<<

стр. 12
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Проект ЕС БОМКА (Border Management in Central Asia – Управление границами
в Центральной Азии) (финансируемый Европейской Комиссией и ПРООН) при
технической поддержке США внедряет программу на таджикско-кыргызской
границе. МОМ предоставила помощь с поставкой технического оборудования
на контрольно-пропускные пункты и в аэропорт Душанбе. Таджикская
пограничная служба тесно сотрудничает с соседними государствами по
вопросам пограничного контроля, в частности, в плане обмена информацией и
демаркации границ Таджикистана с Кыргызстаном и Узбекистаном. Этот
вопрос также входит в сферу компетенции Секретариата Совета безопасности
Таджикистана. Эксперты из России, США и ЕС наносят совместные
контрольные визиты на границы Таджикистана.589

Со стороны соседнего Узбекистана не делимитированные участки границы с
Таджикистаном «защищены» минами (фугасами), которые нередко становятся
причиной смерти и ранений десятков граждан по обе стороны границы.

Подавляющее большинство проблем Таджикистана связано с афганским
участком границы: контрабанда наркотиков, оружия, людей, нелегальное или
даже легальное (с легальными документами) пересечение границы
586
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
587
Отчет БОМКА - CADAP 17.2. 2005
588
Ознакомительная миссия МЦРМП, 12-14 августа 2004 г.
589
Там же.




268
афганскими боевиками и боевиками из Аль-Каеды, захват в заложники
таджикских граждан и даже таджикских пограничников афганскими боевиками,
нападения вооруженных групп на контрольно-пропускные пункты с целью
прохождения через границу с наркотиками. Более 6000 гектаров земли в зоне
границы находится вне контроля таджикских пограничников – там широко
распространены подземные магазины по продаже наркотиков, построенные
афганцами. В течение периода с 2000 по 2005 гг. таджикские пограничники
конфисковали более 40 тонн контрабандных наркотиков.590

По данным Государственного комитета пограничных войск при Правительстве
Республики Таджикистан, в 2002 году в страну легально въехало 816 290
человек из числа иностранных граждан и граждан Таджикистана и выехало
13 956 человек. В 2003 году в страну легально въехало 126 716 человек и
выехало 18 879 человек. В 2003 году при пересечении границы 3256
гражданам Афганистана и 1-му гражданину Китая было отказано во въезде в
страну.591

a. Правовая база

• Закон Республики Таджикистан «О правовом статусе иностранцев в
Республике Таджикистан» от 1 февраля 1996 года, № 230;

• Закон Республики Таджикистан «О государственной границе Республики
Таджикистан» от 1 августа 1997 года, № 481;

• Закон Республики Таджикистан «О миграции» от 11 декабря 1999 года,
№881;

• Закон Республики Таджикистан «О беженцах», 10 мая 2002 год №50;

• Указ Правительства Республики Таджикистан от 26 марта 1997 года №123
«О мерах по развитию и модернизации международного автомобильного
передвижения в Республике Таджикистан» (с учетом всех последних
изменений);

• Указ Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 1998 года №269
«Об утверждении Соглашения между Правительством Таджикистана и
Правительством Кыргызстана о пересечении таможенной границы между
Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой в совместно
организованных контрольно-пропускных пунктах»;

• Указ Правительства Республики Таджикистан от 12 сентября 1998 года
№368 «О контрольно-пропускных пунктах на государственной границе
Республики Таджикистан»;

• Указ Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 1998 года
№541 «Об утверждении статуса пограничных пунктов пропуска через
государственную границу Республики Таджикистан»;

590
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
591
МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов в
Центральной и Восточной Европе за 2003 г.




269
• Указ Правительства Республики Таджикистан от 15 мая 1999 года №218
«О пребывании иностранных граждан в Республике Таджикистан»;

• Указ Правительства Республики Таджикистан от 11 мая 2002 года №204
«Об утверждении Соглашения между Правительством Таджикистана и
Правительством Узбекистана о контрольно-пропускных пунктах на
государственной границе»;

• Указ Правительства Республики Таджикистан от 2 октября 2002 года №400
«О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления
Правительства Таджикистана»;

• «Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и
Правительством Кыргызской Республики о контрольно-пропускных постах
через таджикско-кыргызскую границу». 592

б. Институциональная база

Комитет по защите национальных границ (при Президенте Республики
Таджикистан) несет ответственность за разработку законодательства по
охране границ и установлению личности на контрольно-пропускных пунктах.593

Комитет по защите национальных границ координирует работу 4 отделений
(500 служащих), служащих на 33 пограничных пунктах. Таджикистан еще не
подписал соглашения со всеми соседними странами по каждому из
международных пограничных пунктов. Это в основном касается границы с
Кыргызстаном и Узбекистаном, хотя процесс делимитации границы с
Узбекистаном практически завершен. Проводятся ежемесячные встречи
таджикских пограничников с узбекскими пограничниками, на которых
обсуждаются проблемы пограничного контроля и двустороннего
сотрудничества.

Жители Узбекистана и Таджикистана, проживающие в пределах 50 километров
от границы, имеют право пересекать границу на основании внутренних
документов (удостоверений личности или специальных справок, выдаваемых
жителям приграничных зон) и им визы не требуются. Они проходят
пограничный контроль в участках, отведенных специально для них и
иностранных граждан из стран СНГ. Другие иностранные граждане и
дипломаты проходят пограничный контроль в отдельных участках.

Личные данные о пересекающих границу лицах регистрируются, и эта
информация еженедельно передается в информационный центр в Душанбе (в
Комитет по защите национальных границ) и в Хожунд. Каждую неделю
пограничные пункты получают обновленные списки лиц, въезд которых на
территорию страны нежелателен, или лиц, находящихся в розыске в
Таджикистане.



592
Отчет БОМКА -CADAP 17.2. 2005
593
ТАДЖИКИСТАН – Вопросник по организационным структурам




270
Комитет по защите национальных границ поддерживает хорошие рабочие
отношения с пограничной службой Китая. В связи со своим географическим
положением таджикско-китайская граница представляет собой сложно
доступный регион для нелегальных мигрантов. Один из самых высоких
таджикско-китайских пограничных пунктов находится в Ахбай-ал-Кулмай (5 000
м над уровнем моря).594

В январе 2005 года таджикские пограничники открыли 3 новых международных
пограничных пункта в Горно-Бадахшанской Автономной Области на границе с
Афганистаном.

