СОДЕРЖАНИЕ


Межотраслевой институт повышения квалификации
руководящих работников и специалистов Госкомстата РФ
Международный институт психологии,
социологии и экономики труда
Лаборатория экспериментальной социологии





Рунов
Александр Владимирович

Социально-экономические
факторы государственной и
общественной поддержки малого
предпринимательства








Москва - 1997г.






Научные рецензенты:
Доктор экономических наук, профессор Белкин Е.В.
Кандидат социологических наук, доцент Нещадин А.А.





Рунов А.В. Социально-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. М., МИПК-МИПСЭТ, 1997г. 47 стр.

Брошюра посвящена основным проблемам развития малого предпринимательства и его поддержки государственными органами, создание социально-эко-
номической инфраструктуры среднего и малого бизнеса, разработка правовой и информационной базы.







? Рунов А.В. Социально-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. М., МИПК-МИПСЭТ, 1997г. 47 стр.





Оглавление


Введение.....................................................4 стр.
Глава 1. Проблемы устойчивого развития
малого предпринимательства.....7 стр.

Глава2. Научно-методическая поддержка
малого предпринимательства.....24 стр.

Заключение..................................................38 стр.

Литература...................................................41 стр.
















Россия в конце 20 века совершила новый поворот и перешла на иные социально экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка, по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при все его не совершенстве, оказался вполне дееспособным, открывший новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи. Несмотря на всевозможные препоны, в том числе связанные во многом с негативным отношением общественного мнения и части властных структур, тем не менее, они проявили поразительную живучесть.
Но наряду с этим, в это и последующее время, проявились масса проблем, связанные с развитием малого предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых законов создано не было. Законодательная база не поспевала за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые в это время другими проблемами не обращали внимания на бурное развитие малого бизнеса и связанные с ним проблемы. По большей части они ограничивались общими декларациями.
Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие малого предпринимательства и временами даже возникала опасность свертывания его. Во всяком случае перспективы его развития оставались весьма туманными.
Однако, создание общественных организаций, типа профсоюзов и фондов поддержки, а так же специальных государственных структур, позволило не только не угаснуть малому бизнесу, но сохранить свои активные позиции в национальной экономике. Сегодня можно уже говорить о необратимом процессе в развитии малого предпринимательства.
В настоящее время система государственной поддержки малых предприятий стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований предпринимательства, что нашло отражение в Гражданском кодексе РФ, программных документов по углублению экономических реформ. В последние годы произошли изменения также в информационной поддержки российского предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Практически действует региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.
В связи с этим возникли новые проблемы, которые требуют тщательного научного исследования. В первую очередь, они связаны с разработкой соответствующей социально-экономической нормативной базой. При все при том, что за последние годы создано немало нормативных документов, в том числе имеющие законодательный статус, тем не менее, требуется специальная общая нормативная система, включающая в себя свод законов по малому предпринимательству.
Средний и малый бизнес сегодня требуют всесторонней социальной защиты предпринимательства и предпринимателей, в том числе и от криминальных структур, изменение системы социального страхования и пр. Большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние годы, как показывают социологические исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому и среднему бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и среднего бизнеса. В свою очередь это создает и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение.
В последние годы проблеме предпринимательства уделяли довольно большое внимание. Исследовали его роль в обществе, социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие и выхода страны из экономического кризиса. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитии данной проблематики.
Настоящая работа посвящена только одному аспекту развития малого предпринимательства - поддержки среднего и малого бизнеса властными структурами и общественностью.
















Глава 1. Проблемы устойчивого развития
малого предпринимательства

За последние годы система государственной поддержки малых предприятий стала более целенаправленно. Органы исполнительной и законодательной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований развития негосударственного предпринимательства. Это нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ. В этот период произошли некоторые позитивные изменения также в области финансово-экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры.
Практически действует система, включающая в себя Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Подобные структуры сформированы администрациями субъектов федерации в 63 регионах, в остальных их создание находится в завершающей стадии. В более 30 регионах разработаны и выполняются региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства, а в ряде регионов приняты соответствующие нормативно-правовые акты.
Активизировалась финансово-кредитная поддержка малых предприятий из средств, аккумулируемых в специализированных фондах. Вводятся местные налоговые льготы, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Образованы и действуют агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, юридические, аудиторские, консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Свердловской области и Екатеринбурге активно действуют информационно-консультационные центры, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров.
Несмотря на сложность общеэкономической ситуации динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах, а также факторов их определяющих (высокая фондоотдача, уровень загрузки оборудования, приток капиталов), свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капиталов, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики.
Однако, в развитии российского малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций. Еще значительное число прошедших регистрацию предприятий, либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются. Особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности и строительстве. Из-за усиливающегося налогового бремени, криминального воздействия наблюдается уход малых предприятий в сферу "теневой экономики". В ряде регионов России не уделяется должного внимания и не оказывается должной поддержки развитию малых предприятий.
Сложилась ситуация, при которой в одних сферах (торговля, общая коммерческая деятельность и пр.) малое предпринимательство развивается достаточно быстро, аккумулируя большие капиталы, и, в принципе, не нуждается в специальной государственной поддержке. В производстве, инновационной деятельности, как и в ряде экономически депрессивных регионов страны, малое предпринимательство имеет значительные потенции развития. Это требует значительной поддержки со стороны федерального уровня, в том числе и через специальные программы поддержки предпринимательства, при повышенном внимании государственных структур.
В настоящее время основная цель деятельности федеральных и местных органов власти это обеспечение устойчивого развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, как неотъемлемой части новой структуры экономики, всего хозяйственного уклада, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований.
В рамках указанной генеральной цели, необходимо решить ряд специальных задач. Прежде всего это создание правовых, экономических и технологических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в качестве важнейшего элемента институциональных преобразований, неотъемлемой части новой структуры экономики, переходящей от стабилизации к подъему.
Прежде всего это создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, снижение остроты безработицы, поддержание требуемой деловой и инвестиционной активности. Инициирование действий финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего, за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий. Целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства, последовательное повышение организационной роли и ответственности предпринимательства и развития конкуренции.
Поддержка государственными органами должна быть направлена на дальнейшее развитие системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражение в законодательных и нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации интересов малого предпринимательства, развитие положений Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Имеется в виду отражение в правовых актах особенностей субъектов малого предпринимательства с целью устранения их менее благоприятного конкурентного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ. Соответственно, финансово-кредитная и инвестиционная поддержка должна сочетать оптимизацию налоговых льгот и создание благоприятного инвестиционного климата. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых малых предприятий и преодолению негативной тенденции их ухода от налогообложения.
Реализация мероприятий, по производственной и инновационной поддержке малых предприятий, создание новых рабочих мест, позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентной продукции, поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, усиление их роли в развитии производственного потенциала рыночной экономики, интенсивного развития инновационной деятельности, освоения и передачи новой технологии, патентов, лицензий.
В результате выполнения мероприятий формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства станет возможным соединение отдельных звеньев и элементов инфраструктуры в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов (центры и агентства поддержки предпринимательства, выставочные и демонстрационно-дилерские центры, бизнес-инкубаторы, информационные, консультационные и учебно-деловые центры, лизинговые компании, центры ремесел и т.д.) на федеральном и региональном уровнях.
Мероприятия по информационному обеспечению малого предпринимательства обеспечат эффективную работу базовых региональных информационных центров (РИЦ). Практически в каждом регионе России должны будут созданы новые информационные центры, что позволит значительно улучшить информационное обеспечение малого предпринимательства.
Теоретико-методологическое и научно-методическое обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства, предполагает реализацию его наиболее эффективных направлений и форм. При этом основной внимание уделяется использованию имеющихся интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Естественно большое значение имеет укрепление и расширение сети научных и учебных заведений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров.
Развитие малого предпринимательства предполагает реализацию мер по социальной защищенности и безопасности в малом бизнесе. Исполнение намеченных мероприятия позволит улучшить системы пенсионного, социального и медицинского страхования в интересах малого предпринимательства. Предстоит решить проблемы социальной защищенности работников малых предприятий, охраны труда и техники безопасности, учитывая повышенный риск, характерный для этой сферы деятельности.

