<<

стр. 2
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

http://duma.strana.ru/print/193121.html




32
VIII. Общественный договор «Выборы 2003»
VIII. Общественный договор «Выборы 2003»
Мы, представители политических партий России, союзов и ассоциаций
специалистов в области массовой информации и политических технологий,
являясь активными участниками избирательного процесса в Российской
Федерации,
обеспокоенные распространением серьезных негативных явлений в ходе
избирательных кампаний всех уровней, что отчуждает от них избирателей и
подрывает доверие к власти,
проникнутые сознанием общей ответственности за сохранение и развитие
института демократических выборов в России как важнейшего условия форми
рования эффективной власти, основанной на доверии народа,
объединенные стремлением к сохранению социальной стабильности, ус
корению экономического роста в стране и достижению благополучия большин
ства граждан,
договорились:
1. Следовать принципам и нормам ведения избирательных кампаний,
провозглашенным Декларацией участников Общественного договора «Выбо
ры 2003», являющейся составной частью данного Договора.
2. Уважать принципы и нормы участия в выборах, закрепленные в Хартии
телерадиовещателей, Хартии «Политические консультанты за честные выбо
ры», Декларации российских журналистов в поддержку свободных и честных
выборов и последующих документах профессиональных участников избира
тельного процесса. Не допускать воздействия в любых формах на журналистов
и политических технологов, побуждающих их к манипуляции сознанием изби
рателей.
3. Образовать Наблюдательный совет по контролю выполнения настоя
щего Договора с целью реализации принципов, изложенных в Декларации, и
содействия разрешению возникающих противоречий путем согласования пози
ций участников. Полномочия, структура и порядок работы Наблюдательного
совета определяются соответствующим Положением, одобренным участника
ми Договора.
4. Всемерно содействовать работе Наблюдательного совета и следовать его
решениям. Принять во внимание, что неисполнение условий Договора влечет
за собой публичное осуждение соответствующего участника. Мотивы и основа
ния принимаемых решений доводятся Наблюдательным советом до сведения
общественности через средства массовой информации.
5. Любые политические партии, избирательные объединения или блоки,
союзы и ассоциации в области массовой информации, политических техноло
гий вправе присоединиться к настоящему Договору или выйти из него, уведо
мив об этом Наблюдательный совет.




33
Обреченные на немоту?
Декларация участников общественного договора
«Выборы 2003»
Выборы в России в начале XXI века – реальный шанс обеспечить подлин
ное волеизъявление народа, повысить доверие общества к власти и упрочить
политическую стабильность.
Участники Общественного договора предлагают всем политическим пар
тиям, избирательным объединениям и блокам, кандидатам на выборные долж
ности, организаторам избирательного процесса, союзам и ассоциациям в обла
сти массовой информации и политических технологий руководствоваться на
предстоящих выборах следующими принципами:
1. Приоритет Закона над политическими, групповыми и личными интере
сами, а также соображениями политической целесообразности. Участники До
говора не приемлют любые формы давления на организаторов выборов, суды и
правоохранительные органы.
2. Ответственность участников Договора перед обществом за свои действия,
которые могут повлиять на свободу волеизъявления граждан. Не допускаются
заведомо ложные высказывания или сознательное умалчивание фактов, необ
ходимых для объективной оценки того или иного избирательного объединения,
блока, кандидата на выборную должность. Категорически неприемлемо искус
ственное нагнетание тревоги, страха, настроений безысходности и пессимизма,
ведущих к отчуждению граждан от выборов.
3. Отказ от использования преимуществ, связанных с властью, при проведе
нии избирательных кампаний. Участники предпринимают необходимые усилия
для того, чтобы власть не могла использовать свое влияние в избирательном
процессе с целью реализации каких бы то ни было групповых интересов.
4. Равенство возможностей в информировании избирателей. Участники обя
зуются предоставлять журналистам достоверную информацию о своей деятель
ности с целью обеспечения средствами массовой информации политическим
партиям, избирательным объединениям и блокам, кандидатам на выборные
должности равных возможностей по доведению до избирателей своей позиции.
5. Предпочтение открытой, публичной дискуссии непосредственных участ
ников выборов перед любыми формами заочной полемики со своими оппонен
тами.
6. Недопущение «войны компроматов» и дискредитации конкурентов путем
распространения недостоверной информации с целью вызвать у избирателей
негативное отношение к иным участникам выборов.
7. Безусловный отказ от прямого или косвенного предоставления избирателям
материальных благ с целью склонить их к голосованию в свою пользу.
8. Приоритет согласительных процедур в случае возникновения противоре
чий или конфликтных ситуаций между участниками Договора. Категорически
отвергая любые формы взаимных публичных обвинений и оскорблений, при
невозможности достижения компромисса участники обращаются к правовым
инструментам разрешения избирательных споров.



34
VIII. Общественный договор «Выборы 2003»
Положение о Наблюдательном совете по контролю выполне
ния общественного договора «Выборы 2003»
1. Общие положения
1.1. Наблюдательный совет по контролю выполнения Общественного до
говора «Выборы 2003» (далее – Совет) является институтом гражданского об
щества, рассматривающим по взаимной договоренности заинтересованных
сторон нарушения правовых и этических норм, сформулированных в Деклара
ции участников Общественного договора «Выборы 2003» (далее – Договор).
1.2. Совет образуется участниками Договора с целью обеспечения общест
венного контроля за выполнением взятых на себя обязательств, противодейст
вия применению правонарушающих избирательных технологий, своевремен
ного разрешения возникающих противоречий путем согласования позиций
участников, укрепления доверия избирателей к процедурам демократических
выборов и повышения легитимности избираемой власти.
1.3. Основными задачами Совета являются:
выработка согласованной позиции о степени соблюдения участниками
Договора взятых на себя обязательств;
объективное информирование российских избирателей через средства
массовой информации и другие средства коммуникации о ходе выполнения До
говора его участниками.
1.4. В своей деятельности Совет руководствуется российским законода
тельством о выборах, о политических партиях, о средствах массовой информа
ции, положениями Договора и Декларации, настоящим Положением, а также
принципами гласности, объективности, коллегиальности и информационной
открытости.
1.5. Совет принимает к своему рассмотрению от участников Договора об
ращения, заявления и другие материалы, свидетельствующие о нарушениях по
ложений Договора его участниками.
2. Состав Совета
2.1. Совет состоит из представителей политических партий, избиратель
ных объединений и блоков, участвующих в федеральных выборах, представите
лей союзов и ассоциаций специалистов в области массовой информации и по
литических технологий, Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации.
2.2. Состав Совета может изменяться после подписания Договора новыми
участниками либо после выхода из него. Решение об изменении состава Совета
принимается на основании заявлений присоединяющихся к Договору или вы
ходящих из него организаций.
2.3. Совет избирает из своего состава трех сопредседателей, которые по
очередно созывают и ведут заседания Совета, предварительно формируют их
повестки, дают поручения Экспертной группе о проработке поступающих в Со
вет обращений и заявлений, подписывают его решения.
2.4. Вопрос о переизбрании сопредседателей рассматривается в обязатель
ном порядке на заседании Совета в случае требования не менее трети членов
Совета.
35
Обреченные на немоту?
3. Организация деятельности Совета
3.1. Рассмотрение обращений и заявлений о фактах нарушений Договора
его участниками осуществляется по мере их поступления, но не реже одного ра
за в месяц.
3.2. Совет рассматривает вопросы исключительно на основе поступающих
обращений и заявлений о невыполнении обязательств, взятых на себя участни
ками Договора. Совет вправе запрашивать дополнительные материалы, необхо
димые для осуществления его деятельности, у политических партий, избира
тельных объединений и блоков, избирательных комиссий, иных государствен
ных органов, средств массовой информации, других организаций. Предостав
ление таких материалов по запросу Совета является обязательным для уча
стников Договора.
3.3. Совет передает поступающие ему материалы третьей стороне при на
личии:
свидетельств о фактах нарушений журналистами обязательств морально
этического характера, в том числе предоставления или опубликования недосто
верной или заведомо ложной информации, – в профессиональные союзы и ас
социации специалистов в области массовой информации;
данных о фактах применения политическими консультантами спорных с
морально этической точки зрения методов ведения избирательной кампании –
в профессиональные союзы и ассоциации специалистов в области политичес
ких технологий;
признаков нарушения законодательства – в Центральную избирательную
комиссию Российской Федерации.
В указанных случаях рассмотрение вопросов Наблюдательным советом
осуществляется после рассмотрения их соответствующими органами професси
ональных ассоциаций и союзов с учетом вынесенных ими решений.
3.4. Решения и рекомендации Совета доводятся до сведения заявителей,
общественности и избирателей путем распространения соответствующих ин
формационных материалов.
3.5. Заседания Совета являются открытыми. Информация о месте, време
ни и повестке заседания Совета предоставляется средствам массовой информа
ции либо иным образом доводится до сведения общественности.
3.6. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует
более половины членов Совета.
3.7. Решения, рекомендации и заявления принимаются не менее чем дву
мя третями членов Совета, присутствующих на заседании.
3.8. Члены Совета могут временно передавать свои полномочия иному
представителю своей организации, предварительно уведомив об этом в пись
менном виде одного из сопредседателей Совета.
3.9. Информационно аналитическое и организационно техническое
обеспечение деятельности Совета осуществляется Российским фондом свобод
ных выборов и Экспертной группой Наблюдательного совета.




