<<

стр. 7
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

графных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и
сетям почтовой связи.
Ограничение права на тайну переписки, телефонных перегово-
ров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, пере-
даваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускает-
ся только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися упол-
номоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых
отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и до-
кументальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям элект-
росвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основа-
нии решения суда, за исключением случаев, установленных феде-
ральными законами.
4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почто-
вой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых пере-
водах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые от-
правления и переводимые денежные средства могут выдаваться
только отправителям и получателям или их уполномоченным пред-
ставителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Рос-
сийской Федерации в области связи
1. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Рос-
сийской Федерации в области связи, несут уголовную, администра-
тивную и гражданско-правовую ответственность.
2. Убытки, причиненные в результате незаконных действий (без-
действия) государственных органов, органов местного самоуправле-
ния или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению опе-
раторам связи и пользователям услугами связи в соответствии с
гражданским законодательством.
6. Оператор связи не несет ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или
приему сообщений либо пересылке или доставке почтовых от-
правлений, если будет доказано, что такое неисполнение или не-

195
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

надлежащее исполнение обязательств произошло по вине поль-
зователя услугами связи либо вследствие действия непреодоли-
мой силы.
7. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 44 настоящего
Федерального закона, пользователь услугами связи обязан возмес-
тить оператору связи причиненные ему убытки.




196
Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.2.14. Налоговый Кодекс
Российской Федерации
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1998
(Извлечения)
Статья 80. Налоговая декларация
1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявле-
ние налогоплательщика о полученных доходах и произведенных
расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной
сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и
уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплатель-
щиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогопла-
тельщиком, если иное не предусмотрено законодательством о нало-
гах и сборах.
2. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по
месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумаж-
ном носителе или в электронном виде в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации. Порядок представления налоговой
декларации в электронном виде определяется Министерством фи-
нансов Российской Федерации (выделено мною. – В.М.).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
2000
(Извлечения)
Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и до-
ходы от источников за пределами Российской Федерации
Для целей настоящей главы к доходам от источников в Россий-
ской Федерации относятся:
– доходы, полученные от использования линий оптико-воло-
конной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, вклю-
чая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
(выделено мною. – В.М.).




197
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2.2.15. Федеральный закон
о бухгалтерском учете
2002
(Извлечения)
Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представля-
ется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной
форме на бумажных носителях. При наличии технических воз-
можностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности,
указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организа-
ция может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном
виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
[п. 6 введен Федеральным законом от 28.03.2002 № 32-ФЗ]
(выделено мною. – В.М.).




198
Окинавская Хартия

3. Международные правовые механизмы
содействия развитию массовой
информации в интернете

3.1. Окинавская Хартия Глобального
Информационного Общества 2000
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) явля-
ются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формиро-
вание общества двадцать первого века. Их революционное воздейст-
вие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также
взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быст-
ро становятся жизненно важным стимулом развития мировой эко-
номики. Они также дают возможность частным лицам, фирмам и
сообществам, занимающимся предпринимательской деятельнос-
тью, более эффективно и творчески решать экономические и соци-
альные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные воз-
можности.
2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной транс-
формации заключается в ее способности содействовать людям и об-
ществу в использовании знаний и идей. Информационное общест-
во, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать
свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы
должны сделать так, чтобы ИТ служили достижению взаимодопол-
няющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, по-
вышения общественного благосостояния, стимулирования соци-
ального согласия и полной реализации их потенциала в области ук-
репления демократии, транспарентного и ответственного управле-
ния, прав человека, развития культурного многообразия и укрепле-
ния международного мира и стабильности. Достижение этих целей и
решение возникающих проблем потребует разработки эффектив-
ных национальных и международных стратегий.
3. Стремясь к достижению этих целей мы вновь подтверждаем на-
шу приверженность принципу участия в этом процессе: все люди
повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользо-
ваться преимуществами глобального информационного общества.
Устойчивость глобального информационного общества основыва-
ется на стимулирующих развитие человека демократических ценно-

199
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

стях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаим-
ная терпимость и уважение к особенностям других людей.
4. Мы будем осуществлять руководство в продвижении усилий
правительств по укреплению соответствующей политики и норма-
тивной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспе-
чение экономической и финансовой стабильности, содействующих
сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей, борьбе со зло-
употреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокра-
щению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей
и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.
5. Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем,
как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать
международный разрыв в области информации и знаний. Солидная
основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы на-
шего взаимодействия по продвижению социального и экономичес-
кого прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди уча-
стников, включая совместное политическое сотрудничество, также
является ключевым элементом рационального развития информа-
ционного общества.
Использование возможностей цифровых технологий
6. Потенциальные преимущества ИТ, стимулирующие конку-
ренцию, способствующие расширению производства, создаю-
щие и поддерживающие экономический рост и занятость, име-
ют значительные перспективы. Наша задача заключается не
только в стимулировании и содействии переходу к информаци-
онному обществу, но также и в полной реализации его экономи-
ческих, социальных и культурных преимуществ. Для достиже-
ния этих целей важно строить работу на следующих ключевых
направлениях:
• проведение экономических и структурных реформ в целях со-
здания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и ис-
пользования нововведений, которые дополнялись бы мерами по
адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспече-
нию социального согласия;
• рациональное управление макроэкономикой, способствующее
более точному планированию со стороны деловых кругов и потреби-
телей и использование преимуществ новых информационных тех-
нологий;
• разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый,
надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конку-


200
Окинавская Хартия

рентных рыночных условий и соответствующих нововведений к се-
тевым технологиям, их обслуживанию и применению;
• развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям
века информации, посредством образования и пожизненного обу-
чения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в облас-
ти ИТ во многих секторах нашей экономики;
• активное использование ИТ в государственном секторе и со-
действие предоставлению в режиме реального времени услуг, необ-
ходимых для повышения уровня доступности власти для всех граж-
дан.
7. Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке ин-
формационных и коммуникационных сетей в информационном об-
ществе. Однако задача создания предсказуемой, транспарентной и
недискриминационной политики и нормативной базы, необходи-
мой для информационного общества, лежит на правительствах. Нам
необходимо позаботиться о том, чтобы правила и процедуры, имею-
щие отношение к ИТ, соответствовали коренным изменениям в
экономических сделках с учетом принципов эффективного парт-
нерства между государственным и частным сектором, а также транс-
парентности и технологической нейтральности. Такие правила
должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению дело-
вого и потребительского доверия. В целях максимизации социаль-
ной и экономической выгоды информационного общества мы со-
гласны со следующими основными принципами и подходами и ре-
комендуем их другим:
• продолжение содействия развития конкуренции и открытие
рынков для информационной технологии и телекоммуникацион-
ной продукции и услуг, включая недискриминационное и основан-
ное на затратах подключение к основным телекоммуникациям;
• защита прав интеллектуальной собственности на информаци-
онные технологии имеет важное значение для продвижения ново-
введений, связанных с ИТ, развитие конкуренции и широкого вне-
дрения новых технологий; мы приветствуем совместную работу
представителей органов власти по защите интеллектуальной собст-
венности и поручаем нашим экспертам обсудить дальнейшие на-
правления работы в этой сфере;
• важно также вновь подтвердить обязательство правительств ис-
пользовать только лицензированное программное обеспечение;
• ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку по-
сылок, имеют важное значение для информационного общества и
экономики; повышение их эффективности и конкурентоспособно-

