<<

стр. 3
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

преступления, в соответствии с международными соглашениями, в которых
Армения является стороной (ст. 35).

Закон Республики Армении о беженцах от 3 марта 1999 г., дополненный в
марте 2004 года, включает два условия высылки.

После окончательного отклонения прошения о предоставлении политического
убежища Закон позволяет выслать иностранца, который отказался оставить
страну добровольно в течение 5 дней после получения уведомления о
решении102, за исключением тех случаев, когда имеются другие юридические
основания для его/ее пребывания в Армении. Высылка может быть
приостановлена, если находящееся на территории Армении лицо совершило
преступление и решение суда вступает в силу. Высылка может быть
отсрочена, если лицо имеет обязательства по отношению к Армении или ее
гражданам (ст. 16).

Закон предусматривает, что просители, которым было отказано в убежище,
должны быть возвращены в страну происхождения или в любую другую
страну, в которую он/она желает уехать, если та страна соглашается его/ее
принять. Лица, которые были лишены статуса беженца, могут быть высланы
только решением суда (ст. 17).

Новый Закон о правовом статусе иностранных граждан в Армении находится в
процессе подготовки. Дополнительные положения содержатся в Уголовном
кодексе.

Многостороннее Соглашение между Арменией, Азербайджаном, Белоруссией,
Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном,
Туркменией, Узбекистаном и Украиной о сотрудничестве в области
репатриации несовершеннолетних в страну гражданства 1993 года.

б. Институциональная база

Решения о высылке лиц, которым было отказано в предоставлении убежища,
принимаются Департаментом по миграции и делам беженцев, который
уведомляет о данных решениях Полицию (паспортно-визовый отдел) в
течение 7 дней после их принятия.

Если человек отказывается оставить страну добровольно, дело направляется
в полицию и Министерство внутренних дел, которые исполняют процедуру
высылки. Однако, практически ни одно решение о принудительной высылке не
было исполнено, так как в большинстве случаев люди оставляют Армению
добровольно. Согласно ДМБ, иногда случается так, что вместо высылки

102
Постановление Правительства от 19 июля 2001 г. о процедуре определения статуса беженца




52
определенного лица Национальная полиция выдает ему вид на жительство
ограниченного срока (на 3 года), например, в случае с людьми, которым было
отказано в предоставлении политического убежища.103

Большинство преступлений, в отношении которых Уголовный кодекс Армении
предусматривает санкции, в том числе, превышение срока действия визы,
влекут за собой высылку в качестве административного наказания. Комитет,
решения которого утверждаются Начальником Национальной полиции,
является основным принимающим решение органом и, согласно
действующему Закону о правовом статусе иностранных граждан в Армении,
его решение не может быть обжаловано. В соответствии с проектом нового
закона, решение о высылке будет приниматься судом с возможностью его
обжалования. После решения о высылке вступает в силу запрет на
проживание, и он может быть отменен только в случае принятия такого
решения Начальником Национальной полиции. В соответствии с проектом
нового закона, срок действия запрета на проживание составит до 5 лет.

Не существует статистических данных о количестве добровольных и
принудительных возвратов иностранцев из Армении.

Планировалось, что УВКБ ООН и МОМ частично возьмут на себя
финансирование добровольного возвращения иностранцев.104


1.2.8. Реадмиссия
Уже с начала 1990-х годов было признано, что заключение соглашений о
реадмиссии является решающим фактором для регулирования процессов
международной миграции. В пределах Европы существует обширная сеть
соглашений о реадмиссии. Однако, страны СНГ остались за пределами
данной системы, и между ними, а также между странами СНГ и другими
европейскими странами существует небольшое количество соглашений. В
общем, в основе соглашения о реадмиссии лежит условие, что стороны
соглашения обязаны принимать обратно своих соотечественников, въехавших
или проживающих нелегально в другой стране. Данное условие может
распространяться также на лиц без гражданства и граждан третьих стран.

Следует принять во внимание, что заключение соглашений о реадмиссии
предполагает возможность увязки заключения соглашения со снятием визовых
обязательств, что также может быть в интересах принимающей страны.

Европейский Совет в Тампере подчеркнул, что партнерство со странами
происхождения и транзита миграционных потоков станут ключевым элементом
внешней политики ЕС в области миграции. Европейский Совет в Севилье в
июне 2002 г. настоятельно заявлял, что «любое будущее сотрудничество,
ассоциация или подобное соглашение с Европейским Союзом или
Европейским Сообществом должно включать условие совместного управления
миграционными процессами и обязательной реадмиссии в случае нелегальной
миграции».105
103
Экспертная миссия МЦРМП в Армению в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 3-6
ноября 2004 года
104
Там же.
105
Решения Европейского Совета, Севилья, 21 и 22 июня 2002 г.



53
Фактическое исполнение заключенных соглашений также нуждается в
обеспечении его установлением процедур, назначении ответственных лиц в
национальных администрациях и т.д.

a. Правовая база

1 июля 1999 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
(СПС), заключенное между Арменией и странами-членами ЕС. Оно содержит
стандартную статью о реадмиссии, согласно которой подписывающая сторона
соглашается […] «осуществлять реадмиссию всех граждан [своей страны],
нелегально находящихся на территории страны-члена ЕС»[…]. Таким образом,
обязательство о реадмиссии ограничивается гражданами стран-членов, и не
распространяется на граждан третьих стран. По условиям СПС Армения также
согласилась заключать двусторонние соглашения со странами-членами с
целью регулирования «конкретных обязательств по реадмиссии, в том числе
обязательства реадмиссии граждан других стран и лиц без гражданства,
которые въехали на территорию любой такой страны-члена из Республики
Армения или на территорию Республики Армения из любой такой страны-
члена».

В настоящее время действуют три соглашения о реадмиссии с Данией,
Швейцарией и Литвой. Армения находится в процессе обсуждения соглашений
о реадмиссии с Чешской Республикой, Германией, Польшей, Швецией,
Украиной и странами Бенилюкса.

Кроме соглашений о реадмиссии Армения поддерживает практическое
сотрудничество с третьими странами, например, двустороннее сотрудничество
в области реадмиссии со странами ЕС, например, Германией.

ДМБ считает приоритетной задачей заключение дальнейших соглашений о
реадмиссии со странами Западной Европы.106

б. Институциональная база

Министерство иностранных дел, Отдел виз и регистрации иностранных
граждан при Полиции Республики Армения (ОВИР)107, и Департамент по
миграции и делам беженцев (ДМБ) несут ответственность за сотрудничество с
зарубежными странами по вопросам реадмиссии армян в Армению.

Запросы на реадмиссию направляются в ОВИР, который сотрудничает с
Министерством иностранных дел и решает, может ли лицо быть возвращено в
Армению. ОВИР имеет доступ к Центральной паспортной системе, в которой
содержатся данные о зарегистрированных с 1994 г. армянских гражданах. МИД
сообщает о поступлении заявлений о реадмиссии лиц, чью принадлежность к
армянскому гражданству невозможно проверить, так как ранее не
существовало централизованной паспортной системы.

