<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

2. Белл Д. Предисловие к русскому изданию 1999 г. /Указ соч., с. LXXXV-CXLIV.
3. Иноземцев В.Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности. //Российский химический журнал. - 1999. - №6. - С. 13-22.
4. Петрова И.А. Информационная революция и ее прогнозируемые последствия. //Гуманитарное образование и медицина. Cб. науч. трудов: Т.57, вып. 2., - В-д: Издатель, 2001. - 240 с.
Рефераты.
1. Информационные технологии в медицине.
2. Здравоохранение в постиндустриальном обществе.
3. Изменение роли науки и образования при переходе к постиндустриальному обществу.
4. Глобалисты и антиглобалисты: противоречие целей и методов.
5. Экологические катастрофы реальные и прогнозируемые.
6. ООН и разоружение.
7. ВОЗ в борьбе с социальными потрясениями.


Дополнительная литература:
1. Балуев Д.Г. Информационная революция и современные международные отношения: Учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГУ, 2000. - 107 с.
2. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. - 120 с.
3. Глобальные проблемы современности. Учебное пособие. /Тураев В.А - М.: Логос, 2001. - 191с.
4. Глобалистика: начала науки о современном мире. Курс лекций. /Федотов А.П. -Аспект Пресс, 2002. - 224с.
5. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления. Официальные материалы. - М.: УРСС, 1997. - 384с.
6. Мир нашего завтра: антология современной классической прогностики. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С. 321-339.
7. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество (К проблеме социальных тенденций XXI века). // Общественные науки и современность. - 2001. - №3 - С.140-152.

Методические рекомендации.
Введение в тему. Мы с Вами живем в крайне напряженный период человеческой истории. Не только наша страна является обществом переходного типа (по классификации ООН), но весь мир находится на историческом переломе. Наиболее развитые страны и, в первую очередь, США вступают в эпоху постиндустриальной цивилизации, которая меняет облик этих стран и народов. Этот процесс, вызванный к жизни информационной революцией, сулит передовым странам прогрессивные изменения в социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В тоже время большая часть населения планеты превращается в периферию ("мировую деревню"). Переход к постиндустриальной цивилизации сопровождается нарастанием глобальных проблем человечества, которые обостряются по мере развития так называемого процесса "глобализации". В ходе семинара Вам предстоит разобраться в сущности всех этих явлений, в запутанности и противоречивости целого ряда понятий, которые далеко не всегда корректно употребляются средствами массовой информации.
Прежде чем приступить к подготовке первого вопроса вспомните материалы занятий по 3, 9-10, 16 темам курса. Какова роль технологических революций в истории? Какие явления мы называем технологическими революциями? Почему? Ответив на эти вопросы, обратитесь к материалам лекции и учебника Купцова В.И. (с.97-107). Подумайте, какие положения этого учебника устарели или могут быть дополнены за десять лет прошедшие с момента выхода учебника. Назовите основные этапы развития компьютерных технологий. Используя свои знания биологии и химии, подумайте о тех возможностях, которые открывают нам биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, экологии и др. Что может дать людям генная инженерия. Разберитесь в сущности нанотехнологий. Несомненно, далеко не обо всех передовых технологиях идет речь в учебнике и лекции. Постарайтесь назвать те технологии, которые смогут в будущем серьезно повлиять на развитие человеческого общества. Можете ли Вы приготовить короткое сообщение о них на семинаре. По лекции и книге Д.Белла (указ. стр.) определите хронологические рамки информационной революции.
Не спешите закрывать книгу Д. Белла, так как подготовку ко второму вопросу лучше начинать с проработки раздела "Постиндустриальное общество" во введении к русскому изданию. Какие самые важные отличия постиндустриального общества от индустриального и доиндустриального выделяет Д. Белл? Воспользоваться можно также схемой данной на лекции. Какие социальные изменения анализируются в данном разделе? Что Белл относит к сфере услуг? После ответа на эти вопросы следует обратиться к материалам лекции и статье Иноземцева В. Л.2 Необходимо более четко проследить процесс образования и место "класса интеллектуалов" в постиндустриальном обществе. Какое влияние этот класс оказывает на политическую, экономическую и культурную жизнь постиндустриального общества. Вспомните наиболее богатых людей в развитых странах, какой класс они представляют, в каких отраслях они работают? Следующим важным моментом является изменение роли и места образования и здравоохранения в постиндустриальном обществе. В чем заключается новая культурная революция, когда она началась? Какие изменения в здравоохранении происходят по мере становления постиндустриального общества? Как эти изменения социальной структуры общества сказываются на развитии форм государственного устройства и политики государств? Самостоятельно сделайте вывод об основных направлениях политики правительств стран переходящих в стадию постиндустриальной цивилизации. На Ваш взгляд, соответствует ли этим направлениям политика Российского правительства? Предложите свою программу выхода из кризиса.
Подготовка к третьему вопросу может показаться Вам не сложной, так как о глобализации и глобальных проблемах Вы слышите ежедневно по телевидению и читаете в газетах. Давайте разберемся, в первую очередь, с термином "глобализация". Прочитайте, соответствующий раздел в книге Д. Белла. К каким проблемам экономическим или политическим относит он данное явление? Чем отличается международная и глобальная экономика? Какова роль транснациональных компаний в современном мире? По материалам лекции назовите новые формы проявления глобализации. Можете ли Вы объяснить рост антиглобалистских настроений в мире.
Подумайте, какие проблемы мы сегодня называем глобальными и почему? Были ли такие проблемы в XVIII или XIX веках. При подготовке к этим вопросам рекомендуется использовать материалы лекции и литературу, указанную в списке дополнительной литературы, выбрав материал по тем проблемам, которые Вам представляются наиболее интересными и важными. Назовите глобальные проблемы современности и постарайтесь соотнести их с деятельностью различных международных организаций. Какая из глобальных проблем Вам представляется сегодня наиболее опасной? Подумайте, какие требования к поведению каждого человека вытекают из этих проблем. Составьте для себя, как гражданина мира и будущего врача программу действий по внесению посильного вклада в решение этих проблем.