201
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

сти позволит расширить преимущества информационного общест-
ва; таможенные и экспедиторские процедуры также важны для раз-
вития информационных структур;
• развитие трансграничной электронной торговли путем содей-
ствия дальнейшей либерализации, улучшения сетей и соответст-
вующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной
торговой организации (ВТО), продолжение работы в области эле-
ктронной торговли в ВТО и на других международных форумах и
применение существующих торговых правил ВТО к электронной
торговле;
• последовательные подходы к налогообложению электронной
торговли, основанные на обычных принципах, включая недискри-
минацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элемен-
ты, согласованные в контексте работы Организации экономическо-
го сотрудничества и развития (ОЭСР);
• продолжение практики освобождения электронных переводов
от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена
вновь на следующей министерской конференции ВТО;
• продвижение рыночных стандартов, включая, например, тех-
нические стандарты функциональной совместимости;
• повышение доверия потребителя к электронным рынкам в со-
ответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе по-
средством эффективных саморегулирующих инициатив, таких как
кодексы поведения, маркировка другие программы подтверждение
надежности, и изучение вариантов устранения сложностей, которые
испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая
использование альтернативных механизмов разрешения споров;
• развитие эффективного и значимого механизма защиты част-
ной жизни потребителя, а также защиты частной жизни при обра-
ботке личных данных. обеспечивая при этом свободный поток ин-
формации, а также;
• дальнейшее развитие и эффективное функционирование элек-
тронной идентификации, электронной подписи, криптографии и
других средств обеспечения безопасности и достоверности опера-
ций.
8. Усилия международного сообщества, направленные на разви-
тие глобального информационного общества, должны сопровож-
даться согласованными действиями по созданию безопасного и
свободного от преступности киберпространства. Мы должны обес-
печить осуществление эффективных мер – как это указано в Руко-
водящих принципах по безопасности информационных систем

202
Окинавская Хартия

ОЭСР – в борьбе с преступностью в компьютерной сфере. Будет
расширено сотрудничество стран «Группы восьми» в рамках Лион-
ской группы по транснациональной организованной преступности.
Мы будем и далее содействовать установлению диалога с предста-
вителями промышленности, развивая, таким образом, успех, до-
стигнутый на недавно прошедшей Парижской конференции «Груп-
пы восьми» «Диалог между правительством и промышленностью о
безопасности и доверии в киберпространстве». Необходимо также
найти эффективные политические решения актуальных проблем,
как, например, попытки несанкционированного доступа и ком-
пьютерные вирусы. Мы будем и далее привлекать представителей
промышленности и других посредников для защиты важных ин-
формационных инфраструктур.
Преодоление электронно-цифрового разрыва
9. Вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри
государств и между ними занял важное место в наших националь-
ных дискуссиях. Каждый человек должен иметь возможность досту-
па к информационным и коммуникационным сетям. Мы подтверж-
даем нашу приверженность предпринимаемым в настоящее время
усилиям по разработке и осуществлению последовательной страте-
гии, направленной на решение данного вопроса. Мы также привет-
ствуем то, что и промышленность, и гражданское общество все бо-
лее склоняются к признанию необходимости преодоления этого
разрыва. Мобилизация наших знаний и ресурсов в этой области яв-
ляется необходимым условием для урегулирования данной пробле-
мы. Мы будем и далее стремиться к эффективному сотрудничеству
между правительствами и гражданским обществом, чутко реагирую-
щим на высокие темпы развития технологий и рынка.
10. Ключевой составляющей нашей стратегии должно стать не-
прерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех.
Мы будем и далее:
• содействовать установлению благоприятных рыночных усло-
вий, необходимых для предоставления населению услуг в области
коммуникаций;
• изыскивать дополнительные возможности, включая доступ че-
рез учреждения, открытые для широкой публики;
• уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого
доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдален-
ных районах;



203
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

• уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, поль-
зующихся меньшей социальной защищенностью, людей с ограни-
ченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно
осуществлять меры, направленные на предоставление им более лег-
кого доступа;
• содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользова-
ния», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ
к сети интернет, а также более широкое использование бесплатного,
общедоступного информационного наполнения и открытых для
всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права
на интеллектуальную собственность.
11. Стратегия развития информационного общества должна со-
провождаться развитием людских ресурсов, возможности которых
соответствовали бы требованиям информационного века. Мы обя-
зуемся предоставить всем гражданам возможность освоить и полу-
чить навыки работы с ИТ посредством образования, пожизненного
обучения и подготовки. Мы будем и далее стремиться к осуществле-
нию этой масштабной цели, предоставляя школам, классам и биб-
лиотекам компьютерное оборудование, способное работать в режи-
ме реального времени, а также направлять туда преподавателей,
имеющих навыки работы с ИТ и мультимедийными средствами.
Кроме того, мы будем осуществлять меры по поддержке и стимули-
рованию малых и средних предприятий, а также людей, работающих
не по найму, предоставляя им возможность подключаться к сети
интернет и эффективно ею пользоваться. Мы также будем поощрять
использование ИТ в целях предоставления гражданам возможности
пожизненного обучения с применением передовых методик, в осо-
бенности тем категориям граждан, которые в противном случае не
имели бы доступа к образованию и профессиональной подготовке.
Содействие всеобщему участию
12. ИТ открывают перед развивающимися странами великолеп-
ные возможности. Страны, которым удалось направить свой потен-
циал в нужное русло, могут надеяться на преодоление препятствий,
традиционно возникающих в процессе развития инфраструктуры,
более эффективное решение своих насущных задач в области разви-
тия, таких как сокращение бедности, здравоохранение, улучшение
санитарных условий и образование, а также использование преиму-
ществ быстрого роста глобальной электронной торговли. Некото-
рые развивающиеся страны уже достигли значительных успехов в
этих областях.


204
Окинавская Хартия

13. Тем не менее не стоит недооценивать проблему мирового
масштаба, связанную с преодолением существующих различий в
области информации и знаний. Мы отдаем должное тому внима-
нию, которое уделяют этой проблеме многие развивающиеся стра-
ны. В действительности, все те развивающиеся страны, которые не
успевают за все более высокими темпами развития ИТ, оказывают-
ся лишенными возможности в полной мере участвовать в жизни
информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно
остро стоит в тех странах, где распространению ИТ препятствует
отставание в развитии основных экономических и социальных ин-
фраструктур, в частности энергетического сектора, телекоммуни-
каций и образования.
14. Мы признаем, что при решении этой проблемы следует учи-
тывать разнообразие условий и потребностей, которое сложилось в
развивающихся странах. Здесь не может быть «уравнительного» ре-
шения. И это в свою очередь говорит о той важной роли, которую
должны сыграть развивающиеся страны, выдвигая собственные
инициативы о принятии последовательных национальных про-
грамм с целью осуществления политических мер, направленных на
поддержку развития ИТ и конкуренции в этой сфере, а также созда-
ния нормативной базы, использование ИТ в интересах решения за-
дач в области развития и в социальной сфере, развитие людских ре-
сурсов, имеющих навыки работы с ИТ, а также с целью поощрения
выдвигаемых на локальном уровне инициатив и местного предпри-
нимательства.