36
VIII. Общественный договор «Выборы 2003»
4. Переходные и заключительные положения
4.1. Совет приступает к своей деятельности не позднее, чем на десятый
день после опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначе
нии даты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации четвертого созыва.
4.2. Каждый участник Договора не позднее чем через три дня после его
подписания направляет в Оргкомитет, а с началом работы – в Наблюдатель
ный совет, письменное уведомление о своем представителе в Наблюдательном
совете.
4.3. Совет может быть реорганизован либо распущен на основании реше
ния, принятого более чем двумя третями его членов.

Порядок работы экспертной группы Наблюдательного совета

1. Экспертная группа создается с целью оперативного анализа поступаю
щей в Наблюдательный совет по контролю выполнения Общественного дого
вора «Выборы 2003» (далее – Совет) обращений и заявлений о нарушениях
обязательств, взятых на себя участниками Договора, для подготовки к рассмот
рению их на заседаниях Наблюдательного совета в рамках его полномочий.
2. Экспертная группа работает на общественных началах, ее деятельность
обеспечивается Российским фондом свободных выборов (РФСВ). Экспертная
группа создается, а ее руководитель назначается решением Совета. В состав
Экспертной группы включаются представители участников Договора. РФСВ, в
целях содействия Экспертной группе, может привлекать на договорной основе
независимых экспертов в области избирательного права, массовой информа
ции, политических технологий, организации выборов.
3. Деятельность Экспертной группы и РФСВ по учету, анализу и предо
ставлению в Совет материалов о нарушениях реализуется в следующем порядке:
3.1. Поступление информации. Обращения и заявления о нарушениях уча
стниками Договора взятых на себя обязательств поступают в Совет из следующих
источников:
от участников Общественного договора – субъектов избирательного про
цесса;
от членов Совета;
из ЦИК России.
Все поступающие материалы учитываются в выделенном специально для
этой цели делопроизводстве РФСВ.
3.2. Анализ и оценка информации. Поступающие обращения и заявления
анализируются Экспертной группой с точки зрения наличия в них признаков
нарушения Договора и готовятся для рассмотрения Советом с соответствующи
ми заключениями и рекомендациями Экспертной группы.
3.3. Подготовка решения. РФСВ, на основании заключения и рекоменда
ций Экспертной группы, готовит проекты решений, которые выносятся на за
седания Совета.
4. Финансирование деятельности Экспертной группы. Деятельность экс

37
Обреченные на немоту?
пертов, выделяемых участниками Договора для работы в Экспертной группе,
оплачивается за счет средств организаций – участников Договора.
Деятельность независимых экспертов, привлекаемых РФСВ для работы
в Экспертной группе, оплачивается на основании заключаемых с ними дого
воров.



Аппарат Наблюдательного совета
Общественного договора «Выборы 2003»
Ответственный секретарь – Касьянов Валерий Павлович
107140, Москва, Мосфильмовская ул., д. 40, Московский дом
общественных организаций.
Тел./факс: 788 65 14
788 65 15
788 65 12
E mail: info@rfsv.ru
Итернет: www.rfsv.ru




38
IX. Брошюра Центризбиркома...
IX. Брошюра центризбиркома
«СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВЫБОРЫ»
Вопросы и ответы
С.В. Большаков, В.И. Казьмин, М.В. Гришина, Н.А. Бударина
Под ред. А.А. Вешнякова.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
И ИНФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМИ

Нормативная база и основные принципы информационного обеспечения выборов

1. Какими нормативными актами необходимо руководствоваться СМИ при
освещении подготовки и проведения выборов?
При участии в подготовке и проведении выборов организациям телера
диовещания и редакциям периодических печатных изданий (далее – организа
ции СМИ) следует руководствоваться:
Конституцией Российской Федерации;
законодательством о выборах, основу которого составляет Федеральный
закон от 12 июня 2002 года № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее
– Федеральный закон об основных гарантиях). При проведении федеральных
избирательных кампаний организациям СМИ следует также руководствоваться
положениями Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175 ФЗ «О выбо
рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе
дерации» (далее – Федеральный закон о выборах депутатов) или Федерального
закона от 10 января 2003 года № 19 ФЗ «О выборах Президента Российской Фе
дерации» (далее – Федеральный закон о выборах Президента). При проведении
избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации следует также ру
ководствоваться избирательным законодательством соответствующего субъекта
Российской Федерации;
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124 I
«О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ);
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК), Кодексом Рос
сийской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК), Гражданским про
цессуальным кодексом Российской Федерации;
иными федеральными законами и подзаконными актами: решениями из
бирательных комиссий, нормативными актами Министерства Российской Фе
дерации по делам печати, телерадиовещания, средств массовых коммуникаций.

2. В Федеральном законе об основных гарантиях записано, что необходимо
не нарушать равенство кандидатов. Каким образом должно достигаться это ра
венство?
39
Обреченные на немоту?
Согласно п.1 ст. 39 Федерального закона об основных гарантиях все кан
дидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключени
ем случаев, установленных этим Федеральным законом. Принцип равноправия
кандидатов означает недопустимость дискриминации по признакам пола, расы,
национальности, партийной принадлежности, рода деятельности, занимаемой
должности. Кроме того, соблюдение принципа равноправия кандидатов обес
печивается установлением в Федеральном законе целого ряда важных гарантий
их участия в избирательном процессе. В сфере информационного обеспечения
выборов эти гарантии заключаются, например, в следующем:
1) при осуществлении информирования избирателей о предвыборных ме
роприятиях кандидата не допускается оказывать предпочтение какому либо
кандидату, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности,
объему печатной площади, отведенной таким сообщениям (п. 5 ст. 45);
2) устанавливается обязанность организаций телерадиовещания, а также
редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий
обеспечивать равные условия проведения предвыборной агитации зарегистри
рованным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам
(п. 1 ст. 50), в частности, предоставлять в случаях, предусмотренных законом,
бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в равных объемах
всем кандидатам, не отказывать в предоставлении платного эфирного времени
в случае, если иным кандидатам такое эфирное время предоставляется, не взи
мать с разных кандидатов разный размер оплаты за предоставленное эфирное
время, печатную площадь, равные по объему и иным параметрам.
Принцип равенства кандидатов при осуществлении организациями СМИ
информирования избирателей означает недопустимость замалчивания общест
венно значимой информации об одних кандидатах в сочетании с постоянным
информированием о любых, даже самых незначительных действиях другого
кандидата, обнародования имеющейся негативной информации об одном кан
дидате и замалчивания аналогичной информации о другом. Если говорить ко
ротко, принцип равенства кандидатов при информировании избирателей нару
шается в случае несбалансированной подачи информации о кандидатах, пред
взятого подхода к кому либо из них.

Понятие предвыборной агитации

3. Как отграничить информационные материалы от агитационных?
При отграничении информационных материалов от агитационных будет
рассматриваться вопрос, содержат ли материалы средства массовой информа
ции признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основ
ных гарантиях) и проводится ли она в формах, указанных в п. 2 ст. 48 Федераль
ного закона об основных гарантиях, а также соблюдены ли в них принципы ин
формирования избирателей (п. 2 ст. 45 Федерального закона об основных гаран
тиях).
Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или
распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным,

40
IX. Брошюра Центризбиркома...
не нарушать равенство кандидатов, политических партий, избирательных бло
ков. Именно соблюдение этого принципа позволяет считать какой либо мате
риал, размещенный в СМИ, информационным. Нарушение указанных прин
ципов может повлечь за собой признание материала агитационным. К примеру,
если информация о политической партии, избирательном блоке, кандидате яв
ляется объективной, достоверной, но систематически подается односторонне, с
целью побудить избирателей голосовать за или против какого либо одного кан
дидата, какую либо одну партию или один блок, в то время как сведения о дру
гих политических партиях, избирательных блоках, кандидатах замалчиваются,
то распространение такой информации можно расценивать как предвыборную
агитацию.
Агитационной следует считать, помимо деятельности по распростране
нию прямых призывов голосовать (т.е. деятельности, имеющей целью побудить
избирателей голосовать) за или против кандидата, избирательного объедине
ния, избирательного блока, целенаправленную деятельность по систематичес
кому распространению информации о политических партиях, избирательных
блоках, кандидатах в основном позитивного (или в основном негативного) со
держания, заведомо недостоверной информации, связанную с выборами, с уча
стниками избирательного процесса информационную деятельность с использо
ванием специальных приемов подачи информации, например таких, как сме
шение информации и комментария, фактов и предположений и т.п.
В случае, если правоприменительный орган (избирательная комиссия,
МПТР России) считает агитационным материал, распространенный с наруше
нием правил предвыборной агитации, для решения вопроса о подтверждении
данной оценки и привлечении к ответственности виновных лиц указанный ор
ган вправе обратиться в суд.