Армения достигла соглашения с Федеральным Советом Швейцарии о
проведении программ, имеющих целью реинтеграцию возвращенных в

106
http://www.dmr.am/ADMR/ANORINAKAN/msp.HTM
107
ОВИР работает в структуре Управления полиции




54
Армению граждан. Такие программы предусматривают оказание помощи
вернувшимся для обеспечения их всесторонней реинтеграции в Армении.
Ограниченные экономические возможности Армении способствуют повторной
(незаконной, при необходимости) миграции, и поэтому содействие в
реинтеграции возвращенных лиц является важным вкладом в предотвращение
будущей незаконной миграции. Взамен этого соглашение предусматривает
определенные действия, как, например, проведение профессиональных
учебных курсов для вернувшихся, образовательные программы для детей,
содействие в развитии бизнес-программ и получении льготных кредитов.
Кредиты предоставляются исключительно в случаях, если это будет
способствовать созданию дополнительных рабочих мест для других граждан в
подобных ситуациях. На 2003 г. было запланировано внедрение
экспериментального проекта, согласованного с Швейцарией, по реинтеграции
группы из 50-100 вернувшихся мигрантов.108 Данный экспериментальный
проект все еще продолжается, однако признаков того, что сотрудничество в
этой области продолжится и дальше, не наблюдается.

В 2000 г. из Европы в Армению добровольно вернулось 548 человек, а в 2001
г. количество добровольно вернувшихся мигрантов из Европы в Армению
составило 430 человек. Количество депортаций из европейских стран в
Армению в 2000-2001 г. не известно.109 В 2003 г. Министерство иностранных
дел выдало около 3000-3500 свидетельств для возвращения. Некоторые из
этих свидетельств были выданы армянским гражданам, которые потеряли
свои паспорта за границей. Поэтому нельзя сделать вывод, что данные цифры
соответствуют общему количеству армян, находящихся за границей на
незаконном основании и возвращенных в Армению в 2003 г.

В рамках сотрудничества с МОМ ежегодно в Армению из Германии
добровольно возвращаются 200 человек.110

Об общем количестве людей, возвращенных в Армению в течение последних
лет на добровольном или принудительном основании, нет практически никаких
статистических данных.




108
Там же
109
«Возвращение и реинтеграция мигрантов на Южном Кавказе: Исследование» МОМ. Декабрь 2002 г., Табл.2, стр.13
110
Экспертная миссия МЦРМП в Армению в рамках проекта по Расширению Будапештского процесса на регион СНГ, 3-6
ноября 2004 года




55
2. АЗЕРБАЙДЖАН

2.1. Общая информация111




Баку (Бакы)
Столица:
Общая: 86 600 кв.км (суша: 86 100 кв.км, вода: 500
Площадь:
кв.км)
7 911 974 человек (по оценкам на июль 2005 г.)
Население:
Азербайджанский 89%, русский 3%, армянский 2%,
Языки:
другие 6% (по оценкам на 1995 г.)
Ильхам Алиев (с 31 октября 2003 г.)
Президент:
Глава
Премьер-министр Артур Расизаде (с 4 ноября 2003 г.)
Правительства:
Республика
Форма правления:
Азербайджанцы 90,6%, дагестанцы 2,2%, русские
Этнические группы:
1,8%, армяне 1,5%, другие 3,9% (перепись населения
1999 г.)
Мусульманство 93,4%, русское православие 2,5%,
Основные религии:
армянское православие 2,3%, другие 1,8% (по
оценкам на 1995 г.)
Азербайджанский манат (AZM)
Валюта:
ВВП (на душу
населения)
Паритет
покупательной силы 3800 долларов США (по оценкам на 2004 г.)


111
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира» http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/aj.html



56
Азербайджанская Республика провозгласила независимость от Советского
Союза 30 августа 1991 года. Конституция страны, принятая в 1995 году,
предусматривает разделение власти между сильной президентской ветвью и
парламентом (Милли-Меджлис), имеющим право утверждать бюджет и
объявлять импичмент Президенту. Ильхам Алиев был избран президентом в
октябре 2003 года. Президент избирается народным голосованием на
пятилетний срок. Премьер-министр и первые вице-премьеры назначаются
президентом и утверждаются Национальным Собранием.112

Экономика

Главным экспортным товаром Азербайджана и основой его экономики
является нефть. Добыча нефти в Азербайджане упала в 1997 году, но с тех
пор увеличивается каждый год. Заключение Соглашений о совместном
производстве продукции (СПП) с иностранными фирмами, которые на
сегодняшний день взяли на себя обязательства инвестировать 60 миллиардов
долларов США в долгосрочное развитие добычи нефти, должно обеспечить
достаточно ресурсов для стимулирования будущего промышленного развития.
В соответствии в первым из этих соглашений, которое было заключено с
Азербайджанской международной операционной компанией (Azerbaijan
International Operating Company), совместная добыча нефти началась в ноябре
1997 года.

На пути перехода от плановой к рыночной экономике Азербайджан
сталкивается со множеством тех же проблем, что и другие бывшие республики
Советского Союза, но значительные запасы нефти, которыми обладает
страна, делают долгосрочные перспективы ее развития более
благоприятными. Помимо нефтяных запасов, Азербайджан обладает
значительным потенциалом в области сельскохозяйственного производства
благодаря многообразию климатических зон в стране. В недавнем прошлом
страна стала успешно проводить экономическую реформу, в ходе которой
старые экономические и хозяйственные связи и структуры постепенно
замещаются новыми. Согласно официальным данным, в 2002 году ВВП на
душу населения составил 753 долларов США, темпы роста ВВП – 9,8%, т.е. в
течение семи лет подряд наблюдался поступательный рост ВВП, при низком
уровне инфляции 2,5%.113

Одним из препятствий на пути экономического прогресса является
необходимость увеличения объемов иностранных инвестиций в
неэнергетический сектор. Объем торговли с Россией и другими бывшими
советскими республиками снижается, в то время как торговля с Турцией и
странами ЕС устойчиво растет. Долгосрочные перспективы будут зависеть от
мировых цен на нефть, размещения новых нефтепроводов в регионе, и
способности Азербайджана правильно распорядиться своими богатыми
запасами нефти.114 Официальная церемония открытия нефтепровода Баку-
Тбилиси-Джейхан, в которой приняли участие президенты Азербайджана,
Грузии, Казахстана и Турции, состоялась 25 мая 2005 года. Ожидается, что


112
Справочник ЦРУ «Страны мира» http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/aj.html
113
Государственный Департамент США – Информационная справка об Азербайджане 2004
http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2909.htm
114
Справочник ЦРУ «Страны мира» – Азербайджан http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/aj.html




57
газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум также привлечет в страну необходимые
инвестиции и создаст новые рабочие места.

Нагорно-Карабахский конфликт

Нагорно-Карабахский конфликт занимает ведущее место в повестке дня
внутренней и внешней политики Азербайджана. В результате шестилетней
войны, начавшейся в 1989 году, 20% территории Азербайджана было
оккупировано, и около одного миллиона азербайджанцев и 500 тысяч армян
были вынуждены покинуть места постоянного проживания (согласно
правительственным оценкам). С мая 1994 года было заключено соглашение о
прекращении огня и несмотря на то, что в целом оно соблюдается обеими
сторонами, время от времени возникают небольшие инциденты. Минская
группа ОБСЕ продолжает работать над поиском путей урегулирования
данного конфликта.

