<<

стр. 9
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

общают ему об этом в письменной форме с указанием причины от-
каза.
3. Ответственность государственных должностных лиц за необос-
нованный отказ в предоставлении информации или за представле-
ние неверной информации устанавливается законами.
4. Политические партии, политические и общественные, профсо-
юзные и другие организации в порядке, установленном своими ус-
тавами, предоставляют людям и подготовителям публичной инфор-
мации официальную информацию и деятельности представляемых
ими организации, за исключением того, что в соответствии с зако-
нами Литовской Республики не подлежит оглашению.
Статья 9. Право на защиту свободы информации
Каждый гражданин Литовской Республики вправе обжаловать в
суд решения или правовые акты институций власти и управления, а
также иных организаций в случае нарушения или сужения ими сво-
боды информации.




262
Азербайджан: о свободе информации

4.3. Закон Азербайджанской Республики
о свободе информации
1998
(в редакции от 1 февраля 2000 г.)
Статья 1. Свобода информации
В соответствии со статьей 50 Конституции Азербайджанской Рес-
публики каждый обладает свободой законным путем искать, полу-
чать, передавать, производить и распространять любую информацию.
В целях настоящего Закона под информацией подразумеваются
сведения, независимо от формы их представления, о протекающих в
природе, обществе и государстве событиях, процессах, а также о
фактах и лицах.
Статья 2. Гарантия свободы информации
Каждый имеет право обращаться для получения информации.
Осуществление свободы информации не должно приводить к на-
рушению прав и интересов физических и юридических лиц.
Ограничение свободы информации допускается только в случаях,
предусмотренных Конституцией Азербайджанской Республики.
Порядок пользования свободой информации определяется Консти-
туцией Азербайджанской Республики и соответствующими закона-
ми Азербайджанской Республики.
Статья 3. Назначение Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с
осуществлением свободы информации.
Статья 4. Субъекты информационных отношений
Субъектами информационных отношений являются физические
и юридические лица.
Статья 5. Основные принципы осуществления свободы информации
Основными принципами осуществления свободы информации
являются:
– обеспечение свободы информации;
– открытость информации и свободный обмен информацией;
– объективность, полнота и правдивость информации;
– законность поисков, получения, использования, распростране-
ния и охраны информации;
– хранение тайны личности и семейной жизни каждого;
– защита безопасности личности, общества и государства.


263
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 6. Гарантии получения информации
Получение информации обеспечивается путем:
– выдачи информации о своей деятельности и о принятых реше-
ниях органами государственной власти и муниципалитетами;
– создания информационных служб для получения информации
в органах государственной власти;
– беспрепятственного использования статистических данных,
фондов библиотек, архивов и музеев, а также информационных си-
стем;
– немедленного информирования населения о чрезвычайных
случаях, стихийных бедствиях и катастрофах, создающих угрозу для
жизни и здоровья населения;
– немедленного информирования населения о чрезвычайных об-
стоятельствах, создающих угрозу для безопасности государства;
– недопущения государственной цензуры в средствах массовой
информации, в том числе в печати;
– доведения в установленном законодательством порядке норма-
тивно-правовых актов до сведения населения.
Статья 7. Источники информации
Источниками информации являются документы и иные носители
информации сообщения средств массовой информации, открытые
выступления, отражающие сведения в предусмотренном законода-
тельством порядке.
Статья 8. Получение информации
Получение информации осуществляется в установленном соот-
ветствующим законодательством порядке и способом.
По способу получения информация делится на открытую инфор-
мацию и информацию, получаемую с ограничением.
Статья 9. Получение открытой информации
Получение открытой информации обеспечивается путем:
– постоянных официальных изданий;
– распространения массовых средств информации;
– предоставления ее физическим и юридическим лицам.
Порядок и условия получения открытой информации определя-
ются настоящим Законом или договором (если выдача информации
осуществляется на основе договора). Договор о выдаче информации
заключается в соответствии с гражданским законодательством. Ор-
ганы государственной власти и муниципалитеты не могут отказать-
ся от выдачи информации из-за отсутствия договора.

264
Азербайджан: о свободе информации

Статья 10. Информация, получаемая с ограничением
К информации, получение которой ограничено, относятся сведе-
ния, касающиеся государственной, профессиональной (адвокату-
ры, нотариата, врачебной), служебной, банковской, коммерческой,
следственной и судебной тайны, сведений о личной и семейной
жизни, террористических акций.
Отношения, возникающие в связи с информацией, касающиеся
государственной, профессиональной (адвокатуры, нотариата, вра-
чебной), служебной, банковской, коммерческой, следственной и
судебной тайны, сведений о личной и семейной жизни,террористи-
ческих акций регулируются соответствующим законодательством.
Статья 11. Обращение о получении информации
Рассмотрение обращений о получении информации регулируется
Законом Азербайджанской Республики «О порядке рассмотрения
обращений граждан».
Если, в результате рассмотрения обращения о получении инфор-
мации в течение времени, предусмотренного в Законе Азербайджан-
ской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан»,
указанная информация потеряет свое значение, то обращение о вы-
даче информации должно быть рассмотрено немедленно, а при не-
возможности этого, не позднее 24 часов.
Запрещается требование обоснования необходимости получения
информации.
Если требуемая информация относится к указанной в статье 10
настоящего Закона информации, получение которой ограничено,
обращение может быть не удовлетворено.
Статья 12. Право обжалования в связи с получением информации
Отказ в даче информации может быть обжалован в суде.
Обязанность доказать законность отказа в выдаче информации
лежит на ответчике.
Статья 13. Информация о личности
Документированные или открыто переданные сообщения о лич-
ности относятся к информации о личности. Источниками докумен-
тированной информации о личности являются документы, выдан-
ные на его имя, подписанные им, и собранные государственными
органами в пределах своих полномочий сведения о личности. Сведе-
ния о вероисповедании и убеждениях личности могут быть собраны
государственными органами только при добровольном представле-
нии этой информации. Сведения о членстве личности в политичес-

265
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

кой партии или беспартийности должны быть представлены в госу-
дарственные органы только в случаях, предусмотренных законом.
Статья 14. Право личности на ознакомление с информацией, со-
бранной о ней
Информация о личности собирается в порядке, установленном
законом. Запрещается сбор информации путем обмана, применения
угроз и других незаконных средств.
Личность в связи со сбором информации о ней, за исключением
информации, добытой при оперативно-розыскной деятельности, а
также собранной в связи с ведением следствия по уголовному делу в
установленном законом порядке, имеет следующие права:
– ознакомиться с информацией, собранной о ней;
– узнать во время сбора информации о ней, в каких целях и как
собирается информация, кто использует эту информацию;
– требовать уточнения информации.
Не допускается использование посторонними лицами информа-
ции, собранной государственными органами в соответствии с зако-
нодательством.
Информация о личности не может храниться дольше срока, необ-
ходимого для использования ее в законных целях.
Запрещается без разрешения суда использование технических
средств, предусмотренных для тайного получения информации, и
подслушивание телефонных разговоров.
Статья 15. Ответственность за нарушение требований настоящего
Закона
Лица, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответ-
ственность в соответствии с законодательством.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар Алиев
г. Баку, 19 июня 1998 г. № 505-IQ




