<<

стр. 8
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ной пользы.
Необходимо подчеркнуть, что применение законов об интеллек-
туальной собственности к общественной информации не обязатель-
но предусматривает запрещение доступа населения к такой инфор-
мации. Хотя законы об интеллектуальной собственности могут на-
лагать значительные ограничения на воспроизведение такой инфор-
мации, они оставляют для государственных учреждений широкий
диапазон возможностей по организации доступа к информации в
целях общественного блага и с учетом интересов граждан. Таким об-
разом, государственные структуры, чья официальная информация

229
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

защищена законами об интеллектуальной собственности, могут
предоставить доступ к своим информационным ресурсам или могут
выдавать лицензии, разрешающие такой доступ, что вполне согласу-
ется с применением законодательства об интеллектуальной собст-
венности и упрощает повторное использование такой информации.
Информационные продукты и услуги, предоставляемые частным
сектором, зачастую гораздо более эффективны и обладают более вы-
соким качеством по сравнению с продуктами и услугами, предостав-
ляемыми государственным сектором. В связи с этим партнерство
между государственным и частным секторами в сфере производства
и распространения информации от имени государственного учреж-
дения может принести немалую пользу. Однако если на такую ин-
формацию распространяется законодательство об интеллектуаль-
ной собственности, государству необходимо очень точно опреде-
лить баланс между предусмотренными законодательством об интел-
лектуальной собственности ограничениями на доступ и использова-
ние этой информации, с одной стороны, и на права граждан в кон-
тексте более широкого понимания социальных и экономических
интересов страны, с другой стороны.

ЧАСТЬ 2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ,
ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ,
СОЗДАВАЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
2.3. Ключевой элемент: законодательное закрепление права на до-
ступ и использование информации, создаваемой государственными
органами
Одной из основных черт комплексного подхода к предоставле-
нию доступа и использованию информации, создаваемой государст-
венными органами, является создание в национальном законода-
тельстве правовой базы, разрешающей такой доступ. Такой закон
может называться «Законом о свободе информации» или «Законом
о свободе доступа к информации, создаваемой государственными
органами».
В настоящий момент прослеживается глобальная тенденция уве-
личения открытости информации, создаваемой государственными
органами. В течение последнего десятилетия в целом ряде стран бы-
ли приняты законы о свободе информации. Сегодня в более чем
40 странах имеются правовые акты, закрепляющие доступ населе-

230
Руководящие принципы

ния к информации, создаваемой государственными органами, а еще
в более чем 30 странах подобные законопроекты находятся в стадии
рассмотрения и принятия.
Законы о свободе информации ставят во главу угла в качестве
приоритетного принцип доступности информации вместо распро-
страненной ранее презумпции секретности. Согласно этим законам
гражданин может, сделав соответствующий запрос, получить доступ
к информации, имеющейся в распоряжении государственных орга-
нов, которая в обычном порядке не является открытой. Законы о
свободе информации призваны гарантировать право граждан на до-
ступ к информации, которая создается государственными учрежде-
ниями от их имени.
В связи с этим государства, в которых еще не принят закон о сво-
боде информации, должны разработать его, проведя сравнительный
анализ аналогичных законов в других странах. Те страны, в которых
такой закон уже имеется, смогут при необходимости привести наци-
ональное законодательство в соответствие с этим законом. При этом
следует руководствоваться следующими принципами:
a) Право граждан на информацию, создаваемую государственными
органами, должно быть закреплено в конституции страны, и ему
должна быть придана сила закона соответствующим правовым актом;
b) Необходимо определить типы информации, создаваемой госу-
дарственными органами, которая должна активно распространять-
ся. Для законодательства страны также важно признать юридичес-
кую силу и аутентичность данных в электронных форматах. Также
необходимо определить подпадающие под действие закона источ-
ники информации. В процессе разработки такого закона у страны
появляется прекрасная возможность получить более полное пони-
мание богатства и многообразия имеющейся в ее распоряжении ин-
формации.
c) Государственный орган, к которому гражданин обратился с за-
просом на предоставление той или иной информации, не должны
интересовать причины такого обращения лица, сделавшего запрос.
d) Исключения из принципа доступности информации должны
быть тщательно взвешенными. Отказ в доступе к определенной ин-
формации, создаваемой государственными учреждениями, имеет
право на существование, как возможен и вывод из сферы публично-
го доступа некоторых видов информации. По этой причине закон о
свободе информации должен содержать определения тех случаев,
когда государственный орган вправе отказать в доступе к информа-
ции на основании причин, оговоренных в законе.

231
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Типичными причинами неразглашения информации, создаваемой
государственными органами, являются защита частной жизни граж-
дан, защита интересов национальной безопасности и разведыватель-
ных данных, предотвращение предвзятости при расследовании уго-
ловных дел, защита коммерческой тайны или информации, составля-
ющей частную собственность. Положения, ограничивающие доступ к
защищаемой информации, часто предусматривают уголовную ответ-
ственность за их нарушение. Далее более подробно рассматриваются
перечисленные выше причины неразглашения информации:
Ограничения, налагаемые интересами национальной безопасности
Многие развивающиеся страны до сих пор не открывают доступ к
большому количеству информации, создаваемой государственными
органами, руководствуясь законами о защите национальной безо-
пасности или законодательными актами об административной кон-
фиденциальности, согласно которым большая часть такой инфор-
мации изымается из публичного доступа и становится закрытой для
населения. Естественно, что законные приоритеты соблюдения на-
циональной безопасности должны защищаться посредством конфи-
денциальности соответствующей информации, однако соображе-
ния национальной безопасности не должны создавать атмосферу
неоправданной секретности вокруг информации, создаваемой госу-
дарственными учреждениями. Режим секретности должен предус-
матривать график снятия грифа секретности и переноса ранее за-
крытой информации в сферу публичного доступа.
Защита частной жизни граждан
Во многих странах законодательно закреплена защита данных,
имеющих отношение к частному лицу. Такая защита обычно рас-
пространяется на информацию, создаваемую как государственным,
так и частным сектором. Руководящие принципы ООН в этом во-
просе содержат некоторые основные положения, которые должны
принимать во внимание страны-члены этой организации при разра-
ботке и применении национальных законов в этой области:
• Законный и справедливый характер сбора и обработки данных;
• Точность и подлинность данных;
• Уважение к цели, которую выполняет информация, означаю-
щее, в том числе, что данные, относящиеся к частному лицу, не мо-
гут разглашаться без согласия такого лица;
• Представления доступа заинтересованному лицу к своим дан-
ным (с правом изменения или уничтожения неточной информации,
относящейся к частному лицу);

232
Руководящие принципы

• Отказ от сбора данных, который может повлечь за собой неза-
конную или произвольную дискриминацию;
• Допускаются исключения из принципа защиты частной жизни
по соображениям национальной безопасности, общественного по-
рядка, общественного здоровья и морали, охраны прав и свобод дру-
гих граждан, однако они должны четко регламентироваться законо-
дательством данной страны (и Всеобщей декларацией прав человека
для случаев, связанных с запретом и дискриминацией).
Обеспечение эффективной защиты данных
Если в стране уже принят закон о защите данных о частных лицах,
этот закон должен согласовываться с законом о свободе информации.
Защита коммерческой тайны
Коммерческая тайна, распространяемая на ноу-хау в сфере биз-
неса и производства, также может являться обоснованной причиной
ограничения доступа к информации, находящейся в распоряжении
государственных органов. Под коммерческой тайной понимается
ценная в коммерческом смысле информация, которая охраняется до
тех пор, пока на нее распространяется статус конфиденциальной
информации, по закону, запрещающему нечестную конкуренцию
или несанкционированное раскрытие информации. Государствен-
ные органы обязаны защищать коммерческие тайны частного сек-
тора, которые доверены государственному сектору. Во многих юри-
сдикциях коммерческая тайна охраняется организациями, финан-
сируемыми государством, например компанией, принадлежащей
государству.
e) Если к информации отсутствует прямой доступ через электрон-
ную сеть, государственное учреждение, которое решает вопрос о
разрешении доступа или отказе в нем, обязано принять такое реше-
ние в течение оговоренного срока, причем причины отказа в досту-
пе должны быть надлежащим образом обоснованы, чтобы лицо, за-
прашивающее информацию, могло в случае несогласия с указанны-
ми причинами опротестовать решение государственного органа.
f) Если необходимо, нужно создать отдельную организацию по
рассмотрению протестов на решения по отказу в доступе к инфор-
мации. Такая организация может находиться в ведении «омбудсме-
на». В некоторых случаях границы между информацией, которая
может быть раскрыта государственными органами, и которая долж-
на оставаться конфиденциальной, бывают достаточно размытыми и
трудно определимыми. В большинстве законов о свободе информа-
ции в этом вопросе применяется принцип «наименьшего ущерба» в