Наиболее существенные политические события связаны с попытками
добиться продвижения в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. В
июне 1999 года Саммит ЕС в Люксембурге признал роль, которую могут играть
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) в постепенном сближении
стран Южного Кавказа, а в Совместной Декларации была подчеркнута
важность регионального сотрудничества для налаживания дружественных
отношений между государствами региона и для их устойчивого экономического
развития. В феврале 2001 года министерская Тройка ЕС посетила три страны
региона – первый визит такого ранга со стороны руководства ЕС – и
определила ключевые принципы деятельности ЕС в регионе. Вторая визит
такого уровня состоялся в 2003 году, т.е. в период, когда в ЕС
председательствовала Италия. Переговоры по вопросу урегулирования
конфликта в Нагорном Карабахе под эгидой Минской Группы ОБСЕ проходили
в Париже и в Ки-Уэсте в 2001 году. Однако уступки, допускаемые до
настоящего времени обеими сторонами, недостаточны для нахождения общей
основы для установления мира.

Связи с Ираном являются важным фактором в региональной политике. Статус
Каспийского моря стал приоритетным вопросом для всех прибрежных
государств, в этой связи Россия заключила соглашение с Казахстаном, а в
сентябре 2002 года – с Азербайджаном. Азербайджан также заключил
соглашение с Казахстаном. Военные жесты Ирана в связи с разведкой
нефтяных запасов в спорном регионе Каспийского моря летом 2001 года
явились ярким примером неустойчивости ситуации в регионе.115




115
Отношения ЕС с Азербайджаном – Информация по стране, 17-05-2004 г.,
http://europa.eu.int/comm/external_relations/azerbaidjan/intro/




58
2.2. Обзор миграционной системы


2.2.1. Регулярная миграция
В настоящее время идет активная работа по созданию нормативной и
институциональной базы в области регулярной миграции. В июле 2004 года
правительство Азербайджана утвердило Концепцию государственной
политики в области управления миграцией, выработанную Объединенной
Комиссией по управлению миграцией на основе консультаций с различными
министерствами и ведомствами и сотрудничества с Международной
Организацией Миграции (МОМ). Целью указанной концепции является
укрепление национальной безопасности через целенаправленное
регулирование миграции и содействие достижению устойчивого социально-
экономического и демографического развития страны и эффективного
использования трудовых ресурсов, предотвращение и противодействие
нелегальной миграции, в том числе торговле людьми, а также повышение
эффективности функционирования системы предоставления убежища.
Концепция также предусматривает рациональное расселение населения
страны, в том числе безопасное возвращение на места своего проживания
беженцев и вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха, которые были
вынуждены покинуть места своего постоянного проживания в результате
конфликта. Правительство Азербайджана рассматривает данную концепцию
как основу для выработки Государственной программы по управлению
миграцией.116

a. Правовая база

Конституция Азербайджанской Республики (12 ноября 1995 года)
предусматривает право на гражданство для лиц, родившихся на территории
Азербайджана или лиц, родителями которых являются граждане
Азербайджана. Лицо является гражданином Азербайджана, если один из его
родителей является гражданином Азербайджана (Ст. 52). Согласно
Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства могут
пользоваться всеми правами и обязаны выполнять все обязательства,
предусмотренные для граждан Азербайджана, если иное не предусмотрено
законом.

Закон о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства (13 марта 1996
года) в Статье 5 предусматривает, что иностранцы и лица без гражданства
могут въехать на территорию Азербайджана и получить право постоянного
жительства при наличии близких родственников и кровных уз с гражданами
Азербайджана, на основании брака с гражданами Азербайджана, а также при
иных обстоятельствах, предусмотренных законом.

Закон об иммиграции (22 декабря 1998 г.) и Указ Президента Азербайджана о
сфере применения Закона об иммиграции (12 марта 1999 г.) устанавливают,
что иммиграция представляет собой законный въезд на территорию
Азербайджана для постоянного и временного жительства. Закон определяет

116
http://www.un-az.org/presrel/iom2004eng.html




59
критерии, по которым удовлетворяются или отклоняются заявления о
предоставлении статуса иммигранта, и дает возможность соответствующим
органам власти Азербайджана устанавливать ежегодные иммиграционные
квоты.

Закон о въезде и выезде и о паспортах117 от 14 июня 1994 года, а также
Положение о применении Закона о въезде и выезде и о паспортах (19 ноября
1994 года) гарантирует всем гражданам Азербайджана права выезда и въезда
в республику. Закон определяет правила выдачи паспортов гражданам и
правовой статус граждан, покидающих страну для постоянного проживания в
другой стране. Эти граждане регистрируются за границей в консульских
представительствах Азербайджана, и в их паспортах делаются
соответствующие отметки.

Право выезда из страны может быть временно ограничено, например, в
случае, если гражданин имеет действующее обязательство в связи с
информацией о государственной и военной тайне до истечения срока
действия такого обязательства, или в случае предстоящего судебного
разбирательства в отношении данного лица, или же в случае, если данное
лицо призвано на военную службу.

В статьях 12-15 указанного закона содержатся положения, касающиеся въезда
в и выезда и из Азербайджана иностранных граждан и лиц без гражданства;
они могут въехать на территорию Азербайджана на основании личных
паспортов и официального разрешения (виза).

Въезд в и выезд из Азербайджана может быть временно ограничен в случае,
если таковой может предположительно представлять собой риск для
национальной безопасности или общественного порядка, или же если лица
нарушили законы Азербайджана, представили поддельную документацию и
ложную информацию о себе, или же если данное лицо является носителем
заболевания, которое может представлять угрозу для общественного
здоровья.

Закон о гражданстве от 30 сентября 1998 года определяет права на получение
гражданства Азербайджана и условия предоставления, восстановления, а
также лишения гражданства. Закон предоставляет правовую основу для
деятельности Управления паспортов и регистрации. Согласно закону,
гражданами Азербайджана считаются:

• Лица, постоянно проживавшие в Азербайджане на момент вступления в
силу данного закона;

• Лица, которые не были гражданами Азербайджана и не приобрели
гражданства другого государства и которые постоянно проживали в
Азербайджане до 1 января 1992 года; также те лица, которые заявили о
своем желании получить гражданство Азербайджана в течение одного года
после вступления в силу данного закона;

• Беженцы, переселившиеся на территорию Азербайджана в период 1988-
1992 гг.; после получения гражданства они не теряют права вернуться в

117
http://www.legislationline.org/view.php?document=60914




60
свои дома и обладают теми же правами, что и внутренне перемещенные
лица на территории Азербайджана.

Граждане Азербайджана не могут быть гражданами другого государства, если
иное не предусмотрено международными договорами и Национальным
Собранием Азербайджана (Милли-Меджлисом). В случае двойного
гражданства, власти Азербайджана не признают гражданства другой страны.
Например, если лицо, будучи гражданином другого государства, приобретает
вследствие брака гражданство Азербайджана, власти Азербайджана не
признают иностранного гражданства данного лица. Однако, если граждане
Азербайджана получают новое гражданство за границей, они не теряют своего
азербайджанского гражданства. 118

В октябре 1999 года был принят Закон «О трудовой миграции», который
определяет правовые, экономические и социальные основы процессов
трудовой миграции и регулирует отношения, возникающие в области трудовой
миграции.

Другими законодательными актами, регулирующими вопросы миграции в
Азербайджане, являются: Закон об удостоверениях личности граждан
Азербайджана (14 июня 1994 года), Закон о регистрации по месту жительства
или пребывания (4 апреля 1996 года).

Что касается трудовых соглашений, 15 апреля 1994 года в рамках
Содружества Независимых Государств (СНГ) было заключено Соглашение в
области трудовой миграции и социальной защиты трудовых мигрантов.