205
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3.2. Декларация о свободе коммуникации
в интернете
Cовет Европы 2003
Договаривающиеся государства, желая, чтобы их народы могли
пользоваться своим правом на поиск, получение, передачу, произ-
водство и распространение информации в интернете любым закон-
ным способом, считая, что принципы подлинной демократии, вер-
ховенства права и уважения прав человека создают основу их со-
трудничества, а также, что свобода выражения и информации — ос-
новополагающий элемент этих принципов, считая, что эта свобода
провозглашена в национальных конституциях и международных
инструментах, и, в частности, в статье 19 Всеобщей декларации прав
человека и статье 10 Европейской конвенции по правам человека,
будучи привержены делу всестороннего осуществления прав челове-
ка и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации
прав человека и других общепризнанных правовых актах, будучи
убежденными, что развитие новых технологий открывает огромные
возможности для совершенствования свободного распространения
идей словесным и изобразительным путем, однако наряду с этим со-
здает опасность увеличения разрыва между информационно богаты-
ми и информационно бедными, что может препятствовать всеобще-
му участию в жизни глобального информационного общества,буду-
чи убежденными, что развитие информационных и коммуникаци-
онных технологий должно служить расширению права на выраже-
ние своего мнения, а также права искать, получать и распространять
информацию и идеи независимо от государственных границ и от их
источников,будучи убежденными, что государства обязаны преду-
преждать нарушения свободы выражения и информации, а также
должны разрабатывать политику, направленную на создание наи-
большего количества различных средств массовой информации и
разнообразия источников информации, таким образом, провозгла-
шая плюрализм идей и мнений, признавая необходимость того, что-
бы при содействии развитию всеобщего доступа к информации во
внимание принимались международные договоры и соглаше-
ния,признавая далее, что для обеспечения всеобщего доступа к ин-
тернету необходимы базовое образование и грамотность, отмечая,
также, что языковое разнообразие в интернете и всеобщее использо-
вание интернете являются центральными вопросами современных
дискуссий и могут иметь решающее значение для развития эконо-


206
Декларация о свободе коммуникации в интернете

мики, основанной на знаниях, сознавая, что свободный поток и ши-
рокий обмен информацией любого рода независимо от государст-
венных границ является важным фактором достижения междуна-
родного взаимопонимания, сближения людей и взаимного обогаще-
ния культур, считая, что свобода информации необходима для соци-
ального, экономического, культурного и политического развития
каждого человека, желая способствовать признанию того положе-
ния, что ограничения свободы самовыражения и свободы информа-
ции в интересах национальной безопасности могут допускаться в
ограниченных масштабах с тем, чтобы не поощрять правительства к
использованию неоправданных ограничений этих свобод под пред-
логом национальной безопасности, признавая необходимость пра-
вовой защиты этих свобод принятием конкретных и четко сформу-
лированных законов, которые обеспечивают основные требования
принципа господства права, вновь напоминая о необходимости
юридической защиты этих свобод независимыми судами, заявляют,
что в области свободы информации в интернет они выражают
стремление достичь следующих целей:
a) защита права каждого, независимо от государственных границ,
выражать свое мнение, искать и получать информацию и идеи, неза-
висимо от источника, а также распространять их в соответствии с ус-
ловиями, определенными статьей 10 Европейской конвенции по
правам человека;
b) отсутствие цензуры или произвольного контроля или наложе-
ния ограничений на участников информационного процесса, на со-
держание информации в интернет, передачу и распространение ин-
формации;
c) достижение открытой политики в общественном секторе,
включая доступ к информации, для того, чтобы расширить у граж-
дан понимание и возможность свободно вести дискуссию на поли-
тические, социальные, экономические и культурные темы;
d) существование широкого круга различных независимых и ав-
тономных электронных средств массовой информации, которые
позволяют отражать разнообразие идей и мнений;
e) доступность и предоставление на разумных условиях в пользова-
ние необходимых технических средств для передачи и распростране-
ния информации и идей в национальном и международном масштабе;
f) поддержка международного сотрудничества и помощи, при по-
мощи общественных и частных каналов, для укрепления свободно-
го потока информации и совершенствования инфраструктуры ком-
муникаций и компетентности участников процесса.

207
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Решили усилить сотрудничество для того, чтобы:
а) защищать права каждого на пользование свободой выражения
и информации в интернете (защита свободного online-самовыраже-
ния от ограничения косвенными методами, как то ярко выражен-
ный ограничительный государственный или частный контроль над
компьютерной аппаратурой или программным обеспечением, теле-
коммуникационной инфраструктурой или другими важными ком-
понентами интернета);
b) способствовать, с помощью преподавания и образования, эф-
фективному осуществлению права на свободу выражения и инфор-
мации в интернете;
c) поддерживать свободный поток информации в интернете, спо-
собствуя тем самым международному взаимопониманию и лучшему
осознанию убеждений и традиций, уважению к разнообразию мне-
ний и взаимному обогащению культур;
d) обмениваться своим опытом и знаниями;
e) обеспечивать эффективное использование новых информаци-
онных и коммуникационных технологий и услуг, где это возможно,
для расширения свободы выражения и информации.
Пришли к согласию и рекомендуют на национальном, региональ-
ном и международном уровнях принять шаги к широкому распрост-
ранению, принятию и претворению в жизнь следующих норм:
1. Государства должны побуждать граждан принимать активное
участие в общественных делах, предоставляя им доступ к правитель-
ственной информации в интернете.
2. Государственному и частному секторам на местном, нацио-
нальном, региональном и международном уровнях следует обеспе-
чивать предоставление необходимых ресурсов для уменьшения язы-
ковых барьеров и активизации интерактивного общения между
людьми через интернет.
3. Государствам-членам и международным организациям следует
признать, что интернет должен быть доступен для всех и что этому
следует оказывать поддержку в качестве одного из средств содейст-
вия осуществлению прав человека, указанных в статьях 19 и 27 Все-
общей декларации прав человека.
4. Государствам-членам и международным организациям следует
создать на национальном, региональном и международном уровнях
механизмы, содействующие всеобщему доступу к интернету. При-
чем особое внимание должно уделяться потребностям обществен-
ных служб и учебных заведений, а также неимущих групп населения.
Для этого следует разработать новые формы партнерства между го-