233
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

тех случаях, когда решается вопрос об отказе в раскрытии информа-
ции, и принцип превалирования общественных интересов, когда
речь идет о запросе на раскрытие информации.
Процедура привлечения омбудсмена для вмешательства в вопро-
сы доступа к информации должна быть четко прописана в законе,
отличаться оперативностью и прозрачностью. Государство должно
определить, будет ли решение омбудсмена в данном вопросе обяза-
тельным или рекомендательным, а также установить механизм
окончательного решения вопроса в случае отказа в доступе. Эффек-
тивно действующая модель должна предусматривать такую стои-
мость подачи запроса на получение информации, которая не стала
бы непреодолимым препятствием для рядовых граждан в получении
требуемой информации.
g) Будучи необходимым фактором осуществления презумпции
общественной природы информации, создаваемой государственны-
ми учреждениями, и формирования открытого общества с прозрач-
ной политикой, официальная информация, которая в принципе
предназначена для публичного доступа, должна быть открытой.
Кроме того, необходимо четко установить, какую информацию дол-
жен предоставить со своей стороны запрашивающий информацию
гражданин, чтобы получить интересующие его данные. Некоторые
бюрократизированные государственные органы сопротивляются
получению создаваемой ими информации так успешно, что меха-
низмы доступа и осуществления права на свободу информации не
срабатывают. Наконец, политическое давление на государственный
орган, распоряжающийся информацией, или на гражданина, запра-
шивающего информацию, может сделать запрос в рамках закона о
свободе информации неэффективным, а иногда и рискованным.
Комплексная структура государственной информационной полити-
ки в отношении управления информацией, находящейся в распоря-
жении государственных органов, и активного ее распространения в
принципе должна предусмотреть недопущение подобных ситуаций
2.4. Третий ключевой элемент: разработка и реализация комплекс-
ной структуры государственной информационной политики по уп-
равлению и распространению информации, содержащейся в ин-
формационных ресурсах государственных органов
Третьим основным аспектом информационной политики являет-
ся создание комплексной структуры национальной информацион-
ной политики, которая охватывала бы управление и распростране-
ние информации, создаваемой государственными органами.

234
Руководящие принципы

Данная структура должна распространяться как на информацию
на бумажных носителях, так и на данные в электронных форматах, а
также регламентировать особые условия по управлению и распрост-
ранению электронной информации. Структура политики, описание
которой дается ниже, определяет только наиболее общие принци-
пы, темы и цели, и согласуется с основными принципами процедур,
применяемых для ее реализации. Детали политики с учетом нацио-
нальной специфики страны должны разрабатываться отдельно. В то
же время основное внимание должно уделяться созданию и распро-
странению государственными органами информации, которая отве-
чала бы нуждам и потребностям граждан, по минимальным ценам с
учетом многоязычия и интересов наименее социально защищенных
групп населения.
При разработке структуры государственной информационной
политики необходимо уделить особое внимание следующим трем
сферам действий:
• разработке структуры управления информацией, создаваемой
государственными органами;
• определению требований к управлению информацией, создава-
емой государственными органами;
• выбору стратегий в области управления информационными си-
стемами и информационными технологиями.
2.4.2.1. Обеспечение доступа населения к информации
Все государственные учреждения обязаны обеспечивать доступ
населения к создаваемой ими информации в соответствии с задача-
ми своей деятельности, утвержденными законом и нормативными
актами. Для этого необходимо выполнение следующих действий:
a) Обеспечение доступа к информации, содержащей описание
данного государственного учреждения, его задач, деятельности,
программ, процедуры работы, системы ведения записей и управле-
ния данными, а также способов, при помощи которых население
может получить доступ к информационным ресурсам данного уч-
реждения.
b) Обеспечение доступа к записям, ведущимся учреждением, на
основании закона о свободе информации (см. раздел 2.3 выше), в
соответствии с защитой информации и ограничениями, предусмот-
ренными этим законом.
c) Обеспечение доступа к дополнительной информации, необхо-
димой для соответствующего выполнения данным учреждением
своих функций.


235
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

d) При определении того, какая именно информация и как долж-
на распространяться среди населения, государственное учреждение
должно придерживаться следующих правил:
I. Распределять информацию так, чтобы оптимальным образом
сбалансировать цели извлечения максимальной пользы для общест-
ва из данной информации и максимального снижения расходов для
государства и граждан страны;
II. Распределять информацию на условиях объективности и опе-
ративности;
III. Использовать все доступные каналы распространения инфор-
мации на всех уровнях, включая государственные структуры, библи-
отеки, частные компании и СМИ, которые соответствуют данному
типу распространяемой информации;
IV. Содействовать органам государственной власти на местах в
создании и распространении информации.
Для осуществления перечисленных выше целей на практике госу-
дарственным органам необходимо определить все доступные и по-
лезные информационные ресурсы и сделать информацию о них от-
крытой для населения посредством полных электронных справоч-
ников и поисковых баз данных, содержащих все необходимые мета-
данные. Под метаданными понимается информация об информа-
ции (в частности, наименование государственного органа, дата со-
здания информации, краткое содержание информации, условия до-
ступа к ней, обновления информации и ее формат).
2.4.2.6. Распространение электронной информации
Государственные учреждения должны использовать электронные
носители и форматы, включая сети публичного доступа и частные се-
ти, если это целесообразно, и в рамках, определяемых бюджетным фи-
нансированием, для того чтобы расширить населению доступ к ин-
формации и возможности ее использования. За последние годы рас-
пространение государственными учреждениями информации, являю-
щейся общественным достоянием, по электронным сетям, известное
также как «электронное правительство» («E-Governance»), улучшило
информационные услуги государственных учреждений населению во
многих странах и повысило эффективность деятельности как отдель-
ных учреждений, так и межправительственных организаций. Целесо-
образность использования электронных носителей форматов для рас-
пространения информации определяется наличием одного из пере-
численных ниже критериев, соответствующих критериям использова-
ния электронных технологий сбора и создания информации:


236
Руководящие принципы

a) Учреждение создает и ведет свою документацию в электронном
виде.
b) Электронные носители и форматы являются более экономич-
ными и удобными для предоставления доступа к большим информа-
ционным массивам с высокой степенью детализации.
c) Учреждение постоянно занимается распространением инфор-
мационных продуктов.
d) Учреждению известно, что у значительной части пользователей
есть прямой доступ к необходимым информационным технологиям
и необходимая подготовка для электронного использования распро-
страняемого информационного продукта.
e) Переход на электронное распространение информации, осо-
бенно в тех случаях, когда этот вид распространения становится
единственным, не потребует от пользователей значительных расхо-
дов или неудобств в связи с приобретением новых навыков.
Следует уделить особое внимание точности и обновлению ин-
формации, т. к. распространение неточных или устаревших данных
вступает в противоречие с предназначением государственного уч-
реждения и создает проблемы для населения. Даты любых измене-
ний необходимо указывать.
2.4.2.7. Защита информации, являющейся общественным
достоянием
Необходимо соблюдать определенные правила безопасности
при управлении информацией, являющейся общественным до-
стоянием, как с точки зрения защиты конфиденциальности, част-
ной жизни, национальной безопасности или прав на информацию
как на интеллектуальную собственность, так и с точки зрения дол-
госрочного сохранения информации. Государственные учрежде-
ния обязаны:
a) Обеспечивать безопасность информации при помощи:
I. Соответствующей защиты информации от рисков, связан-
ных с потерей, ненадлежащим использованием, изменением или
несанкционированным доступом к такой информации. Также
государственные учреждения должны учитывать последствия
действий, предпринимаемых в рамках национальной информа-
ционной политики в области прав граждан на защиту частной
жизни, для обеспечения правовой и технической защиты такой
информации;
II. Ограничения сбора информации, содержащей личные данные,
строгими рамками предусмотренных законом случаев, когда сбор


