СОДЕРЖАНИЕ
















О ходе реализации мероприятий
федеральной целевой программы
"Электронная Россия"
по линии Министерства
экономического развития и торговли
Российской Федерации
2002 - 2003













Москва
2004


Оглавление

Краткий обзор проектов, реализованных Минэкономразвития России в период с 2002 по 2003 гг. в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)"

3
Финансовый отчет о структуре финансирования мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" по линии Минэкономразвития России

18
Справочник по регионам, вовлеченным в проекты федеральной целевой программы "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития России в 2002-2003 гг.

26
Каталог исполнителей мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)"
по линии Минэкономразвития России в 2002-2003 гг.

28
О системе управления проектами ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" в части мероприятий, реализованной в Минэкономразвития России
31




Краткий обзор проектов, реализованных Минэкономразвития России в период с 2002 по 2003 гг. в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)"

В 2002 - 2003 гг. работа велась по следующим направлениям:

1. Анализ и инвентаризация
2. Методология, в том числе предложения по правовому регулированию ИКТ-сектора
3. Порталы органов власти и взаимодействие с бизнесом и гражданами
4. Государственные закупки
5. Объединенные Государственные Информационные Ресурсы (ОГИР)
6. Электронные Административные Регламенты (ЭАР)
7. Создание инфраструктуры
8. Проекты в области поддержки российского ИКТ-сектора

АНАЛИЗ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Анализ моделей систем (в том числе действующих) по предоставлению информационных услуг гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, 2003 г.
В результате работы проведен анализ и систематизация проектов, участвовавших в открытом конкурсе Минэкономразвития России, осуществлена их группировка по схожим техническим требованиям. Разработан набор типовых требований, выбраны стандарты по содержанию и оформлению для каждой из групп проектов, установлены требования, которым должны соответствовать технические задания на проекты, включенные в группу проектов. Для каждой группы проектов выбраны стандарты (нормативные документы), требованиями которых должен руководствоваться Исполнитель проекта при разработке и реализации проекта, при создании проектно-эксплуатационной документации. Также определены основные стадии и этапы реализации проектов для каждой группы проектов, разработаны технические задания на основе типовых технических требований по проекту (проектам) для одной или нескольких групп проектов, согласованных с Заказчиком, определен порядок перехода имущественных и исключительных прав.

Анализ результатов и разработка предложений по созданию механизмов поддержки (в том числе за счет средств федерального бюджета) проектов по использованию ИКТ в экономике, социальной сфере, государственном управлении на региональном и муниципальном уровнях власти, 2002 г.
В результате выполнения работ подготовлены: итоговый отчет по ГОСТ 7.32-91, включающий результаты систематизации и анализа наиболее эффективных региональных и муниципальных проектов в сфере использования и внедрения ИКТ, в том числе принципы формирования перечня проектов использования ИКТ в деятельности региональных и муниципальных уровней власти; проект методических рекомендаций по оценке и отбору предложений региональных и муниципальных органов власти для реализации пилотных проектов по использованию ИКТ, в т.ч. критерии эффективности региональных и муниципальных проектов в сфере использования ИКТ; предложения по совместному финансированию из федерального, регионального и местного бюджетов интересных проектов; типовые проекты по созданию системы "электронного правительства" на региональном и муниципальном уровне.

Анализ результатов проектов по предоставлению органами государственной власти и местного самоуправления услуг гражданам и хозяйствующим субъектам, 2002 г.
Подготовлен аналитический отчет по изучению действующего порядка и нормативной базы по вопросам финансирования проектов (в т. ч. ИКТ) из средств федерального бюджета и практики финансирования проектов по внедрению ИКТ на региональном и муниципальном уровнях. Подготовлены предложения по изменению (уточнению) действующих правил финансирования проектов по внедрению ИКТ на региональном и муниципальном уровнях в части средств федерального бюджета. Разработаны общие методические рекомендации по оценке технико-экономической эффективности проектов внедрения ИКТ. Подготовлен аналитический отчет с описанием типовых структур органов исполнительной власти субъекта федерации, функций типовых структурных подразделений и типовых информационных ресурсов (баз данных), используемых органами исполнительной власти субъекта федерации. Разработаны концепция и техническое задание консалтинговой интернет-системы "ИТК-Регион". Разработаны регламент, правила доступа и работы отдельных групп пользователей с Интернет-системой "ИТК-Регион", предназначенной для информационной и аналитической поддержки процессов подготовки, реализации, учета и анализа технико-экономической эффективности региональных и муниципальных проектов в области ИКТ. Разработана доступная через Интернет типовая модель (пилот-проект) "ИТК-Регион".

Социально-экономический мониторинг формирования "новой экономики", в том числе анализ тенденций развития ИКТ и их применения в социально-экономической сфере, 2003 г.
В результате выполнения проекта разработаны: система социально-экономического мониторинга формирования "новой экономики" в России; план первоочередных мероприятий по его реализации, система целевых показателей развития "новой экономики" в России и методология их исчисления, аналитический доклад "Развитие "новой экономики" в России", проект плана действий Правительства РФ по развитию "новой экономики" в России. Результаты используются федеральными органами исполнительной власти в ходе реализации Плана действий Правительства России по реализации в 2004 г. программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденного Распоряжением Правительства России от 3 января 2004 г. № 1-р, п. 49: подготовка концепции развития рынка информационных технологий.

Анализ тенденций развития ИКТ и их применения в социально-экономической сфере, 2002-2003 гг.
В ходе работы было создано описание отрасли ИКТ в России с использованием многоуровневой детализации и ряда показателей, сравнены мировые и российские тенденции развития отрасли ИКТ и выработаны рекомендации по применению ИКТ в социально-экономической сфере (http://www.region2003.ru/tendency/).

Анализ эффективности бюджетных расходов, выделяемых на информатизацию в рамках федеральных, ведомственных и региональных программ, в т.ч. разработка предложений по координации вопросов развития ИКТ, в том числе вопросов финансирования различных программ информатизации и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие ИКТ, 2003 г.
В результате анализа эффективности бюджетных расходов, выделяемых на информатизацию, разработаны предложения и проекты нормативных правовых документов, обеспечивающие координацию бюджетных расходов в области ИКТ; проект методических рекомендаций по определению эффективности государственных закупок в сфере ИКТ за счет средств бюджетов всех уровней на финансирование отдельных направлений федеральных, региональных и муниципальных программ информатизации. Разработаны предложения по изменению программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия" и набор показателей оценки результативности ФЦП "Электронная Россия".
Введение новых статистических показателей развития и распространения ИКТ, 2002-2003 гг.
Задачами проекта были: формирование макетов разработочных таблиц для обработки первичной информации, полученной в ходе государственного статистического наблюдения за производством продукции и услуг в сфере ИКТ; формирование макетов разработочных таблиц для обработки первичной информации, полученной в ходе государственного статистического наблюдения за использованием ИКТ в экономике.

