<<

стр. 5
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

республики и установлены личные контакты с владельцами ночных клубов,
кабаре и отелей, расположенных на Кипре, в Ливане, Японии, Швейцарии,
Италии, в которых после приезда белорусские девушки принуждались к
занятию проституцией. С целью установления контроля над девушками, им
изготавливались поддельные справки-сертификаты об окончании
хореографических курсов, дающие им право получить разрешение на выезд за
границу.

В ходе расследования уголовного дела установлено около 200 потерпевших.

В соответствии с международным следственным поручением, сотрудники МВД
выезжали в командировку на Кипр, где совместно с правоохранительными
органами Кипра были проведены необходимые мероприятия и собраны
неоспоримые доказательства преступной деятельности белорусских
соучастников. В феврале текущего года члены преступной организации
осуждены к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.

В марте 2004 года разоблачена деятельность на территории республики
международной преступной организации, состоящей из граждан Беларуси,
России, Израиля и Египта, занимавшейся торговлей людьми в Израиль.
Торговцы предлагали оказывать эскорт - услуги состоятельным мужчинам в
Израиле. Оговаривалось, что половая связь только по собственному желанию,
без всякого принуждения. Документы на выезд оформлялись в г. Москве. Из
Москвы авиарейсом направлялись в Египет, а оттуда нелегально
переправлялись в Израиль на дне лодки через Красное море, а границу с
Израилем переходили пешком с проводниками. По прибытии в г. Тель-Авив
владельцы клубов забирали документы и принуждали заниматься
проституцией, за отказ выполнять извращенные заказы избивали. Одна из
потерпевших через два месяца не выдержала «работы» и при попытке бегства
выпрыгнула с 3-го этажа, но при падении получила перелом обеих ног и
позвоночника и была помещена на лечение в больницу. При финансовом
содействии Международной организации миграции (МОМ) девушка по
дипломатическим каналам возвращена в Беларусь, и ей оказана необходимая
помощь в реинтеграции. Установлено 5 потерпевших от преступной
деятельности организации. Арестовано трое членов этой организации, двое из
которых являются гражданами Израиля. В июне текущего года обвиняемые
осуждены к лишению свободы на срок от 9 до 14 лет.

В целях активизации деятельности государственных органов правительством
Беларуси в 2001 году принята Государственная программа комплексных мер
по противодействию торговле людьми и распространению проституции на
2002 – 2007 годы, в рамках которой предусмотрены организационно-правовые,
профилактические мероприятия, меры по реабилитации жертв торговли
людьми и расширение международного сотрудничества в этой сфере. В
соответствии с поручением Президиума Совета Министров Республики
Беларусь заинтересованными министерствами и ведомствами в 2004 году в
указанную программу внесены изменения, с учетом предложений по
совершенствованию государственного регулирования в сфере модельного
бизнеса.




101
В рамках выполнения мероприятий программы налажено должное
взаимодействие правоохранительных органов. Мероприятия между органами
государственной безопасности, пограничных войск, таможни, МВД проводятся
на основании совместных планов. Из числа сотрудников указанных ведомств
созданы совместные оперативные группы, отработаны механизмы их
взаимодействия, налажен обмен оперативной и иной информацией о
торговцах и жертвах торговли.

a. Правовая база

Проделана значительная работа по приведению национального
законодательства в соответствие с нормами международного права, в
частности с Конвенцией ООН против транснациональной организованной
преступности и двух дополняющих ее Протоколов.

Результатом этого стало подписание 9 марта 2005 года Президентом
Республики Беларусь Декрета № 3 «О некоторых мерах по противодействию
торговле людьми», которым регламентируется понятие «торговля людьми» и
квалифицируются как преступление все деяния, сопутствующие торговле
людьми, предусмотренные Конвенцией ООН (вербовка без признаков обмана),
перевозка, передача, укрывательство, торговля путем мошенничества,
обмана, злоупотребления властью, подкупа и т.д.). Предусмотрено
ужесточение норм уголовного законодательства за совершение преступлений,
сопряженных с сексуальной эксплуатацией и торговлей людьми. В качестве
основного вида наказания предусмотрено лишение свободы, а в качестве
дополнительных - конфискация имущества и лишение права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В настоящее время заинтересованными органами подготовлен проект
нормативного правового акта, регламентирующего статус жертвы торговли
людьми. Несмотря на отсутствие указанного документа, до настоящего
времени жертвы торговли людьми не привлекались к ответственности на
территории республики.

Декретом также устанавливается уголовная ответственность за
распространение порнографических материалов или предметов с
изображением несовершеннолетних, демонстрация порнопродукции лицам, не
достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Для устранения правового «вакуума» предусмотрены нормы
административного регулирования отношений в сфере модельного бизнеса,
брачной деятельности, вопросах размещения рекламных объявлений,
трудоустройства за границей.

В целях профилактики торговли людьми Декретом предусматривается, что
любые действия по осуществлению трудоустройства белорусских граждан за
границей, деятельность, связанная со сбором и распространением
информации о физических лицах с целью их знакомства (это – деятельность
так называемых брачных агентств), а также работа модельных агентств и
организаций, занимающихся подготовкой моделей, подлежит обязательному
лицензированию.




102
Лица, занимающиеся трудоустройством белорусских граждан за рубежом,
несут ответственность за деятельность, которая не только привела, но и могла
привести к торговле людьми.
Данный законодательный акт полностью соответствует наиболее новым и
прогрессивным международным стандартам и рекомендациям, призванным
обеспечить принятие государствами самых эффективных мер
противодействия современной работорговле.

В рамках дальнейшей работы в области законодательства, внесены
изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь,
вступившие в силу 27 мая текущего года. В настоящее время действия,
связанные с торговлей людьми, а также пособничество в этом являются
уголовно наказуемыми, что соответствует нормам международного права:

• Статья 171. Использование занятия проституцией или создание условий
для занятия проституцией;

• Статья 171-1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к
продолжению занятия проституцией;

• Статья 181. Торговля людьми;

• Статья 182. Похищение человека;

• Статья 187. Незаконные действия, направленные на трудоустройство
граждан за границей;

• Статья 343. Распространение пoрнoграфических материалов или
предметов.

При этом под эксплуатацией, упомянутой в статье 181, статьях 182 и 187
Уголовного кодекса Беларуси, понимается незаконное принуждение человека к
работе или оказанию услуг в случае, если он по независящим от него
причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство
или обычаи, сходные с рабством. Под сексуальной эксплуатацией же,
упомянутой в тех же статьях Уголовного кодекса, понимается извлечение
выгоды из действий сексуального характера, осуществляемых другим лицом, в
том числе использование занятия проституцией.

Указанная группа преступлений влечет за собой достаточно жесткое
наказание. Наиболее суровым является лишение свободы на срок до 15 лет с
конфискацией имущества.

б. Институциональная база

Руководством МВД для активизации деятельности принят ряд организационно-
штатных мер по созданию специализированных подразделений по борьбе с
торговлей людьми, и в настоящее время структура указанных подразделений
состоит из 3 уровней. На республиканском уровне работу организует отдел по
противодействию преступлениям в сфере нравов Управления по
противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере
нравов Главного управления криминальной милиции, соответствующие
отделы (отделения) созданы в областных управлениях внутренних дел и в


103
столице. Во всех районных отделах внутренних дел имеются сотрудники, на
которых возложены обязанности по выявлению преступлений в сфере нравов.

В июне 2004 года в МВД создан отдел по противодействию торговле людьми в
целях сексуальной и иной эксплуатации, сотрудники которого непосредственно
занимаются выявлением преступлений данной категории.

