<<

стр. 10
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В целом ситуацию в сфере государственной службы можно охарактери
зовать как крайне неудовлетворительную. Фактически можно утверждать, что
государственная служба как социально правовой институт, как организован
ная система отсутствует. Доказательством этого являются проблемные харак
теристики состояния всех ее отдельных сфер.
В сфере нормативного обеспечения государственной службы
Общая характеристика проблемного пространства:
В целом ситуация в этой сфере характеризуется полным расстройством
системы нормативно правового регулирования государственной службы. С
одной стороны, возросла неупорядоченность нормативно правового регули
рования государственной службы, а с другой — резко ослабла система «есте
ственного» социально психологического ее регулирования. К этому добавил
ся еще и такой фактор, как общее сокращение сферы государственного регу
лирования социально экономических процессов, в результате чего возникла
новая для нас проблема — проблема границ государственной службы.
Основные проблемы:
отставание правового обеспечения государственной службы от измене
ний реальной обстановки в системе государственного аппарата управления;
отсутствие законодательной основы государственной службы, несистем
ность ее нормативно правового обеспечения;
неопределенность основных понятий (государственной службы, государствен
ной должности, государственного служащего и др.);
нечеткость правового регулирования статуса государственной должности;
недостаточное и несистематизированное правовое регулирование по
рядка выполнения функций по должностям на государственной службе:
отсутствие нормативного регулирования взаимосвязи качества выполне
ния функций государственных органов с интересами как государства, так и
государственных служащих;
недостаточность правового регулирования социальной защиты государ
ственных служащих и членов их семей;
неопределенность правового статуса органов и подразделений в области
организации и управления государственной службой;
неурегулированность порядка освобождения государственных служащих
от занимаемой должности в связи с обнаружившейся непригодностью и по
другим причинам.
В сфере кадрового обеспечения государственной службы
Общая характеристика проблемного пространства:
В целом ситуация в этой сфере характеризуется неполным отсутствием
государственной кадровой политики относительно практически всех видов
государственной службы (за исключением, пожалуй, силовых видов, где дей
ствует сильная инерция прежней системы). В этой сфере господствуют два
основных фактора — случайность и действие так называемой «системы добы
чи». В итоге качественное состояние персонала государственных органов, по
298
оценкам большинства и практиков, и ученых, намного ниже не только по
сравнению с тем, которое требуется в условиях политических и экономичес
ких реформ, но и по сравнению с дореформенным уровнем.
Основные проблемы:
отсутствие единой системы подбора кадров для органов государственно
го управления (в частности, системы рекрутирования новых государственных
служащих);
отсутствие прогнозирования и планирования потребности в кадрах госу
дарственных служащих;
отсутствие банка кадровой информации (особенно в плане обмена ин
формацией о потребностях в кадрах и возможностях их удовлетворения);
сильная (чрезмерная) сменяемость (текучесть) кадров государственных
служащих, особенно в связи с частыми структурными изменениями;
отсутствие политики и системы предотвращения коррупции в государст
венном аппарате;
необходимость значительного (часто кардинального) обновления про
фессиональной подготовки большого количества категорий государственных
служащих (юристов, экономистов, финансистов и др.) в связи с изменением
содержания и условий осуществления функций государственного управления;
отсутствие единой системы подготовки, переподготовки, повышения
квалификации государственных служащих;
отсутствие системы стимулов повышения деловой квалификации госу
дарственных служащих;
сложность (а часто и невозможность) привлечения выпускников про
фессиональных учебных заведений, в связи с неурегулированностью вопро
сов об оплате за них, и др.
В сфере организационного обеспечения государственной службы
Общая характеристика проблемного пространства:
В целом ситуация в этой сфере характеризуется непреодоленным (после
отстранения КПСС) развалом системы. В результате различные органы управ
ления и подразделения, имеющие то или иное отношение к вопросам государ
ственной службы, действуют разрозненно, без упорядоченного взаимодейст
вия друг с другом, распределение ответственности за отдельные вопросы госу
дарственной службы имеет случайный характер, наблюдается известное со
перничество за сферы влияния, многие вопросы вообще никем не решаются.
Основные проблемы:
отсутствие государственной политики в области формирования системы
органов государственного управления и структур отдельных органов государ
ственного управления;
отсутствие органа, ответственного за формирование и функционирова
ние как системы органов государственной службы, так и системы государст
венного управления в целом;
отсутствие научных критериев и методик создания новых органов госу
дарственного и местного управления и определения необходимой штатной
численности аппарата;
отсутствие унификации в исполнении однородных функций в различ
ных органах государственного управления и на разных государственных уров
нях (федерация — субъект федерации и пр.);
299
отсутствие специализированной системы учета и анализа состояния го
сударственной службы;
отсутствие знания о реальной эффективности деятельности органов го
сударственного управления;
отсутствие взаимодействия при реформировании систем государствен
ной службы в странах СНГ и др.
В сфере материально финансового обеспечения государственной службы
Общая характеристика проблемного пространства:
В целом ситуация в этой сфере характеризуется господством случайных,
ситуативных подходов к решению возникающих проблем. На фоне бюджет
ных трудностей это постепенно приводит к ухудшению материально бытово
го положения государственных служащих, к снижению конкурентоспособно
сти государственной службы на складывающемся рынке труда.
Основные проблемы:
отсутствие унифицированного подхода к установлению источников финан
сирования различных видов органов государственного управления;
низкая (в сравнении с промышленностью) заработная плата государственных
служащих аналогичной квалификации;
отсутствие ясного и четкого механизма решения жилищных проблем государ
ственных служащих и др.
В сфере социально психологического обеспечения государственной службы
Общая характеристика проблемного пространства:
В целом ситуация в этой сфере характеризуется крайне низким мораль
ным духом государственных служащих, с одной стороны, и сильно выражен
ным негативным отношением населения к государственным служащим, с
другой.
Основные проблемы:
низкий престиж государственной службы в глазах населения;
неопределенность личной судьбы государственных служащих в связи с
высокой нестабильностью политической обстановки и ее влиянием на состо
яние государственного аппарата;
утеря государственными служащими смысла государственной службы
как особого социального института и др.




