<<

стр. 6
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

сказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода
времени) этого обнародования и наименования средства массо-
вой информации, в котором было осуществлено это обнародова-
ние. Ссылка в агитационных материалах на положительное вы-
сказывание о кандидате, об избирательном объединении, изби-
рательном блоке, общественном объединении, входящем в изби-
рательный блок, физического лица, не имеющего в соответствии
с настоящим Федеральным законом права проводить предвы-
борную агитацию, допускается только в случае, если это мнение
было обнародовано до официального опубликования (публика-
ции) решения о назначении (проведении) выборов, и должна со-
держать сведения о дате (периоде времени) этого обнародования
и наименование средства массовой информации, в котором бы-
ло осуществлено это обнародование.

161
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

10. Политическая партия, в том числе входящая в избиратель-
ный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим изби-
рательным блоком кандидата (списка кандидатов) и последую-
щей регистрации этого кандидата (списка кандидатов) соответ-
ствующей избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней
до дня голосования публикует свою предвыборную программу
соответственно уровню выборов не менее чем в одном государ-
ственном или муниципальном периодическом печатном изда-
нии, а также в «интернете». Политическая партия, входящая в
избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыбор-
ную программу в случае, если этот избирательный блок в ука-
занный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая
публикация должна быть осуществлена в рамках использования
бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии
с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо опла-
чена из избирательного фонда кандидата, избирательного объе-
динения, избирательного блока.
Статья 49. Агитационный период
1. Агитационный период начинается со дня выдвижения канди-
дата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по
проведению референдума и создания соответствующего избира-
тельного фонда, фонда референдума. Агитационный период пре-
кращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня
голосования.
2. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на
каналах организаций телерадиовещания и в периодических печат-
ных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам рефе-
рендума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и дру-
гие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосова-
ния, зданий и помещений комиссий в установленном федеральным
законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них,
сохраняются в день голосования на прежних местах.
Статья 54. Условия выпуска и распространения печатных, аудио-
визуальных и иных агитационных материалов
1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные бло-
ки, инициативная группа по проведению референдума и иные груп-
пы участников референдума вправе беспрепятственно распростра-
нять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные ма-

162
ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...

териалы в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, за
исключением материалов, распространяемых в соответствии со ста-
тьями 51 и 52 настоящего Федерального закона, должны содержать
наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя,
отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации,
района, города, иного населенного пункта, где находится место его
жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, на-
именование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказав-
шей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска
этих материалов.
3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии,
экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотогра-
фии иных агитационных материалов до начала их распространения
должны быть представлены кандидатом, избирательным объедине-
нием, избирательным блоком, инициативной группой по проведе-
нию референдума и иной группой участников референдума в соот-
ветствующую избирательную комиссию, комиссию референдума.
Вместе с указанными материалами должны быть также представле-
ны сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) орга-
низации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и зака-
завшего) эти материалы.
4. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую
рекламу.
5. Запрещается изготовление агитационных материалов без пред-
варительной оплаты за счет средств соответствующего избиратель-
ного фонда, фонда референдума и с нарушением требований, уста-
новленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
6. Запрещается распространение агитационных материалов с на-
рушением требований, установленных пунктом 3 настоящей ста-
тьи, пунктом 9 статьи 48 настоящего Федерального закона.
<...>
9. Организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обес-
печить кандидатам, избирательным объединениям, избирательным
блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным
группам участников референдума равные условия для размещения
агитационных материалов.




163
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 56. Недопустимость злоупотребления правом на
проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам
референдума
1. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам
референдума не допускается злоупотребление свободой массовой ин-
формации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков, выступления кандидатов, их до-
веренных лиц, представителей избирательных объединений, избира-
тельных блоков, инициативной группы по проведению референдума и
иных групп участников референдума, иные агитационные материалы
не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, на-
сильственному изменению конституционного строя и нарушению це-
лостности Российской Федерации, а также не должны быть направле-
ны на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая соци-
альную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а
также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме,
определенной законодательством Российской Федерации. Не может
рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направ-
ленная на защиту идей социальной справедливости.
<…>
4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выбо-
рами, референдумом деятельности кандидатов, избирательных
объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представите-
лей, общественных объединений, входящих в состав избиратель-
ных блоков, уполномоченных представителей избирательных бло-
ков, членов и уполномоченных представителей инициативной
группы по проведению референдума и иных групп участников ре-
ферендума, а также оплата рекламы с использованием фамилий
или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций,
учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами ор-
ганов управления которых являются указанные лица и организа-
ции, в период избирательной кампании, кампании референдума
осуществляется за счет средств соответствующего избирательного
фонда, фонда референдума. В день голосования и в день, предше-
ствующий дню голосования, такая реклама не допускается.
<…>
6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой
информации, обязаны отказаться от обнародования (опублико-
вания) агитационных и информационных материалов (в том чис-
ле содержащих достоверную информацию), способных нанести


164
ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...

ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если
не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнаро-
довать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в за-
щиту его чести, достоинства или деловой репутации до оконча-
ния агитационного периода. При предоставлении кандидату воз-
можности бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение
или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или дело-
вой репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же
время суток, в которое была обнародована первоначальная ин-
формация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфир-
ного времени, предоставленного для изложения первоначальной
информации, но не менее двух минут, а при предоставлении пе-
чатной площади опровержение или разъяснение должно быть на-
брано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в
объеме, который должен быть не меньше, чем объем первона-
чального компрометирующего текста. Непредоставление канди-
дату такой возможности до окончания агитационного периода
является основанием для привлечения этих организаций, осуще-
ствляющих выпуск средств массовой информации, и их должно-
стных лиц к ответственности, установленной законодательством
Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом
правила не распространяются на редакции негосударственных
периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами,
избирательными объединениями.
7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка
проведения предвыборной агитации, агитации при проведении ре-
ферендума.
8. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редак-
цией периодического печатного издания порядка проведения
предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, ус-
тановленного настоящим Федеральным законом, соответствую-
щая комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы,
суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государст-
венную политику в области средств массовой информации, с
представлением о пресечении противоправной агитационной дея-
тельности и привлечении организации телерадиовещания, редак-
ции периодического печатного издания, их должностных лиц к
ответственности, установленной законодательством Российской
Федерации.
9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать
меры по пресечению противоправной агитационной деятельно-

165
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

сти, предотвращению изготовления подложных и незаконных
предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитацион-
ных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей ука-
занных материалов и источник их оплаты, а также незамедли-
тельно информировать соответствующую избирательную ко-
миссию, комиссию референдума о выявленных фактах и приня-
тых мерах.




166
Закон Российской Федерации о защите прав потребителей

2.2.9. Закон Российской Федерации
о защите прав потребителей
1992, 2004
(Извлечения)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между
потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при
продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавлива-
ет права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) над-
лежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества
потребителей и окружающей среды, получение информации о това-
рах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продав-
цах), просвещение, государственную и общественную защиту их ин-
тересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
(введена Федеральным законом от 21.12.2004 № 171-ФЗ)
1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на
основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом
описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, букле-
тах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи
(телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исклю-
чающими возможность непосредственного ознакомления потреби-
теля с товаром либо образцом товара при заключении такого догово-
ра (дистанционный способ продажи товара) способами.
2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставле-
на потребителю информация об основных потребительских свойст-
вах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготов-
ления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании)
продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара,
о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке,
о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого дейст-
вует предложение о заключении договора.
3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письмен-
ной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная
статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4
настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его
передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара
надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в

167
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в
течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если со-
хранены его товарный вид, потребительские свойства, а также доку-
мент, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и ус-
ловия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на дру-
гие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качест-
ва, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указан-
ный товар может быть использован исключительно приобретающим
его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить
ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за ис-
ключением расходов продавца на доставку от потребителя возвра-
щенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявле-
ния потребителем соответствующего требования.
5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистан-
ционным способом продажи товара установлены положениями,
предусмотренными статьями 18–24 настоящего Закона.




168
Федеральный закон о рекламе

2.2.10. Федеральный закон о рекламе
1995
(Извлечения)
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, воз-
никающие в процессе производства, размещения и распростра-
нения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее – товары)
Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и
иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами
граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки
ценных бумаг.
Целями настоящего Федерального закона являются защита от недо-
бросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и
пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей
рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имущест-
ву граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести,
достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягаю-
щей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на поли-
тическую рекламу.
5. Настоящий Федеральный закон не распространяется на объяв-
ления физических лиц, в том числе в средствах массовой информа-
ции, не связанные с осуществлением предпринимательской дея-
тельности.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следую-
щие основные понятия:
– реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых
средств информация о физическом или юридическом лице, товарах,
идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназна-
чена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, то-
варам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров,
идей и начинаний;
– ненадлежащая реклама – недобросовестная, недостоверная,
неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены
нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу
распространения, установленных законодательством Российской
Федерации;


169
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

– контрреклама – опровержение ненадлежащей рекламы, рас-
пространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;
– рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являюще-
еся источником рекламной информации для производства, разме-
щения, последующего распространения рекламы;
– рекламопроизводитель – юридическое или физическое лицо,
осуществляющее полное или частичное приведение рекламной ин-
формации к готовой для распространения форме;
– рекламораспространитель – юридическое или физическое ли-
цо, осуществляющее размещение и (или) распространение реклам-
ной информации путем предоставления и (или) использования иму-
щества, в том числе технических средств радиовещания, телевизи-
онного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными
способами;
– потребители рекламы – юридические или физические лица, до
сведения которых доводится или может быть доведена реклама,
следствием чего является или может являться соответствующее воз-
действие рекламы на них.
Статья 5. Общие требования к рекламе
1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний
или без применения технических средств именно как реклама непо-
средственно в момент ее представления независимо от формы или
от используемого средства распространения.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции,
а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправ-
ленного обращения внимания потребителей рекламы на конкрет-
ную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполни-
теля, продавца для формирования и поддержания интереса к ним
без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частнос-
ти, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.
Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также пе-
чатная продукция распространяются частями (сериями), сообще-
ния о рекламе также должны повторяться соответственно количест-
ву частей (серий).
Организациям средств массовой информации запрещается взи-
мать плату за размещение рекламы под видом информационного,
редакционного или авторского материала.
2. Реклама на территории Российской Федерации распространя-
ется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополни-
тельно на государственных языках республик и родных языках наро-


