<<

стр. 13
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

силы занята в сельском хозяйстве, на которое приходится почти половина
всех рабочих мест.644

Туркменистан является лидером по экспорту газа в Центральной Азии, а в
строительстве необходимой инфраструктуры принимают участие компании из
разных стран мира. Газ экспортируется в основном в Россию и Украину. В
апреле 2003 года Туркменистан также подписал с Россией долгосрочный
договор об экспорте газа, который обеспечивает стабильный рынок для
основного валютного экспортного продукта страны. В настоящее время
разрабатываются планы строительства трубопроводов на рынки Восточной

644
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2003/27870.htm - 2004-06-30




292
Азии. Линии трубопроводов пройдут через территории Афганистана и
Пакистана.

Нефть является основным источником энергии в регионе. Наряду с
Казахстаном, Туркменистан обладает крупнейшими в Центральной Азии
запасами нефти, часть которых расположена в Каспийском море. Однако
многостороннее разделение дна и морских границ Каспийского моря пока еще
не состоялось, поэтому споры между странами, примыкающими к бассейну
Каспия, по поводу принадлежности нефтяных месторождений все еще
продолжаются. Туркменистан стремился играть лидирующую роль в решении
данного вопроса и даже организовал Саммит по проблеме Каспийского моря в
апреле 2002 года, однако его работа не привела к принятию каких-либо
конкретных решений.




293
10.2. Обзор миграционной системы

10.2.1. Регулярная миграция
После обретения независимости в 1991 году Туркменистан столкнулся с
многочисленными трудностями в своей миграционной системе. Для того,
чтобы реагировать на изменения миграционной ситуации в регионе,
необходимо было создать совершенно новую законодательную и
институциональную базу.

Существующее законодательство Туркменистана не признает двойного
гражданства. Это относится и к гражданам, одновременно имеющим
туркменское и российское гражданство. После президентского указа,
вышедшего в апреле 2004 года, в котором лицам с двойным гражданством
предписывалось в двухмесячный срок принять решение, какое гражданство
они предпочитают иметь, одновременное наличие российского и туркменского
паспортов стало незаконным. В соответствии с еще одним нормативным
актом, владельцы российских паспортов должны были покинуть Туркменистан
в течение установленного срока. Тем не менее, по данным официальных лиц,
ни один из 100000 человек, на которых распространялось действие данных
законов, не сдал свой российский паспорт. В настоящее время передвижение
между Туркменистаном и Россией осуществляется в рамках визового режима.

a. Правовая база

Вопросы въезда в Туркменистан и выезда из страны регулируются в ряде
правовых актов. Конституция Туркменистана, принятая 18 мая 1992 года,
содержит определенные положения в этой связи; кроме того, имеется два
отдельных закона, определяющих порядок въезда и выезда граждан
Туркменистана (июнь 1995 года) и иностранцев (февраль 2003 года). Тесно
связан с Законом о въезде и выезде иностранных граждан еще один закон –
«О правовом статусе иностранных граждан в Туркменистане», принятый в
октябре 1993 года и дополненный в ноябре 1995 года. В настоящее время
специальная рабочая группа готовит проект Закона о миграции. В состав
группы входят все учреждения, занятые решением вопросов миграции.

Конституция Туркменистана является основным законом, который регулирует
свободу перемещения иностранцев по территории страны. В статье 8
записано: «Иностранные граждане и лица без гражданства имеют все права и
свободы граждан Туркменистана, если иное не предусмотрено законом.
Туркменистан предоставляет право убежища иностранным гражданам,
преследуемым в их странах за политические, национальные или религиозные
убеждения». В статье 24 провозглашается, что каждый человек имеет право
на свободу передвижения и выбор местожительства в пределах
Туркменистана. Ограничения на передвижение по отдельным территориям или
касающиеся отдельных лиц могут применяться только в соответствии с
законодательством. Статья 17 предусматривает государственные гарантии
прав и свобод граждан, а также равенство граждан перед законом, независимо
от их национальности, происхождения, имущественного и служебного
положения, места проживания, языка, отношения к религии, политических
убеждений или партийной принадлежности.



294
Закон о правовом статусе иностранцев состоит из 5 разделов. В нем
определены основные права, свободы и обязанности иностранцев в
Туркменистане, а также порядок въезда и выезда из страны. В статье 3
вышеупомянутого закона определяются принципы правового статуса
иностранцев в Туркменистане. Положения закона также распространяются на
лиц без гражданства, проживающих в Туркменистане. В нем указано, что
иностранцы в Туркменистане пользуются такими же правами и свободами, как
и граждане Туркменистана, за исключением ограничений, предусмотренных
другими нормативными актами Туркменистана. Иностранные граждане в
Туркменистане равны перед законом независимо от их происхождения,
имущественного и социального статуса, расовой или этнической
принадлежности, пола, образования, религии, рода занятий и других
обстоятельств. В отношении тех стран, которые практикуют специальные
ограничения прав и свобод граждан Туркменистана, Президент Туркменистана
может применить аналогичные санкции.

Иностранцы в Туркменистане обязаны соблюдать Конституцию и законы
Туркменистана, уважать традиции и обычаи народа Туркменистана. Они могут
постоянно проживать в Туркменистане при наличии разрешения и вида на
жительство, выданного в установленном порядке органами внутренних дел.
Иностранцы, проживающие в Туркменистане на законных основаниях,
являются временными жителями Туркменистана. Они обязаны
зарегистрировать свои международные паспорта или иные документы в
установленном порядке и должны покинуть Туркменистан после истечения
определенного для них срока пребывания в стране.

Особые права иностранцев в Туркменистане изложены в статье 2
вышеупомянутого закона. Они включают право на трудовую деятельность,
медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. Иностранцы могут
иметь в собственности, наследовать и оставлять в наследство собственность;
могут обладать авторским правом на работы в области науки, литературы и
искусства, научных открытий, изобретений, рационализаторских (новаторских)
предложений; на образцы продукции и другое имущество, а также личными
неимущественными правами. Иностранцы в Туркменистане наравне с
гражданами страны пользуются правом на свободу совести и
вероисповедания. Они могут передвигаться по территории Туркменистана и
выбирать место жительства в соответствии с порядком, установленным
законодательством Туркменистаном. Ограничения на передвижение и место
проживания могут применяться, если это необходимо в интересах
национальной безопасности, защиты общественного порядка, здоровья и
морали граждан, защиты прав и законных интересов граждан Туркменистана и
других лиц, проживающих на территории Туркменистана. Они не имеют права
избирать и быть избранными в выборные государственные органы, или
участвовать в референдумах. Иностранцы не обязаны служить в
национальных вооруженных силах Туркменистана.

Правительство Туркменистана признает трудовую миграцию, поскольку она
приобретает все более серьезное значение в регионе. Именно поэтому, с
целью адекватного реагирования на эту растущую проблему, в Туркменистане
приняты «Правила приглашения иностранных граждан для временного
трудоустройства в Туркменистане». Эти правила утверждены Указом
Президента Туркменистана № 6135 от 21 февраля 2003 года. В них
перечислены условия и порядок выдачи разрешений на работу для


295
временного трудоустройства иностранных граждан в Туркменистане и
продления срока их действия. В соответствии с этими правилами,
приглашение иностранных граждан на временное трудоустройство в
Туркменистане могут оформлять предприятия Туркменистана всех форм
собственности, предприятия иностранных государств, работающие на
территории Туркменистана, а также их филиалы и представительства.
Граждане Туркменистана, использующие наемную рабочую силу в
соответствии с действующим законодательством, могут также приглашать на
работу иностранцев.

