<<

стр. 7
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

выдает лицензии компаниям, желающим нанимать иностранных рабочих.304


298
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/+FwwBmeFWM5CwwwwnwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-uPPyER0MFmqDFqm7y-
dFqo2IyP0HEP3zmhwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmwwwwwwww/rsddocview.pdf
299
http://www.legislationline.org/view.php?document=60932&ref=true
300
Там же.
301
Там же.
302
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/+RwwBmeOFJ69wwwwerxwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFme26btqt2IygZf3zmemxwwwwwwwGFqmQEYBFqbuIaynpwGBMnDBadhaIBwBna2ncotod15a-
GnnmdMa2npdGB51zmswwwwwww/rsddocview.html
303
Информация о миграции из стран СНГ, Центр МOM по техническому сотрудничеству, для распространения на Встрече
Координационного комитета конференции СНГ, июль 2000 года
304
Комитет по миграции при Министерстве труда и социальной защиты - Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта
по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года




148
Комитет по миграции облегчает возвращение лиц казахского происхождения
(из более чем 40 стран) в Казахстан.305

Министерство юстиции проводит правовой мониторинг миграционных
процессов, а Министерство труда и социальной защиты регулирует трудовую
миграцию306.

Миграционная полиция Министерства внутренних дел отвечает за выдачу
видов на жительство.

Президент республики, согласно Статье 44, решает вопросы, связанные с
гражданством и политическим убежищем.


5.2.2. Визовая политика
Сводная информация о визовых режимах в странах СНГ представлена в
таблице, включенной в главу «Визовая политика» в Отчете по Армении.

В целом ответственность за разработку и внедрение визовой политики
Казахстана лежит на Министерстве иностранных дел и его дипломатических и
консульских представительствах за границей.

В феврале 2004 года в Республике Казахстан вошла в силу новая процедура
выдачи виз. Разовые дипломатические, служебные, деловые, туристические
(не подлежащие продлению в Казахстане) и частные307 визы сроком на 1
месяц будут выдаваться гражданам 28 стран308 без наличия приглашения.

Визы не требуются гражданам стран СНГ, за исключением Туркменистана
(помимо лиц с дипломатическими и служебными паспортами).

Законодательная база Казахстана предусматривает несколько категорий виз
для иностранных граждан, в том числе дипломатические, служебные, визы для
инвесторов, деловые, частные, туристические, студенческие, визы для
лечения, рабочие, транзитные визы, а также визы лиц с видом на
жительство309. Визы для лиц с дипломатическими и служебными паспортами
могут быть выданы в аэропортах Алматы и Астаны, а также еще в трех
аэропортах Казахстана.310 Иностранный гражданин, въехавший в Казахстан
должен зарегистрироваться в течение пяти дней (не считая выходных дней и
праздников). В зависимости от вида визы, иностранные граждане должны

305
Комитет по миграции при Министерстве труда и социальной защиты - Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта
по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
306
Информация о миграции из стран СНГ, Центр МOM по техническому сотрудничеству, для распространения на Встрече
Координационного комитета конференции СНГ, июль 2000 года
307
Иностранные граждане, рожденные в Казахстане, или родственники (супруги, дети и родители) граждан Казахстана могут
подавать заявление на получение частной визы сроком на один месяц без пригласительного письма не чаще двух раз в
год. Частные визы являются разовыми
308
Страны, пользующиеся упрощенным визовым режимом: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия,
Франция, Германия, Великобритания, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Республика Корея, Лихтенштейн,
Люксембург, Малайзия, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Испания, Швеция,
Швейцария и США. Источник: http://kazakhstanembassy.org.uk/cgi-bin/index/160
309
http://www.iom.kz/eng/n_information/index.php
310
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года




149
зарегистрироваться либо в Министерстве иностранных дел (например,
дипломатический персонал), либо в отделении миграционной полиции.

Весной 2005 года были введены новые визовые марки с несколькими
средствами защиты. По сообщению Консульского управления Министерства
иностранных дел, визы Казахстана полностью соответствуют европейским
стандартам.

Лица, подающие заявление о получении визы, являющиеся гражданами
страны, не включенной в список стран с облегченными визовыми
процедурами, или которые нуждаются в визе со сроком действия более
одного месяца и для более одного въезда, должны приложить к заявлению
зарегистрированное приглашение с исходящим номером (оформленное
властями Казахстана), а при получении деловой визы также и письмо от
соответствующей компании или с места работы. 311

Обладатели частных, деловых, туристических и студенческих виз не имеют
права на трудоустройство в Казахстане, а также не могут заниматься
деятельностью, которая не связана с целью получения ими визы данной
категории.312

Транзитная виза может быть выдана на основе действующей визы в третью
страну и билетов к данному месту назначения. Она может быть выдана как
однократная виза на срок до пяти дней, если заявитель является гражданином
страны, включенной в список стран со облегченными визовыми процедурами
после февраля 2004 года, и на срок до трех дней для граждан других стран.

а. Правовая база

Законодательная основа визовых, регистрационных и других сопутствующих
процедур содержится в Законе о миграции населения, а также в других
правовых нормах.

В октябре 1992 года 12 стран-членов СНГ подписали соглашение «О
безвизовом перемещении граждан СНГ по территориям других стран СНГ»
(Бишкекское соглашение)313. В целом следует отметить, что с 1992 года в
регионе СНГ было заключено несколько двухсторонних и многосторонних
соглашений по визовым вопросам, однако их целью не всегда была выработка
объединенного подхода в рамках всего СНГ. В итоге в настоящее время
Бишкекское соглашение распространяется только на граждан Азербайджана,
Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы и Таджикистана.

Начиная с мая 2005 года, граждане государств-членов Евразийского
Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Россия и Таджикистан) могут перемещаться по этим пяти странам без виз,
хотя они все же обязаны иметь международные паспорта.



311
http://kazakhstanembassy.org.uk/cgi-bin/index/142
312
http://www.iom.kz/eng/n_information/index.php
313
Центральная Азия: свобода передвижения. Анализ проблемы сотрудничества, 10 августа 2002 года
http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav081002a.shtml




150
Указ Президента Республики Казахстан № 2337 от 19.06.1995 «О правовом
статусе иностранных граждан в Республике Казахстан»314 регламентирует
въезд и выезд из Казахстана, статус временно и постоянно проживающих
иностранцев или лиц без гражданства в Казахстане и их основные права,
свободы и обязательства, равно как и сокращение их срока пребывания и
выдворение из Казахстана.

Правила въезда и пребывания иностранных граждан, а также их выезда из
Республики Казахстан (2000)315 определяют процедуры для иностранцев и лиц
без гражданства относительно въезда и выезда из Казахстана, регистрации,
временного или постоянного проживания, перемещений и транзитного
проезда, а также относительно продления и сокращения их срока пребывания.

Инструкция о процедуре выдачи виз в Республике Казахстан, принятая
приказом Государственного секретаря, министра иностранных дел Республики
Казахстан, от 24 декабря 2002 года, № 08-1/77 и приказ министра внутренних
дел Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 806 регламентируют
выдачу различных категорий виз иностранным гражданам.316

б. Институциональная база

Категории и типы выдаваемых виз, а также процедуры, связанные с их
выдачей, отменой и продлением, определяют Министерство иностранных дел,
Министерство внутренних дел и Комитет национальной безопасности
Казахстана.

Выдачей въездных и выездных визы иностранцам занимаются
дипломатические и консульские представительства Министерство
иностранных дел Казахстана. После выдачи визы консульство информирует
миграционную полицию региона, в который направляется данный иностранный
гражданин317.


