<<

стр. 4
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

терактивного сервиса и на такую рассылку и (или) размещение по-
лучено предварительное согласие пользователя (посетителя) Сайта,
выраженное в форме, предусмотренное указанными Правилами».
Неплохой пример в деле развития электронного доступа заинтере-
сованных лиц к информации о своей деятельности подают и цент-
ральные монетарные власти нашего государства. Так, Центральный
банк России в мае 2003 г. подготовил документ под названием «Реко-
мендации по информационному содержанию и организации сайтов
кредитных организаций в сети интернет». В этом документе, подпи-
санном председателем Банка России С. Игнатьевым, содержится пе-
речень в 34 позиции, данные по которым надо раскрывать, и 8 сове-
тов по использованию сайтов для банковского обслуживания.
В частности, банкам предлагается размещать на сайтах информа-
цию об учредителях и аффилированных лицах. Также – сведения о
лице, ответственном за полноту и достоверность публикуемых там
данных, информацию о временной администрации или конкурсном
управляющем, о страховании банковских услуг, о наличии ограни-
чений на деятельность банка.
Рекомендации ЦБ направлены на повышение уровня раскрытия
информации о деятельности и финансовом состоянии банков. Раз-
мещаемая на сайте банка информация должна демонстрировать
вкладчикам, насколько данный банк надежен и прозрачен.
Региональные власти, прежде всего столичные, также начина-
ют участвовать в формировании соответствующей правовой базы

94
Действующая правовая база е-доступа

и ее воплощении в жизнь. Так, Московская городская Дума
09.07.03 приняла Закон Москвы № 47 «О Городской целевой
программе «Электронная Москва». Данный Закон утвердил на
законодательном уровне комплекс городских мероприятий, на-
правленных на повышение уровня и качества жизни москвичей и
гостей столицы путем развития, использования и внедрения в
жизнь крупнейшего мегаполиса России информационно-комму-
никационных технологий, создания единого электронного про-
странства Москвы.
В качестве одного из самых значимых целевых направлений реа-
лизации этой программы ее создатели планируют расширение и уг-
лубление практики открытости городского управления, взаимодей-
ствия органов власти с гражданами на основе информационно-ком-
муникационных технологий (п. 1.3 Закона).
«Электронная Москва» – программа, рассчитанная на
2003–2007 гг. Она призвана объединить в себе все доселе разроз-
ненные столичные программы информатизации. Программа
включает в себя элементы городского «электронного правительст-
ва», проекты развития кабельного телевидения, доступа к интер-
нету и многое другое.
В частности, в ее рамках планируются серьезное облегчение полу-
чения жителями различных сведений о деятельности органов город-
ской власти, прежде всего именно за счет внедрения е-доступа; пе-
реход органов городской власти на электронное делопроизводство,
предполагающий существенное уменьшение числа бюрократичес-
ких процедур; возможность интерактивного общения граждан с го-
родскими властями по интернету.
Среди первоочередных мероприятий «Электронной Москвы» – фор-
мирование системы городских интернет-порталов, позволяющих моск-
вичам общаться со столичными органами управления через интернет*.
На таких порталах столичные власти намерены собрать все базы
данных городских департаментов, готовящиеся и уже вышедшие
«из-под пера» городских властей разного уровня установления, про-
токолы заседаний комиссий и прочую общедоступную и полезную
для жителей и гостей столицы официальную информацию.
Чиновники должны сообщать горожанам не только о принятых
решениях, но и о готовящихся документах, и вообще о своем про-
изводственном процессе – аналитических материалах, результа-
тах проверок и прочем, – объяснил «Известиям» суть будущего
интернет-ресурса Мэрии начальник отдела интернета и компью-
* См. об этом: Борейко А. Электронная Москва на подходе, Ведомости, 17.04.03.

95
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

терных сетей Мэрии Москвы И. Глинка. – Людям также надо
знать, чем занимаются или не занимаются городские организа-
ции. Говоря в целом, с помощью интернета горожанин сможет
виртуально зайти в кабинеты Лужкова, Ресина, Шанцева, иного
чиновника; посмотреть, что там происходит, и выйти, когда ста-
нет неинтересно*.
Пальму первенства по продвижению интернета в управление кон-
кретным районом столичного мегаполиса держит расположенный
на юго-востоке города микрорайон Жулебино. Префектом Юго-
Восточного административного округа Москвы (ЮВАО) В. Зото-
вым утверждена программа мероприятий по созданию опытной зо-
ны цифрового района «Микрорайон Жулебино» на 2005–2006 годы.
Этот проект – составная часть развития и реализации программ
«Электронная Москва» в столице и «Электронный округ» на юго-
востоке города.
На портале префектуры ЮВАО – www.uvao.ru – появилась еди-
ная база очередников по всем 12 районам округа. Кроме того, на
этом портале планируется разместить адресный перечень и сроки
сноса всех «приговоренных» домов.
В течение 2005 года в Жулебине планируется подключить к интер-
нету 18 объектов социальной сферы, реализовать систему «элек-
тронная регистратура». Жители микрорайона смогут покупать и рас-
плачиваться за товары с помощью внутрирайонных кредитных эле-
ктронных карточек. Учителя смогут преподавать, используя элек-
тронные учебники, применяя слайды, DVD-сопровождение и дру-
гие электронно-цифровые новинки**...
Северная столица России также старается не отставать от перво-
престольной, разрабатывая аналогичную московской региональную
целевую программу «Электронный Санкт-Петербург».
Эти и многие другие примеры с достаточной очевидностью под-
тверждают тот факт, что определенная технологическая и правовая
база для вхождения наших органов публичной власти в виртуальное
пространство ради расширения и углубления обеспечения граждан
информацией о деятельности этих органов имеется. Но в силу ряда
причин использование интернета в этих целях в России пока объек-
тивно сдерживается. В их числе – неразвитая информационная
культура и правовая база электронного доступа, а также уже отме-
ченный ограниченный доступ к интернету широких слоев общества.
*См.об этом: Устюгов Б. Официальная паутина, Известия (Москва), 05.08.03.
**См.: Владимирова Н. Жулебино в киберпространстве, в открытом доступе, Моск.
Правда, 12.02.05.