В Таджикистане действует Правительственная межведомственная комиссия
(состоящая из 11 членов), целью создания которой является решение
территориальных и пограничных вопросов с сопредельными государствами;
решение миграционных проблем и борьба с нелегальной торговлей и
контрабандой.595

Правительство при помощи МОМ планирует начать проект по созданию
единой централизованной базы данных – Центра анализа и документации в
Душанбе. Все данные, просканированные пограничниками на контрольно-
пропускных пунктах (вначале в двух аэропортах – Душанбе и Хожунд), будут
передаваться в этот Центр для проведения анализа и направления
немедленного ответа в пограничные пункты.596


9.2.4. Нерегулярная миграция
В настоящее время принято считать, что международная миграция в большей
мере проявляется в форме «незаконной» или «нелегальной» миграции.
Существующие данные и цифры следует рассматривать лишь как
относительные показатели феномена нелегальной миграции. Поскольку
нелегальная миграция – явление скрытого характера, это означает, что люди,
путешествующие или пребывающие в стране нелегально, тщательно избегают
записей каких-либо данных о них в официальных статистических учетах.597
Другая проблема относительно численного определения нелегальной
миграции заключается в том, что не существует общепринятой дефиниции
нелегальной или незаконной миграции. Термин «нелегальный» по отношению
к миграционным движениям используется для описания целого ряда явлений,
как-то: операции по контрабанде людей, спонтанные нелегальные
миграционные процессы, пребывание в стране после окончания срока
действия визы, а также все формы нелегальной работы, где «нелегальность»
проявляется уже после вполне легального въезда в страну. Таким образом,
данные в этой связи оцениваются как «отсутствующие, ненадежные,




594
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
595
Там же.
596
Там же.
597
Питер Футо и Томас А. Тасс, «Статистика задержаний на границе в Центральной и Восточной Европе – Источник для
оценки масштабов нелегальной миграции»: Франк Лачко, Ирен Стечер, Аманда Клековски фон Клоппенфельс (ред.), Новые
вызовы перед миграционной политикой в Центральной и Восточной Европе, Женева и Вена, 2002 год, ст. 93




271
противоречивые или недействительные»598, что достаточно ограничивает
тщательную оценку количественных параметров нелегальной миграции.

В рамках «Соглашения о сотрудничестве государств – членов Содружества
Независимых Государств по борьбе против нелегальной миграции» от 6 марта
1998 года, страны – участницы договорились осуществлять совместные
усилия в области борьбы с нелегальной миграцией, в частности, в области
контроля миграционных процессов, регистрации нелегальных мигрантов и
нежелательных граждан иностранных государств, обмена соответствующими
данными, разработки механизма депортации, гармонизации соответствующих
национальных законодательств, более активной подготовки чиновников,
работающих в данной сфере, обмена информацией относительно
национальных законодательств, законности и действенности документов,
визовых режимов с третьими странами. Тем не менее, процесс ратификации
соглашения оказался медленным и сложным. Первое организационное
совещание Совместной комиссии, которая будет координировать
мероприятия, направленные на противодействие и предупреждение
нелегальной миграции согласно положений соглашения, состоялось в октябре
2004 года. На совещании обсуждались мероприятия по обеспечению более
действенного обмена информацией и опытом в сфере борьбы с нелегальной
миграцией в странах СНГ, а также планы по противодействию нелегальной
миграции на последующий 5 лет.

Вследствие своего экономического положения Таджикистан является страной-
источником нелегальной миграции. Согласно информации Министерства труда
и социальной защиты около 347 000 граждан Таджикистана ежегодно
работают за рубежом - в основном, нелегально (по другим оценкам,
количество нелегальных мигрантов составляет 400 000-420 000 человек; по
данным исследования МОМ общее количество нелегальных мигрантов из
Таджикистана составляет 500 тыс. - 1,5 млн. человек, из общего числа
работоспособного населения 1,7 млн. человек).

По имеющимся оценкам, около 90% трудовых мигрантов из Таджикистана (из
которых 15-18% работают за рубежом легально) направляются в Российскую
Федерацию. Безвизовый режим, экономические реформы в России, отсутствие
языкового барьера и фактор таджиков, еще с советских времен привыкших
ездить на заработки в Россию, являются основными факторами,
стимулирующими такую миграцию. Другими важными странами назначения
являются Казахстан и страны Персидского залива.

Статус нелегальных таджикских трудовых мигрантов является для таджикского
правительства серьезным поводом для беспокойства. Правительство также
стремится найти путь решения этой проблемы со странами Персидского
залива, чтобы создать достаточно рабочих мест для легальных трудовых
мигрантов из Таджикистана. Таджикистан также задействован в проекте МОМ
по борьбе с торговлей людьми, и эксперт из Министерства труда и социальной
защиты занят в проекте в координационном отделении в Душанбе. Другими
партнерами в проекте являются Россия и Узбекистан.



598
Грета Уэлинг, «Нерегулируемая и нелегальная миграция через Украину», бюллетень «Международная миграция», № 42
(3) 2004 г, ст. 77 - 110




272
Представители государственных органов, а также международных
организаций, работающих в Таджикистане, признают, что имеющиеся данные
и статистика по нелегальной миграции очень ограничены.

В течение последних десяти лет в Таджикистане наблюдается стремительный
рост приграничной сезонной миграции. Более 620 000 человек являются
трудовыми мигрантами, и у каждого из четырех домашних хозяйств в
Таджикистане один из членов семьи работает за рубежом. Подавляющее
большинство таджикских трудовых мигрантов работает нелегально в России и
в других странах СНГ, где они легко становятся объектом эксплуатации. До
сих пор их денежные переводы являются определяющим фактором для
выживания многих домашних хозяйств в Таджикистане.

Трудовая миграция из Таджикистана включает в себя следующие потоки:

• Неквалифицированная или полуквалифицированная рабочая сила,
выезжающая на ограниченный период времени;
• Высококвалифицированные специалисты;
• Миграция людей, занимающихся торговлей;
• Замещающая миграция, когда мигранты из Таджикистана замещают
русских, уезжающих на Запад.

Согласно исследованию МОМ599, Российская Федерация, Узбекистан,
Кыргызстан и Казахстан привлекают наибольшее число трудовых мигрантов из
Таджикистана. Факторы, благодаря которым эти страны становятся целевыми
для таджикских мигрантов, включают в себя: не столь далекую общую
историю; отсутствие визового режима; роль русского языка как языка
межнационального общения в бывшем Советском Союзе; наличие
родственников и друзей в принимающих странах.

По официальным данным 86% населения Таджикистана живет за чертой
бедности. Исследование показывает, что 43,8% опрошенных ссылаются на
сложное экономическое положение и бедность как на основную причину
планируемой миграции. Вторым поводом, приводимым 22,8% из опрошенных,
является безработица. В течение последних пяти лет официальный уровень
безработицы возрос с 1,7% до 3,2%. Только три четверти из людей,
зарегистрированных в качестве безработных, получают пособие по
безработице, которое составляет 1,50 долларов США в месяц. В связи с тем,
что большинство безработных не зарегистрированы, по оценкам Всемирного
Банка реальный масштаб безработицы составляет около 30%.

Проблема безработицы стоит особо остро для молодежи и женщин. Ежегодно
рынок рабочей силы пополняется более чем 120 000 молодых людей.
Большая часть людей, ищущих работу в агентствах по трудоустройству, или
зарегистрированных в качестве безработных, представляет собой наиболее
активную часть населения: около 52,5% из общего числа безработных имеют
возраст от 18 до 29 лет. Выпускники средних школ являются второй по
величине группой безработных (68,9%).600



599
МОМ, Трудовая миграция из Таджикистана, июль 2003 г.
600
http://tcc.iom.int/iom/artikel.php?menu_id=10&artikel_id=93&history_back=true 2004-07-15




273
В последние годы Таджикистан стал важной транзитной страной для
мигрантов из Афганистана, направляющихся далее в страны СНГ или в
Западную Европу. Граждане Афганистана, Ирана и Пакистана въезжают в
Таджикистан либо по воздуху, либо по суше, зачастую используя для этого
поддельные документы, визы и приглашения. Приехав в страну с целью
делового или частного визита, многие мигранты сразу же выезжают в страны,
расположенные западнее Таджикистана. Ежемесячно более 200 афганцев
пересекают Таджикистан, и, по данным Министерства иностранных дел,
количество нелегальных мигрантов из Афганистана в Таджикистане
составляет более 20 000 человек. Согласно оценкам Гоcударственного
Комитета пограничных войск число нелегальных/не имеющих при себе
документов мигрантов к концу 2002 года составляло 2500 человек, а к концу
2003 года – 2600 человек.601

a. Правовая база

Значимым документом в сфере регулярной миграции является Указ
Правительства от 31 марта 2004 года.

