СОДЕРЖАНИЕ

Политическая система и ее роль в жизни общества
Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.
Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам - явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.
По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более высоком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА
Политическая жизнь на первый взгляд кажется нескончаемой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались, как вы знаете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма - политической системы. К ее структурным элементам (компонентам) относятся: 1. Организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (от лат. communicatio - связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).
В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование - это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Цель его - обеспечить стабильность и развитие общества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.
Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определенный вклад в осуществление общей цели. Рассмотрим подробнее их сущность и роли.
ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Понятие "государство" употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно организованное сообщество - союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других, скажем, политических партий рядом признаков.
Главная отличительная черта государства - суверенность, т. е. верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государство располагает особыми органами и учреждениями, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).
Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным институтом политической системы.
Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в его функциях. (Подумайте, какие общественно значимые функции были присущи государству на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?)
Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую и пр.) и внешнюю политику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; социальная функция - в предоставлении социальных гарантий молодежи, престарелым, инвалидам и др.
Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. (Приведите примеры.) Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат - это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наделен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), властными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собра-
ние в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Франции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых регулируют общественные отношения и закрепляют государственную политику. Например, положения Конституции РФ закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Последующие нормативные акты придали общей политической линии конкретный характер. Исполнительные органы (правительства) исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.
Подчеркнем, что повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию исполнения закона они обычно сопровождают мерами распорядительного характера. Например, реализуя требование Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", Правительством России были установлены невыгодные для монополистов налоговые ставки, введены ограничения на производство отдельных видов продукции и пр. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных нормативных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опираясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности и пр., они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.
Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются государственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркивается их административный (исполнительно-распорядительный) характер.
В настоящее время во всех индустриально развитых странах мира государственно-административный аппарат представляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и пр. По существующим данным, в нем занято 8% населения - государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.
Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров) они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится довольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.
Подчеркнем, что государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интересы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Среди негосударственных организаций главную роль в политической системе играют политические партии. (Подумайте, почему становление современных политических партий ученые относят к XIX в.) Они отличаются от общественно-политических движений и групп давления наличием организации (профессионального аппарата, ведающего вопросами партийной деятельности), политической программы и идеологических основ групповой деятельности (партия объединяет группу единомышленников), целью своей деятельности (завоевание, удержание и использование государственной власти для реализации интересов определенных социальных групп).
По организационному признаку партии условно подразделяются на массовые и кадровые. Массовые партии - многочисленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, были созданы вне парламента по инициативе профсоюзов, которые являются коллективными членами этих партий и финансируют их. Кадровые (парламентские) партии характеризуются значительной внутренней свободой, отсутствием обычно фиксированного членства и постоянного источника финансирования. Так, членом республиканской или демократической партии в США может объявить себя любой американец, поддерживающий партию материально или голосующий за нее.
По идеологическому признаку партии разделяются на консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и др.
В демократических странах в связи с ростом среднего класса значительно сокращается социальная база идеологических крайностей. (Подумайте, чем было вызвано возникновение фашистской идеологии в 30-е годы в Германии и Италии. Почему и сегодня в некоторых странах возникает волна неофашизма?) В новых социальных условиях наблюдается дальнейшее сближение идейно-политических основ большинства влиятельных партий. Они не ставят под сомнение государственно-общественное устройство а расходятся в своих программах лишь по вопросу о путях совершенствования общества.
Главный отличительный признак политической партии - притязание на государственную власть, участие во власти. При этом целью партии, как мы выяснили, является реализация интересов определенных социальных сил. Современные партии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах в парламент, другие властные структуры. Поскольку социальные интересы воплощены в программах, избиратель, по существу, делает выбор между их альтернативными вариантами. Не случайно выработка своего варианта политики (политического курса) - одна из важнейших функций партий. Они тщательно изучают нужды и запросы социальных групп и слоев, выделяют наиболее острые общественные противоречия. На основе обобщения разносторонних сведений вырабатываются общие требования, которым придается характер политических целей и путей развития общества. В политических программах обычно подчеркивается намерение партий служить интересам всего народа. Тем не менее в них прослеживаются приоритеты, которые делают партии представителями те: или иных социальных групп. Так, программы социал-демократов (Ирландия, Норвегия, Швеция) направлены обычно на усиление социальной политики в интересах наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, престарелых, безработных. С приходом к власти социал-демократических партий, как правило, распространяется влияние профсоюзов, растут расходы на социальные нужды, увеличиваются налоги, что сокращает доходы части населения. Программные установки консерваторов (республиканцев в США, ХДС в ФРГ, консерваторов в Великобритании), напротив, ориентированы на реализацию интересов наиболее состоятельных социальных групп и слоев, крупного бизнеса. Политика этих партий оживляет деловую экономическую активность. Вместе с тем сокращаются пособия по безработице, усиливается социальное неравенство.
Партии контролируют механизм выдвижения своих кандидатов на выборах и оказывают им всестороннюю поддержку. Четко очерчивая круг социальных проблем, они разъясняют избирателям свои подходы к их решению, раскрывают преимущества перед альтернативными вариантами, отвечают на вопросы, ведут дискуссии. Тем самым партии оказывают воздействие на политические взгляды и ориентации людей, особенно молодежи, пополняют ряды своих сторонников, приобщают их к политике. Иными словами, партии реализуют функцию политической социализации граждан.
Многие молодые люди, обучающиеся в колледжах или университетах, активно включаются в политическую деятельность. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в тех или иных комитетах, молодой человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Именно так начинали свою карьеру многие известные политические деятели (приведите примеры). Следовательно, воспитание кадров еще одна функция партий.
