<<

стр. 5
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

наложение административного штрафа на должностных лиц в раз-
мере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц – от ста пятидесяти до двухсот минимальных
размеров оплаты труда.
4. Использование несертифицированных средств, предназначен-
ных для защиты информации, составляющей государственную тай-
ну, – влечет наложение административного штрафа на должност-
ных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оп-
латы труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минималь-
ных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных
средств, предназначенных для защиты информации, составляющей
государственную тайну, или без таковой.
Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты
информации
1. Занятие видами деятельности в области защиты информа-
ции (за исключением информации, составляющей государствен-
ную тайну) без получения в установленном порядке специально-
го разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицен-
зия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обяза-
тельна), – влечет наложение административного штрафа на граж-
дан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты тру-
да с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на
должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров
оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без
таковой; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных раз-
меров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации
или без таковой.
2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и
защитой информации, составляющей государственную тайну, со-
зданием средств, предназначенных для защиты информации, со-
ставляющей государственную тайну, осуществлением мероприя-
тий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляю-
щей государственную тайну, без лицензии – влечет наложение ад-
министративного штрафа на должностных лиц в размере от соро-
ка до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юриди-
ческих лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оп-
латы труда с конфискацией созданных без лицензии средств за-
щиты информации, составляющей государственную тайну, или
без таковой.


128
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом
Разглашение информации, доступ к которой ограничен феде-
ральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой
информации влечет уголовную ответственность), лицом, получив-
шим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных
или профессиональных обязанностей, – влечет наложение админи-
стративного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти мини-
мальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от сорока до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации
Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопро-
грамм, документальных и художественных фильмов, а также отно-
сящихся к специальным средствам массовой информации инфор-
мационных компьютерных файлов и программ обработки информа-
ционных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие
на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их
здоровье, – влечет наложение административного штрафа на граж-
дан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров
оплаты труда с конфискацией предмета административного право-
нарушения; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти мини-
мальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета админи-
стративного правонарушения; на юридических лиц – от четырехсот
до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией
предмета административного правонарушения.
Статья 13.16. Воспрепятствование распространению продукции
средства массовой информации
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании
распространению продукции средства массовой информации либо
установление незаконных ограничений на розничную продажу ти-
ража периодического печатного издания – влечет наложение ад-
министративного штрафа на граждан в размере от трех до пяти ми-
нимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти
до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 13.17. Нарушение правил распространения обязательных
сообщений
Нарушение правил распространения обязательных сообщений, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должно-

129
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

стных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных раз-
меров оплаты труда.
Статья 13.21. Нарушение порядка изготовления или распростране-
ния продукции средства массовой информации
Изготовление или распространение продукции незарегистри-
рованного средства массовой информации, а равно продукции
средства массовой информации, не прошедшего перерегистра-
цию, либо изготовление или распространение такой продукции
после решения о прекращении или приостановлении выпуска
средства массовой информации в установленном порядке – вле-
чет наложение административного штрафа на граждан в размере
от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с
конфискацией предмета административного правонарушения; на
должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных раз-
меров оплаты труда с конфискацией предмета административно-
го правонарушения; на юридических лиц – от двухсот до трехсот
минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета
административного правонарушения.




130
Закон Российской Федерации о государственной тайне

2.2.4. Закон Российской Федерации
о государственной тайне
1997, 2004
(Извлечения)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с
отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием
или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопас-
ности Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные по-
нятия:
– государственная тайна – защищаемые государством сведения в
области его военной, внешнеполитической, экономической, разве-
дывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной де-
ятельности, распространение которых может нанести ущерб безо-
пасности Российской Федерации;
– допуск к государственной тайне – процедура оформления права
граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную
тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение
работ с использованием таких сведений;
– доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, –
санкционированное полномочным должностным лицом ознаком-
ление конкретного лица со сведениями, составляющими государст-
венную тайну;
– перечень сведений, составляющих государственную тайну, – со-
вокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведе-
ния относятся к государственной тайне и засекречиваются на осно-
ваниях и в порядке, установленных федеральным законодательст-
вом.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной
тайне и засекречиванию
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречива-
нию сведения:
– о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих
безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о сти-
хийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демогра-
фии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоя-
нии преступности;

131
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

– о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предо-
ставляемых государством гражданам, должностным лицам, пред-
приятиям, учреждениям и организациям;
– о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах
Российской Федерации;
– о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской
Федерации;
– о фактах нарушения законности органами государственной
власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании пере-
численных сведений либо о включении их в этих целях в носители
сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную,
административную или дисциплинарную ответственность в зависи-
мости от причиненного обществу, государству и гражданам матери-
ального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие
решения в суд.




