<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

2. Социальная структура общества соединяет в себе черты этакратического и классового типов стратификации. В политике сохра­няется патернализм вышестоящих социальных групп по отношению к нижестоящим.
3. Происходит «откат» от нарождающейся классовой структуры к этакратической и возрождение корпоративных структур. Соци­альный статус различных социальных групп предписывается государством. Осуществляется политика формального выравнивания доходов с одновременным восстановлением системы льгот и приви­легий (см.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратифика­ция. М., 1995. С. 215—21).
Определите с вашей точки зрения:
а) наиболее оптимальный;
б) наиболее реальный;
в) наиболее предпочтительный сценарий развития социальной стратификации российского общества.
Какие последствия с точки зрения развитие гражданского общества будет иметь реализация на практике каждого из сценариев?
Попытайтесь дать прогноз изменению политического режима в соответствии с каждым из предложенных сценариев.
Сравните в учебной группе результаты ваших ответов с ответами других учащихся.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ. СООБЩЕНИЙ
Теории происхождения неравенства.
Социальный контекст политики.
Теории социальных классов: между Марксом и Вебером.
Социальные группы и политическое поведение.
Эволюция социальной стратификации западного общества.
Основные черты и характер стратификации советского общества.
От неосословности к неоклассовости; динамика социальных перемен совре­менного российского общества.
Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования.
Гражданское общество в странах Запада, Востока, Африки и Латинской Америки.
«Взлеты» и «падения» гражданского общества в российской истории.
Деструктурация гражданского общества и феномен маргинализации.
Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 5.
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.
Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эво­люция. М., 1995.
Гражданское общество. М., 1993.
Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.
Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996.
Трансформация социальной структуры и стратификация российского общест­ва. М., 1996.
Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок, и воссоздание и направления дальнейшего исследования // Полис. 1995. № 3.
Голенкова З., Витюк В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. № 5.
Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском общест­ве // Общественные науки и современность. 1997. № 5.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6. § 1, 2.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. III. §1,2.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 7.
Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России //Общественные науки и современность. 1994. № 5.
Ворожейкина Е., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и рели­гия // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7,8.
Гридчин Ю.В. Гражданское Общество в России накануне кризиса 1917 г. // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1994.
Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России: сравнительный ана­лиз // Полис. 1996. № 5.
Романенко Л.М. К вопросу об объективных индикаторах современного граж­данского общества в России // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1995. №2.
Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и между­народные отношения. 1996. № 8.
Соловьев А.И. Три облика государства — три стратегии гражданского обще­ства // Полис. 1996. № 6.
Умное А. Общество и государево в Средней Азии и на Среднее Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7.
Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демо­кратии // Полис. 1996. № 5.
Тема 6
СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Цель семинарского занятия: знакомство с основными социальными субъектами политической власти — группами интересов, правящими элитами и политическим лидерством, определение их места и роли в системе властных отношений; изучение специфики лоббизма, корпоративизма и неокорпоративизма.
Основные понятия: группы интересов, лоббизм, корпоративизм, неокорпоративизм, правящая элита, политическая элита, экономическая элита, административная элита, открытая и закрытая элиты, контрэлита, циркуляция элиты, смена элит, политическое лидерство.


План семинара
Место и роль групп интересов в политике.
Сущность и критерии элит. Типы элит.
Корпоративизм и неокорпоративизм.
Политическое лидерство.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:


а) корпоративизм;
б) правящая элита;
в) лоббизм;
г) неокорпоративизм;
д) группы интересов;
е) политическое лидер­ство;
ж) рекрутация элиты;
з) циркуляция элиты;
и) бюрократический корпоративизм;
к) артикуляция интере­сов;
л) агрегирование инте­ресов;
м) кооптация.
1) объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние (давление) на государственные политичес­кие институты в целях обеспечения приня­тия наиболее благоприятных для себя ре­шений;
2) неоднородная социальная группа (или сово­купность групп), зажимающая привилегированное положение в обществе, обладаю­щая властью и возможностью влияния на общество;
3) перемещение части элиты в неэлитные группы и присоединение к элите наиболее способных и талантливых членов неэлитных групп;
4) ограниченное число принудительных, ие­рархически ранжированных и функцио­нально дифференцированных групп интере­сов;
5) постоянное приоритетное влияние со сторо­ны определенного лица на все общество, политическую организацию или значитель­ную социальную группу;
6) механизм формирования элиты;
7) целенаправленное воздействие групп инте­ресов на органы власти с целью реализа­ции специфических интересов;
8) демократическая система согласования ин­тересов, выражаемых крупными фирмами, организациями, ассоциациями;
9) функционирование корпораций под жест­ким контролем государства и в Строго госу­дарственных рамках;
10) преобразование социальных чувств, эмо­ций и ожиданий в политические требова­ния;
11) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей;
12) административный отбор в элиту новых членов.


2. Какую цель преследуют группы давления или группы по инте­ресам?


а) устойчивый контакт со структурами власти;
б) приход к власти;
в) оппонирование политике правящей партии;
г) действие в защиту группового интереса.


3. В приведенной ниже таблице указаны основные признаки групп интересов. Укажите в правом столбце соответствующий им тип групп интересов.


ПризнакиТип групп интересов
Группы, стремящиеся к защите интересов своих сторонников

Группы хорошо организован­ные, преследующие рациональ­ные интересы

Группы, возникающие на осно­ве общинных, кастовых, клановых общностей

Добровольные группы, пре­следующие специфические ин­тересы

Группы, основывающиеся на формальных организациях внут­ри государственного аппарата

Группы, спонтанно возникаю­щие, плохо организованные и недолговременные

Недобровольные группы, пре­следующие специфические инте­ресы


4. Какое из приведенных ниже положений раскрывает сущность лоббизма?


а) Централизованная система власти;
б) способ формирования элиты;
в) процесс влияния групп интересов на органы власти;
г) тип легитимной власти.


5. Рассмотрите лоббизм на примере США, Германии, Италии. Каким образом осуществляется связь заинтересованных групп с политическими партиями? Заинтересованы ли в этой связи пар­тии и органы государственной власти? Позитивные и негативные стороны существования и деятельности заинтересованных групп. Проблема лоббизма в российской политической практике.
6. Сформулируйте критерии отличия бюрократического корпора­тивизма от лоббизма.
7. Назовите наиболее влиятельные лоббистские группировки в современной России.
8. Заполнив нижеприведенную таблицу, сравните бюрократичес­кий корпоративизм в Советском Союзе и лоббизм в современной России. Что общего между ними? Какие изменения произошли?
Критерии сравненияБюрократический корпоративизмЛоббизм
Цели
Интересы
Институты власти, на которые оказывалось давление
Методы влияния
Характер законодательного ре­гулирования


9. Какие положения о законодательном регулировании лоббизма стоило бы заимствовать России из опыта демократических госу­дарств?
10. Кто из названных ниже ученых является одним из Создателей концепции политической элиты?


