<<

стр. 6
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

старых странах-членах ЕС и странах-кандидатах
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
3000 4074 3235 2970 3181 4092 6353 5311
Старые члены ЕС
216 3 220 131 323 1476 896 1207
Новые члены ЕС/Кандидаты


Источник: УВКБ, Статистический ежегодник УВКБ ООН 2002, Уровни и тенденции получения убежища:
европейские и неевропейские индустриальные государства, 2003г.; Данные составлены МЦРМП


Данные, собранные МЦРМП относительно заявок на получение убежища в
новых странах-членах ЕС, является общей тенденцией, которая также типична
и для граждан Грузии, обращающихся за получением убежища.
Непосредственно перед и сразу после 1 мая 2004 года, когда состоялось
расширение ЕС, страны-кандидаты на тот момент стали чрезвычайно
привлекательны для людей со всего мира, обращающихся за получением
убежища. В таблице ниже представлены имеющиеся данные по Болгарии,
Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Словакии и
Словении (выбор стран зависел от доступности данных), начиная с 2000 года,
когда впервые был зарегистрирован рост числа поданных заявлений о
предоставлении убежища со стороны граждан Грузии, и до 2001 года, когда
рекордное количество в 1290 прошений было подано только в Чехии, а также
до конца 2003 года, когда было зарегистрировано 1207 прошения от
грузинских граждан на предоставление убежища в исследуемых странах.




125
Таблица .8 Заявления на предоставление убежища в некоторых странах –
новых членах ЕС и странах - кандидатах

Эстон Венгри Слов
Болгария Чехия ия я Латвия Литва Польша Румыния Словакия ения
17 6
1998
5 9 2 1
1999
6 103 27 2 71
2000
6 1290 1 29 92 3 27 2
2001
15 678 91 3 39 58 12
2002
2 319 205 1 30 582 68
2003
1




Источник: Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения;
составлено МЦРМП

График.7 Ежегодные заявления граждан Грузии на получение убежища в
странах-членах ЕС и странах-кандидатах

Заявления на получение убежища в странах -
новых членах ЕС и странах - кандидатах


1600
1400
1200
1000
800
600
400
200
0
2000 2001 2002 2003

Источник: Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения;
составлено МЦРМП


Также прошения о предоставлении убежища были поданы гражданами Грузии
в Беларусь, Молдову, Россию и Украину. По данным, собранным МЦРМП, в
1999 году было подано 41 заявление в Беларусь, 37 – в Молдову и 36 – в
Украину. Зная, что эти государства являются значимыми транзитными
странами, можно с уверенностью предположить, что заявки подавались
гражданами, чтобы «обеспечить себе трамплин» в Западную Европу. Что
касается России, то ситуация здесь иная. По данным УВКБ ООН, в этот же год
(1999) в стране было официально зарегистрировано 27 993 беженцев – на
данном этапе это самое большое количество грузинских беженцев в стране
(далее в списке – Германия, где имеется 2 644 официально
зарегистрированных беженцев из Грузии). Последние доступные данные,
датируемые 2002 г., свидетельствуют об уменьшении количества, однако этот
показатель все еще остается значительным – 11 368 официально
зарегистрированных беженцев из Грузии в России 234.



234
Статистический ежегодник УВКБ ООН 2002, УВКБ ООН




126
a. Правовая база

9 августа 1999 года Грузия присоединилась к Женевской Конвенции о статусе
беженцев 1951 года и к дополняющему ее Протоколу от 1967 года.

Закон «О беженцах», а также Положение о процедурах предоставления
статуса беженца вступили в силу в феврале 1998 года. Закон содержит
определение понятия беженца в соответствии с Женевской конвенцией,
определяет правовой статус беженцев в Грузии, устанавливает порядок
предоставления и утраты такого статуса, а также определяет правовые,
экономические и социальные гарантии. Однако Положение о процедурах
предоставления статуса беженца, которое основывается на Законе о
беженцах, указывает в Главе IV, ст. 6 что: «статус беженца предоставляется
сроком на один год. Указанный срок может быть продлен на один год на
основании решения Комитета в случае, если условия в стране происхождения
заявителя, в силу которых ему был предоставлен статус беженца, не
изменились».

Далее, в статье 6 Закона Грузии о правовом статусе иностранцев (3 июня 1993
г.) указывается, что Грузия предоставляет политическое убежище
иностранцам, подвергающимся в своей стране преследованию в связи с
осуществлением деятельности по защите прав человека и мира, или
прогрессивной общественно-политической, научной или любой иной
творческой деятельности. Убежище не предоставляется иностранцам,
убеждения и деятельность которых несовместимы с целями и принципами
Организации Объединенных Наций и национальными интересами Грузии.

Закон о лицах, перемещенных внутри страны вступил в силу 28 июня 1996
года. Последняя поправка к нему была принята 18 декабря 2001 года. Закон
определяет внутренне-перемещенное лицо как человека, «вынужденного
насильственно покинуть место своего постоянного проживания и
перемещенного (в пределах Грузии) в результате возникновения угрозы для
его/ее жизни, здоровья и свободы, а также для членов его/ее семьи
вследствие агрессии другой страны, внутренних конфликтов или массовых
нарушений прав человека» и признает лицо, перемещенное внутри страны, как
гражданина Грузии.

Заявление на получение статуса внутренне-перемещенного лица может быть
подано в региональный подотдел или региональную (городскую) службу
местного административного органа Министерства по делам беженцев и
расселению, по месту временного проживания перемещенного лица. Решение
по вопросу должно быть принято в 10-дневный срок с момента регистрации
заявления. Выдача временного статуса лица, перемещенного внутри страны
также предусмотрена в случае «массового и исключительного перемещения
населения».

Закон также определяет экономические и социальные гарантии для внутренне-
перемещенных лиц и предусматривает защиту и соблюдение их прав и
правовых интересов. Внутренне-перемещенные лица имеют право на:
временное местожительство по собственному выбору и свободный доступ к
услугам общественного пользования в соответствии с установленным
порядком и в рамках государственных стандартов; получение продуктов
питания в количестве, предусмотренном для лиц, проживающих внутри


127
страны; бесплатную скорую медицинскую помощь; единовременную
финансовую и другую государственную помощь. В соответствии с законом,
расходы на лиц, перемещенных внутри страны покрываются за счет
государственного и местных бюджетов.

Новый закон о лицах, перемещенных внутри страны (в процессе разработки с
2004 года) будет содержать новые условия, касающиеся признания индивида
лицом, перемещенным внутри страны.235


б. Институциональная база

Министерство по делам беженцев и расселению является главным
государственным органом, рассматривающим все вопросы касательно
беженцев, лиц, обращающихся за получением убежища и лиц, перемещенных
внутри страны, а также миграционного контроля и репатриации. Министерство
по делам беженцев и расселению координирует деятельность различных
органов исполнительной власти Грузии в оказании помощи беженцам и
содержит электронную базу данных по перемещенным лицам, беженцам и
всем мигрантам.

Прошения о предоставлении убежища могут подаваться либо на границе, либо
в полицейских участках, либо в региональные управления Министерства по
делам беженцев и расселению (Департамент по делам беженцев и лиц,
ищущих убежища). В течение 3-дневного срока после подачи прошения в
Министерство Департамент по делам беженцев и лиц, ищущих убежища
должен принять решение относительно регистрации данного лица в качестве
заявителя на предоставление статуса беженца. Департамент обязан
проинформировать заявителя о принятии заявления и пригласить его на
собеседование, о времени которого заявитель должен быть уведомлен не
позднее, чем за три дня до назначенного времени собеседования. После
рассмотрения дела Департамент готовит заключение о целесообразности
предоставления статуса беженца данному заявителю.