170
Федеральный закон о рекламе

дов Российской Федерации. Данное положение не распространяет-
ся на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания,
осуществляемые исключительно на государственных языках рес-
публик, родных языках народов Российской Федерации и иностран-
ных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки
обслуживания).
3. Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осу-
ществляемая им деятельность требует специального разрешения
(лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а так-
же реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, не до-
пускается.
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в
рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименова-
ние органа, выдавшего эту лицензию.
4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации,
должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной серти-
фикации».
5. Использование в рекламе объектов исключительных прав (ин-
теллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмот-
ренном законодательством Российской Федерации.
6. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии,
возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, спо-
собным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их
безопасности.
7. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим при-
родоохранное законодательство.
Статья 6. Недобросовестная реклама
Недобросовестной является реклама, которая:
– дискредитирует юридических и физических лиц, не пользую-
щихся рекламируемыми товарами;
– содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с то-
варом (товарами) других юридических или физических лиц, а также
содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или
деловую репутацию конкурента (конкурентов);
– вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируе-
мого товара посредством имитации (копирования или подражания)
общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музы-
кальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других
товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических


171
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с от-
сутствием в рекламе части существенной информации.
Недобросовестная реклама не допускается.
Статья 7. Недостоверная реклама
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не со-
ответствующие действительности сведения в отношении:
– таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата
изготовления, назначение, потребительские свойства, условия при-
менения, наличие сертификата соответствия, сертификационных
знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количе-
ство, место происхождения;
– наличия товара на рынке, возможности его приобретения в ука-
занных объеме, периоде времени и месте;
– стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
– дополнительных условий оплаты;
– доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
– гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
– исключительных прав на результаты интеллектуальной дея-
тельности и приравненных к ним средств индивидуализации юри-
дического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ
или услуг;
– прав на использование государственных символов (флагов, гер-
бов, гимнов), а также символов международных организаций;
– официального признания, получения медалей, призов, дипло-
мов и иных наград;
– предоставления информации о способах приобретения полной
серии товара, если товар является частью серии;
– результатов исследований и испытаний, научных терминов, ци-
тат из технических, научных и иных публикаций;
– статистических данных, которые не должны представляться в
виде, преувеличивающем их обоснованность;
– ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юри-
дических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
– использования терминов в превосходной степени, в том числе
путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолют-
ный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно под-
твердить документально;
– сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и
положением иных юридических или физических лиц;



172
Федеральный закон о рекламе

– ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых
товаров;
– фактического размера спроса на товар;
– информации о самом рекламодателе.
Недостоверная реклама не допускается.
Статья 8. Неэтичная реклама
1. Неэтичной является реклама, которая:
– содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, на-
рушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем упо-
требления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении
расы, национальности, профессии, социальной категории, возраст-
ной группы, пола, языка, религиозных, философских, политичес-
ких и иных убеждений физических лиц;
– порочит объекты искусства, составляющие национальное или
мировое культурное достояние;
– порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), на-
циональную валюту Российской Федерации или иного государства,
религиозные символы;
– порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-
либо деятельность, профессию, товар.
Неэтичная реклама не допускается.
2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о
производстве или о распространении рекламы, содержащей сведе-
ния, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию,
вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в
суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законода-
тельством Российской Федерации, а также вправе требовать от рек-
ламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким
она была распространена, если рекламодатель не выполняет это тре-
бование в добровольном порядке.
Статья 9. Заведомо ложная реклама
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекла-
модатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умы-
шленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Заведомо ложная реклама не допускается.
Статья 10. Скрытая реклама
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции,
а также в иной продукции и распространение иными способами
скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознава-


173
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

емое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе пу-
тем использования специальных видеовставок (двойной звукозапи-
си) и иными способами, не допускаются.
Статья 13. Особенности рекламы в кино- и видеообслуживании,
справочном обслуживании
2. При справочном телефонном обслуживании реклама может
предоставляться только после сообщения справки (справок), запра-
шиваемой абонентом.
3. При платном справочном телефонном, компьютерном и ином
обслуживании реклама может предоставляться только с согласия
абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стои-
мость запрашиваемых абонентом справок.
Статья 18. Социальная реклама
1. Социальная реклама представляет общественные и государст-
венные интересы и направлена на достижение благотворительных
целей.
В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие ор-
ганизации и индивидуальные предприниматели, а также конкрет-
ные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (моде-
ли, артикулы) товаров, являющихся результатом предприниматель-
ской деятельности некоммерческих организаций.
Статья 19. Спонсорство
Под спонсорством в целях настоящего Федерального закона по-
нимается осуществление юридическим или физическим лицом
(спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов
интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ)
в деятельность другого юридического или физического лица (спон-
сируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о
спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и
спонсируемый – соответственно рекламодателем и рекламораспро-
странителем.
Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Рос-
сийской Федерации о рекламе
1. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроиз-
водители и рекламораспространители) за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответст-
венность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

174
Федеральный закон о рекламе

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадле-
жащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд,
арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении
убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причи-
ненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда,
публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежа-
щей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой
репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года
после наложения административного взыскания за те же действия,
влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательст-
вом Российской Федерации.
Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить при-
быль (доход) и причинившая существенный ущерб государствен-
ным или общественным интересам либо охраняемым законом пра-
вам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизво-
дителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррек-
ламы.
4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспрост-
ранитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным полностью или частично предписа-
ния или решения федерального антимонопольного органа (его тер-
риториального органа) в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации.
Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение
предписания или решения федерального антимонопольного органа
(его территориального органа), если судом или арбитражным судом
не будет вынесено определение о приостановлении исполнения на-
званных актов.




