<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Интеллигенция (от лат. intelligcnta, intcllegentia - понимание, познавательная сила, знание и от лат. intellegens - умный, понимающий, мыслящий, разумный) - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным (преимущественно сложным, творческим) трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее образование.
Интерпретация (от лат. interpretatio - посредничество) - истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо.
Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) - психологическое самонаблюдение; изучение психических процессов (сознания, мышления) самим переживающим эти процессы.
Институт (от лат. institutum - установление, учреждение). 1..Название научно-исследовательских учреждений, а также многих высших спец. учебных заведений. 2. В дореволюционной России - название привилегированных закрытых женских средних учебных заведений. Социальный институт - определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами.
Институциональный - связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним.
Институционализация - учреждение каких-либо новых социальных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.
Историзм (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном) - один из ведущих методологических принципов научного социологического мышления, обществознания в целом. И. предполагает изучение социальных явлений, институтов в процессе их возникновения, становления и развития, проникновение в специфику соответствующих исторических ситуаций, понимание как общих закономерностей истории, так и своеобразия конкретных обстоятельств. Принцип И. означает, что любое социальное явление может быть правильно понято и оценено лишь при рассмотрении его в конкретных исторических условиях.
Исторический материализм (материалистическое понимание истории) - составная часть марксистско-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций. И.м.- распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений.
Канонизация (от греч. kanonizo - узаконяю). 1. В католической и православной церквах причисление к числу святых. 2. Превращение в незыблемое, обязательное правило; узаконение.
Касты (португ. casta - род, поколение, происхождение, от лат. castus - чистый). 1. Замкнутые, эндогамные наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. 2. Общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.
Каузальность (от лат. causalis - причинный) - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину и одновременно есть причина другого явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, проходящую из прошлого, пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем.
Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conserve - охраняю, сохраняю) - приверженность ко всему устоявшемуся, старому, отжившему и противодействие новому, передовому.
Коммуна (франц. commune, от лат. communis - общий) - количество лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.
Концепция (от лат. conceptio-понимание, система). 1. Система взглядов, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, процессов, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество). 1. Форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. 2. Совокупность организационно оформленных добровольных объединений взаимопомощи рабочих, служащих, мелких производителей, в т.ч. крестьян, для достижения общих целей в различных областях экономической деятельности. Основанная на паевом участии.
Количественные методы - совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основе достижений и методов современной математики и вычислительной техники.
Коррелятивный (лат. correlativus) - соотносительный.
Креационизм (от лат. creatio - созидание, сотворение). 1. Религиозное учение о сотворении мира богом из ничего; к. характерен для иудаизма, христианства и ислама. 2. В Зообиологии - концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом.
Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - мерило оценки, суждения.
Легальный - признанный, допускаемый законом.
"Легальный марксизм" - идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции в 1890-х гг., подменявшее марксистское учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата утверждениями о необходимости буржуазно-либеральных реформ. Его сторонники использовали отдельные положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, критиковали народничество, выступали за буржуазно-демократические свободы. С конца 1900-х гг. перешли к буржуазному либерализму:
Либерал (от лат. liberalis - касающийся свободы, свободный). 1. Свободомыслящий, вольнодумец. 2. Человек, склонный к излишней снисходительности, занимающийся попустительством. 3. Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле, член либеральной партии.
Либеральный. 1. Относящийся к либерализму, свойственен ему. 2. Проявляющий либерализм.
Либерализм. 1. Буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. 2. Совокупность экономических воззрений, в основе которых лежит принцип максимального ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность. 3. Свободомыслие, вольнодумство (уст.). 4. Излишняя терпимость к различным позициям и точкам зрения; вредное попустительство, снисходительность.
Личность. 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других).
Марксистская социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и общественных группах. Марксистская социология изучала закономерности и движущие силы их развития и функционирования в рамках общественных формаций и исторического процесса в целом. Противостоящая буржуазной социологии марксистско-ленинская социология была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В.И. Лениным.
Материализм (от лат. materialis - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, мир и его закономерности познаваемы. М. противоположен идеализму.
Материя (от лат. materia - вещество) - "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В.И. ПСС. Т.18. с. 131); субстанция; субстрат (основа) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. Марксистско-ленинское понимание М. исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к сознанию. М. несотворима и неуничтожима, вечна и бесконечна. Неотъемлемый атрибут М.- движение; М. присущи саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Всеобщие объективные формы бытия М.- пространство и время. Универсальное свойство М.- отражение.
Метафизика [от греч. "Meta ta physika" - после физики (так были названы философские сочинения Аристотеля, помещенные после его трактатов по физике)]. 1. Философское учение, о наиболее общих основаниях бытия, в том числе существования человека, выраженных в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта, понятий. 2. В марксизме - метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. 3. В некоторых философских школах - то же, что онтология. 4. Что-либо отвлеченное, умозрительное и потому малопонятное, туманное.
Методология (от греч. methodos - путь исследования, теория
учение и logos). 1. Учение о научном методе познания принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. 2. Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Махизм - см. Эмпириокритицизм.
Механицизм - иначе механистический материализм. Философский метод, получивший наибольшее развитие в XVII-XVIII вв., который сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономерности развития - к законам механики. Для М. характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме его частей. Выдвигая на первый план механистические формы движения, М. переносит понятия механики в область физики, химии и биологии, в результате чего в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.
Механицизм в социологии - направление, возникшее в XIX в. и являющееся, в сущности, одной из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики (и физики вообще), а также механистического миропонимания, бывшего весьма влиятельным в течение нескольких веков, стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механистическим закономерностям, широко используя при этом физическую терминологию и фразеологию. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, общество, в отличие от органицистских представлений, понималось как механический агрегат.
Мобильность (от лат. mobilis - подвижный) - способность к быстрому передвижению, действию.
Миссионер - в буржуазных странах: духовное лицо, посылаемое церковью для распространения христианской религии среди инаковерующих.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Монизм (от греч. monas - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность М.- дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал).
Надстройка - см. Базис и надстройка.
Народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуажно-демократическом этапе освободительного движения в России (1861-95). Выражало интересы крестьян, выступало одновременно против крепостничества и против буржуазного развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Центральным звеном социального учения Н. была теории некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов (община, артель). С нач. 60-х гг. два течения: революционное и буржуазное, которые, сходясь в основных теоретических принципах, расходились в методах их практического воплощения в общественной борьбе. Родоначальники - А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, идеологи - М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский и др. В 1980-х гг. русские марксисты идейно разгромили Н.
Натурализм (натуралистическое направление) (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа) - в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий "сверхестественное", универсальный принцип всего сущего. В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой (географическая школа в социологии), биологическими и расовыми особенностями людей и т.д. (биологическое направление в социологии).
Неокантианство - влиятельное течение философской и общественной мысли последней трети XIX- первой трети XX вв., пытавшееся решать основные философские проблемы исходя из односторонне идеалистического толкования И. Канта (т.е. пытались возродить философию И. Канта, переработав ее в духе последовательного идеализма). Возникло под лозунгом "Назад к Канту", его расцвет относится к 1890-1920-м гг., когда оно господствовало в ряде немецких; университетов и распространилось во Франции, России и др. странах. Общие посылки Н.: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания.
Неопозитивизм - одно из основных философских направлений XX в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проб, выдвинутых развитием современной науки,- роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Являясь современной формой позитивизма, Н. разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Н. продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Беркли и Юма. Вместе с тем Н. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал "классический" позитивизм XIX в., а к деятельности по анализу языковых форм знания. Впервые идеи Н. получили четкое выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма.
Неопозитивизм в социологии - теоретико-методологическая ориентация в немарксистской социологии, опирающаяся, осознанно или неосознанно, на философские положения логического позитивизма. Н.с. появляется в 20-30-х гг. XXI в. в связи с распространением эмпирической социологии. Основные принципы Н.с.: 1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и социально-исторической (натурализм). 2. Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как и методы естествознания (сциентизм). 3. "Субъективные аспекты" человеческого поведения можно исследовать только через "открытое", т.е. доступное для наблюдения, поведение (бихевиоризм). 4. Истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур исследования (верификационизм). 5. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация). 6. Социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Н.с. не представляет собой единой школы, это, скорее, некоторая общая и весьма влиятельная ориентация, сторонники которой называют себя представителями "научной социологии" или "естественнонаучного" направления в социологии.
Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни, полный скептицизм.
Номотетический метод (от греч. nomo-teteo- издавать законы, устанавливать законы) - способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закона. В противоположность идиографической исторической науке, лишь описывающей неповторяющиеся факты, естествознание понимает под законом природы "повторяющиеся явления, способ действия которых всегда одинаков". Этот метод абсолютизирует формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятия, упрощенно изображая процедуры научного мышления.
Общесоциологическая (общая социологическая) теория - высший уровень достоверного, проверенного, обобщенного знания о социальных объектах, процессах и системе социальных отношений, о законах, закономерностях и тенденциях их становления, функционирования и развития, включающий также множество исходных утверждений, выводов и доказательств, подчиненных особым логическим принципам социального познания. О.т. в системе социологической науки является ее основной частью в совокупности со специальными социологическими науками и эмпирическими социологическими исследованиями. Для тех и других она выступает внутринаучным методологическим базисом, фундаментом конкретных концептуальных построений, интерпретации и экстраполяции эмпирических знаний, приобретаемых в ходе конкретных социологических исследований, основой для выведения эмпирических закономерностей, моделирования и прогнозирования социальных процессов и отношений.
Общественно-экономическая формация см. Формация общественно-экономическая.
Община - форма объединения людей, свойственная главным образом первобытнообщинному строю. Для нее характерно коллективное владение средствами производства, совместное ведение хозяйства, полное или частичное самоуправление. Известны общины: родовая, семейная или домовая, сельская или соседская. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единице, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1961 -собственником земли). В широком смысле - общество, организация (напр., баптистская община, негритянская община в США).
Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение) - учение о бытии как таковом (в отличие от гносеологии - учения о познании); раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущности. Иногда понятие О. отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.
Ортодоксальный - неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения.
Органицизм - философско-методологическое и общенаучная концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организма.
Органическая школа - направление в немарксистской социологии, возникшее в кон. XIX - нач. XX вв. Под влиянием успехов эволюционной теории и кризиса механистических установок в науке возникла тенденция к истолкованию общества в качестве организма. Представители этого направления отождествляли общество с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П.Ф. Лилиенфельд, Р. Вормс и др.). Они исходили из проведенной Спенсером аналогии между биологическим и социальным организмами, которые, по его мнению, сходны в процессах роста, в дифференциации и интеграции частей, их автономии, наличии распределительных и регулятивных систем и т.п. Последователи Спенсера стремились углубить эту аналогию как основу для структурного и функционального анализа различных элементов общественной организации, выявления их места и роли в сохранении социального целого. При этом любая попытка революционного изменения общества расценивалась как патологическая и противоестественная.
Патологии (от греч. pathos - страдание, болезнь и ...логия). 1. Раздел медицины, изучающей болезни, болезненные процессы и состояния в живом организме; состоит из патол. анатомии и патол. физиологии. 2. Отклонение от нормы, уродливая ненормальность.
Плюрализм. 1. Философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия или оснований знаний. 2. Буржуазная социологическая теория, согласно которой общественно-политическая жизнь представляет собой конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. 3. Многообразие взглядов, идей.
Позитивизм социологический - ведущее направление в социологии XIX в. Основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Э, Дюркгейма и др. Главное устремление П.с.- отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание "позитивной" социальной теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории П. стремился противопоставить метод наблюдения, сравнительный, исторический и в определенной - хотя и в меньшей - степени математические методы. Характерными чертами раннего П. были натурализм, органицизм, эволюционизм и феноменализм. Его моделью служили биология, анатомия и физиология человека, а также отчасти механика. П. постулировал Наличие неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистски, т.к. исключалась возможность познания причин и сущности социальных явлений. Феноменализм в раннем П. сочетался с элементами естественнонаучного и вульгарного материализма, П. постоянно тяготел к различным формам редукционизма. Органицистские и эволюционистские компоненты раннего П. получили развитие в позитивистских течениях второй половины XIX в. Исследуя общество не столько в динамике, сколько в статике (как систему, находящуюся в состоянии равновесия), органицизм нередко доводил до крайности весьма вульгарные аналогии между обществом и человеческим организмом. Биологический редукционизм характерен и для дарвинизма социального, делавшего акцент на изучение социальных процессов, и конфликтов, трактовавшихся согласно принципам естественного отбора и борьбы за существование. Кроме указанных течений к П. относятся также механицизм, географическая, расово-антропологическая школа и некоторые др. Несостоятельность биологического и механистического редукционизма, ставшая достаточно очевидной к концу XIX в., привела к кризису П. и способствовала развитию психологизма в социологии, который, впрочем, сохранил многие черты П., а также возникновению различных форм антипозитивистской реакции в философии и социологии. Однако позитивистская традиция не угасла и была продолжена в XX в. в существенно преобразованном виде в рамках неопозитивизма в социологии.
Позитивизм философский (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что подлинное, истинное, "позитивное" (т.е. данное, фактическое, устойчивое, несомненное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук, роль которых ограничивается описанием и систематизации фактов и синтетического объединения полученных результатов; философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Главные черты П.- феноменализм (сведение задачи науки лишь к описанию явлений) и элементы субъективного идеализма. Основан в 30-х годах XIX в. О. Контом (ввел самый термин). Выделяют 3 этапа эволюции П.: "классический" П.; эмпириокритицизм (махизм); современная форма П.- неопозитивизм.
Прива-доцент - в России до революции и в некоторых других странах: звание нештатного преподавателя высшего учебного заведения, равное доценту, а также лицо, имеющее это звание.