237
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

таких данных действительно необходим для выполнения учрежде-
нием своих функций;
III. Ограничения совместного использования информации, со-
держащей личные данные, либо защищенной законодательством о
национальной безопасности или об интеллектуальной собственнос-
ти, случаями, когда такое совместное использование предусмотрено
законодательством или условиями договора, а также наложения оп-
ределенных ограничений в случае действующего обязательства по
обеспечению конфиденциальности данной информации;
IV. Предоставления гражданам доступа к записям их личных дан-
ных, ведущихся учреждением, для предоставления гражданам воз-
можности корректировки неточных личных данных.
b) Обеспечивать сохранность информации путем правильного уп-
равления ею, поиска и восстановления всех официальных записей,
находящихся в общественном доступе, которые должны храниться
вечно. Государственные учреждения в рамках информационной по-
литики обязаны:
I. Следить за тем, чтобы используемые ими программы управле-
ния записями создавали полную и точную документацию;
II. Обеспечивать возможность доступа к записям вне зависимости
от их формы и носителя;
III. Устанавливать соответствующие критерии выбора и сохране-
ния информации, а также графики обновления для архивирования
записей по согласованию с национальными архивами и в соответст-
вии с требованиями законодательства;
IV. Организовать обучение и предоставить инструкции для всех
официальных лиц и сотрудников учреждения, а также подрядчиков,
относительно их обязанностей по управлению записями;
V. Осознавать, что современные электронные форматы и инстру-
менты не гарантируют сохранности электронной информации в не-
изменной форме на протяжении десятилетий, если не осуществлять
своевременного перевода таких данных в новые форматы и на новые
носители, а также принимать в связи с этим стратегические решения
о переходе на новые носители и о переводе на них данных.




238
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

3.6. Межгосударственный стандарт
Система стандартов по информации, библиотечному
и издательскому делу. Электронные издания
Основные виды и выходные сведения
Дата введения 07.01.2002
(Извлечения)

1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные виды электронных
изданий, а также состав и место расположения выходных сведений в
электронных изданиях.
Стандарт предназначен для производителей электронных изданий.
<...>
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соот-
вествующими определениями:
3.1. электронный документ: Документ на машиночитаемом носи-
теле, для использования которого необходимы средства вычисли-
тельной техники.
3.2. электронное издание: Электронный документ (группа элек-
тронных документов), прошедший редакционно-издательскую об-
работку, предназначенный для распространения в неизменном ви-
де, имеющий выходные сведения.
Электронные издания различают:
– по наличию печатного эквивалента:
электронный аналог печатного издания: Электронное издание, в
основном воспроизводящее соответствующее печатное издание
(расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, приме-
чания и т. п.),
самостоятельное электронное издание: Электронное издание, не
имеющее печатных аналогов;
– по природе основной информации:
текстовое (символьное) электронное издание: Электронное изда-
ние, содержащее преимущественно текстовую информацию, пред-
ставленную в форме, допускающей посимвольную обработку,
изобразительное электронное издание: Электронное издание, со-
держащее преимущественно электронные образцы объектов, рас-
сматриваемых как целостные графические сущности, представлен-

239
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение,
но не допускающей посимвольной обработки,
примечание: К изобразительным изданиям относятся факсимиле, а
также тексты в форматах, не допускающих посимвольной обработки,
звуковое электронное издание: Электронное издание, содержащее
цифровое представление звуковой информации в форме, допускаю-
щей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного вос-
произведения,
программный продукт: Самостоятельное, отчуждаемое произведе-
ние, представляющее собой публикацию текста программы или про-
грамм на языке программирования или в виде исполняемого кода,
мультимедийное электронное издание: Электронное издание, в
котором информация различной природы присутствует равноправ-
но и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком за-
дач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими про-
граммными средствами;
– по целевому назначению:
официальное электронное издание: Электронное издание, публи-
куемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств
или общественных организаций, содержащее материалы норматив-
ного или директивного характера,
научное электронное издание: Электронное издание, содержащее
сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследовани-
ях, а также научно подготовленные к публикации памятники куль-
туры и исторические документы,
научно-популярное электронное издание: Электронное издание,
содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных
исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в
форме, доступной читателю-неспециалисту,
производственно-практическое электронное издание: Электронное
издание, содержащее сведения по технологии, технике и организа-
ции производства, а также других областей общественной практики,
рассчитанное на специалистов различной квалификации,
нормативно производственно-практическое электронное издание:
Электронное издание, содержащее нормы, правила и требования в
разных сферах производственной деятельности,
учебное электронное издание: Электронное издание, содержащее
систематизированные сведения научного или прикладного характе-
ра, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и
расчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения,


240
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

массово-политическое электронное издание: Электронное издание,
содержащее произведение общественно-политической тематики,
агитационно-пропагандистского характера и предназначенное ши-
роким кругам читателей,
справочное электронное издание: Электронное издание, содержа-
щее краткие сведения научного и прикладного характера, располо-
женные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназ-
наченное для сплошного чтения,
электронное издание для досуга: Электронное издание, содержа-
щее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным
формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений,
компьютерные игры,
рекламное электронное издание: Электронное издание, содержа-
щее изложенные в привлекающей внимание форме сведения об из-
делиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них,
художественное электронное издание: Электронное издание, со-
держащее произведения художественной литературы, изобразитель-
ного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества,
произведения кино, музейную и другую информацию, относящую-
ся к сфере культуры и не являющейся содержанием научных иссле-
дований;
– по технологии распространения:
локальное электронное издание: Электронное издание, предназна-
ченное для локального использования и выпускающееся в виде оп-
ределенного количества идентичных экземпляров (тиража) на пере-
носимых машиночитаемых носителях,
сетевое электронное издание: Электронное издание, доступное по-
тенциально неограниченному кругу пользователей через телеком-
муникационные сети,
электронное издание комбинированного распространения: Элек-
тронное издание, которое может использоваться как в качестве ло-
кального, так и в качестве сетевого;
– по характеру взаимодействия пользователя и электронного изда-
ния:
детерминированное электронное издание: Электронное издание,
параметры, содержание и способ взаимодействия с которым опреде-
лены издателем и не могут быть изменяемы пользователем,
недетерминированное (интерактивное) электронное издание: Элек-
тронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия
с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в

241
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на
основе информации и с помощью алгоритмов, определенных изда-
телем;
– по периодичности:
непериодическое электронное издание: Электронное издание, выхо-
дящее однократно, не имеющее продолжения,
сериальное электронное издание: Электронное издание, вы-
ходящее в течение времени, продолжительность которого зара-
нее не установлена, как правило, нумерованными и (или) дати-
рованными выпусками (томами), имеющими одинаковое за-
главие,
периодическое электронное издание: Электронное издание, выхо-
дящее через определенные промежутки времени, постоянным для
каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по
содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или)
датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие,
продолжающееся электронное издание: Электронное издание, вы-
ходящее через неопределенные промежутки времени, по мере на-
копления материала, не повторяющимися по содержанию, одно-
типно оформленными нумерованными и (или) датированными вы-
пусками, имеющими общее заглавие,
обновляемое электронное издание: Электронное издание, выходя-
щее через определенные или неопределенные промежутки времени
в виде нумерованных или датированных выпусков, имеющих одина-
ковое заглавие и частично повторяющееся содержание. Каждый вы-
пуск содержит в себе оставшуюся актуальную информацию и пол-
ностью заменяет предыдущий.
– по структуре:
однотомное электронное издание: Электронное издание, выпущен-
ное на одном машиночитаемом носителе,
многотомное электронное издание: Электронное издание, состо-
ящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из кото-
рых представлена на самостоятельном машиночитаемом носите-
ле, представляющее собой единое целое по содержанию и оформ-
лению,
электронная серия: Сериальное электронное издание, включаю-
щее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тема-
тики, целевым или читательским назначением, выходящих в одно-
типном оформлении.