266
Эстония: о публичной информации

4.4. Закон Республики Эстония
о публичной информации
2000
(Извлечения)
Статья 37. Ограничение доступа к сведениям
о частной жизни лиц
1) Личными данными, в отношении которых действует ограниче-
ние доступа и которые предназначены для внутреннего пользования,
считаются сведения, требующие тактичного отношения, и иные све-
дения о частной жизни (далее сведения о частной жизни лиц).
2) Личными сведениями, требующими тактичного отношения,
являются:
1) сведения, отражающие политические взгляды, религиозные
убеждения и мировоззрение лиц, за исключением сведений о член-
стве в частноправовых юридических лицах, зарегистрированных в
установленном законом порядке;
2) сведения об этническом происхождении или расовой принад-
лежности;
3) данные о состоянии здоровья и о сексуальной жизни лиц;
4) информация, собранная в ходе производства по уголовным делам
или по делам об иных правонарушениях, – до открытого судебного за-
седания или вынесения решения суда по делу о правонарушении, либо
в случаях, когда это требуется в целях защиты морали либо семейной и
частной жизни людей или в интересах несовершеннолетнего, потер-
певшего или свидетеля либо свершения правосудия.
3) Иными сведениями о частной жизни лиц являются:
1) сведения об отдельных обстоятельствах семейной жизни;
2) сведения, касающиеся обращений с ходатайствами об оказа-
нии социальной помощи или социальных услуг;
3) сведения о личностных свойствах, о способностях или иных
чертах характера лиц;
4) сведения, касающиеся психических или физических страданий
лиц;
5) информация, собранная о лицах в связи с налогообложением,
за исключением информации, касающейся задолженности по нало-
говым платежам.
4) В отношении документов, содержащих сведения о частной
жизни лиц, ограничение доступа устанавливается с момента состав-
ления или получения документа.


267
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 39. Доступ к предназначенной для внутреннего пользования
информации, содержащей сведения о частной жизни лиц
1) Владелец информации обеспечивает доступ к находящимся в
его распоряжении сведениям о частной жизни лиц в соответствии с
Законом о защите личных данных и настоящим Законом.
2) Владелец информации должен обеспечивать для запрашиваю-
щих информацию физических лиц доступ к находящимся в его рас-
поряжении информации и документам, собранным о названных ли-
цах, за исключением следующих случаев:
1) если доступ несовершеннолетнего к информации нарушил бы
тайну происхождения ребенка;
2) если наличие доступа препятствовало бы пресечению преступ-
ления, задержанию преступника или установлению истины по уго-
ловному делу;
3) если ограничение доступа требуется в интересах защиты прав и
свобод других людей;
4) доступ иностранца к информации, если информация собрана в
интересах государственной безопасности.
3) Другие лица обладают правом доступа к информации, содержа-
щей сведения о частной жизни лиц, в следующих случаях (за исклю-
чением случая, когда выдача информации создает препятствия для
установления истины по уголовному делу):
1) к сведениям о несовершеннолетних – их родители или опеку-
ны;
2) опекуны недееспособных лиц;
3) если лицом дано разрешение на предоставление такого досту-
па;
4) чиновники государственных и муниципальных учреждений –
только с целью выполнения ими своих служебных обязанностей;
5) работники частноправовых юридических лиц или предприни-
матели – физические лица, оказывающие социальные услуги либо
услуги в области здравоохранения или образования, – только в объ-
еме, необходимом для оказания названных услуг.
4) Владелец информации обязан вести учет лиц, которым была
выдана информация, содержащая сведения о частной жизни лиц, с
указанием целей, времени и способа выдачи такой информации и ее
видов.
5) Правом доступа к сведениям, касающимся состояния здоровья
лица, находящегося в лечебном учреждении, обладают его близкие,
если само лицо не возражает против этого или орган, проводящий
расследование, не ходатайствовал о применении ограничения до-

268
Эстония: о публичной информации

ступа. При выдаче таких сведений владелец информации должен
убедиться в том, что он имеет дело с близким человеком того лица, о
котором запрашиваются сведения.
6) Компетентный чиновник, проводящий расследование или
осуществляющий государственный надзор, может в интересах уста-
новления истины по уголовному делу, а также с целью обеспечения
безопасности лиц разрешить доступ к указанной в частях 2 и 3 ста-
тьи 37 настоящего Закона информации, в отношении которой уста-
новлено ограничение доступа. Если соблюдение ограничения до-
ступа может представлять угрозу для жизни, здоровья или имущест-
ва других лиц, то информация, в отношении которой установлено
ограничение доступа, должна быть незамедлительно обнародована
способом, установленным частью 4 статьи 30 настоящего Закона.
Статья 40. Сроки ограничения доступа
1) Ограничение доступа к информации, предназначенной для
внутреннего пользования, устанавливается до минования надобнос-
ти, но не более чем на пять лет. Руководитель учреждения может
продлить названный срок на период не более пяти лет в случае со-
хранения причины установления ограничения доступа.
2) В отношении документов, касающихся осуществления госу-
дарственного и служебного надзора, а также подготовки частных ре-
шений органов исполнительной власти, ограничение доступа при-
меняется до момента принятия решения, если для ограничения до-
ступа к информации не существует иных оснований.
3) Ограничение доступа к информации, содержащей сведения о
частной жизни лиц, действительно в течение 75 лет со дня получе-
ния или документирования названной информации или в течение
30 лет со дня смерти лица либо в течение 110 лет с даты рождения ли-
ца, если факт смерти не может быть установлен
Статья 41. Порядок признания информации, предназначенной для
внутреннего пользования
1) Информация признается предназначенной для внутреннего
пользования руководителем учреждения.
2) На документах, признанных информацией, предназначенной
для внутреннего пользования, лицом, оформляющим документы,
делается печатными буквами отметка. ASUTUSESISESEKS KASU-
TAMISEKS. (Для внутреннего пользования) или применяется со-
кращение «АК». На документах, содержащих сведения о частной
жизни лиц, делается отметка «ASUTUSESISESEKS KASU-
TAMISEKS» SISALDAB ERAELULISI ANDMEID. (Для внутренне-

269
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

го пользования. Содержит сведения о личной жизни) или применя-
ется сокращение «АКЕА». Под отметкой ставится дата ее внесения и
указывается конечная дата срока действия ограничения доступа.
Статья 43. Защита внутренней информации
1) Владелец информации должен принимать административные и
технические меры с целью предотвращения попадания информа-
ции, в отношении которой действует ограничение доступа, к лицам,
не обладающим правом доступа.
2) Если ограничение доступа действует в отношении документа,
оформленного в компьютере, то лицо, оформляющее документ,
должно убедиться в том, что учреждением с целью ограничения до-
ступа приняты меры к безопасной обработке данных.
Статья 29. Способы обнародования информации
1) Информация, указанная в части 1 статьи 28 настоящего Закона,
должна быть обнародована на странице в сети интернет.
2) Помимо страницы в сети интернет информация, указанная в
части 1 статьи 28 настоящего Закона, может быть обнародована:
1) посредством телерадиовещания или в периодической печати;
2) путем выставления документа для всеобщего ознакомления в
муниципальных учреждениях или массовых библиотеках;
3) в официальных изданиях;
4) иными способами, предусмотренными законами или приняты-
ми на их основании правовыми актами.
Статья 30. Выбор способа обнародования информации
1) Владелец информации обязан обнародовать информацию спо-
собом, обеспечивающим максимальную быстроту ее доведения до
сведения всех лиц, нуждающихся в информации.
2) Если способ обнародования информации предусмотрен спе-
циальным законом или международным договором, то при обна-
родовании информации применяется способ, предусмотренный
специальным законом или международным договором, помимо
того информация обнародуется также на странице в сети
интернет, если такая обязанность вытекает из статьи 31 настоя-
щего Закона.
3) Владелец информации обязан незамедлительно обнародовать
информацию об опасности, угрожающей жизни, здоровью или иму-
ществу людей либо окружающей среде, путем выбора наиболее быс-
трого и подходящего способа с целью предотвращения опасности и
смягчения ее возможных последствий.