132
Закон Российской Федерации о средствах массовой информации

2.2.5. Закон Российской Федерации
о средствах массовой информации
1991, 2004
(Извлечения)
Статья 1. Свобода массовой информации в Российской Федерации
• поиск, получение, производство и распространение массовой
информации,
• учреждение средств массовой информации, владение, пользо-
вание и распоряжение ими,
• изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация техни-
ческих устройств и оборудования, сырья и материалов, предназна-
ченных для производства и распространения продукции средств
массовой информации,
• не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных
законодательством Российской Федерации о средствах массовой
информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
• под массовой информацией понимаются предназначенные для
неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и
иные сообщения и материалы;
• под средством массовой информации понимается периодичес-
кое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохрони-
кальная программа, иная форма периодического распространения
массовой информации;
• под продукцией средства массовой информации понимается
тираж или часть тиража отдельного номера периодического печат-
ного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникаль-
ной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи
программы;
• под распространением продукции средства массовой информа-
ции понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодичес-
ких печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, транс-
ляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохрони-
кальных программ;
• под журналистом понимается лицо, занимающееся редакти-
рованием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и мате-
риалов для редакции зарегистрированного средства массовой ин-
формации, связанное с ней трудовыми или иными договорными

133
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее
уполномочию;
• под распространителем понимается лицо, осуществляющее
распространение продукции средства массовой информации по до-
говору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Статья 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции
средства массовой информации со стороны должностных лиц, госу-
дарственных органов, организаций, учреждений или общественных
объединений предварительно согласовывать сообщения и материа-
лы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или
интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение
сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов
или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществ-
ление цензуры массовой информации, – не допускается.
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой
информации
Не допускается использование средств массовой информации в
целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения
сведений, составляющих государственную или иную специально
охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насиль-
ственному изменению конституционного строя и целостности го-
сударства, разжигания национальной, классовой, социальной, ре-
лигиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а так-
же для распространения передач, пропагандирующих порногра-
фию, культ насилия и жестокости.
Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, до-
кументальных и художественных фильмах, а также в информацион-
ных компьютерных файлах и программах обработки информацион-
ных текстов, относящихся к специальным средствам массовой ин-
формации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание лю-
дей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением теле-,
видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих
телевещание
Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое
лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в
уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и

134
Закон Российской Федерации о средствах массовой информации

более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное граж-
данство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.
Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин
Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иност-
ранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с
иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в устав-
ном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и бо-
лее, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуще-
ствляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых
охватывает половину и более половины субъектов Российской Фе-
дерации либо территорию, на которой проживает половина и более
половины численности населения Российской Федерации.
Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в
том числе после ее регистрации, организацией (юридическим ли-
цом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уве-
ренного приема передач которой (которого) охватывает половину и
более половины субъектов Российской Федерации либо террито-
рию, на которой проживает половина и более половины численнос-
ти населения Российской Федерации, повлекшее появление в их ус-
тавном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия,
составляющей 50 процентов и более, не допускается.
Статья 23. Информационные агентства
При применении настоящего Закона в отношении информаци-
онных агентств на них одновременно распространяются статус ре-
дакции, издателя, распространителя и правовой режим средства
массовой информации.
Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным
названием, учреждаемые информационным агентством, регистри-
руются в порядке, установленном настоящим Законом.
При распространении сообщений и материалов информационно-
го агентства другим средством массовой информации ссылка на ин-
формационное агентство обязательна.
Статья 24. Иные средства массовой информации
Правила, установленные настоящим Законом для периодических
печатных изданий, применяются в отношении периодического рас-
пространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, создан-
ных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и ба-
зах данных, а равно в отношении иных средств массовой информа-
ции, продукция которых распространяется в виде печатных сообще-
ний, материалов, изображений.

135
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и теле-
программ, применяются в отношении периодического распростра-
нения массовой информации через системы телетекста, видеотекста
и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Рос-
сийской Федерации не установлено иное.
Статья 39. Запрос информации
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности
государственных органов и организаций, общественных объедине-
ний, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в уст-
ной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обя-
заны предоставлять руководители указанных органов, организаций
и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие
уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен,
только если она содержит сведения, составляющие государствен-
ную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тай-
ну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в
трехдневный срок со дня получения письменного запроса информа-
ции. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может
быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую
законом тайну;
2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
3) дата принятия решения об отказе.
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допус-
тима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семи-
дневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю
редакции в трехдневный срок со дня получения письменного за-
проса информации. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может
быть представлена в семидневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку;
4) дата принятия решения об отсрочке.
Статья 41. Конфиденциальная информация
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях
и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием
сохранения их в тайне.


136
Закон Российской Федерации о средствах массовой информации

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не
вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием нераз-
глашения его имени, за исключением случая, когда соответствую-
щее требование поступило от суда в связи с находящимся в его про-
изводстве делом.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях
и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на лич-
ность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо по-
дозреваемого в его совершении, а равно совершившего администра-
тивное правонарушение или антиобщественное действие, без согла-
сия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщени-
ях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на
личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без
согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного
представителя.
Статья 43. Право на опровержение
Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опро-
вержения не соответствующих действительности и порочащих их
честь и достоинство сведений, которые были распространены в дан-
ном средстве массовой информации. Такое право имеют также закон-
ные представители гражданина, если сам гражданин не имеет воз-
можности потребовать опровержения. Если редакция средства массо-
вой информации не располагает доказательствами того, что распрост-
раненные им сведения соответствуют действительности, она обязана
опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
Если гражданин или организация представили текст опроверже-
ния, то распространению подлежит данный текст при условии его
соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, те-
лепрограммы, обязанная распространить опровержение, может
предоставить гражданину или представителю организации, потре-
бовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и пере-
дать его в записи.
Статья 44. Порядок опровержения
В опровержении должно быть указано, какие сведения не соот-
ветствуют действительности, когда и как они были распространены
данным средством массовой информации.
Опровержение в периодическом печатном издании должно быть
набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опроверже-
ние», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое со-

