<<

стр. 13
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

цию и динамику развития сфер, входящих в компетенцию государст-
венных органов и органов местного самоуправления.
16. Прогнозы, подготовленные государственными органами и ор-
ганами местного самоуправления.
17. Официальную статистическую информацию, собранную и об-
работанную государственными органами и их территориальными ор-
ганами, органами местного самоуправления.
18. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экс-
пертизах и других мероприятиях, проводимых государственными
органами, их территориальными органами, органами местного са-
моуправления, а также подведомственными им организациями,
включая:
условия их проведения;
порядок участия в них физических и юридических лиц;
составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными
органами и их территориальными органами, органами местного са-
моуправления, а также подведомственными им организациями для
проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, ока-
зание услуг) для государственных и муниципальных нужд;
протоколы заседаний конкурсных комиссий;
порядок обжалования решений, принятых государственными ор-
ганами, их территориальными органами, органами местного само-
управления, подведомственными им организациями.
19. Формы заявлений, установленные законодательством Россий-
ской Федерации и нормативными правовыми актами государствен-
ных органов и органов местного самоуправления, принимаемых к
рассмотрению государственными органами и их территориальными
органами, органами местного самоуправления.
20. Сведения о результатах проверок, проведенных государствен-
ными органами, их территориальными органами, органами местного
самоуправления, подведомственными им организациями в пределах
их компетенции, и проверок, проведенных в государственных орга-
нах, их территориальных органах, органах местного самоуправления,
подведомственных им организациях.

395
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

21. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопас-
ности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о
приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведе-
ния, подлежащие доведению государственными органами и органа-
ми местного самоуправления до граждан и организаций в соответст-
вии с федеральными законами.
22. Перечень и существенные условия договоров гражданско-пра-
вового характера, заключенных государственными органами и орга-
нами местного самоуправления с организациями.
23. Сведения о международных договорах и соглашениях, в реали-
зации которых принимают участие государственные органы и орга-
ны местного самоуправления.
24. Сведения о поступлении граждан на государственную и муни-
ципальную службу:
порядок поступления граждан на государственную и муниципаль-
ную службу;
перечень имеющихся вакантных государственных должностей го-
сударственной службы, муниципальных должностей муниципаль-
ной службы;
квалификационные требования к кандидатам на замещение ва-
кантных государственных должностей государственной службы, му-
ниципальных должностей муниципальной службы;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных государ-
ственных должностей государственной службы, муниципальных
должностей муниципальной службы.
25. Сведения о взаимодействии государственных органов, их тер-
риториальных органов, органов местного самоуправления, подве-
домственных им организаций с иными государственными органами,
органами местного самоуправления, общественными объединения-
ми, политическими партиями, профессиональными союзами и дру-
гими организациями, в том числе международными.
26. Сведения о руководителях государственных органов, их струк-
турных подразделений, зарубежных представительств, территориаль-
ных органов, органов местного самоуправления, подведомственных
им организаций (фамилии, имена, отчества в алфавитном порядке,
биографические данные – по согласованию с указанными лицами).
27. Сведения о депутатах государственных органов законодатель-
ной власти, представительных органов местного самоуправления
(фамилии, имена, отчества в алфавитном порядке, биографические
данные – по согласованию с указанными лицами).

396
Федеральный закон об обеспечении доступа к информации...

28. Структуру государственного органа и органа местного само-
управления, сведения о задачах и функциях их структурных подраз-
делений, почтовые адреса, телефоны справочных служб и адресные
реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) государ-
ственных органов и органов местного самоуправления, их структур-
ных подразделений и территориальных органов, численность их ра-
ботников и размер фонда оплаты труда.
29. Сведения об организациях, подведомственных государствен-
ным органам и органам местного самоуправления: перечень органи-
заций, их почтовые и юридические адреса, телефоны, описание вы-
полняемых ими задач и функций, сведения об их создании, реорга-
низации и ликвидации, численность их работников, основные пока-
затели деятельности, размер фонда оплаты труда.
30. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес элек-
тронной почты и др.) подразделений по работе с обращениями граж-
дан и организаций государственных органов, их территориальных
органов, органов местного самоуправления, подведомственных им
организаций, сведения о порядке работы этих подразделений.
31. Перечень зарубежных представительств государственных орга-
нов, их почтовые и юридические адреса, телефоны.
32. Перечень международных организаций, в деятельности кото-
рых принимают участие государственные органы и их территориаль-
ные органы, органы местного самоуправления.
33. Сведения об участии государственных органов и органов мест-
ного самоуправления в реализации международных договоров Рос-
сийской Федерации, межведомственных международных договоров
и программ международного сотрудничества.
34. Сведения о предоставленных организациям и индивидуальным
предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, списании задол-
женности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации.
35. Регистры входящих и исходящих документов в государствен-
ных органах и органах местного самоуправления.
Порядок ведения регистров входящих и исходящих документов в
государственных органах и органах местного самоуправления уста-
навливается законодательством Российской Федерации.
Ст. 10. Перечни информации о деятельности государственных ор-
ганов и органов местного самоуправления, обязательной для разме-
щения в информационных системах общего пользования