Мониторинг общественного мнения о ходе реализации Программы и разработка предложений по формированию общественного мнения, 2003 г.
Проведение ежедневного мониторинга и анализа центральных, региональных электронных и печатных средств массовой информации о ходе реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" и подготовка ежедневных обзоров, отражающих в обобщенном виде реакцию на нее информационного сообщества и средств массовой информации.

Проведение анализа эффективности бюджетных расходов, выделяемых на использование ИКТ, 2002-2003 гг.
Проведен анализ эффективности бюджетных расходов, выделяемых на информатизацию, разработаны предложения по межведомственной координации вопросов финансирования различных программ информатизации и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие ИКТ, повышению эффективности и изменению программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия". Разработаны проекты концепций нормативных правовых документов, обеспечивающих повышение эффективности бюджетных расходов в области ИКТ, Проект методических рекомендаций по определению эффективности государственных закупок в сфере ИКТ. Результаты работ используются федеральными органами исполнительной власти при разработке нормативных актов в области повышения эффективности расходов на ИКТ, предусмотренных п. 20 Плана действий Правительства России по реализации в 2004 г. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденным Распоряжением Правительства России от 3 января 2004 г. № 1-р, а также Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 11.09.2003 г. №33, в т.ч.: проекта "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.", внесенного в Правительство России в декабре 2003 г.; предложений по пересмотру содержания ФЦП "Электронная Россия" и проекта изменений в бюджетную классификацию, направленных на более детальный учет государственных расходов на ИКТ, которые должны быть внесены в Правительство России в 2004 г.

Проведение инвентаризации и анализа информационных ресурсов Минэкономразвития России как объекта информатизации, 2003 г.
Цель работы - предпроектное обследование информационных ресурсов Минэкономразвития России для их дальнейшего представления во внутренней и внешних сетях, формирование типовых требований по представлению этих ресурсов в электронном виде и по информатизации органов государственной власти, создание пилотных зон (сайтов) подразделений Минэкономразвития России. В ходе проекта разработаны типовые требования по представлению информационных ресурсов в электронном виде, по развитию информационных ресурсов, подготовке технического задания и спецификаций на модернизацию информационных ресурсов Минэкономразвития России, разработаны макеты элементов аппаратно-программных комплексов модернизированной IT системы и информационных ресурсов Минэкономразвития России, включающие в себя элементы пользовательского интерфейса. Использование результатов данного проекта позволит определить основные направления развития информатизации Минэкономразвития России, предпринять меры для устранения выявленных в результате обследования подразделений проблем, связанных с информационными ресурсами, программным обеспечением, аппаратными средствами, сетевой архитектурой и информационным взаимодействием департаментов.


Разработка системы макроэкономических показателей и индикаторов развития ИТ-сектора, 2002-2003 гг.
В ходе проекта разработана система статистических показателей и на ее основе система макроэкономических показателей и индикаторов развития ИКТ-сектора, необходимые для анализа текущей ситуации и планирования дальнейших действий. Результаты работ используются федеральными органами исполнительной власти в ходе реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, пункт: формирование системы показателей и получение статистической информации, характеризующей развитие в Российской Федерации отраслей экономики, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях

Проведение инвентаризации и создание системы мониторинга и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов (СМАГИРС), 2002 г.
В части создания системы мониторинга и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов (СМАГИРС) был осуществлен мониторинг и анализ состояния, динамики и использования государственных информационных ресурсов и систем (ГИРС); создание и ведение единого Реестра государственных информационных ресурсов на базе хранилища метаданных с использованием стандарта обмена данными XML, совместимого со средой электронного взаимодействия; подготовлены рекомендации по совершенствованию деятельности по созданию и использованию ГИРС, подготовлены организационно-нормативные документы в части уточнения состава показателей описания ГИРС и логических структур БД, разработки правового обеспечения и организации информационного взаимодействия. Разработано прикладное программное обеспечение ПТК Федерального центра, проведена инвентаризация ГИРС на федеральном уровне. Осуществлена стендовая отработка макета ПТК Федерального центра обработки данных и подготовка к запуску в опытную эксплуатацию первой очереди мониторинга ГИРС.
Проведение анализа разрабатываемых в рамках ФЦП "Электронная Россия" программно-технологических средств, 2003 г.
Проведен анализ технических заданий, проектной и исполнительской документации по осуществляемым разработкам Минэкономразвития России в рамках ФЦП "Электронная Россия". По результатам анализа выработаны рекомендации по дополнительным требованиям к технической документации исполнителей. Разработан проект нормативного документа - "Единые требования к программно-техническим разработкам, ведущимся по ФЦП "Электронная Россия" и предполагаемым к эксплуатации в Минэкономразвития России". Выработаны предложения по долговременной стратегии развития программно-аппаратного комплекса ИТЦ Минэкономразвития России, создаваемого в рамках ФЦП "Электронная Россия(2002-2010 гг.)".

МЕТОДОЛОГИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
ИКТ-СЕКТОРА
Разработка концепции и комплекса мероприятий по созданию системы мониторинга финансово-экономической деятельности предприятий госсектора, 2002 г.
Проведено исследование практики использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственным сектором экономики России, а также ряда зарубежных государств. Разработан проект Концепции системы мониторинга финансово-экономической деятельности предприятий госсектора. Представлен всесторонний анализ нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы анализа и оценки предприятий и организаций государственного сектора экономики, а также сформулированы методические предложения по финансово-экономическому анализу и планированию деятельности предприятий государственного сектора экономики. Описаны информационно-технологические аспекты построения системы мониторинга, анализа и планирования, описана архитектура системы, функциональные и инструментальные подсистемы, а также подходы формирования политики информационной безопасности. Разработан проект технического задания на систему мониторинга в соответствии с ГОСТ 34.602-89 и технико-экономическое обоснование реализации проекта.

Разработка методологии объединения федеральных информационных ресурсов, создаваемых на основе данных обязательной отчетности юридических лиц, в рамках единой государственной системы управления и передачи данных, 2003 г.
Проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы межведомственного информационного обмена, а также сбора данных обязательной отчетности (в том числе, федеральный закон "О регистрации юридических лиц", Постановление Правительства Российской Федерации № 438, Постановление Правительства Российской Федерации № 696 и др., Постановление Правительства Российской Федерации № 1116, ряд других нормативных правовых актов). Проведен анализ технических решений, с помощью которых возможно организовать эффективный межведомственный информационный обмен. Разработан проект модели межведомственного обмена данными обязательной отчетности с применением ИКТ (на примере конкретных ведомств), включая проекты соответствующих нормативно-правовых документов, с указанием основных этапов ее построения. Разработан проект Технических требований к используемым ИКТ.

Разработка предложений по механизму координации реализации мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", закрепленных за Минэкономразвития России, 2003 г.
Проведено обследование процесса реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия", построена модель "как есть" и "как должно быть". Разработана методология управления проектами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия".
Разработка рекомендаций по созданию единой системы выявления, использования и внедрения объединенных государственных и муниципальных информационных ресурсов, 2003 г.
Проведен анализ текущего состояния информационных ресурсов, законодательной базы и мирового опыта. Разработаны: Концепция создания ОГИР в России, план мероприятий по созданию ОГИР, предложения по совершенствованию федерального законодательства в области совместного использования информационных ресурсов.

