<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

некорректные методы ведения предвыборной коммуникации.




149
Обреченные на немоту?
РЕЗЮМИРУЕМ И СОВЕТУЕМ
Столь подробное описание разных видов оценочных значений и разных
конструкций, выражающих оценку, углубление в лингвистические тонкости по
нимания проблемы истинных и ложных сведений в массовокоммуниктивных
текстов, – все это в наших справочных материалах было предложено участни
кам нынешней предвыборной кампании для того, чтобы они получили доста
точно определенные языковые и риторические критерии в спорных случаях
разграничения информационных и агитационных произведений. Надеемся, что
большое количество языковедческих терминов и пространных формулировок
не затемняло понимание задач, стоящих перед всеми субъектами выборов, а,
напротив, способствовало прояснению основных закономерностей порожде
ния, восприятия и интерпретации воздействующих текстов. Наши рекоменда
ции направлены на деавтоматизацию работы языкового сознания, на развитие
языковой рефлексии и воспитание языкового чутья и в конечном итоге на ста
новление профессионального речевого кодекса журналиста.
Осталось сформулировать советы журналистам, потому что результаты
именно их труда могут стать источником конфликта. Сфокусируем внимание не
на количественном аспекте агитационности или информационности (как час
то давать материалы, какого объема и проч.), а на качественном, т.е. на собст
венно лингвистических показателях, связанных с выражением оценки и побуж
дения, с разграничением информации и агитации, информации и коммента
рия.
1. Поскольку агитация – это прежде всего пробуждение в аудитории
чувств, формирование отношений к кандидатам через выражение авторских от
ношений, эмоций и оценок, которое разрешено в пределах избирательной кам
пании предвыборному штабу кандидата (блока, партии), но запрещено журна
листам, постольку этим последним надо удерживаться в рамках изложения объ
ективного, беспристрастного, нейтрального стилистически и оценочно. Стоит
запретить себе на время задаваться вопросами «Хороший или плохой этот кан
дидат?», «Красивый или уродливый?», «Справедливый или несправедливый?» и
проч. и отвечать на них в тексте. Не стоит использовать экспрессивные, стили
стически окрашенные выражения, в которых оценка проявляется как одна из
коннотаций, как один из оттенков значения, хорошо различимого носителями
русского языка.
2. Поскольку человек, а особенно журналист, умеет выразить оценку или
отношение и откровенно, явным образом, и скрытно, в подтексте, а отечествен
ный читатель подтекст хорошо понимает, постольку надо на время ограничить
себя в переживаниях и оценках, чтобы они не сказались как проговорки, а так
же пресечь попытки высказаться эзоповым языком в адрес особенно несимпа
тичного Вам или Вашему изданию кандидата. Есть много риторических при
емов, позволяющих сформулировать оценку неявно, имплицитно, с помощью,
но читатель, особенно член избиркома, распознает ее, зная о картине мира, о
системе ценностей автора или издания в целом. В идеальном случае предвыбор
ный журналистский материал должен быть построен так, чтобы и в подтексте не
было оценочной информации, чтобы автор не делал прозрачных намеков и не
подводил бы читателя к эмоционально окрашенным выводам.
150
XIII. В помощь редакторам...
3. Поскольку для выражения оценок и эмоций, даже самых сильных и не
гативных, существуют разные стилистические средства, в диапазоне от литера
турного, благопристойного, и до неприличного, матерного, постольку руково
дителям издания, размещающего агитационные материалы, надо потребовать
от спичрайтеров и копирайтеров из команды кандидата, чтобы они избегали ос
корбительных выражений во избежание особых правовых проблем.
4. Поскольку от журналиста требуется, чтобы он в пределах специального
блока предвыборных материалов только информировал общественность о со
бытиях и мероприятиях избирательной кампании, а не комментировал эти со
бытия и мероприятия и не формировал у аудитории пристрастные отношения
через риторические приемы комментария или репортажа, постольку на время
журналист должен перестать комментировать события и поступки, оценивать
происходящее, характеризовать его участников, выражать ко всему свое отно
шение. В репортаже с предвыборного мероприятия можно обнаруживать свое
участие в качестве наблюдателя в так называемых средствах выражения хроно
топа, однако не стоит обнаруживать свое отношение к происходящему, каким
бы оно ни казалось. В заметке о мероприятии, отчете с мероприятия не надо
ставить перед собой и аудиторией вопросы и отвечать, ПОЧЕМУ они произош
ли и ДЛЯ ЧЕГО были организованы, КОМУ они ВЫГОДНЫ, В ЧЕМ скрытый
СМЫСЛ того или иного мероприятия, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ производили
кандидаты. Надо, чтобы журналист перестал СРАВНИВАТЬ одного кандидата
с другим, одну программу с другой. Надо, чтобы он не ПРОГНОЗИРОВАЛ, кто
победит, КАК, ПОЧЕМУ и НА ЧЬИ ДЕНЬГИ, чтобы не высказывал ПРЕДПО
ЛОЖЕНИЯ, КАК к кандидату ОТНОСЯТСЯ на самом «верху» и в народе.
Информационный материал отвечает на простые вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ
и КОГДА. Во время избирательной кампании надо играть именно в эту игру.