а) Т. Гоббс;
б) Г. Моска;
в) А. де Токвиль;
г) М. Бакунин.


11. Дайте определение понятия «правящая элита»:


а) засилие государства во всех сферах жизни общества;
б) высшие, привилегированные группы, слои, осуществляющие функции управления;
в) правовая норма, определяющая положение человека в государстве;
г) руководство политической партии.


12. Какие положения не являются ключевыми в концепции элитарного подхода к политике?


а) политика — это борьба за власть;
б) большинство людей должны иметь доступ к важнейшим политическим инструментам и средствам;
в) большинство людей не должно быть вовлечено в политику;
г) население в государстве делится на два основных сословия — уп­равляющих и управляемых.


13. Кому из политологов принадлежат следующие определения элиты:
а) «Совокупность групп индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области»;
б) «Во всех обществах — от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных — обнаруживаются два класса людей — класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, ру­ководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно»;
в) Властвующая элита состоит из людей, которые «занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосре­доточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются»;
г) Элита — это «творческое меньшинство общества, противопостав­ляемое нетворческому большинству».
14. Итальянский социолог В. Парето подразделял элиты на «львов» и «лис». Охарактеризуйте предложенные им типы элит. Какие критерии положены в основу указанной типологизации? Какая из элит способна наиболее длительный срок удерживать власть? Почему? Какой тип элит, согласно классификации Парето, осуществляет власть в современной России.
15. Кто открыл «железный» закон олигархических тенденций?


а) Парето;
б) Вебер;
в) Михельс;
г) Моска.
16. Сравните основные положения теории элит В. Парето, Г. Моски, Р. Миллса.
Положения концепцииВ. Парето
Г. Моска
Р. Миллс

Признаки определения элиты
Роль элиты в обществе
Типы элит
Методы господства

17. Определите качественный состав элиты на основе мерито-кратического, структурного и функционального подходов.
18. Назовите основные 'типы элит и определите их характерные признаки и качественный состав.
Критерии элитТипы элитКачественный состав и признаки

Функциональный


Место в политической системе


Интенсивность циркуляции и способы рекрутирования


Структура


Степень представительности



19. Совмещая критерии социальной представительности и груп­повой интеграции, дайте характеристику советской, а затем и со­временной российской элите. Произошла ли смена элит?
20. Сравните систему отбора в «открытую» и «закрытую» элиты.
Критерии отбора«Открытая» элита«Закрытая» элита
1. Требования, предъявляе­мые для вхождения в элиту


2. Механизмы отбора


3. Возможности продвижений в элиту для представителей не элитных групп



21. Проанализируйте, как изменялись критерии отбора в правящий класс России в различные исторические периоды.
22. Согласны ли вы с французским политологом Дж.П. Ледонoм, утверждающим, что специфической чертой российского правящего класса на протяжении всей истории было и остается «эгоистическое удовлетворение своих потребностей и максимилизация военной власти»?
23. Попытайтесь дать краткое описание российской истории с точки зрения смены элит.
24. Дайте сравнительную характеристику советской и российской элитам по таким критериям, как характер внутриэлитных отношений открытость к не элитным группам, принципы формирова­ния (рекрутации), механизмы легитимации, отношение к власти и собственности.
25. Согласно каким теориям политическими лидерами становят­ся лица:


а) с определенным набором черт характера;
б) с ярко выраженным стремлением к власти;
а политическое лидерство:
в) производное определенной социальной группы или ситуации;
д) основывается на ожидании последователей реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера.
г) способ компенсации низкой самооценки


26. Английский историк Т. Карлейль в работе «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждает; что все исторические события — дело великих личностей. Масса — пассивный эле­мент, лишь тормозящий процесс развития. Как только массы берут верх над творческими личностями общества (особенно в моменты революционных переворотов, вызывающих хаос, анар­хию и нестабильность), наступает упадок цивилизации. Великие лидеры — «вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно, повинуясь велениям судьбы». Истинная же сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы «возвести на трон самого способного человека». Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель ут­верждал, что политические цели, преследуемые великими людь­ми, содержат момент всеобщего, иными словами, выдающийся руководитель выражает историческую необходимость, «правду своего времени». Исторические события — результат творчест­ва и усилий вождей лишь в той степени, в какой вожди выражают потребности общественного развития.
Что сближает подходы Карлейля и Гегеля к определению роли личности в истории?
27. Немецкий философ Ф. Ницше утверждал, что общество де­лится на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы (или ставленники толпы), лишь вы­ражающие интересы масс, но есть «подлинные герои — сверхчеловеки», толпу презлющие и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяет смысл человечес­кой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо «мораль — оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последо­вателей — «недочеловеков». Французский социопсихолог Г. Тард считает, что все достижения цивилизации — результат деятельности великих лидеров. Огромное большинство их при­верженцев лишь подражают им. Главный закон социальной жизни — подражание толпы стилю и имиджу своего Лидера. Ве­ликий лидер есть проявление «высшей случайности», «высший источник социального развития». Чтобы иметь успех у последо­вателей, лидер должен постоянно держать их в нервно-психичес­ком возбуждении. Мнимое единодушие масс — просто слепое подражание лидеру, отсутствие которого обезглавливает толпу и делает ее недееспособной. Поэтому толпу могут возглавить и не «избранники, а отбросы». Толпа не рассуждает, но верит. Она находится под обаянием личности сильного лидера и презирает слабого за неспособности ею же командовать.
Определите общие и различные черты в подходах ф. Ницше и Г. Тарда к пониманию природы человеческого общества и путей общественного развития. Сформулируйте свою позицию по вопросу о природе политического лидерства.
28. По мнению М. Херманн, лидерство — «многостороннее по­нятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внима­ние:


а) характер самого лидера;
б) свойства его конституентов (приверженцев, избирателей и всех политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером);
в) взаимосвязь между лидерами и его конституентами;
г) контекст или конкретную ситуа­цию, в которой лидерство осу­ществляется»


Покажите, как «работает» данное определение политического лидерства в условиях различных политических режимов.
29. Что оказывает наибольшее влияние на характер политичес­кого лидерства?


