<<

стр. 4
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

сеть «Интернет»).

Статья 55. Опросы общественного мнения
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного
мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, является раз
новидностью информирования избирателей. Несоблюдение требований пунк
тов 2 и 3 настоящей статьи при опубликовании (обнародовании) результатов
опросов общественного мнения влечет за собой признание материалов, содер
жащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную
федеральным законом.
2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов обществен
ного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, средст
ва массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародую
щие) их, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его про
ведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где
проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку воз
можной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса
и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования за
прещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественно
го мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Государственной Думы,
иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их раз
мещение в информационно телекоммуникационных сетях общего пользова
ния (включая сеть «Интернет»).

Статья 56. Организации телерадиовещания и периодические печатные из
дания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов
Государственной Думы
1. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Ду
мы осуществляется с использованием государственных, муниципальных и не
государственных организаций телерадиовещания, периодических печатных из
даний.
2. Под государственными организациями телерадиовещания и периоди
ческими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются
организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредите
лями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций

92
ХI. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175 ФЗ...
которых являются государственные органы и организации и (или) которым за
год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) реше
ния о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме
субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств фе
дерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) в устав
ном (складочном) капитале которых на день официального опубликования
(публикации) решения о назначении выборов имеется государственная доля.
3. Под муниципальными организациями телерадиовещания и периодиче
скими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются
организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредите
лями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций
которых являются муниципальные органы и организации и (или) которым за
год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) реше
ния о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме
субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств ме
стного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день
официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов
имеется муниципальная доля.
4. Под негосударственными организациями телерадиовещания и перио
дическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понима
ются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не
подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

[………]

Статья 57. Предвыборная агитация
1. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитаци
ей признаются:
1) призывы голосовать за кандидата, федеральный список кандидатов или
против кандидата, федерального списка кандидатов;
2) выражение предпочтения кому либо из кандидатов, какой либо поли
тической партии, какому либо иному общероссийскому общественному объе
динению (если оно входит в избирательный блок), какому либо избирательно
му блоку, в частности указание, за какого кандидата, какой федеральный спи
сок кандидатов, какую политическую партию, какой избирательный блок будет
голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандида
та, федерального списка кандидатов;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о ка
ких либо кандидатах, политических партиях, иных общероссийских общест
венных объединениях (если они входят в избирательный блок), избирательных
блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной
с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных
(должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или от
рицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, ино
93
Обреченные на немоту?
му общероссийскому общественному объединению (если оно входит в избира
тельный блок), к которым принадлежит кандидат, к политической партии, из
бирательному блоку, выдвинувшим кандидата (кандидатов), список (списки)
кандидатов;
7) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирате
лей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него
(них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
2. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печат
ных изданиях;
2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с
гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискус
сий);
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и
других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.
3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в
периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов,
дискуссий, «круглых столов», пресс конференций, интервью, выступлений, по
каза телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, политичес
кой партии, об избирательном блоке, зарегистрировавших федеральный список
кандидатов, и в иных не запрещенных законом формах.

[………]

5. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распрост
ранять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, органам государствен
ной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам,
органам местного самоуправления;
2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в
том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности
категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими
своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием
преимуществ своего должностного или служебного положения;

[………]

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом
решающего голоса;

[………]

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массо
вой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

[………]
94
ХI. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175 ФЗ...
7. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной аги
тации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.
8. Использование изображения физического лица, положительных выска
зываний физического лица о кандидате, политической партии, об ином обще
российском общественном объединении (если оно входит в избирательный
блок), избирательном блоке в агитационных материалах кандидатов, политиче
ских партий, избирательных блоков возможно только с письменного согласия
данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представля
ется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных матери
алов … в случае размещения агитационного материала на канале организации
телерадиовещания либо в периодическом печатном издании – по требованию
избирательной комиссии. … Ссылка в агитационных материалах на положи
тельное высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с насто
ящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о кан
дидате, политической партии, об ином общероссийском общественном объеди
нении (если оно входит в избирательный блок), избирательном блоке допуска
ется только в случае, если это высказывание было опубликовано (обнародова
но) до официального опубликования (публикации) решения о назначении вы
боров. В такой ссылке должны указываться дата (период времени) опубликова
ния (обнародования) этого высказывания и наименование средства массовой
информации, в котором была осуществлена эта публикация (обнародование).
9. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются ис
ключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Агита
ция, имеющая целью побудить или побуждающая голосовать за кандидата, фе
деральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, избира
тельным блоком, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кан
дидатов, политических партий, избирательных блоков, запрещается.

[………]

Статья 58. Агитационный период
1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, феде
рального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени
за сутки до дня голосования.
2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в
периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается
за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному време
ни за сутки до дня голосования.
3. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшест
вующий ему день запрещается.

[………]




95
Обреченные на немоту?
Статья 59. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, поли
тических партий, избирательных блоков к средствам массовой информации
1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная
площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться зарегист
рированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, за
регистрировавшим федеральные списки кандидатов, в порядке, предусмотрен
ном настоящим Федеральным законом, бесплатно (бесплатное эфирное время,
бесплатная печатная площадь) либо за плату.

[………]

3. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и
редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий
обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным
округам кандидатам, а также политическим партиям, избирательным блокам,
зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия для про
ведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям
своих предвыборных программ.
4. Общероссийские государственные организации телерадиовещания и
редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий
обязаны предоставить возможность проведения предвыборной агитации поли
тическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные
списки кандидатов.
5. Региональные государственные организации телерадиовещания и ре
дакции региональных государственных периодических печатных изданий обя
заны предоставить возможность проведения предвыборной агитации кандида
там, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и регио
нальным группам кандидатов.
6. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муници
пальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия
для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, по
литическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федераль
ные списки кандидатов. Указанные организации и редакции вправе предостав
лять таким кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфир
ное время и печатную площадь только за плату.
7. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосу
дарственных периодических печатных изданий, учрежденные не менее чем за
один год до начала избирательной кампании, а также негосударственные орга
низации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических пе
чатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной
кампании политическими партиями, вправе предоставлять зарегистрирован
ным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистри
ровавшим федеральные списки кандидатов, эфирное время, печатную площадь
за плату. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции
негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять
зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным бло
кам эфирное время, печатную площадь.

96
ХI. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175 ФЗ...
8. В случае предоставления эфирного времени, печатной площади условия
их оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, по
литических партий, избирательных блоков, которым они предоставлены. Это
требование не распространяется на редакции периодических печатных изда
ний, учрежденных кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими
список (списки) кандидатов, политическими партиями, входящими в избира
тельный блок, выдвинувший список (списки) кандидатов.

[………]

9. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других услови
ях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы
соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического
печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубли
кования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения с
уведомлением о готовности предоставить соответственно политическим парти
ям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки канди
датов, зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов
эфирное время, печатную площадь в тот же срок должны быть представлены.

[………]

12. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных
изданий (независимо от формы собственности), предоставившие зарегистриро
ванным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегист
рировавшим федеральные списки кандидатов, соответственно бесплатное или
платное эфирное время и бесплатную или платную печатную площадь, обязаны
вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами ведения
такого учета, установленными Центральной избирательной комиссией Россий
ской Федерации, и представлять данные этого учета за пять дней до дня голосо
вания и в пятидневный срок после дня голосования.