Они выполняют также посредническую роль между обществом и государством. Через партии различные социальные группы имеют возможность выразить свое отношение к проводимой политике и даже свой протест, который нередко приобретает формы партийных лозунгов и заявлений.
Помимо государства и политических партий, в организационный компонент политической системы входят общественно-политические движения (молодежные, женские, экологические и др.). Они не имеют такого организованного оформления, как партии, и являются относительно аморфными и нестабильными образованиями.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Деятельность политической системы осуществляется на основе определенных норм - правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являются правилами политического поведения и воздействия на общество.
О моральных нормах в политике вам многое известно. (Подумайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морального выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)
Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерств, ведомств и других исполнительных органов.
Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических документах государства и партий, международных документах.
Разделение норм на правовые и политические является условным, ибо правовые документы в большей или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публичным правом (конституционным, частью административного, финансового, уголовного и международного) при ведущей роли конституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновременно основополагающими базовыми ценностями страны. Например, в экономической сфере - это равноправие частной и других форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социальной - социальное обеспечение; в духовной - идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, права и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политические ценности включаются в нормативный компонент политической системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.
Поскольку законодательные органы занимают особое место в государственном аппарате, публичным правом устанавливаются определенные правила проведения избирательных кампаний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно имеет дело не с министрами или депутатами парламента, а с государственными служащими налоговых органов, загсов, работниками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.
Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.
Политико-правовые нормы дополняются обычаями и традициями (от лат. traditio - передача, предание). Они представляют собой ту часть политического опыта людей, который передается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения - быть легальной оппозицией партии консерваторов. При этом отношения между партиями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программных установок каждой из сторон.
КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Субъекты политики - индивиды, социальные группы, политические элиты, политические лидеры - привносят в нее свои политические пристрастия, симпатии и антипатии, свои представления о лучшем государственном устройстве, свое отношение к политическим нормам и политической действительности, путям ее совершенствования. Все это находит отражение в политических идеологиях и партийных программах, политических решениях и требованиях, в политическом поведении и характеризует в целом культурно-идеологический компонент политической системы.
В демократических странах ни одна из идеологий не закрепляется в качестве государственной. (Объясните почему. Вспомните, каковы функции политических идеологий и тенденции их развития в современном обществе. Как и почему политические идеологии оказывают влияние на политическую социализацию, политическое сознание и поведение граждан, социальных групп, общества?)
Политическое сознание и поведение взаимосвязаны и составляют суть политической культуры, имеющей чрезвычайно важное значение. От того, насколько политические представления личности соответствуют политическим реалиям, какие политические и нравственные принципы (ценностные ориентации) она избирает в своей практической деятельности, зависит эффективность политики, а значит, и прогресс общества.
В странах, где в политической практике утвердились демократические ценности и образцы поведения, где они передаются из поколения в поколение и закрепляются в политических обычаях и традициях, господствует демократический тип политической культуры.
Политическая культура наиболее ярко проявляется в политических коммуникациях - связях, общении, которые возникают внутри политической системы (между государственными органами, государственными органами и политическими партиями и пр.), а также между политической системой и об-
ществом (государственными учреждениями и гражданами, государственными органами и общественными организациями и др.). Политические коммуникации характеризуют содержание и характер деятельности политической системы как непрерывный процесс выработки, принятия и реализации решений. Например, при разработке актуальных вопросов политики правительства обычно опираются на материалы, полученные в ходе консультаций и дискуссий, в которых участвуют представители различных общественных объединений и союзов (заинтересованные группы), предпринимателей, деятелей культуры, ученых и пр. Они, располагая информацией о состоянии дел в той или иной сфере, содействуют формированию сбалансированных решений (если не преследуют узко корпоративных целей и не оказывают прямого давления на государственную власть). Таким образом общественные объединения граждан косвенно влияют на политический процесс.
Политические решения через различные каналы связи, прежде всего средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), доводятся до сведения населения. Если они недостаточно продуманы или не соответствуют потребностям и ожиданиям граждан, то в обществе может возникнуть реакция отторжения, могут усилиться дестабилизирующие процессы. При определенных социальных условиях недовольство людей приобретает подчас форму неповиновения властям, уличных беспорядков. Политическая система, в которой развиты традиции неприятия крайних средств и методов борьбы, стремится не допустить этого. Получив первую негативную информацию, скажем о забастовках или митингах протеста, ее структуры предпринимают усилия по мирному урегулированию конфликтов. С этой целью ведутся переговоры, в ходе которых представители государственной власти совместно с представителями оппозиционных партий, общественно-политических движений, других заинтересованных групп и лиц пытаются найти компромиссные решения (от лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок). Установка на поиск компромиссов приводит обычно к консенсусу (лат. consensus - согласие, единодушие). В итоге могут быть приняты законы, например, об образовании, о прожиточном минимуме, усилены правительственные социальные программы за счет переброски части ресурсов на их осуществление.
Таким образом, политическая система в процессе реализации власти и управления обеспечивает непрерывную связь и координацию деятельности различных субъектов, нередко достигая взаимопонимания и согласия участников политики.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Взаимодействие всех компонентов политической системы, включая методы осуществления власти, создает определенный политический режим. Известны демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
Демократический режим признается самым прогрессивным, так как позволяет создать условия для подлинной свободы личности. Он характеризуется следующими признаками: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; политический плюрализм; полная гласность; парламентаризм; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений, демократическая политическая культура.
Авторитарный режим (от лат. auctoritas - власть, влияние) означает сосредоточение власти в руках какого-либо политического лидера или группировки. В условиях такого режима господствует исполнительная власть. Парламент существует как совещательное учреждение при главе государства, который занимает, как правило, все ключевые государственные посты. Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. В условиях авторитарного режима личность находится в подчинении у властвующей группировки.
Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, полный, целый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества; отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.