2.
Для обеспечения действенной защиты предпринимателей и работников малых предприятий требуется внести соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие правовые нормы гарантий безопасности жизни и хозяйственной деятельности цивилизованного бизнеса.
В связи с этим необходимо осуществить комплекс мер связанных с правоохранительными органами по борьбе с рэкетом, коррупцией, расширена сеть фирм, обеспечивающих безопасность функционирования малых предприятий и налажено производство специальных охранных средств.
В ходе реализации мероприятий по созданию системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства предполагается в целом создать систему государственного регулирования развития предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Необходимо так же отработать и внедрить механизм взаимной координации и обмена участников программ поддержки малого предпринимательства, реализующихся при техническом содействии международных организаций. Основой организационной структуры является Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, который выступает государственным заказчиком Федеральной программы.
При усилении значения государственных органов поддержки предпринимательства должна возрастать роль общественных организаций, направленная на отстаивание законных интересов предпринимателей, создание благоприятного климата в обществе, привлекая средства массовой информации и используя конкретные позитивные результаты деятельности малых предприятий.
Поддержка малых негосударственных предприятий на федеральном уровне необходимо осуществлять так же путем инициирования разработки и создания правовой базы, финансово-кредитного механизма, системы информационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы, типовых программных решений создания объектов инфраструктуры в тесной увязке с мероприятиями региональных программ поддержки малого предпринимательства.
Отличительной особенностью данного направления является более последовательная реализация в ней принципов нового экономического механизма федеративных отношений, т.е. более четкое разграничение полномочий и ответственности федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства.
За Федеральным уровнем необходимо закрепить свойственные ему задачи и средства Федерального бюджета, а также другие источники финансирования, обеспечивающие решение этих задач. На уровне регионов определяется свой круг задач и направляемые на их выполнение средства бюджетов субъектов Федерации. Кроме того, следует предусмотреть реализацию комплекса межрегиональных программ и проектов на принципах самофинансирования и долевого участия. Координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также общественных организаций по выполнению мероприятий Федеральной программы осуществляется специальным комитетом.
Необходимо при этом предусмотреть поэтапное выполнение намечаемых мероприятий, более тесную увязку основных элементов государственной политики в области малого предпринимательства с основными механизмами реформирования российской экономики. Необходимо, чтобы в максимальной степени интегрировать интересы и возможности всех структур федерального и регионального уровней, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.
Безусловно, все это требует больших денежных средств. При этом важно установить целенаправленное финансирование особо приоритетных областей деятельности малого предпринимательства. Значительную часть всех расходов предполагается направить на создание механизмов гарантий и страхования малых предприятий, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение программы.
Федеральная программа поддержки малого предпринимательства должна быть нацелена на достижение критической массы малых предприятий, при росте их числа в 1,5 - 2 раза, формирование значительных дополнительных товарных ресурсов для рынка, резкое повышение уровня конкуренции среди отечественных товаропроизводителей, сдерживание, тем самым, роста цен. Программа должна носить антиинфляционный характер, обеспечивать возвратность средств в пределах срока реализации основных мероприятий. Эффективность средств, направляемых на выполнение программы из основных источников финансирования, исходя из названных показателей оценивается до 2 ед. на 1 ед. прямых и косвенных затрат. Окупаемость расходов составляет примерно 1-1,5 года с учетом мультипликативных эффектов, связанных с реализацией мероприятий программы по созданию инфраструктуры малого предпринимательства. Какие же в первую очередь необходимо провести мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства?