Благодаря предпринимаемым мерам в республике за последние четыре года в
3 раза возросло количество выявленных преступлений в сфере нравов. В 2004
году специализированными подразделениями республики выявлено 583
преступления, в том числе 19 преступлений, связанных с торговлей людьми,
73 –с вербовкой людей для сексуальной эксплуатации, 331 – с содержанием
притонов для занятия проституцией, сводничеством, сутенерством (из них 107
связаны с вывозом потерпевших за пределы государства), 28 – с
распространением порнографических материалов или предметов, 128 – с
вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение (из них 80
– с вовлечением в проституцию, 7 – с вовлечением в изготовление
порнопродукции) и 4 – с похищением человека с вывозом за рубеж. Всего
выявлено 203 преступления с вывозом потерпевших за пределы государства,
пресечена деятельность 2 преступных организаций. Установлено около 400
потерпевших от торговли людьми, из них 42 несовершеннолетних.

Согласно уголовного законодательства Республики Беларусь, под
«несовершеннолетним» понимается лицо в возрасте от 14 до 18 лет.
Совершение противоправных деяний в отношении несовершеннолетнего, в
том числе связанных с торговлей людьми, является отягчающим вину
обстоятельством.

Следует отметить, что сотрудники Министерства внутренних дел при
установлении жертв торговли людьми в обязательном порядке предлагают
потерпевшим обратиться в международные организации для оказания им
соответствующей помощи. В период с 2003 по 2004 годы в Международной
организации миграции оказана помощь 307 –ми жертвам, из них 250
направлены сотрудниками МВД.

В 2002–2004 годах по данной категории дел осуждено и приговорено к
различным видам уголовного наказания 410 человек, в том числе 114 человек
- к лишению свободы, из них 48 – за противоправные действия, связанные с
торговлей людьми, похищением людей и вербовкой с целью сексуальной
эксплуатации.

Одновременно министерствами и другими республиканскими органами
государственного управления активизирована деятельность, направленная на
профилактику торговли людьми.

Разработан и целенаправленно выполняется комплекс информационных
мероприятий по правовому просвещению граждан по вопросам
противодействия торговле людьми. Широкий круг вопросов, связанных с
данной тематикой, а также меры по совершенствованию профилактики
правонарушений в сфере нравов постоянно освещаются на страницах
печатных изданий, на телевидении и радио в информационных передачах,
аналитических и молодежных проектах, общественно-политических и
информационно-развлекательных программах. В специальных проектах


104
выходят репортажи с мест событий с выступлениями специалистов,
комментариями ответственных должностных лиц, депутатов Парламента,
работников правоохранительных органов, Министерства юстиции,
Министерства иностранных дел, Прокуратуры и Конституционного суда.

Средства массовой информации наладили взаимодействие с пресс-службами
правоохранительных, контролирующих органов и судов. Представляемые
сообщения отделов информации соответствующих служб составляют
значительную часть публикаций в СМИ по рассматриваемой тематике.

Кроме того, средства массовой информации знакомят с определенными
мерами безопасности лиц, желающих трудоустроиться за границей;
предупреждают о возможности стать жертвой торговли людьми; об опасных
ситуациях, в которых могут оказаться потерпевшие, в том числе о
потенциальном риске для нелегальных мигрантов; о средствах и методах,
используемых преступниками; принимаемых государством мерах защиты от
противоправных действий; об ответственности за торговлю людьми;
информируют о существующих за рубежом посольствах и консульских
учреждениях Белорусии.

Информация о состоянии и принимаемых мерах в области торговли людьми в
республике размещена на действующем сайте МВД на русском и английском
языках. Статистические данные по выявлению преступлений и
правонарушений в этой сфере, о количестве осужденных и жертв по таким
делам, а также другую интересующую информацию МВД предоставляет в
Представительство Международной организации миграции в Беларуси и
другие общественные организации.

В мероприятиях по противодействию торговле людьми участвуют также
Министерство образования и Министерство здравоохранения Республики
Беларусь.

Понимая, что минимизировать негативные социальные последствия торговли
людьми только правоохранительным органам невозможно, государство
принимает и другие меры.

В рамках реализации проекта Европейского Союза и Программы ООН «Борьба
с торговлей женщинами в Республике Беларусь» в г. Минске на базе одного из
учреждений социального обслуживания населения в июле 2004 года
состоялось открытие реабилитационного приюта для жертв торговли людьми,
с участием представителя ООН в Республике Беларусь, представителей
посольств стран ЕС и других стран.

В г. Минске и г. Бресте функционируют информационно-консультационные
телефоны для женщин по вопросам безопасного выезда и пребывания за
границей, а также пострадавших женщин; кроме того, в г. Минске установлен и
успешно функционирует бесплатный для населения Беларуси «зеленый
номер», что позволило снять существовавшие территориальные барьеры и
сделало «горячую линию» доступной в любом регионе Беларуси.

В целях повышения информированности молодежи о проблеме торговли
людьми снимаются и демонстрируются в кинотеатрах и по телеканалам
документальные фильмы.


105
Усилия, предпринимаемые в Республике Беларусь по противодействию
торговле людьми, не остались незамеченными и международным
сообществом. В 2003-2004 годах в ежегодных докладах Госдепартамента
США, публикуемых в начале отчетного периода, а также представителями
ОБСЕ и МОМ в Республике Беларусь отмечаются положительные результаты,
достигнутые в этой сфере.


3.2.7. Возврат
Рост числа нерегулярных мигрантов из региона СНГ и/или пересекающих этот
регион обусловливает потребность в разработке эффективной и устойчивой
системы возвращения иностранных граждан, въехавших или пребывающих
незаконно в стране, а также возвращения своих граждан из других стран.
Правовой базой для эффективной реализации политики по возвращению
граждан является наличие соглашения о реадмиссии или другой формы
практического сотрудничества. Разработка программ для добровольного и
принудительного возвращения нелегальных мигрантов, лиц, получивших отказ
в предоставлении убежища, и других лиц, не имеющих юридического права
оставаться на территории другого государства, является основным
обязательным условием для эффективной работы системы контроля и
профилактики нелегальной миграции. В то же время, устойчивость такой
системы должна быть обеспечена за счет реализации конкретных программ по
интеграции и оказания помощи возвращаемым лицам, а в конечном итоге - за
счет устранения изначальных причин эмиграции.

Во многих случаях попытки выдворения иностранных граждан наталкиваются
на отсутствие сотрудничества со стороны органов или дипломатических
представителей страны происхождения и нежелание допустить назад в страну
граждан; особенно это касается стран Азии. Другой фактор, который
ограничивает эффективность политики по возвращению граждан, это
отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Согласно информации,
предоставленной белорусскими властями, возвращение (или депортация)
одного человека обходится примерно в 500 долларов США. По этой причине
белорусские власти не имеют необходимых финансовых средств, для того
чтобы предпринимать все действия по возвращению нерегулярных мигрантов.
Есть случаи принятия распоряжения о выдворении иностранных граждан,
которые тем не менее в течение длительного времени продолжают оставаться
в центрах задержания, поскольку нет средств для оплаты транспортных
расходов этих граждан. В то же время необходимо отметить, что в течение
2004 – 2005 годов соответствующими бюджетами Республики Беларусь
предусматривается выделение денежных средств для проведения процедуры
принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства с
территории Беларуси в государства их гражданской принадлежности

Другая практическая проблема – это отсутствие центров для задержания,
специально предназначенных для мигрантов, ожидающих выдворения из
страны, которые позволили бы разместить незаконных мигрантов на время
проведения процедуры оформления возвращения. Таким образом,
иностранные граждане, ожидающие выдворения из страны/возвращения на
родину, содержатся в обычных центрах задержания. По оценкам белорусских
властей, затраты на организацию такого центра составят около 2 миллиона


106
долларов США, то есть такая сумма вряд ли может быть покрыта из
государственного бюджета. Для этого требуется международная помощь.