96
2004: Вести с полей законотворчества

Определенные надежды в смысле совершенствования правовой
базы электронного доступа к властным информационным ресурсам
порождает представленный на страницах данного издания проект
ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государ-
ственных органов и органов местного самоуправления», разрабо-
танный экспертами МЭРТ РФ.
В целом получается, что особых оснований для победных реляций о
триумфальном шествии по России технологий «электронного государст-
ва» и «электронного правительства» пока еще нет. Е-доступ россиянина
во властные структуры делает лишь первые шаги, только-только стано-
вится на ноги и пока еще не оказывает сколь-нибудь существенного вли-
яния на качество отправления российской государственной и иной пуб-
личной власти. Но дорогу осилит идущий, а идти по этой дороге нам всем
непременно придется, поскольку это направление совершенствования
общественного контроля за публичной властью чрезвычайно перспек-
тивно и эффективно.

2004: Вести с полей законотворчества
В 2004 г. майка лидера в сфере наработки правовых подходов к
проблеме регулирования российского сегмента Всемирной паутины
по праву принадлежала Комиссии Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации по информационной политике.
Еще весной на одном из ее заседаний сенаторы, депутаты Госду-
мы и владельцы интернет-ресурсов обсудили принципиальные воз-
можности формирования системы правовых и иных регуляций об-
щественных отношений в рунете.
Итоги того обсуждения представил сенатор от Челябинской
области, зампред Комиссии, впоследствии возглавивший ее ра-
бочую группу «по интернету», Евгений Елисеев. В своем интер-
вью корреспонденту «УралПолит.Ru» он прежде всего подчерк-
нул: «китайский» вариант управления интернетом России не
грозит. В ходе состоявшейся дискуссии отмечалось несоответст-
вие существующего законодательства характеру развития интер-
нета в России. Обсуждалась возможность защиты граждан от не-
добросовестной информации, широко распространяемой в Сети.
Стало понятно, что нужно больше работать над развитием «Все-
мирной паутины», развитием инфраструктуры, создавать лучшие
условия для работы рунета в провинции (а для этого нужно сти-
мулировать «переток» капитала). Все условия для решения этих
задач у нас имеются.


97
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Журналист спросил сенатора: «Я знаю, что ранее звучали предло-
жения обязать владельцев крупных сетевых ресурсов проходить про-
цедуру лицензирования своей деятельности. Такие инициативы вы-
двигались на заседании?»
– «Предложения были. Однако в итоге мы сделали вывод о том,
что эта задача, во-первых, неправильна по существу, а во-вторых,
абсолютно нереализуема. Проблема лежит в плоскости правоотно-
шений между распространителями и получателями информации.
Поэтому речь идет о совершенствовании правовых отношений меж-
ду субъектами информационного пространства. Если мы пойдем по
пути некоего лицензирования, квотирования и ограничения, то со-
здадим ненужные и вредные препятствия для развития интернета в
России.
Специалисты по работе в Сети говорят как раз о том, что найти
источник любой опубликованной в интернете информации, вла-
дельца того или иного сайта, не столь уж и сложно. Есть другая не-
обходимость – создать практику цивилизованного правового реше-
ния вопросов между различными пользователями Сети.
Здесь должен существовать такой же принцип, как и в других сфе-
рах деятельности – страхование ответственности за появление недо-
бросовестной информации. Эта мера только на первый взгляд ка-
жется «вольной». На самом деле в случае наступления «страхового
случая» она явится весьма жесткой для виновника распространения
недостоверной информации. И в то же время она не ставит каких-
либо ограничений для тех организаций, которые действуют в право-
вом поле».
С точки зрения сенатора Елисеева, многое в рунете будет зави-
сить от внутренней самоорганизации интернет-сообщества.
Сейчас на федеральном уровне возникает ощущение того, что
фактор саморегулирования в любой сфере бизнеса (и в интерне-
те особенно) является определяющим. Важно только то, на-
сколько работающие в этой сфере понимают, с одной стороны,
свою ответственность за развитие такого рода бизнеса, а с другой
– собственную ответственность перед обществом. Без понима-
ния этих двух вещей, как кажется Елисееву, невозможно разви-
тие свободы Всемирной сети, а значит, невозможно и развитие
интернета*.
Первоначальным предметом обсуждения сформированной при
Комиссии Совфеда рабочей группы «по интернету» стал поиск отве-
та на вопрос: нужен России отдельный закон «Об интернете» или
* См.: Колезев Д., Елисеев Е. http://www.uralpolit.ru/chel/?art=3312.

98
2004: Вести с полей законотворчества

нет?! Часть членов рабочей группы склонялась к мысли, что таковой
необходим, поскольку, с их точки зрения, Сеть превратилась в не-
подконтрольный государству информационный ресурс. Другие се-
наторы уверяли, что отдельного документа, закрепляющего права и
обязанности владельцев сетевых ресурсов, пока принимать не стоит.
На страницах «Новых Известий» глава рабочей группы Е. Елисе-
ев высказался на этот счет исчерпывающе определенно: «Пытаться
создать отдельный закон об интернете все равно, что претендовать
на создание закона о правовом регулировании Солнечной системы.
Любому здравомыслящему человеку, представляющему, что такое
интернет, это очевидно». В этой связи на рабочей группе было при-
нято вполне здравое решение: отдельного закона не готовить, но
вместе с тем, в ходе работы над новой редакцией Закона «О СМИ»
посвятить этому кругу общественных отношений отдельную главу.
Октябрьское заседание Комиссии Совета Федерации по инфор-
мационной политике с участием Председателя Совета Федерации
С.М. Миронова, посвященное обсуждению концепции новой ре-
дакции Закона «О средствах массовой информации» вызвало ажио-
тажный всплеск медийных эмоций. Вот лишь несколько наиболее
характерных заголовков публикаций на эту тему за 7–8 октября
2004 г.: «Министерство массовых коммуникаций угрожает интерне-
ту» – «Русский курьер»; Уходящая натура.ru. Рунет – заповедник не-
давнего прошлого – «Независимая газета»; Цензуре как бы «нет». В
новом законе о СМИ свободу слова попытаются скрестить с интере-
сами государства – «Время новостей»; Стоит ли контролировать
стенгазету? – «Невское время»; Новый закон о СМИ. Свобода и не-
допустимость – rambler.ru; Цепкие лапки цензоров дотянулись до
рунета – pravda.ru; Чекисты и связисты делят интернет – gazeta.ru;
Сайты попадут в закон – strana.ru.
Основной нерв проблемы хорошо представлен в публикации
О. Тропкиной в «Известиях» – «Новый закон о СМИ готовится втай-
не» (7.10.04). В ней приводится характерная оценка одним из «отцов-
написателей» действующей редакции закона о СМИ – проф., д. ю. н.
М. Федотовым хода работы над его новой редакцией.
« – Я был в числе тех, кто работал над этим документом. Но лишь
по конец марта 2004 года. Что представляет собой проект сегодня,
сказать не могу – не видел. Видимо, считают, что своих специалис-
тов им достаточно. Бог в помощь. Я не верю, что в нынешней ситуа-
ции этот документ может стать «пальмовой ветвью», которую власть
отдаст обществу. Потому что в этом «букете» все остальные ветки от
других растений».