397
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

1. На основании перечня информации о деятельности государст-
венных органов и органов местного самоуправления, обязательной
для размещения в информационных системах общего пользования,
установленного настоящим Федеральным законом, утверждаются
перечни информации о деятельности государственных органов и ор-
ганов местного самоуправления в порядке, установленном настоя-
щей статьей.
2. Перечень информации о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления, обязательной для размещения в
информационных системах общего пользования, не ограничивает
право государственных органов и органов местного самоуправления
устанавливать состав дополнительной информации, размещаемой в
информационных системах общего пользования.
3. Размещение информации о деятельности государственных орга-
нов и органов местного самоуправления должно осуществляться в
сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты
пользователями (потребителями) информации своих прав, свобод и
законных интересов.
4. Перечень информации о деятельности органов законодательной
власти, обязательной для размещения в информационных системах
общего пользования, включая периодичность, способы и формы ее
размещения, утверждается органом законодательной власти.
5. Перечень информации о деятельности федеральных органов ис-
полнительной власти, подведомственных Президенту Российской
Федерации, обязательной для размещения в информационных сис-
темах общего пользования, включая периодичность, способы и фор-
мы ее размещения, утверждается Президентом Российской Федера-
ции.
Перечень информации о деятельности Правительства Российской
Федерации, а также подведомственных ему федеральных органов ис-
полнительной власти, обязательной для размещения в информаци-
онных системах общего пользования, включая периодичность, спо-
собы и формы ее размещения, утверждается Правительством Рос-
сийской Федерации.
6. Перечни информации о деятельности иных государственных
органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, обязательной для размещения в информационных сис-
темах общего пользования, включая периодичность, способы и фор-
мы ее размещения, утверждаются указанными государственными
органами.


398
Федеральный закон об обеспечении доступа к информации...

7. Перечни информации о деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, обязательной для разме-
щения в информационных системах общего пользования, включая
периодичность, способы и формы ее размещения, утверждаются со-
ответствующими органами государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации.
8. Перечни информации о деятельности органов местного само-
управления, обязательной для размещения в информационных систе-
мах общего пользования, включая периодичность, способы и формы ее
размещения, утверждаются органами местного самоуправления.
9. Права пользователя (потребителя) информации на доступ к ин-
формации о деятельности государственных органов и органов местно-
го самоуправления не могут быть ограничены на том основании, что
сведения не включены в перечни информации о деятельности государ-
ственных органов и органов местного самоуправления, обязательной
для размещения в информационных системах общего пользования.
10. Состав информации о деятельности судов, обязательной для
размещения в информационных системах общего пользования, оп-
ределяется законодательством Российской Федерации о судебной
системе и деятельности судов.
<...>
Ст. 13. Организация доступа к информации о деятельности госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления
2. Государственные органы и органы местного самоуправления в
целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности в ин-
формационных системах общего пользования:
размещают информацию на своих официальных сайтах для доступа
неограниченного круга лиц и обеспечивают ее регулярное обновление;
выделяют адреса электронной почты для получения запросов и пе-
редачи запрашиваемой информации по сети интернет;
создают пункты подключения к информационным системам об-
щего пользования в местах, доступных для пользователей (потреби-
телей) информации (в помещениях государственных органов и орга-
нов местного самоуправления, государственных и муниципальных
библиотек, почтовых отделений и других местах, определенных зако-
нодательством Российской Федерации);
публикуют перечень информационных систем общего пользова-
ния, баз данных, действующих в государственных органах и органах
местного самоуправления, их территориальных органах и подведом-



399
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ственных организациях, с указанием способа и условий доступа к
этим системам и базам данных;
принимают меры по защите информации о деятельности государ-
ственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой
в информационных системах общего пользования, в порядке, уста-
новленном законодательством Российской Федерации;
несут ответственность за содержание, отсутствие искажения и
полноту информации о деятельности государственных органов и ор-
ганов местного самоуправления, размещаемой в информационных
системах общего пользования.
<...>
Ст.19 Информация о деятельности государственных органов и ор-
ганов местного самоуправления, предоставляемая бесплатно
Пользователю (потребителю) бесплатно предоставляется инфор-
мация о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления:
передаваемая в устной форме;
обязательная для размещения в информационных системах обще-
го пользования;
иная информация, определенная законодательством Российской
Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.




400
Национальная стратегия США по защите киберпространства

10. Национальная стратегия США
по защите киберпространства
(Извлечения)