4. Является ли предвыборной агитацией деятельность, имеющая целью побу
дить или побуждающая избирателей к голосованию за гражданина в период избира
тельной кампании, но до выдвижения его кандидатом?
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях предвы
борной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избира
тельной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей
к голосованию за кандидата или против него либо против всех кандидатов. Та
ким образом, деятельность признается агитационной в случае ее направленно
сти на позиционирование в сознании избирателей определенных лиц в качест
ве кандидатов на соответствующих выборах и передачу избирателям информа
ции о положительных либо отрицательных качествах таких лиц. В случае осу
ществления такой деятельности до выдвижения гражданина в качестве канди
дата и, соответственно, до создания избирательного фонда и при условии, что
такая деятельность осуществлялась с финансовыми затратами, к кандидату на
соответствующих выборах либо к иным виновным лицам могут быть примене
ны предусмотренные законом меры ответственности за нарушение предусмот
ренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий прове
дения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах
организаций СМИ (ст. 5.8 КоАП), а также за финансирование избирательной

41
Обреченные на немоту?
кампании кандидата помимо средств избирательного фонда – вплоть до мер го
сударственно правовой ответственности, выражающихся в отказе в регистра
ции или отмене регистрации (если виновным лицом является кандидат).
Однако, если в действиях гражданина вышеуказанная направленность
четко не выражена, деятельность, осуществляемая в период избирательной
кампании (то есть со дня официального опубликования решения уполномочен
ного на то лица или органа о назначении выборов – п.19 ст. 2 Федерального за
кона об основных гарантиях) и создающая в обществе определенное мнение о
гражданине, даже если он впоследствии будет выдвинут кандидатом, не может
считаться предвыборной агитацией, совершаемой вне агитационного периода.
Иное означало бы признание незаконной в период избирательной кампании
любой общественно значимой государственной, общественной деятельности
лиц, которые в ходе указанной кампании могут быть выдвинуты кандидатами.

5. Является ли предвыборной агитацией деятельность по распространению
политической рекламы политической партии, осуществляемая в период избира
тельной кампании, но до выдвижения федерального списка кандидатов?
Исходя из определения политической партии как организации, основной
целью которой является участие в выборах, со дня официального опубликова
ния решения о назначении выборов любую политическую рекламу политичес
ких партий следует рассматривать как предвыборную агитацию. В связи с этим
при осуществлении такой деятельности необходимо соблюдать установленные
законом сроки проведения предвыборной агитации.

6. Согласно подп. «д» п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях
«распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его про
фессиональной деятельностью и исполнением ... служебных обязанностей должно
стных лиц...» может содержать в себе признаки агитации. Означает ли это, что
журналист, узнав о членстве того или иного кандидата в спортивном клубе и сказав
об этом публично, занимается агитацией? Только непонятно – «за» или «против»:
для членов одного клуба – «за», а для членов остальных – «против». Содержит ли
в себе такая информация признаки предвыборной агитации?
Федеральным законом об основных гарантиях установлено, что предвы
борной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избиратель
ной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к го
лосованию за или против кандидата либо против всех кандидатов (подп. 4 ст. 2).
Если передача информации, о которой говорится в вопросе, имеет именно та
кую цель и распространяется в форме, указанной в подп. «д» п. 2 ст. 48 Феде
рального закона об основных гарантиях (распространение информации о дея
тельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или
исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей), такая инфор
мация является агитационной. Об агитационной цели свидетельствует, напри
мер, систематический характер распространения подобной информации. На
пример, на практике имели место случаи выпуска специальных передач, филь
мов, посвященных тому или иному кандидату, с целью позиционирования тако
го кандидата и агитации за него или против него. Поскольку в соответствии с

42
IX. Брошюра Центризбиркома...
подп. «ж» п. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях представите
лям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельно
сти запрещается самостоятельно, без оплаты эфирного времени или печатной
площади за счет средств избирательного фонда проводить предвыборную агита
цию, то следует воздерживаться и от систематического распространения ин
формации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной де
ятельностью или исполнением служебных (должностных) обязанностей, на
правленного на побуждение избирателей голосовать за или против кандидата.

7. Будет ли считаться предвыборной агитацией мнение телеведущего относи
тельно одного или нескольких кандидатов, высказанное в эфире?
Федеральный закон об основных гарантиях закрепляет право журналис
тов информировать граждан о кандидатах, избирательных объединениях, изби
рательных блоках. В связи с этим в рамках информирования избирателей не ис
ключается и анализ предвыборной деятельности кандидатов, а в рамках этого –
и оценка кандидатов со стороны журналиста. Исходя из этого следует рассмат
ривать и положения п. 2 ст. 48, который содержит перечень форм проявления
агитационной деятельности. В связи с этим надо оценивать и то, как выражает
телеведущий свое мнение о тех или иных кандидатах: имеют ли его высказыва
ния целью побудить или побуждают ли избирателей к голосованию за кандида
та или против него либо против всех кандидатов. Высказывания телеведущего в
эфире, содержащие определенную оценку кандидата или кандидатов и целена
правленно, систематически создающие положительное или отрицательное от
ношение избирателей к кандидату (кандидатам), согласно подп. «е» п. 2 ст. 48
являются предвыборной агитацией, а в соответствии с подп. «ж» п. 7 той же ста
тьи представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессио
нальной деятельности (в данном случае – телеведущему в эфире) следует воз
держиваться от такого рода действий.

8. Является ли призыв к неучастию в выборах предвыборной агитацией?
Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к
неучастию в выборах, не является предвыборной агитацией (подп. 4 ст. 2 Феде
рального закона об основных гарантиях). При определенных обстоятельствах
такая деятельность может оцениваться как воспрепятствование осуществлению
избирательных прав, если она, например, сопряжена с подкупом, насилием, ис
пользованием должностного или служебного положения, что влечет привлече
ние виновного лица (виновных лиц) к уголовной ответственности по ст. 141 УК.




43
Обреченные на немоту?
Организации СМИ и информирование избирателей

9. Прошу раскрыть содержание п. 4 ст. 45 Федерального закона об основных
гарантиях: что подразумевается под «деятельностью организаций, осуществляю
щих выпуск СМИ» и что означает «осуществляется свободно».
Согласно п. 46 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях под ор
ганизациями, осуществляющими выпуск СМИ, понимаются организации, осу
ществляющие теле и (или) радиовещание, редакции периодических печатных
изданий.
Принцип свободного информирования избирателей означает, что никто
не вправе влиять на деятельность организаций СМИ, осуществляемую в соот
ветствии с законом, вмешиваться в нее. Объемы, конкретное содержание мате
риалов, содержащих информацию о выборах, время их выхода в свет (в эфир),
их расположение в информационных блоках новостей и иные вопросы их рас
пространения определяются организациями СМИ самостоятельно, а не в соот
ветствии с предписаниями органов государственной власти, органов местного
самоуправления, иных субъектов. Данные материалы не могут подвергаться ка
кой либо цензуре (ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации).

10. Какие материалы о выборах можно публиковать со дня официального
опубликования решения о назначении выборов и до официального начала предвы
борной агитации, а какие – нельзя?
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва начнется со
дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о
назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации. С этого момента в СМИ могут публиковаться исклю
чительно информационные материалы о выборах, а агитационные материалы
зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков
могут появиться в СМИ не ранее 7 ноября 2003 года, за 30 дней до дня голосо
вания (п. 2 ст. 58 Федерального закона о выборах депутатов).