Заключение Департамента по делам беженцев и лиц, ищущих убежища вместе
с другими приложенными к нему материалами передается в Комитет по делам
беженцев и лиц, ищущих убежища не позднее трех месяцев с момента подачи
заявления для вынесения окончательного решения

Комитет по делам беженцев и лиц, ищущих убежища рассматривает
заключение, подготовленное Департаментом по делам беженцев и лиц,
ищущих убежища, и в течение одного месяца выносит решение относительно
предоставления заявителю статуса беженца или отклонении ходатайства.236

Граждане имеют право подать апелляцию (в течение одного месяца после
получения уведомления о решении Министерства по делам беженцев и
расселению) в муниципальный суд, а затем – в суд высшей инстанции. Суд
может признать решение министерства правильным, либо не признать его и
поручить министерству повторно рассмотреть дело. В определенных случаях

235
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года.
236
Положение о процедурах предоставления статуса беженца, 1998 г.




128
суд наделен полномочиями принимать решения по обжалованным заявлениям
о предоставлении убежища.237 Серьезное сокращение кадров привело к
настоящим простоям в процедурах определения статуса, начиная с 2003 года.

Регистрация этих беженцев ежегодно осуществляется Министерством по
делам беженцев и расселению при финансовой и технической помощи со
стороны УВКБ ООН.238 В течение пяти дней после признания лица беженцем,
Департамент выдает ему карточку беженца и документ, удостоверяющий
личность, действительные в течение срока, на который ему предоставляется
статус беженца. За выдачу удостоверений личности беженцам из Чечни
отвечает УВКБ ООН. Удостоверения личности выдаются сроком на один год.

После получения статуса беженца в Грузии иностранец может подать
заявление в Министерство юстиции Грузии относительно предоставления ему
гражданства на основании Органического Закона Грузии о правовом статусе
иностранцев. Часто имеющие статус беженца лица не ходатайствуют о
получении грузинского гражданства из-за опасения потерять гуманитарную
помощь и бесплатное жилье.

Департамент по делам лиц, перемещенных внутри страны при Министерстве
по делам беженцев и расселению, является главным государственным
органом, ответственным за официальное признание и регистрацию
перемещенных лиц. Решение о признании лица внутренне-перемещенным
лицом принимается в течение одного месяца. После регистрации в
Министерстве по делам беженцев и расселению (в Грузии функционирует 60
отделений) внутренне-перемещенное лицо может получить
идентификационную карточку лица, перемещенного внутри страны.

На основании идентификационной карточки лица, перемещенного внутри
страны, перемещенные лица имеют право на получение жилья в
государственных приютах, гостиницах и бывших фабричных помещениях,
арендованных Министерством по делам беженцев и расселению, а также
некоторой суммы денежного вспомоществования и социальную помощь
(Департамент по социальным вопросам).

Многие из внутренне-перемещенных лиц проживают в Тбилиси (а также других
крупных городах) в очень плохих условиях. Власти пытаются уменьшить
масштабы временного жилья для перемещенных лиц и предоставить им
возможности получения постоянного жилья. В сентябре 2004 года органы
власти Грузии обратились ко всем проживающим в гостинице «Иверия» (в
центре Тбилиси) перемещенным лицам с просьбой освободить помещение
гостиницы. Все они получили единовременную сумму в размере
приблизительно 7 000 долларов США на приобретение небольших квартир в
пригородах.239

В сотрудничестве с Германией и Швейцарией правительство Грузии начало
осуществление программ по реинтеграции внутренне-перемещенных лиц.
Программы предусматривают два этапа: повторное обучение перемещенных
237
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года
238
Представительство ООН в Грузии, УВКБ ООН, 2003 г.
239
«Грузия смотрит на запад, но сталкивается с проблемами миграции дома (Georgia looks west, but faces migration
challenges at home), в: Институт миграционной политики, июнь 2005 года




129
лиц и их трудоустройство в соответствии с фактическими потребностями
внутреннего рынка.240

Департамент репатриации (в составе Министерства по делам беженцев и
расселению) главным образом занимается вопросами турок-месхетинцев, а
также грузин, не получивших грузинское гражданство после 1991 года и
желающих вернуться в Грузию после длительного пребывания в других
странах.241

Грузинский центр психологической и медицинской реабилитации
функционирует в Тбилиси и в Ахмета. Центр осуществляет несколько
программ по реабилитации беженцев.242


4.2.6. Торговля людьми
Грузия является, главным образом, страной-источником для торговли людьми,
однако также играет роль транзитной страны. Кроме того, существуют
некоторые данные, указывающие на то, что Грузия также может быть страной
назначения. Жертв торговли людьми из Грузии чаще всего переправляют в
Турцию243, Грецию, Соединенные Штаты Америки, Францию, Испанию,
Нидерланды, Германию, а также Объединенные Арабские Эмираты и
Израиль244. Большинство женщин жертвы трефикинга вербуют через
подставные туристические фирмы, агентства по трудоустройству и
посредников для оформления виз. Мужчин вербуют для трудовой
эксплуатации в сельском хозяйстве или промышленности Греции и Турции.
Более того, по данным Комитета ООН по правам детей, регистрируется все
больше случаев коммерческой сексуальной эксплуатации детей (как правило –
девочек), а именно в проституции и порнографии.245

Еще одну проблему представляет торговля детьми из Грузии в целях
незаконного усыновления, причем рост этой тенденции был отмечен в
середине 1990-х годов. В 2003 году грузинские полицейские раскрыли сеть
преступных групп, действовавших в Западной Грузии в 2001-2002 гг. и
арестовали их членов. 246

a. Правовая база

Грузия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной
преступности и оба Протокола Палермо (13 декабря 2000 года), однако шаги
по внедрению положений данных международно-правовых актов во
внутреннее законодательство пока не предприняты.


240
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года
241
Там же.
242
Бюллетень о беженцах в Панкисском ущелье, УВКБ ООН, 2004
243
Правительство Турции депортирует всех нелегальных мигрантов при обнаружении истечения срока действия визы или
за незаконную работу, независимо от того, являются эти лица жертвами торговли людьми или нет (МОМ, 2003 г.)
244
Государственный Департамент США, июнь 2004 г.: Отчет о ситуации с торговлей людьми
245
Там же.
246
«Осторожно – трефикинг!» Свободная Грузия № 44, 17.03 2004




130
Кроме того, 20 мая 1999 года247 Грузия ратифицировала Европейскую
Конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Грузия также
ратифицировала Конвенцию о правах детей и Факультативный протокол о
продаже детей, детской проституции и детской порнографии (2 июня 1994
года), а также Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин248 (26 октября 1994 года).

В феврале 2000 года проблема торговли людьми была впервые официально
упомянута в грузинских нормативных документах. В то время президент
Эдуард Шеварднадзе издал Указ № 64 «План борьбы против насилия в
отношении женщин (на 2000–2004 гг.)», один из пунктов которого касался
торговли женщинами в целях сексуальной эксплуатации.

До этого момента лишь Статья 172 Уголовного кодекса о торговле
несовершеннолетними касалась торговли людьми. Однако эта Статья
предназначалась для предупреждения и борьбы с таким явлением, как
незаконное усыновление детей из Грузии. В то время (вторая половина 90-х
годов) эта проблема казалась все более угрожающей для грузинского
общества. Статья определяла понятие торговли несовершеннолетними как
покупку или продажу несовершеннолетнего и не охватывала торговлю детьми
в контексте различных принудительных работ.