Разработка типовых требований к программам информатизации бюджетных организаций, в том числе разработка проектов типовых электронных административных регламентов, 2003 г.
В ходе реализации проекта была разработана Концепция Электронных Административных Регламентов (ЭАР), включающая: проекты типовых электронных административных регламентов, описывающих процедуры внутри- и межведомственного взаимодействия; проект типовой технологии построения ЭАР; система показателей эффективности ЭАР; определение нормативного пространства функционирования ЭАР; описание нормативной базы электронных административных регламентов (ЭАР); предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, в соответствии с которой будет осуществляться регулирование внутри- и межведомственного взаимодействия при внедрении системы ЭАР; предложения по мерам внедрения ЭАР на федеральном, региональном и местном уровнях с указанием примерных сроков, в которые данные мероприятия должны быть реализованы, и конкретных мер, которые необходимо осуществить в отношении различных органов власти, а также мероприятий по интеграции информационных систем, построенных на их основе.

Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения "электронного правительства", 2003 г.
В результате работ проведена систематизация и анализ мирового опыта построения и использования единой архитектуры органов власти при проведении реинжиниринга государственных функций на основе ИКТ. Разработаны рекомендации по основным подходам и методологии построения единой архитектуры в рамках реформ в Российской Федерации. Обоснованы процедуры нормативно-правового регулирования, связанного с применением типовых информационных моделей функционирования органов государственной власти ("единой архитектуры").
Разработка предложений по снижению административных барьеров и демонополизации сектора информационных телекоммуникационных технологий (ИКТ), 2002 г.
Проведен анализ эффективности мер регулирования сектора ИКТ, сопоставлены формы и методы административных процедур рынка ИКТ, включая лицензирование, сертификацию, регистрацию и сформулированы предложения по их пересмотру. В рамках работы была осуществлена разработка Концепции регулирования рынка ИКТ и комплекса мероприятий на среднесрочную перспективу, состоящей из 4 блоков: Концепция реформирования системы технического регулирования сектора ИКТ, Концепция регулирования сектора телекоммуникаций, Концепция содействия внешнеэкономической деятельности предприятий сектора ИКТ, Предложения по политике в области преодоления административных барьеров территориальными органами власти. Анализ анкетирования участников рынка ИКТ позволяет количественно оценить издержки участников рынка ИКТ, связанные с административными барьерами. Его результаты убедительно доказывают приоритетность реализации мер по снижению административных барьеров в рамках государственной политики развития сектора ИКТ.

Разработка рекомендаций и предложений по использованию стандартов, необходимых для распространения ИКТ. Разработка предложений по развитию в Российской Федерации рынка программного обеспечения со свободной лицензией. Разработка методических рекомендаций по использованию программного обеспечения со свободной лицензией в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, 2003 г.
Проведен анализ российской и зарубежной практики использования программного обеспечения со свободной лицензией в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственном секторе экономики, разработаны соответствующие методические рекомендации. Проведен сравнительный анализ существующих российских и зарубежных форматов электронных документов. Разработаны рекомендации и предложения по использованию стандартов, необходимых для распространения ИКТ, в т.ч. разработан проект стандарта на электронное представление организационно-распорядительной документации (по ГОСТ Р6.30-97). Разработан программный продукт на базе текстового процессора OpenOffice.org, демонстрирующий создание и редактирование документов в разработанном формате. Выработанные рекомендации Минэкономразвития России планирует использовать в работе по развитию рынка программного обеспечения со свободной лицензией.

Разработка Концепции российского законодательства в сфере развития ИКТ-сектора, 2002 г.
Подготовлен проект Концепции правового регулирования применения ИКТ в России. В частности, Концепция затрагивает вопросы регулирования телекоммуникационного сектора, оборота интеллектуальной собственности, средств защиты информации и средств электронно-цифровой подписи (ЭЦП), электронной коммерции. Целями правового регулирования применения ИКТ, согласно Концепции, являются обеспечение прав граждан и организаций на доступ к информации из государственных информационных ресурсов; снижение количества барьеров и ограничений, основанных на несовершенстве системы информационного взаимодействия; снижение расходов государственного бюджета на содержание органов государственной власти без снижения эффективности осуществления органами государственной власти возложенных на них функций; развитие областей российской экономики, непосредственно связанных с разработкой, применением и активным использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ сектора).

Разработка методических рекомендаций по совершению сделок в электронной форме и комплекта типовых договорных документов, применяемых в электронной торговле, 2002-2003 гг.
В ходе проекта проведены исследования российского и международного опыта осуществления гражданско-правовых сделок в электронной торговле, состояния российского законодательства и правоприменительной практики, выявлены правовые препятствия на пути развития электронной торговли и исследованы возможности применения в рамках российского законодательства перспективных иностранных моделей правового регулирования электронной торговли, в том числе положений соответствующих модельных договоров. Результатом работы стали Методические рекомендации по совершению сделок в электронной форме в соответствии с положениями нового процессуального законодательства. Представлена система рекомендаций по совершенствованию российского законодательства, регулирующего электронную торговлю, а также устранению выявленных правовых препятствий и минимизации юридических рисков. Разработан пакет модельных договоров и приложений, используемых в электронной торговле, включая трансграничные сделки (в т.ч. модели B2B, B2C и др.)

Разработка проектов нормативных и правовых актов, направленных на регулирование отношений в области разработки и использования ИКТ и их применения в социально-экономической сфере, 2002-2003 гг.
В ходе проекта проведен анализ российского, зарубежного и международного законодательства в области разработки и использования ИКТ, практики его применения, проанализированы данные о фактической ситуации, сложившейся в сфере разработки и использования ИКТ, потребностей рынка и интересов его участников. В ходе проекта разработаны проекты федеральных законов, регулирующих общественные отношения, связанные с государственными информационными ресурсами, применение электронных подписей в Российской Федерации, вопросы информационной безопасности. Разработаны предложения по корректировке законопроекта об электронной торговле, законодательства в области электронных госзакупок, а также ряд методических рекомендаций в области разработки и использования ИКТ, в т.ч. в социально-экономической сфере и программа нормотворческой деятельности, включающая порядок принятия нормативных актов, перечень мер по их проведению через нормотворческие процедуры в различных государственных органах, систему контроля за прохождением проектов нормативных актов в различных государственных органах.


ПОРТАЛЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИЗНЕСОМ И ГРАЖДАНАМИ

Реализация проекта "Российский портал развития", 2002-2003 гг.
Для перехода к информационному обществу в регионах РФ была создана распределенная сеть "порталов развития": в Ханты-Мансийском Автономном Округе (www.ugra-gateway.ru), в Перми (www.perm.russia-gateway.ru), в Туле (www.tula.russia-gateway.ru), в Великом Новгороде (www.novgorod.russia-gateway.ru), в Калининграде (www.kaliningrad.russia-gateway.ru), в Челябинске (www.74.russia-gateway.ru), на Северо-Западе (www.nw.russia-gateway.ru). Кроме этих 7 региональных "дочерних" порталов, был создан "материнский" портал http://www.russia-gateway.ru. В настоящее время в регионах проекта существуют партнерства для развития информационного общества. В их деятельность вовлечено в общей сложности 143 организации, представляющие органы и структуры власти, коммерческие компании, научно-образовательные учреждения, организации гражданского общества.

