<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

в Европейской России при разделе имущества вдова получала пай только на детей. Си-
бирские вдовы, даже бездетные, имели на него право. Размер наследства зависел от ко-
личества совместно прожитых лет. Такое послабление объяснялось наличием в Вос-
точной Сибири свободных земельных угодий, отсутствующих в остальных российских
губерниях.


77
С повышением уровня зажиточности дальневосточных крестьянских семей во-
прос о наследстве становился актуальным. Постепенно получили распространение ду-
ховные формы завещания и на Дальнем Востоке.
Согласно им, все имущество – движимое и недвижимое – могло свободно заве-
щаться4. Эта форма наследования отличалась от наследования по закону, которое на-
кладывало ограничение в отношении лиц женского пола. Жена имела право получить
из наследства только седьмую часть недвижимого и четвертую часть движимого иму-
щества5. Доля матери вдвое превышала долю дочери. По сравнению с сыновьями мать
получала вдвое меньше каждого из них. Между сыновьями имущество делилось по-
ровну6.
Согласно законам Российской империи, сестра при брате получала из всего на-
следственного недвижимого имения четырнадцатую, а из движимого – восьмую часть7.
Этот юридический акт был более благосклонен к лицам женского пола, чем нормы
обычного права, предполагавшие, что при разделе имущества семьи действовало пра-
вило «сестра при братьях не наследница»8.
К наследованию на равных правах с мужчинами женщины были допущены толь-
ко в 1913 году, в соответствии с изменением законодательства. Эти изменения нашли
отражение в «Полном собрании законов Российской империи»9.
В законодательстве сохранилось положение о том, что глава семьи (им всегда был
мужчина) являлся полноправным хозяином в деле распределения семейного имущества.
Сыновья, ранее выделенные, от наследства обычно отстранялись, как получив-
шие долю из отцовского имущества. Иногда лишались наследства дети, оказавшие не-
почтение родителям.
Боязнь остаться без наследства являлась причиной беспрекословного подчинения
детей воле родителя, основой его власти в семье.
Органы власти стремились упорядочить процесс крестьянских разделов. В Амур-
ской области результаты разделов окончательно утверждались губернатором, в При-
морской – областным правлением10.
Государственное законодательство способствовало укреплению внутрисемейных
правовых отношений в крестьянской среде, однако при этом сохранились патриархаль-
ные взгляды на положение и роль женщин в семейной и общественной жизни, осуще-
ствлялась ее законодательная дискриминация.
Гендерные стереотипы поведения членов крестьянской семьи прививались детям
с раннего возраста. Способствовала этому процессу трудовая деятельность семьи, ха-
рактеризовавшаяся распределением хозяйственных обязанностей между ее членами в
зависимости от пола и возраста.
Мужчина считался главным добытчиком в семье. На его долю приходились ос-
новные работы в земледелии: раскорчевка тайги, осушение болотистой местности под
пашню, вспашка, боронование, сев, вывоз хлеба с полей и его молотьба. Строительные,
плотничьи, столярные работы, производство орудий труда (как мужских, так и жен-
ских), изготовление обуви и предметов хозяйственного назначения также входили в
мужские обязанности.
Мужчины занимались заготовкой дров, уборкой хлевов, чисткой дворов от снега,
уходом за лошадьми. Пожилые мужчины, не способные по возрасту к полевым работам,
делали домашнюю утварь, рыболовные снасти, вили веревки и смотрели за детьми.
С раннего возраста посильную помощь отцам оказывали сыновья. Уборка улицы
возле дома, вывозка навоза и другие, посильные детям работы, входили в их обязан-
ность. С 5 – 6 лет мальчики начинали ездить в поле, где отец обучал их сельскохозяй-
ственному труду, уходу за лошадьми. В 8 – 10 лет им прививали охотничьи навыки, а в
16 – юноши становились полноценными работниками, способными выполнять всю
крестьянскую работу.