При выдаче разрешений на работу, Государственная служба Туркменистана
по делам регистрации иностранных граждан должна следовать принципу
приоритетного найма граждан Туркменистана на вакантные рабочие места, а
также соблюдать соотношение числа туркменских и иностранных сотрудников.
Число иностранцев не должно превышать 30% от общего числа сотрудников.

Кроме этого, вопросы миграции регулирует еще один нормативный акт, а
именно «Порядок выдачи разрешения на постоянное проживание в
Туркменистане», утвержденный Указом Президента Туркменистана № 5833 от
2002 года. В этом документе определены основания для выдачи и отказа в
выдаче разрешения на постоянное жительство в Туркменистане, а также
перечислены документы, необходимые для подачи заявления о выдаче вида
на жительство. В соответствии со статьей 1, иностранные граждане и лица без
гражданства имеют право на получение вида на жительство в Туркменистане.
Заявления на предоставление вида на жительство в Туркменистане должны
быть адресованы Президенту Туркменистана через органы внутренних дел в
вилайятах (районах) города Ашгабат, или через дипломатические
представительства и консульские учреждения Туркменистана за рубежом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на
жительство в Туркменистане, могут прибыть на территорию страны без
оформления виз.

Для предоставления вида на жительство, должено быть выполнено по крайней
мере одно из нижеследующих требований:

• Является туркменом по национальности;

• Находится в браке с гражданином Туркменистана;

• Оформил в установленном порядке опекунство или попечение над
гражданами Туркменистана;

• Инвестировал в экономику Туркменистана не менее 500 000 долларов
США;

• Обладает высоким уровнем квалификации в различных профессиях, имеет
достижения в области науки, культуры, искусства и спорта, которые могут
быть использованы в интересах Туркменистана;

• Является гражданином страны СНГ или лицом без гражданства,
прибывшим из страны СНГ и зарегистрированным в Туркменистане до
введения визового режима со странами СНГ.



296
В 1998 году был принят новый Уголовный кодекс. Специалисты в области
права из Германии участвовали в консультативном процессе при подготовке
проекта в рамках программы ТАСИС.

б. Институциональная база

После обретения независимости в стране был создан ряд государственных
учреждений с целью решения вопросов, связанных с миграцией. Среди этих
учреждений:

• Государственная служба Туркменистана по делам регистрации
иностранных граждан/Государственная миграционная служба. Указанные
структуры созданы совсем недавно;

• Министерство внутренних дел Туркменистана;

• Государственная пограничная служба Туркменистана;

• Министерство иностранных дел Туркменистана;

• Служба безопасности Туркменистана;

• Министерство юстиции (Адалат);

• Туркменский национальный институт демократии и прав человека при
Президенте Туркменистана.

Министерство внутренних дел раньше отвечало за регистрацию и все
вопросы, связанные с миграцией. Сегодня оно занимается только вопросами,
связанными с регистрацией и контролем над внутренней миграцией. Оно
также выдает паспорта, разрешения на жительство и документы,
подтверждающие статус «лица без гражданства».

Министерство иностранных дел отвечает за выдачу виз и связи с
иностранными государствами по вопросам миграции.

Государственная пограничная служба отвечает за контроль и защиту
государственных границ, а также за обеспечение контроля над въездом и
выездом из страны на пунктах пересечения границы. По оценкам
специалистов, Пограничная служба насчитывает 5000 сотрудников.
Командование пограничной службой было создано в 1992 году и заменило
Среднеазиатский пограничный округ Комитета государственной безопасности
(КГБ) СССР. Пограничники в основном патрулируют горные участки границы с
Афганистаном и Ираном, протяженность которых составляет 1750 километров;
они считаются наиболее сложными участками границы в стране. Во времена
Советского Союза участок советско-иранской границы, совпадающий с
сегодняшней ирано-туркменской границей, был одним из наиболее тщательно
охраняемых в СССР.645

Государственная служба регистрации иностранцев/Государственная
миграционная служба была создана в 2003 году для обработки статистических
645
http://www.globalsecurity.org/military/world/centralasia/turkmen-army.htm




297
данных, регистрации иностранцев и решения других вопросов, связанных с
внешней миграцией. Государственной миграционной службе переданы все
полномочия в связи с внешней миграцией (регистрация иностранцев, въезда и
выезда, выезда туркменов за рубеж, определение статуса беженцев,
регистрация беженцев, вопросы гражданства беженцев, и т.п.). Кроме того,
Служба имеет пять оперативных центров в разных регионах Туркменистана.

Институт статистики отвечает за сбор и анализ информации о легальной
миграции. До 2003 года Институт был основным учреждением, отвечавшим за
сбор информации из Министерства иностранных дел, Министерства
внутренних дел, Пограничной службы и МОМ, а также за подготовку
ежегодного отчета «Миграция в Туркменистане». Отчет предназначен только
для внутреннего пользования и не предоставляется всем органам,
занимающимся вопросами миграции. Он может быть предоставлен для
изучения только по официальной просьбе Министерства иностранных дел.

Служба безопасности Туркменистана рассматривает заявления о
предоставлении вида на жительство в Туркменистане. Она принимает
решения и направляет все материалы, полученные из других органов, со
своими выводами Президенту Туркменистана для дальнейшего рассмотрения,
а также информирует Министерство внутренних дел и Министерство
иностранных дел о проведенной работе.

Министерство юстиции (Адалат) отвечает за сотрудничество с
международными организациями. Это основной государственный орган,
занимающийся толкованием правовых актов и ведением электронной
правовой базы данных (создается в настоящее время).

Туркменский национальный институт демократии и прав человека при
Президенте Туркменистана был создан 23 октября 1996 года по инициативе
Президента Туркменистана Сапармурада Ниязова «с целью усиления
демократических институтов в стране и обществе, обеспечения
конституционных прав человека, соблюдения личной свободы, выполнения
международных обязательств Туркменистана как государства с постоянным
нейтральным статусом, проведения прикладных исследований в сфере прав и
свобод человека» (Указ Президента Туркменистана от 23 октября 1996 года).
Туркменистан и данный институт сотрудничают со специализированными
международными организациями, такими как МОМ, ЮНИСЕФ, ПРООН, ОБСЕ,
УВКБ ООН, ВОЗ и ЮНФПА (Фонд народонаселения ООН). Кроме того,
институт организует и проводит конференции и практические семинары по
обеспечению прав человека для всех граждан. Он также проводит активную
работу по вопросам миграционной политики, беженцев и прав мигрантов.
Институт проводит семинары по вопросам, относящимся к компетенции
сотрудников Государственной пограничной службы и Таможенной службы. Он
является соавтором Закона о беженцах, а также принимал участие в работе по
подготовке закона о создании Миграционной службы.


10.2.2. Визовая политика
Сводная информация о визовых режимах в странах СНГ представлена в
таблице, включенной в главу «Визовая политика» в Отчете по Армении.



298
Как и другие аспекты миграционной политики, визовая политика
Туркменистана находится в стадии разработки.