[………]

13. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных
изданий (независимо от формы собственности), предоставившие зарегистриро
ванным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегист
рировавшим федеральные списки кандидатов, эфирное время и печатную пло
щадь, обязаны по запросам соответственно избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации представлять им документы, подтверждающие согласие зарегистри
рованного кандидата, политической партии, избирательного блока на выполне
ние платных работ и оказание платных услуг.
14. Допускается отказ негосударственных и муниципальных организаций
телерадиовещания и периодических печатных изданий, специализированных
организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, а также

97
Обреченные на немоту?
государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного
раза в неделю, от участия в агитационной деятельности. Таким отказом счита
ется непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомле
ния, указанного в пункте 9 настоящей статьи, в установленный в этом пункте
срок.
15. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных
изданий обязаны хранить указанные в пункте 12 настоящей статьи учетные до
кументы о предоставлении соответственно бесплатного и платного эфирного
времени, бесплатной и платной печатной площади не менее трех лет со дня го
лосования.
16. Предоставление бесплатного или платного эфирного времени и бес
платной или платной печатной площади для проведения предвыборной агита
ции осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной
форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического пе
чатного издания и кандидатом, политической партией, избирательным блоком
до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади. В догово
ре, заключенном между организацией телерадиовещания, редакцией периоди
ческого печатного издания и политической партией, избирательным блоком, в
качестве условия предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной
печатной площади указывается стоимость предоставленного бесплатного эфир
ного времени, бесплатной печатной площади (исходя из расценок, указанных в
соответствии с пунктом 9 настоящей статьи) и содержится обязательство поли
тической партии, избирательного блока возместить указанную стоимость, если
политическая партия, избирательный блок по итогам голосования не подпадут
под действие пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.

Статья 60. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и
радио
1. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные
блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на
предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных
организаций телерадиовещания, осуществляющих теле и (или) радиовещание
на территории соответствующего избирательного округа, на равных условиях
(продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в
эфир и другие условия).
2. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из обще
российских государственных организаций телерадиовещания выделяет на каж
дом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен состав
лять не менее одного часа в рабочие дни в период, установленный пунктом 2
статьи 58 настоящего Федерального закона. Общий объем бесплатного эфирно
го времени, которое каждая из региональных государственных организаций те
лерадиовещания выделяет на каждом из своих каналов для проведения предвы
борной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в период,
установленный пунктом 2 статьи 58 настоящего Федерального закона, а в слу
чае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет ме
нее двух часов в день, – не менее одной четвертой части общего времени веща
ния. Предоставляемое бесплатно эфирное время должно приходиться на опре
98
ХI. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175 ФЗ...
деляемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда те
ле и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
3. Объем эфирного времени, предоставляемого в каждом субъекте Россий
ской Федерации региональной группе кандидатов региональной государствен
ной организацией телерадиовещания, исчисляется путем умножения объема
эфирного времени, предоставленного организацией телерадиовещания зарегис
трированному по одномандатному избирательному округу кандидату в соответ
ствующем субъекте Российской Федерации, на число одномандатных избира
тельных округов в этом субъекте Российской Федерации, но не может превы
шать этот объем более чем в три раза. При этом организации телерадиовещания
предоставляют равный объем эфирного времени зарегистрированным по одно
мандатным избирательным округам кандидатам, региональным группам канди
датов с учетом указанного соотношения.
4. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени,
предоставляемого организациями телерадиовещания, отводится зарегистриро
ванным кандидатам, региональным группам кандидатов, политическим парти
ям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки канди
датов, для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совмест
ных агитационных мероприятий. Если на каждого зарегистрированного канди
дата из общего объема бесплатного эфирного времени приходится менее пяти
минут, данное правило не применяется. При предоставлении эфирного време
ни для проведения совместных агитационных мероприятий на каналах регио
нальных государственных организаций телерадиовещания расчет и предостав
ление эфирного времени производятся раздельно для зарегистрированных кан
дидатов и региональных групп кандидатов с учетом соотношения, указанного в
пункте 3 настоящей статьи. К использованию этой доли бесплатного эфирного
времени все зарегистрированные кандидаты, региональные группы кандида
тов, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие феде
ральные списки кандидатов, должны быть допущены на равных основаниях.

[………]

6. Представители кандидата, зарегистрированного по одномандатному из
бирательному округу, к участию в совместных агитационных мероприятиях,
указанных в пункте 4 настоящей статьи, не допускаются.

[………]

8. В случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, эфирное
время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия,
не уменьшается, за исключением случая, когда в агитационном мероприятии
может принять участие только один участник. Такому участнику по его жела
нию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной
делением эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного
агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников
указанного агитационного мероприятия. Неучастие зарегистрированного кан
дидата, региональной группы кандидатов, политической партии, избиратель

99
Обреченные на немоту?
ного блока в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увели
чение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого им в соответ
ствии с пунктом 9 настоящей статьи.
9. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени, предоставляемого
организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях соответст
венно между зарегистрированными кандидатами, между региональными груп
пами кандидатов, между политическими партиями, избирательными блоками,
зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов.
10. По завершении регистрации кандидатов, федеральных списков канди
датов, но не позднее чем за 32 дня до дня голосования проводится жеребьевка в
целях распределения бесплатного эфирного времени между всеми зарегистри
рованными кандидатами, региональными группами кандидатов, политически
ми партиями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные
списки кандидатов.

[………]

12. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервиро
вать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрирован
ными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими пар
тиями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки
кандидатов, на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едины
ми для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избира
тельных блоков. Общий объем платного эфирного времени, резервируемого
каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объе
ма бесплатного эфирного времени, предоставляемого в соответствии с пункта
ми 2 и 3 настоящей статьи, но не должен превышать его более чем в два раза.

[………]

15. Муниципальные организации телерадиовещания, выполнившие усло
вия пункта 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, предоставляют зареги
стрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, за
регистрировавшим федеральные списки кандидатов, для проведения предвы
борной агитации платное эфирное время. Размер и условия оплаты должны
быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий,
избирательных блоков. Общий объем эфирного времени, предоставляемого за
регистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным бло
кам муниципальной организацией телерадиовещания, определяется этой орга
низацией телерадиовещания. Даты и время выхода в эфир предвыборных агита
ционных материалов каждого зарегистрированного кандидата, политической
партии, избирательного блока определяются в соответствии с жеребьевкой,
проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных
лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных заре
гистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными
блоками. (………) Эфирное время предоставляется на основании договора, за
ключенного после проведения жеребьевки.

[………]
100
ХI. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175 ФЗ...
17. Предоставление эфирного времени зарегистрированным кандидатам,
политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим феде
ральные списки кандидатов, на каналах негосударственных организаций теле
радиовещания осуществляется на равных условиях. Негосударственные органи
зации телерадиовещания, не соблюдающие этих требований, а также не выпол
нившие условий пункта 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, не впра
ве предоставлять зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, из
бирательным блокам эфирное время для целей предвыборной агитации.
18. В договорах о предоставлении платного эфирного времени должны
быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и
время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени,
размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего)
в теле , радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт
выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном
времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указа
нием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

[………]

21. Если в ходе использования платного эфирного времени зарегистриро
ванный кандидат, политическая партия, избирательный блок нарушат условия,
установленные настоящим Федеральным законом, организация телерадиове
щания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на пре
доставление эфирного времени.
22. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных мате
риалов зарегистрированного кандидата, региональной группы кандидатов, по
литической партии, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ
и услуг.
23. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных ма
териалов зарегистрированного кандидата, региональной группы кандидатов,
политической партии, избирательного блока на каналах организаций телеради
овещания трансляцией иных теле и радиопрограмм, агитационных материа
лов.
24. Видео и аудиозаписи выпущенных в эфир теле и радиопрограмм, со
держащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации
телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в
эфир. Организации телерадиовещания обязаны бесплатно предоставлять копии
указанных теле и радиопрограмм по требованию избирательных комиссий.