3.2.8. Реадмиссия
Начиная с начала 1990-х годов в Европе создана широкая сеть соглашений по
реадмиссии. Как показывает опыт новых членов Европейского Союза,
разработка такой системы является важнейшим элементом устойчивой
политики, направленной на уменьшение потоков нерегулярных мигрантов. В то
же время страны СНГ оставались вне такой системы, и лишь некоторые из них
имеют соглашения о реадмиссии, заключенные между собой или с другими
европейскими странами.

В целом, соглашение о реадмиссии предусматривает, что договаривающиеся
стороны обязаны принимать назад своих граждан, которые въехали или
находились нелегально на территории другой стороны. Это обязательство
также может касаться лиц без гражданства и граждан третьей страны.
Необходимо учитывать, что заключение соглашения о реадмиссии дает
возможность для увязывания заключения соглашений о реадмиссии с отменой
визовых обязательств, что также может быть в интересах стран, допускающих
назад своих граждан. В решениях, принятых Европейским Советом Министров
в Тампере, подчеркивается, что партнерство со странами происхождения и
странами транзита будет являться ключевым элементом внешней политики
ЕС в области миграции. На заседании в Севилье, состоявшемся в июне 2002
года, Европейский Совет настоятельно рекомендовал, что «любое будущее
соглашение о сотрудничестве, ассоциации или иное эквивалентное
соглашение, которое Европейский Союз или Европейское Сообщество
заключит с любой страной, должно включать положение о совместном
регулировании миграционных потоков и обязательной реадмиссии в случае
незаконной иммиграции».181

Беларусь не имеет соглашений о реадмиссии с другими государствами, в том
числе со странами СНГ. Министерство иностранных дел проводит активную
работу в этом направлении; в настоящее время ведутся переговоры с
Латвией, Литвой и Польшей. Хотя в этой сфере нет прецедентов, эти
проблемы тем не менее решались отдельно в каждом конкретном случае на
основе хороших отношений с пограничными службами указанных
государств.182 Трансграничное сотрудничество с Латвией, Литвой и Польшей
развивается позитивно ввиду того, что Беларусь желает быть участником
Балтийского процесса и Балтийского региона. Заключение соглашений о
реадмиссии с Россией и Украиной183 считается основным приоритетом.
Невзирая на отсутствие формальных соглашений о реадмиссии, реадмиссия
де-факто уже применяется на условиях технического сотрудничества между
пограничными войсками этих трех стран.184




181
Заключения Европейского Совета, Севилья, 21 и 22 июня 2002 года
182
Государственный комитет погранвойск, 16 июня 2004 года
183
http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/country/Ukraine_11_May_EN.pdf (20 июля 2004 года)
184
Краткая информация для Европейской Комиссии - УВКБ ООН, Киев, декабрь 2004 года




107
4. ГРУЗИЯ

4.1. Общая информация185




7


Тбилиси
Столица:
Общая: 69 700 кв.км (суша: 69 700 кв.км, вода: 0 кв.км)
Площадь:
4 677 401 человек (по оценкам на июль 2005 г.)
Население:
Грузинский 71% (государственный), русский 9%,
Языки:
армянский 7%, азербайджанский 6%, другие 7%;
примечание: абхазский язык является государственным
языком в Абхазии
Президент Михаил Саакашвили (с 25 января 2004 г.)
Президент:
Президент Михаил Саакашвили (с 25 января 2004 г.);
Глава
Премьер-министр Зураб Ногаидели (с 17 февраля 2005
Правительства:
г.); примечание: президент является главой государства
и главой правительства для силовых министерств:
государственной безопасности (в т.ч. внутренних дел) и
обороны; премьер-министр является главой
правительства для остальных министерств
Республика
Форма правления:
Грузины 83,8%, азербайджанцы 6,5%, армяне 5,7%,
Этнические группы:
русские 1,5%, другие 2,5% (перепись населения 2002 г.)
Основные религии: Православное христианство 83,9%,
армянская грегорианская церковь 3,9%,
католичество 0,8%, мусульманство 9,9%,
другие 0.8% (перепись населения 2002 г.)
Лари (GEL)
Валюта:
ВВП (на душу
населения)
Паритет
покупательной силы 3100 долларов США (по оценкам на 2004 г.)

185
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира»,
http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/gg.html



108
Грузия провозгласила государственную независимость 9 апреля 1991 года
после распада Советского Союза.186 Многие годы развитию страны мешали
внутренние конфликты, нестабильность в регионе и экономический спад. Когда
правительство попыталось манипулировать парламентскими выборами в
ноябре 2003 года, масштабные протесты населения привели к отставке
Эдуарда Шеварднадзе, который пребывал на посту президента Грузии с 1995
года. В январе 2004 года в стране прошли новые выборы. К власти пришел
Михаил Саакашвили и его Партия Национального Движения.187 С этого
момента началось глубокое реформирование на всех уровнях власти.

Из-за этнического разделения в Абхазии и Южной Осетии, слабого
государственного управления и присутствия российских военных баз на этих
территориях, правительство страны не имеет полного контроля над всей
территорией страны в границах, признанных мировым сообществом.

Экономика

Природные ресурсы Грузии включают леса, гидроэнергетические ресурсы,
цветные металлы, марганец, железную руду, медь, а также цитрусы, чай и
вино. Структура промышленного производства включает сталелитейную
промышленность, самолетостроение, машиностроение, производство
оборудования для литейного производства, производство грузовиков,
тракторов, текстильное производство, химическое производство, производство
лесоматериалов и производство напитков. По оценкам на 2000 год, 52%
рабочей силы было занято в сельском хозяйстве.

Страна импортирует б?льшую часть природного газа и нефти, необходимых
для удовлетворения внутреннего спроса. Единственным значительным
внутренним источником энергии являются гидроэнергетические ресурсы.
Несмотря на серьезнейший ущерб, который понесла экономика страны
вследствие гражданских конфликтов, в Грузии, при поддержке
Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка, был зафиксирован
значительный экономический рост, начиная с 1995 года. В стране отмечен
рост ВВП и уменьшение уровня инфляции. Согласно оценкам, в 2001 году ВВП
на душу населения составил 744 доллара США, а темпы роста ВВП – 5,3%.
Максимальные темпы роста ВВП были отмечены в 2003 году и составили
8,6%, а уровень инфляции в том же году оставался на уровне 4,8%.188

Грузия стала вторым государством среди республик бывшего Советского
Союза, вступившим во Всемирную Торговую Организацию. Страна надеется
добиться устойчивого экономического роста благодаря развитию торговли, а
также транзита нефти и газа через свою территорию. 25 мая 2005 года
состоялась официальная церемония открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-
Джейхан, в которой приняли участие президенты Азербайджана, Грузии,
Казахстана и Турции. Ожидается, что газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум также
привлечет в страну необходимые инвестиции и создаст новые рабочие места.



186
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира»,
http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/gg.html
187
http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/gg.html
188
Информационная справка о Грузии – Госдепартамент США, февраль 2005 г. http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5253.htm




109
4.2. Обзор миграционной системы

График.5 Действующие структуры в сфере миграции189




4.2.1. Регулярная миграция
В последние годы Грузия предприняла шаги к созданию или адаптации
законодательных основ и организационной системы для более действенного
рассмотрения проблем, связанных с миграцией. Было признано, что
необходимость в дальнейшем исследовании и создании каналов легальной
миграции будет в интересах самих же мигрантов, страны происхождения и
принимающей страны.

a. Правовая база

Иммиграция

Закон Республики Грузия «Об иммиграции» был принят 27 июля 1993 года, с
двумя поправками в 1997 и 1998 году. Этот закон является основным
юридическим документом, определяющим порядок и условия иммиграции в
Республику Грузия. Сюда же относится и «Закон о правовом статусе
иностранцев» (3 июня 1993 года), «Закон о временном въезде, пребывании и
выезде иностранцев из Грузии» (1993 год), «Закон о правилах регистрации и
идентификации граждан Грузии и иностранцев, проживающих в Грузии» (2000
год), «Закон о миграционном досмотре» (1998 год), а также другие
постановления и документы, принятые Советом Министров. В настоящее
189
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года




110
время идет работа по подготовке нового закона «О миграции» и нового закона
«Об иностранных гражданах».