Уголовный кодекс и Указ Президента № 15 от 17 января 2003 года «Об
утверждении Плана действий для борьбы с торговлей людьми на 2003-2005
гг.»249, содержащий основные положения плана действий по предотвращению
торговли людьми, больше всего соответствуют решению данной проблемы.

Уголовный кодекс был пересмотрен и изменен в июне 2003 года250, в
соответствии с Указом Президента № 240 от 17 мая 2002 года «Об усилении
мер по защите прав человека в Грузии». Данный Указ предусматривал
разработку правительственной стратегии, направленной на борьбу с
торговлей людьми, а также предписывал Министерству юстиции разработать
поправки к Уголовному кодексу. Затем, осенью 2002 года, был представлен
первый проект Закона «О поправках к Уголовному кодексу Грузии», который
содержал новую общую статью о торговле людьми и изменения к Статье 172 о
торговле несовершеннолетними с целью незаконного усыновления. Более
того, Статья 143-1 Уголовного кодекса запрещает торговлю людьми. Обе
статьи предусматривают базовое наказание в размере 5-12 лет лишения
свободы за торговлю людьми с целью сексуальной, трудовой и других форм
эксплуатации; максимальное наказание (с отягчающими обстоятельствами) -
20 лет лишения свободы.251

Статья 143-2 Уголовного кодекса запрещает торговлю несовершеннолетними.
Она предусматривает меры наказания в размере от 8 до 15 лет лишения
247
Грузия вступила в Совет Европы 27 апреля 1999 года
248
Начиная с 1997 года, были приняты несколько указов о защите прав человека, а именно защите прав женщин. В этой
связи необходимо упомянуть Указ Президента №308 от 18 июня 1998 года «Об утверждении Плана действий для
улучшения условий жизни женщин в Грузии на 1998-2000 гг.»
249
План действий по борьбе с торговлей людьми (2003-2005 гг.): http://gains.iatp.org.ge/antitraf/planofaction.htm
250
См. Статья 1431, Торговля людьми; Статья 1432. Торговля несовершеннолетними
251
Государственный Департамент США, июнь 2004 г.: Отчет о ситуации с торговлей людьми

По данным отчета о ситуации с торговлей людьми (2004 г.), окружные прокуроры расследуют два дела о торговле
женщинами в Турцию для сексуальной эксплуатации. Двое обвиняемых содержатся под стражей до суда




131
свободы. В случае смерти жертвы торговли людьми предусмотрена
максимальная мера наказания в размере от 15 до 20 лет лишения свободы
или пожизненное заключение.

Соответствующие правительственные структуры, местные НПО и
международные организации имели возможность прокомментировать проект
закона. Большинство комментариев касалось определения понятия торговли
людьми, которое не полностью соответствовало Протоколу ООН о торговле
людьми. Некоторые рекомендации были включены в проект закона, который в
январе 2003 года был направлен на рассмотрение в Государственную
Канцелярию. Президент подписал его 2 апреля 2003 года. На пленарной
сессии 6 июня 2003 года Парламент единогласно проголосовал за введение в
силу поправок и изменений к Уголовному кодексу, а Министерство внутренних
дел в сотрудничестве с неправительственными организациями в течение трех
месяцев после принятия в июне 2004 года поправок к Уголовному кодексу252
работали над новым законом о борьбе против торговли людьми.

На основании новой редакции Уголовного кодекса Генеральная прокуратура
возбудила три уголовных дела по факту торговли несовершеннолетними.253

Недавно был разработан проект Плана действий против нелегальной трудовой
миграции и торговли людьми на 2005-2007 гг. Офис ОБСЕ в Тбилиси
организовал семинар 11-12 ноября 2004 года, для обсуждения и утверждения
нового плана действий. План предусматривает участие соответствующих
министерств, правительственных ведомств, а также неправительственных
организаций.

Национальный план действий на 2005-2007 гг. включает 7 основных пунктов в
следующих областях:

• Регулирование вопросов, связанных с трудовой миграцией с целью
искоренения условий, благоприятствующих торговле людьми;

• Совершенствование существующей законодательной базы в области
борьбы с торговлей людьми;

• Повышение информированности общества по вопросам нелегальной
трудовой миграции и торговли людьми;

• Мониторинг и оценка масштабов проблемы нелегальной трудовой
миграции и торговли людьми;

• Защита и реабилитация жертв торговли людьми;

• Создание и укрепление институциональных механизмов по
противодействию нелегальной трудовой миграции и торговле людьми;

• Мониторинг ситуации в области борьбы с торговлей людьми и нелегальной
миграцией. 254

252
Закон Грузии о внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Грузии, 6.06.2003 г.
253
«Осторожно – трефикинг!» Свободная Грузия № 44, 17.03 2004




132
б. Институциональная база

Министерство внутренних дел занимается вопросами, касающимися борьбы с
торговлей людьми.255

В 2000 году Указом Президента № 64 функции контроля и наблюдения за
выполнением государственной стратегии по противодействию торговле
людьми были переданы Совету Национальной Безопасности, который взял на
себя активную роль инициатора деятельности, направленной против торговли
людьми во второй половине 2002 года.

До момента принятия Национального плана действий в январе 2003 года лишь
несколько государственных структур занимались вопросами торговли людьми:
Государственный департамент туризма и курортов Грузии и Государственная
антимонопольная служба Грузии.

В Плане действий указано 15 государственных структур в качестве партнеров-
исполнителей: Совет Национальной Безопасности, Министерство внутренних
дел, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Министерство
образования, Министерство труда, Министерство здравоохранения и
социального обеспечения, Министерство культуры, Парламент Республики
Грузия, Государственный департамент туризма и курортов, Государственная
антимонопольная служба, Аппарат Народного защитника, Генеральная
прокуратура, Департамент охраны государственной границы, Национальное
Центральное бюро «Интерпола» в Грузии, Совет юстиции, НПО и Федерация
журналистов.256 Однако зачастую нет полной ясности по поводу того, какой
орган или агентство должно возглавить ту или иную деятельность, а также
каким образом распределяются и разграничиваются их обязанности.

Далее, 29 января 2003 года Министерство внутренних дел объявило о
создании специального Подразделения по борьбе с торговлей людьми257,
задачей которого является выявление, регистрация, борьба с и
предотвращение торговли людьми; выявление лиц, которые намереваются
или уже совершили преступление в сфере торговли людьми; сбор данных по
уголовным делам по факту торговли людьми. Планируется, что подразделение
будет тесно сотрудничать с другими отделами и подразделениями
правоохранительных органов Грузии; например, все региональные отделения
полиции должны назначить сотрудника полиции, который будет готовить
ежеквартальные доклады в центральное управление Тбилиси обо всех
случаях и вопросах в сфере противодействия торговле людьми.258 Надзор над

254
В соответствии с проектом предложения, полученного в ходе работы Экспертной миссии МЦРМП в Грузию в рамках
проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10 ноября 2004 года
255
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года
256
Там же.
257
Подразделение, вместе с коллегами из Генеральной прокуратуры установили две телефонные «горячие линии» для
жертв торговли людьми. Однако эти линии перестали функционировать из-за отсутствия финансирования
(Государственный Департамент США, июнь 2004 г.: Отчет о ситуации с торговлей людьми)
258
Это оказалось проблематичным, поскольку работники правоохранительных органов не имеют информации и
представления о комплексном характере феномена торговли людьми. Кроме того, подразделение по борьбе с торговлей
людьми в составе МВД больше занималось вопросами незаконного усыновления детей, чем торговлей людьми. У
подразделения не хватает ресурсов на адекватное функционирование (Государственный Департамент США, июнь 2004 г. –
доклад о торговле людьми)




133
деятельностью подразделения осуществляет Департамент по правам
человека Генеральной прокуратуры Грузии (который подчиняется только
Парламенту Грузии). Подразделение по борьбе с торговлей людьми обязано
информировать о всех выявленных случаях торговли людьми Генеральную
прокуратуру, которая возбуждает преследование по факту торговли людьми.