3.
В первую очередь это формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства. Основные вопросы регулирования предпринимательской деятельности нашли отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и законодательных актах, конкретизирующих его основные положения.
В настоящее время в России сформированы основные принципы нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства. Принят федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности, участия малых предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд, развития объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Начался процесс формирования нормативно-правовой базы на уровне субъектов Российской Федерации.
Целью реализации мероприятий, предусмотренных данным разделом Федеральной программы, является формирование пакета взаимосвязанных законодательных актов и нормативных документов, подготовленных на федеральном уровне, обобщение практики применения принятых ранее законов и подзаконных актов государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Созданы нормативно-правовые акты, обеспечивающие создание условий для выполнения мероприятий других разделов или подпрограмм Федеральной программы. Стабилизация законодательства и правовое регулирование предпринимательской деятельности существенно ограничат произвол и злоупотребления органов исполнительной власти по отношению к субъектам малого предпринимательства.
Реализация мероприятий позволит сформировать "двухуровневую" структуру законодательного и нормативного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающую определение общих принципов, форм и направлений государственной политики в данной области на федеральном уровне и их конкретизацию с учетом местных условий и особенностей на уровне субъектов Российской Федерации.
На Федеральном уровне необходимо предусмотреть подготовку пакета законодательных актов и нормативно-правовых документов, направленных на создание общих условий для развития негосударственного предпринимательства. В то же время необходимо сформировать комплект н ормативно-методичес-
ких и инструктивных материалов, обеспечивающих реализацию конкретных направлений поддержки малых предприятий. Большая работа предстоит в области финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.
В результате финансовой стабилизации и стимулирования инвестиционной активности сформированы основные механизмы финансовой поддержки малых предприятий. По действующему законодательству для них предусмотрены существенные налоговые льготы, подготовлен эксперимент по упрощению системы налогообложения и учета для субъектов малого предпринимательства. Разрабатываются механизмы предоставления гарантий под кредиты и страхование деятельности малых предприятий. Готовятся предложения по финансово-кредитной поддержке малых инновационных предприятий, включающие создание системы стартовой поддержки инновационного предпринимательства на основе использования целевых сберегательных счетов и субсидий.
Приступили к практической деятельности по оказанию финансовой поддержки субъектов малого бизнеса Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, региональные фонды, располагающие определенными финансовыми ресурсами и действующими механизмами финансирования программ и проектов. Создается система финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную поддержку программ и проектов малого предпринимательства. В эту систему наряду с фондами входят специальный банк, в качестве генерального агента Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Банк содействия развитию малого бизнеса, функционирующий при участии Европейского банка реконструкции и развития и международных финансовых институтов. Формируется сеть специализированных инвестиционных банков для осуществления инвестиционных программ и проектов, проведения их экспертизы и контроля за целевым использованием кредитных ресурсов. Инвестиционные банки взаимодействуют с другими банками - агентами Фонда на основе договорных отношений.
Недостаток собственных и заемных средств является одним из основных препятствий для создания новых и развития деятельности существующих малых предприятий. Многие малые предприятие не имеют внутренних стимулов для развития и освоения новых товарных рынков, повышения качества и обновления ассортимента продукции. Это вызывает перелив активности малых предприятий из производственной в торговую и финансовую сферы, способствует развитию теневого рынка и неучтенного оборота наличных средств. В условиях нехватки стартового капитала, ограниченных возможностей накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным ресурсам у малых предприятий предлагаемая схема финансово-кредитной поддержки обеспечит консолидацию всех источников финансовых ресурсов. Эта схема реализуется на принципах самофинансирования, взаимной ответственности и значительно более широкого привлечения частных инвестиций.
Малые предприятия, обладающие по сравнению с крупными заметно меньшим резервом прочности, оказались под прессом сокращения внутреннего спроса, инфляции издержек, сжатия предложения инвестиционных и кредитных ресурсов. В результате их доля в производстве, занятости и инвестициях остается крайне невысокой. Значительная доля малых предприятий не закрепляется в производстве, в том числе и из-за отсутствия действенных стимулов к долгосрочным инвестициям для их модернизации и развития. Не удалось еще в полной мере увязать программы и проекты поддержки малого предпринимательства с Программой привлечения частных инвестиций, как важного направления повышения деловой активности и реконструкции структуры экономики.
В этой связи, мероприятия программы поддержки малого бизнеса нацелены на увязку созданных финансово-кредитных механизмов, налоговых льгот с возможностями привлечения частных инвестиций, более широком участием субъектов малого предпринимательства и финансовых институтов в инвестиционных программах и проектах.
Важным направлением государственной политики является создание специализированных фондов, компаний по страхованию инвестиционных рисков в малом бизнесе. Возможны варианты установления агентских отношений с наиболее надежными частными страховыми компаниями, которые под гарантии Фонда или банков взяли бы на себя обслуживание инвестиционных рисков малых предприятий.
Агентские отношения могут устанавливаться с коммерческими банками, которые под гарантии осуществляют мониторинг конкурентоспособных малых предприятий и кредитуют их оборотный капитал и инвестиционные проекты.
Отработка предлагаемых механизмов на федеральном уровне позволит распространить этот порядок на субъекты Федерации, активизировать деятельность региональных фондов и других финансовых институтов по привлечению внебюджетных источников финансирования, развить сеть кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и страхования и венчурных компаний.
В рамках Федеральной программы заложены нормативно-правовые основы производственно-технологической поддержки малых предприятий. С этой целью разработан проект Закона "О лизинге", действует Указ Президента Российской Федерации "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", приняты меры на правительственном уровне по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд. Разработаны нормативные акты о порядке и условиях передачи и использования новых технологий, "ноу-хау" и технологического оборудования двойного назначения субъектами малого предпринимательства.
Основная цель развития этого направления заключается в том, чтобы создать в производственной и инновационной сферах максимально благоприятные экономические, организационные и технологические условия для резкого увеличения выпуска пользующейся спросом, конкурентоспособной продукции, поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения технического производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, а не в финансировании отдельных предпринимательских проектов.
Мероприятия должны быть направлены на создание новых малых предприятий и новых рабочих мест в производственной и инновационной сферах. В производственной и инновационной сферах должны быть реализованы специальные программы по утилизации оборудования межотраслевого назначения, созданию центров комплексной утилизации и переработки отходов, ресурсосбережения, малой энергетики и т.п.

