СОДЕРЖАНИЕ

Центр
Экономических
и Финансовых
Исследований
и Разработок




МОНИТОРИНГ
административных барьеров
на пути развития малого бизнеса
в России
РАУНД 3

Ноябрь 2003 г.



Россия, 117418, Москва,
Нахимовский проспект, 47
Тел.: +7 (095) 105-50-02
Факс: +7 (095) 105-50-03
Эл. почта: cefir@cefir.ru
http://www.cefir.org
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org



РЕЗЮМЕ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) при
поддержке Всемирного банка и финансировании Агентства США по международному развитию
осуществляет мониторинг уровня издержек малого предпринимательства, связанных с
государственным регулированием. Цель мониторинга состоит в оценке результатов реформы по
дерегулированию экономики, начатой федеральным правительством. Реформа включает в себя
пакет законов, упрощающих процедуры и уменьшающих издержки фирм, связанные с
административным регулированием в области лицензирования, сертификации, регистрации и
различных проверок и инспекций.
Получены результаты первых трех раундов, прошедших весной и осенью 2002 года и
весной 2003 года. В ходе первого раунда собрана исходная информация по состоянию на 2001
год еще до вступления в силу новых законов. Данные второго этапа позволяют оценить ход
реформы после вступления в силу двух новых законов: о проверках и лицензировании. Данные
третьего этапа позволяют оценить эффект введения нового закона о регистрации.
Основной результат первого раунда состоял в том, что во всех областях
государственного регулирования ситуация в 2001 году была далека от целей, декларированных
в новых законах. Второй раунд выявил значительные улучшения в области проверок
(инспекций) и лицензирования, которые по большей части сохранились и в третьем раунде.
Третий раунд также показал, что введение в действие закона о регистрации имело как
положительный, так и отрицательный эффект на сложность этой процедуры, а переход малых
фирм на упрощенную систему налогообложения стал более интенсивным.
Новый закон о проверках вступил в силу в августе 2001 года. До введения закона многие
малые предприятия подвергались неоднократным проверкам инспектирующими органами. С
введением нового закона количество инспекций со стороны всех государственных органов
значительно сократилось. Сократились и время, которое инспекции отнимают у руководителей
малых предприятий, и связанные с проверками материальные издержки. Однако, в 2002 году по
результатам второго и третьего раундов по-прежнему наблюдались существенные
злоупотребления со стороны инспектирующих органов: у многих фирм проводилось несколько
плановых инспекций одним госорганом, что является прямым нарушением нового закона.
Предприятия также сообщают о частых незапланированных инспекциях, проводившихся без
предъявления предписания.
Улучшения в области лицензирования также ощутимы. После принятия закона в феврале
2002 года процент предприятий, обратившихся за лицензиями и разрешениями, снизился на
треть. Процесс получения лицензий стал проще и быстрее в первом полугодии 2002 года, хотя
во второй половине издержки получения разрешительных документов вернулись на прежний
уровень. При этом средняя стоимость приобретения лицензии более чем вдвое превышает
поставленную правительством цель. Более половины всех лицензий, выданных после введения
закона на виды деятельности, предусмотренные в новом законодательстве, имеют слишком
короткий срок действия. А более половины всех лицензий и разрешений выданы на виды
деятельности, не подлежащие лицензированию.
После введения в действие нового закона о регистрации эта процедура стала проще и
быстрее, но дороже. Скорость увеличилась благодаря тому, что фирмы при регистрации
перестали посещать местные администрации и регистрационные палаты, в которых до принятия
нового закона тратилась большая часть времени. Вместо этого, основная часть процедуры
регистрации стала происходить в отделениях Министерства по налогам и сборам, где стало
тратиться больше времени, чем раньше.
Второй и третий раунды также показали, что упрощенная система налогообложения для
малых предприятий действительно упрощает налоговое администрирование. Кроме того, имело
место значительное улучшение в оценке делового климата по сравнению с первым раундом. В
целом, результаты внушают осторожный оптимизм, хотя прогресс сильно замедлился между
вторым и третьим раундом. Новые законы произвели некоторый положительный, но
непродолжительный эффект, и уровень административной нагрузки на малые фирмы остается
высоким. А, следовательно, правительству необходимо еще многое сделать в области
исполнения нового законодательства.
Стр. 2
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org
Рисунок 1. Региональное покрытие
ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА
Центр экономических и финансовых
исследований и разработок (ЦЭФИР) - независимый
исследовательский институт - при поддержке
Всемирного банка и финансировании Агентства США
по международному развитию осуществляет проект
«Мониторинг уровня издержек малого
предпринимательства, связанных с государственным
регулированием». Цель мониторинга состоит в оценке
изменений административных издержек
предпринимательской деятельности во времени и
оценке результатов реформы по дерегулированию
экономики, недавно начатой российским федеральным
Алтайский край Приморский край
правительством. Реформа включает в себя пакет
Амурская область Ростовская область
законов, значительно упрощающих процедуры и
Калужская область Республика Коми
уменьшающих издержки фирм, связанные с
Красноярский край Самарская область
административным регулированием в области
Курганская область Саратовская область
лицензирования, сертификации, регистрации и
Москва Сахалинская область
различных проверок и инспекций. Кроме того,
Московская область Смоленская область
Нижегородская область Санкт-Петербург реформируется и «упрощенная система
Новосибирская область Челябинская область налогообложения» малых предприятий. Ее реформа
Пермская область Хабаровский край предусматривает дальнейшее сокращение налогового
бремени и возможность перехода на упрощенную
систему налогообложения более широкого круга фирм.
Четыре закона уже вступили в действие: Закон о
проверках и инспекциях вступил в силу в августе 2001
года, Закон о лицензировании – в феврале 2002 года,
Закон о регистрации – в июле 2002 года, Закон о
введении упрощенной системы налогообложения – в
январе 2003 года. В конце декабря 2002 года был
подписан закон о техническом регулировании,
вступивший в силу в июне 2003 года. Таким образом,
на момент проведения третьего раунда этот закон еще
не действовал.
Мониторинг осуществляется в форме
периодически повторяющихся опросов двух тысяч
фирм в двадцати регионах Российской федерации (см.
рис. 1), в ходе которых задаются вопросы о численных
значениях издержек административного давления,
связанного с инспектированием, лицензированием,
сертификацией, регистрацией и налоговым
администрированием, а также о субъективной оценке
делового климата фирмами.
На данный момент получены результаты первых
трех раундов, прошедших соответственно весной и
осенью 2002 года и весной 2003 года. В ходе первого
раунда была собрана исходная информация по
состоянию на 2001 год, т.е. еще до вступления в силу
законов о дерегулировании. Данные второго этапа
позволили оценить ход реформы после вступления в
силу двух новых законов: о проверках и
лицензировании. Третий этап прошел весной 2003 года
и позволяет оценить результаты введения в силу
нового закона о регистрации предприятий и
упрощенной системы налогообложения. На 2004 и
2005 годы запланированы еще два этапа.
Стр. 3
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org

