<<

стр. 17
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

В апреле 2000 года Центр открыл полевой офис в Оше, который является
координационным пунктом для реализации деятельности ОБСЕ в южных
районах Кыргызстана. 361

Деятельность Миссии ОБСЕ в Молдове охватывает такие вопросы, как права
человека, мониторинг в ходе выборов и военные аспекты безопасности. В
области борьбы с торговлей людьми Миссия ОБСЕ в Молдове организовала

359
http://www.osce.org/publications/survey/survey02.htm;
360
Там же.
361
http://www.osce.org/bishkek/overview/



389
ряд учебных курсов для сотрудников полиции по методике упреждающего
расследования, а также тренинги для судей и прокуроров и практикумы для
социальных работников и психологов, которые оказывают помощь
психологически травмированным жертвам торговли людьми. Кроме того, был
организован семинар, направленный на оказание помощи молодежным
лидерам из числа цыган-рома в противодействии торговле людьми. Совместно
с организацией «Ла-Страда» Миссия ОБСЕ в Молдове также разрабатывает
руководящие принципы по наиболее передовой практике оказания помощи
жертвам торговли людьми.362

Задачей ОБСЕ в Российской Федерации является обеспечение уважения к
правам человека и основным свободам, содействие в развитии
демократических институтов и процессов (например, восстановление местных
органов власти), помощь в подготовке возможных новых конституционных
соглашений, а также проведение и наблюдение выборов.

В 2002 году Постоянный Совет ОБСЕ, принимая во внимание прогресс,
достигнутый после прекращения гражданской войны в Таджикистане, признал
необходимость внести коррективы в направление деятельности ОБСЕ в
стране. С учетом этого было принято решение изменить соответственно и
мандат, что нашло отражение в новом названии представительства ОБСЕ,
который с 1 ноября 2002 года называется Центром ОБСЕ в Душанбе.

Представительство ОБСЕ в Ашгабате осуществляет ряд мероприятий,
направленных на укрепление прав человека и обеспечение верховенства
закона. Объект особой активности организации представляет внедрение мер
ОБСЕ по укреплению доверия и обеспечению безопасности, а также
укреплению безопасности границ. Недавно ОБСЕ организовала
комбинированный курс изучения английского языка и обучения навыкам
работы с компьютером для сотрудников Государственной таможенной службы
Туркменистана. Общая цель проекта заключалась в укреплении потенциала
Государственной таможенной службы по обеспечению надлежащего контроля
за перемещением товаров и людей через границу Туркменистана. Знание
английского языка и навыки работы с компьютером приобретают все большую
важность, поскольку Туркменистан осуществляет модернизацию своих систем
и процедур для обеспечения законной торговли через границу и
противодействия терроризму и торговле людьми в международных
масштабах. Указанный проект был реализован в сотрудничестве с программой
ЕС/ТАСИС для Туркменистана.363

Миссия ОБСЕ в Украине начала свою деятельность в ноябре 1994 года.
Работа Миссии включает планирование, реализацию и мониторинг проектов,
осуществляемых ОБСЕ в сотрудничестве с соответствующими органами
власти в Украине. Цель деятельности ОБСЕ в Украине состоит в оказании
помощи стране в приведении ее законодательства, структур и процессов,
осуществляемых в стране, в соответствие с требованиями современной
демократии.

Формальной основой для деятельности Центра ОБСЕ в Ташкенте является
Меморандум о взаимопонимании между Правительством Узбекистана и

362
Новости на http://www.osce.org/moldova/.
363
http://www.osce.org/ashgabad/13512.html




390
Генеральным Секретарем ОБСЕ, подписанный 12 июля 1995 года. Центр
ОБСЕ выступил организатором первого специального курса обучения для
сотрудников правоохранительных органов по проведению оперативно-
следственной работы по преступлениям, связанным с торговлей людьми.
Данный учебный курс является частью Программы Центра ОБСЕ по
противодействию торговле людьми, которая была разработана в соответствии
с Планом действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, который был
согласован на заседании Совета министров ОБСЕ в Маастрихте в декабре
2003 года. Начиная с 2003 года, Центр ОБСЕ в Ташкенте провел начальные
тренинги для сотрудников правоохранительных органов и других
заинтересованных государственных структур, представителей
неправительственных организаций (НПО) и журналистов, работающих в
различных средствах массовой информации по организации кампаний по
повышению информированности общества. В результате проведенной работы
ряд НПО начал осуществлять мероприятия в регионах, направленные на
борьбу с торговлей людьми.364


10. Региональный Центр по вопросам миграции и
беженцев (РЦВМБ)
Региональный Центр по вопросам миграции и беженцев (РЦВМБ)365
представляет собой региональную организацию, которая была создана в мае
1997 года в рамках реализации Программы действий, принятой в 1996 году на
Конференции стран-участниц СНГ. Первоначально Центр был создан как
Бишкекский Центр управления миграцией (БЦУМ), в соответствии с
Соглашением между Правительством Кыргызской Республики,
Представительством УВКБ ООН в Кыргызской Республике, действовавшим от
имени УВКБ ООН, и Миссией МОМ в Кыргызстане, действовавшей от имени
МОМ. В августе БЦУМ был переименован и заново зарегистрирован как
Региональный Центр по вопросам миграции и беженцев, поскольку
участниками Региональной конференции по проблемам миграции в
Центральной Азии был признан и поддержан региональный характер
деятельности Центра.

С момента своего основания в 1997 году Центр организовал и обеспечил
помощь в подготовке и проведении целого ряда мероприятий на
национальном, субрегиональном и региональном уровнях, в рамках которых
обсуждались наиболее актуальные проблемы миграции и беженцев, и были
приняты рекомендации, направленные на преодоление этих проблем.

Наиболее значимыми из организованных Центром встреч и мероприятий
следует считать: Субрегиональные консультации по проблемам афганских
беженцев в Центральной Азии; Региональную конференцию по проблемам
миграции в Центральной Азии; Субрегиональную конференцию по трудовой
миграции; Консультативную встречу по вопросам систем регистрации
иностранных граждан в странах Центральной Азии, России и Беларуси;
Семинар по трансграничному сотрудничеству и законодательству в области
миграции; регулярные консультативные совещания заместителей министров

364
http://www.osce.org/news/show_news.php?id=4272
365
Информация подготовлена и распространена офисом РЦВМБ в Бишкеке




391
иностранных дел, руководителей миграционных служб, представителей
правоохранительных структур, консульских служб и органов пограничного
контроля.


11. Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) является постоянной
межправительственной международной организацией, которая была
учреждена в Шанхае 15 июня 2001 года шестью странами – Китайской
Народной Республикой, Российской Федерацией, Республикой Казахстан,
Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой
Узбекистан. Организация была создана на основе механизма «Шанхайской
пятерки». Площадь стран – членов организации в общей сложности
составляет 30 миллионов 189 тысяч кв. км, т.е. около трех пятых территории
Евразии, а население – 1,455 млрд. человек, т.е. около четверти всего
населения планеты.

Основными целями Шанхайской Организации Сотрудничества является:
укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между
государствами – членами; содействие эффективному сотрудничеству между
ними по вопросам политики, экономики и торговли, в области науки и техники,
культуры и образования, а также в области энергетики, транспорта, туризма и
охраны окружающей среды; совместные усилия по обеспечению мира,
безопасности и стабильности в регионе. При совместном участии России и
Китая в данной организации, ШОС является основным «действующим лицом»
в сфере обеспечения региональной безопасности. В первые годы своего
существования организация служила гарантом в процессе делимитации и
демаркации границ между новыми независимыми государствами Центральной
Азии и Китаем.