4.
Развитие производственной сферы малого предпринимательства должно ориентироваться на возможности интеграции малых предприятий в производственно-технологические сети в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ) и других экономических структур. ФПГ выступают в качестве стабилизаторов производства, генераторов экономического роста и гарантов сбыта для малых предприятий, особенно прорывных, способных выйти на экспортные рынки.
Государственная поддержка фокусируется на тех направлениях развития малых предприятий и тех технологических проектах, которые обладают высоким инновационным потенциалом и имеют реальные возможности для дальнейшей модернизации и роста. Важное место занимают проблемы формирования цивилизованной правовой охраны интеллектуальной собственности: правовое регулирование продажи лицензий внутри страны, создание эффективной системы передачи технологии малым фирмам.
В производственной и инновационной сферах особое внимание уделяется мероприятиям, программам и проектам, которые при быстрой окупаемости дают возможность максимально полно вовлечь временно незанятые слои населения в малое предпринимательство. Создание новых рабочих мест, особенно в производственной и инновационной сферах малого предпринимательства, должно быть предусмотрено во всех региональных программах и проектах с выделением кризисных и депрессионных регионов.
Обобщение и распространение опыта функционирования учебных центров служб занятости, специализирующихся на подготовке предпринимателей, позволят сформировать единую сеть подобных структур, способствующих снижению остроты безработицы, созданию новых рабочих мест в малых предприятиях.
В ходе реализации Федеральной и региональных программ в результате усилий государственных и независимых организаций, в том числе зарубежных, начато формирование элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.
При выполнении мероприятий по данному направлению определены те необходимые элементы инфраструктуры малого предпринимательства, которые требуют дальнейшего развития, повсеместного распространения и увязки в целостную организационно-технологическую систему. В ряде регионов начали действовать центры содействия предпринимательству, технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, агентства по поддержки малых предприятий, коммерческие банки. Создана сеть Федеральных и региональных фондов поддержки предпринимательства. Вместе с тем разработка и внедрение ряда необходимых звеньев инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, как целостной системы, не завершены.
В 1996-1997 гг. намечено сформировать законченную систему инфраструктуры поддержки малых предприятий, включающую государственные, общественные и коммерческие структуры, обеспечивающие развитие малого предпринимательства, оказывающие на платной или льготной основе услуги в образовательной, консалтинговой, информационной, технологической, технической, финансовой сферах, в области обеспечения безопасности.
Важной задачей является распространение имеющегося опыта на другие регионы и доведения его до конечных потребителей в городах и районах. Разработаны мероприятия по созданию объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, а именно центры и агентства поддержки предпринимательства, выставочные и демонстрационно-дилерские центры, информационные, консультационные и учебно-деловые центры, лизинговые компании, центры ремесел и т.д.. Эти объекты входят в региональные и специализированные программы поддержки предпринимательства, утвержденные в установленном порядке, и имеют федеральное, межотраслевое и межрегиональное значение.
Учитывая ограниченность ресурсов, предполагается выделение средств Федерального бюджета на конкурсной основе в регионы наиболее подготовленные к данной работе, а также создание базовых структур. Финансирование создания указанных объектов осуществляется при долевом участии Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и других централизованных источников: Фонда занятости. Фонда миграции. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонда молодежи и др.
Результатом выполнения мероприятий, предусмотренных настоящим разделом, станет разветвленная сеть инфраструктурных предприятий, охватывающая все основные сферы государственной поддержки малого предпринимательства. Практически в каждом областном центре появятся структуры, представляющие качественные услуги предпринимателям. Наиболее благоприятные с точки зрения развития предпринимательства регионы перейдут к формированию элементов инфраструктуры поддержки на уровне городов областного подчинения и районов. Сотни тысяч предпринимателей смогут получить консультации и квалифицированную помощь. На примере нескольких регионов будет отработана методика комплексной поддержки предпринимательства.



