<<

стр. 8
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

подходов), которая интегрировала предшествующие разработки в
сфере законотворчества о государственной службе. Над концепцией
кодекса и разработкой его положений трудились представители раз
личных государственных органов, научных организаций и высших
учебных заведений. Вследствие этого появились концептуальные раз
работки и предложения, отражавшие различия идеологических пози
ций политического руководства, корпоративных интересов бюрокра
тии, научных взглядов ученых и практиков, начиная от предмета регу
лируемых отношений до структуры и конкретного содержания нор
мативных положений кодекса.
Результатом трехлетней работы явился подготовленный к началу
2000 г. Кодекс государственной гражданской службы Российской Фе
дерации. Он насчитывал 221 статью, объединенных в 29 глав по 11
разделам: I. Основы государственной гражданской службы. II. По
ступление на гражданскую службу. III. Освобождение государствен
ного гражданского служащего от замещаемой должности или уволь
нение с гражданской службы. IV. Прохождение гражданской службы.
V. Поощрение и служебная дисциплина на гражданской службе. VI.
Государственные служащие на гражданской службе. VII. Государст
240
венное пенсионное обеспечение гражданских служащих и членов их
семей. VIII. Споры, связанные с гражданской службой. IX. Государст
венное управление гражданской службой. Финансирование граждан
ской службы. X. Соблюдение законодательства о гражданской служ
бе. XI. Заключительные и переходные положения. В приложения к
кодексу включались типовые формы документов, необходимых для
заполнения гражданином при поступлении на службу (типовой кон
тракт), ее прохождении (аттестационный лист) и увольнении с нее
(заявление о назначении пенсии).
Анализ нормативного содержания окончательного варианта про
екта Кодекса приводит к выводу о том, что в нем предпринята попыт
ка свести воедино две традиционно противоположные линии право
вого регулирования государственной службы: сочетание норм адми
нистративного и трудового права. С одной стороны, кодификация
норм о государственной службе должна была создать специальный
административно правовой режим ее регулирования, а с другой, во
многом законопроект вобрал в себя нормы общего трудового законо
дательства, что закреплено в целом ряде статей. Уже в ч. 1 ст. 1 госу
дарственная гражданская служба определялась не иначе как «трудовая
деятельность», причем не только в государственных органах, но и в
государственных организациях. Нельзя не заметить, что это привело
бы не только к существенному расширению круга государственных
служащих, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Рос
сийской Федерации, но и повлекло бы значительные изменения и в
их статусе, и в особенностях прохождения службы и т.п. Не вдаваясь в
подробную характеристику Кодекса, обратим внимание на то, что он
был направлен на достаточно подробную регламентацию государст
венной гражданской службы на федеральном и региональном уров
нях, оставляя в то же время возможность для субъектов Российской
Федерации самостоятельно регулировать государственно служебные
отношения по вопросам, относящимся к их компетенции, законами и
иными правовыми актами. В разделе заключительных и переходных
положений предусматривалось, что некоторые виды государственной
гражданской службы в отдельных государственных органах, также как
и виды военной службы, могут регулироваться специальными закона
ми. В этих целях в соответствии с ч. 3 ст. 221 Президент РФ должен
был представить Государственной думе проекты Федеральных зако
нов «Основы государственной службы Российской Федерации», Ко
декс Российской Федерации о государственной военной службе, Ко
декс Российской Федерации о государственной службе в правоохра
нительных органах, «О государственной гражданской дипломатичес
241
кой службе», «О государственной гражданской службе в органах юс
тиции Российской Федерации». Несмотря на то, что эти проекты ос
тались нереализованными, их целесообразность подтверждается за
конотворческой практикой государственных органов, деятельность
которых обеспечивается отдельными видами государственной граж
данской службы. Например, в Министерстве иностранных дел РФ
разрабатывается проект Федерального закона «О дипломатической
службе Российской Федерации», высказываются идеи о необходимо
сти разработки законопроекта о парламентской службе и др.
Глобальность замысла и неясность идеологических установок при
разработке проекта Кодекса о государственной гражданской службе,
отсутствие системных представлений о том, каким должно быть пра
вовое обеспечение реформируемой и эффективно функционирующей
государственной службы России на перспективу, в совокупности с
объективно субъективными факторами иного свойства, не позволили
со всей определенностью проявить политическую волю, необходи
мую для придания ему силы федерального закона.

4.2. Проекты Федерального закона
«О федеральной государственной службе»
Наличие в субъектах Российской Федерации собственного зако
нодательства о государственной службе с очевидностью указывало на
возникший правовой вакуум в урегулировании федеральной государ
ственной службы отдельным законом. Необходимость его принятия
вытекает из п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации и пол
ностью согласуется с положениями ФЗ «Об основах ГС РФ».
Всего было два варианта проекта Федерального закона «О феде
ральной государственной службе». Первый вариант был внесен в Го
сударственную Думу в феврале 1998 г. депутатами А.Н. Арининым,
И.М. Братищевым, Ю.И. Бурлуцким, Л.А. Иванченко, М.М. Ульба
шевым, А.В. Шишловым. В результате рассмотрения в первом чтении
он был отклонен палатой 15 сентября 1999 г. (Постановление Государ
ственной Думы № 4296 II ГД). После этого решением профильного
Комитета Государственной Думы по делам федерации и региональной
политики было принято решение о разработке новой концепции дан
ного закона. Такая концепция была разработана В.А. Козбаненко и
после ее обсуждения членами экспертного совета Комитета, с участи
ем профессора права Петера Конце из Высшей федеральной школы
государственного управления (Германия), который сделал независи
мое заключение, вынесена на его заседание 13 февраля 2001 г. Присут
ствовавшие на нем депутаты в соответствии со ст. 111 Регламента Го
242
сударственной Думы приняли решение о создании рабочей группы по
подготовке проекта Федерального закона «О федеральной государст
венной службе» на основе утвержденной концепции. В состав рабо
чей группы вошли: В.Н. Южаков — заместитель председателя Коми
тета, руководитель рабочей группы; А.Г. Барабашев — заместитель де
кана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломо
носова; А.А. Гришковец — доцент Московской государственной юри
дической академии, Н.М. Казанцев — заместитель заведующего ка
федрой Российской академии государственной службы при Прези
денте РФ; В.А. Козбаненко — заместитель заведующего кафедрой Го
сударственного университета управления; А.Г. Кузьмичев — консуль
тант аппарата Комитета, секретарь координатор рабочей группы;
А.А. Фомин — заместитель председателя Комитета Государственной
Думы по аграрным вопросам; В.Ш. Шайхатдинов — заведующий ка
федрой Уральской академии государственной службы; М.А. Штати
на — ведущий научный сотрудник Российской правовой академии
Министерства юстиции РФ. Однако работа этой группы не была
должным образом организована ввиду отсутствия финансирования.
Весь труд по написанию нового варианта текста законопроекта взял
на себя В.Н. Южаков. Правда, в этом ему помогали работники По
волжской академии государственной службы Российской академии
при Президенте РФ, ректором которой он был до своего избрания де
путатом. Плодом их законотворческих усилий явился второй по счету
вариант законопроекта, который был внесен этим депутатом в поряд
ке его личной инициативы на имя Председателя Государственной Ду
мы 23 сентября 2001 г. Стоит отметить то немаловажное обстоятельст
во, что если структурно представленный вариант законопроекта, со
гласуется с одобренной Комитетом концепцией, то по нормативному
содержанию значительно отклонился от нее. В силу того, что данный
законопроект относится к предмету совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, он в соответствии с Регламентом Государ
ственной Думы решением Совета Государственной Думы был направ
лен не только в профильный комитет, но еще и разослан субъектам за
конодательной инициативы для представления ими отзывов, замеча
ний и предложений, которые они могут давать в течение 30 дней. С
учетом обобщения поступивших от них материалов и в процессе до
работки к первому чтению на пленарное заседание палаты второй ва
риант законопроекта внесли депутаты В.В. Володин, О.Н. Коргунов,
Б.Е. Немцов, В.С. Останин, В.А. Рыжков, А.А. Фомин, В.Н. Южаков.
24 октября 2001 г. состоялось первое чтение по итогам которого при
нято Постановление Государственной думы № 2008—3 ГД об отклоне
243
нии закона. Несмотря на это, из плана законопроектных работ Коми
тета на текущий 2002 г., данный закон не исключен.
Представляется достаточным высказать, по крайней мере, два со
ображения, не позволяющие данному законопроекту обрести юриди
ческую силу. Во первых, отклонение его связано не столько с тем, что
он составлен вопреки той концепции, которая была утверждена Ко
митетом Государственной думы по делам федерации и региональной
политике, и даже не столько из за того, что он страдает юридико тех
ническим несовершенством, а прежде всего потому, что он не нахо
дится в русле того политического компромисса, который следовало
бы достичь точно так же, как это было сделано летом 1995 г. И, во вто
рых, в силу того, что в настоящее время ведется разработка проектов
законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с ут
вержденной Президентом РФ Концепцией реформирования государ
ственной службой, принятие Закона «О федеральной государствен
ной службе» утратило свою актуальность.