Прикладная социология - практическая часть социологической науки о специфических законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов. В отличие от общей социологии, изучающей законы развития социальных общностей, социальных отношений, взаимодействий в масштабах всего общества, П.с. изучает процессы, происходящие в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях, организациях. Специфика П.с. не только в том, что она изучает конкретные, а не общие социальные явления, но и в том, что она концентрирует внимание на тех компонентах социальной системы, которые непосредственно связаны с человеком, оказывают непосредственное влияние на его практическую деятельность. Она сосредоточивается на исследовании человеческих совокупностей и человеческой личности в ее различных социальных аспектах. П.с. имеет свои категории, в обобщенном и концентрированном виде, отражающие социальную действительность, а также свои методы исследования (опрос, наблюдений, анализ документов и др.). Поскольку П.с. исследует конкретные социальные явления, постольку она вскрывает источники и причины их развития или торможения. В силу этого ее выводы имеют прикладное значение, служат научным основанием совершенствования управления социальной жизнью, ее различными сферами. П.с. представляет собой единство конкретных социологических исследований и специальных социологических теорий.
Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Производительные силы - система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития. Гл. П.с. общества - люди, участники общественного производства. Порождение разума и труда, человека-средства производства (средства труда и предметы труда); орудия труда - важнейшая часть средств труда; П.с. образуют ведущую сторону способа производства. Каждой ступени развития П.с. соответствуют определенные производственные отношения. Вслед за изменением характера и уровня П.с. в антагонистическом обществе происходит революционная смена производственных отношений.
Производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления; выражают отношения собственности, которые обусловливают распределение средств производства, а также людей в общественном производстве (класс, структуру общества). Будучи социальной формой производительных сил, складываются в зависимости от характера и уровня их развития, в ходе которого между ними возникают противоречия, разрешаемые в антагонистическом обществе путем социальной революции. В единстве с производительными силами составляют способ производства. Выступают также в качестве базиса по отношению к надстройке.
Пропедевтика (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Психологическое направление (психологизм) в социологии - образовалось в конце XIX - начале XX вв. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т.п. стала развиваться психологическая социология. На смену биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П.н. в социологии. Для всех разновидностей П.н. характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или общества. В ранних формах П.н. преувеличивалось значение генетических факторов и особенности социального поведения выводились из якобы исконно присущих человеческой психике свойств - сексуальности, агрессивности, аффективности, влечения к смерти и т.д. Свойствами личности (или нац. характера) пытались объяснить такие социальные явления, как войны, расовые и классовые конфликты и т.д. В дальнейшем П.н. эволюционизировало в сторону отказа от идей генетической предопределенности человеческого поведения, сохранив вместе с тем установку на отрицание реальности таких объектов, как общество, социальная система, организация и т.п. Такого рода понятия объявляются сторонниками П.н. метафизическими. Существование социальных институтов и систем вне и помимо психологических составляющих человеческого поведения большей частью отрицается, а последние рассматриваются изолированно от материальных условий общественной жизни, вне их обусловленности социально-историческим развитием. Приверженцы П.н. не выходят за рамки анализа непосредственного взаимодействия людей, оперируя главным образом такими понятиями, как "непосредственно наблюдаемое поведение", реакция на ситуацию и т.п. Для представителей П.н. присуще сосредоточение внимания лишь на психологических механизма человеческого поведения, субъективных побудительных мотивах действия и межиндивидуальных отношениях в группе.
Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - метод психотерапии и психологическое учение, развитое 3. Фрейдом в кон. XIX - нач. XX вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в П. как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкований сновидений и т.п. П. базировался на теоретических представлениях о стадиях развития либидо (полового инстинкта), якобы лежащего в основе психического развития, и о структуре человеческой личности, состоящей в единстве трех систем: Я, Они и Сверх-Я. В фундаменте П. заложена тенденция к биологизированному, натуралистическому пониманию человека социальных отношений.
Революция (от познелат. revolutio - поворот, переворот) глубокое качественное изменение в развитии какого-либо явления природы, общества или познания. Наиболее широко понятие Р. применяется для характеристики общественного развития (социальная революция).
Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Регрессивный - идущий назад.
Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, к агностицизму.
Редукция (от лат. reductio - возвращение, приведение обратно). 1. Переход, сведение сложного к более простому. 2. Уменьшение, ослабление чего-либо.
Рефлексология (от лат. reflexus - отраженный, повернутый назад и ...логия) - естественное научное направление в психологии, распространенное в 1900-1920-х гг., главным образом, в России и связанное с деятельностью В.М. Бехтерева (1857-1927). Ее представители рассматривали психологическую деятельность человека как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему, для объяснения психической деятельность привлекали материалы физиологии высшей нервной деятельности. Считая вслед за И.М. Сеченовым, что всякий мыслительный процесс имеет объективное проявление, они изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По их мнению, в рефлексологии можно исключить источники ошибок, заключенные в субъективности и самонаблюдении, и, кроме того, правильно познать чужую духовную жизнь. Рефлексология родственна бихевиоризму.
Синод (от греч. synodos - собрание) (Святейший синод) - один из высших государственных органов в России в 1721 -1917. Ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками). В настоящее время совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.
Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества.
Социальный слой - та или иная группа людей, населения
общества; промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса (нередко назв.
прослойка); часть определенного класса.
Солидарность (франц. solidarite) - единодушие, общность интересов, активное, деятельное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям.
Сословие. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами. 2. В дореволюционной России: группа лиц, объединенных профессиональными интересами. 3. Группа, разряд лиц, объединенных по какому-нибудь признаку (разг.).
Социал-дарвинизм - социальный дарвинизм. Направление в социологии 2-й пол. XIX - нач. XX вв., сводящее закономерности общественной жизни к биологическим законам естественного отбора и борьбы за существование.
Социальная группа - относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие С.г.
Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе.
Социальная стратификация (от лат. stratum - слой и facio - делаю) - социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социального расслоения, неравенства; отрасль буржуазной социологии.
Социальный (от лат. socialos - общий, общественный) - общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.
Социальный дарвинизм - идейное течение в обществоведении кон. XIX - нач. XX вв., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни (У. Беджгот, Л. Гумпдович, А. Смолл и др.).
Статус (от лат. status - положение, состояние) - правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица.
Столыпинская аграрная реформа - буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России, ознаменовавшая поворот аграрно-политического курса самодержавия. Названа по имени Петра Арк. Столыпина (1862-1911). Разрешение выходить из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9.11.1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14.6.1910 и 29.5.1911) и переселенческая политика имели целью ликвидацию малоземелья при сохранении помещичьего землевладения, ускорение расслоения деревни.
Синтез (от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
Синтетический - получаемый в результате синтеза.
Схоластика (от греч. scholastikos - школьный, ученый). 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2, Формальное знание, оторванное от жизни, основывающееся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом; бесплодное умствование.
Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
Специальные (частные) социологические теории - система отраслей социологической науки, которые изучают особые сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от общесоциологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества в целом, С.с.т. рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая С.с.т. рассматривает ту или иную сферу (политики, труда, морали, семьи и т.п.), социальную общность (коллектив, социальный регион и т.п.) или социальный процесс (образования, воспитания и т.п.) как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, целеобразующими и факторообразующими характеристиками, специфическими условиями происхождения, функционирования и развития. Для любой С.с.т. характерно рассмотрение данной социальной сферы, комплексного социального объекта как особого социального институтка, комплексно организованного социального процесса, гармонически функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений (напр., особенности функционирования образовательной системы - социологией образования, воспитательной системы - социологией воспитания и т.п.). Непременная задача любой С.с.т.- изучение и объяснение социальных функций изучаемой социальной системы. Особенность С.с.т. (тех или иных социологии) заключается в том, что ани должны обеспечить целостное изучение сложных социальных объектов. С.с.т. являются теоретической и методологической основой прикладной социологии. Невозможно вести исследования семьи, трудового коллектива, массовых коммуникаций и т.д. без знания их специальных теорий, раскрывающих законы развития этих социальных институтов, принципы и категории их анализа. Разработка С.с.т.- одна из важнейших задач социологов.
Субъективный фактор в истории - деятельность субъекта - масс, классов, партий, отдельный людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение развития или сохранение объективных общественных условий. Объективные условия определяют в целом характер, структуру и направление действий С.ф.
Субъективная школа в социологии - теоретические воззрения на общественно-исторический процесс ряда представителей народничества. С.ш. сформировалась в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. и наиболее полно изложена в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Представители С.ш. считали, что личность, а не группа, класс, есть основная "единица" общественной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные "помыслы" и цели личности определяют ее социальную деятельность. Изучение последней осуществлялось социологами по принципу "сопереживания", "когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого" (Михайловский Н.К. ПСС.- Спб, 1909. Т.З. С. 402). Также теоретики С.ш. изучали общую схему исторического процесса "теории прогресса" и разрабатывали ряд конкретных проблем: взаимоотношения индивида и общества, роль личности в истории, механизм связи лидера и массы ("Герои и толпа" Михайловского), значение революционной партии в общественной борьбе ("Исторические письма" Лаврова) и др.
Субъективизм. 1. В философии: мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов развития природы и общества и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности. 2. Личное, субъективное отношение к чему-нибудь.
Телеология (от греч. telos - цель и ...логия) - философская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных богом (X. Вольф) или природной целесообразностью (Аристотель, Г. Лейбниц); учение о цели и целесообразности.
Теология (от греч. theologia, от лаг. theos - бог и ...логия) - богословие - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, систематизированное изложение вероучений, обосновывающее его истинность и необходимость для человека, построенная в формах идеалистических умозрений на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. В строгом смысле о Т. принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
Тоталитаризм (франц. totalitarisme, от лат. totalis - весь, полный, целый). 1. Одна из форм авторитарного государства (тоталитарное государство), характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всей жизнью общества. Для него свойственны огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще. 2. Направление политической мысли, обосновывающее установление тоталитарных режимов, оправдывающее этатизм, авторитаризм.
Транссубъективный (от лат. trans - за и субъективный) - объект ("ты", безличная вещь), находящийся по ту сторону, т.е. вне субъективного, вне собственного Я, или отличный от субъекта (подлинной личности), не имеющий метафизического (трансцендентного) значения.
Трансцендентальный (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы). 1. В схоластической философии - предельно общие понятия, обозначающие такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира (вещь, сущее, истина, добро, единое). 2. В философии Канта - все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности - пространство и время, категории рассудка - субстанция, причинность и т.д.).
Урбанизация (от лат. urbs - город). 1. Процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах. 2. Распространение, черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру.
Фатализм (от лат. fatalis - роковой, fatum - рок, судьба) - вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.
Фатальный - роковой, неотвратимый, неизбежный.
Феноменализм - философское учение, признающее непосредственным объектом познания лишь явления и отрицающее познаваемость сущности вещей. Ф. ведет к субъективному идеализму (Д. Беркли, махизм) или к отрицанию познаваемости мира, агностицизму (Д. Юм, И. Кант).
Формация общественно-экономическая-общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенный тип общества: категория Ф.о.-э. охватывает все стороны общественной жизни в их органич. взаимосвязи. В основе каждой Ф.о.-э. лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. В связи с этим история общества представляется как процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции формаций. Теория Ф.о.-э. занимает центральное место в историческом материализме.
Фрейдизм - общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Ф. придает универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, Ф. стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлению первичных влечений (полового влечения - Фрейда, стремления к самоутверждению - у Ф. Адлера и т.п.).
Функциональный подход в социологии - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение. В том или ином виде Ф.п. присутствовал во всех социальных концепциях, где общество рассматривалось системным образом. В связи с этим возникла и некоторое время оставалось очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Вычленение собственно социологии как науки шло с начала XIX в. параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции.
Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) - в широком смысле слова - синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также социальных системах. Э. может вести к усложнению, повышению уровня организации системы (прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс). В узком смысле - медленные, непрерывные, постепенные количественные изменения, в отличие от революции - коренного, качественного изменения.
Эклектизм (эклектика) (от греч. ekletikos - выбирающий) - неорганичной, механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.
Экстраполяция (от лат. extra - сверх, вне и лат. polio - приглаживая, исправляю) - распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.
Эмансипация (от лат. emancipatio) - освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, уравнивание в правах (напр., эмансипация женщин).
Эмпириокритицизм - "критика опыта", или Махизм.. 1. В узком смысле - совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Маха. 2. В широком смысле - субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, основано в начале XX в. Э. Махом и Р. Авенариусом. М.- разновидность позитивизма. Хотя основные теоретические положения М. выдвинуты почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом, широкое распространение М. связано с деятельностью Маха, работы которого возникли в качестве непосредственной реакции на кризис классической механической физики: Мах выступил с претензией преодолеть этот кризис. Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет теория "экономии мышления" и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания, выводя ее из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей необходимость "приспособления" организма к фактам. Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки М. считает понятие причинности.
Эмпириомонизм (от греч. empeiria - опыт и monos - один, единственный) - разновидность махизма; разработан А.А. Богдановым, утверждавшим, что мир есть единый организованный опыт.
Эмпирическая социология - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (анкетирования, интервьюирования, эксперимента и т.д.).
Эмпиризм (от греч. enpeiria - опыт) - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания; Э. недооценивает, принижает роль рационального познания (понятий, теорий).
Эмпирический. 1. Основанный на опыте. 2. Относящийся к эмпиризму, являющийся эмпиризмом.
Энергетизм (от греч. energeia - деятельность) - философская концепция, возникшая в к. XIX в. среди естествоиспытателей: Э. сводит все явления природы к энергии, лишенной материальной основы.
Этатизм (от фр. etat - государство). 1. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. 2. Политика активного участия государства в экономической жизни общества.
Этнография (от греч. ethnos - племя, народ и grapho - пишу) - этнология, народоведение, наука, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Авдеев А.Д., 194
Адоратский Владимир Викторович, 143, 178-179, см. также Биогр. сл.
Аитов Нариман Абдрахманович, 223
Аксаков Константин Сергеевич, 14, 42, см. также Биогр. сл.
Александров Георгий Федорович, 212, см. также Биогр. сл.
Алехин Василий Вависильевич, 162, см. также Биогр.сл.
Андреев Валентин Андреевич, 191
Андреев Николай Николаевич (Николин Н.), 136-139
Андреева Галина Михайловна, 207, 213
Андреенкова Нина Владимировна, 218
Аничков Дмитрий Сергеевич, 6-7, 118, см. также Биогр.сл.
Анна Иоанновна, 6
Антонов Анатолий Иванович, 211
Аристотель, 72,93, см. также Биогр. сл.
Арон (Агоn) Реймон, 215, см. также Биогр.cл.
Артеменков Альберт Анатольевич, 215
Асеев Ю.А., 213
Ауслендер Сергей Абрамович, 194