Чтобы усовершенствовать механизмы межведомственного сотрудничества, в
мае 2003 года Совет Национальной Безопасности объявил о создании
Межведомственной рабочей группы. Рабочая группа состоит из заместителей
министров иностранных дел, юстиции, образования, культуры,
здравоохранения, труда и социального обеспечения, а также заместителя
Генерального прокурора, заместителя начальника Государственной
пограничной охраны и руководителя подразделения МВД по борьбе с
торговлей людьми. Председателем Рабочей группы назначен заместитель
Секретаря Совета Национальной Безопасности.

В феврале 2003 года в рамках Министерства культуры была создана
междисциплинарная комиссия, в задачу которой входит осуществление
мониторинга выездов за границу культурных групп путем наблюдения за
добросовестными и недобросовестными путешественниками. Комиссия
состоит из руководителя подразделения МВД по борьбе с торговлей людьми и
представителей нескольких известных культурных групп. Комиссию
возглавляет заместитель министра культуры.

В 2004 году Совет Национальной Безопасности Грузии объявил о создании
нового Координационного совета по борьбе с торговлей людьми (рабочая
группа высокого уровня). Начиная с февраля 2004 года Координационный
совет по борьбе с торговлей людьми регулярно, раз в две недели проводит
заседания с участием представителей правительственных структур –
Генеральной прокуратуры, Департамента охраны государственной границы
при МВД Грузии, Министерства иностранных дел и представителей
неправительственных организаций – Общества гармоничного развития
человека и др., а также с участием ОБСЕ.259

Неправительственные организации также осуществляют активную
деятельность в сфере противодействия торговле людьми еще с 1998 года,
однако их влияние ограничено из-за краткосрочности проектов, отсутствия
внутренней координации, невысокого уровня доверия к государственным
структурам, и зависимости от внешней финансовой поддержки. Однако НПО
активно работают по данной проблематике в течение гораздо более
длительного времени, чем представители правительственных структур, и
поэтому участие НПО в работе Координационного совета по борьбе с
торговлей людьми способствует обмену опытом и методами работы по
проблемам торговли людьми.260

Международное сотрудничество играет важную роль в деле обеспечения
эффективной борьбы против торговли людьми. Благодаря сотрудничеству
между соответствующими ведомствами Грузии и Турции, грузинские
пограничники сумели выявить криминальную группу, занимавшуюся торговлей

259
Экспертная миссия МЦРМП в Грузию в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ, 6-10
ноября 2004 года
260
http://usinfo.state.gov./russki/topics/traf/2004-06-21h-tip2004.htm




134
молодыми девушками из Узбекистана через Грузию в Турцию, Объединенные
Арабские Эмираты и США.

В Отделе по защите прав человека Генеральной прокуратуры Грузии создана
«горячая линия» для жертв торговли людьми и свидетелей. Горячая линия
функционирует в центральном офисе Генеральной прокуратуры в столице, а
также в регионах Грузии. Благодаря функционированию линии были выявлены
дополнительные факты торговли людьми.

В сентябре 2003 года Совет национальной безопасности Грузии, Отдел по
защите прав человека Генеральной прокуратуры Грузии, а также
неправительственные организации провели семинар по вопросам анализа
информации, полученной посредством вышеуказанных горячих линий.
Участникам семинара (в основном, сотрудникам районных прокуратур и
отделений полиции) была предоставлена информация о положениях
законодательства, касающихся торговли людьми.261


4.2.7. Возврат
Рост числа нелегальных мигрантов из региона СНГ и через регион СНГ
требует разработки эффективной и действенной системы возвращения
иностранцев, нелегально въехавших и пребывающих на территории страны, и
одновременно с этим – приема собственных граждан из-за рубежа. Правовой
основой для эффективного возвращения является наличие соглашения о
реадмиссии или иной формы практического взаимодействия и сотрудничества.
Ключевой предпосылкой для обеспечения эффективной системы контроля и
предотвращения нелегальной миграции является разработка и внедрение
программ по добровольному и принудительному возвращению нелегальных
мигрантов, получивших отказ лиц, ищущих убежища, и иных лиц, не имеющих
законных оснований оставаться на территории другого государства. Однако
эффективность и устойчивость подобной системы должны обеспечиваться
посредством программ интеграции и оказания помощи возвращающимся
лицам, а в долгосрочной перспективе – и преодолением изначальных причин
эмиграции. В Грузии подобная система в полной мере еще не разработана.

a. Правовая база

Закон Грузии «О беженцах» и «Положение о предоставлении статуса
беженца» (1998 г.) не содержат положений о возврате лиц, обратившихся за
получением убежища и получивших окончательный отказ. Правовых норм,
которые содержали бы положения и механизмы по добровольному или
принудительному возвращению этих лиц в грузинском законодательстве не
существует.

Национальное законодательство регулирует лишь вопросы выдворения лиц с
территории Грузии. В частности:




261
«Осторожно – трефикинг!» Свободная Грузия № 44, 17.03 2004




135
Закон о правовом статусе иностранцев (3 июня 1993 г.)

Положения данного закона касаются только граждан иностранных государств
или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Грузии.
Решение о выдворении принимается Президентом Грузии и может быть
обжаловано в суде (Ст.29). В Ст. 31 указывается, что лицо без гражданства,
постоянно проживающее в Грузии, не может быть выдворено. В таких случаях
следует применять другие меры ответственности, предусмотренные
грузинским законодательством.

Закон об иммиграции (27 июля 1997 года)

Закон касается лишь иностранцев с постоянным местожительством в Грузии.
Согласно Статьи 2 («Основания для выдворения иммигранта из Грузии»),
решение о выдворении принимается министром юстиции на основании
представления со стороны Министерства внутренних дел, Министерства
здравоохранения, Министерства иностранных дел, Министерства по делам
беженцев и расселению, а также других соответствующих ведомств,
Министерства государственной безопасности или Генеральной прокуратуры.
Иммигрант обязан покинуть территорию Грузии в течение 30 дней после
получения уведомления о принятии соответствующего решения, и имеет
право обжаловать такое решение в течение 10 дней. В случае обжалования
решения в суде 30-дневный срок будет приостановлен и его отсчет будет
возобновлен с момента вступления в силу решения суда.

В Статье 8 указано, что иммигрант, отказывающийся добровольно покинуть
территорию страны, подлежит выдворению из Грузии.

Одной из договоренностей, регулирующих деятельность в этой сфере,
является заключенное в 1993 году Многостороннее соглашение между
Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном,
Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и
Украиной о сотрудничестве в области репатриации несовершеннолетних в
страну их гражданства.

Что касается возвращения нелегальных мигрантов или лиц, которым отказано
в предоставлении убежища, то вследствие дефицита финансовых средств
соответствующих программ не имеется, и многие из указанной категории лиц
оказываются «застрявшими» в стране и не имеют возможности вернуться в
свои страны.

б. Институциональная база

Министерство иностранных дел и Министерство юстиции занимаются
вопросами депортации иностранных граждан. Министерство юстиции
принимает решение о выдворении на основе информации, предоставленной
Министерством иностранных дел, Национальной Службой Безопасности,
Министерством здравоохранения, Министерством по делам беженцев и
расселению, Министерством внутренних дел, а также соответствующими
ведомствами Министерства государственной безопасности или Генеральной
прокуратуры.