4.3. Проект Федерального закона
«Кодекс поведения государственных служащих»
Проект Кодекса поведения государственных служащих внесен в
Государственную думу в порядке права законодательной инициативы
депутатом от фракции Союза правых сил В.Н. Южаковым и независи
мым депутатом В.А. Рыжковым. Проект был включен в план работы
весенней сессии 2002 г., что, как показали последующие инициативы,
исходящие из президентских структур, не сулило ему благоприятного
прохождения в палате. Знакомство с данным проектом позволяет за
ключить, что он составлен на основе модельного кодекса поведения
государственных служащих, выраженного в Рекомендации Комитета
министров Совета Европы № Р—2000 «О кодексах поведения для го
сударственных служащих». По результатам рассмотрения членами
секции Экспертного совета по вопросам законодательства о государ
ственной власти и государственной службе профильного Комитета
Государственной думы по делам федерации и региональной политике
и на заседании самого Комитета законопроект рекомендовано дора
ботать ввиду несовершенства юридической техники. Правительством
РФ также дан отрицательный отзыв. В настоящее время депутаты,
инициировавшие разработку данного законопроекта, предлагают
распространить его действие и на муниципальных служащих, а значит
именовать его Кодексом поведения государственных и муниципаль
ных служащих. Несмотря на то, что 17 мая 2002 г. Государственная ду
ма приняла его в первом чтении, перспективы его окончательного
244
принятия не очевидны. Здесь наблюдается соперничество президент
ской и думской команд.
В августе 2002 г. Президент РФ издал указ, которым утвердил
«Общие принципы служебного поведения государственных служа
щих». Однако хотя указ и принят на опережение федерального зако
нодателя, тем не менее нельзя не учесть, что всякий подзаконный акт
действует лишь до тех пор, пока по вопросам его регулирования не
принят федеральный закон. Другое дело, что возобладавшая полити
ческая тенденция, отражающая политическую же реальность, направ
лена в русло президентского видения системы нормативных правовых
актов, посредством которых оформляются современные реформы го
сударственного аппарата.

4.4. Законодательные инициативы субъектов
Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы субъектов Россий
ской Федерации согласно Конституции (ч. 1 ст. 104) наделены правом
законодательной инициативы. В сфере законотворчества по вопросам
государственной службы они пользуются этим правом весьма актив
но, но нерезультативно. В 1996 г. Государственная дума приняла Феде
ральный закон «О внесении поправки в Федеральный закон «Об ос
новах государственной службы Российской Федерации», с инициати
вой которого выступали некоторые субъекты Российской Федерации
(Северная Осетия — Алания и др.). Его суть состояла в том, чтобы раз
решить государственным служащим, избранным депутатами законо
дательных (представительных) органов государственной власти и ор
ганов местного самоуправления совмещать эти должности до истече
ния срока их полномочий. Президент РФ с такой позицией не согла
сился и направленный к нему закон отклонил. Примечательна и дру
гая инициатива, исходившая от одного из субъектов Российской Фе
дерации. В Совет Государственной думы 16 апреля 2001 г. поступил за
конопроект Законодательного собрания Республики Башкортостан,
которое предложило принять новую редакцию Федерального закона
«Об основах государственной службы Российской Федерации». Суть
изменений сводилась к тому, чтобы переименовать действующий за
кон в Федеральный закон «О федеральной государственной службе»,
исключив из его текста нормы, относящиеся к регулированию госу
дарственной службы субъектов Российской Федерации. Однако их за
конопроект назывался «О внесении изменений и дополнений в Феде
ральный закон «Об основах государственной службы в Российской
Федерации», что ошибочно (в названии проекта закона буква «в» вы
245
делена и подчеркнута — В.К.). Именно по этому формальному осно
ванию он не был принят к рассмотрению Советом Думы для вынесе
ния на пленарное заседание палаты. Всего за весь период действия
Федерального закона «Об основах государственной службы Россий
ской Федерации» для внесения в него различных изменений и попра
вок субъекты Российской Федерации использовали свое право зако
нодательной инициативы около 20 раз.

Заключение
Резюмируя обзор формирования законодательства в сфере право
вого регулирования государственной службы, в целом можно сказать
следующее. При создании нормативных правовых актов о государст
венной службе использовался отечественный исторический опыт, на
копленный не только в советский период, но и в Российской империи.
Так, была воспринята идея петровской «Табели о рангах» при разра
ботке проекта Основ законодательства о государственной службе в
разных его вариантах, нашла отражение в последующих актах феде
рального уровня, в частности, в действующем Федеральном законе
«Об основах государственной службы Российской Федерации» и в за
конодательстве субъектов Российской Федерации. Учитывался и зако
нодательный опыт зарубежных государств, представители которых
принимали участие в разработке не только законопроектов, но и иных,
в том числе действующих правовых актов. Нормотворческая практика
нового времени отличается разнообразием концептуальных подходов
и выражающих их проектов правовых актов, процесс формирования
законодательства в данной сфере общественных отношений, будучи
подчинен политической конъюнктуре, развивался спорадически, пра
вовое обеспечение государственной службы отличается несистемнос
тью и оставляет изрядную долю неурегулированных вопросов.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РСФСР

Вопросы Главного управления по подготовке кадров для государственной
службы при Правительстве PCФCP
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 242
«О реорганизации центральных органов государственного управления
РСФСР» Правительство РСФСР постановляет:
1. Преобразовать Департамент государственной службы при Правитель
стве РСФСР в Главное управление по подготовке кадров для государственной
службы при Правительстве РСФСР (Главкадры РСФСР).
2. Установить, что образованные постановлениями Правительства
РСФСР от 27 ноября 1991 г. № 21 и № 22 Уральский и Поволжский кадровые
центры состоят при Главном управлении по подготовке кадров для государст
венной службы при Правительстве РСФСР.