б. Институциональная база

В начале 2004 года в рамках Управления общественного порядка при
Министерстве внутренних дел был создан Отдел по борьбе с нелегальной
миграцией (ОБНМ). В обязанности этого отдела входит контроль за
пребыванием иностранных граждан в Таджикистане, иммиграционный
контроль, депортации, борьба с нелегальной миграцией и обеспечение
миграционной безопасности в республике.

В 2004 году иностранные граждане из более чем 50 стран въехали на
территорию Таджикистана, из которых более 32 000 человек въехали из стран
СНГ и более 18 000 человек – из других стран. Из этого общего числа 1727
иностранцев предприняли попытку попасть на территорию Таджикистана
нелегально. За нарушение правил пребывания на территории Таджикистана
более 400 иностранных граждан были депортированы.

Отдел по борьбе с нелегальной миграцией работает над разработкой
изменений в существующую законодательную базу по миграции и вносит
предложения о принятии новых законодательных актов на рассмотрение
Правительства Республики Таджикистан. В 2004 году ОБНМ сосредоточил
усилия на повышении эффективности борьбы с нелегальной миграцией и
создал базу данных нелегальных мигрантов и лиц, которым запрещен въезд
на территорию Таджикистана. ОБНМ организовал несколько встреч с МОМ и
УВКБ ООН на тему создания базы данных трудовых мигрантов, беженцев и
лиц, ищущих политическое убежище, а также по вопросу усиления борьбы с
незаконной миграцией.

В октябре 2004 года ОБНМ создал Совместную Комиссию между Российской
Федерацией и Министерством внутренних дел Таджикистана по борьбе с
нелегальной миграцией на территории обеих стран. Была достигнута
договоренность о том, что в 2005 году будут проведены совместные тренинги

601
МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов в
Центральной и Восточной Европе за 2003 г.




274
Федеральной миграционной службы Российской Федерации и ОБНМ
Таджикистана с целью повышения способности обеих служб обеспечивать
борьбу с нелегальной миграцией. Помимо этого, УВКБ ООН проводил
тренинги для ОБНМ по вопросам защиты прав человека, по вопросам
беженцев и борьбы с нелегальной миграцией.

В 2005 году ОБНМ совместно с Генеральной прокуратурой осуществлял
контроль с целью выявления фактов торговли трудовыми мигрантами за
рубеж, в результате чего было принято решение лишить лицензии некоторые
компании, которые были вовлечены в данный процесс.

На основе результатов Заседания глав консульских служб СНГ, состоявшегося
в сентябре 2004 года, и Соглашения о проезде граждан СНГ на территории
стран-членов СНГ, согласно которому количество проездных документов
должно быть ограничено пятью, ОБНМ выдает гражданам Таджикистана
достаточно большое количество проездных документов. Вопрос выдачи
проездных документов гражданам Таджикистана, остающимся на территории
Российской Федерации, до сих пор находится на рассмотрении. В настоящее
время Министерство внутренних дел ведет переговоры о заключении
межправительственного Соглашения о возврате, приеме и транзите лиц,
проживающих нелегально на территории Российской Федерации и
Таджикистана (т.е. соглашение о реадмиссии).

ОБНМ представляет собой новый орган, обладающий существенными
полномочиями в сфере предотвращения и борьбы с нелегальной миграцией, и
нуждается в техническом и обучении своего персонала в европейских
странах.602

В 2002 году российские службы начали интенсивно депортировать граждан
Таджикистана со своей территории. Таджикские мигранты депортируются на
российско-таджикскую границу за счет Посольства Таджикистана в Российской
Федерации. С целью защиты прав граждан Таджикистана в России власти
Таджикистана учредили представительства Министерства труда и социальной
защиты населения Таджикистана в Москве, Новосибирске и Волгограде. В их
обязанности входит защита граждан Таджикистана, являющихся трудовыми
мигрантами в России. Представительство в Москве регулярно направляет
своих представителей для проведения инспекций в каждый регион России, где
проживают граждане Таджикистана. Существует также несколько таджикских
сообществ, которые предоставляют мигрантам из Таджикистана консультации
и поддержку .603


9.2.5. Убежище

Гражданская война оказала огромное влияние на миграционные процессы на
территории Таджикистана и из Таджикистана в другие страны. Во-первых,
Таджикистан в большой мере был (и до сих пор остается, но не в такой
степени, как это было до 2000 года) страной происхождения беженцев,
ищущих убежище в соседних странах, в частности, в Северном Афганистане и
602
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года, Отдел борьбы с нелегальной миграцией, МВД – Отчет, март 2005 г.
603
Там же.




275
в странах СНГ – Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане и Казахстане, а
также в Российской Федерации, Беларуси и Украине.

Война сделала вынужденными переселенцами и беженцами более 800 000
человек, однако достоверная статистика отсутствует, так как в Афганистане и
в странах СНГ не проводилось систематического подсчета числа таджикских
беженцев604. Более 40000 таджиков искали политическое убежище в соседних
государствах, в том числе около 30 000 человек в Узбекистане и почти 12 500
в Туркменистане. Также отсутствует информация о количестве таджиков,
которые до сих пор остаются вынужденными переселенцами внутри страны
из-за гражданской войны, закончившейся в 1997 году.605 Таджикские беженцы,
искавшие защиты в Туркменистане или Афганистане после гражданской войны
1992-1997 годов, были репатриированы назад в Таджикистан.

По имеющимся оценкам, в 2002 году из Таджикистана выехало около 53 000
беженцев, в основном в соседние страны: около 30 000 в Узбекистан, 12 000 в
Туркменистан, 7 000 в Кыргызстан и 4 000 в Казахстан. В течение года УВКБ
ООН оказало содействие в репатриации 1100 таджикским беженцам – 628
человек из Казахстана, 253 из Пакистана, 122 из Кыргызстана и 111 из
Туркменистана.606

По запросу Таджикского правительства Международная организация миграции
(МОМ) в сотрудничестве с УВКБ ООН разработала и осуществила
одногодичную программу для 800 таджикских беженцев, вернувшихся из
Пакистана. Программа внедрялась в тесном сотрудничестве с ПРООН,
Всемирной продовольственной программой, Международной организацией
труда, с Бюро ООН по содействию мирному строительству (UNTOP), с
Управлением ООН по координации гуманитарной помощи (UNOCHA),
Министерством иностранных дел, Министерством образования,
Государственной службой занятости и местными НПО. Цель этой программы
заключалась в реинтеграции возвращенных беженцев в таджикское
общество.607

С 1992-93 годов Таджикистан также стал страной назначения для беженцев и
лиц, ищущих политическое убежище, из Афганистана – большей частью
таджикского или узбекского происхождения. В конце 2000 года в Таджикистане
находилось около 12 400 беженцев, из которых практически все были из
Афганистана.608 Более конкретно, в конце 2001 года в Таджикистане
находилось 4 638 беженцев из Афганистана. Двумя годами позже (в конце
2003 года), насчитывалось 3 200 афганских беженцев и лиц, ищущих
политическое убежище, зарегистрированных в Государственной миграционной
службе (при Министерстве труда и социальной защиты населения).609




604
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года, Отдел борьбы с нелегальной миграцией, МВД – Отчет, март 2005 г.
605
http://www.refugees.org/world/countryrpt/scasia/tajikistan.htm
606
Комитет по делам беженцев США, Всемирный обзор проблемы беженцев за 2003 г. – Таджикистан
607
МОМ Таджикистан - http://tcc.iom.int/iom/artikel.php?menu_id=43&artikel_id=61&histroy_back=true
608
Комитет по делам беженцев США, Всемирный обзор проблемы беженцев за 2001 г. – Таджикистан
609
Комитет по делам беженцев США, Всемирный обзор проблемы беженцев за 2003 г. – Таджикистан




276
a. Правовая база

Таджикистан подписал Конвенцию ООН о статусе беженцев и Нью-йоркский
протокол, и Конституция Таджикистана (от ноября 1994 года) предусматривает
предоставление «политического убежища иностранным гражданам, чьи права
были нарушены» (ст. 16).

