<<

стр. 11
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ВП в России почти утроилось между 1998 и 1999 годами, от 171 871 человек в
1998 до 498 354 в 1999 году. Достигнув пика в 1999 году, число ВП в России

536
Задержание в Европе: Административное задержание лиц, ищущих убежище и нелегальных мигрантов,
http://www.detention-in-europe.org/data/docs/JRS-EuropeDetentiondocument.pdf (4 May 2005)
537
УВКБ ООН, План операций по странам, Краткий отчет Исполнительного комитета - Страна: Россия, планируемый
период: 2005 г.
538
УВКБ ООН, Полугодовой отчет о проделанной работе, 2001 – 2012 гг., Российская Федерация
539
http://www.db.idpproject.org/Sites/IdpProjectDb/idpSurvey.nsf/wViewCountries/C7AAFA0EF61B50CDC1256BB2004F5FE7 (11
May 2005)
540
http://www.unece.org/stats/documents/2005/01/migration/18.e.ppt




243
постепенно снижалось, хотя общая численность оставалась очень высокой. В
2003 году на территории Российской Федерации находилось более 360 000
человек, которых можно было рассматривать в качестве ВП в соответствии с
определением УВКБ ООН.541

a. Правовая база

В 1993 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о
статусе беженцев от 1951 года и дополняющий ее Протокол от 1967 года.

Федеральный Закон «О беженцах» (1997 г.), Федеральный Закон «О
гражданстве» (2002 г.), и Федеральный Закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» (2002 г.) формируют
законодательную структуру в сфере предоставления убежища. Федеральный
Закон «О беженцах» был принят в 1997 году. Статья 1.1.1 Закона определяет
правовое понятие беженца.542 Кроме того, Статья 1.1.3 Закона вводит понятие
«временного статуса защиты», которое развивается далее в Статье 12 того же
Закона.

В принципе, иностранному гражданину может быть предоставлен статус
беженца или иная форма защиты в соответствии со следующими
положениями:

• Статус беженца предоставляется на основании Конвенции о статусе
беженцев от 1951 года;

• Политическое убежище на основании Статьи 63.1 Конституции Российской
Федерации;

• Временная защита на основании Статьи 12 Закона «О беженцах».

Законодательство Российской Федерации предоставляет инструкции по двум
возможным случаям, в которых человек имеет право на временный статус
беженца. Он может либо обращаться с просьбой о временном пребывании в
Российской Федерации, либо он не имеет права получения статуса беженца,
но может не быть возвращен на родину по гуманитарным соображениям в
соответствии с Законом «О беженцах» Российской Федерации. Политическое
убежище предоставляется Президентом Российской Федерации на основании
Ст. 63 Конституции Российской Федерации. Процедура предоставления
политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства
определяется Указом, утвержденным Президентом 21 июня 1997 года.
Политическое убежище может быть предоставлено лицу, преследуемому в
своей стране происхождения за социальную или политическую деятельность
и/или верования, не противоречащие общепринятым демократическим
принципам международного сообщества. В действительности, не сообщалось
о случаях предоставления политического убежища после вступления Указа в
силу.

В соответствии с Законом «О беженцах», иностранные граждане, подавшие
заявление о предоставлении убежища, имеют право получения общей

541
Статистический ежегодник УВКБ ООН, 2003 г.
542
Федеральный Закон о Беженцах № 95-ФЗ от 28 июня 1997 г., с последними изменениями от 7 ноября 2000 г.




244
информации о процедуре определения статуса, а также о соответствующих
правах и обязанностях; право обеспечения переводчиком; право быть
доставленными и размещенными в центрах временного размещения; право
быть обеспеченными пищей; право доступа к общественным коммунальным
услугам в месте временного проживания или размещения, в соответствии с
определением Правительства Российской Федерации, право на лечение;
право получения помощи в профессиональной подготовке или на
приобретение работы; и право подачи требования о прекращении
рассмотрение заявления.

Иностранные граждане, ходатайствующие о получении статуса беженца,
получают Свидетельство стандартной формы («Свидетельство о
рассмотрении заявления и заслуг») в соответствии с положениями Статьи 7.7
Закона «О беженцах». Иностранный гражданин, признанный беженцем, имеет
право ходатайствовать о получении российского гражданства. Однако до того,
как обратиться, он должен получить положительное решение относительно
вида на жительство. Первым этапом является получение временного вида на
жительство, затем, на основании выдачи постоянного вида на жительство,
иностранный гражданин может обращаться с просьбой о получении
российского гражданства. Закон «О гражданстве» Российской Федерации от
31 мая 2002 года на основании Статьи 13(1), дает право иностранным
гражданам обращаться с просьбой о получении гражданства при условии
постоянного проживания на территории Российской Федерации в течение 5
лет после предоставления постоянного вида на жительство. В соответствии со
Статьей 13(2) лица, которым было предоставлено политическое убежище и
статус беженца, имеют право подать заявление о получении гражданства по
истечении более короткого периода времени.

б. Институциональная база

Правительственным органом Российской Федерации, обладающим
полномочиями по определению статуса беженца является Федеральная
миграционная служба (ФМС). Задачей министерства в отношении беженцев
является проведение полной проверки статуса иностранных граждан,
ходатайствующих о получении статуса беженца на территории Российской
Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.543
Фактические решения о статусе беженца принимаются территориальными
органами ФМС. Эти органы действуют во всех 89 административных единицах
Российской Федерации. Иностранные граждане, подавшие заявление о
получении убежища и проживающие на территории Российской Федерации,
являются объектом процедуры идентификации личности, включая
обязательную дактилоскопическую регистрацию в пункте подачи заявления,
установление факта, обращалось ли данное лицо за получением убежища в
России ранее.

В рамках структуры Департамента по вопросам гражданства ФМС существует
Отделение информации о стране происхождения, которое несет
ответственность за идентификацию, сбор, анализ информации по странам
происхождения лиц, ищущих убежища. Отделение назначает работников,
ответственных за конкретные случаи, и занимающихся рассмотрением
конкретных заявлений и информации о ситуации в странах происхождения.

543
Вопросник ОБСЕ-БДИПЧ / МОМ




245
Информация в основном извлекается из открытых источников – материалов и
докладов, предоставляемых УВКБ ООН, ОБСЕ, организацией “Amnesty
International”, Министерством иностранных дел Российской Федерации или
агентством ИТАР-ТАСС.

Во время экспертной миссии МЦРМП в Москву (27 сентября - 1 октября 2004
г.), Федеральная миграционная служба была в процессе реорганизации. Хотя
обсуждались планы отделения ФМС от Министерства внутренних дел (МВД) и
образования из нее независимой структуры, ФМС все еще действует в рамках
МВД. Представительства ФМС за рубежом отвечают за реализацию
двусторонних соглашений о добровольном переселении из Армении,
Туркменистана, Латвии, Кыргызстана и Таджикистана.