Вступительное обращение
Президента США Д. Буша к нации
(февраль 2003)
Мои дорогие друзья американцы!
Принятый образ действий в бизнесе, работе правительства и за-
щите нации изменился. Эта деятельность теперь полагается на вза-
имосвязанную сеть информационно-технологических инфраструк-
тур, называемую кибернетическим пространством. Национальная
стратегия охраны киберпространства предусматривает систему за-
щиты этой инфраструктуры, которая является важной для нашей
экономики, безопасности и образа жизни. В последние несколько
лет угрозы в киберпространстве выросли драматически. Политика
США – защитить функционирование информационных систем
критичных инфраструктур от ослабляющего нарушения и таким
образом обеспечить защиту народа, экономики и национальной бе-
зопасности США. Мы должны действовать таким образом, чтобы
уменьшить нашу уязвимость к этим угрозам прежде чем она может
быть использована для разрушения кибернетических систем, под-
держивающих национальные критичные инфраструктуры, и обес-
печить гарантии того, что такие разрушения киберпространства бу-
дут редкими, минимальными по длительности, управляемыми и
причинят минимально возможный ущерб.
Защита киберпространства – чрезвычайно трудная стратегичес-
кая задача, которая требует скоординированных и сконцентриро-
ванных усилий всего нашего общества – федерального правительст-
ва, органов управления штатов и местных, частного сектора, всего
американского народа.
В целях включения американцев в охрану киберпространства
была подготовлена для общественного обсуждения версия проекта
этой стратегии и состоялись общественные обсуждения в десяти
городах для сбора исходных данных о развитии национальной
стратегии.
Тысячи людей и многочисленные организации участвовали в
этих собраниях и давали отзывы с замечаниями. Я благодарен им

401
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

всем за их постоянное участие. Краеугольным камнем Стратегии
безопасности киберпространства Америки является и будет оста-
ваться партнерство публичного и частного секторов. Федеральное
правительство приглашает к созданию и участию в общественно-
частном партнерстве для реализации этой Стратегии. Только дей-
ствуя вместе можно построить более безопасное будущее в кибер-
пространстве.
Краткое содержание
Наша национальная критичная инфраструктура состоит из обще-
ственных и частных учреждений в таких секторах, как :
– сельское хозяйство;
– продовольствие;
– водоснабжение;
– здравоохранение;
– чрезвычайные систуации;
– управление;
– оборонная промышленность;
– информация и телекоммуникации;
– энергетика;
– транспорт;
– банковское дело и финансы;
– химические препараты и опасные материалы;
– почта и грузовые перевозки.
Киберпространство – это их нервная система и система управле-
ния нашей страной.
Киберпространство состоит из сотен и тысяч взаимодействующих
компьютеров, серверов, маршрутизаторов, соединительного обору-
дования и оптоволоконных кабелей, которые обеспечивают работу
нашей инфраструктуры. Таким образом, исправное функциониро-
вание киберпространства весьма важно для нашей экономики и на-
циональной безопасности.
Национальная стратегия по защите киберпространства является
частью наших общих усилий по защите Нации. Она является реали-
зацией составной части Национальной стратегии защиты Родины и
осуществляется в соответствии с Национальной стратегией физиче-
ской защиты критичной инфраструктуры и основных ресурсов.
Цель настоящего документа – привлечь американцев и дать им
право защищать те части киберпространства, которыми они владе-
ют, управляют, которые они используют или с которыми взаимо-
действуют.


402
Национальная стратегия США по защите киберпространства

Защита киберпространства – трудная стратегическая задача, кото-
рая требует координированных и целенаправленных усилий от на-
шего общества в целом – федерального правительства, правительств
штатов и местных, частного сектора и американского народа.
Национальная стратегия по защите киберпространства намечает
в общих чертах исходную структуру работ по составу и приоритетам.
Она дает указания департаментам и учреждениям федерального пра-
вительства, в чьи служебные обязанности входит защита киберпро-
странства.
Она также указывает шаги, которые правительства штатов и мест-
ные, частные компании и организации, отдельные американцы мо-
гут предпринять, чтобы улучшить нашу коллективную киберзащиту.
Стратегия подчеркивает роль общественно-личного участия. До-
кумент обеспечивает структуру вкладов, которые мы все может вне-
сти, чтобы защитить наши части киберпространства. Динамичность
киберпространства потребует регулирования и поправок к Страте-
гии через некоторое время.
Скорость и анонимность кибернетических атак выделяет их среди
действий террористов, преступников и национальных проблем шта-
тов, работа по которым часто если и ведется, то только по факту.
Поэтому Национальная стратегия для защиты киберпространства
помогает уменьшить уязвимость нашей Нации путем ослабления
атак на наши критичные информационные инфраструктуры или
физические средства, которые их поддерживают.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
В соответствии с Национальной стратегией по безопасности Ро-
дины стратегическими целями настоящей Национальной стратегии
по защите киберпространства являются:
– противодействие кибернетическим атакам на критичные ин-
фраструктуры Америки;
– снижение национальной уязвимости к кибернетическим ата-
кам;
– минимизация ущерба и времени восстановления после кибер-
нетических атак, которые имели место.
Угроза и уязвимость
Наша экономика и национальная безопасность полностью зави-
сят от информационной технологии и информационной инфраст-
руктуры. Ядром информационной инфраструктуры, от которого мы
зависим, является интернет, система, первоначально спроектиро-
ванная для совместных (неклассифицированных) несекретных ис-