99
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Видимо, прав уважаемый Михаил Александрович, отнюдь не
«пальмовая ветвь» готовится, а что-то гораздо более «колючее»…
Чем иначе объяснить тот странный факт, что текст обсуждаемой на
заседании парламентской комиссии по информационной политике
концепции новой редакции Закона «О средствах массовой инфор-
мации» оказался недоступным не только для журналистов, но и для
непосредственных участников обсуждения – сенаторов, депутатов,
представителя Администрации Президента?!
Присутствующие на заседании журналисты стали свидетелями
выразительной сценки. Замминистра связи Д. Милованцев очень
эмоционально заговорил о том, что предложения Минкультуры
признать интернет в целом средством массовой информации — это
«китайский вариант» регулирования деятельности в Сети. Его мож-
но реализовать, только перекрыв выход на внешние каналы. «Ни в
одной цивилизованной стране мира интернет в целом не является
СМИ». «Иначе сайты в интернете будут регистрироваться не за
20 долларов, как сейчас, а в 10 раз дороже, так как понадобится их
лицензирование», — отметил чиновник «от связи».
Сенаторы оживились: о такого рода планах в официальных вы-
ступлениях первого заместителя министра культуры и массовых ком-
муникаций Л. Надирова и директора правового Департамента этого
же министерства Ю. Голика они не услышали. «Постойте, где вы это
прочитали?» — спросил у замминистра связи сенатор Бурбулис. «Я
рядом с представителями Минкультуры сижу, подсмотрел у них в бу-
магах... Да ведь и Голик упоминал, что пока для их министерства во-
прос, следует ли относить интернет к СМИ, остается открытым?»
Получается, что, казалось бы, разрешенный еще в конце 90-х го-
дов прошлого века вопрос, относить ли интернет к СМИ, до сих пор
для некоторых начальников-неофитов от медиа по прежнему оста-
ется открытым*.
В ноябре состоялось еще одно значимое с точки зрения нашей те-
мы заседание Комиссии Совета Федерации по информационной
политике. Оно было посвящено обсуждению вопроса «О законода-
тельном обеспечении развития инфокоммуникационного сектора
экономики России». Министр информационных технологий и свя-
зи России Л. Рейман в ходе своего выступления на этом заседании,
вновь озвучил позицию своего министерства: «Основное правовое
регулирование в интернете должно осуществляться законом о
СМИ». При этом, справедливо отметил министр, «регулированию

*Об опыте 90-х в разрешении этого вопроса см.: Монахов В.Н. СМИ И ИНТЕРНЕТ:
проблемы правового регулирования. –М.: Экопринт, 2003. С. 48–50.

100
2004: Вести с полей законотворчества

подлежит не сама Сеть, а правовые аспекты взаимоотношений меж-
ду поставщиками и потребителями информации. Надо в Законе «О
СМИ» отразить ответственность поставщиков информации – тех,
кто делает информацию публичной путем размещения в интернете,
наклеивания листка на стену или каким-то другим способом».
В этом же выступлении Рейманом была озвучена еще одна важная
информация о том, что теперь в бюджете страны имеется отдельная
строчка, предусматривающая целевое выделение средств на конвер-
сию частотного диапазона. Это, среди прочего, позволит создать ус-
ловия для роста числа так называемых «хот-спотов», Wi-Fi – зон
беспроводного доступа в интернет, обеспечивающих режим так на-
зываемой «беспроводной свободы». В его рамках пользователь сво-
бодно перемещается с ноутбуком по офису, дому или городу, не те-
ряя контакта с Сетью. Эксперты прогнозируют в ближайшее время
значительный рост таких точек доступа, от сегодняшних нескольких
сотен до 140–150 тысяч.
В мировом контексте «на подходе» к массовому освоению еще бо-
лее продвинутая технология доступа к интернету Wi-Max. Она не
только практически удесятеряет скорость передачи информации, но
и обеспечивает на порядок большую дальность связи.
Идея доступа к Всемирной паутине с помощью такого рода бес-
проводных технологий становится все более популярной и в России.
В частности, отечественная компания «МедиаСети» собирается в те-
чение двух ближайших лет запустить на основе новых технологий
Wi-Fi и Wi-Max беспроводные сети в 45 регионах страны*.
Коснувшись в ходе своего выступления модной в некоторых отечест-
венных властных кругах идеи специального и жесткого законодательно-
го регулирования российского виртуального пространства, министр ин-
формационных технологий и связи России отметил далее, что «интер-
нет – это такой же способ доставки информации массовому потребите-
лю, как телевизор или проводное радио». «Если мы будем пытаться ре-
гулировать сами информационные технологии, мы никогда не решим
проблему», – заметил он. «Для того, чтобы регулировать потребные в
том общественные отношения в рунете, вполне достаточно существую-
щих законов. Эти законы, возможно, следует уточнить, но создавать
специальный Закон «Об интернете», – уверен Рейман, – не надо».
Член сенатской Комиссии Д. Бедняков в своем интервью «Новым
Известиям» по этому же поводу отметил: «Технические возможнос-
ти Сети имеют глобальный характер, поэтому попытки законода-

*См. об этом: Коляда С. Беспроводной интернет будет таким же доступным, как вода и
электричество. Известия, № 161, 02.09.04.