На территории Российской Федерации действуют три центра временного
размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами. Эти центры
могут принять до 180 человек, и расположены в Ростовском
административном округе, в Краснодарском крае, и в Пермском
административном округе. Тем не менее, необходимо констатировать, что со
стороны лиц, ходатайствующих о получении убежища присутствует общее
нежелание жить в этих центрах. Большинство заявителей выражают желание
жить в больших городах, таких как Москва и ее окрестности. В этой связи лица,
ищущие убежища, не представляют исключения из общих наблюдаемых
тенденций миграции в Российской Федерации. Москва представляет собой
центр притяжения для большинства мигрантов, проживающих на территории
Российской Федерации. Неравномерное распределение иностранцев ведет к
нехватке рабочей силы в определенных областях страны и значительно
усиливает нагрузку на столичную администрацию. Большинство иностранных
граждан снимает квартиры за свои собственные средства. Это также
относится к лицам, ищущим убежища. Согласно Закону «О беженцах»,
податели заявлений о получении статуса беженца получают финансовую
помощь от государства только единожды в виде единовременной суммы. В
соответствии со Статьей 6.1.3. Закона «О беженцах», подавшим заявление о
получении статуса беженца должна быть выдана денежная сумма, в расчете
на члена семьи, не ниже минимальной зарплаты.544

За период с 1997 по 2004 год, всего 22 197 человек (составляющих 11 511
семей) ходатайствовали о получении статуса беженца в 63 административных
единицах Российской Федерации. Общее число лиц, признанных беженцами в
Российской Федерации за период с 1997 по 2004 год составило 8 599 человек.
Иностранным гражданам был предоставлен статус беженцев в 38
административных единицах Российской Федерации. Далее следует
предоставить информацию о наиболее важных странах происхождения
заявителей о получении убежища за период с 1997 по 2004 год: Казахстан (4
413 человек), Таджикистан (882), Узбекистан (629), Туркменистан (404),
Азербайджан (350), Украина (340), Грузия (335), Кыргызстан (253), Молдова
(71), Армения (41), Латвия (38), Литва (8), Эстония (2), Беларусь (1). Между
1997 и 2004 годами, 7 767 гражданам стран СНГ был предоставлен статус
беженца, а 832 человека, которые получили данный статус, происходили из
третьих стран: Афганистан (797 человек), Руанда (14), Ирак (4), Вьетнам (3),
Иран (2), Судан (2), Алжир (1), Эфиопия (1), Сомали (1), Турция (1), Уганда (1).

544
Федеральный Закон о беженцах




246
В течение периода с 2001 по 2004 год, всего 2 761 человек (составляющих
1721 семью) ходатайствовали о получении статуса беженца в 30
административных единицах Российской Федерации. Были поданы заявления
от граждан 10 стран СНГ (всего 105 заявлений) и от граждан 34 третьих стран
(страны, не являющиеся членами СНГ) (всего 2 656 заявлений).

За период с 2001 по 2004 годы, всего 1 702 лицам (составляющим 1 019
семей) была предоставлена временная защита в 24 административных
единицах Российской Федерации. Из них 25 человек были из стран СНГ, а 1
677 – из других стран. Большинство лиц, которым было предоставлена
временная защита, были выходцами из Афганистана (1 594). В течение
периода с 2001 по 2004 год, 1 199 человек (710 семей) были зарегистрированы
Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел в качестве
обладающих временным статусом беженцев.

В соответствии с фактами, предоставленными во ходе экспертной миссии
МЦРМП Российскую Федерацию, у 283 185 человек (116 812 семей) была
отозвана регистрация в качестве беженцев за период с 1997 по 2004 гг. Из них,
282 443 человек (116 492 семей) были из стран СНГ и 741 человек - из
третьих стран.545


8.2.6. Торговля людьми
Среди процессов нелегальной миграции торговля людьми представляет собой
одной из наиболее жестоких форм транснациональной организованной
преступности. Одним из наиболее негативных последствий нестабильности
переходного периода в бывших советских республиках было возросшее число
женщин и детей, становившихся жертвами сексуальной эксплуатации. В числе
ключевых вопросов процесса экономической трансформации находится
вопрос постоянной реструктуризации рынка труда, что по-разному влияет на
людей, в зависимости от их пола, класса, образования и профессионального
опыта, этнической принадлежности, национальности и гражданства.
Существует строгая корреляция между бедностью, особенно в сельских
регионах, и размахом торговли людьми из данной страны или региона. Что
касается возможностей трудоустройства, то изменения рынка труда в
постсоветских странах все больше «вытесняют» женщин в более
низкооплачиваемый сектор и на работу с неполным рабочим днем.
Приватизация во многих случаях привела к потере профессий, в которых
женщины исторически активно участвовали.546 Другими ключевыми
факторами, проложившими путь торговле людьми, являются насилие в семье,
гендерное неравенство, возросшее социальное изоляция, слабая социальная
защита, являющаяся результатом недостаточного функционирования систем
социального обеспечения. По этим причинам, криминальные группировки,
скрывающиеся под названиями «агентств по трудоустройству» или «фирм по
найму» не встречают препятствий, вербуя своих жертв, которых часто еще
приводят или поощряют к этому родственники или знакомые. Измерение
реального масштаба торговли людьми невозможно и потому оценки размаха

545
Экспертная миссия МЦРМП в Российской Федерации в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на
регион СНГ, 8-12 марта 2004 г.
546
Гэл Клигман «Торговля женщинами после социализма из Восточной Европы, в Восточную Европу и через территорию
Восточной Европы», Доклад, подготовленный для Конференции Совета по европейским вопросам, 11-13 марта 2004 г.,
Чикаго-Иллинойс http://www.europanet.org/conference 2004/papers/F4_Kligman_Limon.pdf (29 сентября 2004 г.), стр. 3 и 7




247
этого феномена варьируют. Приведем только два примера: в конце 1990-х
годов, по оценкам ЕВРОПОЛа, около 90% из нескольких тысяч женщин,
которые вывозились ежегодно, были вывезены в ЕС; в 1998 году
Правительство США привело следующую оценку: 175 000 женщин было
вывезено из бывших социалистических стран за год, 120 000 из них – в
Западную Европу.

Российская Федерация должна рассматриваться в качестве крупнейшей
страны- происхождения, транзита и назначения в сфере торговли людьми.
Существующие доказательства указывают на тот факт, что в случае с Россией
торговля людьми относится не только к сексуальной эксплуатации женщин и
детей547 , но даже в большой степени к трудовой эксплуатации нелегальных
мигрантов. В «Исследовании о последствиях принудительного труда в рамках
торговли людьми и нелегальной миграции в России», проведенного МОТ в
2003 году в Москве и Московской области, на территории Омска и
Ставрополя548, эти сведения подтверждаются. Исследование основывалось на
опросе, проведенном на «открытом рынке труда» и выявило, что более чем
75% трудовых мигрантов не только не имели разрешения на работу, но и не
подписывали контрактов с работодателями. Кроме того, большое число их
подвергалось разной степени насилия, что во многих случаях явно
соответствовало признакам определения торговли людьми: принуждение к
работе сверх рабочего дня без оплаты (62%), очень интенсивный труд (44%),
большие задержки зарплаты (39%), принуждение к выполнению работы, на
которую не было дано согласия (38%), принуждение к работе без оплаты
(24%), принуждение к предоставлению сексуальных услуг (22% опрошенных
женщин), психологическое насилие, угрозы, шантаж (21%), ограничения
свободы передвижения – содержание полностью или частично взаперти (20%),
и физическое насилие (13%). Другие признаки принудительного труда и
торговли людьми, с которыми они столкнулись, это: конфискация проездных
документов (20%) и рабство за долги (12%). Около 20% из предположительно
3 - 5 миллионов нелегальных мигрантов в России рассматриваются как жертвы
принудительного труда и торговли людьми.