403
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

следований среди ученых, о которых предполагалось, что они не за-
интересованы в злоупотреблении Сетью. Это та самая Сеть
интернет, которая сегодня включает миллионы других компьютер-
ных сетей, обеспечивающих большую часть существенных услуг на-
роду и работу инфраструктур.
Компьютеры, объединенные в cети, управляют также физически-
ми объектами, такими как электрические преобразователи, поезда,
насосы трубопроводов, химические цистерны, радары, фондовые
биржи, каждый из которых находится вне пределов киберпростран-
ства. Целый спектр злоумышленников может проводить и действи-
тельно проводит атаки на наши критичные информационные ин-
фраструктуры.
Первоочередную важность представляет угроза организованных
кибернетических атак, способных вызвать ослабляющее разруше-
ние наших государственных (nation) критичных инфраструктур,
экономики или национальной безопасности.
Необходимый технический опыт для предупреждения таких атак
высок и частично объясняет отсутствие истощающего нападения на
сегодняшний день. Мы не должны, однако, слишком радоваться
жизни. Были случаи, когда организованные нападающие использо-
вали наши слабые места, которые могут служить фактором более
разрушительных возможностей. Существует неясность относитель-
но намерений и полных технических возможностей нескольких за-
меченных нападений.
Необходим более глубокий анализ кибернетической угрозы, на-
правленный на исследование на протяжении длительного времени
тенденций, относящихся к угрозам и уязвимости. Известно, что ин-
струментарий и методы атак становятся широко доступными, а тех-
нические возможности и опыт пользователей, склонных вызывать
беспорядок или разрушение, совершенствуются.
В мирное время враги Америки могут осуществлять шпионаж в
нашем Правительстве, исследовательских университетских центрах
и частных компаниях. Они могут также готовить кибернетические
удары на случай конфронтации, нанося на карту информационные
системы США, устанавливая ключевые цели и проникая в нашу ин-
фраструктуру через «запасной ход» (back doors) или иные средства
доступа. В случае войны или кризиса противники могут стремиться
запугать политических лидеров Нации, нападая на критические ин-
фраструктуры и ключевые экономические функции или разрушая
общественную доверие к информационным системам.


404
Национальная стратегия США по защите киберпространства

Кибернетические атаки на информационные сети США могут
иметь серьезные последствия, такие как нарушение критичных
функций, вызывающих потерю доходов и интеллектуальной собст-
венности или потерю жизни. Противодействие таким атакам требу-
ет создания устойчивых к нарушениям возможностей там, где их се-
годня нет, если мы должны снизить уязвимость и отпугнуть тех, кто
имеет возможность и намерения нанести ущерб нашим критичным
инфраструктурам.
Роль правительства в обеспечении защиты киберпространства
В общем, частный сектор лучше всего оснащен и структурирован
для противодействия развитию кибернетических угроз. Однако су-
ществуют специфические обстоятельства, которым более всего со-
ответствует ответственность федерального правительства.
Внутри правительства обеспечение непрерывности управления
требует обеспечения безопасности его собственной кибернетичес-
кой инфраструктуры и тех ресурсов, которые необходимы для под-
держки ее важного назначения и сервисов.
Вне правительства его роль в кибернетической безопасности
обоснованна в случаях, когда:
– высока стоимость сделок;
– законодательные барьеры приводят к проблемам существенно-
го согласования;
– правительство работает без участия сил частного сектора;
– необходимо решение проблем поощрения, направленное на
обеспечение критичными совместно используемыми ресурсами;
– необходимо повышение осведомленности.
Общественно-частное взаимодействие является ключевым
компонентом Стратегии по защите киберпространства. Это спра-
ведливо по нескольким причинам.Общественно-частные компа-
нии могут успешно противостоять проблемам координации. Они
могут значительно увеличить информационный обмен и сотруд-
ничество.
Общественно-частное взаимодействие получит разнообразные
формы и обратится к пониманию, обучению, технологическим усо-
вершенствованиям, исправлению слабых мест и действиям по вос-
становлению.
Федеральная роль в этих и других случая оправданна только тогда,
когда выгоды от вмешательства перевешивают относящиеся к нему
затраты. Эта норма особенно важна в случаях, где есть жизнеспособ-
ные решения частного сектора, направленные на любую потенци-


405
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

альную угрозу или уязвимость. В каждом случае должны рассматри-
ваться обоснованные стоимость и влияние данного правительствен-
ного мероприятия по сравнению с другими, альтернативными мера-
ми, бездействием, с учетом любых существующих или будущих част-
ных решений.
Мероприятия по защите киберпространства на федеральном
уровне предписываются для целей, включающих:
– компетенцию по судебным делам и атакам;
– защиту сетей и систем, критичных для национальной безопас-
ности;
– распознавание , оповещение и защита от организованных атак,
способных причинить существенный ущерб экономике.
Мероприятия на федеральном уровне должны также поддержи-
вать научные исследования и создание технологий, которые позво-
лят частному сектору лучше защищать находящиеся в частном вла-
дении компоненты национальной критичной инфраструктуры.
Департамент по безопасности Родины и защите киберпространства
25 ноября 2002 г. Президент Буш подписал указ о создании Де-
партамента Безопасности Родины (DHS – Department of Homeland
Security). Этот Департамент на уровне кабинета министров объеди-
няет 22 федеральных структуры с общей целью – улучшить безопас-
ность нашей Родины. Министр DHS имеет важные обязанности в
области безопасности киберпространства, включающие в себя:
– разработку всеобъемлющего государственного плана по защите
ключевых ресурсов и критичной инфраструктуры Соединенных
Штатов;
– обеспечение кризисного управления в ходе реагирования на
атаки на критические информационные системы;
– обеспечение технической помощи частному сектору и другим
правительственным объектам, относящейся к планам аварийного
восстановления при отказах критических информационных систем;
– координацию с другими органами федерального правительства
по предоставлению специальной предостерегающей информации и
рекомендаций по соответствующим мерам защиты и противодейст-
вия для учреждений органов власти штатов, местных и неправитель-
ственных, включая частный сектор, учебные заведения и население;
– выполнение и финансирование, наряду с другими государст-
венными органами, научных исследований и разработок, которые
будут вести к новому научному пониманию и технологиям в под-
держку безопасности Родины.