В октябре 1992 года 12 стран-членов СНГ подписали соглашение «О
безвизовом передвижении граждан СНГ по территории стран-членов СНГ»
(Бишкекское соглашение).646 Однако в июле 1999 года Туркменистан
денонсировал соглашение, а в январе 2000 г. свое участие в нем
приостановил и Узбекистан.647 В целом, можно отметить, что с 1992 года
внутри региона СНГ было заключено несколько двусторонних и
многосторонних соглашений, регулирующих визовые вопросы, однако не
всегда во главу угла ставились подходы, способствующие объединению СНГ.
В настоящее время Бишкекское соглашение действительно только для
граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы и
Таджикистана.

В 1999 году после введения визового режима со странами-членами СНГ
Туркменистан подписал двусторонние соглашения о поездках граждан с
Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой
Беларусь, Грузией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой,
Республикой Молдовой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан,
Республикой Узбекистан и Украиной.648 Эти соглашения определяют правила
въезда и выезда иностранцев в Туркменистан и из него; транзита иностранцев;
регистрации иностранцев по месту временного пребывания; поездок
иностранцев по территории Туркменистана и выбора ими места жительства;
ответственность за нарушение этих правил, сокращение времени пребывания
иностранцев на территории Туркменистана и их высылку из страны.

С 1999 года все граждане СНГ должны получать визу для въезда в
Туркменистан. Это не распространяется на владельцев дипломатических и
служебных паспортов. Со своей стороны, туркменские граждане, за
исключением владельцев дипломатических и служебных паспортов, должны
получить визу для въезда в остальные страны СНГ.

В ноябре 2004 года Туркменистан и Узбекистан подписали соглашение о
новых правилах передвижения своих граждан между этими двумя странами,
включая упрощенный порядок передвижения для жителей пограничных
регионов. Это межправительственное соглашение основано на Договоре о
дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанном в январе 1996 года. 649

Иностранцы должны получить въездную визу в дипломатическом
представительстве или консульстве Туркменистана за границей на основании
письменного приглашения туркменской организации или частного лица.
Заявление должно быть одобрено Министерством иностранных дел на
основании решения управления по визовому контролю при президенте
республики. Въездная виза может быть также выдана в пограничном
иммиграционном пункте, например, в международном аэропорту Ашгабат или
на любом из семи международных пунктов пересечения границы.

646
Центральная Азия: свобода передвижения. Анализ проблемы сотрудничества, 10 августа 2002 года
http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav081002a.shtml
647
Там же.
648
Противодействие торговле людьми в Восточной Европе и Центральной Азии, Отчет МОМ, ноябрь 2003 г., стр. 217
649
http://turkmenistan.ru/index.php?page_id=8&lang_id=ru&elem_id=95&type=event&layout=print&sort=date_desc




299
Иностранные граждане и лица без гражданства регистрируются после
прибытия. Структурой, ответственной за регистрацию, является отделение
контроля за въездом и выездом при Отделе регистрации иностранных граждан
Государственной службы Туркменистана, расположенное на государственных
границах Туркменистана. Иностранцы должны заполнить обе части
иммиграционной карты. Одна ее часть передается в отделение контроля за
въездом и выездом после прибытия в страну, а другая – во время выезда из
Туркменистана.650

Выезд из страны регистрируется календарным штемпелеванием в паспорте.

Требования относительно получения виз вводились и отменялись несколько
раз. В ответ на критику в связи с ограничением свободы передвижения
Президент Туркмении Ниязов заявлял, что эти меры являются временными и
направлены на ограничение въезда потенциальных террористов, особенно
после покушения на него в ноябре 2002 года. Несмотря на отмену въездных
виз в январе 2002 года, они снова были введены в марте 2003 года.651
Согласно Указу Президента «лицо, пересекающее государственную границу
Туркменистана, должно иметь в своем паспорте разрешение на выезд, а также
въездную визу страны, в которую он собирается въехать. Только для
владельцев дипломатических и служебных паспортов наличие выездной визы
не обязательно».652 В январе 2004 года «правительство под международным
давлением со стороны дипломатического корпуса, ОБСЕ и ООН отменило
требование о получении выездной визы. Отмена визового выездного режима
дает возможность большинству граждан выезжать за границу, однако
правительство утвердило «черный список» лиц, которым выезд запрещен». 653

a. Правовая база

Правовую базу визовой политики составляют Закон Туркменистана о правовом
статусе иностранцев в Туркменистане и Положения о порядке въезда, выезда
и пребывания иностранных граждан на территории Туркменистана,
утвержденные Президентом в Указе № 6135 от 21 февраля 2003 года. Данный
закон и положения составляют основные элементы системы, регулирующей
въезд и выезд из Туркменистана.

Закон о порядке въезда, выезда и пребывания иностранных граждан на
территории Туркменистана был принят 8 октября 1993 года, а 24 ноября 1995
года в него были внесены поправки. В этом законе рассматриваются наиболее
важные аспекты, касающиеся правового статуса иностранцев, въезжающих в
страну или временно проживающих на ее территории. В нем указано, что для
въезда в Туркменистан у иностранцев должен иметься в наличии
действительный заграничный паспорт и разрешение, выданное
компетентными органами. В нем также содержатся условия, при которых во
въезде может быть отказано. Те же самые положения распространяются и на
выезд.


650
Указ Президента Туркменистана № 6134 от 21 февраля 2003 года
651
http://www.db.idpproject.org/Sites/idpSurvey.nsf/wViewSingleEnv/TurkmenistanCountry+Profile
652
Указ Президента Туркменистана № 6134 от 21 февраля 2003 года
653
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2004/41714.htm




300
В законе предусмотрены следующие случаи, в которых иностранцу при
необходимости может быть отказано в выдаче въездной визы:

• В интересах национальной безопасности или защиты общественного
порядка;


• Если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан
Туркменистана и других лиц;

• Если во время предыдущего пребывания в Туркменистане было
установлено, что он/она нарушили закон о правовом статусе иностранцев в
Туркменистане, таможенные законы и законы о хождении иностранной
валюты, а также, если он/она принимали участие в пропагандистской
деятельности, противоречащей интересам Туркменистана;

• В случае, когда при подаче заявления о разрешении на въезд он/она
подали ложную информацию о себе или не предоставили необходимых
документов;

• По другим причинам, установленным туркменским законодательством.

Иностранцу не разрешается выехать из Туркменистана (т. е. не может быть
выдана выездная виза) при следующих условиях:

• Если имеются основания для возбуждения против него/нее уголовного
дела – до завершения рассмотрения дела;

• Если он/она признаны виновными в совершении преступления – до тех пор,
пока преступник не отбудет срок наказания или не будет отменен приговор;

• Если его/ее выезд из страны противоречит интересам национальной
безопасности – до тех пор, пока обстоятельства, препятствующие выезду,
не прекратят существование;

• Если существуют другие обстоятельства, предусмотренные
законодательством Туркменистана, которые препятствуют его/ее выезду из
страны.

б. Институциональная база

Ответственность за контроль над осуществлением вышеперечисленных
положений разделена между Государственной службой регистрации
иностранцев, Государственной пограничной службой и Министерством
иностранных дел в сотрудничестве с Министерством внутренних дел и
национальной безопасности и Министерством юстиции.

Министерство иностранных дел отвечает за выдачу въездных виз за границей
и по прибытии. Процедура начинается с подачи туркменским гражданином
(или туркменской организацией) приглашения для иностранца в Консульский
отдел МИДа в Ашгабате. МИД рассматривает это заявление и в случае
принятия положительного решения выдает разрешение приглашающей
стороне. Последняя посылает утвержденное письмо приглашаемому лицу за


301
границу. Затем это лицо подает утвержденное письмо либо в визовый отдел за
границей, либо в визовый отдел на границе по прибытии в Туркменистан.