Первый заместитель
Председателя Правительства РСФСР Г. БУРБУЛИС

г. Москва
16 декабря 1991 г.
№ 45


Приложение 2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопросы Главного управления по подготовке кадров для государственной
службы при Правительстве Российской Федерации

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить:
прилагаемое Положение о Главном управлении по подготовке кадров для го
сударственной службы при Правительстве Российской Федерации (Роскадры);
перечень подведомственных и передаваемых Роскадрам организаций со
гласно приложению.
247
Роскадрам в 3 месячный срок создать на базе переданных организаций
систему учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалифи
кации кадров для федеральных, республиканских и местных органов власти и
управления, руководителей государственных предприятий и организаций, а
также служб управления персоналом государственных органов и учреждений.
2. Установить предельную численность работников центрального аппа
рата Роскадров в количестве 85 человек (без персонала по охране и обслужи
ванию здания), в том числе до 5 военнослужащих и лиц начальствующего со
става органов внутренних дел, и фонд оплаты труда на 1 квартал 1992 г. в раз
мере 402,2 тыс. рублей.
Разрешить Роскадрам иметь 2 заместителей начальника Главного управ
ления, в том числе одного первого, и коллегию в количестве 7 человек.
3. Установить, что центральный аппарат Роскадров финансируется за
счет ассигнований на содержание органов государственного управления, пре
дусмотренных в республиканском бюджете Российской Федерации.
Министерству экономики Российской Федерации и Министерству фи
нансов Российской Федерации при формировании республиканского бюд
жета Российской Федерации предусматривать средства на финансирование
Роскадров и подведомственных ему организаций и учреждений, включая ка
питальные вложения на строительство учебно производственных объектов,
жилых домов и других объектов социально бытового назначения.
4. Установить должностные оклады руководящих работников, специали
стов и служащих центрального аппарата Роскадров на уровне окладов, преду
смотренных для аналогичных категорий работников министерств и государ
ственных комитетов Российской Федерации.
5. Установить, что обеспечение аппарата Роскадров материально техничес
кими средствами, средствами связи, транспортом, а также бытовое и медицинское
обслуживание его работников осуществляется соответствующими подразделения
ми Администрации Президента Российской Федерации на договорной основе.

Первый заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации Г. БУРБУЛИС

г. Москва
6 марта 1992 г.
№ 145

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 марта 1992 г. № 145

ПОЛОЖЕНИЕ
О Главном управлении по подготовке кадров для государственной службы при
Правительстве Российской Федерации

1. Главное управление по подготовке кадров для государственной служ
бы при Правительстве Российской Федерации (Роскадры) образовано Указом
248
Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 242 «О реорганизации централь
ных органов государственного управления РСФСР».
Деятельность Роскадров направлена на достижение того, чтобы персо
нал государственной службы (служащие федеральных, республиканских и
местных органов исполнительной власти, руководители государственных уч
реждений и предприятий, государственные служащие) в профессионально
квалификационном и деловом отношениях соответствовал задачам, формам
и методам работы этих органов, учреждений и предприятий в условиях эконо
мической и политической реформы.
В своей деятельности Роскадры руководствуются законодательством
Российской Федерации, решениями Президента и Правительства Россий
ской Федерации, настоящим Положением.
Координацию работы Роскадров осуществляет Первый заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации.
Главное управление по подготовке кадров для государственной службы
при Правительстве Российской Федерации является юридическим лицом,
имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации
и со своим наименованием.
2. Основными задачами Главного управления по подготовке кадров для го
сударственной службы при Правительстве Российской Федерации являются:
организация подготовки (через размещение заказов и иными способа
ми) кадров для федеральных, республиканских и местных органов власти и
управления, руководителей государственных учреждений и предприятий, го
сударственных служащих;
разработка профессионально квалификационных требований к госу
дарственным служащим, анализ фактического состояния кадров государст
венной службы;
разработка системы оценки соответствия профессионально квалифика
ционным требованиям лиц, впервые поступающих на государственную служ
бу или претендующих на продвижение по службе;
создание инфраструктуры по обучению кадров, включая учебные, экс
пертные, консультативные, научные организации, сети и банки кадровой ин
формации, профессиональные ассоциации и прочие организации по работе с
государственными служащими;
организация научно методического обеспечения работы по управлению
персоналом в федеральных, республиканских и местных органах власти и уп
равления на государственных предприятиях и в организациях;
участие в работе по повышению эффективности системы государствен
ной службы, структур и процедур деятельности федеральных правительствен
ных органов и учреждений.
3. Главное управление по подготовке кадров для государственной служ
бы при Правительстве Российской Федерации в соответствии с возложенны
ми на него задачами:
организует аналитическую работу по изучению и оценке состояния сис
темы, структур, процедур деятельности и кадрового корпуса государственной
службы, профессионально квалификационного потенциала и личностных
качеств отдельных категорий работников, эффективности и уровня развития
инфраструктуры для работы с кадрами;
249
проводит экспертизу предложений и проектов мероприятий по органи
зационному и кадровому обеспечению экономической реформы;
разрабатывает правила и процедуры составления должностных описаний
служащих федеральных правительственных органов и учреждений, определения
условий найма, поощрения, продвижения, ответственности, увольнения, других
условий трудовых договоров и контрактов с государственными служащими;
разрабатывает федеральную классификационную систему требований к
государственным служащим, правил поощрения, продвижения, бытового
обеспечения, социальной защиты в системе государственной службы;
организует разработку государственных кадровых программ (обучения,
оценки и других направлений работы с государственными служащими), а так
же способствует разработке и принятию аналогичных программ на местном
уровне и в неправительственных организациях;
выполняет по поручению Правительства Российской Федерации функ
ции генерального заказчика государственных кадровых программ, координи
рует их реализацию в части сроков выполнения, затрат и соответствия полу
чаемых результатов задачам программ;
осуществляет по заказу государственных органов подготовку предложе
ний по использованию кадров, методическое руководство данной работой в
федеральных правительственных органах и учреждениях, оказывает помощь в
этой работе республиканским и местным органам исполнительной власти;
дает по запросам разъяснения по применению решений Правительст
ва Российской Федерации по вопросам обучения кадров государственных
служащих;
организует методическую помощь и консультирование руководящих ра
ботников и кадровых служб государственных органов и учреждений по теку
щим вопросам управления персоналом;
организует работу по подготовке резерва кадров государственной службы;
формирует и способствует развитию в Российской Федерации инфраст
руктуры по обучению кадров в части научных, учебных, экспертных, консуль
тационных организаций, сетей и банков кадровой информации, профессио
нальных ассоциаций специалистов по работе с кадрами государственной
службы, издательских и прочих организаций и учреждений;
способствует развитию научных исследований фундаментального и при
кладного характера в областях, относящихся к обучению и оценке государст
венных служащих, а также содействует расширению и интенсификации меж
дународных научных связей в этих сферах;
способствует приведению нормативно правовой базы по вопросам кад
ровой работы в соответствии с новыми условиями, возникающими в процес
се осуществления политической и экономической реформ.
4. В целях реализации задач и функций Главное управление по подготов
ке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Феде
рации имеет право:
участвовать в экспертизе проектов нормативных документов, регулиру
ющих деятельность государственных служащих;
получать от министерств, ведомств, других государственных органов
Российской Федерации информацию по вопросам подготовки кадров госу
дарственных служащих;
250
вносить в Правительство Российской Федерации предложения по уста
новлению требований и условий оценки кадров государственных служащих,
найма, обучения, продвижения и иных форм работы с ними, распоряжаться
ассигнованиями, выделяемыми Роскадрам из республиканского бюджета
Российской Федерации, и иными средствами, предусмотренными на обуче
ние государственных служащих и на реализацию государственных кадровых
программ;
вносить в Правительство Российской Федерации предложения по предо
ставлению организациям льгот и привилегий в связи с участием в обучении го
сударственных служащих и в выполнении государственных кадровых программ;
создавать в установленном порядке самостоятельные хозрасчетные орга
низации и временные коллективы для решения научно исследовательских,
учебно методических и иных задач, возложенных на Роскадры;
координировать деятельность подведомственных учебных, исследова
тельских, консультационных и иных организаций, определяя при необходи
мости их специализацию, а также целесообразность создания на их базе но
вых учебных и иных учреждений, в том числе совместно с зарубежными парт
нерами;
заключать договоры на выполнение работ и оказание услуг, связанных с
обучением государственных служащих, реализацией государственных кадро
вых программ и обеспечением своей деятельности;
издавать в установленном порядке и распространять научную, учебную,
методическую литературу, оперативные информационные материалы и иную
печатную, аудио и видеопродукцию, связанную со своей деятельностью;
осуществлять в установленном порядке сотрудничество с зарубежными
партнерами;
организовывать конкурсы, проводить конференции, семинары и вы
ставки, в том числе с участием международных и зарубежных организаций, по
проблемам, относящимся к сфере своей деятельности.
5. Главное управление по подготовке кадров для государственной служ
бы при Правительстве Российской Федерации возглавляет начальник, назна
чаемый Президентом Российской Федерации.
Начальник Роскадров:
руководит деятельностью Главного управления;
несет персональную ответственность за выполнение Роскадрами возло
женных на них задач;
распределяет обязанности между своими заместителями и руководите
лями структурных подразделений;
утверждает структуру и штатное расписание аппарата Роскадров в преде
лах установленных фонда оплаты труда и предельной численности работни
ков, положения о структурных подразделениях, а также в установленном по
рядке уставы подведомственных предприятий и организаций;
назначает на должность и освобождает от должности работников аппа
рата Роскадров;
распоряжается средствами и имуществом Роскадров, представляет Рос
кадры в отношениях с другими организациями, в том числе с зарубежными,
заключает от имени Роскадров договоры, соглашения и иные сделки, выдает
доверенности;
251
издает приказы и иные акты по вопросам, входящим в компетенцию
Роскадров.
6. В Роскадрах образуется коллегия в составе начальника (председа
тель), заместителей начальника по должности, а также других руководящих,
научно педагогических и иных работников. Персональный состав коллегии
утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Средства Роскадров образуются за счет ассигнований из республи
канского бюджета Российской Федерации, доходов от мероприятий, связан
ных с реализацией государственных кадровых программ, добровольных взно
сов и пожертвований российских и зарубежных фондов, организаций и част
ных лиц, а также иных поступлений.



ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 6 марта 1992 г. № 145

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ И ПЕРЕДАВАЕМЫХ РОСКАДРАМ
ОРГАНИЗАЦИЙ

Волго Вятский кадровый центр (г. Нижний Новгород)
Дальневосточный кадровый центр (г. Хабаровск)
Поволжский кадровый центр (г. Саратов)
Северо Западный кадровый центр (г. Санкт Петербург)
Северо Кавказский кадровый центр (г. Ростов на Дону)
Сибирский кадровый центр (г. Новосибирск)
Уральский кадровый центр (г. Екатеринбург)
Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работ
ников и специалистов промышленности строительных материалов бывшей
Государственной ассоциации «Союзстройматериалы» (пос. Красково Мос
ковской области)
Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работ
ников и специалистов бывшего Министерства энергетики и электрификации
СССР (г. Москва)
Дальневосточный филиал (г. Владивосток) Всесоюзного института по
вышения квалификации руководящих работников (г. Киев) бывшего Государ
ственного концерна по водохозяйственному строительству «Водстрой»
Центральное бюро научно технической информации бывшего Минмон
тажспецстроя СССР (г. Москва)




252
Приложение 3


Государственному секретарю РСФСР
тов. БУРБУЛИСУ Г.Э.


К созданию в РСФСР новой системы работы с кадрами

В настоящее время успехи политических и экономических преобразова
ний в РСФСР определяются больше энтузиазмом и волевым настроем демо
кратических сил, нежели их превосходством в умении работать лучше, чем
«старая гвардия». В то же время как эффективность, так и неотвратимость,
необратимость реформ даже при самой благоприятной политической обста
новке решающим образом будет зависеть от способности руководящего кор
пуса системы государственного и местного управления, государственного и
частного секторов экономики воспринимать новые задачи, учитывать новые
условия работы, выполнять новые функции и обязанности, использовать но
вые права, нести новую ответственность.
Совершенно очевидно, что старая система работы с кадрами обеспечить
это не в состоянии.
Во первых, в своем функционировании она ориентировалась не на до
стижение наивысшего профессионального уровня кадрового корпуса, а на его
лояльность системе, преданность «делу партии».
Во вторых, старая система в научно методическом и технологическом
плане была крайне невосприимчива к новейшим, научно обоснованным и
практически апробированным средствам и методам кадровой работы. Соот
ветственно и кадры, ее обслуживавшие, также не имели необходимой науч
ной и практической профессиональной подготовки.
В этих условиях задача адекватного кадрового обеспечения реформ мо
жет быть решена только в том случае, если новое руководство РСФСР с само
го начала будет проводить активную и целенаправленную кадровую полити
ку, ориентированную на создание новой системы работы с кадрами в РСФСР.
Эта система должна обеспечивать:
синхронизацию политических и экономических преобразований с соот
ветствующей деятельностью по поиску, отбору, расстановке и обучению клю
чевых категорий руководителей и специалистов;
насыщение народного хозяйства и системы государственного и местно
го управления прежде всего компетентными, высокопрофессиональными ка
драми руководителей и специалистов;
рациональное сочетание актуальных и перспективных задач в части кад
рового обеспечения процессов реформ;
максимально широкое использование в кадровой работе современных
научных методов, передовых технологий и лучших практических образцов ка
дровой работы, как отечественных, так и зарубежных.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным использовать
следующую стратегию построения новой системы работы с кадрами.
На первом этапе кадровая служба Президента РСФСР должна включать:
253
а) создание в составе аппарата Государственного секретаря РСФСР спе
циального отдела по вопросам кадровой политики и государственной службы;
б) неправительственные организации при Президенте РСФСР — Госу
дарственное агентство кадровых программ и Академия государственной
службы с Интернатурой Президента РСФСР.
По мере становления выделять из кадровой службы Президента РСФСР
те ее составные части, которые в перспективе должны работать самостоятель
но и на началах самоокупаемости.
Возглавляет кадровую службу Президента РСФСР государственный со
ветник по кадровой политике, который одновременно возглавляет Государст
венное агентство кадровых программ, является членом Государственного Со
вета РСФСР и непосредственно подчиняется Государственному секретарю
РСФСР.
Центральным звеном кадровой службы Президента РСФСР и главным
средством создания новой системы работы с кадрами должно стать Государ
ственное агентство кадровых программ. Оно, реализуя важнейшие кадровые
программы, в их процессе:
создает новый методический аппарат кадровой работы для различных
направлений и уровней;
отбирает (главным образом, из числа участников программ) и обучает
работников, которых можно будет использовать в рамках новой системы ра
боты с кадрами;
формирует и способствует возникновению новых, в том числе самостоя
тельных организаций и учреждений по отдельным направлениям кадровой
работы (учебные, оценочные, консультационные и тому подобные центры,
школы, институты и т.п.).
Ориентируясь на решение исключительно федеральных задач и про
блем, это агентство одновременно, особенно на первых порах, активно взаи
модействует с Государственным агентством подготовки руководящих кадров
при Кабинете Министров СССР, консультационно исследовательским кон
сорциумом «Персонал управления» и другими союзными организациями в
сфере кадровой работы, которые на настоящее время имеют известные пре
имущества, особенно в части международных связей.
Финансирование деятельности кадровой службы Президента РСФСР в
1991—1992 гг. предлагается осуществлять на следующих началах:
а) Государственное агентство кадровых программ — из государственного
бюджета РСФСР и поступлений от реализации кадровых программ;
б) Академия государственной службы с Интернатурой Президента
РСФСР — из государственного бюджета РСФСР.
Разместить Государственное агентство кадровых программ — в здании
ВИПКэнерго. Вопрос о размещении Академии государственной службы с
Интернатурой Президента РСФСР должен быть решен дополнительно.

Х.А. БЕКОВ
В.А. ЗАРГАРОВ
В.М. КОРЕШКОВ
1 августа 1991 г.