242
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

3.3. титульный экран: Один из первых экранов электронного из-
дания (или специальный системный экран), содержащий выходные
сведения.
3.4. минимальные системные требования: Требования к техниче-
ским и программным средствам, минимально необходимым для ре-
ализации возможностей электронного издания.
4. Состав и расположение выходных сведений
4.1. Общие положения
Состав и расположение выходных сведений электронного изда-
ния зависят от вида электронного издания, количества физических
носителей и оформления. Не допускаются расхождения между од-
ними и теми же сведениями, помещаемыми в разных местах элек-
тронного издания и элементов его оформления.
Элементы выходных сведений, общие для всех или ряда томов
(частей, выпусков, номеров) электронного издания, должны быть
представлены без расхождения в их форме приведения.
4.2. Основные элементы выходных сведений
4.2.1. Основными элементами выходных сведений являются:
– сведения об авторах и других физических и юридических лицах,
участвовавших в создании электронного издания;
– заглавие электронного издания;
– надзаголовочные данные;
– подзаголовочные данные;
– выходные данные;
– выпускные данные;
– минимальные системные требования;
– классификационные индексы;
– номер государственной регистрации;
– международные стандартные номера;
– штрих-коды;
– знак охраны авторского права;
– библиографическое описание;
– аннотация.
4.2.2. Имя автора, заглавие, надзаголовочные данные, выход-
ные данные, классификационные индексы, международные
стандартные номера, знак охраны авторского права и штрих-ко-
ды приводятся в электронных изданиях в форме, определенной
ГОСТ 7.4.
4.2.3. Подзаголовочные данные в зависимости от вида электрон-
ного издания могут включать в себя: сведения, поясняющие загла-


243
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

вие, сведения о виде издания по природе основной информации,
целевому назначению, периодичности, сведения о количестве томов
многотомного издания, порядковый номер тома или части, сведе-
ния о периоде обновления для обновляемых электронных изданий,
сведения о виде носителя для локальных электронных изданий.
4.2.4. Выпускные данные электронного издания включают в себя сле-
дующие сведения: наименование издателя, его почтовый и электрон-
ные адреса, телефон; наименование изготовителя, его адрес; объем дан-
ных в Мб; продолжительность звуковых и видеофрагментов в мин; ком-
плектацию издания (количество носителей, наличие сопроводительной
документации и т. п.); тираж (для локальных электронных изданий), но-
мер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи (для непе-
риодических электронных изданий), регистрационный номер и регист-
рирующий орган (для периодических электронных изданий).
4.2.5. Минимальные системные требования включают в себя: тре-
бования к компьютеру (тип, процессор, частота; объем свободной
памяти на жестком диске; объем оперативной памяти); операцион-
ной системе; видеосистеме; акустической системе; необходимое до-
полнительное программное обеспечение (не входящее в состав эле-
ктронного издания) и оборудование.
4.2.6. Номер государственной регистрации электронного изда-
ния присваивается уполномоченной государственной организа-
цией.
4.2.9. Издатель может по своему усмотрению добавить любые
другие сведения об электронном издании, которые, по его мне-
нию, отражают существенные особенности данного электронно-
го издания.
4.2.11. Электронное издание, являющееся аналогом печатного
издания, кроме собственных выходных сведений, должно содер-
жать выходные сведения соответствующего печатного издания.
4.2.12. В электронных изданиях, выходящих на языках народов
России (кроме русского) и иностранных языках, выходные сведе-
ния, кроме имен авторов и лиц, участвовавших в создании издания,
приводятся не только на языке текста издания, но и в переводе на
русский язык с указанием языка текста издания. Имена приводят в
транслитерационной форме. Эти сведения приводят над выпускны-
ми данными на титульном экране, внутренней стороне первичной
упаковки и задней стороне вторичной упаковки.
4.2.13. В электронном издании, изготовленном в виде приложе-
ния к любому печатному изданию, выходные сведения оформляют-
ся в соответствии с настоящим стандартом.

244
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

4.3. Размещение выходных сведений
Основным местом размещения выходных сведений является ти-
тульный экран, выполняющий в электронном издании роль титуль-
ного листа. Титульный лист может состоять из нескольких частей,
связанных между собой переходами.
В локальных электронных изданиях выходные сведения размеща-
ются также на следующих элементах оформления электронного из-
дания: на этикетке, находящейся непосредственно на электронном
носителе; на лицевой, внутренней и задней сторонах первичной
упаковки; на лицевой, задней и боковых (если позволяет толщина)
сторонах вторичной упаковки; в сопроводительной документации
на бумажном носителе. Вторичная упаковка и сопроводительная до-
кументация могут отсутствовать.
В локальных электронных изданиях выпускные данные и мини-
мальные системные требования допускается приводить только на
элементах внешнего оформления и не приводить на титульном эк-
ране электронного издания.




245
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

4. Национальные законодательные акты,
регулирующие отношения
по свободе информации
(в том числе с использованием интернета)

4.1. Закон США
о свободе информации
1996

Титул 5. Свод законов США, § 552
552. Информация, подлежащая огласке: издаваемые федеральны-
ми правительственными учреждениями нормативные акты, прави-
ла, заключения, приказы, акты, протоколы;
(а) Каждое правительственное учреждение обязано делать обще-
доступной следующую информацию:
(1) Каждое учреждение обязано сформулировать и регулярно пуб-
ликовать в Федеральном Регистре для сведения общественности:
(А) описание структуры своего головного и региональных подраз-
делений, а также установленные места, в которых население может
получить от служащих (или сотрудников, если речь идет о специали-
зированной службе) необходимую информацию, сделать представ-
ления или запросы или получить решения;
(Б) изложение общих порядков и методов, посредством которых
распределяются и определяются их функции, включая суть и требо-
вания всех существующих формальных и неформальных процедур;
(В) процессуальные нормы, описания существующих форм или
сведения о местах, в которых такие формы могут быть получены, а
также указания по объему и содержанию всех документов, отчетов
или заключений;
(Г) основные общеприменимые нормы, установленные в соответ-
ствии с законодательством, а также заявления общеполитического
характера или общеприменимые толкования, разработанные и при-
нятые данным учреждением, и
(Д) любые документы, вносящие изменения, поправки, либо отме-
няющие что-либо из вышеперечисленного. Ни при каких обстоятель-
ствах нельзя требовать от какого бы то ни было лица ссылаться на,
равно как и использовать против такого лица, какие-либо документы,
подлежащие опубликованию в Федеральном Регистре, но не опубли-