5.2.3. Управление границей

Распад Советского Союза резко изменил статус границ Казахстана, ранее
бывших в основном административными (единственной международной
границей до 1991 года была граница с Китаем). Решение всех вопросов,
связанных с возникновением новых государственных границ, путем
установления равновесия между новыми понятиями, такими как управление
границей, и старыми проверенными формами, как военная защита рубежей,
стало для Казахстана важнейшей задачей. С момента обретения

314
Изменено в соответствии с Законами РК №.134-I от 19.06.97, № 160-II от 01.03.01, №. 164-II от 16.03.2001, №. 255-II от
10.11.01: http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/+swwBmebB269wwwwwwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFqhe28iAy-
dFqo2IyP0HEP3zmcwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmAwwwwwww/rsddocview.pdf
315
Эти правила одобрены положением Республики Казахстан от 28 января, 2000, № 136 и разработаны в соответствии с
Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О миграции населения», Указом Президента
Республики Казахстан, «О правовом статусе иностранных граждан в Республике Казахстан» который вступил в силу 19
июля, 1995, № 2337: http://www.legislationline.org/view.php?document=60932&ref=true
316
http://www.iom.kz/eng/n_information/index.php
317
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года




151
независимости Казахстаном постепенно вводились изменения в данной
области. Был официально завершен процесс делимитации границы страны
после получения независимости.

Сухопутная граница Казахстана с соседними странами составляет
приблизительно 12000 километров, поэтому делимитация рубежей является
задачей огромной сложности: 6800 км с Россией, 1500 км с Китаем, 2200 км с
Узбекистаном, 1100 км с Кыргызстаном, и 400 км с Туркменистаном. Казахстан
также имеет выход к Аральскому и Каспийскому морям.

Процесс демаркации государственной границы с Китаем был завершен в 1996
году. По информации на сайте Министерства иностранных дел Казахстана,
совместное коммюнике о полном урегулировании пограничных вопросов
между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой было
подписано в 1999 году.318 По данным миграционной полиции, на данный
момент какой-либо незаконной миграции через границу с Китаем не
наблюдается, так как она остается такой же закрытой, как и во времена
существования СССР.319

Президенты Казахстана и Кыргызстана подписали Соглашение о делимитации
границы, Соглашение о мерах по укреплению доверия в приграничных
районах и Соглашение о сотрудничестве в области охраны границы. По
имеющимся данным, 16 ноября 2001 года был подписан Договор о
делимитации и демаркации казахско-узбекской государственной границы, а
также в 2002 году был достигнут компромисс по поводу пограничных споров
между Казахстаном и Узбекистаном .320 11 июня 2004 года в Ташкенте было
проведено Четвертое заседание Объединенной комиссии по демаркации
казахско-узбекской границы с участием правительственных делегаций. К
апрелю 2005 года демаркация границы еще не была завершена.321 В охране
казахско-узбекской границы часто возникают проблемы, поскольку граница
частично проходит через населенные пункты.322

Министерство иностранных дел Казахстана заявляет, что проблема
определения границы с Туркменистаном фактически решена. Соглашение о
делимитации и начале процесса демаркации границы было подписано 5 июля
2001 года.323

Окончательное соглашение о делимитации границы между Казахстаном и
Россией было заключено 18 января 2005 года324. Казахстан создает
объединенный пограничный участок с Россией, однако к апрелю 2005 года
переговоры еще не были завершены.325

318
http://www.mfa.kz/eng/index.php?help=1&selected=4
319
Миграционная Полиция МВД. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского
Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
320
http://www.kazakhstanembassy.org.uk/cgi-bin/index/87?id=169
321
Комитет национальной безопасности. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского
Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года.
322
Там же.
323
http://www.mfa.kz/eng/index.php?rel=1&selected=6
324
http://www.kazakhstanembassy.org.uk/cgi-bin/index/87?id=169
325
Миграционная Полиция МВД. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского
Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года




152
Разрабатывается также аналогичный проект о создании объединенных
пограничных участков между Казахстаном и Кыргызстаном. Эти границы уже
полностью демаркированы. Соглашение между Казахстаном и Кыргызстаном о
контрольно-пропускных пограничных пунктах было заключено 25 декабря 2003
года и ратифицировано верхней палатой Парламента Казахстана в феврале
2005 года326.

На момент подготовки данного отчета какие-либо подробности этого
соглашения известны не были. То же касается и «Государственной
пограничной программы» Казахстана, в соответствии с которой на 2006 год
были запланированы дополнительные совместные проекты.

Исходя из его природных ресурсов, Каспийское море является стратегическим
для Казахстана. В то же время его правовой статус продолжает оставаться
неопределенным. Несмотря на заключение нескольких двусторонних
соглашений между прибрежными государствами, какого-либо
всеобъемлющего соглашения не существует. Одна из главных проблем
заключается в следующем: должно ли Каспийское море рассматриваться (и
быть соответствующим образом разделенным) в качестве озера, либо в
данной ситуации должно применяться морское право. Другие вопросы,
требующие обсуждения на переговорах, включают прибрежные и внутренние
территории, делимитацию границ, демилитаризацию, зоны рыболовства,
создание Каспийского стратегического центра по решению текущих проблем,
правоприменение, морское движение и проведение трубопровода по морскому
дну.328

Решением Правительства Казахстана от 3 декабря 2001 года был установлен
перечень контрольно-пропускных пунктов на границе, в соответствии с
которым различаются контрольно-пропускные пункты, используемые для
перехода границы гражданами любой страны (многосторонние) и контрольно-
пропускные пункты, предназначенные исключительно для граждан соседних
стран (двусторонние). Контрольно-пропускные пункты на железной дороге
предназначены для всех иностранных граждан.

а. Правовая база

Наиболее важными юридическими документами в данной области являются
Закон о государственной границе329 и Закон о пограничной службе Комитета
национальной безопасности.330

Закон о государственной границе устанавливает пограничный режим и режим
на контрольно-пропускных пунктах, в нем определяются полномочия
государственных органов, ответственных за контроль за государственной
границей, юридическая защита пограничников и других граждан, которые
участвуют в охране государственной границы. Кроме того, в законе

326
Дайджест новостей в области миграции – ТСС, 15-21 февраля 2005 года


328
http://www.newenergyanalytics.com/reports/index.phtml?377
329
Закон 1872-XII – 13 января 1993 г. (поправки к Закону от 15 июля 1996 г. №31-1 и от 12 декабря 1998 г. № 327-1, введена
с 1 января 1999 г.)
330
13 января 1993 года и Указ Президента Казахстана, 10 декабря 1999 года




153
оговариваются вопросы использования оружия, военной техники и
специального оборудования при охране границы, ответственность за
правонарушения на государственной границе и выделение средств на охрану
государственной границы.

б. Институциональная база

Пограничная служба Республики Казахстан была основана в 1992 году после
обретения Казахстаном независимости и вывода российских пограничных
войск. До 1999 года Пограничная служба находилась в подчинении у
Министерства обороны, но после Указа Президента «О вопросах, связанных с
Пограничной службой Комитета национальной безопасности» (10 декабря
1999 года), она была передана в подчинение Комитету национальной
безопасности.

Задачей пограничной службы является охрана и защита государственной
границы, предотвращение и подавление попыток нарушения суверенитета и
территориальной целостности Казахстана на суше, на море, на озерах и
реках. Обязанности и функции Пограничной службы определены в Законе о
пограничной службе Комитета национальной безопасности и дополнительных
Указах Президента.