270
Эстония: о публичной информации

4) Государственные и муниципальные учреждения обязаны пере-
давать телерадиовещательным организациям или периодической
печати для обнародования имеющуюся в их распоряжении инфор-
мацию о событиях и фактах, представляющих потенциальный инте-
рес для общественности.

Раздел 2. Обнародование информации через сеть
передачи данных общего пользования
Статья 31. Обязанность ведения страницы в сети интернет
1) Канцелярия Рийгикогу, Канцелярия Президента Республики,
Канцелярия канцлера юстиции, Государственный контроль, суды,
Главный штаб Сил обороны, правительственные учреждения и пуб-
лично-правовые юридические лица обязаны вести с целью обнаро-
дования информации страницу в сети интернет.
2) Городские и волостные управы организуют ведение страницы в се-
ти интернет с целью отражения деятельности городских и волостных ор-
ганов и учреждений, а также для обнародования имеющейся в их распо-
ряжении информации. Городские и волостные управы могут на основа-
нии договора организовать ведение общей страницы в сети интернет.
3) Государственная канцелярия, министерства и уездные управы
обязаны принимать меры к ведению подведомственными государст-
венными учреждениями страниц в сети интернет.
Статья 32. Требования к ведению государственными и муниципаль-
ными учреждениями страницы в сети интернет
1) Учреждение, ведущее страницу в сети интернет:
1) информирует общественность о возможностях ознакомления
со страницей в сети интернет путем обнародования соответствую-
щих адресов и изменений в них;
2) публикует на странице в сети интернет актуальную информацию;
3) не вправе обнародовать на странице в сети интернет устарев-
шую информацию, а также информацию, не соответствующую дей-
ствительности или вводящую в заблуждение;
4) принимает срочные меры к устранению технических неисправ-
ностей, препятствующих доступу к странице в сети интернет.
2) Владелец информации указывает на странице в сети интернет
дату каждого случая обнародования документа и дату обновления
информации на странице в сети интернет.
3) Со страниц в сети интернет, ведущихся Государственной кан-
целярией, министерствами и уездными управами, должен быть


271
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

обеспечен прямой доступ к страницам в сети интернет, ведущимся
подведомственными им учреждениями.
Статья 33. Доступ к сети передачи данных
В массовых библиотеках для всех лиц должен быть обеспечен че-
рез интернет свободный доступ к публичной информации в поряд-
ке, установленном Законом о массовых библиотеках.
Статья 44. Надзор за исполнением закона
Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют в пре-
делах своей компетенции:
1) Инспекция по защите данных в порядке, установленном насто-
ящим Законом;
2) вышестоящие органы или учреждения в порядке служебного
надзора.
Статья 45. Компетенция Инспекции по защите данных по осуще-
ствлению надзора
1) Инспекция по защите данных осуществляет государственный
надзор за владельцами информации по вопросам исполнения ими
информационных запросов и обнародования информации.
2) Инспекция по защите данных может возбуждать надзорное про-
изводство на основании жалобы или по собственной инициативе.
3) В ходе осуществления надзора Инспекция по защите данных
выясняет:
1) зарегистрирован ли информационный запрос в предусмотрен-
ном законом порядке;
2) исполнен ли информационный запрос в порядке, в сроки и
способом, которые предусмотрены законом;
3) соответствует ли отказ в исполнении информационного запро-
са закону;
4) установлено ли ограничение доступа к информации в предус-
мотренном законом порядке;
5) выполняется ли владельцем информации обязанность обнаро-
дования информации;
6) выполняется ли владельцем информации обязанность ведения
страницы в сети интернет в установленном законом порядке.
Статья 46. Подача жалобы на отказ в исполнении информацион-
ного запроса или на его ненадлежащее исполнение
Лицо, установленные настоящим Законом права которого нару-
шены, может обратиться с жалобой в указанный в статье 44 настоя-


272
Эстония: о публичной информации

щего Закона надзорный орган или в административный суд лично
или через представителя.
Статья 48. Рассмотрение жалоб Инспекцией по защите данных
1) Инспекция по защите данных рассматривает жалобу и прове-
ряет законность действий владельца информации в течение десяти
рабочих дней со дня получения жалобы.
2) Инспекция по защите данных может продлить срок рассмо-
трения жалобы, установленный частью 1 настоящей статьи, до
30 дней, если существо жалобы требует уточнения или для рас-
смотрения жалобы необходимо собрать дополнительные объяс-
нения и документы. Инспекция по защите данных уведомляет
лицо, подающее жалобу, о продлении срока в течение десяти ра-
бочих дней.
Статья 49. Отказ Инспекции по защите данных от рассмотрения
жалобы
1) Инспекция по защите данных отказывает в рассмотрении жа-
лобы, если:
1) жалоба является анонимной;
2) жалоба подана не на действия конкретного владельца инфор-
мации;
3) по тому же делу имеется вступившее в законную силу решение суда.
2) Инспекция по защите данных уведомляет лицо, подающее жа-
лобу, об отказе в рассмотрении жалобы, указанной в пунктах 2 и 3
части 1 настоящей статьи, в письменной форме с приведением мо-
тивировки.
Статья 50. Права Инспекции по защите данных
1) Компетентные чиновники Инспекции по защите данных, осу-
ществляющие надзор, имеют право:
1) требовать от владельца информации представления объясне-
ний и документов;
2) ознакомиться с документами, касающимися доступа к инфор-
мации владельца информации, и с внутренними документами, до-
ступ к которым ограничен;
3) делать владельцу информации предписания об исполнении закона;
4) возбуждать дела об административных правонарушениях в по-
рядке, установленном Кодексом об административных правонару-
шениях
5) вносить владельцу информации предложения об улучшении
доступа к информации.


273
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2) Инспекция по защите данных уведомляет о результатах надзо-
ра лицо, подающее жалобу, владельца информации и вышестоящее
учреждение или вышестоящий орган владельца информации. Ре-
зультаты надзора обнародуются на странице в сети интернет, веду-
щейся Инспекцией по защите данных.
Статья 51. Предписание Инспекции по защите данных
1) Инспекция по защите данных может делать владельцу инфор-
мации предписание о восстановлении законного положения дел, ес-
ли она считает, что владелец информации:
1) незаконно отказался от исполнения информационного запроса;
2) не ответил на информационный запрос к предусмотренному сроку;
3) исполнил информационный запрос ненадлежащим образом;
4) осуществлял производство по информационному запросу не-
надлежащим образом;
5) не обнародовал надлежащим образом информацию, подлежа-
щую обнародованию;
6) не выполнял надлежащим образом обязанность ведения стра-
ницы в сети интернет;
7) незаконно установил ограничения доступа к информации;
8) не установил ограничения доступа к информации, содержащей
сведения о частной жизни лиц;
9) выдавал информацию, в отношении которой на основании на-
стоящего Закона установлены ограничения доступа.
2) Предписание должно быть мотивированным и соответствовать
требованиям, предъявляемым к административно-распорядитель-
ным документам.
Статья 52. Исполнение предписания Инспекции по защите данных
1) Владелец информации принимает в течение пяти рабочих дней
со дня получения предписания меры к исполнению предписания и в
письменной форме уведомляет об этом Инспекцию по защите дан-
ных. Инспекция по защите данных обнародует названное уведомле-
ние на своей странице в сети интернет.
2) Владелец информации может оспорить предписание в админи-
стративном суде, если он наделен таким правом в соответствии с Ад-
министративно-процессуальным кодексом (ПАЭ, 1999, 25, 425;
2000, 3, 845; 41, 321).
Статья 53. Ходатайство Инспекции по защите данных об органи-
зации служебного надзора