151
Гильдия лингвистов экспертов
по документационным и информационным спорам
( ГЛ Э Д ИС )
Свидетельство о регистрации №14127
выдано Главным управлением Министерства юстиции РФ
по г. Москве 15.02.2001 г.



Широкий спектр экспертиз (по гражданским и уголовным делам,
по арбитражным и патентным спорам, по документационным
конфликтам), выполняющихся по официальным запросам судов,
следственных органов, адвокатов, редакций СМИ, любых
юридических и физических лиц.
Мы также ведем активную просветительскую, педагогическую и
издательскую деятельность.


Телефон: (095)201-32-42. Факс: (095)201-49-47, 283-10-90.
E-mail: mivigo@dol.ru Веб-сайт: www.rusexpert.ru


Наши экспертные заключения всегда подробно
аргументированы и полностью беспристрастны !
XIV. Раздумья опытной прессы...
XIV. Реакция опытной прессы.
«Дурацкий колпак для умных читателей»

Александр МИНКИН, «Московский комсомолец»

Объявлено, что назначены выборы и что писать о них нельзя.
В отчаянии воздевают журналисты руки к небу (к Кремлю). Стонет рос
сийская пресса: «О, ужас! Новые избирательные законы лишили нас права пи
сать о выборах, о кандидатах, о партиях! Удавка на горле! Кляп во рту!»
Да, закон отвратителен, но зачем его соблюдать? Нарушать нельзя — на
кажут. Но мы что, не советские люди? Мы что, разучились обходить? Не так уж
давно Горбачев и Лигачев вводили нам сухой закон. А весь СССР залился само
гонкой.
Закон тупой (посмотрите на его физиономию). Он доволен, лыбится со
всех экранов, думает, что заткнул нам рот. А вот это видел? Мы сделаем так, что
читатели наши все поймут, всех узнают. И никакой суд к нам не придерется,
разве что себе на позор.
Если вся пресса проявит солидарность, выполнит свой конституционный
долг, то сопротивление плохому закону станет простым и веселым делом.
Нельзя писать о КПРФ, «Единстве», СПС, «Яблоке», Аграрной партии,
ЛДПР? Ладно. Но ведь можно писать: Красные, Медвежата, Совместное Пред
приятие (или Сочленение Приватизаторов), Фрукты, Крестьянка, Сапоги. А
можно Немытые Сапоги — поскольку не сбылась их мечта послать наших сол
дат мыть сапоги в Индийском океане. А можно просто Ж. И уж читатели дога
даются, идет ли речь об известном политике или о еще более известной части
тела, равной ему по благоуханию.
Нельзя писать «выборы», но кто запретит слово «процесс»? Нельзя «голо
сование» — пусть будет «употребление одноразовых бумажек».
Стоит только начать — словарь выработается быстро. А какой простор для
творчества! И с полным сознанием моральной правоты.
Если журналист написал правду — почему ее нельзя печатать? И именно
перед выборами, когда правда о партиях более всего нужна.
Если это правда, почему газеты должны сперва с кого то получить деньги,
а уж потом печатать?
«Все куплю», — сказало злато,
«Все возьму», — сказал булат.
Этот хрестоматийный стишок Пушкина описывает спор между богатст
вом и силой. Или — по нынешнему — между олигархами и силовиками. И по
Пушкину последнее слово остается за спецназом. Так ли? Злато, булат — а где
же ум?
Пушкин написал этот стишок не в детстве, не в лицее. Он был уже при
знанный гений, автор шедевров. Этот тупой спор написан после «Пророка». В
финале Бог обращается к Поэту:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,