101
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

тельно ограничить права пользователей на получение информации
приведут к тому, что сайты начнут эмигрировать и регистрироваться
в другой стране». Сенатор привел в пример Испанию, где после вве-
дения ряда законодательных ограничений количество пользовате-
лей интернета сократилось в 10 раз. А владельцы и администраторы
сетевых ресурсов, по его словам, просто перерегистрировались в
других странах и под другими «именами». «Если речь идет о частич-
ном государственном запрете на связь, а интернет также является
средством связи, то, уверяю вас, добиться этого невозможно, – за-
явил Бедняков. – Как только начинаются разговоры об этом, можно
быть уверенным – эффект будет прямо противоположным».
В ходе ноябрьского заседания Комиссии проявилась еще одна
здравая и перспективная идея о необходимости подготовки Кодекса
пользователей и провайдеров, призванного в рамках саморегулирова-
ния упорядочить информационные потоки в интернете*.

Заключение
Основные итоги сказанного можно представить в виде следую-
щих рабочих выводов и/или гипотез, а также предложений:
1) Конституционно-правовой институт свободы массовой ин-
формации, закрепленный в ст. 29 Конституции России – самой яр-
кой информационно-правовой звезде на российском конституци-
онном небосклоне, – не должен представлять собой некую витрин-
ную конституционно-правовую фикцию.
Это должен быть динамично развивающийся в нормах россий-
ского информационного законодательства институт, обретающий
все более и более реальную значимость и действенность для всех
участников общественных отношений в связи с поиском, получени-
ем, передачей, производством и распространением массовой ин-
формации – в том числе и с помощью интернета.
Именно такой вариант развития социально потребен и целесооб-
разен, поскольку свобода массовой информации как в оффлайне,
так и в онлайне является одним из системообразующих факторов то-
го динамичного, демократического, открытого общества и правово-
го государства, которое мы надеемся построить в России.
2) Принципиально новых правовых регуляций для реализации ин-
ститута свободы массовой информации в виртуальной среде обитания
не требуется. Вместе с тем, некоторые элементы правового опосредова-
ния этого вида информационной деятельности необходимо осовреме-

*См. об этом: Ткачук С. Новые известия, 03.11.04.

102
Заключение

нить в направлении их гармонизации с виртуальной средой его обита-
ния. Категорическим императивом при осуществлении этой гармони-
зации должна стать следующая максима: то, что разрешено в онлайне,
должно быть разрешено и в оффлайне. И в то же время то, что наказуе-
мо вне Сети, должно быть наказуемо и в Сети.
3) Что касается предложений. Их несколько, и они, естественно,
не претендуют на абсолютную истинность или исчерпываемость со-
тветствующей проблематики. Вместе с тем, как представляется, они
могут послужить основой последующего обсуждения с участием са-
мого широкого круга специалистов, представителей власти, а также
заинтересованной общественности.
Их совокупная реализация, как мне представляется, позволила бы вый-
ти на социально полезный вектор развития информационного простран-
ства России и стран СНГ, совершенствования его правовой составляю-
щей, органично включающей в себя развитие конституционного институ-
та свободы массовой информации в онлайновой среде его реализации.
В частности, представляется необходимым:
3.1) Разработать и утвердить Указом Президента России «Нацио-
нальный план действий по становлению и развитию информационного
общества».
Несущими конструкциями «Национального плана действий…»
должны явиться согласованные с гражданским обществом предло-
жения по:
а) совершенствованию организационной структуры и деятельно-
сти государственных и общественных институций, отвечающих за
обустройство и развитие информационного пространства России;
б) совершенствованию нормативно-правовой базы обустройства
и развития информационного пространства России.
Составными элементами такого рода совершенствования, в част-
ности, могли бы явиться:
– расширение практики парламентских слушаний по проектам
законодательных актов, связанных с обустройством и развитием ин-
формационного пространства России вообще и регулирования дея-
тельности в рунете в частности;
– развитие практики общественного экспертирования такого ро-
да законопроектов;
– развитие «общественно-государственных» форм законотворче-
ства в этой сфере. В рамках такого рода подхода к законотворчеству
Федеральное Собрание России могло бы выделять определенные
финансовые средства и по грантовой схеме предоставлять их обще-
ственным рабочим группам с задачей в определенный срок подгото-

103
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

вить проект конкретного закона. В составе таких групп с той или
иной степенью активности могли бы работать заинтересованные в
подготовке соответствующих законопроектов депутаты Государст-
венной Думы, а также сенаторы. Они-то на определенном этапе
этой работы могли бы, используя свои прерогативы субъектов зако-
нодательной инициативы, придавать этим общественным по своему
характеру законопроектам необходимый юридический статус;
в) оптимизация схем финансового обеспечения реализации меро-
приятий «Национального плана действий…». В том числе, путем созда-
ния Национального Фонда под условным названием «Путь России в ин-
формационное общество». Этот Фонд мог бы аккумулировать у себя:
a) средства государственного бюджета, идущие на развитие ин-
формационного пространства России;
b) средства, получаемые в рамках международных программ со-
действия развитию информационного пространства России;
c) средства негосударственных организаций, коммерческих
структур, общественных фондов и т. д., желающих внести свой фи-
нансовый вклад в развитие информационного пространства России.
Вопросы использования собранных таким образом средств мог
бы решать Попечительский Совет Фонда, выделяя необходимые
средства на грантовой, конкурсной основе, под соответствующие
конкретные проекты и обоснованные заявки.
3.2. Сформировать авторитетный (обладающий в необходимом
сочетании силой авторитета своих членов и авторитетом силы своих
решений) Национальный координирующий центр обустройства и раз-
вития информационного пространства России.
В печати уже высказывались предложения по созданию такого
рода структур в отдельных сегментах информационного пространст-
ва России. В частности, это предложения профессора Е.П. Прохоро-
ва о необходимости формирования Национального Совета по СМИ,
а также профессора И.Л. Бачило о создании Национального Совета
по информации и информатизации.
Формирование в 2000 г. Российского комитета Программы ЮНЕС-
КО «Информация для всех», с основной задачей содействия выработке
динамичной, социально направленной национальной информацион-
ной политики, ориентированной на человека, на развитие его потенци-
ала, знаний и навыков, необходимых для жизни в современном глобаль-
ном информационном обществе; появление в 2002 г. на российском ме-
дийном рынке нового крупного игрока – Индустриального комитета;
создание в 2003 г. по инициативе Министерства РФ по связи и инфор-
матизации Российского Центра развития информационного общества с