136
4.2.8. Реадмиссия
В Европе начиная с 1990-х годов начала активно развиваться и внедряться
сеть соглашений о реадмиссии. Как свидетельствует опыт новых стран–членов
ЕС, развитие такой системы может считаться важнейшим элементом
устойчивой политики снижения нелегальных потоков мигрантов в страну.
Однако до настоящего времени страны СНГ остаются за рамками такой
системы; количество договоров о реадмиссии, заключенных между странами
СНГ и другими европейскими государствами, а также этими странами между
собой является очень ограниченным. Основой договоров о реадмиссии
является то, что договаривающиеся стороны берут на себя обязательство
принимать собственных граждан, которые нелегально въехали или нелегально
пребывают на территории другой договаривающейся стороны; такое
обязательство может также касаться лиц без гражданства, а также граждан
третьих стран.

Следует принимать во внимание, что заключение договоров о реадмиссии
обеспечивает возможность взаимных уступок и компромиссов, с увязкой
заключения договоров о реадмиссии с отменой визовых обязательств, что
также может входить в интересы обеспечивающего реадмиссию государства.

На заседании Европейского Совета Министров в Тампере было подчеркнуто,
что партнерство между странами происхождения и транзита будет
представлять собой ключевой элемент внешней политики ЕС в области
миграции. На заседании в Севилье, состоявшемся в июне 2002 года,
Европейский Совет настоятельно рекомендовал, что «любое будущее
соглашение о сотрудничестве, ассоциации или иное эквивалентное
соглашение, которое Европейский Союз или Европейское Сообщество
заключит с любой страной, должно включать положение о совместном
регулировании миграционных потоков и обязательной реадмиссии в случае
незаконной иммиграции». 262

Реальное претворение в жизнь заключенных договоров о реадмиссии должно
в обязательном порядке предусматривать создание рабочих процедур,
назначение контактных лиц в национальных администрациях и т.д.

a. Правовая база

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное между
Европейской Комиссией и странами-членами ЕС и Грузией, вступило в силу 1
июля 1999 года. Оно содержит стандартную статью о реадмиссии, согласно
которой подписывающая сторона соглашается: …«осуществлять
реадмиссию всех граждан [своей страны], нелегально находящихся на
территории страны- члена ЕС»263... Таким образом, обязательство о
реадмиссии ограничивается гражданами своей страны, но не решает вопрос о
гражданах третьих стран. Точно такие же обязательства установлены по
отношению к странам – членам ЕС касательно их граждан, нелегально
находящихся на территории Грузии. Далее, Грузия согласилась в рамках СПС

262
Заключения Европейского Совета, Севилья, 21 и 22 июня 2002 года
263
http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/pca/pca_georgia.pdf




137
заключить двусторонние соглашения со странами-членами ЕС для
регулирования «конкретных обязательств по реадмиссии граждан других
стран и лиц без гражданства, которые прибыли на территории страны-
члена из Грузии, или которые прибыли на территорию Грузии из страны-
члена».

Договор о реадмиссии уже подписан с Италией, Болгарией, Украиной и
Швейцарией. Переговоры ведутся со странами Бенилюкса, Чешской
Республикой и Германией. Соглашения с Румынией, Словенией и Литвой
находятся на стадии пересмотра.

Для предупреждения реэмиграции Грузия уделяет особое внимание
реализации программ по реинтеграции лиц, вернувшихся на родину. МОМ
осуществляет проект для поддержки добровольного возвращения граждан
Грузии, незаконно проживающих в Чешской Республике; аналогичный проект
разрабатывается между Грузией и Швейцарией. 264

б. Институциональная база

Ведение переговоров относительно подписания соглашений о реадмиссии
является сферой компетенции Министерства юстиции, Министерства
внутренних дел и Министерства иностранных дел.




264
Комментарии, предоставленные органами власти Грузии, июнь 2005 года




138
5. КАЗАХСТАН

5.1. Общая информация265




Астана
Столица:
Общая: 2 71 7300 кв. км (вода: 47500 кв. км, суша:
Площадь:
2669800 кв. км)
15 143 704 человек (приблизительные данные на июль
Население:
2004 года)
Казахский (государственный язык) 64,4%, русский
Языки:
(официальный, используется в повседневном
общении, определен как "язык межэтнического
общения") 95%
Президент Нурсултан Назарбаев (Председатель
Президент:
Верховного Совета с 22 февраля 1990 года, избран
Президентом 1 декабря 1991)
Глава
Премьер Министр Даниял Ахметов (с 13 июня 2003)
Правительства:
Республика;
Форма правления:
Казахи 53,4%, русские 30%, украинцы 3,7%, узбеки
Этнические группы:
2,5%, немцы 2,4%, уйгуры 1,4%, другие 6,6% (перепись
1999 года)
Мусульмане 47%, православные 44%, протестанты
Основные религии:
2%, другие 7%
Тенге (KZT)
Валюта:
Паритет покупательной силы – 7 000 долларов США
ВВП (на душу
(приблизительные данные на 2003 год.)
населения)




265
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира» http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/kz.html



139
В 1936 году Казахстан стал Советской Республикой. Во время
сельскохозяйственных программ по освоению целинных земель в 50-х и 60-х
годах, советских граждан призвали оказать помощь в освоении северных
пастбищ Казахстана. Этот приток иммигрантов (главным образом русских, но
также и некоторых других депортированных народностей) изменил этнический
состав населения республики и позволил лицам неказахской национальности
превзойти по численности коренное население. Получение независимости в
1991 году заставило многих из этих недавно прибывших мигрантов вновь
эмигрировать. Текущие проблемы включают в себя: развитие связующего
народ национального самосознания; расширение освоения обширных
энергоресурсов страны и их экспорт на мировые рынки; достижение
устойчивого экономического роста вне секторов по добыче нефти, газа, и
горной промышленности; укрепление отношений с соседними государствами
и другими иностранными державами.

В соответствии с Конституцией Казахстана, рычаги власти находятся у
президента страны. Президент Нурсултан Назарбаев был в первый раз избран
в 1991 году, и срок его полномочий был продлен до 2000 года в результате
общенационального референдума, проведенного 30 апреля 1995 года. В 1999
году, за год до намеченных выборов, он был избран всенародным
голосованием на 7-летний срок. В соответствии с Конституцией,
государственная власть сконцентрирована в руках Президента, в ущерб
полномочиям Парламента и дает возможность оказывать влияние на
законодательную и судебную власть, равно как и на региональные и местные
органы власти. Изменения или поправки к Конституции возможны лишь с
согласия Президента. Конституция позволяет Президенту сохранять
определенные прерогативы в политике и место в Совете Безопасности даже
после того, как он покинет свой пост266. В сентябре 2003 года, впервые за всю
историю страны Президент назначил гражданское лицо на пост Министра
внутренних дел. Гражданские власти осуществляют эффективный контроль
над силами безопасности.267 Парламентские выборы были проведены в 2004
году.