11. Есть такое понятие, как «информационная деятельность». В соответствии
с его определением мы должны освещать ход кампании, атмосферу, кандидатов и
т.д. Но как быть в такой ситуации? Один кандидат сегодня провел в ходе кампании
три встречи. Во время первой он пел и плясал с цыганами, во время второй – цело
вал порнозвезду, во время третьей – нырял в прорубь. В этот день его конкурент
провел пять встреч, но в ходе всех этих встреч бубнил с трибуны. Естественно, мы
даем сюжет обо всех трех встречах первого кандидата, а о втором промолчим, так
как видеоряд откровенно неинтересен. И тут мы нарушаем принцип равенства. Не
будет ли здесь нарушен п. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях?
В соответствии с п. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях
при осуществлении информирования избирателей не допускается оказывать
предпочтение какому либо кандидату, в том числе по времени освещения его
предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким со
общениям. Это требование закона является императивным и обязательным для

44
IX. Брошюра Центризбиркома...
исполнения всеми организациями СМИ. Закон совершенно справедливо не ос
тавляет в данном случае этим организациям права руководствоваться в инфор
мировании избирателей своими субъективными предпочтениями. Если органи
зация СМИ пренебрегает принципом равноправия кандидатов, как это показа
но в приведенном примере (то есть при осуществлении агитационной деятель
ности кандидатом обходит это событие вниманием), она нарушает закон и бу
дет проигрывать судебные процессы, инициированные кандидатами, чьи права
были нарушены.

12. На телевидении существует аналитическая программа, которую ведет чи
новник высокого уровня. Она выходит с определенной периодичностью, причем он
ее ведет, скажем, как частное лицо, как внештатный журналист. Начинается пред
выборная кампания, и мы узнаем, что он зарегистрирован кандидатом в депутаты.
Мы должны снять его как ведущего этой программы, вообще убрать программу с
телевидения или есть какие то иные варианты?
Как установлено п. 7 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях,
должностным лицам, журналистам и иным творческим работникам организа
ций телерадиовещания, если указанные лица являются кандидатами, запреща
ется участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой
информации. Как вытекает из данного положения Федерального закона об ос
новных гарантиях, запрет касается только избирательной тематики и не распро
страняется на аналитические программы в случае, если в ней нет тем, связан
ных с освещением избирательной кампании. Этот запрет должен соблюдаться
ведущим телепрограммы с момента его выдвижения в качестве кандидата и до
момента его регистрации кандидатом.
Если внештатный журналист одновременно является должностным ли
цом, ему необходимо учитывать запрет на использование преимуществ должно
стного или служебного положения, заключающихся в том числе в преимущест
венном доступе к государственным и муниципальным средствам массовой ин
формации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации
(подп. «е» п. 5 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях).
Согласно п. 2 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях со дня
регистрации кандидат, работающий в организации телерадиовещания в качест
ве ведущего телепрограммы, должен быть освобожден от выполнения служеб
ных обязанностей на время участия в выборах. В подтверждение данного факта
не позднее чем через три дня со дня регистрации он обязан представить в изби
рательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоря
жения). Данная норма в силу ст. 52 Закона о СМИ в полной мере распространя
ется как на тех авторов, которые связаны с редакцией средства массовой инфор
мации трудовыми или иными договорными отношениями, так и на иных, при
знаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при вы
полнении ими поручений редакции.




45
Обреченные на немоту?
13. Допускает ли действующее законодательство размещение в эфире анали
тических, юмористических передач, связанных с выборами (в том числе с обзором
мероприятий по предвыборной агитации кандидатов), в период избирательной кам
пании?
Действующее законодательство о выборах допускает выпуск аналитичес
ких передач, посвященных избирательной кампании в период ее проведения.
Однако эти передачи должны соответствовать принципам объективности и до
стоверности, не нарушать равенство прав кандидатов. Вместе с тем, исходя из
законодательства о выборах, не может считаться аналитической передача, в ря
де выпусков которой систематически подается односторонняя (негативная или
позитивная) информация об одном или нескольких кандидатах, замалчивается
информация о других кандидатах, смешиваются факты и предположения, ин
формация и комментарий к ней. Такая передача носит признаки предвыборной
агитации.
Законодательство о выборах не регулирует вопросы выпуска юмористиче
ских передач. По аналогии, для того, чтобы такие передачи не были признаны
агитационными, они не должны нарушать принцип равенства кандидатов, по
литических партий, избирательных блоков.

14. Допустимо ли давать какие либо комментарии при обнародовании опро
сов общественного мнения?
Согласно п.1 ст. 46 Федерального закона об основных гарантиях обнаро
дование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами,
является разновидностью информирования избирателей. Это означает, что на
их обнародование распространяются все требования закона к информирова
нию избирателей – объективность, достоверность, беспристрастность, соблю
дение равенства прав кандидатов, политических партий, избирательных бло
ков. Комментарий результатов опросов общественного мнения, сделанный в
соответствии с этими принципами, не является предвыборной агитацией.

15. Подпадает ли под требования статьи 46 Федерального закона об основ
ных гарантиях публикация суммарных (обобщенных) результатов опросов общест
венного мнения, проведенных различными организациями?
Да, подпадает.

16. На улице прохожим задается вопрос: «За кого Вы будете голосовать на
этих выборах?» – и ответы граждан выдаются в эфир. Относится ли такая форма
опроса к опросам общественного мнения в смысле статьи 46 Федерального закона
об основных гарантиях? Относится ли такая форма опроса к форме предвыборной
агитации, предусмотренной подп. «б» п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных
гарантиях?
Указанный сюжет может присутствовать как в информационном, так и в
агитационном материале. Если репортаж о предпочтениях избирателей носит
объективный и беспристрастный характер, осуществляется в рамках аналитиче
ской или информационной программы, признаки предвыборной агитации в
нем отсутствуют.


46
IX. Брошюра Центризбиркома...
17. Можно ли приглашать в радиоэфир (вне рамок выделенного в соответст
вии с законом для предвыборной агитации эфирного времени) общественно поли
тического деятеля, который сам не участвует в выборах, для того чтобы он проком
ментировал ход кампании с элементами критики или одобрения тех или иных пар
тий?
Подобные действия, если они имеют целью информирование избирате
лей и отвечают его принципам (п. 2 ст. 45 Федерального закона об основных га
рантиях), вполне соответствуют требованиям избирательного законодательст
ва. Если же таким образом ведется целенаправленная линия по формированию
определенного отношения избирателей к кандидату, политической партии, из
бирательному блоку, то подобные действия перейдут в категорию предвыбор
ной агитации и могут быть квалифицированы как правонарушающая предвы
борная агитация. Для того чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуется
перед эфиром ознакомить общественно политического деятеля с понятием и
признаками предвыборной агитации (п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 48 Федерального закона
об основных гарантиях).

18. Нарушается ли закон в случае, если в информационном блоке о кандида
тах отсутствует информация о каком либо кандидате в связи с тем, что в освещае
мый период времени он не проводил агитационных мероприятий?
В данном случае закон нарушен не будет.

19. В какой очередности должна даваться информация в информационных
блоках о кандидатах?
Согласно п. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях недопус
тимо оказывать предпочтение тем или иным кандидатам при осуществлении
информирования избирателей об их предвыборных мероприятиях. Однако за
кон не устанавливает какой либо очередности освещения предвыборных меро
приятий кандидатов, политических партий, избирательных блоков, подразуме
вая лишь недопустимость замалчивания деятельности одних кандидатов и чрез
мерное освещение деятельности других.

20. П. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях содержит требо
вания к сообщениям о проведении предвыборных мероприятий в информационных
программах. Должно ли соблюдаться это требование в других телепередачах СМИ,
не носящих информационный характер, например в аналитических?
Аналитические передачи, информирующие о выборах, должны быть объ
ективными, достоверными, в них должно соблюдаться равенство кандидатов,
политических партий, избирательных блоков. Сообщаемая в такой передаче
информация должна быть четко отделена выступающим в данной передаче от
комментария к этой информации. Вместе с тем, если цикл аналитических пере
дач, даже с соблюдением этих требований, будет целенаправленно и системати
чески положительно характеризовать одного кандидата и замалчивать инфор
мацию о других кандидатах (либо целенаправленно характеризовать их отрица
тельно), деятельность по выпуску этих передач может быть расценена как аги
тационная.

47
Обреченные на немоту?
21. Входит ли в понятие «информирование» освещение служебной деятельно
сти депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации?
Согласно п. 2 и 3 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях депу
таты Государственной Думы, Президент Российской Федерации в период изби
рательной кампании не слагают с себя полномочия и остаются при исполнении
своих обязанностей. Аккредитованные в парламенте корреспонденты могут по
казывать, что происходит в ходе принятия законов Государственной Думой, в
том числе освещать позицию депутата по тому или иному закону, что является
информированием. Освещение официальной деятельности Президента Рос
сийской Федерации, например государственного визита в период избиратель
ной кампании, также будет информированием. Отметим, что такого рода ин
формация вообще не относится к информированию избирателей о выборах и не
регулируется законодательством о выборах, если только в данной информации
не будет указываться, что соответствующее должностное лицо является канди
датом.
В связи с этим, например, фильм о кандидате – должностном лице, в ко
тором рассказывается его биография, включая факты служебной деятельности
в прошлом, следует расценивать как агитационный материал, который должен
распространяться с соблюдением требований к распространению агитацион
ных материалов.