Бабеф, 149
Бакунин Михаил Александрович, 13,25-30, см. также Биогр. сл.
Баммель Григорий Константинович, 139
Бардовский Александр Александрович, 194
Бегинин Виктор Иванович, 215
Безрукое А.В., 210
Белинский Виссиарион Григорьевич, /J, 8/, см .также Биогр. сл.
Бердяев Николай Александрович, 42, 69, 80-81, см. также Биогр. сл.
Берзин Б.Ю., 222
Беркли (Berkeley) Джордж, см. Биогр. сл.
Бернштейн Михаил Семенович, 189
Бернштейн (Bernstein) Эдуард, см. Биогр. сл.
Бестужев-Лада Игорь Васильевич, 210, 216
Бехтерев Владимир Михайлович, 123, 150-156, 161, 170-1 71, см. также Биогр. сл.
Блауберг Игорь Викторович, 208
Бляхман Леонид Соломонович, 209
Богданов (наст. фам. Малиновский) Александр Александрович (др. псевдонимы - Вернер, Максимов, Рядовой), 60, 87, см .также Биогр. сл.
Болдырев Алексей Васильевич, 8, см. также Биогр. сл.
Большаков Антон Михайлович, 187
Борисова Н.Л., 213
Бородкин Фридрих Маркович, 208
Боцяновский Б.Ф., 130, 132
Бубликов Моисей Аркадьевич, 162-163
Булатников И., 188
Булгаков Сергей Николаевич, 80-81, 137, см. также Биогр. сл.
Бурлацкий Федор Михайлович, 220
Бухарин Николай Иванович, 138-139, 142, 176, 178-182, см. также Биогр. сл.
Бухгольц Нина Александровна, 189
Быстрянский (наст. фам. Ватин) Вадим Александрович, 136-137, см. также Биогр. сл.
Вагнер Владимир Александрович, 126-127, см. также Биогр. сл.
Вебер (Weber) Альфред, 86, см. также Биогр. сл.
Вебер Макс, 70, 215, см. также Биогр. сл.
Веревкин Леонид Прокофьевич, 207
Видревич Яков Вениаминович, 188
Виноградова Э.М., 223
Вишневский А.Ф., 142
Вишневский Юрий Рудольфович, 222
ВОДОВОЗОВ В.В., /32, см. также Биогр.сл.
Воинова В.Д., 218
Волков В.И., 222
Волгин Вячеслав Петрович, 174
Вольтер (Voltaire) (наст, имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet), см. Биогр.сл.
Вольтер Эдуард Александрович, 132
Вольфсон Семен Яковлевич, 142, 177, 193, 196
Вормс (Worms) Репе, 116, 118, см. также Биогр. Сл.
Воронков В.М., 222
Вуд Л., 132