Экономика

Казахстан, вторая крупнейшая по территории после России бывшая советская
республика, обладает огромными запасами ископаемых видов топлива, равно
как и обильными запасами других минералов и металлов. Страна также
является крупным производителем сельскохозяйственной продукции, в
частности продукции животноводства и зерна. Промышленный сектор
Казахстана опирается на добычу и переработку этих природных ресурсов, а
также на развивающийся сектор машиностроения, специализирующийся на
производстве строительного оборудования, тракторов, сельскохозяйственной
техники, а также на некоторых видах оборонной продукции. Распад СССР в
декабре 1991 года и падение спроса на традиционную продукцию тяжелой
промышленности Казахстана привели к непродолжительному сокращению
экономики, причем самый резкий годовой спад был зафиксирован в 1994 году.
В период с 1995 по 1997 год темпы правительственной программы

266
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2003/27845.htm - 2004-06-30; и Справочник ЦРУ «Страны мира» - Казахстан

http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/kz.html - 2004-06-30
267
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2003/27845.htm - 2004-06-30




140
экономических реформ и приватизации ускорились, следствием чего стало
существенное перемещение активов в частный сектор. Рост ВВП в Казахстане
составил 13,2 % в 2001 году и 9,2 % в 2003 году - в значительной степени
благодаря бурно развивающемуся энергетическому сектору, а также
благодаря экономическим реформам, хорошим урожаям и иностранным
инвестициям. В 2003 году ВВП составил 29,7 миллиарда долларов США.
Открытие в 2001 году трубопровода Каспийского консорциума от нефтяного
месторождения Тенгиз на западе Казахстана до Черного моря существенно
повысило экспортные возможности государства. Страна приступила к
осуществлению политики в области развития промышленности,
разработанной в целях диверсификации экономики для избежания
чрезмерной зависимости от нефтяного сектора путем развития легкой
268
промышленности.

После обретения независимости страна провела существенные
экономические реформы, ориентированные на развитие рыночных отношений.
Правительство приватизировало большое количество предприятий и отраслей
промышленности, сняло ограничения на конвертируемость валюты, и
позволило рыночным механизмам определять тарифы заработной платы. В
июне 2003 года Президент подписал новый Закон о земле, допускающий
частную собственность на землю. По состоянию на второй квартал,
приблизительно 26,9% населения жило ниже минимального прожиточного
минимума по сравнению с 29,4 % за тот же период в 2002 году. В 2003 году
инфляция составила 6,8 %, а официальный уровень безработицы в течение
года составил 8,7 %.269




268
Справочник ЦРУ «Страны мира» - Казахстан

http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/kz.html - 2004-06-30, а также http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5487.htm:
269
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2003/27845.htm - 2004-06-30.




141
5.2. Обзор миграционной системы

5.2.1. Регулярная миграция

С обретением независимости в 1991 году Казахстан оказался подвержен тем
же процессам, что и большинство других бывших советских республики; в
частности, это были высокий уровень безработицы, инфляция и резкий спад
уровня жизни. Однако в отношении демографии Казахстан отличается от
остальных республик. В 1989 году последняя советская перепись населения
показала, что этнические казахи составляли приблизительно 39,7 процентов
населения. Их доля не намного превышала число этнических русских, которые
составляли 37,8 процентов270. Следовательно, это была единственная
советская республика, в которой титульная нация, то есть этнические казахи,
не составляля большинство и к тому же Казахстан оставался наименее плотно
населенной и наиболее этнически разнородной из бывших советских
республик после получения ими независимости.

С 1991 по 2003 год в Казахстане было отмечено отрицательное сальдо
миграции, так как в общей сложности страну покинуло более двух миллионов
человек, большинство которых составляли этнические русские и немцы. В это
явление внесли свой вклад народности, сосланные в Казахстан в период
правления Сталина и возвращавшиеся в свои страны происхождения.
Возможно, эта тенденция к эмиграции вскоре изменится, поскольку в первой
впервые после обретения независимости271 - в
половине 2004 года -
Казахстане было зарегистрировано положительное сальдо миграции на
уровне 3286 человек272. В таблицах, приведенных ниже, показаны
миграционные потоки как в страну, так и из страны, за каждый год, начиная с
1991 по 2002 годы. Сюда включены основные страны назначения и основные
страны происхождения273.
Таблица 1.1 Эмиграция из Республики Казахстан в 1991-2002 годах, по национальностям
Страны 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
назначения
Все страны 228473 326672 333375 480839 309632 229412 299455 243663 164947 155749 141710 120150
Cтраны СНГ 150163 225335 232633 374494 208215 155672 239315 193866 120240 116707 101009 85252
Россия 109511 177692 196866 344412 187390 138693 216765 178026 108115 108724 94917 80001
Украина 13577 21545 13547 10979 6889 4895 6035 4647 3080 2172 1801 1568
Беларусь 3057 5899 5315 4724 2442 2184 5372 5177 4656 3265 2340 1822
Узбекистан 11301 10569 9476 8354 6620 5796 6701 2682 2269 1277 1032 960
Кыргызстан 6532 4936 3809 4184 3115 2678 2962 2046 1110 736 548 584
Туркменистан
Другие страны 5287 3736 2543 2103 11 28 15 29 5 1 11 159
Страны за 78310 101337 100742 105305 239 138 191 133 162 207 126 23
пределами
СНГ
Китай 11 28 15 29 5 1 11 159
За период 1991-1994 гг. данных о
Монголия 239 138 191 133 162 207 126 23
гражданстве мигрантов не имеется.
Турция 26 39 53 79 47 28 52 59
Данные касаются только «миграции в
Германия 94082 69674 55024 44955 40860 35938 38469 32818
пределах СССР» и «миграции в страны
Израиль 2168 1511 1910 1631 1585 1278 713 508
назначения за пределами СССР».
Другие страны 4891 2350 2947 2970 2048 1590 1330 1325


270
Остальными были чеченцы, крымские татары, этнические немцы, ингуши, корейцы, украинцы и другие
271
http://www.kazakhstanembassy.org.uk/cgi-bin/index/87?id=136
272
http://www.kazakhemb.org.il/190704-eng.html
273
Данные МОМ: http://www.iom.kz/eng/migr/obsh.php




142
Источник: Департамент статистики Республики Казахстан Опубликовано:05/04/2004

Таблица 1.2 Иммиграция в Казахстан в 1991-2002 годах, по национальностям
Страны 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
источники
Все страны 170787 162111 111274 70452 71137 53874 38067 40624 41320 47442 53548 58162
Страны СНГ 160581 147730 99663 63657 67860 51236 35530 38340 39461 43460 49932 54159
Россия 111320 94278 63073 42426 46859 31888 22739 26249 26719 23941 23497 21741
Украина 10305 7826 5032 3576 2585 2195 1514 1525 1394 1381 1190 770
Беларусь 2587 1732 1111 893 637 507 408 366 417 247 383 364
Узбекистан 17725 19840 15060 8116 8851 8153 5458 5975 7215 12810 18783 24602
Кыргызстан 7807 8093 6273 4139 2446 1963 1152 1245 1392 1673 2145 2564
Туркменистан 3902 6417 3082 1881 4286 4311 3006 1782 1356 2058 2947 3174
Другие 6935 9544 6032 2626 2196 2246 1253 1198 968 1170 987 944
страны
Страны за 10206 14381 11611 6795 3277 2638 2537 2284 1859 3982 3616 4003
пределами
СНГ
Китай 251 154 131 172 145 189 655 1058
Монголия За период 1991-1994 гг. данных о 823 601 747 756 437 658 407 476
гражданстве мигрантов не имеется.
Турция 200 186 177 29 95 919 385 170
Данные касаются только «миграции в
Германия 617 690 511 618 507 548 599 602
пределах СССР» и «миграции в страны
Израиль 76 67 51 73 63 85 103 84
назначения за пределами СССР».
Другие 1310 940 920 636 612 1583 1467 1613
страны
Источник: Департамент статистики Республики Казахстан Опубликовано:05/04/2004


Большое число казахов бежало из страны из-за принудительной
коллективизации и последовавшего за ней голода в первые годы правления
Сталина в Советском Союзе. По данным официальной переписи, численность
населения сократилась с 3,63 миллиона человек в 1926 году до 2,31 миллиона
.
в 1939 году274 Правительство Казахстана, осознавая факт существования
обширного сообщества этнических казахов-экспатриантов и их потомков275,
приняло законодательство (Закон Республики Казахстан о миграции
населения), которое создает благоприятные условия для их возвращения на
родину. Законом предусматривается правовой статус «оралмана» и
предлагается следующее определение в Статье 1 Закона о миграции :

Репатриант (оралман) – лицо коренной национальности, сосланное
за пределы исторической родины и денационализированное
вследствие массовых политических репрессий, незаконной
конфискации имущества, принудительной коллективизации, а также
других антигуманных действий и иммигрирующее в Республику
Казахстан на добровольных основаниях для постоянного проживания,
а также потомки такого лица.