208
Декларация о свободе коммуникации в интернете

сударственным и частным секторами, включая меры по стимулиро-
ванию инвестиций в эту область и уменьшение препятствий финан-
сового характера на пути использования ИКТ, таких, как налоги и
таможенные пошлины на компьютерное оборудование, программ-
ное обеспечение и услуги.
5. Государствам-членам и провайдерам следует рассмотреть во-
прос предоставления льготных тарифов на пользование интернетом
таким государственным учреждениям, как школы, академические
учреждения, музеи и публичные библиотеки, в качестве переходной
меры по обеспечению недорогого доступа к интернету.
6. Они должны также поощрять как можно более широкое ис-
пользование интернета и предпринимать усилия к адекватному обу-
чению людей пользованию интернетом.
7. С целью обеспечения того, чтобы доступ к услугам интернета
был всеобщим, государства должны полностью раскрывать свои
планы по развитию информационной инфраструктуры и поощрять
демократическое участие граждан во всех аспектах процесса такого
развития.
8. Государствам-членам и международным организациям следует
поощрять механизмы, обеспечивающие добровольный открытый
доступ к информации, включая открытое исходное программное
обеспечение. Им также следует обеспечивать разработку техничес-
ких и методологических стандартов в области обмена информацией,
мобильности программного обеспечения, способности к взаимо-
действию программ и компьютеров и онлайнового доступа к инфор-
мации в глобальных информационных сетях, являющейся общест-
венным достоянием.
9. Государствам-членам и международным организациям следует
поощрять механизмы сотрудничества, которые содействуют сбалан-
сированности государственных и частных интересов, с целью обес-
печения глобального всеобщего доступа к информации, являющей-
ся общественным достоянием, и ее свободного распространения без
географической, экономической или социальной дискриминации.
10. Среди производителей информации, пользователей и провай-
деров услуг следует содействовать распространению передового
опыта, а также руководящих принципов добровольного, саморегла-
ментационного, профессионального и этического характера с долж-
ным соблюдением свободы выражения мнений.
11. Государствам необходимо делать различие между ответствен-
ностью того, кто предоставляет содержание, и того, кто передает
данные.

209
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

12. В целях гарантирования «прайвеси» при online-коммуникаци-
ях государства должны вводить реальную законодательную защиту
от несанкционированного просмотра и использования частными
или общественными лицами и организациями чужой личной ин-
формации в интернете.
13. Разрешение пользователям сети шифровать свои сообщения и
информацию без каких-либо ограничений.
14. Государствам необходимо обеспечение того, чтобы личная ин-
формация, собранная в интернете для одной цели, не использова-
лась для целей, не имеющих к ней отношения, и не раскрывалась без
информированного согласия того, к кому она относится, а также
обеспечение человеку возможности просматривать относящуюся к
нему личную информацию и исправлять ошибки.
В настоящей Декларации:
«Всеобщий доступ» – равноправный доступ для всех по доступ-
ным ценам к информационной инфраструктуре и к информации и
знаниям, необходимым для развития общества и личности.
«Информация, являющаяся общественным достоянием» (упо-
требляется также термин «общественная информация») – доступная
для общественности информация, использование которой не нару-
шает ни прав, установленных законом, ни других прав членов общи-
ны (таких, как права коренного населения), ни обязательств сохра-
нения конфиденциальности.
«Информация» – сведения о фактах, лицах, событиях, явлениях,
процессах независимо от формы их представления.
«Личная тайна» – информация о личности, режим ограниченно-
го доступа к которой личность устанавливает самостоятельно.
«Многоузловые глобальные сети» – общемировая коммуникаци-
онная система с бесчисленным множеством связей, обеспечиваю-
щая возможность одновременного подключения компьютеров и
других коммуникационных устройств либо напрямую, либо через
точки подключения.
«Официальная информация» – все виды информации, создавае-
мой органами государственной власти, органами местного само-
управления, организациями, содержащая сведения о принимаемых
ими решениях и действиях в пределах их компетенции; норматив-
ные правовые акты, издаваемые этими субъектами.
«Передача информации» – адресное предоставление имеющейся
у лица информации пользователю по каналам связи или непосредст-
венно.


210
Декларация о свободе коммуникации в интернете

«Персональные данные» – достоверная информация (сведения,
данные) о гражданине, формируемая им в процессе его общения с
публичными и частными лицами в целях реализации его конститу-
ционных прав и обязанностей и позволяющие идентифицировать
его личность.
«Поиск информации» – обращение лица в целях получения необ-
ходимой информации.
«Получение информации» – получение информации в установ-
ленной форме.
«Пользователь» – субъект, обращающийся за получением инфор-
мации.
«Провайдер интернет-услуг» (ПИУ) – поставщик услуг по обес-
печению доступа к интернету.
«Производство информации» – создание информации в процессе
творческой, производственной и иной деятельности физических и
юридических лиц.
«Равноправный информационный обмен» – обмен данными
между двумя или несколькими малыми или средними ПИУ, при ко-
тором они устанавливают прямую связь друг с другом и договарива-
ются направлять друг другу пакеты непосредственно через нее, не
пользуясь стандартной магистральной линией связи интернет. Если
равноправный информационный обмен осуществляют несколько
ПИУ, то все данные, адресованные любому из ПИУ, сначала на-
правляются в центр обмена, который называется точкой обмена
данными, а затем – конечному адресату.
«Распространение информации» – безадресное предоставление
имеющейся у лица информации другим лицам в различной форме.




211
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3.3. Рекомендация № (2002) 2 Комитета
Министров государствам-членам
о доступе к официальным документам
принята Комитетом Министров 21 февраля 2002 г.
Комитет Министров в соответствии с положениями статьи 15.b Ус-
тава Совета Европы, считая, что целью Совета Европы является дости-
жение большего единства между его членами во имя защиты и осуще-
ствления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;
Принимая во внимание, в частности, статью 19 Всеобщей деклара-
ции прав человека, статьи 6, 8 и 10 Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод, Конвенцию ООН о доступе к инфор-
мации, участии общественности в процессе принятия решений и до-
ступе к правосудию по вопросам окружающей среды (принята в Аарху-
се, Дания, 25 июня 1998 г.) и Конвенцию о защите физических лиц при
автоматизированной обработке данных личного характера от 28 января
1998 г. (ЕТS № 108), Декларацию о свободе выражения мнений и ин-
формации, принятую 29 апреля 1982 г., а также Рекомендацию № (81)
19 о доступе к информации, находящейся у органов публичной власти,
Рекомендацию № (91) 10 о сообщении третьим лицам данных личного
характера, находящихся у органов публичной власти, Рекомендацию
№ (97) 18 о защите данных личного характера, собранных и обрабаты-
ваемых для целей статистики, и Рекомендацию № (2000) 13 о европей-
ской политике, касающейся доступа к архивам;
Учитывая значение в плюралистическом и демократическом об-
ществе транспарентности деятельности публичных органов управ-
ления и наличия информации по вопросам, представляющим обще-
ственных интерес;
Считая, что обеспечение широкого доступа к официальным доку-
ментам на основе принципов равенства и в соответствии с четкими
правилами:
– позволит общественности иметь адекватное представление о
своем государстве, обществе, органах власти и формировать о них
собственное мнение, способствуя таким образом ее участию в делах
общественного интереса;
– укрепит действенность и эффективность функционирования
органов власти и поможет поддержать их единство, противодействуя
коррумпированности;
– будет способствовать утверждению легитимности администра-
тивных органов как публичных органов и укреплению доверия к ним;