Российское Правительство предпринимает шаги для усиления борьбы с
торговлей людьми и явно наращивает темп в отношении принятия и
претворения в жизнь соответствующего законодательства и создания
соответствующей институциональной структуры. Поскольку предпринятые
меры имеют короткую историю, пока заметных результатов не видно. В
дополнение к внутренним мерам, Российское Правительство взялось за
продвижение регионального сотрудничества правоохранительных органов,
стало сотрудничать с другими правительствами в их расследованиях по
фактам вывоза людей в Россию, активизировало сотрудничество с НПО,
действующими в данной сфере.549

a. Правовая база

Российская Федерация также подписала и ратифицировала ряд других
международных договоров, связанных с борьбой с торговлей людьми, таких
547
Россия считается не только крупнейшей страной происхождения женщин, вывозимых с целью трудовой эксплуатации во
многие страны, но также важнейшей страной транзита и назначения в этой сфере.
548
http://www.ilo.ru/news/200312/001.htm (29 September 2004)
549
Доклад о проблеме торговли людьми (2004 г.), посольство США в Москве, Россия
http://www.usembassy.ru/bilateral/print.php?record_id=report_trafficking_2004 (30 September 2004)




248
как Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин», Конвенция «О принудительном труде» , Конвенция «О правах
ребенка», и т.д. Важным событием мирового уровня стала разработка в 1999-
2000 гг. Протоколов Палермо. Были приняты два отдельных протокола к
Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
Протокол о предотвращении и пресечении торговли людьми, особенно
женщинами и детьми, и наказании за нее, объявляет торговлю людьми
преступлением в рамках международного права и обязывает государства
преследовать в уголовном порядке торговцев людьми, экстрадировать
подозреваемых и обмениваться информацией. Россия ратифицировала
Конвенцию и два Протокола 26 мая 2004 года.

31 июля 2004 года, Государственная Дума Российской Федерации приняла
Закон «О защите государством жертв преступлений, свидетелей и других
участников уголовных процессуальных действий». Закон был одобрен
Советом Федерации 8 августа 2004 года. Он предусматривает систему
государственной защиты жертв преступлений, свидетелей и других лиц,
вовлеченных в процедуру уголовного судопроизводства, а также их родных и
близких, которая должна создать соответствующие условия для отправления
правосудия и борьбы с преступностью. Он дает право свидетелям и жертвам
серьезных уголовных преступлений, в случае прямой угрозы их жизни, на
спектр защитных мер, включая временный или постоянное переезд, изменение
личности и пластическую хирургию. Общие бюджетные затраты на исполнение
данного Закона составят 735 миллионов рублей. 20 августа 2004 года.
Президент Владимир Путин подписал в качестве Федерального Закона проект
Закона «О защите государством жертв преступлений, свидетелей и других
участников уголовных процессуальных действий».550

В декабре 2003 года, Президент Путин подписал законодательные поправки к
Уголовному кодексу, ставящие вне закона торговлю людьми и принудительный
труд, и расширяющие ответственность за нарушения, связанные с
проституцией, при этом использование служебного положения является
отягчающим фактором.551 До внесения данных поправок, торговля людьми как
таковая не была определена детально как преступление в российском
законодательстве. До сих пор торговля людьми могла преследоваться по
закону только по нескольким другим статьям Уголовного кодекса.552

б. Институциональная база

5 апреля 2002 года Министерство внутренних дел образовало рабочую группу,
объединяющую работников разных управлений, по борьбе с насилием в
отношении женщин, торговлей женщинами, проституцией и сексуальным
насилием. Она была создана после подписания Протокола ООН о торговле
людьми и по рекомендациям Правительственной комиссии по статусу женщин.
Ее основной целью является сбор информации по проблеме насилия в
отношении женщин, сексуальному насилию и торговле людьми.
Дополнительной задачей является содействие обмену информацией и
развитие сотрудничества с другими федеральными министерствами и НПО.553
550
Государственный Департамент США , июнь 2004 г.: Доклад о торговле людьми
(http://www.state.gov/documents/organization/33614.pdf), 2004-08-18
551
Там же.
552
МОМ, 2003 г.: Противодействие торговле людьми в Восточной Европе и Центральной Азии.
553
Там же.



249
В рамках структуры МВД с преступлениями, связанными с торговлей людьми,
работают три Управления, а именно: Служба криминальной милиции, Служба
общественной безопасности и Служба по налоговым преступлениям. В
компетенции Федеральной миграционной службы (ФМС) находятся
миграционные аспекты торговли людьми, то есть связь между деятельностью
по борьбе с торговлей людьми и административными нормами в сфере
миграции, включая режим трудовой миграции, положения о нелегальной
миграции и прочее.554 В рамках Министерства иностранных дел за вопросы,
связанные с торговлей людьми, отвечает Отдел социального развития
Управления международного гуманитарного сотрудничества и прав человека.
Кроме того, консульским службам Российской Федерации поручена защита
прав и интересов российских жертв торговли людьми за рубежом, помощь в
возвращении жертв на родину и обеспечение их для этого всеми
необходимыми документами.555

В апреле 2004 года, российское правительство объявило о создании
централизованного органа государственной власти для координирования
реализации мер по борьбе с торговлей людьми.


8.2.7. Возврат
Согласно российскому законодательству, существует две возможности
изгнания иностранного гражданина с территории Федерации: «высылка» и
«депортация». Оба эти инструмента скорее представляют собой элементы
системы, способной выдворить из страны уголовных преступников, чем основу
для всесторонней и устойчивой системы возвращения. При практическом
исполнении существующих соглашений о реадмиссии в целом, и фактическом
возвращении иностранных граждан, в частности, государство сталкивается с
существенными ограничениями. Можно сказать, что политика возвращения в
некоторой степени работает в отношении других стран СНГ, но не с дальним
зарубежьем. Во время встреч, состоявшихся во время экспертной миссии
МЦРМП в Россию, российские эксперты отмечали, что зачастую они
сталкиваются с проблемами при попытке высылки иностранных граждан, в
основном, в связи с отсутствием сотрудничества и нежеланием принять назад
своих граждан со стороны властей или дипломатических представительств
страны происхождения. Вьетнам является особенно проблематичной страной
в этом отношении, аналогичные проблемы возникают при высылке граждан
Китая и стран Африки. Тем не менее, были отмечены и случаи хорошего
сотрудничества, в частности с дипломатическими представительствами
Украины, Молдовы и Узбекистана. Эти страны обычно берут на себя все
расходы, связанные с высылкой их граждан. Действительно, финансирование
возвращения нелегальных мигрантов представляет особую проблему. 50%
всех расходов, связанных с высылкой иностранных граждан, должны
покрываться из госбюджета. Финансовые проблемы усугубляются тем фактом,
что в большинстве случаев высылка возможна только посредством авиа
перелета. Есть примеры, когда иностранные граждане, подлежащие высылке,
остаются в заключении в течении многих месяцев из-за отсутствия средств на
покрытие транспортных расходов.

554
МОМ, 2003 г.: Противодействие торговле людьми в Восточной Европе и Центральной Азии.
555
Там же.




250
8.2.8. Реадмиссия
С начала 1990-х гг. в Европе была разработана обширная сеть соглашений о
реадмиссии. Как показывает опыт стран, недавно вступивших в Европейский
Союз, создание такой системы можно считать одним из важнейших элементов
эффективной политики, направленной на уменьшение потока нелегальных
мигрантов. Однако страны СНГ остались вне такой системы, и очень немногие
заключили соглашения о реадмиссии между собой или с европейскими
странами.

В общих чертах, суть соглашения о реадмиссии заключается в том, что
стороны соглашения обязуются забирать назад своих граждан, которые
въехали или пребывают на нелегальных основаниях на территории другой
стороны соглашения. Это обязательство также относится к лицам без
гражданства или гражданам третьих стран. Необходимо также учесть тот факт,
что заключение соглашений о реадмиссии предоставляет возможность связать
заключение такого соглашения с отменой визового режима, что также может
быть в интересах страны, осуществляющей реадмиссию. На заседании
Европейского Совета в Тампере было подчеркнуто, что партнерство со
странами происхождения и транзита будет ключевым элементом внешней
политики ЕС в сфере миграции. Европейский Совет в Севилье в июне 2002
года призвал к тому, чтобы «любое будущее соглашение о сотрудничестве,
ассоциации или другое аналогичное соглашение, заключаемое с любой
страной … включало положение о совместном управлении миграционными
потоками и об обязательной реадмиссии в случае нелегальной иммиграции».