78
Женщины занимались домашним трудом: готовили пищу, ухаживали за скотом и
домашней птицей, стирали, убирали в доме, смотрели за детьми и больными стариками,
пекли хлеб, носили воду.
В обязанности крестьянок входила работа на огороде и изготовление домашней
одежды из шерсти, льна, конопли.
Активное участие в хозяйственных делах принимали дочери, которые с малых лет
овладевали навыками стирки, шитья и вязания, ухода за скотом.
Женщины и девочки принимали участие в полевых работах, помогая мужчинам в
жатве и обмолоте хлебов.
Много труда крестьяне вкладывали в заготовку сена для зимнего содержания
скота. Так, для успешной зимовки коровы в Амурской области требовалось около 200
пудов сена11. Поэтому в сенокосных работах принимали участие все трудоспособные
члены семьи. Мужчины косили и ставили стоги. Женщины и дети сгребали сено, суши-
ли его. Часто женщинам самим приходилось косить наравне с мужчинами.
Необходимо отметить тот факт, что дальневосточные женщины были гораздо са-
мостоятельнее, чем женщины Европейской России. Этому способствовали частые и
длительные отлучки мужчин из дома по причине участия их в отхожих промыслах или
по долгу службы.
Женщины оставались единоличными хозяйками в доме, на них лежала полная от-
ветственность за его нормальное существование.
Таким образом, характеризуя гендерные отношения в семейном быту восточных сла-
вян в дальневосточном регионе в конце XIX – начале XX века, можно констатировать:
во-первых, бытовые отношения в крестьянской семье на первых порах регламен-
тировались обычным правом. По мере адаптированности семьи к новым социально-
экономическим условиям возрастала роль государственных правовых начал. Их пере-
плетение являлось характерной особенностью правовой основы жизнедеятельности
крестьянской семьи, но при этом продолжала прослеживаться тенденция правовой дис-
криминации женщин;
во-вторых, неблагоприятные природные и климатические условия региона огра-
ничивали возможности развития земледелия. В результате крестьяне предпочли зани-
маться в основном нетрадиционными видами трудовой деятельности (рыбной ловлей,
охотой, извозом и др.), приносящими большие средства при меньших физических за-
тратах. Это обстоятельство способствовало полоролевому перераспределению хозяйст-
венных обязанностей и возрастанию роли женщины. Повысилась ее самостоятельность
и ответственность за жизнедеятельность семьи, что обусловило постепенную трансор-
мацию гендерных стереотипов в крестьянском быту на Дальнем Востоке.


Список использованной литературы
1
Свод законов гражданских: Кн. I. О правах и обязанностях семейственных. СПб., 1900.
Ст. 106.
2
Там же. Ст. 107.
3
Пахман С.В. Обычное гражданское право в России. Т. II. СПб., 1879. С. 313-314; Бржев-
ский Н. Очерки юридического быта крестьян. СПб., 1902. С. 60.
4
Законы гражданские (Свод законов. Т. X. Ч. I.) с разъяснениями правительствующего
Сената. СПб., 1908. Ст. 1010.
5
ПСЗ II. Т. X. 1887. Ст. 1148.
6
Там же. Ст. 1128.
7
Там же. Ст. 703.
8
Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX – начало XX в.). М., 1971.
С. 56.
9
ПСЗ III. Т. X. 1913. Ст. 1135, 1137.
10
РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 207. Л. 54.
11
Приамурье: Факты. Цифры. Наблюдения. М., 1909. С. 684.
79
На Вашу книжную полку
Коротко о новых изданиях в области гендерных исследований

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред.
О.А. Ворониной. М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001. – 416 с.
Курс лекций по теории и методологии гендерных исследований адресован пре-
подавателям университетов для использования при подготовке спецкурсов по гендер-
ной тематике.

Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией.
М.: Изд-во «Эслан», 2001. – 80 с.
Научное издание посвящено изучению проблем гендерной асимметрии в полити-
ческой культуре, социально-политических ориентаций актива независимых женских
общественных объединений.

Малышева М.М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе.
М.: Academia, 2001. – 352 с.
В книге дается современная оценка патриархата как системы организации социу-
ма, сохраняющей и усиливающей свои позиции. Описывается всеобъемлющий харак-
тер патриархальных отношений, которые определяют экономические процессы во всех
регионах мира, гендерно-дифференцированную эксплуатацию рабочей силы на рынке
труда, техноцентрическую направленность развития науки, позитивистские приемы ве-
дения гуманитарных исследований смещения в межличностной коммуникации и струк-
туре языка, а также способы отражения социальной истории.

Рябов О.В. «Матушка – Русь»: Опыт гендерного анализа поисков нацио-
нальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М.: Ла-
домир, 2001. – 202 с.
В монографии анализируется сущность, формы, механизмы и социальные функ-
ции гендерного аспекта историософических поисков национальной идентичности Рос-
сии. Особое внимание уделяется анализу причин и форм критического отношения оте-
чественных мыслителей к идее женственности России.