Соответственно режимам выделяют типы политических систем: демократическая, авторитарная, тоталитарная.
Обобщим сказанное. Политическая система представляет собой совокупность политических организаций, политических норм, политической культуры и политических коммуникаций. В процессе взаимодействия этих элементов реализуется политическая власть и управление, достигается стабильность и развитие общества, складывается определенный политический режим.
Правовое государство и гражданское общество
Государственная власть, как мы выяснили, располагает большими возможностями осуществлять принуждение в отношении любого гражданина, она может встать над обществом, подчинить его себе. (Приведите примеры из истории нашей страны и других стран.) Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу.
ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Вдумайтесь в словосочетание "правовое государство": на первом месте в нем - право, на втором - государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права (закона) в обществе как главный признак правового государства предопределяет прочие его признаки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. Например, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов, в США - против второго лица в государстве - вице-президента. "Прочная власть,- утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский,- это власть плюс законность, общество с развитым правопорядком - это дисциплинированное общество".
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека - право на жизнь, на достойное существование и т. д. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность действий в различных сферах: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. "А жить с глазами, полными страха,- справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона,- значит жить в несчастливой стране". Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более не покушаться на нее. Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал: сознавая свои права, человек должен понимать, что другие люди также наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать.
Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированностъ составляют еще один признак правового государства.
Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Он означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы "сдержек" и "противовесов". Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.
В президентских республиках, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента - права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время Конгресс в США может использовать против президента механизм импичмента, т. е. отрешения его от власти.
Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется прежде всего тем, что парламент формирует правительство, которое перед ним несет ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, который руководит правительством и становится, по существу, первым лицом в государстве. Парламент может оказать недоверие правительству, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента президентом. В парламентских республиках он избирается самим парламентом и его функции ограничиваются в основном представительством, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства.
В смешанной или полупрезидентской республике (Франция) наряду с всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), которое может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент.
В парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах играет парламент.
Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе; незыблемость прав человека; взаимная ответственность государства и личности; разделение государственных властей.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ
Центральная идея в теории и практике правового государства - естественные права человека. Они имеют неотъемлемый, неотчуждаемый характер, приравниваются к естественным (как земля, вода, воздух).
Современное мировое сообщество закрепило идею естественных прав на международном уровне в правовых нормативных актах. Достойное место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Организаций Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней содержится, как известно, минимальный объем прав и свобод, которыми должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни, например право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступ к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и т. д.
Помимо этого, в Декларации прав человека имеется перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на невмешательство в семейную жизнь, на тайну корреспонденции, на владение имуществом (собственностью и пр.). На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также Факультативный протокол к последнему пакту. Они конкретизировали и развили многие положения Декларации, создали определенные международные средства защиты прав человека. Так, Факультативный протокол предоставил отдельным гражданам возможность обращаться с жалобами на нарушение прав в действующий при ООН рекомендательный орган - Комитет по правам человека.
Декларация, два пакта и Факультативный протокол являются общими, универсальными по широте охвата прав документами ООН и составляют Хартию прав человека. Она нередко именуется Международным биллем о правах человека.
Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся, во-первых, система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН; во-вторых, система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Заключительный акт которого, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников. Третья система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), а также дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав и некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы - Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека. Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена такая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба. Анализируя Европейскую Конвенцию и учрежденные ею контрольные механизмы, многие ученые и государственные деятели приходят к выводу, что она стала самым совершенным и эффективным в мире договором в области прав человека.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
На основе прав, прежде всего гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и пр.
Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определенные институты, например семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
Здесь в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры.
В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент его составляет рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создававаемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.
Второй слой - это социокультурные отношения Они удовлетворяют потребности граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные и культурные учреждения и пр.
Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов, профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам, муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и государство, порождают социально-политические отношения.
Наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень его сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при его содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление. Оно представляет собой самостоятельную (и под свою ответственность) деятельность населения по решению им непосредственно или через избранные органы вопросов данной территории (местного значения), исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций.
Рассмотрим приведенные выше признаки этого вида публичной власти.
Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера означает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Оно является особым управленческим звеном, которое осуществляется самим местным населением, гражданами. Им принадлежит инициатива и самостоятельность в решении вопросов местного значения, они возлагают на себя ответственность за управление местными делами. Тем самым в специфических формах реализуется власть народа.
Следует отметить, что иногда местному самоуправлению могут быть делегированы (переданы) отдельные государственные полномочия, например по участию в реализации государственных социально-культурных программ. В этих случаях государство выделяет обычно дополнительные финансовые средства и вправе осуществлять контроль за соответствующей деятельностью местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется, как подчеркивается в определении, либо непосредственно, либо через выборные органы.
К формам прямого (непосредственного) волеизъявления народа относятся местные референдумы (голосование граждан по вопросам местного значения), выборы, собрания (сходы), народная правотворческая инициатива. Последняя предполагает возможность населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов.
Обычно органы местного самоуправления формируются путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосованые друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры. (Приведите примеры.)
В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент его составляет рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создававаемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.
Второй слой - это социокультурные отношения. Они удовлетворяют потребности граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные и культурные учреждения и пр.
Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов, профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам, муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и государство, порождают социально-политические отношения.
Наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень его сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при его содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из
ящика и когда нарушают правила уличного движения. Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление. Оно представляет собой самостоятельную (и под свою ответственность) деятельность населения по решению им непосредственно или через избранные органы вопросов данной территории (местного значения), исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций.
Рассмотрим приведенные выше признаки этого вида публичной власти.
Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера означает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Оно является особым управленческим звеном, которое осуществляется самим местным населением, гражданами. Им принадлежит инициатива и самостоятельность в решении вопросов местного значения, они возлагают на себя ответственность за управление местными делами. Тем самым в специфических формах реализуется власть народа.
Следует отметить, что иногда местному самоуправлению могут быть делегированы (переданы) отдельные государственные полномочия, например по участию в реализации государственных социально-культурных программ. В этих случаях государство выделяет обычно дополнительные финансовые средства и вправе осуществлять контроль за соответствующей деятельностью местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется, как подчеркивается в определении, либо непосредственно, либо через выборные органы.
К формам прямого (непосредственного) волеизъявления народа относятся местные референдумы (голосование граждан по вопросам местного значения), выборы, собрания (сходы), народная правотворческая инициатива. Последняя предполагает возможность населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов.
Обычно органы местного самоуправления формируются путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании и подразделяются, как правило, на представительные и исполнительные.
Самоуправление граждан осуществляется на определенных территориях, где проживают коллективы людей (сообщества): в городах, поселках, селах, деревнях и пр. При этом учитываются особые условия, местная специфика и своеобразие жизненного уклада. Например, организация самоуправляющихся станиц Краснодарского края РФ учитывает традиции казачьего самоуправления, сельское самоуправление не во всем похоже на городское, самоуправление в большом и малом городе неодинаково. Самоуправляющиеся территориальные единицы в Российской Федерации обычно называют муниципальными образованиями (от лат. municipium - самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории, где осуществляется местное самоуправление.
Экономическую основу муниципального образования составляет муниципальная собственность. К ней относятся: муниципальные земли и иные природные ресурсы, муниципальные предприятия, средства транспорта, связи, жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, муниципальные банки и иные финансово-кредитные органы, другое движимое и недвижимое имущество.
Помимо самоуправления, на всей территории муниципального образования существует территориальное общественное самоуправление граждан по месту жительства на части муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Здесь функционируют разнообразные советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др. Они в отличие от муниципального образования не имеют, как правило, местного бюджета, хотя и могут обладать определенным имуществом.
Вопросы местного значения муниципальных образований связаны с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, местным планированием социально-экономического развития территорий, охраной общественного порядка, окружающей среды. Решая вопросы местного значения, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества. Никакой государственный орган не вправе вмешиваться в решения местного характера, если они приняты в рамках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена возможность защиты прав местного самоуправления в суде.
Таким образом, местное самоуправление придает граждан скому обществу организованное самоуправляющееся начало, спо собствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное влияние на развитие правового государства.
Демократия
Многие мыслители прошлого, описывая идеальные модели общественного устройства, называли демократию наиболее рациональной и справедливой формой правления. Другие, напротив, видели в демократии таящуюся для общества угрозу разрушений.
В начале XX столетия известный русский юрист П. И. Новгородцев писал: "В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха, но она перестала быть и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что, как всякое земное установление, она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить".
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ?
Напомним, что термин "демократия" происходит от греческого слова demokratia, означающего "народовластие" или "правление народа". С течением времени ее первоначальный смысл расширился. Сегодня под демократией понимается форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником государственной, политической власти. (Опираясь на понятие "демократический политический режим", назовите основные признаки демократии.)
Ведущими демократическими признаками (принципами) являются: народовластие, равноправие граждан (назависимо от пола, языка, социального происхождения и пр.) и свобода личности, выраженная в ее естественных и неотчуждаемых правах.
Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех политических прав в представительной и непосредственной демократии.
Представительная демократия - это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. В настоящее время представительная демократия является основной формой народовластия и находит концентрированное выражение в парламентаризме (о нем речь пойдет ниже).
Непосредственная (прямая) демократия - это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлениям непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
Демократия, по образному выражению П. И. Новгородце-ва, "всегда распутье: ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не запрещено. Над всей жизнью, над всей мыслью господствует принцип относительности, терпимости, широчайших допущений и признаний". Примером тому является, в частности, принцип политического плюрализма.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
По мнению многих ученых-политологов, плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Они считают, что разнородность общественных элементов - важный, но не единственный признак
плюрализма. Он включает и ряд других взаимосвязанных признаков, в частности стимулирование многообразия общественной жизни путем создания условий для конкуренции и оппозиции. Это значит, что в обществе не запрещается, а, напротив, поощряется развитие разнообразных форм собственности, образование и деятельность различных политических партий, общественных организаций, культурных учреждений и т. д. Именно благодаря такому разнообразию в обществе создается необходимая система сдержек и противовесов, достигается баланс между различными элементами, которые, конкурируя друг с другом, способствуют социальному прогрессу в целом.
Самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества еще один важный признак плюрализма. Только благодаря тому, что предоставляется каждому социальному институту, каждому гражданину равная самостоятельность в определении своих целей и действий, в обществе создается благоприятная обстановка для творчества, поиска альтернативных путей развития.
Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся терпимость к оппонентам (противникам в публичной беседе, дискуссии и т. п.), готовность к компромиссам, поиск консенсуса (согласия).
Важнейшим проявлением политического плюрализма является многопартийность.
Под многопартийностью чаще всего понимают наличие двух и более партий. Но следует различать многопартийность как общественное явление, т. е. существование в той или иной стране более одной партии, и многопартийность (или двухпартий-ность) как систему партийной власти, т. е. непосредственное участие партий в избирательных кампаниях и деятельность представителей этих партий в органах власти. Большинство ученых сходятся во мнении, что в любом случае по сравнению с однопартийной многопартийная или двухпартийная система политической власти более прогрессивна, ибо правящая партия проводит свою политику не в обстановке политического монополизма, а в постоянном поиске консенсуса с представителями других политических сил. Причем исполнительная власть в западных демократиях действует, как вам известно, под контролем законодательной власти и нередко в противоборстве с ней, а в законодательных органах всегда то или иное количество мандатов находится в руках оппозиционных партий. Это и есть система противовесов, характеризующих плюрализм.