246
Закон США о свободе информации

кованные таким образом, за исключением тех случаев, когда такое
лицо было надлежащим образом и своевременно проинформировано
об условиях, изложенных в таком документе. В настоящем параграфе
под надлежащей доступностью материала определенному классу лиц,
интересы которых он затрагивает, подразумевается его публикация в
Федеральном Регистре, понимаемая как инкорпорация путем отсыл-
ки, утвержденная Директором Федерального Регистра.
(2) Каждое учреждение, в соответствии с опубликованными пра-
вилами, обязано представить для ознакомления и копирования
представителями общественности:
(А) окончательные решения, включая согласные и особые мне-
ния, а также приказы, издаваемые по рассматриваемым делам;
(Б) политические заявления и толкования, принятые учреждени-
ем, но не опубликованные в Федеральном Регистре;
(В) административные руководства и инструкции для персонала,
затрагивающие интересы членов общества;
(Г) копии всех документов, независимо от их формы или форма-
та, которые были выданы любому лицу в соответствии с параграфом
(3) и которые, по причине характера их содержания, учреждение оп-
ределяет как такие, которые стали или могут стать предметом после-
дующих запросов в сущности тех же документов, и
(Д) общий перечень документов, на которые ссылается подпара-
граф (Г); за исключением тех случаев, когда такие материалы не-
медленно публикуются и поступают в продажу. Для документов,
которые были созданы, начиная с 1 ноября 1996 г., в течение одно-
го года после указанной даты, каждое учреждение обязано сделать
такие данные доступными, в том числе посредством компьютер-
ных телекоммуникаций или, если средства компьютерных теле-
коммуникаций в учреждении не были установлены, посредством
других электронных средств. Учреждение вправе не указывать
идентифицирующие сведения при предоставлении или опублико-
вании решения, политического заявления, толкования, руководст-
ва для персонала, инструкции или копий данных, на которые ссы-
лается подпараграф (Г), насколько это может оказаться необходи-
мым для предотвращения необоснованного нарушения неприкос-
новенности личной жизни. Однако в каждом отдельном случае
требуется представить подробное объяснение такого изъятия в
письменном виде, объем же такого изъятия должен быть указан в
той части данных, которая стала доступной или опубликована, за
исключением тех случаев, когда данное изъятие могло бы нанести
вред интересам, для которых установлена защита в подразделе (б),

247
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

в соответствии с которым это изъятие было сделано. Каждое уч-
реждение также обязано вести и представлять для ознакомления и
копирования представителями общественности текущие каталоги,
содержащие информацию, согласно которой общественность мо-
жет идентифицировать любой документ, изданный, принятый или
обнародованный после 4 июля 1967 г. и подлежащий предоставле-
нию или опубликованию в соответствии с положениями настояще-
го параграфа. Каждое учреждение обязано незамедлительно пуб-
ликовать, не реже одного раза в квартал, и распространять (путем
продажи или иным способом) экземпляры каждого каталога или
приложений к нему, за исключением тех случаев, когда оно опре-
деляет приказом, публикуемым в Федеральном Регистре, такую
публикацию как ненужную и нецелесообразную, причем в этом
случае учреждение тем не менее обязано предоставлять экземпля-
ры такого перечня по запросу и по цене, не превышающей непо-
средственных затрат на тиражирование. К 31 декабря 1999 г. каж-
дое учреждение обязано предоставить к каталогу, на который ссы-
лается подпараграф (Д), доступ посредством компьютерных теле-
коммуникаций. Учреждение может приводить окончательные при-
казы, решения, политические заявления, толкования, руководства
или инструкции для персонала, затрагивающие интересы членов
общества, в качестве обоснования, использовать их или ссылаться
на них в качестве прецедента при действиях против третьей сторо-
ны, только если:
(I) они были включены в каталог и либо предоставлены, либо
опубликованы, как предусмотрено настоящим параграфом; либо
(II) такая третья сторона была надлежащим образом и своевре-
менно проинформирована об условиях, изложенных в таких доку-
ментах.
(3) (А) В отношении любых документов, за исключением предо-
ставляемых в соответствии с параграфами (1) и (2) настоящего под-
раздела, каждое учреждение, по любому запросу на предоставление
официальных документов, который (I) в достаточной мере опреде-
ляет такие документы и составлен в соответствии с опубликованны-
ми правилами, определяющими время, место, сборы (если таковые
предусмотрены) и подлежащие выполнению процедуры, обязано
незамедлительно предоставить такие официальные документы лю-
бому лицу.
(Б) Обеспечивая в соответствии с настоящим параграфом како-
му-либо лицу доступ к документу, учреждение предоставляет этот
документ по запросу такого лица в любой форме или формате, при

248
Закон США о свободе информации

условии, что учреждение может без труда воспроизвести документ в
такой форме или формате. Каждое учреждение обязано приложить
необходимые усилия для того, чтобы сохранять свои документы в
формах или форматах, которые позволяют их воспроизводить для
целей настоящего раздела.
(В) В соответствии с настоящим параграфом при ответе на запрос
документов учреждение обязано приложить необходимые усилия
для поиска запрашиваемых документов в электронной форме или
формате, за исключением тех случаев, когда такие усилия могли бы
нанести ущерб функционированию автоматической информацион-
ной системы учреждения.
(Г) В целях настоящего параграфа термин «поиск» означает про-
смотр, вручную или автоматизированными средствами, документов
учреждения для целей определения местонахождения тех докумен-
тов, которые отвечают запросу.
(4) (А) (I) В целях выполнения положений настоящей статьи, в от-
вет на извещение и получение критики и замечаний от обществен-
ности, каждое учреждение обязано обнародовать постановления,
устанавливающие прейскуранты сборов за обработку запросов, со-
гласно настоящему разделу, и устанавливающие процедуры и указа-
ния по определению случаев снижения сумм сборов или освобожде-
ния от их уплаты. Такой прейскурант должен соответствовать указа-
ниям, которые подлежат изданию, после предварительного издания
соответствующего уведомления и получения критики и замечаний
от общественности, Директором службы управления и бюджета, и
которые должны содержать прейскурант цен, единый для всех уч-
реждений.
(II) Такие постановления, издаваемые учреждениями, должны
предусматривать, что:
(I) сборы должны быть ограничены обоснованными стандартны-
ми расценками на поиск, тиражирование и анализ документов, если
запрашиваемые официальные документы будут использоваться в
коммерческих целях;
(II) сборы должны быть ограничены обоснованными стандартны-
ми расценками на тиражирование документов, если запрашиваемые
официальные документы не предназначены для использования в
коммерческих целях и если запрос сделан образовательным учреж-
дением или некоммерческой научной организацией в целях акаде-
мического или научного исследования или представителем средства
массовой информации, специализирующегося на освещении ново-
стей; и

249
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

(III) по любому запросу, не определенному в (I) или (II), сборы
должны быть ограничены обоснованными стандартными расценка-
ми на поиск и тиражирование документов.
(III) Документы должны быть предоставлены без взимания ка-
кой-либо платы либо за плату в размере ниже сборов, определенных
в пункте (II), если предоставление информации служит интересам
общества, поскольку она может внести значительный вклад в пони-
мание общественностью действий или деятельности правительства,
и не служит в первую очередь коммерческим интересам запрашива-
ющего.
(IV) Прейскуранты цен должны предусматривать исключительно
возмещение прямых затрат на поиск, тиражирование и анализ. За-
траты на анализ могут включать в себя только затраты, непосредст-
венно связанные с первичным обследованием документа на предмет
определения, подлежат ли документы огласке согласно положениям
настоящей статьи, а также на предмет сокрытия любых отрывков, не
подлежащих огласке согласно положениям настоящего раздела. За-
траты на анализ не могут включать в себя какие бы то ни было рас-
ходы, понесенные в связи с необходимостью решения каких-либо
юридических или политических вопросов, которые могут возник-
нуть в процессе обработки запроса, согласно положениям настоя-
щей статьи. Согласно положениям настоящего раздела ни одно уч-
реждение не вправе взимать сборы:
(I) если затраты на взыскание и обработку в рабочем порядке та-
кого сбора предположительно могут быть равны сумме самого сбора
или превысить ее или
(II) при обработке любого запроса, описанного в пунктах (II) или
(III) данного подпараграфа, за первые два часа поиска или за первые
сто страниц тиражирования.
(V) Ни одно учреждение не вправе требовать предварительной оп-
латы какого бы то ни было сбора, за исключением случаев, когда ра-
нее уже имелись случаи несвоевременной оплаты сборов данным за-
прашивающим или если сбор, по определению учреждения, превы-
сит $250.
(VI) Никакие положения данного параграфа не имеют приорите-
та над законодательными актами, конкретно устанавливающими
уровень сборов за отдельные типы официальных документов.
(VII) В случае, если запрашивающий предпринимает какие бы то
ни было юридические действия в отношении освобождения от упла-
ты сборов, согласно положениям настоящей статьи, суд обязан рас-
смотреть дело de novo, причем объем рассмотрения дела судом будет