Кандидатура начальника Пограничной службы выдвигается Председателем
Комитета национальной безопасности, и он назначается Президентом
Казахстана. Помимо руководства Пограничной службой, начальник
Пограничной службы также является заместителем председателя Комитета
национальной безопасности. Вопросы безопасности определяют подход
властей к охране государственной границы, поэтому обучение и практическая
подготовка личного состава Пограничной службы включают и военную
подготовку в значительных объемах.

Пограничная служба разделена на четыре главных региональных управления
с отдельными инфраструктурами тылового и учебного обеспечения. Оно имеет
в своем составе более 20000 военнослужащих, включая призывников на
основе всеобщей воинской обязанности, а также лиц, служащих по
индивидуальному трудовому договору (Закон о государственной границе,
Статья 35). Около 80% личного состава, задействованного в четырех
региональных отделах, осуществляют охрану «зеленой границы», а 20 %
личного состава задействованы на контрольно-пропускных пунктах. К 2004
году было создано 82 контрольно-пропускных пункта и долгосрочная цель
состоит в увеличении их числа до 142.331

Для проверки документов на пограничных пропускных пунктах используется
база данных «ЖАКАРА» («граница»). Главные пограничные пункты
оборудованы компьютерами, связанными с базой данных «БЕРКУТ», которая
находится в стадии создания и будет готова к 2006 году.

Охрана границы на Каспийском море, будучи частью пограничной системы,
первоначально являлась функцией Таможенной службы. В 1998 году была
создана специальная пограничная служба быстрого реагирования,
подчиненная Вооруженным Силам. Новое подразделение состоит из войск

331
Доклад БОМКА по Казахстану, 2004 год




154
Пограничной службы и Береговой охраны, в 2004 году оно по-прежнему
находилось в стадии реорганизации.332

В Законе о Государственной границе (Статья 24) перечисляются органы
государственного управления, участвующие в охране границы и решении
связанных с этим вопросов, а именно, Государственный комитет по охране
государственной границы, Комитет национальной безопасности, Министерство
иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство обороны,
таможенные органы и другие министерства и ведомства.

В Статье 24 Закона о государственной границе перечисляются
государственные органы, ответственные за охрану границы и сопутствующие
вопросы, в частности Государственный комитет по охране государственной
границы, Комитет национальной безопасности, Министерство иностранных
дел, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, таможенные
органы, а также другие министерства и организации.

Действия всех государственных органов, ответственных за охрану
государственной границы, координирует Комитет национальной безопасности,
возглавляемый Президентом.


5.2.4. Нерегулярная миграция
Считается общепризнанным, что в настоящее время международная миграция
в значительной степени принимает форму «нелегальной», или «нерегулярной»
миграции. Существующие цифры и данные следует считать лишь
относительными показателями, отражающими явление нелегальной миграции.
Так как по своей природе нелегальная миграция является скрытой, лица,
незаконно перемещающиеся либо находящиеся в какой-либо стране,
данных о них333. Еще одной
стараются избегать официального учета
проблемой, связанной с определением объема нелегальной миграции,
является отсутствие общепринятого определения нелегальной или
нерегулярной миграции, и термин «нелегальный» используется в связи с
целым рядом явлений, таких, как действия, связанные с контрабандой
людьми, самодеятельная нелегальная миграция, пребывание в стране после
истечения срока действия визы и все формы нелегальной работы, когда
«нелегальность» возникает уже после первоначально легального въезда в
страну. Поэтому данные по этой проблеме оцениваются как «недостаточные,
недостоверные, противоречивые или отсутствующие»334, что значительно
ограничивает возможность проведения тщательной оценки объемов
нелегальной миграции.

Затруднении нелегальной миграции в Казахстане обусловлены главным
образом его геополитическим положением, которое делает Казахстан не
только страной назначения, но также способствует интенсивным транзитным
передвижениям. Транзитные мигранты прибывают прежде всего из

332
Доклад БОМКА о правовых аспектах базы Программы БОМКА 3, 2004 год
333
Питер Футо и Томас А. Тасс, «Статистика задержаний на границе в Центральной и Восточной Европе – Источник для
оценки масштабов нелегальной миграции»: Франк Лачко, Ирен Стечер, Аманда Клековски фон Клоппенфельс (ред.), Новые
вызовы перед миграционной политикой в Центральной и Восточной Европе, Женева и Вена, 2002 год, ст. 93
334
Грета Уэлинг, «Нерегулируемая и нелегальная миграция через Украину», бюллетень «Международная миграция», № 42
(3) 2004 г, ст. 77 - 110




155
Афганистана, Бангладеш (например, прямыми рейсами в Бишкек, Кыргызстан
и дальше в Казахстан), Китая, Индии, Пакистана (также через Кыргызстан) и
Шри-Ланки, в то время как нелегальные рабочие мигранты - главным образом
из Узбекистана и Кыргызстана. Многие транзитные мигранты из
вышеупомянутых стран легально въезжают в Казахстан с действительными
документами, а затем пробуют незаконно выехать в Россию через «зеленую
границу».335

Каждый иностранец, который не зарегистрируется в местном бюро по
миграции в течение 5 дней, считается нелегальным мигрантом. Лица,
считающиеся нелегальными иммигрантами, могут быть взяты под стражу на
срок до двух дней, привлечены к суду, оштрафованы на сумму в 120 долларов
США и затем депортированы. Будучи депортированным, этот человек может
столкнуться с трудностями336 при следующей попытке въезда в Казахстан,
поскольку в его паспорте будет стоять печать «депортирован».337
Приблизительные оценки количества депортированных лиц значительно
различаются. Главное управление пограничного контроля сообщало о 1114
иностранцев, задержанных в 2004 году, но ни один из них не был
депортирован, в то время как по данным Департамента миграционной полиции
было депортировано приблизительно 1000 граждан третьих стран.338 В
неправительственных источниках указываются намного более высокие цифры.

Для предотвращения нерегулируемых потоков миграции Казахстан
сотрудничает с соседними странами – Кыргызстаном, Таджикистаном и
Узбекистаном, а также с УВКБ ООН, ОБСЕ и НАТО. В 2003 году случаев
депортации нелегальных мигрантов из России в Казахстан зарегистрировано
не было. Более того, существуют свидетельства того, что потоки нелегальной
миграции идут в обход Казахстана через Молдову, Украину, Объединенные
Арабские Эмираты. Власти считают эти два фактора свидетельствами
эффективности принимаемых ими мер по предотвращению нелегальной
миграции. Помимо этого, Пограничная служба Казахстана активно работает в
рамках проекта БОМКА («Управление границами в Центральной Азии»), тесно
сотрудничает с МОМ, проводит совместные действия с Региональным центром
по вопросам беженцев и миграции в Бишкеке.339

a. Правовая база

В рамках «Соглашения о сотрудничестве государств-членов Содружества
Независимых Государств в борьбе против нелегальной миграции» от 6 марта
1998 года, стороны (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина) договорились о
проведении совместных действий в области борьбы против нелегальной
миграции, в частности, об осуществлении контроля за миграционными

335
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
336
Законом Республики Казахстан о миграции населения в статье 22/6 определено, что иностранным гражданам и лицам
без гражданства может быть отказано во въезде в Казахстан в тех случаях, если данное лицо ранее было выдворено из
Республики Казахстан
337
http://www.plusnews.org/report.asp?ReportID=38754&SelectRegion=Central_Asia
338
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
339
Информация, полученная в ходе Ознакомительной миссии Международного центра по развитию миграционной политики
в рамках данного проекта в Казахстане в 2004 году




156
процессами, регистрации нелегальных мигрантов и нежелательных
иностранных граждан, обмене данными по указанным вопросам, разработке
механизма депортации, гармонизации национального законодательства в
этой области, проведении обучения на более высоком уровне сотрудников,
работающих в этой сфере, и увеличении объемов обмена информацией
относительно национального законодательства, действительности документов
и визовых режимов с третьими странами. Однако процесс ратификации
соглашения оказался медленным и неполным. Первая организационная
встреча Объединенной комиссии, которая должна будет координировать
действия, связанные с предотвращением нелегальной миграции в
соответствии с соглашением, состоялась в октябре 2004 года. На данной
встрече обсуждались меры по улучшению обмена информацией и опытом в
области нелегальной миграции в странах СНГ, а также планы по борьбе с
нелегальной миграцией на 2006-2008 годы. Второе заседание Объединенной
комиссии состоялось в марте 2005 года.