Гендер: язык, культура, коммуникации. Тезисы докладов Второй междуна-
родной конференции, Москва, 22 – 23 ноября 2001 г. / МГЛУ. М., 2001. – 118 с.
В сборнике представлены тезисы участников Второй международной научной
конференции «Гендер: язык, культура, коммуникации», организованной научной лабо-
раторией гендерных исследований Московского государственного лингвистического
университета.

Руководство по гендерно-чувствительным индикаторам. Пособие. М., 2001. –
113 с.
Издание подготовлено Канадским агентством международного развития (КАМР).
Авторы обосновывают необходимость и раскрывают технологии применения гендерно-
чувствительных индикаторов для измерения результатов государственной политики по
достижению гендерного равенства.

Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общ. ред. д-ра экон. наук
М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. – 520 с.
В книгу вошли лекции, прочитанные в Московском центре гендерных исследова-
ний известными специалистами в области изучения философских, культурологических,
институциональных проблем взаимодействия полов.

80
Авторы номера

Васильченко Олег Алексеевич
кандидат исторических наук, доцент Комсомольского-на-Амуре государ-
ственного технического университета
Васильченко Эльвира Александровна
доктор исторических наук, профессор, декан гуманитарного факультета
Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
Вислова Нина Леонидовна
доцент Ивановского филиала Севро-Западной академии государственной
службы
Гафизова Наталья Борисовна
кандидат исторических наук, старший преподаватель Ивановского госу-
дарственного университета
Егорова Лариса Станиславовна
доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой ме-
неджмента Ивановской государственной текстильной академии
Исаева Нина Валентиновна
кандидат исторических наук, доцент Ивановского государственного уни-
верситета
Королева Татьяна Валерьевна
аспирантка Ивановского государственного университета
Котлова Татьяна Борисовна
кандидат исторических наук, докторант Ивановского государственного
университета
Рябова Татьяна Борисовна
кандидат исторических наук, доцент Ивановского государственного уни-
верситета
Смирнова Анна Владимировна
студентка Ивановского государственного университета
Тимофеев Михаил Юрьевич
кандидат философских наук, доцент Ивановского государственного уни-
верситета
Хасбулатова Ольга Анатольевна
доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой общей со-
циологии и феминологии, проректор по научной работе Ивановского го-
сударственного университета
Шибанова Елена Александровна
студентка Ивановского государственного университета
Шилова Татьяна Алексеевна
студентка Ивановского государственного университета


81
Содержание
Т.Б. Рябова
Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация:
Методологические подходы ........................................................................................ 3
Л.С. Егорова
Гендерные стереотипы в управлении
(По материалам социологического исследования) ................................................. 13
О.А. Хасбулатова
Гендерные стереотипы в политической культуре:
Специфика российского опыта.................................................................................. 17
Т.Б. Котлова, Т.Б. Рябова
Библиографический обзор исследований
по проблемам гендерных стереотипов ..................................................................... 25
М.Ю. Тимофеев
Охотники на привале (Семиотика российской маскулинности
в фильмах А. Рогожкина «Особенности национальной охоты»
и «Особенности национальной рыбалки»)............................................................... 39
Н. В. Исаева
Устойчивое представление о равенстве мужчин и женщин
в российском конституционном праве ..................................................................... 44
Н.Л. Вислова
Гендерная дифференциация в сфере управления.................................................... 47
Н.Б. Гафизова, Т.В. Королева
Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье
(На примере Ивановской области)............................................................................ 50
Т.Б. Котлова, А.В. Смирнова
Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы.......................................... 53
Т.А. Шилова
Миф о русской женщине на страницах Интернета:
К вопросу о гендерном аспекте этнической стереотипизации .............................. 61
Е.А. Шибанова
Стереотип маскулинности в советской и современной российской песне........... 65
Э.А. Васильченко
Гендерные стереотипы в системе профессионального
образования на Дальнем Востоке в 20-х годах XX века........................................ 69
Т.Б. Котлова
Гендерные стереотипы и реальная жизнь горожанки в России сто лет назад ..... 72
О.А. Васильченко
Гендерные отношения в семейном быту восточных славян
на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX в. .................................................... 77
На Вашу книжную полку ........................................................................................ 80

82
83

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