ИНСТРУМЕНТЫ
В данном проекте используются два основных
инструмента: анкета для фирм, существующих более
года, и анкета для вновь созданных фирм. В первом
случае задаются вопросы об издержках, которые несут
фирмы в результате проверок и инспекций со стороны
различных государственных органов, в процессе
лицензирования, сертификации и налогового
администрирования, а также об общей оценке делового
климата. Второй инструмент предназначен для вновь
зарегистрированных фирм с целью определения
издержек, связанных с вхождением на рынок. В нем
содержатся вопросы о процедурах регистрации,
лицензирования и сертификации для недавно
созданных малых предприятий. Это позволяет
проводить мониторинг как административных
барьеров на пути роста существующих предприятий,
так и административных барьеров при входе на рынок
новых предприятий.

ВЫВОДЫ
ПО ПЕРВЫМ ТРЕМ РАУНДАМ
Основной результат первого раунда
мониторинга состоял в том, что во всех областях
государственного регулирования ситуация в 2001 году
была далека от целей, декларированных в новых
законах из пакета по дерегулированию. Второй раунд
выявил значительные улучшения в области проверок
(инспекций) и лицензирования (где в период между
двумя раундами мониторинга были введены новые
законы). Эти улучшения по большей части
сохранились и в третьем раунде, хотя дальнейшего
значимого улучшения не последовало. Количество
инспекций в фирмах значительно снизилось весной
2002 года по сравнению с 2001 годом, и продолжило
снижаться осенью, хотя и незначительно. Количество
выдаваемых лицензий и прочих разрешительных
документов также уменьшилось в оба полугодия 2002
года. Регистрация предприятий осенью 2002 года,
после вступления в действие нового закона, стала
быстрее, но дороже. При этом текущий уровень
издержек во всех трех этих областях регулирования
остается значительно выше целей, установленных в
соответствующих законах из пакета по
дебюрократизации.