Что касается национального законодательства, то вначале был принят Закон
Таджикистана о вынужденных мигрантах (20 июля 1994 года). Этот закон
определяет вынужденных мигрантов как «граждан Республики Таджикистан
или лиц, постоянно проживающих на территории Республики, вынужденных
покинуть свое постоянное место жительства на территории Республики
Таджикистан по причине совершенного по отношению к ним насилия или
реальной угрозы подвергнуться преследованию по признаку расы,
национальности, места происхождения, религии, языка, политических
убеждений или принадлежности к определенной социальной группе, в связи с
массовым нарушением общественного порядка по месту его постоянного
проживания, что рассматривается как существенное нарушение прав
человека» (ст. 1).

Все заявления о предоставлении статуса вынужденного мигранта
рассматриваются Департаментом по делам беженцев (созданном в 1994 году)
при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики
Таджикистан и его территориальными подразделениями.

Закон Республики Таджикистан о миграции был принят в декабре 1999 года и
содержит некоторые положения о беженцах и вынужденных переселенцах.
Этот закон определяет несколько категорий граждан, вынужденных покинуть
свое место жительства по причине нарушения прав человека.

Первой категорией являются вынужденные переселенцы (мигранты),
определяемые как «граждане Республики Таджикистан, которые вынужденно
покинули свое постоянное место жительства и в настоящее время находятся
на территории другого государства по причине совершенного по отношению к
ним насилия или преследования; или по причине реальной угрозы
подвергнуться преследованию не только против себя, но и против членов
своей семьи по признаку расы, национальности, религии, языка, политических
убеждений, принадлежности к определенной социальной группе; а также в
случаях насилия и реальной угрозы преследования в вооруженных или
международных конфликтах».

Следующей категорией является внутренний мигрант – лицо, вынужденно
переселившееся в пределах территории Республики Таджикистан на период
более шести месяцев. (Вышеупомянутые определения касаются в основном
граждан Таджикистана и были тесно связаны с гражданской войной и
нарушением прав человека, которые вынуждали граждан Таджикистана
спасаться бегством, уезжая из страны или из одного региона в другой).




277
Последней категорией мигрантов согласно Закону о миграции являются
репатрианты - «лица коренного происхождения, ставшие жертвами
политических репрессий, а также их родственники».

В мае 2002 года был принят Закон Республики Таджикистан о беженцах. Этот
закон дает определение беженца как «лица, которое не является гражданином
Республики Таджикистан и проживает на ее территории по причине
обоснованного страха стать жертвой преследования в своей стране
происхождения на основании расовой принадлежности, религии, гражданства,
этнического происхождения, принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений, и которое не в состоянии или, по причине
страха, не желает прибегнуть к защите со стороны своей страны, или, не имея
определенного гражданства и находясь в Республике Таджикистан по причине
таких событий, не в состоянии или по причине страха не желает вернуться в
свою страну постоянного проживания» (ст. 2).

Признанным беженцам Закон предоставляет право проживать на территории
Республики Таджикистан, выбирать место жительства, участвовать в
программах реинтеграции, получать медицинскую помощь и образование,
финансовую помощь, право на работу и свободное перемещение по
территории страны, а также на получение вида на жительство или гражданства
Таджикистана.

Статус беженца предоставляется на период до трех лет, и может быть
продлен еще на три года, если обстоятельства, из-за которых лицо стало
жертвой преследования, все еще присутствуют в стране его происхождения
(ст. 11 Закона о беженцах, 2002 год). Каждый человек, признанный беженцем,
обязан ежегодно (или раз в полгода) проходить перерегистрацию. Ежегодная
перерегистрация осуществляется Государственной Комиссией, которая также
проверяет, существуют ли до сих пор основания для международной
защиты.610

В случае отказа в предоставлении статуса беженца, лицо, ищущее
политическое убежище, имеет право подать апелляцию в административный
суд или министру труда и социальной защиты населения.611

Если лицо, ищущее политическое убежище, проходит всю процедуру
апелляции без положительного результата, он или она обязан покинуть
территорию Таджикистана не позднее одного месяца после вынесения
окончательного отрицательного решения о статусе беженца в Таджикистане,
за исключением случаев, когда у него имеются другие законные основания
пребывать на территории страны. Государственная служба миграции
информирует о своем отрицательном решении также Министерство
иностранных дел и Службу безопасности, которая совместно с Генеральной
прокуратурой принимает окончательные решения о депортации и
впоследствии осуществляет депортацию лиц, которые отказываются покинуть
Таджикистан в добровольном порядке. 612


610
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года.
611
Там же.
612
Там же.




278
Закон лишает права подавать прошения о предоставлении статуса беженца
лиц, совершивших преступления против человечности, или серьезное
политическое преступление за пределами Таджикистана, лиц, вовлеченных в
международные террористические организации или в мафиозные структуры,
занимающихся продажей наркотиков, и лиц, уже получивших защиту от
агентств ООН или ОБСЕ, (за исключением УВКБ ООН, которое сотрудничает с
властями Таджикистана по вопросам беженцев). Этот закон не применим к
лицам, покинувшим страну, гражданами которой они являются, по
экономическим причинам в результате голода, эпидемий или чрезвычайных
ситуаций.

В регистрации в качестве лица, ищущего политическое убежище, и в
последующем предоставлении статуса беженца может быть отказано, если:

• Данное лицо также является гражданином третьей страны и может
воспользоваться защитой там, или если данное лицо имеет право
законного проживания на территории третьей страны, при отсутствии
обоснованной опасности подвергнуться преследованию в этой стране;

• Данное лицо прибыло прямо с территории другой страны, где он или она
временно проживали до приезда в Республику Таджикистан и не
подвергались преследованиям или могли надлежащим образом получить
там статус беженца или лица, ищущего политическое убежище;

• Данное лицо покинуло страну своего гражданства (предыдущую страну
постоянного проживания) по причине страха подвергнуться наказанию на
основании закона за нелегальное пребывание в этой стране или за другое
нарушение закона, совершенное на территории той страны;

• Данное лицо было вынуждено нелегально пересечь границу Республики
Таджикистан с намерением подать прошение о предоставлении статуса
беженца, однако не подало прошения в порядке, предусмотренном
законом;

• Данное лицо отказывается предоставить или предоставляет заведомо
ложную информацию о себе;

• Данное лицо состоит в браке с гражданином Таджикистана и имеет
возможность получить разрешение на постоянное проживание в
Таджикистане;

• Данное лицо имеет право на постоянное проживание в Республике
Таджикистан.