212
О доступе к официальным документам

Полагая поэтому, что государствам-членам следует прилагать се-
рьезные усилия в целях обеспечения доступности общественности
информации, содержащейся в официальных документах, с учетом
требований защиты других прав и законных интересов;
Подчеркивая, что изложенные ниже принципы представляют со-
бой минимальные требования и не должны рассматриваться как на-
носящие ущерб тем положениям национального законодательства,
которые предоставляют более широкие права на доступ к официаль-
ным документам;
Полагая, что несмотря на то, что в данной рекомендации акцент
делается на запросе частными лицами доступа к официальным доку-
ментам, органам публичной власти следует взять на себя обязатель-
ства по осуществлению активной коммуникационной политики, на-
правленной на предоставление общественности любой информа-
ции, которая может оказаться полезной в транспарентном демокра-
тическом обществе;
Рекомендует правительствам государств-членов руководство-
ваться в законотворчестве и правоприменительной практике прин-
ципами, изложенными в данной рекомендации.
I. Определения
Для целей настоящей рекомендации: термин «публичные влас-
ти»/«орган публичной власти» означает:
– правительство и органы управления на национальном, регио-
нальном и местном уровнях;
– физические и юридические лица при отправлении ими публич-
ных функций и осуществлении административной власти в соответ-
ствии с национальным законодательством.
Термин «официальные документы» означает любую информа-
цию, зарегистрированную в любой форме, составленную либо по-
лученную публичными властями и находящуюся у них, в связи с
отправлением ими любых публичных или административных
функций, за исключением документов, находящихся в процессе
подготовки.
II. Сфера применения
1. Данная рекомендация касается только официальных докумен-
тов, находящихся у публичных властей. Тем не менее, государствам-
членам следует изучить вопрос о том, в какой степени в свете их за-
конодательства и правовой практики принципы данной рекоменда-
ции могли бы быть применены к информации, находящейся у зако-
нодательных и судебных органов власти.

213
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2. Данная рекомендация не нарушает права на доступ либо ограни-
чений на доступ, предусмотренных Конвенцией о защите физических
лиц при автоматизированной обработке данных личного характера.
III. Основной принцип доступа к официальным документам
Государствам-членам следует гарантировать право каждого на до-
ступ к запрашиваемым официальным документам, находящимся у
публичных властей. Данный принцип следует применять без дис-
криминации по какому-либо признаку, в том числе по признаку на-
циональной принадлежности.
IV. Возможные ограничения доступа к официальным документам
1. Государства-члены могут ограничить право доступа к офици-
альным документам. Ограничения должны быть четко установлены
законом, быть необходимыми в демократическом обществе и про-
порциональными целям защиты:
a) национальной безопасности, обороны и международных отно-
шений,
b) общественной безопасности,
c) профилактики и расследования уголовных преступлений, су-
дебного преследования уголовной деятельности,
d) частной жизни и других законных частных интересов,
e) коммерческих и других экономических интересов, частных ли-
бо общественных,
f) равенства сторон в ходе судебного разбирательства,
g) природы,
h) инспекционных-контрольных и наблюдательных функций
публичных властей,
i) государственной экономической (финансовой и кредитной)
политики,
j) конфиденциальности взаимодействия в ходе подготовки како-
го-либо вопроса внутри органа публичной власти либо между таки-
ми органами.
2. В доступе к документу может быть отказано в случае, если раз-
глашение информации, содержащейся в официальном документе,
нанесет ущерб одному из интересов, упомянутых в п. 1, если только
отсутствует преобладающий общественный интерес в разглашении.
3. Государствам-членам следует рассмотреть вопрос об установле-
нии временных сроков, по истечении которых упомянутые в п.1 ог-
раничения не действуют.



214
О доступе к официальным документам

V. Запрос доступа к официальным документам
1. Лицо, запрашивающее официальный документ, не должно
быть обязанным указывать причины, по которым оно запрашивает
доступ к документу.
2. Связанные с запросом формальности должны быть сведены к
минимуму.
VI. Обработка запросов доступа к официальным документам
1. Запрос доступа к официальному документу должен рассматри-
ваться органом публичной власти, у которого находится документ.
2. Запросы доступа к официальным документам должны рассмат-
риваться на основе принципа равенства.
3. Запрос доступа к официальному документу должен рассмат-
риваться оперативно. Решение должно быть принято, сообщено
и исполнено в течение срока, который может быть установлен
заранее.
4. Если орган публичной власти не располагает запрашиваемым
официальным документом, ему следует, насколько это возможно,
адресовать лицо, обратившееся с запросом, в орган публичной влас-
ти, в компетенции которого находится рассмотрение запроса.
5. Орган публичной власти должен, насколько это возможно, по-
мочь лицу, обратившемуся к нему с запросом, установить, какой
официальный документ запрашивается, но не обязан удовлетворять
запрос, если документ не может быть определен.
6. В запросе доступа к официальному документу может быть отка-
зано – если запрос явно не обоснован.
7. Орган публичной власти, отказавший в доступе к официально-
му документу, должен указать полностью или частично основания
для отказа.
VII. Формы доступа к официальным документам
1. В случае предоставления официального доступа к документу
орган публичной власти разрешает ознакомление с оригиналом или
копией этого документа, учитывая, насколько это возможно, поже-
лание лица, обратившегося с запросом.
2. В случае, если доступ к части информации, содержащейся в
официальном документе, ограничен, орган публичной власти дол-
жен предоставить доступ к оставшейся части информации докумен-
та. Места любых пробелов в документе должны быть четко обозна-
чены. Тем не менее, в случае, если содержание сокращенного вари-
анта документа вводит в заблуждение или является бессмысленным,
в доступе к документу может быть отказано.

215
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3. Орган публичной власти может предоставить доступ к офици-
альному документу, указав лицу, обратившемуся с запросом, на лег-
ко доступные альтернативные источники,
VIII. Оплата услуг, связанных с предоставлением доступа к офи-
циальным документам
1. Ознакомление с оригиналом официального документа в поме-
щениях органа публичной власти должно быть в принципе бесплат-
ным.
2. За предоставление копии официального документа с лица, об-
ратившегося с запросом, может взиматься плата, которая должна
быть умеренной и не превышать фактических расходов органа пуб-
личной власти.
IX. Процедура пересмотра
1. Лицо, запрос о предоставлении официального документа кото-
рого был полностью или частично отклонен либо не рассмотрен в
сроки, упомянутые в п. VI. 3, должно иметь доступ к процедуре пе-
ресмотра решения судом либо другим независимым и беспристраст-
ным органом, созданном на основании закона.
2. Лицо, обратившееся с запросом, должно всегда иметь доступ к
оперативной и недорогой процедуре пересмотра, включающей в се-
бя пересмотр решения органом публичной власти либо пересмотр в
соответствии с положениями предыдущего пункта.
X. Дополнительные меры
1. Государствам-членам следует принять необходимые меры в це-
лях:
a) информирования общественности о ее правах на доступ к офи-
циальным документам и о том, как эти права могут быть реализова-
ны;
b) обеспечения подготовки служащих публичных органов власти
для выполнения ими своих должностных обязанностей, связанных с
осуществлением упомянутых прав;
c) обеспечения реализации лицами, обращающимися с запроса-
ми на доступ к официальным документам, своих прав.
2. Для этого органам публичной власти следует, в частности:
a) эффективно обрабатывать документы для их быстрого нахож-
дения;
b) применять четкие официально утвержденные правила сохране-
ния и уничтожения документов;



216
О доступе к официальным документам

c) насколько это возможно, предоставлять информацию о своей
деятельности либо о вопросах, за которые они отвечают, например,
предоставляя списки находящихся у них документов.
XI. Опубликование информации по инициативе публичных властей
Органам публичной власти следует по собственной инициативе в
тех случаях, когда это требуется, принимать необходимые меры для
опубликования информации, которой они располагают, если такое
опубликование осуществляется в интересах развития транспарент-
ности и эффективности органов управления и будет способствовать
участию общественности в делах, представляющих общий интерес.