Однако действующие механизмы двух- или многопартийной системы не идеальны. Так, хотя формально во многих странах Запада и провозглашено равенство всех партий, на деле кандидаты малых партий, как и независимые кандидаты, не имеют возможности широко использовать средства массовой информации для пропаганды своих идей. Так, во время избирательной кампании 1980 г. в США Дж. Картер и Р. Рейган израсходовали 18 млн долларов только на телевизионную рекламу. Небольшая партия вряд ли располагает такими средствами. Не случайно при наличии множества партий политической ареной завладевают чередующиеся у власти крупные традиционные партии, располагающие значительными денежными средствами.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Классической формой представительной демократии является парламентаризм. Он строится на принципах народного представительства, выборности, сменяемости, двойной ответственности парламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности.
Рассмотрим сущность этих принципов и механизм реализации.
Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-демократическим партийным объединением. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50%+1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если ни один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.
Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов - представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Например, если кандидаты от одной из партий собрали 40% всех голосов, от второй - 20%, от третьей - 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в 2 и 4 раза по сравнению с другими партиями.
Вторая разновидность пропорциональной системы в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Швеции, она является стимулом для небольших партий и способствует сохранению многопартийности в стране.
В ряде стран (Австралия, ФРГ, Россия) существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.
Каждый из типов избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки. (Подумайте, в чем они заключаются.)
Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии. Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятся членами партий большинства. Депутаты от партий, набравших меньшее число голосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции.
Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства не только не ущемляются, а, напротив, защищаются сложившимися традициями и нормативными документами. Во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу. Защита прав меньшинства является важнейшим демократическим принципом. Не случайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию.
Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с избирателями. По существующим правилам депутат несет двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из председателя, заместителей председателя и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; способствует проведению в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; реализует программы социально-экономического развития; проводит меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и пр.
Главой государства и высшим должностным лицом является Президент РФ, наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, активно участвует в правотворческом процессе, подписывает принятые Федеральным собранием законы, издает указы и пр.; возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения (указ об этом утверждается решением Совета Федерации). Ежегодно Президент обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Правосудие на территории всей Российской Федерации осуществляется только судом. Судопроизводство действует на основе состязательности и равноправия сторон (т. е. с участием прокурора - обвинителя и защитника - адвоката). Чрезвычайно важное значение в контроле за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции приобретает Конституционный суд. Активизировалась также деятельность судов общей компетенции и арбитражных судов. Последние рассматривают значительную группу специфических споров, чаще всего административно-правового и экономического характера, например, споров между коммерческими организацями и налоговыми органами.
Вместе с тем требует дальнейшего разрешения проблема установления пределов прав и ответственности парламента, Президента, правительства, особенно в нормотворческой деятельности. Сегодня все еще наблюдается вмешательство этих властных структур в дела друг друга, нередко происходит "война законов, указов, постановлений и пр.", что вносит рассогласование в систему российского права, нарушает принцип верховенства закона в обществе. Необходимы также практическое разграничение функций государственного управления и местного самоуправления, последовательное проведение в жизнь принципа федерализма. Не выработан еще механизм немедленного и безоговорочного исполнения постановлений Конституционного суда. На повестке дня стоит вопрос о проведении широкомасштабной судебной реформы, кадровом и материальном обеспечении судебной власти. В целях наиболее полного и точного представительства интересов россиян в органах государственной власти проведена избирательная реформа. Активное избирательное право граждане получают с 18 лет, пассивное право быть избранным в Государственную думу - с 21 года, а на пост Президента - с 35 лет. При этом участие в выборах объявляется делом добровольным и осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента проводятся на альтернативной основе по единому избирательному округу, включающему всю территорию страны. Победившим считается тот кандидат, который набрал более 50% голосов избирателей. В Государственную думу избираются 450 депутатов по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе: 225 - по одномандатным округам (1 округ - 1 депутат) и 225 - по федеральному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Новый порядок выборов, как показала политическая практика, стимулирует развитие в стране многопартийной политической системы, ибо в итоге выборов формируется парламент с политическими фракциями или партийными объединениями. Они отражают противоборство политических партий в стране.
Ряд партий под влиянием политической практики совершенствуют свои программы и организационное строение, активно участвуют в избирательных кампаниях. Вместе с тем ученые отмечают, что в настоящее время большинство российских партий еще не сформировались как собственно партии и характеризуются отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплоченностью, не до конца осмысленной и четко сформулированной политической программой деятельности.
Неудивительно, что многие россияне различают партии лишь по фамилиям лидеров, ориентируются в своих воззрениях не столько на сами партии, сколько на личности. При этом все еще сохраняется вера в "хорошего" лидера, способного чуть ли не в одиночку вывести страну из кризиса. Политологи и политики считают, что по мере развития российского общества и его социальной структуры, накопления опыта участия в выборах на основе новой системы партии приобретут "свои" группы избирателей, станут партиями парламентского типа, приверженными демократическим конституционным ценностям. В этой связи отмечается необходимость дальнейшего совершенствования избирательного процесса. Практика показала также целесообразность обучения избирателей элементарным правилам участия в выборах.
В настоящее время в России созданы и действуют свыше 50 тыс. добровольных неполитических объединений граждан: потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, молодежных организаций и пр. Некоторые общественные объединения организуют свои печатные издания и активно включаются в политическую жизнь. Однако ряд организаций, пережив короткий период бурного подъема, в последние годы ослабли, утратили активность, обюрократились, стали выражать интересы узкого круга руководящих лиц. Не случайно отношения между такими "заинтересованными" группами нередко носят конфрон-тационный характер. Одна из главных причин слабости многих общественных объединений в том, что в российском обществе пока еще преобладают потребительские интересы над интересами специфическими: профессиональными, экономическими, этническими и пр. Рядовой россиянин, как правило, недооценивает групповую организацию и замкнут в основном на себе и своей семье.