В течение 2003 года Государственная миграционная служба Таджикистана (с
1994 по 2002 год это был Департамент по делам беженцев в структуре
Министерства труда и социального обеспечения) предложила внести поправки
в два постановления правительства, касающиеся беженцев. Первое
постановление запрещает беженцам и лицам, ищущим политическое
убежище, проживать в Душанбе, Хужанде и Сугхде, которые являются
областями с высокой концентрацией беженцев, и регулирует их
местонахождение. Второе постановление запрещает предоставлять статус
беженца лицам, прибывающим через территорию стран, считающихся


279
безопасными (третьи безопасные страны), в том числе из Узбекистана,
Кыргызстана, Казахстана, Российской Федерации, Беларуси, Китая,
Афганистана, Ирана и Пакистана.613

б. Институциональная база

Законом о беженцах (от 10 мая 2002 года) определяются функции всех
задействованных структур и ведомств, в том числе: Государственной
миграционной службы при Министерстве труда и социальной защиты
населения, Министерства безопасности, Министерства внутренних дел,
Министерства иностранных дел, Комитета по защите национальных границ, и
органов, ответственных за выполнение законодательства на местах.

Ответственность за регистрацию лиц, ищущих политическое убежище,
получивших статус беженца, вынужденных переселенцев, вынужденных
внутренних мигрантов, репатриантов, а также прием прошений на получение
политического убежища в Республике Таджикистан принадлежит
Государственной миграционной службе (ГМС) при Министерстве труда и
социальной защиты населения.

Государственная миграционная служба состоит из трех подразделений:

• Отдел по трудовой миграции;

• Отдел по вопросам беженцев, лиц, ищущих политическое убежище, и
вынужденных переселенцев;

• Отдел по вопросам экологической миграции и добровольного переселения
по территории страны.

В ближайшем будущем руководство ГМС планируют создать новый отдел –
Отдел информации и миграционного анализа. Штат ГМС составляет 90
человек, и в каждом районе Таджикистана назначен один представитель ГМС.
В 2001 году ГМС открыла представительство в Российской Федерации.614

В обязанности Государственной миграционной службы при Министерстве
труда и социальной защиты населения входит следующее615: координация
процесса распределения прошений о политическом убежище в
сотрудничестве с другими агентствами; анализ и сбор информации о
политической, социально-экономической, а также о паспортном и визовом
режиме в стране происхождения лица, ищущего политическое убежище,
получаемой в основном от Министерства иностранных дел. ГМС также
передает эту информацию (и обновленные правила пребывания лиц, ищущих
политическое убежище) территориальным миграционным органам. ГМС
составляет перечень безопасных третьих стран, на основании которых ГМС
может отказать в предоставлении статуса беженца; рекомендует место для
временного проживания лиц, ищущих политическое убежище, и беженцев;
выдает временные удостоверения личности лицам, ищущим политическое

613
Всемирный обзор по проблеме беженцев за 2004 г. , США
614
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
615
Там же.




280
убежище, и сертификаты о статусе беженца. ГМС проводит собеседование с
лицами, запрашивающими политическое убежище, получает информацию (от
Государственной службы безопасности и Департамента виз и регистрации при
Министерстве внутренних дел), необходимую для проверки данных,
предоставляемых просителями, и подготавливает необходимый пакет
документов для рассмотрения межведомственной комиссией. ГМС принимает
окончательное решение о признании лица, ищущего политическое убежище,
беженцем на основании заключений государственной межведомственной
комиссии и осуществляет регистрацию беженцев и лиц, ищущих политическое
убежище (каждые шесть месяцев).616

В случае въезда в страну лица, нуждающиеся в политическом убежище, могут
запрашивать статус беженца непосредственно в Государственной
миграционной службе и в ее территориальных подразделениях в течение
одного месяца. В случае нелегального пересечения границы просители
политического убежища могут подавать прошение о политическом убежище
косвенно через органы пограничного контроля, через органы безопасности и
государственные миграционные представительства в пункте пересечения
границы в течение 24-48 часов; прошения также могут быть поданы через
дипломатические или консульские представительства Республики
Таджикистан в стране проживания. Все эти органы должны передать прошения
в ГМС в течение 72 часов.617

Первым шагом в процедуре приобретения статуса беженца является
регистрация прошения о предоставлении политического убежища. Решение о
регистрации принимается (в течение 10 рабочих дней) Государственной
межведомственной комиссией по определению статуса беженца, в которую
входят 9 представителей из всех вышеназванных министерств.
Председательствующей в комиссии является Государственная миграционная
служба. Помимо этого, два члена УВКБ ООН могут присутствовать на
заседаниях в качестве наблюдателей. Только после того, как эта комиссия
принимает положительное решение, ГМС регистрирует заявителя в качестве
лица, нуждающегося в политическом убежище, и выдает ему временное
удостоверение личности. Этот документ является основанием для выдачи или
продления временной регистрации в качестве просителя политического
убежища в Республике Таджикистан, что входит в полномочия департамента
виз и паспортов при Министерстве внутренних дел.618

Лица, нуждающиеся в политическом убежище (и члены их семей), чье
прошение о предоставлении статуса беженца было зарегистрировано, имеют
право проживать на территории республики, получать срочную медицинскую
помощь, начальное и среднее образование, а также финансовую помощь. В
случае отказа в регистрации со стороны Государственной комиссии, просители
политического убежища не могут получить временную регистрацию в
Министерстве иностранных дел и становятся нелегальными мигрантами на
территории Таджикистана. Они обязаны покинуть Таджикистан в течение
одного месяца с момента принятия решения об отказе в регистрации, за


616
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
617
Там же.
618
Там же.




281
исключением случаев, когда у них есть другие законные основания находится
на территории Республики.

Следующим этапом в процессе приобретения статуса беженца является
рассмотрение прошения и принятие решения о предоставлении или об отказе
в предоставлении статуса беженца. Как и в предыдущем случае, это дело
рассматривается государственной межведомственной комиссией (с 2003 года)
и ее заключение – положительное или отрицательное – является основой для
принятия окончательного решения ГМС. Этот процесс должен длиться не
долее 3 месяцев с даты регистрации. В исключительных случаях этот срок
может быть продлен до 6 месяцев.

До конца 2000 года Государственная миграционная служба (ранее
Департамент по делам беженцев при Министерстве труда и социального
обеспечения), в основном занималась координацией возвращения таджикских
беженцев в страну, что осуществлялось при помощи УВКБ ООН. Приоритетом
политики, проводимой действующим президентом Эмомали Рахмоновым,
является возвращение всех таджиков на родину, и эта цель будет занимать
важное место в политике правительства до тех пор, пока в Таджикистан не
вернется последний вынужденный мигрант.619

По состоянию на конец 2002 года в Таджикистане находилось 3 500 беженцев
и лиц, нуждающихся в политическом убежище (зарегистрированных ГМС),
большей частью из Узбекистана. В течение года прошения о предоставлении
статуса беженца подали 153 афганца и 2 уйгура из Китая. Все эти прошения
были отклонены, а точнее, не зарегистрированы ГМС. В 2002 году из
Таджикистана были репатриированы 11 800 беженцев из Афганистана. УВКБ
ООН помогло 9 800 человек вернуться в Афганистан, в том числе двум
афганцам, которые проживали на островах реки Пяндж с 2000 года. Около 150
афганских беженцев покинули Таджикистан в поисках убежища в других
странах Центральной Азии и в других регионах.621