Азербайджан присоединился в Конвенции ООН по защите прав всех трудовых
мигрантов и членов их семей 11 января 1999 года.

б. Институциональная база

Вопросами миграции занимается ряд правительственных структур, в том
числе:

• Министерство труда и социальной защиты населения;

• Министерство внутренних дел;

• Министерство иностранных дел;

• Государственная пограничная служба;

• Министерство национальной безопасности;

• Государственный Комитет по делам беженцев и внутренне-перемещенных
лиц.

В Министерстве труда имеется Отдел по вопросам миграции. Министерство
труда и социальной защиты населения осуществляет регулирование трудовой
миграции путем выдачи разрешений на трудоустройство иностранным

118
«Обоснованная миграция – Азербайджан» МОМ, сентябрь 2004 г.




61
гражданам, а также лицензирования посреднической деятельности в области
трудоустройства граждан за границей.

Министерство труда и социальной защиты населения отвечает также за
изыскание и обеспечение каналов легальной трудовой миграции, в основном,
через заключение трудовых соглашений с указанием квот на те или иные
специальности. Большинство азербайджанских трудовых мигрантов работают
в Российской Федерации.119 Министерство труда и социальной защиты
населения сотрудничает с Департаментом по правам человека,
демократизации и гуманитарным вопросам при Министерстве иностранных
дел.120

Управление паспортов и регистрации при Министерстве внутренних дел
предоставляет удостоверения личности лицам, проживающим в
Азербайджане. Существует два вида документов, внутреннее удостоверение
личности (пластиковая карточка с указанием личных данных, в том числе
группы крови) и международный паспорт. Управление паспортов и
регистрации имеет более 70-ти районных отделений (выдающих
удостоверения личности гражданам Азербайджана), оборудованных в
соответствии с европейскими стандартами; паспорта печатаются в Канаде и
выдаются в шести отделениях Управления паспортов и регистрации в
Азербайджане.

Паспорта выдаются гражданам Азербайджана по достижении ими возраста 18
лет. Паспорта могут быть общегражданскими (выдаются местным отделением
Управления паспортов и регистрации, служебными или дипломатическими
(паспорта обоих видов выдаются Министерством иностранных дел) и
утверждаются121 Милли Меджлисом.

Иностранным гражданам, намеревающимся находиться в Азербайджане
более 30 дней, выдается специальный паспорт с обязательством регистрации
(«Регистрационной удостоверение иностранца»). Специальный паспорт
выдается также лицам без гражданства, получающим «Удостоверение
личности апатрида». В Азербайджане зарегистрировано 6000-7000
иностранцев и лиц без гражданства; 4218 из них получили гражданство. В 2003
году 59 иностранцев получили азербайджанское гражданство, а 596 прошений
о предоставлении гражданства было отклонено. В 2003 году на постоянное
жительство в Азербайджане зарегистрировалось более 1000 лиц без
гражданства.122

Согласно Закону о регистрации по месту жительства и пребывания (4 апреля
1996 года), все иностранцы, прибывающие на территорию Азербайджана,
обязаны пройти регистрацию в местных отделениях Управления паспортов и
регистрации при Министерстве внутренних дел Азербайджана:




119
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года
120
Там же.
121
Согласно закону о въезде и выезде и о паспортах от 14 июня 1994 г.
122
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года




62
• Лица, въезжающие в Азербайджан сроком менее 30 дней должны
заполнить формуляр заявления (получаемый на пограничных контрольно-
пропускных пунктах) и сдать его местным органам Министерства
внутренних дел в течение 24 часов, если такое обслуживание не
предоставляется гостиницей.

• Лица, остающиеся в Азербайджане более 30 дней или постоянно
проживающие в стране, обязаны пройти регистрацию в ближайшем офисе
Управления паспортов и регистрации в течение 3-х дней после прибытия.

Однако регистрация населения Азербайджана в специальных базах данных
представляет собой существенную проблему для администрации в связи с
переходом от кириллицы к латинскому алфавиту (официально в 1993 году и
фактически в 2001 году), что вызвало путаницу в правилах написания имен
собственных, поскольку написание большинства имен производится в разных
базах данных по-разному.

Местные отделения Управления паспортов и регистрации при Министерстве
внутренних дел также выдают проездные документы лицам без гражданства,
которым одинаково необходима въездная и выездная виза Азербайджана.
Кроме того, эти местные отделения выдают удостоверения личности
беженцам, временно находящимся на территории Азербайджана.


2.2.2. Визовая политика
Всем иностранцам, прибывающим в Азербайджан, за исключением граждан
стран СНГ (кроме граждан Туркменистана, которым требуется виза) а также
граждан иностранных государств, на которых распространяется режим
безвизового проезда, требуется виза.123

В частности, безвизовый режим распространяется на следующие страны:

Иран Дипломатические, служебные 21 день
Водители грузового автотранспорта,
владельцы общегражданских
паспортов 15 дней

Турция Дипломатические и служебные 3 месяца

Пакистан Дипломатические и служебные 1 месяц

Туркменистан Дипломатические и служебные 1 месяц

Китайская Народная Дипломатические и служебные
Республика и общегражданские паспорта
Китайской Народной Республики
с отметкой «служебный» 1 месяц

Страны СНГ
(за исключением

123
http://azerbaijan.embassyhomepage.com/azerbaijani_embassy_london_visa_information.htm




63
Туркменистана) По всем видам паспортов

Венгрия Дипломатические и служебные 90 дней

Куба Дипломатические и служебные
при наличии приглашения 90 дней

Лаос Дипломатические и служебные
при наличии приглашения 90 дней

Монголия Дипломатические и служебные
при наличии приглашения 90 дней

Словакия Дипломатические и служебные
при наличии приглашения 90 дней

Румыния Дипломатические и служебные
при наличии приглашения 90 дней

a. Правовая база

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства определяется
Конституцией, Законом о правовом статусе иностранцев (от 1996 г.) и Законом
о выезде и въезде в страну и о паспортах (от 1994 г.), Регламентом о
применении Закона о выезде и въезде в страну и о паспортах (от 1994 г.) а
также рядом других законодательных актов, принятых в связи с
вышеуказанными законами и международными договорами.124

Различные типы виз включают в себя транзитные визы125, одноразовые визы
на срок от 3 дней до 3 месяцев и многоразовые въездные-выездные визы,
действительные на срок до 1 года. Иностранным гражданам, имеющим личный
паспорт, может быть выдана виза на возврат, если они подадут
соответствующее заявление, в случае если они покидают Азербайджанскую
Республику, чтобы вернуться на период до одного месяца в течение
следующих шести месяцев. Иностранные граждане, прибывающие в
Азербайджан самолетом без действующей въездной визы, могут получить
краткосрочную визу в Международном Аэропорту Баку «Гейдар Алиев».126

Иностранные граждане, прибывающие в Азербайджан самолетом из стран, где
отсутствуют заграничные представительства Азербайджанской Республики,
могут получить краткосрочную визу в Международном аэропорту «Гейдар
Алиев», при наличии приглашения, заверенного в Министерстве Иностранных
Дел Азербайджанской Республики. Виза выдается Консульскими отделами
посольств и визовым сектором Консульского Управления МИДа,
функционирующим в аэропорту.