Исполнение заключенных соглашений о реадмиссии на практике также должно
поддерживаться созданием действенных процедур, назначением
ответственных лиц в компетентных государственных органах и т.д. В ходе
беседы с экспертами Министерства иностранных дел во время экспертной
миссии в рамках данного проекта представители МИДа подтвердили особую
заинтересованность в заключении соглашений о реадмиссии. Этому вопросу
российские власти придают приоритетное значение; так, Министерство
иностранных дел тесно сотрудничает с Федеральной миграционной службой
(ФМС), ФСБ и другими заинтересованными министерствами с целью
заключения таких соглашений со странами, с которыми это нужно сделать в
первую очередь.556

Заключение соглашений о реадмиссии с Европейским Союзом тесно связано с
вопросом упрощения процедур выдачи виз, что является приоритетом для
России. Это также в интересах ЕС и его стран-членов с точки зрения
упрощения некоторых процедур с российской стороны. Переговоры о
заключении соглашения между Россией и ЕС были начаты в январе 2003 г.558

12 мая 2003 г. Российская Федерация подписала соглашение о реадмиссии с
Литвой и в настоящее время обсуждает аналогичные соглашения с Украиной,
Молдовой и Казахстаном, а также с Китаем, Вьетнамом, Северной Кореей,

556
Экспертная миссия МЦРМП в Российской Федерации в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на
регион СНГ, 8-12 марта 2004 г.
558
http://www.eur.ru/en/p_223.htm, 2004-08-19




251
Ираном, Афганистаном и с Шри-Ланкой.559 Российская Федерация
сталкивается с существенными проблемами в отношении возврата и
реадмиссии граждан этих стран. Соглашение о реадмиссии с Беларусью
обсуждалось в 2000 г. Договор о создании Союзного государства между
Россией и Беларусью, подписанный 1997 г. (и вступивший в силу 26 января
2000 г. для России), как таковой не содержит положений о реадмиссии. На
практике, реадмиссия в Россию бывших граждан бывшего Советского Союза
может быть осуществлена только при наличии у них действительного
иностранного паспорта (т.е. паспорта Советского Союза, выданного в целях
поездок за рубеж) или паспорта, выданного одной из стран СНГ. Лица,
являющиеся владельцами паспорта одной из стран Балтии, должны, помимо
этого, иметь российскую визу. Российские власти достаточно часто
отказываются осуществлять реадмиссию граждан из стран, не являющихся
членами СНГ, в том числе просителей убежища, вне зависимости от их
предыдущего транзита, пребывания или проживания в России, если они не
имеют действительной российской визы.560




559
Китай, Вьетнам, Северная Корея, Иран, Афганистан и Шри-Ланка считаются странами, наиболее проблематичными для
России в отношении возврата и реадмиссии
560
УВКБ ООН, октябрь 2000 г.: Базовая информация о ситуации в России в контексте возврата лиц, ищущих убежище
(http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd, 2004-08-05)




252
9. ТАДЖИКИСТАН

9.1. Общая информация329




Душанбе
Столица:
Всего: 143100 кв. км (вода: 400 кв. км, суша: 142 700
Общая территория:
кв. км)
7 011 556 человек (оценки по состоянию на июль 2004
Население:
г.)
Таджикский (официальный), русский широко
Языки:
используется в сфере управления и в бизнесе
Президент – Эмомали Рахмонов (с 6 ноября 1994 года;
Президент:
глава государства и председатель Верховного
Собрания с 19 ноября 1992 года)
Глава
Премьер-министр Окил Окилов (с 20 января 1999 года)
правительства:
Республика
Тип правления:
Таджики 64,9%, узбеки 25%, русские 3,5% (их доля
Этнические группы:
снижается в связи с эмиграцией), другие нации 6,6%
Мусульмане-сунниты 85%, мусульмане-шииты 5%,
Основные религии:
другие 10% (по оценкам на 2003 год)
Сомани
Валюта:
ВВП (на душу нас.)
По паритету
покупательной силы 1000 долларов США (по оценкам на 2003 год)




329
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира»
http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/rs.html 2004-05-28



253
После обретения независимости от бывшего Советского Союза в 1991 году
Таджикистан оказался втянутым в кровопролитную гражданскую войну,
длившуюся с 1992 по 1997 год, в ходе которой было убито от 50 до 100 тысяч
человек. Это вызвало массовый выезд нетаджикского меньшинства, вынудило
десятки тысяч таджиков спасаться бегством в соседних странах и привело к
тому, что 85% населения страны оказались за чертой бедности. В 1997 году
было подписано мирное соглашение между противоборствующими сторонами,
которое вступило в силу в 2000 году. Уже в течение более двух лет в
Таджикистане не наблюдалось серьезных вооруженных столкновений, однако
страна остается беднейшей из стран региона. Таджикистан находится на
начальном этапе переговоров по вступлению во Всемирную Торговую
Организацию и присоединился к программе НАТО «Партнерство во имя
мира».561

Представители правительства, также как и международные организации,
признают, что официальные и статистические данные о масштабах миграции в
Таджикистане крайне ограничены.

Таджикистан находится в процессе реформирования системы
государственного управления с целью приведения ее в соответствие с
демократическими стандартами. В 1994 году была принята новая Конституция
страны. Согласно Конституции, исполнительную ветвь власти возглавляет
президент, который назначает премьер-министра. Президент Эмомали
Рахмонов был вновь переизбран на этот пост в 1999 году. 22 июня 2003 года в
Таджикистане был проведен конституционный референдум, который
ограничил срок правления президента двумя семилетними сроками.562
Конституция страны провозглашает независимость судебной системы.563

Политическая стабильность в стране существенно повысилась со времен
гражданской войны 1992-1997 гг., однако региональные разногласия в рамках
органов безопасности сохранились до сих пор. Ответственность за
обеспечение внутренней безопасности страны несут Министерство
внутренних дел, Министерство безопасности и Министерство обороны.

Экономика

Таджикистан имеет самый низкий уровень ВВП из всех стран бывшего
Советского Союза. Сельскохозяйственные угодья составляют всего 5-6%
территории страны. Самой важной из возделываемых культур является
хлопок. Минеральные ресурсы разнообразны, однако добываются в очень
ограниченном количестве и включают в себя серебро, золото, уран и
вольфрам. Гражданская война 1992-1997 гг. нанесла огромный ущерб и без
того слабой экономической инфраструктуре страны и привела к резкому спаду
промышленного и сельскохозяйственного производства. Несмотря на то, что
60% населения продолжают жить в крайней бедности, начиная с 1997 года в
Таджикистане наблюдается устойчивый экономический рост.
Последовательная приватизация средних и крупных государственных
предприятий еще более повысит их производительность. Тем не менее,


561
http://www.eu-bomca.org/en/tajikistan - 2004-07-09;
562
Там же.
563
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2003/27868.htm - 2004-06-30




254
экономическое положение Таджикистана остается зыбким из-за
непоследовательности в проведении структурных реформ, слабого
управления, высокого уровня безработицы и значительного бремени внешнего
долга. В декабре 2002 года было достигнуто соглашение с Россией о
реструктуризации долга Центральному банку в размере 49,8 млн. долларов и
накопленных процентов по нему из расчета 4% в год, по которому ранее была
определена отсрочка платежа на 3 года.564