175
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2.2.11. Федеральный закон
о коммерческой тайне
2004
(Извлечения)
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, свя-
занные с отнесением информации к коммерческой тайне, переда-
чей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях
обеспечения баланса интересов обладателей информации, состав-
ляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых
отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг
и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также опре-
деляет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
2. Положения настоящего Федерального закона распространяют-
ся на информацию, составляющую коммерческую тайну, независи-
мо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерчес-
кой тайне
Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне
состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоя-
щего Федерального закона, других федеральных законов.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Феде-
ральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следу-
ющие основные понятия:
• коммерческая тайна – конфиденциальность информации, поз-
воляющая ее обладателю при существующих или возможных обсто-
ятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,
сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить
иную коммерческую выгоду;
• информация, составляющая коммерческую тайну, – научно-
техническая, технологическая, производственная, финансово-эко-
номическая или иная информация (в том числе составляющая сек-
реты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее
третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном ос-
новании и в отношении которой обладателем такой информации
введен режим коммерческой тайны;

176
Федеральный закон о коммерческой тайне

• режим коммерческой тайны – правовые, организационные,
технические и иные принимаемые обладателем информации, со-
ставляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденци-
альности;
• обладатель информации, составляющей коммерческую тай-
ну, – лицо, которое владеет информацией, составляющей ком-
мерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к
этой информации и установило в отношении ее режим коммерче-
ской тайны;
• доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, – оз-
накомление определенных лиц с информацией, составляющей коммер-
ческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основа-
нии при условии сохранения конфиденциальности этой информации;
• передача информации, составляющей коммерческую тайну, –
передача информации, составляющей коммерческую тайну и за-
фиксированной на материальном носителе, ее обладателем контра-
генту на основании договора в объеме и на условиях, которые преду-
смотрены договором, включая условие о принятии контрагентом ус-
тановленных договором мер по охране ее конфиденциальности;
• предоставление информации, составляющей коммерческую
тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну
и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем ор-
ганам государственной власти, иным государственным органам, ор-
ганам местного самоуправления в целях выполнения их функций;
• разглашение информации, составляющей коммерческую тай-
ну, – действие или бездействие, в результате которых информация,
составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме
(устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием
технических средств) становится известной третьим лицам без со-
гласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или
гражданско-правовому договору.
Статья 4. Право на отнесение информации к информации, состав-
ляющей коммерческую тайну, и способы получения такой инфор-
мации
1. Право на отнесение информации к информации, составляю-
щей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой
информации принадлежит обладателю такой информации с учетом
положений настоящего Федерального закона.
2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуще-
ствлении исследований, систематических наблюдений или иной де-

177
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ятельности, считается полученной законным способом несмотря на
то, что содержание указанной информации может совпадать с со-
держанием информации, составляющей коммерческую тайну, обла-
дателем которой является другое лицо.
3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная
от ее обладателя на основании договора или другом законном осно-
вании, считается полученной законным способом.
4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладате-
лем которой является другое лицо, считается полученной неза-
конно, если ее получение осуществлялось с умышленным пре-
одолением принятых обладателем информации, составляющей
коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой
информации, а также если получающее эту информацию лицо
знало или имело достаточные основания полагать, что эта инфор-
мация составляет коммерческую тайну, обладателем которой яв-
ляется другое лицо, и что осуществляющее передачу этой инфор-
мации лицо не имеет на передачу этой информации законного
основания.
Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отноше-
нии следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического ли-
ца, документах, подтверждающих факт внесения записей о юриди-
ческих лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответст-
вующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление
предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального
унитарного предприятия, государственного учреждения и об ис-
пользовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопо-
жарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и ради-
ационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и дру-
гих факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспе-
чение безопасного функционирования производственных объ-
ектов, безопасности каждого гражданина и безопасности насе-
ления в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда,
об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях произ-


178
Федеральный закон о коммерческой тайне

водственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о
наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и
по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фак-
тах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объек-
тов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций,
о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и
об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного
труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности
от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость огра-
ничения доступа к которым установлена иными федеральными за-
конами.
Статья 7. Права обладателя информации, составляющей коммер-
ческую тайну
1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую
тайну, возникают с момента установления им в отношении такой
информации режима коммерческой тайны в соответствии со стать-
ей 10 настоящего Федерального закона.
2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну,
имеет право:
1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме ре-
жим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федераль-
ным законом и гражданско-правовым договором;
2) использовать информацию, составляющую коммерческую тай-
ну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законода-
тельству Российской Федерации;
3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей
коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой
информации;
4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую
коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих
включение в них условий об охране конфиденциальности этой ин-
формации;
5) требовать от юридических и физических лиц, получивших до-
ступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов


179
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

государственной власти, иных государственных органов, органов
местного самоуправления, которым предоставлена информация,
составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по
охране ее конфиденциальности;
6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составля-
ющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных
случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой инфор-
мации;
7) защищать в установленном законом порядке свои права в слу-
чае разглашения, незаконного получения или незаконного исполь-
зования третьими лицами информации, составляющей коммерчес-
кую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причинен-
ных в связи с нарушением его прав.
Статья 10. Охрана конфиденциальности информации
1. Меры по охране конфиденциальности информации, принима-
емые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерчес-
кую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерче-
скую тайну, путем установления порядка обращения с этой инфор-
мацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей
коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была
предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, со-
ставляющей коммерческую тайну, работниками на основании тру-
довых договоров и контрагентами на основании гражданско-право-
вых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержа-
щие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа
«Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации
(для юридических лиц – полное наименование и место нахождения,
для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество
гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и
место жительства).
2. Режим коммерческой тайны считается установленным после
принятия обладателем информации, составляющей коммерческую
тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладате-
лем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имею-


180
Федеральный закон о коммерческой тайне

щий работников, с которыми заключены трудовые договоры, при-
нимает меры по охране конфиденциальности информации, ука-
занные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2,
а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых
отношений.
4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, об-
ладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе
применять при необходимости средства и методы технической за-
щиты конфиденциальности этой информации, другие не противо-
речащие законодательству Российской Федерации меры.
5. Меры по охране конфиденциальности информации признают-
ся разумно достаточными, если:
1) исключается доступ к информации, составляющей коммерчес-
кую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
2) обеспечивается возможность использования информации, со-
ставляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее кон-
трагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в
целях, противоречащих требованиям защиты основ конституци-
онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте-
ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее пре-
доставлении
1. Органы государственной власти, иные государственные орга-
ны, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим
Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны
создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности ин-
формации, предоставленной им юридическими лицами или инди-
видуальными предпринимателями.
2. Должностные лица органов государственной власти, иных
государственных органов, органов местного самоуправления, го-
сударственные или муниципальные служащие указанных органов
без согласия обладателя информации, составляющей коммерчес-
кую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам,
органам государственной власти, иным государственным орга-
нам, органам местного самоуправления ставшую известной им в
силу выполнения должностных (служебных) обязанностей ин-
формацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а


181
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

также не вправе использовать эту информацию в корыстных или
иных личных целях.
3. В случае нарушения конфиденциальности информации долж-
ностными лицами органов государственной власти, иных государст-
венных органов, органов местного самоуправления, государствен-
ными и муниципальными служащими указанных органов эти лица
несут ответственность в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации.




182
Федеральный закон об электронной цифровой подписи

2.2.12. Федеральный закон
об электронной цифровой подписи
2002
(Извлечения)
Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение
правовых условий использования электронной цифровой подписи в
электронных документах, при соблюдении которых электронная
цифровая подпись в электронном документе признается равнознач-
ной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется
на отношения, возникающие при совершении гражданско-право-
вых сделок и в других предусмотренных законодательством Россий-
ской Федерации случаях.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется
на отношения, возникающие при использовании иных аналогов
собственноручной подписи.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Феде-
ральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следу-
ющие основные понятия:
– электронный документ – документ, в котором информация
представлена в электронно-цифровой форме;
– электронная цифровая подпись – реквизит электронного доку-
мента, предназначенный для защиты данного электронного доку-
мента от подделки, полученный в результате криптографического
преобразования информации с использованием закрытого ключа
электронной цифровой подписи и позволяющий идентифициро-
вать владельца сертификата ключа подписи, а также установить от-
сутствие искажения информации в электронном документе;




183
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2.2.13. Федеральный закон о связи
2003
(Извлечения)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы
деятельности в области связи на территории Российской Федерации
и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации терри-
ториях, определяет полномочия органов государственной власти в
области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в ука-
занной деятельности или пользующихся услугами связи.

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Феде-
ральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следу-
ющие основные понятия:
– абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен
договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей або-
нентского номера или уникального кода идентификации;
– оператор, занимающий существенное положение в сети связи об-
щего пользования, – оператор, который вместе с аффилированными
лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или
на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью
пятью процентами монтированной емкости либо имеет возможность
осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика;
– оператор связи – юридическое лицо или индивидуальный пред-
приниматель, оказывающие услуги связи на основании соответству-
ющей лицензии;
– оператор универсального обслуживания – оператор связи, ко-
торый оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на
которого в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным за-
коном, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг
связи;
– организация связи – юридическое лицо, осуществляющее дея-
тельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Положения настоящего Федерального закона, регулирующие дея-
тельность организаций связи, применяются соответственно к инди-
видуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в
области связи в качестве основного вида деятельности;