Кроме того, Казахстан подписал соглашение о борьбе с незаконной миграцией
с Латвией.

Статья 26 Указа Президента Республики Казахстан № 2337 от 19 июня 1995
года «О правовом статусе иностранных граждан в Республике Казахстан»340
предусматривает ответственность иностранцев за нарушения положений о
пребывании в Республике Казахстан и транзите через территорию Республики
Казахстан.

В соответствии с информацией, полученной в Консульском управлении
Министерства иностранных дел во время ознакомительной миссии, сторона,
приглашающая иностранца, также несет полную ответственность за
соблюдение им соответствующих условий законного пребывания в стране. По
мнению Комитета национальной безопасности (КНБ), расходы, связанные с
депортацией нелегальных мигрантов, должны быть возмещены
341
организациями, пригласившими их.

Существуют несколько законодательных документов, относящихся к проблеме
нелегальной миграции. Некоторые из соответствующих статей Уголовного
кодекса (№ 167 от 16 июля 1997 года) включают положение о преднамеренном
незаконном пересечении государственной границы Республики Казахстан
(Статья 330342), о невыполнении постановления о выдворении (Статья 330-
1343), об организации нелегальной миграции (Статья 330-2344) и о многократном
нарушении правил приглашения и использования в Республике Казахстан
иностранной рабочей силы (Статья 330-3345).


340
Исправленный в соответствии с законами Республики Казахстан № 134-I от 19.06.97, № 160-II от 01.03.01, № 164-II от
16.03.2001, № 255-II от 10.11.01

http://www.unhcr.ch/cgibin/texis/vtx/rsd/+swwBmebB269wwwwwwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFqhe28iAydFqo2IyP0HEP3zmcwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmAwwwwwww/rsddocvie
w.pdf
341
Информация, полученная в ходе Ознакомительной миссии Международного центра по развитию миграционной политики
в рамках этого проекта в Казахстане в 2004 году
342
Исправлена согласно Закону Республики Казахстан № 296 от 22 февраля 2002 года
343
Внесена Законом Республики Казахстан № 164 от 16 марта 2001 года
344
Исправлена согласно Закону Республики Казахстан № 296 от 22 февраля 2002 года
345
Там же.




157
В настоящее время разрабатывается новое законодательство, которым будет
предусматриваться более строгое наказание за организацию незаконной
миграции, включая контрабанду людей. Организаторами незаконной миграции,
которые уже подвергались уголовному преследованию, являются граждане
Казахстана, Кыргызстана, Грузии и Российской Федерации.346

б. Институциональная база

Борьба с незаконной миграцией является одной из обязанностей
миграционной полиции при содействии Комитета национальной безопасности.
Однако миграционная полиция несет ответственность только за задержание
нелегальных мигрантов на территории Казахстана, в то время как борьба с
незаконным пересечением границы является функцией Пограничной службы.
Миграционная полиция также занимается казахскими гражданами,
возвращающимися после незаконного пребывания за границей. Число
казахских граждан, задержанных вследствие их незаконного пребывания за
границей, было особенно значительным в 1999-2000 годах. Благодаря
улучшению экономической ситуации уровень незаконной миграции граждан
Казахстана является очень низким. Он значительно ниже, чем незаконная
иммиграция иностранцев в Казахстан. Например, в 2004 году за незаконное
пребывание в Казахстане были задержаны 15000 граждан Российской
Федерации.347


5.2.5. Убежище
По данным, приведенным в Плане действий УВКБ ООН для Казахстана на
2005 год, в начале 2004 года число беженцев и лиц, ищущих убежища,
составляло в Казахстане 15797 человек, из них 13684 чеченца, 657 афганцев,
1454 таджика, 19 китайских уйгуров, и другие. Незащищенное положение
18600 этнических казахов, вернувшихся в страну, также беспокоит УВКБ
ООН.348

По данным УВКБ ООН, граждане СНГ в целом и чеченцы и таджики в
частности, составляя подавляющее большинство беженцев в Казахстане,
равно как и китайские уйгуры, оказываются в трудном положении, поскольку
они исключены из государственной процедуры определения статуса беженца.
УВКБ ООН оказывает содействие переселению таких лиц в Канаду, США или
Австралию.349

В прошлом, Казахстан позволял чеченским беженцам, признанным УВКБ ООН,
оставаться в Казахстане, предоставляя им временный законный статус до тех
пор, пока они не смогут вернуться домой, но после захвата заложников в
московском Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года,
ответственность за который была возложена на чеченских боевиков,
правительство Казахстана приостановило, по крайней мере временно, выдачу
346
Информация, полученная в ходе Ознакомительной миссии Международного центра по развитию миграционной политики
в рамках этого проекта в Казахстане в 2004 году
347
Миграционная полиция МВД. Информация, полученная в ходе Ознакомительной миссии Международного центра по
развитию миграционной политики в рамках этого проекта в Казахстане в 2004 году
348
План действий УВКБ ООН в стране на 2005 год – Казахстан
349
План действий УВКБ ООН в стране на 2005 год – Казахстан: http://www.unhcr.ch/cgi-
bin/texis/vtx/home/opendoc.pdf?tbl=RSDCOI&id=4159625c4&page=home




158
чеченцам временных видов на жительство. К марту 2003 года власти ввели
новые процедуры временной регистрации для чеченцев, однако, по
имеющимся сведениям, чеченцы не имели такого же доступа к регистрации,
как представители других национальностей350, и приблизительно 300 чеченцев
получили постановления о депортации.351 В 2004 году их положение
оставалось непредсказуемым, поскольку они были временно
зарегистрированы в миграционной полицией сроком на три месяца с
возможностью дальнейшего его продления еще на три месяца.352

Временная защита предоставлялась также и афганцам в тех случаях, если они
не соответствовали критериям для получения статуса беженца. В 2003 году,
Генеральная прокуратура Казахстана и УВКБ ООН создали электронную базу
данных о беженцах, мигрантах и этнических казахах, возвратившихся на
родину.353

a. Правовая база

В 1999 году Казахстан подписал Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и
дополняющий ее Протокол 1967 года. Однако национальное
законодательство, связанное с проблемами беженцев, не в полной мере
отражает обязательства страны в соответствии с международным правом.
Например, на практике только некоторые категории беженцев имеют
возможность доступа к Комиссии по определению статуса беженца.354 По
сообщению Консульского управления Министерства иностранных дел, с
апреля 2005 года была начата разработка нового Закона о беженцах.355 В
настоящее время статус беженца подлежит ежегодному пересмотру, и в
случае его продления вид на жительство продлевается еще на один год 356.