250
Закон США о свободе информации

ограничен документом, в отношении которого учреждение должно
принять решение.
(Б) В случае подачи жалобы окружной суд Соединенных Шта-
тов, расположенный в том округе, где истец проживает, или где
расположено место его основной работы, или в котором находятся
документы учреждения, или в округе Колумбия, компетентен за-
претить учреждению сокрытие документов учреждения и отдать
приказ о выдаче любых документов учреждения, в которых истцу
было неправомерно отказано. В таком случае суд обязан рассмот-
реть дело de novo и имеет право изучить содержание таких доку-
ментов учреждения на закрытом заседании с целью выяснения,
должны ли такие документы или их отдельные части быть утаены в
соответствии с какими-либо из освобождений, установленных в
подразделе (б) настоящей статьи, а учреждение обязано подчи-
ниться его решению. В дополнение к любому другому вопросу, ко-
торый суд сочтет существенным, суд обязан считать существенным
аффидевит учреждения, касающийся технического оснащения уч-
реждения на предмет технической выполнимости требований па-
раграфа (2) (В), подраздела (б), а также требований параграфа (3)
(Б), связанных с воспроизводимостью.
(В) Независимо от любых других положений законодательства,
ответчик обязан представить возражения или иным образом опроте-
стовать любую жалобу, поданную в соответствии с положениями на-
стоящего подраздела, в течение тридцати дней с момента вручения
ответчику состязательной бумаги, в которой изложена такая жалоба,
за исключением тех случаев, когда суд, при наличии достаточных
оснований, укажет другие сроки.
(Г) Отменен.
(Д) Суд вправе обязать Соединенные Штаты оплатить соответст-
вующие гонорары поверенных и другие судебные издержки, надле-
жащим образом понесенные по любому делу в соответствии с поло-
жениями настоящей статьи, которое истец выиграл по существу.
(Е) Во всех случаях, когда суд издает приказ о предоставлении ка-
ких бы то ни было официальных документов учреждения, в предо-
ставлении которых истцу было неправомерно отказано, и обязывает
Соединенные Штаты оплатить соответствующие гонорары пове-
ренных и другие судебные издержки и когда суд дополнительно из-
дает письменное заключение о том, что обстоятельства сокрытия
информации поднимают вопросы относительно того, являлись ли
действия персонала по сокрытию информации результатом личного
каприза или произвола, Специальный Совет обязан немедленно на-

251
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

чать производство с целью определения, оправданно ли применение
дисциплинарных мер к служащему или сотруднику, несущему непо-
средственную ответственность за сокрытие информации. Специаль-
ный Совет после расследования и рассмотрения всех представлен-
ных доказательств представляет свои заключения и рекомендации
ответственному администратору соответствующего учреждения, а
копии заключений и рекомендаций направляет служащему или со-
труднику либо его представителю. Ответственный администратор
обязан принять исправительные меры, рекомендованные Специ-
альным Советом.
(Ж) В случае неподчинения судебному приказу окружной суд
вправе наказать виновного сотрудника или служащего специализи-
рованной организации за неисполнение судебного решения.
(5) Каждое учреждение, имеющее более одного служащего, обяза-
но вести и представлять для изучения общественностью записи по
окончательной позиции, занятой каждым служащим в каждом деле,
рассматриваемом учреждением.
(6) (А) Каждое учреждение, по любому запросу на официальные
документы в соответствии с параграфами (1), (2) или (3) настоящего
подраздела обязано
(I) в течение двадцати дней (за исключением суббот, воскресе-
ний и официальных государственных праздников) после получе-
ния такого запроса определить, будет ли он удовлетворен, и неза-
медлительно уведомить подателя такого запроса о принятом ре-
шении и причинах его принятия, а также о праве такого лица по-
дать жалобу руководителю учреждения в случае принятия нега-
тивного решения и
(II) в течение двадцати дней (за исключением суббот, воскресе-
ний и официальных государственных праздников) после получения
такой жалобы принять решение по ней. Если при рассмотрении жа-
лобы отказ в удовлетворении запроса будет подтвержден полностью
или частично, учреждение обязано уведомить подателя такого за-
проса об условиях судебного пересмотра такого решения в соответ-
ствии с положениями параграфа (4) настоящего подраздела.
(Б) (I) В исключительных обстоятельствах, описанных в настоя-
щем подпараграфе, предписываемые либо пунктом (I), либо пунк-
том (II) подпараграфа (А) сроки могут быть продлены путем направ-
ления письменного уведомления подателю такого запроса, с указа-
нием причин продления и предполагаемой даты выдачи заключе-
ния. Никакое уведомление такого рода не может указывать на дату,
которая устанавливала бы срок продления более десяти рабочих

252
Закон США о свободе информации

дней, за исключением установленного в пункте (II) настоящего па-
раграфа.
(II) Что касается запроса, в отношении которого письменное уве-
домление, согласно пункту (I), продляет сроки, установленные
пунктом (I) подпараграфа (А), учреждение обязано уведомить пода-
теля такого запроса о том, что его запрос не может быть обработан в
течение срока, установленного в данном пункте, и должно предоста-
вить этому лицу возможность ограничить рамки запроса таким об-
разом, чтобы он мог быть обработан в пределах этого срока, или воз-
можность согласовать с учреждением иные сроки обработки запро-
са или измененный запрос. Отказ лица в разумных пределах изме-
нить запрос или согласовать такие иные сроки должен рассматри-
ваться как условие, определяющее, существуют ли исключительные
обстоятельства для целей, установленных в подпараграфе (В).
(III) В том смысле, в котором термин «исключительные обстоя-
тельства» употребляется в настоящем подпараграфе, он обозначает,
но лишь настолько, насколько это может оказаться необходимым
для должной обработки конкретного запроса:
(I) необходимость поиска и сбора запрошенных документов в ре-
гиональных подразделениях и других ведомствах, обособленных от
конторы, обрабатывающей запрос;
(II) необходимость поиска, сбора и должного изучения значи-
тельного объема отдельных и не связанных между собой докумен-
тов, затребованных в рамках одного запроса; или
(III) необходимость консультаций, которые должны быть прове-
дены насколько возможно быстро, с другим учреждением, сущест-
венно заинтересованным в принятии решения по запросу, или меж-
ду двумя или более частями одного учреждения, для которых суще-
ство дела представляет значительный интерес.
(IV) В ответ на получение критики и замечаний от общественнос-
ти любое учреждение вправе обнародовать правила, предусмотрен-
ные для совокупности определенных запросов одного и того же по-
дателя запросов или группы подателей, действующих согласованно,
если учреждение обоснованно полагает, что такие запросы в дейст-
вительности составляют единый запрос, который, в противном слу-
чае, будет соответствовать исключительным обстоятельствам, опи-
санным в настоящем подпараграфе, а также что запросы содержат
очевидным образом связанные между собой вопросы.
(В) (I) Любое лицо, подающее запрос на предоставление докумен-
тов в любое учреждение в соответствии с условиями параграфов (1),
(2) или (3) настоящего подраздела, считается исчерпавшим имею-