184
Федеральный закон о связи

– пользователь радиочастотным спектром – лицо, которому вы-
делена полоса радиочастот либо присвоены (назначены) радиочас-
тота или радиочастотный канал;
– пользователь услугами связи – лицо, заказывающее и (или) ис-
пользующее услуги связи;
– присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного
канала – разрешение в письменной форме на использование кон-
кретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием
конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого
использования;
– трафик – нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и
сигналов, поступающих на средства связи;
– универсальные услуги связи – услуги связи, оказание которых
любому пользователю услугами связи на всей территории Россий-
ской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по
доступной цене является обязательным для операторов универсаль-
ного обслуживания;
– управление сетью связи – совокупность организационно-тех-
нических мероприятий, направленных на обеспечение функциони-
рования сети связи, в том числе регулирование трафика;
– услуга связи – деятельность по приему, обработке, хранению,
передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправ-
лений;
– услуга присоединения – деятельность, направленная на удовле-
творение потребности операторов связи в организации взаимодей-
ствия сетей электросвязи, при котором становятся возможными ус-
тановление соединения и передача информации между пользовате-
лями взаимодействующих сетей электросвязи.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связан-
ные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений
связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг
электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федера-
ции и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации
территориях.
2. В отношении операторов связи, осуществляющих свою дея-
тельность за пределами Российской Федерации в соответствии с
правом иностранных государств, настоящий Федеральный закон
применяется только в части регулирования порядка выполнения ра-



185
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

бот и оказания ими услуг связи на находящихся под юрисдикцией
Российской Федерации территориях.
Статья 7. Защита сетей связи и сооружений связи
1. Сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства.
Статья 22. Регулирование использования радиочастотного спектра
1. Регулирование использования радиочастотного спектра явля-
ется исключительным правом государства и обеспечивается в соот-
ветствии с международными договорами Российской Федерации и
законодательством Российской Федерации посредством проведе-
ния экономических, организационных и технических мероприятий,
связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных
на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов,
обеспечение эффективного использования радиочастотного спект-
ра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государствен-
ного управления, обороны страны, безопасности государства и
обеспечения правопорядка.
2. В Российской Федерации регулирование использования радио-
частотного спектра осуществляется межведомственным коллегиаль-
ным органом по радиочастотам при федеральном органе исполни-
тельной власти в области связи (далее – государственная комиссия
по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в обла-
сти регулирования радиочастотного спектра.
Положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее
состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положением о государственной комиссии по радиочастотам дол-
жен устанавливаться порядок распределения радиочастот. Указан-
ное положение должно содержать, в частности, порядок принятия
решений государственной комиссией по радиочастотам и состав
указанной комиссии с участием представителей всех заинтересован-
ных федеральных органов исполнительной власти.
4. Использование в Российской Федерации радиочастотного спе-
ктра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
– разрешительный порядок доступа пользователей к радиочас-
тотному спектру;
– сближение распределения полос радиочастот и условий их ис-
пользования в Российской Федерации с международным распреде-
лением полос радиочастот;
– право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с
учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения ра-
диочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях

186
Федеральный закон о связи

обеспечения безопасности граждан, обеспечения президентской
связи, правительственной связи, обороны страны и безопасности
государства, правопорядка, экологической безопасности, предот-
вращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
– платность использования радиочастотного спектра;
– недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот,
присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
– конверсия радиочастотного спектра;
– прозрачность и открытость процедур распределения и исполь-
зования радиочастотного спектра.
5. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочас-
тотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного из-
лучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств
и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их
регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального
приема программ телевизионного вещания и радиовещания, сигна-
лов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные
изделия бытового назначения и средства персональной радионави-
гации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются
на территории Российской Федерации с учетом ограничений, пре-
дусмотренных законодательством Российской Федерации, и регист-
рации не подлежат.
Использование без регистрации радиоэлектронных средств и вы-
сокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии
с правилами настоящей статьи, не допускается.
Статья 29. Лицензирование деятельности в области оказания услуг
связи
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринима-
телей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только
на основании лицензии на осуществление деятельности в области
оказания услуг связи (далее – лицензия). Перечень наименований
услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни ли-
цензионных условий устанавливаются Правительством Российской
Федерации и ежегодно уточняются.
Статья 45. Особенности оказания услуг связи гражданам
1. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами,
является публичным договором. Условия такого договора должны
соответствовать правилам оказания услуг связи.