104
Заключение

основополагающей идеей о том, что только доступ к материальным и
духовным благам информационной цивилизации может обеспечить на-
селению России достойную жизнь, экономическое процветание и необ-
ходимые условия для свободного развития личности, – важные и сим-
томатичные практические действия в этом же направлении.
Идея организационной концентрированности пока еще достаточно
разнородных усилий по обустройству и развитию российского инфор-
мационного пространства постепенно овладевает умами все большего
числа ответственных лиц, принимающих решения. Отсутствие систе-
мообразующих начал в этой многогранной, но в своих принципиальных
моментах достаточно схожей деятельности, весьма вредит делу. Ослаб-
ляет, а подчас и взаимопогашает отдельные частные усилия, осуществ-
ляемые в различных секторах информационного пространства России.
Проблема определения структуры, способной не просто взять на се-
бя, но и социально эффективно выполнить благородную, но крайне
нелегкую миссию запуска механизма формирования Национального
центра информационного развития России, призванного координи-
ровать усилия государства, общества и бизнеса по продвижению на-
шей страны в глобальное информационное общество, как никогда ос-
тро актуализируется…
3.3. Правовое регулирование обустройства и развития информа-
ционного пространства России должно впредь осуществляться в бо-
лее четкой координации такого рода деятельности в рамках СНГ.
Сейчас потребность в этом как никогда насущна. В связи с вхож-
дением России в судебно-правовое пространство объединенной
Европы нам приходится решать довольно непростые проблемы
совместимости наших законодательств, в том числе и в информа-
ционной сфере. С тем чтобы избежать подобных проблем в бли-
жайшие годы по отношению к государствам-участникам СНГ, сто-
ит задуматься о более тесном взаимодействии соответствующих
структур наших стран уже в ходе разработки такого рода законода-
тельных актов.
Причем если на межгосударственным уровне такого рода взаимо-
действию определенное внимание оказывалось и оказывается, то
проблеме оптимизации взаимодействия соответствующих структур
гражданских обществ стран Содружества уделяется критически ма-
лое внимание.
Как представляется, в том числе и в этом перекосе внимания и, соот-
ветственно, соучастия по линии «государство-общество», таится причи-
на низкой практической отдачи так называемого модельного законо-
творчества Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

105
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Рабочим органом такого рода законотворческой общественно-го-
сударственной координации и взаимодействия стран Содружества
мог бы стать Международный Общественный Совет по правовому ре-
гулированию информационных отношений при Межпарламентской Ас-
самблее государств-участников СНГ.
Еще одним шагом по гармонизации регулирующих воздействий
на деятельность СМИ в государствах-участниках СНГ могло бы
явиться создание вслед за хозяйственно-правовым органом Содру-
жества – Экономическим Судом СНГ, информационно-правового
органа Содружества – своеобразного Информационного Суда Содру-
жества, или Судебной палаты Содружества по рассмотрению информа-
ционных споров.
Соответствующая практика Европейского Суда по правам чело-
века (в части обращений по «информационной» ст. 10 Европейской
Конвенции о правах человека) и Судебной палаты по информаци-
онным спорам при Президенте РФ (1994–2000 гг.) достаточно зри-
мо свидетельствуют о социальной эффективности такого рода спо-
собов разрешения многочисленных информационных споров.
Помимо прочего, указанные меры по координации правового ре-
гулирования обустройства и развития информационного простран-
ства стран нашего Содружества зримо укрепят позиции России в ка-
честве своеобразного информационно-правового интерфейса меж-
ду Европой и Азией.




106
Декрет о печати


ЧАСТЬ II
1. Преданья старины глубокой?!

1.1. Совет народных комиссаров РСФСР
Декрет о печати
от 28 октября 1917 года
В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно
за ним следующих, Временный Революционный Комитет вынужден
был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной
печати разных оттенков.
Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая
социалистическая власть нарушила, таким образом, основной
принцип своей программы, посягнув на свободу печати.
Рабочее и Крестьянское Правительство обращает внимание
населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой
фактически скрывается свобода для имущих классов, захвативших в
свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и
вносить смуту в сознание масс.
Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могуществен-
нейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, ког-
да новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается,
невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то
время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пу-
леметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные ме-
ры пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопи-
ла бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса.
Как только новый порядок упрочится, всякие административные
воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена
полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно
самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону.
Считаясь, однако, с тем, что стеснения печати, даже в критичес-
кие моменты, допустимы только в пределах абсолютно необходи-
мых, Совет Народных Комиссаров постановляет:

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕЧАТИ
1. Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к
открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и

107
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Крестьянскому Правительству, 2) сеющие смуту путем явно
клеветнического извращения фактов, 3) призывающие к деяниям
явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера.
2. Запрещения органов прессы, временные или постоянные,
проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.
3. Настоящее положение имеет временный характер, и будет
отменено особым указом по наступлении нормальных условий
общественной жизни.