254
Приложение 4

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР

В связи с роспуском ЦК КПСС и приостановлением деятельности Ком
мунистической партии РСФСР постановляю:
1. Объявить государственной собственностью РСФСР все принадлежа
щее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое
имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, по
мещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных пред
приятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на террито
рии РСФСР и за границей.
Средства КПСС, находящиеся за границей, распределяются по соглаше
нию между республиками после подписания ими Союзного договора.
2. Центральному банку РСФСР, Банку внешней торговли РСФСР и
Минфину РСФСР в суточный срок взять на строгий учет все денежные
средства в рублях и иностранной валюте КПСС и Коммунистической пар
тии РСФСР, помещенные в Госбанке СССР, Внешэкономбанке СССР,
Минфине СССР и других организациях и учреждениях СССР, расположен
ных на территории РСФСР, а также приостановить их использование до
особого распоряжения Президента РСФСР или Председателя Совета Ми
нистров РСФСР.
3. Передать право пользования на территории РСФСР недвижимым и
движимым имуществом КПСС и Коммунистической партии РСФСР, при
надлежащим ЦК КПСС и ЦК Коммунистической партии РСФСР — Совету
Министров РСФСР, принадлежавшим республиканским, краевым, област
ным, окружным, городским и районным комитетам КПСС и Коммунистиче
ской партии РСФСР — соответствующим органам исполнительной власти в
РСФСР, на территории которых находятся эти организации.
Совету Министров РСФСР передать часть зданий ЦК КЦСС, распо
ложенных в г. Москве, союзным республикам, входящим в состав Союза
ССР.
4. Передать Президиуму Верховного Совета РСФСР Общественно по
литический центр МГК и МК КПСС по адресу: Цветной бульвар, д. 2.
5. Обязать все органы исполнительной власти в РСФСР, Совет Минист
ров РСФСР, МВД РСФСР и КГБ РСФСР предотвращать любые попытки
порчи и расхищения недвижимого и движимого имущества КПСС и Комму
нистической партии РСФСР, а также использования этого имущества в коры
стных целях отдельными лицами или организациями.
Потребовать от органов исполнительной власти широко оповещать на
селение о своих решениях по использованию указанного имущества.
6. МИДу РСФСР срочно обратиться к Правительствам всех стран с
просьбой заморозить в банках и других организациях и учреждениях поме
255
щенные в них средства КПСС, а такие сообщить Совету Министров РСФСР
данные о размерах этих средств и банковских реквизитах.
7. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль
25 августа 1991 г.
№ 90



Приложение 5

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О начальнике Главного управления по подготовке кадров
для государственной службы
при Правительстве Российской Федерации

Назначить Бекова Хасмагомета Алаудиновича начальником Главного уп
равления по подготовке кадров для государственной службы при Правитель
стве Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
27 декабря 1991 г.
№ 326



Приложение 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РСФСР

Об образовании Департамента государственной службы РСФСР

В целях оперативного и качественного решения вопросов кадрового
обеспечения радикальной экономической реформы и совершенствования си
стемы государственных и муниципальных органов власти и управления Пра
вительство РСФСР постановляет:
1. Образовать Департамент государственной службы при Правительстве
РСФСР (Департамент государственной службы РСФСР).
2. Назначить Бекова Хасмагомета Алаудиновича генеральным директо
ром Департамента государственной службы РСФСР.
256
3. Разместить Департамент государственной службы РСФСР в помеще
ниях упраздняемого Государственного агентства по подготовке руководящих
кадров при Кабинете Министров СССР по адресу: г. Москва, Ленинский про
спект, 9.
4. Генеральному директору Департамента государственной службы
РСФСР Бекову Х.А.:
представить в месячный срок проект положения о Департаменте и смету
его расходов на 1992 год;
в недельный срок подготовить предложения о материальной базе и по
рядке финансирования Департамента государственной службы РСФСР, со
гласованные с Министерством экономики и финансов РСФСР и Государст
венным комитетом РСФСР по управлению государственным имуществом.

Первый заместитель Председателя Правительства РСФСР Г. БУРБУЛИС

г. Москва
23 ноября 1991 г.
№ 16



Приложение 7

Об организации работы по совершенствованию деятельности Роскадров

Приказ

Главного управления
по подготовке кадров для государственной службы
при Правительстве Российской Федерации (Роскадры)
от 2 июля 1993 г. № 100