а) социально-экономическая ситуация в стране;
б) факторы международного положения;
в) психологические черты лидера;
г) национальные традиции и обычаи;
д) характер политической культуры общества;
е) характер социальных отношений в обществе;
ж) уровень институционализации власти;
з) требования, предъявляемые ли­деру его окружением.


30. Назовите критерии, которые используется для классифика­ции политических лидеров.
31. Кто является создателем концепции трех форм господства (лидерства) — традиционного, харизматического и легального?


а) Платон;
б) Ж.Ж. Руссо;
в) М. Вебер;
г) Г. Алмонд.


32. Каковы характерные черты типов лидерства:
1) традиционного;
2) харизматического;
3) рационально-легального.
а) деятельность в рамках установ­ленных норм и институтов;
б) ориентация на сложившиеся правила и обычаи;
в) стремление к «великим» целям;
г) ориентация на рациональные цели;
д) ориентация на радикальные из­менения существующей социальной и политической системы;
е) ориентация на сохранение сущест­вующих в обществе отношений;
ж) ориентация на соблюдение за­конности и правопорядка.
33. Изучая харизматический тип лидерства (харизма, греч. — бо­жественный дар, боговдохновленность), немецкий политолог М. Вебер отмечал, что он исходит из веры в сверхъестественные способности вождя, культа его личности. Харизматический лидер должен быть в глазах общества фигурой гигантского историчес­кого масштаба, выполняющим «великую миссию». Сам лидер («великий кормчий», «корифей всех наук», «отец нации», «по­мазанник божий») должен рассматривать свою роль как «при­звание свыше». Такой тип лидерства характеризуется фанатич­ной преданностью масс, полной «самоотдачей» индивидов лич­ности лидера, верой в правоту избранной им цели и средств ее достижения, некритическим восприятием политических реалий. Взаимоотношения вождя и масс носит эмоциональный характер. В общественной жизни царит атмосфера постоянного напряже­ния сил, борьбы и свершений, требования героизма и самоотвер­женности, энтузиазма и преданности. Повиновение масс лидеру носит сугубо индивидуальный характер и не подкреплено силой закона, авторитетом, традицией или сословной иерархией.
Основываясь на данной характеристике, приведите известные вам примеры харизматического типа лидерства из мировой и рос­сийской истории. Определите возможные перспективы возникновения и развития общественно-политических систем, использу­ющих харизматический взгляд на природу политического лидер­ства.
34. Определите типологию и прокомментируйте основное содер­жание стилей лидерства, для которых подходят следующие вы­сказывания:
а) «Лучший лидер тот, кто незаметен»;
в) «Талант руководителя зависит от его способности использо­вать интеллектуальный и организационный потенциал своих по­мощников без боязни потерять собственный авторитет»;
б) «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит»;
г) «Настоящий лидер всегда остав­ляет за собой право принять окончательное решение независимо от того, насколько он про­фессионально и глубоко знает обсуждаемый вопрос».
35. По мнению американского политолога Дж. Барбера, всех государственных деятелей по стилю исполнения своей роли можно классифицировать на четыре основных типа:
а) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на эффект и продуктивность своей деятельности;
б) Активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций и самолюбование;
в) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение привязанности со стороны сторонников и последователей;
г) пассивно-негативный стиль, ори­ентированный на минимальное участие в исполнении служебно­го долга.
Какой тип лидерства присущ известным вам политическим деятелям?
36. Н. Макиавелли рекомендовал правителям и государям, рас­считывающим сохранить свою власть, придерживаться определенных правил:
— «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы».
— «Предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое дополнение будет для него вредным».
— «Государи должны обладать гибкой способностью, изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».
— «Заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно...».
— «При управлении людьми их необходимо или ласкать или угнетать... если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать от них всякую возмож­ность отмщения».
Можно ли согласиться с подобными рекомендациями? Какие приоритеты положены в их основу? Назовите имена политических деятелей российской и мировой истории, которые в своей деятельности, так или иначе, следовали этим рекомендациям.
37. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать совре­менный лидер?
38. Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой время великих политических лидеров прошло? Обоснуйте свое мнение.
39. С помощью таблицы «Мотивация власти и тип личности» по­пытайтесь охарактеризовать доминирующие мотивы в поведении известных вам российских политических лидеров.


Мотивация власти и тип личности*
Преобладающая потребностьОтношение к властиУсловное обозначение типа личности
Потребность в свободеВласть как стремление к неза­висимости и самостоятельностиНонконформист
Гедонистические потребностиВласть как источник материаль­ного благополучия и других личных выгодКонформист
Потребность в самоутвержденииВласть как преобладание, господ­ство над другими, источник престижа, высокого статуса, славыДиктатор
Потребность в самовыраженииВласть как играАвантюрист
Потребность быть личностьюВласть как служение людям, обществуДемократ