Создание в сети Интернет специализированной информационной системы "Правительственный портал", 2002-2003.
Цель проекта - создание в сети Интернет специализированной информационной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие и информационные потребности в сфере малого предпринимательства. Информационная система создается в рамках единой специализированной информационной системы "Правительственный портал". Основой содержательного наполнения портала станет информация органов государственной власти. В рамках портала предполагается объединение как официальной государственной информации (правового характера и др.), так и информации, предоставляемой негосударственными организациями, имеющей реальную практическую ценность для бизнеса. При этом основной отличительной чертой данной информационной системы по сравнению с существующими в настоящее время является максимальная полнота информации, предоставляемой государственными органами. Для этого в рамках портала предусмотрена процедура обязательного размещения официальной информации органами государственной власти. Сейчас проект находится в стадии разработки: проектные работы завершены, разработка программного обеспечения завершается. В данный момент идет первоначальное информационное наполнение, разрабатываются и подключаются различные сервисные модули. Запуск проекта в эксплуатацию планируется в 2004 г.

Создание Интернет-портала государственной статистики России в рамках создания интегрированной информационной статистической системы, объединяющей государственные статистические данные, 2003 г.
Основная цель работ - повышение уровня информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, других потребителей информации о социально-экономическом развитии страны. В результате выполнения проекта в 2003 г. разработаны: Концепция портала государственной статистики, пилотная версия портала государственной статистики, руководство пользователя пилотной версией портала, спецификации на закупку аппаратных и программных средств для промышленной версии системы, включая средства обеспечения информационной безопасности, техническое задание на промышленную версию портала государственной статистики. Были выполнены все подготовительные работы по созданию Интернет-портала государственной статистики, который позволит создать в сети Интернет единую точку входа во все информационные ресурсы государственной статистики, функционирующую на основе межведомственной интеграции и информационной открытости государства. Это позволит: повысить оперативность информирования широкого круга пользователей о социально-экономическом положении России и ее регионов; оптимизировать процессы формирования ежегодной федеральной программы статистических работ, что даст существенную экономию бюджетных средств; создать условия для повышения качества информационного обслуживания пользователей; ускорить межведомственное информационное взаимодействие; сократить время поиска необходимой информации; реализовать цели и задачи Постановления Правительства №98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".

Создание Информационного портала малого предпринимательства в сети Интернет в рамках создания единой специализированной информационной системы "Правительственный портал", 2003-2004 гг.
Цель проекта - создание в сети Интернет специализированной информационной системы "Правительственный портал", а также специализированной информационной системы "Экономический портал", что позволит обеспечить информационную прозрачность и открытость государства для общества; организовать эффективное взаимодействие государства с гражданами и хозяйствующими субъектами; оптимизировать взаимодействие государственных структур. В ходе работ по проекту были разработаны Концепция создания СИС "Правительственный Портал", техническое задание на СИС "Правительственный портал", частное техническое задание по СИС "Экономический портал". Помимо разработки требований, проектной и методологической документации, в рамках проекта были реализованы рабочие макеты СИС "Правительственный портал" и СИС "Экономический портал", внедрены системы управления содержанием порталов. В 2004 г. предполагается запуск в промышленную эксплуатацию указанных порталов. По проекту еще предстоит разработать различного рода сервисы, поисковые механизмы и интегрировать порталы с другими информационными системами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, 2002-2003 гг.
Основной целью проекта является обеспечение единства информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также интеграция существующих ресурсов с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей и создание условий для эффективного проведения закупок продукции для региональных государственных и муниципальных нужд. В результате работ по проекту создан макет типового решения СЭТРМ (система электронной торговли для региональных и муниципальных нужд), разработан проект технического задания программной компоненты СЭТРМ, комплект документации на типовое решение СЭТРМ, начаты работы по проведению опытной эксплуатации в Челябинской области и республике Чувашия.

Разработка комплекта организационно-технических документов по созданию федерального центра электронной торговли (ФЦЭТ), 2003 г.
Выполнены подготовительные работы к созданию Федерального центра электронной торговли: описаны циклы закупок для федеральных и региональных нужд, органов самоуправления; изучен опыт развития регулирующих и методологических органов в сфере электронной торговли в развитых странах мира; проведен анализ нормативно-правовых и организационно-технических основ для создания ФЦЭТ, включая анализ отечественных, национальных и международных рынков общественных (правительственных, региональных и муниципальных) закупок и рынков электронной торговли (общественные закупки, корпоративные закупки и розничные продажи) в экономико-юридическом и организационно-техническом аспекте; разработана Концепция создания ФЦЭТ и его дальнейшего функционирования и развития; разработан комплект организационно-технической документации, включающий: бизнес-план создания Федерального центра электронной торговли, решение учредителей Федерального центра электронной торговли о его создании, устав Федерального центра электронной торговли, положение о наблюдательном совете Федерального центра электронной торговли.

Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд
(СЭТГН), 2002-2003 гг.
Целями создания и использования СЭТГН являются повышение эффективности и прозрачности госзакупок, эффективное расходование бюджетных средств, снижения коррупции и иных злоупотреблений при госзакупках; увеличение конкуренции за получение государственных заказов, а также интеграция России в глобальную мировую систему электронной торговли. В 2003 г. была разработана техническая и эксплуатационная документация, необходимая для реализации проекта по созданию СЭТГН, проведены предварительные испытания электронной торговой площадки СЭТГН и в настоящее время идет подготовка к опытной эксплуатации для закупки простых (стандартизованных) товаров (работ, услуг). В 2004 г. планируется продолжение работ в данном направлении, в том числе частичный перевод осуществляемых Минэкономразвития России закупок в электронный вид, в частности, методом запроса котировок.

ОБЪЕДИНЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ (ОГИР)
Разработка первой очереди системы управления регионом с применением мультиагентных технологий, 2003 г.
Основными целями проекта являются повышение качества управления, а, следовательно, и улучшение уровня жизни населения, что может быть обеспечено путем создания единого информационного пространства для оказания адресной социальной помощи жителям Самарской области. Повышение качества принимаемых управленческих решений напрямую связано с обеспечением адресного взаимодействия органов исполнительной власти с каждым жителем региона (например, адресная социальная поддержка и медицинская помощь, учитывающие индивидуальные особенности и социальное положение человека, возможность самостоятельного выбора траектории образования и т.д.). Обоснованием всех принимаемых управленческих решений в департаментах социального блока должны выступать реальные запросы граждан, что позволит непосредственно осуществлять управление департаментами социального блока, включая мониторинг потребностей и возможностей населения, выработку вариантов решения и контроль эффективности их исполнения. В результате работы по проекту создана система управления регионом с применением мультиагентных технологий, проведены тестовые испытания системы для управления департаментом социального блока Администрации Самарской области и межведомственного взаимодействия органов власти.