В процессе перехода к рыночной системе хозяйствования экономика
оставалась системой, контролируемой государством. Население страны
составляет около 6,5 млн. человек. Большая часть рабочей силы
задействована в сельском хозяйстве, которое до сих пор остается частично
коллективизированным. Валовой национальный продукт на душу населения
составлял примерно 180 долларов США и в течение последнего года вырос
примерно на 7%. По официальным данным безработица оценивается на
уровне 40%. Постоянное влияние наркобизнеса и коррупции привело к
значительному разрыву в уровне доходов между подавляющим большинством
населения страны и небольшой горсткой бывших военачальников, как из числа
сторонников правительства, так и оппозиционно настроенных, которые
контролируют многие легальные и большую часть криминализированных
секторов экономики.565




564
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира»

http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/ti.html - 2004-06-30
565
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2003/27868.htm - 2004-06-30




255
9.2. Обзор миграционной системы

9.2.1. Регулярная миграция
Закон о миграции (от декабря 1999 года) определяет следующие принципы
миграции (ст. 2). 567

• Обеспечение свободного выбора места жительства, места работы,
свободный выбор рода занятий и профессии, свободный выезд и свободу
передвижения;

• Недопустимость любой дискриминации на основании происхождения,
социального, официального или имущественного положения, пола,
расовой принадлежности, национальности, языка, религии, политических
убеждений, уровня образования и материального положения;

• Участие соответствующих государственных органов в организации работы
по регулированию миграционных процессов;

• Личное участие мигрантов при поселении на новом месте жительства,
предоставление целевой помощи от правительства для осуществления
инициатив и независимой деятельности каждого отдельно взятого
человека, в первую очередь лиц, переселившихся из зон экологических
катастроф и природных бедствий;

• Запрет на депортацию или насильственную высылку мигрантов в страну их
происхождения;

• Сотрудничество с другими странами.

С момента провозглашения независимости в 1991 году в Таджикистане имели
место следующие крупномасштабные миграционные потоки:

• Этническая эмиграция некоренного населения: русских, немцев, евреев,
крымских татар, украинцев, казахов, которые направились на свою
историческую родину;

• Беженцы и вынужденные переселенцы из Таджикистана и в Таджикистан;

• Миграция из сельской местности в города;

• Выезд трудовых мигрантов, что на сегодняшний день является одной из
наиболее актуальных проблем миграционных процессов в Таджикистане.

Кроме того, с недавних пор в Таджикистане все более возрастает тенденция
экологической миграции. Природные бедствия, такие как ежегодные сели, сход
снежных лавин и землетрясения в горных регионах (в районах Гбао: Хорог,
Рошткалин, Ванч и в горной местности центрального Таджикистана: в районах
Верзоб и Рашт, а также в северных областях, прилегающих к реке Заровшан)

567
Закон Республики Таджикистан о миграции. (декабрь 1999 года)




256
вынуждают местных жителей спасаться от этих бедствий и перемещаться в
другие районы Таджикистана или в другие страны региона.

Из всех вышеупомянутых тенденций самыми быстрыми темпами развивается
трудовая миграция. По оценкам Научно-исследовательского центра «Шарк»,
около 632 000 трудовых мигрантов (18% взрослого населения страны)
выехали из Таджикистана (на временную или постоянную работу) в период с
2000 по 2003 гг.568

Согласно официальным статистическим данным Государственной
миграционной службы (на 2005 год), количество временных трудовых
мигрантов из Таджикистана составляет 400 000 - 450 000 человек. Эта цифра
основывается на количестве миграционных карт, зарегистрированных ГМС.569

Из-за тяжелого экономического положения страны, сотни тысяч таджикских
граждан выехали за рубеж в поисках работы - в основном, в Российскую
Федерацию (87% всех трудовых мигрантов), Беларусь, Украину и в соседние
страны Центральной Азии. В последние годы основным местом назначения
для трудовых мигрантов из Таджикистана становятся восточные регионы
России (Новосибирск, Томск, Красноярск) и Центральная Азия. В связи с
введением визового режима в Туркменистане и Узбекистане, таджикские
мигранты ищут возможности трудоустройства в Казахстане и Кыргызстане.

Можно выделить три основных типа трудовой миграции из Таджикистана:

• Долгосрочные мигранты, обычно зарегистрированные за рубежом и
изредка приезжающие в Таджикистан навестить семью. Такие мигранты в
основном сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре,
Волгограде и в других восточных регионах Российской Федерации. По
приблизительным оценкам Министерства внутренних дел, их численность
составляет около 160 000 человек;

• Сезонные рабочие, которые обычно работают за рубежом с весны по
осень и на зиму возвращаются в Таджикистан. Эти мигранты (чаще всего
мужчины) редко регистрируются, большей частью не имеют
профессиональной квалификации и легко становятся добычей для
эксплуатации. Они обычно заняты в строительном секторе и уличной
торговле. Этот тип миграции в основном сосредоточен на восточных
регионах Российской Федерации;

• Мигранты-челноки. Большое количество таджикских мигрантов (в
основном , женщины) ездят в соседние страны и покупают товары для
перепродажи в Таджикистане. Следует отметить, что такие мигрантам
обычно приходится путешествовать в крайне плохих условиях и нести
большие расходы в связи с провозом товара и проездом.

На настоящий момент точные данные о численности трудовых мигрантов
отсутствуют. Правительство Таджикистана осознает необходимость
урегулирования данного вопроса, поскольку он оказывает ощутимое влияние

568
МОМ совместно с Научно-исследовательским центром «Шарк» - «Трудовая миграция из Таджикистана», июль 2003 г.
569
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 г.




257
на экономику Таджикистана. Не исключено, что в ближайшем будущем, с
принятием новой Правительственной стратегии, направленной на более
четкое понимание и оптимизацию существующих миграционных потоков,
появится более точная информация.570

Согласно большинству оценок, денежные средства, привозимые таджикскими
трудовыми мигрантами в страну, эквивалентны одной трети или даже
половине ВВП страны. Однако многие мигранты из Таджикистана
сталкиваются с проблемами при трудоустройстве за рубежом, в особенности,
в России. В 2003 году несколько российских государственных чиновников
подали жалобы на рабочих мигрантов из Таджикистана, и несколько сотен
таджиков, документы которых не соответствовали существующим
требованиям, были депортированы в Таджикистан. Это привело к некоторой
натянутости отношений между Таджикистаном и Россией, а Россия поставила
вопрос о возможном введении визового режима с Таджикистаном.

Отдел ГМС по экологической миграции и добровольным внутренним
переселениям внедрил проект по экологическим переселениям (2000-2005 гг.).
Жители указанных выше горных районов Таджикистана могут представлять в
хукумат (региональный центр, где также располагается местный филиал ГМС)
заявление о переселении в другой регион по причине природных бедствий и
отсутствия средств к существованию в своем родном регионе. Местный
филиал передает все заявления в ГМС в Душанбе. ГМС далее передает эти
заявления в хукуматы в соответствующих районах Таджикистана, которые
нуждаются в переселенцах или располагают землей для ведения сельского
хозяйства.

ГМС обычно предоставляет переезжающим помощь в транспортировке их
имущества на новое место жительства. ГМС предоставляет кредиты на
переселение (при поддержке МОМ) в размере 200-300 долларов США.
Проектом предусмотрено переселение около 7000 человек, и до настоящего
времени ГМС уже помогла в переселении 3000 человек, в основном, в
Дангаринский и Аштский районы Таджикистана. ГМС планирует начать новый
проект по экологическому переселению на следующий период – с 2005 по 2010
год.571

a. Правовая база

• Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года;

• Закон Республики Таджикистан «О правовом статусе иностранных граждан
в Республике Таджикистан» от 1 февраля 1996 года, № 230;


• Указ Правительства Республики Таджикистан от 15 мая 1999 года № 218
«О пребывании иностранных граждан в Республике Таджикистан»;

• Закон Республики Таджикистан «О миграции» от 11 декабря 1999 года №
881.