Граждане Азербайджана и Ирана, а также лица, проживающие в этих странах
в приграничных зонах (в пределах около 45 км от границы) могут пересекать
124
Закон о правовом статусе иностранцев, Ст. 3, http://www.legislationline.org/view.php?document=56045
125
Если отсутствует какая-либо отметка или штамп о безостановочном проезде, владелец визы имеет право находиться в
Республике Азербайджан не более 5 дней
126
http://www.mfa.gov.az/eng/consular/visa.shtml




64
границу127 в соответствии с упрощенной процедурой, имея при себе
действительные заграничные паспорта (без визы).128 Граждане Турции, Ирана,
Китая, Венгрии и других стран при пересечении государственной границы при
наличии дипломатических и служебных паспортов не нуждаются в получении
виз на основании двухсторонних соглашений.

В октябре 1992 года 12 государств – членов СНГ подписали «Соглашения о
безвизовом передвижении граждан СНГ по территории государств – членов
СНГ» (Бишкекское Соглашение)129. Однако в течение прошедшего времени
Туркменистан, Узбекистан и Россия вышли из данного договора. В целом
можно отметить, что хотя начиная с 1992 года в регионе СНГ заключен целый
ряд двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих визовые
режимы, тем не менее полностью унифицированный подход к этим вопросам в
СНГ отсутствует.

б. Институциональная база

Консульское Управление Министерства иностранных дел Азербайджанской
Республики, а также его подразделения за рубежом рассматривают заявления
в установленном порядке согласно Закону Азербайджанской Республики «о
выезде и въезде в страну и о паспортах» от 1994 года.

Для более эффективной борьбы с нелегальной миграцией была создана новая
Национальная Автоматизированная Паспортная Система (НАПС), при помощи
которой осуществляется контроль за въездом и выездом иностранцев. Это
единственная в своем роде система в СНГ, и она была создана специально
для Азербайджана. База данных указанной системы используется
Министерством национальной безопасности, Государственной пограничной
службой и Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел,
Министерством обороны, Министерством юстиции.

Новая визовая система содержит перечень лиц, чье присутствие на
территории Азербайджана нежелательно, в основном, из-за соображений
безопасности.130


2.2.3. Управление границей
Азербайджан окружен уже существующими или потенциальными «горячими
точками»: Грузия (конфликты в Абхазии, Южной Осетии), Россия (конфликт в
Чечне), Иран, Ирак и Афганистан. В связи со сложной географической
обстановкой Азербайджан подвержен большому давлению на свои границы.
Таким образом, эффективный и устойчивый режим границ остается одним из
основных приоритетов для национального правительства. Кроме того, следует



127
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года
128
Там же.
129
Центральная Азия: свобода передвижения - отсутствии сотрудничества. 10 августа 2002 года
http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav081002a.shtml
130
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года




65
учитывать, что мигранты используют ирано-азербайджанскую границу в
качестве ворот для транзита в Европу.

Общая протяженность государственной границы Азербайджанской Республики
составляет 3370,4 км: с Ираном – 765 км, с РФ – 390,3 км, с Грузией – 480 км, с
Турцией 15 км, с Арменией 1007,1 км, в том числе по морю – 713 км (с Ираном,
Казахстаном, Россией и Туркменистаном.

В советский период азербайджанские пограничные войска охраняли лишь
границу с Ираном и Турцией, поскольку остальные участки представляли
собой внутренние административные границы Советского Союза. После
распада СССР перед Азербайджаном встала задача демаркации и
делимитации своих государственных границ и установления действенного и
эффективного контроля вдоль границы с Россией, Грузией и Арменией. Все
вопросы, связанные с новыми государственными границами, стали одним из
главнейших вопросов для Азербайджана, стремящегося найти должный
баланс между новыми концепциями управления границами и старыми
испытанными моделями, предусматривающими военную охрану границ.
Отсутствие мирного соглашения и взаимно признанных границ между
Арменией и Азербайджаном, а также продолжающиеся военные действия в
этом регионе являются препятствием на пути нормального и эффективного
наблюдения за границей. Граница между Азербайджаном и Арменией
охраняется и контролируется подразделениями Министерства обороны
Азербайджана.

За 2003 год государственную границу пересекло 4 966 569 лиц, из них 2 864
896 граждан Азербайджана и 1 454 473 граждан зарубежных стран. За 2003
год было задержано 3846 нарушителей государственной границы и
пограничного режима, граждан порядка 15 стран. Основная часть задержанных
приходится на Иран, Афганистан, Ирак, Пакистан и др. В 2003 году было
задержано 428 человек с поддельными и принадлежащими другим лицам
документами (эти показатели в 2002 году составили 310 человек). Из 428
лиц основную часть – составляют граждане Азиатских, Ближневосточных и
Африканских стран. Из них 107 граждан Ирана, 28 – Турции, 15 –
Пакистана, 6 – Китая и др. В результате оперативно-розыскных мер было
выявлено более 20 иракских граждан, незаконно обосновавшихся в АР и
пытавшихся нелегально переправиться в страны Европы.

В 2004 году (до октября) границу Азербайджана легально пересекли около 4,3
млн. человек, среди них граждане Азербайджана – 2,3 млн. человек, граждане
стран СНГ – 1,4 млн. человек и граждане других стран – 600 тыс. человек. Из
этого числа были задержаны 122 человека, имевшие при себе фальшивые
документы (страны происхождения те же, что и в 2003 году) и направлявшиеся
в Грецию, Польшу, Турцию, Украину, Францию и Болгарию.

a. Правовая база

Закон о государственной границе был принят 9 декабря 1991 года. Затем, 6
января 1994 года был принят Закон о пограничных войсках. Положение о
Государственной пограничной службе было утверждено 12 декабря 2002 года.

В 2002- 2003 гг. Были приняты следующие законодательные акты:




66
• «Соглашения o функционировании представителей на границах» между
Азербайджаном и Россией, и между Азербайджаном и Ираном;

• «Протокол о сотрудничестве в области пограничного контроля»,
подписанный странами-членами ГУУАМ. (ГУУАМ это название платформы
для сотрудничества между правительствами Грузии, Украины,
Узбекистана, Азербайджана и Молдовы);

• Три протокола о функционировании пунктов досмотра на границе, о
расследованиях и об обмене информацией были подписаны пограничными
службами Азербайджана и Грузии;

• Протокол о сотрудничестве по вопросам управления границами между
Государственной пограничной службой Азербайджанской Республики и
Пограничной службой Финляндии;

• Совместная декларация о сотрудничестве в области управления
границами между Государственной пограничной службой Азербайджанской
Республики и Федеральной пограничной службой Федеративной
Республики Германия;

• План сотрудничества между Государственной пограничной службой
Азербайджанской Республики и Пограничной службой Венгерской
Республики;

• План сотрудничества между Северо-Кавказским Отделом пограничного
контроля Федерального Комитета Безопасности Российской Федерации и
Государственной пограничной службой Азербайджанской Республики;131

• Совместное заявление пограничных служб Азербайджана и Польши о
сотрудничестве в сфере охраны государственной границ.

В то же время Пограничная служба предпринимает меры, направленные на
консолидацию процедур пограничного контроля на пунктах пропуска в
соответствии с международными стандартами.