По состоянию на конец 2003 года в Таджикистане находилось около 2 300
беженцев и лиц, ищущих политическое убежище (в основном из Афганистана);
110 человек (109 афганцев и 1 иранец) получили статус беженца, а 56
прошений было отклонено. Около 440 прошений находились в процессе
рассмотрения на конец 2003 года. УВКБ ООН предоставило помощь в
репатриации 143 афганцев, и таджикские власти принудительно
депортировали еще девять человек.622

В 2004 году в Таджикистане находилось приблизительно 2500 беженцев, по 17
прошениям статус беженца был предоставлен, а 37 прошений было
отклонено. Данные решения были обжалованы в суде.623

На январь 2005 года по официальным оценкам ГМС в Таджикистане
находилось 1831 беженцев и зарегистрированных лиц, ищущих политическое
убежище. В течение февраля-марта 2005 года Государственная Комиссия по

619
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года.
621
Комитет по делам беженцев США, Всемирный обзор проблемы беженцев за 2003 г. – Таджикистан
622
Там же.
623
Отчет о практике соблюдения прав человека в Таджикистане за 2004 г., США




282
определению статуса беженца осуществила перерегистрацию всех беженцев
и ГМС оценила, что на территории Таджикистана проживало 2 525 беженцев.
Большая часть просителей политического убежища прибыли из Афганистана –
2500 человек, за Афганистаном следует Иран – 700 человек, 2 человека из
Камеруна и 1 из Китая.624

В Таджикистане нет центра или каких-либо лагерей для беженцев, и
подавляющее большинство афганских беженцев живут в Душанбе (90%) и
Хужанде (второй по величине город на севере Таджикистан). После
приобретения статуса беженцев в Таджикистане многие афганцы привозят
остальных членов своей семьи и живут кланами. Они обычно широко
занимаются торговлей в больших городах.

ГМС также получает прошения на предоставление статуса беженца для
последующей передачи их в УВКБ ООН, которое занимается переселением
беженцев (в основном афганцев) в третьи страны – США, Канаду и в
некоторые европейские страны. В течение 2003 – 2004 годов 80 беженцев
было переселено в третьи страны. В 2005 году УВКБ ООН планирует
переселить 1000 человек в Канаду.625

В 2004 году 66 афганцев были репатриированы из Таджикистана (на
добровольной основе) при посредничестве УВКБ ООН (местных отделений по
оказанию помощи возвращающимся мигрантам) в Афганистан.626

Беженцы получают гуманитарную помощь и поддержку (приют, медицинские
услуги и образование) главным образом от УВКБ ООН. По законам
Таджикистана они имеют полное право на помощь от таджикского
правительства, но из за нехватки государственных ресурсов осуществление
этих прав остается проблематичным.




624
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
625
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года
626
Отчет о практике соблюдения прав человека в Таджикистане за 2004 г., США




283
Таблица.16 Количество нарушений границы, по основным странам
происхождения, включая иностранных граждан и граждан Таджикистана

Граждане Количество Граждане Количество
следующих стран в нарушений границы следующих стран в нарушений границы
2002 году в 2002 году 2003 году 2003 в 2003 году
Таджикистан 580 Таджикистан 932
США 1 Узбекистан 791
Швейцария 1 Афганистан 1

Источник: МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного
ввоза мигрантов в Центральной и Восточной Европе за 2003 г.



Таблица.17 Количество задержаний на границе, связанных с миграцией,
включая иностранных граждан и граждан Таджикистана, по полу

Пол 2002 2003
Мужчины 1 895 1 700
Женщины 21 24
Итого 1 916 1 724
Источник: МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного
ввоза мигрантов в Центральной и Восточной Европе за 2003 г.


Таблица.18 Количество задержаний на границе, место задержания, включая
иностранных граждан и граждан Таджикистана

Место задержания Количество Количество
задержанных в 2002 задержанных в 2003
году году
На пограничных пунктах на 224 259
автомобильных трассах
На железнодорожных 957 781
пограничных пунктах
На зеленой (сухопутной) границе 315 253
На морской границе - -
В аэропортах 274 256
На территории страны - -
В других местах 146 175
Итого 1 916 1 724
Источник: МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного
ввоза мигрантов в Центральной и Восточной Европе за 2003 г.




284
Таблица.19 Количество задержаний, связанных с миграцией, по участкам
границы, включая иностранных граждан и граждан Таджикистана, 2002 год

Участок границы: На въезде: На выезде: Общее число
Название соседней Количество Количество задержанных на
страны, на границе с задержанных людей, задержанных людей, границе с указанной
которой произошло ВЪЕЗЖАЮЩИХ на ВЫЕЗЖАЮЩИХ с страной в 2002 году
задержание территорию территории
Таджикистана на Таджикистана на
границе с указанной границе с указанной
страной, 2002 год страной, 2002 год

Афганистан 34 5 39
Узбекистан 10 4 14
Кыргызстан 18 - 18
Из СНГ в Таджикистан 48 17 65
Источник: МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного
ввоза мигрантов в Центральной и Восточной Европе за 2003 г.

Таблица.20 Количество людей, въехавших в Таджикистан контрабандным путем
2003

Итого 2 535
Из них: женщины 1 485
Из них: несовершеннолетние 1 050
Источник: МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и
незаконного ввоза мигрантов в Центральной и Восточной Европе за 2003 г.



Таблица.21 Предполагаемое количество нелегальных мигрантов на территории
Таджикистана

Конец 2002 года Конец 2003 года
2 500 2 600
Источник: МЦРМП, 2004: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного
ввоза мигрантов в Центральной и Восточной Европе за 2003 г.



9.2.6. Торговля людьми

Торговля людьми представляет собой особую проблему как одна из наиболее
отвратительных форм транснациональной организованной преступности.
Одним из наиболее негативных последствий, связанных с переходным
периодом нестабильности в странах бывшего СССР, стало растущее число
женщин и детей из этих стран, становившихся жертвами сексуальной
эксплуатации. Одной из ключевых проблем процесса экономической
трансформации является продолжающаяся реструктуризация рынка труда, по-
разному влияющая на людей в зависимости от половой или классовой
принадлежности, уровня образования и профессионального опыта,
этнического происхождения, национальности и гражданства. Наблюдается
устойчивая корреляция между бедностью, в особенности, наблюдающейся в
сельских районах и масштабами торговли людьми в данной стране или
регионе. Что касается шансов трудоустройства, то изменения на рынке труда в
постсоветских странах все чаще толкают женщин на низкооплачиваемую
работу и работу по совместительству. Приватизация во многих случаях
привела к потере профессий, которыми традиционно активно занимались



285
женщины633. Другие важные факторы, способствующие торговле людьми,
включают насилие в семье, гендерное неравенство, повышенный уровень
социальной изоляции и неустойчивую ситуацию в области социальной
безопасности вследствие отсутствия действующей системы социального
обеспечения. Все это приводит к тому, что криминальные группы, которые
скрываются за вывесками «агентств по трудоустройству» или «фирм по
найму», не встречают никаких препятствий при поиске новых жертв, причем
зачастую это происходит при поддержке и содействии со стороны
родственников и знакомых последних. Невозможно определить реальный
объем торговли людьми, и количественные оценки этого феномена
значительно расходятся. Приведем лишь два примера. По оценкам
ЕВРОПОЛа, в конце 1990-х годов около 90% из нескольких тысяч женщин,
перевозимых в ЕС ежегодно, были из стран Центральной и Восточной
Европы. В 1998 году, по оценкам правительства США, 175 000 женщин
ежегодно перевозили из бывших социалистических стран, причем 120 000 из
них попадали в страны Западной Европы.

a. Правовая база

Недавно нижняя палата Парламента Таджикистана приняла закон «О борьбе с
торговлей людьми». Законом определяется роль правительственных органов,
таких как Министерство внутренних дел, Министерство безопасности,
Министерство образования и Государственный комитет пограничных войск, а
также других органов в борьбе с торговлей людьми. Этот новый закон,
впервые в Центральной Азии рассматривающий проблему торговли людьми,
обеспечивает реальную поддержку для инициатив, направленных на борьбу с
торговлей людьми. В нем определены основные понятия, необходимые для
эффективного судебного преследования торговцев людьми и предоставления
помощи жертвам торговли, и распределены функции и полномочия между
различными государственными органами по таким вопросам, как
предотвращение торговли людьми, помощь и реинтеграция жертв торговли
людьми и т.д.