1. Инспекции
По новому закону плановые инспекции
проводятся не чаще, чем один раз в два года одним
Таблица 1. Инспекции
госорганом. Хотя количество внеплановых инспекций
Распределение по числу
Среднее
Все инспекции инспекций
не ограничено, упорядочена процедура их проведения.

0 1 2 Новый закон вступил в силу в августе 2001 года. До
более
введения закона многие малые предприятия
2 полуг. 2001 - раунд 1 4.80 24.6% 16.6% 12.7% 46.1%
подвергались неоднократным проверкам несколькими
1 полуг. 2002 - раунд 2 3.19 27.0% 18.8% 12.5% 41.7%
2 полуг. 2002 – раунд 3 2.81 29.7% 21.0% 14.2% 35.1%
инспектирующими органами (см. таблицу 1). Однако,
Стр. 4
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org
В выборку включены фирмы, участвовавшие во всех трех раундах как видно из таблицы 2, с введением нового закона
Таблица 2. Инспекции, проведенные различными количество инспекций со стороны всех
госорганами
государственных органов значительно сократилось, о
Значимые
чем свидетельствовали результаты второго раунда
Cреднее кол-во инспекций
изменения 2
проведенных госорганом
опросов. В среднем, количество инспекций на одно
полуг. 2002 к
2 полуг. 1 полуг. 2 полуг. 2 полуг. 1 полуг. предприятие в первой половине 2002 года по
2001 2002 2002 2001 2002
сравнению со второй половиной 2001 года снизилось
0.59 v***
Налог. инсп. 0.75 0.53
на 33%, а по сравнению с первой половиной 2001 года
0.54 v***
Пожарная инсп. 0.88 0.63 - на 25%. Третий раунд опросов продемонстрировал
0.49 v***
Санэпиднадзор 0.88 0.56 дальнейшее снижение количества инспекций, но
0.32 v***
Милиция 0.58 0.34 гораздо меньшими темпами - на 12% во втором
Соцстрах 0.27 0.28 --- полугодии 2002 года по сравнению с первым
0.24 v***
Адм-тех инсп. 0.39 0.27 полугодием.
Соответственно, во время трех раундов
0.13 v*** v*
Эколог. инсп. 0.29 0.15
сокращалось время, которое эти инспекции отнимали у
0.11 v***
Лиценз. органы 0.23 0.13
руководителей малых предприятий, и связанные с
v**
Сертиф. органы 0.19 0.11 0.09 ---
проверками материальные издержки (см. таблицы 3а,
Стрелки со звездочками соответствуют стат. значимости
3б). В первом раунде респонденты утверждали, что
В выборку включены фирмы, участвовавшие во всех трех раундах
менеджмент их предприятий в среднем тратил 11,4%
времени на инспекции. Во втором раунде – 9,2%
времени, а в третьем – 8,2%. Таким образом, чисто
Таблица 3а. Инспекции: потраченное время и издержки
временные издержки на инспектирование снижались.
Раунд Раунд Раунд
Этот результат сам по себе может и не означать
1 2 3
2 полуг. снижения административного давления, так как он мог
2 полуг. 1 полуг.
Шкала 2001 2002 2002 быть вызван меньшим количеством нарушений со
Больше или меньше
стороны самих предпринимателей. Тем не менее,
1-намного
времени было
больше,
3.16 данный факт является позитивным, так как при прочих
потрачено на
2.85 2.99
2-чуть больше,
инспекции, чем в
3-столько же, …,
равных условиях означает снижение удельного
предыдущие
5-намного меньше
полгода?
времени, потраченного на непроизводственную
Доля времени,
деятельность.
потраченного
11.4 9.2 8.2
В процентах
менеджментом на
Однако несмотря на уменьшение временных
инспекции
издержек инспектирования, в некоторых других
1-значительно
менее,
аспектах ситуация в третьем раунде ухудшилась. Во
Стал ли процесс
2-чуть менее,
прохождения
2.93 второй половине 2002 года, как и в предыдущие
3-таким же, …,
2.94 2.92
инспекции более
5-значительно
раунды, по-прежнему наблюдались существенные
прозрачным и
более
предсказуемым?
злоупотребления со стороны инспектирующих
прозрачным и
предсказуемым
органов, а в некоторых случаях эти злоупотребления
усилились. Например, в 2002-м году 23,3%
предприятий явились жертвой прямого нарушения
нового закона со стороны органов противопожарной
безопасности и 17,7% предприятий – со стороны
Таблица 3б. Как изменились издержки инспекций за полгода?
органов санэпидемнадзора (см. таблицу 4). Эти органы
Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3
2 полуг. 1 полуг. 2 полуг. проводили на указанных предприятиях неоднократные
плановые инспекции в течение года.
2001 2002 2002
В третьем раунде мониторинга предприятия
Налоговая
инспекция 2.74 2.80 2.81
по-прежнему жалуются на частые незапланированные
Соцстрах 2.89 2.96
инспекции. Особенно часты внеплановые проверки со
Санэпиднадзор 2.80 2.74 2.83
стороны органов внутренних дел: 60% их визитов
1-значительно возросли Милиция 2.76 2.76 2.81
2-немного возросли
являются незапланированными. Особую тревогу
Лиценз. органы 2.78 2.78 2.85
3-не изменились
вызывает растущее количество злоупотреблений при
4-немного уменьшились Пожарная служба 2.75 2.81 2.86
5-значительно Сертиф. органы 2.66 2.79 2.79 проверках милицией и другими службами. Госорганы
уменьшились
Админ.-тех.
все чаще не предъявляют предписания при проведении
2.70 2.88 2.72
инспекция
таких проверок: у милиции за три раунда доля таких
Эколог. инспекция 2.81 2.67 2.80
проверок возросла с 60% до 75%, у пожарной службы
Охрана труда 2.85 2.86 2.85
Торговая инспекция 2.77 2.86
– с 33% до 63%, у СЭС – с 31% до 56%. Также
возросла и доля штрафов, не основанных на
официальной шкале, для милиции - с 43% до 73%, а