Закон об иммиграции определяет иммигранта как иностранца, получившего
право на постоянное местожительство в Республике Грузия, а также
регулирует условия получения статуса. Предусмотрен лишь статус беженца, а
также постоянное местожительство. Лица, пребывающие в Грузии временно
без права постоянного местожительства часто рассматриваются как «гости
без ограничения времени пребывания». Закон об иммиграции
предусматривает введение ежегодной иммиграционной квоты, которая
определяется Кабинетом министров Республики Грузия и утверждается
Парламентом Грузии за шесть месяцев до начала каждого календарного года.

В 2004 году иммиграционная квота была рассчитана приблизительно на 200
человек. Ежегодные квоты, как правило, не исчерпываются (обычно они
заполняются приблизительно на 50%). Большинство иностранцев, желающих
обосноваться в Грузии, являются гражданами Российской Федерации,
Украины, Израиля и Германии. Заявления обычно подаются гражданами
грузинского происхождения, желающими вернуться на родину.190

Поправка к Закону, принятая в 1998 году (Закон о миграционном досмотре,
1998 г.) предусматривает введение «миграционной карточки», которая
заполняется всеми иностранными гражданами, въезжающими в страну.
Миграционные карточки выдаются Министерством по делам беженцев и
расселению и дают возможность сбора данных о въезде и выезде
иностранцев.

Эмиграция

Закон Республики Грузия «Об эмиграции» был принят в 1993 году, с двумя
поправками в 1997 и 1998 году. Закон определяет процедуру выезда граждан
Грузии на постоянное местожительство в другую страну (эмиграция) и
регулирует другие вопросы, возникающие в этой связи. Закон признает право
граждан Грузии выезжать из страны и свободно в нее возвращаться. В то же
время закон «О гражданстве» предусматривает, что граждане Грузии,
проживающие за рубежом, могут утратить свое гражданство, если они не
зарегистрируются в соответствующем консульском представительстве Грузии
в течение двух лет191.

В Грузии нет закона о трудовой миграции. Законопроект был разработан и
передан на обсуждение в парламент. Кроме того, Грузия не является стороной
каких-либо международных соглашений в сфере трудовой миграции или
Соглашения о сотрудничестве в сфере трудовой миграции и социальной
защиты трудящихся мигрантов, заключенного в рамках СНГ 15 апреля 1994
года.192

Закон Республики Грузия «Об эмиграции» определяет документы,
необходимые для эмиграции или выезда из Республики Грузия (Паспорт

190
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года
191
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года
192
Там же.




111
гражданина Грузии), процедуру выдачи паспорта, срок действия паспорта (10
лет), процедуру его продления (дипломатические или консульские миссии
Грузии за рубежом), сроки рассмотрения заявления (не более 3-х месяцев).
Закон также указывает основания для ограничения выдачи паспорта (в случае,
если против заявителя возбуждено уголовное или гражданское дело, если
данное лицо не исполнило приговор суда, если данное лицо находится в
розыске, если данное лицо является военнообязанным и уклоняется от
прохождения обязательного срока военной службы или же если заявитель не
выполнил обязательств, наложенных на него по решению суда и т.д.). Законом
предусмотрено право обжаловать в суде отказ в выдаче паспорта, его
продлении или пересечении границы. Согласно Статье 17 указанного закона,
гражданин должен иметь визу в страну, в которую он (она) направляется.

Закон «О гражданстве Грузии» (принят в марте 1993 года, последняя по
времени поправка внесена в марте 2001 года)193 регулирует положения,
касающиеся предоставления гражданства иностранцам или лицам без
гражданства, а также восстановления грузинского гражданства. Заявители
должны удовлетворять следующим требованиям (Статья 26):

• Постоянное местожительство в Грузии в течение последних 10 лет;

• Знание государственного языка, истории Грузии и грузинского
законодательства в пределах установленного минимума;

• Наличие места работы или обладание недвижимостью на территории
Грузии.

Лицам, имеющих грузинских родственников, проживающих на территории
Грузии, гораздо легче получить или восстановить грузинское гражданство.
Действующий в настоящее время законодательство запрещает двойное
гражданство (ст.1)194, однако как ожидается, разрабатываемый в настоящее
время новый законопроект будет предусматривать двойное гражданство.195

б. Институциональная база

Существует целый ряд государственных учреждений, участвующих в процессе
реализации миграционной политики Грузии. Согласно информации,
предоставленной властями Грузии, полномочия в сфере миграции
распределены следующим образом:

Министерство иностранных дел координирует действия в этой сфере и
председательствует в межправительственной комиссии по миграции с 1994
года.196 Кроме того, Министерство иностранных дел отвечает за
международное сотрудничество по вопросам миграции (включая вопросы
реадмиссии и реинтеграции) и защиты прав и интересов граждан Грузии за
рубежом.

193
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.pdf?CATEGORY=RSDLEGAL&id=3ae6b4e418
194
Там же.
195
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года
196
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года




112
Министерство юстиции, в котором имеется Департамент по гражданству,
является головным учреждением, отвечающим за вопросы иммиграции,
эмиграции и проживания. Его задачи включают регистрацию иностранных
граждан, выдачу вида на жительство и документов, удостоверяющих личность.

Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты осуществляет
государственную политику в сфере социальной защиты, занятости и охраны
здоровья населения страны, регулирует и координирует вопросы занятости,
регулирует трудовую миграцию, выдает разрешения на работу в Грузии
иностранным гражданам.

Министерство по делам беженцев и расселению разрабатывает
государственную систему регулирования миграционных процессов;
определяет внешние и внутренние миграционные процессы; готовит
предложения и правовые положения для реализации такой политики;
занимается вопросами статистики; вопросами контроля и регулирования
миграционных потоков, а также организацией приема, расселения,
трудоустройства и интеграции мигрантов.197


4.2.2. Визовая политика

Сводная информация о визовых режимах в странах СНГ представлена в
таблице, включенной в главу «Визовая политика» в Отчете по Армении.

Граждане всех стран СНГ, кроме России и Туркменистана, могут въехать в
Грузию без виз. Для граждан Российской Федерации виза обязательна для
всех типов паспортов, даже для дипломатических паспортов. Для граждан
Туркменистана нет необходимости получать визу, если они путешествуют со
служебными и дипломатическими паспортами. Безвизовый въезд
предусмотрен для владельцев дипломатических и служебных паспортов из
Китая, Египта, Венгрии, Ирана, Румынии, Словакии, Турции, а также для
граждан Болгарии, имеющих дипломатические паспорта.198

Кроме того, Закон о введении безвизового режима с 15 июня 2005 года
отменяет визы для граждан стран-членов ЕС, Канады, Израиля, Японии,
Швейцарии и США, если срок пребывания в стране не превышает 90 дней.

Граждане России и Турции могут получить визу в рамках упрощенной
процедуры. 199

Что касается выезда грузинских граждан за границу, то они могут свободно
путешествовать по всем странам СНГ без виз, исключая Туркменистан и
Россию (Россия ввела визовые обязательства для грузинских граждан в
декабре 2000 года в попытке пресечь массовую эмиграцию грузин для


197
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года
198
Там же.
199
Там же.