б. Институциональная база

По официальным данным властей, торговля людьми не является большой
проблемой для Таджикистана, несмотря на то, что эта проблема существует в
виде продажи женщин в Арабские страны. В мае 2004 года Министерство
внутренних дел Таджикистана открыло специализированный Отдел по борьбе
с организованной преступностью и с торговлей людьми.634

По данным МОМ, в 2002 году около 646 таджикских женщин были
насильственно проданы местными криминальными группировками. Странами
назначения в основном были страны Персидского залива, но некоторые из
женщин были проданы также в Южную Корею, Турцию, Юго-Восточную Азию и
в Европу. Многие женщины уезжают в надежде на лучшие экономические
перспективы за рубежом. При среднем уровне заработной платы в
Таджикистане, составляющем всего 5 долларов в месяц, многие женщины
отчаянно ищут пути выхода из бедности. Точное количество жертв торговли
633
Гэл Клигман «Торговля женщинами после социализма из Восточной Европы, в Восточную Европу и через территорию
Восточной Европы», Доклад, подготовленный для Конференции Совета по европейским вопросам, 11-13 марта 2004 г.,
Чикаго-Иллинойс - http://www.europanet.org/conference 2004/papers/F4_Kligman_Limon.pdf (29 сентября 2004 г.) , стр. 3 и 7
634
Закон Республики Таджикистан о миграции (декабрь 1999 года)




286
определить сложно. Многие жертвы торговли не знают, к кому обратиться в
критической ситуации и боятся или стыдятся рассказать о своих
злоключениях.

С недавних пор государственные органы Таджикистана стали уделять
повышенное внимание этому вопросу. Новый Уголовный кодекс страны, в
частности, статьи 339 и 340, принятые в мае 2003 года, впервые были
дополнены двумя пунктами, которые касаются вопросов торговли людьми.

Торговля людьми рассматривается как преступление, преследуемое по закону
и наказуемое тюремным заключением. До тех пор, пока не будут приняты все
необходимые изменения к другим законодательным актам, торговцы людьми
будут нести ответственность только на основании Уголовного кодекса, который
предусматривает для осужденных торговцев людьми наказание в виде
тюремного заключения на срок 5-8 лет.635 Эта мера приветствовалась, так как
Таджикистан, наряду с другими центрально-азиатскими республиками,
является значительной страной происхождения жертв торговли людьми, в
основном женщинами, которых продают в Узбекистан, Казахстан, Кыргызскую
Республику, Россию и в страны Персидского залива с целью сексуальной
эксплуатации. По оценкам, содержащимся в отчете МОМ за 2001 год, в 2000
году из Таджикистана было продано более 1000 женщин. Большая часть
женщин были в возрасте от 21 до 25 дет, и они были втянуты в торговлю
друзьями, знакомыми или даже родственниками, которые выступали в
качестве вербовщиков.636

По данным Департамента по борьбе с нелегальной миграцией (при МВД
Таджикистана) 107 женщин из Таджикистана были проданы в Арабские
страны.

МОМ внедряет в Таджикистане программу по борьбе с торговлей людьми,
которая предусматривает предоставление информации и консультативных
услуг, предотвращение торговли людьми, а также оказание помощи
государственным органам в разработке законодательства. Проект
финансируется ПРООН, SIDA, Агентством США по международному развитию
, швейцарским SDC, и Глобальным Фондом по борьбе со СПИДом,
туберкулезом и малярией. Для жертв торговли создана «горячая линия».
Основными организаторами торговли людьми в Таджикистане являются
женщины.

Выявленные методы торговли людьми включают в себя следующее:

• Ложные обещания работы за рубежом (в качестве продавца, уборщицы,
домохозяйки, официантки);

• Ложные обещания поездки с целью покупки товаров или предметов
личного пользования;

• Похищение людей;

635
http://news.somoni.com/bycat.php?viewCat=10&id=968 - 2004-07-12
636
RFE/RL Newsline, 22 мая 2003 г. , Международная организация миграции, «Обманутые мигранты из Таджикистана:
Исследование по проблеме торговли женщинами и детьми», июль 2001 г.
http://www.iom.int/documents/publication/en/tajikistan%5Fstudy%5Faugust2001.pdf




287
• Ложные обещания прибыльной и безопасной проституции за рубежом;

• Принуждение к проституции, порабощение, и принуждение к провозу
наркотиков на основе долговых обязательств и физических угроз;

• Заключение брака с подставным женихом, который на самом деле
является торговцем.637


9.2.7. Возврат
Рост масштабов нелегальной миграции из региона СНГ и через него требует
разработки эффективной и действенной системы возвращения иностранцев,
нелегально въехавших и пребывающих на территории страны, и
одновременно с этим - приема собственных граждан из-за рубежа. Правовой
основой для эффективного возвращения является наличие соглашения о
реадмиссии или иной формы практического взаимодействия и сотрудничества.
Ключевой предпосылкой для обеспечения эффективной системы контроля и
предотвращения нелегальной миграции является разработка и внедрение
программ по добровольному или принудительному возвращению нелегальных
мигрантов, получивших отказ лиц, ищущих убежище, и иных лиц, не имеющих
законных оснований оставаться на территории другого государства. Однако
эффективность и устойчивость подобной системы должны обеспечиваться
посредством программ интеграции и оказания помощи возвращающимся
лицам, а в долгосрочной перспективе – и преодолением изначальных причин
эмиграции.

Одной из договоренностей, регулирующих деятельность в этой сфере,
является заключенное в 1993 году Многостороннее соглашение между
Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном,
Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и
Украиной о сотрудничестве в области репатриации несовершеннолетних в
страну их гражданства.

Граждане Таджикистана, которые были вынуждены эмигрировать из
Таджикистана во время Таджикской гражданской войны, большей частью
вернулись в Таджикистан, или же остались на постоянное местожительство в
странах эмиграции. МОМ и УВКБ ООН внедрили несколько программ по
предоставлению помощи Таджикистану в систематичной репатриации и
реинтеграции вернувшихся эмигрантов.638

В течение последних пяти лет, в рамках совместных программ репатриации и
возврата, осуществляемых МОМ и УВКБ ООН, была предоставлена помощь
по репатриации и реинтеграции более 4776 таджиков, которые получили
статус беженцев за рубежом, и по возвращению 3623 вынужденных
переселенцев. Спустя восемь лет после окончания войны, процесс
возвращения подходит к концу.639



637
Закон Республики Таджикистан о Миграции (декабрь 1999 года)
638
http://www.iom.int/tajikistan/facts_figures.htm
639
http://www.iom.int/tajikistan/programmes.htm




288
a. Правовая база

• Закон Республики Таджикистан «О правовом статусе иностранных граждан
в Республике Таджикистан», от 1 февраля 1996 года, № 230;

• Указ Правительства Республики Таджикистан от 15 мая 1999 года, №218
«О пребывании иностранных граждан на территории Республики
Таджикистан».