153
Обреченные на немоту?
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Что рядом с этим тупорылые «злато» и «булат»! Неужели он им подчинил
ся? Нет, он презрительно смотрит на их пошлую возню, чем бы они там ни бря
цали — мошной ли, мечом ли. И только для формального приличия «прячет
уши под колпак юродивого».
В России бывали времена куда страшнее, и цензура была гораздо жестче.
Но заткнуть рот не удавалось и тогда. Даже в сталинские людоедские времена из
уст в уста ходили стишки и анекдоты.
Новые законы отменяют свободу слова. По Конституции это можно во
время войны и во время ЧП. Это значит, что выборы приравнены к чрезвычай
ному положению, к войне. С кем война? — С народом. Чья? — Власти.
Властям выборы не нужны. Власть у них уже есть. И выборы для них — до
садный, ненужный риск. Выборы нужны тем, кто хочет изменить жизнь, но не
имеет власти сделать это.
Выходит, выборы нужны тем, у кого власти нет. А организовывают выбо
ры те, у кого она есть. И делают все, чтоб с гарантией выиграть. Их интерес по
нятен. Но долг прессы не в том, чтобы соблюдать интересы власти.
Новые правила не только нарушают Конституцию, не только вредят стра
не и народу. Они совершенно убийственны для прессы. Велено печатать только
политическую рекламу. Велено писать о партиях только за деньги «из финансо
вого фонда партии». Если хвалишь — предъяви квитанцию, что тебе заплатил
тот, кого ты хвалишь. Если ругаешь — предъяви квитанцию, что тебе заплатил
противник ругаемого.
Это система разврата граждан, система уничтожения печати. Если мы
подчинимся этим правилам — про каждую статью можно будет справедливо и с
пренебрежением сказать: «Э э, да это напечатано за деньги!» То есть — не от ду
ши.
Выборы пройдут, а доверие к прессе будет уничтожено окончательно. Его
и так мало осталось.
Конечно, все эти «Красные», «Фрукты», «Ж.» или, скажем, «Главный Ры
жий Член Совместного Предприятия» — все это смахивает на юродство. Но что
делать, если только юродивым разрешается говорить то, что они думают.
Если злато и булат запретят нам эти выражения — мы придумаем другие.
Если запретят говорить — мы обойдемся жестами. Я с удовольствием вступлю в
безмолвный спор с председателем Центральной Экзаменационной Комиссии
(ЦЭКи). Тем более что в библиотеках России (а если нельзя говорить «Россия»
— то в библиотеках «Некоторого Царства, Некоторого Государства») есть для
этого классические образцы.
Вот как проходил диспут Панурга с английским законником:
«Панург приставил ноготь указательного пальца левой руки к ногтю боль
шого пальца той же руки, так что образовалось колечко, а все пальцы правой, за
исключением указательного, сжал в кулак, указательный же он то совал в это
колечко, то вынимал. Затем правую руку Панург вытянул вниз вдоль туловища,
сжав пальцы в кулак, а ладонью левой шлепнул себя по правому бицепсу, так

154
XIV. Раздумья опытной прессы...
что правая рука резко согнулась в локте, а кулак ее подлетел чуть не к самому
носу оппонента». («Гаргантюа и Пантагрюэль». Книга II, глава XIX).
Уважаемые читатели, выполните эти манипуляции и вы сразу поймете,
что мы хотим сказать.
Если председатель ЦЭКи и все, кому он служит, не в состоянии понять ар
гументов Панурга, пусть попросят кого нибудь из подчиненных выполнить
указанные действия.
Мы пишем, чтобы люди читали, — вот и все. Если люди при этом думают
— мы не виноваты.
Уважаемые читатели, думайте что хотите. За ваши мысли газету не нака
жут.

«Московский комсомолец», 08.09.2003




155
ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
GLASNOST DEFENSE FOUNDATION
Гласность – то единственное зерно,
из которого можно вырастить свободу слова в России…

Алексей Симонов,
президент ФЗГ

Миссия Фонда защиты гласности – создание правового пространства
для деятельности СМИ, защита интересов СМИ.

Ценности, которыми руководствуется Фонд, – независимость, как не
предвзятость, неангажированность, общественный интерес, гуманизм,
сохранение максимального спектра мнений (альтернатива), верховенство
права, объективность, свобода слова (свобода выражения мнения).

Благополучатели Фонда – главные редакторы СМИ, журналисты,
юристы СМИ, студенты журналистских и юридических факультетов ВУ
Зов в регионах, заинтересованных в деятельности ФЗГ, депутаты законо
дательных собраний регионального и федерального уровней.