* Каверин С.Б Потребность власти М, 1991 С. 19.
Дискуссия.
Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
В политологической литературе предлагается несколько сцена­риев развития правящей элиты в современной России. Исходным при их разработке является выделение следующих внутриэлитных групп:
а) госбуржуазия — высший управленческий персонал минис­терств и крупных госпредприятий;
б) бюрократическая буржуазия — часть чиновничества, зани­мающаяся предпринимательством либо входящая в состав правле­ния частных компаний;
в) частнопредпринимательская буржуазия — наиболее крупные собственники и предприниматели;
г) госадминистрация — высшее чиновничество, нарождающая­ся группа бюрократии;
д) региональные элиты — высшее руководство регионов и субъ­ектов Федерации.
Характер возможных коалиций между этими группами способен оказать существенное влияние на политический процесс и форми­рующийся политический режим в России. Гипотетически возможны пять вариантов развития событий.
1. Коалиция госадминистраторов и госбуржуазии начинает играть доминирующую роль внутри элиты, ее влияние на полити­ческое развитие усиливается. Если социальная база этой коалиции остается ограниченной или сузится, а роль госбуржуазии усилится, не исключено формирование авторитарного режима.
2. К коалиции госадминистраторов и госбуржуазии присо­единяется часть частнопредпринимательской буржуазии. В этом случае возможно формирование гибридного режима, сочета­ющего в себе черты авторитаризма и демократии.
3. Коалиция госадминистрации и госбуржуазии дополняется союзом с частнопредпринимательской буржуазией и опирается на зарождающийся средний класс. При таком раскладе политичес­ких сил вероятным итогом становится демократия.
4. При коалиции госадминистраторов и бюрократической буржуазии, при решающей роли последней, может возникнуть олигархический авторитаризм, при котором государство становится личной собственностью и источником обогащения мафиозно-кор­поративных структур.
5. Коалиция региональных элит и госадминистраторов, при определяющей роли ее первого компонента, может стать источни­ком образования региональных олигархий, стремящихся к созданию конфедеративного государственного устройства (см.: Чешков М «Вечно живая» номенклатура? // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.).
Какие из перечисленных вариантов кажутся вам наиболее веро­ятными в современной России? Определите интересы наиболее ре­альной, на ваш взгляд, коалиции внутри правящей элиты. Соотнесите ее интересы с интересами:
а) нарождающегося среднего класса;
б) низкоквалифицированных слоев;
в) маргинальных слоев;
г) вашими личными.
ЛИТЕРАТУРА
Гайдар Е. Государство и эволюция М , 1995
Дискин И.Е Россия социальная трансформация элиты и мотивация // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития М, 1994
Дискин И.Е. Адаптация населения и элит (институциональные посылки) // Об­щественные науки и современность 1997 №1
Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую россий­скую элиту // Общественные науки и современность 1995 № 1
Лапина Н.Ю. Формирование современной российской элиты (проблемы пере­ходного периода) М, 1995
Лэйн Д. Перемены в России: роль политической элиты // Социс 1996. № 4
Рывкина Р.В. Влияние правящей элиты на ход и результаты экономических реформ//Социс. 1995 № 11
Тест. Лидер
Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа.
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да
б) нет
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да
б) нет
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положе­нию, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да
б) нет
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
а) да
б) нет
5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убе­дить кого-либо, кто вам до этого возражал?
а) да
б) нет
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да
б) нет
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?
а) да
б) нет
8. Испытываете ли вы настоятельную потребность в советчике, кото­рый бы мог направить вашу профессиональную активность?
а) да
б) нет
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
а) да
б) нет
10. Вам нравится, когда окружающие побаиваются вас?
а) да
б) нет
11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять за столом место, позволяющее вам легко кон­тролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?
а) да
б) нет
12. Вы уверены, что всегда производите впечатление импозантного че­ловека?
а) да
б) нет
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да
б) нет
14. Вы теряетесь, если люди не соглашаются с вашим мнением?
а) да
б) нет
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.д.) групп?
а) да
б) нет
16. Как вы поступите в случае, когда мероприятие, организацией кото­рого вы занимались, не удается:
а) радуюсь, если ответственность возложат на кого-то другого
б) беру всю ответственность за решение, которое было принято, на себя
17. Какое из двух мнений приближается к вашему собственному?
а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах
б) настоящий руководитель должен уметь управлять
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с людьми покорными
б) с людьми строптивыми
19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?
а) да
б) нет
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да
б) нет
21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сто­рону тех, кто раньше с вами был несогласен?
а) да
б) нет
22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
а) вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе
б) вы просто полагаетесь на решение других
23. «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Что бы предпочли вы:
а) быть первым в деревне
б) быть вторым в городе
24. Считаете ли вы себя человеком, способным влиять на других людей?
а) да
б) нет
25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?
а) да
б) нет
26. Кто, с вашей точки зрения, является истинным лидером группы:
а) самый компетентный
б) тот, у кого самый сильный характер
27. Всегда ли Вы стараетесь понять (оценить) людей?
а) да
б) нет
28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?
а) да
б) нет
29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более предпочти­тельным:
а) тот, который все решает сам
б) тот, который постоянно советуется
30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наи­более эффективным для хорошей работы предприятия?
а) коллегиальный тип
б) авторитарный тип
31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребля­ют?
а) да
б) нет
32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к ваше­му образу?
а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезу
б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчи­вый взгляд
33. Если на рабочем совещании ваше мнение не совпадает с мнением других, но вы уверены в своей правоте, как вы поведете себя?
а) буду молчать
б) буду отстаивать свою точку зрения
34. Считают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие ин­тересы только интересам дела?
а) да
б) нет
35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?
а) да
б) нет
36. Что для вас предпочтительнее?
а) работать под руководством хорошего руководителя
б) работать независимо
37. «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные ре­шения принимались одним из супругов». Что вы думаете на этот счет?
а) это верно;
б) это неверно.
38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необ­ходимости, под влиянием мнения других лиц?
а) да
б) нет
39. Как вы оцениваете свои организаторские способности?
а) выше средних
б) ниже средних
40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?
а) теряюсь
б) действую активнее
41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их за­служивают?
а) да
б) нет
42. Справляется ли ваша нервная система с напряженным ритмом жизни?
а) да
б) нет
43. Как вы будете действовать, если окажетесь перед необходимостью реорганизации?
а) без промедления, решительно
б) не спеша, тщательно продумав
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?
а) да
б) нет
45. Согласны ли вы с тем, что для того, «чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да
б) нет
46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человечес­ким способностям, должен сделать нечто выдающееся?
а) да
б) нет
47. Кем вам хотелось стать в молодости?
а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.
б) руководителем коллектива
48. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
а) торжественную, могучую
б) тихую, лирическую
49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными персонами?
а) да
б) нет
50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас?
а) да
б) нет