Решения относительно выдачи виз принимаются после консультации с
МИДом, который направляет все документы в Комитет контроля за
регистрацией приглашений. Этот комитет решает, выдать ли разрешение на
въезд в Туркменистан или отказать в его выдаче. Закон о правовом статусе
иностранных граждан в Туркменистане определяет условия, при которых лицу
может быть отказано или разрешено въезжать в Туркменистан. Комитет
контроля за регистрацией приглашений сообщает Государственной службе
Туркменистана по регистрации иностранцев о своем решении для того, чтобы
эта информации была зарегистрирована в специальной базе данных.654

Существует несколько категорий туркменских виз, в зависимости от цели и
количества въездов (одно-, двух-, трех-, пяти- или многоразовые визы.)655.
Сюда относятся:

• Дипломатические визы, которые выдаются владельцам дипломатических
паспортов, членам миссий, сотрудникам консульских учреждений и
международных организаций, аккредитованных в Туркменистане, а также
членам их семей;

• Официальные визы, которые выдаются иностранным гражданам,
приезжающим в Туркменистан по официальным делам для решения
вопросов с министерствами и ведомствами или другими
правительственными организациями и учреждениями, представителям
иностранных государственных организаций или учреждений, сотрудникам
средств массовой информации, представителям международных
организаций, а также членам их семей и членам экипажей иностранных
самолетов или судов;

• Бизнес-визы, которые выдаются представителям, специалистам и
сотрудникам иностранных фирм, организаций или учреждений и
коммерческих предприятий, работающих в Туркменистане, а также
гражданам иностранных государств, работающим в образовательных
учреждениях Туркменистана, и членам их семей;

• Студенческие (въездные и выездные) визы, которые выдаются
иностранным гражданам, обучающимся в высших учебных заведениях
Туркменистана, для их поездок домой и возвращения в Туркменистан в
течение срока действия визы;

• Частные визы, которые выдаются иностранным гражданам, прибывающим
в Туркменистан по приглашению частных лиц, являющихся гражданами
Туркменистана;

• Туристические визы;




654
Указ Президента Туркменистана № 6134 от 21 февраля 2003 года.
655
http://www.unece.org/stats/documents/2001/05/migration/2.add.9.e.pdf




302
• Транзитные визы, которые выдаются иностранным гражданам для
пересечения территории Туркменистана при условии наличия визы в
третью страну и проездных документов до конечного пункта назначения;

• Визы для лечения, которые выдаются иностранным гражданам,
прибывающим в Туркменистан для прохождения лечения, а также
сопровождающим их лицам;

• Водительские визы, которые выдаются иностранным гражданам, которые
являются водителями, выполняющими международные перевозки через
территорию Туркменистана.


10.2.3. Управление границей
Туркменистан граничит с Каспийским морем на западе, расположен между
Ираном и Афганистаном на юге, и между Казахстаном и Узбекистаном на
севере. Общая протяженность границ составляет 3736 км (с Афганистаном -
744 км, Ираном - 992 км, Казахстаном - 379 км, Узбекистаном - 1621 км и по
Каспийскому морю – 1768 км). Нейтральный статус Туркменистана,
признанный Организацией Объединенных Наций 12 декабря 1995 года, имеет
большое значение для развития миграционной ситуации в регионе, особенно с
учетом внутренних конфликтов.

Во времена Советского Союза границы с Афганистаном и Ираном были
внешними границами, и были соответствующим образом оснащены для
выполнения этой функции, однако остальные границы являлись внутренними
границами СССР. В связи с этим Туркменистан так же, как и другие страны
СНГ, осуществляет процесс делимитации и демаркации своих границ после
распада Советского Союза. Делимитация границ с Казахстаном была
завершена после подписания в Астане 5 июля 2001 года Соглашения о
делимитации и демаркации границ. Данное соглашение заложило основу для
усиления пограничного контроля между двумя странами.656 Кроме того,
представители правительства добиваются того, чтобы между Туркменистаном
и его соседями больше не возникали споры о границах. Защита границы
осуществляется на основе взаимопонимания.

С целью дальнейшего расширения сотрудничества между соседними
государствами были упрощены процедуры пограничного контроля между
Туркменистаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Поскольку перед этими
странами стоят схожие проблемы, совместные мероприятия стали
необходимым шагом и неотъемлемым компонентом комплексной
национальной миграционной политики этих стран.

Отчет организации «Human Rights Watch» за 2003 год содержит информацию о
том, что «поездки в Туркменистан и из Туркменистана до сих пор крайне
ограничены, так же, как и свобода передвижения внутри страны.
Правительство ввело плату в размере 6 долларов США для туркменских
граждан, желающих пересечь границы Узбекистана и Ирана, что по местным
стандартам является непомерно высокой платой».657
656
http://www.mfa.kz/eng/index.php?rel=1&selected=6
657
http://hrw.org/wr2k3/europe14.html




303
a. Правовая база

Закон о государственной границе устанавливает принципы функционирования
системы пограничного контроля и определяет Государственную пограничную
службу как полномочный орган, которому вверена задача охраны границ
(сухопутных, морских и воздушных) и проверки лиц, въезжающих в страну и
выезжающих из нее, на пунктах пограничного контроля. Официальные
представители министерства утверждают, что туркменские границы надежно
защищены, подтверждением чему служит отсутствие нелегальной миграции,
которая до сих пор представляет собой проблему в Таджикистане и
Узбекистане.658 Поскольку правительство Туркменистана не рассматривает
миграцию вообще, и нелегальную миграцию в частности как неизбежную
проблему, законодательство, регулирующее вопросы управления границами,
развито в стране недостаточно хорошо.

б. Институциональная база

Вопросы пограничного контроля и управления границами относятся к ведению
следующих органов:

• Государственная пограничная служба;

• Государственная таможенная служба;

• Государственная служба регистрации иностранных граждан.

С 2005 года вопросами пограничного контроля и управления границами
занимаются исключительно туркменские органы власти. Предыдущее
российско-туркменское соглашение о совместном пограничном контроле
больше не действует.

Государственная пограничная служба Туркменистана является основной
структурой, в задачи которой входит защита границы (включая защиту
«зеленой границы»). Одной из ее задач является борьба с контрабандой
наркотиков и оружия.659 Сотрудники Пограничной службы проходят обучение в
некоторых европейских странах, таких как Германия, Швеция и Турция.


10.2.4. Нерегулярная миграция
Как отмечалось выше, туркменские власти утверждают, что нерегулярная
миграция не представляет собой особой угрозы для страны. Именно поэтому
соответствующая законодательная и институциональная база разработаны
недостаточно хорошо. На практике наблюдатели описывают только отдельные
эпизоды, связанные с нелегальной миграцией, когда, например, граждане
Шри-Ланки или Индии пытались пересечь границу на пути в Западную Европу.


658
Встреча в Государственном комитете Туркменистана по регистрации иностранцев / Государственной миграционной
службе, 1 февраля 2005 г
659
Миссия МЦРМП в Туркменистане




304
Тем не менее, Южная Азия и Китай представляют собой традиционный регион
происхождения нелегальных мигрантов, которые часто путешествуют из этих
стран через Бангкок, СНГ (особенно Россию) и Стамбул в Западную Европу и
Северную Америку. Учитывая текущие и планируемые маршруты авиалиний
Туркменистана, а также транзитные возможности аэропорта Ашгабат,
потенциал нелегальной миграции через Ашгабат представляется
значительным. Практическое отсутствие нелегальной миграции через
Туркменистан на настоящий момент может объясняться его репутацией
страны с жестким режимом въезда и пребывания, а также общей
неосведомленностью о маршруте.