Гаваллос А.Э., 130
Гаврилец Юрий Николаевич, 208
Гагарин Иван Сергеевич, 11, см. также Биогр.сл.
Гайес, 132
Гайстер Арон Израилевич, 188
Галкин Александр Абрамович, 220
Гамбаров Юрий Степанович, 118
Гастев Алексей Капитонович, 185-186, см. также Биогр. сл.
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих, 74, см. также Биогр. сл.
Гельман Израиль Григорьевич, 193
Гельмомт Абрам Маркович, 189, 194
Герцен Александр Иванович, 12-13, 18, 42, см. также Биогр. сл.
Гиддингс (Giddings) Франклин Генри, 132, см. также Биогр. сл.
Гизетти Александр Алексеевич, 131, см. также Биогр.сл.
Глезерман Григорий Ефимович, 209
Гозулов Авдей Ильич, 192
Говоров А.С., 187
Голод Сергей Исаевич, 210-211
Голофаст Валерий Борисович, 270
Гофман Александр Бенционович, 219
Грановский Тимофей Николаевич, 13, см. также Биогр. сл.
Гревс Иван Михайлович, см. Биогр. сл.
Гредескул Николай Андреевич, 131, 133, 137, 166-167, см. также Биогр. сл.
Гречихин Владимир Григорьевич, 207
Гришин Виктор Васильевич, 219
Грушин Борис Андреевич, 204, 206, 210, 212, 216, 220, 222
Гумилевский Н., 191 Гумплович (Gumplowicz) Людвиг, 134, см. также Биогр. сл.
Гурвич (Gurvitch) Георгий Давыдович (Жорж), см. Биогр. сл.
Гурко Татьяна Александровна, 211
Гуров Юрий Степанович, 212