Сосланные этнические казахи (по крайней мере один член семьи должен быть
этническим казахом), получившие данный статус, имеют право на бесплатный
проезд в Казахстан, право на получение жилья и социального обеспечения, как
и все остальные граждане Казахстана, право на доступ к упрощенной
процедуре получения гражданства, а также на помощь в трудоустройстве. По
данным Комитета по миграции (бывшее Управление по миграции и
демографии) на 1 апреля 2004 года, в Казахстан, начиная с 1991 года,


274
Казахстан: Специальный доклад об этнических казахах и их борьбе за возвращение

http://www.plusnews.org/report.asp?ReportID=36323&SelectRegion=Central_Asia&SelectCountry=KAZAKHSTAN
275
Согласно МОМ, число этнических казахов за пределами страны намного превышает 2 млн., а Всемирное объединение
казахов оценивает их число почти в 5 млн.




143
вернулись 322500 оралманов276. Согласно информации Департамента
миграционной полиции, только в 2004 году казахское гражданство приняли
70000 человек (среди них 10000 этнических казахов).277 Ежегодно
устанавливается квота допустимого числа иммигрирующих оралманов,
которая на 2005 года составляет 15000 семей.278 Также 100000 иностранцев
имеют постоянный вид на жительство в Казахстане.279

С целью усиления контроля над миграцией в марте 2003 года правительство
приняло решение, предусматривающее введение миграционных карт.
Миграционные карты выдаются иностранцам при въезде в Казахстан и должны
быть возвращены при выезде.280 МОМ отмечает, что миграционные карты уже
используются с января 2000 года.281 Согласно информации Комитета
национальной безопасности, миграционные карты обязательны для всех
граждан стран, пользующихся безвизовым режимом с Казахстаном. Однако
миграционная полиция, которая отвечает за регистрацию иностранцев,
отмечает, что миграционную карту должен заполнять каждый иностранец,
приезжающий в Казахстан, и сдавать ее при выезде с территории страны.282

Ожидается, что в 2006 году начнет функционировать новая база данных для
регистрации иностранцев, которая находится на стадии разработки,. На
данный момент она была апробирована в режиме реального времени между
несколькими посольствами и аэропортом в Алматы. После сдачи в
эксплуатацию к ней получат доступ МИД, посольства Казахстана за границей,
Пограничная служба, МВД и другие заинтересованные ведомства.
Дополнительно будет упразднена обязательная регистрация иностранцев в
течение 5 дней, так как они будут регистрироваться в базе данных при въезде
в Казахстан.283

Благодаря относительно хорошей экономической ситуации Казахстан является
страной назначения трудящихся-мигрантов из соседних стран, в частности из
Узбекистана и Кыргызстана. Ежегодная квота в 16000 – 17000 разрешений на
работу для иностранцев, установленная Министерством труда и социальной
защиты, призвана регулировать легальную трудовую миграцию и
устанавливается, исходя из конкретных потребностей отдельных отраслей
экономики, в нефтедобыче, промышленности и на табачных плантациях в
приграничных регионах.284



276
http://www.jamestown.org/publications_details.php?volume_id=401&issue_id=3017&article_id=2368256
277
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
278
Комитет по Миграции, Министерство труда и социальной защиты - Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по
Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года.
279
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года.
280
http://www.legislationline.org/index.php?parent=0&mon=0&year=2003&sc=2&country=42&intst=0 и
http://www.plusnews.org/report.asp?ReportID=45342&SelectRegion=Central_Asia
281
http://www.iom.kz/eng/n_information/index.php#migr_card
282
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года. Миграционную карту не потребовали ни у одного из участников ознакомительной миссии
283
Консульский отдел МИД. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на
регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
284
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года




144
a. Правовая база

Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года (с
поправками, принятыми Законом № 284 от 7 октября 1998 года) содержит
несколько положений, касающихся гражданства Республики Казахстан.
Гражданин Казахстана ни при каких обстоятельствах не может быть лишен
права сменить свое гражданство и не может быть выслан с территории
Казахстана. Однако двойное гражданство для граждан Республики Казахстан
не признается. Статьей 21 Конституции предусматривается, что любой
законно находящийся на территории Казахстана человек имеет право
свободно перемещаться по всей территории и выбирать место жительства, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством. Также каждый
человек имеет право покинуть территорию республики. Граждане республики
имеют право на свободное возвращение на родину.

Президентский Указ № 3419285 (от 19 марта 1997 года) определяет основные
направления миграционной политики Республики Казахстан до 2000 года. Ее
целями является улучшение социальной защиты мигрантов, стабилизация и
государственное регулирование миграционных процессов.

Президентским указом от 8 декабря 1997 года286 объявлено о создании
Управления по миграции и демографии Республики Казахстан.

Законом Республики Казахстан о гражданстве (Закон 1017-XII, 1991 г.)287
предусматривается, что лица, получившие гражданство согласно данному
закону и которые постоянно проживали в Казахстане на момент вступления в
силу данного закона, считаются гражданами Казахстана. Несмотря на то, что
двойное гражданство в Казахстане не признается, государство допускает и
создает условия для возвращения лиц, которые были вынуждены покинуть
страну, и их потомков, а также для возвращения этнических казахов,
проживавших в других странах (Ст. 3), так как проживание за границей не
аннулирует казахское гражданство (Ст. 7). Однако Статья 21/4
предусматривает, что казахское гражданство может быть утрачено, если лицо,
постоянно проживающее за границей, в течение 5 лет, не зарегистрировалось
в консульстве Казахстана без уважительной причины. По утверждению
Главного управления пограничного контроля, гражданство может быть
предоставлено только репатриантам казахской национальности или
гражданам стран СНГ, которые проживали на территории других стран СНГ до
1999 года.288



285
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/+PwwBmNeXEudwwwwmwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFme26btqo2IyP0HEP3zmzwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmwwwwwwww/rsddocview.ht
ml
286
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/++wwBmelB269wwwwgwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFqnlRTPdFqo2IyP0HEP3zmowwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmwwwwwwww/rsddocview
.html
287
С поправками, внесенными Указом Президента РК от 03.10.95; Закон РK № 322-II от 17.05.02

http://www.unhcr.ch/cgibin/texis/vtx/rsd/+wwwBmeJV269wwww1wwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFqhe28iAydFqo2IyP0HEP3zmdwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmAwwwwwww/rsddocvie
w.pdf
288
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года




145
Закон также предусматривает положение о юридическом статусе граждан,
критерии и процедуры подачи заявлений, предоставления и аннулирования
гражданства. Закон определяет полномочия Президента Казахстана и
государственных ведомств, таких, как МВД или МИД, в отношении вопросов
гражданства. Так, помимо других органов власти, полномочием принимать
решения о предоставлении, восстановлении и лишении гражданства наделен
Президент (Ст. 29). Для предварительного рассмотрения данных вопросов
была создана комиссия, занимающаяся вопросами гражданства и дающая
Президенту Казахстана рекомендации по каждому заявлению (Ст. 35), а также
контролирующая исполнение решений по гражданству (Ст. 40).