По данным Института статистики, хотя проблемы внешней нерегулярной
миграции в Туркменистане не существует, могут иметь место проблемы с
внутренней нерегулярной миграцией. Внутренняя миграция по-прежнему
контролируется при помощи старой советской системы регистрации по месту
работы и жительства, именуемой «пропиской».

«Прописка представляет собой разрешение, выдаваемое властями и
регистрирующее местожительство предъявителя. Ее применение является
наследием режима внутренних паспортов, применявшегося еще царским
правительством для контроля передвижений населения по территории
империи, в особенности, для управления процессом урбанизации в конце 19-го
столетия. Прописка была официально отменена в момент распада Советского
Союза в 1991 году. Некоторые государства бывшего СССР продолжают
использовать прописку или иную форму официального разрешения на
регистрацию места жительства лица, в их числе – Беларусь, Российская
Федерация и Кыргызстан. Армения, Казахстан, Туркменистан и Украина
отменили требование о получении разрешения, но по-прежнему требуют
регистрации места проживания» 660.

a. Правовая база

В соответствии с Уголовным кодексом Туркменистана (12 июня 1997 года),
незаконное пересечение государственной границы без соответствующих
документов и разрешения наказуемо исправительными работами или
тюремным заключением сроком до двух лет. Повторное совершение этого
преступления или совершение его группой лиц в сговоре или же
организованной группой с применением или угрозой применения насилия
наказуемо тюремным заключением на срок до пяти лет.

б. Институциональная база

Поскольку туркменские власти утверждают, что нерегулярная миграция не
представляет собой проблемы для страны, не существует и
институциональной базы, направленной на решение этой проблемы. Между
отсутствием нерегулярной миграции и отсутствием институциональной базы,
по-видимому, существует взаимосвязь.




660
http://www.nelegal.net/articles/propiska.htm




305
10.2.5. Убежище
10 июля 1997 году Туркменистан присоединился к Конвенции ООН 1951 года о
статусе беженцев и Протоколу 1967 года. В 1997 году Туркменистан также
принял национальный Закон о беженцах. Недавно произошли новые
позитивные изменения в плане сотрудничества туркменского правительства с
международными организациями. Кроме того, в Отчете по правам человека
Государственного Департамента США за 2004 год отмечается, что
«правительство создало систему предоставления защиты беженцам. На
практике, правительство предоставило определенную защиту против
насильственного возвращения, т.е. возвращения лиц в страну, где
существует опасность подвергнуться преследованию. Это, однако, вступает в
противоречие с фактом депортации беженцев из числа этнических узбеков в
Узбекистан в 2003 году. Правительство предоставило статус беженца или
убежище некоторым этническим туркменам из Афганистана и позволило
некоторым таджикским беженцам и мигрантам остаться в стране»661.

УВКБ ООН предоставляет наиболее обширные данные о беженцах и лицах,
ищущих убежище в Туркменистане. Учитывая имеющиеся недостатки в
системе предоставления защиты беженцам, еще предстоит проделать
определенную работу по согласованию законодательного и
институционального подходов.

По данным УВКБ ООН, общее число беженцев в Туркменистане на конец 2003
г. составило662 примерно 13500 человек. Постоянное, хотя и все более
интенсивное, снижение числа беженцев с 1994 года (за исключением 1999
года) представляет собой заметную тенденцию. Это изменение объясняется
прекращением гражданских войн, имевших место в регионе в начале 1990-х
годов. Большинство лиц, ищущих убежище и беженцев в Туркменистане
составляют выходцы из Таджикистана и Афганистана. Имеется примерно
12000 таджикских беженцев (этнических туркмен), большая часть которых
покинула Таджикистан в период гражданской войны 1992-1997 гг. Афганские
беженцы туркменского происхождения составляют примерно 1 200 человек.
Эти люди переехали в Туркменистан из Ирана в 1994 году по официальному
приглашению Президента Туркменистана. Эти беженцы покинули свою страну
происхождения во время советской оккупации Афганистана. Большинство из
них получили вид на жительство как лица без гражданства в 1999 году и
проживают в сельских районах663. Беженцы в сельских районах
преимущественно проживают в провинциях Лебап, Мары и Ахал. Большинство
этих беженцев получило землю для возделывания и возможность построить
или купить дома. Их дети посещают туркменские школы664.

Кроме того, имеется небольшое число (около 500 человек) лиц, ищущих
убежище и беженцев из Российской Федерации (Чечня), этнических
азербайджанцев из Нагорного Карабаха и этнических армян – беженцев из
Азербайджана. Этим беженцам были выданы удостоверения УВКБ ООН,
661
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2004/41714.htm
662
Статистический ежегодник УВКБ ООН за 2003 г.
663
http://www.newscentralasia.com/modules.php?name=News&file=article&sid=158
664
Там же.




306
которые продлеваются каждые три месяца. Каждое удостоверение беженца
должно быть зарегистрировано в местных паспортных столах по месту
проживания беженцев. Беженцы, проживающие в городах и не имеющие
возможности обеспечить себя материально, имеют право на получение
материальной помощи со стороны УВКБ ООН. В настоящее время около 300
беженцев по мандату УВКБ ООН получают соответствующие пособия 665.

Имеется также примерно 90 политических беженцев из Ирана, приехавших в
1983 г. и получивших статус «политэмигранта» от советских органов власти.

УВКБ ООН и правительство Туркменистана завершили проведение первой в
истории регистрации всех беженцев в Туркменистане. Указанное мероприятие
началось в октябре 2004 года и завершилось в конце февраля 2005 года. Было
зарегистрировано примерно 11 тысяч этнических туркмен, прибывших из
Таджикистана и более 500 этнических туркмен из Афганистана. С начала
международной военной операции в Афганистане правительство
Туркменистана согласилось расширить сотрудничество с УВКБ ООН,
Международной организацией миграции (МОМ) и другими международными
агентствами по оказанию помощи в целях предоставления помощи беженцам
из Афганистана. Правительство также сыграло важную роль в содействии
организации международной гуманитарной помощи беженцам, оставшимся в
Афганистане666.

По результатам регистрации будут проведены переговоры с правительствами
стран Центральной Азии по поиску возможностей долгосрочного решения для
зарегистрированных беженцев. Это является важным шагом к решению
проблемы беженцев, возникшей вследствие конфликтов в соседних
Афганистане и Таджикистане. Большинство этнических туркмен прибыло в
Туркменистан из Таджикистана в период с 1992 по 1997 гг. спасаясь от
гражданской войны, которая разгорелась вследствие развала Советского
Союза. Некоторое число этнических туркмен прибыло ранее из Афганистана и
получило разрешение на проживание в Туркменистане в 1994 году667.

В отличие от них, этнические туркмены - беженцы, прибывшие в страну из
Таджикистана в связи с гражданской войной, находятся в особенно тяжелом
положении. Целые деревни населены этими беженцами, которые с одной
стороны не планируют возвращаться домой в страны происхождения, а с
другой стороны - не получают никакой помощи в получении туркменского
гражданства. По данным базирующейся в США гуманитарной организации
Refugees International (RI), в Туркменистане проживает примерно 14000
таджикских беженцев. Некоторые из них отвечают требованиям,
предъявляемым в связи с предоставлением гражданства, поскольку они
прожили в стране более 7 лет. Тем не менее, пока нет никаких признаков того,
что правительство намерено осуществить натурализацию668.