б. Институциональная база

Государственная пограничная служба была создана указом Президента
Азербайджана и представляет собой орган исполнительной власти. Она
подчинена Президенту Азербайджана и выполняет свои функции по
управлению границами в соответствии с законами Азербайджана. Основными
задачами Государственной пограничной службы является:

• Охрана государственной границы;

• Борьба против нелегальной миграции;

• Борьба против контрабанды;


131
Ежегодник МЦРМП по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов в Центральной
и Восточной Европе за 2004 г., не опубликовано




67
• Охрана нефтяных и газовых месторождений и трубопроводов в акватории
Каспийского моря и в приграничных зонах;

• Проведение оперативно-следственных мероприятий в связи с
контрабандой или торговлей людьми и передача дел в Генеральную
прокуратуру (с 2004 года).

В период 2001- 2004 гг. на границах с Грузией и Россией было создано 40
новых пограничных постов, а на границе с Ираном осуществлялись
соответствующие строительные работы. Развивается сотрудничество со
специалистами во области борьбы с нелегальной миграцией из Чешской
Республики и Польши, в рамках которого со стороны партнеров были
организованы тренинги для сотрудников Государственной пограничной службы
Азербайджана.

В соответствии с Программами перспективного развития на 2002-2005 гг.,
2005-2010 гг. и 2010-2015 гг., осуществляется реструктуризация
Государственной пограничной службы из военной в правоохранительную
структуру. Однако в 2004 году на границе произошло 6 военных столкновений
с наркоторговцами, что может явиться причиной того, что преобразование
Государственной пограничной службы из военной структуры в гражданскую
может затянуться на неопределенное время. Государственная пограничная
служба АР отвечает за охрану государственной границы по всему периметру
страны (как на суше, так и на море, за исключением азербайджано-армянского
участка границы, охраняемого подразделениями Министерства обороны АР), а
также за осуществление пограничного контроля в пунктах пропуска через
государственную границу.

ГПС обеспечивает охрану государственной границы силами 1 пограничной
дивизии, 7 пограничных отрядов, 1 отряда пограничного контроля, 140
пограничных застав, более 30 пунктов пограничного контроля, 1 отряда
пограничных сторожевых кораблей и 1 авиа отряда.

При Министерстве внутренних дел функционирует Национальная
информационно-поисковая система, которой могут пользоваться все
структуры, участвующие в управлении границами. Пограничные контрольные
пункты также соединены с центральной базой данных, которая в свою очередь
соединена с паспортной базой данных. Все иностранцы регистрируются в
центральной системе, и уже в соответствии с имеющейся информацией им
разрешают или отказывают во въезде на территорию Азербайджана. Согласно
информации, полученной от Государственной пограничной службы, все пункты
пропуска через границу соединены с системой и имеют хорошее техническое
оснащение и лаборатории для выявления фальшивых документов, а также
альбомы различных поддельных документов.


2.2.4. Нерегулярная миграция
В настоящее время принято считать, что международная миграция в большей
мере проявляется в форме «незаконной» или «нелегальной» миграции.
Данное предположение также касается и Азербайджана. Однако тщательная
оценка количественных объемов нелегальной миграции достаточно
ограничена. Нелегальная миграция – это явление скрытого характера,


68
означающее, что люди, путешествующие или пребывающие в стране
нелегально, тщательно избегают записей каких-либо данных о них в
официальных статистических учетах.132 Другая проблема относительно
численной оценки нелегальной миграции заключается в том, что не
существует общепринятой дефиниции нелегальной или незаконной миграции.
Термин «нелегальный» по отношению к миграционным движениям
используется для описания целого ряда явлений, как-то: операции по
контрабанде людей, спонтанные нелегальные миграционные процессы,
пребывание в стране после окончания срока действия визы, а также все
формы нелегальной работы, где «нелегальность» проявляется уже после
вполне легального въезда в страну. Таким образом, данные в этой связи
оцениваются как «отсутствующие, ненадежные, противоречивые или
недействительные»133, что достаточно ограничивает тщательную оценку
количественных параметров нелегальной миграции.

Так как Азербайджан расположен на границе Европы и Азии, его территория
представляет собой транзитный маршрут на пути транс-евразийских и
межконтинентальных потоков. Согласно данным Министерства иностранных
дел Азербайджана, масштабы нелегальной миграции и торговли людьми
возросли после обретения страной независимости.

В течение 2003 года было задержано в общей сложности 3 846 нарушителей
государственной границы или процедур пересечения границы, граждане
примерно 15-ти стран. Подавляющее большинство задержанных иностранцев
являются гражданами Ирана, Афганистана, Ирака и Пакистана.

Обычно эти люди использовали фальшивые паспорта и Шенгенские визы с
целью дальнейшей миграции в такие европейские страны как Греция,
Голландия, Турция, Норвегия, Великобритания, Франция, Болгария,
Португалия и Швеция.

Большинство мигрантов попадают на территорию Азербайджана, пересекая
иранский отрезок границы. В то же время, Каспийское море часто
используется в целях контрабанды мигрантов. Мигранты зачастую въезжают в
Азербайджан на законных основаниях, но затем нелегально остаются в
стране.

Ключевыми маршрутами нелегальной миграции являются:

• Ирак – Иран – Азербайджан – Европа;

• Афганистан – Иран – Азербайджан – Европа.

Во второй половине 2003 года было обнаружено, что туристы из Индии
прибывают в Азербайджан на основании визы и, задолго до истечения срока
ее действия, уезжают в Россию и не возвращаются после этого в
Азербайджан. Как было установлено в ходе расследования, при помощи

132
Питер Футо и Томас А. Тасс, «Статистика задержаний на границе в Центральной и Восточной Европе – Источник для
оценки масштабов нелегальной миграции»: Франк Лачко, Ирен Стечер, Аманда Клековски фон Клоппенфельс (ред.), Новые
вызовы перед миграционной политикой в Центральной и Восточной Европе, Женева и Вена, 2002 год, ст. 93
133
Грета Уэлинг, «Нерегулируемая и нелегальная миграция через Украину», бюллетень «Международная миграция», № 42
(3) 2004 г, ст. 77 - 110




69
одного из азербайджанских туристических агентств был организован
устойчивый поток мигрантов из Индии в Европу. Благодаря своевременному
вмешательству Государственной пограничной службы этот канал был
пресечен, около ста нелегальных мигрантов были депортированы в свою
родную страну, а туристическое агентство было лишено лицензии.

Контрабанда людей

Как правило, организации, занимающиеся контрабандой людей, отбирают и
предоставляют убежище мигрантам в граничащем государстве, и переводят их
в приграничные регионы. Затем мигрантов переводят через границу
контрабандным путем, и инструктируют по поводу дальнейших маршрутов
прохождения во внутренние регионы Азербайджанской Республики. В
некоторых случаях уже на территории Азербайджана мигрантов передают в
руки конкретных людей, которые помогают им попасть в другие части страны.
Зачастую весь этот процесс осуществляется одним контрабандистом. Лица,
занимающиеся контрабандой людей, часто меняют свои маршруты, стараются
действовать самостоятельно, не вступают в контакт с гражданами
Азербайджана, проводят нарушителей границы только до самой границы,
инструктируют их о том, как обходить приграничные поселения, и как скорее
попасть в центральные города. В нескольких случаях нелегальные мигранты
получили фальшивые документы от туристических агентств, работающих в
Баку и основанных иностранными гражданами. Были обнаружены компании,
занимающиеся деятельностью такого рода, и их деятельность была
пресечена. В определенных случаях иностранцы прибывают в Азербайджан с
действительными документами, но в то же время имеют заранее купленные
фальшивые документы, и используют их для проникновения в европейские
страны. Преступники быстро реагируют на стратегическое развитие и
тактическую изощренность Государственной пограничной службы.134


Таблица.4 Число нарушений границы, и 10 национальностей или гражданств с
наибольшим числом нарушений, включая иностранцев и граждан Азербайджана
Граждане Число Граждане Число Граждане Число
следующих нарушителей следующих нарушителей следующих нарушителей
стран в 2001 границы в стран в 2002 границы в стран в 2003 границы в
году 2001 г. году 2002 г. году 2003 г.
Азербайджан 2231 Азербайджан 2520 Азербайджан 2500
Россия 1765 Россия 1571 Россия 385
Грузия 1370 Грузия 1450 Грузия 238
Иран 1189 Иран 1352 Иран 186
Афганистан 175 Афганистан 288 Ирак 48
Турция 106 Ирак 184 Турция 35
Ирак 47 Пакистан 145 Афганистан 23
Пакистан 41 Турция 121 Туркменистан 19
Пакистан 18
Источник: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов
в Центральной и Восточной Европе; МЦРМП, 2002, 2003 и 2004 гг.