253
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

щиеся у него средства административной защиты в отношении та-
кого запроса, если учреждение оказывается не в состоянии уложить-
ся в сроки, предписываемые этим параграфом. Если Правительство
в состоянии доказать наличие исключительных обстоятельств, а
также выказываемое учреждением должное тщание в ответных дей-
ствиях по запросу, суд может удержать дело в своем производстве и
предоставить учреждению дополнительное время для проведения
анализа документов. При принятии учреждением решения об удов-
летворении запроса на официальные документы эти документы
должны быть незамедлительно представлены подателю такого за-
проса. Любое уведомление об отказе по запросу на официальные до-
кументы в соответствии с положениями настоящего подраздела
должно указывать имена и должности или звания каждого лица, от-
ветственного за отказ по такому запросу.
(II) В целях настоящего подпараграфа термин «исключительные
обстоятельства» не включает в себя задержку, которая вызвана про-
гнозируемой загруженностью учреждения запросами, согласно на-
стоящему разделу, за исключением тех случаев, когда в деятельнос-
ти учреждения наблюдаются заметные успехи и число накопивших-
ся запросов, находящихся на рассмотрении, сокращается.
(III) Отказ лица в разумных пределах изменить запрос или согла-
совать иные сроки для обработки данного запроса (или измененно-
го запроса) в соответствии с пунктом (II) после того как учреждени-
ем, в которое данное лицо подало запрос, ему была предоставлена
возможность это сделать, должен рассматриваться как условие, оп-
ределяющее, существуют ли исключительные обстоятельства для
целей, установленных в настоящем подпараграфе.
(Г) (I) В ответ на получение критики и замечаний от обществен-
ности любое учреждение вправе обнародовать правила, предусмот-
ренные для многоканальной обработки запросов в зависимости от
объема работы или времени (или того и другого одновременно), тре-
буемых для обработки запросов.
(II) В соответствии с настоящим подпараграфом правила могут
предоставить лицу, подавшему запрос, который не подходит для
скорейшей многоканальной обработки, возможность ограничить
рамки запроса, чтобы последний подходил для более быстрой обра-
ботки.
(III) Настоящий подпараграф не должен рассматриваться как за-
трагивающий требование, установленное подпараграфом (В), о не-
обходимости проявлять должное старание.


254
Закон США о свободе информации

(Д) (I) В ответ на уведомление или получение публичной критики
любое учреждение вправе обнародовать правила, предусмотренные
для ускоренной обработки запросов на документы:
(I) в случаях, когда лицо, подавшее запрос на документы, ссыла-
ется на крайнюю необходимость, а также
(II) в других случаях, которые определяются учреждением.
(II) Не противореча пункту (I), правила, согласно настоящему
подпараграфу, должны гарантировать:
(I) что решение о том, предоставлять или нет ускоренную обра-
ботку, будет принято, а лицо, подавшее запрос, получит уведомле-
ние об этом решении в 10-дневный срок после даты подачи запроса;
и
(II) неотложное рассмотрение административных обращений о
принятии таких решений о предоставлении ускоренной обработки.
(III) Учреждение обязано обработать настолько быстро, насколь-
ко это осуществимо, любой запрос документов, в отношении кото-
рого учреждение дало согласие на ускоренную обработку в соответ-
ствии с настоящим подпараграфом. Действия учреждения, отрица-
ющие или подтверждающие отклонение запроса на ускоренную об-
работку в соответствии с настоящим подпараграфом и отсутствие со
стороны учреждения своевременного ответа на такой запрос долж-
ны быть подвергнуты судебному пересмотру в соответствии с пара-
графом (4), за исключением тех случаев, когда судебный пересмотр
основан на документе, находящемся на рассмотрении у учреждения
на момент вынесения им соответствующего решения.
(IV) После того как учреждение предоставило полный ответ на за-
прос, Федеральный районный суд Соединенных Штатов не имеет
более полномочий по пересмотру отклонения учреждением уско-
ренной обработки запроса документов.
(V) Для целей настоящего подпараграфа термин «крайняя необ-
ходимость» означает:
(I) что невозможность получить запрашиваемые документы уско-
ренным образом в соответствии с настоящим параграфом может
стать обоснованно предполагаемой причиной неминуемой угрозы
жизни или физическому здоровью индивида; или
(II) в отношении запроса, поданного лицом, основным занятием
которого является распространение информации, необходимость в
срочном порядке уведомить общественность о текущих или заяв-
ленных действиях Федерального Правительства.
(VI) Указание на крайнюю необходимость со стороны лица, дела-
ющего запрос на ускоренную обработку, должно быть сделано по-

255
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

средством заявления, истинность и правильность которого данное
лицо, исходя из того, что ему известно, и своего мнения, подтверж-
дает.
(Е) Отклоняя запрос на документы, частично или в целом, учреж-
дение обязано приложить разумные усилия для предварительной
оценки объема любого запрашиваемого содержания, в предоставле-
нии которого отказано, и обязано предоставить любую из таких
предварительных оценок лицу, делающему запрос, за исключением
тех случаев, когда такая предварительная оценка могла бы нанести
вред интересам, защищаемым условием об освобождении, установ-
ленным в подпункте (б), в соответствии с которым запрос был от-
клонен.
(б) Правила настоящего раздела не применяются к материалам:
(1) (А) в отношении которых каким-либо правительственным по-
становлением в интересах государственной обороны или внешней
политики специально установлен секретный режим хранения и
(Б) которые фактически и надлежащим образом, в соответствии с
таким правительственным постановлением, засекречены;
(2) которые относятся исключительно к правилам внутреннего
распорядка и указаниям для персонала учреждения;
(3) которые специально освобождены законом (за исключением
раздела 552б данного титула) от необходимости огласки, при усло-
вии, что такой закон
(А) содержит требование о том, чтобы эти материалы были со-
крыты от общественности таким способом, который бы исключал
возможность произвола по данному вопросу, либо
(Б) устанавливает конкретные критерии для сокрытия или ссыла-
ется на конкретные виды материалов, подлежащих сокрытию;
(4) торговым секретам и коммерческой либо финансовой инфор-
мации, полученной от какого-либо лица и защищенной привилеги-
ей либо ограничением доступа;
(5) меморандумам или письмам, циркулирующим между учреж-
дениями или в пределах одного учреждения, на которые по закону
не имеет права доступа никто, кроме другого учреждения, находя-
щегося в состоянии судебного разбирательства с данным учрежде-
нием;
(6) личным делам и медицинским картам и другим докумен-
там подобного рода, предоставление которых имело бы резуль-
татом неправомерное нарушение неприкосновенности личной
жизни;


256
Закон США о свободе информации

(7) документам или информации, собранной в правопримени-
тельных целях, но лишь постольку, поскольку предоставление та-
ких правоприменительных документов или информации
(А) по имеющимся обоснованным предположениям, помешает
проведению правоприменительных действий,
(Б) ущемит право какого-либо лица на справедливое и бесприст-
растное рассмотрение его дела в суде,
(В) по имеющимся обоснованным предположениям, явится не-
правомерным нарушением неприкосновенности личной жизни,
(Г) по имеющимся обоснованным предположениям, позволит
идентифицировать конфиденциальный источник, включая государ-
ственное, местное или зарубежное учреждение, или орган, или ка-
кое-либо частное учреждение, предоставившее информацию на
конфиденциальной основе и, в тех случаях, когда документы или
информация собраны органом, применяющим нормы уголовного
права в процессе уголовного расследования, или учреждением, осу-
ществляющим законные разведывательные операции в интересах
государственной безопасности, информацию, предоставленную
конфиденциальным источником,
(Д) раскроет методы и процедуры правоприменительных рассле-
дований или преследований или раскроет общие установки право-
применительных расследований или преследований, если в отноше-
нии такого раскрытия имеются основания полагать, что оно может
предоставить возможность обхода закона, или
(Е) по имеющимся обоснованным предположениям, поставит
под угрозу жизнь или физическую безопасность любого индивида;
(8) содержащимся в или относящимся к актам экспертизы отче-
там для внутреннего пользования или отчетам о состоянии дел, ко-
торые подготовлены учреждением, отвечающим за регулирование
или надзор за финансовыми организациями, или от его имени, или
для использования таким учреждением; или
(9) содержащим геологические и геофизические данные и инфор-
мацию, включая карты, имеющие отношения к скважинам.
Любая часть официального документа, которая может быть в ра-
зумных пределах выделена, должна быть предоставлена лицу, запра-
шивающему такой документ, после удаления всех частей, не подле-
жащих огласке согласно положениям настоящего подраздела. Коли-
чество удаленной информации должно быть указано в предостав-
ленной части документа, за исключением тех случаев, когда такое
указание может нанести вред интересам, защищаемым условием об
освобождении, установленном в настоящем подразделе, в соответ-