406
Национальная стратегия США по защите киберпространства

В соответствии с этими обязанностями DHS обретет статус феде-
рального центра высокого качества кибернетической защиты и
обеспечит концентрацию федерального влияния на местные и не-
правительственные организации, включая частный сектор, учебные
учреждения и население.
Важнейшие приоритеты защиты киберпространства
Национальная Стратегия по защите киберпространства четко
формулирует пять национальных приоритетов, включающих:
I. Защиту национального кибернетического пространства. Систе-
му ответных действий.
II. Защиту национального кибернетического пространства. Про-
грамму снижения угроз и уязвимости.
III. Защиту национального кибернетического пространства. Про-
грамму повышения осведомленности и обучения.
IV. Защиту кибернетического пространства органов власти и уп-
равления.
V. Национальную безопасность и международное сотрудничество
в области защиты кибернетического пространства.
Первый приоритет направлен на улучшение нашего реагирова-
ния на кибернетические инциденты и снижение возможных разру-
шений от таких событий.
Второй, третий и четвертый приоритеты направлены на снижение
угроз кибернетических атак и нашей уязвимости к ним.
Пятый приоритет состоит в предотвращении кибернетических
атак, которые могут повлиять на ресурсы по обеспечению нацио-
нальной безопасности, и в улучшении возможности справляться с
такими атаками и оказывать им противодействие на международном
уровне.
I. Защита национального кибернетического пространства. Система
ответных действий
Быстрое определение, обмен информацией и восстановление мо-
гут часто смягчить повреждение, вызванное злонамеренными дейст-
виями в киберпространстве. При таких действиях для обеспечения
эффективности на национальном уровне США необходимо парт-
нерство между правительством и промышленностью в выполнении
исследований, распространении тревожных предупреждений, коор-
динации усилий по реагированию.
В этом процессе должны быть защищены секретность и граждан-
ские свободы.


407
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Поскольку никакой план кибернетической безопасности не мо-
жет предусмотреть согласованные и организованные атаки, инфор-
мационные системы должны быть в состоянии функционировать во
время атак и быть приспособленными к быстрому восстановлению
функций в полном объеме.
Национальная стратегия защиты киберпространства устанавли-
вает восемь основных мероприятий и инициатив для ответа при за-
щите киберпространства:
1. Образовать общественно-частную структуру по реагированию
на кибернетические инциденты национального уровня.
2. Предусмотреть развитие тактических и стратегических иссле-
дований кибернетических атак и оценку уязвимости.
3. Содействовать созданию частным сектором возможностей уча-
стия в общей жизнеспособности киберпространства.
4. Развить систему компьютерного оповещения и информацион-
ную сеть для поддержки роли Департамента Безопасности Родины
(DHS) в координации кризисного управления защитой киберпрост-
ранства.
5. Усилить государственное управление инцидентами.
6. Координировать процессы добровольного участия в разработке
национальных общественно-частных планов обеспечения непре-
рывности ( функционирования) и для случаев непредвиденных об-
стоятельств.
7. Реализовать планы непрерывности кибернетической защиты
для федеральных систем.
8. Улучшить и увеличить совместное использование обществен-
но-частной информации, включающей описание кибернетических
атак, угроз и уязвимостей.
II. Защита национального кибернетического пространства.
Программа снижения угроз и уязвимости
Используя слабые места наших кибернетических систем, органи-
зованные атаки могут подвергнуть опасности защиту критических
инфраструктур нашего государства.
Слабые места, наиболее опасные для киберпространства, имеют
место в информационных активах критичной инфраструктуры
предприятий и в их внешних обеспечивающих структурах, таких как
механизмы интернета.
Слабо защищенные сайты взаимосвязанных сетей также демон-
стрируют потенциально существенную подверженность кибернети-
ческим атакам.