Услуги, предоставляемые Фондом, – издание книг, проведение учеб
ных семинаров, предоставление экспертов и преподавателей другим орга
низациям; юридические консультации, составление юридических доку
ментов, представление интересов благополучателей в суде; предоставле
ние систематизированной информации по интересующим благополучате
ля темам; создание «переговорных площадок»; предоставление информа
ционно справочных услуг о СМИ и НКО; организация и проведение
пресс конференций, круглых столов, юридический «аудит» документа
ции СМИ устав, учредительный договор, авторские и типографские дого
воры); составление программ политических партий и общественных объ
единений в области медийного пространства и доступа к информации;
экспертиза законодательства для депутатов различных уровней, полити
ческих партий и фракций на федеральном и региональном уровнях; неза
висимая комплексная экспертиза деятельности СМИ на федеральном и
региональном уровнях; выявление толерантности участия СМИ в избира
тельном процессе, Hate speech; проведение публичных кампаний в сфере
общественных интересов, аdvocacy, предоставление систематизированной
и аналитической информации для иностранных журналистов.
НАШЕ КРЕДО
Развитие идей гласности и прав человека создает большую общест
венную потребность в правовом регулировании отношений людей в сфе
ре получения и распространения информации. Другими словами, проти
воречивая общественно политическая и экономическая ситуация, сло
жившаяся в России к началу XXI века, вызвала острую потребность в по
лучении российскими СМИ и их юридическими службами, адвокатами, а
также судами всех уровней и дознавателями правоохранительных орга
нов, политиками и правозащитниками, преподавателями и студентами
тематически ориентированной и высокопрофессиональной информаци
онно консультативной и аналитической помощи. Такую помощь им эф
фективно предоставляет Фонд защиты гласности.
Основная цель Фонда – содействие сохранению и развитию право
вого пространства, в котором работают отечественные печатные и элек
тронные СМИ, а через них – содействие демократизации информацион
ной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотруд
ники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания слу
жению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного раз
вития в России гражданского общества.
Многочисленные программы ФЗГ содействуют тому, чтобы в инте
ресах страны и каждого гражданина Российской Федерации сделать более
защищенной и чистой деятельность российских электронных и печатных
СМИ, сотрудников их редакций.
Мы активно участвуем в постоянной, ежедневной работе по форми
рованию в профессиональном журналистском сообществе понимания
значения либеральных ценностей, по воспитанию новых, здоровых жур
налистских кадров, которым небезразличен общественный престиж из
бранной ими профессии как одного из базовых элементов демократичес
кого государства.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ
• мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ на территории
Российской Федерации;
• юридическая помощь журналистам и представителям СМИ в кон
фликтных ситуациях, консультации по вопросам их профессиональной
деятельности;
• информационно аналитическая деятельность: еженедельный
электронный дайджест, новостная интернет лента, информационные
рассылки о конфликтах СМИ, ежеквартальный печатный аналитический
бюллетень «Взгляд»;
• практическая помощь семьям погибших журналистов и сотрудни
кам СМИ, попавшим в критическую ситуацию;
• научные исследования по широкому спектру правовых и этических
проблем журналистики;
• экспертиза законов о СМИ и внесение предложений по совершен
ствованию действующего законодательства России;
• издательская программа: выпуск юридической, научной,
правозащитной и справочной литературы по проблемам СМИ (издания
Фонда распространяются в основном бесплатно);
• образовательная программа, представленная постоянно обновля
ющимися по содержанию и адресам юридическими семинарами для жур
налистов и юристов России, а также тематическими конференциями;
• правозащитная деятельность, включающая любые законные меры
к освобождению из тюрем и следственных изоляторов журналистов, по
павших туда по ложным обвинениям, к освобождению журналистов за
ложников, проведение кампаний по защите коллег, подвергающихся го
нениям и ограничениям в их профессиональной деятельности.

ДАТА СОЗДАНИЯ ФОНДА
Фонд был образован решением Пленума Конфедерации Союзов ки
нематографистов СССР, среди его первых учредителей – Егор Яковлев,
Игорь Голембиовский, Владимир Молчанов, Элем Климов, Марк Розов
ский, Алексей Герман. День рождения ФЗГ – 6 июня 1991 г., когда зареги
стрированный Фонд дал первую пресс конференцию.