Действующими юридическими документами в данной области являются Закон
о миграции населения, в котором содержится определение термина
«беженец» и предусматривается предоставление политического убежища, и
Указ Президента о процедуре предоставления политического убежища
иностранным гражданам и лицам без гражданства (1996 год).357

Указом Президента Республики Казахстан № 2337 от 19.06.1995 «О правовом
статусе иностранных граждан в Республике Казахстан»358, в Статье 5

350
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2004/41689.htm, Доклады стран относительно практики в области прав человека
2004-Казахстан. Бюро по вопросам демократии, прав человека и рабочей силы. 28 февраля 2005 г.
351
http://www.unhcr.ch/cgibin/texis/vtx/rsd/+4wwBmKeSGc3wwww3wwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDMFmqDFqwdFqt2IygZfpzmwwww
wwww3zmxwwwwwwwGFqmQEYBFqQEMDn5BOafDBnGDwBodDwcaEDD1wca2npdGB5/rsddocview.html
352
План действий УВКБ ООН в стране на 2005 год – Казахстан: http://www.unhcr.ch/cgi-
bin/texis/vtx/home/opendoc.pdf?tbl=RSDCOI&id=4159625c4&page=home
353
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/+SwwBmeq8IEewxwwwwnwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFqnlRTPdFqnN0bI3zmxwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD/rsddocview.html
354
План действий УВКБ ООН в стране на 2005 год – Казахстан: http://www.unhcr.ch/cgi-
bin/texis/vtx/home/opendoc.pdf?tbl=RSDCOI&id=4159625c4&page=home
355
Консульское управление Министерства иностранных дел. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по
Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
356
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
357
http://www.legislationline.org/view.php?document=61086
358
Указ Президента Республики Казахстан № 2337 от 19.06. 1995 “О правовом статусе иностранных граждан в Республике
Казахстан”, имеющий силу закона (исправленный в соответствии с законами Республики Казахстан № 134-I от 19.06.97, №
160-II от 01.03.01, №164-II от 16.03.2001, № 255-II of 10.11.01):
http://www.unhcr.ch/cgibin/texis/vtx/rsd/+swwBmebB269wwwwwwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-



159
предусматривается, что «Казахстан предоставляет право на убежище
иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые стали жертвами
нарушения прав человека».

б. Институциональная база

В 2002 году была создана национальная Комиссия по определению статуса
беженца, размещающаяся в Астане с филиалами во всех областях
359
Казахстана. Данная Комиссия подчиняется Комитету по миграции
Министерства труда и социальных вопросов.

Политическое убежище может быть предоставлено исключительно
президентом.360 По данным УВКБ ООН, институциональной базы для этой
процедуры не существует.

Заявление о предоставлении убежища может быть подано в любое из
региональных отделений Комитета по миграции (Алматы и Южно–
Казахстанской области), или в центральное управление Комитета в Астане.
Заявление рассматривается Комиссией по определению статуса беженца
(комиссия существует в каждом из трех указанных мест). Однако, согласно
сообщениям, на практике ходатайства о предоставлении убежища
рассматриваются главным образом в Алматы.361 В состав каждой комиссии
входят семь человек; помимо представителей Комитета по миграции, в нее
также входят представители Комитета национальной безопасности,
Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и УВКБ ООН.
Комиссия по определению статуса беженца проводит собеседование с лицом,
ищущим убежища, и после этого должна вынести решение в течение 30
дней.362

Когда в Комитет по миграции поступает заявление о предоставлении убежища,
он информирует об этом Министерство внутренних дел, которое
предоставляет лицу, ищущему убежища, вид на жительство на время
прохождения процедуры (30 дней). В случае предоставления иностранцу
статуса беженца, ему выдается вид на жительство сроком на один год. Статус
беженца ежегодно пересматривается, и по истечении пяти лет иностранный
гражданин может подавать ходатайство о предоставлении гражданства. В
случае если статус беженца не будет продлен, иностранец должен покинуть
страну, хотя лица, ищущие убежища, которым отказали в предоставлении
убежища, депортации не подлежат. Отрицательное решение комиссии может
быть обжаловано в суде.363

УВКБ ООН также проводит собственную процедуру предоставления убежища
с теми категориями иностранцев, которые не имеют права ходатайствовать о

uPPyER0MFmqDFqhe28iAydFqo2IyP0HEP3zmcwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmAwwwwwww/rsddocvie
w.pdf
359
http://www.un.kz/script_site.php?id=39
360
Комитет по миграции Министерства труда и социального обеспечения. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта
по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
361
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2004/41689.htm
362
Комитет по миграции Министерства труда и социального обеспечения. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта
по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
363
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года




160
получении убежища перед казахскими властями. К этим категориям
иностранцев относятся главным образом китайские уйгуры и граждане других
стран СНГ. Страны СНГ считаются безопасными третьими странами, и
поэтому их гражданам в Казахстане не может быть предоставлен статус
беженца.364 Беженцы, признанные УВКБ ООН, не получают вида на
жительство, но местные власти относятся к ним терпимо. УВКБ ООН пытается
найти долговременные решения проблем этих беженцам путем переселения
их в другие страны.365

В конце 2005 года УВКБ ООН начнет осуществление проекта по строительству
центра для содержания лиц, ищущих убежища, на средства Европейской
Комиссии. Также УВКБ ООН проводит обучение основам законодательства
для пограничников, сотрудников миграционной полиции, судей и чиновников
Министерства труда и социальной защиты.366


5.2.6. Торговля людьми

Как и везде в данном регионе, в последние годы проблема торговли людьми
стала особенно привлекать к себе внимание правительств. В 2003 году
Казахстаном были предприняты важные шаги, направленные на создание
организационно-кадрового потенциала для борьбы с торговлей людьми и
защиты жертв торговли людьми путем принятия новых юридических норм и
особых мер против торговли людьми и незаконной миграции.

Казахстан является страной происхождения, транзита и назначения для жертв
торговли людьми, как в целях сексуальной эксплуатации, так и для и
принудительного труда. Люди вывозились в Объединенные Арабские
Эмираты, Саудовскую Аравию, Южную Корею, Турцию, Грецию, Кипр,
Чешскую Республику, Румынию, Западную Европу, Израиль, Россию и Сирию.
Их странами происхождения являлись Кыргызстан, Узбекистан и
Таджикистан.367 Объектами торговцев людьми главным образом были
молодые женщины, которые использовались для сексуальной эксплуатации,
однако имелись данные и о молодых людях и мужчинах среднего возраста,
которые были вывезены из страны как для сексуальной эксплуатации, так и
для принудительного труда.368 Существует также и внутренняя торговля
людьми из сельской местности в города.

Туристические и брачные агентства, а также агентства по трудоустройству
часто находят своих жертв, помещая рекламные объявления, обещающие
прибыльную работу за границей,369 используя экономическую безысходность, с
которой сталкиваются многие граждане Казахстана, в особенности женщины.
364
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
365
УВКБ ООН Алматы. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на
регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
366
Там же.
367
Доклад Государственного Департамента США о торговле людьми за 2004 – Казахстан. Подготовлен Управлением по
мониторингу и борьбе с торговлей людьми. 14 июня 2004 года
368
Анализ институциональной и правовой базы и Обзор сотрудничества в области борьбы против торговли людьми в
Восточной Европе и Центральной Азии. МОМ, Ноябрь. 2003. стр. 100-101
369
Доклад о странах в сфере прав человека за 2004 год - Казахстан. Опубликован Бюро по демократии, правам человека,
и труду, 28 февраля, 2005




161
Торговцами людьми для привлечения потенциальных жертв также
используются предложения участвовать в международных конкурсах красоты.