408
Национальная стратегия США по защите киберпространства

Уязвимость как результат слабостей технологии.
Национальная стратегия защиты киберпространства устанавли-
вает восемь основных мероприятий и инициатив по уменьшению
угроз и связанных с ними слабых мест:
1. Расширить возможности по предупреждению и судебному пре-
следованию атак на киберпространство.
2. Разработать способ ( процесс) оценки национальной уязвимос-
ти, чтобы лучше понять возможные последствия угроз и уязвимости.
3. Защитить механизмы интернета, улучшив протоколы и марш-
рутизацию.
4. Поощрять использование сертифицированных цифровых сис-
тем управления / поставляемых систем контроля управляющих про-
грамм (супервизоров) и данных.
5. Уменьшить и обеспечить защитой слабые места программного
обеспечения.
6. Понять взаимосвязи в инфраструктуре и улучшить физическую
защиту компьютерных систем и телекоммуникаций.
7. Выделить приоритеты федеральных исследований в области
кибернетической защиты и порядок их разработки.
8. Оценить и защитить аварийные системы.
III. Безопасность национального кибернетического пространства.
Программа повышения осведомленности и обучения
Многие кибернетические уязвимости существуют из-за недостат-
ка понимания проблемы компьютерной безопасности со стороны
пользователей компьютеров, системных администраторов, разра-
ботчиков технологии, должностных лиц по поставкам, аудиторов,
главные официальных лиц по информации, главных должностных
лиц администрации, правлений корпораций.
Уязвимость на базе такого недопонимания формирует серьезные
риски критичным инфраструктурам независимо от того, находятся
ли они в пределах инфраструктуры непосредственно или нет. Недо-
статок обученного персонала и отсутствие широко принятых про-
грамм многоуровневой сертификации профессионалов в области
компьютерной безопасности усложняют задачу минимизации ки-
бернетической уязвимости.
Национальная стратегия защиты киберпространства определяет
четыре главных мероприятия и инициативы по осведомленности,
образованию и обучению:
1. Поддерживать программу всесторонней осведомленности на-
ции, чтобы дать возможность всем американцам – бизнесменам, не-


409
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

квалифицированным рабочим, широким слоям населения — защи-
щать свои собственные компоненты киберпространства.
2. Поощрять программы адекватного обучения и образования,
обеспечивающие поддержку потребностей кибернетической безо-
пасности Нации.
3. Увеличить эффективность существующих федеральных про-
грамм обучения в области кибернетической защиты.
4. Усилить поддержку частного сектора для хорошо координируе-
мой, широко признаваемой сертификации персонала в области ки-
бернетической защиты.
IV. Защита кибернетического пространства органов власти и
управления
Хотя органы власти управляют только меньшей частью компью-
терных систем национальной критичной инфраструктуры, они на
всех уровнях исполняют важные функции в секторах сельского хо-
зяйства, продовольственном, водоснабжения, здравоохранения,
чрезвычайных ситуаций, обороны, социального обеспечения, ин-
формации и телесвязи, энергетики, транспорта, банковского дела и
финансов, химикатов, почтовых сообщений и грузоперевозок, зави-
сящие от киберпространства.
Органы власти могут быть примером в защите киберпространст-
ва, содействуя созданию рынка более защищенных технологий че-
рез их поставку.
Национальная стратегия защиты киберпространства устанавли-
вает пять основных мероприятий и инициатив для защиты кибер-
пространства органов управления:
1. Постоянно оценивать угрозы и уязвимость федеральных ком-
пьютерных систем.
2. Устанавливать подлинность и обслуживать авторизованных
пользователей федеральных компьютерных систем.
3. Защищать федеральные беспроводные локальные сети.
4. Усовершенствовать защиту при правительственных поставках и
приобретении оборудования.
5. Поощрять власти штатов и местных органов создавать програм-
мы информационно-технологической безопасности, участвовать
совместно с такими же органами власти в использовании информа-
ции и исследовательских центров.




410
Национальная стратегия США по защите киберпространства

V. Национальная безопасность и международная кооперация по
защите киберпространства
Кибернетическое пространство Америки связывает США с ос-
тальным миром. Совокупность сетей охватывает планету, позволяя
злонамеренным субъектам на одном континенте воздействовать на
системы за тысячи миль. Кибернетические атаки пересекают грани-
цы со скоростью света, и распознать источник злонамеренных дей-
ствий трудно. Америка должна быть в состоянии оградить и защи-
тить свои критичные системы и сети.
Для осуществления этой нашей возможности необходима систе-
ма международного сотрудничества, которая облегчит совместное
использование информации, снизит уязвимость и остановит зло-
умышленников.
Национальная стратегия защиты кибернетического пространства
устанавливает шесть основных мероприятий и инициатив по усилению
национальной безопасности США и международного сотрудничества:
1. Укрепить силы компьютерной контрразведки.
2. Улучшить возможности распознавания атак и реагирования на
них.
3. Улучшить координацию в ходе реагирования на кибернетичес-
кие атаки внутри национального сообщества по безопасности США.
4. Работать с промышленностью и через международные органи-
зации содействовать диалогу и партнерствам международных
организаций, публичного и частного секторов, направленными на
защиту информационных инфраструктур и продвижение глобаль-
ной «культуры безопасности».
5. Способствовать созданию национальных и международных се-
тей слежения и оповещения, чтобы распознавать и предотвращать
кибернетические атаки как только они возникают.
6. Призвать другие нации присоединиться к Конвенции по борьбе
с компьютерными преступлениями Совета Европы или хотя бы за-
верить, что нормы и процедуры этой Конвенции им понятны.
Сила нации
Защита широко распределенных активов киберпространства тре-
бует усилий многих американцев. Федеральное правительство в
одиночку не может хорошо защищать киберпространство Америки.
Наши традиции федерализма и ограниченного управления требуют,
чтобы организации вне федерального правительства взяли на себя
инициативу во многих из этих усилий. Каждый американец, кото-
рый может внести вклад в обеспечение части киберпространства,