274
Эстония: о публичной информации

1) Если владелец информации не исполняет предписание Ин-
спекции по защите данных и не оспаривает его в административном
суде, то Инспекция по защите данных возбуждает дело об админис-
тративном правонарушении или обращается к вышестоящему уч-
реждению или органу владельца информации с целью организации
служебного надзора.
2) Орган или учреждение, осуществляющие служебный надзор,
обязаны рассмотреть ходатайство в течение одного месяца со дня его
получения и уведомить Инспекцию по защите данных о результатах
служебного надзора.
Статья 54. Доклад Инспекции по защите данных об исполнении
закона
1) Инспекция по защите данных представляет ежегодно к 1 дека-
бря конституционной комиссии Рийгикогу и канцлеру юстиции до-
клад об исполнении настоящего Закона.
2) В докладе приводится обзор данных, касающихся правонару-
шений и совершивших их владельцев информации, жалоб, предпи-
саний, возбужденных дел об административных правонарушениях и
наложенных взысканий, а также иных обстоятельств, связанных с
применением закона.
3) Доклад обнародуется на странице в сети интернет, ведущейся
Инспекцией по защите данных.

ПРИКЛАДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 55. Доступ к публичным компьютерным сетямв массовых
библиотеках
Государство и местные самоуправления обеспечивают к 2002 году
возможность доступа к публичной информации через сеть передачи
данных в массовых библиотеках.
Статья 56. Даты начала ведения страницы в сети интернет
1) Министры в своей сфере управления, а государственный секре-
тарь и уездные старейшины в отношении подведомственных им го-
сударственных учреждений устанавливают к 1 июня 2001 года гра-
фики перехода на ведение страницы в сети интернет, соответствую-
щей требованиям настоящего Закона.
2) Владельцы информации, указанные в статье 31 настоящего За-
кона, приступают к ведению страницы в сети интернет, соответству-
ющей требованиям настоящего Закона, не позднее 1 марта 2002 года.



275
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 62. Внесение изменений в Закон о банках данных
В Закон о банках данных вносятся следующие изменения:
1) закон дополняется статьей 21-1 в следующем изложении:
«Статья 21-1. Доступ к данным, содержащимся в государственных
и муниципальных банках данных
5) Доступ к банкам данных, содержащим существенную для об-
щественности информацию, должен быть обеспечен через сеть пе-
редачи данных общего пользования. Банки данных или их части, ко-
торые должны быть обнародованы указанным способом, предусма-
триваются законами, служащими основанием для учреждения бан-
ков данных, или иными правовыми актами.»;
3) В Закон о массовых библиотеках вносятся следующие измене-
ния:
статья 15 дополняется частью 2-1 в следующем изложении:
«(2-1) В целях ознакомления с информацией, обнародованной через
сеть передачи данных общего пользования на основании Закона о публич-
ной информации, для лиц, запрашивающих информацию, предоставляет-
ся возможность пользоваться компьютером. Если количество лиц, хода-
тайствующих о доступе к информации, обнародованной через сеть пере-
дачи данных общего пользования, превышает возможности библиотеки
по оказанию услуг, то библиотека обязана организовать предварительную
регистрацию желающих. Работники библиотеки обязаны оказывать ли-
цам помощь в получении доступа к страницам в сети интернет, ведущим-
ся государственными и муниципальными учреждениями.».
В статью 8 Закона об экологическом мониторинге вносятся
следующие изменения:
1) часть 1 изменяется и излагается в следующей редакции:
«(1) Данные экологического мониторинга, осуществленного на ос-
новании государственной или муниципальной программы монито-
ринга в объеме, определенном разрешением на право пользования
природными ресурсами или разрешением на загрязнение, обнароду-
ются на странице в сети интернет, ведущейся Министерством окружа-
ющей среды, а также в виде периодических изданий, содержащих обоб-
щенные в установленном министром окружающей среды объеме дан-
ные, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.».




276
Литва: о праве на получение информации

4.5. Закон Литовской Республики
о праве на получение информации
от государственных учреждений
и учреждений самоуправлений
2000
(Извлечения)
Статья 3. Основные понятия настоящего Закона
1. Информация – открытая и частная информация, которой рас-
поряжаются государственные учреждения или учреждения само-
управлений и которую в установленном настоящим Законом поряд-
ке лицо имеет право получить.
7. Частная информация (информация частного характера) – ин-
формация о личной и семейной жизни, здоровье лица, информация,
связанная с честью и достоинством лица.
8. Открытая информация – вся информация, за исключением част-
ной информации и информации, составляющей государственную, слу-
жебную, профессиональную, коммерческую или банковскую тайну.
2. Официальный документ – письменный, графический, аудио-
визуальный документ, документ компьютерной информации или
иной документ, который связан с деятельностью учреждения, вклю-
чен в учет этого учреждения и является либо созданным данным уч-
реждением, либо полученным им.
3. Заявитель – гражданин Литовской Республики, лицо без граж-
данства или гражданин иностранного государства.
Статья 4. Обязанность учреждений информировать о своей дея-
тельности
1. Каждое учреждение обязано информировать общественность о
своей деятельности.
2. Учреждение обязано подготовить и выпустить информацион-
ное издание или иным путем представить для всеобщего сведения
информацию о своих функциях, структуре и решаемых вопросах. В
учреждении должен иметься указатель имеющихся в нем докумен-
тов. Указанная в данной части информация должна быть общедос-
тупной и бесплатной.
3. В информационном издании или в представленной иным путем
для всеобщего сведения информации должен быть указан предста-
витель учреждения по информации, точный адрес его работы, номер
факса и телефона, рабочие и приемные часы.

277
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 5. Обязанности представителя по информации
Представитель по информации должен оказывать лицам всесто-
роннюю поддержку и содействовать осуществлению их прав в соот-
ветствии с настоящим Законом.
Статья 6. Порядок подачи ходатайства
2. Для получения официальных документов ходатайство подается в
письменной форме. Ходатайство о получении частной информации
подается в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
Статья 7. Порядок получения частной информации
1. Заявитель вправе получить частную информацию о себе, за ис-
ключением установленных законодательством Литовской Республи-
ки случаев, когда такая информация не подлежит предоставлению.
2. Ходатайство относительно получения частной информации о
себе подается в письменной форме с указанием установленных час-
тью 4 статьи 6 настоящего Закона сведений. При обращении с
просьбой относительно предоставления частной информации и при
получении подготовленной информации заявитель должен предста-
вить документ, удостоверяющий его идентичность. Если с просьбой
относительно предоставления такой информации обращается пред-
ставитель заявителя, он представляет документ, удостоверяющий
идентичность и представительство.
Статья 9. Обязанность учреждений регламентировать подготовку
информации, а также хранение и использование документов
Каждое учреждение должно иметь утвержденный руководителем
учреждения регламент подготовки информации, а также хранения и
использования имеющихся в учреждении документов.
Статья 13. Не подлежащая предоставлению информация
1. В случае, если информация в соответствии с законами состав-
ляет государственную, служебную, коммерческую или банковскую
тайну либо является частной, она не подлежит предоставлению, за
исключением предусмотренного статьей 7 случая.
2. Во всех случаях непредоставления информации необходимо
убедиться в том, что это является обязательным для демократичес-
кого общества и в целях защиты перечисленных в части 1 интересов
является более важным, чем право заявителя на получение инфор-
мации.
3. В случае отказа в предоставлении информации заявителю в
письменной форме указываются причина непредоставления инфор-
мации и возможность обжалования данного отказа.