300
Приложение 20
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ СМ И АП РСФСР
Примечания
№ Наименование мероприятий Исполнители Срок
выполнения
п/п

Возможно использо
1. Организация записи видео Ноябрь 1991
Роскадры
вание в системе мас
выступлений высших руко
совой пропаганды
водителей государства

То же
2. Подготовка учебно методи Ноябрь 1991
Роскадры
ческих материалов к видео
выступлениям

С 1992 г. передается
3. Обеспечение обучаемых ви Ноябрь 1991
УД
в Роскадры
деотехникой (плееры, кассе Президента
ты)

4. Формирование группы ин Ноябрь 1991
Роскадры
дивидуальных консультантов

При необходимости
5. Изучение видеовыступлений Роскадры Декабрь 1991
организуются встре
чи с авторами

6. Проведение семинаров Пре Декабрь 1991 —
Роскадры
зидента и зампредов СМ Январь 1992
РСФСР

7. Проведение семинаров про Роскадры Февраль—
чих руководящих работников Март 1992

8. Проведение дидактических Март 1992
Роскадры
интервью (1 й этап)

Возможно использо
9. Организация записи видео МИД РСФСР Февраль—
вание для других ка
лекций по основам рыноч Март 1992
тегорий обучаемых
ной экономики

То же
10, Подготовка учебно методи Февраль—
Роскадры
ческих материалов к видео Март 1992
лекциям

11. Изучение видеолекций Апрель 1992
Роскадры

12. Проведение дидактических Май 1992
Роскадры
интервью (2 й этап)

13. Разработка учебно методи 1991—1992
Роскадры
ческих материалов по про
грамме обучения в целом

14. Самостоятельное изучение 1992
Российская
материалов по индивидуаль Академия гос
ным программам службы

301
Приложение 21

СТРУКТУРА РОСКАДРОВ
в 1993 г.

Начальник
БЕКОВ Х.А.


Заместитель начальника — Заместитель начальника —
Атаманчук Г.В. Скобеев К.М.


государст правового кадровых
финансово организации
венной регулиро программ и
общий
экономический обучения
службы вания проектов