Ключ к тесту
Вопрос
Ваш ответ
Вопрос
Ваш ответ

1
а
б
26
а
б

2
а
б
27
б
а

3
б
а
28
а
б

4
а
б
29
б
а

5
а
б
30
б
а

6
б
а
31
а
б

7
а
б
32
а
б

8
а
б
33
а
б

9
б
а
34
а
б

10
а
б
35
б
а

11
а
б
36
б
а

12
а
б
37
а
б

13
б
а
38
б
а

14
б
а
39
а
б

15
а
б
40
б
а

16
б
а
41
а
б

17
б
а
42
а
б

18
б
а
43
а
б

19
б
а
44
а
б

20
а
б
45
б
а

21
а
б
46
а
б

22
а
б
47
б
а

23
а
б
48
а
б

24
а
б
49
б
а

25
б
а
50
б
а



Результат:
Подсчитайте количество набранных баллов.
При ответе на вопрос вы получаете балл только за вариант «а» в колонке.
Степень выраженности лидерства:
0—25 баллов: лидерство выражено слабо;
26—35 баллов: средняя выраженность лидерства;
36—40 баллов: лидерство выражено в силовой степени;
свыше 40 баллов: склонность к диктату.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
У истоков элитизма: Парето, Моска, Михельс.
Современные концепции элиты.
Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная рос­сийская элита: ретроспективно-сравнительный анализ.
Российская история с точки зрения концепции циркуляции элит.
Реформы в постсоветской России: произошла ли смена элит?
Лоббизм в политической жизни западных стран.
Группы интересов в российской политике: структура, механизм деятельности, эффективность.
Харизматическое лидерство.
Политико-психологические концепции лидерства
Политические портреты современных российских лидеров.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика М., 1999. Гл. 6.
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1995. Гл. 7.
Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч 1. Гл. 2.
Шаран П. Сравнительная Политология. М., 1992. Ч. 1. Гл. X. Ч. II. Гл. XIV § 1
Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. II. С. 60—67-Ч. III. С, 86—130.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Белов ГА. Политология. М., 1996. Гл. 7. § 6, 8.
Голосов Г.В. Сравнительная политология Новосибирск. 1995. Гл. 5.
Мухаев Р.Т. Политология М., 1997. Темы VI, VII.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 8. § 2, 3.
Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. III. Гл. 3.
Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу М 1992.
Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потреб­ность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отноше­ния. 1997. № 1.
Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США экономика, политика, идеология 1995. № 1,2.
Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. №3.
Ледон Дж. П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3
Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3, 4.
Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. 1996. № 11.
Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.
Смирнов В. В., Зотов С. В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.
Тарусина И.Г. Элитисты и плюралисты в современной политической теории (Историографический анализ) // Полис. 1997. № 4.
Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.
Тема 7
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Цель семинарского занятия: изучение системного подхода к политике; анализ моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда; определение структуры и функций политической системы; описание механизма; функционирования политической системы; формулирование критериев; типологизации политических систем; соотнесение понятий «политическая стабильность» и «политический риск» с моделью политической системы.
Основные понятия: политическая система, окружающая среда, комму­никация, «вход» в систему и «выход» из нее, требования и поддержка, структура и функции политической системы, артикуляция и агрегирование интересов, политическая социализация и рекрутирование, процесс принятия решений, типы политических систем, политическая стабильность, по­литический риск.
План семинара
Теория политической системы.
Политическая стабильность.
Политический риск.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:


а) политическая коммуникация;
б) агрегирование инте­ресов;
в) требования;
г) структурная диффе­ренциация;
д) «выход» политичес­кой системы;
е) функции;
ж) роль;
з) «вход» в политичес­кую систему;
и) политическая ста­бильность;
к) политический риск;
л) политическая систе­ма;
м) поддержка;
н) артикуляция интере­сов;
о) эффективность политической системы;
п) политический институт;
р) адаптация.
1) устойчивое состояние общества, позволяю­щее эффективно функционировать и разви­ваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;
2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;
3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование дан­ной системы» (Р. Мертон), «доступная на­блюдению деятельность, которая формиру­ет политическую систему» (Г. Алмонд);
4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
5) совокупность реакций политической систе­мы, проявляющаяся в принятии формаль­но-правовых норм, решений и их реализа­ции;
6) смоделированное поведение;
7) «выражение мнения о том, что уполномо­ченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);
8) «совокупность взаимодействий, посредст­вом которых происходит властное распре­деление ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выпол­няет функции интеграции и адаптации по­средством применения или угрозы приме­нения легитимного насилия» (Г. Алмонд);
9) процесс преобразования настроений, эмо­ций, чувств в рационально сформулирован­ные требования;
10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в поли­тике и экономике;
11) лояльность по отношению к политическому со­обществу в целом, режиму и органам власти;
12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функ­ций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;
13) распространение и передача политической информации, как между элементами поли­тической системы, так и между политичес­кой системой и окружающей средой;
14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
15) систематизированные и практически используемые формы политической деятель­ности и политических отношений на осно­ве определенных норм и процедур.


2. Кто из политологов определил политическую систему как:
а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством примене­ния или угрозы применения легитимного насилия;
в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выра­ботки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений:


1) М. Вебер;
2) С. Липсет;
3) Д. Истон;
4) Ч. Мерриам;
5) Г. Алмонд;
6) В. Парето;
7) Р. Макридис;
8) Р. Михельс;
9) М. Дюверже.


3. Какие обстоятельства «подтолкнули» политологов к созданию теории политической системы?
4. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе. Назовите основные положения системного подхода:


а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;
б) система — это сумма частей, ее составляющих;
в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;
г) любая система взаимодействует с окружающей средой;
д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
е) окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;
ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.
5. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:


а) экологическая система;
б) международные социальные системы;
э) международные политические системы;
г) биологическая система;
д) международные биологические системы;
е) социальные системы;
ж) международная социальная структура;
з) система культуры;
и) международная экономическая система;
к) демографическая система;
л) международная система культу­ры;
м) социальная структура;
н) международная демографичес­кая система.


Внутренняя средаВнешняя среда
1. ….1. ….
2. ….2. ….
3. ….3. ….

6. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?


а) политическая власть;
б) экология;
в) внешняя среда;
г) политика;
д) международное сообщество;
е) политическая культура;
ж) политические партии;
з) государство;
и) связь-коммуникация;
к) политический результат.


7. Дайте развернутое описание механизма функционирования по­литической системы.
8. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?
9. Политическая система состоит из совокупности подсистем: ин­ституциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.
10. Какое значение имеет понятие «структура» в теории полити­ческой системы?
11. Какое значение имеет понятие «функция» в теории полити­ческой системы?
12. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.
13. Могут ли внешне схожие структуры в различных политичес­ких системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.
14. Могут ли различные структуры политической системы вы­полнять схожие функции? Обоснуйте свой ответ.
15. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?
16. Опишите процесс выработки и принятия решений.
17. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?


а) исполнение правил и норм;
б) агрегирование интересов;
в) определение правил (нормотворчество);
г) политическая коммуникация;
д) политическая социализация и рекрутирование;
е) контроль за соблюдением пра­вил и норм;
ж) артикуляция интересов.


Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:
Функции «входа»
Функции «выхода»

1. ....1. ...
2. ....2. ...
3. ....3. ...

18. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?
а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;
б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;
в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформу­лированные требования.
19. Какое из названных положений соответствует функции агре­гирования интересов?


а) реализация поступивших в политическую систему требований;
б) процесс согласования различ­ных интересов;
в) преобразование требований в поддержку политической системы.


20. Какое из нижеприведенных положений соответствует функ­ции коммуникации?


а) информирование населения о проводимой политике;
б) выработка новых норм и правил;
в) принятие наиболее важных решений.