Совет глав государств – членов ШОС является высшим органом,
принимающим решения. Заседания Совета проводятся регулярно - один раз
в год. Совет принимает решения и дает указания по всем важным вопросам
деятельности организации. Совет глав правительств государств – членов ШОС
проводит заседания раз в год для обсуждения стратегии многостороннего
сотрудничества и приоритетных направлений в деятельности ШОС; принятия
решений по принципиальным вопросам, касающимся экономического и других
форм сотрудничества, а также утверждения бюджета организации на
последующий год. Помимо заседаний Советов глав государств и
правительств, в рамках организации существует также механизм ежегодных
совещаний министров иностранных дел, министров экономики, транспорта,
культуры, обороны, безопасности, генеральных прокуроров, а также
руководителей пограничных ведомств и министерств по чрезвычайным
ситуациям. Совет национальных координаторов государств – членов ШОС
выступает в качестве координирующего механизма в рамках ШОС.
Шанхайская Организация Сотрудничества имеет два постоянно действующих
органа – Секретариат в Пекине и Региональная анти-террористическая
структура (РАТС) в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор
Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на
три года.




392
12. Программа развития ООН (ПРООН)
Наряду с традиционными направлениями деятельности в сфере
демократического правления, снижения уровня бедности, предупреждения и
преодоления кризисов, ПРООН также часто занимается проектами, которые
оказывают содействие процессу управления границами и направлены на
сдерживание нелегальной миграции и торговли людьми. Одним из примеров
такой деятельности ПРООН является «Программа борьбы с торговлей
людьми: Содействие укреплению организационно-кадрового потенциала и
помощь жертвам», осуществляемая в Армении. При внедрении своих
программ ПРООН сотрудничает с другими агентствами ООН. В настоящее
время основные программы и проекты, осуществляемые в Российской
Федерации реализуются в таких сферах как рациональное
природопользование, эффективное использование энергоресурсов,
Правление и обеспечение устойчивого дохода, а также экономическое
развитие.366 Программа деятельности ПРООН в России на 2004-2007 гг. была
разработана в тесном сотрудничестве с экспертами правительства
Российской Федерации и нацелена на обеспечение экономического роста и
снижение уровня бедности; обеспечение устойчивости окружающей среды;
обеспечение эффективного и ответственного управления, а также социальную
защиту и защиту гражданских прав.367


13. Управление Верховного Комиссара ООН по Делам
Беженцев (УВКБ ООН)
Управление Верховного Комиссара ООН по Делам Беженцев является одной
из главных организаций, занимающихся проблемами миграции в регионе СНГ.
Наряду с выполнением основных задач, связанных с защитой беженцев, УВКБ
ООН принимает активное участие в инициативах, направленных на
обеспечение диалога и сотрудничества с другими организациями для решения
всего спектра сложнейших вопросов, с которыми сталкиваются мигранты и
беженцы. Помимо этого, УВКБ ООН является активным партнером
правительственных структур в соответствующих странах, который на основе
своего богатого опыта помогает им в формировании эффективной
миграционной политики и политики в отношении беженцев. Кроме того, во всех
странах СНГ УВКБ ООН ежегодно собирает и публикует данные о количестве
мигрантов и беженцев, которые широко используются другими организациями
и исследователями, работающими в этой сфере.




366
http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=1&cmd=programs, 2004-08-20
367
http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=1&pid=39 (4 May 2005)




393
V. Приложение I: Выводы и заключения

1. Санкт-Петербург, 11-12 октября, 2004 г.
12-е заседание Будапештского процесса и первая встреча по проекту
«Расширение деятельности Будапештского процесса на страны СНГ»

1. Представители Армении, Австралии, Белоруссии, Бельгии, Боснии и
Герцеговины, Болгарии, Канады, Чешской Республики, Эстонии,
Финляндии, Грузии, Германии, Греции, Венгрии, Казахстана, Киргизии,
Латвии, Литвы, Молдавии, Нидерландов (председательство ЕС), Норвегии,
Польши, Румынии, Российской Федерации, Сербии и Черногории, Швеции,
Швейцарии, Таджикистана, Таиланда, Турции, Украины, ЕВРОПОЛа,
Исполкома СНГ, МОМ, УВКБ ООН и МЦРМП в качестве Секретариата,
встретившись в рамках заседания Будапештской группы в Санкт-
Петербурге 11-12 октября 2004 г. под председательством России как
принимающей стороны и Турции как сопредседателя Будапештского
процесса с целью произвести обзор прогресса, достигнутого с момента
проведения Министерской конференции по предотвращению нерегулярной
миграции в регионе расширенной Европы, состоявшейся 25-26 июня 2003 г.
на Родосе в рамках Будапештского процесса, и согласовать приоритеты
дальнейшей работы;

2. Подтверждая свою приверженность следованию и воплощению в жизнь
рекомендаций Министерской конференции на Родосе, а также
предшествующих министерских конференций (Министерская конференция
в Будапеште в 1993 г. и Министерская конференция в Праге в 1997 г. по
предотвращению незаконной миграции);

3. Напоминая, что в области выполнения решений Родосской конференции
основными направлениями являются: 1) смещение географического центра
внимания с Центральной Европы на страны СНГ и соседние с ними страны
при сохранении приоритетного внимания региону к Юго-Восточной Европы
(а именно пяти государствам Процесса стабилизации и ассоциации:
Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Сербия и
Черногория), 2) изменение методологии работы, в первую очередь со
странами-источниками нерегулярных перемещений в сторону увеличения
роли диалога и партнерства, 3) установление связей с региональными
процессами по борьбе с нерегулярной миграцией в других частях мира;

4. Подтверждая приверженность делу выполнения рекомендаций Родосской
министерской конференции, в особенности рекомендации №7, гласящей
«рекомендовать предпринять в рамках Будапештского процесса особые
усилия с тем, чтобы совместно определить основные общие проблемы в
области нерегулярной миграции, включая вопросы, касающиеся
демаркации государственных границ, с которыми сталкиваются страны-
участницы СНГ, в особенности Российская Федерация, Белоруссия,
Украина, Молдавия, а также Армения, Азербайджан и Грузия»;




394
5. Высоко оценивая финансовую поддержку Европейской Комиссии и
некоторых стран-участниц Будапештского процесса, направленную на
переориентацию деятельности Будапештского процесса на страны СНГ в
рамках финансирования проекта, что вносит заметный вклад в выполнение
рекомендаций Родосской конференции. В рамках этого проекта в страны
СНГ направлялись или будут направлены ознакомительные миссии и
миссии по установлению фактов, за которыми последует созыв
региональных встреч и весной 2005 г. заключительная встреча;

6. Приветствуя решение Совместной Комиссии государств, образованной в
соответствии с Соглашением о сотрудничестве между государствами-
участниками СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г.,
«поддержать инициативу Будапештского процесса по расширению его
деятельности на страны СНГ по предотвращению незаконной миграции и
содействовать этой деятельности в странах-членах Совместной
Комиссии»;

7. Приветствуя предложение Грузии провести следующую региональную
встречу по миграционным проблемам, стоящим перед Арменией,
Азербайджаном и Грузией, запланированную на конец ноября 2004 года, в
Тбилиси;

8. Выражая обеспокоенность продолжающимся ростом нерегулярной
миграции и торговли людьми, что, принимая во внимание рост терроризма,
является угрозой национальной и международной стабильности и
безопасности;

9. Признавая связь между нерегулярной миграцией, торговлей людьми и
международной организованной преступностью;

10. Осуждая эксплуатацию жертв торговли людьми, представляющую собой
преступное действие;

11. Вновь подтверждая приверженность уважению прав человека и
стандартам гуманитарного права;

12. Ознакомившись с деятельностью МОМ и УВКБ ООН по вопросам убежища
и миграции в странах СНГ, в особенности с деятельностью по выполнению
решений Женевской конференции по странам СНГ 1996 г. и деятельностью
Седеркопингского процесса в западном регионе СНГ;

13. Принимая во внимание доклад о деятельности в рамках Будапештского
процесса после завершения Родосской конференции, подготовленный
Секретариатом процесса;