Глава2. Научно-методическая поддержка
малого предпринимательства

В ходе реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации должны создаваться базовые элементы системы информационного обеспечения малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, включая необходимые технические и программные средства, организационные решения, базы данных.
В целях дальнейшего развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства предусматривается решение следующих задач:
* обеспечить доступность информации государственных органов для предпринимателей;
* обеспечить доступность информации по малому бизнесу для органов управления, предпринимательских структур, зарубежных и международных организаций;
* завершить создание сети информационно-аналити-
ческих центров в регионах.
При создании системы информационного обеспечения малого предпринимательства предполагается использовать ранее созданные информационные ресурсы и программно-технические средства при максимальной их унификации.
Система информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП) предназначена для наименее защищенных предпринимательских структур, попадающих под определения малого предпринимательства. СИОМП также позволит получить информацию о состоянии развития малого предпринимательства для органов федеральной и региональной власти, обеспечить координацию в развитии информационных и телекоммуникационных систем на основе их объединения, введения лицензирования информационного обслуживания малого предпринимательства, а также создание и развитие информационных структур в регионах с недостаточно развитыми телекоммуникационными системами.
Организационно СИОМП реализуется путем создания и развития сети региональных и отраслевых информационно-аналитических центров (РИАЦ и ОМАН). Центры на основе единых критериев интегрируют и производят информационные ресурсы. СИОМП предоставляет предпринимателям информационные услуги, касающиеся коммерческой, адресной, юридической, статистической информации и информации по инвестиционным проектам, регистрации создаваемых предприятий, маркетингу, возможностям материально-технического снабжения и сбыта продукции, установлению делового сотрудничества между возможными партнерами, осуществлению финансовых операций, поиску производственных мощностей, электронной почты, ведению бухгалтерской деятельности и т.д. Перечень информационных услуг уточняется в процессе организации информационно-аналитических центров на основе анализа потребностей конкретных пользователей. При этом сеть информационно-аналитических центров формируется по региональному и отраслевому принципам и базируется на имеющимся в настоящее время опыте работы в области информационных услуг.
Реализация мероприятий данного раздела позволит обеспечить эффективную работу базовых региональных информационных центров, создать и приступить к развитию новых РИЦ практически в каждом регионе России. Все это позволит значительно улучшить информационное обеспечение малого предпринимательства.
В рамках Федеральной программы формировалась основа для научно-методической поддержки малого предпринимательства. Проведен ряд научных разработок в институтах РАН и Минэкономики России научными центрами Госкомвуза России, Минтруда России, Миннауки России.
В то же время недостаточно исследованными оказались проблемы негосударственного предпринимательства в структуре экономики, проходящей трансформационные преобразования, проблемы формирования критической массы малых предприятий, заполнения ими рыночных ниш, адаптации, созданных малых форм, к новым экономическим условиям. Глубоких исследований требуют проблемы формирования финансово-кредитной и инвестиционной деятельности. Это же относится к обоснованию организационно-технологических моделей взаимодействия дочерних, филиальных малых предприятий с крупными их прародителями и технологическими ядрами. Наметилась общая тенденция сокращения объемов и уровня научных исследований по проблемам малого предпринимательства.
Отсутствие координации приводило к дублированию, научных исследований наиболее значимых проблем и вопросов российского малого предпринимательства. Необходимо предусмотреть резкое расширение научных исследований по теоретико-методологическим направлениям. Намечена подготовка: серии исследований и докладов по проблемам взаимосвязи хода приватизации и развития малого бизнеса, прогнозов развития малых предприятий в различных сферах, отраслях и регионах. Целью научно-методического обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства является всестороннее теоретико-методологическое и аналитико-методическое обоснование мероприятий по основным направлениям развития малого предпринимательства: нормативно-правовому, финансовому, производственно-инновационному, инфраструктурному и информационному. В результате этих разработок будет обеспечена координация научных исследований по проблемам негосударственного малого предпринимательства, создания системы государственной и общественной поддержки. Серьезные задачи стоят перед Институтом малого предпринимательства, ведущими экономическими институтами РАН и Министерства экономики России, научными центрами других министерств и ведомств. Должны быть проведены фундаментальные теоретические разработки с подготовкой научных докладов. Одновременно необходимы методические рекомендации и компьютерные программы по составлению бизнес-планов и инвестиционных проектов, определению оптимальных размеров предприятий. Организация проведения и финансирование стратегических исследований, подготовка научных докладов и прогнозов должна быть обеспечиваема федеральными органами.
Реализация мер, должна опираться на систематизированные статистические, социологические, аналитические данные о развитии малого предпринимательства в России, о зарубежной практике, тенденции и перспективы российского малого предпринимательства с учетом хода экономических реформ. Должна быть научно оценена и получить методическое подкрепление эффективность мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
Методические и аналитические материалы будут распространятся по двум основным направлениям: - для органов государственной поддержки федерального и регионального уровней - для самих малых предпринимателей, их союзов и ассоциаций.
Научные и методические разработки теснейшим образом связаны с кадровым обеспечением малого предпринимательства. Чем выше уровень научных разработок и чем более широкий круг проблем они охватывают, тем больше возможностей появляется для подготовки базовых учебников и учебных пособий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по современным технологиям обучения и программам международного класса.
К настоящему времени накоплен определенный опыт в области подготовки кадров для сферы предпринимательской деятельности. В этом отношении весьма полезными оказались техническая и консультационная помощь, финансовая поддержка со стороны правительств и университетов, центров и фондов Германии, Японии, Голландии, Испании, Италии, Швеции и ряда других стран. В центре и во многих регионах развиваются государственные и негосударственные учебные заведения, повышающие кадровый, организационный и интеллектуальный потенциалы для подготовки населения к участию в предпринимательской деятельности.
Сегодня начата разработка критериев и системы сертификации учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров. Стала формироваться система повышения квалификации преподавательского состава и госслужащих, специализирующихся в области предпринимательской деятельности. Разработаны учебные планы для средних и средних специальных учебных заведений по основам предпринимательской деятельности. В государственную программу помощи и поддержки молодежи России, включен раздел по предпринимательству. Развивается сеть центров обучения Федеральной и региональных служб занятости, способствующая переквалификации безработных, открытию новых рабочих мест, реализации предпринимательских проектов.
Однако, практика показала недостаточность уровня подготовки госслужащих и других категорий работников, от повседневной деятельности которых зависит состояние поддержки малого предпринимательства. В этой связи необходимо предусмотреть формирование трех- и двухуровневых систем подготовки и переподготовки кадров для поддержки малого предпринимательства. На верхнем уровне осуществляется подготовка профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и основных центров обучения государственных служащих, работающих в органах исполнительной и законодательной власти, связанных с содействием развитию малых предприятий, а также менеджеров крупных программ и проектов. На других уровнях ведется подготовка и переподготовка новых кадров для региональных служб и самих предпринимателей и постоянная техническая, информационная и консультационная помощь работникам малых предприятий на местах.
Главная цель по подготовке кадров для малого предпринимательства - полнее задействовать имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных институтов, учебных заведений, негосударственных центров и организаций для квалифицированной подготовки государственных чиновников, юристов, экономистов, менеджеров, предпринимателей и преподавателей для современного обучения студентов.
Для повышения качества услуг по обучению и эффективности деятельности государственных и негосударственных учебных заведений предусмотрена их гласная сертификация (без ограничений по форме собственности и правовому статусу сертифицируемого учебного заведения). Структуры, прошедшие сертификацию, получают преимущественное право на получение государственного (регионального, муниципального) заказа на подготовку кадров для сферы малого бизнеса и его государственной поддержки.
Средства Федерального бюджета на подготовку кадров, создание научно-методического обеспечения предполагается выделять на основе открытых конкурсов-тендеров. Будет и дальше стимулироваться конкуренция на рынке образовательных программ. На конкурентной основе должны формироваться коллективы авторов учебников по малому предпринимательству.
Введение налоговых льгот, стимулирующих малые предприятия различных форм собственности, в том числе при переподготовке менеджеров, позволит направлять часть заработанных средств на подготовку персонала. Формы очного и экспресс образования для разных категорий населения дополняются разработкой и внедрением методов самообразования, дистанционного обучения, с использованием средств массовой информации, доступной литературы широких слоев населения по основам рыночной экономики и предпринимательской деятельности, распространением компьютерных и видео программ и других современных технических средств. Предусматриваются меры по закреплению положительного опыта ведущих учебных структур и его распространению. В ходе реализации намеченных мероприятий будет налажена система подготовки и переподготовки кадров, в том числе, активно сотрудничающих с малым предпринимательством. Каждый регион будет располагать, как минимум одним учебным заведением, способным качественно вести подготовку, как предпринимателей, так и преподавателей и консультантов для других образовательных структур региона. Образовательные и консультационные услуги станут более доступными для предпринимателей различных регионов.