Стр. 5
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org
для пожарной службы – с 25% до 43%. Таким образом,
Таблица 4. Плановые инспекции (2002 год)
при падении среднего числа инспекций отмечается
Распредление фирм по % плановых
Кол-ву плановых инспекций инспекций увеличение случаев злоупотреблений.
из всех
Плановые
0 инсп. 1 инсп. от 2-х инспекций
инспекции
77.6%
Пожарная служба 51.1% 25.6% 23.3%
2. Лицензирование
77.7%
Налоговая инспекция 51.4% 27% 21.6%
79.4%
Санэпиднадзор 62.2% 15.1% 17.7%
Улучшения в области лицензирования также
Админ.-тех.
66.2%
были достаточно ощутимы в 2002 году. В феврале
Инспекция 80.9% 12.5% 6.6%
68.5%
Торговая инспекция 86.6% 9.8% 3.6% 2002 года был введен новый закон о лицензировании.
38.3%
Милиция 85.6% 9% 5.4%
Закон предусматривает значительное сокращение
94.8%
Соцстрах 62.1% 26% 11.9%
лицензируемых видов деятельности, снижение
лицензионного сбора до 1400 рублей и продление
срока действия лицензий, по меньшей мере, до пяти
лет (по старому закону предполагался сбор в 3000
рублей и срок действия лицензий в течение трех лет).
Как видно из таблицы 5, процент предприятий,
обратившихся за лицензиями и разрешениями,
действительно снизился с 31% во второй половине
2001 года до 21% в первой половине 2002 года и
остался на том же уровне во второй половине 2002
года.
Процесс получения лицензий стал проще и
дешевле во втором раунде, но в третьем раунде
произошло ухудшение: издержки получения лицензии
Таблица 5. Лицензии снова выросли, что также следует из таблицы 5.
Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3 Средняя стоимость лицензии сначала снизилась
2 полуг. 1 полуг. 1 полуг.
примерно на одну четверть с 10 500 рублей до 8 000
2001 2002 2002
рублей, но потом выросла во второй половине 2002-го
среднее
среднее среднее
года до 10 000 рублей. При этом официальная плата в
21%
% фирм, подававших заявку 31% 21%
9812 законе ограничена 1400 рублями, то есть, стоимость
Средняя цена лицензии (рублей) 10497 7850
19,4
лицензий до сих пор сильно превышает целевое
Рабочее время (человеко-дни) 21.7 14.5
значение. Более того, самыми дешевыми являются, как
Среднее время на получение 38,6
36.8 32.6
правило, нелегитимные лицензия и разрешения, а
(дни)
лицензии на виды деятельности согласно закону 2002
48,5
Макс. время на получение (дни) 46.8 38.4
32,9
Срок действия (месяцы) 29.5 32.4 года – самые дорогие.
Аналогично, время, необходимое для
получения лицензии, сократилось в среднем с 37 до 33
дней во втором раунде, но в третьем выросло до 39.
Опять-таки, больше времени - около двух месяцев -
требуется на получение лицензий на виды
деятельности, выдаваемых Госстроем, Минздравом,
Минэкономразвития по закону 2002 года. Самыми
дорогими и трудными для получения являются
частотные лицензии Минсвязи, но они
регламентируются другим законом.
Как во втором, так и в третьем раунде
произошли положительные (хоть и небольшие)
изменения композиции видов деятельности, на
которые были выданы лицензии после введения нового
закона. Количество лицензий на виды деятельности по
закону 2002 года, на которые опрошенные фирмы
подавали заявки, оставалось примерно одинаковым во
всех трех раундах: немногим более двухсот. Так же
мало менялось и количество выдаваемых лицензий,
легитимных по другим действующим законам. При
этом значительно снизилось число лицензий на виды
деятельности, которые перестали быть легитимными в
Стр. 6
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org
2002-м году (в первом раунде идентифицировано 86
таких лицензий, во втором - 36 и в третьем - 35).
Количество прочих лицензий и разрешений
Таблица 6. Срок действия лицензий
уменьшилось с 535 в первом раунде до 331 во втором и
Лицензии,
Другие лицензии
308 в третьем. Таким образом, сокращается, в
легитимные
и разрешения
по новому закону
основном, число разрешительных документов,
Раунд 2 Раунд 3 Раунд 2 Раунд 3 легитимность которых сомнительна. Тем не менее,
1 полуг. 2 полуг. 1 полуг. 2 полуг.
такие документы продолжают выдаваться. Местные
2002 2002 2002 2002
власти и инспекции до сих пор выдают разрешения на
Менее 3 лет 16.0% 13,2% 58.5% 57,1%
торговлю или другие виды деятельности, не
От 3 до 5 лет 28,6% 25,9% 27.5% 30,1%
являющиеся лицензируемыми. Продолжают
5 лет и более 55,3% 61,0% 14.0% 12,8%
выдаваться, хотя и в небольших количествах, лицензии
на виды деятельности, предусмотренные законом 1998
года, которые более не являются лицензируемыми в
соответствии с новым законом 2002 года, такие как
телерадиовещание, обслуживание контрольно-
кассовых машин, эксплуатация подъемных механизмов
и ювелирные работы.
Субъективные ощущения опрошенных
Таблица 7. Регистрация
свидетельствуют о том, что лицензирование является
Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3
большим препятствием для роста малых предприятий:
2 полуг. 2001 1 полуг. 2002 2 полуг. 2002
13% респондентов заявили, что лицензирование
без с без с без с
посредн. посредн. посредн. посредн. посредн. посредн.
представляет очень серьезную проблему для развития
Время на регистрацию
их бизнеса. Но это значительно меньший показатель,
Не более
чем в первом раунде, в котором 19% фирм сочли эту
недели 17% 22% 20% 17% 19% 25%
проблему очень серьезной.
От недели
65% 60% 64% 68% 67% 60%
до месяца
Общий вывод заключается в том, что
Более
большинство проблем в области лицензирования и
месяца 18% 18% 16% 15% 15% 15%
проверок связаны не с федеральным
Плата
законодательством, а с его применением на местах.
Не более
2000 33% 51% 45% 58% 18% 26%
рублей
3. Регистрация
Более
67% 49% 55% 42% 82% 74%
2000
Третий раунд дает возможность оценить
рублей
первоначальный эффект изменения правил процедуры
регистрации, которые произошли между вторым и
третьим раундами. В соответствии с новым законом,
вступившим в силу в июле 2002 года, процесс
регистрации нового предприятия должен занимать не
более пяти дней и обходиться предприятию не более
чем в 2000 рублей. Кроме того, заявленная цель закона
состояла во введении принципа «одного окна», в
соответствии с которым предприниматель для
получения регистрации должен иметь дело лишь с
одним государственным органом.
Два первых раунда мониторинга были
осуществлены до введения в силу нового закона о
регистрации. Результаты этих раундов показали, что
издержки при регистрации были значительно выше,
чем целевые уровни, установленные в законе, причем
они не изменились в период между двумя раундами: в
среднем регистрация занимала один месяц и стоила
около 3500 рублей при регистрации без использования
посредника (см. таблицу 7). Третий раунд показал, что
во второй половине 2002 года регистрация, с одной
стороны, стала быстрее и проще, с другой – дороже.
Один из основных принципов реформы –
правило «одного окна» не выполняется, хотя
Стр. 7
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org
большинство предпринимателей действительно
Таблица 8а. Доля фирм, посетивших данный орган
при регистрации перестали посещать местные администрации и
Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3
регистрационные палаты, функции которых перешли в
2 полуг. 1 полуг. 2 полуг.
отделения Министерства по налогам и сборам.
2001 2002 2002
Предприниматели до сих пор обязаны посетить ряд
Налоговые органы 57% 68% 84%
других госорганов, таких как Пенсионный фонд,
Пенсионный фонд 40% 50% 51%
фонды социального и медицинского страхования,
Статистические органы 37% 44% 48%
пожарные и санитарно-эпидемические службы (см.
Соцстрах 37% 44% 48%
таблицы 8а, 8б). Таким образом, количество «окон»
Администрация 57% 73% 25%
уменьшилось на одно – местную администрацию.
Медстрах 19% 28% 25%
Медианная фирма, ранее посещавшая при регистрации
Банк 17% 14% 12%
пять госорганов, во второй половине 2002 года
Пожарная служба 8% 5% 10%
посетила только четыре.
Регистрационная палата 23% 18% 7%
Отмена необходимости посещения местных
Санэпиднадзор 11% 8% 7% администраций и регистрационных палат явилась
главной причиной сокращения времени, необходимого
на прохождение этой процедуры. В предыдущих
раундах именно местные администрации и
регистрационные палаты отнимали больше всего
Таблица 8б. Время, потраченное в госорганах при времени, в среднем 11-14 дней, как видно из таблицы
регистрации 8б. Вместо этого сильно увеличилось время,
Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3
потраченное в отделениях Министерства по налогам и
2 полуг. 1 полуг. 2 полуг.
сборам (МНС), с 6 дней в первом раунде до 10 в
2001 2002 2002
третьем. Вероятно, сразу после реформы МНС не
Ср. мед. Ср. мед. Ср. мед.
смогло оперативно справиться с большим количеством
Налоговые
органы 6 5 8 7 10 7 предпринимателей, пытающихся зарегистрировать
Пенсионный новые фирмы. Возможно, именно с этим связано и
фонд 3 1 4 1 2 1
удорожание процедуры, средняя стоимость которой
Статистические
увеличилась с 3500 до более чем 4000 рублей, а
органы 2 1 3 1 3 1
медианная плата – с 2000 до 3000 рублей.
Соцстрах 3 1 4 1 2 1
Несмотря на удорожание, субъективные
Администрация
оценки сложности процедуры внушают оптимизм. В
11 7 11 9.5 9 4
третьем раунде медианный респондент заявил, что
Медстрах 3 1 3 1 2 1
скорее согласен с утверждением, что правила
Банк 5 2 5 2 3 2
регистрации прозрачны и предсказуемы. В
Пожарная служба
предыдущие раунды, медианный респондент был
3 2.5 6 5 13 12
Регистрационная отчасти согласен с этим утверждением, а отчасти нет.
палата 13 10 14 10 4 4
По пятибалльной шкале, по которой 5 соответствует
Санэпиднадзор
ответу «полностью согласен», средняя оценка
7 4 6 3.5 14 10
прозрачности правил возросла с 3,18 в первом раунде
до 3,52 в третьем. Это изменение является
статистически значимым.