665
там же.
666
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2004/41714.htm
667
http://www.reliefweb.int/rw/RWB.NSF/db900SID/VBOL-ALFWZ?OpenDocument&rc=3&cc=tkm
668
http://www.reliefweb.int/rw/RWB.NSF/db900SID/SZIE-64CL32?OpenDocument&rc=3&cc=tkm




307
a. Правовая база

Как и в случае с большинством других нормативных актов в области миграции,
основные положения, связанные с беженцами и убежищем можно найти в
Конституции Туркменистана. Кроме того, 7 июля 1997 года был принят Закон
Туркменистана о беженцах. Статья 8 Конституции гласит: «Туркменистан
предоставляет право на убежище иностранным гражданам, преследуемым в
их странах за их политические, национальные и религиозные убеждения».
Помимо этого, 2 марта 1998 года Туркменистан присоединился к Конвенции
1951 года о статусе беженца и Протоколу к ней.

Закон о беженцах определяет порядок и условия признания лиц беженцами,
их правовой статус и устанавливает правовые, экономические и социальные
гарантии прав и защиты беженцев. Он определяет беженца на основании
общепринятого определения, содержащегося в Конвенции 1951 года, и
подтверждает принцип отказа от насильственного возвращения и принцип
единства семьи. Решение о предоставлении статуса должно быть принято в
течение трех месяцев с момента подачи заявления. В случае отказа заявитель
может обжаловать решение в течение одного месяца. Решение о лишении
статуса беженца сообщается лицу в письменной форме в течение десяти дней
с указанием мотивов принятия решения и процедуры обжалования его.

Вышеупомянутый Закон о беженцах содержит четыре раздела. Он определяет
понятие беженца, содержит ссылки на существующее законодательство по
беженцам и определяет права и обязанности беженцев и лиц, находящихся в
процессе подачи заявления на получение статуса беженца. Закон также
описывает процедуру подачи прошения на получение такого статуса и
последствия получения отказа на прошения. Хотя Закон не содержит каких-
либо положений, касающихся гуманитарного статуса беженца, в 2004 году
Туркменское правительство предоставило временную защиту лицам, которые
могут не подпадать под определение беженца на основании Конвенции 1951
года и Протокола 1967 года669.

Статья 1 закона о беженцев определяет термин «беженец» в туркменском
законодательстве как лицо, которое ввиду обоснованного страха стать
жертвой преследования по признаку расовой, религиозной, национальной
принадлежности, членства или принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений прибыло в Туркменистан и не может
получить защиту своей страны или не желает воспользоваться такой защитой
ввиду подобного страха, или же не имеет определенного гражданства и
находится за пределами страны проживания в силу подобных обстоятельств.

Беженец не может нести ответственности за незаконный въезд или
пребывание на территории Туркменистана, если он или она немедленно и по
своей собственной инициативе связался с представителями властей по
прибытии из страны, где его или ее жизнь подвергалась угрозе. Это правило
предусмотрено Статьей 1 Закона о беженцах. Для того чтобы получить статус
беженца в Туркменистане, необходимо подать письменное заявление в
669
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2004/41714.htm




308
Государственный комитет Туркменистана по регистрации иностранных
граждан.

После регистрации заявления на получение статуса беженца заявитель и
члены его семьи получают ряд прав, включая право на бесплатные услуги
переводчика в связи с вопросами предоставления статуса беженца, получение
временного удостоверения, подтверждающего факт подачи заявления на
получение статуса беженца, временное жилье, медицинскую помощь и
социальное пособие, временное трудоустройство или учебу. Искатели
убежища обязаны помимо всего прочего найти временное место проживания и
в течение трех дней зарегистрироваться в территориальном органе
внутренних дел.

Процедура рассмотрения заявлений на получение статуса беженца занимает
три месяца. Статус беженца не предоставляется лицу, в отношении которого
существуют доказательства в совершении им военных преступлений и
преступлений против человечности; или же совершении тяжкого преступления
неполитического характера за пределами Туркменистана до того, как данное
лицо было допущено на территорию Туркменистана как беженец; или же
данное лицо виновно в действиях, противоречащих целям и задачам ООН.

Кроме того, лицо не имеет права на получение статуса беженца в
Туркменистане, если компетентные органы страны проживания соблюдают и
гарантируют права и обязанности, связанные с гражданством данного
государства; или если он или она, перед прибытием в Туркменистан,
находился в стране, в которой он или она мог быть признан беженцем.

Лицо может утратить статус беженца, если он или она:

• Добровольно воспользовались вновь защитой страны происхождения;

• Будучи лишенными гражданства, вновь добровольно получили его;

• Получили новое гражданство или воспользовались защитой другого
государства;

• Добровольно вернулись в страну, которую покинули или за пределами
которой находились ввиду страха преследования;

• Не могут более отказываться от защиты страны происхождения;

• Обстоятельства, на основании которых им был предоставлен статус
беженца, более не существуют.

Кроме того, лицо может быть лишено статуса беженца, если он или она:

• Получили статус беженца на основании заведомо ложной информации или
фальшивых документов;

• Приняли участие в деятельности, которую имеются веские основания
считать представляющей угрозу для государственной безопасности или
общественного порядка в Туркменистане;



309
• Приняли участие в деятельности, противоречащей целям и принципам
ООН.

Лицо, получившее статус беженца, должно соблюдать Конституцию
Туркменистана, законы и нормативные акты Туркменистана, а также
выполнять законные требования государственных органов и должностных лиц.
Лица, получившие статус беженца, имеют те же права и свободы, что и
граждане Туркменистана за некоторыми исключениями, предусмотренными
законом.

Лицо, получившее статус беженца, имеет право:

• Выбора места жительства из предоставленного перечня населенных
пунктов;

• Выбора места жительства для своих родственников с их согласия;

• Работы, занятия бизнесом, и приобретения недвижимости;

• Получения образования;

• Свободного доступа к отправлению религиозных обрядов;

• Получения информации о родственниках, проживающих в его стране и
имуществе, оставленном там;

• Перевоза имущества, привезенного на территорию Туркменистана, а также
приобретенного там имущества в другую страну проживания;

• Добровольного возвращения в страну прежнего проживания или переезда
в любую третью страну;

• Судебной защиты.

б. Институциональная база

Закон о беженцах предусматривает создание «органа, уполномоченного
Кабинетом министров», ответственного за рассмотрение заявлений и
принятие окончательного решения. Государственная служба Туркменистана
по регистрации иностранных граждан была создана в марте 2003 года и,
помимо всего прочего, была уполномочена «принимать и определять статус
беженца, регистрировать беженцев и вынужденных мигрантов на территории
Туркменистана, и обеспечивать их добровольную репатриацию». Однако это
ведомство до сих пор не имеет операционных возможностей, необходимых
для решения проблем беженцев, и УВКБ ООН продолжает осуществлять
процедуры определения статуса, регистрации и мониторинга положения
беженцев.

Во время посещения Министерства иностранных дел Туркменистана
ответственные лица подчеркнули, что беженцы, пребывающие на территории
Туркменистана с начала 1990-х годов, пользуются теми же правами и
привилегиями, что и граждане Туркменистана.