Свобода печати и отсутствие государственной цензуры активизировали деятельность средств массовой информации. Появилось множество независимых газет и журналов, программ радио и телевидения, в том числе авторских программ. Они представляют различные, нередко альтернативные точки зрения по актуальным вопросам общественной и политической жизни страны и за рубежом. Вместе с тем общая культура многих средств массовой информации пока еще невысока. В них нередко в силу зависимости от "финансовых доноров" можно встретить факты дезинформации и унижения человеческого достоинства. Порой некомпетентность, а то и просто распущенность некоторых журналистов провоцируется самими читателями, которые рассматривают грубый стиль изданий как особое проявление их близости к народу. Есть и такие, кто вовсе не хочет видеть позитивных перемен в работе СМИ и требует вернуться к цензуре, запретить деятельность большинства редакций. А что по этому поводу думаете вы?
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на сложность и противоречивость процессов политической жизни, в них обнаруживается главная тенденция - становление демократических институтов в российском обществе.
Политический статус личности
ОБЪЕКТИВНО ВОЗМОЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ
Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характиризуют правовое положение личности в обществе, т. е. ее правовой статус.
Каково же правовое положение личности в политических системах демократических стран?
К политическим правам и свободам гражданина относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. Таким образом, каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна - обеспечение прав и свобод других и удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Данные положения закрепляются, конкретизируются в законодательных актах многих государств, что обеспечивает высокий политико-правовой статус их граждан.
Реализуя те или иные политические права, гражданин тем самым выполняет определенные политические роли. Политические роли личности многообразны: избиратель, депутат, член какой-либо негосударственной политической организации, участник митинга и т. д.
ПОЧЕМУ ГРАЖДАНИНУ НЕОБХОДИМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?
Для выполнения разнообразных политических ролей, грамотного и эффективного участия в политике требуются: во-первых, разносторонние политические знания; во-вторых, ориентация на ценности и правила жизни демократического общества; в-третьих, овладение способами политической деятельности. Названные условия в своей совокупности характеризуют демократическую политическую культуру. Рассмотрим подробнее каждую из ее составляющих.
Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус - как соглашательство, а демократия - как безграничные возможности делагь все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.
Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую инфор-
мацию, противостоять попыткам манипулирования его политическим сознанием, что, к сожалению, нередкое явление в политике. О нем подробнее речь пойдет ниже, здесь же отметим, что манипулирование (скажем, путем умышленного искажения информации, полного или частичного ее сокрытия и т. п.) - это управление политическим сознанием с целью побуждения гражданина действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
Политические ценностные ориентации - это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.
Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоционального отношения к политическим явлениям.
Многие россияне, как отмечают политологи, не имеют пока еще прочных и осознанных ориентации на утверждение в стране демократических ценностей, зафиксированных в Конституции РФ. (Как вы думаете, почему?) Зачастую они "рисуют" такой идеал общественного устройства, который невозможно реализовать в принципе. Например, в экономической сфере признаются только лишь социалистические ценности (государственная собственность на землю, банки, промышленные предприятия и пр.), а в сфере политической - ценности либерально-демократические (политический плюрализм, неотчуждаемость естественных прав человека, свободные выборы и пр.). Слабость политических позиций многих граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе, способствующих возникновению националистических и других радикальных политических движений, а самое главное - превращению субъекта политики в ее пассивный объект.
И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще всего конструктивным действиям.
Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда правил, которые в сочетании отражают содержание соответствующей роли.
Возьмем митинги - одну из форм политического участия (поведения), в котором реализуется естественное право гражданина выражать свое отношение к действиям политической власти и оказывать на нее влияние, соблюдая при этом демократические правила.
Митинг может быть только мирным и не должен призывать к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Он должен проводиться при соблюдении общественного порядка, не нарушать покой живущих поблизости граждан. Важными условиями эффективного проведения митинга являются правдивая, выверенная информация и по возможности сдержанный, а не взвинченный тон речи ораторов, уважение к человеческому достоинству. Несоблюдение элементарных правил может превратить митинг из формы непосредственной демократии в бесчинствующую власть толпы - охлократию. Таким образом, право убеждать людей, организовывать политические акции, впрочем, как и другие политические права и роли, предполагают развитое чувство гражданской ответственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.
Знания и представления о политике, ценностные ориентации относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведения. Политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.
СЛОЖНА ЛИ РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЯ?
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли) - не захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это выборы, которые признаются в развитых демократиях оптимальным способом формирования и обновления государственной власти и местного самоуправления. (Объясните почему.) Не случайно в нашей стране была реформирована избирательная система. (В чем цель и суть этих изменений?) Избирательная кампания обычно включает организационный и другие этапы: выдвижение кандидатов, предвыборную борьбу, выборы (голосование) граждан, подсчет голосов и обнародование итогов выборов.
К организационным мероприятиям относятся: образование избирательных округов и участков, создание избирательных комиссий, составление списков избирателей, подготовка избирательных бюллетеней и пр.
Выдвижение кандидатов осуществляется избирательными объединениями (политическими партиями, блоками партий и движений), а также избирателями. Возможно и их самовыдвижение.