22. В последний день предвыборной агитации СМИ становится известна до
стоверная информация о наличии судимости у потенциального кандидата в депута
ты, которую тот скрыл. Чем должны руководствоваться СМИ, чтобы не нарушить
закон и довести эту информацию до избирателя?
В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях информа
ция о судимостях кандидата включается в избирательный бюллетень (п. 7 ст. 63),
а также размещается на информационном стенде в помещении для голосования
(п. 4 ст. 61) и таким образом доводится до избирателей избирательными комис
сиями. Делается это на основании сведений о судимостях, представленных кан
дидатом в порядке ст. 33 Федерального закона об основных гарантиях в письмен
ном заявлении о согласии баллотироваться по конкретному округу. Непредстав
ление, т.е. сокрытие, кандидатом сведений о судимостях является нарушением
действующего законодательства. Поэтому организация СМИ, которой стала из
вестна достоверная информация о судимости кандидата, которую последний
скрыл, вправе довести эту информацию до организующей выборы избиратель
ной комиссии, чтобы она успела отреагировать должным образом.
Избирательная комиссия обязана провести проверку поступившего к ней
сообщения о недостоверности представленных кандидатом сведений и при вы
явленных фактах недостоверности передать данную информацию в СМИ.
Именно в данном случае СМИ могут и должны довести до избирателей эту ин
формацию.

23. Является ли выдвижение региональным отделением политической партии
кандидата на должность руководителя высшего исполнительного органа государст
венной власти субъекта Российской Федерации или кандидата в депутаты законо
дательного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий

48
IX. Брошюра Центризбиркома...
ской Федерации основанием для ограничения права политической партии распро
странять на каналах общероссийских организаций телерадиовещания информацию
о партии, не связанную с участием региональных отделений партии в региональных
выборах?
Выдвижение региональным отделением политической партии кандидата
на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации или кандидата в депутаты законода
тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий
ской Федерации не является основанием для ограничения права политической
партии распространять на каналах общероссийских организаций телерадиове
щания информацию о партии, не связанную с участием региональных отделе
ний партии в региональных выборах.
Эту деятельность политическая партия вправе осуществлять в силу поло
жений п. 1 и 3 ст. 8, а также подп. «а» и «ж» ст. 26 Федерального закона «О поли
тических партиях».

Организации СМИ – участники избирательного процесса

24. Какие СМИ на предстоящих федеральных выборах могут участвовать в
избирательной кампании?
Участвовать в избирательной кампании, информируя избирателей, могут
любые организации СМИ независимо от формы собственности, территории
распространения их продукции и любых иных обстоятельств.
Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного
времени, печатной площади могут только те организации СМИ, которые не по
зднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования решения о
назначении выборов опубликовали свои расценки на эфирное время, печатную
площадь и уведомили об этом соответствующую избирательную комиссию.
Обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь государствен
ные организации СМИ, если они в соответствии с законом не освобождены от
этой обязанности.
Негосударственные организации СМИ (за исключением учрежденных из
бирательными объединениями) могут предоставлять свои услуги зарегистриро
ванным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам только в
том случае, если они учреждены (зарегистрированы) не менее чем за один год
до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

25. Накануне выборов появляется довольно много новых негосударственных
периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания, создаваемых
специально «под выборы». Могут ли такие СМИ участвовать в избирательной кам
пании?
В данном случае определяющим является ответ на вопрос, кем были уч
реждены негосударственные организации СМИ. Согласно общему правилу, ус
тановленному п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, негосу
дарственные организации СМИ, учрежденные менее чем за один год до начала
избирательной кампании, не вправе предоставлять зарегистрированным канди
датам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время,
49
Обреченные на немоту?
печатную площадь. Исключение предусмотрено только для тех негосударствен
ных организаций СМИ, которые были учреждены самими избирательными
объединениями.
Освещать избирательную кампанию, производить и распространять ана
литические, информационные передачи о выборах вправе любые организации
СМИ независимо от времени их учреждения.

26. Если организация СМИ учреждена более чем за год до начала избира
тельной кампании, а затем менее чем за год до начала избирательной кампании про
шла перерегистрацию, вправе ли она предоставлять эфирное время, печатную пло
щадь для проведения предвыборной агитации?
Да, вправе, поскольку Федеральный закон об основных гарантиях содер
жит требование только к дате первоначальной регистрации организации СМИ.
Данное требование учитывает негативную практику прошлых выборов и на
правлено на лишение организаций СМИ, создаваемых непосредственно к вы
борам, возможности предоставления услуг для предвыборной агитации.

27. Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрен только один
случай освобождения СМИ от так называемой бесплатной повинности: муници
пальные СМИ имеют право не участвовать в выборах вышестоящего уровня. Сле
дует ли из этого, что государственные общероссийские и региональные СМИ обя
заны принимать участие в выборах всех уровней, в том числе муниципальных? Что
может помешать местным законодателям в субъектах Российской Федерации обя
зать государственные региональные и общероссийские организации СМИ бесплат
но предоставлять площадь, эфирное время кандидатам в органы государственной
власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления?
В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона об основных гарантиях
информационное обеспечение выборов соответствующего уровня осуществля
ется государственными и муниципальными, а также негосударственными орга
низациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципаль
ных, а также негосударственных периодических печатных изданий. Исходя из
указанного положения, а также положений ст. 51, 52 Федерального закона об
основных гарантиях, ст. 84, 86, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации
общероссийские государственные СМИ осуществляют информационное обес
печение федеральных выборов, региональные государственные СМИ – феде
ральных и региональных выборов, муниципальные СМИ – муниципальных
выборов.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации о выборах в орга
ны местного самоуправления может быть предусмотрена только обязанность му
ниципальных СМИ осуществлять информационное обеспечение выборов в орга
ны местного самоуправления. Что же касается обязанности государственных об
щероссийских и региональных СМИ осуществлять информационное обеспече
ние выборов, проводимых на территории субъектов Российской Федерации и на
территории муниципальных образований, то, исходя из смысла п.1 ст. 47 Феде
рального закона об основных гарантиях, она существует только лишь в отноше
нии информационного обеспечения выборов соответствующих уровней.

50
IX. Брошюра Центризбиркома...
28. Относятся ли к так называемым специализированным СМИ отраслевые
государственные издания (у нас их много – «Рыбак...», «Моряк...», «Трибуна рабо
чего...» и пр.), а также многотиражки государственных вузов (их тоже хватает –
«Наш темп», «Ломоносовец», «Медик Севера» и пр.)? Вправе ли они отказаться от
публикации агитационных материалов?
Закон о СМИ под специализированным средством массовой информации
понимает такое средство массовой информации, для регистрации или распро
странения продукции которого этим Законом установлены специальные прави
ла. Федеральный закон об основных гарантиях вкладывает в понятие специали
зированных средств массовой информации более широкий смысл: в п. 7 ст. 50
специализированными названы культурно просветительские, детские, техни
ческие, научные и другие издания. Поэтому при решении вопроса о том, явля
ется ли какое либо средство массовой информации специализированным, сле
дует исходить из тематической направленности его публикаций. Если издание
полностью посвящено той или иной отрасли промышленности или отдельной
науке, его следует считать специализированным и признавать за ним право на
отказ от предоставления печатной площади для публикации агитационных ма
териалов.
Так же может быть решен вопрос и в отношении изданий государственных
вузов. Они, как правило, носят узкоспециальный характер, обусловленный те
ми специальностями, обучение по которым осуществляет вуз. Следует призна
вать за такими изданиями право на отказ от предоставления печатной площади
для публикации агитационных материалов. Их обязанность предоставлять пе
чатную площадь для агитации, носящей политический характер, вступала бы в
противоречие с принципом деполитизации государственных и муниципальных
образовательных учреждений, заложенным в ч. 5 ст. 1 Закона Российской Феде
рации «Об образовании».