217
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

3.4. Рекомендация № R (94) 13
о мерах по обеспечению прозрачности
средств массовой информации
Комитет министров, основываясь на положениях статьи 15,б Ус-
тава Совета Европы,
исходя из того, что целью Совета Европы является достиже-
ние большего единства между его членами во имя сохранения и
реализации идеалов и принципов, составляющих их общее на-
следие,
напоминая, что плюрализм и разнородность средств массовой
информации имеют важное значение для функционирования граж-
данского общества,
напоминая также, что концентрация средств массовой информа-
ции на национальном и международном уровнях может иметь не
только позитивное, но и пагубное воздействие на плюрализм и раз-
нородность средств массовой информации, что может оправдать ме-
ры, предпринимаемые правительством,
отмечая, что регулирование концентрации средств массовой ин-
формации предполагает наличие у компетентных служб или властей
достоверной информации о структурах, владеющих средствами мас-
совой информации, а также о третьих сторонах, которые могут воз-
действовать на независимость СМИ,
подчеркивая, что прозрачность средств массовой информации
необходима для того, чтобы члены общества могли составить свое
мнение для оценки информации, идей и мнений, распространяемых
средствами массовой информации,
напоминая, что положения о прозрачности средств массовой ин-
формации уже имеются в документах, принятых в структурах Сове-
та Европы, в частности в статье 6 Европейской конвенции о транс-
граничном телевидении,
полагая, что должны быть рассмотрены дальнейшие положения в
свете упомянутых тенденций с тем, чтобы гарантировать прозрач-
ность средств массовой информации и обеспечить обмен информа-
цией между государствами в этих целях,
отмечая необходимость обеспечения прав и легитимных интере-
сов всех сторон, на которые налагаются обязательства по прозрач-
ности,
принимая во внимание работу, проделанную на других форумах,
особенно в структурах Европейского Союза,

218
О мерах по обеспечению прозрачности СМИ

рекомендует, чтобы правительства государств-членов рассмотре-
ли возможность включить в их внутреннее законодательство поло-
жения, имеющие целью гарантирование и содействие прозрачности
средств массовой информации, а также облегчение обмена инфор-
мацией по этому вопросу между государствами-членами, с исполь-
зованием основополагающих принципов, прилагаемых к настоящей
рекомендации.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (94) 13
I. Общие положения о прозрачности СМИ
Принцип № 1. Доступ общественности к информации о СМИ
Члены общества на справедливых и беспристрастных основаниях
должны иметь доступ к определенной основной информации о
СМИ с тем, чтобы они могли составить свое мнение для оценки ин-
формации, идей и мнений, распространяемых средствами массовой
информации.
Передача этой информации общественности средствами массо-
вой информации либо службами или структурами, отвечающими за
обеспечение их прозрачности, должна осуществляться с соблюдени-
ем прав и легитимных интересов лиц и органов, на которые распро-
страняются требования о прозрачности. Особое внимание следует
уделять необходимости согласования требований прозрачности с
принципом свободы торговли и промышленности, а также требова-
ниями защиты данных, коммерческой тайны, конфиденциальности
источников информации СМИ и редакционной тайны.
Принцип № 2. Обмен информацией о прозрачности СМИ между
властными структурами государств
Службы или структуры, на которые национальным законодатель-
ством возложен сбор данных о прозрачности средств массовой ин-
формации, должны иметь полномочия передавать эти данные ана-
логичным службам или структурам других государств-членов в гра-
ницах дозволенного национальным законодательством, а также
международными соглашениями, участниками которых являются
обе стороны. По мере возможности передача информации должна
производиться с прямого или подразумеваемого согласия лиц, кото-
рых она касается. Эти возможные ограничения должны быть кон-
кретизированы в национальном законодательстве и систематически
доводиться до сведения служб и структур, которым адресована ин-
формация.


219
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Возможные оправдательные причины передачи этой информа-
ции должны быть ясно изложены в законодательстве, и в любом за-
просе на доступ к информации со стороны служб или структур дру-
гих государств должны конкретно указываться причины запроса.
Положения, касающиеся разрешения на передачу информации,
должны быть сформулированы с учетом возможных установлений,
касающихся свободы действий работников соответствующих служб
и структур в предоставлении информации иностранным властным
структурам. При необходимости эти положения должны адаптиро-
ваться, чтобы сделать такие обмены информацией возможными.
II. Конкретные меры, которые могут гарантировать прозрачность
СМИ в вещательном секторе
Принцип № 3. Раскрытие информации при выдаче лицензии на
вещание
Прозрачность в отношении к заявкам на использование веща-
тельных служб может быть гарантирована включением в националь-
ное законодательство положений, обязывающих претендентов на
осуществление радио- и телевещания предоставлять службам или
структурам, облеченным правом разрешения подобной деятельнос-
ти, сведения в широком диапазоне данных, но достаточно конкре-
тизированные. По содержанию информация, подлежащая раскры-
тию, может быть условно подразделена на три категории:
• первая категория: сведения о лицах или органах, принимающих
участие в структуре, предполагающей осуществлять вещание, и о
степени участия в нем этих лиц и органов;
• вторая категория: сведения о характере и степени заинтересо-
ванности вышеуказанных лиц и органов в других средствах массо-
вой информации или предприятиях СМИ, включая даже заинтере-
сованность в других секторах экономики;
• третья категория: сведения о других лицах и органах, в отноше-
нии которых существует вероятность, что они могут оказать сущест-
венное влияние на программную политику данной вещательной
компании путем предоставления ей определенных ресурсов, харак-
тер которых должен быть четко оговорен в ходе процедуры выдачи
лицензии для сведения служб, лиц или органов, имеющих к ней от-
ношение.
Принцип № 4. Раскрытие информации после выдачи лицензии
вещательным службам
Прозрачность операций вещательной службы может быть гаран-
тирована включением в национальное законодательство положе-
ний, обеспечивающих лица или органы, осуществляющие вещание,

220
О мерах по обеспечению прозрачности СМИ

обязанности предоставлять службам или структурам, разрешающим
вещание, сведений, которые могут различаться по объему и детали-
зации. Такого рода информация может быть условно подразделена
на две основные категории:
• отчетная информация об изменениях в ходе работы вещатель-
ной службы в отношении трех вышеуказанных категорий;
• информация, относящаяся к другим категориям данных, свя-
занных с работой вещательной службы после ее начала.
Принцип № 5. Исполнение функций служб или органов, ответст-
венных за обеспечение прозрачности действующих вещательных
служб
Задачи и полномочия служб и структур, ответственных за про-
зрачность действующих вещательных служб, должны быть ясно оп-
ределены в национальном законодательстве. Эти службы или струк-
туры должны быть наделены полномочиями и средствами, необхо-
димыми для эффективного осуществления своей задачи при соблю-
дении прав и легитимных интересов лиц и структур, обязанных пре-
доставлять информацию. При необходимости они должны иметь
возможность прибегать к помощи других национальных структур
или служб, а также к привлечению сторонних индивидуальных и
корпоративных экспертов.
Службы и структуры, которым передается информация от заяви-
телей на получение лицензии на операции вещательной службы,
должны иметь возможность предоставлять часть этой информации
определенным сегментам общества, если консультация с
общественностью может быть необходима для осуществления их
обязанностей.
III. Конкретные меры, которые могут гарантировать прозрач-
ность СМИ в печатной прессе
Принцип № 6. Включение в национальное законодательство по-
ложений, обязывающих предприятия прессы раскрывать опреде-
ленные сведения в относительно широком диапазоне и с достаточ-
ной степенью детализации по содержанию
Прозрачность печатной прессы может быть гарантирована вклю-
чением в национальное законодательство положений, обязываю-
щих предприятия прессы раскрывать определенные сведения в от-
носительно широком диапазоне и с достаточной степенью детализа-
ции по содержанию.
Информацию, подлежащую раскрытию, можно подразделить на
пять категорий:


221
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

• первая категория: сведения, характеризующие лиц или органы,
участвующих в издательской структуре печатного предприятия, а
также степень участия этих лиц и органов в этой структуре;
• вторая категория: сведения об интересах печатной структуры
или участвующих в ней лиц и органов в других средствах массовой
информации;
• третья категория: сведения о лицах или органах помимо тех, кто
непосредственно занят в печатной структуре, в отношении которых
существует вероятность, что они могут оказывать существенное вли-
яние на редакционную политику изданий, которыми они управля-
ют;
• четвертая категория: сведения о любых заявлениях о редакци-
онной политике или политической ориентации газет и других изда-
ний;
• пятая категория: сведения о финансовых итогах издательской
структуры и о распространении ее продукции.




222
Руководящие принципы

3.5. Руководящие принципы в политике
совершенствования государственной
информации, являющейся
общественным достоянием
ЮНЕСКО
Париж 2004
(Извлечения)

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие «Руководящие принципы» предназначены для
использования в качестве рекомендаций странами–членами
ЮНЕСКО в их политике совершенствования информации, яв-
ляющейся общественным достоянием, с учетом национальных
требований и международной практики.
Выражаем надежду, что данные «Руководящие принципы» будут
полезны для политиков и представителей государственной власти,
принимающих решения на национальном и международном уровне.
В то же время необходимо подчеркнуть, что эти принципы носят ис-
ключительно рекомендательный характер и не имеют статуса пред-
писывающего или нормативного документа.

РЕЗЮМЕ
ЧАСТЬ 1
ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ, СОЗДАВАЕМОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Одна из главных целей любого общества – дать право всем его
гражданам на доступ к информации и знаниям и на их использова-
ние во исполнение одной из основных гражданских свобод – свобо-
ды выражения и свободы участия в культурной жизни и научном
прогрессе. Для достижения этой цели государственными органами
создается все больше информации, доступ к которой можно осуще-
ствлять через интернет и Всемирную электронную сеть. Некоторая
часть этой информации имеет ограничения для публичного доступа
и использования населением, т. к. она находится под защитой прав
на интеллектуальную собственность, относится к области нацио-
нальной безопасности или частной жизни граждан, либо считается

223
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

конфиденциальной по иным причинам. В то же время нет никаких
препятствий для свободного распространения через интернет, биб-
лиотеки и другие пункты публичного доступа для граждан, а также
посредством таких инструментов развития общества, как бизнес и
образование, основного объема информации, создаваемой государ-
ственными органами. Поскольку законодательство и политика
большинства стран в основном ориентированы именно на защиту
информации, на которую распространяются права собственности,
роль и значимость информации, являющейся общественным досто-
янием, особенно информации, создаваемой государственными уч-
реждениями, зачастую недооценивается. В связи с этим целью дан-
ных «Руководящих принципов» является содействие совершенство-
ванию информации, являющейся общественным достоянием, на
правительственном уровне, причем особое внимание уделяется ин-
формации в электронном формате.
Рекомендация ЮНЕСКО по использованию и развитию много-
язычия и всеобщего доступа к всемирному электронному простран-
ству дает следующее определение информации, являющейся обще-
ственным достоянием: «Информацией, являющейся общественным
достоянием, считается доступная для населения информация, ис-
пользование которой не нарушает никаких предусмотренных зако-
ном прав или обязательств по соблюдению конфиденциальности.
Таким образом данное определение распространяется, с одной сто-
роны, на все произведения или объекты права, смежного с автор-
ским правом, которые могут использоваться всеми членами общест-
ва без получения какого-либо разрешения в силу того, что эти объ-
екты изначально не находились под защитой национального или
международного законодательства, либо в силу того, что срок такой
защиты истек. С другой стороны, под данное определение подпада-
ет вся официальная информация и данные, создаваемые обществом,
доступ к которым добровольно открыт государственными органами
или международными организациями».
В свете приведенного выше определения информация, являюща-
яся общественным достоянием имеет две стороны:
• С одной стороны, под «информацией, являющейся обществен-
ным достоянием» понимают все то, на что не распространяется ав-
торское право и другие формы правовой защиты, т. е. области, на
которые такая правовая защита не распространяется в принципе
или перестает распространяться с течением времени.
• С другой стороны, под «информацией, являющейся обществен-
ным достоянием» понимают информацию ярко выраженного обще-

224
Руководящие принципы

ственного характера; сюда относятся определенные типы информа-
ции, создаваемой органами государственной власти в процессе вы-
полнения ими своих обязанностей на благо общества. Такая «ин-
формация, являющаяся общественным достоянием, создаваемая го-
сударственными органами» на национальном и региональном уров-
не, к которой может также относиться информация, предоставляе-
мая различными международными и общественными организация-
ми, изначально не может считаться объектом собственности.
Информация, являющаяся общественным достоянием, создавае-
мая государственными органами, является частью более широкого
понятия «информации, создаваемой государственным сектором».
Часть этой информации может быть закрытой по самым различным
причинам.
Массивы информации, созданной государственными органами —
и иными организациями — для публичного доступа, играют очень
заметную роль в экономическом и социальном развитии во всем ми-
ре, как явствует из следующих примеров:
• Одной из самых значительных ценностей, связанных с предо-
ставлением информации, создаваемой государственными органами,
населению, является прозрачность государственного управления и
приоритет демократических принципов: равенства, открытости и
гласности. Чем больше информации, являющейся общественным
достоянием, исходит от государственных органов и касается их дея-
тельности, тем меньше вероятность того, что такое общество сможет
скрыть случаи беззакония, коррупции или произвола.
• Открытое и неограниченное распространение информации, яв-
ляющейся общественным достоянием, повышает безопасность и
здоровье общества, а также способствует повышению уровня жизни,
т. к. у граждан появляется больше возможностей для принятия осо-
знанных решений по вопросам собственной повседневной жизни,
окружающей среды и будущего.
• Информация, являющаяся общественным достоянием, со-
здаваемая государственными органами, может также способст-
вовать научно-техническому прогрессу общества. Базы фактиче-
ских данных, многие из которых создаются и пополняются госу-
дарственными органами или на государственные ассигнования,
являются основой передовых научных исследований, технологи-
ческих новшеств и функционирования эффективной образова-
тельной системы.
Ценность информации, являющейся общественным достоянием,
во многом определяется масштабом использования ее населением.