Создание и внедрение системы поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан, 2003 г.
Разработанная в ходе проекта Информационно-аналитическая система, внедренная в Башкирии, призвана обеспечить централизованный сбор, хранение, обновление, структуризацию, систематизацию, интеграцию, обработку и консолидированный анализ многообразных данных социально-экономических показателей республики. Использование при построении системы современных информационных технологий, специализированных экономико-математических средств анализа, моделирования и вариантного прогнозирования основных показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан обеспечило снижение доли рутинных неэффективных операций, повышение уровня достоверности используемых данных, повышение оперативности получения необходимой информации и качества принимаемых управленческих решений. По итогам внедрения подобных информационно-аналитических систем в ряде регионов России планируется, используя полученный опыт, разработать типовую версию системы в целях дальнейшего тиражирования в субъектах Российской Федерации.
Внедрение ИКТ в процессы управления федеральными целевыми программами и контроля за их результатами (на примере работы Межведомственной комиссии по ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг."), 2002-2003 гг.
Цели проекта - повышение результативности управления федеральными целевыми программами (ФЦП) за счет создания и применения комплексной системы мониторинга и координации деятельности органов государственной власти в рамках ФЦП. В результате проекта создан специализированный сайт в Интернете (www.programs-gov.ru) с базовой информацией по материалам текстов ФЦП, нормативно-правовым и методическим документам, регламентирующим деятельность по разработке и реализации ФЦП, информацией по текущей отчетности о выполнении ФЦП. Разработан комплекс прикладных программных средств обработки и выдачи итоговых, сводных (обобщенных) материалов, а также администраторского интерфейса, позволяющего редактировать формы выдачи и контролировать основные информационные потоки. Разработан комплекс прикладных программно-технологических средств на созданном сервере для обеспечения разработанных процедур контроля за ходом выполнения мероприятий ФЦП.

Разработка единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации рамках создания единой государственной системы управления и передачи данных, 2002-2003 гг.
Цель работы - создание условий для предотвращения фиктивного экспорта и необоснованного возврата НДС, сокращение неоправданных издержек участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и административных расходов налоговых и таможенных органов. В ходе проекта решались задачи комплексной автоматизации деятельности пунктов пропуска через государственную границу России на основе обеспечения централизованного доступа к информационным ресурсам ГТК России и МНС России; обеспечения доступа налоговых и таможенных органов в режиме реального времени к информации о вывезенных товарах; разрабатывалась новая автоматизированная информационная система контроля за доставкой и фактическим вывозом товаров при экспорте с использованием электронного декларирования; отрабатывались механизмы межведомственного информационного взаимодействия. В частности был создан опытный макет подсистемы информационного обмена между ГНИВЦ ГТК России и ГНИВЦ МНС России.

Создание системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности предприятий и организаций государственного сектора экономики, 2002-2003 гг.
Основной целью работы является создание опытного образца информационно-технологической платформы для эффективного функционирования механизма управления предприятиями государственного сектора экономики, обеспечения планирования, контроля и анализа результатов деятельности государственных предприятий. Разработанный опытный образец системы мониторинга настроен для расчёта почти ста аналитических показателей финансово-экономического анализа деятельности предприятий, относящихся к пяти группам: общие показатели; финансовая устойчивость; ликвидность; рентабельность; деловая активность. Разработанная система позволяет проводить анализ финансово-экономического состояния предприятия на основе базы данных Госкомстата России.

Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга, 2003 г.
Основной целью работ по проекту является формирование единой информационной среды для: информационного обеспечения подготовки и принятия решений исполнительными и представительными органами местного самоуправления Калуги, автоматизации учетно-регистрационных процедур и делопроизводства в исполнительных органах местного самоуправления города, в том числе реализации технологии "Единое окно"; оказания справочно-консультационных услуг населению и предприятиям города. В ходе проекта разработана проектная документация (системный проект), необходимая для рационального планирования работ и затрат, а также обеспечения совместимости и информационного взаимодействия функциональных подсистем Муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга при организации их параллельного исполнения различными поставщиками и субподрядчиками. Обеспечена высокая степень интеграции МИС-Калуга с другими проектами, реализуемыми в рамках ФЦП "Электронная Россия" за счет согласования методологии формирования объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) и разработки электронных административных регламентов (ЭАР). Создан организационно-правовой и информационно-технологический базис необходимый для дальнейшего проведения работ по созданию МИС-Калуга.

Создание экоинформационного ГИС-сервера Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, 2003 г.
Созданный в ходе проекта ГИС-сервер Нижегородской области позволит всем заинтересованным лицам (гражданам, хозяйствующим субъектам, государственным организациям) получить комплекс достоверных и регулярно обновляемых данных об экологической обстановке в области, обеспечит открытость в деятельности комитета охраны природы, окажет помощь местным органам власти в подготовке и принятии управленческих решений в области экологии и природопользования. ГИС - это также возможность сопоставить и качественно проанализировать природно-ресурсную, социально-экономическую и экологическую информацию о Нижегородской области, подготовить необходимые рекомендации и ограничения режимов природопользования, разработать экологические программы отдельных территорий и оценить степень воздействия хозяйственных мероприятий на окружающую среду. На данный момент ГИС Нижегородской области уже практически разработана и находится в тестовом режиме. Определен состав программного комплекса ГИС-сервера: ГИС-оболочки (ПППО ГеоГраф и GeoDraw), программы доступа к оболочке посредством Web-интерфейса (ГеоКонструктор), СУБД (Paradox), разработана общесистемная проектная документация, проведена интеграция информационных ресурсов, определены необходимые исходные данные космо- и аэроснимков, картографических и других материалов, созданы цифровые топографические карты (ЦТК) и тематические карты для экологического мониторинга. В Интернете уже сейчас можно ознакомиться с опытной версией ГИС-сервера Нижегородской области по адресу IP 213.177.108.18. По словам авторов и разработчиков проекта, официальный сайт http://www.kop.nnov.ru будет открыт до конца февраля 2004 г.