187
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2. Во всех случаях замены абонентского номера оператор связи
обязан известить абонента и сообщить ему новый абонентский но-
мер не менее чем за шестьдесят дней, если необходимость замены
не была вызвана непредвиденными или чрезвычайными обстоя-
тельствами.
3. Оператор связи без согласия в письменной форме абонента не
вправе изменять схему включения его оконечного оборудования,
работающего на отдельной абонентской линии.
4. Абонент вправе требовать переключения абонентского номера,
а оператор связи при наличии технической возможности обязан пе-
реключить абонентский номер на абонентскую линию в помеще-
нии, расположенном по другому адресу и находящемся во владении
данного абонента. Переключение абонентского номера является до-
полнительной услугой.
5. В случае прекращения у абонента права владения и пользова-
ния помещением, в котором установлено оконечное оборудование
(далее – телефонизированное помещение), договор об оказании ус-
луг связи с абонентом прекращается.
При этом оператор связи, с которым прекращается договор об
оказании услуг связи, по требованию нового владельца телефонизи-
рованного помещения в течение тридцати дней обязан заключить с
ним договор об оказании услуг связи.
В случае, если в телефонизированном помещении остались про-
живать члены семьи абонента, договор об оказании услуг связи пе-
реоформляется на одного из них в соответствии с правилами оказа-
ния услуг связи.
Оператор связи до истечения установленного Гражданским ко-
дексом Российской Федерации срока принятия наследства, в состав
которого входит телефонизированное помещение, не имеет права
распоряжаться соответствующим абонентским номером. При на-
следовании указанного помещения с наследником заключается до-
говор об оказании услуг связи. Наследник обязан оплатить операто-
ру связи стоимость оказанных услуг связи за период до вступления в
права наследования.
Статья 46. Обязанности операторов связи
1. Оператор связи обязан:
– оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации, националь-
ными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензи-
ей, а также договором об оказании услуг связи;


188
Федеральный закон о связи

– руководствоваться при проектировании, строительстве, рекон-
струкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи норматив-
ными правовыми актами федерального органа исполнительной вла-
сти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом
требований обеспечения устойчивости и безопасности их функцио-
нирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание
и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимо-
действие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут
операторы связи;
– соблюдать требования, касающиеся организационно-техничес-
кого взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и
его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом ис-
полнительной власти в области связи, а также требования к ведению
взаиморасчетов и обязательным платежам;
– представлять статистическую отчетность по форме и в порядке,
которые установлены федеральными законами и иными норматив-
ными правовыми актами Российской Федерации;
– предоставлять по запросам федерального органа исполнитель-
ной власти в области связи для реализации его полномочий инфор-
мацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах разви-
тия сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи,
услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых
тарифах и расчетных таксах, по форме и в порядке, которые уста-
новлены федеральными законами и иными нормативными право-
выми актами Российской Федерации.
2. Оператор связи обязан создавать условия для беспрепятствен-
ного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для ра-
боты с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказа-
ния услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
3. Оператор связи в целях информирования пользователей услуга-
ми связи о действующей на его сети связи нумерации обязан созда-
вать систему бесплатного информационно-справочного обслужива-
ния, а также предоставлять на платной основе, исходя из экономи-
чески обоснованных затрат, сведения об абонентах его сети связи
организациям, заинтересованным в создании своих систем инфор-
мационно-справочного обслуживания.
Статья 47. Льготы и преимущества при пользовании услугами связи
1. Для отдельных категорий пользователей услугами связи между-
народными договорами Российской Федерации, федеральными за-
конами, законами субъектов Российской Федерации могут устанав-


189
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг
связи, порядка и размера их оплаты.
2. Пользователи услугами связи, указанные в пункте 1 настоящей
статьи, обязаны вносить плату за оказанные им услуги связи в пол-
ном объеме с последующей компенсацией произведенных ими рас-
ходов непосредственно за счет средств бюджета соответствующего
уровня.
Статья 53. Базы данных об абонентах операторов связи
1. Сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, став-
шие известными операторам связи в силу исполнения договора об
оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и
подлежат защите в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или
псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наи-
менование) абонента-юридического лица, фамилия, имя, отчество
руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес
абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонент-
ские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать або-
нента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем
расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, тра-
фике и платежах абонента.
2. Операторы связи вправе использовать созданные ими базы
данных об абонентах для осуществления информационно-спра-
вочного обслуживания, в том числе для подготовки и распрост-
ранения информации различными способами, в частности на
магнитных носителях и с использованием средств телекоммуни-
каций.
При подготовке данных для информационно-справочного обслу-
живания могут быть использованы фамилия, имя, отчество абонен-
та-гражданина и его абонентский номер, наименование (фирмен-
ное наименование) абонента-юридического лица, указанные им
абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования.
Сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной
форме не могут быть включены в данные для информационно-спра-
вочного обслуживания и не могут использоваться для оказания
справочных и иных информационных услуг оператором связи или
третьими лицами.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах
может осуществляться только с согласия в письменной форме або-


190
Федеральный закон о связи

нентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
Статья 55. Подача жалоб и предъявление претензий и их рассмот-
рение
1. Пользователь услугами связи вправе обжаловать в администра-
тивном или судебном порядке решения и действия (бездействие) ор-
гана или должностного лица, оператора связи, связанные с оказани-
ем услуг связи, а также с обеспечением эксплуатационной готовно-
сти радиочастотного спектра.
2. Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и вы-
давать ее по первому требованию пользователя услугами связи.
3. Рассмотрение жалоб пользователей услугами связи осуществ-
ляется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обяза-
тельств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользо-
ватель услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору
связи претензию.
5. Претензии предъявляются в следующие сроки:
1) в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в
ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи –
по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвое-
временным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытека-
ющих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением
или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за
исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);
2) в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправле-
ния, осуществления почтового перевода денежных средств – по во-
просам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, по-
вреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или
несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;
3) в течение месяца со дня подачи телеграммы – по вопросам,
связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы
или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.
6. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг
связи или иного удостоверяющего факт заключения договора доку-
мента (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные доку-
менты, которые необходимы для рассмотрения претензии по суще-
ству и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении
или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказа-