14. Подчеркивая решимость продолжить выполнение других рекомендаций
Родосской конференции и продолжить дальнейшую деятельность
Будапештского процесса в соответствии с представленным рабочим
планом;

15. Отмечая в этой связи возросшее стремление Европейского Союза избегать
появления новых разделительных линий в Европе и содействовать
распространению стабильности и процветания вне границ ЕС, а также


395
развивать различные формы сотрудничества и поддержки в рамках новой
политики европейского соседства, соглашений о партнерстве и
сотрудничестве и программы ТАСИС;

16. Рекомендуют:

17. Принять предложение Совместной комиссии государств-участников
Соглашения о сотрудничестве между государствами-участниками СНГ в
борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. о сотрудничестве с
Будапештским процессом в выполнении рекомендаций Родосской
конференции в отношении региона СНГ;

18. Развивать дальнейшую работу в ответ на следующие основные
миграционные вызовы, упомянутые в выступлениях представителей
государств СНГ на встрече, в частности, используя при этом платформу,
существующую в рамках соответствующих Рабочих Групп Будапештского
процесса:

• Предотвращение нерегулярной миграции, в особенности, торговли людьми
и контрабанды, посредством информационных кампаний; распространение
информации о требованиях по въезду, пребыванию и доступу к рынку
труда в основных странах назначения;

• Обеспечение защиты документов, изготовление защищенных проездных
документов и документов, удостоверяющих личность, включая внедрение
биометрических технологий, при соблюдении международных стандартов в
области защиты личных данных;

• Управление границами во всех аспектах: концептуальном, техническом,
обучения персонала, межведомственного взаимодействия, упрощения
процедур пограничных передвижений, делимитации и демаркации границ;

• Экономическая и социальная интеграция в странах назначения: обмен
информацией и опытом относительно кампаний по регуляризации,
регистрация и документирование трудовых мигрантов, находящихся в
нерегулируемых ситуациях, сокращение неформального сектора путем
введения санкций в отношении недобросовестных работодателей,
трудовые договоры;

• Борьба с торговлей людьми в целях сексуальной и трудовой эксплуатации
путем обучения сотрудников правоохранительных органов и судов,
повышения информированности, возвращения и реинтеграции, а также
защита жертв торговли людьми;

• Возвращение и реадмиссия: идентификация, сотрудничество по линии
консульских служб, оформление проездных документов, репатриация
(добровольная и недобровольная), реинтеграция, соглашения о
реадмиссии;

• Обмен информацией относительно политики и практической деятельности
по предотвращению и контролю за нерегулярной миграцией между
государственными структурами государств-участников.



396
19. Придавать особое внимание международному сотрудничеству во всех
областях, касающихся миграции, а также между такими международными
организациями как МЦРМП, МОМ и УВКБ ООН.

20. Поручить Секретариату Будапештского процесса подготовить на основе
результатов данной встречи, а также региональных встреч и информации,
собранной миссиями по установлению фактов, проект программы работы
для рассмотрения на заключительной встрече по проекту весной 2005 г.
Инициировать новые формы деятельности (рабочие группы, семинары,
стажировки, экспертные встречи, совместные мероприятия стран-участниц,
сотрудничество между странами выхода, транзита и назначения
мигрантов) в соответствии с указанными приоритетами и принимая во
внимание рекомендации конференции министров, уже утвержденные
странами-участницами Будапештского процесса.

21. Подтвердить стремление продолжить деятельность в рамках
существующих рабочих групп, в частности Рабочей группы по
возвращению и реадмиссии, по гармонизации штрафных санкций, по
политике допуска, по нерегулярному передвижению и убежищу, и
рассмотреть в их программах работы расширение деятельности этих
рабочих групп на проблемы стран СНГ;

22. Продолжить поддерживать существующие и поощрять новые контакты с
другими региональными процессами, в частности, с процессом Бали и
Седеркопингским процессом, в целях взаимовыгодного обмена опытом и
координации деятельности согласно их рабочих планов;

23. Поблагодарить правительства, любезно выступившие в качестве хозяев
встреч и/или внесшие вклад в финансирование Будапештского процесса.

24. Призвать государства-участники в соответствии с рекомендацией №31
Родосской министерской конференции внести финансовый или иной вклад
в обеспечение эффективного продолжения Будапештского процесса.

25. Поблагодарить Российскую Федерацию и, в частности, Федеральную
миграционную службу, за гостеприимство и председательство на
заседании, Турцию за сопредседательство на заседании и Секретариат в
МЦРМП за подготовку базовых документов и организацию заседания.




397
2. Тбилиси, 29-30 ноября 2004 г.
Вторая встреча в рамках проекта «Расширение деятельности
Будапештского процесса на страны СНГ» по миграционным вопросам в
Армении, Азербайджане и Грузии

1. Представители Армении, Азербайджана, Бельгии, Чешской Республики,
Финляндии, Грузии, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы,
Нидерландов (Действующее Председательство ЕС), Польши, Румынии,
Сербии и Черногории, Таджикистана, Турции, Узбекистана,
Исполнительного Комитета Содружества Независимых Государств (СНГ),
Европейской Комиссии, Международной организации миграции (МОМ),
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ),
Программы Развития ООН (ПРООН), Управления Верховного Комиссара
ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международного центра по
развитию миграционной политики (МЦРМП) в качестве Секретариата
Будапештского процесса, собрались на второй встрече в рамках проекта
«Расширение деятельности Будапештского Процесса на страны СНГ» по
миграционным вопросам в Армении, Азербайджане и Грузии,
состоявшейся в Тбилиси 29-30 ноября 2004 г. под председательством
Грузии как принимающей страны.

2. Заместитель министра иностранных дел Грузии в своем вступительном
слове подчеркнул важность национальных стратегий управления
миграцией и стоящую перед этими стратегиями задачу сбалансирования
процесса перемещения людей и контроля над миграцией.

3. Представитель Европейской Комиссии отметил значительный шаг вперед в
деле вовлеченности Европейского Союза в данный регион, т.е. включение
Армении, Азербайджана и Грузии в Политику Добрососедства
Европейского Союза от 14 июня 2004 г.

4. Чешская Республика представила подробный доклад о ходе коренной
реформы, осуществленной в системе иммиграции и предоставления
убежища в Чешской Республике. Представители Польши и Румынии
проинформировали собравшихся о недавно разработанных ими
миграционных стратегиях и политике, а также о своих системах управления
миграционными процессами и предложили обмениваться информацией и
опытом в этой области. Представитель Сербии и Черногории сообщил о
накопленном в его стране опыте в области осуществления программ
противодействия торговле людьми.

5. В выступлениях представителей стран Южного Кавказа, а также в трех
рабочих отчетах, представленных Секретариатом, были рассмотрены
проблемы в области миграции, стоящие перед Арменией, Азербайджаном
и Грузией, которые одновременно являются странами происхождения,
странами транзита и, во все более возрастающей степени, странами
назначения мигрантов. Среди упомянутых проблем были следующие:



398
вызывающие миграцию причины, утечка умов, демографические
последствия миграции, важность переводимых домой денежных средств,
отсутствие опыта в деле управления миграцией и проведения реформ в
этой сфере, торговля людьми в целях сексуальной и трудовой
эксплуатации, а также проблемы лиц, перемещенных внутри государства
из-за конфликтов и катастроф - как природного, так и техногенного
характера. Было также отмечено, что усилия, направленные на решение
этих проблем, предпринимаются в большей или меньшей степени в каждой
из трех стран. Были, в частности, отмечены такие шаги как: подписание
Протоколов Палермо, предусматривающих меры по противодействию
торговле людьми, принятие законов, направленных против торговли
людьми, разработка национальных планов действий, а также укрепление
потенциала в сфере управления миграцией, включая контроль на границах,
системы регистрации, визовую практику, расширение двустороннего
сотрудничества в миграционных вопросах, в особенности, в области
реадмиссии и в других областях. Государства подчеркнули необходимость
дальнейших мер, направленных на усовершенствование и
переориентацию по мере необходимости своих систем в соответствии с
европейскими стандартами.