278
Литва: о праве на получение информации

Статья 14. Право заявителя на подачу жалобы в Комиссию по ад-
министративным спорам
Заявитель в течение 1 месяца со дня получения ответа в случае, ес-
ли, по его мнению, представленная информация является недосто-
верной или неполной, а также в случае неполучения им ответа в те-
чение 1 месяца со дня, в который информация должна была быть
представленна в соответствии со статьей 10 настоящего Закона,
имеет право в установленном Законом о производстве по админист-
ративным делам порядке обжаловать непредставление информации,
представление неполной информации или отказ в представлении
информации либо официального документа в Комиссию по адми-
нистративным спорам.
Статья 15. Право заявителя на обжалование решения Комиссии по
административным спорам
Заявитель вправе обжаловать решение Комиссии по администра-
тивным спорам в установленном Законом о производстве по адми-
нистративным делам порядке в Административный суд.




279
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

4.6. Закон Республики Молдова
о доступе к информации
2000
(Извлечения)
Парламент принимает настоящий закон.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона:
1) Настоящий закон регулирует:
а) отношения между поставщиками информации и физическими
и/или юридическими лицами в процессе обеспечения и реализации
конституционного права на доступ к информации;
b) принципы, условия, способы и порядок осуществления досту-
па к официальной информации, находящейся во владении постав-
щиков информации;
с) аспекты доступа к информации личного характера и ее защиты
в рамках решения вопроса о доступе к ней;
d) права лиц, запрашивающих информацию включая информа-
цию личного характера;
е) обязанности поставщиков информации при обеспечении до-
ступа к официальной информации;
f) механизм защиты права на доступ к информации.
2) Не являются предметом регулирования настоящего закона отноше-
ния, косвенно связанные с перечисленными в части (1) настоящей ста-
тьи и касающиеся:
а) сбора, обработки, хранения и гарантирования неприкосновен-
ности информации;
b) обязательного представления частными лицами органам пуб-
личной власти, публичным,учреждениям предусмотренной законом
информации;
с) доступа органов публичной власти, публичных учреждений,
физических и/или юридических лиц, уполномоченных управлять
общественными делами, к информации, находящейся во владении
других таких же органов публичной власти, публичных учреждений,
физических и/или юридических лиц;
d) предоставления информации о своей деятельности частными
физическими и юридическими лицами, партиями и общественно-
политическими формированиями, фондами, общественными объе-
динениями.



280
Молдова: о доступе к информации

Статья 2. Цели настоящего закона
Целями настоящего закона являются:
а) создание общей нормативной базы, регулирующей доступ к
официальной информации;
b) повышение эффективности информирования населения и
контроля гражданами деятельности органов публичной власти, пуб-
личных учреждений;
с) стимулирование формирования мнений и активного участия
населения в принятии решений в духе демократии.
Статья 3. Законодательство о доступе к информации
1) Законодательство о доступе к информации основывается на
Конституции Республики Молдова, международных договорах и со-
глашениях, одной из сторон которых является Республика Молдова,
настоящем законе и включает положения других нормативных актов,
регулирующих отношения, связанные с доступом к информации.
2) В случае наличия несоответствия между нормами международ-
ных договоров и соглашений, одной из сторон которых является Ре-
спублика Молдова, и нормами национального законодательства
применяются нормы международных договоров и соглашений.
Статья 4. Принципы государственной политики в области доступа
к официальной информации
1) Любое лицо в соответствии с настоящим законом имеет право
на поиск, получение и ознакомление с официальной информацией.
2) Реализация прав, предусмотренных частью (1) настоящей ста-
тьи, может быть подвергнута ограничениям по специфическим при-
чинам, соответствующим принципам международного права, в том
числе охраны национальной безопасности или частной жизни лица.
3) Реализация прав, предусмотренных частью (1) настоящей ста-
тьи, ни в коем случае не предполагает дискриминации по признаку
расы, национальности, этнического происхождения, языка, рели-
гии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественно-
го положения или социального происхождения.
Статья 5. Субъекты настоящего закона
1) Субъектами настоящего закона являются поставщик информа-
ции и лицо, запрашивающее информацию.
2) Поставщиками информации, то есть лицами, владеющими
официальной информацией и обязанными предоставлять ее лицам,
запрашивающим информацию, в соответствии с настоящим зако-
ном являются:

281
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

а) центральные и местные органы публичной власти – предусмо-
тренные Конституцией Республики Молдова органы управления го-
сударства, а именно: Парламент, Президент Республики Молдова,
Правительство, публичное управление, судебная власть;
b) центральные и местные публичные учреждения – организации,
созданные государством в лице органов публичной власти, финан-
сируемые из государственного бюджета, целью которых является
реализация административных, социально-культурных и иных
функций некоммерческого характера;
с) физические и юридические лица, которые на основании зако-
на или договора с органом публичной власти, публичным учрежде-
нием уполномочены управлять общественными делами и которые
собирают, производят отбор, владеют, хранят, располагают офици-
альной информацией, включая информацию личного характера.
3) В соответствии с настоящим законом официальную информа-
цию могут запрашивать:
а) любой гражданин Республики Молдова;
b) граждане иных государств, постоянно проживающие или пре-
бывающие на территории Республики Молдова;
с) лица без гражданства, постоянно проживающие или пребыва-
ющие на территории Республики Молдова.
Статья 6. Официальная информация
1) В целях настоящего закона официальной считается информа-
ция, находящаяся во владении и распоряжении поставщиков ин-
формации, составленная, отобранная, обработанная, систематизи-
рованная и/или утвержденная официальными органами, лицами
или предоставленными в их распоряжение в соответствие с законом
иными субъектами права.
2) В целях настоящего закона документами, содержащими ин-
формацию, считаются:
1) любой из следующих носителей информации (или его часть):
а) любая бумага или иной материал, на котором имеется запись;
b) карта, план, рисунок, фотография;
с) любая бумага или иной материал, содержащие знаки, фигуры,
символы или перфорации, имеющие значение для лиц, квалифици-
рованных в их истолковании;
d) любой предмет или материал, с которого могут воспроизво-
диться звуки, изображения или записи с помощью иного предмета
или механизма;