Создание проекта объединения информационных ресурсов лечебных учреждений РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования РФ "Персонифицированный учет медицинских услуг", 2003 г.
Внедрено типовое технологическое решение в 90 лечебных профилактических учреждений Вологодской области, в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) Вологодской области и Минздраве Вологодской области в виде информационной системы, обеспечивающей автоматизированный процесс персонифицированного учета и анализа оказанных медицинских услуг, их тарификацию, возможность предъявления к оплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Создание региональной системы объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) ЗАГС - ПВС - ЖКХ в Чувашской республике, Самарской области и Ханты-Мансийском автономном округе, 2002-2003 гг.
Основными целями создания ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ являются обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения; обеспечение информационно-аналитической основы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства; улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. В ходе проекта разработано техническое задание на ОГИР ЗАГС-ПВС муниципального уровня, программа и методика их испытаний для Самарской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Разработан макет типового проектного решения для ОГИР ЗАГС-ПВС муниципального уровня, созданы фрагменты ОГИР ЗАГС-ПВС в Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Чувашской республике. Разработана эксплуатационная документация для типового проектного решения ОГИР ЗАГС-ПВС.
Создание информационной системы управления государственным учреждением на примере высшего учебного заведения в рамках создания системы мониторинга и анализа эффективности деятельности государственного сектора экономики, 2003 г.
В результате проекта разработана Концепция и техническое задание на создание информационной системы управления государственным учреждением на примере конкретного ВУЗа, а также Типовая Концепция информационной системы ВУЗов, включая модель "как должно быть", Типовое техническое задание на создание информационной системы ВУЗов, включая поэтапный план, Модель организационной структуры, включающая описание информационных потоков и регламентов конкретного ВУЗа, Методология управления ВУЗом.





ЭЛЕКТРОННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ (ЭАР)

Разработка и внедрение электронных административных регламентов на примере структурных подразделений Минэкономразвития России, 2003 г.
Цель работ - разработка архитектуры и реализации среды описания и поддержки исполнения электронных административных регламентов (ЭАР) на примере деятельности нескольких департаментов Минэкономразвития России (Административный, ИТ, туризма и др.). Разработаны следующие подсистемы: информационная система электронных административных регламентов (ИС ЭАР), Подсистема интеграции Системы электронного документооборота с ИС ЭАР, автоматизированные информационные системы (АИС) "Прогнозирование объема госзакупок", "Кадры центрального аппарата и аппарата загранучреждений", "Бухгалтерский учет", подсистема интеграции АИС "Кадры центрального аппарата и загранаппарата" с ИС ЭАР, подсистема интеграции АИС "Бухгалтерский учет" с ИС ЭАР, АИС "ЭАР формирования информации в МНС РФ и по запросам внешних организаций из реестра лицензий", а также "Мониторинг функций федеральных органов исполнительной власти".

Реализация на основе ИКТ процедур взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, 2002-2003 гг.
Проведен анализ российского и зарубежного опыта построения систем взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами. На основе анализа разработана концепция построения среды взаимодействия, создан фрагмент Среды электронного взаимодействия, который организует структурированный доступ к информации из различных источников и позволяет наладить взаимодействие между множественными ресурсами на основе единого стандартизованного представления информации и программных интерфейсов к нему. Разработан пилотный проект информационной системы для взаимодействия МНС России и Минэкономразвития России и хозяйствующих субъектов. Планируется развитие данной Среды и проведение спектра пилотных проектов.

Пилотный проект по реализации электронных процедур государственного финансового контроля Российской Федерации в рамках создания единой государственной системы управления и передачи данных, 2003 г.
Разработаны описания типовых электронных административных регламентов контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации (КСО РФ). Разработана базовая архитектура объединенного государственного информационного ресурса Контрольно-счетных органов Российской Федерации (ОГИР КСО). Разработан опытный макет среды реализации исполнения моделируемой деятельности с реализацией программного обеспечения на примере объектов пилотной зоны: Счетная Палата РФ (Центр), Контрольно-счетная палата Москвы, Счетная палата Владимирской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области, Контрольно-счетная палата Государственного совета Чувашской республики. Разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы обеспечения создания и использования ОГИР КСО РФ. В 2004 г. проект будет продолжен.

СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Разработка и реализация программ создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам в т.ч. на базе бюджетных организаций, 2002-2003 гг.
В результате выполнения работ запущены в эксплуатацию центры общественного доступа (ЦОД) в г. Новосибирске и в г. Чебоксары. Разработан эскизный проект, включающий перечень организационно-технических мероприятий для реализации центров обработки данных и центров общественного доступа. Проведен анализ телекоммуникационных ресурсов действующих операторов электросвязи для создания сетевой инфраструктуры центров обработки данных и центров общественного доступа. Составлен перечень видов информации и информационных услуг, относящихся к прерогативе региональных и муниципальных органов власти, перечень способов организации представления информации и оказания услуг. Описаны решения по обеспечению информационной безопасности общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в том числе на базе бюджетных организаций (типовые макеты центров обработки данных и центров общественного доступа). Разработано типовое положение о центрах обработки данных, типовое положение о центрах общественного доступа.
Разработка ТЭО расходов на эксплуатацию ИТЦ "Электронная Россия" на различных этапах его создания и функционирования, включая затраты на эксплуатацию информационных задач, 2003 г.
Разработаны проекты типовых первоочередных нормативов технического обслуживания. Разработан проект технико-экономической оценки расходов на эксплуатацию ИТЦ "Электронная Россия".

Создание информационно - телекоммуникационного Центра (ИТЦ) в здании Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, 2002-2003 гг.
ИТЦ - программно-аппаратная платформа, обеспечивающая функционирование прикладных решений, разрабатываемых в рамках ФЦП "Электронная Россия". В рамках данного проекта в здании Минэкономразвития России (1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3) была создана инфраструктура для опытной апробации и практической реализации проектов, осуществляемых Минэкономразвития России в рамках ФЦП "Электронная Россия".
Создание системы электронного Архива Президента Российской Федерации с обеспечением доступа к нему граждан и организаций, 2003 г.
Создан информационный ресурс электронных документов (база данных образцов документов, индексных карточек и текстовых файлов) в объеме 500000 листов. Проект продолжается в 2004 г.


ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ИКТ-СЕКТОРА
Создание фрагмента системы для продвижения региональных товаров и услуг на российский и мировые рынки, 2002 г.
Созданный фрагмент представляет собой единый регистр информации о товарах и услугах региона. Основное назначение регистра заключается в предоставлении возможностей региональным предприятиям для продвижения своих услуг вне своего региона, обеспечении их дополнительными маркетинговыми возможностями, а также предоставлении новых возможностей для привлечения инвестиционного капитала. Предлагаемый фрагмент системы, благодаря используемым технологиям, представляет собой решение, способное к динамичному развитию.
Содействие внедрению ИКТ в средства массовой информации, предоставление программного обеспечения и оборудования для узлов подключения к компьютерным сетям, 2002-2003 гг.
В рамках проведенных работ создано коробочное решение типового электронного портала муниципальных и региональных СМИ для предоставления ими собственных информационных ресурсов в сети Интернет (на базе UNIX и WINDOWS). Данное решение планируется тиражировать в регионах.

Создание и внедрение механизма содействия международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности российских компаний, 2003 г.
В рамках проекта был проанализирован мировой опыт государственной поддержки сектора информационных технологий. На основании изучения моделей оказания государственной поддержки и опыта разных стран была подготовлена модель поддержки участия компаний России в международных выставках и других маркетинговых мероприятиях. Проанализированы ведущие зарубежные мероприятия в сфере ИТ и подготовлены аргументированные предложения по выбору мероприятий, для участия в которых целесообразно осуществлять государственную поддержку, просчитаны примерные бюджеты этих мероприятий. Проект продолжается в 2004 г.