Председатель
Совета Народных Комиссаров
ВЛАДИМИР УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)




108
Декрет о революционном трибунале печати

1.2. Совет народных комиссаров РСФСР
Декрет о Революционном Трибунале
Печати
от 28 января 1918 года
1) При Революционном Трибунале учреждается Революционный
Трибунал Печати. Ведению Революционного Трибунала Печати
подлежат преступления и проступки против народа, совершаемые
путем использования печати.
2) К преступлениям и проступкам путем использования печати
относятся всякие сообщения ложных или извращенных сведений о
явлениях общественной жизни, поскольку они являются посяга-
тельством на права и интересы революционного народа, а также на-
рушения узаконений о печати, изданных Советской властью.
3) Революционный Трибунал Печати состоит из 3 лиц, избирае-
мых на срок не более 3-х месяцев Советом Рабочих, Солдатских и
Крестьянских Депутатов.
4) а) Для производства предварительного расследования при Ре-
волюционном Трибунале Печати учреждается Следственная Ко-
миссия в составе трех лиц, избираемых Советом Рабочих, Солдат-
ских и Крестьянских Депутатов.
б) По поступлении сообщения или жалобы, Следственная Ко-
миссия в течение 48 часов рассматривает их и направляет дело по
подсудности или назначает к слушанию в заседании Революционно-
го Трибунала.
в) Постановления Следственной Комиссии об арестах, обысках,
выемках и освобождении арестованных действительны, если они
приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих от-
лагательства, меры пресечения могут быть приняты единолично
каждым членом Следственной Комиссии с тем, чтобы эта мера в те-
чение 12 часов была утверждена Следственной Комиссией.
г) Распоряжение Следственной Комиссии приводится в исполне-
ние красной гвардией, милицией, войсками и исполнительными ор-
ганами Республики.
д) Жалобы на постановления Следственной Комиссии подаются
Революционному Трибуналу и рассматриваются в распорядитель-
ном заседании Революционного Трибунала Печати.
е) Следственная Комиссия имеет право: а) требовать от всех ведомств
и должностных лиц, а также от всех местных самоуправлений, судебных
установлений и властей, нотариальных учреждений, общественных и

109
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

профессиональных организаций, торгово-промышленных предприя-
тий, правительственных, общественных и частных кредитных установ-
лений доставления необходимых сведений и документов, а также дел, не
оконченных производством, б) обозревать через своих членов и особо
уполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте уста-
новлений и властей для извлечения необходимых сведений.
5) Судебное следствие происходит при участии обвинения и за-
щиты.
6) В качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия
в деле, допускаются, по выбору сторон, все пользующиеся полити-
ческими правами граждане обоего пола.
7) Заседание Революционного Трибунала Печати публично. В Ре-
волюционном Трибунале Печати ведется полный отчет всего заседа-
ния.
8) Решения Революционного Трибунала Печати окончательны и
обжалованию не подлежат. Комиссариат по делам печати при Сове-
те Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов приводит в ис-
полнение постановления и приговоры Революционного Трибунала
Печати.
Революционный Трибунал Печати определяет следующие наказа-
ния: 1) денежный штраф, 2) выражение общественного порицания, о
котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего
сведения способами, указываемыми Трибуналом, 3) помещение на
видном месте приговора или же специальное опровержение ложных
сведений, 4) приостановка издания временная или навсегда или изъ-
ятие его из обращения, 5) конфискация в общенародную собствен-
ность типографий или имущества издания печати, если они принад-
лежат привлеченным к суду, 6) лишение свободы, 7) удаление из сто-
лицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики,
8) лишение виновного всех или некоторых политических прав.
10) Содержание Революционного Трибунала Печати относится
на счет государства.

Председатель
Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Управляющий делами
Совета Народных Комиссаров
ВЛ. БОНЧ-БРУЕВИЧ


110
Конституция и законодательные акты

2. Конституция и законодательные акты

2.1. Конституция Российской Федерации
1993
(Извлечения)
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При-
знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства.
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин-
ципам и нормам международного права и в соответствии с настоя-
щей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принад-
лежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не долж-
но нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредст-
венно действующими. Они определяют смысл, содержание и при-
менение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных перего-
воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение
этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информа-
ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправ-
ления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возмож-
ность ознакомления с документами и материалами, непосредствен-
но затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотре-
но законом.

111
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие со-
циальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и
вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, нацио-
нального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным спо-
собом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну,
определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре-
щается.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих спо-
собностей и имущества для предпринимательской и иной не запре-
щенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на
монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государствен-
ной власти, органов местного самоуправления, общественных объе-
динений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами
Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы
по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основ-
ных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умале-
ние других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отме-
няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниче-
ны федеральным законом только в той мере, в какой это необходи-
мо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,



112
Конституция и законодательные акты

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо-
роны страны и безопасности государства.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безо-
пасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии
с федеральным конституционным законом могут устанавливаться
отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока
их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Фе-
дерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии
обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конститу-
ционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные
статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54
Конституции Российской Федерации.




113
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2.2. Законодательные акты
2.2.1. Гражданский кодекс Российской
Федерации
1994
(Извлечения)
Статья 128. Виды объектов гражданских прав
К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и
ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной дея-
тельности, в том числе исключительные права на них (интеллекту-
альная собственность); нематериальные блага.
Статья 138. Интеллектуальная собственность
В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и
другими законами, признается исключительное право (интеллекту-
альная собственность) гражданина или юридического лица на ре-
зультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним
средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации
продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименова-
ние, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).
Использование результатов интеллектуальной деятельности и
средств индивидуализации, которые являются объектом исключи-
тельных прав, может осуществляться третьими лицами только с со-
гласия правообладателя.
Статья 139. Служебная и коммерческая тайна
1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в
случае, когда информация имеет действительную или потенциаль-
ную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим ли-
цам, к ней нет свободного доступа на законном основании и облада-
тель информации принимает меры к охране ее конфиденциальнос-
ти. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммер-
ческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
2. Информация, составляющая служебную или коммерческую
тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Ко-
дексом и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, кото-
рая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возме-
стить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на
работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну во-