137
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

общение или материал. По радио и телевидению опровержение
должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же
передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.
Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем
опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или ма-
териала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче
одной стандартной страницы машинописного текста. Опроверже-
ние по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного
времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной стра-
ницы машинописного текста.
Опровержение должно последовать:
1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир)
не реже одного раза в неделю, – в течение десяти дней со дня полу-
чения требования об опровержении или его текста;
2) в иных средствах массовой информации – в подготавливаемом
или ближайшем планируемом выпуске.
В течение месяца со дня получения требования об опровержении
либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить за-
интересованных гражданина или организацию о предполагаемом
сроке распространения опровержения либо об отказе в его распро-
странении с указанием оснований отказа.
Статья 45. Основания отказа в опровержении
В опровержении должно быть отказано, если данное требование
либо представленный текст опровержения:
1) является злоупотреблением свободой массовой информации в
смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;
2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;
3) является анонимным.
В опровержении может быть отказано:
1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в
данном средстве массовой информации;
2) если требование об опровержении либо представленный текст
его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распро-
странения опровергаемых сведений в данном средстве массовой ин-
формации.
Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоя-
щим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со
дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в
соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законо-
дательством Российской Федерации.


138
Закон Российской Федерации о средствах массовой информации

Статья 46. Право на ответ
Гражданин или организация, в отношении которых в средстве
массовой информации распространены сведения, не соответствую-
щие действительности либо ущемляющие права и законные интере-
сы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том
же средстве массовой информации.
В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила ста-
тей 43–45 настоящего Закона.
Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске
средства массовой информации. Данное правило не распространя-
ется на редакционные комментарии.
Статья 50. Скрытая запись
Распространение сообщений и материалов, подготовленных с ис-
пользованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки,
допускается:
1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека
и гражданина;
2) если это необходимо для защиты общественных интересов
и приняты меры против возможной идентификации посторон-
них лиц;
3) если демонстрация записи производится по решению суда.
Статья 56. Возложение ответственности
Учредители, редакции, издатели, распространители, государст-
венные органы, организации, учреждения, предприятия и общест-
венные объединения, должностные лица, журналисты, авторы рас-
пространенных сообщений и материалов несут ответственность за
нарушения законодательства Российской Федерации о средствах
массовой информации.
Статья 57. Освобождение от ответственности
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственнос-
ти за распространение сведений, не соответствующих действитель-
ности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, ли-
бо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо пред-
ставляющих собой злоупотребление свободой массовой информа-
ции и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообще-
ниях;
2) если они получены от информационных агентств;



139
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в ма-
териалах пресс-служб государственных органов, организаций, уч-
реждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов
выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов на-
родных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов об-
щественных объединений, а также официальных выступлений
должностных лиц государственных органов, организаций и общест-
венных объединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в
эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих
редактированию в соответствии с настоящим Законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообще-
ний и материалов или их фрагментов, распространенных другим
средством массовой информации, которое может быть установ-
лено и привлечено к ответственности за данное нарушение за-
конодательства Российской Федерации о средствах массовой
информации.
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой
информации
Ущемление свободы массовой информации, то есть воспре-
пятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан,
должностных лиц государственных органов и организаций, об-
щественных объединений законной деятельности учредителей,
редакций, издателей и распространителей продукции средства
массовой информации, а также журналистов, в том числе по-
средством:
– осуществления цензуры;
вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной
самостоятельности редакции;
– незаконного прекращения либо приостановления деятельности
средства массовой информации;
– нарушения права редакции на запрос и получение информации;
– незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
– принуждения журналиста к распространению или отказу от
распространения информации;
– установления ограничений на контакты с журналистом и пере-
дачу ему информации, за исключением сведений, составляющих го-
сударственную, коммерческую или иную специально охраняемую
законом тайну;


140
Закон Российской Федерации о средствах массовой информации

– нарушения прав журналиста, установленных настоящим Зако-
ном, – влечет уголовную, административную, дисциплинарную или
иную ответственность в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации.
Обнаружение органов, организаций, учреждений или должнос-
тей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры
массовой информации, – влечет немедленное прекращение их фи-
нансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законо-
дательством Российской Федерации.
Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой
информации
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившее-
ся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, – влечет
уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответ-
ственность в соответствии с законодательством Российской Феде-
рации.
Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в наруше-
нии требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюде-
ние обязанностей журналиста, – влечет уголовную, административ-
ную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации.
Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства
о средствах массовой информации
Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах
массовой информации, выразившееся:
– в учреждении средства массовой информации через подставное
лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на ве-
щание обманным путем, скрытой уступке лицензии или неправо-
мерном получении льгот, установленных для специализированных
средств массовой информации;
– в незаконном изготовлении продукции средства массовой ин-
формации без его регистрации либо после решения о прекращении
или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегист-
рации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных
настоящим Законом требований;
– в воспрепятствовании осуществляемому на законном основа-
нии распространению продукции средства массовой информации,
установлении незаконных ограничений на розничную продажу ти-
ража периодического печатного издания;