Организационное содействие и сопровождение участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ, 2002-2003 гг.
В ходе реализации проекта был подготовлен ряд документов по продвижению России на мировые рынки, в частности: обзор деятельности международных организаций в сфере социально-экономических приложений ИКТ; проект концепции участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ; предложения по механизму координации международного сотрудничества; проект концепции продвижения на мировые рынки российских товаров и услуг в сфере ИКТ; проект программы участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ на период 2003-2010 гг.; программа действий по продвижению товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки. Проведена серия научно-практических семинаров. Результаты проекта используются федеральными органами исполнительной власти, научными и общественными организациями, а также бизнес-ассоциациями при планировании и осуществлении работ по международному сотрудничеству в области социально-экономических приложений ИКТ.

Организация и проведение конкурсов по направлению "Лучший регион в сфере ИКТ", 2002-2003 гг.
Основным содержанием проекта являлась организация работ по анализу и оценке регионов-номинантов, определению и награждению победителей, привлечение общественного внимания к проведенному конкурсу, всестороннее освещение мероприятия, создание информационных поводов, привлечение СМИ, широкая рекламная кампания с использованием традиционных и электронных СМИ. Дополнительная информация о конкурсе "Лучший регион в сфере ИКТ", проведенном в 2002 г. доступна в Интернете по адресу http://www.region2002.ru, в 2003 г. - http://www.region2003.ru.
Проведение международной научно-практической конференции по проблемам развития ИКТ и их использования в экономике России, 2002 г.
Было проведено 4 международных рабочих семинара с приглашением ведущих специалистов Института Всемирного банка, OECD, Европейской Комиссии, Университетов США и Великобритании, а также представителей министерств и ведомств, исследовательских и аналитических центров, Российской академии наук, Высших образовательных учреждений. Итоговая конференция "Новая экономика - Новое общество - Новое государство" прошла 10 декабря 2002 г. Доклады, подготовленные экспертными группами, были вынесены на конференцию. Целевая аудитория конференции - не только эксперты, но и представители государственной власти. Основная задача - доведение до власти результатов коллективной работы экспертного сообщества. Основным результатом конференции стала выработка стратегии по формированию государственной политики в сфере экономики, основанной на знаниях, "новой экономике"; выработка конкретных инструментов и механизмов, направленных на расширение доли "новой экономики", втягивание в нее традиционных отраслей и секторов экономики. Конференция позволила определить границы "новой экономики", выявить ее сегменты в традиционных отраслях и секторах народного хозяйства. Все материалы, подготовленные по итогам конференции, были изданы в серии препринтов.




Финансовый отчет
о структуре финансирования мероприятий
ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)"
по линии Минэкономразвития России






Объем финансирования ФЦП "Электронная Россия" увеличился в 2002 - 2003 гг. в 2,4 раза, объем финансирования по линии Минэкономразвития России - в 3,1 раза.









Роль Министерства в реализации ФЦП "Электронная Россия" - наукоемкие, исследовательские разработки, работы в сфере ИКТ-методологии, проекты в области совершенствования государственного управления и построения электронного правительства.












Первый год реализации ФЦП "Электронная Россия" - 2002 г. Основные задачи - анализ ИКТ-ситуации, инвентаризация ИКТ-ресурсов, пилотные проекты.









2003 г. - начало масштабных работ по формированию компонентов электронного правительства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Задачи первоочередной поддержки административной реформы, совершенствования процессов гос. управления, запуск межведомственных проектов, пилотных проектов по ЭАР.





Объемы финансирования направлений - рост по всем направлениям в 2003 г.по отношению к 2002 г.











Сравнение относительного распределения направлений финансирования изменение приоритетов 2003 г по отношению к 2002 г. На смену анализу и пилотным проектам - начало системного комплексного строительства электронного правительства посредством запуска межведомственных проектов и проектов по ЭАР.










Доля финансирования региональных проектов по линии Минэкономразвития России в 2003 г. - рост, пропорциональный общему росту финансирования проектов, объем (так же, как и в 2002 г.) - около 30 % от общего объема финансирования. 2003 г. - значительное участие регионов в финансировании мероприятий Программы - 17% от совокупного объема финансирования.












Изменение отношения регионов к Программе. В 2003 г. суммы софинансирования, выделяемые регионами на реализацию проектов ФЦП "Электронная Россия", выросли в абсолютном выражении по сравнению с 2002 г. почти в 15 раз!





Справочник по регионам, вовлеченным в проекты федеральной целевой программы "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития России в 2002-2003 гг.




Всего в проекты федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" по линии Минэкономразвития России в 2002-2003 гг. было вовлечено в общей сложности 22 субъекта Российской Федерации. В том числе:

В области создания объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ

Проект: Создание фрагмента объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГС-ПВС.
Регионы: Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Чувашия, Калининградская область, г. Магнитогорск Челябинской области.


В области создания порталов органов государственной власти

Проект: Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в части создания порталов органов государственной власти).
Регионы: республика Чувашия, республика Башкирия.



В области государственных закупок

Проект: Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в части создания системы государственных закупок для региональных и муниципальных нужд).
Регионы: республика Чувашия, республика Башкирия, Челябинская область, республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ, Липецкая область, Ленинградская область, республика Мордовия, Эвенкийский автономный округ, Тульская область, Алтайский край, республика Горный Алтай.


В области создания "Российского портала развития"

Проект: Российский портал развития.
Регионы: Калининградская область, Новгородская область, Пермская область, Тульская область, Челябинская область, город Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ.


В области создания центров общественного доступа

Проект: Разработка и реализация программ создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в т.ч. на базе бюджетных организаций (типовые макеты центров обработки данных и центров общественного доступа).
Регионы: Новосибирская область, республика Чувашия, республика Бурятия, Астраханская область, город Москва.





Собственные инициативы регионов

Проект: Разработка первой очереди системы управления регионом с применением мультиагентных технологий.
Регион: Самарская область.

Проект: Создание экоинформационного ГИС-сервера Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
Регион: Нижегородская область.

Проект: Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга.
Регион: Калужская область.

Проект: Создание и внедрение системы поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан.
Регион: республика Башкортостан.




Каталог исполнителей мероприятий в рамках федеральной целевой программы
"Электронная Россия (2002-2010 гг.)"
по линии Минэкономразвития России в 2002-2003 гг.