134
Грета Уэлинг, «Нерегулируемая и нелегальная миграция через Украину», бюллетень «Международная миграция», № 42
(3) 2004 г, ст. 77 - 110




70
Таблица.5 Число нарушений границы с целью миграции
в том числе иностранцы и граждане Азербайджана
2001 2002 2003
7 640 8 299 3 846
Источник: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и
незаконного ввоза мигрантов Центральной и Восточной Европе; МЦРМП, 2002, 2003 и
2004 гг.


Таблица.6 Число задержаний на пограничных пунктах, связанных с миграцией,
если задержания произошли на авто- или железнодорожных пропускных
пунктах, или на зеленой границе
Название соседней страны, Число задержаний на Число задержаний на
на границе с которой границе с этой страной границе с этой страной 2002
произошло задержание 2001 год год
1. Иран 1.997 2.199
2. Турция 532 586
3. Россия 1.797 1.979
4. Грузия 2.330 2.565
Источник: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов
в Центральной и Восточной Европе; МЦРМП, 2002, 2003 и 2004 гг.


Таблица.7 Число задержаний, связанных с миграцией, по участкам границы
включая иностранцев и граждан Азербайджана, 2003 год
Участок границы: ВЪЕЗД: ВЫЕЗД: Число задержаний
Название соседней страны, Число задержаний Число задержаний на границе с этой
на границе с которой людей, людей, страной
произошло задержание ВЪЕЗЖАЮЩИХ в ВЫЕЗЖАЮЩИХ из 2003 год
Азербайджан на Азербайджана на
границе с этой границе с этой
страной, 2003 г. страной, 2003 г.
Иран 297 235 532
Грузия 348 411 759
Россия 1 923 412 2 047
Турция 111 18 136
Аэропорты и морская
319 53 372
граница
Источник: Ежегодник по вопросам нелегальной миграции, торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов
в Центральной и Восточной Европе; МЦРМП, 2002, 2003 и 2004 гг.


a. Правовая база

В 2004 году Президент и правительство Азербайджана рассмотрели вопрос о
внесении изменений в действующий Уголовный кодекс (в связи с борьбой
против нелегальной миграции и торговли людьми). В настоящее время
Уголовный кодекс не содержит определения понятия «торговля людьми» и не
предусматривает дифференциации в правовом плане между беженцами,
нелегальными мигрантами и лицами, незаконно пересекающими
государственную границу. Власти Азербайджана отдают себе отчет в
имеющихся недостатках и предпринимают усилия для приведения
национального законодательства в соответствие с международными
стандартами. В обращении к Президенту и Милли-Меджлису (Парламенту)




71
Министерство национальной безопасности предложило принять поправки к
Уголовному кодексу.135

В рамках «Соглашения о сотрудничестве государств – членов Содружества
Независимых Государств по борьбе против нелегальной миграции» от 6 марта
1998 года, страны – участницы договорились осуществлять совместные
усилия в области борьбы с нелегальной миграцией, в частности, в области
контроля миграционных процессов, регистрации нелегальных мигрантов и
нежелательных граждан иностранных государств, обмена соответствующими
данными, разработки механизма депортации, гармонизации соответствующих
национальных законодательств, более активной подготовки чиновников,
работающих в данной сфере, обмена информацией относительно
национальных законодательств, законности и действенности документов,
визовых режимов с третьими странами. Тем не менее, процесс ратификации
соглашения оказался медленным и сложным. Первое организационное
совещание Совместной комиссии, которая будет координировать
мероприятия, направленные на противодействие и предупреждение
нелегальной миграции согласно положений соглашения, состоялось в октябре
2004 года. На совещании обсуждались меры, направленные на улучшение
обмена информацией и опытом в области борьбы против нелегальной
миграции в странах СНГ, а также планы по противодействию нелегальной
миграции на 2006-2008 гг. Второе заседание Совместной комиссии состоялось
в марте 2005 года.

б. Институциональная база

В конце 2002 года при Министерстве национальной безопасности был создан
новый Департамент по вопросам нелегальной миграции. Основной задачей
департамента является борьба с криминальными группами, занимающимися:

• Контрабандой наркотиков и оружия;

• Терроризмом;

• Торговлей людьми.

В области борьбы против нелегальной миграции Департамент по вопросам
нелегальной миграции взаимодействует с международными организациями,
такими как МОМ, ОБСЕ И УВКБ ООН.136

Как было описано выше в разделе о визовой политике, для содействия в
борьбе с нелегальной миграцией была создана Национальная
Автоматизированная Паспортная Система (НАПС).




135
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года
136
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года




72
2.2.5. Убежищe
В настоящее время Азербайджан можно считать страной назначения и
транзита для лиц, ищущих убежище. Конфликты в Чечне, Афганистане и Ираке
являются причиной постоянного притока в Азербайджан лиц, ищущих
убежище. В августе 2004 года в офисе УВКБ ООН в Баку было
зарегистрировано 10 840 лиц, находящихся в поиске убежища. Самые
многочисленные группы представлены чеченцами с территории Российской
Федерации (78%) и афганцами. Начиная с середины 2001 года приток
беженцев в страну снизился, однако в первой половине 2004 года в офисе
УВКБ ООН ежемесячно регистрировалось около 60-ти чеченцев и около
десятка лиц из других стран.137

Число лиц, перемещенных внутри государства, значительно увеличилось в
ходе конфликта в Нагорном Карабахе. По данным Государственного комитета
по делам беженцев и перемещенных лиц, в 2004 году в стране было 760 000
внутренне-перемещенных лиц, 200 000 азербайджанских беженцев из
Армении и 50 000 турок-месхетинцев из Центральной Азии.138 Большинство из
них размещались во временном жилье, как то в палаточных лагерях или
фургонах. Хотя 300-350 тыс. этнических армян были вынуждены покинуть
Азербайджан, здесь все еще проживает приблизительно 120,7 тыс. этнических
армян.

Кроме того, Азербайджан был первой из стран СНГ, принявшей свой
собственный Закон о беженцах и внутренне-перемещенных лицах. Помимо
значительного количества беженцев и переселенцев, находящихся в
Азербайджане, МИД также обращает внимание на 2 миллиона беженцев из
Ирака и Афганистана, находящихся в Иране, которые тоже могут выбрать
Азербайджан в качестве транзита на пути в страны Европы.139

С целью защиты прав беженцев, пересекающих государственную границу,
при содействии и финансировании Управления Верховного Комиссара ООН
по делам беженцев, совместно с Комитетом по делам беженцев при
Кабинете министров Азербайджанской Республики на южном направлении
был построен пункт временного размещения беженцев. Планируется
создание аналогичных пунктов на северном и северно-западном
направлениях.