Джинджихашвили Нодар Яковлевич, 211
Дикарева Алла Александровна, 209
Дихтяр Соломон Романович, 191
Добренькое Владимир Иванович, 215
Добролюбов Николай Александрович, см. Биогр. сл.
Достоевский Федор Михайлович, 19, 114, см. также Биогр. сл.
Дридзе Тамара Моисеевна, 219
Дубинская Ида Наумовна, 191-192
Дудченко Вячеслав Сергеевич, 22 3
Дыльнов Геннадий Викторович, 215
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, 23, 85, 118, 181, 215, см. также Биогр. сл.
Давидюк Георгий Петрович, 207
Давыдов Юрий Николаевич, 209
Дарвин (P255Darwin) Чарльз Роберт, 22, 35, 163, см. также Биогр. сл.
Деборин Абрам Моисеевич, 143, 145, 212
Деев Александр Федорович, 207
Державин Николай Севастьянович, 137, см. также Биогр. сл.
Де Роберти (Де Роберти де Кастро де ла Сарда) Евгений Валентинович, 19,25, 49-52, 54-55, 97, 115-118, 123, 128, см. также Биогр. сл.
Десницкий Семен Ефремович, 6-7, см. также Биогр. сл.

Егиазаров Р.И., 194
Екатерина II Алексеевна, 6
Ерманский Осип Аркадьевич, 185
Ершов Матвей Николаевич, 130