257
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ствии с которым информация была удалена. Если это технически
выполнимо, количество удаленной информации должно быть ука-
зано в том месте документа, где такое удаление было произведено.
(в) (1) Во всех случаях, когда поданный запрос подразумевает по-
лучение права доступа к документам, определенным в подразделе
(б)(7)(А), и:
(А) расследование или преследование проводится в связи с воз-
можным нарушением уголовного права; и
(Б) имеются основания полагать, что
(I) субъект такого расследования или преследования не подозре-
вает о его проведении и
(II) раскрытие факта существования документов может помешать
правоприменительным действиям, учреждение вправе, но только до
тех пор, пока продолжают существовать такие обстоятельства, рас-
сматривать документы как не подпадающие под действие настояще-
го раздела.
(2) Во всех случаях, когда данные по осведомителю, которые хра-
нятся учреждением, применяющим нормы уголовного права, под
именем осведомителя или его личным идентификатором, запраши-
ваются третьим лицом по имени осведомителя или его личному
идентификатору, учреждение может рассматривать такие сведения
как не подпадающие под действие настоящего раздела, за исключе-
нием тех случаев, когда имеется официальное подтверждение стату-
са осведомителя как осведомителя.
(3) Во всех случаях, когда поданный запрос подразумевает получе-
ние права доступа к документам, которые ведутся Федеральным бюро
расследований и относятся к внешней разведке, или контрразведке,
или международному терроризму, и факт существования таких доку-
ментов является закрытой информацией согласно положениям под-
раздела (б) (1), Бюро вправе, до тех пор пока факт существования та-
ких документов продолжает быть закрытой информацией, рассмат-
ривать такие документы как не подпадающие под действие настояще-
го раздела.
(г) Настоящий раздел не дает разрешения на сокрытие информа-
ции или ограничение права доступа общественности к документам,
за исключением случаев, конкретно изложенных в настоящем раз-
деле. Настоящий раздел не может служить основанием для сокрытия
информации от Конгресса.
(д) (1) Не позднее февраля каждого года каждое учреждение обя-
зано представить Генеральному прокурору Соединенных Штатов


258
Закон США о свободе информации

отчет по данным предыдущего финансового года, который должен
включать:
(А) количество принятых каждым учреждением решений об отка-
зе в удовлетворении запросов на документы, поданных в такие уч-
реждения в соответствии с положениями подраздела (а), и причины
принятия каждого такого решения;
(Б) (I) количество жалоб, поданных лицами в соответствии с по-
ложениями подраздела (а)(6), результаты рассмотрения таких жалоб
и причины таких ответных мер по каждой апелляции, которые име-
ли результатом отказ в предоставлении информации;
(II) полный список всех нормативных актов о предоставлении уч-
реждению полномочий на сокрытие информации в соответствии с
подразделом (б) (3), указание на то, поддержал ли суд решение уч-
реждения о сокрытии информации в соответствии с каждым из этих
нормативных актов, а также краткое описание содержания любой
сокрытой информации;
(В) число запросов на документы, находящихся на рассмотрении
учреждения, начиная с 30 сентября предшествующего года, и сред-
нее количество дней, начиная с той же даты, в течение которых та-
кие запросы находились на рассмотрении у учреждения;
(Г) число запросов на документы, полученных учреждением, и
число запросов, которые учреждение обработало;
(Д) среднее количество дней, которое потребовалось учреждению
для обработки различных видов запросов;
(Е) общую сумму сборов, собранных учреждением за обработку
запросов; и
(Ж) число сотрудников учреждения, занятых полный рабочий
день, выделенных для обработки запросов на документы в соответ-
ствии с настоящим разделом, а также общую сумму расходов учреж-
дения на обработку таких запросов.
(2) Каждое учреждение обязано предоставить общественности
доступ к каждому такому отчету, в том числе посредством компью-
терных телекоммуникаций или, если средства компьютерных теле-
коммуникаций не были установлены учреждением, посредством
иных электронных средств.
(3) Генеральный прокурор Соединенных Штатов обязан обеспе-
чить к каждому отчету, который был сделан доступным с помощью
электронных средств, доступ в любой взятой по отдельности элек-
тронной точке доступа. Генеральный прокурор Соединенных Шта-
тов должен уведомить не позднее 1 апреля того года, в котором был
опубликован отчет, Председателя и старейшего представителя мень-

259
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

шинства Комитета по государственным реформам и надзору палаты
представителей, а также Председателя и старейшего представителя
меньшинства Комитета по делам правительства и Юридического
комитета Сената о том, что к таким отчетам имеется доступ при по-
мощи электронных средств.
(4) Генеральный прокурор Соединенных Штатов по согласова-
нию с Директором службы управления и бюджета обязан разрабо-
тать директивы по отчетам и исполнению в связи с отчетами, кото-
рые должны быть предоставлены в соответствии с настоящим под-
разделом к 1 октября 1997 г., а также вправе устанавливать допол-
нительные требования для таких отчетов, которые, по мнению Ге-
нерального прокурора, могут быть полезными.
(5) Генеральный прокурор Соединенных Штатов обязан пред-
ставить ежегодный отчет не позднее апреля каждого календарно-
го года, который должен включать в отношении предшествующе-
го календарного года перечень дел, рассмотренных, в соответст-
вии с настоящим разделом, исключения, задействованные в каж-
дом случае, решения, принятые по каждому делу, а также издерж-
ки, сборы и штрафы, наложенные, согласно подпараграфам (Д),
(Е) и (Ж) подраздела (а) (4). Такой отчет должен также включать
описание действий, предпринятых Министерством юстиции с
целью обеспечить соблюдение учреждениями положений настоя-
щего раздела.
(е) Для целей настоящего раздела термин:
(1) «учреждение», как он определен в разделе 551(1) настоящего
титула, включает любой Правительственный департамент, военный
департамент, Правительственную корпорацию, корпорацию, кон-
тролируемую Правительством, или иное учреждение исполнитель-
ной ветви Правительства (включая Администрацию Президента),
или любое независимое регулятивное учреждение; и
(2) «документ», а также любой другой термин, использованный
в настоящем разделе в отношении информации, включает любую
информацию, которая будет являться документом учреждения с
соблюдением требований настоящего раздела и при условии хра-
нения ее учреждением в любом формате, включая электронный
формат.
(ж) Глава любого учреждения обязан подготовить и по требова-
нию обеспечить публичный доступ к справочному материалу или
руководству по обращению с запросами на документы или получе-
нию информации от учреждения с соблюдением освобождений, со-
гласно подразделу (б), включая:

260
Закон США о свободе информации

(1) перечень всех основных информационных систем учрежде-
ния;
(2) описание основных информационных и документарных поис-
ковых систем, поддерживаемых учреждением; и
(3) справочник по получению от учреждения публичной инфор-
мации различных видов и категорий в соответствии с 44-м титулом
главы 35, а также в соответствии с настоящим разделом.




261
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

4.2. Закон Литовской Республики
об общественной информации
от 2 июля 1996 г.
(Извлечения)

Статья 6. Право на получение информации
1. Каждый человек в Литовской Республике имеет право на озна-
комление со всеми официальными документами институции госу-
дарственной власти и управления или институции власти и управле-
ния самоуправлений, а также других бюджетных организаций, за ис-
ключением тех, которые засекречиваются в установленном закона-
ми порядке.
2. Государственные должностные лица в случае их отказа в предо-
ставлении информации подготовителю публичной информации
(его представителю) не позднее чем на следующий рабочий день со-

<<

стр. 8
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>