Статья 61. Условия проведения предвыборной агитации через периодиче
ские печатные издания
1. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные
блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на
предоставление им бесплатной печатной площади в государственных периоди
ческих печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на следу
ющих условиях: равный объем предоставляемой печатной площади, одинако
вое место на полосе, одинаковый размер шрифта и иные условия.

101
Обреченные на немоту?
2. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной пло
щади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных
изданий предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, регио
нальным группам кандидатов либо политическим партиям, избирательным бло
кам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, должен составлять
не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соот
ветствующего издания в период, установленный пунктом 2 статьи 58 настояще
го Федерального закона. Информация об общем объеме бесплатной печатной
площади, которую такое периодическое печатное издание предоставляет для це
лей предвыборной агитации в течение периода, установленного пунктом 2 ста
тьи 58 настоящего Федерального закона, публикуется в данном издании не позд
нее чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) реше
ния о назначении выборов.

[………]

4. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированный редак
цией периодического печатного издания, распределяется между зарегистриро
ванными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими
партиями, избирательными блоками путем деления общего объема выделяемой
печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, региональ
ных групп кандидатов (с учетом требований пункта 3 настоящей статьи) либо
политических партий, избирательных блоков, имеющих право на бесплатную
печатную площадь в данном периодическом печатном издании.

[………]

6. Редакции государственных периодических печатных изданий, выходя
щих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платные печатные
площади для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кан
дидатами, региональными группами кандидатов, политическими партиями, из
бирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандида
тов. Размер и условия оплаты печатных площадей должны быть едиными для
всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных
блоков. Общий объем платной печатной площади, резервируемой редакцией
периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бес
платной печатной площади, предоставляемой в соответствии с пунктом 2 на
стоящей статьи, но не должен превышать этот объем более чем в два раза.
7. Каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандида
тов, политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие феде
ральные списки кандидатов, вправе получить платную печатную площадь из
общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полу
ченной путем деления этого объема на общее число соответственно зарегист
рированных кандидатов, региональных групп кандидатов (с учетом требова
ний пункта 3 настоящей статьи) либо политических партий, избирательных
блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

[………]
102
ХI. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175 ФЗ...
9. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, редакции
выходящих реже одного раза в неделю государственных периодических печат
ных изданий, выполнившие условия пункта 9 статьи 59 настоящего Федераль
ного закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам, политическим
партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки
кандидатов, платную печатную площадь. [………]
10. Если зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов,
политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральные
списки кандидатов, после проведения жеребьевки откажутся от использования
печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня опублико
вания предвыборного агитационного материала сообщить об этом соответству
ющей редакции периодического печатного издания, которая вправе использо
вать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению.
11. Редакции негосударственных периодических печатных изданий впра
ве публиковать предвыборные агитационные материалы в соответствии с дого
вором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и за
регистрированным кандидатом, политической партией, избирательным бло
ком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов. [………]
12. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, вы
полнившие условия пункта 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, впра
ве отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной
агитации.

[………]

15. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляе
мая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакцион
ными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и ил
люстрациями, не согласованными с соответствующими зарегистрированным
кандидатом, политической партией, избирательным блоком, зарегистрировав
шими федеральные списки кандидатов.
16. Редакции периодических печатных изданий, публикующих предвы
борные агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому ли
бо кандидату, политической партии, избирательному блоку путем изменения
тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий. Это требо
вание не распространяется на редакции периодических печатных изданий, уч
режденные кандидатами, политическими партиями, зарегистрировавшими фе
деральные списки кандидатов, политическими партиями, входящими в избира
тельные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов.
17. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях
и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, политической
партии, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из изби
рательного фонда какого кандидата, какой политической партии, какого изби
рательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. Если
опубликование предвыборных агитационных материалов было осуществлено
бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указани
ем, какому зарегистрированному кандидату, какой политической партии, како
103
Обреченные на немоту?
му избирательному блоку была предоставлена возможность размещения соот
ветствующей публикации. Ответственность за выполнение данного требования
несет редакция периодического печатного издания.

[………]

Статья 63. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных,
аудиовизуальных и иных агитационных материалов

[………]

6. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
7. Запрещается изготовление агитационных материалов без предваритель
ной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требо
ваний, установленных пунктами 4 и 6 настоящей статьи.

[………]

Статья 64. Недопустимость злоупотребления правом на проведение пред
выборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребле
ние свободой массовой информации. [………] иные агитационные материалы,
выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не
должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственно
му изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской
Федерации, пропаганду войны. Запрещаются агитация, возбуждающая соци
альную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также зло
употребление свободой массовой информации в иной форме, определенной за
конодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как раз
жигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной
справедливости. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Рос
сийской Федерации об интеллектуальной собственности.

[………]

4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами дея
тельности с использованием фамилии или изображения кандидата, наименова
ния, эмблемы, иной символики политической партии, избирательного блока,
выдвинувших список (списки) кандидатов, политической партии, иного обще
российского общественного объединения, входящих в состав избирательного
блока, выдвинувшего список (списки) кандидатов, в ходе избирательной кам
пании осуществляется только из средств соответствующего избирательного
фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая
реклама не допускается.

[………]

104
ХI. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175 ФЗ...
6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации,
обязаны отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и инфор
мационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию),
способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандида
та, если не могут предоставить кандидату возможность обнародовать (опубли
ковать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства
или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предостав
лении кандидату возможности бесплатно обнародовать (опубликовать) опро
вержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой
репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в ко
торое была обнародована первоначальная информация. Объем эфирного вре
мени, предоставляемого для обнародования указанного опровержения или
разъяснения, не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предостав
ленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут.
При предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение долж
но быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объе
ме, не меньшем, чем объем первоначального компрометирующего текста. Не
предоставление кандидату такой возможности является основанием для при
влечения указанных в настоящем пункте организаций и их должностных лиц к
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленные настоящим пунктом правила не распространяются на редакции
негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидата
ми, политическими партиями, в том числе входящими в избирательный блок,
иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в изби
рательный блок.

[………]

8. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией пери
одического печатного издания установленных настоящим Федеральным зако
ном правил проведения предвыборной агитации соответствующая избиратель
ная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы ис
полнительной власти, осуществляющие государственную политику в области
средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправ
ной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовеща
ния, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к от
ветственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.




105
Обреченные на немоту?
XII. Грабли, на которые не следует наступать.
Некоторые советы Фонда защиты гласности1.