Согласно информации, предоставленной миграционной полицией
Министерства внутренних дел, существуют две процедуры предоставления
гражданства. При стандартной процедуре заявление направляется в местное
отделение миграционной полиции, а оттуда оно передается начальнику
миграционной полиции и Комиссии при Президенте. Решение подписывает
Президент. Существует также и ускоренная процедура, применяемая к лицам,
вступающим в брак с гражданами Казахстана. Ускоренная процедура также
применяется в случаях, когда заявление о получении казахстанского
гражданства подает гражданин Российской Федерации, Украины, Беларуси
или Кыргызстана. При ускоренной процедуре решение подписывает начальник
местного Управления внутренних дел района, где проживает заявитель289.

Указ № 3120 о процедуре рассмотрения вопросов о гражданстве Республики
Казахстан, подписанный Президентом Казахстана 27 сентября 1996 года,
включает поправки, введенные 11 февраля 2000 года. Этот закон определяет
процедуру, согласно которой принимаются, официально регистрируются и
рассматриваются заявления о получении гражданства Республики Казахстан
или о его восстановлении, а также случаи отказа от гражданства Республики
Казахстан и его лишения.290 12 августа 2004 г. распоряжением № 222
Премьер-министра Казахстана создана рабочая группа, перед которой была
поставлена задача к 30 августа 2004 года разработать предложения о
внесении поправок к Закону о гражданстве и к связанным с ним
291
законодательным актам.

Указ Президента Казахстана № 2337 от 19.06.1995 «О юридическом статусе
иностранных граждан в Республике Казахстан»292, имеющий силу закона,
регламентирует въезд и выезд из Казахстана, статус временно и постоянно
проживающих в Казахстане иностранцев и лиц без гражданства и их основные
права, свободы и обязанности, а также ограничение срока их пребывания и их
выдворение из Казахстана.




289
Миграционная полиция. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на
регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
290
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/++wwBmeL6c88wwwwowwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFqwdFqt2IygZf3zm7wwwwwwwGFqmQEYBFql2n5pdD5n5aBdafDhdGMwBodDa2n31n5B51zmZwwwwwww/rsdd
ocview.html
291
http://www.legislationline.org/index.php?parent=0&mon=0&year=2004&sc=2&country=42&intst=0
292
Поправки внесены в соответствии с Законами РK №134-I от 19.06.97, № 160-II от 01.03.01, № 164-II от 16.03.2001, № 255-
II от 10.11.01

http://www.unhcr.ch/cgibin/texis/vtx/rsd/+swwBmebB269wwwwwwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-uPPyER0MFmqDFqhe28iAy-
dFqo2IyP0HEP3zmcwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmAwwwwwww/rsddocview.pdf




146
Закон Республики Казахстан о миграции населения293 дает ряд общих
определений, связанных с миграцией, содержит положения о трудовой
миграции из Казахстана и в Казахстан, а также иммиграции и эмиграции,
положения о контроле за процессами миграции. В январе 2004 года
Объединенной региональной информационной сетью ООН (IRIN) сообщалось
о принятии нового закона об иммиграции, устанавливающего порядок
миграции из стран Центральной Азии в Казахстан294.

Иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся трудовой
деятельностью без соответствующего разрешения, за исключением случаев,
предусмотренных международными соглашениями, подвергаются депортации
(Ст. 7) из Казахстана (сравнить с Указом о правовом статусе иностранцев). В
отношении регламентации трудовой деятельности граждан стран СНГ
необходимо принимать во внимание дополнительные двусторонние и
многосторонние соглашения, заключенные между этими государствами295 (Ст.
8).

Глава 6 предусматривает создание центрального исполнительного органа (
Комитет по миграции, см. ниже подраздел «Институциональная база»), чья
задача состоит в координации и управлении миграционными процессами в
Казахстане. Орган уполномочен заключать соглашения с государственными
органами, организациями, предприятиями, ведомствами других стран по
вопросам добровольной миграции в Казахстан лиц, которые принудительно
или добровольно покинули пределы Казахстана. В пределах своих
полномочий данный центральный исполнительный орган обязан будет
обеспечивать правительство и местные исполнительные органы
аналитическими данными и прогнозами в отношении миграции в Казахстане, а
также представлять предложения по необходимым мерам регулирования и
разрабатывать предложения по миграционным квотам (которые утверждаются
Президентом Казахстана). Он также будет заниматься реализацией программ
и законодательных актов по вопросам, связанным с миграцией, вести учет
возвращающихся оралманов, регистрировать их и выплачивать
безвозмездные ссуды и пособия.

С Кыргызстаном был подписан договор о взаимной защите трудящихся
мигрантов, задачей которого в первую очередь является защита сезонных
трудящихся мигрантов из приграничных территорий.296

Правовую базу в области миграции дополняют следующие законы и
нормативные акты:

• Закон Республики Казахстан о дополнениях и поправках к Закону
Республики Казахстан о миграции297

293
13 декабря 1997 года № 204-1, с поправками внесенными Законами РК, от 1 марта 2001 № 160-II; 10 ноября 2001 № 255-
II; 24 декабря 2001 № 276-II, 27 марта 2002 № 313-II:
http://www.legislationline.org/data/migration/domestic/Kazakhstan/Kazakhstan_law_on_population_migration_am2002.pdf
294
http://www.plusnews.org/report.asp?ReportID=38754&SelectRegion=Central_Asia
295
Например, Декрет РК “О заключении соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством
Республики Азербайджан о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Азербайджан, временно
работающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, временно работающих на территории
Республики Азербайджан”
296
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
297
http://www.legislationline.org/view.php?document=60928&ref=true




147
• Постановление Правительства Республики Казахстан № 136 (принятое 28
января 2000 года): Отдельные вопросы по правовому регулированию
пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан;298

• Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике
Казахстан, а также их выезда за пределы Республики Казахстан (№ 136, 28
января 2000 года);299

• Закон Республики Казахстан о государственной границе Республики
Казахстан (январь 1993 года);

• Постановление Правительства Республики Казахстан о концепции
миграционной политики Республики Казахстан (сентябрь 2000 года);300

Концепция миграционной политики Республики Казахстан;301


• Многостороннее соглашение между Азербайджаном, Арменией,
Беларусью, Грузией, Казахстаном, Республикой Кыргызстан, Молдовой,
Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной о
сотрудничестве в области репатриации несовершеннолетних в страну
гражданства от 1993 года;

• Многостороннее соглашение от 2000 года между правительствами
Казахстана, Республики Кыргызстан и Узбекистана о регламентировании
миграционного процесса.

б. Институциональная база

Комитет по миграции (бывшее Управление по миграции и демографии, см.
также его описание выше в разделе «Правовые база») при Министерстве
труда и социальной защиты является центральным ведомством Казахстана,
занимающимся миграционной политикой. Начиная с марта 1999 года, он
входит в структуру правительства на правах министерства.302 Комитет
отвечает за проведение анализов, составление прогнозов и разработку мер по
регулированию миграционных процессов, участвует в разработке и
пересмотре правовых норм в области миграции и занимается вопросами
беженцев303. Комитет также отвечает за регулирование трудовой миграции,
устанавливает ежегодные квоты по разрешениям на работу для иностранцев и

<<

стр. 6
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>