114
Гражданский кодекс Российской Федерации

преки трудовому договору, в том числе контракту, и на контраген-
тов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Статья 151. Компенсация морального вреда
Если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими на принадлежащие
гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях,
предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслужи-
вающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать сте-
пень физических и нравственных страданий, связанных с индивиду-
альными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его
честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространив-
ший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести
и достоинства гражданина и после его смерти.
2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репута-
цию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они
должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от
организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой ин-
формации опубликованы сведения, ущемляющие его права или ох-
раняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего
ответа в тех же средствах массовой информации.
4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нару-
шителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотрен-
ных процессуальным законодательством, в доход Российской Феде-
рации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности
выполнить предусмотренное решением суда действие.
5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения,
порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе
наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения
убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие
честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозмож-

115
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

но, лицо, в отношении которого такие сведения распространены,
вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространен-
ных сведений не соответствующими действительности.
7. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражда-
нина соответственно применяются к защите деловой репутации
юридического лица.
Статья 1099. Общие положения
1. Основания и размер компенсации гражданину морального вре-
да определяются правилами, предусмотренными настоящей главой
и статьей настоящего Кодекса.
2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием),
нарушающими имущественные права гражданина, подлежит ком-
пенсации в случаях, предусмотренных законом.
3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от
подлежащего возмещению имущественного вреда.
Статья 1100. Основания компенсации морального вреда
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от
вины причинителя вреда в случаях, когда:
– вред причинен жизни или здоровью гражданина источником
повышенной опасности;
– вред причинен гражданину в результате его незаконного осуж-
дения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, не-
законного применения в качестве меры пресечения заключения под
стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения админис-
тративного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
– вред причинен распространением сведений, порочащих честь,
достоинство и деловую репутацию;
– в иных случаях, предусмотренных законом.
Статья 1101. Способ и размер компенсации морального вреда
1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических
и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вре-
да в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться
требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был при-
чинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потер-
певшего.

116
Уголовный кодекс Российской Федерации

2.2.2. Уголовный кодекс Российской
Федерации
1996, 2003
(Извлечения)
Статья 129. Клевета
1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений,
порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих
его репутацию, – наказывается штрафом в размере до восьмидеся-
ти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохо-
да осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными
работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо
исправительными работами на срок до одного года. (в ред. Феде-
рального закона
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично
демонстрирующемся произведении или средствах массовой инфор-
мации, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден-
ного за период до одного года, либо обязательными работами на
срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправи-
тельными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом
на срок от трех до шести месяцев.
3. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжко-
го или особо тяжкого преступления, – наказывается штрафом в раз-
мере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период от одного года до
двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо аре-
стом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы
на срок до трех лет.
Статья 130. Оскорбление
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого ли-
ца, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в
размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо
обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо ис-
правительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, пуб-
лично демонстрирующемся произведении или средствах массовой
информации, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода

117
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными ра-
ботами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до одного года.
Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
1. Незаконное собирание или распространение сведений о
частной жизни лица, составляющих его личную или семейную
тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в
публичном выступлении, публично демонстрирующемся про-
изведении или средствах массовой информации, – наказыва-
ются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в разме-
ре заработной платы или иного дохода осужденного за период
до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на
срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправи-
тельными работами на срок до одного года, либо арестом на
срок до четырех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием свое-
го служебного положения, – наказываются штрафом в размере
от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период от одного года
до двух лет, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на
срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до ше-
сти месяцев.
Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных или иных сообщений
1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почто-
вых, телеграфных или иных сообщений граждан – наказывается
штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере за-
работной платы или иного дохода осужденного за период до шести
месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до
ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до
одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием сво-
его служебного положения или специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения инфор-
мации, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до
трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или ино-
го дохода осужденного за период от одного года до двух лет, ли-
бо лишением права занимать определенные должности или за-
ниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти

118
Уголовный кодекс Российской Федерации

лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидеся-
ти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от двух до че-
тырех месяцев.
3. Незаконные производство, сбыт или приобретение в целях
сбыта специальных технических средств, предназначенных для не-
гласного получения информации, – наказываются штрафом в раз-
мере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, ли-
бо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением сво-
боды на срок до трех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до трех лет.
Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении
собранных в установленном порядке документов и материалов,
непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина,
либо предоставление гражданину неполной или заведомо лож-
ной информации, если эти деяния причинили вред правам и за-
конным интересам граждан, – наказываются штрафом в разме-
ре до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
либо лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пя-
ти лет.
Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной дея-
тельности журналистов
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельнос-
ти журналистов путем принуждения их к распространению либо к
отказу от распространения информации, – наказывается штрафом в
размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев,
либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов,
либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием сво-
его служебного положения, – наказывается штрафом в разме-
ре от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработ-
ной платы или иного дохода осужденного за период от одного
года до двух лет, либо исправительными работами на срок до
двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лише-
нием права занимать определенные должности или занимать-

119
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ся определенной деятельностью на срок до трех лет или без та-
кового.
Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения)
Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле
усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усы-
новления (удочерения) как служебную или профессиональную
тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных по-
буждений, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до шести месяцев, либо исправительны-
ми работами на срок до одного года, либо арестом на срок до че-
тырех месяцев с лишением права занимать определенные долж-
ности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.
Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений,
составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, нало-
говую или банковскую тайну, путем похищения документов,
подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, – нака-
зывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе-
риод от одного до шести месяцев либо лишением свободы на
срок до двух лет.
2. Незаконные разглашение или использование сведений, состав-
ляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без со-
гласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала
известна по службе или работе, – наказываются штрафом в размере
до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до одного года с лишением
права занимать определенные должности или заниматься опреде-
ленной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы
на срок до трех лет.
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные
из корыстной заинтересованности, – наказываются штрафом в раз-
мере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с ли-
шением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением
свободы на срок до пяти лет.