4. Упрощенная система
налогообложения
Кроме оценки эффекта нового закона о
регистрации, третий раунд опросов позволяет оценить
изменения, произошедшие после проведения еще
одной реформы. В январе 2003 года начал действовать
новый закон об упрощенной системе налогообложения
для малых предприятий. Предыдущие же два раунда
мониторинга проходили до введения новых правил
упрощенной системы налогообложения. На то время
действовал предыдущий закон об упрощенной системе
от 1997 года. Новый закон должен был существенно
упростить переход на эту систему и расширить базу
предприятий, имеющих право ей пользоваться.
Стр. 8
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org
Например, ранее требовалось, чтобы на предприятии
Таблица 9. Упрощенная система налогообложения
работало не более 20 человек, а с 2003 года малым
Только среди фирм, Фирмы, не Фирмы,
Значи-
имеющих право на использующие использующие
предприятием для налоговых служб считается фирма с
мость
использование упрощенную упрощенную
различий численностью персонала до 100 человек.
упрощенной системы систему систему
Согласно ответам респондентов, упрощенная
Насколько
среднее СО среднее СО
проблематичны:
система действительно упрощает налоговое
Уровень налогов 3.12 0.03 2.90 0.06 ***
администрирование. Этот факт стимулировал
5-балльная шкала