6. Представители Бельгии, Чешской Республики, Финляндии, Нидерландов и
Польши как стран назначения нелегальных мигрантов отметили, что
Южный Кавказ представляет собой важный регион с точки зрения
происхождения или транзита нелегальных мигрантов и лиц, находящихся в
поисках убежища. В этом контексте была высказана озабоченность по
поводу вторичных передвижений лиц, находящихся в поисках убежища, по
ЕС и затруднения или затягивания возвращения в страну исхода из-за
проблем, связанных с идентификацией лиц, получивших отказ в
предоставлении убежища, нелегальных мигрантов, жертв торговли людьми
и контрабанды мигрантов.

7. Представитель Действующего Председательства ЕС (Нидерландов)
выделил основные приоритеты в области борьбы с нелегальной
миграцией, согласованные на Заседании Совета по правосудию и
внутренним делам, недавно состоявшемся в Гааге, особенно подчеркнув
контроль над нелегальной миграцией и эффективную политику ЕС по
возвращению нелегальных мигрантов, безопасность и охрану границ,
введение Визовой Информационной Системы (ВИС) и биометрических
параметров, а также сотрудничество между странами происхождения и
транзита, обеспечение защиты в регионе, в частности, в странах,
являющихся новыми соседями ЕС и в регионе СНГ, и приветствовал в этой
связи расширение Будапештского Процесса на страны СНГ.

8. Учитывая основные проблемы в области миграции, перечисленные в
рекомендациях, принятых на недавней встрече Будапештской Группы в
Санкт-Петербурге 11-12 октября 2004 г., и учитывая необходимость
реагировать на них, в частности, с помощью существующих платформ в
рамках соответствующих Рабочих групп данного Процесса, были
определены следующие проблемы в сфере миграции и национальные



399
приоритеты Армении, Азербайджана и Грузии:

9. В контексте необходимости сотрудничества между странами
происхождения, транзита и назначения мигрантов, а также возможной
связи между эффективным осуществлением мер по реадмиссии и
возвращению мигрантов и мер по облегчению перемещения, участвующие
государства подчеркнули свою готовность сотрудничать для дальнейшего
облегчения идентификации собственных граждан. Некоторые делегации
подчеркнули важность заключения соглашений по реадмиссии и
разработки эффективной политики в области возвращения в страну
происхождения нелегальных мигрантов и лиц, получивших отказ в
предоставлении убежища. Одна из делегаций отметила, что наличие более
достоверной фактической информации о странах происхождения в странах
назначения мигрантов также может содействовать облегчению
идентификации нелегальных мигрантов.

10. Отмечая особую серьезность проблемы торговли людьми, в особенности
детьми, в целях сексуальной и трудовой эксплуатации, участвующие
государства договорились следовать политике ППЗ (предотвращение,
преследование, защита); осуществлять такие меры как укрепление
потенциала, тренинги для представителей правительственных структур и
НПО, повышение информированности общества, возвращение,
реабилитация, реинтеграция, а также рассмотреть возможность
двустороннего или регионального подхода (общая оценка, тренинги, обмен
передовой практикой). Армения предложила создать
межправительственную региональную рабочую группу по проблеме
торговли людьми, включая торговлю людьми в целях трудовой
эксплуатации; Азербайджан призвал провести предметный тренинг для
укрепления потенциала правоохранительных органов по противодействию
торговле людьми.

11. Признавая, что эффективная охрана границ является ключевым фактором
для развития миграционной политики, а также для недопущения и
предупреждения нелегальной миграции и контроля над ней и, отмечая
сложности, вызванные отсутствием четкости в демаркации границ в
регионе, участники встречи подчеркнули необходимость укрепления
потенциала в области управления границами в соответствии с
европейскими стандартами. Принимая во внимание реформы по переходу
от военной структуры по охране границы к полицейской, проводимые в
настоящее время в Грузии и Азербайджане, Чешская Республика
предложила предоставить информацию и обменяться опытом,
накопленным в ходе недавно завершенных в стране аналогичных реформ.
Грузия и Азербайджан одобрили это предложение и, в свою очередь,
предложили другим странам принять участие в подобном обмене опытом и
передовой практикой.

12. Принимая во внимание тот факт, что нынешняя нелегальная миграция из
стран Южного Кавказа обусловлена в основном экономическими
факторами, по мнению некоторых делегаций, представляется возможным



400
рассмотреть вопрос о заключении трудовых соглашений, в частности,
между странами СНГ и основными странами назначения нелегальных
мигрантов.

13. Участвующие государства вновь подтвердили свою приверженность
обеспечению и защите прав лиц, находящихся в поисках убежища, и
беженцев.

14. Представитель Исполнительного Комитета СНГ выразил готовность
продолжать сотрудничество с МЦРМП и следовать подписанию
подготавливаемого Протокола о сотрудничестве.

15. Представители Армении, Азербайджана и Грузии обратились с просьбой к
МЦРМП делиться опытом и оказывать помощь в области развития
всесторонних миграционных стратегий, в частности, в области охраны
границ и торговли людьми, также в целях трудовой эксплуатации, и
способствовать этому посредством осуществления проектов ЕС на
двустороннем или региональном уровне совместно с соответствующими
международными организациями.

16. Представители Азербайджана выразили готовность оказывать поддержку
МЦРМП в работе над докладами о миграционных системах и процессах на
Южном Кавказе и предложили МЦРМП разработать рекомендации для
дальнейшего развития при участии национальных и международных
деятелей в регионе.

17. Представители других стран СНГ, присутствующие на встрече, отметили,
что их страны сталкиваются с частично схожими проблемами, в связи с чем
можно рассмотреть возможность выработки сходных мер по реагированию
на эти проблемы. Участники встречи обратились с просьбой к
Секретариату учесть вышеуказанные проблемы в проекте программы
последующих мероприятий Будапештского Процесса для их рассмотрения
на заключительной встрече в рамках проекта, которая состоится весной
2005 года. В этой связи была отмечена возможность следовать взаимному
обмену информацией о мероприятиях в рамках сотрудничества с другими
структурами, такими как Конференция СНГ 1996 года.

18. Участники встречи выразили благодарность Грузии за оказанное им
гостеприимство, а также за создание благоприятных условий для
проведения встречи и за председательствование на ней. Они также
выразили благодарность МЦРМП за качественное содержание и
практическую подготовку встречи.




401
3. Алматы, 19-20 мая 2005 г.
Третья встреча в рамках проекта «Расширение деятельности
Будапештского процесса на страны СНГ» по миграционным вопросам в
Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане

1. Третья встречa в рамках проекта «Расширение деятельности
Будапештского процесса на страны СНГ» по миграционным вопросам в
Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане
прошла в Алматы, Республике Казахстан, 19-20 мая 2005 года, собрав
представителей Австралии, Азербайджана, Белоруссии, Бельгии, Канады,
Чешской Республики, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы,
Нидерландов, Польши, Румынии, России, Таджикистана, Украины и
Узбекистана, а также Делегации Европейской Комиссии, Организации
Евразийского Экономического Сотрудничества (ЕврАзЭС), Программы по
управлению границами в Средней Азии (БOMКA), Международной
организации миграции (МОМ), Региональной антитеррористической
структуры при Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС),
Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН),
Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и
Международного Центра по развитию миграционной политики (МЦРМП) в
качестве секретариата Будапештского процесса.

2. В своей вступительной речи Заместитель начальника Департамента
миграционной политики Министерства внутренних дел Республики
Казахстан подчеркнул важность национальных стратегий по управлению
миграцией, необходимость координации между государственными
службами, связанными с вопросами миграции, и растущие проблемы в
области миграции, стоящие перед Казахстаном в частности и перед
регионом Центральной Азии в целом. Кроме того, он отметил
необходимость координированной политики в решении данных проблем.