21. Какие из перечисленных структур выполняют функцию арти­куляции интересов?


а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.


22. Какие из названных структур выполняют функцию агрегиро­вания интересов?


а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.


23. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?


а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.


24. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?


а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.


25. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую сис­тему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающие­ся распределения благ и услуг; требования, связанные с регули­рованием поведения; требования в сфере коммуникации и ин­формации. Раскройте содержание этих требований.
26. Представьте модель политической системы, в которой отсут­ствует такой компонент как «требования». Опишите возможные варианты функционирования такой модели.
27. Представьте модель политической системы, в которой поступаю­щие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.
28. Как известно, политическая система «производит» политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.
Вид политикиЦели политикиСодержание политики
Экстраординарная («добывающая»)


Дистрибутивная («распределяющая»)


Процедурная («административная»)



29. Какой из типов стабильности является идеальным и не встре­чается в действительности?


а) абсолютная стабильность;
б) статистическая стабильность;
в) динамическая стабильность;
г) мобилизационная стабильность.


30. Различают адаптивную и неадаптивную политическую стабиль­ность. Какая из них основывается на легитимности, а какая — на пассивности масс при отсутствии политического кризиса?
31. Означает ли наличие стабильности политической системы от­сутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.
32. Какие из указанных условий способствуют укреплению поли­тической стабильности?


а) наличие классового типа стратификации;
б) высокие показатели экономического развития и удовлетворен­ность большинства общества своим уровнем жизни;
в) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответ­ствии с ними;
г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;
д) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;
е) низкая степень институализации;
ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в форми­ровании власти;
з) отсутствие оппозиции;
и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;
к) легитимность политической власти;
л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;
м) устойчивая и эффективная сис­тема политической социализа­ции.

33. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирова­ние; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; при­менение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопо­ставьте их по степени результативности.
34. Что характеризует фактор политического риска?
а) степень политической стабильности;
б) некоммерческие риски;
в) степень учитываемости требова­ний политической системой;
г) вероятность сохранения политической стабильности;
д) характер коммуникации в поли­тической системе.
35. С помощью каких параметров характеризуется:
а) экстралегальный риск;
б) легально-правительственный риск;
в) изменения в законодательстве;
г) революция, война, забастовки;
д) выборы;
е) военный переворот;
ж) влияние радикальных сил на общество;
з) контроль за ценами;
и) культурные ценности;
к) налоговая политика.
36. Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эф­фективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических сис­тем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными счи­таются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффек­тивности и нелегитимности власти политическая система неста­бильна.
Попытайтесь определить уровень политической стабильнос­ти для России. Для этого необходимо знать:
1) уровень легитимности власти;
2) уровень эффективности власти.
Эффективность власти вы можете рассчитать по следующей формуле:
где ПЭВ — показатель эффективности власти;
ai — важность реализованных решений;
aj — важность нереализованных решений;
Ri — реализованные решения;
Rj — нереализованные решения;
N — общее количество принятых решений.
Если полученный вами ПЭВ > 0, то власть эффективная. Если ПЭВ < 0, то власть — неэффективна. Степень эффективности/не­эффективности власти можно определить с помощью шкалы от –1 до +1.
Деловая игра.
Экспертная оценка уровня политической стабильности
Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index). Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них. Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4. «4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. На­пример, вы оцениваете такой параметр, как «политическая ста­бильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или пере­ворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес со­ответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.
ПеременнаяВес
пере­меннойОцен­ка, баллыИтого
1. Политическая стабильность
3,0



2. Отношение к иностранным инвесторам1,5
3. Уровень национализации1,5
4. Степень инфляции1,5
5. Состояние платежного баланса1,5
6. Степень бюрократизации1,0
7. Степень экономического роста2,5
8. Конвертируемость валюты2,5
9. Осуществимость контрактов1,5
10. Стоимость рабочей силы2,0
11. Степень профессиональной подготовки1,5
12. Развитие инфраструктуры1,0
13. Местное управление1,0
14. Наличие краткосрочных кредитов2,0
Наличие долгосрочных кредитов2,0

Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (по­дробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогно­зирование, управление. М., 1992. С. 23—24). Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.
Уровень рискаБаллыВероятность ущерба
Практически отсутствует83—100
Очень низкий75—82Низкая
Низкий67—74(Мала)
Заметный60—66
Ниже среднего55—59Умеренная
51—54(Допустимая)
Средний45—50
Выше среднего40—44Большая
На грани допустимого34—39(Велика)
Не допустимо26—33

18—25Высокая
0—17


Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России. В 1995г. индекс политического риска в России оце­нивался в 22 балла. Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г. Каким образом изменился индекс политического риска?
Политический риск может также оцениваться с помощью мето­дики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.
Актор
Ориен­тация
Последова­тельность
Мощь
Заинтере-сованность
Итого

Президент





Премьер-министр





Министр иностранных дел





Председатель Центрального банка





Коммунистическая партия РФ





ЛДПР





«Наш дом — Россия»





«Яблоко»





Профсоюзы





Армия





ФСБ





МВД







Ориентация представляет собой отношение к различным факто­рам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы счи­таете, что Президент отрицательно относится к факторам полити­ческого риска (является гарантом стабильности), в графе ориента­ция ставится знак «-». Под последовательностью понимается со­хранение ориентации данной политической силы, под мощью — ре­сурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — при­дание значения тому или иному фактору политического риска. Пос­ледовательность, мощь и заинтересованность отдельно оценивают­ся в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результа­ты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Системный подход в политической науке.
Структурный функционализм как методологическая основа теории политичес­кой системы.
Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.
«Политическая система» — идеологема западной политологии или универсальный конструкт политического анализа?
Структура и функции политической системы.
Политическая институализация в современной России: проблемы и перспективы.
Типологии политических систем.
Условия политической стабильности и методы ее обеспечения.
Методика расчета политического риска.
Политическая стабильность советской и российской политических систем: сравнительный анализ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М А. Василика. М., 1999. Гл. 7.
Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. I. Гл. II—IV. Ч. II. Гл. I. Разд. II.
Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.
Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. М., 1994. Гл.I.
Политические институты. М., 1996.
Формирование политической системы России. М., 1996.
Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 11.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.
Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
Западная демократия: основы стабильности. М., 1990.
Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.
Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. М., 1992.
Белов Г.А.. Политическая система // Кентавр. 1995. № 2.
Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. № 3.
Белов ГА. Институциональная система политической власти // Кентавр. 1995. №4.
Галкин А.А. Общественная стабильность: некоторые теоретические подхо­ды // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 5.
Дилигенский Г. Политическая институализация в России: социально-культур­ные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отноше­ния. 1997. № 7,8.
Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зару­бежных исследованиях // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 5.
Политическая стабильность: модели и российская действительность («Круг­лый стол») //Кентавр. 1994. № 3.
Тема 8
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Цель семинарского занятия: изучение основных типов политических режимов; характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов; характеристика поли­тического режима в современной России; знакомство с основными теория­ми и моделями демократии.
Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, то­талитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демо­кратия, демократия, либерально-демократическая и радикально-демокра­тическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демокра­тии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».
План семинара
Понятие политического режима. Типы политических режимов
Тоталитаризм как социальный и политический феномен
Авторитарный режим.
Сущностные черты и признаки демократии. Теории и модели демократии
Политический режим в современной России.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:


а) деспотия;
б) политический режим;
в) олигархия;
г) демократура;
д) демократия;
е) тирания;
ж) «авторитаризм раз­вития»;
з) тоталитаризм;
и) бюрократический авторитаризм;
к) диктатура;
л) авторитаризм;
м) диктократия;
н) полиархия;
о) делегативная демо­кратия;
1) неограниченная власть одного лица или не­большой группы;
2) историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачаль­ником;
3) политический режим, при котором государ­ство стремится к целостному, всеохваты­вающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдель­ности;
4) политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бю­рократии, национальной буржуазии, воен­ных;
5) упорядоченное взаимодействие структур по­литической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достиже­ния политических целей;
6) власть небольшой группы богатых и приви­легированных людей;
7) политический режим, при котором монопо­лией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, одна­ко сохраняются в ограниченном виде неко­торые гражданские свободы;
8) разновидность авторитарного режима, ори­ентированного на социальную и экономи­ческую модернизацию;
9) гибридный режим, характеризующийся про­ведением либерализации без демократиза­ции;
10) политический режим, отличающийся высо­кой степенью политической конкурентнос­ти элит и высоким уровнем политического участия;
11) гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либера­лизации;
12) историческая разновидность диктатуры, ха­рактеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чинов­ничий аппарат;
13) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы че­ловека;
14) политический режим, при котором электо­рат делегирует права исполнительной влас­ти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.


2. Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?


а) права и свободы человека;
б) монополия одной официальной идеологии, полностью отрицаю­щей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обяза­тельно признаваемой всеми;
в) разделение властей;
г) монополия одной массовой пар­тии, строящейся по олигархичес­кому признаку и возглавляемой харизматическим лидером, на власть;
д) свободные выборы;
е) всеобщий полицейский кон­троль и надзор;
ж) монополия власти на средства массовой информации;
з) многопартийность;
и) централизованный контроль за экономикой.


3. Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталита­ризм»?


а) К. Маркс;
б) Т. Рузвельт;
в) А. Гитлер;
д) В. Ленин;
г) У. Черчилль;
е) Б. Муссолини.


4. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо-марксист В. Райх писал: «Стремление милли­онов к социализму было стремлением к свободе от угнетения лю­бого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме ком­промисса со страхом перед ответственностью. ...Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе ...авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы».
Согласны ли вы с подобной точкой зрения?
5. Американский политолог Дж. Талмон ввел в политический лексикон понятие «тоталитарная демократия». Что оно означа­ет? Чем отличается «либеральная демократия» от «тоталитар­ной»?
6. Сформулируйте основные отличия тоталитаризма от авторита­ризма.
7. Какие социальные слои составляют социальную базу правого и левого тоталитаризма?
8. Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.
9. Французский просветитель Ж.Ж. Руссо писал о том, что со­здание государства означает появление из отдельных, несовер­шенных людей «морального и коллективного целого» политичес­кого организма или «политического тела», в котором как бы рас­творяется отдельная человеческая личность. В этом коллектив­ном теле «частный интерес не только согласуется с общим бла­гом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга».
О каком типе государства идет речь?
10. По мнению русского философа и политолога И.А. Ильина, тоталитаризм есть «политический строй, беспредельно расши­ривший свое вмешательство в жизнь граждан, включающий всю свою деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования... Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапре­щенное полезно; тоталитарный режим допускает совершенно иное; все непредписанное — запрещено... Государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан».
Подумайте, какие властные, управленческие структуры обес­печивают функционирование тоталитарного режима?
11. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способнос­тью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достиже­ния узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуж­дения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?
12. Ф.А. Хайек в работе «Дорога к рабству» утверждает, что первоистоки тоталитаризма покоятся в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы. Причем коллективные цели реализуются с помощью всеобъем­лющего планирования.
Согласны ли вы с данным утверждением? Достаточным ли это является? Ответ аргументируйте.
13. Авторитаризм выступает как один из типов политических ре­жимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытай­тесь сформулировать основные черты авторитаризма. Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?
14. Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.
Объясните, какие причины способствуют сохранению и вос­производству авторитаризма в современном мире?
15. Какие политические режимы называют военными?
16. Назовите основные движущие силы бюрократического авто­ритаризма.
17. Охарактеризуйте популистские режимы с точки зрения их эф­фективности.
18. По определению американского президента А. Линкольна, демократия — «это правление народа, избранное народом и для народа». В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характе­ристикой демократических государств.
В таком случае, возможно ли подлинное народовластие? Ответ аргументируйте.
19. Французский историк и политический деятель А. де Токвиль считал, что демократия имеет два существенных недостатка: она не дает народу «самого искусного правительства» и представляет собой политическую тиранию большинства. Но она обладает двумя весьма важными преимуществами. Какие это преимущест­ва? О какой стране пишет историк, анализируя недостатки и пре­имущества демократии?
20. Какие из приведенных оценок не относятся к демократичес­ким политическим режимам?
а) все демократические режимы соблюдают права человека;
б) все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям;
в) все демократические режимы ха­рактеризуются разделением властей;
г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления;
д) для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное устройство.
21. Каким образом общество может избежать «парадокса свобо­ды», заключающегося в возможности людей отказаться от зако­нов и самой свободы в пользу тирана?
22. Английский философ К. Поппер предложил новый подход к проблеме организации политической власти. Вместо традицион­ного вопроса: «Кто должен править?» необходимо, по его мне­нию, задаться другим вопросом: «Как нам организовать полити­ческие учреждения, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?»
Объясните, чем отличается первый подход от второго?
23. Как вы понимаете следующее высказывание: «Способность человека к справедливости делает демократию возможной, но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»?
24. А. де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке» пишет: «...американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако совсем нелегко ответить на вопрос, почему управляемое этими людьми государство процве­тает».
Предложите свой вариант ответа на вопрос, поставленный полтора столетия назад.
25. Какие идеи и политические доктрины Нового времени оказа­ли решающее влияние на современные представления о демо­кратии?
а) концепция естественного права, свободы и автономии личности;
б) теория «общественного догово­ра» Т. Гоббса;
в) теория правового государства И. Канта, Р. Моля, Р. Вилькерта;
г) концепция «общей воли» Ж.Ж. Руссо;
д) теория разделения властей Ш. Монтескье.
26. Известный русский юрист, либеральный мыслитель П.И. Новгородцев писал: «Демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование, те­перь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равнове­сия жизни, она более, чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий».
Какие достоинства и недостатки демократии как политичес­кого режима отметил Новгородцев?
27. Анализ институтов и ценностей народовластия показывает, что в России существовали мощные, глубоко укорененные в на­циональном сознании демократические традиции. Но парадокс нашей истории, как отмечал русский философ Н.О. Лосский, со­стоял в том, что Россия, оставаясь абсолютной монархией «на­верху», «внизу», в глубинах народной жизни, была «бытовой демократией».
Какие виды самоуправления существовали в России и в чем их историческое значение?
28. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина».
Определите, что именно, по мнению Ш. Монтескье, дает эту свободу?
29. Чем современная демократия отличается от античной?
Античная демократияСовременная демократия
1. Прямая1. .…