570
http://www.iom.int/tajikistan/facts_figures.htm
571
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года




258
Закон Таджикистана о миграции определяет следующие категории лиц,
вовлеченных в миграционные процессы (за исключением лиц, являющихся
вынужденными переселенцами по причине нарушения их прав человека и
описываемых в Законе о беженцах):

• Переселенцы – т.е. лица, покинувшие страну своего постоянного
проживания по своему желанию и прибывшие на территорию Таджикистан
на постоянное проживание с целью воссоединения со своей семьей в
Таджикистане или возвращения на свою историческую родину или с целью
заключения брака с гражданином Таджикистана;

• Ре-эмигранты – т.е. лица, возвращающиеся на свою родину после
временной эмиграции;

• Экологические мигранты – т.е. лица, вынужденные покинуть свое место
жительства по причине экологических бедствий.

Лица, легально прибывающие в Республику Таджикистан на постоянное
проживание на период более шести месяцев обязаны получить статус
иммигрантов.

Лица, выезжающие на легальных основаниях в другие страны на постоянное
проживание на период более шести месяцев обязаны получить статус
эмигрантов (за исключением сотрудников посольств и представительств
Республики Таджикистан в иностранных государствах, а также лиц, временно
работающих за рубежом, служащих в миротворческих миссиях, лиц,
проходящих медицинское лечение, студентов, туристов или лиц, прибывших в
командировку).

Лицо, совершившее преступление против человечности, не может быть
признано иммигрантом или ре-эмигрантом.

Лицо, признанное иммигрантом и получившее вид на жительство, пользуется
всеми правами и свободами, а также наравне с гражданами Республики
Таджикистан имеет все обязательства, предусмотренные законом или
международными договорами Республики Таджикистан.

Статус иммигранта не предоставляется иностранцам и лицам без
гражданства, находящимся в Республике Таджикистан, если они:

• Находятся на военной службе в военных подразделениях, расположенных
на территории Республики Таджикистан;

• Являются членами дипломатических миссий или международных
организаций;

• Находятся в Республике Таджикистан на обучении или на практике;

• Осуществляют свою профессиональную деятельность на основании
международных договоров;

• Являются туристами, находятся в Таджикистане в командировке, являются
временными рабочими мигрантами (в том числе спортсмены, спортивные


259
команды, актеры), проезжают через территорию Таджикистана транзитом,
занимаются торговлей, размещают вклады или инвестиции;

• Являются представителями иностранных средств массовой информации,
радио или телевидения, аккредитованными в Республике Таджикистан;

• Осуществляют свою профессиональную деятельность в региональных
ассоциациях, официально зарегистрированных в Республике Таджикистан;

• Прибыли в Республику Таджикистан с благотворительной или
гуманитарной миссией;

• Являются членами экипажей морских и речных судов, воздушного,
железнодорожного и автомобильного транспорта.572

Президент Республики Таджикистан устанавливает по рекомендации
Правительства иммиграционную квоту на каждый календарный год.573

Законом Республики Таджикистан «О правовом статусе иностранных граждан
в Республике Таджикистан», (февраль 1996 года) и Указом «О пребывании
иностранных граждан в Республике Таджикистан» (май 1999 года)
предусматривается, что:

• Иностранцы, прибывшие в Таджикистан на срок более 6 месяцев должны
подать заявление о предоставлении временного вида на жительство,
выдаваемое МВД;

• Иностранные граждане, прибывшие в Республику Таджикистан, могут
подать заявление на предоставление постоянного вида на жительство в
МИД (в консульские представительства за рубежом) или в МВД (в
департамент виз и паспортов);

• Постоянный вид на жительство выдается на срок действия паспорта, но не
более чем на 5 лет;

• Постоянный вид на жительство выдается лицам без гражданства на 5 лет;
лица без гражданства в возрасте более 45 лет получают вид на жительство
без ограничения срока действия;

• Иностранцы и лица без гражданства с постоянным видом на жительство
обязаны зарегистрироваться в местном отделении МВД и получают
постоянную или временную прописку.

• Иностранные граждане, чьи паспорта зарегистрированы Министерством
иностранных дел, должны подать заявление в МИД для получения
проездного документа или вида на жительство.




572
Закон Республики Таджикистан о миграции (декабрь 1999 г.)
573
Там же.




260
• Иностранные граждане с постоянным видом на жительство имеют право
работать, получать медицинские услуги и образование, а также социальное
обеспечение и пенсию.

Согласно Конституции (статье 15): «Лицо считается гражданином
Таджикистана в день принятия Конституции. Любая связь между гражданством
Таджикистана и другого государства не признается, за исключением случаев,
предусмотренных законом и международными договорами Таджикистана».

б. Институциональная база

Согласно Закону о миграции от 11 декабря 1999 года, ответственность за
вопросы, связанные с миграцией, несут Государственная миграционная
служба (ГМС) в тесном сотрудничестве с Департаментом по урегулированию
миграционных процессов и международных отношений (ДУМПМО) (обе
структуры функционируют при Министерстве труда и социальной защиты
населения), а также Министерство иностранных дел.

Согласно данному Закону ГМС и ДУМПМО выполняют следующие задачи:

• Координируют работу в отношении миграционных процессов в Республике
Таджикистан;

• Выдают иностранцам и лицам без гражданства соответствующие
разрешения (лицензии) на осуществление трудовой деятельности;

• Осуществляют анализ и прогнозы в отношении миграционных процессов в
стране и доводят их до сведения Правительства Республики и других
органов исполнительной власти;

• Представляют предложения об установлении миграционной квоты на
рассмотрение Правительства Таджикистана;

• Организовывают переселение, прием и расселение репатриантов, ре-
эмигрантов и вынужденных мигрантов в пределах установленной квоты;
(статья 7).

Государственная миграционная служба включает в себя два отдела,
занимающиеся регулированием трудовой миграции и других вопросов
легальной миграции в Таджикистан и из Таджикистана:

• Отдел трудовой миграции;

• Отдел экологической миграции и добровольных внутренних переселений.

В ближайшем будущем ГМС планирует создать новое отделение информации
и миграционного анализа. В сотрудничестве с МОМ ГМС ввела в действие
систему миграционных карт, которые должны заполняться всеми
иностранцами, въезжающими и выезжающими с территории Таджикистана.
Заполненные карты направляются пограничниками (с каждого пограничного
пункта) в ГМС, которая проводит анализ этих данных.