секторы

12
4 9
13
11
1 2 6 7 8 10
3 5
14




6 — зарубежных стран
1 — структурного 10 — экспертизы и
7 — по связям с
анализа оценки кадровых
общественностью
2 — анализа персонала программ
8 — проектирования
госслужбы 11 — учебных заведений
9 — анализа
3 — разработки 12 — по работе с
инфраструктуры
нормативно федеральными
методических органами
рекомендаций 13 — издательской
4 — внедрений деятельности
5 — консультантов 14 — государственных
заказов
ЛИТЕРАТУРА
1. M. Grochovski, M. Ben Gera. Supporting Reforms in Public Administration. How To Be
a Better Policy Advisor? NISPAcee, 2002.
2. Аналитический обзор выступлений участников международного семинара по
проблемам развития государственной службы в Российской Федерации. Выводы и
предложения // Вестник государственной службы. 1992. Август. С. 27—37.
3. Аналитический обзор выступлений участников научно практического совещания
по развитию государственной службы в Российской Федерации // Вестник государст
венной службы. 1992. Август. С. 24—26.
4. Атаманчук Г.В. Конституционные основы государственной службы и кадровой
политики. Лекции. М., 1997.
5. Базаров Т.Ю., Веселов В.М., Литовкин Л.Ю. Модельный эксперимент: програм
ма центра оценки как этап в проведении аттестации аппарата администрации Кали
нинградской области // Вестник государственной службы. 1992. Октябрь С. 8—10.
6. Базаров Т.Ю., Скобеев К.М. Аттестация представителей Президента Российской
Федерации: проблемы построения технологии оценки // Вестник государственной
службы, 1993. № 9.
7. Беков Х.А. Опыт работы Роскадров. М.: ИПКгосслужбы, 2001.
8. Бойко Е.А., Скобеев К.М. Реформа государственной службы — новое вино в ста
рые мехи? //Научные записки Сибирской академии государственной службы. Т. 4
(юбилейный). Новосибирск: СибАГС, 2001. С. 15—18.
9. Воробьев В.В. Проблемы становления и тенденции развития государственной
службы России. М., 1999.
10. Герье Владимир. Отношения Лейбница к России и к Петру Великому по неиздан
ным бумагам Лейбница в Ганноверской библиотеке. СПб.: Печатня В.И. Головина, 1871.
11. Госкомстат России. Состав работников, замещающих государственные и муни
ципальные должности, по полу, возрасту, стажу работы, уровню образования на 1 янва
ря 2001 г. Т. 1 (по России, ветвям власти и уровням управления). М., 2001.
12. Государственная служба / Отв. ред. А.В. Оболонский. М.: Дело, 1999.
13. Государственная служба (комплексный подход). Учебное пособие / Отв. ред.
А.В. Оболонский. М., 1999.
14. Данные Фонда общественного мнения (ФОМ) на 17 марта 1999 г.
15. Диагностика российской коррупции: социологический анализ. М.: ИНДЕМ, 2002.
16. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. М., 1996.
17. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Учебное и на
учно практическое пособие. М., 2002.
18. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции // Инвестиционный климат и перспективы
экономического роста в России. Кн. 1. М.: ГУ—ВШЭ, 2001. С. 221—230.
19. Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993.
20. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник для подготовки государствен
ных служащих. М., 1999.
21. О практических действиях по реализации концепции и Закона о государствен
ной службе в Российской Федерации // Вестник государственной службы. 1992. Август.
С. 21—23; Основные начала государственной службы в Российской Федерации (Закон
Российской Федерации). Проект Роскадров // Вестник государственной службы. 1992.
Август. С. 9—20; Развитие государственной службы в Российской Федерации. Тезисы
концепции // Вестник государственной службы. 1992. Август. С. 2—8 и др.
22. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы.
Россия — США — Англия — Австрия. М.: Дело, 2002
23. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов. Пять стратегий обновления
государства. М.: Прогресс, 2001
24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Россий
ской Федерации «Порядок во власти — порядок в стране». М., 1997.
25. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Россий
ской Федерации «Общими силами — к подъему России». М., 1998.

303
26. Россия — 2000. Современная политическая история (1985—1999 гг.). Т.1. Хрони
ка и аналитика. М., 2000.
27. Скобеев К.М. Проект концепции «Федеральной программы формирования от
ветственного государства» //Федеральное собрание — парламент Российской Федера
ции. Государственная дума. Аналитический вестник. 1995. № 3. С. 6—9.
28. Синк С. Д. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989. С. 68—72.
29. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М.: Вагриус, 2001.




РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
История попыток реформирования с 1992 по 2000 год

Корректор: И.А. Горбатова
Верстка: С.С. Вострикова


Лицензия ИД № 03510 от 15.12.2000 (Весь Мир)
Подписано в печать 17.02.2003
Печать офсетная. Формат 60 ? 88 1/16
Печ. л. 19,0. Тираж 1000 экз. Заказ

Изд. № 94/02 3

ООО Издательство «Весь Мир»
Наш адрес: 101831, Россия, Москва, Колпачный переулок, 9а
Тел.: (095) 923 68 39, 923 85 68; Факс: (095) 925 42 69
e mail: vesmirorder@vesmirbooks.ru; http://www.vesmirbooks.ru


ООО Издательство «Весь Мир» является официальным дистрибью
тором публикаций Всемирного Банка в Российской Федерации.
В Издательстве можно приобрести или заказать по каталогу любые
издания международных организаций.

Отпечатано в ФГУП «Производственно издательский комбинат ВИНИТИ»,
140010, г. Люберцы, Московской обл., Октябрьский пр т, 403

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

<<

стр. 10
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