После сбора предусмотренного законом числа подписей в свою поддержку выдвинутые кандидаты (или списки кандидатов) регистрируются избирательными комиссиями и начинается этап предвыборной борьбы. Претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. В настоящее время все более возрастающую роль в предвыборной агитации приобретают средства массовой информации. Среди них существует "разделение труда". Телевидение, например, в силу своей специфики ориентировано на передачу главным образом информации, имеющей зрительные образы. Абстрактные положения, скажем, предвыборных программ, идей и т. д. обычно плохо совместимы с экранным изображением и предназначены для печатных коммуникативных средств и радио. Однако общей тенденцией современного мира является относительное ослабление воздействия на избирателей печатной продукции при растущем влиянии электронных средств. Распространение спутниковой связи, кабельного телевидения, компьютерной графики и электронных текстов, видеокассет и т. д. создает условия для прямого (почти личного) информационного контакта претендентов на власть с каждым избирателем, проникая даже в самые отдаленные уголки нашей страны. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индивидуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и "моментальное" подведение их итогов. Не случайно телевидение сегодня лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на доверие людей.
В новых условиях конкурентная борьба между политическими соперниками во многом схожа с традиционным рынком, где индивидуальные "покупатели" (избиратели) стоят перед проблемой выбора "товара" (претендентов на власть). Продажу "товара" все чаще осуществляют специальные фирмы в области дорогостоящих услуг по политическому маркетингу, т. е. комплексу мероприятий по изучению "рынка": интересов, настроений, представлений и ожиданий избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Одна из важнейших задач политического маркетинга - создание и продвижение с помощью телерекламы политического имиджа (от англ. image - облик) кандидата (партии, лидера). Имидж, скажем, политического лидера - это его личность, повернутая к публике своими потенциально привлекательными для нее чертами и свойствами. Например, М. Тэтчер по совету специалистов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внимания на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств "железной леди" (смелость, решительность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре.
Однако не всегда претендент на власть обладает необходимыми и соответствующими ожиданиям граждан качествами. В этом случае создается видимость их наличия.
Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% - вербально (воспринимается слухом). Поэтому имиджмейкеры акцентируют внимание кандидата на то, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать и как жестикулировать, как и (только в последнюю очередь) что говорить. (Содержание речей пишут специалисты.)
Все это в совокупности значительно осложняет роль избирателя, создает возможности для выдвижения на политическую арену малокомпетентных деятелей.
Как же сделать правильный выбор?
КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР?
Напомним, что в Российской Федерации действует мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Гражданину чаще всего приходится выбирать, во-первых, одного из кандидатов от избирательного округа в законодательный орган России или субъекта Федерации; во-вторых, один из списков кандидатов от избирательных объединений; в-третьих, одного из кандидатов на пост главы государства или региональной администрации. Рассмотрим подробнее каждый из трех типов выбора.
На выборах депутатов от территориальных округов одерживает победу тот, кто набрал наибольшее по сравнению с соперниками число голосов (относительное большинство). Не случайно мажоритарную избирательную систему называют "системой первого пришедшего к финишу". О ней говорят: "Победитель получает все". Он становится во властных структурах
единственным полномочным представителем социальных интересов всех без исключения жителей округа. Поэтому успех на выборах во многом определяется тем, насколько глубоко и полно кандидат осведомлен о положении дел в нем: его социальной, национальной, демографической структуре, уровне материального благосостояния, криминогенной обстановке, работе учреждений торговли, транспорта, медицины и пр. На основе полученной информации определяется круг вопросов, которые в наибольшей мере волнуют людей, предлагаются эффективные пути и средства их решения, т. е. разрабатываются предвыборные программы (обещания). Они дают представления избирателю о том, в каких направлениях будет осуществляться работа по улучшению его жизни. Но сможет ли кандидат выполнять свои обещания? Будет ли защищать интересы избирателя? Здесь все зависит от личности претендента на власть. Вот почему избиратели голосуют прежде всего за личность кандидата. Побеждает обычно тот, кто проявил себя, свою активность и озабоченность проблемами людей на деле, которого многие знают и уважают за компетентность, смелость, решительность, целеустремленность, порядочность, человечность, обязательность, готовность брать на себя ответственность. Поэтому при мажоритарной системе, как правило, возникают и упрочиваются непосредственные контакты между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями.
В этой связи избиратель не должен ограничиваться лишь общими сведениями о своем потенциальном избраннике. Желательно принять участие хотя бы в одной из многочисленных встреч с ним.
Встречи с аудиторией всегда содержат элемент непредсказуемости для кандидата. Здесь, как нигде, кандидат становится наиболее уязвимым, проявляются его политические позиции, интеллект, стиль поведения, манера общения, черты характера. Тем самым избирателю представляется шанс лично убедиться в достоинствах кандидата и преимуществах его предвыборной программы. Кандидат, в свою очередь, каждый раз подвергаясь серьезному испытанию, приобретает политический опыт. Он имеет также возможность ближе познакомиться с наиболее активными представителями избирательного округа, уточнить свои предвыборные обещания, убедительно опровергнуть аргументы своих соперников. Следовательно, от общения выигрывают обе стороны, что в дальнейшем благоприятно сказывается на политических коммуникациях между ними.
Выборы по спискам избирательных объединений обеспечивают пропорциональность между поданными за партию голосами и числом полученных ею мандатов (пропорциональная избирательная система). Напомним, что такая система применяется при избрании 225 (из 450) депутатов Государственной думы.
Избирательные округа не выделяются, и граждане голосуют в едином федеральном избирательном округе за списки, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками. Последние представляют собой союзы (коалиции) партий и движений, придерживающихся общих политических взглядов по принципиальным вопросам, но расходящихся в нюансах. Создание избирательных блоков обусловлено прежде всего действующим законодательством: партии должны собрать не только необходимое для участия в избирательной кампании число подписей, но и преодолеть 5-процентный барьер, т. е. получить 5% голосов избирателей от числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет все свои голоса и право представительства в Думе. Установленные правила направлены, во-первых, на количественное уменьшение партий - участников выборов, что облегчает задачу избирателей; во-вторых, на сокращение числа партий в парламенте по сравнению с соперничающими, что создает нормальные условия для его работы. (Объясните почему.) Не случайно в последнее время партии все чаще объединяют свои усилия в борьбе за депутатские мандаты и выступают в избирательных кампаниях коалициями.