Итоги деятельности Роскадров за первые полтора года их существования
показали, что на ряде важных направлений работы, установленных Положе
нием о Роскадрах, достигнуты определенные результаты: сформирована сеть
учебных заведений по обучению государственных служащих, организована
подготовка по новой для России специальности «Государственное и муници
пальное управление», подготовлен и прошел первое чтение проект основопо
лагающего законодательного акта о государственной службе, в 1992 г. прове
дена активная кампания по разъяснению целей экономической реформы в
министерствах и ведомствах, сформирована и реализуется программа науч
ных исследований в области государственной службы, налажено междуна
родное сотрудничество с рядом ведущих зарубежных стран.
Вместе с тем некоторые из задач и функций Роскадров выполняются не
удовлетворительно. К их числу относятся: работа по подготовке резерва кад
ров государственных служащих, анализ фактического состояния кадров госу
дарственной службы, разработка профессионально квалификационных тре
бований к государственным служащим, разработка системы оценки соответ
257
ствия государственных служащих профессионально квалификационным тре
бованиям к ним, подготовка предложений по использованию кадров и другие.
Изложенное требует критического осмысления задач, организационной
структуры, кадрового состава, технологии работы, характера взаимодействия
всех без исключения подразделений и должностных лиц Роскадров с целью
выявления недостатков и разработки системы мер по их устранению, учиты
вая при этом:
расширение сферы ответственности Роскадров, которые по Указу № 848
участвуют в обеспечении деятельности Совета по кадровой политике при
Президенте Российской Федерации;
опыт работы Главного управления с момента его образования и необхо
димость оптимизации внутренней структуры главка;
принципиальные положения проекта Основ законодательства Россий
ской Федерации о государственной службе;
рекомендации экспертов Роскадров в области государственной службы и
кадровой политики;
зарубежный опыт функционирования государственной службы и управ
ления персоналом, приобретенный Роскадрами в рамках международного со
трудничества.
В связи с изложенным, а также во исполнение Указов Президента Рос
сийской Федерации № 361 от 04.04.92, № 598 от 05.05.93 и № 848 от 03.06.93
приказываю:
1. Сформировать комиссию по совершенствованию деятельности Роска
дров в составе:
Беков Х.А., начальник Роскадров — председатель, Скобеев К.М., зам.
начальника — заместитель председателя, Атаманчук Г.В., зам. начальника —
заместитель председателя, Адарчева Л.С., начальник отдела, Казанцев Н.М.,
начальник отдела, Михеев В.Н., начальник отдела, Шекоян С.А., зам. началь
ника отдела, Модестов С.А., зав. сектором — секретарь.
2. Сотрудникам Роскадров провести групповую и индивидуальную рабо
ту по анализу итогов деятельности Роскадров и выработке предложений по ее
совершенствованию. Индивидуальные ответы на прилагаемый вопросник
сдать секретарю комиссии — в срок до 15 июля. Руководителям подразделе
ний и заместителям начальника управления совместно с экспертами Роскад
ров обработать полученные материалы — в срок до 1 августа.
3. Заместителям начальника управления и руководителям подразделе
ний по итогам указанной работы подготовить, а комиссии в недельный срок
рассмотреть следующие документы:
отчет по итогам работы Роскадров в 1991—1993 гг. (отв. Скобеев К.М., Ата
манчук Г.В., срок — до 20 июля),
служебную записку о проблемном анализе реального состояния деятель
ности Роскадров (отв. Михеев В.Н., Казанцев Н.М., срок — до 25 июля),
предложения по оптимизации организационной структуры Роскадров и
обоснование перехода к программно целевому методу управления (отв. Ка
занцев Н.М., Иванова Т.Е., Мазуров Ю.А., Адарчева Л.С., срок — до 30 июля),
проект дополнений к положению о Роскадрах, в которых нашли бы от
ражение принимаемые Президентом первоочередные меры по организации
системы государственной службы в Российской Федерации, а также измене
258
ния, предполагаемые в связи с принятием Основ законодательства Россий
ской Федерации о государственной службе (отв. Модестов С.А., Адарчева
Л.С., срок — до 1 августа),
проект положения о проведении конкурсов в Роскадрах (отв. Казанцев
Н.М., Михеев В.Н., срок — до 15 августа),
проект концепции и плана работы Совета по кадровой политике при Пре
зиденте Российской Федерации (отв. Скобеев К.М., Модестов С.А., срок — до
15 июля),
проект программы развития нормативно правового обеспечения госу
дарственной службы (отв. Адарчева Л.С., срок — до 30 июля),
предложения по организации работы с федеральным кадровым резервом
(отв. Скобеев К.М., срок — до 30 июля),
проект программы организации учебно методической деятельности
(отв. Скобеев К.М., Шекоян С.А., срок — до 25 августа),
проект программы проведения научно исследовательских работ (отв.
Атаманчук Г.В., Казанцев Н.М., срок — до 10 августа),
проект программы развития сотрудничества Роскадров со своими регио
нальными партнерами — органами и учебными заведениями государствен
ной службы субъектов Федерации (отв. Шекоян С.А., срок — до 25 августа),
проект программы международного сотрудничества Роскадров (отв. Ба
скакова О.А., срок — до 5 августа),
проект программы сохранения и развития учебно материальной базы уч
реждений Роскадров (отв. Шекоян С.А., Мазуров Ю.А., срок — до 25 августа),
техническое задание и технико экономическое обоснование проекта
информатизации Роскадров (отв. Атаманчук Г.В., Яковлев В.Г., срок — до
30 июля),
проект программы организации финансового обеспечения деятельности
Роскадров (отв. Иванова Т.Е., срок — до 30 июля),
проект программы организации контрольно ревизионной деятельности
(отв. Фатеева Н.С., срок — до 30 июля),
детальный проект плана работы на IV квартал (отв. Скобеев К.М., Ата
манчук Г.В., срок — до 15 сентября),
проект плана работы на 1994 г. (отв. Скобеев К.М., Атаманчук Г.В., срок —
до 15 сентября).
4. Во исполнение Указов Президента РФ № 361 от 4 апреля 1992 г. и
№ 848 от 3 июня 1993 г. и в соответствии с Положением о порядке проведения
аттестации государственных служащих органов исполнительной власти, ут
вержденным Постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1992 г. № 23 про
вести со 2 августа по 10 сентября аттестацию работников Роскадров.
4.1. Для подготовки и проведения аттестации образовать в Роскадрах ат
тестационную комиссию в составе:
Беков Х.А., начальник Роскадров (председатель),
Федоров А.Ю., заместитель начальника Управления Администрации
Президента Российской Федерации по работе с территориями, представите
лями Президента Российской Федерации, связям с Верховным Советом Рос
сийской Федерации (по согласованию),
Романюха В.П., советник Первого заместителя Председателя Совета
Министров — Правительства РФ (по согласованию),
259
Узбеков B.C., заместитель начальника Контрольного управления Адми
нистрации Президента РФ (по согласованию),
Адарчева Л.С., народный депутат, начальник отдела правового регулиро
вания,
Мазуров Ю.А., начальник общего отдела (зам. председателя),
Базаров Т.Ю., зам. нач.отдела,
Потапов Ю.Н., гл.специалист, председатель профкома,
Розенбаум Ю.А., главный научный сотрудник Института государства и
права Российской академии наук (приглашенный научный эксперт),
Карпенко Л.А., ведущий научный сотрудник Института психологии Рос
сийской академии образования (приглашенный научный эксперт),
Модестов С.А., зав.сектором (секретарь).
4.2. Утвердить график проведения аттестации работников Роскадров
(прилагается).
4.3. Заместителям начальника управления и руководителям подразделе
ний сдать в комиссию согласно графику проведения аттестации характерис
тики на аттестуемых работников.
4.4. По усмотрению начальников подразделений и с согласия аттестуе
мых работников, либо по собственному желанию работника, добивающегося
объективной оценки своих профессиональных и деловых качеств, разрешить
проводить независимую экспертизу с привлечением внешних экспертов по
трудовым соглашениям.
4.5. Начальнику отдела правового регулирования Адарчевой Л.С. обес
печить консультирование работников Роскадров об их правах и обязанностях
согласно Положению о порядке проведения аттестации государственных слу
жащих органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением
Минтруда РФ от 12 октября 1992 г. № 23 — в течение всего периода аттеста
ции.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на зав. сектором Модес
това С.А.
6. Настоящий приказ довести до сведения всех сотрудников Роскадров
на профсоюзном собрании коллектива 2 июля в 17.00.

Приложения:
1. Вопросник для анализа деятельности Роскадров и разработки предло
жений по ее совершенствованию.
2. Примерная структура характеристики.


Начальник Х.А. БЕКОВ
Исполнитель С. МОДЕСТОВ

2 июля 1993 г.




260
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу Главного управления по подготовке
кадров для государственной службы при
Правительстве Российской Федерации (Роскадры)
от 2 июля 1993 г. № 100

ВОПРОСНИК
ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСКАДРОВ И РАЗРАБОТКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