Рост региональной составляющей - в реализации ФЦП ЭР в 2003 г.начали принимать активное участие не только центральные, московские компании, но и их региональные коллеги. Региональных исполнителей в 2003 г. - почти пятая часть



Адвокатское бюро "Трофимов и партнеры" Московской городской коллегии адвокатов
АйТи
Ай-Ферст
АК-Консалтинг
Алгоритм Групп
Альт Линукс
Аналитическое агентство "Новые стратегии"
Ассоциация разработчиков программного обеспечения "РусСофт"
Атлантис комьюникейшнз
Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие (г. Нижний Новгород)
Гарант-Парк-Интернет
ГВЦ Энергетики
ГЕО производственный кооператив (г. Нижний Новгород)
ГласНет
ГМЦ Госкомстат
Голлард
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации
Государственный университет - высшая школа экономики
Диджитал Дизайн (г. Санкт-Петербург)
Е+Е
ИКЦ Бизнес Тезаурус
Инженерно-внедренческий центр "Инсофт"
Инжиниринг+Электроникс
Институт высокопроизводительных вычислений и информационных систем (г. Санкт-Петербург)
Институт микроэкономики
Институт подготовки кадров для системы государственных закупок ГУ-ВШЭ
Институт проблем информатики РАН
Институт развития информационного общества
Институт системного анализа Российской академии наук
Интерфакс - Агентство Финансовой и Экономической Информации
Информационные Бизнес Системы
Информационные коммуникации и безопасность
Калужский Центр геоинформационных технологий и систем коллективного пользования (г. Калуга)
Карана-консалт
Координационный Центр международных научно-технических и образовательных программ Администрации Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)
Корпорация Парус
К-Технологии
Логика бизнеса
МЕДИАХАУС
Медицина для Вас
Медкор-2000
Межведомственный аналитический центр
Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного Университета
Мендель Инфо Маркетинг
Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями
Научно-информационный центр "Планирование. Экономика. Управление"
Научно-исследовательский институт управляющих машин и систем (г. Пермь)
Научно-производственная компания "Генезис знаний" (г. Самара)
Национальный медико-хирургический Центр Министерства Здравоохранения РФ
Некоммерческое партнерство по научным исследованиям и социальному развитию
Новгород Дейтаком (г. Великий Новгород)
НПО "Опыт"
НПП "Гарант-Сервис-Университет"
Обнинский городской информационный центр (г. Обнинск, Калужская область)
Общероссийская общественная организация работников СМИ "Медиасоюз"
ОКБ "Бурстройпроект"
Парк-Медиа-Консалтинг
Портал (г. Нижневартовск)
ПРАЙМ-ТАСС
Прогноз (г. Пермь)
ПроСофт-М
Публичная Библиотека
РБК-Центр
РДТex (г. Протвино, Московская область)
Редлаб
Рейс-коммуникейшн
РесЭко
РНТ
РосБизнесКонсалтинг
Санкт-Петербургский Консорциум разработчиков информационных технологий "Форт-Росс" (г. Санкт-Петербург)
САП СНГ и страны Балтии
Сибирский окружной медицинский центр Минздрава РФ (г. Новосибирск)
Сименс Бизнес Сервисез
СП-Центр
Тауэр-сети и технологии
Твик Маркетинг (г. Калининград)
ТЕИС
Техник ЮСН
Тульский Дом науки и техники Российского союза научных и инженерных общественных организаций (г. Тула)
УСП Компьюлинк
Федеральный научно-технический центр "ЕГСУПД"
Фонд "ФОСТАС"
Фонд экономических исследований "Новая экономика"
Форс - Центр Разработки
Центр финансового консалтинга "Финконсалт"
Цефей
ЦИТиС
Электронный архив
Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)
ЮнитСпейс
Юристаф


О системе управления проектами ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" в части мероприятий, реализованной в Минэкономразвития России
Реализацией программы со стороны заказчика - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - занимается отдел новой экономики Департамента корпоративного управления и новой экономики.
Количество проектов Программы в 2003 г. достигло 50, число организаций-исполнителей и соисполнителей проектов превысило 90 (возросло по сравнению с 2002 г. более чем в 2 раза).

Возросла и сложность проектов. Если в 2002 г. в основном осуществлялись НИОКРовские работы, проводился анализ и инвентаризация существующей ситуации в ИКТ отрасли, то в 2003 г. основное внимание было уделено запуску пилотных проектов.
При выполнении проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" особо важным и даже критичным для успеха проектов является эффективное взаимодействие сотрудников Минэкономразвития России с исполнителями проектов, экспертами, осуществляющими оценку проектов, вовлеченными в процесс министерствами и ведомствами, СМИ и общественностью.
С начала реализации Программы уровень управления проектами постоянно совершенствуется. С 2003 г. данный процесс поставлен на системную основу. Основное внимание уделяется качеству результатов проектов.
В основу совершенствования управления проектами положена система менеджмента качества (СМК) Департамента корпоративного управления и новой экономики в части реализации ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Летом 2004 г. планируется сертификация СМК.
Стандарт на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (идентичный международному стандарту ISO 9001:2000) предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов:
* Ориентация на потребителя;
* Лидерство руководства;
* Вовлечение работников;
* Процессный подход;
* Системный подход к менеджменту;
* Постоянное улучшение деятельности;
* Принятие решений, основанное на фактах;
* Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Все направления совершенствования управления Программой основываются на этих принципах и обеспечивают их выполнение.
В 2003 г. был проведен анализ деятельности Минэкономразвития России в рамках реализации Программы, построена модель "как должно быть" и разработана методология управления проектами.
С 2004 г. управление проектами будет осуществляться с применением методологий PMI (Project Management Institute, США) и IPMA -СОВНЕТ (International Project Management Association; СОВНЕТ - российская организация в составе IPMA), что соответствует высокому мировому уровню. В настоящее время осуществляется внедрение данной методики, нацеленной на повышение эффективности управления предметной областью проекта, временем, стоимостью, качеством, изменениями, рисками.
Кроме того, в 2003 г. была разработана информационная система управления проектами (ИСУП), поддерживающая разработанную методологию. В настоящее время осуществляется ее внедрение в Департаменте корпоративного управления и новой экономики.
В рамках внедрения ИСУП и реализации процессов взаимодействия с исполнителями в соответствии с ГОСТ Р ИСО 900-2001 подготовлены методические рекомендации для организаций-исполнителей, содержащие требования по взаимодействию с государственным заказчиком, регламенты работы с ИСУП.
Большое внимание при совершенствовании управления ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" уделяется повышению квалификации сотрудников - проводится обучение общей методологии управления проектами, методологии управления проектами в рамках ФПЦ, работе с ИСУП, MS Project и др.
В рамках обеспечения открытости и прозрачности программы создан сайт, на котором представлена информация о проектах, их результатах, организациях-исполнителях. В разделе "Черный список" данного сайта будут представлены (с указанием причины занесения) организации, нарушающие условия государственных контрактов.
Сайт размещен по адресу er.economy.gov.ru и в дальнейшем будет интегрирован в новый портал Министерства с автоматическим размещением информации из ИСУП.
Тесная интеграция применяемых подходов и технологий обеспечивается реализацией основополагающих принципов управления качеством в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в нормативной документации, применяемой методике управления проектами и поддерживающих процессы управления и взаимодействия информационно-коммуникационных технологиях.
Таким образом, постоянное совершенствование системы управления Программой в Минэкономразвития России позволяет обеспечить высокий уровень качества результатов ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)".
При этом нормативные документы, методика, ИСУП после усовершенствования при внедрении могут быть использованы как основа для совершенствования управления при реализации различных программ другими федеральными и региональными органами власти.

??

??

??

??




2





СОДЕРЖАНИЕ