2.
Процессы развития и становления малых предприятий в России, быстро растущая численность занятых на них работников со всей остротой обнажили, как мы уже говорили, проблемы их социальной защищенности. Это связано с тем, что в отличие от крупных предприятий у большинства субъектов малого предпринимательства ввиду отсутствия необходимых финансовых средств, особенно на начальном этапе их деятельности, практически не создана собственная социальная инфраструктура, крайне низок уровень производственно-технологической оснащенности, неудовлетворительно состояние охраны труда и техники безопасности. Усилились тенденции к значительному росту производственного травматизма, в том числе с летальным исходом, и профессиональной заболеваемости работников малых предприятий.
Практика функционирования малых предприятий свидетельствует также о необходимости пересмотра законодательства о труде в целях его адаптации к условиям рыночной экономики и приведения в соответствие с нормами международного права. Необходимо устранить и правовой "нигилизм" руководителей малых предприятий в социально-трудовой сфере, повысить ответственность работодателей за соблюдение законодательства о труде.
Мировой опыт свидетельствует, что в отличие от крупных, малые предприятия менее устойчивы, вынуждены работать в условиях повышенного риска, они более зависимы от внешних социально-экономических факторов, конъюнктуры рынка. Поэтому проблема банкротства малых предприятий также является серьезной социальной проблемой, которая будет учитываться при проведении комплекса мер по санации обанкротившихся предприятий, трудоустройству, обучению и социальной поддержке работников малых предприятий. Для этого необходимо провести реформирование системы государственного пенсионного, социального и медицинского страхования, предусмотреть переход на действующую в странах с рыночной экономикой трехуровневую систему страхования (государство - работодатель - наемный работник) и создание условий для развития не государственных форм страхования.
В структуре Фонда социального страхования Российской Федерации должен быть создан специализированный фонд социального страхования работников малых предприятий. Это позволит на практике заметно улучшить организацию их оздоровления и отдыха, а также членов их семей.
В ряду наиболее острых проблем, негативно влияющих на развитие предпринимательства, в том числе и малого, стоит личная безопасность предпринимателей, членов их семей и их собственности от преступных посягательств.
В этой связи, в комплексе мер, осуществляемых правоохранительными и другими органами по борьбе с организованной преступностью, рэкетом, коррупцией и экономическими преступлениями, необходимо оказание содействия в развитии и деятельности специализированных охранных фирм, служб безопасности. Должна быть сформирована соответствующая законодательная материальная база, расширена сеть фирм, обеспечивающих сохранность имущества предпринимателей (автостоянки, склады-хранилища и т.п.), а также производящих специальные охранные средства (сигнализацию, звуковые и видеосистемы и т.п.), а также создание системы третейских судов для предпринимателей и специальных подразделений судебных исполнителей, обеспечивающих быстрое и эффективное исполнение решений народных и арбитражных судов.
Все это позволит существенно укрепить безопасность предпринимателей и социальную защищенность работников малых предприятий, сделать предпринимательскую деятельность более привлекательной для различных групп населения. Следствием этого будет рост числа новых рабочих мест, субъектов малого предпринимательства, их выведение из сферы теневой экономики, увеличение вклада малого предпринимательства в решение социально-экономических проблем общества.
В последние время, более последовательно, чем в предшествующие годы, формировалась система государственной поддержки малого предпринимательства. Это было связано с началом деятельности Федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, с более четким взаимодействием, при активном участии Наблюдательного совета, министерств и ведомств, администраций субъектов Федерации, ответственных за разработку и реализацию программы. Усилились внимание и контроль за ходом мероприятий программы со стороны Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и его аппарата, Совета по промышленной политике и предпринимательству, ряда общественных организаций - Торгово-промышленной палаты и других структур. В органах исполнительной власти субъектов Федерации были созданы комитеты, департаменты, управления по поддержке предпринимательства, региональные фонды, центры и агентства, предназначенные для организации подготовки кадров и помощи малым предприятиям в обеспечении их требуемой информацией.
Органы представительно-законодательной власти на федеральном уровне - Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - и на региональном уровне рассмотрели и приняли ряд законодательных актов, способствующих развитию малого предпринимательства. Более четко распределены функции и полномочия между органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, и по вертикали и по горизонтали исполнительной и законодательной властей созданы опорные органы и звенья системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Вместе с тем, неотработан еще механизм взаимодействия и ответственности органов и институтов, входящих в систему государственной поддержки малого предпринимательства. Это ведет к дублированию и распылению сил при выполнении соответствующих функций и не всегда эффективному использованию средств, предназначенных для обеспечения мероприятий Федеральной программы. Требует улучшения взаимодействие между органами государственного управления и общественными объединениями предпринимателей.
В Федеральной программе на 1996-1997 гг. предусматривается в целом завершить создание системы государственной поддержки малого предпринимательства. Тем самым будет обеспечена более высокая степень концентрации сил и средств, повышение значения головных министерств и ведомств, усиления роли Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, как государственного заказчика Федеральной программы и его Наблюдательного совета.
Мероприятиями Федеральной программы на 1996-1997 гг. предусматривается более последовательная реализация принципов действия и экономических механизмов новых федеративных отношений. Более четко разграничиваются полномочия и ответственность Федерации и ее субъектов при осуществлении поддержки и развитии малого предпринимательства.