Официальных статистических данных о торговле людьми в Казахстане не
существует, а в информации, предоставляемой различными неофициальными
источниками, имеются значительные расхождения.370 Большинство случаев
торговли людьми остаются не выявленными из-за социального неприятия
данного явления. По оценке неправительственных организаций, каждый год
жертвами торговли людьми становятся несколько тысяч человек, причем, по
имеющимся данным, в прошлом году их число возросло.371

а. Правовая база

Международная правовая база

Казахстан присоединился к некоторым из основных международных правовых
документов, которые являются правовой основой для выработки
всестороннего международного подхода к борьбе против торговли людьми,
защите ее жертв и наказанию лиц, вовлеченных в эту преступную
деятельность, в частности:372

• Конвенция ООН о правах ребенка, а также Факультативный протокол о
продаже детей, детской проституции и детской порнографии;

• Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин;

• Конвенция Международной организации труда об отмене принудительного
труда.

Важным событиям на мировом уровне стала разработка в 1999-2000 годах
протоколов Палермо. Было принято два отдельных протокола к Конвенции
ООН против транснациональной организованной преступности: Протокол
о предотвращении и пресечении торговли людьми, в особенности
женщинами и детьми и наказании за нее объявляет торговлю людьми
незаконной с точки зрения международного права и обязывает государства,
подписавшие его, преследовать торговцев людьми в уголовном порядке,
экстрадировать лиц, подозреваемых в торговле людьми, и обмениваться
информацией. Существуют также положения, направленные на защиту жертв
торговли людьми и ее предотвращение, однако они оставляют государствам
широкую свободу усмотрения. Протокол против незаконного ввоза
мигрантов по суше, по воздуху и по воде объявляет уголовным
преступлением контрабанду мигрантов, предусматривает принятие особых
мер по борьбе с морской контрабандой мигрантов, способствует
международному сотрудничеству в данной сфере и предусматривает
уголовное преследование преступников. Данная Конвенция вступила в силу 29
сентября 2003 года, а два протокола к ней соответственно 25 декабря 2003

370
Доклад о странах в сфере прав человека за 2004 год - Казахстан. Опубликован Бюро по демократии, правам человека,
и труду, 28 февраля, 2005
371
Там же.
372
http://www.kazakhembus.com/humantrafficking.html




162
года и 28 января 2004 года. Эти два протокола являются наиболее важными
международными договорами, имеющими юридическую силу, в области
борьбы с торговлей людьми и контрабандой мигрантов, которые обеспечивают
комплексное решение данных проблем. По некоторым данным, Казахстан
также планирует подписать Палермские протоколы.

13 сентября 2000 года Казахстан подписал Конвенцию ООН против
транснациональной организованной преступности, однако она до сих пор не
ратифицирована. 17 ноября 2004 года Казахстан присоединился к Конвенции
ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими
лицами и к заключительному протоколу к Конвенции (25 июля 1951 года).373

Казахстан имеет соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами и
Турцией о юридической помощи жертвам торговли людьми, поскольку эти две
страны являются основными странами назначения для казахских женщин,
вывезенных в целях сексуальной эксплуатации.374

Национальная правовая база

Несмотря на отсутствие каких-либо правовых положений, которые бы
конкретно ссылались на торговлю людьми, несколько статей Уголовного
кодекса распространяются на некоторые виды торговли людьми. В июле 2003
года Президент Казахстана подписал Закон «О поправках к Уголовному
кодексу Республики Казахстан», расширяющий правовую основу борьбы с
торговлей людьми.375 Этим же законом был расширен закон, запрещающий
вербовку любого человека для сексуальной или любой другой эксплуатации, и
теперь данный закон охватывает все формы торговли людьми. Торговля
людьми в целях эксплуатации наказывается максимальным тюремным
заключением на срок два года; в случае вовлечения в торговлю людьми
несовершеннолетнего лица максимальный срок наказания увеличивается до
пяти лет лишения свободы, а если жертва эксплуатации вывозится за границу,
максимальное наказание увеличивается до восьми лет лишения свободы.
Приобретение или продажа несовершеннолетних является преступлением,
наказуемым тюремным заключением на срок до десяти лет.376

Многие другие статьи Уголовного кодекса также имеют отношение к данному
вопросу; в них объявляется преступлением и определяется наказание за
похищение и торговлю несовершеннолетними, содержание публичного дома,
сутенерство, сводничество, и принуждение женщин или несовершеннолетних к
занятию проституцией.

В Законе о туристической деятельности в Казахстане (2001 год) даны новые
квалификационные требования, предъявляемые к деятельности туристических
агентств, а также запрещается туристическим агентствам незаконно
экспортировать и импортировать рабочую силу.



373
http://www.kazakhembus.com/120304.html
374
МВД, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Отдел по борьбе с экстремизмом, терроризмом и
торговле людьми. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион
СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года.
375
http://www.kazakhembus.com/120304.html
376
Доклад Государственного Департамента США о соблюдении прав человека в отдельных странах за 2004 - Казахстан




163
Уголовное преследование: Для обеспечения правовой санкцией нового
законодательства против торговли людьми, принятого в середине 2003 года,
Координационный совет правоохранительных органов (под руководством
Генерального прокурора) в августе 2003 года выпустил подробные инструкции
для правоохранительных органов и прокуроров всей страны, где указывается,
как расследовать преступления, оговоренные в особых статьях Уголовного
кодекса. Тем не менее, несмотря на активизацию следственно-розыскных
мероприятий, вынесение обвинительных приговоров по делам, связанным с
торговлей людьми, бывает крайне редко из-за пробелов в уголовном
законодательстве; для того чтобы доказать виновность лиц в деле о торговле
людьми в целях сексуальной эксплуатации, прокурор должен показать, что
жертва не осознавала того, что она будет работать проституткой.377 Более
того, вынесенные приговоры часто не соответствовали тяжести преступлений.
По существу, торговцы людьми могут даже избежать серьезного наказания,
отделываясь уплатой штрафа, чем и объясняется отсутствие доверия к
системе правосудия у многих жертв торговли людьми.378

Министерство юстиции сообщило, что в 2004 году расследовалось 25 дел по
факту торговли людьми. Министерство внутренних дел подтвердило, что
правоохранительные органы из этих 25 дел в течении года провели
двенадцать расследований на основании Закона о торговле людьми в целях
эксплуатации, по сравнению с шестью делами в 2003 году. По итогам года
расследование трех дел привело к вынесению обвинительных приговоров, три
дела были закрыты или приостановлены, одно дело находилось на этапе
судебного разбирательства, а пять расследований еще продолжались. В
соответствии со статьей Уголовного кодекса о торговле гражданами других
стран СНГ, было начато расследование 13 дел, которые закончились 9
судебными разбирательствами и осуждением 6 торговцев людьми.379

Защита: Согласно данным правительства, на территории Казахстана
действуют 32 кризисных центра помощи жертвам торговли людьми, которые
предоставляют консультации, юридическую и доврачебную помощь, и даже
временное жилье.380 Они находятся в ведении неправительственных и
международных организаций, а шесть из них полностью финансируются
государством. Несколько других центров помощи жертвам также получают
бюджетные средства.381 Кроме этих центров, государство только в очень
редких случаях предоставляло материальную помощь и физическую защиту
женщинам-жертвам торговли людьми, возвратившимся в страну. С другой
стороны, жертвы торговли людьми из других стран часто подвергались
штрафам и депортации, если они проникали в страну нелегально. В
законодательстве не существует специальных положений, в соответствии с
которыми к жертвам торговли людьми следует относиться не как к
нелегальным мигрантам.382



377
Доклад Государственного Департамента США о соблюдении прав человека в отдельных странах за 2004 - Казахстан
378
Анализ институциональной и правовой базы и Обзор сотрудничества в области борьбы против торговли людьми в
Восточной Европе и Центральной Азии. МОМ, Ноябрь 2003 года. стр.100-101
379
Доклад Государственного Департамента США о соблюдении прав человека в отдельных странах за 2004 год – Казахстан
380
http://www.kazakhembus.com/120304.html
381
Доклад Государственного Департамента США о торговле людьми за 2004 год - Казахстан
382
Там же.




