта устра-
нять указанные неисправности. Стоимость указанных работ определяется
договором, заключенным Сторонами дополнительно.
8. Ответственность Сторон
8.1. В случае если Автор не представит произведение в соответствии с
условиями настоящего договора, он обязан возместить Организации при-
чиненный этим реальный ущерб.
8.2. В случае нарушения Автором иных положений настоящего договора
он возмещает Организации причиненные этим убытки, включая упущенную
выгоду.
8.3. Организация, пропустившая срок выплаты Автору вознаграждения,
выплачивает Автору пени в размере 0,1% от суммы вознаграждения за ис-
пользование произведения (пункт 4.1.), за каждый день просрочки.
8.4. В иных случаях Сторона, не исполнившая или ненадлежащим обра-
зом исполнившая свои обязательства по настоящему договору, несет от-
ветственность, предусмотренную действующим законодательством Рос-
сийской Федерации.
8.5. В случае отклонения произведения Организация не несет ответст-
венности за сохранность оригиналов произведения, если Автор письменно
не потребовал их возвращения в течение десяти дней с момента получения
им письменного извещения об отклонении произведения.
8.6. Автор не несет ответственности за неисправности техники или не-
корректную работу программного обеспечения на компьютере Организа-
ции.
9. Обстоятельства непреодолимой силы
9.1. Сторона освобождается от ответственности, если неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств было связано с обстоятельствами
непреодолимой силы, такими как стихийные бедствия, пожары, войны, во-
енные операции любого характера, блокады, эмбарго, запрещение или ог-
раничение экспорта или импорта, решений органов государственной влас-
ти и иных обстоятельств, находящихся вне разумного контроля стороны.
9.2. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы сроки ис-
полнения обязательств отодвигаются на срок действия обстоятельств не-
преодолимой силы.
9.3. Сторона, в отношении которой действуют обстоятельства непреодо-
лимой силы, обязана незамедлительно информировать об этом другую
Сторону.


360
Договор на изготовление сайта

10. Досрочное прекращение настоящего договора
10.1. Досрочно действие настоящего договора может быть прекраще-
но по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа от его испол-
нения по основаниям, указанным в пункте 10.2. настоящего договора, а
также вследствие его расторжения по основаниям, предусмотренным
законом.
10.2. Организация вправе в одностороннем порядке отказаться от ис-
полнения настоящего договора в случае, указанном в пункте 3.4. настояще-
го договора, а также в следующих случаях:
а) выполнения заказанного произведения не в соответствии с условиями
настоящего договора;

<<

стр. 11
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>