3. Представитель Европейской Комиссии отметил приверженность
Европейской Комиссии расширять сотрудничество со странами
Центральной Азии и сделал ссылку на прошлые и нынешние усилия и
финансовые обязательства, в частности, в рамках программ ТАСИС и
БOMКA/CADAP, направленные на поддержку управленческого потенциала
этих стран в сфере миграции и дальнейшего сотрудничества.

4. ЕврАзЭС представила широкий обзор своей деятельности и основных
вопросов, связанных с трудовой миграцией в Центральной Азии, а также
подчеркнула экономические преимущества, которые потенциально
открывает легальная трудовая миграция. Как и другие делегаты-участники
встречи, ЕврАзЭС отметила необходимость наличия надежной
миграционной статистики как основы для улучшения внутреннего, а также
регионального и международного обмена информацией.

5. Представитель Нидерландов представил обзор недавних событий в ЕС,
таких как: принятие в ноябре 2004 года Гаагской программы и ее
взаимосвязи с Европейской политикой добрососедства, публикация
Европейской комиссией в январе 2005 года т.н. Зеленого документа (т.е.
предложения для обсуждения) о подходе ЕС к экономической миграции и


402
создание в мае 2005 года в Варшаве Европейского агентства по охране
границ; он также представил основные приоритетные сферы в области
борьбы с незаконной миграцией, в частности, эффективную политику ЕС по
возвращению мигрантов, пограничному контролю, предотвращению
торговли людьми, а также необходимость дополнительного анализа
возможностей транзитной миграции через регион. Он особенно
подчеркнул, что для проведения анализа степени риска, вызванного
миграционными проблемами в регионе, необходимо наличие всесторонних
и надежных статистических данных. Результаты подобного анализа могли
бы служить основой для совершенствования и придания целевого
характера межгосударственному сотрудничеству.

6. В выступлениях представителей государств региона Центральной Азии и
докладах, сделанных представителями Секретариата Будапештского
процесса, были детально представлены основные миграционные проблемы
в регионе, среди них следующие: первопричины миграции, законная и
незаконная трудовая миграция, регистрация, пограничный контроль и
проблемы, связанные с недемаркированными границами, незаконная
миграция, предотвращение организованной преступности, терроризм,
перевозка наркотиков и прочая преступная деятельность, необходимость в
структурном совершенствовании, утечка мозгов, демографические
последствия миграции, торговля людьми и контрабандная перевозка
мигрантов, транзитная миграция и т.д. Было также отмечено, что каждая
страна по-своему определяет национальные миграционные приоритеты и
соответствующие ответные действия, а также необходимость
регионального сотрудничества в этом процессе.

7. Страны, имеющие опыт эмиграции, подчеркнули важность денежных
переводов и факторов, способствующих выезду/въезду людей (факторы так
называемой «маятниковой миграции») и влияющих, в частности, на
перемещения в рамках незаконной миграции, а также необходимость
решения проблемы незаконной миграции через, соответственно,
иностранные инвестиции и обеспечение легальных возможностей
миграции.

8. Страны, принимающие мигрантов, указали на конкретные проблемы, с
которыми они сталкиваются в своих попытках контроля и предотвращения
незаконной миграции на своей территории, в частности, регистрацию,
установление личности и возвращение. Были упомянуты большие
финансовые затраты, связанные с возвращением нелегальных мигрантов
на родину.

9. Особое внимание было уделено приобретающим все более серьезный
характер проблемам, связанным с потоком мигрантов, следующих
транзитом через страны Центральной Азии в Россию и далее. Страны
указали на необходимость повышения степени защиты документов,
совершенствования визовых процедур и процедур въезда, а также на
необходимость заключения и выполнения соглашений о реадмиссии.

10. С целью развития концепции миграционного сотрудничества между
странами происхождения, транзита и назначения мигрантов представители
Польши и Чешской Республики предложили поделиться своими знаниями и
опытом в подготовке реформ и в разработке национального


403
законодательства и административных структур, в частности, в сфере
защиты беженцев, возвращения и установления личности, создания
центров приема, пограничного контроля, визовой политики и соглашений о
реадмиссии. Представители этих двух стран подчеркнули важность
международного сотрудничества при разработке подобных структур.

11. Признавая тот факт, что решение проблемы незаконной миграции требует
тщательного анализа и последующего изменения визовой системы,
системы предоставления убежища и системы пограничного контроля, и
учитывая проблемы, вызванных отсутствием делимитированных и
демаркированных границ в регионе, была подчеркнута необходимость
дальнейшей работы по завершению этого процесса, обучения персонала,
обмена информацией и развития системы анализа рисковых ситуаций на
пунктах пересечения границы, имеющих международный статус, с учетом
концепции Интегрированного управления границ между странами,
имеющими общие границы.

12. Признавая тот факт, что в настоящее время потоки незаконных мигрантов,
берущие начало в регионе Центральной Азии, вызваны в основном
экономическими причинами, заключающимися в резком снижении уровня
жизни после 1991 года, была подчеркнута необходимость поддержки,
заключения и выполнения соглашений о трудовой миграции, в частности,
между странами СНГ и другими странами, являющимися оcновными
пунктами назначения трудовых мигрантов. Была также отмечена
необходимость в создании новых и поддержке уже существующих учебных
центров для квалифицированных работников в определенных отраслях
экономики.

13. Представители государств также отметили, что в каждой из этих стран уже
ведется определенная работа по решению этих проблем. Особо были
отмечены действия по разработке мер, направленных на борьбу с
торговлей людьми, проводимые в рамках присоединения к протоколам
Палермо, и принятие соответствующего законодательства по
противодействию торговле людьми. Представитель Бельгии напомнил об
обязательствах, принятых в рамках Министерских рекомендаций на Родосе
в 2003 году, в частности о третьей рекомендации:

14. Рекомендуется участвующим Государствам рассмотреть, где это
применимо, возможность гармонизировать степень санкций за совершение
преступлений, заключающихся в контрабанде мигрантов и торговле
людьми, в соответствии с аналогичными инструментами ЕС. 368

15. Участники встречи одобрили работу, проводимую в сфере миграции и
управления границами такими организациями как ЕврАзЭС, МОМ, УНП
ООН, УВКБ ООН и программой БOMКA/CADAP, и призвали к продолжению
и укреплению их сотрудничества со странами региона. Представитель УВКБ
368
1. Директива Совета ЕС 2002/90/ЕС от 28 ноября, определяющая понятие пособничества в несанкционированном
въезде, транзите и проживании (EU Council Directive 2002/90/EC of 28 November 2002 defining the facilitation of unauthorised
entry, transit and residence);

2. Решение Совета ЕС от 19 июля 2002 года о борьбе с торговлей людьми (EU Council Framework Decision of 19 July 2002
on combating trafficking in human beings);

3. Решение Совета ЕС от 28 ноября 2002 года об укреплении карательной системы с целью предотвращения
пособничества в несанкционированном въезде, транзите и проживании (EU Council Framework Decision of 28 November 2002
on the strengthening of the penal framework to prevent the facilitation of unauthorised entry, transit and residence).




404
ООН напомнил о необходимости соблюдать международные обязательства
по отношению к беженцам и лицам, ищущим убежище, при выполнении
программ по управлению границами и гарантировать соблюдение прав
истинных беженцев и лиц, ищущих убежище. Представитель УНП ООН
представил обзор деятельности своей организации в рамках
Стратегической программы УНП ООН в Средней Азии на 2004-2007 гг., в
частности, по пограничным проектам, Координационной инициативе
Парижского Пакта и по созданию Среднеазиатского регионального
информационного и координационного центра. Представитель МОМ
отметил деятельность своей организации главным образом в области
технического сотрудничества в управлении миграцией, борьбы с торговлей
людьми и оказании юридической помощи мигрантам. Он также отметил
необходимость дальнейших усилий, направленных на гарантирование
свободы передвижения для населения Средней Азии, на упрощение и
придание гибкости миграционному законодательству, на сбалансирование
контроля и помощи на пунктах пересечения границ.