164
В 2003 году Министерство иностранных дел выпустило инструкции для
посольств Казахстана за рубежом, в которых предписывалось оказывать
помощь жертвам торговли людьми. В течение года, в соответствии с
Национальным планом по борьбе с торговлей людьми, консульские работники
в посольствах страны за границей получили дальнейшие указания по
предоставлению неденежной помощи по репатриации жертв торговли
людьми.383 Поскольку торговцы людьми часто обеспечивают женщин из
Казахстана поддельными паспортами других стран СНГ, работа консульств и
посольств Казахстана, отвечающих за выдачу временных проездных
документов, затрудняется тем, что жертвы неспособны доказать свое
казахское гражданство384. За первые шесть месяцев этого года посольства
страны помогли возвратиться на родину 16 жертвам торговли людьми.

Органы внутренних дел и НПО установили и развивают официальные
партнерские отношения в целях помощи жертвам торговли людьми,
проведения курсов обучения и расследования дел. Правоохранительные
органы участвовали в курсах по повышению осведомленности о торговле
людьми, финансируемых НПО, однако государственные служащие часто не
проводили различия между нелегальными иммигрантами и иностранными
жертвами, которые были незаконно ввезены в страну.385 МОМ совместно с 19
НПО с одной стороны, а также с Министерством юстиции с другой стороны по
всей стране организованы специальные горячие линии для жертв торговли
людьми.

Предотвращение торговли людьми: Правительство поддерживает усилия
международных организаций (хотя редко материальными средствами) по
проведению информационных кампаний и подготовке учебных материалов о
торговле людьми.

Были организованы учебные курсы по вопросам торговли людьми для
сотрудников Министерства внутренних дел при поддержке экспертов
Международной организации миграции. Правительство также оказывало
поддержку программам обучения судей и прокуроров ведению дел, связанных
с торговлей людьми. В эфире, главным образом в государственных СМИ, была
проведена трансляция нескольких рекламных роликов социального характера
и других правительственных информационных материалов о торговле
людьми. 386

б. Институциональная база

Все действия государства связанные с борьбой с торговлей людьми
координирует министр юстиции. В 2004 году Комиссия по борьбе с торговлей
людьми, возглавляемая министром, в которую также входят министр
внутренних дел, председатель Комитета национальной безопасности,
Генеральный прокурор, министр иностранных дел, министр образования, и


383
Доклад Государственного Департамента США о торговле людьми за 2004 год - Казахстан
384
Анализ институциональной и правовой основы и обзор сотрудничества в области борьбы против торговли людьми в
Восточной Европе и Центральной Азии. МОМ, ноябрь 2003 года
385
Доклад Государственного Департамента США о соблюдении прав человека в отдельных странах за 2004 год –
Казахстан
386
Там же.



165
Президентская комиссия по делам женщин и семьи387 разработали
всеобъемлющий Национальный план борьбы с торговлей людьми. В феврале
2004 года правительство Казахстана утвердило этот план.

Также в 2004 году рабочая группа разработала при помощи
неправительственных и международных организаций ряд поправок к
Уголовному и Административному кодексам для того, чтобы устранить
пробелы в законодательстве в целях борьбы против торговли людьми. В конце
года, исполнительные структуры одобрили данные поправки, голосование по
которым было намечено в парламенте в мае 2005 года.388

В 2003 году в структуре Министерства внутренних дел был организован отдел
по борьбе с экстремизмом, терроризмом и торговлей людьми, в задачи
которого входит также и защита жертв торговли людьми.389

В декабре 1998 года Президентом было учреждено еще одно
правительственное ведомство - Национальная комиссия по делам женщин и
семьи. В ее задачи входит защита прав семьи, женщин и детей, борьба с
любыми нарушениями прав женщин, включая торговлю женщинами и детьми.
Комиссия взаимодействует с правительственными структурами и
неправительственными организациями, а также с МОМ и осуществляет
информационную деятельность.390

На международном уровне правительство Казахстана стремится к
сотрудничеству с властями как стран назначения, куда нелегально
переправляются граждане Казахстана, так и с властями стран происхождения
жертв торговли людьми, прибывающих в Казахстан.391 В прошлом году
правительство осуществляло сотрудничество в расследовании дел о торговле
людьми с Объединенными Арабскими Эмиратами, Турцией, Узбекистаном и
Таджикистаном.392


5.2.7. Возврат
Растущее число нелегальных мигрантов из СНГ и по всей территории данного
региона вызывает необходимость создания эффективной и устойчивой
системы возвращения иностранных граждан, которые нелегально проникли
или пребывают на территории страны, и в то же системы приема собственных
граждан, прибывающих из-за рубежа. Правовой базой для эффективного
возвращения является наличие соглашений о реадмиссии или других форм
сотрудничества на практике. Ключевой предпосылкой для создания
эффективной системы контроля и предотвращения нелегальной миграции
является разработка программ по добровольному и принудительному
возвращению нелегальных мигрантов, лиц, ищущих убежища, которым было

387
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
388
Доклад Государственного Департамента США о соблюдении прав человека в отдельных странах за 2004 год – Казахстан
389
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года
390
http://www.kazakhembus.com/120304.html ; Доклад МОМ, Ноябрь 2003 года, стр. 108
391
Доклад Государственного Департамента США о соблюдении прав человека в отдельных странах за 2004 год – Казахстан
392
Там же.




166
отказано в убежище, и других лиц, не имеющих законного права оставаться на
территории другого государства. Однако устойчивость подобной системы
должна обеспечиваться посредством программ интеграции и оказания
помощи лицам, подлежащим возвращению, и, в конечном счете, путем
ликвидации первопричин эмиграции.

а. Правовая база

Статья 7 Закона о миграции населения гласит, что иностранные граждане и
лица без гражданства, работающие в Казахстане без соответствующего
разрешения, подлежат высылке из Казахстана.

Согласно Статье 28 Указа Президента о правовом статусе иностранных
граждан393, иностранцы могут быть высланы из Казахстана по разным
причинам, в частности, при нарушении ими законодательства о правовом
статусе иностранных граждан в Казахстане, а также законов о таможне,
валюте, и других законов Казахстана.

Правила394 въезда и пребывания иностранных граждан, а так же их выезда из
Республики Казахстан (2000 год)395 предусматривают, что иностранцы
обязаны подчиняться постановлению о депортации (Статья 36), и включают
право иностранца на обжалование (Статья 37).

Уголовным кодексом (№ 167 от 16 июля 1997 года) в Статье 330-1
предусматривается, что неисполнение иностранными гражданами и лицами
без гражданства решения о выдворении396 «… наказывается штрафом в
размере от ста до пятисот ежемесячных базовых величин или в размере
заработной платы или другого дохода осужденного лица за период от
одного до пяти месяцев, или арестом на срок до шести месяцев, или
лишением свободы на срок до одного года».