Налоговое
2.89 0.03 2.54 0.06 *** достаточно массовый переход предприятий на
5 – худшее




администрирование
использование этой системы. Если во втором раунде
Коррупция 1.90 0.03 1.73 0.06 **
Общая бумажная только 27% опрошенных фирм, имеющих право на
2.80 0.03 2.65 0.07 *
работа
использование упрощенной системы, пользовались
Налоговые
2.24 0.03 2.04 0.06 *** этим правом, то в третьем раунде доля таких фирм
инспекции
составляла уже 48%.
Звездочки обозначают статистическую значимость различий
Фирмы, перешедшие на упрощенную систему в
2003 году, стали платить в среднем 5,72 видов разных
налогов и сборов, что намного меньше, чем 9,56 видов
Таблица 10. Количество налогов, уплачиваемых
фирмами налогов, которые они платили в 2002 году.
Уменьшение количества налогов на четыре для таких
2002 2003
1 полугодие фирм вполне соответствует параметрам закона,
2 полугодие
согласно которому единый налог на доход или
среднее 8,81 7,68
прибыль заменяет пять других налогов. При этом все
Все фирмы
медиана 8 7
фирмы в среднем стали платить 7,68 видов налогов
против 8,81 в прошлом году. Таким образом, стоит
Перешедшие в 2003 на среднее 9,56 5,72
отметить, что на упрощенную систему переходили
упрощен. систему медиана 9 5
главным образом фирмы, для которых налоговое
администрирование было сложнее обычного в
предыдущем, 2002 году. При этом фирмы,
использующие такую систему, в 2003 году дали
намного более оптимистичные субъективные оценки
усилий, которые они тратят на налоговое
администрирование. Более того, и во втором и в
третьем раунде они оценили уровень налогов как
Таблица 11. Оценка делового климата меньшую проблему, чем остальные фирмы.
Раунды: 1 2 3
В силу того, что, согласно ответам
1>2 2>3
2001 2002 2002
респондентов, упрощенная система дает возможность
Проблема: II п/г I п/г II п/г
фирмам значительно уменьшить издержки, остается
Уровень налогов 3.52 v*** 3.30 v*** 3.06
загадкой, почему более половины фирм в начале 2003
Экономическая
года не перешло на ее использование. Из
нестабильность в
предложенных в третьем раунде объяснений самым
стране 3.28 v*** 3.00 v*** 2.78
популярным было то, что обычная система проще и
Уровень конкуренции 2.63 ^*** 2.73 2.69
понятней – 35% фирм, не использующих упрощенную
Налоговое
систему, дали такой ответ. Еще 15% сказали, что
администрирование 3.11 v*** 2.82 v*** 2.67
обладают недостаточной информацией.
Госрегулирование 2.91 v*** 2.64 v*** 2.51
Следовательно, информированность фирм пока
Сложности привлечения
невелика и, скорее всего, в 2004 году больше фирм
капитала 2.65 v*** 2.40 2.39
перейдут на упрощенную систему.
Неравные условия
2.27 v*** 2.17 v* 2.09
конкуренции
Коррупция 2.10 v*** 1.87 1.87
Рэкет 1.34 v*** 1.27 v*** 1.20
1 – не проблема 4 – очень значит. проблема
2 – незначительная проблема 5 – ставит под угрозу
3 – значительная проблема существование бизнеса
Стрелки со звездочками соответствуют стат. значимости