411
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

получает поддержку. Федеральное правительство приглашает к со-
зданию и участию в общественно-частных товариществах, чтобы
повысить понимание проблемы кибернетической защиты, обучать
персонал, стимулировать рыночные силы, совершенствовать техно-
логию, определять и исправлять слабые места, обмениваться ин-
формацией и планировать действия по восстановлению.
Народ Соединенных Штатов уже предпринял шаги, чтобы улуч-
шить защиту своего киберпространства. 18.09.2002 г., многие субъ-
екты частного сектора представили планы и стратегии защиты своих
инфраструктур.
Партнерство по защите критичной инфраструктуры сыграло ис-
ключительную роль в активном участии частного сектора в этой
Стратегии.
Указанные планы, охватывающие инфраструктуру, описывают
стратегические инициативы различных секторов, включая:
– банковское дело и финансы;
– страхование;
– химические производства;
– нефть и газ;
– энергетику;
– правоприменение;
– высшее образование;
– транспортные перевозки (железнодорожные);
– информационную технологию и телекоммуникации;
– воду.
Если каждый из секторов критичной инфраструктуры осуществит
эти инициативы, угрозы и слабые места наших инфраструктур будут
уменьшены.
Для обозримого будущего будут справедливы две вещи:
– Америка будет полагаться на кибернетическое пространство;
– федеральное правительство будет стремиться к расширению
свободного партнерства с частным сектором, чтобы создавать, реа-
лизовывать и совершенствовать Национальную Стратегию защиты
кибернетического пространства.




412
ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
НАШЕ КРЕДО
Развитие идей гласности и прав человека создает большую общественную потребность в
правовом регулировании отношений людей в сфере получения и распространения
информации. Другими словами, противоречивая общественно-политическая и
экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу XXI века, вызвала острую
потребность в получении российскими СМИ и их юридическими службами, адвокатами, а
также судами всех уровней и дознавателями правоохранительных органов, политиками и
правозащитниками, преподавателями и студентами тематически ориентированной и
высокопрофессиональной информационно-консультативной и аналитической помощи.
Такую помощь им эффективно предоставляет Фонд защиты гласности.
Основная цель Фонда — содействие сохранению и развитию правового пространства, в
котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них —
содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в
современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и
знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в
России гражданского общества.
Многочисленные программы ФЗГ содействуют тому, чтобы в интересах страны и каждого
гражданина Российской Федерации сделать более защищенной и чистой деятельность
российских электронных и печатных СМИ, сотрудников их редакций.
Мы активно участвуем в постоянной, ежедневной работе по формированию в
профессиональном журналистском сообществе понимания значения либеральных
ценностей, по воспитанию новых, здоровых журналистских кадров, которым
небезразличен общественный престиж избранной ими профессии как один из базовых
элементов демократического государства.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ
• мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ на территории Российской Феде-
рации;
• юридическая помощь журналистам и представителям СМИ в конфликтных ситуаци-
ях, консультации по вопросам их профессиональной деятельности;
• информационно-аналитическая деятельность: еженедельный электронный дайджест,
новостная интернет-лента, информационные рассылки о конфликтах СМИ, ежеквар-
тальный печатный аналитический бюллетень «Взгляд»;
• практическая помощь семьям погибших журналистов и сотрудникам СМИ, попавшим
в критическую ситуацию;
• научные исследования по широкому спектру правовых и этических проблем журнали-
стики;
• экспертиза законов о СМИ и внесение предложений по совершенствованию действу-
ющего законодательства России;
• издательская программа: выпуск юридической, научной, правозащитной и справочной
литературы по проблемам СМИ (издания Фонда распространяются в основном бес-
платно);
• образовательная программа, представленная постоянно обновляющимися по содержа-
нию и адресам юридическими семинарами для журналистов и юристов России, а также
тематическими конференциями;
• правозащитная деятельность, включающая любые законные меры к освобождению из
тюрем и следственных изоляторов журналистов, попавших туда по ложным обвинениям, к
освобождению журналистов-заложников, проведение кампаний по защите коллег,
подвергающихся гонениям и ограничениям в их профессиональной деятельности.

ДАТА СОЗДАНИЯ ФОНДА
Фонд был образован решением Пленума Конфедерации Союзов кинематографистов
СССР, среди его первых учредителей — Егор Яковлев, Игорь Голембиовский, Владимир
Молчанов, Элем Климов, Марк Розовский, Алексей Герман. День рождения ФЗГ —
6 июня 1991 г., когда зарегистрированный Фонд дал первую пресс-конференцию.

ВЕБ-САЙТ ФОНДА
В сети Интернет работает подробный сайт Фонда защиты гласности www.gdf.ru. Основные
его разделы: «Лента плохих новостей», «Дайджест», «Книги» (электронные версии
изданий ФЗГ), «Статьи», «Право», «Образование», «Наши партнеры», «Регионы»,
«Проекты», «Архив», «О Фонде», «Аналитика», «Контакты».