310
Некоторые беженцы вернулись в свои страны происхождения. Их
возвращение было организовано при помощи туркменского правительства.
При содействии властей в США, Голландии и Канаде еще одна группа
беженцев была направлена в эти страны для постоянного проживания. Сто
сорок беженцев, в основном афганцев и азербайджанцев, «в ближайшем
будущем планируется переселить в Канаду, по данным представительства
Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в
Ашгабате»670.

Государственная служба Туркменистана по регистрации иностранных
граждан/ Государственная миграционная служба представляет собой новое
ведомство, созданное два года назад. Это единая, непосредственно
подчиненная Кабинету министров структура. Сотрудники Службы работают на
пунктах пограничного контроля и на внутренней территории Туркменистана.
Положение об этой государственной службе, утвержденное Указом
Президента № 6133 от 21 февраля 2003 года гласит, что «Государственная
служба Туркменистана по регистрации иностранных граждан является
учреждением правительства Туркменистана, обеспечивающим выполнение
государственной политики Туркменистана в области миграции, регулирующим
въезд, выезд и пребывание иностранных граждан в Туркменистане».

Основные задачи Службы включают:

• Выдачу виз на въезд / выезд;

• Паспортный контроль на пограничных пунктах;

• Мониторинг трудовой миграции; (защита национального рынка труда);

• Контроль за миграционным процессом;

• Предотвращение нелегальной миграции;

• Принятие решений о выдаче разрешений на жительство; регистрация лиц,
получивших разрешение на жительство на основании оформленных
документов, выдача соответствующих документов;

• Вопросы гражданства (оформление документов о предоставлении,
возобновлении, утрате гражданства Туркменистана);

• Вопросы, связанные с беженцами;

• Сотрудничество с международными организациями (МОМ, УВКБ ООН);

• Координация деятельности государственных и международных
организаций в сфере миграционных процессов.

До того, как была создана вышеупомянутая служба, различные задачи
выполнялись различными государственными учреждениями. Создание
Комитета по регистрации иностранных граждан привело к объединению
полномочий в рамках одного ведомства.
670
http://wwwnotes.reliefweb.int/w/rwb.nsf/0/d19f289a8529582285256f2d0056c47e?OpenDocument




311
10.2.6. Торговля людьми
Туркменским властям не известно о существовании проблемы торговли
людьми (включая женщин) в стране. Тем не менее, предпринимается ряд
профилактических мер.

Двухдневная конференция по защите прав женщин и детей, организованная
Международной организацией миграции (МОМ), Детским фондом ООН
(ЮНИСЕФ) и Министерством юстиции Туркменистана, прошла в Ашгабате 24
апреля 2004 года. Целью конференции было обеспечение форума для обмена
международным опытом, передовой практикой и выработки рекомендаций для
будущих инициатив, направленных на защиту прав женщин и детей, и, прежде
всего, на предотвращение и борьбу с торговлей людьми в случае появления
этого явления672.

27 марта 2004 года. в Ашгабате прошел круглый стол на тему «Борьба с
торговлей людьми: предотвращение и кампания по информированию
общественности», организованный представительством МОМ в
Туркменистане. Это событие может служить примером интереса,
проявляемого в Туркменистане, к получению информации и знаний о том,
какие меры необходимо предпринимать для предотвращения и борьбы против
торговли людьми673.

a. Правовая база

Туркменистан не является участником Конвенции ООН против
транснациональной организованной преступности и двух Протоколов к ней,
касающихся торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов. Отсутствует и
специальное законодательство о торговле людьми, хотя некоторые положения
и могут быть найдены в различных законах. Уголовный кодекс (12 июня 1997
года) содержит положения о занятии проституцией, организации публичных
домов и т.д. Однако нет ни одного специального положения,
квалифицирующего торговлю людьми как преступление.

В следующем перечне содержатся соответствующие статьи Уголовного
кодекса:

• Статья 7. Применимость Уголовного кодекса к лицам, совершившим
преступления на территории Туркменистана;

• Статья 8. Применимость Уголовного кодекса к лицам, совершившим
преступления за пределами Туркменистана;

• Статья 9. Экстрадиция правонарушителей;

• Статья 34. Совершение преступлений группой лиц в сговоре,
организованной группой или криминальным сообществом;

672
Интернет-сайт МОМ от 26.04.2005
673
http://www.newscentralasia.com/modules.php?name=News&file=article&sid=522




312
• Статья 127. Похищение женщины с целью заключения брака;

Статья 139. Занятие проституцией674.


б. Институциональная база

Ряд министерств принимает участие в мерах по предотвращению торговли
людьми. При этом не существует национального координационного комитета.
Перечень наделенных соответствующей компетенцией ведомств включает
Государственный комитет Туркменистана по регистрации иностранных
граждан, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел
Туркменистана, Министерство национальной безопасности Туркменистана,
Государственную пограничную службу Туркменистана и Министерство
экономики и финансов Туркменистана.


10.2.7. Возврат
Рост масштабов нелегальной миграции из региона СНГ и через него требует
разработки эффективной и действенной системы возвращения иностранцев,
нелегально въехавших и пребывающих на территории страны, и
одновременно с этим - приема собственных граждан из-за рубежа. Правовой
основой для эффективного возвращения является наличие соглашения о
реадмиссии или иной формы практического взаимодействия и сотрудничества.
Ключевой предпосылкой для обеспечения эффективной системы контроля и
предотвращения нелегальной миграции является разработка и внедрение
программ по добровольному и принудительному возвращению нелегальных
мигрантов, получивших отказ лиц, ищущих убежище, и иных лиц, не имеющих
законных оснований оставаться на территории другого государства. Однако
эффективность и устойчивость подобной системы должны обеспечиваться
посредством программ интеграции и оказания помощи возвращающимся
лицам, а в долгосрочной перспективе – и преодолением изначальных причин
эмиграции.

Многосторонние договоры между Арменией, Азербайджаном, Беларусью,
Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном,
Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной о сотрудничестве в области
репатриации несовершеннолетних в страну гражданства действуют с 1993
года.

Поиск долгосрочного решения проблемы беженцев является одним из
приоритетов в работе УВКБ ООН в Туркменистане. Добровольная
репатриация представляет собой наиболее предпочтительный метод решения
проблемы. С момента открытия представительства в Туркменистане УВКБ
ООН оказало помощь более чем 6-ти тысячам таджикских и афганских
беженцев в возвращении домой. В 1998 и 1999 гг. УВКБ ООН провело серию
программ по организованной репатриации таджикских беженцев в
сотрудничестве с Международной организацией миграции (МОМ), и
Национальным Обществом Красного Полумесяца (НОКП). Позднее УВКБ ООН
продолжило заниматься репатриацией, но на индивидуальной основе. 2002
год стал пиковым с точки зрения масштабов репатриации в Туркменистане в

674
Противодействие торговле людьми в Восточной Европе и Центральной Азии, Отчет МОМ, ноябрь 2003 г., стр. 206-210




313
связи с добровольной репатриацией части афганских беженцев. Однако в
связи с ухудшением ситуации в сфере безопасности этот процесс в настоящий
момент замедлился.