Стр. 9
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3
www.cefir.org
5. Общая оценка делового климата
Хотя мониторинг фокусируется на реальных объективных издержках малого бизнеса, связанных с
госрегулированием, нельзя недооценивать и важность общих настроений предпринимателей. За время трех
раундов настроения значительно улучшились (см. таблицу 11). Самые большие изменения при этом
произошли между первым и вторым раундами. В период со второй половины 2001 года до второй половины
2002 года такие проблемы малого бизнеса, как высокие налоги, макроэкономическая нестабильность,
налоговое администрирование, государственное регулирование, привлечение капитала, административные
ограничения конкуренции, коррупция и рэкет, стали оцениваться предпринимателями как менее острые.
Знаменательно, что единственная проблема, которая, по мнению предприятий, стала более острой в период
между тремя этапами обследования, - это честная конкуренция. Так, во втором раунде, в первой половине
2002 года, конкуренция оценивалась малыми предпринимателями как более серьезная проблема, чем
госрегулирование. В третьем раунде проблема конкуренции обогнала по значимости налоговое
администрирование, которое также имеет прямое отношение к административным барьерам. Последнее
изменение произошло главным образом за счет фирм, перешедших на упрощенную систему
налогообложения, в то время как остальные фирмы оценили налоговое администрирование как более
серьезную проблему.

6. Некоторые факторы продвижения реформ
Прогресс в области дерегулирования неоднороден: некоторые регионы продвинулись гораздо дальше
других. От чего же зависит прогресс в области лицензирования, проверок и регистрации после введения
соответствующих законов? Исполнение федеральных законов по дерегулированию на местах сильно зависит
от сложившейся системы бюджетных отношений между регионом и муниципалитетами. Если местные власти
материально заинтересованы в развитии малого бизнеса на своей территории, поскольку их бюджетные
доходы в основном зависят не от поступлений из регионального бюджета, а от местной налоговой базы, то
налицо более значительные успехи в снижении административных издержек в период между тремя этапами
исследования (при прочих равных условиях). Присутствие в регионе крупных фирм, напротив, замедляет
прогресс в области лицензирования и регистрации, но ускоряет его в области инспекций: препятствия к входу
на рынок устраняются сравнительно медленно, а бремя регулирования для существующих предприятий
становится легче сравнительно быстро. Высокий первоначальный (до начала реформ) уровень присутствия
малого бизнеса в региональной экономике ускоряет реформы. Это свидетельствует о важности лоббирования
реформы со стороны малого бизнеса.

7. Основные выводы после трех раундов
Основной вывод после трех раундов заключается в том, что реформы действительно произвели
некоторый эффект. В области лицензирования он выразился в сокращении количества выдаваемых лицензий
и упрощения процедуры их получения. В области инспекций результатом, главным образом, стало
сокращение их количества и временных издержек во время проверок. Регистрация после реформы стала
немного быстрее и проще, хотя и дороже. Новая упрощенная система налогообложения сократила количество
видов налогов и сборов и стимулировала многих предпринимателей перейти на эту систему.
Однако при этом в большинстве случаев реформа не достигла желаемого результата. Лицензии по-
прежнему получать сложно и дорого, а чиновники выдают много разрешительных документов на виды
деятельности, не предусмотренные законом о лицензировании. Проверки проходят с большим количеством
нарушений со стороны проверяющих, включая многочисленные взятки и повторные приходы представителей
одного госоргана на фирму. Правило «одного окна» при регистрации фирмы так и не заработало.
Более того, вызывает настороженность тот факт, что положительные сдвиги в области
лицензирования и инспекций, имевшие место между первым и вторым раундами, не получили продолжения в
третьем раунде. По некоторым показателям ситуация даже ухудшилась, например, усложнилась процедура
лицензирования, и увеличилось взяточничество при проверках милицией и пожарными службами.
Складывается впечатление, что ситуация улучшилась сразу после реформы, и, не достигнув целевых
параметров, зафиксировалась на этом новом уровне.




Стр. 10



СОДЕРЖАНИЕ