191
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

нии услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении
ущерба – о факте и размере причиненного ущерба.
7. Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через
шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения
претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено
в письменной форме.
8. Для претензий отдельных видов предусматриваются особые
сроки их рассмотрения:
1) претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовы-
ми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в
пределах одного поселения, рассматриваются в течение пяти дней
со дня регистрации претензий;
2) претензии, связанные со всеми другими почтовыми отправле-
ниями и почтовыми переводами денежных средств, рассматривают-
ся в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи.
9. При отклонении претензии полностью или частично либо не-
получении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки поль-
зователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.
Статья 57. Универсальные услуги связи
1. В Российской Федерации гарантируется оказание универсаль-
ных услуг связи.
К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Фе-
деральным законом относятся:
– услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
– услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети
«интернет» с использованием пунктов коллективного доступа.
2. Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, а
также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги
связи определяется Правительством Российской Федерации по
представлению федерального органа исполнительной власти в обла-
сти связи исходя из следующих принципов:
– время, в течение которого пользователь услугами связи дости-
гает таксофона без использования транспортного средства, не долж-
но превышать один час;
– в каждом поселении должно быть установлено не менее чем
один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным
оперативным службам;
– в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек дол-
жен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к
сети «интернет».


192
Федеральный закон о связи

Статья 58. Оператор универсального обслуживания
1. Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами
универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по ре-
зультатам конкурса или в порядке назначения в соответствии с пунк-
том 2 настоящей статьи для каждого субъекта Российской Федерации.
2. Количество операторов универсального обслуживания, дейст-
вующих на территории субъекта Российской Федерации с учетом
его особенностей, определяется исходя из необходимости обеспече-
ния универсальными услугами связи всех потенциальных пользова-
телей указанными услугами.
Право на оказание универсальных услуг связи предоставляется
операторам сети связи общего пользования по результатам конкур-
са, проводимого в порядке, определенном Правительством Россий-
ской Федерации.
В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозмож-
ности выявления победителя оказание универсальных услуг связи
на определенной территории возлагается Правительством Россий-
ской Федерации по представлению федерального органа исполни-
тельной власти в области связи на оператора, занимающего сущест-
венное положение в сети связи общего пользования.
Оператор, занимающий существенное положение в сети связи
общего пользования, не вправе отказаться от возложенной на него
обязанности по оказанию универсальных услуг связи.
Статья 59. Резерв универсального обслуживания
1. В целях обеспечения возмещения операторам универсального
обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных ус-
луг связи, формируется резерв универсального обслуживания.
2. Средства резерва универсального обслуживания формируются
и расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены на-
стоящим Федеральным законом, в порядке, определенном Прави-
тельством Российской Федерации.
3. Все операторы сети связи общего пользования обязаны осуще-
ствлять отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального
обслуживания на цели, которые предусмотрены настоящим Феде-
ральным законом.
Статья 60. Источники формирования резерва универсального об-
служивания
Источниками формирования резерва универсального обслужива-
ния являются обязательные отчисления операторов сети связи об-
щего пользования и иные не запрещенные законом источники.

193
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 61. Возмещение убытков, причиняемых оказанием универ-
сальных услуг связи
1. Убытки операторов универсального обслуживания, причиняе-
мые оказанием универсальных услуг связи, подлежат возмещению в
размере, не превышающем установленного по результатам конкурса
размера возмещения убытков, или в случае, если конкурс не прово-
дился, максимального размера возмещения убытков, и в сроки, не
превышающие шести месяцев после завершения финансового года,
если иное не было предусмотрено условиями конкурса.
Максимальный размер возмещения убытков, причиняемых ока-
занием универсальных услуг связи, определяется как разница между
доходами и экономически обоснованными затратами оператора
универсального обслуживания и доходами и затратами оператора
связи в случае, если бы обязательство по оказанию универсальных
услуг связи на него не возлагалось, если иное не установлено насто-
ящим Федеральным законом.
2. Оператор универсального обслуживания ведет раздельный учет
доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказы-
ваемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг час-
тям сети электросвязи.
3. Порядок возмещения убытков, причиняемых оказанием уни-
версальных услуг связи, определяется Правительством Российской
Федерации.
Статья 62. Права пользователей услугами связи
1. Пользователь услугами связи вправе передать сообщение связи,
отправить почтовое отправление или осуществить почтовый пере-
вод денежных средств, получить сообщение электросвязи, почтовое
отправление или почтовый перевод денежных средств либо отка-
заться от их получения, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
2. Защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг
электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг свя-
зи надлежащего качества, право на получение необходимой и досто-
верной информации об услугах связи и об операторах связи, основа-
ния, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполне-
ния или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из
договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации
прав пользователей услугами связи определяется настоящим Феде-
ральным законом, гражданским законодательством, законодатель-
ством Российской Федерации о защите прав потребителей и издава-

194
Федеральный закон о связи

емыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми ак-
тами Российской Федерации.
Статья 63. Тайна связи
1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна пе-
реписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, теле-

<<

стр. 6
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>