29. Согласно п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях редак
ция негосударственного печатного издания, чтобы иметь право предоставлять пло
щадь кандидатам, должна быть учреждена не менее чем за год до начала избира
тельной кампании. Получается:
а) редакцию как юридическое лицо надо обязательно учредить за год, но само
средство массовой информации можно учредить и непосредственно перед выборами;
б) в соответствии с законом о СМИ редакция может и не быть юридическим
лицом. С какого момента в этом случае можно считать, что она учреждена? Скорее
всего, с момента издания соответствующего приказа руководителя организации
(лесозавода, к примеру), решившей выпускать СМИ, о создании редакции как
структурного подразделения данной организации.
В связи с этим вопрос: может ли некая коммерческая структура создать СМИ
непосредственно перед выборами, учредив СМИ (как форму распространения мас
совой информации) и издав задним числом (проверить это очень трудно) приказ о
создании редакции?
Требование п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, огра
ничивающее возможность негосударственных организаций телерадиовещания
и редакций негосударственных периодических печатных изданий, учрежден

51
Обреченные на немоту?
ных менее чем за один год до начала избирательной кампании (за исключением
учрежденных избирательными объединениями), предоставлять зарегистриро
ванным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам
эфирное время, печатную площадь, справедливо и оправдано.
Для правильной реализации данного требования (в связи с имеющимся в
нем положением об учредительстве редакции СМИ) необходимо иметь в виду
следующее.
В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под редакцией средства массовой
информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражда
нин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства
массовой информации. Очевидна неоднородность субъектного состава, которая
не позволяет связать учреждение редакции с государственной регистрацией
юридического лица, так как редакцией может быть и гражданин. В связи с этим,
во избежание затруднительных ситуаций в правоприменении, необходимо
прийти к единообразному пониманию момента учреждения редакции. Это поз
воляет сделать Закон о СМИ, который взял за основу то, что целью создания ре
дакции является выпуск конкретного средства массовой информации. Исходя из
этого, ч. 1 ст. 8 Закона установливает, что редакция средства массовой информа
ции осуществляет свою деятельность после его регистрации. Средство массовой
информации подлежит государственной регистрации на основании заявления
учредителя. Согласно Закону средство массовой информации считается зареги
стрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации (ч. 4 ст. 8). Логика за
конодателя очевидна: первое действие учредителя средства массовой информа
ции – это подача заявления о его регистрации. Не случайно Закон о СМИ ис
пользует понятие «учредитель средства массовой информации», а не «учредитель
редакции». Таким образом, моментом учреждения редакции, в том смысле, ко
торый вкладывает в это понятие п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных га
рантиях, следует признавать момент государственной регистрации средства мас
совой информации, которое она выпускает. В пользу такого подхода свидетель
ствует и ст. 17 Закона о СМИ, связывающая возникновение прав и обязанностей
редакции с моментом регистрации средства массовой информации.

30. Каким образом будут работать нормы Федерального закона об основных
гарантиях, касающиеся государственных СМИ, в том случае, если в период пред
выборной агитации государство в лице своего уполномоченного органа приобретает
хотя бы одну акцию негосударственного СМИ, изменив тем самым его статус?
Правовой статус организации СМИ не изменится, так как она может быть
признана государственной только в том случае, если государственная доля в ее
капитале есть на день опубликования решения о назначении выборов (п. 2 ст. 47
Федерального закона об основных гарантиях). На такую организацию СМИ бу
дут распространяться требования законодательства о выборах, касающиеся не
государственных организаций СМИ.

Агитационный период

31. Существуют ли ограничения на размещение в эфире организаций телера
диовещания либо на страницах периодической печати в период до официального
52
IX. Брошюра Центризбиркома...
опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации на правах рекламы информации о
деятельности политических партий, об их уставах и программах, целях и задачах,
деятельности членов партий?
Действия, о которых идет речь, не регулируются законодательством о вы
борах. Следовательно, соответствующих ограничений на размещение на правах
рекламы в эфире организаций телерадиовещания информации о деятельности
политических партий до официального опубликования решения о назначении
выборов депутатов Государственной Думы не существует. Заметим, что соглас
но Федеральному закону «О политических партиях» такое размещение должно
оплачиваться из средств политической партии, а сведения об оплате должны со
держаться в финансовом отчете политической партии.

32. В период избирательной кампании, но до начала агитационного периода
гражданин выступает в эфире телекомпании с заявлениями о намерении выдвинуть
свою кандидатуру на предстоящих выборах. Идут программы с участием этого яко
бы потенциального кандидата. Как здесь быть, и обращают ли на это внимание
ЦИК России и региональные избирательные комиссии?
Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях агитаци
онный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и
создания соответствующего избирательного фонда. Согласно п. 5 ст. 48 Феде
рального закона об основных гарантиях расходы на проведение предвыборной
агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фон
дов. Осуществление в период избирательной кампании деятельности, подпада
ющей под признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об
основных гарантиях), до момента выдвижения и создания избирательного фон
да кандидата может быть расценено как попытка обойти закон. Подобные дей
ствия – при условии последующего выдвижения данным лицом своей кандида
туры на выборную должность – должны влечь за собой отказ в регистрации кан
дидата на основании подп. «з» и «м» п. 23 ст. 38 Федерального закона об основ
ных гарантиях.
Однако не следует расценивать любую положительную деятельность (в рам
ках должностных обязанностей или общественную деятельность) потенциально
го кандидата в период избирательной кампании как проведение незаконной
предвыборной агитации, если при осуществлении такой деятельности отсутству
ет позиционирование такого лица в качестве кандидата.

33. Будет ли считаться агитацией информация о работе партии, о встречах с
избирателями, о партийных списках, выдвижениях без призыва к голосованию?
Надо ли оплачивать эти материалы из избирательного фонда?
Такого рода информация может содержаться как в информационных, так
и в агитационных материалах. Если информация содержится в материале, пуб
ликуемом с целью побудить избирателей голосовать за кандидатов, выдвинутых
политической партией, то материал носит агитационный характер и должен
быть оплачен из избирательного фонда.



53
Обреченные на немоту?
34. Каковы сроки проведения предвыборной агитации через СМИ?
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в
периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается
за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному време
ни за сутки до дня голосования.

35. С какого момента в соответствии со ст. 50 Федерального закона об основ
ных гарантиях наступает обязанность СМИ соблюдать требования ст. 51, 52 – с мо
мента начала агитационного периода (со дня выдвижения кандидата) или с момента
начала предвыборной агитации (за 30 дней до дня голосования)?
Обязанность соблюдения норм законодательства о выборах, регулирую
щих непосредственно этапы избирательной кампании, наступает с момента на
чала избирательной кампании (официального опубликования решения о на
значении (проведении) выборов). Вместе с тем понятно, что фактически поло
жения ст. 51, 52 Федерального закона об основных гарантиях регулируют поря
док проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиове
щания и в периодических печатных изданиях. Как установлено п. 2 ст. 49 Феде
рального закона об основных гарантиях, предвыборная агитация в СМИ начи
нается за 30 дней до дня голосования. Из этого вытекает, что данные нормы не
посредственно вступят в силу с момента начала предвыборной агитации в
СМИ, что тем не менее не является основанием для нарушения их с момента
начала избирательной кампании. Кроме того, ряд действий, в частности такие,
как резервирование объемов эфирного времени, печатной площади, распреде
ление их между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями,
избирательными блоками, осуществляются до начала агитационного периода в
СМИ.

36. С какого момента распространение информации может квалифицировать
ся как досрочная предвыборная агитация?
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в
периодических печатных изданиях в соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального за
кона об основных гарантиях начинается за 30 дней до дня голосования. Если
организация СМИ предоставит эфирное время или печатную площадь канди
дату, политической партии для распространения информации, носящей при
знаки предвыборной агитации, в период избирательной кампании, но ранее да
ты, с которой начинается агитационный период, это будет нарушением закона.

37. Можно ли утверждать, что информация о кандидатах, распространяемая
ранее чем за 30 дней до начала голосования, не является предвыборной агитацией?
Информация о кандидатах, распространяемая ранее чем за тридцать
дней до дня голосования (равно как и информация, распространяемая в тече
ние 30 дней до дня голосования) не является предвыборной агитацией при ус
ловии, что она не подпадает под понятие предвыборной агитации (п. 4 ст. 2
Федерального закона об основных гарантиях) и не входит в перечень агитаци
онных действий (п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях).

54
IX. Брошюра Центризбиркома...
Информируя о кандидатах, журналисты должны соблюдать принципы
беспристрастности, объективности, достоверности, равенства прав кандидатов,
политических партий, избирательных блоков.

38. Если кандидатура кандидата снята, а за сутки до выборов восстановлена
судом или избирательной комиссией, имеет ли телерадиокомпания право предоста
вить кандидату платное эфирное время в субботу, накануне выборов?
Нет, поскольку это будет противоречить п. 3 ст. 49 Федерального закона об
основных гарантиях, а проинформировать избирателей через СМИ о восста
новлении кандидата обязана соответствующая избирательная комиссия.