16. Представители Секретариата сообщили, что перечисленные выше
проблемы будут представлены на рассмотрение на Заключительной
встрече в рамкам проекта / 13-ой встрече Будапештской группы, которая
состоится в Вене 29-30 июня 2005 года.

17. Участники встречи поблагодарили Республику Казахстан за гостеприимство
и организацию и Секретариат Будапештского процесса в МЦРМП за
качественное содержание и практическую подготовку встречи.




405
4. Вена, 29-30 июня 2005 г.
13-е заседание Будапештского процесса и заключительная встреча в
рамках проекта «Расширение деятельности Будапештского процесса на
страны СНГ»

1. 13-е совещание Старших должностных лиц Будапештской группы было
проведено совместно с заключительной встречей по проекту «Расширение
деятельности Будапештского процесса на регион СНГ» в Вене 29 – 30 июня
2005 г., где Австрия выступала принимающей стороной. Заседание
проходило под председательством Турции как сопредседателя
Будапештского процесса. Во встрече приняли участие представители
Армении, Австралии, Австрии, Азербайджана, Белоруссии, Бельгии,
Боснии и Герцеговины, Болгарии, Канады, Чешской Республики, Дании,
Финляндии, Грузии, Венгрии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы,
Мальты, Молдавии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии,
Румынии, России, Сербии и Черногории, Словакии, Швеции, Швейцарии,
Таджикистана, Турции, Туркменистана, Украины, Великобритании
(предстоящее председательство в ЕС), Узбекистана, а также Исполкома
СНГ, ЕврАзЭС, МОМ, ОБСЕ, УВКБ ООН и МЦРПМ в качестве
Секретариата.

2. В своей приветственной речи Генеральный Секретарь иностранных дел
Австрии подчеркнул важность более чем 10-летней работы Будапештского
процесса и его достижений в развитии комплексного подхода,
направленного на предотвращение и контроль за нерегулярной миграцией
на территории Европы и СНГ, а также приветствовал расширение
Процесса как результат проекта по «Расширению деятельности
Будапештского процесса на страны СНГ».

3. Представитель Великобритании, ввиду будущего председательства своей
страны в ЕС, ознакомил собравшихся с главными приоритетами в повестке
дня председательства, которые будут основаны на результатах,
достигнутых со времени заседания Европейского Совета в Тампере, а
также на Гаагской программе и Европейской политике добрососедства. Эти
приоритеты касаются следующих трех направлений: укрепление связей ЕС
с остальным миром в миграционных вопросах, усиление безопасности
границ, включая борьбу с организованной преступностью в сфере
иммиграции, и практическое сотрудничество в вопросах регулирования
миграции, включая партнерство с третьими странами.

4. Представители Венгрии (как председателя Будапештской группы) и Турции
(как сопредседателя Будапештской группы) в своих приветственных
обращениях подчеркнули необходимость дальнейшего регионального
сотрудничества в решении различных вопросов, связанных с миграцией, а
также отметили ведущую роль Будапештского процесса в этом контексте.

5. Секретариат напомнил, что основная цель встречи состоит в анализе
результатов проделанной работы и данных, полученных в ходе проекта
СНГ, и достижении договоренности по поводу включения обозначенных
проблем в рамки деятельности Будапештского процесса в целях
дальнейшего предотвращения и контроля за нерегулярной миграцией на


406
территории стран СНГ и Европы. Секретариат также напомнил об основных
элементах, присущих Будапештскому процессу, о неформальном и гибком
механизме для обмена информацией и опытом среди стран назначения,
транзита и происхождения нерегулярной миграции, основываясь на
принципах равенства, суверенитета и партнерства между государствами, и
о его открытом характере, который обеспечивает широкий спектр
международных участников.

6. Представители стран-участниц с вниманием выслушали выступление
профессора Калифорнийского университета Филиппа Мартина о вопросах
управления миграцией в 21-м веке и об опыте государств в других
географических регионах. Профессор подчеркнул нарастающее
структурное различие в развитии, а также факторы так называемой
«маятниковой миграции», выделил влияние и значение выбора того или
иного направления политики в долгосрочной перспективе и необходимость
усиления эффективности мер миграционного контроля.

7. Данные Ежегодника (2004 год) по вопросам нелегальной миграции,
контрабанды и торговли людьми были представлены как конкретный
пример того, каким образом была задействована широкая сеть
специалистов по вопросам миграции, работающих в рамках Будапештского
процесса, для обмена информацией и статистическими данными в области
нерегулярной миграции.

8. Страны-участницы приветствовали расширение Процесса с вовлечением
в него всех двенадцати стран СНГ и одобрили представленные
политические рамки для дальнейшей деятельности Будапештского
процесса. Они приняли во внимание повышающееся миграционное
давление с Востока и признали, что миграционные потоки, возникшие
вследствие такого давления, реально и потенциально воздействуют на все
европейские государства. Было вновь отмечено, что в этом контексте
необходимо и далее принимать во внимание разработанные в рамках ЕС
программы, такие как Новая Политика добрососедства, Гаагская
программа и программа БОМКА/CADAP в Центральной Азии.

9. Страны-участницы также отметили важность основных выводов и
заключений, выработанных в рамках проекта по «Расширению
деятельности Будапештского процесса на страны СНГ», которые отражены
в предварительных отчетах по странам, рассматривающих текущее
положение дел в связи с правовой и институциональной базой по таким
сферам, как регулярная миграция, визовая политика, пограничный
контроль, нерегулярная миграция, беженцы, возвращение и реадмиссия,
торговля людьми и деятельность международных организаций в каждой из
12-ти стран СНГ. Была также отмечена важность и полезность этих данных
для дальнейшей работы.

10. В своих обращениях представители стран-участниц поделились
информацией о тех миграционных проблемах, с которыми они
сталкиваются, и которые были отмечены в заключениях встреч,
состоявшихся в Санкт-Петербурге 11–12 октября 2004 года, Тбилиси 29–30
ноября 2004 года, Алматы 19–20 мая 2005 года, а также на встрече Друзей
Председателя, проведенной 4 мая 2004 года в Будапеште.




407
• Предотвращение нерегулярной миграции, в частности, торговли людьми и
незаконного ввоза мигрантов, через информационные кампании,
повышение информированности в вопросах требований по въезду и
пребыванию, введение ответственности перевозчиков и механизмов
распределения ответственности;
• Транзитная миграция и ее воздействие на все области миграционной
политики – дальнейший обмен информацией и исследования с целью
выработки адекватных политических решений и механизмов
сотрудничества;
• Дальнейшее развитие визовой политики и совершенствование систем
выдачи виз как способ решения проблем иммиграции;
• Защита документов: изготовление надежных проездных документов и
удостоверений личности, включая введение биометрических данных, при
одновременном соблюдении международных стандартов по защите
личных данных;
• Управление границей во всех его аспектах: концептуальные и технические
аспекты, обучение персонала, сотрудничество между различными
агентствами, вопросы делимитации и демаркации границ, а также
упрощенные процедуры пересечения границ;
• Развитие национальных систем по трудовой миграции, включая
заключение и реализацию трудовых соглашений, с учетом
соответствующих статистических данных;
• Борьба с торговлей людьми в целях сексуальной и трудовой эксплуатации
путем обучения работников полиции и судебных органов, повышения
информированности, возвращения и реинтеграции; защиты жертв торговли
людьми;
• Возвращение и реадмиссия: регистрация, идентификация, сотрудничество
между консульскими представительствами, предоставление проездных
документов, репатриация (добровольная и принудительная), реинтеграция,
заключение соглашений по реадмиссии;
• Экономическая и социальная интеграция в странах назначения: обмен
информацией и опытом по кампаниям легализации; регистрация и учет
трудовых мигрантов, находящихся в нелегальном положении; сокращение
неформального сектора посредством внедрения санкций, направленных на
работодателя;
• Обмен информацией по законодательству, политике и практике,
относящимся к предотвращению и контролю за нерегулярной миграцией,
между соответствующими ведомствами стран-участниц;
• Процессы реформ в миграционных системах и системах предоставления
убежища, включая легализацию и ее проведение, повышение
действенности функционирования административных структур,
международное сотрудничество;
• Беженцы и перемещенные лица, ставшие таковыми вследствие
конфликтов, природных бедствий и катастроф, и необходимость выработки
долгосрочных решений;
• Признание необходимости решения вопросов, касающихся первопричин
миграции, денежных переводов, утечки мозгов, демографических и
гендерных аспектов миграции, оказывающих особое воздействие на
страны происхождения, и дальнейшее изучение связей между миграцией и
развитием.