225
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Позитивный эффект информации, являющейся общественным до-
стоянием, может быть увеличен во много раз, если такая информа-
ция размещается в глобальных электронных сетях.
Несмотря на громадный прогресс, достигнутый в области инфор-
мационных и коммуникационных технологий и в области техноло-
гий управления информацией, сегодня в мире существует серьезный
дисбаланс в форме «электронного неравенства». Совершенствование
информации, являющейся общественным достоянием, поможет со-
кратить этот разрыв по двум одинаково важным направлениям:
• На национальном уровне: в развивающихся странах, где созда-
ние информации частным сектором не может сравниться по объему с
аналогичной деятельностью государственных органов, именно офи-
циальная информация, являющаяся общественным достоянием, яв-
ляется основным ресурсом данных, разрабатывающихся внутри стра-
ны и о стране, и потому может стать важнейшим ресурсом развития.
• На международном уровне: поскольку интернет является гло-
бальной «сетью сетей», простирающейся над государственными гра-
ницами, вся информация, являющаяся общественным достоянием,
размещаемая в интернете, мгновенно становится частью глобально-
го информационного поля и может послужить во благо развиваю-
щимся странам и их гражданам.
В то же время в обоих случаях самым серьезным препятстви-
ем на пути использования доступной информации становится
языковой барьер, требующий применения определенных стра-
тегий, с помощью которых можно значительно облегчить до-
ступ к поликультурному наследию человечества, распростра-
няемому в интернет и посредством других коммуникационных
средств.
Часть 2. Совершенствование информации, являющейся
общественным достоянием, создаваемой государственными органами
Государственные структуры играют ведущую роль в расшире-
нии доступности для населения и использования гражданами ин-
формации, являющейся общественным достоянием. Для того
чтобы успешно справляться с этой ролью, государство должно
выработать целостную, последовательную и комплексную нацио-
нальную информационную политику, обеспечивающую созда-
ние, распространение и использование официальной информа-
ции, являющейся общественным достоянием. Выработка такой
политики требует принятия решений по следующим трем основ-
ным вопросам:


226
Руководящие принципы

Правовой режим информации, являющейся общественным
достоянием
В принципе информация, создаваемая государственными учреж-
дениями и общественными организациями во всех сферах и на всех
уровнях, должна быть доступной для населения, а любые официаль-
ные запреты на такой доступ должны особым образом обосновы-
ваться и затрагивать как можно меньшую часть этой информации.
Органы государственной власти должны способствовать расшире-
нию доступа к различным типам такой информации и при необхо-
димости пересматривать существующий баланс между политикой и
практикой осуществления доступа к информационным ресурсам, а
также законодательной защитой, ограничивающей использование
или воспроизведение такой информации. Кроме того, все межпра-
вительственные организации, финансируемые государствами,
должны обеспечить открытый и бесплатный доступ ко всем своим
публикациям и предназначенным для публичного доступа базам
данных, особенно для потенциальных пользователей из развиваю-
щихся стран.
Правовой принцип публичного доступа, закрепленный
в законодательстве
Одним из основных элементов комплексного подхода к обеспече-
нию открытости и возможности использования информации, явля-
ющейся общественным достоянием, создаваемой государственны-
ми органами, является принятие национального закона о свободе
информации, согласно которому гражданам должен быть по их за-
просу предоставлен доступ к любой информации, имеющейся у го-
сударственных органов, даже если в обычном порядке такая инфор-
мация недоступна. Страны, где такой закон отсутствует, должны его
разработать и принять после проведения сравнительного анализа
аналогичных законов других государств, а страны, где такой закон
уже имеется, должны привести национальное законодательство в
полное соответствие с ним. Любые исключения из принципа до-
ступности, например, ограничения по соображениям защиты наци-
ональной безопасности, частной жизни граждан или коммерческой
тайны, должны быть особенно тщательно определены.
В то же время закон о свободе информации сам по себе не решает
всех проблем. На практике такой закон обычно предусматривает
бюрократическую, обременительную и дорогостоящую процедуру,
которой должен следовать гражданин для того, чтобы получить не-
обходимую ему информацию. Поэтому государство должно также

227
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

разработать комплексную структуру информационной политики
для управления и активного распространения создаваемой государ-
ственными органами информации согласно изложенным ниже
принципам.
Комплексная структура государственной информационной
политики
Структура политики, определяющей управление и распростране-
ние информации, должна охватывать информацию на бумажных и
на цифровых носителях, а также должна содержать принципы уп-
равления и распространения электронной информации. Основное
внимание следует уделить созданию и распространению информа-
ции, отвечающей интересам граждан, для всех слоев населения и по
минимальным ценам. Особое внимание должно уделяться общи-
нам, объединяющим людей разных культур, и тем группам населе-
ния, которые считаются наименее социально защищенными. Разра-
ботка структуры национальной информационной политики ведется
по следующим трем направлениям:
• создание структуры управления информацией, являющейся об-
щественным достоянием;
• определение требований по политике управления информаци-
ей, являющейся общественным достоянием;
• выбор стратегий управления информационными системами и
информационными технологиями.
При разработке структуры национальной политики необходимо
учитывать следующие основные процедурные элементы:
1. Структура национальной информационной политики должна
основываться на всех связанных с ней законах и постановлениях.
2. В ходе разработки структуры информационной политики и по-
дробного плана ее выполнения на национальном уровне необходи-
мо вовлечь в консультационный процесс представителей главных
заинтересованных групп населения.
3. Существуют определенные факторы, которые необходимо все-
цело проанализировать для каждого элемента политики. К аналити-
ческим факторам, нуждающимся в рассмотрении, относятся юри-
дические, экономические, организационные, социально-культур-
ные и научно-образовательные аспекты. Специфические области
применения или секторы экономики с особыми информационными
целями и требованиями, такие как здравоохранение, окружающая
среда, энергетика, транспорт, финансы, оборона и т. д., также долж-
ны рассматриваться по отдельности.


228
Руководящие принципы

4. После официального принятия структуры информационной
политики руководители, отвечающие за выполнение этой политики
во всех основных государственных учреждениях, должны разрабо-
тать детальные планы по реализации положений информационной
политики в применении к сфере деятельности и компетенции этих
учреждений.
5. Из-за резких изменений, постоянно происходящих в сфере ин-
формации и коммуникации, структура информационной политики
должна пересматриваться и обновляться через несколько лет для со-
хранения ее актуальности и общественной пользы. Такие обновле-
ния должны проводиться раз в 4–5 лет с установленной периодич-
ностью.
6. Полезным дополнением при разработке структуры информа-
ционной политики является обзор подходов к управлению инфор-
мационными ресурсами и технологиями, используемых другими
странами. Опыт других государств помогает учреждениям данной
страны избежать многих трудностей и найти успешно действующие
модели законов и политики, которые можно приспособить к нацио-
нальным требованиям.
Часть 3. Доступ к информации, создаваемой государственными
органами, которая защищена законодательством об интеллектуальной
собственности
В некоторых юрисдикциях государственным учреждениям предо-
ставляется авторское право и другие формы защиты интеллектуаль-
ной собственности на создаваемую ими информацию. Хотя данные
«Руководящие принципы» не рекомендуют такой подход по изло-
женным выше причинам, государство может принять решения о за-
щите произведений, создаваемых государственными органами, в
силу традиции или для достижения национальных экономических и
культурных целей в свете снижения затрат и повышения обществен-

<<

стр. 7
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>