Региональное звено становится решающим в выполнении конкретных мероприятий программы - реализация основных инвестиционных проектов в производственной и инновационной сферах, содействия отечественным товаропроизводителям, демонополизации производства и развития конкуренции, создание новых рабочих мест и целостной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Государственный заказчик Федеральной программы, создаваемый Правительством Российской Федерации - Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, выступая в качестве независимой структуры, разрабатывает механизм управления, координации и контроля за ходом программных мероприятий по поддержки малого предпринимательства и осуществляет их финансовое обеспечение.
В этой связи, положение о Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции требует уточнения его функций, задач и дополнений, исходя из новых условий развития малых предприятий, создания опорных региональных звеньев Фонда и его инфраструктуры.
В рамках мероприятий Федеральной программы Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции должен более активно содействовать привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций с целью реализации производственных и инновационных проектов создания целостной инфраструктуры развития малых предприятий. Государственные и муниципальные фонды, являющиеся опорными структурами государственной поддержки малого предпринимательства, должны способствовать более последовательному формированию системы финансово-кредитных институтов, страховых, лизинговых и инвестиционных компаний, центров обучения, маркетинговых и консалтинговых фирм.
Важным направлением в создании системы государственной и общественной системы поддержки малого предпринимательства является дальнейшее развитие более тесное сотрудничество с Всемирным банком, Международным Валютным Фондом, Европейским банком реконструкции и развития, другими международными организациями и финансовыми институтами.
Предстоит отработать механизм координации и обмена опытом по программам поддержки малого предпринимательства, ведущимися при техническом и консультативном содействии международных организаций, правительственных и общественных структур.
3.
Развитие малого предпринимательства находит еще недостаточное отражение в средствах массовой информации. Следствием этого является отсутствие явно выраженного позитивного отражения в ряде социальных групп населения к предпринимательской деятельности и недостаточная осведомленность предпринимателей о мерах, предпринимаемых на Федеральном и региональном уровнях в сфере государственной поддержки малого бизнеса.
Для создания благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве предстоит развернуть специализированные радио и телевизионные программы, периодические издания, освещающие роль малого предпринимательства в решении социально-экономических проблем и пропагандирующие меры государственной поддержки малого бизнеса.
В Федеральной программе на 1996-1997 гг. предусматривается поддержка средств массовой информации, пропагандирующих положительный опыт деятельности предпринимателей, освещающих их проблемы и нужды, конкретный опыт работы. Намечено организация и проведение конкурсов на лучшего предпринимателя, выставок-ярмарок продукции малых предприятий, благотворительных акций и др. Предусматривается поддержка деятельности общественных предпринимательских организаций, чья активность направлена на отстаивание законных интересов предпринимателей, работников сферы малого бизнеса.
Данные мероприятия должны, наряду с формированием благоприятного общественного мнения, обеспечивать активное вовлечение населения в предпринимательскую деятельность.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы малое предпринимательство стало все больше привлекать внимание государственные органы. В частности, разработана Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.
Органы исполнительной и законодательной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований развития негосударственного предпринимательства. Это нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ. В этот период произошли некоторые позитивные изменения также в области финансово-экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры.
Практически действует система, включающая в себя Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.
Однако, необходимо решить ряд специальных задач. Прежде всего это создание правовых, экономических и технологических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в качестве важнейшего элемента институциональных преобразований, неотъемлемой части новой структуры экономики, переходящей от стабилизации к подъему.
Создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, снижение остроты безработицы, поддержание требуемой деловой и инвестиционной активности.
Инициирование действий финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего, за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий.
Целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства, последовательное повышение организационной роли и ответственности предпринимательства и развития конкуренции.
Практически в каждом регионе России должны создаваться новые информационные центры, что позволит значительно улучшить информационное обеспечение малого предпринимательства.
Теоретико-методологическое и научно-методическое обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства, предполагает реализацию его наиболее эффективных направлений и форм. При этом основное внимание уделяется использованию имеющихся интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Естественно большое значение имеет укрепление и расширение сети научных и учебных заведений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров.
Развитие малого предпринимательства предполагает реализацию мер по социальной защищенности и безопасности в малом бизнесе. Исполнение намеченных мероприятия позволит улучшить системы пенсионного, социального и медицинского страхования в интересах малого предпринимательства. Предстоит решить проблемы социальной защищенности работников малых предприятий, охраны труда и техники безопасности, учитывая повышенный риск, характерный для этой сферы деятельности.
Для обеспечения действенной защиты предпринимателей и работников малых предприятий требуется внести соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие правовые нормы гарантий безопасности жизни и хозяйственной деятельности цивилизованного бизнеса.
В связи с этим необходимо осуществить комплекс мер связанных с правоохранительными органами по борьбе с рэкетом, коррупцией, расширения сети фирм, обеспечивающих безопасность функционирования малых предприятий и налаживанию производство специальных охранных средств.
В ходе реализации мероприятий по созданию системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства предполагается в целом создать систему государственного регулирования развития предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.