11. Признавая трансграничный характер миграции, страны-участницы
договорились и впредь прилагать усилия к сотрудничеству в рамках


408
Будапештского процесса, в частности, в рамках существующих или новых
рабочих групп, либо иных пилотных мероприятий процесса.

12. Страны-участницы подтвердили свою готовность и далее сосредоточить
внимание на регионе Юго-Восточной Европы и на особенностях ситуации в
странах данного региона.

13. Принимая во внимание рекомендации принятые на Министерской
конференции, состоявшейся на Родосе в 2003 году, которая основывалась
на рекомендациях предшествующих министерских конференций, страны-
участницы утвердили предложенный План действий в рамках
Будапештского процесса на оставшийся период 2005 и 2006 гг., в том
числе, в рамках Рабочей группы по гармонизации санкций, Рабочей группы
по вопросам нерегулярной миграции и предоставления убежища, а также
обмена опытом в процессе реформирования миграционных систем,
Рабочей группы по политике приема (адмиссии), Рабочей группы по Юго-
Восточной Европе/ Рабочей группы по визовой политике и Рабочей группы
по возвращению и реадмиссии. Они призвали Секретариат продолжить
консультации по конкретным тематическим и географическим вопросам
для адекватного решения тех из выявленных проблем, которые еще не
стали объектом пристального внимания в рамках данной работы,
например, установление личности в миграционных процедурах, и т.д.

14. Секретариат представил финансовый обзор за 2004 год и бюджет на 2005
год, и выразил благодарность в адрес тех из участвующих государств,
которые уже внесли свою лепту в бюджет на 2005 год и призвал страны-
участницы оказать финансовое и иное содействие с тем, чтобы обеспечить
эффективное продолжение Процесса.

15. Страны-участницы вновь подтвердили свою приверженность обеспечению
и защите прав беженцев и лиц, ищущих убежище;

16. В своих выступлениях представители международных организаций,
принявших участие во встрече, отметили сложную динамику миграционных
процессов в регионе СНГ, включая вынужденное перемещение, и
подчеркнули важность усилий, предпринимаемых в рамках других форумов
и международных структур для решения существующих в этой области
проблем. Была, в частности, отмечена важность наработок в рамках
Конференции 1996 года по вопросам вынужденной миграции и защиты в
странах СНГ и последующих мероприятий, на которых следует
основываться в дальнейшей деятельности. Участники признали важность
улучшения координации, обмена планами работы и расширения контактов
в рамках региональных процессов, в частности, таких как Процесс Бали,
Седеркопингский процесс, и мероприятия, последовавшие за
Конференцией СНГ 1996 года.

17. Участники поблагодарили Австрию за проведение встречи, а также
Секретариат МЦРМП за эффективную подготовку и отличную организацию.




409
VI. Приложение II: Рекомендации
экспертов
Основное содержание рекомендаций, подготовленных экспертами в ходе
экспертных рабочих миссий в страны СНГ

Настоящие рекомендации были совместно разработаны экспертами,
принимавшими участие в экспертных рабочих миссиях, организованных в
рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, с
целью дополнить конечные результаты, полученные в ходе реализации
проекта, и наметить направления последующей деятельности. В настоящем
разделе рассматриваются текущее положение дел по наиболее актуальным
вопросам, после чего следуют рекомендации экспертов по тому или иному
конкретному вопросу. Данные рекомендации могут послужить основой при
выработке рекомендаций по конкретным странам.


Исследования и статистика

Отсутствие достаточной информации относительно масштабов миграции,
характерных особенностей миграционной ситуации и миграционных потоков
приводит к отсутствию общей основы для выработки соответствующих
политических мер и механизмов сотрудничества. Представляется
целесообразным:

• Создание систем сбора статистических данных в области миграции;
создание информационных систем и банков данных; обмен опытом и
формирование организационно-кадрового потенциала;

• Проведение исследований в области миграции (академические и
прикладные исследования);

• Создание систем обмена информацией и статистическими данными.

Регулярная миграция

В области регулярной миграции у большинства стран имеется
законодательство, регулирующее данную сферу, а также ряд двусторонних и
многосторонних трудовых соглашений, однако главной проблемой является
практическое исполнение существующих положений.

• Необходимо принять меры для обеспечения реального исполнения
существующего законодательства, а также имеющихся трудовых
соглашений;

• Необходимо укрепить организационно-кадровый потенциал для
практического выполнения имеющихся трудовых соглашений;




410
• В целях более эффективного удовлетворения существующего в экономике
ряда стран СНГ спроса на рабочую силу в рамках регулярной миграции,
представляется целесообразным рассмотреть вопрос введения
упрощенной процедуры выдачи разрешений на работу для граждан
иностранных государств;

• В целях более эффективного регулирования притока регулярных трудовых
мигрантов, а также легального проживания иностранных трудящихся
мигрантов в рамках политики приема, необходимо оптимизировать
процедуры выдачи въездных виз, видов на жительство и разрешений на
работу и объединить их в ведении одного ведомства;

• В целях более эффективного удовлетворения потребностей экономики
стран СНГ, а также интересов трудовых мигрантов, следует рассмотреть
возможность введения режима выдачи разрешений на работу в конкретных
секторах экономики на определенный краткий период (Saisonnier model),
что будет способствовать развитию регулярной цикличной трудовой
миграции.


Визовая политика

Визовая политика в рассматриваемых странах находится на раннем этапе
разработки и, таким образом, необходимо оптимизировать ее для более
действенного решения проблем, связанных с иммиграцией. Концепция
визовой политики как инструмента миграционного контроля еще не
проработана в полной мере.

• Необходимо проработать концепцию визовой политики как инструмента
миграционного контроля. Ужесточение и гармонизация визовых режимов в
странах СНГ может способствовать обеспечению более эффективного
контроля нелегальной миграции;
• Важно иметь четкую и прозрачную систему процедур выдачи виз, с четким
разграничением (предпочтительнее, в рамках единого законодательного
акта) функций и компетенции различных государственных органов,
участвующих в данном процессе.


Управление границей

Одной из ключевых задач, стоящих перед странами СНГ в области управления
границей, является завершение процесса делимитации и демаркации бывших
административных границ Советского Союза. Кроме того, необходимо учесть и
такие задачи, как обучение персонала, наращивание потенциала и
модернизация возможностей и средств контроля. Представляется
целесообразным:

• Завершение процесса делимитации границ с параллельным заключением
и обеспечением практической реализации соответствующих двусторонних
договоренностей, а также демаркации границ, поскольку это является
одной из предпосылок для обеспечения эффективного контроля
нерегулярной миграции;


411
• Повышение информированности о соответствующих стандартах ЕС и
важности межведомственного сотрудничества;

• Обеспечение поддержки и стимулирование процесса обмена передовым
практическим опытом при реформировании пограничных службы из
военной в правоохранительную структуру;

• Обучение профессиональных кадров среднего звена в тех странах,
которые проявят соответствующий интерес;

• Рассмотрение возможности расширения международного сотрудничества и
предоставления дополнительной финансовой помощи с учетом того, что
деятельность в этом направлении будет полезной также и для стран –
членов Европейского Союза, которые являются основными странами
назначения для нелегальных мигрантов, проживающих на территории
стран СНГ.