Тема 26. Россия в 90 - е годы: смена модели общественного развития.
План.
1. Становление новой российской государственности. Радикальная социально-экономическая модернизация.
2. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации.

Источники:
1. Нобелевская лекция М.С. Горбачева. (Россия в мировой цивилизации: Хрестоматия /Под. Ред. И.А. Петровой. - М.-В-д: Издатель, 2003.) - С.198-209.
2. Конституция Российской Федерации. Там же. - С.212-221.
Обязательная литература:
1. История России. XX век./ А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. - М.: Изд. АСТ, 1998 - С. 588-605.
2. Мир и россияне в XX веке. Под общей редакцией проф. Г.В. Орлова. - Волгоград: Издатель, 2001 - С.387-479.
3. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - С. 465 - 478 .
Рефераты.
1. Распад СССР: различные точки зрения.
2. Современная российская государственная символика.
Дополнительная литература.
1. Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции. //Отечественная история. - 2003. - №5. - С.3-20.
2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С.519-528.
3. Отечественная история: Элементарный курс/ Под. ред. проф. И.М. Узнародова, проф.Я.А. Перехова. - М.: Гардарики, 2002. - С. 381-406.
4. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
5. Согрин В. Уроки российской истории и современные реформы. // Вопросы философии. - 2002. - №11 - С. 3-24.

Методические рекомендации.
Изучение современной истории всегда сопровождается определенными трудностями. Многие процессы еще не завершены, они трудно поддаются обстоятельному анализу, их оценки как правило имеют ярко выраженную идеологическую окраску. Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к данному семинарском занятию.
При подготовке первого вопроса выделите из нобелевской речи М.С. Горбачева основные проблемы развития советского общества в конце 90-х годов. Обратите внимание на события августа 1991 года, в чем их главное значение? Какие изменения в политической сфере повлек за собой августовский путч? Как эти события связаны c распадом СССР? Какие объективные и субъективные факторы распада СССР можно выделить? Как создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ)?
Что подразумевала под собой "шоковая терапия"? Каковы цели приватизации, либерализации цен и их последствия? Каково отношение населения к радикальным реформам? Выделите их положительные и отрицательные черты.
В чем проявился кризис власти в октябре 1993 года, в чем состояли противоречия между законодательной и исполнительной властью, чем завершился кризис, что понимают под демонтажем органов советской власти? Что представляет собой прямое президентское правление?
Внимательно ознакомьтесь с текстом Конституции Российской Федерации. Как по Конституции определяется форма государственного устройства РФ, кто является главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти? Обратите внимание на права и свободы человека, провозглашенные Конституцией. Соответствуют ли они международным нормам? Какими полномочиями наделен президент? Что Вы понимаете под правовым государством, гражданским обществом?
Каким образом правительство пыталось провести корректировку экономических реформ? Что такое дефолт?
Как Вы оцениваете процедуру назначения Б.Н. Ельциным своего преемника - В.В. Путина?
Проблемой особой важности во внутриполитической обстановке являются межнациональные отношения, в первую очередь, чеченский вопрос. В чем причина чеченского кризиса, каковы пути его преодоления?
Каковы, на Ваш взгляд, результаты реформирования России в начале XXI века и перспективы его развития? Каковы перспективы развития российского общества в оценках различных политических партий?
Каковы планы выхода из кризиса нынешнего правительства? Назовите, на Ваш взгляд, наиболее важные проблемы современной России.
При подготовке второго вопроса семинарского занятия постарайтесь ответить на вопросы:
* каким целям подчинена внешняя политика современной России?
* как изменилась международная обстановка на рубеже веков?
* каковы особенности новой геополитической обстановки, что означает тенденция перехода от однополярного к многополярному миру?
* в чем значение вступления России в Совет Европы?
* как влияет на международные отношения проблема внешнего долга России?
* как складываются отношения России со странами СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья?
* какова позиция России по отношению Югославскому, Иракскому кризисам?
* как складываются отношения России и НАТО?
* какие меры, на Ваш взгляд, могут помочь России занять достойное место в мировом сообществе?
Завершая изучение курса "Россия в мировой цивилизации", советуем Вам следить за современными событиями в нашей стране и за рубежом, пытаться разобраться в них, определить свою собственную позицию.