Процедура высылки может быть осуществлена сразу же после установления
контакта с дипломатическими представителями страны происхождения. Это
происходит в том случае, если гражданство и личность иностранца известны, и
посольство страны находится на территории Туркменистана. В противном
случае власти пытаются установить личность мигранта.

a. Правовая база

Законодательная база в отношении возврата довольно обширна. Выезд
иностранцев с территории Туркменистана и ответственность за нарушение
правил въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в Туркменистане
регулируются несколькими нормативными актами. Раздел IV Закона
Туркменистана от 8 октября 1993 года (с последними поправками 1995 г.) о
правовом статусе иностранных граждан в Туркменистане регулирует
принципы правовой ответственности иностранцев за нарушение правил
пребывания в Туркменистане и транзита через территорию Туркменистана и
правила депортации. Указ № 6135 от 21 февраля 2003 года. Президента
Туркменистана направлен на совершенствование процедуры въезда, выезда и
пребывания иностранных граждан в Туркменистане. Кроме того, Кодекс
административных правонарушений Туркменистана от 17 декабря 1984 года и
Уголовный кодекс Туркменистана от 12 июня 1997 года содержат положения о
формах нарушения иностранцами правил пребывания в Туркменистане. Они, в
частности, включают:

• Проживание в Туркменистане без соответствующих документов или с
недействительными документами;

• Несоблюдение установленной процедуры регистрации или оформления
разрешения на жительство;

• Перемещение и выбор места жительства;

• Невыезд по истечении срока пребывания;

• Несоблюдение правил транзита по территории Туркменистана.

В связи с нарушением вышеперечисленных правил иностранцы могут быть
подвергнуты административным мерам, включая депортацию из
Туркменистана, а также ограничению на въезд в Туркменистан сроком на один
год с момента нарушения. Серьезные нарушения иностранцами правил
пребывания и транзитного перемещения в Туркменистане являются
предметом уголовной ответственности.

Статья 31 Уголовного кодекса предусматривает депортацию иностранца из
Туркменистана на следующих основаниях:

• Если его/ее действия противоречат интересам национальной безопасности
или защиты общественного порядка;



314
• Если это необходимо для защиты здоровья и морали населения, прав и
законных интересов граждан Туркменистана и других лиц;

• Если он/она грубо нарушил закон о правовом статусе иностранных граждан
в Туркменистане или другие законы Туркменистана.

Иностранец обязан покинуть Туркменистан в течение срока, указанного в
решении. Лица, не покинувшие страну в подобных случаях, подвергаются, по
санкции прокурора, задержанию и принудительной депортации. Содержание
под стражей допускается на срок, необходимый для осуществления
депортации. Расходы на высылку должен нести иностранец, подвергаемый
высылке, или принимающая организация или лица, пригласившие иностранца
в Туркменистан675.

В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства считают, что их
права были нарушены принятием постановления о депортации, они имеют
право обратиться в суд на основании Закона Туркменистана от 6 февраля
1998 года об обжаловании в суде постановлений государственных органов,
общественных объединений, органов местного самоуправления и
должностных лиц, нарушающих конституционные права и свободы граждан.

В целях повышения ответственности за нарушение порядка въезда, выезда и
пребывания иностранных граждан в Туркменистане Президент постановил,
что:

• Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства принятых
постановлений, а также других правовых актов, регулирующих порядок
въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в Туркменистане
влечет за собой либо наложение штрафа в размере от 10 до 20
минимальных заработных плат, либо депортацию с территории
Туркменистана с последующим ограничением въезда в Туркменистан на
период до 5 лет;

• Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений и
организаций всех форм собственности, принимающих иностранных
граждан и лиц без гражданства в Туркменистане, установленного порядка
их регистрации, оформления виз и их продления, оформления документов
на пребывание, проездных документов, документов на изменение места
проживания в Туркменистане влечет наложение штрафа в размере от 10
до 20 минимальных заработных плат;

• Несвоевременная регистрация иностранцев, приглашенных по личным
делам, или непринятие мер для выезда иностранцев из Туркменистана по
истечении срока их пребывания, или предоставление жилья, транспортных
средств или других услуг в нарушение установленных правил влечет
наложение штрафа в размере от 10 до 20 минимальных заработных плат.




675
Статья 39 - Положения о порядке въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в Туркменистане, № 6135, 21
февраля 2003 г.




315
б. Институциональная база

Государственная миграционная служба, также отвечает за сокращение срока
пребывания в Туркменистане и высылку иностранных граждан из
Туркменистана. Никаких других органов, имеющих полномочия в этой области,
в стране пока создано не было.


10.2.8. Реадмиссия
С начала 1990-х годов в Европе была создана широкая сеть договоров о
реадмиссии. Как показывает опыт новых стран - членов Европейского Союза,
создание такой системы можно рассматривать как важный компонент
последовательной политики снижения притока нерегулярных мигрантов.
Страны СНГ, однако, остались за пределами такой системы, и лишь
незначительное количество договоров о реадмиссии действует между ними, а
также между ними и другими европейскими странами. В своей основе, договор
о реадмиссии предусматривает, что договаривающиеся стороны должны
принимать обратно своих граждан, незаконно въехавших или оставшихся на
территории другой стороны, это обязательство может также распространяться
на лиц без гражданства и граждан третьих стран.

Следует принять во внимание, что заключение договоров о реадмиссии
открывает возможность для взаимовыгодного обмена, - подписание договоров
о реадмиссии может быть увязано со снятием визовых обязательств, что
также может представлять интерес для государства, осуществляющего
реадмиссию.

На встрече Европейского Совета в Тампере подчеркивалось, что партнерские
отношения со странами происхождения и транзита будут ключевым элементом
внешней политики ЕС в области миграции. На встрече Европейского Совета в
Севилье в июне 2002 года было решено, что «всякий договор о
сотрудничестве, ассоциации или эквивалентное ему соглашение, который
Европейский Союз или Европейская Комиссия заключает с любой страной,
должен содержать положение о совместном управлении миграционными
потоками и об обязательной реадмиссии в случае нелегальной миграции»676.

Фактическое выполнение заключенных договоров о реадмиссии также должно
быть обеспечено путем разработки рабочих процедур, назначения
координаторов на уровне национальных администраций и других мер.

14 мая 2001 года Туркменистан и Украина подписали договор о реадмиссии.

Представители правительства подчеркивают, что Туркменистан не имеет
проблем с возвратом нелегальных мигрантов в страны их происхождения.
Поэтому заключение договоров о реадмиссии не является приоритетом для
правительства Туркменистана.


676
Заключения Европейского Совета, Севилья, 21 22 июня 2002 г.




316
11. УКРАИНА

11.1. Общая информация677




Киев
Столица
Всего – 603 700 кв.км (вода – 2 782 кв. км, суша – 603
Площадь
700 кв.км)
48 055 439 человек (на июль 2003 г.)
Население
Украинский, русский, румынский, польский, венгерский
Языки
Виктор А. Ющенко (с 23 января 2005 г.)
Президент
И.о. премьер-министра Юрий Ехануров (с 8 сентября
Премьер-министр
2005 г.)
Республика
Форма правления
Украинцы – 77,8%, русские – 17,3%, белорусы – 0,6%,
Этнические группы
молдаване – 0,5%, крымские татары – 0,5%, болгары –
0,4%, венгры – 0,3%, румыны – 0,3%, поляки – 0,3%,
евреи – 0,2%, другие – 1,8% (2001 г.)
Украинская православная церковь, Украинская
Основные религии
автокефальная православная церковь, Украинская
католическая (униатская) церковь, протестантская
церковь, иудаизм
Гривна (UAH)
Валюта
4 500 долларов США (в 2002 г.)
ВВП




677
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира»

http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/up.html, 2004-05-28

<<

стр. 13
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>