Железнов, 134

Завьялов М., 196
Загорский М., 194
Зайцев А.Н., 223
Заславская Татьяна Ивановна, 201, 208, 220, 223-225
Заузолков Федор Николаевич, 187
Збаровский Моисей Исаакович, 210
Зборовский Гарольд Ефимович, 210, 214-215, 222
Звоницкая Агнесса Соломоновна, 87-90, 137, см. также Биогр. сл.
Здравомыслов Андрей Григорьевич, 204,206-207,209, 223
Зеленый Георгий Павлович, 156-157, 161
Зимин Н., 188, 197
Зиммель (Simmel) Георг, /62, см. также Биогр. сл.

Иванов В.Н., 220
Иосифов Г.М., 130
Иорданский Николай Николаевич, 189
Исаев Кусеин, 118, 223

Кабо Елена Осиповна, 191
Кавелин Константин Дмитриевич, 15-18, см. также Биогр. сл.
Казанский Федор Михайлович, 187
Казаринова И.В., 219
Калинин Г.Е., 132
Кант Иммануил, 68, 74, 125, см. также Биогр. сл.
Капелюш Яков Самуилович, 211
Капитонов Эдуард Алексеевич, 213
Капустин Юрий Васильевич, 212
Карев Николай Афанасьевич (псевдоним Н.К.), 133,143-144, 181, см. также Биогр. сл.
Кареев Николай Иванович (псевдоним В.Р.К.), 19, 24-25, 35-36, 40, 46, 52-53, 65-66, 69, 86,97, 115, 118, 123, 128, 131-132, 134, 137, 157, 175
Карлейл, 112
Катрич И.В., 219
Каутский (Kautsky) Карл, 160, см. также Биогр. сл.
Кауфман Александр Аркадьевич, см. Биогр. сл.
Кац Я.Д., 188, 191
Каценбоген Соломон Захарович, 142, 180
Керенский Александр Федорович, 96, см. также Биогр. сл.
Керженцев Платон Михайлович, 185
Кетле Ламбер "Адольф Жак, см. Биогр. сл.
Киреевский Иван Васильевич, 14, 42, см. также Биогр. сл.
Кистяковский (Kistiakowski) Богдан Александрович, 67-68, 70-73, 122, см .также Биогр. сл.
Клибанов Александр Ильич, 195, см. также Биогр. сл.
Ключевский Василий Осипович, см. также Биогр. сл.
Ковалев А.Д., 219
Ковалев К.Н., 193
Ковалевский Максим Максимович, 19,25,46,54-59,62, 66, 69, 97, 115-119, 122-124, 1 26-129, см. также Биогр. сл.
Коваленко Ю.П., 208
Коган Борис Борисович, 191
Коган Л.Н., 211-212, 222
Козельский Яков Павлович, 6, см.также Биогр.сл.
Колбановский Варлен Викторович, 210
Коллонтай Александра Михайловна (урожд.- Домонтович), 192, см. также Биогр. сл.
Колодная Ася Ильинична, 191
Комозин Александр Николаевич, 208
Кон Игорь Семенович, 206, 211, 213, 220
Кондорсе (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола, 125,см. также Биогр. сл.
Кондратьев Николай Дмитриевич, 129, см. также Биогр. сл.
Кони Анатолий Федорович, 133, 137, см. также Биогр. сл.
Константиновский Давид Львович, 211
Конт (Cont) Огюст, 7, 23-24, 34, 36, 52, 55, 58, 70, 75, 94, 100, 122, 125, см. танке Биогр. сл.
Коркунов Николай Михайлович, 25, 46, 53-54, 66,см. также Биогр. сл.
Коробейников B.C., 219
Косолапов Ричард Иванович, 209
Кофман Владимир Иосифович
Кохановский Николай Иванович, 130
Кочергин Михаил Васильевич, 129
Кравченко Альберт Иванович, 205-209, 215
Краснов Петр Степанович, 207
Кремлева Т., 197
Крицман Лев Натанович, 181,187
Кропоткин Петр Алексеевич, см. Биогр. сл.
Кругликов И.С., 129
Крупская Надежда Константиновна, 194, см. также Биогр. сл.
Куклин Анатолий Яковлевич, 217
Кукушкина Елена Иосифовна, 213
Кули Чарльз Хортон, см. Биогр. сл.
Кулишер М.И., 131
Куфаев Василий Исидорович, 197
Кювье (Cuvier) Жорж, 22, см. также Биогр.сл.