120
Уголовный кодекс Российской Федерации

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоя-
щей статьи, повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лише-
нием свободы на срок до десяти лет.
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создаю-
щих опасность для жизни или здоровья людей
1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах
или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья лю-
дей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязан-
ным обеспечивать население и органы, уполномоченные на при-
нятие мер по устранению такой опасности, указанной информа-
цией, – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на
срок до двух лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим госу-
дарственную должность Российской Федерации или государствен-
ную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой ор-
гана местного самоуправления либо если в результате таких деяний
причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие по-
следствия, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пяти-
сот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением
свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определен-
ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до трех лет или без такового.
Статья 242. Незаконное распространение порнографических мате-
риалов или предметов
Незаконные изготовление в целях распространения или рекла-
мирования, распространение, рекламирование порнографичес-
ких материалов или предметов, а равно незаконная торговля пе-
чатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображени-
ями или иными предметами порнографического характера – на-
казываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч руб-
лей или в размере заработной платы или иного дохода осужденно-
го за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на
срок до двух лет.



121
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с
порнографическими изображениями несовершеннолетних
1. Изготовление, хранение или перемещение через Государствен-
ную границу Российской Федерации в целях распространения, пуб-
личной демонстрации или рекламирования либо распространение,
публичная демонстрация или рекламирование материалов или
предметов с порнографическими изображениями заведомо несовер-
шеннолетних, а равно привлечение заведомо несовершеннолетних в
качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях пор-
нографического характера лицом, достигшим восемнадцатилетнего
возраста, – наказываются лишением свободы на срок до шести лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) родителем или иным лицом, на которое законом возложены
обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педаго-
гом или другим работником образовательного, воспитательного, ле-
чебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за
несовершеннолетним;
б) в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилет-
него возраста;
в) группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой, – наказываются лишением свободы на срок от трех до
восьми лет.
Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации
1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной
информации, то есть информации на машинном носителе, в элек-
тронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети,
если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модифика-
цию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, сис-
темы ЭВМ или их сети, – наказывается штрафом в размере до двух-
сот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправитель-
ными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ли-
шением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой либо лицом с использованием
своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, си-
стеме ЭВМ или их сети, – наказывается штрафом в размере от ста
тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, ли-
бо исправительными работами на срок от одного года до двух лет,

122
Уголовный кодекс Российской Федерации

либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением сво-
боды на срок до пяти лет.
Статья 273. Создание, использование и распространение вредо-
носных программ для ЭВМ
1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в су-
ществующие программы, заведомо приводящих к несанкциони-
рованному уничтожению, блокированию, модификации либо ко-
пированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ
или их сети, а равно использование либо распространение таких
программ или машинных носителей с такими программами, – на-
казываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом
в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадца-
ти месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие послед-
ствия, – наказываются лишением свободы на срок от трех до семи
лет.
Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы
ЭВМ или их сети
1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их
сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, по-
влекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняе-
мой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило суще-
ственный вред, – наказывается лишением права занимать опреде-
ленные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста вось-
мидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на
срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последст-
вия, – наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.
Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской
деятельности
1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской дея-
тельности, – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден-
ного за период до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шес-
ти месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств мас-
совой информации, – наказываются лишением свободы на

123
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до трех лет.
Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно
унижение человеческого достоинства
1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо
вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы
лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхож-
дения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-
либо социальной группе, совершенные публично или с использо-
ванием средств массовой информации, – наказываются штра-
фом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в раз-
мере заработной платы или иного дохода осужденного за пери-
од от одного года до двух лет, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной дея-
тельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами
на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными ра-
ботами на срок до одного года, либо лишением свободы на
срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, – наказываются штрафом в раз-
мере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработ-
ной платы или иного дохода осужденного за период от одного го-
да до трех лет, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадца-
ти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на
срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок
до пяти лет.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну,
лицом, которому она была доверена или стала известна по службе
или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при от-
сутствии признаков государственной измены – наказывается арес-
том на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на
срок до четырех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.

124
Уголовный кодекс Российской Федерации

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие по-
следствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до
семи лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 310. Разглашение данных предварительного расследования
Разглашение данных предварительного расследования лицом,
предупрежденным в установленном законом порядке о недопусти-
мости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора,
следователя или лица, производящего дознание, – наказывается
штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере за-
работной платы или иного дохода осужденного за период до шести
месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо
арестом на срок до трех месяцев.
Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, приме-
няемых в отношении судьи и участников уголовного процесса
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяе-
мых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного ли-
ца, участвующего в отправлении правосудия, судебного приста-
ва, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других
участников уголовного процесса, а равно в отношении их близ-
ких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения
были доверены или стали известны в связи с его служебной де-
ятельностью, – наказывается штрафом в размере до двухсот ты-
сяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограни-
чением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до че-
тырех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается
лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 319. Оскорбление представителя власти
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении
им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнени-
ем, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе-
риод до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста
двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными рабо-
тами на срок от шести месяцев до одного года.




125
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, приме-
няемых в отношении должностного лица правоохранительного или
контролирующего органа
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в
отношении должностного лица правоохранительного или кон-
тролирующего органа, а также его близких, если это деяние со-
вершено в целях воспрепятствования его служебной деятельнос-
ти, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех
месяцев.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается
лишением свободы на срок до пяти лет.




126
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2.2.3. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
2001
(Извлечения)
Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора,
хранения, использования или распространения информации о
гражданах (персональных данных)
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения,
использования или распространения информации о гражданах
(персональных данных) – влечет предупреждение или наложение
административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти
минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пя-
ти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации
1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуще-
ствление деятельности в области защиты информации (за исключе-
нием информации, составляющей государственную тайну), – вле-
чет наложение административного штрафа на граждан в размере от
трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных
лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров
оплаты труда.
2. Использование несертифицированных информационных сис-
тем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств за-
щиты информации, если они подлежат обязательной сертификации
(за исключением средств защиты информации, составляющей госу-
дарственную тайну), – влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров опла-
ты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты ин-
формации или без таковой; на должностных лиц – от десяти до двад-
цати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от
ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией
несертифицированных средств защиты информации или без таковой.
3. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведе-
ние работ, связанных с использованием и защитой информации, со-
ставляющей государственную тайну, созданием средств, предназна-
ченных для защиты информации, составляющей государственную
тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по за-

127
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

щите информации, составляющей государственную тайну, – влечет

<<

стр. 4
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>