ПАРТНЕРЫ ФОНДА
Партнеры ФЗГ — общественные, правозащитные и журналистские организации, без
взаимодействия с которыми результаты нашей работы были бы гораздо более скромными.
В России — Союз журналистов России, Международная конфедерация журналистских
союзов, АНО «Интерньюс», Центр «Право и СМИ», Русский ПЕН-Центр,
Информационный центр правозащитного движения, Демократическое совещание,
Московская Хельсинкская группа, Общество «Мемориал», Институт гуманитарных
исследований, ПО «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург), Центрально-
Черноземный центр защиты прав прессы (Воронеж), факультет журналистики
Московского государственного университета, Гильдия лингвистов-экспертов по
документационным и информационным спорам, редакция журнала «Индекс — Досье на
цензуру» и десятки других организаций.
За рубежом — IFEX (Международная организация по распространению информации о
нарушении прав журналистов в мире), Reporters sans frontieres (Репортеры без границ,
Франция), WPFC (Всемирный комитет за свободу прессы), Amnesty International
(Международная амнистия), Польский Хельсинкский центр по правам человека,
Белорусская ассоциация журналистов и др.
Неоценима поддержка грантодателей ФЗГ, это — РОО «Открытая Россия», NED
(Национальный Фонд в Поддержку Демократии, США), Фонд Форда (США), Фонд
Дж. и К. МакАртуров (США), Фонд «Евразия», Посольство Нидерландов в РФ и др.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОРПУНКТЫ
Региональные центры, корреспондентские пункты и волонтеры Фонда работают более чем
в 30 регионах России — в Архангельске, Брянске, Волгограде, Воронеже,
Владивостоке, Владимире, Екатеринбурге, Иванове, Йошкар-Оле, Иркутске, Казани,
Калуге, Кемерове, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Мурманске, Омске,
Орле, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Смоленске, Тюмени,
Ульяновске, Хабаровске, Чебоксарах, Челябинске, Чите, Ярославле и некоторых других
городах нашей Федерации.
МИССИЯ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
Это — cоздание правового пространства для деятельности СМИ, защита интересов
СМИ.
Ценности, которыми руководствуется Фонд, — независимость, непредвзятость,
неангажированность, общественный интерес, гуманизм, сохранение максимального спектра
мнений (альтернатива), верховенство права, объективность, свобода слова (свобода
выражения мнения).

БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ ФОНДА
Это — главные редакторы СМИ, журналисты, юристы СМИ, студенты журналистских
и юридических факультетов вузов в регионах, заинтересованных в деятельности ФЗГ,
депутаты законодательных собраний регионального и федерального уровней.

УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФОНДОМ
Это — издание книг, проведение учебных семинаров, предоставление экспертов и
преподавателей другим организациям; юридические консультации, составление
юридических документов, представление интересов благополучателей в суде;
предоставление систематизированной информации по интересующим благополучателя
темам; создание «переговорных площадок»; предоставление информационно-справочных
услуг о СМИ и НКО; организация и проведение пресс-конференций, круглых столов,
юридический «аудит» документации СМИ (устав, учредительный договор, авторские и
типографские договоры); составление программ политических партий и общественных
объединений в области медийного пространства и доступа к информации; экспертиза
законодательства для депутатов различных уровней, политических партий и фракций на
федеральном и региональном уровнях; независимая комплексная экспертиза деятельности
СМИ на федеральном и региональном уровнях; выявление толерантности участия СМИ в
избирательном процессе, Hate speech; проведение публичных кампаний в сфере
общественных интересов, аdvocacy, предоставление систематизированной и аналитической
информации для иностранных журналистов.

АДРЕС, ТЕЛЕФОН, ФАКС
Адрес для переписки: 119021, Москва, а/я 536.
Фактический адрес: Москва, Зубовский бульв., д. 4, к. 432
(здание РИА «Новости», подъезд Союза журналистов).
Телефоны:
201-44-20 (приемная президента и служба информации);
201-49-47 (служба мониторинга);
201-32-42 (корреспондентская сеть и издательские программы);
201-49-74 (юридическая служба);
201-50-23 (исполнительный директор и бухгалтерия).
Факс: (095) 201-49-47.
E-mail: fond@gdf.ru

Свидетельство № 084.685
о регистрации некоммерческой организации
«Фонд защиты гласности»
выдано Московской Регистрационной палатой
27 сентября 1999 г.
Научно-методическое издание

В.Н. Монахов
Свобода массовой информации
в интернете.
Правовые условия реализации

Ответственные редакторы –
А.К. Симонов, М.В. Горбаневский

Издательские программы ФЗГ – migor@gdf.ru

Компьютерная верстка – И. Кутинов
Макет обложки – В. Драпкин
Корректоры – О. Черемисова, И. Петрова


Подготовка к печати и печать –
Рекламно-издательский комплекс «Галерия»
107078, Москва, Садовая-Спасская, д. 20
Тел.: 207-2436


Подписано в печать 13.04.2005 г. Формат 60x84/16
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Ньютон.
Усл. печ. л. 26. Тираж 1200 экз. Заказ 84

<<

стр. 13
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