Тема 27. Особенности цивилизационного развития России.
Пояснения к теме: Итоговый семинар по курсу "Россия в мировой цивилизации" проводится в виде конференций, "круглых столов", дискуссий. Выбор формы проведения итогового семинара кафедра оставляет за студенческим коллективом группы. Тема семинара позволяет студентам не только вспомнить основные материалы курса, но и показать свои навыки при подготовке докладов и рефератов, умение вести дискуссию. Кроме этого для студентов, работающих в СНО, такой семинар является важным моментом апробации своей научной работы. Комплексный характер вынесенной на обсуждение проблемы позволяет каждому студенту свободно определить как тему выступления, так и его форму. Тем не менее, кафедра считает необходимым предложить основные проблемы для обсуждения:
1. Русский народ: особенности этногенеза.
2. Роль природно-географического фактора в истории России.
3. Особенности развития российского феодализма.
4. Роль норманнов в русской и английской истории (сравнительный анализ).
5. "Варварские королевства" Европы и Киевская Русь: общее и особенное.
6. Монархии в Европе, Азии и России - динамика развития.
7. Геополитическое пространство России.
8. Россияне: народ, нация, гражданство.
9. Экономическое и политическое развитие в период образования централизованного государства. Особенности становления в России.
10. Сословия в русской истории.
11. "Революции сверху" в России.
12. Европейские и Российские университеты: традиции и новации.
13. Медицинская интеллигенция в истории российского общества.
14. Особенности формирования и политического развития русской буржуазии.
15. Государственный аппарат и его функции в истории Запада и России.
16. Промышленная революция в России (специфика экономических, социальных и политических факторов развития).
17. Опыт социалистического развития: уроки истории.
18. Россия в международных отношениях прошлого и настоящего.
19. Место России в современном мире.
20. Социальные проблемы России и опыт Запада и Востока.
21. "Как нам обустроить Россию?"
22. Кто будет "обустраивать" Россию. Демографические проблемы современной России.
23. Студенческая молодежь и будущее России и мира.
Подборку документальных и историографических источников по данным проблемам Вы можете найти в кабинете гуманитарных наук.
Коллектив кафедры истории и культурологии выражает надежду, что изучение курса истории было для Вас хоть и нелегким, но интересным делом. Мы желаем Вам только отличных и хороших оценок на экзаменах.