141
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

– в нарушении установленных законодательством Российской
Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвы-
борной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и ус-
ловий распространения материалов предвыборной агитации, агита-
ции по вопросам референдума;
– в незаконном распространении продукции средства массовой
информации без его регистрации либо после решения о прекраще-
нии или приостановлении его деятельности или без разрешения на
выход в свет (в эфир), в незаконном коммерческом распростране-
нии, осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением ли-
цензионных условий;
– в нарушении правил распространения обязательных сообще-
ний, рекламы, эротических изданий и программ;
– в нарушении порядка объявления выходных данных, представ-
ления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и ра-
диопередач;
– в создании искусственных помех, препятствующих уверенному
приему радио- и телепрограмм, – влечет уголовную, администра-
тивную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Статья 61. Порядок обжалования
В соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным
законодательством Российской Федерации могут быть обжалова-
ны в суд:
1) отказ в регистрации средства массовой информации, наруше-
ние регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные
неправомерные действия регистрирующего органа;
2) решение федерального органа исполнительной власти, уполно-
моченного Правительством Российской Федерации, об аннулирова-
нии лицензии на вещание;
3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информа-
ции либо несоблюдение должностными лицами, работниками
пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений,
предприятий, органов общественных объединений требований ста-
тьи 40 настоящего Закона;
4) отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно наруше-
ние прав аккредитованного журналиста.
Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездейст-
вие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жа-
лобы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить


142
Закон Российской Федерации о средствах массовой информации

убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем,
редакцией, держателем лицензии.
Статья 62. Возмещение морального вреда
Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину
в результате распространения средством массовой информации не
соответствующих действительности сведений, порочащих честь и
достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущест-
венный вред, возмещается по решению суда средством массовой ин-
формации, а также виновными должностными лицами и граждана-
ми в размере, определяемом судом.




143
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2.2.6. Федеральный закон
об информации, информатизации
и защите информации
1995, 2003
(Извлечения)
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возни-
кающие при:
• формировании и использовании информационных ресурсов на
основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска,
распространения и предоставления потребителю документирован-
ной информации;
• создании и использовании информационных технологий и
средств их обеспечения;
• защите информации, прав субъектов, участвующих в информа-
ционных процессах и информатизации.
2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, ре-
гулируемых Законом Российской Федерации «Об авторском праве и
смежных правах».
Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном за-
коне, их определения
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
• информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
• информатизация – организационный социально-экономи-
ческий и научно-технический процесс создания оптимальных ус-
ловий для удовлетворения информационных потребностей и реа-
лизации прав граждан, органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций, общественных объеди-
нений на основе формирования и использования информацион-
ных ресурсов;
• документированная информация (документ) – зафиксирован-
ная на материальном носителе информация с реквизитами, позво-
ляющими ее идентифицировать;
• информационные процессы – процессы сбора, обработки, на-
копления, хранения, поиска и распространения информации;
• информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информа-


144
Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации

ционных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных,
других информационных системах);
• информация о гражданах (персональные данные) – сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяю-
щие идентифицировать его личность;
• конфиденциальная информация – документированная инфор-
мация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации;
• владелец информационных ресурсов, информационных сис-
тем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществля-
ющий владение и пользование указанными объектами и реализу-
ющий полномочия распоряжения в пределах, установленных за-
коном;
• пользователь (потребитель) информации – субъект, обращаю-
щийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею.
Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа
1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-
рации являются открытыми и общедоступными. Исключение со-
ставляет документированная информация, отнесенная законом к
категории ограниченного доступа.
2. Документированная информация с ограниченным досту-
пом по условиям ее правового режима подразделяется на ин-
формацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиден-
циальную.
3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
• законодательные и другие нормативные акты, устанавливаю-
щие правовой статус органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций, общественных объеди-
нений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок
их реализации;
• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуа-
циях, экологическую, метеорологическую, демографическую, сани-
тарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую
для обеспечения безопасного функционирования населенных пунк-
тов, производственных объектов, безопасности граждан и населе-
ния в целом;
• документы, содержащие информацию о деятельности орга-
нов государственной власти и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных средств и других государственных