Права и обязанности журналистов

39. Какие обязанности предусмотрены для работников СМИ, участвующих в
избирательных кампаниях в качестве кандидатов?
Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой ин
формации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения слу
жебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверен
ную копию приказа или распоряжения о временном освобождении от служеб
ных обязанностей не позднее трех дней со дня регистрации и при ведении соб
ственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества свое
го должностного или служебного положения. Под использованием преиму
ществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный до
ступ к СМИ в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным ли
цам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творчес
ким работникам государственных организаций, осуществляющих телерадиове
щание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через
средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами
или доверенными лицами кандидатов.

40. Подп. «ж» п. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях напря
мую запрещает проведение предвыборной агитации представителям организаций,
осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной дея
тельности. То есть не приостановившие своей трудовой деятельности журналисты
не имеют права оказывать услуги кандидатам (блокам, партиям) при подготовке
материалов предвыборной агитации (исключение составляют журналисты, работа
ющие в изданиях, учрежденных кандидатами, партиями). Выходит, даже те журна
листы, которым поручено вести предвыборные дебаты и «круглые столы», интер
вьюировать кандидата, должны на это время отказаться от осуществления профес
сиональной деятельности?
П. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях запрещает прово
дить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитацион
ные материалы представителям организаций СМИ при осуществлении ими
профессиональной деятельности. Однако толковать данное положение расши
рительно и полагать, что журналисты, ведущие «круглые столы» или интервью

55
Обреченные на немоту?
ирующие кандидатов, должны на это время отказаться от осуществления своей
профессиональной деятельности, некорректно. П. 2 ст. 48 Федерального закона
об основных гарантиях содержит перечень видов деятельности и действий, ко
торые квалифицируются как предвыборная агитация и объединены общим
признаком, вытекающим из определения предвыборной агитации, закреплен
ного в ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях, – они имеют целью
побудить или побуждают избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов,
список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против
всех списков кандидатов). Деятельность журналистов в рамках упомянутых ме
роприятий не является агитацией по смыслу п. 2 ст. 48 Федерального закона об
основных гарантиях. Эта деятельность носит вспомогательный характер, она
обеспечивает реализацию права кандидатов на проведение предвыборной аги
тации на телевидении и радио, в печати.
Законом предусмотрены не только интервью и выступления отдельных
кандидатов, но и проведение совместных агитационных мероприятий, кото
рым уделяется особое внимание. Федеральный закон об основных гарантиях
содержит требование, согласно которому не менее половины общего объема
бесплатного эфирного времени должно предоставляться зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам исключи
тельно для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совме
стных агитационных мероприятий (п. 4 ст. 51). Роль ведущего в таких меропри
ятиях очень велика, так как именно он направляет дискуссию, задает вопросы,
предоставляет возможность задавать вопросы телезрителям или радиослушате
лям и т. д., что необходимо для обеспечения проведения агитации в указанных
формах. Сама по себе эта деятельность не носит характера агитации или выпу
ска и распространения агитационных материалов и потому может и должна
осуществляться журналистами в рамках реализации ими прав и обязанностей,
связанных с профессиональной деятельностью. Если же в ходе подобного ме
роприятия журналистом будет совершено действие, которое может быть ква
лифицировано по п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях как
агитация (например, высказывание в поддержку того или иного кандидата), то
он будет нести ответственность в соответствии с законом.

41. Имеет ли организация право уволить сотрудника (журналиста, иного
творческого работника, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск
СМИ), участвовавшего в деятельности по информационному обеспечению выбо
ров, до истечения одного года после окончания избирательной кампании в случае
окончания его трудового договора, заключенного на определенный срок, не нару
шая требования п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях? Как это
соотносится с Трудовым кодексом?
Организация СМИ вправе уволить работника, с которым заключен сроч
ный трудовой договор, поскольку п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных
гарантиях предусматривает запрет на увольнение работников СМИ по инициа
тиве администрации, а расторжение срочного трудового договора не отнесено
Трудовым кодексом (ст. 79, 81) к таковому.

56
IX. Брошюра Центризбиркома...
42. Как определить круг лиц, на которых распространяется действие п. 6 ст. 45
Федерального закона об основных гарантиях, предусматривающего запрет на уволь
нение по инициативе работодателя и перевод на другую работу без их согласия жур
налистов, иных творческих работников, осуществляющих выпуск СМИ в период
соответствующей избирательной компании и в течение одного года после ее оконча
ния? Распространяется ли эта норма только на работников, аккредитованных при
соответствующих избирательных комиссиях, для которых работа по освещению вы
боров в данный момент является основной, или эта норма распространяется на лю
бого творческого работника, который опубликовал хотя бы одно сообщение о ходе
избирательной кампании?
Федеральным законом об основных гарантиях (п. 6 ст. 45) к лицам, кото
рые не могут быть уволены с работы или переведены на другую работу по ини
циативе администрации в период соответствующей избирательной кампании,
отнесены любые журналисты, иные творческие работники, должностные лица
организации, участвующие в деятельности по информационному обеспечению
выборов, то есть как в освещении хода избирательной кампании, так и в обес
печении проведения агитационных мероприятий на каналах организаций теле
радиовещания в качестве ведущего совместных агитационных мероприятий.

43. Имеют ли право журналисты печатного СМИ оказывать кандидатам по
мощь в подготовке их предвыборных материалов?
Журналисты вправе оказывать услуги по подготовке агитационных матери
алов кандидатов, политических партий, избирательных блоков. При этом необ
ходимо соблюдать условия, установленные п. 5 ст. 59 Федерального закона об ос
новных гарантиях. Такие услуги могут быть оказаны с письменного согласия кан
дидата (его уполномоченного представителя по финансовым вопросам), уполно
моченного представителя по финансовым вопросам избирательного объедине
ния, избирательного блока. Оплата таких услуг должна производиться из избира
тельного фонда. Журналист, как и любой гражданин, может лично без привлече
ния третьих лиц оказывать данные услуги бесплатно, на добровольной основе.

44. Почему на агитационном этапе избирательной кампании журналисты не
могут выступать с пропагандистско аналитическими материалами в той газете, в
которой работают, при том, что она ведущая в городе или районе? Как в этих усло
виях бороться с пиаром? Не для того ли закон о выборах отсекает журналистов от
избирательного процесса, чтобы не мешать проведению в жизнь групповых и пар
тийных интересов?
В силу запрета на ведение предвыборной агитации при осуществлении
своей профессиональной деятельности журналист, как и любой гражданин, мо
жет опубликовать материал любого агитационного содержания в случае, если
эта публикация будет оплачена из соответствующего избирательного фонда.
Иной подход, как показала практика выборов 1995–2000 годов, может привес
ти в ходе избирательных кампаний к нарушению принципа равенства кандида
тов, политических партий, избирательных блоков, к использованию професси
онального статуса журналиста в групповых интересах. Примером такого нега
тивного использования статуса журналиста были пропагандистско аналитичес
кие передачи С. Доренко на ОРТ в 1999 году.

57
Обреченные на немоту?
Организации СМИ и кандидаты, избирательные объединения,
избирательные блоки

45. Можно ли кандидату агитировать за другого кандидата?
Практика выдвижения кандидатов, заведомо не ставящих целью свое из
брание, для осуществления деятельности в пользу другого кандидата нарушала
принцип равенства кандидатов, в связи с чем в обновленном законодательстве
о выборах предусмотрен ряд уточнений. В частности, кандидат не вправе ис
пользовать свой избирательный фонд, предоставленное ему бесплатное и плат
ное эфирное время, печатную площадь для поддержки другого кандидата. Ис
ключение составляет проведение предвыборной агитации зарегистрированны
ми кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением, избирательным
блоком, а также избирательным объединением, избирательным блоком, выдви
нувшими этих кандидатов, в отношении зарегистрированных кандидатов, вы
двинутых этим же избирательным объединением, избирательным блоком.

46. Как в законодательстве регулируются вопросы проведения совместных
агитационных мероприятий?
В действующем избирательном законодательстве увеличен объем време
ни, выделяемого зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, из
бирательным блокам для совместного проведения дискуссий. Таким образом
предлагается установить дополнительную гарантию формирования избирателя
ми собственного мнения о кандидатах. Такое увеличение весьма позитивно, по
скольку проведение дебатов является одним из наиболее действенных способов
узнать позиции кандидатов по вопросам, представляющим общественный ин
терес, их качества как публичных политиков, привлечь избирателей к обсужда
емым вопросам и побудить их к участию в избирательном процессе: как прави
ло, за дебатами наблюдает значительное число избирателей. Однако, если на
каждого зарегистрированного кандидата из общего объема бесплатного эфир
ного времени придется менее 5 минут эфира, данное мероприятие проводиться
не будет.
Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрена обязан
ность личного участия зарегистрированных кандидатов (в том числе из списка
кандидатов) в совместных мероприятиях. Исключения из этого правила воз
можны только на основании специального закона. Таким исключением на вы
борах Президента Российской Федерации является то, что в совместных агита
ционных мероприятиях, проводимых на каналах региональных государствен
ных организаций телерадиовещания, вместо зарегистрированного кандидата
может участвовать его доверенное лицо (п. 9 ст. 52 Федерального закона о выбо
рах Президента).