113
пополнения нелегального рынка труда в России). Для въезда в ЕС гражданам
Грузии также необходимо иметь действительную визу.

На основании подтверждения приглашающей грузинской организации
иностранный гражданин может получить многократную въездную-выездную
визу. Такие многократные визы могут быть выданы инвесторам капитала,
иностранным гражданам, тесно сотрудничающим с юридическими лицами,
зарегистрированными в Грузии, иностранным гражданам, въезжающим на
территорию Грузии регулярно ввиду специфики своей работы, или лицам,
которые предусмотрены законодательством.

a. Правовая база

Визовый режим и политика Республики Грузия определяется Законом
Республики Грузия «О временном въезде, пребывании и выезде
иностранцев», Законом Республики Грузия «О правовом статусе
иностранцев», а также другими нормативно-правовыми документами
Республики Грузия.

Закон «О временном въезде, пребывании и выезде иностранцев» был принят
в 1993 году. Последняя поправка к нему датируется 1999 годом. Закон
регулирует основные элементы визового режима, требования для получения
визы и других типов въездных документов. Для въезда в страну лицу
необходим действительный проездной документ (действительный как
минимум три месяца после истечения срока действия визы).

В октябре 1992 года 12 государств-членов СНГ подписали соглашение «О
безвизовом передвижении граждан СНГ по территории государств–членов
СНГ» (Бишкекское Соглашение)200. В целом можно отметить, что хотя начиная
с 1992 года в регионе СНГ заключен целый ряд двусторонних и
многосторонних соглашений, регулирующих визовые режимы, тем не менее
полностью унифицированный подход к этим вопросам в СНГ отсутствует. По
этой причине Бишкекское Соглашение действует только в отношении граждан
Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы и
Таджикистана.

б. Институциональная база

Вместе с Советом Национальной Безопасности Министерство иностранных
дел занимается вопросами визовой политики, включая выдачу, продление и
отмену виз. Окончательное решение о разрешении въезда в Грузию
принимают пограничные органы.201

Консульское Управление Министерства иностранных дел является
единственным государственным органом, который отвечает за прием
заявлений и выдачу виз. Согласно Закону «О временном въезде, пребывании
и выезде иностранцев», визы могут выдаваться в дипломатических и
консульских миссиях за границей, а также непосредственно на границе
(консульские отделы, уполномоченные выдавать визы сроком действия до

200
Центральная Азия: свобода передвижения. Анализ проблемы сотрудничества, 10 августа 2002 года
http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav081002a.shtml
201
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года




114
одного месяца, имеются на семи пунктах пересечения границы, включая
аэропорт г. Тбилиси). Срок действия визы может быть продлен в Консульском
Управлении Тбилиси. Туристическая виза может быть выдана в течение 3
дней, другие типы виз в течение 40-45 дней (имеются в виду долгосрочные
визы сроком действия свыше 3 месяцев).

В ходе процедуры выдачи визы дипломатические и консульские миссии могут
запросить дополнительные документы помимо тех, что указаны в Законе «О
временном въезде, пребывании и выезде иностранцев». Сборы за визу
устанавливается Законом о консульских сборах и двустороннымм
соглашениями и может быть различным для граждан тех или иных государств.

Министерство внутренних дел не облечено полномочиями по выдаче виз,
однако оно оказывает влияние на визовую политику, в особенности в плане
определения перечня государств, гражданам которых предоставляется право
безвизового въезда в Грузию.202


4.2.3. Управление границей
Создание эффективной системы контроля границы является важнейшим
элементом результативной борьбы с нелегальной миграцией. В этой связи
перед Грузией стоят серьезные задачи из-за прошлых внутренних
территориальных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, а также из-за
конфликтов в соседних кавказских республиках Российской Федерации
(например, в Северной Осетии, Ингушетии и Чечне). В целом, следует
отметить необходимость учета сложного рельефа границы при рассмотрении
возможности использования технических средств или возможностей связи.

Общая протяженность государственной границы Грузии составляет 2143 км:
263 км с Турцией, 216 км с Арменией, 458 км с Азербайджаном, 906 км с
Россией и 300 км прибрежной полосы. Участки государственной границы в
Абхазии (241 км) и Южной Осетии (75 км) не контролируются.203 На данный
момент определена лишь граница с Турцией (бывшая внешняя граница
Советского Союза), а демаркация и делимитация границ с Азербайджаном,
Арменией и Россией пока остаются проблематичными.

Поскольку Грузия де-факто не имеет контроля над территорией Абхазии, это
вызывает проблемы, касающиеся определения нерегулярных мигрантов,
которые, по их утверждению, прибывают из Абхазии. Более того, абхазское
побережье Черного моря частично контролируется РЛС Государственной
пограничной охраны Грузии204.

По данным Государственной пограничной охраны, Россия планирует выдавать
российские паспорта также и гражданам Южной Осетии. Грузинские граждане
на территории Абхазии и Осетии могут пересекать официальную грузино-
российскую границу без виз, несмотря на визовые обязательства в отношении
грузин.

202
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года
203
Информационный буклет «Департамент охраны государственной границы Грузии МВД», Тбилиси, март 2005 года
204
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года




115
В 1998 году Совет Национальной Безопасности Грузии одобрил создание
Системы мониторинга границы («Иори»), работа по внедрению которой
началась в 2001 году. Данная система основана на использовании
современной военной технологии связи в целях обеспечения мобильного и
надежного обмена информацией в аудио- и цифровом формате между
регионами и центром командования. Внедрение «Иори-2» началось в 2004
году и осуществляется в рамках помощи со стороны США.205 В настоящее
время оба проекта находятся в стадии пересмотра.206

Миссии ОБСЕ в Грузии было поручено «осуществлять наблюдение и
информировать о передвижениях через границу (частично в высокогорных
районах Кавказа, практически недоступных в зимнее время) между Грузией и
Чеченской (с декабря 1999 года), Ингушской (с декабря 2001 года и
Дагестанской (с декабря 2002 года) Республиками Российской Федерации до
декабря 2004 года.207 14 апреля 2005 года в Вене Постоянный Совет ОБСЕ
утвердил новую программу помощи в подготовке профессиональных кадров
для Департамента охраны государственной границы Грузии стоимостью 2.6
млн. евро (срок реализации: 18 апреля – 31 декабря 2005 года). В рамках
программы будут осуществлены тренинги для приблизительно 800
военнослужащих из среднего офицерского и сержантского состава
Государственной пограничной службы и ее авиационного подразделения.208

a. Правовая база

Закон «О государственной границе Грузии» был принят в 1998 году. Закон
регулирует статус государственной границы и отношения, связанные с
учреждением режима государственной границы, ее защиты на земле,
внутренних и внешних территориальных водах, в воздушном пространстве, в
особых экономических зонах и на континентальном шельфе Грузии. Закон
дополнен Положением «О режиме государственной границы и ее защите».
Новый закон о государственной границе разрабатывается при поддержке
немецкой стороны с 2004 года. Процесс разработки этого законопроекта
задерживается по причине ротации персонала немецкой стороны209.