Вышеупомянутыми законодательными актами регулируются процедуры
административной депортации иностранных граждан из Республики
Таджикистан.

б. Институциональная база

Решение о депортации иностранных граждан из Таджикистана принимает
Генеральная прокуратура и Министерство безопасности. По согласованию с
Министерством безопасности Генеральная прокуратура составляет
административный протокол по данному вопросу и передает его Министерству
внутренних дел.

Министерство внутренних дел исполняет данное решение в течение 30 дней.
До непосредственной депортации Министерство обязано проинформировать
соответствующее Посольство. На протяжении периода принятия решения
иностранные граждане задерживаются в местах предварительного
заключения. Расходы по депортации оплачиваются иностранным гражданином
или принимающей организацией или учреждением, в исключительных случаях
- Министерством безопасности, которое осуществляет депортацию до
административной границы Таджикистана. Иностранный гражданин имеет
право подать апелляционную жалобу против решения о депортации в
административный суд в течение 7 дней после принятия такого решения.640


9.2.8. Реадмиссия
В Европе, начиная с 1990-х годов начала активно развиваться и внедряться
сеть договоров о реадмиссии. Как свидетельствует опыт стран – новых членов
ЕС, развитие такой системы может считаться важнейшим элементом
устойчивой политики сокращения нелегальных потоков мигрантов в страну.
Однако до настоящего времени страны СНГ остаются за рамками такой
системы; количество договоров о реадмиссии, заключенных между странами
СНГ и другими европейскими государствами, а также этими странами между
собой является очень ограниченным. Основой договоров о реадмиссии
является то, что договаривающиеся стороны берут на себя обязательство
принимать собственных граждан, которые нелегально въехали или нелегально
пребывают на территории другой договаривающейся стороны; такое
обязательство может также касаться лиц без гражданства, а также граждан
третьих стран.



640
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года




289
Следует принимать во внимание, что заключение договоров о реадмиссии
обеспечивает возможность взаимных уступок и компромиссов, с увязкой
заключения договоров о реадмиссии с отменой визовых обязательств, что
также может входить в интересы обеспечивающего реадмиссию государства.

На заседании Европейского Совета Министров в Тампере было подчеркнуто,
что партнерство между странами происхождения и транзита будет
представлять собой ключевой элемент внешней политики ЕС в области
миграции. На заседании в Севилье, состоявшемся в июне 2002 года,
Европейский Совет настоятельно рекомендовал, что «любое будущее
соглашение о сотрудничестве, ассоциации или иное эквивалентное
соглашение, которое Европейский Союз или Европейское Сообщество
заключит с любой страной, должно включать положение о совместном
регулировании миграционных потоков и обязательной реадмиссии в случае
незаконной иммиграции». 641

Реальное претворение в жизнь заключенных договоров о реадмиссии должно
в обязательном порядке предусматривать создание рабочих процедур,
назначение контактных лиц в национальных администрациях и т.д.

Таджикистан подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с
Европейской Комиссией и странами-членами ЕС 11 октября 2004 г.

a. Правовая база

Только сейчас Таджикистан начинает разрабатывать систему Соглашений о
реадмиссии. В настоящее время государственные органы Таджикистана
готовят соглашение о реадмиссии с Российской Федерацией.

б. Институциональная база

Ответственность за подготовку и заключение запланированного соглашения о
реадмиссии с Российской Федерацией будет нести Министерство внутренних
дел в сотрудничестве с Министерством безопасности и Государственным
комитетом по защите национальных границ.642




641
Заключения Европейского Совета, Севилья, 21 и 22 июня 2002 года
642
Экспертная миссия МЦРМП в Таджикистане в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
6-11 марта 2005 года




290
10. ТУРКМЕНИСТАН

10.1. Общая информация643




Ашгабат
Столица
Общая: 488100 кв. км (вода: незначительная площадь;
Площадь
суша: 488100 кв.км)
4 863 169 человек (по оценкам на июль 2004 года)
Население

Туркменский - 72%, русский - 12%, узбекский - 9%,
Языки
другие - 7%
Президент и Председатель Кабинета министров
Президент
Сапармурад Ниязов (с октября 1990 года). Президент
одновременно является главой государства и
правительства.
Республика
Форма правления
Туркмены - 85%, узбеки - 5%, русские 4%, другие - 6%
Этнические группы
(2003 год)
Ислам - 89%, православие - 9%, неизвестно - 2%
Основные религии
Туркменский манат (TMM)
Валюта
ВВП (на душу
населения)
Паритет
покупательной силы $5700 (по оценкам на 2003 год)




643
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира»
http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/tx.html



291
Республика Туркменистан стала независимым государством после распада
Советского Союза в 1991 году. Туркменистан – засушливая, в основном
пустынная страна Центральной Азии с населением примерно 4,4 миллиона
человек и площадью 488100 кв. км. Она имеет границы с Казахстаном (379 км)
на севере, Узбекистаном (1621 км) на востоке, Афганистаном (744 км) и
Ираном (992 км) на юге. Протяженность береговой линии Каспийского моря на
западе Туркменистана составляет 1768 км; на противоположном берегу
Каспия находится Азербайджан.

Туркменистан – однопартийное государство, которым единолично руководит
Президент Сапармурад Ниязов. Новая Конституция, принятая в мае 1992 года,
провозглашает возрождение Туркменского государства а также статус
постоянного нейтралитета Туркменистана (который признан резолюцией
Совета Безопасности ООН от 12 декабря 1995 года). В Конституции
установлены основные принципы системы гражданского права и разделены
законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Последнее
дополнение от 28 декабря 1999 года предоставляет Президенту Сапармураду
Ниязову неограниченный срок правления. Он является главой государства и
Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Он назначает
Кабинет министров и возглавляет его, утверждает членов парламента
(Маджлиса) и назначает всех судей Верховного Суда страны.

Экономика

Экономика Туркменистана основана на сельском хозяйстве, животноводстве,
текстильной и нефтяной промышленности. Запасы нефти и газа в стране
являются одними из крупнейших в мире. После распада Советского Союза
экспорт нефти и газа позволил Туркменистану сохранить жизненные
стандарты на уровне советских времен. В 1998-2003 гг. Туркменистан страдал
от постоянного отсутствия необходимых маршрутов экспорта природного газа,
а также из-за краткосрочных обязательств по выплате внешнего долга. Однако
при этом общий объем экспорта вырос на 38%, в основном - благодаря
повышению международных цен на нефть и газ. Текущие вопросы продолжают
включать бедность населения, бремень внешнего долга и нежелание
правительства проводить рыночные реформы. Экономическая статистика в
Туркменистане считается государственной тайной, поэтому показатели ВВП и
другие цифры могут содержать очень большие погрешности.

Экономика страны до сих пор зависит от механизмов централизованного
планирования и государственного контроля, хотя правительство предприняло
ряд шагов по началу перехода к рыночной экономике. Большая часть рабочей

<<

стр. 12
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>