б. Институциональная база

Главным учреждением, отвечающим за возвращение лиц, является недавно
созданный Комитет по миграции (ранее - Управление по миграции и
демографии) Министерства труда и социальной защиты. В его обязанности
входят вопросы, связанные с оралманами, миграцией рабочей силы и
беженцами.397

Выдворение иностранных граждан с территории Казахстана осуществляется
миграционной полицией по решению суда. В ожидании решения суда
иностранные граждане, не имеющие документов, помещаются в специальные
приемники Министерства внутренних дел. Закон запрещает лицу,

393
http://www.unhcr.ch/cgi-bin/texis/vtx/rsd/+swwBmebB269wwwwwwwwwwwwtFqAQwSwAr5BwDcFqo-
uPPyER0MFmqDFqhe28iAy-
dFqo2IyP0HEP3zmcwwwwwwwGFqmQEYBFq1NwBodDwcaPnto5cwBodD1zmAwwwwwww/rsddocview.pdf
394
Эти правила утверждены постановлением Правительства РК от 28 января 2000 г. № 136 и разработаны в соответствии с
Конституцией РК, законом РК "О миграции населения", Указом Президента РК "о правовом статусе иностранных граждан в
Республике Казахстан", имеющим силу закона, от 19 июня 1995 г. № 2337.
395 1
http://www.legislationline.org/view.php?document=60932&ref=true
396
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 Марта 2001 года
397
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года




167
депортированному из Казахстана, вновь въезжать в страну в течении одного
года. По данным миграционной полиции, лица, ищущие убежища, которым
было отказано в убежище, обязаны покинуть страну, но депортации не
подлежат398.


5.2.8. Реадмиссия
В начале 90-х годов в Европе возникла широкая сеть соглашений о
реадмиссии, и, как показывает опыт новых членов Европейского Союза,
развитие подобной системы можно считать необходимой составной частью
устойчивой политики в области сокращения потока нелегальных мигрантов в
страну. Однако страны СНГ не вошли в данную систему, и между ними и
другими странами Европы, а также между странами данного региона
существует очень мало соглашений о реадмиссии. Как правило, в основе
соглашения о реадмиссии лежит договоренность о том, что договаривающиеся
стороны обязуются принимать обратно своих граждан, которые нелегально
проникли или пребывали на территории другой договаривающейся стороны.
Подобное обязательство может также распространяться на лиц без
гражданства и граждан третьих стран. Следует учитывать то, что заключение
соглашений о реадмиссии дает возможность взаимных уступок, когда
соглашения о реадмиссии увязываются с отменой визового режима, что также
может быть в интересах стороны, принимающей лиц в порядке реадмиссии.

На заседании Европейского Совета в Тампере подчеркивалось, что
сотрудничество со странами происхождения и транзита станет ключевым
элементом во внешней политике ЕС в области миграции. На заседании в
Севилье в июне 2002 года Европейский Совет призвал к тому, чтобы «в
будущем любое сотрудничество, объединение или равное этому соглашение,
заключенное Европейским Союзом или Европейским Сообществом с любой
страной, включало в себя пункт о совместном управлении потоками миграции
и об обязательной реадмиссии в случае незаконной иммиграции.»"399

Необходимо также добиваться практического исполнения заключенных
соглашений о реадмиссии, например, посредством принятия рабочих
процедур и назначения координаторов в национальных государственных
органах.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное между
Европейской Комиссией и государствами-членами ЕС и Казахстаном400,
которое вступило в силу 1 июля 1999 года, включает в себя пункт о
предотвращении «нелегальной иммиграции и нахождения физических лиц - их
граждан на их соответствующих территориях с учетом принципа и
практики реадмиссии». Далее соглашением предусматривается, что другие
совместные усилия по предотвращению и борьбе с нелегальной миграцией с
учетом принципа и практики реадмиссии будут рассматриваться Советом по
сотрудничеству.


398
Миграционная полиция МВД. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса
на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года.
399
Заключения Европейского Совета, Севилья, 21 и 22 июня 2002 года
400
http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/pca/pca_kazakhstan.pdf




168
а. Правовая база

С января 2005 года Казахстан участвует в процессе переговоров с Турцией о
заключении соглашения о реадмиссии.401 Переговоры о подобном соглашении
также велись между Казахстаном и Россией. В настоящее время Казахстан
ведет переговоры о заключении соглашения о реадмиссии со Швейцарией,
Литвой и другими странами.402 Соглашение о реадмиссии было подписано с
Польшей, но еще не ратифицировано.403

б. Институциональная база

По данным Консульского Управления Министерства иностранных дел, в
ближайшем будущем за выполнение соглашений о реадмиссии будет нести
ответственность Департамент миграционной полиции Министерства
404
внутренних дел.




401
http://assembly.coe.int/Documents/WorkingDocs/Doc05/EDOC10445.htm
402
Консульское управление МИД. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского
Процесса на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
403
Миграционная полиция МВД. Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса
на регион СНГ 30 марта-6 апреля 2005 года
404
Экспертная миссия в Казахстан в рамках проекта по Расширению Будапештского Процесса на регион СНГ 30 марта-6
апреля 2005 года




169
6. КЫРГЫЗСТАН

6.1. Общая информация327




Бишкек
Столица:
Общая: 198,500 кв.км (вода: 7200 кв.км, суша: 191300
Площадь:
кв.км)
5 081 429 человек (по оценкам на июль 2004 года)
Население:
Кыргызский – государственный язык, русский –
Языки:
официальный язык
Примечание: в декабре 2001 г. внесены изменения в
Конституция КР и русский язык получил статус
официального, который наряду с государственным
используется в сфере государственного управления,
законодательства и судопроизводства.
Курманбек Бакиев (с июля 2005 г.)
Президент:
Глава
Премьер-министр Феликс Кулов (с 1 сентября 2005 г.)
Правительства:
Республика
Форма правления:
Кыргызы 64,9%, узбеки 13,8%, русские 12,5%, дунганы
Этнические группы:
1,1%, украинцы 1%, уйгуры 1%, другие группы 5,7% (по
переписи населения 1999 г.)
Мусульманство 75%, русское православие 20%, другие
Основные религии:
5%
Кыргызский сом
Валюта
Паритет покупательной силы – 1600 долларов США
ВВП (на душу
(на 2003 г.)
населения)



327
Карта и общая информация: Справочник ЦРУ «Страны мира»
http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/kg.html - 2004-06-29



170
Кыргызстан стал независимым государством после распада Советского Союза
в 1991 году и вступил в ООН405. Кыргызстан расположен в Центральной Азии, к
западу от Китая. Общая протяженность границ страны составляет 3878 км.
Кыргызстан граничит с Китаем (858 км), Казахстаном (1051 км), Таджикистаном
(870 км) и Узбекистаном (1099 км).

Президент избирается народным голосованием на пятилетний срок. Премьер-
министр назначается президентом. В феврале-марте 2005 года в результате
широкомасштабных демонстраций по всей стране, Президент Аскар Акаев,
правивший страной с 1990 года, был смещен со своей должности.
Последовавшие в июле 2005 года президентские выборы закончились
убедительной победой бывшего премьер-министра Курманбека Бакиева.

В первые годы после обретения страной независимости, Президент Акаев был
всецело привержен процессу реформ. Однако, несмотря на поддержку
крупных западных доноров, в том числе и Международного Валютного Фонда
(МВФ), Кыргызстан с самого начала столкнулся с серьезными экономическими
трудностями, которые главным образом связывались с распадом прежних
торгово-экономических связей на постсоветском пространстве, что
значительно затруднило плавный переход республики к рыночной экономике.

Новая Конституция была принята Парламентом страны в мае 1993 года.

<<

стр. 7
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>