Петр ПОЛОНИЦКИЙ, руководитель региональной корсети ФЗГ,
Владислав БЫКОВ, юрист ФЗГ

1. Относится ли к сведениям о частной жизни кандидата информация о дохо
дах кандидата в депутаты, полученная в ходе журналистского расследования?
Нет, не относится.
Понятие «частная жизнь» в законодательстве РФ не раскрывается. Решая
данный вопрос, следует исходить из того, что Закон о выборах обязывает каж
дого кандидата на выборную должность в обязательном порядке (ст. 33 закона о
выборах) предоставлять в избирательную комиссию сведения о размере и об ис
точниках своих доходов и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому
кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совмест
ной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Сведения о доходах кандидата являются обязательным элементом сведе
ний о кандидате, размещаемых на информационном стенде в помещении или
перед помещением для голосования (ст. 61 Закона о выборах).
Таким образом, законодательство не относит данную информацию к кон
фиденциальной информации или к информации о частной жизни кандидата,
во всяком случае во время выборов.
Но журналист должен помнить, что при проведении журналистского рас
следования он не может собирать такую информацию незаконными способами.

2. Несет ли журналист ответственность за распространение информации о
собственности кандидата (вилла в Германии, автомобили, зарегистрированные на
родственников и т.д.), если эта информация предложена учредителем?
Да, несет.
Учредитель может обязать редакцию (но не журналиста) поместить заяв
ление (материал или сообщение) от своего имени на основании ст. 18 Закона о
средствах массовой информации. По претензиям и искам, связанным с заявле
нием учредителя, ответственность несет учредитель. Это общее положение дей
ствует и в случае, если заявление учредителя нарушает законодательство о вы
борах. Заявления учредителя средства массовой информации могут освобож
дать от ответственности в данном случае только редакцию СМИ (на основании
ст.18), но не журналиста. Если журналист ставит подпись под материалом, то,
таким образом, материал становится материалом не учредителя, а журналиста.
Если редакция не оговорила принадлежность сообщения или материала учре
дителю, то она выступает соответчиком.

1 В данном разделе используются сокращения:
– «Закон о выборах» вместо «Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
– «кандидаты» вместо «кандидат, избирательное объединение, избирательный блок».


106
XII. Грабли, на которые не следует наступать...
3. Какая норма в федеральном законодательстве позволяет губернаторам пе
реписывать региональные уставы для того, чтобы главы субъектов РФ могли изби
раться на свои должности неоднократно?
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 6.10.99 г. «Об общих принци
пах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга
нов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее долж
ностное лицо (губернатор, президент и т.п.) не может избираться на указанную
должность более двух сроков подряд. Первым сроком из числа двух возможных
для любого лица, в том числе для замещавшего на тот момент соответствующую
должность, является срок, на который оно было избрано после 19 октября 1999
года. Таким образом, неоднократность переизбрания ограничивается двумя
сроками после 19 октября 1999 года.

4. Имеет ли право СМИ или журналист инициировать отзыв выборного лица?
Нет, не имеет.
Выборными лицами, т.е. лицами, занимающими должности в результате
волеизъявления избирателей, в России являются депутаты и главы органов ме
стного самоуправления, депутаты представительных органов, руководители ис
полнительных органов субъектов Федерации, депутаты Государственной Думы,
Президент РФ.
Согласно ст. 19, ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах органи
зации местного самоуправления», уставами муниципальных образований в со
ответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена воз
можность отзыва населением выборных лиц органов местного самоуправления.
Поэтому журналист может инициировать процедуру отзыва только в том слу
чае, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального обра
зования. Но закрепление такой возможности маловероятно.
Возможность отзыва избирателями высшего должностного лица субъекта
Федерации была предусмотрена ст. 19 Федерального закона «Об общих принци
пах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга
нов субъектов Федерации». Но Постановлением Конституционного суда РФ от
4 апреля 2002 г. такая возможность была признана неконституционной и, соот
ветственно, в настоящее время это положение ст. 19 не действует.
Возможность отзыва депутата представительного органа субъекта Федера
ции, депутата Государственной Думы РФ, Президента РФ законодательством не
предусмотрена.

5. Имеет ли право журналист (в теле или радиоэфире), ведущий дебаты кан
дидатов, комментировать выступления?
Формально – да, имеет.
Ни одна норма закона о выборах не ограничивает право журналистов ком
ментировать выступления кандидатов. Но, учитывая неопределенное и крайне
широкое содержание понятия «предвыборная агитация», журналисты фактиче
ски лишены возможности комментировать выступления кандидатов, потому
что велика вероятность того, что комментарий будет подпадать под один из
признаков предвыборной агитации.

107
Обреченные на немоту?
Поэтому окончательный ответ можно сформулировать следующим обра
зом: журналист имеет право комментировать выступления кандидатов, если его
комментарий не будет подпадать под признаки предвыборной агитации.

6. Несет ли журналист ответственность за публикацию текста телефонного
разговора кандидата?
Необходимо различать два возможных нарушения в данном случае. Пер
вое: нарушение конституционных прав каждого на тайну телефонных перегово
ров, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Второе:
нарушение правил ведения предвыборной агитации.
Нарушения перечисленных конституционных прав, в случае распростра
нения сообщения, подготовленного с использованием скрытой аудиозаписи, не
будет, если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты ме
ры против возможной идентификации посторонних лиц. О защите обществен
ных интересов можно говорить в случае, если из телефонного разговора следу
ет, что кандидат, например, совершил или причастен к совершению серьезного
правонарушения, и т.п. примеров. Такой вывод следует из ст. 50 Закона о СМИ.
Представляется, что ст. 50 Закона о СМИ должна применяться и тогда,
когда в опубликованной записи содержатся признаки предвыборной агитации.
Но в таком случае должен быть очевиден именно общественный интерес, но не
публичное любопытство.
Еще одна ситуация может возникнуть в случае легального получения жур
налистом информации от кандидата по телефону. В данном случае журналист,
редакция или должностное лицо редакции юридического лица могут нести ад
министративную ответственность, если в публикуемой записи телефонного
разговора содержатся признаки предвыборной агитации и такая публикация
нарушает правила распространения предвыборной агитации (наиболее вероят
ное инкриминируемое нарушение – неоплата данного материала из избира
тельного фонда кандидата).

7. В одной из публикаций журналист указал на то, что кандидат когда то был
комиссован из армии из за травмы головы, подтвердив материал копией медицин
ской справки. Являются ли эти сведения врачебной тайной?
Да, являются.
В данном случае возможно предъявление претензий по двум основаниям.
1. Первые из них связаны с несоблюдением журналистом режима врачеб
ной тайны и, как следствие этого, вмешательством в личную жизнь.
В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граж
дан, информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии
здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные
при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается
разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они
стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и
иных обязанностей.
Но распространение такой информации правомерно в случае, если оно
преследует общественный интерес. Ст. 50 Закона о СМИ не распространяется

108
XII. Грабли, на которые не следует наступать...
на подобные случаи. Ни один нормативный акт российского законодательства
не предусматривает общественный интерес в качестве основания, допускающе
го разглашение подобной информации. Несмотря на это, такая возможность
существует. После ратификации Конвенции о защите прав человека и основных
свобод в 1998 году, положения данной Конвенции стали частью правовой сис
темы России. Единственным органом, наделенным Конвенцией правом толко
вать ее положения (т.е. уяснять содержание и смысл норм Конвенции) является
Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Поэтому для того, чтобы
Россия не нарушала обязательства, вытекающие из данного международного
договора, российские суды, как и все суды других государств членов данной
Конвенции, могут применять и понимать Конвенцию только так, как это дела
ет Европейский суд по правам человека. Анализ применения Европейским су
дом по правам человека данной Конвенции позволяет утверждать, что наличие
общественного интереса является необходимым и достаточным условием для
разглашения таких сведений. В этом случае действия журналиста правомерны.
Но общественный интерес необходимо отличать от публичного любопытства.
2. Претензии второго рода связаны с нарушением журналистами правил
ведения предвыборной агитации. Как следует из закона о выборах, журналист
не может проводить предвыборную агитацию под видом информирования из
бирателей.
По мнению ЦИК РФ, сообщение такого рода не будет являться предвы
борной агитацией, если эта информация достоверна. Но если журналист делает
выводы о том, что такая травма не может не оставить последствий на работе
кандидата в качестве депутата, мэра и т.д., и будет комментировать значение та
кой травмы, то это сразу переведет сообщение в разряд агитационных со всеми
вытекающими последствиями.
Если информация не достоверна, то комментарий будет признан предвы
борной агитацией.