Лавров Петр Лаврович (псевдонимы - С.С. Арнольди; А. Доленги; Стоик; Миртов), 24-26, 34, 36-38, 41, 49, 115, см. также Биогр. сл.
Лагутин А.И., 124
Ладодо Ирина Владимировна, 219
Ладыжец Наталья Сергевна, 223
Ла-Меттри, 71
Лапин Николай Иванович, 209, 220, 223
Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич, 68-70, 129, 131, см.. также. Биогр. сл.
Лебединский Марк Самуилович, 191
Левада Юрий Александрович, 204, 206, 211, 218-220, 223
Левин К., 120-121
Лемке Михаил Константинович, 137, см. также Биогр. сл.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич, 69, 84, 87, 95, 111, 130, 135-136, 139, 144, 173, 180, 18 2, 184, см. также Биогр. сл.
Лесгафт Петр Францевич, 96, 122, 124, 128, см. также Биогр. сл.
Лилиенфельд-Тоаль Павел Федорович (псевд.- Лилиев, П...,Л.), 25,46-48, 115-116, см. также Биогр. сл.
Линней (Linne) Карл, 22, см. также Биогр. cл.
Липперт Юлий, 134
Липский А.В., 114
Ломоносов Михаил Васильевич, 6, см. также Биогр. сл.
Луначарский Анатолий Васильевич, 192, 194, см. также Биогр. сл.
Луппол Иван Капитонович, 144-145, см. также Биогр. сл.
Лучицкий Иван Васильевич, /18, см. также Биогр. сл.
Ляшенко Л.П., 208
Люблинский Павел Исаевич, 129, 131, 194, см. также Биогр. сл.

Магазинер Яков Миронович, 128-129, см. также Биогр.сл.
Майков Валериан Николаевич, 7', см. также Биогр. сл.
Манне Г., 197
Мануильский Дмитрий Захарович, 182, см. также Биогр. сл.
Марков Н.В., 209
Маркович Данило Ж., 215
Маркс (Marx) Карл (полное имя Карл Генрих), 55, 60, 70, 139, 141, 146, 149, 163, см. также Биогр. сл.
Марр Николай Яковлевич, 137, 193, см. также Биогр. сл.
Матуленис Арвидас-Виргилиюс Альгирдович, 210
Мацковский Михаил Семенович, 211
Медушевский Андрей Николаевич, 213
Мензбир Михаил Александрович, 164-165, см. также Биогр. сл.
Мечников Илья Ильич, 42, 117-118, см. также Биогр. сл.
Мечников Лев Ильич, 25, 42- 45, 118, см. также Биогр. сл.
Милюков Павел Николаевич, 118, см. также Биогр.сл.
Минц Л., 188
Мирская Маргарита Иосифовна, 209
Михайловский И.В., 130
Михайловский Николай Константинович, 24-25, 34-40, 46, 49, 65, 84, см. также Биогр. сл.
Михеев В., 189
Мокиевский П.В., 132
Монсон Пер, 215
Монтескье, 59
Морозов Георгий Федорович, 162, см. также Биогр. сл.
Мякотин Венедикт Александрович, 137, см. также Биогр. сл.

Надеждин Николай Иванович, 7-8, см. также Биогр. сл.
Назарова Надежда Семеновна, 214
Нерсесова Елена Христофоровна, 219
Николай II, 8, 120, 122 Новгородцев Павел Иванович, 69, 73-74, 77, см .также Биогр. сл.
Новиков Николай Васильевич, 213, см. также Биогр. сл.
Новиков (Novikov) Яков Александрович, 19, 116
Новосельский Сергей Александрович, 192, см. также Биогр. сл.
Ньютон, 159, 163
Овсянников Василий Григорьевич, 207
Овсянников Виталий Степанович, 189
Ольшанский Вадим Борисович, 211
Оранский Сергей Александрович, 139, 141-142
Орлов Георгий Петрович, 270, 214-215
Орлов Иван Ефимович, 166
Осипов Геннадий Васильевич, 206-207, 209, 212-214, 216

Павлов Борис Сереевич, 222
Павлов Иван Петрович, 156,см. также Биогр. сл.
Паевский Владимир Владиславович, 192
Панкратов П.О., 174
Панов, 8
Панова Ек. Дм., 8
Паперный Лев Лазаревич, 192
Парето (Pareto) Вильфредо, 131, см. также Биогр. сл.
Пачосский Иосиф Кондратьевич, 162
Первушин Н.В., 129
Перов Ю.В., 211
Пестель Павел Иванович, 7,см. также Биогр.сл.
Петр I Алексеевич, 5-6, 10, 14-17, 19
Петражицкий Лев Иосифович, 25, 69, 77-80, см. также Биогр.сел.
Петраков Анатолий Алексеевич, 211, 222
Петренко Елена Серафимовна, 219
Пешехонов Алексей Васильевич, 137, см. также Биогр. сл.
Пионтковский Андрей Андреевич, 197, см. также Биогр. сл.
Пипуныров Василий Николаевич, 161
Пипуныров Пантелеймон Николаевич, 161
Писарев Дмитрий Иванович, см. Биогр. сл.
Плеханов Георгий Валентинович (псевд.- Н. Бельтов, Н. Каменский), 25, 54, 59-64, 69, 84, 118, 144, см. также Биогр. сл.
Плотников Игорь Семенович, 137-138, 163
Погосян Геворк Абрамович, 223
Подмарков Валентин Георгиевич, 209
Пожитков К., 137
Покровский Михаил Николаевич (псевдоним Домов), 174, 180, см. также Биогр. сл.
Полляк Григорий Соломонович, 191
Попов Сергей Иванович, 213
Прокопович Феофан, 6, см. также Биогр . сл.
Пруденский Герман Александрович, 210, см. также Биогр. сл.

Радищев Александр Николаевич, 6-7, см. также Биогр. сл.
Радлов Эрнест Львович, 132, см. также Биогр. сл.
Радонежский Сергий, 114
Радугин А.А., 215
Радугин К.А., 215
Разин Альберт Алексеевич, 223
Разумовский Исаак Петрович, 143, 177-178, 182
Райнов Т., 137
Рашин Адольф Григорьевич, 187
Рожков Николай Александрович, 170, см. также Биогр. сл.
Розенталь Константин Яковлевич, 182
Рокфеллер, 157
Романовы, 115
Росницкий Николай Андреевич, 187
Росс (Ross) Эдвард Олсворт, 132, см. также Биогр. сл.
Рубина Людмила Яковлевна, 212
Румянцев Алексей Матвеевич, 216, 218-220
Руткевич Михаил Николаевич, 210, 212, 220, см. также Биогр. сл.
Рябев Вячеслав Васильевич, 215
Рябушкин Тимон Васильевич, 220