145
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях на-
селения, за исключением отнесенных к государственной тайне;
• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и ар-
хивов, информационных системах органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений, ор-
ганизаций, представляющие общественный интерес или необходи-
мые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется
в порядке, установленном законодательством Российской Федера-
ции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоя-
щего Федерального закона.
Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)
1. Перечни персональных данных, включаемых в состав феде-
ральных информационных ресурсов, информационных ресурсов
совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Рос-
сийской Федерации, информационных ресурсов органов местного
самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударствен-
ными организациями, должны быть закреплены на уровне феде-
рального закона. Персональные данные относятся к категории кон-
фиденциальной информации.
Не допускаются сбор, хранение, использование и распростране-
ние информации о частной жизни, а равно информации, нарушаю-
щей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физичес-
кого лица без его согласия, кроме как на основании судебного реше-
ния.
2. Персональные данные не могут быть использованы в целях
причинения имущественного и морального вреда гражданам, за-
труднения реализации прав и свобод граждан Российской Федера-
ции. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе
использования информации об их социальном происхождении, о
расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной при-
надлежности запрещено и карается в соответствии с законодатель-
ством.
3. Юридические и физические лица, в соответствии со свои-
ми полномочиями владеющие информацией о гражданах, полу-
чающие и использующие ее, несут ответственность в соответст-
вии с законодательством Российской Федерации за нарушение
режима защиты, обработки и порядка использования этой ин-
формации.


146
Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации

5. Неправомерность деятельности органов государственной влас-
ти и организаций по сбору персональных данных может быть уста-
новлена в судебном порядке по требованию субъектов, действую-
щих на основании статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и
законодательства о персональных данных.
Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информа-
ционных ресурсов
1. Пользователи – граждане, органы государственной власти, ор-
ганы местного самоуправления, организации и общественные объе-
динения – обладают равными правами на доступ к государственным
информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед вла-
дельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой
ими информации. Исключение составляет информация с ограни-
ченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным
информационным ресурсам является основой осуществления обще-
ственного контроля за деятельностью органов государственной вла-
сти, органов местного самоуправления, общественных, политичес-
ких и иных организаций, а также за состоянием экономики, эколо-
гии и других сфер общественной жизни.
2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользова-
телей (потребителей) информацией из информационных ресурсов
на основе законодательства, уставов указанных органов и организа-
ций, положений о них, а также договоров на услуги по информаци-
онному обеспечению.
Информация, полученная на законных основаниях из государст-
венных информационных ресурсов гражданами и организациями,
может быть использована ими для создания производной информа-
ции в целях ее коммерческого распространения с обязательной
ссылкой на источник информации.
Источником прибыли в этом случае является результат вложен-
ных труда и средств при создании производной информации, но не
исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
3. Порядок получения пользователем информации (указание ме-
ста, времени, ответственных должностных лиц, необходимых про-
цедур) определяет собственник или владелец информационных ре-
сурсов с соблюдением требований, установленных настоящим Фе-
деральным законом.
Перечни информации и услуг по информационному обеспече-
нию, сведения о порядке и условиях доступа к информационным


147
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных
систем предоставляют пользователям бесплатно.
4. Органы государственной власти и организации, ответственные
за формирование и использование информационных ресурсов,
обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления
пользователю документированной информации в соответствии с
обязанностями, установленными уставами (положениями) этих ор-
ганов и организаций.
5. Порядок накопления и обработки документированной инфор-
мации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок до-
ступа к ней определяются органами государственной власти, ответ-
ственными за определенные вид и массивы информации, и соответ-
ствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в
соответствии с законодательством.
Статья 13. Гарантии предоставления информации
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправ-
ления создают доступные для каждого информационные ресурсы по
вопросам деятельности этих органов и подведомственных им орга-
низаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют мас-
совое информационное обеспечение пользователей по вопросам
прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим во-
просам, представляющим общественный интерес.
2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотрен-
ным в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.
4. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользова-
телям из государственных информационных ресурсов бесплатно
или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги,
устанавливает Правительство Российской Федерации.
Расходы на указанные услуги компенсируются из средств феде-
рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них
1. Граждане и организации имеют право на доступ к документи-
рованной информации о них, на уточнение этой информации в це-
лях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать,
кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.
Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них
допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными
законами.
2. Владелец документированной информации о гражданах обязан
предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, кото-

148
Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации

рых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предус-
мотренных законодательством Российской Федерации.
3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплек-
тования информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 на-
стоящего Федерального закона, имеют право бесплатно пользовать-
ся этой информацией.
4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе
к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 21. Защита информации
1. Защите подлежит любая документированная информация, не-
правомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собст-
веннику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
• в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, –
уполномоченными органами на основании Закона Российской Фе-
дерации «О государственной тайне»;
• в отношении конфиденциальной документированной инфор-
мации – собственником информационных ресурсов или уполномо-
ченным лицом на основании настоящего Федерального закона;
• в отношении персональных данных – Федеральным законом.
2. Органы государственной власти и организации, ответствен-
ные за формирование и использование информационных ресур-
сов, подлежащих защите, а также органы и организации, разра-
батывающие и применяющие информационные системы и ин-
формационные технологии для формирования и использования
информационных ресурсов с ограниченным доступом, руковод-
ствуются в своей деятельности законодательством Российской
Федерации.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации
и эксплуатацией специальных программно-технических средств
защиты, а также обеспечение организационных мер защиты ин-
формационных систем, обрабатывающих информацию с ограни-
ченным доступом в негосударственных структурах, осуществляют-
ся органами государственной власти. Контроль осуществляется в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным
доступом, которая является собственностью государства, создают
специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные
им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением тре-