8. Несет ли журналист ответственность за изготовление агитационной лис
товки, и можно ли ее отнести к средству массовой информации?
К средству массовой информации отнести агитационную листовку нель
зя, т.к. обязательным признаком СМИ, в соответствии со ст. 2 Закона о средст
вах массовой информации, является периодичность распространения. Причем
речь идет о годовом периоде.
Агитационная листовка является формой предвыборной агитации. Пред
ставителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информа
ции, при выполнении ими профессиональных обязанностей запрещено не
только проводить предвыборную агитацию, но и выпускать и распространять
любые агитационные материалы (п. 7 ст. 48 закона о выборах). Выпуск СМИ, в
соответствии со ст. 2 Закона о средствах массовой информации, осуществляет
редакция. Журналиста, как представляется по смыслу закона, можно рассмат
ривать представителем организации, осуществляющей выпуск СМИ. По смыс
лу законодательства под «организацией» следует понимать редакции в форме
юридического лица и объединения граждан (в том числе и не зарегистрирован
ные), выпускающие СМИ. Но если функции редакции исполняет один граж

109
Обреченные на немоту?
данин, то формально этот субъект не является организацией. Соответственно,
п. 7 ст. 48 не распространяется на журналиста такой редакции.
Однако по смыслу данной нормы, журналист может осуществлять пред
выборную агитацию и участвовать в изготовлении агитационных материалов,
если он не осуществляет профессиональных обязанностей. Например, вне ра
боты.

9. Журналисту отказали в информации о финансовом положении предприя
тия, которым руководит кандидат, сославшись на коммерческую тайну. Правомо
чен ли отказ?
Закон о СМИ, регулируя отношения по получению информации, касается
только отношений между редакцией, журналистом с одной стороны и с госу
дарственными органами и организациями, общественными объединениями и
их должностными лицами – с другой. Отношения с участием коммерческих ор
ганизаций он не затрагивает.
Принципы отношений по поиску и получению информации, в самом об
щем виде, можно представить следующим образом.
Вся информация, которая находится в органах государственной и муни
ципальной власти, открыта и общедоступна, за исключением информации, от
несенной законом к категории с ограниченным доступом.
Вся информация, которая находится в частных организациях, у частных
лиц, закрыта, если иное не установлено законом.
Поэтому для решения поставленного вопроса следует исходить из того,
какую информацию о деятельности последних субъектов законодательство не
относит к коммерческой тайне.
Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные орга
низации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, со
здающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взно
сов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 ию
ня года, следующего за отчетным. Данное положение закреплено в ст. 16 Феде
рального закона «О бухгалтерском учете». В состав обязательно публикуемой
бухгалтерской отчетности входят отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский
баланс, информация об аудите.
Информацию только такого рода перечисленные коммерческие организа
ции обязаны публиковать. Но эта обязанность не означает обязанности предо
ставлять ее по запросу редакций или журналистов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О банках и банковской дея
тельности», кредитная организация обязана по требованию физического лица
или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление
банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если
необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными
законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. В дан
ном случае, кредитные организации обязаны предоставлять указанную инфор
мацию по требованию любого физического или юридического лица. Но сроки,
установленные законом о СМИ, на данные отношения не распространяются.
Все остальные юридические лица могут самостоятельно определять ин

110
XII. Грабли, на которые не следует наступать...
формацию, составляющую коммерческую тайну, без объяснения кому либо
причин своих действий.

10. Журналиста не пустили на режимное предприятие, на котором проходила
встреча кандидата с избирателями. В качестве аргумента приводилась необходи
мость подачи письменной заявки от СМИ руководству предприятия. Обоснован ли
такой аргумент?
Основная трудность при разрешении этого вопроса связана с тем, что ка
тегория «режимное предприятие» в законодательстве не раскрыта. В законода
тельстве есть лишь немногочисленные ссылки на т.н. режимные предприятия,
но что это такое – неизвестно. Традиционно режимные предприятия связывают
с предприятиями военно промышленного комплекса, допуск на который огра
ничен по соображениям охраны государственной тайны. Не сомневаясь в необ
ходимости охраны государственной тайны, следует исходить из следующего.
Посещение предприятий журналистами является их профессиональным пра
вом, частным случаем проявления конституционного права свободно искать
информацию. Право посещать предприятия предоставлено журналисту и ст. 47
закона о СМИ. Каких либо ограничений, в зависимости от режима предприя
тия, закон о СМИ, другие федеральные законы не предусматривают. Учитывая,
что конституционное право журналиста может быть ограничено лишь феде
ральным законом, никакие ведомственные инструкции или приказ по предпри
ятию не могут ограничивать право журналиста свободно посещать режимное
предприятие. Для того, чтобы журналист не нарушал режим охраны государст
венной тайны, руководство предприятия может выделить сопровождающих.
Необходимо, чтобы журналист заранее узнал о процедуре пропуска на такое
предприятие и заблаговременно принял необходимые меры. Если требуется на
правление заявки от руководства редакции, то такое требование нельзя при
знать противоречащим Конституции и закону о СМИ. Главное, чтобы процеду
ра не создавала непреодолимых препятствий, не была чересчур громоздкой, что
может свести на нет реализацию журналистом своих прав.

11. В одной из телепередач был показан архивный сюжет о правонарушении,
совершенном несколько лет назад кандидатом. Может ли кандидат подать в суд на
телекомпанию и журналиста, распространивших эти сведения?
Закон о выборах в перечень сведений, обязательно предоставляемых кан
дидатом в избирательную комиссию, включает сведения о неснятых и непога
шенных судимостях. Снятие или погашение судимости аннулирует все право
вые последствия, связанные с судимостью (ст. 86 УК РФ). Аннулирование пра
вовых последствий означает, что такое лицо снова приобретает общий правовой
статус, равно как и любой другой гражданин России. Закон о выборах считает,
что избиратель может и должен знать только информацию о неснятых и непо
гашенных судимостях. Но мировой опыт показывает, что избиратель должен
знать о лице, претендующем на публичную должность, все, потому что в случае
избрания такое лицо осуществляет законодательную или исполнительную
власть, что имеет существенное значение для жизни общества. Поэтому инфор
мация о судимости, пусть даже и снятой, не может быть ограничена в распрост

111
Обреченные на немоту?
ранении, поскольку позволяет составить наиболее полное представление о лич
ности кандидата. Распространение такой информации преследует «обществен
ный интерес». К сожалению, данный термин в законодательстве России не рас
крыт2.
В случае, если СМИ пожелает распространить такую информацию, оно
должно помнить о требовании, установленном п. 6 ст. 56 Закона о выборах: «Ор
ганизации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны
отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информацион
ных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способ
ных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если
не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опуб
ликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства
или деловой репутации до окончания агитационного периода. Установленные
настоящим пунктом правила не распространяются на редакции негосударст
венных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избира
тельными объединениями». Это положение распространяется, например, на
последний день предвыборной агитации.
О неправомерном вторжении в частную жизнь, о нарушении личной или
семейной тайны в данном случае говорить нельзя, т.к. совершение правонару
шения – это всегда нарушение общественных, а не частных отношений, скла
дывающихся в той или иной области. Поэтому совершение правонарушения ав
томатически выводит этот факт из частной сферы в общественную (публичную)
сферу.
Подведя итог сказанному, можно заключить, что кандидат может подать в
суд, т.к. каждый имеет право на судебную защиту нарушенных или оспаривае
мых прав. Но негативные последствия для редакции могут наступить только в
случае, если редакция не выполнит требования п. 6 ст. 56 Закона о выборах.