б. Институциональная база

Пограничная служба Грузии была создана в августе 1992 года как структурное
подразделение Министерства обороны. Пограничная служба вышла из
состава министерства в 1994 году, а в 1996 году получила статус
государственного департамента. В октябре 1999 года последнее
подразделение пограничной службы Российской Федерации покинуло Грузию,
и Департамент охраны государственной границы Грузии взял на себя всю
полноту ответственности за контроль границ. В 2004 году департамент стал
структурным подразделением в составе Министерства внутренних дел.
Управление границ находится в ведении следующих ведомств210:
205
Информационный буклет «Департамент охраны государственной границы Грузии МВД», Тбилиси, март 2005 года
206
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года.
207
http://www.osce.org/georgia/13199.html
208
http://www.osce.org/georgia/item_1_13886.html
209
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года
210
«Развитие Департамента охраны государственной границы Грузии МВД – Концептуальное видение», 2005 год




116
• Министерство обороны;

• Министерство иностранных дел;

• Министерство финансов (Таможенная служба);

• Министерство экономического развития;

• Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты;

• Министерство сельского хозяйства;

• Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Государственная пограничная охрана работает в направлении формирования
новой структуры в течение нескольких лет и руководствуется при этом
примером европейских стран. Западные государства оказали большую
помощь в плане расширения и укрепления возможностей пограничных войск
Грузии, предоставляя тренинг, консультативную помощь и технические
средства. Новая модель предусматривает реструктуризацию службы с
переходом с военной организации на правоохранительную структуру,
укомплектованную контрактными офицерами вместо призывников,
проходящих обязательную военную службу. Тем не менее, согласно
информации, полученной от властей Грузии, на данный момент нет
детального плана для сотрудничества с пограничными службами государств-
членов Европейского Союза. По имеющей информации, процесс
реформирования в сфере контроля границы сдерживается отсутствием
адекватной учебной инфраструктуры и нехваткой квалифицированного
персонала211.

В ходе реорганизации Государственной пограничной службы многие
пограничники были отправлены в отставку после прихода к власти нового
правительства. В настоящее время в составе пограничной службы работает
около 2200 человек.212

На практическом уровне Департамент охраны государственной границы
сотрудничает с российскими пограничниками. Проводятся регулярные встречи
раз в 1-2 недели с целью обмена информацией. В 2004 году был подписан
Договор об обмене информацией, а в 1999 году – Договор о сотрудничестве
при проведении оперативно-следственной деятельности.

Грузия предпочитает двустороннее сотрудничество сотрудничеству в рамках
СНГ. Налажены конструктивные отношения пограничной службы Грузии с
Германией, Российской Федерацией, Украиной, Азербайджаном, Турцией,
США. Представители Германии и Турции помогают в осуществлении программ
подготовки пограничником Грузии.213 Также был подписан Договор о

211
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года
212
Там же.
213
Там же.




117
сотрудничестве с Китаем. В Грузии находятся военные атташе Турции и
Германии.

Комиссия по демаркации границы, созданная при Министерстве внутренних
дел на правительственном уровне с участием всех министерств, занимается
вопросами делимитации и демаркации границ, однако эта комиссия не
проводила заседаний более одного года.

Через план совместных действий в рамках Единой внешней политики и
политики безопасности, ЕС в 2000 и 2001 гг. предоставил грузинским
пограничникам оборудования на сумму 1,045 миллиона Евро с целью
обеспечения защиты невооруженных наблюдателей ОБСЕ, производящих
мониторинг ситуации на границе между Грузией и Чеченской Республикой,
входящей в состав Российской Федерации.


4.2.4. Нерегулярная миграция
В настоящее время принято считать, что международная миграция в большей
мере проявляется в форме «незаконной» или «нелегальной» миграции.
Данное предположение также касается и Грузии. Однако тщательная оценка
количественных объемов нелегальной миграции достаточно ограничена.
Нелегальная миграция – это явление скрытого характера, означающее, что
люди, путешествующие или пребывающие в стране нелегально, тщательно
избегают записей каких-либо данных о них в официальных статистических
учетах.214 Другая проблема относительно численного определения масштабов
нелегальной миграции заключается в том, что не существует общепринятой
дефиниции нелегальной или незаконной миграции. Термин «нелегальный» по
отношению к миграционным движениям используется для описания целого
ряда явлений, как-то: операции по незаконному ввозу мигрантов,
самодеятельные нелегальные миграционные процессы, пребывание в стране
после окончания срока действия визы, а также все формы нелегальной
работы, где «нелегальность» появляется уже после вполне легального въезда
в страну. Таким образом, данные в этой связи оцениваются как
«отсутствующие, ненадежные, противоречивые или недействительные»215, что
достаточно ограничивает тщательную оценку количественных параметров
нелегальной миграции.

Нерегулярная миграция из Грузии

Крайне тяжелая экономическая ситуация в стране, усугубленная политической
нестабильностью, этническими конфликтами, гражданскими раздорами и
растущим уровнем преступности стали причиной эмиграции населения за
границу. По данным разных исследований, каждая пятая семья в Грузии имеет
средний доход в размере 50 лари или вообще не имеет такового и полностью
зависит от денежных переводов из-за границы. Сложившаяся ситуация еще
хуже в сельских районах216. Можно смело утверждать, в частности, на примере

214
Питер Футо и Томас А. Тасс, «Статистика задержаний на границе в Центральной и Восточной Европе – Источник для
оценки масштабов нелегальной миграции»: Франк Лачко, Ирен Стечер, Аманда Клековски фон Клоппенфельс (ред.), Новые
вызовы перед миграционной политикой в Центральной и Восточной Европе, Женева и Вена, 2002 год, ст. 93
215
Грета Уэлинг, «Нерегулируемая и нелегальная миграция через Украину», бюллетень «Международная миграция», № 42
(3) 2004 г, ст. 77 - 110
216
Трудовая миграция из Грузии, МОМ, 2003 г., ст. 20




118
Грузии, что нелегальная миграция носит экономический характер; ее цель -
трудоустройство за границей с целью передачи заработанных денег домой
для поддержки остальных членов семьи. Кроме того, это - не постоянная
миграция, а во многих случаях временный способ просто заработать на
пропитание.

Как следствие этого, начиная с 1991 года наблюдается постоянная утечка
мигрантов из страны, в большинстве случаев – нелегально. По данным
переписи населения, проведенной в 1989 году, общая численность населения
Грузии составляла 5 400 800 человек, а по оценке Государственного
департамента статистики за 2004 год численность населения в Грузии
составляла 4 543 000 человек217. Согласно этим данным, численность
населения снизилась на 857 000 человек, хотя если верить другим источникам,
сокращение численности населения в Грузии является еще более
значительным, поскольку многие эмигранты из Грузии покидают страну, не
информируя об этом власти.218

Информация и цифры, предоставленные в разделе «Политическое убежище»,
могут служить показателем размеров нелегальной эмиграции из Грузии.

Основными пунктами назначения эмигрантов являются следующие страны:
Россия (территориальная близость, язык и спрос на рабочую силу), США,
Греция, Германия, Австрия, Турция и Франция219. Главные маршруты
пролегают через Беларусь, Болгарию, Турцию и Россию. Россия является и
ключевой транзитной страной, и страной назначения. Следует отметить, что
гражданам Грузии достаточно легко получить турецкую визу. Визы можно
получить на границе практически немедленно, и их стоимость составляет
примерно 15 долларов США. Известно, что большинство мигрантов,
направляющихся из Грузии в страны Европы, выезжают на законных
основаниях через Турцию и становятся нелегальными мигрантами на более
позднем этапе своего передвижения.

Ниже описываются некоторые из основных маршрутов незаконного ввоза
мигрантов.

Несмотря на то что Абхазия представляет собой часть территории Грузии,
Российская Федерация продолжает выдавать проездные документы жителям
Абхазии. Поскольку часть архивов по регистрации населения на территории
Абхазии уничтожены, а к оставшимся архивам Грузия не имеет доступа,
центральные органы власти сталкиваются с трудностями при установлении
личности лиц, заявляющих, что они из Абхазии.