ВЕБ САЙТ ФОНДА
В сети Интернет работает подробный сайт Фонда защиты гласности
www.gdf.ru. Основные его разделы: «Лента плохих новостей», «Дайджест»,
«Книги» (электронные версии изданий ФЗГ), «Статьи», «Право», «Обра
зование», «Наши партнеры», «Регионы», «Проекты», «Архив», «О Фонде»,
«Аналитика», «Контакты»

ПАРТНЕРЫ ФОНДА
Партнеры ФЗГ – общественные, правозащитные и журналистские
организации, без взаимодействия с которыми результаты нашей работы
были бы гораздо более скромными.
В России – Союз журналистов России, Международная конфедера
ция журналистских союзов, АНО «Интерньюс», Центр «Право и СМИ»,
Русский ПЕН Центр, Информационный центр правозащитного движе
ния, Демократическое совещание, Московская Хельсинкская группа, Об
щество «Мемориал», Институт гуманитарных исследований, ПО «Граж
данский контроль» (Санкт Петербург), Центрально Черноземный центр
защиты прав прессы (Воронеж), Факультет журналистики Московского
государственного университета, Гильдия лингвистов экспертов по доку
ментационным и информационным спорам, редакция журнала «Индекс
– Досье на цензуру» и десятки других организаций.
За рубежом – IFEX (Международная организация по распростране
нию информации о нарушении прав журналистов в мире), Reporters sans
frontieres (Репортеры без границ, Франция), WPFC (Всемирный комитет
за свободу прессы), Amnesty International (Международная амнистия),
Польский Хельсинкский центр по правам человека, Белорусская ассоци
ация журналистов и др.
Неоценима поддержка грантодателей ФЗГ, это – РОО «Открытая
Россия», NED (Национальный Фонд в Поддержку Демократии, США),
Фонд Форда (США), Фонд Дж. и К. МакАртуров (США), Фонд «Евра
зия», Посольство Нидерландов в РФ и др.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОРПУНКТЫ
Региональные центры, корреспондентские пункты и волонтеры
Фонда работают более чем в 30 регионах России – в Архангельске, Брян
ске, Волгограде, Воронеже, Владивостоке, Владимире, Екатеринбурге,
Иванове, Йошкар Оле, Иркутске, Казани, Калуге, Кемерово, Кирове,
Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Мурманске, Омске, Орле, Пе
трозаводске, Ростове на Дону, Самаре, Санкт Петербурге, Смоленске,
Тюмени, Ульяновске, Хабаровске, Чебоксарах, Челябинске, Чите, Яро
славле и некоторых других городах нашей Федерации.

РЕКВИЗИТЫ ФОНДА
ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
НО «Фонд защиты гласности» (ФЗГ). Свидетельство № 084.685 о ре
гистрации некоммерческой организации выдано Московской Регистра
ционной палатой 27 сентября 1999 г.

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОГРАММ ФОНДА
Президент Фонда защиты гласности – почетный адвокат России, профес
сор Алексей Симонов.
Исполнительный директор – Наталия Максимова.
Руководитель информационной службы – Руслан Горевой.
Руководитель службы мониторинга – Борис Тимошенко.
Руководитель региональной корреспондентской сети – Петр Полоницкий.
Директор издательских программ – профессор Михаил Горбаневский.
Руководитель образовательных программ – Татьяна Иванова.
Юристы эксперты: Владислав Быков, Анна Володина,
Светлана Земскова.
Главный бухгалтер – Наталья Шмелева.
АДРЕС, ТЕЛЕФОН, ФАКС
Адрес для переписки: 119021, Москва, а/я 536.
Фактический адрес: Москва, Зубовский бульв., д. 4, к. 432
(РИА «Новости», подъезд Союза журналистов).
Телефоны:
201 44 20 (приемная президента и служба информации);
201 49 47 (служба мониторинга);
201 32 42 (корсеть и издательские программы);
201 49 74 (юридическая служба);
201 50 23 (исполнительный директор и бухгалтерия).
Факс: (095) 201 49 47
E mail: fond@gdf.ru

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ
Рублевый счет: р/с 40703810900000000030 в АКБ «Масс Медиа Банк».
БИК 044583739.
К/с 30101810200000000739 для USD.
ИНН: 7704146560. КПП: 770401001.
Справочно методическое издание

ОБРЕЧЕННЫЕ НА НЕМОТУ ?
СМИ в период выборов:
законы, комментарии, рекомендации



Руководитель издательских программ ФЗГ – М.В. Горбаневский
E mail: migor@gdf.ru

Компьютерная верстка – А.А. Маркин
Макет обложки – Н.В. Ломоносова
Автор рисунка на 1 стр. обложки – В.Г. Мочалов
Автор идеи рисунка – М.В. Горбаневский
Корректор – Л. Гутник



Подготовка к печати и печать – Издательский дом «Галерия».
103045, Москва, Садовая Спасская, 20

Подписано в печать 27.09.2003 г. Формат 60х90/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Гарнитура Ньютон. Усл. печ.л. 10.
Тираж 1500 экз. Заказ 570

<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