282
Молдова: о доступе к информации

е) любой иной регистратор информации, появившийся в резуль-
тате технического прогресса;
2) любая копия или воспроизведение носителей информации,
указанных в пункте 1) настоящей части; 3) любая часть копии или
воспроизведения, указанных в пункте 2) настоящей части. 3) Неза-
документированная официальная информация, находящаяся во
владении поставщиков информации (их ответственных лиц), предо-
ставляется лицам, запрашивающим информацию, в общем порядке.
Статья 7. Официальная информация ограниченного доступа
1) Реализация права на доступ к информации может быть под-
вергнута только ограничениям, регулируемым органическим зако-
ном и соответствующим потребностям:
а) соблюдения прав и недопущения посягательств на репутацию
иного лица;
b) охраны национальной безопасности, общественного порядка,
здоровья или морали общества.
2) В соответствии с частью (1) настоящей статьи доступ к офици-
альной информации не может быть ограничен, за исключением:
а) информации, составляющей государственную тайну, регулиру-
емой органическим законом и квалифицированной как охраняемая
государством в области военной, экономической, научно-техничес-
кой, внешнеполитической, разведывательной, контрразведыватель-
ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, раз-
глашение, утеря и хищение которой могут поставить под угрозу бе-
зопасность государства;
b) конфиденциальной информации из области деловых отноше-
ний, представленной публичным учреждениям в качестве конфи-
денциальной, регулируемой законодательством о коммерческой
тайне и касающейся производства, технологии, управления, финан-
сов, иной экономической деятельности, разглашение (передача,
утечка) которой может затронуть интересы предпринимателей;
с) информации личного характера, разглашение которой считает-
ся вмешательством в частную жизнь лица, находящуюся под охраной
законодательства. Доступ к такой информации может быть разрешен
только при соблюдении требований статьи 8 настоящего закона;
d) информации, касающейся оперативной и следственной дея-
тельности соответствующих органов, но только в случаях, когда раз-
глашение такой информации может нанести ущерб следствию, по-
мешать развитию судебного процесса, лишить лицо права на спра-
ведливое и беспристрастное рассмотрение его дела либо поставить


283
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

под угрозу жизнь или физическую безопасность человека. Все эти
аспекты регулируются законодательством;
е) информации, отражающей конечные или промежуточные ре-
зультаты некоторых научных и технических исследований, разгла-
шение которой лишает авторов данных исследований преимущест-
венного права опубликования либо отрицательно влияет на реализа-
цию иных охраняемых законом прав.
3) Если доступ к запрашиваемой информации, документам час-
тично ограничен, поставщики информации обязаны представить
лицам, запрашивающим информацию, части документа, на кото-
рые не распространяется ограничение доступа в соответствии с за-
конодательством, и указать на месте изъятых частей: «государствен-
ная тайна», «коммерческая тайна», «конфиденциальная информа-
ция о лице». Отказ в доступе к информации, соответствующим час-
тям документа оформляется с соблюдением положений статьи 19
настоящего закона.
4) Доступ к информации может быть ограничен только в случае,
если поставщик информации может доказать, что ограничение регу-
лируется органическим законом и является необходимым в демокра-
тическом обществе для защиты прав и законных интересов личности
или охраны национальной безопасности и что ущерб, наносимый за-
конным правам и интересам, превыше общественного интереса к оз-
накомлению с информацией.
5) Никто не может быть наказан за доведение до сведения общест-
венности определенной информации ограниченного доступа, если
ее разглашение не затрагивает и не может затронуть законные инте-
ресы, связанные с национальной безопасностью, либо если общест-
венный интерес к ознакомлению с информацией превыше ущерба,
который может нанести разглашение информации.
Статья 8. Доступ к информации личного характера
1) Информацией личного характера являются сведения, относящиеся
к частному лицу, личность которого установлена или может быть уста-
новлена, разглашение которых может нарушить частную жизнь лица и
которые относятся к категории конфиденциальной информации о лице.
В целях настоящего закона не считаются конфиденциальной информа-
цией сведения, касающиеся исключительно установления личности
(сведения, содержащиеся в документах, удостоверяющих личность).
2) Поставщики информации, владеющие информацией личного
характера, обязаны охранять тайну частной жизни лица.
3) Охрана частной жизни лица включает:


284
Молдова: о доступе к информации

а) право на согласие лица в случае, если его интересы затронуты в
процессе разглашения информации личного характера;
b) право на участие лица в процедуре принятия решений в качест-
ве равной стороны;
с) право на сохранение анонимности лица в случае предоставления
информации личного характера с соблюдением конфиденциальности;
d) право на контроль и исправление неадекватных, неверных, не-
полных, необновленных или неуместных данных;
е) право на неразглашение личности автоматически при приня-
тии решения о разглашении информации;
f) право на обращение в судебные инстанции.
4) Информация личного характера:
а) должна быть получена, собрана, обработана, должна сохра-
няться и использоваться правильно, в строго определенных закон-
ных целях;
b) должна быть достоверна, адекватна, уместна и не преувеличена
по отношению к целям, для которых была получена;
с) должна сохраняться в форме, позволяющей установить лич-
ность человека, к которому она относится, в течение срока, не мень-
ше необходимого для осуществления целей, для которых получена
информация.
5) Любому лицу обеспечивается доступ к информации личного
характера о себе, и оно вправе:
а) знакомиться с этой информацией лично или в присутствии
иного лица;
b) уточнять эту информацию в целях обеспечения ее полноты и
достоверности;
с) добиваться в случае необходимости поправки той или иной ин-
формации или ее ликвидации, если она может быть неадекватно ис-
толкована;
d) узнать, кто и в каких целях использовал, использует или наме-
ревается использовать эту информацию;
е) снимать копии с документов, информации о себе или с их частей.
6) Поставщики информации обязаны принимать необходимые
меры для защиты информации от уничтожения или утери, от не-
санкционированного доступа, внесения изменений или неразре-
шенного распространения, при этом такие меры не могут ограничи-
вать доступ к официальной информации в соответствии с настоя-
щим законом.



285
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

7) Поставщики информации могут разглашать любую информа-
цию личного характера, которая запрашивается в соответствии с на-
стоящим законом,только при условии, что:
а) лицо, к которому она относится, согласно на ее разглашение;
b) запрашиваемая информация оглашена (опубликована в соот-
ветствии с законодательством) в полном объеме до даты запроса.
8) Если лицо, к которому относится информация личного харак-
тера, не согласно на ее разглашение, доступ к такой информации
может быть разрешен только решением судебной инстанции, уста-
навливающим, что разглашение этой информации соответствует
интересам общества, то есть относится к охране здоровья населения,
общественной безопасности, охране окружающей среды.
Статья 9. Доступ к информации, хранящейся в Архивном фонде
Республики Молдова
1) Порядок доступа к информации, хранящейся в Архивном фон-
де Республики Молдова, регламентируется Законом об Архивном
фонде Республики Молдова и настоящим законом.
2) В случае наличия несоответствий между положениями настоя-
щего закона и Закона об Архивном фонде Республики Молдова при-
меняются положения настоящего закона.
Статья 10. Права лиц, запрашивающих информацию
1) Лицо вправе лично или через своего представителя запросить у
поставщиков информации любую информацию, находящуюся в их
владении, за исключением случаев, определенных законодательст-
вом.
2) Право лица на доступ к информации, в том числе личного ха-
рактера, не может быть ограничено, кроме случаев, определенных
законодательством.
3) Любое лицо, желающее получить доступ к информации в соот-
ветствии с настоящим законом, освобождается от обязанности
обосновывать свой интерес к запрашиваемой информации.
Статья 11. Обязанности поставщиков информации
1) Поставщики информации в соответствии с их полномочиями
обязаны:
1) обеспечивать деятельное, правильное и своевременное инфор-
мирование граждан по вопросам, представляющим общественный и
личный интерес;
2) гарантировать свободный доступ к информации;