80% нелегальных мигрантов, направляющихся в западные страны, пересекают
грузино-турецкую границу легально, а уже оттуда продолжают свой путь в
Европу. Нелегальная миграция из Грузии в Россию пролегают по наземным
маршрутам, либо же через соседние республики или Беларусь (между
Тбилиси и Минском имеются прямые авиарейсы), используя фактор
открытости границы между Беларусью и Россией. Однако это может

217
Государственный департамент статистики Грузии: http://www.statistics.ge/index_eng.htm, а также
http://www.statistics.ge/Main/Yearbook/SCOYB0402B/SCOYB040201B.doc
218
Грузия: Уменьшающаяся нация www.iwpr.net/index.pl?archive/cau/cau_200202_116_1_eng.txt
219
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года




119
измениться, поскольку в июне 2005 года Беларусь отменила безвизовый
режим с Грузией.

Нерегулярная миграция в Грузию и через ее территорию

По данным различных исследований, Грузия не может считаться ключевой
транзитной страной (в отличие от, например, Азербайджана, на территории
которого сконцентрированы главные каналы торговли людьми и незаконного
ввоза мигрантов в регионе). Кроме того, транспортная система Грузии все еще
не развита (авиарейсы, водный транспорт, дороги). Однако в стране все-таки
наблюдается определенный объем транзитной миграции, масштабы которой
неизвестны220. Различные источники указывают на два типа транзитной
миграции через Грузию: транзит жертв торговли людьми из России и Украины
в Западную Европу или на Ближний Восток и транзит мигрантов из
развивающихся стран Африки и Азии в Западную Европу. Эти люди, как
правило, мигранты из других стран, которые были обмануты лицами,
занимающимися незаконным ввозом мигрантов, и «застряли» в Грузии по пути
в Европу.

Грузия – транзитная страна для мигрантов из Армении и Ирана. Иранцы
обязаны иметь визы для въезда в Грузию, но виз для проезда через
Азербайджан им не нужно. В 2002-2003 годах был зарегистрирован
нелегальный транзитный поток курдов из Ирака. Нелегальной миграции
граждан Китая не наблюдается, поскольку существуют соответствующие
визовые обязательства, и грузинская сторона очень тщательно изучает каждое
заявление на получение визы.

Хотя в настоящее время Грузия и не является важной транзитной страной,
однако она находится на стратегически важном геополитическом перекрестке
и можно ожидать, что с развитием коммуникаций и транспорта транзитная
миграция через страну в будущем увеличится.

Незаконный ввоз мигрантов

Главными пособниками нелегальной миграции являются туристические
агентства, работающие на территории Грузии и сотрудничающие с лицами,
занимающимися незаконным ввозом мигрантов, в транзитных странах и
странах назначения, а также занимающиеся трудоустройством и
оформлением документов иммигрантов. Лица, занимающиеся незаконным
вывозом людей за пределами Грузии, играют важную роль в организации
такого процесса. Типичными методами, используемыми нелегальными
мигрантами в Грузии являются:

• Легальный въезд с визой с последующим пребыванием в стране после
истечения ее срока;
• Въезд в страну по студенческой визе и нелегальная работа;
• Нелегальный въезд при «помощи» лиц, занимающихся незаконным ввозом
мигрантов;
• Въезд в страну под предлогом поиска убежища.


220
Майкл Джандл, Доклад по результатам работы экспертной миссии по изучению фактов в Грузии, 27.10. – 4.11.2003,
Международный центр по развитию миграционной политики (МЦРМП), декабрь 2003 г.




120
Основные маршруты незаконного ввоза мигрантов:
• Грузия – Москва или Санкт-Петербург - Израиль;
• Грузия – Турция (Стамбул) – Болгария – Греция;
• Грузия – Россия – Украина – Румыния – Болгария – Греция;
• Грузия – Украина – Словакия – Австрия;
• Тбилиси – Франция (с визой)– Швейцария, Голландия – Австрия;
• Тбилиси – Турция (Измир) – Италия (Бриндизи) – Испания (Барселона);
• Тбилисский аэропорт – Москва – Беларусь – Польша – Дания;
• Тбилисский аэропорт – Москва – Украина/Беларусь – Польша – Германия –
Нидерланды221.

a. Правовая база

Правительство признало необходимость эффективного решения проблемы
нелегальной миграции. В данный момент разрабатываются законопроекты,
касающиеся конкретных аспектов нелегальной миграции. Такое предложение
все еще рассматривается соответствующими государственными структурами.

Особые положения относительно нелегальной миграции также предусмотрены
Уголовным кодексом и Административным кодексом.

13 декабря 2000 года Грузия подписала Конвенцию ООН против
транснациональной организованной преступности, Протокол о
предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и
детьми, и наказании на нее и Протокол о борьбе против незаконного ввоза
мигрантов по суше, морю и воздуху (13 декабря 2000 года). Однако пока еще
не было предпринято никаких шагов для внедрения положений указанных
международно-правовых актов в национальное законодательство

б. Институциональная база

Министерство иностранных дел занимается вопросами, касающимися борьбы
против нерегулярной миграции и незаконного ввоза мигрантов.222 Как правило,
правительство хорошо осведомлено о тенденциях и характеристиках
нелегальных передвижений людей из страны, в нее и через территорию
страны, однако оно мало что может предпринять для устранения изначальных
причин миграции и осуществлять эффективные действия для уменьшения
таких передвижений.

Указанные министерства и ведомства примут участие в реализации
подготовленного недавно «Плана действий по борьбе с нелегальной трудовой
миграцией и торговлей людьми на 2005-2007 гг.».


4.2.5. Убежище
Грузия не является основной страной назначения для беженцев, и основной
проблемой является наличие большого числа лиц, перемещенных внутри


221
“Трудности за границей или голод дома” Исследование нелегальной миграции из Грузии, МОМ, 2003 г.
222
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года




121
страны. С другой стороны, эмиграция из Грузии по каналу «поиска убежища»
значительна.

Начиная с 1999-2000 гг. Грузия может рассматриваться как одна из стран
назначения или транзита для чеченских беженцев. Предполагается, что
большинство из остающихся в стране беженцев из Чечни (большая часть
покинула Грузию в 2003 году) хотят как можно скорее выехать из Грузии в
Западную Европу или Северную Америку (в особенности, чеченцы, которые
все еще живут в Панкисском ущелье). Их можно рассматривать как
потенциальный источник притока мигрантов в Европу.223

Хотя прямой связи между количеством поданных из страны прошений на
получение убежища и общим количеством (нелегальных) миграционных
передвижений из страны нет, имеющиеся цифры в связи с «поиском убежища»
можно считать индикатором соответствующих процессов. Из-за существующих
ограничений, введенных потенциальными странами назначения для
международных миграционных передвижений, значительные группы
международных мигрантов нелегально переезжают или пытаются
«внедриться» в систему (системы) предоставления убежища, независимо от
того, насколько они соответствуют условиям и критериям для получения
статуса беженца (или других форм международной защиты лиц). Вступление в
процедуру получения убежища во многих случаях действует как часть общей
миграционной стратегии. Подача прошения на предоставление убежища
позволяет мигрантам с ограниченными возможностями легально въехать в ту
или иную страну благодаря получению временного права на проживание,
возможности немного отдохнуть и организовать дальнейшее продвижение в
транзитную страну или страну назначения. Поэтому возрастание количества
заявлений можно как минимум трактовать как показатель увеличения
миграционных передвижений.