261
Таджикские власти также создали Межведомственный координационный
совет, основной целью которого является разработка и совершенствование
миграционной политики Таджикистана. В 2004 году руководитель и другие
представители ГМС посетили Республику Филиппины с целью ознакомления с
миграционной ситуацией в этой стране и с опытом по данному вопросу. Они
также посетили Турцию. Опыт внедрения систем трудовой миграции в этих
двух странах был очень полезен для отдела трудовой миграции ГМС
Таджикистана и послужил стимулом для подготовки более полноценной
политики в области трудовой миграции. В мае 2005 года ГМС приступит к
внедрению правительственного проекта по данному вопросу, рассчитанного на
период в 10 лет. Правительство намеревается открыть свой собственный
информационный центр (с созданием веб-сайта и газеты) для нужд трудовых
мигрантов.574

Новый информационный центр МОМ для трудовых мигрантов, расположенный
в Душанбе, в настоящее время предоставляет консультации сотням
потенциальных мигрантов по целому ряду вопросов, касающихся условий
трудоустройства за рубежом и необходимой для проезда документации, а
также по законодательным вопросам. Центр финансируется ОБСЕ и
правительством Дании и предоставляет информацию об опасностях,
связанных с торговлей людьми и контрабандой мигрантов, консультирует о
рисках для здоровья, о способах безопасного перевода денежных средств в
Таджикистан, а также дает другие полезные советы и информацию мигрантам,
в том числе карты и контактные реквизиты общественных организаций в
странах назначения. Более 500 потенциальных мигрантов уже посетили центр,
и в течение этого года было распространено около 3500 брошюр о трудовой
миграции и борьбе с торговлей людьми. По данным МОМ, почти 50%
населения страны, т.е. около 3 миллионов человек, зависят в финансовом
плане от денежных переводов, получаемых от работающих за рубежом
родственников. Эти переводы ориентировочно составляют от 200 до 230
миллионов долларов в год, что равняется годовому бюджету Таджикистана.575

В октябре 2004 года Российская Федерация и Таджикистан подписали
соглашение о трудоустройстве и социальной защите граждан Таджикистана,
работающих в России. Соглашением также предусматривается создание
двусторонней рабочей группы по трудовой миграции. Таджикский Парламент
ратифицировал указанное соглашение в январе 2005 года. Власти Российской
Федерации еще не ратифицировали соглашение.576

Что касается других стран, уже готовы к подписанию соглашения с Беларусью
и Казахстаном о статусе и условиях для трудовых мигрантов. Также готовятся
соглашения с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими
Эмиратами.577



574
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
575
http://tcc.iom.int/iom/artikel.php?menu_id=10&artikel_id=222&history_back=true 2004-07-15
576
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11марта 2005 года
577
Радио «Свободная Европа»/радио «Свобода» 29.4.2004, http://portal.unesco.org/shs/en/ev.php-
URL_ID=4748&URL_DO=DO_PRINTPAGE&URL_SECTION=201.html




262
Ответственность за разработку миграционного законодательства о въезде и
выезде граждан Таджикистана и всех иностранных граждан возложена на
Министерство внутренних дел – в частности, на департамент виз и паспортов
(в случае иностранцев – в сотрудничестве с Министерством иностранных дел).

Главное отделение МВД находится в Душанбе, а во всех 14 районных центрах
Таджикистана имеются местные филиалы. В структуру МВД входит 29
отделов. Одним из них является Отдел государственного порядка, в состав
которого входит Департамент виз, паспортов и регистрации и Департамент
борьбы с нелегальной миграцией.

Департамент виз и паспортов при МВД и его местные филиалы в каждом из
районных центров выдают:

• Внутренние паспорта гражданам Таджикистана;

• Иностранные паспорта гражданам Таджикистана; дипломатические и
служебные паспорта выдаются МИДом.

В декабре 2004 года Президент Республики Таджикистан подписан указ в
иностранных паспортах Таджикистана. Все граждане, желающие выехать за
пределы Таджикистана, должны получить новый иностранный паспорт или
сменить старые советские иностранные паспорта на новые иностранные
паспорта Таджикистана до декабря сентября 2005 года.

Граждане Таджикистана обязаны регистрироваться в МВД для получения
прописки. В случае, если гражданин покидает место своего постоянного
проживания на период более 3 месяцев, он обязан проинформировать об этом
местное отделение МВД и получить временную или постоянную регистрацию
в новом месте проживания на территории Таджикистана.

Департамент виз и паспортов при МВД также несет ответственность за
регистрацию и контроль проживания иностранцев на территории
Таджикистана. МВД ведет централизованную базу данных лиц, чье
пребывание в Таджикистане нежелательно. В настоящее время (на момент
проведения экспертной миссии) каждое министерство имеет свою
собственную базу данных.578

Иностранцы, прибывшие в Таджикистан, должны зарегистрировать свои
паспорта в местном отделении МВД в течение 3 дней. В случае, если они
приглашаются Министерством иностранных дел, их паспорта регистрируются
МИДом (МИД выдает дипломатические, консульские или служебные карты для
их паспортов).579

Иностранцы или лица без гражданства, которые желают приобрести
гражданство Таджикистана, (после 5 лет постоянного проживания на
территории Таджикистана) должны представить заявление в Министерство
иностранных дел. Окончательное решение по данному вопросу принимает


578
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6 -11 марта 2005 года
579
Там же.




263
Президент. Законодательство Таджикистана не признает двойного
гражданства.580


9.2.2. Визовая политика
Сводная информация о визовых режимах в странах СНГ представлена в
таблице, включенной в главу «Визовая политика» в Отчете по Армении.

В октябре 1992 года 12 стран-членов СНГ подписали соглашение «О
безвизовом передвижении граждан СНГ по территории стран-членов СНГ»
(Бишкекское соглашение).581 Однако в течение прошедшего времени ряд
государств, в частности, Туркменистан, Узбекистан и Россия денонсировали
соглашение. В целом, можно отметить, что с 1992 года внутри региона СНГ
было заключено несколько двусторонних и многосторонних соглашений,
регулирующих визовые вопросы, однако не всегда во главу угла ставились
подходы, способствующие объединению СНГ.

Начиная с мая 2005 года граждане государств-членов ЕврАзЭС (Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) могут передвигаться в
пределах этих стран без виз, однако при этом они должны иметь при себе
заграничные паспорта.

a. Правовая база

Визовый режим и визовая политика Республики Таджикистан определяются в
законе «О правовом статусе иностранных граждан в Республике
Таджикистан», принятом в феврале 1996 года (с последними поправками 2001
г.), законе «О транзите иностранных граждан через территорию Республики
Таджикистан», постановлении правительства «О пребывании иностранных
граждан в Республике Таджикистан» (оба документа приняты в мае 1999
года).

Республика Таджикистан пользуется безвизовым режимом с Российской
Федерацией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Украиной, Арменией,
Азербайджаном, Грузией и Узбекистаном (на срок до 5 дней), Туркменистаном,
Афганистаном, Ираном, Индией, Турцией и Китаем. Со странами ЕС и США
действует упрощенный визовый режим (то есть визы могут быть получены в
международных аэропортах по прибытии в страну).

Таджикистан придерживается принципа взаимности в отношении отказа от
визовых требований для лиц, являющихся владельцами дипломатических и
служебных паспортов и гражданами Индии, Турции и Китая (на срок до 30
дней).




580
Там же.
581
Центральная Азия: свобода передвижения. Анализ проблемы сотрудничества, 10 августа 2002 года
http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav081002a.shtml




264
Если иностранные граждане желают пересечь территорию Таджикистана
транзитом (не заезжая в столицу), они обязаны описать весь свой маршрут и
получить соответствующее разрешение от властей (МВД).582

Въезд на территорию Таджикистана может быть запрещен иностранным
гражданам:

• Если они могут представлять угрозу безопасности и общественному
порядку в стране;

• Для защиты прав граждан Таджикистана;

• Если в течение предыдущего пребывания в Таджикистане они нарушили
закон о статусе иностранных граждан или иной закон Республики
Таджикистан;

• Если они предоставляют органам власти ложную информацию о себе и не
предъявляют необходимых документов.

В соответствии с вышеупомянутым законом визы предоставляются
дипломатическими и консульскими представительствами Республики
Таджикистан за рубежом или на пограничных пунктах при въезде на
территорию Таджикистан – в аэропортах, но только для граждан стран, с
которыми поддерживается упрощенный визовый режим. Для этого они должны
заблаговременно получить приглашение на официальный визит (приглашение
выдается приглашающей организацией) или на частный визит (приглашение
от частных лиц выдается по их запросу Министерством внутренних дел), или
подтверждение туристического агентства, если они въезжают в туристических
целях. Многократные визы выдаются МИДом и МВД по просьбе
приглашающих организаций или учреждений.