149
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

бований по защите информации и запрещать или приостанавливать
обработку информации в случае невыполнения этих требований.
6. Собственник или владелец документированной информации
вправе обращаться в органы государственной власти для оценки
правильности выполнения норм и требований по защите его инфор-
мации в информационных системах. Соответствующие органы оп-
ределяет Правительство Российской Федерации. Эти органы соблю-
дают условия конфиденциальности самой информации и результа-
тов проверки.
Статья 24. Защита права на доступ к информации
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление
пользователям заведомо недостоверной информации могут быть об-
жалованы в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по
договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена ин-
формационными ресурсами между организациями рассматривают-
ся арбитражным судом.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации,
и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на
возмещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении инфор-
мации к категории информации с ограниченным доступом, иски о
возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предостав-
лении информации пользователям или в результате других наруше-
ний прав пользователей.
3. Руководители, другие служащие органов государственной влас-
ти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к
информации и нарушении режима защиты информации, несут от-
ветственность в соответствии с уголовным, гражданским законода-
тельством и законодательством об административных правонаруше-
ниях.




150
Трудовой кодекс Российской Федерации

2.2.7. Трудовой кодекс Российской
Федерации
2001
(Извлечения)

Глава 14
ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА
Статья 85. Понятие персональных данных работника. Обработка
персональных данных работника
Персональные данные работника – информация, необходимая
работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся кон-
кретного работника.
Обработка персональных данных работника – получение, хране-
ние, комбинирование, передача или любое другое использование
персональных данных работника.
Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных
работника и гарантии их защиты
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина рабо-
тодатель и его представители при обработке персональных данных
работника обязаны соблюдать следующие общие требования:
1) обработка персональных данных работника может осуществ-
ляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и
иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудо-
устройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения лич-
ной безопасности работников, контроля количества и качества вы-
полняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
2) при определении объема и содержания обрабатываемых персо-
нальных данных работника работодатель должен руководствоваться
Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и
иными федеральными законами;
3) все персональные данные работника следует получать у него
самого. Если персональные данные работника возможно получить
только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об
этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие.
Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых
источниках и способах получения персональных данных, а также о
характере подлежащих получению персональных данных и послед-
ствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;


151
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персо-
нальные данные работника о его политических, религиозных и иных
убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связан-
ных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со статьей 24
Конституции Российской Федерации работодатель вправе получать
и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его
письменного согласия;
5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персо-
нальные данные работника о его членстве в общественных объеди-
нениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случа-
ев, предусмотренных федеральным законом;
6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника,
работодатель не имеет права основываться на персональных данных
работника, полученных исключительно в результате их автоматизи-
рованной обработки или электронного получения;
7) защита персональных данных работника от неправомерного их
использования или утраты должна быть обеспечена работодателем
за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом;
8) работники и их представители должны быть ознакомлены под
расписку с документами организации, устанавливающими порядок
обработки персональных данных работников, а также об их правах и
обязанностях в этой области;
9) работники не должны отказываться от своих прав на сохране-
ние и защиту тайны;
10) работодатели, работники и их представители должны совмест-
но вырабатывать меры защиты персональных данных работников.
Статья 87. Хранение и использование персональных данных ра-
ботников
Порядок хранения и использования персональных данных работ-
ников в организации устанавливается работодателем с соблюдением
требований настоящего Кодекса.
Статья 88. Передача персональных данных работника
При передаче персональных данных работника работодатель дол-
жен соблюдать следующие требования:
– не сообщать персональные данные работника третьей стороне
без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда
это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью
работника, а также в случаях, установленных федеральным законом;
– не сообщать персональные данные работника в коммерческих
целях без его письменного согласия;

152
Трудовой кодекс Российской Федерации

– предупредить лиц, получающих персональные данные работни-
ка, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях,
для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения
того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные
данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфи-
денциальности). Данное положение не распространяется на обмен
персональными данными работников в порядке, установленном фе-
деральными законами;
– осуществлять передачу персональных данных работника в пре-
делах одной организации в соответствии с локальным нормативным
актом организации, с которым работник должен быть ознакомлен
под расписку;
– разрешать доступ к персональным данным работников толь-
ко специально уполномоченным лицам, при этом указанные ли-
ца должны иметь право получать только те персональные данные
работника, которые необходимы для выполнения конкретных
функций;
– не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника,
за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о воз-
можности выполнения работником трудовой функции;
– передавать персональные данные работника представителям
работников в порядке, установленном настоящим Кодексом, и ог-
раничивать эту информацию только теми персональными данными
работника, которые необходимы для выполнения указанными пред-
ставителями их функций.
Статья 89. Права работников в целях обеспечения защиты
персональных данных, хранящихся у работодателя
В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся
у работодателя, работники имеют право на:
– полную информацию об их персональных данных и обработке
этих данных;
– свободный бесплатный доступ к своим персональным данным,
включая право на получение копий любой записи, содержащей пер-
сональные данные работника, за исключением случаев, предусмот-
ренных федеральным законом;
– определение своих представителей для защиты своих персо-
нальных данных;
– доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью
медицинского специалиста по их выбору;