Лица, ищущие убежища и беженцы в Грузии

По данным УВКБ, основными беженцами в Грузии являются граждане России,
в основном – из соседней Чеченской Республики Российской Федерации.
Значительный приток чеченских беженцев в Грузию имел место осенью 1999
года после начала второго вооруженного конфликта в Чечне. Тогда
правительство Грузии предоставило 6000 человек статус беженца по принципу
prima facie. Число беженцев из Чечни увеличилось до конца 2001 года до 7901
человек, а к концу 2002 года по данным УВКБ ООН оно составляло 4192
человека224. Сокращение почти наполовину числа беженцев из Чечни было
обусловлено рядом причин. В 2002 году Министерство по делам беженцев и
расселению при помощи УВКБ ООН начало процесс перерегистрации
чеченских беженцев. Однако ситуация в плане безопасности не дала
возможности представителям УВКБ ООН принять активное участие в
процедуре регистрации, и она была в основном осуществлена местными
органами власти. Поскольку данная регистрация носила добровольный
характер, многие чеченцы, возможно, предпочли не участвовать в регистрации
или же уже покинули Грузию к тому моменту. Представляется целесообразным
принять во внимание частое изменение беженцами мест своего проживания
без соответствующего уведомления властей, а также необходимость отдельно

223
Представительство ООН в Грузии, УВКБ ООН, 2003 г.
224
Статистический ежегодник УВКБ ООН 2002, УВКБ ООН




122
учесть местное население - кистов (этнических чеченцев), которым ранее был
предоставлен статус беженцев.225 В 2003 году количество беженцев из Чечни
было таким же, как и в предшествующем году. В конце 2003 года многие
чеченцы покинули Грузию (вернувшись в Чечню или выехав в Европу). К концу
2004 года в Грузии оставалось примерно 2600 беженцев.226

Большинство чеченских беженцев в Грузии (85%) по происхождению являются
кистами (их предки из Чечни поселились в Грузии в 19-ом веке), и они нашли
прибежище в Панкисском ущелье, а также в Тбилиси. Большинство чеченских
беженцев живут среди местных кистов и лишь 15% проживают в специальных
центрах, отремонтированных УВКБ ООН. В 2004 году приблизительно 80
чеченских беженцев покинули Панкисское ущелье. Их приняли власти Канады
и Швеции в рамках программы миграции, которую осуществляет УВКБ ООН.227

Небольшое количество беженцев прибыли из Армении и Афганистана (по
данным УВКБ – 16 человек в 2003 году).

Внутренне-перемещенные лица (ВПЛ)

Проблема гораздо более серьезных масштабов в Грузии – это лица,
перемещенные внутри страны. Департаментом по делам лиц, перемещенных
внутри страны, зарегистрировано 232 тысячи таких лиц.228 Это люди, которые
спасались бегством или были вынуждены покинуть места своего проживания
из-за конфликтов в Абхазии, Южной Осетии или Панкисском ущелье.229

Внутренне-перемещенные лица считаются гражданами Грузии со всеми
соответствующими этому статусу правами и обязанностями. В соответствии с
законом, эти люди освобождены от уплаты налогов и могут получить
удостоверения личности бесплатно (однако большинство из них не имеют
никаких документов, по-прежнему пользуясь старыми советскими паспортами,
срок действия которых истек 1 мая 2005 года). На внутренне-перемещенных
лиц распространяется обязательная воинская повинность, как и на всех
граждан Грузии. Около 30 тысяч внутренне- перемещенных лиц состоят на
государственной службе. Количество работающих в частном секторе
экономики неизвестно.

Внутренне перемещенные лица по-прежнему составляют основную проблему
с точки зрения внутренней миграции в Грузии. Все они обладают правом
(гарантированным Законом о лицах, перемещенных внутри страны от 1996
года) возвращения в свои дома и получения компенсации за ущерб,
нанесенный их домам в связи с конфликтом. Хотя большинство лиц,
перемещенных внутри страны, высказывают желание вернуться в свои дома,
не разрешенные пока конфликты в Абхазии и Южной Осетии не позволяют им

225
Отчеты стран по практике в области защиты прав человека - 2002, Грузия. Издано Бюро демократии, прав человека и
труда, Государственный департамент США, 31 марта 2003 http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2002/18366.htm
226
Данные предоставлены УВКБ ООН
227
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года.
228
«OCHA - Гуманитарная ситуация в Грузии и стратегия на 2005 г.
http://www.reliefweb.int/rw/rwb.nsf/AllDocsByUNID/a1247e3f7af5c9b6c1256f51004d0416. По оценкам Комитета по делам
беженцев и иммигрантов (США), в 2004 году число перемещенных лиц составило 260 000 человек, что соответствует
оценке, приводимой в Статистическом ежегоднике УВКБ ООН за 2003 г.
229
Результаты работы ознакомительной миссии, работавшей в Грузии 6-10 ноября 2004 года и координируемой МЦРМП




123
сделать это. Тем не менее, 40 000 человек (по данным на 2002 год) вернулись
в Гальский район (Абхазия). Самая большая по численности группа лиц,
перемещенных из Абхазии, проживает в непосредственной близости – в
Западной Грузии – Мегрелии (города Сенаки и Зугдиди). Многие из них
регулярно перемещаются между Абхазией и Мегрелией, поэтому точное
определение числа перемещенных лиц, проживающих в Мегрелии, и лиц,
вернувшихся на постоянное жительство в Абхазию, является сложной
задачей.

Что касается внутренне-перемещенных лиц из Южной Осетии, то лишь 5000 из
них вернулись в свои дома (самостоятельно или с помощью УВКБ ООН).230

Власти намереваются заново провести регистрацию внутренне-перемещенных
лиц, поскольку правительство желает знать точное число проживающих в
стране ВПЛ с тем, чтобы организовать для них дальнейшие мероприятия и
программы.231

Месхетинцы

Турки-месхетинцы – это этнические грузины, которые проживали в Южной
Грузии (районе Самцхе-Джавахети). В 1944 году по распоряжению Сталина
они были депортированы в Центральную Азию (главным образом в
Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан). После погрома, учиненного в Ферганской
долине в 1989 году (Узбекистан), большинство из них было вынуждено
покинуть Центральную Азию. Месхетинцы нашли прибежище в Российской
Федерации, Азербайджане и Украине (в Крыму), однако до настоящего
времени требуют предоставить им возможность вернуться в Грузию.232

В связи с членством в Совете Европы, Грузия подписала соглашение, которым
она взяла на себя обязательство предоставить возможность возвращения
300 000 месхетинцам. В 2001 году был подготовлен и направлен в Страсбург
законопроект о репатриации турок-месхетинцев. Правительство и Парламент
Грузии рассмотрели данный законопроект и в 2002 – 2003 гг. разработали
новую программу по репатриации, однако до настоящего времени указанная
программа не утверждена. До настоящего времени в Грузию вернулись 700
турок-месхетинцев, которые поселились в Западной Грузии. В настоящее
времени, при условии удовлетворения определенных требований, они имеют
право поселиться в любом регионе Грузии.233

Лица, обращающиеся за убежищем за пределами Грузии

Изучая количество граждан Грузии, подавших прошение на предоставление
убежища в период с 1996 по 2003 год в странах – старых членах ЕС (основные
страны назначения), а также в странах - новых членах ЕС и странах-
кандидатах, можно наблюдать постоянное увеличение количества таких
заявлений. В конце 2003 года это количество составляло 36 688 заявок.

230
Представительство ООН в Грузии, УВКБ ООН, 2003 г.
231
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года
232
Турки – месхетинцы, решение и безопасность людей, подготовлено в рамках «Проектов по вынужденной миграции» –
Институт Открытого Общества, 1998 г.
233
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года




124
Интересна тенденция возрастания роли стран Центральной и Восточной
Европы как стран назначения – в эти страны в изучаемый период было подано
4 472 заявки. По сравнению с данными 1996 года, в конце 2003 года
наблюдалось пятикратное увеличение количества заявок. Этот процесс
отражается в приводимом ниже графике:

График.6. Заявления граждан Грузии на получение убежища в странах-членах
ЕС и странах-кандидатах

Заявления на получение убежища из Грузии в новых и

<<

стр. 5
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>