По каждому из указанных направлений анализа желательно показать не
только существующее состояние, но и то, каким оно (это состояние) должно
быть на Ваш взгляд, а также что нужно сделать, чтобы этого состояния
можно было достигнуть.
Первая часть вопросника связана с анализом деятельности Роскадров и
подразделения, в котором Вы работаете:
1.1. Цели и задачи Роскадров — как Вы их понимаете с точки зрения Ва
шего подразделения.
1.2. Цели и задачи Вашего подразделения — как Вы их понимаете с точки
зрения Вашей должности. Место Вашего подразделения в Роскадрах в целом.
1.3. Анализ деятельности подразделения:
— на основании каких установок, критериев, соображений и т.д. стави
лись задачи Вашего подразделения и определялись их приоритеты?
— как планировалась работа (и, в частности, распределялись ресурсы)
в Вашем подразделении?
— каким образом подводились итоги проделанной работы; как анали
зировалась эффективность использования ресурсов, как разбирались успехи
и неудачи?
— какие проблемы и трудности возникали в ходе решения поставлен
ных задач, что мешало их устранению?
— насколько соответствует деятельность, организационная структура и
другие аспекты системы управления Вашего подразделения его целям, зада
чам и функциям, а также целям, задачам и функциям Роскадров в целом?
1.4. Приходилось ли Вам участвовать в мероприятиях, проводимых дру
гими отделами Роскадров (назовите, в каких именно и в каком качестве)?
1.5. Какими Вам видятся направления совершенствования деятельности
Роскадров и Вашего подразделения в свете развития политической и эконо
мической ситуации в стране:
— первоочередные направления совершенствования и основные зада
чи, которые должны быть при этом решены;
— факторы и условия, способствующие или препятствующие решению
основных задач совершенствования деятельности Роскадров и Вашего под
разделения.
Вторая часть вопросника связана с анализом занимаемой Вами должност
ной позиции. В этой части должны быть показаны:
2.1. Смысл существования данной должностной позиции в Роскадрах
(назначение должности). Что, например, случится, если данной должности
не будет? Кому и какой ущерб будет нанесен?
261
2.2. На основании каких критериев, по Вашему мнению, должна оцени
ваться его деятельность?
2.3. Условия, при которых деятельность работника, занимающего дан
ную должность, могла бы быть наиболее успешно реализована (назовите, че
го именно, с Вашей точки зрения, не хватает).
2.4. Какими знаниями, навыками, умениями, личными качествами, на
Ваш взгляд, должен обладать работник на Вашей должности, чтобы успешно
решать стоящие перед ним задачи? Какое базовое образование, по Вашему
мнению, лучше всего иметь на Вашей должности? Какое дополнительное об
разование было бы полезно иметь и почему? Нужен ли опыт работы, какой
именно, зачем (что он дает)?
2.5. Каким образом Вы повышаете свой профессиональный и образова
тельный уровень? Чему Вам дополнительно нужно научиться?
Третья часть вопросника посвящена анализу эффективности Вашей работы
на должности.
3.1. Каковы важнейшие задачи и поручения, которые стояли перед Вами
в течение всего времени Вашей работы в Роскадрах?
3.2. В какой степени каждая из них была выполнена? Каковы были глав
ные проблемы, трудности, препятствия при выполнении этих задач и поруче
ний? Какие ошибки Вы совершили при этом и почему? Что нужно было сде
лать, чтобы каждая из задач была выполнена наилучшим образом?
3.3. Возникали ли в Вашей деятельности конфликты, в связи с чем, и чем
они завершились?
3.4. Какого рода стрессовые нагрузки приходится Вам испытывать в хо
де работы (приведите в порядке значимости)?
Четвертая часть вопросника посвящена анализу Ваших личных качеств:
4.1. Что Вас привлекает в Вашей нынешней работе?
4.2. Что Вас не устраивает в Вашей нынешней работе?
4.3. Средства, за счет которых Вы достигаете решения стоящих перед
Вами служебных задач (законы и иные нормативные акты, информацион
ные источники, специалисты и эксперты, финансовые средства, материаль
ные средства и пр.). В частности, какие периодические издания (газеты, жур
налы) Вы подвергаете анализу и используете в своей работе? Какие способы
и методы сбора и обработки информации Вы используете? В каких случаях и
откуда Вы привлекаете специалистов для анализа, для прогнозирования раз
вития социальных, политических и экономических процессов (назовите их).
4.4. Чего бы Вы хотели достичь в профессиональной сфере?
4.5. Кого бы Вы могли порекомендовать как специалиста в Вашей обла
сти (фамилия, имя, отчество, место работы, адрес или телефон для связи)?
4.6. Кто бы Вас мог рекомендовать как специалиста (фамилия, имя, от
чество, место работы, адрес или телефон для связи)?
4.7. Какими еще дополнительными (не связанными с профессиональной
деятельностью) знаниями и навыками Вы обладаете?
4.8. Чем Вы интересуетесь помимо профессиональной деятельности?
4.9. Какими иностранными языками и в какой степени Вы владеете?
4.10. Какими навыками работы на персональном компьютере Вы владеете?
Следующие три пункта Вы можете заполнить по Вашему желанию:
4.11. Какими позитивными личностными качествами Вы обладаете?
262
4.12. Какими негативными личностными качествами Вы обладаете?
4.13. Каковы Ваши планы на ближайшие 5 лет, на 10 лет?

Дата заполнения________________ Подпись _________________




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к приказу Главного управления по подготовке кад
ров для государственной службы при Правительстве
Российской Федерации (Роскадры)
от 2 июля 1993 г. № 100


ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общая оценка успешности производственной деятельности:
функциональные обязанности работника,
объем работы, выполненной за отчетный период,
качество работы, выполненной за отчетный период,
индивидуальные особенности выполнения производственной деятель
ности (скорость; доброжелательность — отчужденность; работать предпочи
тает индивидуально — в сотрудничестве).
Профессиональные качества работника:
знание своих функциональных обязанностей и полномочий;
профессиональная компетентность (знания, умения, навыки в своей кон
кретной работе и ориентировка в смежных областях);
потенциальная производительность;
работает по задачам или способен самостоятельно ставить цели;
стремление к профессиональному росту (повышение квалификации,
публикации, участие в конференциях и т.п.);
учет имеющихся предписаний и приоритетов (степень соответствия ра
боты законам, другим нормативным актам, административным указаниям,
служебным инструкциям и распоряжениям, учет в работе связей с другими
сотрудниками).
Для подтверждения желательно привести примеры публикаций, реали
зованных предложений, внедренных новшеств и успешно выполненных ме
роприятий.
Деловые качества работника:
1. Дисциплинированность:
умение ценить и использовать время (свое и других людей);
аккуратность в работе, оформлении материалов и т.п.;
ответственность (не увиливает ли, не перекладывает ли на других);
надежность (доводит дело до конца).
2. Умение организовать свой труд (самоорганизация):
определить свои цели, соотносить их со стратегическими и тактически
ми целями отдела, организации;
263
спланировать свою работу (во времени, в ресурсах и в затратах);
распределять силы (учет работоспособности);
осуществлять самоконтроль;
следить за здоровьем.
3. Креативность:
самостоятельность в анализе ситуаций;
фиксирование и формирование возникающих проблем;
обобщение разрозненных фактов, их анализ и формулирование выводов;
самостоятельность в принятии решении в пределах своей компетенции;
конструктивность в групповой интеллектуальной работе.
4. Умение работать с информацией:
слушать, запрашивать и уточнять информацию;
передавать информацию без искажений;
четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме;
аргументировать свои высказывания;
грамотно и профессионально писать тексты.
5. Умение работать с людьми:
налаживать и поддерживать контакт;
устанавливать деловые доброжелательные отношения;
оказывать поддержку, быть готовым к сотрудничеству;
уважительно относиться к личности другого человека;
вести переговоры;
вести конструктивную критику, избегать разрушительных эмоциональ
ных конфликтов.
6. Организаторские способности:
умение соотнести свою работу с работой других сотрудников отдела;
умение организовать работу других сотрудников, сплотить их на реше
ние конкретной задачи;
умение делегировать свои полномочия в случае необходимости.
Рекомендации по дальнейшему использованию:
повышение в должности;
включение в резерв на выдвижение;
перевод на другую работу (какую именно);
понижение в должности;
освобождение работника от занимаемой должности.



Приложение 8

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О первоочередных мерах по организации системы государственной службы
в Российской Федерации

В целях обеспечения единой политики в области организации системы
государственной службы и развития ее кадрового потенциала и в связи с раз
264
работкой Основ законодательства Российской Федерации о государственной
службе постановляю:
1. Образовать Совет по кадровой политике при Президенте Российской
Федерации.
2. Утвердить Положение о Совете по кадровой политике при Президен
те Российской Федерации согласно приложению.
3. Установить, что главными задачами Совета по кадровой политике при
Президенте Российской Федерации являются выработка кадровой политики
и межведомственная координация деятельности государственной службы в
федеральных органах исполнительной власти.
Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации
возглавляется Первым заместителем Председателя Совета Министров Пра
вительства Российской Федерации и Руководителем Администрации Прези
дента Российской Федерации.
В состав Совета по кадровой политике при Президенте Российской Фе
дерации входят: Председатель Государственного комитета Российской Феде
рации по высшему образованию, начальник Главного управления по подго
товке кадров для государственной службы при Правительстве Российской
Федерации, ректор Российской академии управления, ректор Академии на
родного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, ответствен
ный секретарь Совета по кадровой политике при Президенте Российской Фе
дерации, а также по решению Президента Российской Федерации ведущие
ученые и специалисты практики в области кадровой политики и управления.
4. Установить, что Совет по кадровой политике при Президенте Россий
ской Федерации осуществляет обязательное предварительное рассмотрение
кандидатур, представляемых для назначения на должность решениями Пре
зидента Российской Федерации и Совета Министров — Правительства Рос
сийской Федерации.
5. Назначить сопредседателями Совета по кадровой политике при Пре
зиденте Российской Федерации Первого заместителя Председателя Совета
Министров Правительства Российской Федерации Шумейко В.Ф. и Руково
дителя Администрации Президента Российской Федерации Филатова С.А.
6. Сопредседателям Совета по кадровой политике при Президенте Рос
сийской Федерации в недельный срок:
представить на утверждение персональный состав Совета;
сформировать в установленном порядке рабочий орган — секретариат
Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации штат
ной численностью десять единиц.
7. Руководителям органов исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт Петербурга рассмотреть вопросы органи
зации управления и разработки программ кадрового обеспечения государст
венной службы в органах исполнительной власти субъектов федерации.
8. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, Ру
ководителю Аппарата Совета Министров — Правительства Российской Федера
ции, руководителям федеральных министерств и ведомств, органов исполни
тельной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, ав
тономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт Петербурга:
265
в трехмесячный срок завершить аттестацию государственных служащих в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г.
№ 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»;
в месячный срок провести анализ кадрового обеспечения соответствую
щих органов исполнительной власти и утвердить перспективные планы рабо
ты по подготовке в них кадрового резерва.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
3 июня 1993 г.
№ 848



УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 3 июня 1993 г.
№ 848


ПОЛОЖЕНИЕ
О Совете по кадровой политике при Президенте Российской Федерации

I. Общие положения
1. Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации
(в дальнейшем именуется Совет) является консультативным органом Прези
дента Российской Федерации по вопросам разработки и обеспечения реали
зации кадровой политики в системе исполнительной власти Российской Фе
дерации.
2. Правовую основу деятельности Совета составляют Конституция Рос
сийской Федерации и законы Российской Федерации, указы и распоряжения
Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.
II. Задачи Совета
3. Основными задачами Совета являются:
по поручению Президента Российской Федерации — координация
функционирования системы государственной службы и кадровой политики в
федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации;
анализ состояния и эффективности использования интеллектуального,
управленческого и предпринимательского потенциала страны;
разработка предложений по стратегии формирования кадрового потен
циала российской государственности и повышения эффективности деятель
ности органов исполнительной власти, включая использование международ
ной помощи в сфере работы с кадрами;
определение механизмов координации деятельности органов исполни
тельной власти федерального, регионального и местного уровней в сфере ра
боты с кадрами;
266
подготовка предложений по подбору и расстановке кадров на ведущие
должности в системе исполнительной власти;
подготовка предложений по основным направлениям формирования
единой системы нормативно правового обеспечения работы с кадрами в орга
нах исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней;
анализ характера взаимодействия федеральных, региональных и мест
ных органов управления в процессе реализации кадровой политики, подго
товка предложений по повышению эффективности этого взаимодействия.
III. Состав Совета
4. Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации
возглавляется Первым заместителем Председателя Совета Министров —
Правительства Российской Федерации и Руководителем Администрации
Президента Российской Федерации.
5. В состав Совета входят: Председатель Государственного комитета Рос
сийской Федерации по высшему образованию, начальник Главного управле
ния по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве
Российской Федерации, ректор Российской академии управления, ректор
Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации,
ответственный секретарь Совета по кадровой политике при Президенте Рос
сийской Федерации, а также ведущие ученые и специалисты практики в об
ласти кадровой политики, управления и других отраслей научной и практиче
ской деятельности.
Состав Совета утверждается распоряжением Президента Российской
Федерации.
Рабочий орган — секретариат Совета возглавляет ответственный секре
тарь Совета. Остальные члены Совета принимают участие в его работе на об
щественных началах (безвозмездно).
IV. Организация работы Совета
6. Совет строит свою деятельность исходя из задач, закрепленных в раз
деле II настоящего Положения.
Члены Совета участвуют в его работе только лично.
7. Заседания Совета проводятся под председательством Первого замес
тителя Председателя Совета Министров — Правительства Российской Феде
рации либо Руководителя Администрации Президента Российской Федера
ции не реже одного раза в месяц.
8. Для проработки вопросов, подготовки заседаний, проведения экс
пертных и аналитических работ Совет может создавать рабочие группы, дей
ствующие под руководством одного из членов Совета.
V. Обеспечение деятельности Совета
9. Деятельность Совета обеспечивается ответственным секретарем Совета
при участии Главного управления по подготовке кадров для государственной
службы при Правительстве Российской Федерации, а также соответствующи
ми подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.
10. Организационно техническое обеспечение заседаний Совета по кад
ровой политике при Президенте Российской Федерации возлагается на сек
ретариат Совета.



267
Приложение 9

РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прекратить деятельность упраздненного в соответствии с пунктом 4
Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 Главного
управления по подготовке кадров для государственной службы при Прави
тельстве Российской Федерации в связи с истечением срока работы ликвида
ционной комиссии.

Председатель Правительства Российской Федерации В. ЧЕРНОМЫРДИН

г. Москва
3 мая 1994 г.
№ 626 р



Приложение 10

РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О рабочей группе по разработке проекта положения о федеральной государ
ственной службе Российской Федерации

В целях ускорения работы по созданию современной и эффективной го
сударственной службы, проведения единой государственной политики в об
ласти кадрового обеспечения политической и экономической реформ в Рос
сийской Федерации:
1. Образовать рабочую группу по разработке проекта положения о феде
ральной государственной службе Российской Федерации в составе согласно
приложению.
2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в
10 дневный срок представить на рассмотрение:
проект положения о федеральной государственной службе Российской
Федерации;
перечень мероприятий по реформированию государственной службы в
Российской Федерации;
проект Указа Президента Российской Федерации об образовании органа
государственной службы и кадровой политики при Президенте Российской
Федерации.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

15 ноября 1993 г.
№ 732 рп

268
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Президента
Российской Федерации
от 15 ноября 1993 г. № 732 рп

СОСТАВ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волков В.В. — заместитель Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации (руководитель группы)
Иванов С.Н. — заместитель начальника Главного управления по подго
товке кадров для государственной службы при Прави
тельстве Российской Федерации (заместитель руководи
теля группы)
Арефьев Е.П. — заместитель Руководителя Аппарата Совета Минист
ров — Правительства Российской Федерации
Безруков И.М. — заместитель председателя Комиссии законодательных
предположений при Президенте Российской Федерации
Орехов Р.Т. — заместитель начальника Государственно правового уп
равления Президента Российской Федерации
Румянцев Д.Д. — начальник Управления кадров Администрации Прези
дента Российской Федерации
Скобеев К.М. — заместитель начальника Главного управления по подго
товке кадров для государственной службы при Прави
тельстве Российской Федерации (секретарь группы)
Цивилев РМ — помощник Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации
Курбатов А.М. — ответственный секретарь Совета по кадровой политике
при Президенте Российской Федерации.



Приложение 11

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О реорганизации центральных органов государственного управления
РСФСР
Во исполнение постановления Съезда народных депутатов РСФСР «Об
организации исполнительной власти в период радикальной экономической
реформы» постановляю:
1. Образовать:
Министерство архитектуры, строительства и жилищно коммунального
хозяйства РСФСР на базе упраздняемых Государственного комитета РСФСР
269
по архитектуре и строительству и Государственного комитета РСФСР по жи
лищно коммунальному хозяйству;
Министерство здравоохранения РСФСР — на базе упраздняемого Ми
нистерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР (с переда
чей материально технических ресурсов, финансовых средств, другого имуще
ства, штатной численности работников центрального аппарата и ассигнова
ний на его содержание в части здравоохранения);
Министерство печати и информации РСФСР — на базе упраздняемого
Министерства печати и массовой информации РСФСР;
Министерство социальной защиты населения РСФСР — на базе упразд
няемого Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР
(с передачей материально технических ресурсов, финансовых средств, друго
го имущества, штатной численности работников центрального аппарата и ас
сигнований на его содержание в части социального обеспечения);
Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР — на базе упра
здняемых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Минис
терства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по ге
ологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете
Министров РСФСР;
Комитет по делам архивов при Правительстве РСФСР — на базе упразд

<<

стр. 8
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>