47. Предусмотрен ли возврат государственным и муниципальным СМИ стои
мости предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади?
Федеральным законом о выборах депутатов для политической партии, из
бирательного блока, получивших менее 2 процентов голосов избирателей на вы
борах, предусмотрена обязанность возместить государственным организациям

58
IX. Брошюра Центризбиркома...
СМИ стоимость бесплатно предоставленных эфирного времени и печатной пло
щади.
Кроме того, те политические партии, которые являются должниками по
итогам избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы
в 1999 году, бесплатного эфирного времени не получат. Это правило будет рас
пространяться и на их правопреемников, и на блоки, которые возьмут в свою
схему блокирования то или иное политическое объединение, являющееся
должником по итогам выборов 1999 года (п. 14 ст. 71, п. 4 ст. 98 Федерального
закона о выборах депутатов).

48. Кто должен оплачивать бесплатное эфирное время и печатную площадь,
предоставляемую кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам?
В соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях
расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и
редакций государственных и муниципальных периодических печатных изда
ний, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплат
ной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на
результаты деятельности этих организаций и редакций. Это означает, что дан
ные организации должны планировать указанные выше расходы. Кроме того,
эти расходы могут и должны учитываться в числе прочих при определении объ
емов денежных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации, местного бюджета, на поддержку СМИ (ч. 11
п. 1 ст. 85, ч. 8 п. 1 ст. 86, ч. 3 п. 1 ст. 87 Бюджетного кодекса Российской Феде
рации).

49. Какой общий объем бесплатных эфирного времени и печатной площади
должен быть выделен государственными (муниципальными) СМИ в случае одно
временного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных
кампаний?
В случае совпадения в ходе избирательных кампаний периодов проведения
агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печат
ных изданиях общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печат
ной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовеща
ния, редакции периодического печатного издания (п. 3 ст. 50 Федерального за
кона об основных гарантиях). Для бесплатного эфирного времени обязательный
объем в таких случаях не должен превышать объема, установленного п. 3 ст. 51
Федерального закона об основных гарантиях. Для бесплатной печатной площа
ди общий объем должен исчисляться исходя из максимального объема среди
объемов, установленных законами, по которым проводятся выборы. В рассмат
риваемых случаях все зарегистрированные кандидаты, избирательные объедине
ния, избирательные блоки, указанные в п. 1 ст. 51 Федерального закона об ос
новных гарантиях, должны получать равные объемы бесплатного эфирного вре
мени, бесплатной печатной площади. Вместе с тем по договоренности между со
ответствующей комиссией и организацией телерадиовещания, редакцией пери
одического печатного издания указанные объемы могут быть увеличены.
В случае одновременного проведения на одной и той же территории не
скольких избирательных кампаний и совпадения в ходе указанных кампаний

59
Обреченные на немоту?
периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в
периодических печатных изданиях зарегистрированный кандидат, выдвинутый
одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе
получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в госу
дарственных и муниципальных организациях телерадиовещания и периодичес
ких печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен
быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня (п. 12 ст. 50 Федераль
ного закона об основных гарантиях).

50. Когда оплачивается эфирное время при заключении договора: до или по
сле предоставления эфира? Какой документ и кому при этом предоставляется?
Федеральным законом об основных гарантиях установлено, что предо
ставление бесплатного и платного эфирного времени производится в соответст
вии с договором, заключенным в письменной форме между организацией теле
радиовещания и кандидатом, избирательным объединением, избирательным
блоком до предоставления эфирного времени (п. 11 ст. 50).
Требование обязательной и полной предоплаты вместе с указанием на то,
какой документ, подтверждающий оплату, и кому при этом представляется, со
держится в п. 13, 19 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов. Согласно
указанной норме платежный документ филиалу Сберегательного банка Россий
ской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости
эфирного времени должен быть представлен зарегистрированным кандидатом,
политической партией, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня
предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой
филиала Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представ
лена указанными субъектами в организацию телерадиовещания до предоставле
ния эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление
эфирного времени не допускается, что означает строгую обязательность полной
и документально подтвержденной предоплаты эфирного времени из избира
тельного фонда. Аналогичное положение содержится в п. 21 ст. 52, п. 13 ст. 53
Федерального закона о выборах Президента.

51. Не противоречит ли закону установление определенного срока оплаты
эфирного времени?
В соответствии с п. 18 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов в
договоре о предоставлении платного эфирного времени должны быть определе
ны такие обязательные условия, как размер и порядок оплаты платного эфир
ного времени, в том числе и срок оплаты, который устанавливается по соглаше
нию сторон. При этом следует учитывать, что организации телерадиовещания
обязаны обеспечивать единые условия оплаты для всех кандидатов, политичес
ких партий, избирательных блоков (п. 8 ст. 59 Федерального закона о выборах
депутатов). Сроки оплаты эфирного времени, печатной площади, определяе
мые в договоре, не могут быть установлены в нарушение требований п. 19 ст. 60,
п. 13 ст. 61 Федерального закона о выборах депутатов, согласно которым копия
платежного документа филиалу Сберегательного банка Российской Федерации
о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного време

60
IX. Брошюра Центризбиркома...
ни, печатной площади должна быть представлена зарегистрированным канди
датом, политической партией, избирательным блоком в организацию СМИ до
предоставления эфирного времени, печатной площади. В случае нарушения
указанных условий предоставление эфирного времени, печатной площади не
допускается.

52. Какие требования предусмотрены к договору о предоставлении платного
эфирного времени зарегистрированному кандидату, избирательному объединению,
избирательному блоку? Каков порядок его исполнения?
Договор должен быть составлен в соответствии с гражданским законода
тельством Российской Федерации с учетом обязательных требований, содержа
щихся в законе, регулирующем проведение конкретной избирательной кампа
нии.
Так, в Федеральном законе о выборах депутатов (п. 18 ст. 60) предусмотре
но, что в договорах о предоставлении платного эфирного времени в обязатель
ном порядке должны быть указаны: вид (форма) предвыборной агитации, дата
и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного време
ни, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (веду
щего) в теле , радиопередаче. Кроме указанных условий в договоре могут быть
предусмотрены и иные условия, обеспечивающие выполнение требований к
агитационным материалам, размещаемым кандидатами, политическими парти
ями, избирательными блоками в СМИ.
После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ
и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых
отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы ве
щания, названия передачи и времени выхода ее в эфир. Федеральными закона
ми о выборах депутатов (п. 21 ст. 60), Президента Российской Федерации (п. 3
ст. 52) также установлено, что в случае, если в ходе использования платного
эфирного времени зарегистрированный кандидат, политическая партия, изби
рательный блок нарушат условия, установленные соответствующим Федераль
ным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требо
ванием о расторжении договора на предоставление эфирного времени.

53. Согласие зарегистрированного кандидата, политической партии, избира
тельного блока на выполнение платных работ и оказание платных услуг может быть
выражено в любой письменной форме, в том числе путем подписания гражданско
правового договора на выполнение платных работ и оказание платных услуг. Явля
ется ли факт заключения кандидатом договора выражением его согласия?
Гражданско правовой договор не является выражением согласия кандида
та в смысле требований избирательного законодательства (п. 5 ст. 59 Федераль
ного закона об основных гарантиях). В связи с этим предоставление договора,
заключенного между кандидатом, политической партией, избирательным бло
ком и организацией телерадиовещания не может рассматриваться как выполне
ние требования п. 13 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов, согласно
которому организации телерадиовещания, предоставившие эфирное время за
регистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным бло

61
Обреченные на немоту?
кам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, обязаны по запро
сам соответственно избирательной комиссии субъекта Российской Федерации,
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представлять
им документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, по
литической партии, избирательного блока на выполнение платных работ и ока
зание платных услуг.
Форма документов, подтверждающих согласие зарегистрированного кан
дидата, политической партии, избирательного блока на выполнение платных
работ и оказание платных услуг, будет утверждена ЦИК России в рамках Инст
рукции о порядке формирования и расходования денежных средств избира
тельных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Госу

<<

стр. 2
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>