б. Институциональная база

Ответственность за координацию действий и сотрудничество с
соответствующими органами иностранных государств несет Министерство
иностранных дел; оно согласовывает ответы иностранным организациям с
соответствующими министерствами и ведомствами, а также координирует
запросы таджикских властей, направляемые в иностранные организации.

Налаживаются связи с государственными органами иностранных государств, и
в настоящее время МИД Республики Таджикистан проводит консультации на
уровне консульских служб с МИДом Ирландии.583


9.2.3. Управление границей
Распад Советского Союза внезапно повлек за собой изменение статуса
границ Таджикистана, которые ранее были внутренними и по большей части
представляли собой административные границы страны (до 1991 года только

582
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
583
Там же.




265
границы с Китаем и Афганистаном являлись международными границами).
Вопросы, связанные с новыми государственными границами страны стали
вопросами первоочередной важности для Таджикистана, стремящегося найти
необходимый баланс между новыми концепциями, такими как управление
границей, и старыми испытанными моделями, такими как военная охрана
границ.

Что касается других соседних государств (Кыргызстана и Узбекистана), то
делимитация границ с ними либо осуществляется, либо завершена. Однако
фактическая демаркация границ на местах значительно отстает.

Границы между центрально-азиатскими республиками, установленные в
период с 1924 по 1936 год, в течение долгого периода были номинальными. В
связи с этим, с распадом Советского Союза задача создания системы
пограничного контроля стала наряду с проблемой делимитации и демаркации
границ дополнительной проблемой для вновь созданного государства. В
настоящее время функции пограничного контроля осуществляет
Государственный комитет пограничных войск Таджикистана (при помощи
российских пограничных войск на афганском участке границы).

После 1991 года государственные границы Республики Таджикистан с
Исламской Республикой Афганистан и Китайской Народной Республикой были
сохранены в соответствии с условиями соглашения, заключенного еще с
СССР. Помимо этого, создание собственной пограничной службы
продолжается до настоящего времени и осуществляются посредством
постепенной передачи государственной границы от российских пограничных
войск Комитету по защите национальных границ Таджикистана, созданному
при Президенте Республики Таджикистан.

Существующие на настоящий момент проблемы связаны в основном с
делимитацией и демаркацией государственной границы с Кыргызской
Республикой и Узбекской Республикой. В частности, до сих пор не был решен
вопрос с Кыргызстаном о законодательном регламентировании приграничной
территории.

Делимитация государственной границы с Узбекистаном практически
завершена.584 В октябре 2002 года представители правительств Таджикистана
и Узбекистана подписали соглашение о делимитации общей границы
протяженностью 1100 километров .585

Существующая система пограничного контроля менее эффективна в связи с
тем, что граница, таможня и другие контролирующие службы расположены на
значительном отдалении друг от друга, что усложняет процедуру пересечения
границы.

В статьях 24, 25, 26, 27 и 28 Закона Республики Таджикистан «О
государственной границе» отмечается, что пограничный контроль,
таможенный контроль и другие контролирующие функции должны


584
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
585
CES, «Еженедельные обзоры событий в восточном регионе», № 32, 10.10.2002




266
осуществляться только в контрольно-пропускных пунктах на государственной
границе.

Соглашение о присутствии российских пограничных войск в Таджикистане
было подписано 25 мая 1993 года. Статья 29 российско-таджикского
соглашения о защите границы гласит, что если одна сторона желает
денонсировать соглашение, она должна за шесть месяцев предупредить об
этом другую сторону. Если предварительное уведомление не было получено,
соглашение автоматически продлевается на последующие пять лет.
Тупиковая ситуация, сложившаяся в двусторонних переговорах между Россией
и Таджикистаном в 2004 году, привела к тому, что российское правительство
приняло решение отозвать подразделения Российской федеральной
пограничной службы (РФПС). Это означает, что таджикско-афганская граница,
защита которой осуществлялась с момента распада Советского Союза, более
защищена не будет. Следует напомнить, что из всех центрально-азиатских
республик только Таджикистан позволил России охранять свою границу.
Контроль за таджикско-афганской границей рассматривался Россией как
вопрос первостепенной важности в политике отношений с Центральной Азией.

Изначально вывод российских пограничных войск должен был завершиться к
началу 2005 года. Первый этап заключался в передаче ответственности за
прилегающий к Памиру участок границы Таджикской пограничной службе, а
второй и заключительный этап предполагал передачу контроля над остальной
частью таджикско-афганской границы. Однако по причине отчасти
неожиданного поворота событий в отношениях между Таджикистаном и
Россией вывод российских пограничных войск был продлен до 2006 года.

Безусловно, вероятным следствием вывода РФПС - по крайней мере в
краткосрочной перспективе - будет интенсификация нелегальных потоков
через границу (в том числе, торговля наркотиками). В случае, если
Таджикистан или международное сообщество не будут готовы вложить
значительные средства в повышение организационно-кадрового потенциала
Таджикской пограничной службы, последует ухудшение безопасности во всей
Центральной Азии. Продление срока вывода РФПС до 2006 года
предоставляет возможность всем задействованным сторонам приступить к
разрешению проблем в связи с организационно-кадровым потенциалом
Таджикской пограничной службы, которые на более позднем этапе могут
приобрести долговременный характер.

На настоящий момент большая часть действующего персонала Таджикской
пограничной службы прошла лишь минимальную военную подготовку. Кроме
того, сотрудники более высокого ранга также не проходят обучения на уровне
международных стандартов. Знания, которыми обладает персонал, явно
недостаточны, в особенности, в части латинского алфавита, владения
компьютером и других специфических задач пограничного контроля. Более
того, техническое оснащение Таджикской пограничной службы не
удовлетворяет существующим требованиям ни по количеству, ни по качеству.

Существует всего лишь один Учебный центр для пограничников, работающий
в Душанбе (в здании Комитета по защите национальных границ) и созданный в
декабре 2003 года Международной организацией миграции (МОМ). Эксперты,
приглашенные МОМ, проводят регулярный девятимесячный тренинг (3 этапа
по 3 месяца в течение одного года) по английскому языку, навыкам работы с


267
компьютером, законодательству, технике пограничного контроля, а также по
защите прав человека. До настоящего времени в тренинге приняло участие 30
человек из числа персонала Таджикской пограничной службы. В течение двух
лет в Центре прошли обучение 60 пограничников. Инструктора и эксперты,
работающие в Центре, разработали пособие по миграционному
законодательству, борьбе с торговлей людьми и защите прав человека.586

Большая часть персонала Пограничной службы набирается после
прохождения обязательной военной службы. Они проходят определенную
военно-техническую подготовку в своих подразделениях.

Офицеры также проходят подготовку в Высшей школе пограничной службы в
городе Гиссар. Профессиональное высшее образование офицеры могут
получить только за рубежом (в основном, в Академии пограничной службы в
Москве и в Военном Институте в Алматы - в Казахстане). В настоящее время
около 60 офицеров проходят обучение за рубежом.587

Одной из основных проблем в Таджикистане является контрабанда наркотиков
через территорию Российской Федерации далее в Европу. С недавнего
времени наблюдается тенденция контрабанды «новых» искусственных
наркотиков в Таджикистан из России588.

Важная роль в повышении уровня пограничного контроля принадлежит
международным организациям, в том числе Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейскому Союзу, различным агентствам
Организации Объединенных Наций и Международной организации миграции
(МОМ).

<<

стр. 11
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>