12. Начальник железнодорожного вокзала (кандидат в депутаты) запретил
телевизионную съемку внутри помещения, сославшись на инструкцию МПС. Ми
лиционер запретил съемку внутри здания вокзала. Правы ли они?
Нет, не правы.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно
искать, получать и распространять информацию любым законным способом.
Журналист имеет право (ст. 47 Закона о СМИ) посещать государственные орга
ны и организации, предприятия и учреждения, производить записи, в том числе
с использованием средств аудио и видеотехники, кино и фотосъемки. Таким
образом, съёмка внутри помещения железнодорожного вокзала является реали
зацией журналистом своего конституционного и профессионального права. Ог
раничения права каждого свободно искать информацию допускаются (ст. 55
Конституции РФ) только нормативным актом на уровне федерального закона.
Любые подзаконные нормативные акты (указы, распоряжения постановления,

2 Но если СМИ распространит информацию о снятой или погашенной судимости обычного че
ловека, не обладающего публичным статусом (политика, чиновника и т.п.), то это может рассма
триваться как неправомерное вмешательство в личную жизнь.

112
XII. Грабли, на которые не следует наступать...
разъяснения, указания и т.п.), устанавливающие какие либо ограничения, ни
чтожны и не могут применяться3.

13. Редактор газеты, учрежденной администрацией области, печатает мате
риалы, славящие главу администрации – кандидата в губернаторы (кандидата на
любую другую выборную должность). Является ли это нарушением выборного зако
нодательства?
Необходимо разделить «славящие» материалы, приходящие в редакцию от
читателей, материалы, предоставленные учредителем, и материалы, распрост
раняемые на основе договоров о распространении предвыборной агитации.
Вся корреспонденция, приходящая в редакцию от читателей и содержа
щая благодарности действующему губернатору (действующему главе местного
самоуправления), напутствия, пожелания победить и т.п. должны рассматри
ваться как предвыборная агитация. Публикация такой корреспонденции долж
на проходить в рамках, установленных Законом о выборах (одно из обязатель
ных требований – содержать указание, что данный материал оплачен из изби
рательного фонда кандидата). Или могут быть опубликованы в пределах бес
платно предоставленной кандидату площади в данном печатном издании. Если
нет указания, что материал оплачен из избирательного фонда кандидата, или
указания на то, что материал опубликован в рамках бесплатно предоставленной
площади, то это будет нарушением Закона о выборах и повлечет администра
тивную ответственность должностных лиц редакции и самой редакции.
Кроме публикаций писем, обращений и т.п. корреспонденции, редакция
может распространять и материалы, предоставленные учредителем.
В одном случае4 публикация таких материалов может осуществляться на
основании договора с учредителем (или устава редакции в части, регулирующей
отношения по публикации сообщений учредителя – ст.18 закона о СМИ). Та
кой вид договоров следует отличать от гражданско правовых договоров, заклю
чаемых между кандидатом и редакцией на распространение предвыборной аги
тации. Если заключение первых предусмотрено в Законе о СМИ, то вторые пре
дусмотрены Законом о выборах и регулируются Гражданским кодексом РФ.
Публикация сообщений на основании договора (или устава редакции) редак
ции с учредителем обязательна для редакции. Как рассматривалось выше, ст.18
закона о СМИ освобождает редакцию от ответственности: по претензиям и ис
кам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель.

3 В июле 2000 г. в Екатеринбурге сотрудники линейного отдела милиции Свердловского железно
дорожного вокзала задержали журналистов двух съемочных групп местной телекомпании «Студия
– 41», изъяли у них видеокамеру и видеокассеты. Журналистов отпустили только через три часа,
после вмешательства в конфликт прибывших на вокзал по вызову телекомпании работников
транспортной прокуратуры и ФСБ. По указанию заместителя Генерального прокурора РФ по
Уральскому региону Юрия Золотова Уральской транспортной прокуратурой проверены обстоя
тельства задержания на Свердловском железнодорожном вокзале работниками линейного отдела
милиции журналистов телекомпании «Студия – 41» и изъятия видеокамеры с записями. Провер
кой установлены факты превышения полномочий со стороны милиционеров, которые чинили
препятствия законной деятельности журналистов. Прокуратура потребовала привлечения к стро
гой ответственности всех должностных лиц, причастных к незаконному задержанию съемочных
групп.
4 Второй случай будет рассмотрен отдельно, в вопросе № 16.


113
Обреченные на немоту?
Поэтому если в материалах, предоставленных учредителем (администрацией
субъекта Федерации, администрацией местного самоуправления), содержатся
признаки предвыборной агитации, то ответственность несет учредитель.

14. Журналисту отказали в праве снимать процесс голосования в кабинке для
тайного голосования. Правомочен ли отказ?
В соответствии со ст. 7 Закона о выборах, голосование на выборах и рефе
рендуме является тайным, исключающим возможность какого либо контроля
за волеизъявлением гражданина. Съемка процесса голосования в кабинке для
голосования наверняка будет нарушать тайну голосования и, следовательно, та
кая съемка недопустима. Вопрос о возможности съемки процесса голосования
в других случаях следует разрешать исходя из данного положения закона.

15. Судья не допустил журналиста на заседание о рассмотрении нарушений
правил избирательной агитационной кампании по удостоверению Союза журналис
тов, потребовав подтверждения принадлежности к конкретному СМИ. Прав ли су
дья?
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, разбирательство дел во всех су
дах России открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается только в
случаях, установленных федеральным законом. Ни один федеральный закон, в
том числе и Гражданский процессуальный кодекс РФ, не допускает возможно
сти объявлять рассмотрение подобных споров закрытым. Любой человек, в том
числе и не являющийся гражданином РФ, может прийти на слушание любого
дела, кроме случаев, когда такое слушание объявлено на основании федераль
ного закона закрытым. Требование судьи подтвердить принадлежность к кон
кретному СМИ или требование объяснений, на каком основании журналист
желает присутствовать при рассмотрении подобного спора, является незакон
ным и противоречащим Конституции РФ.