Савич Владимир Васильевич, 156-157, 159-160
Саганенко Галина Иосифовна, 205
Садовский Вадим Николаевич, 208
Садынский Давид Соломонович, 139, 166
Сарабьянов Владимир Николаевич, 143
Сафаров Р.А., 212
Святловский Владимир Владимирович, 133, 137, см. также Биогр. сл.
Семенов Владимир Давыдович, 212
Семковский Семен Юльевич, 139
Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy), 125, см. также Биогр. сл.
Серебренников В.В., 137
Серебряков Михаил Васильевич, 131, 137-138
Сиземская Ирина Николаевна, 209
Слепенков Иван Маркелович, 207
Смелзер (Smelser) Нейл, 215, см. также Биогр. сл.
Смулевич Болеслав Яковлевич, 191-192
Смушкова Мария Аркадьевна, 194
Солнцев Сергей Иванович, 130, см. также Биогр. сл.
Сольвей, 131
Сорокин Питирим Александрович, 56, 87, 94-106,, 108-111, 1I3-II4, 116, 123, 128-134, 13 7, 146-150, 162, 175, 181, 215, см. также Биогр. сл.
Сорский Нил, 114
Спенсер (Spenser) Герберт, 23, 46, 48, 55, 122, 181, см. также Биогр.. сл.
Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, 200,см. также Биогр. сл.
Староверов Владимир Иванович, 209-210, 219
Стопани Александр Митрофанович, 191, см. также Биогр. сл.
Стронин Александр Иванович, 25, 46-47, см. также Биогр. сл.
Струве Петр Бернгардович, 69, 81-83, 137, см. также Биогр. сл.
Струмилин (Струмилло-Петрашкевич) Станислав Густавович, 174, 185-188, 206, см. также Биогр. сл.
Сукачев Владимир Николаевич, 162, см. также Биогр. сл.
Суслов Валентин Яковлевич, 209
Сухарев Александр Иванович, 222
Сыркин И.Г., 162
Сысенко Виктор Алексеевич, 211
Сытин Иван Дмитриевич, см. Биогр. сл.

Тальюнайте Мейлуте Йоновна, 209
Тард (Tarde) Габриель, 40, 89, 118, см. также Биогр. Сл.
Тарле Евгений Викторович, 132, 137, см. также Биогр. сл.
Тарновский Евгений Никитич, 197
Татарчуков Александр Николаевич, 191
Татищев Василий Никитич, б, см. также Биогр. сл.
Тахтарев Константин Михайлович (псевдоним - Тар К.М.), 87, 90-94, 118, 123, 128, 131-134, 137, 175, 181, см. также Биогр. сл.
Тейлор (Taylor) Фредерико Уинслоу, 124, 185, см. также Биогр. сл.
Теннис (Tonnies) Фердинанд, см. Биогр. сл.
Ткачев Петр Никитич, 13, 25-26, 30-33, см. также Биогр. сл.
Ткачев Тихон Яковлевич, 192
Тощенко Жан Терентьевич, 209, 212, 215, 223
Троцкий Лев Давыдович (наст. фам. Бронштейн), 162, см. также Биогр. сл.
Трояновский А.В., 194
Туган-Барановский Михаил Иванович, 69, 81, 83,см. также Биогр. сл..
Тулеев Аман Гумирович, 215
Тюменев Александр Ильич, 136-137
Тюменев И.Ф., см. Биогр. сл
Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак, 125, см. также Биогр. сл.

Укше С., 197
Уорд (Ward) Лестер Франк, 115, см. также Биогр. сл.
Устинов Валентин Алексеевич, 207
Утевский Борис Самойлович, 197
Ушаков С., 129

Файзуллин Фаниль Саитович, 222
Фалькнер-Смит Мария Натановна, 174
Фарфоровский Сергей Васильевич, 129
Федоров В., 194
Федоров Е.Ф., 195
Федосеев Петр Николаевич, 209
Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас, 81, см. также Биогр. сл.
Фетисов Эдуард Николаевич, 215
Филиппов Фридрих Рафаилович, 211
Фингерт Борис Александрович, 137-138
Франк Семен Людвигович, 42, 137, см. также Биогр. сл.
Фрейд (Фройд) (Freud) Зигмунд, 146, 160-161, см. также Биогр. сл.
Френкель Захарий Григорьевич, 192

Харчев Анатолий Георгиевич, 206, 210-211, 218
Хвостов Вениамин Михайлович, 69, 75-77, 134, см. также Биогр. сл.
Хомяков Алексей Степанович, 14, 42, см. также Биогр. сл.
Хрящева АН. Ив., 188

Чаадаев Петр Яковлевич, 7, 12, см. также Биогр. сл.
Чагин Борис Александрович, 213, см. также Биогр. сл.
Чангли Ирина Ивановна, 209
Чернышевский Николай Гаврилович, 13, 26, 42, 81,см. также Биогр. сл.
Черняков Захарий Ефимович, 142
Чупров Александр Александрович, 208, см. также Биогр. сл.
Чупров В.И., 123, 219
Чу рилов Н.Н., 207

Шаленко Валентин Николаевич, 207
Шарков Феликс Изосимович, 207
Шаф Адам, 199
Шафир Яков Моисеевич, 188, 194
Шацкий Станислав Теофилови, 195, см. также Биогр. сл.
Шванн (Schwann) Теодор, 22, см. также Биогр.сл.
Шварц Александр Николаевич, 123, см. также Биогр. сл.
Швецов Юрий Геннадьевич, 210
Шевелева А.Б., 188
Шереги Франц Эдмундович, 207
Шкаратан Овсей Ирмович, 209
Шлейден (Schleiden) Маттиас Якоб, 22, см. также Биогр. сл.
Шляпентох Владимир Эммануилович, 204, 206, 208
Шпак Лидия Леонидовна, 215
Штаммлер (Stammler) Рудольф, 64, см. также Биогр. сл.
Шубкин Владимир Николаевич, 206,211,220
Шульга Карина Васильевна, 214

Эйнштейн, 163
Энгель Е.А. (в связи с сильными антинемецкими настроениями Генрих Энгель, бывший прусский подданый, с 1915 г. публиковался под именем Евгения Александровича Arouet), 131, 137, 166, см. также Биогр. сл.
Энгельс (Engels) Фридрих, 30, 60, 83, 144, см. также Биогр. сл.
Эссен Эдуард Эдуардович (Барон), 137-138, см. также Биогр. сл.

Цынский Л.М., 8

Юдин Эрик Григорьевич, 208

Ядов Владимир Александрович, 204, 206-207, 218, 220-221, 223
Яковлев (наст. фам. Эпштейн) Яков Аркадьевич, 188, см. также Биогр.сл.


<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