Литература

1. Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновление общества //Экономика и жизнь 1991 № 29- С. 6
2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. - С. 20.
3. Академия рынка: маркетинг. /А.Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар и др. М.: Экономика, 1993. - 572 с.
4. Алимова Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. //Вопросы экономики. 1994 У 11. №4 С. 108-123.
5. Алимова Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. // Вопросы экономики. 1994. № 11. - С. 133-141.
6. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. - М.: ПИК, 1994- 61 с.
7. Бабаева Л.В. Частные и государственные предприятия: мнение директоров. // Социс. 1995. № 8. - С. 79-86.
8. Белкин Е.В,, Мурадян Н.Г. Новое качество труда - М.: Луч, 1991- 155 с.
9. Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя: частный взгляд на предпринимательство и окружающую его среду. - М.: Изд-во РУЛИ, 1992. - 161 с.
10. Белянова Е. Мотивация и поведение российских предпринимателей. Вопросы экономики. 1995. № 6. - С. 15-21.
11. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика. // Вопросы экономики. 1996. № 6. - С. 39-45.
12. Верховин В.И., Логинов С.Б. Феномен предпринимательского поведения. //Социс. 1995. № 8. - С. 62-68.
13. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 1994. - 240 с.
14. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России. // Вопросы экономики. 1996. № 7. - С. 30-38.
15. Гайдар Е. Аномалия экономического роста. // Вопросы экономики. 1996. 12. - С. 20-39.
16. Герчиков В.И. Демократизация управления и формы собственности. // Социс. 1992. № 1. - С. 58-70.
17. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993. - 222 с.
18. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лайша И.Н. Социальный портрет предпринимателя. // Социс. 1992. № 10. - С. 53-61
19. Долгопятова Т., Евсеева И., Широнин В. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России. // Вопросы экономики. 1994. № 11. - С. 92-107.
20. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. //Пер. с англ. - М.: СП "Бук Интернейшил", 1994. - 377 с.
21. Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. // Социс. 1994. № 5. - С. 61-69.
22. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Междунар. отн-ния, 1991. - 167 с.
23. Задорожнюк И.Е. Инновационное предпринимательство. //Социс. 1991. № 3. - С. 132-142.
24. Зайдфудим П.Х., Газизуллин Н.Ф. Социально-экологическая мотивация предпринимательской деятельности. // Социс. 1992. № 9. - С. 65-70.
25. Зарубина Н. Российские предпринимательство: идеи и люди. // Вопросы экономики. 1995. № 7. - С. 82-90.
26. Заславская Т.Н. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. // Социс. 1995. № 3. - С. 3-11.
27. Ильина И.Ю. Проблемы роста социальной ответственности предпринимателей перед обществом. // Ежегодник МГАПИ: Информатика. Социология. Экономика. Вып. 2. - М., 1995. - С. 207-209.
28. Как организовать работу предприятия в условиях рынка. - М.: фирма Приам 1993. - 140 с.
29. Клинова С.Г., Дунаевский Л.Г. Новые предприниматели и старая культура. // Социс. 1993. № 5. - С. 64-69.
30. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения. //Вопросы экономики. 1996. 7. - С. 46-58.
31. Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер. сангл. - М.: Прогресс, 1993. - 736 с.
32. Левитан М.И. Предпринимательство: опыт, проблемы. /Ежегодник МГАПИ: Информатика. Социология. Экономика. Вып. 2. - М., 1995. - С. 201-206.
33. Леонтьев В. Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика. Пер, с англ. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
34. Лобко А.Г. и др. Управление рынком. - М.: Изд-во МГАП "Мир книги", 1992. - 64 с.
35. Малый бизнес: перспективы развития. Сб. обзоров. АН СССР. ИНИОН. - М.: ИНИОН, 1991. - 147 с.
36. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. - М.: МП, Паллада 1994. - 256 с.
37. Миряновский В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия. Вопросы экономики. 1996. 9. - С. 158-160.
38. Настольная книга хозяйственного руководителя, предприниматели, коммерсанта, бизнесмена. 2-е изд. - М. Иен Маркетинг 1993. - 236 с.
39. Перепелкин 0.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету. //Социс. 1995.№ 2. - С. 35-40.
40. Ползков С.Д. Проблем предпринимательства в истории западной индустриальной социологии. - М.: Луч, 1994. - 210 с.
41. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы- СПб.: Изд-во ун-та экономики и финансов, 1994. - 162 с.
42. Радаев В.В. О некоторых чертах нормативного поведения предпринимателей. // Мировая экономика международные отношения. 1994. № 4. - С. 31-36.
43. Радикальная экономическая реформа: истоки, проблемы, решения. - М.: Высшая школа, 1990. - 608 с.
44. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: финансы и статистика, 1993. - 96 с.
45. Ромашов 0.В. Реформ в России глазами предпринимателей. //Социс. 1996. № 9. - С. 63-69.
46. Рощина Я. Стиль жизни предпринимателя: типы потребительские ориентации. //Вопросы экономики. 1995. №7. - С. 91-102
47. Смальков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. // Социс, 1994.№ 2. - С. 15-22.
48. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России. Политические исследования. 1993. 3. - С. 51-54.
49. Социологические аспекты перехода к рыночной экономике. Ч. 1. Проблемы социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни. - Новосибирск: РАН Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и организации пром. произ-ва, 1994. - 174 с.
50. Социология и менеджмент. - М.:РИЦ ИСПИ, 1995 - 189 с.
51. Тамилов В.В. Организационная культура и предпринимательство. СПб.: Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1994. - 164 с.
52. Торкановский Е. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы. //Вопросы экономики. 1995. № 12. - С. 76-85.
53. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 366 с.
54. Фаткин Л.В., Петросян Д.С. Человек в системе менеджмента. - М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Плеханова, 1993. - 67 с.
55. Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. Предпринимательству - государственную поддержку. // Социс. 1994. № 2. - С. 33-38.
56. Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. О социальных аспектах предпринимательства. // Социс, 1993. № 1. - С. 24-30.
57. Хаймин Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992. - 384 с. 103.
58. Халипов В.Ф., Лисиненко И.В. Социология предпринимательства. М.: Луч, 1996. - 112 с.
59. Хасаев Р.Р. Социальные проблемы экономически активного населения. ИСПИ РАН Самарск. отд-ние, 1996. - 209 с.
60. Человек в инновационной экономике XX века. - М.: ИМЭМО РАН, 1994. - 128 с.
61. Человек и рынок: Сб. науч. тр. - Новосибирск: Новосиб. гос. акад. экономики и управления, 1994. - 117 с.
62. Чепуренко Ю.А. Предпринимательский класс в возрождающейся России. // Социс, 1993.№ 1. - С. 77-95.
63. Чепуренко А. Проблемы финансирования в российском малом бизнесе (по материалам выборочных социологических исследований). // Вопросы экономики. 1996. № 7. - С. 59-71
64. Червяков В.В., Чередниченко В.А., Шапиро В.Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях. // Социс, 1992. № 10. - С. 44-52.
65. Шаталин С.С., Гайдар Е.Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. - М.: Экономика, 1989- 110 с.
66. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. Пер. с нем. - М.: Республика, 1995. - 317 с.
67. Шкаратан М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. М.: Ин-т экономики РАН, 1993. - 73 с
68. Шмелев Н. Экономические перспективы России. // Вопросы экономики. 1995. № 1. - С. 22-31.
69. Экономика и бизнес. (Теория и практика предпринимательства) Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МГУ им. Н.Э.Баумана, 1993. - 464 с.
70. Ясецкий К., Веселовский В. Формирование слоя предпринимателей в Польше. Сонно. 1996. 6. - С. 135-138.






























Подписано к печати ___________1997г.
Заказ № _______. Тираж 100 экз. Объем 2,0, п.л.
Тип. МГАПИ, Москва, Стромынка,20,к.1

??

??

??

??

Рунов А.В.
Социально-экономические факторы государственной и общественной
поддержки малого предпринимательства







2







СОДЕРЖАНИЕ