16. Депутат законодательного органа субъекта Федерации (законодательного
органа местного самоуправления, действующий глава субъекта Федерации, дейст
вующий глава органа местного самоуправления, депутат Государственной Думы
РФ, депутат Совета Федерации РФ) требует от редакции СМИ бесплатного предо
ставления площади для публикации отчета о своей деятельности. В каких случаях
это правомерно?
В данном случае следует исходить из следующего. Статья 29 Конституции
РФ гарантирует каждому свободу распространения информации. На этом кон
ституционном положении основана свобода и средств массовой информации.
Ограничение конституционного права допускается ст. 55 Конституции РФ
только федеральным законом.
Несмотря на то, что ст. 55 Конституции устанавливает, что только права и
свободы человека и гражданина, но не юридического лица, могут быть ограни
чены федеральным законом, ст. 55 в полной мере применима и к юридическим
лицам. Данный вывод вытекает из следующего. Свобода массовой информации
в равной мере распространяется на человека и гражданина (одна группа субъек
тов) и на юридических лиц (вторая группа субъектов). Ст. 20 Конституции уста

114
XII. Грабли, на которые не следует наступать...
навливает равенство всех перед законом и перед судом. Поэтому, если права и
свободы физических лиц могут быть ограничены только федеральным законом,
то, исходя из равенства всех перед законом, права и свободы юридического ли
ца тоже могут быть ограничены только федеральным законом.
Из этого следует, что установление законодательством субъектов Федера
ции, куда входят и законы уровня местного самоуправления, какой либо обя
занности редакций СМИ размещать отчеты о деятельности какого либо долж
ностного лица любого уровня незаконно и противоречит ст. 55 Конституции
РФ. Ссылки должностного лица на право избирателей (населения) знать о дея
тельности депутата, главы местного самоуправления, губернатора и т.д. не име
ют никакого юридического значения.
В то же время публикация таких отчетов обязательна, если соответствую
щий государственный орган или орган местного самоуправления является учре
дителем СМИ (что отражено в свидетельстве о регистрации СМИ). В этом слу
чае такой орган, как учредитель СМИ, может обязать редакцию опубликовать
сообщение от своего имени в объеме, оговоренном в уставе СМИ или в заменя
ющем его договоре.
Еще одним случаем, когда редакция СМИ обязана распространять ин
формацию о деятельности должностного лица, является Федеральный закон
«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в госу
дарственных средствах массовой информации». Очень часто депутаты Государ
ственной Думы РФ и Федерального Собрания РФ ссылаются на этот закон как
на основание для обязательного предоставления им доступа к эфиру или пе
чатной площади для информирования избирателей о своей деятельности.
Работникам редакций необходимо знать, что данный закон распространя
ется только на электронные СМИ, учредителями которых являются федераль
ные органы государственной власти совместно с органами государственной
власти субъектов Федерации либо только органы государственной власти субъ
ектов Федерации. Такие СМИ должны (ст. 9 названного закона) по просьбе из
бранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Феде
рации либо депутата Государственной Думы, которому данный регион опреде
лен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предо
ставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два ме
сяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу.
Письменная просьба о выступлении должна быть подана не позднее чем
за две недели до дня выхода в эфир.
По настоянию депутата передача может быть осуществлена без предвари
тельной записи (в «прямом эфире»).
В одной программе могут участвовать несколько депутатов Совета Феде
рации или депутатов Государственной Думы. Для выступления каждому из уча
стников программы должно быть предоставлено не менее семи минут.
Правовой режим, установленный настоящей статьей, распространяется
на государственные телепрограммы, транслируемые по пятому телевизионному
каналу.
Если электронное СМИ не отвечает хотя бы одному критерию, например

115
Обреченные на немоту?
не транслируются по пятому телевизионному каналу, то данная обязанность на
них не распространяется.

17. Избирательная комиссия приняла решение отстранить большинство мест
ных СМИ от освещения избирательной кампании по выборам депутатов городской
Думы. Это право предоставлено лишь 19 из 150 городских СМИ. Правомочно ли
такое решение?
Во время избирательных кампаний средства массовой информации могут
предоставлять кандидатам эфирное время или печатную площадь. Для реализа
ции такой возможности редакции должны выполнить следующие обязанности.
Пункт 6 ст. 50 закона о выборах: при проведении выборов сведения о раз
мере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного
времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей ор
ганизацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания
не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публика
ции) решения о назначении (проведении) выборов и в этот же срок представле
ны в избирательную комиссию, организующую выборы, либо в нижестоящую
избирательную комиссию, указанную в законе, вместе с уведомлением о готов
ности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвы
борной агитации.
Поэтому если редакции СМИ не сообщили требуемых сведений, то они не
могут предоставлять кандидатам печатную площадь или эфирное время. Только
в этом случае рассматриваемое ограничение правомочно.
В практике возникал вопрос о толковании термина «представить» данные
сведения в избирательную комиссию. Одна из избирательных комиссий посчи
тала, что «представить» означает, что комиссия должна получить эти сведения до
истечения 30 дневного срока. Но эта позиция неправильная, т.к. ставит воз
можность участия СМИ в зависимость от работы почты. Например, материалы,
отправленные за две недели до истечения срока, могут пролежать на почте, по
ка не истечет 30 дневный срок, и в этом случае СМИ не сможет принять учас
тие в выборах. Поэтому правильное понимание основано на положении, что
требуемые сведения должны быть отправлены СМИ до истечения 30 дневного
срока. В данном случае сроки исчисляются по аналогии с порядком, принятым
в гражданском праве. Такое понимание закона разделяют и некоторые члены
ЦИК РФ (С. Большаков).

18. Правомочно ли проведение социологических опросов в день выборов в ви
де опроса проголосовавших около избирательных участков?
Да, правомочно.
Во время выборов губернатора г. Санкт Петербурга журналисты и социо
логи проводили опрос проголосовавших. Эти действия были признаны мили
цией незаконными, лиц, проводивших опрос, задержали и доставили в отделе
ние милиции. По словам милиционеров, данные действия нарушали одну из
инструкций ЦИК, согласно которой такие действия можно проводить только
на расстоянии не ближе чем 50 метров от места голосования.

116
XII. Грабли, на которые не следует наступать...
Данные действия милиции незаконны. Никакой инструкции, регулирую
щей порядок проведения опросов проголосовавших, нет и быть не может. ЦИК
издает инструкции, разъясняющие законодательство о выборах. Закон о выбо
рах регулирует порядок опубликования результатов опросов общественного
мнения (ст. 46). Порядок сбора информации или проведения опросов ЦИК ре
гулировать не может. Сбор информации – это конституционное право, которое
может регулироваться только нормативным актом уровня федерального закона.

19. Является ли нарушением законодательства выпуск газет двойников?
Да, является.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает от
ветственность за выпуск (изготовление) или распространение продукции
средства массовой информации без указания в установленном порядке выход
ных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данны
ми (ст. 13.22).
Виновные в этом случае понесут ответственность в виде предупреждения
или наложения административного штрафа:
на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты тру
да с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;
на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты
труда с конфискацией продукции средства массовой информации или без тако
вой;
на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров опла
ты труда с конфискацией продукции средства массовой информации или без
таковой.

20. Телевизионный сюжет о встрече Президента Путина и кандидата на
должность губернатора г. Санкт Петербурга Матвиенко. Является ли это наруше
нием избирательного законодательства?
Да, является.
Новостные программы «Первого канала» и канала «Россия» в период про
ведения выборов на пост губернатора Санкт Петербурга показали сюжеты о
встрече Путина с Матвиенко. Президент завил: «Вы один из кандидатов. Я ис
кренне желаю вам победы на выборах». Кроме того, Путин отметил, что с уче
том работы в правительстве Валентина Матвиенко смогла бы решать проблемы
города, «может быть, даже лучше, чем те, кто сегодня несет ответственность за
город».
Данные слова можно расценить как предвыборную агитацию, а именно:
«выражение предпочтения в отношении кого либо из кандидатов» или «иные
действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать
за кандидатов».
Президенту России, как лицу, замещающему государственную должность
категории «А», запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах ор
ганизаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исклю
чением случаев, если он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или
на выборную должность» (п. 7 ст. 48 закона о выборах). Таким образом, Прези
дент нарушил Закон о выборах.