153
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

– требование об исключении или исправлении неверных или
неполных персональных данных, а также данных, обработанных с
нарушением требований настоящего Кодекса. При отказе рабо-
тодателя исключить или исправить персональные данные работ-
ника он имеет право заявить в письменной форме работодателю о
своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несо-
гласия. Персональные данные оценочного характера работник
имеет право дополнить заявлением, выражающим его собствен-
ную точку зрения;
– требование об извещении работодателем всех лиц, которым ра-
нее были сообщены неверные или неполные персональные данные
работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправле-
ниях или дополнениях;
– обжалование в суд любых неправомерных действий или бездей-
ствия работодателя при обработке и защите его персональных дан-
ных.
Статья 90. Ответственность за нарушение норм, регулирующих об-
работку и защиту персональных данных работника
Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение,
обработку и защиту персональных данных работника, несут дисцип-
линарную, административную, гражданско-правовую или уголов-
ную ответственность в соответствии с федеральными законами.




154
ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...

2.2.8. Федеральный закон об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской федерации
2002, 2003
(Извлечения)
Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом определяются основные га-
рантии реализации гражданами Российской Федерации конститу-
ционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых
на территории Российской Федерации в соответствии с Конститу-
цией Российской Федерации, федеральными законами, конститу-
циями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, ус-
тавами муниципальных образований.
Статья 2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяемые терми-
ны и понятия означают:
1) агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные
материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агита-
ции по вопросам референдума и предназначенные для массового
распространения, обнародования в период избирательной кампа-
нии, кампании референдума;
2) агитационный период – период, в течение которого разрешает-
ся проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам рефе-
рендума;
3) агитация по вопросам референдума – деятельность, осуще-
ствляемая в период кампании референдума и имеющая целью по-
будить или побуждающая участников референдума поддержать
инициативу проведения референдума либо отказаться от такой
поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на рефе-
рендуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референ-
дум вопрос;
4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) – деятель-
ность, осуществляемая в период избирательной кампании и имею-
щая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию
за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них)
либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов);
<…>

155
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

11) гарантии избирательных прав и права на участие в референду-
ме – установленные Конституцией Российской Федерации, зако-
ном, иным нормативным правовым актом условия, правила и про-
цедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
12) государственная автоматизированная информационная сис-
тема – Государственная автоматизированная система Российской
Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»);
<…>
18) избиратель – гражданин Российской Федерации, обладаю-
щий активным избирательным правом;
19) избирательная кампания – деятельность по подготовке и
проведению выборов, осуществляемая в период со дня официаль-
ного опубликования (публикации) решения уполномоченного на
то должностного лица, государственного органа, органа местного
самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня пред-
ставления избирательной комиссией, организующей выборы, от-
чета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделен-
ных на подготовку и проведение выборов;
20) избирательная кампания кандидата, избирательного объеди-
нения, избирательного блока – деятельность, направленная на до-
стижение определенного результата на выборах и осуществляемая в
период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня
представления итогового финансового отчета кандидатом, избира-
тельным объединением, избирательным блоком, а также уполномо-
ченными ими лицами;
<…>
28) избирательные права граждан – конституционное право граж-
дан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также
право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в
предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов,
работой избирательных комиссий, включая установление итогов го-
лосования и определение результатов выборов, в других избиратель-
ных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федераль-
ными законами, конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации;
<…>
51) право на участие в референдуме – конституционное право
граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референду-

156
ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...

ма, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведе-
нию референдума;
<…>
58) сведения о судимостях кандидата – сведения о неснятых и
непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наиме-
нования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Рос-
сийской Федерации, на основании которой (которых) был осужден
кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в
соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР
и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного госу-
дарства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными
законодательными актами за деяния, признаваемые преступлени-
ем действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Статья 30. Гласность в деятельности комиссий
<…>
2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготов-
кой и проведением выборов, референдума, публикуются в государ-
ственных или муниципальных периодических печатных изданиях
либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума
иным путем, а также передаются в иные средства массовой инфор-
мации в объеме и в сроки, которые установлены законом.
<…>
11. Представители средств массовой информации вправе знако-
миться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования,
а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о
результатах выборов, референдума, изготавливать либо получать от
соответствующей комиссии копии указанных протоколов и прило-
женных к ним документов. По требованию представителя средств
массовой информации комиссия обязана заверить копию протоко-
ла об итогах голосования или о результатах выборов, референдума.
Статья 44. Информационное обеспечение выборов и референдумов
Информационное обеспечение выборов и референдумов включа-
ет в себя информирование избирателей, участников референдума,
предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и
способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности вы-
боров и референдумов.
Статья 45. Информирование избирателей и участников референдума
1. Информирование избирателей и участников референдума осу-
ществляют органы государственной власти, органы местного само-


157
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

управления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск
средств массовой информации, физические и юридические лица в
соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государ-
ственной власти, органы местного самоуправления не вправе ин-
формировать избирателей о кандидатах, об избирательных объеди-
нениях, избирательных блоках.
2. Содержание информационных материалов, размещаемых в
средствах массовой информации или распространяемых иным спо-
собом, должно быть объективным, достоверным, не должно нару-
шать равенство кандидатов, избирательных объединений, избира-
тельных блоков.
3. Информирование избирателей, участников референдума, в том
числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и
проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке соверше-
ния избирательных действий, действий по участию в референдуме, о
законодательстве Российской Федерации о выборах и референду-
мах, о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных
блоках осуществляют комиссии.
4. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств
массовой информации, по информированию избирателей, участни-
ков референдума осуществляется свободно.
5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в
периодических печатных изданиях сообщения о проведении пред-
выборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом,
должны даваться исключительно отдельным информационным бло-
ком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение
какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, из-
бирательному блоку, инициативной группе по проведению рефе-
рендума, иной группе участников референдума, в том числе по вре-
мени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, свя-
занной с проведением референдума, объему печатной площади, от-
веденной таким сообщениям*.