В 2003 году МОМ оказала 250 лицам содействие в переселении в США,
Канаду и страны Западной Европы. В первой половине 2004 года МОМ
оказала помощь в переселении 153 беженцам. 140




137
Операционный план УВКБ ООН – 2005, Азербайджан http://www.unhcr.ch/cgi-
bin/texis/vtx/home/opendoc.pdf?tbl=RSDCOI&id=4180e99f4&page=home
138
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года
139
Там же.
140
Информационная справка, Азербайджанская Республика, подготовлено МОМ. Баку, сентябрь 2004 г.




73
a. Правовая база

Азербайджан присоединился к Женевской Конвенции 1951 года о статусе
беженцев и к прилагаемому к ней Протоколу от 1967 года 12 февраля 1993
года.

Конституция Азербайджана (ст. 70) предусматривает предоставление
политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Право принимать решение по предоставлению политического убежища
принадлежит Президенту Азербайджана (ст. 109).141

Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, принятый в мае 1999 года142,
определяет143 статус беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане,
а также процедуру и условия предоставления такого статуса, права и
обязанности, а также предоставляемые гарантии. Решение о предоставлении
и лишении статуса беженца и вынужденного переселенца принимается
соответствующими органами исполнительной власти.

В 2000 году был издан президентский Указ «о правилах рассмотрения
прошений о предоставлении статуса беженца».

Согласно данным, полученным от Государственного комитета по делам
беженцев и внутренне-перемещенных лиц, президентским Указом от 1998 года
была создана программа социальной защиты беженцев и перемещенных лиц,
и большая часть положений этого указа была внедрена. Распоряжением
Президента Азербайджанской Республики в июле 2004 году утверждена
Государственная Программа по обеспечению занятости и улучшению условий
проживания беженцев и вынужденных переселенцев, которая ставит своей
целью предоставление беженцам и перемещенным лицам лучших условий
жизни, расширение возможностей трудоустройства и, в конечном счете,
снижение уровня их бедности. Национальный План по внедрению данной
программы был утвержден Кабинетом министров 4 ноября 2004 года. Помимо
этого, в настоящее время действует 14 законов и 31 указ Президента и
Кабинета министров о внутренне-перемещенных лицах и беженцах.144

б. Институциональная база

Департамент по определению статуса беженцев при Государственном
Комитете по делам беженцев и перемещенных лиц был создан в 2001 году в

141
http://www.meclis.gov.az/cons/
142
http://www.legislationline.org/data/migration/domestic/Azerbaijan/Azerbaijan_Law_on_refugees_status_and_FDPs_1999.pdf
143
Термин “беженец” применяется в отношении лица, которое, по причине обоснованного страха преследования на
основании расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических
убеждений, находится за пределами своей родной страны и не в состоянии, или, по причине страха, не желает
пользоваться защитой этой страны; или которое, не имея гражданства и находясь за пределами страны своего бывшего
постоянного проживания, в результате вышеназванных событий не может или, по причине страха, не хочет в нее
возвращаться

Термин «вынужденный переселенец (в пределах страны)» применяется в отношении любого лица, которое
переместилось в другое место жительства, так как оно было вынуждено покинуть место своего постоянного проживания на
территории Азербайджанской Республики в связи с военной агрессией или природной или техногенной катастрофой

Статус вынужденного переселенца может быть предоставлен согласно решению соответствующего исполнительного
органа гражданину Азербайджана, который был вынужден покинуть место постоянного проживания в другой стране, и
приехал в Азербайджанскую Республику по причинам, указанным в части 1 данной статьи

Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 10-
14 ноября 2004 года




74
результате тесного сотрудничества между Государственным комитетом по
делам беженцев и УВКБ ООН. С января 2004 года этот новый департамент
занимается приемом прошений на предоставление убежища независимо от
УВКБ ООН и первичной их обработкой. Лица, ищущие политическое убежище
при пересечении государственной границы, могут подавать прошения в
Государственную пограничную службу, и прошения затем направляются в
Департамент по определению статуса беженцев. Однако положение дел
затрудняется в связи с тем, что для чеченцев, покидающих Российскую
Федерацию в качестве лиц, ищущих убежище, доступ к национальной
процедуре определения статуса беженца закрыт. Таким образом, очень
значительная часть лиц, ищущих убежище, обращаются за помощью в УВКБ
ООН. В настоящее время для ищущих убежище лиц чеченского
происхождения фактически действует временный режим защиты, что
означает, что власти Азербайджана не препятствуют их пребыванию на
территории страны и не депортируют их, однако не предоставляют им
юридического статуса и социальной помощи.145

В 2004 году было получено 199 прошений о предоставлении убежища в
Азербайджане и в 14 случаях оно было предоставлено (10 беженцам из Ирака,
3 – из Туркменистана, 1 из Пакистана). С 2001 года Департаментом по
определению статуса беженцев в целом было зарегистрировано 383
прошения. Основные страны происхождения лиц, ищущих убежище: Иран (37),
Афганистан (135), Пакистан (14), Ирак (8), Туркменистан (1), Йемен (1), Россия
(1), Алжир (1), Грузия (1).146

Лица, обратившиеся с прошением о предоставлении убежища и получившие
отказ, имеют право обжаловать решение в обычном суде, затем в
147
апелляционном, а затем в кассационном судах.

Что касается прошений о предоставлении убежища в странах Европы,
представляемых гражданами Азербайджана, то наблюдается некоторое
снижение их числа, например в 2002 году в Европе было подано 4108
прошений, а в 2003 году - 3 583 прошения.

По словам представителей органов власти, многие лица, ищущие убежище в
Европе, пользуются конфликтом в Нагорном Карабахе, представляя себя
выходцами из этого региона, якобы в поисках защиты от конфликта.

Органы власти намерены внедрить новую программу по временной
интеграции азербайджанских вынужденных переселенцев и беженцев. Одной
из целей программы является уменьшение числа палаточных лагерей для
внутренне-перемещенных лиц (до 2004 года их число сократилось с 10-ти до
5-ти) и предоставление им постоянного жилья, работы, возможности получить
образование и социальной помощи. Приоритетной политикой в данной
области является возвращение всех вынужденно перемещенных лиц в свои
дома.148

145
Операционный план УВКБ ООН – 2005, Азербайджан http://www.unhcr.ch/cgi-
bin/texis/vtx/home/opendoc.pdf?tbl=RSDCOI&id=4180e99f4&page=home
146
Информация получена в ходе рабочей миссии от Государственного Комитета по делам беженцев и вынужденных
переселенцев
147
Экспертная миссия МЦРМП в Азербайджан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ,
10-14 ноября 2004 года
148
Там же.




75
2.2.6. Торговля людьми
В контексте процессов, связанных с нелегальной миграцией, торговля людьми
представляет собой особую проблему, будучи одной из наиболее жестоких и
бесчеловечных форм транснациональной организованной преступности.
Одним из наиболее негативных следствий нестабильности, связанной с
процессом перехода бывших республик Советского Союза к рыночной
экономике, явилось возрастание числа становящихся жертвами сексуальной

<<

стр. 3
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>