286
Молдова: о доступе к информации

3) соблюдать предусмотренные законодательством ограни-
чения доступа к информации в целях охраны конфиденциаль-
ной информации, частной жизни лица и национальной безо-
пасности;
4) соблюдать сроки предоставления информации, предусмотрен-
ные законом;
5) предавать гласности собственные документы, принятые в соот-
ветствии с законом;
6) хранить в установленные законом сроки собственные доку-
менты, документы учреждений, правопреемниками которых они
являются, а также документы, определяющие их юридический
статус;
7) обеспечивать защиту находящейся в их распоряжении инфор-
мации от несанкционированного доступа, разрушения или внесе-
ния изменений;
8) хранить находящуюся в их распоряжении информацию и доку-
менты в обновленном виде;
9) срочно довести до сведения широких масс информацию, став-
шую им известной в ходе осуществления своей деятельности, если
эта информация:
а) может предотвратить или уменьшить опасность для жизни и
здоровья людей;
b) может предотвратить нанесение либо уменьшить опасность на-
несения любого ущерба;
с) может остановить распространение недостоверной информа-
ции или уменьшить негативные последствия ее распространения;
d) имеет особую социальную значимость.
2) В целях гарантирования свободного доступа к официальной
информации поставщик информации должен:
а) обеспечить специально оборудованное помещение для озна-
комления с документами, доступное для лиц, запрашивающих ин-
формацию;
b) назначить и обучить служащих, ответственных за выполнение
процедур по предоставлению официальной информации;
с) разработать в соответствии с настоящим законом положения о
правах и обязанностях работников, относящихся к предоставлению
документов, официальной информации;
d) оказать необходимую помощь и поддержку лицам, запрашива-
ющим информацию, в ее поиске и нахождении;
е) обеспечить реальный доступ к регистрам поставщиков информа-
ции, которые ведутся в соответствии с законодательством о регистрах;

287
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

f) проводить свои собрания и заседания открыто, в соответствии с
законодательством.
3) В целях облегчения доступа к информации поставщики инфор-
мации публикуют или в ином общем и непосредственном порядке
делают доступной для населения информацию, содержащую:
а) описание структуры учреждения и его адрес;
b) описание функций, направлений и форм деятельности учреж-
дения;
с) описание подразделений и их компетенции, распорядка работы
этих подразделений с указанием дней и часов приема служащими, от-
ветственными за предоставление официальной информации, доку-
ментов;
d) окончательные решения по основным рассмотренным вопро-
сам.
<...>
4) В соответствии с настоящим законом информация, опреде-
ленная частью (3) настоящей статьи, предается гласности незави-
симо от процедуры рассмотрения заявлений о доступе к инфор-
мации.
5) В целях обеспечения гласности деятельности учреждений, повыше-
ния эффективности доступа к информации, создания условий для быст-
рого поиска и нахождения документов, информации органы публичной
власти, публичные учреждения публикуют не реже одного раза в год спра-
вочники, содержащие списки распоряжений, постановлений, других офи-
циальных документов, изданных соответствующим учреждением, и обла-
сти, по которым может быть предоставлена информация, предоставляют
представителям средств массовой информации официальные сведения о
своей деятельности, в том числе об областях, по которым может быть пре-
доставлена информация.
6) Поставщики информации используют и другие формы актив-
ного информирования граждан и средств массовой информации.
Статья 12. Запрос о доступе к официальной информации
1) Официальная информация предоставляется лицам, запраши-
вающим ее, на основании письменного или устного заявления.
2) Письменное заявление должно содержать:
а) достаточные и точные данные для нахождения запрашиваемой
информации (ее части или частей);
b) приемлемый способ получения запрашиваемой информации;
с) сведения, удостоверяющие личность лица, запрашивающего
информацию.


288
Молдова: о доступе к информации

3) За исключением случаев запроса информации личного харак-
тера, лицо, запрашивающее информацию, может не указывать в за-
явлении сведения, удостоверяющие его личность.
4) Заявление может быть сделано в устной форме, если возможен
положительный ответ с немедленным удовлетворением заявления о
предоставлении информации. В случае, если поставщик намерен
отказать в доступе к запрашиваемой информации, он ставит заяви-
теля в известность об этом, а также о возможности подачи письмен-
ного заявления.
5) Составление и предоставление аналитической, синтетической
или ранее неизвестной информации может осуществляться на осно-
вании договора между лицом, запрашивающим информацию, и по-
ставщиком информации по договорной цене, если поставщик ин-
формации может и вправе выполнить такой заказ.
Статья 13. Способы доступа к официальной информации
1) Способами доступа к официальной информации являются:
а) заслушивание информации, подлежащей устному выражению;
b) рассмотрение документа (его частей) в помещении учрежде-
ния;
с) выдача копии запрашиваемых документов, информации (их ча-
стей);
d) выдача копии перевода документа, информации (их частей) на
языке, не соответствующем оригиналу, за дополнительную плату;
е) отправление по почте (в том числе электронной) копии доку-
мента, информации (их частей), а также копии перевода документа,
информации на другой язык по просьбе заявителя за соответствую-
щую плату.
2) Выписки из регистров, документов, информации (их частей) по
просьбе заявителя могут быть предоставлены в распоряжение дан-
ного лица в приемлемой для него форме для:
а) рассмотрения в помещении учреждения;
b) печатания, размножения методом фотокопии или иным спосо-
бом, обеспечивающим целостность оригинала;
с) записи на электронный носитель, видео- и аудиокассету, дру-
гой носитель, появившийся в результате технического прогресса.
Статья 14. Язык, на котором предоставляется запрашиваемая ин-
формация
1) Информация, документы, запрашиваемые в соответствии с на-
стоящим законом, предоставляются заявителям на государственном
языке или на языке, на котором они составлены.

289
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2) Если информация, документы составлены не на государствен-
ном языке, поставщик информации обязан по требованию заявите-
ля предоставить копию достоверного перевода информации, доку-
мента на государственный язык.
Статья 15. Рассмотрение заявлений о доступе к информации
1) Письменные заявления о доступе к информации регистриру-
ются в соответствии с законодательством о регистрах и о подаче пе-
тиций.
2) Заявления о доступе к информации рассматриваются государ-
ственными служащими, ответственными за предоставление инфор-
мации, которые принимают по ним решения.
3) Решения, принятые в соответствии с настоящим законом, до-
водятся до сведения лица, запрашивающего информацию, в поряд-
ке, гарантирующем их получение и понимание.
4) При удовлетворении заявлений о доступе к информации по-
ставщики информации принимают все необходимые меры для не-
разглашения информации ограниченного доступа, защиты непри-
косновенности информации и исключения несанкционированного
доступа к ней.
Статья 16. Сроки удовлетворения заявлений о доступе к информации
1) Запрашиваемые информация, документы предоставляются за-
явителю с момента, когда они готовы к предоставлению, однако не
позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о доступе к
информации.
2) Срок предоставления информации, документа может быть
продлен на пять рабочих дней руководителем публичного учрежде-
ния в случае, если:
а) заявление касается очень большого объема информации, тре-
бующей отбора;
b) необходимы дополнительные консультации для удовлетворе-
ния заявления.
3) Заявитель должен быть проинформирован о продлении срока
предоставления информации и о причинах его продления за пять
дней до истечения исходного срока.
Статья 17. Переадресовка заявлений
Заявление о предоставлении информации может быть переадре-
совано иному поставщику информации с обязательным уведомле-
нием об этом заявителя в течение трех рабочих дней с момента полу-
чения заявления и с согласия заявителя в следующих случаях:


290
Молдова: о доступе к информации

а) поставщик информации, к которому обращено заявление, не
владеет запрашиваемой информацией;
b) иной поставщик обладает запрашиваемой информацией в виде
или форме, которая может в большей степени удовлетворить инфор-
мационные интересы заявителя.
Статья 18. Выдача официальной информации
Официальная информация, документы, их части, выписки из ре-
гистров, копии переводов, выдаваемые в соответствии с настоящим
законом, подписываются ответственным лицом.
Статья 19. Отказ в доступе к информации
1) Отказ в предоставлении официальной информации, докумен-
та оформляется в письменном виде с указанием даты написания от-
каза, фамилии ответственного лица, причины отказа со ссылкой на
нормативный акт (наименование, номер, дата принятия, источник
официального опубликования), на котором основывается отказ, а
также процедуры обжалования отказа, в том числе срока давности.
2) Поставщики информации не обязаны предоставлять доказатель-
ства несуществования у них незадокументированной информации.
Статья 20. Плата за предоставление официальной информации
1) За предоставление официальной информации может взимать-
ся, кроме предусмотренных законом случаев, плата в размере и в по-
рядке, установленных представительными органами. Данная плата
перечисляется в государственный бюджет.
2) Размер платы не должен превышать размера расходов, поне-
сенных поставщиком информации при изготовлении копий, их от-
правлении заявителю и/или при переводе информации, документа
по просьбе заявителя.
3) Плата за предоставление по заказу заявителя аналитической,
синтетической или ранее неизвестной информации устанавливается
в соответствии с договором между заявителем и поставщиком ин-
формации.
4) Бесплатно в распоряжение заявителей предоставляется следу-
ющая официальная информация:
а) непосредственно затрагивающая права и свободы заявителя;
b) излагаемая в устной форме;
с) запрашиваемая для изучения в помещении учреждения;
d) предоставление которой содействует более широкому освеще-
нию деятельности публичного учреждения и отвечает интересам об-
щества.


291
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

5) Если информация, предоставленная в распоряжение заявите-
ля, содержит неточности или неполные сведения, публичное уч-
реждение обязано внести в нее соответствующие поправки и до-
полнения бесплатно, за исключением случаев, когда дополнение
информации требует значительных усилий и расходов, не предус-
мотренных и не оплаченных при первичном предоставлении ин-
формации.
6) Публичное учреждение доводит до сведения заявителей наибо-
лее соответствующим и подробным образом порядок исчисления
платы за предоставление информации.
Статья 21. Общие положения о защите права на доступ к
информации
1) Лицо, которое считает, что его законные права или интересы
ущемлены поставщиком информации, может обжаловать действия
последнего как во внесудебном порядке, так и непосредственно в
судебную инстанцию.
2) Лицо также вправе обратиться для защиты своих законных прав
и интересов к парламентскому адвокату.
3) Лицо, которое считает, что его законные права или интересы
ущемлены, может обжаловать любое действие или бездействие лица,
ответственного за получение и рассмотрение заявлений о доступе к
информации, в особенности относительно:
а) необоснованного отказа в принятии и регистрации заявления;
b) отказа в обеспечении свободного и безоговорочного доступа к
публичным регистрам, находящимся в распоряжении поставщика
информации;
с) нарушения сроков и процедуры удовлетворения заявления о
доступе к информации;
d) непредставления или представления несоответствующим обра-
зом запрашиваемой информации;
е) необоснованного отказа в предоставлении запрашиваемой ин-
формации;
f) необоснованного отнесения информации к категории инфор-
мации, содержащей государственную, коммерческую тайну, или к
категории конфиденциальной информации;
g) необоснованного засекречивания информации;
h) установления платы за предоставленную информацию и ее раз-
мера;
i) нанесения материального и/или морального ущерба незакон-
ными действиями поставщика информации.


292
Молдова: о доступе к информации

4) При разрешении споров о доступе к информации компетент-
ные органы принимают меры по защите прав всех лиц, интересы ко-
торых могут быть затронуты разглашением информации, в том чис-
ле обеспечивают их участие в процессе в качестве третьих лиц.
5) Судебная инстанция при рассмотрении споров о доступе к ин-
формации принимает все разумные и достаточные меры предосто-
рожности, включая созыв закрытых заседаний, во избежание раз-
глашения информации, ограниченный доступ к которой может быть
оправдан.
Статья 22. Обжалование действий поставщиков информации во
внесудебном порядке
1) Если лицо считает, что его законные права или интересы отно-
сительно доступа к информации ущемлены, оно может обжаловать
действия или бездействие поставщика информации в руководство
последнего и/или в его вышестоящий орган в 30-дневный срок со
дня, когда узнало или должно было узнать о нарушении.
2) Руководство поставщика информации и/или его вышестоящий
орган обязаны рассмотреть жалобу лица, запрашивающего инфор-
мацию, в течение пяти рабочих дней и довести до сведения послед-
него результаты рассмотрения в течение трех рабочих дней.
3) Жалобы, в которых обжалуются действия или бездействие ор-
ганизаций, не имеющих вышестоящих органов, представляются не-
посредственно в судебные инстанции.
Статья 23. Обжалование действий поставщиков информации в
судебном порядке
1) Если лицо считает, что его законные права или интересы отно-
сительно доступа к информации ущемлены, а также если его не
удовлетворяет решение, вынесенное руководством поставщика ин-
формации либо вышестоящим органом последнего, оно вправе об-
жаловать действия или бездействие поставщика информации непо-
средственно в компетентную судебную инстанцию.
2) Обращение в судебную инстанцию подается в месячный срок
со дня получения ответа от поставщика информации либо, в слу-
чае неполучения ответа, со дня, когда он должен был быть. полу-
чен. Если лицо, запросившее информацию, ранее обжаловало
действия поставщика информации во внесудебном порядке, ме-
сячный срок исчисляется со дня получения ответа от руководства
поставщика информации и/или его вышестоящего органа либо, в
случае неполучения ответа, – со дня, когда ответ должен был быть
получен.

293
Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Статья 24. Последствия ущемления права на доступ к информации
В зависимости от тяжести последствий, которые повлек незакон-
ный отказ государственного служащего, ответственного за предо-
ставление официальной информации, обеспечить доступ к запра-
шиваемой информации, судебная инстанция принимает решение о
применении санкций в соответствии с законодательством, возмеще-
нии ущерба, причиненного незаконнным отказом предоставить ин-
формацию или другими действиями, ущемляющими право на до-
ступ к информации, а также о немедленном удовлетворении заявле-
ния лица, запрашивающего информацию.




294
Армения: о свободе информации

4.7. Закон Республики Армения
о свободе информации
2003
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона и сфера дея-
тельности
1. Настоящий закон регулирует отношения, связанные со свобо-
дой информации, определяет права распорядителей информации в
области предоставления информации, а также порядок, вид и усло-
вия получения информации.
2. Действие данного закона распространяется на органы государ-
ственной власти и местного самоуправления, государственные уч-
реждения, организации, финансируемые бюджетом, а также на орга-
низации, имеющие общественное значение и их руководящие лица.
Статья 2. Законодательство о свободе информации
1. Законодательство о свободе информации состоит из Конституции
Республики Армения, настоящего закона и других правовых актов.
2. Если международные соглашения Республики Армения опре-
деляют иные, чем предусмотренные настоящим законом нормы, то
действуют нормы международного соглашения.
Статья 3. Основные понятия, используемые в данном законе
В данном Законе используются следующие основные понятия:
свобода информации – осуществление права на поиск информа-
ции и ее получение от распорядителя информации в определенном
законодательством порядке;
информация – полученные и оформленные в установленном законо-
дательством порядке данные о личности, предмете, факте, обстоятель-
стве, событии, происшествии, явлении независимо от формы их владе-

<<

стр. 9
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>