117
Обреченные на немоту?
Запрет проводить предвыборную агитацию распространяется также на
лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, в том числе
военнослужащих, иных лиц, замещающих государственные должности катего
рии «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих
должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преиму
ществ должностного или служебного положения.
На нарушителей данного запрета может быть наложена административная
ответственность от 20 до 50 МРОТ (ст. 5.8, 5.11 КОАП РФ).
Кроме кандидата и президента, к ответственности можно привлечь и
СМИ, показавшие эти сюжеты, если ими были нарушены правила распростра
нения агитационных материалов.
Представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой
информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности запре
щается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые
агитационные материалы с нарушением требований закона. Закон требует, что
бы любые агитационные материалы, распространяемые СМИ, были предвари
тельно оплачены из избирательного фонда кандидатов. Если такой оплаты не
было, то СМИ могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.11, 5.12 КОАП
РФ. Причем по ст. 5.12 юридическим лицам за распространение агитационных
материалов без предварительной оплаты грозит штраф от 500 до 1000 МРОТ.




118
XIII. В помощь редакторам...
XIII. В помощь редакторам:
эксперты лингвисты о предвыборной
информации и агитации
Елена КАРА МУРЗА,
кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики факультета
журналистики МГУ, действительный член Гильдии лингвистов экспертов
по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС)

2 сентября началась предвыборная кампания в Думу. Ее проведение будет
регулироваться обновленным Федеральным законом «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе
дерации» (2002 г., по сравнению с Законом 1999 г.), а также федеральными зако
нами о выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государствен
ной Думы. Изменения в правилах распространения информационных и агита
ционных материалов на предвыборные темы коснулись и федерального Закона
о СМИ: в июле 2003 г. приняты поправки о наказаниях за нарушения главным
редактором или органом СМИ установленного избирательным законодательст
вам порядка информирования избирателей. В этих условиях понятно желание
работников СМИ конкретнее и подробнее узнать о том, каковы требования к
публикациям, какие материалы будут считаться законными и приемлемыми, а
какие повлекут за собой малоприятные последствия.
Разные типы общественно значимой речевой деятельности (журналисти
ки, рекламы, политической коммуникации и нек. др.) регулируются нескольки
ми законами. Это Закон РФ о СМИ, Закон о рекламе, федеральный Закон «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», законы о выборах Президента РФ и депута
тов Федерального Собрания и нек. др. Однако лингвистический (текстовый) ха
рактер этих речевых феноменов остается во всех этих законах за рамками рас
смотрения. А ведь и языковой материал, и речевые принципы построения под
чиняются особым закономерностям, нормам и правилам, которые заслуживают
того, чтобы их специально выявляли, изучали и в соответствии с ними строили
собственно юридические нормы и рекомендации. В результате должные и не
должные качества речевых произведений в законах описываются только в са
мом общем плане, а языковые параметры соответствующих качеств не конкре
тизируются. Например, фрагмент статьи 2 «Основные термины, используемые
в настоящем федеральном Законе» Закона об основных гарантиях, касающий
ся как раз речедеятельностных и текстовых проблем, звучит так: «Агитационные
материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие призна
ки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные
для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании,
при проведении референдума; агитация предвыборная (предвыборная агитация) –
деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объе
динений, избирательных блоков, общественных объеднений, имеющая целью побу
дить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию
за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против всех». В статье 37
119
Обреченные на немоту?
«Право на агитацию» говорится: «Граждане Российской Федерации, обществен
ные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и за
конными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого
зарегистрированного кандидата» и т.д. В чем же именно заключаются признаки
агитации, в каких выражениях можно побудить избирателей голосовать и како
вы эти допускаемые законом формы и законные методы? Из текста данного за
кона это выяснить нельзя.
ЦИК уже давно проводит регулярные мероприятия для работников СМИ
с разъяснениями, как будет применяться избирательное законодательство, как
будут оцениваться тексты по поводу выборов – и подготовленные в предвыбор
ных штабах, и созданные журналистами. Под редакцией А.А. Вешнякова вышла
брошюра «СМИ и выборы: вопросы и ответы», подготовленная сотрудниками
ЦИК. Из нее и из выступлений членов ЦИК в печати и в эфире можно узнать,
что журналистские материалы (рассказы о кандидатах и партиях, сообщения о
предвыборных мероприятиях) должны быть выдержаны строго в информаци
онном ключе без признаков агитации: категорически без комментариев, без
предпочтений тому ли иному кандидату, без оценочных суждений в адрес участ
ников выборов. Но каковы текстовые показатели информационности или аги
тационности, какие словесные обороты свидетельствуют об оценке, а какие
приемы изложения типичны для комментария – из упомянутых источников уз
нать затруднительно.
Поэтому в конфликтной ситуации, которых, к сожалению, в предвыбор
ной кампании всегда предостаточно, человеку без специального лингвистичес
кого образования (и работнику избирательной комиссии, и журналисту, даже
если он выпускник журфака) трудно будет адекватно сформулировать претен
зии к публикации или, наоборот, обоснованно их отвести.
За последние годы сложилась практика обращения в суд людей, недоволь
ных содержанием или формой некоторого массовокоммуникативного текста и
желающих на этом основании вчинить журналисту или органу СМИ иск – о
клевете или оскорблении, о защите чести, достоинства и деловой репутации
или о вмешательстве в личную жизнь. В подобных ситуациях и истцы, и ответ
чики все чаще прибегают к лингвистической экспертизе спорных текстов. Их
проводят лингвисты, специализирующиеся по функциональной стилистике, по
содержательным и языковым проблемам массовой коммуникации, по интер
претации политических текстов, написанных в целях, как раньше говорили,
агитации и пропаганды, а как теперь говорят – политической рекламы и пиара.
И часто результаты судебного решения бывают обусловлены именно специаль
ными исследованиями языковедов.
По всей вероятности, в ближайшее время лингвистическая экспертиза
будет задействована и в избирательных конфликтах. Поэтому важным и нуж
ным оказывается своевременное знакомство всех участников избирательного
процесса – и работников избиркомов, и электоральных субъектов, и «осветите
лей» процесса – работников СМИ – с языковедческим подходом к определе
нию основных рабочих понятий избирательного законодательства: ИНФОР
МАЦИЯ, АГИТАЦИЯ, РЕКЛАМА, КОММЕНТАРИЙ. Есть также необходи
мость в истолковании еще нескольких понятий из лингвистики и теории ком

120
XIII. В помощь редакторам...
муникации, применимых в избирательном процессе, в журналистике, в потре
бительской и политической рекламе: ОЦЕНКА, МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ, ИС
ТИННОСТЬ, ДОСТОВЕРНОСТЬ.
Гильдия лингвистов экспертов по документационным и информацион
ным спорам (ГЛЭДИС) предлагает читателям лингвистический комментарий к
вышеуказанным терминам и общие рекомендации по различению контекстов.
Чтобы сделать наши справочные материалы максимально полезными в обще
нии разных участников избирательного процесса – и журналистов, и заказчи
ков агитационных материалов, и сотрудников МПТР, и работников избиратель
ных комиссий, чтобы приблизить их к требованиям, предъявляемым ЦИК, мы
решили основать их на разработках самой ЦИК, а именно на брошюре «Сред
ства массовой информации и выборы: вопросы и ответы». В наших материалах

<<

стр. 4
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>