Проблемы курса "Россия в мировой цивилизации" выносимые на экзамен.
1. История как наука. Предмет и структура исторического знания. Основные методологические подходы к изучению истории.
2. История развития науки. Место исторической науки в научном мировоззрении. Сущность формы и функции исторического знания.
3. Современные концепции биологической эволюции человека. Новейшие археологические открытия и их роль в познании проблем эволюционистики.
4. Роль космической и биологической эволюции в становлении и развитии человеческого общества. В.И. Вернадский о ноосфере.
5. Эпоха охотников и собирателей. Общая характеристика развития первобытного общества.
6. Неолитическая революция. Аграрная культура: общая характеристика и периодизация.
7. Древнейшие цивилизации. Роль Античности в европейской и мировой истории.
8. Великое переселение народов и судьбы славян.
9. Восточные славяне. "Повесть Временных лет" как исторический источник.
10. Древнейшие поселения на территории нашей страны. Предшественники славян на территории России.
11. Средневековье: периодизация и основные черты. Закономерности развития феодализма
12. Роль религии в средневековом обществе. Мировые религии.
13. Византия и ее место в средневековом обществе. Православие. Особенности развития феодализма.
14. Образование Киевской Руси. Этапы становления государственности. Норманнская и антинорманнская теория. Первые русские князья.
15. Принятие христианства и его значение. Владимир I Святой.
16. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый. "Русская правда". Вл. Мономах и его роль в русской истории.
17. Феодальная раздробленность. Особенности развития русских княжеств.
18. Монголо-татарское иго: история установления и его последствия.
19. Борьба северо-западных земель против рыцарских орденов. А.Невский. Ледовое побоище.
20. Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.
21. Создание единого российского государства. (Феодальная война XV в. Иван III и свержение ордынского ига. Василий III).
22. Иван IV Грозный. Сословно-представительная монархия в России.
23. Зарождение промышленной цивилизации. Основные этапы европейского развития в XV-XVII веках.
24. Смутное время в России. Причины, сущность, итоги.
25. Россия при первых Романовых. Закрепощение крестьян. Церковный раскол.
26. Петр I: человек и политик. Северная война. Образование Российской империи.
27. Реформы Петра I - "революция сверху в России".
28. Дворцовые перевороты в России XVIII в. Елизавета Петровна.
29. Екатерина II. "Просвещенный абсолютизм" в России. Уложенная комиссия.
30. Екатерина II. Основные реформы. "Жалованные грамоты ...".
31. Общественно-политическая мысль в России ХVIII века. Наука и просвещение в России ХVIII века.
32. Первая промышленная революция и ее социально-политические последствия.
33. Россия в первой четверти XIX века. Александр I. М. Сперанский. Влияние Отечественной войны 1812 года на внешнюю и внутреннюю политику царизма.
34. Декабристы: организации и программы. Восстание декабристов и его значение.
35. Николай I. Теория "официальной народности".
36. Западники и славянофилы. Зарождение русского либерализма.
37. Три течения русского народничества. "Земля и воля".
38. Отмена крепостного права в России. Александр II.
39. Реформы 60-70-х годов XIX века и их итоги. "Диктатура сердца" Лорис-Меликова.
40. Александр III и контрреформы.
41. Россия в начале ХХ века. Особенности социально-экономического развития. Попытки модернизации: Витте С.Ю., Столыпин П. А.
42. Первая буржуазно-демократическая революция и политика самодержавия. Николай II. "Манифест 17 октября".
43. Политические партии в годы первой русской революции. Оформление трех политических лагерей.
44. Вторая промышленная революция: этапы, последствия итоги.
45. Первая мировая война: причины и итоги.
46. Политические партии России в условиях первой мировой войны.
47. Назревание общенационального кризиса. Великая Российская революция. Свержение самодержавия.
48. Развитие революции в условиях двоевластия. Февраль - июль 1917 г.
49. Социалистический этап Великой Российской революции. (Июль - октябрь 1917г.).
50. Первые декреты Советской власти. Декрет о мире. Выход России из империалистической войны.
51. Гражданская война и политика "военного коммунизма".
52. НЭП: причины, ход, итоги.
53. СССР в эпоху "большого скачка". "Культ личности" И. Сталина.
54. Основные принципы советской внешней политики и борьба СССР за их осуществление. Международные отношения в межвоенный период.
55. Борьба СССР за мир накануне войны. Советско-германский пакт о ненападении.
56. Вторая мировая война: причины, периодизация, итоги. Великая Отечественная война советского народа.
57. Коренной перелом в Великой Отечественной и во второй мировой войне. Сталинградская битва и ее значение.
58. Вклад СССР в разгром фашизма и милитаризма. Итоги Великой Отечественной войны.
59. Развитие СССР в послевоенный период. Этапы, успехи и проблемы.
60. Внешняя политика СССР в послевоенный период. От "холодной войны" к разрядке (1945-1985).
61. Перестройка: причины, цели и итоги. Новое политическое мышление.
62. Россия в 90-е годы: смена модели общественного развития.
63. Современные проблемы российского общества. Россия в современном мире.
64. Информационная революция и концепция "постиндустриального общества".
65. Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решении.
66. Особенности цивилизационного развития России.









1 Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. - М.: "Наука", 1978. - с.10
2 Отметим, что большинство работ Иноземцева Л.В. можно найти на сайте Центра исследований постиндустриального общества, председателем которого он является
??

??

??

??




5



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