*Данный пункт признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащиеся в
нем положения – по их конституционно-правовому смыслу в системе норм – не могут слу-
жить основанием для запрета представителям организаций, осуществляющих выпуск
средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности
высказывать собственное мнение, давать комментарии за пределами отдельного информа-
ционного блока и предполагают, что только в таком информационном блоке не должно со-
держаться комментариев и не должно отдаваться предпочтение кандидату, избирательно-
му объединению, избирательному блоку по времени освещения предвыборной деятельнос-
ти, объему печатной площади и соотношению ее предоставления бесплатно и за плату
(Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П).

158
ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...

7. В день голосования до момента окончания голосования на тер-
ритории соответствующего избирательного округа, округа референ-
дума запрещается публикация (обнародование) данных о результа-
тах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в
информационно-телекоммуникационных сетях общего пользова-
ния (включая «интернет»).
Статья 46. Опросы общественного мнения
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общест-
венного мнения, связанных с выборами и референдумами, является
разновидностью информирования избирателей, участников рефе-
рендума. Несоблюдение требований пунктов 2 и 3 настоящей статьи
при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общест-
венного мнения влечет за собой признание материалов, содержащих
такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотрен-
ную федеральным законом.
2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов об-
щественного мнения, связанных с выборами и референдумами,
средства массовой информации, граждане и организации, осуще-
ствляющие указанное опубликование (обнародование), обязаны
указывать организацию, проводившую опрос, время его проведе-
ния, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, ре-
гион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статис-
тическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее
(заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его
публикацию.
3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосо-
вания запрещается опубликование (обнародование) результатов оп-
росов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и ре-
ферендумов, иных исследований, связанных с проводимыми выбо-
рами и референдумами, в том числе их размещение в информацион-
но-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая
«интернет»).
Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам рефе-
рендума
1. Граждане Российской Федерации, общественные объедине-
ния вправе в допускаемых законом формах и законными методами
проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам рефе-
рендума.
2. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в пери-
од избирательной кампании:

159
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандида-
тов);
б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандида-
тов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частно-
сти указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков
кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из из-
бирательных блоков будет голосовать избиратель;
в) описание возможных последствий избрания или неизбрания
кандидата (списка кандидатов);
г) распространение информации с явным преобладанием сведе-
ний о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, из-
бирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными
комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не
связанной с его профессиональной деятельностью или исполнени-
ем им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного
или отрицательного отношения избирателей к кандидату, изби-
рательному объединению, избирательному блоку, к которым
принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению,
избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов,
список кандидатов*;
ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие
избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или про-
тив них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.**
3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических
печатных изданиях;


*Положения подпунктов «в», «г«, «д», «е» пункта 2 статьи 48 признаны не противоречащи-
ми Конституции РФ.
**Положение подпункта «ж» п. 2 ст. 48 признано не соответствующим Конституции РФ,
поскольку на его основании во взаимосвязи с положением п. 4 ст. 2 в качестве предвыбор-
ной агитации признаются любые иные помимо перечисленных в подпунктах «а», «б», «в»,
«г», «д», «е» п. 2 ст. 48 действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей
голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов,
против всех списков кандидатов (Постановление Конституционного Суда РФ от
30.10.2003 № 15-П).
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от
21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционны-
ми, утрачивают силу.

160
ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и
встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публич-
ных дебатов и дискуссий);
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизу-
альных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
4. Кандидат, избирательное объединение, избирательный
блок, инициативная группа по проведению референдума само-
стоятельно определяют содержание, формы и методы своей аги-
тации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установлен-
ном законодательством порядке привлекать для ее проведения
иных лиц.
<…>
9. Использование изображения физического лица, положи-
тельных высказываний физического лица о кандидате, об изби-
рательном объединении, избирательном блоке в агитационных
материалах кандидатов, избирательных объединений, избира-
тельных блоков возможно только с письменного согласия данно-
го физического лица. Документ, подтверждающий согласие,
представляется в комиссию вместе с экземплярами агитацион-
ных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 ста-
тьи 54 настоящего Федерального закона, а в случае размещения
агитационного материала на канале организации телерадиове-
щания либо в периодическом печатном издании – по требова-
нию комиссии. Данное ограничение не распространяется на ис-
пользование кандидатами, избирательными объединениями, из-
бирательными блоками в предвыборной агитации публично вы-

<<

стр. 5
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>