Все избирательные объединения имеют, как правило, привлекательные названия, лозунги, эмблемы, например "Яблоко", "Отечество - вся Россия", "Единство", КПРФ - "За победу!" и пр. Многие неискушенные избиратели (особенно новички) нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.
Проще всего, видимо, получить наиболее общие сведения о партийном объединении: кто его лидер (лидеры), баллотировалось ли оно ранее в Государственную думу? Как проявили себя партийная фракция и ее отдельные представители в работе парламента? Подчеркнем, что деятельность парламентских фракций успешна тогда, когда она подчинена интересам общего дела, а не узко партийным целям и поискам компроматов на своих противников ради удовлетворения личных амбиций политиков. Авторитет партии снижается, если она, не считаясь со сложившейся в стране ситуацией, упорно отстаивает свои партийно-идеологические позиции: радикально-либеральные, националистические, коммунистические и пр. Не случайно в последнее время все чаще возникают неидеологические (прагма-
тические) политические объединения. Они ориентируются не столько на отдельные социальные группы, сколько на широкий универсальный круг избирателей. (Приведите примеры.)
Партии, в принципе не согласные с конституционным строем страны, выступают чаще всего как деструктивная оппозиция, т. е. против политики любого правительства. И напротив, партии, которые критикуют правительство за неверные (с их точки зрения) шаги, но в целом поддерживают его курс на утверждение конституционных ценностей, являются конструктивной оппозицией.
Если партийный блок впервые участвует в избирательной кампании, то можно обратиться к его списочному составу - есть ли в списке знакомые лица? Можно ли оценить опыт их деятельности? Первые три фамилии списка - потенциальные депутаты в случае победы партии на выборах. Но, к сожалению, это правило выполняется не всегда. Нередко в "первые тройки" включаются, скорее для рекламы, имена популярных политиков, деятелей искусства и т. д. - лиц, которые не собираются оставлять свое основное место работы.
Необходимо хотя бы в общих чертах знать предвыборную платформу (программу) избирательного объединения: как оно оценивает современное положение дел в стране? Какие общественные проблемы и как собирается решать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем видит основные цели реализации программы? Получив эту информацию, следует сравнить ее со своими собственными взглядами на наличие и характер проблем в обществе, на первоочередность их решения, а также сопоставить обещанные результаты со своими собственными ожиданиями. Если заявленные позиции близки точке зрения избирателя, если намеченные цели и пути их решения ему представляются гуманными и реалистичными, то он может оценить предвыборную платформу как наиболее приемлемую и остановить на ней свой выбор.
Выборы главы государства или региональной администрации имеют свои особенности. Главой государства и высшим должностным лицом в нашей стране является Президент. (Каковы его властные полномочия?) Именно в силу занимаемой должности Президент принимает важные, общественно значимые решения, оказывая тем самым постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Это влияние возрастает, если Президент является признанным политическим лидером.
Влияние политического лидера основывается на подчинении ему, поддержке его решений и действий. Люди готовы следовать за теми лидерами, которых считают способными отстаивать их интересы, удовлетворять их потребности. Поэтому политическое лидерство, кроме формально-правового аспекта, включает неформальный, личностный аспект. Он предполагает общественное признание возможностей (совокупности личных качеств) политического лидера, соответствующих данной роли. Иными словами, личностный аспект политического лидерства основан на авторитете и служит для оценки того, какой это лидер. К кандидатам на пост президента предъявляются довольно жесткие требования. Им следует быть гражданами РФ, в возрасте не моложе 35 лет и проживать на территории России не менее 10 лет. Чтобы принять участие в предвыборной борьбе, каждый обязан собрать не менее 1 млн подписей своих сторонников. Если же таких "миллионеров" окажется несколько и ни один из них не сумеет привлечь в первом туре выборов более половины (абсолютное большинство) голосов, то назначается второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов в первом туре.
Соперничество за президентское кресло в силу его властной значимости приобретает обычно характер наиболее острой конкурентной борьбы между большим числом кандидатов.
Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту нередко создается имидж "своего парня". Он шокирует публику предельной откровенностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что авось поверят. Такие приемы воздействия на избирателя называются популизмом (от лат. populus - народ).
Что же такое популизм? Это стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.
Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей, не владеющих демократической политической культурой, более понятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы президента становятся не более чем политическим шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортивная внешность, молодежная прическа и прочие черты внешности, т. е. на первый план выступает имидж в самом поверхностном, обывательском смысле.
Рациональный выбор высших должностных лиц осуществляется на основе анализа предвыборных заявлений кандидатов и их личностных качеств. При рассмотрении последних целесо-
образно обратиться к биографическим сведениям (происхождение, процесс социализации, окружение, в том числе сторонники и оппоненты, стиль работы и пр.).
Критериями оценки кандидатов на пост президента могут служить выполняемые им по Конституции функции: гаранта соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; определения основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации; ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации.
Социологические исследования показывают, что в России рассчитывать на успех может решительный, умный, с сильной политической волей человек, ставящий во главу угла интересы страны, честный и достаточно жесткий в проведении своей линии.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что демократическая политическая культура способствует эффективному участию в политике, является преградой манипулированию политическим сознанием личности, позволяет ей сделать осознанный и ответственный политический выбор.



СОДЕРЖАНИЕ