2. Воля большинства2. .…

3. Преследование инакомыслящих
3. .…
4. Право политического участия рас­пространяется только на свободных граждан4. .…

30. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении де­мократии является сведение ее только к выборам — «электорализм». Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополни­тельные необходимые признаки демократии.
31. В некой стране Х проводятся выборы, и существует парла­мент. Можно ли на основании этих признаков утверждать о су­ществовании демократии в данной стране?
32. Сформулируйте условия, препятствующие превращению де­мократии в деспотизм большинства.
33. Дайте развернутую характеристику соотношения капитализ­ма и демократии.
34. В современной политической науке существует точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только в экономически развитом обществе. Можно ли согласить­ся с нею?
35. В зависимости от решения вопроса о субъекте власти, кон­цепции демократии можно разделить на три большие группы: ин­дивидуалистические (либеральные), плюралистические (теории групп) и коллективистские. Основные положения этих концеп­ций изложены в таблице. Осуществите позитивно-критический анализ названных концепций, покажите их сильные и слабые стороны. Сформулируйте различия между:
а) коллективистскими и индивидуалистическими концепциями;
б) между индивидуалистическими и плюралистическими концепциями,
в) между коллективистскими и плюралистическими концепциями.
Концепции демократии

Коллективистские
Индивидуалистические
Плюралистические

Отрицание автономии
личности, отношение
к ней как к составной части единого социального организмаПриоритет прав
личности над правами
государства. Индивидуальная свобода как
отсутствие ограниченийЗаинтересованная
группа —
центральный элемент политической системы.
Соперничество и баланс интересов —
основа демо­кратической власти
Первичность крупного социального объекта (народа, церкви и др.) в определении
поведения гражданинаОграничение компетенции и сферы деятельности государства, невмешательства в дела гражданского обществаГосударство — арбитр, обеспечивающий саморегулирование общества
Неограниченность власти большинства над меньшинством и отдельной личностью. Государственная поддержка социально ущемленных группРазделение властей, создание системы противовесов и балансировДиффузия государственной власти. Множественность властных элит

36. Какой из перечисленных принципов является принципом плюралистической концепции демократии?
а) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы, т.е. как отсутствие ограничений, нежелательного вмешатель­ства;
б) ограничение компетенции и сферы деятельности государств преимущественно охраной общественного порядка, безопаснос­ти граждан и социального мира;
в) идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу и его воле;
г) соперничество и баланс группо­вых интересов как социальной основы демократической власти.
37. Кто из политологов является автором теоретической модели полиархической демократии?
а) М. Вебер;
б) С. Хантингтон;
в) Р. Даль;
г) Г. Алмонд.
38. Укажите, какие функции обеспечиваются соответствующими гарантиями для демократии согласно концепции Р. Даля.
Гарантии для демократии
Функции

Свобода в создании организаций
Свобода мысли
Право голоса
Относительно неограниченное право на работу в государственных органах
Право политических лидеров состязаться за поддержку масс
Альтернативные источники информации
Свободные и справедливые выборы
Зависимость институтов, вырабатывающих государственную политику, от избирателей и других форм выражения предпочтений

39. Кому принадлежит определение демократии как «институци­онального устройства для принятия политических решений, в ко­тором индивиды приобретают власть... через конкурентную борь­бу за голоса избирателей»?
а) С. Липсету;
б) И. Шумпетеру;
в) А. Лэйну;
г) Ф. Шмиттеру.
40. На каких социальных ценностях основывается институцио­нальная модель «интегративной демократии»?
а) политический торг между гражданами, преследующими свои интересы;
б) поиски общего блага в процессе общей дискуссии между правителями и гражданами;
в) порядок, основанный на истории, долге и разуме;
г) порядок, основанный на рациональности и обмене;
д) права человека как высшая ценность и критерий оценки политических институтов;
е) инструментальная оценка прав человека.
41. Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии.
Теория демократии
Основные положения

Либеральная

Плюралистическая

Плебисцитарная

Партисипаторная

Элитарная

Концепция полиархии Р. Даля



42. Сравните политические режимы по следующим критериям:
Критерии
Тотали­таризм
Автори­таризм
Демо­кратия

Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)

Степень принуждения и насилия

Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, двойственность властей перед законом)
Место и роль государства
Зрелость гражданского общества
Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них
Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии


43. Опираясь на существующие классификации советского поли­тического режима в различные исторические периоды, дайте его развернутую характеристику.
Историческая эволюция советского политического режима
и его классификации*
Классификации
1929—1953
1956—1985

Первая
(олигархия — тирания)
Тирания
(правит один)Олигархия
(правит группа)
Вторая
Умеренный— репрессивный (либеральный— террористический)Репрессивно-террористический (массовый террор и репрессии)Умеренно-репрессивный (репрессии против отдельных групп населения)
Третья
(авторитаризм—де­мократия)Тоталитарный режим (почти тотальный контроль всех сфер общественной деятельности)Авторитарно-тоталитарный режим (контроль значительной части общества)

<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>