Нерегулярная миграция

Потоки нерегулярной миграции в пределах региона СНГ, а также из него и
через него неоднородны по своему характеру (миграция может частично
осуществляться по легальным каналам, и затем продолжиться по
нелегальным каналам, или наоборот). Кроме того, для таких потоков
характерно использование сетей незаконного провоза мигрантов или, говоря
иначе - контрабанды либо на всем протяжении маршрута, либо на каком-либо
его этапе. Наличие транзитных миграционных потоков следует рассматривать,
как предмет общей озабоченности. Однако следует отметить, что имеющаяся
по данному вопросу информация пока еще очень ограничена.

• Учитывая сказанное, необходимо продолжить работу по повышению
осознания существования определенной взаимосвязи между нелегальной
миграцией с одной стороны, и системами виз, убежища и управления
границей с другой стороны; Правоохранительным органам стран СНГ и
Европейского Союза следует координировать усилия, направленные на
пресечение деятельности сетей по незаконному провозу мигрантов,
действующих в странах происхождения, транзита и назначения, что
послужит эффективным мероприятием для борьбы с нелегальной
миграцией;
• Ужесточение и практическое применение более жестких санкций против
организаторов операций по незаконному ввозу мигрантов может послужить
действенным фактором устрашения и способствовать повышению
эффективности контроля за нелегальной миграцией;

• Необходимо усовершенствовать возможности сбора и обмена
статистической информацией;

• Необходимо провести дополнительные исследования для изучения
операционных режимов и характера потоков нерегулярной миграции; такое
исследование должно в первую очередь служить платформой для
выработки политики противодействия нерегулярной миграции и
миграционным потокам;


412
• Необходимо уделить особое внимание все более заметному феномену
транзитной миграции через регион СНГ и выработать подходы, а также
содействовать более интенсивному обмену информацией и опытом для
обеспечения контроля за транзитными миграционными потоками.

• Необходимо разработать средства защиты паспортов, виз, видов на
жительство и удостоверений личности в соответствии с международными
стандартами.
Политическое убежище

Число прошений о предоставлении убежища, поданных из стран СНГ в страны
ЕС и другие европейские страны, снижается, однако сами страны СНГ
постоянно сталкиваются со сложными проблемами, связанными с наплывом
большого числа беженцев и вынужденных переселенцев.

• При наличии законодательной базы по вопросу предоставления убежища
необходимо предпринять дополнительные меры законодательного и
административного характера с тем, чтобы обеспечить для лиц, ищущих
убежище полноценный доступ к процедурам, связанным с определением
статуса беженца и жилью в течение всего времени осуществления данных
процедур;

• Необходимо вплотную заняться проблемой лиц, получивших отказ в
предоставлении убежища в одной стране, и затем перемещающихся в
другие страны с тем же ходатайством.
Торговля людьми

Необходимо предпринять скоординированные усилия для решения проблем,
связанных с возрастанием масштабов торговли людьми в целях сексуальной и
трудовой эксплуатации.

• Дальнейшая реализация мер, предусмотренных в Протоколах Палермо, с
обеспечением механизмов защиты жертв торговли людьми;

• Гармонизация мер наказания для лиц, виновных в или причастных к
торговле людьми и незаконному ввозу мигрантов;

• Учитывая возрастание масштабов торговли людьми в целях трудовой
эксплуатации, государствам следует рассмотреть возможности введения
адекватных санкций в отношении работодателей, конфискации доходов,
полученных в результате торговли людьми, и т.д.;

• Очень эффективным средством борьбы с торговлей людьми станут
совместные скоординированные действия со стороны правоохранительных
органов стран СНГ и государств-членов Европейского Союза,
направленные на пресечение действующих сетей по торговле людьми,
охватывающих страны происхождения, транзита и назначения.

• Необходимы дальнейшие исследования для получения четкой картины
относительно методов, маршрутов и стран назначения торговли людьми в
целях как трудовой, так и сексуальной эксплуатации.



413
Возврат и реадмиссия

В большинстве стран СНГ необходимо создавать системы возврата
нелегальных мигрантов и лиц, получивших отказ в предоставлении убежища.
Юридическим основанием для осуществления процедуры возврата является
заключение соглашений о реадмиссии.

• Формирование действенной политики возврата требует комплексного
подхода к целому ряду элементов этой политики, как то: соглашение о
реадмиссии, возвращение в страну происхождения, юридическая основа
для создания центров задержания нелегальных мигрантов, программы
добровольного возвращения, программы реинтеграции;

• Заключение соглашений о реадмиссии, предусматривающих повторный
прием собственных граждан и граждан третьих стран, с включением в них
статей и положений о сотрудничестве.

• Включение статей о реадмиссии в соглашения о сотрудничестве;

• Представляется целесообразным рекомендовать использование и
признание странами, участвующими в Будапештском Процессе, единого
проездного документа (laissez-passer) (либо создание такого формата для
стран СНГ).

• Необходимо обеспечить активное сотрудничество в области
идентификации лиц.




414
VII. Приложение III: Таблица миссий

Страна Миссия Встречи

Армения Ознакомительная Государственная комиссия Республики
23-24 июня 2004 г. Армения по борьбе с торговлей людьми;
• Национальная служба безопасности;
• Департамент по миграции и делам
беженцев при Правительстве
Республики Армения;
• Офис МОМ в Ереване;
• Офис УВКБ ООН в Ереване;
• Офис ОБСЕ в Ереване
• Государственный департамент по
Экспертная
3-6 ноября 2004 г. миграции и делам беженцев
Республики Армения;
• Министерство труда и социальной
защиты;
• Министерство внутренних дел -
Паспортно-визовый отдел;
• Национальная служба безопасности;
• Министерство внутренних дел;
• Офис МОМ в Ереване
• Министерство труда и социальной
Азербайджан Ознакомительная
24-26 июня 2004 г. защиты населения;
• Министерство внутренних дел;
• Министерство национальной
безопасности;
• Государственная пограничная служба;
• Государственный комитет по делам
беженцев и ВПЛ;
• Офис МОМ в Баку;
• Офис УВКБ ООН в Баку;
• Офис ОБСЕ в Баку
Министерство национальной безопасности;
Экспертная
10-14 ноября 2004г. Государственная пограничная служба;
Государственный комитет по делам
беженцев и ВПЛ;
Министерство внутренних дел;
Министерство иностранных дел;
Министерство труда и социальной защиты
населения;
Офис МОМ в Баку




415
Страна Миссия Встречи

Беларусь Ознакомительная Исполком Содружества Независимых
15-17 июня 2004 г. Государств;
• Министерство внутренних дел;
• Государственный Комитет пограничных
войск Республики Беларусь;
• Министерство иностранных дел;
• Офис ОБСЕ в Минске;
• Офис УВКБ ООН в Минске;
• Посольство Чешской Республики в
Минске

Экспертная Исполком Содружества Независимых
12-16 сентября 2004 г. Государств;
• Министерство внутренних дел
• Государственный комитет пограничных
войск Республики Беларусь;
• Министерство иностранных дел
• Офис МОМ в Минске
• Офис УВКБ ООН в Минске

Грузия Ознакомительная Министерство внутренних дел
24 июня 2004 г.

Экспертная Министерство юстиции;
6-10 ноября 2004 г. • Министерство по делам беженцев и
расселению;

<<

стр. 17
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>