<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

189 См.: Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. М., 1985.
190 См.: Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. М., 1994. С. 105; Пезешкеан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: Пер. с англ., нем. М., 1994; Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1996.
191 См.: Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы). М., 1986; Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М., 1992.
192 Calhoun M.L., Hawisher M. Teaching and learning strategies for physically handicapped Students. Baltimore, 1987.
193 Стир Д. Шестеро смелых // Бурда-мини. 2002. № 10. С. 68.
194 Крофт К. В статье Шестеро смелых // Бурда-мини. 2002. № 10. С. 66.
195 См.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. С. 228.
196 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фран. и англ. В.А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 397
197 Выготский Л.С. Там же. С. 146.
198 См.: Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Консорциум Социальное здоровье России. 1997. № 2. С. 51-56.
199 См.: Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
200 См.: Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2002. С. 152.
201 См.: Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. С.В. Дармодехина, Г.М. Иващенко. М., 1996.
202 См.: Коренева Г. Один на всех / Аргументы и факты. 2002. № 11. С. 23.
203 Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. С. 219.
204 См.: Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара, 1995.
205 См.: Сулеменова Р.А. О создании системы ранней коррекционной помощи детям с нарушениями развития // Дефектология. 2001. № 1. С. 69.
206 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997.
207 Campbell R. How to really love your child. N.-Y., 1991.
208 См.: Гуткина И.Н. Психологическая готовность к школе. М., 2000; Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 2001.
209 Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Авт. послесл. и коммент. Э.С. Бэйн. М.: Педагогика, 1983. С. 251.
210 Фрумин И.Д. Тайны школы. Красноярск: Полицентр, 1999.
211 Яницкий О.Н. Теневые отношения в современной России // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 151.
212 См.: Park R. Assimilation // Introduction to the Science of Sociology / Ed. By R.Park and E.Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 734-739.
213 Goffman E. Asylums, Harmondsworth, Penguin Books. N.Y., 1961; Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
214 См.: Etzioni A. A comparative analysis of complex organizations. N.Y. 1961.
215 Goffman E. Essays on the social Situation of mental Patients and other Inmates. L., 1961.
216 См.: Чепурных Е.Е. О фактах нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. 1997. № 6 (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.12.1996. №15/383-6).
217Арбатова М. Ничьи дети // http:// writer.fio.ru. Обращение к ресурсу 25.03.2003 г.
218 В данном контексте интересны воспоминания одной из мам ребенка-инвалида: "Этого я не забуду никогда. Когда мы зашли в комнату, от увиденного я упала в обморок. Это была палата для лежачих, где находились дети от младенцев до 18-летних подростков. Моего сына привязали к спинке кровати, потому что он не хотел лежать смирно, как все остальные. Когда я увидела этот его протест и других детей, которые были уже никакими, сломленными и безучастными, то поняла: мой сын здесь не останется" (Кузнецова Т. Смышленый даунёнок / Аргументы и факты. 2000. № 51).
219 См.: Комитет по правам ребенка и права детей в России. Аналитический доклад. М., 2001. С. 22-28.
220 По результатам исследований Дж. Мерсер в интернатных учреждениях для детей с умственной отсталостью (60-е гг. ХХ в.) по прошествии некоторого срока лечения и обучения часть пациентов возвращались домой, а часть оставались в интернате навсегда. Простой анализ учетных карточек показал, что оставались в интернате дети из семей с высоким социальным статусом. Дж. Мерсер, объясняя причины такого положения, отмечает, что семьи отличались, во-первых, тем, насколько определение умственной отсталости родственниками совпадает с официальным диагнозом, поставленным врачом; во-вторых, степенью уверенности в том, что воспитанник способен меняться; в-третьих, силой ожидания того, что человек сумеет жить вне интерната и, возможно, выполнять роль самостоятельного взрослого; в-четвертых, тем, кто именно посоветовал отправить ребенка в учреждение - официальный эксперт (врач, полицейский) или сами родители. Семьи с высоким образовательным и экономическим статусом, как правило, сами привозили ребенка в интернат, поскольку их определение ненормальности совпадало с официальным диагнозом, который чаще всего утверждает невозможность самостоятельной жизни, нормального общения и развития. Низкостатусные семьи, напротив, выражали свое несогласие, когда врач ставил диагноз и советовал отправить ребенка в учреждение (См.: Mercer J.R. Sociological Perspectives on Mild Mental Retardation // Haywood H.C. (ed.) Socio Cultural Aspects of Mental Retardation. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1970).
221 См.: Hellinckx W. Begeleiding van de groepsleiding in de residentiele оrthopedagogische hulpverlening. Acco, 1989.
222 См.: Омельченко Е.Л., Гончарова Н.В., Лукьянова Е.Л. Доступность высшего образования для социально уязвимых групп / Проблемы доступности высшего образования / Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М: Сигнал, 2003. С. 35.
223 Данные предоставлены Министерством образования Российской Федерации по состоянию на 01.04.2003 г. (Сбор информации и ее анализ осуществлен в рамках проекта "Доступность высшего образования для инвалидов" по программе Независимого института социальной политики "Анализ доступности высшего образования" (НИСП) при финансовой поддержке Фонда Форда, грант 1035-0257 (Руководитель проекта: доктор социол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной антропологии и социальной работы СГТУ Е.Р. Ярская-Смирнова).
224 См.: Романенкова Д.Ф. Анализ регионального банка данных "Молодые инвалиды и высшее образование". Челябинск: ЧелГУ, 2002 // http://www.fdvo.cgu.chel.su/d24.html. Обращение к ресурсу 12.12.2002 г.
225 Опрос экспертов проводился в рамках проекта "Доступность высшего образования для инвалидов" реализованного в 2002 - 2003 гг. группой сотрудников кафедры социальной антропологии и социальной работы СГТУ под руководством доктора социол. наук, проф. Е.Р. Ярской-Смирновой.
226 Волосовец Т.В. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации. М., 2003.
227 В настоящее время в относительно благополучной г. Москве трудоустраивается только каждый седьмой инвалид, не говоря о иных регионах Российской Федерации. В то время как в развитых странах - не менее 2/3 от общего числа инвалидов (см., напр.: Кавокин С.Н., Храпылина Л.П. Профессиональная ориентация инвалидов. М., 1997. С. 7; Сазонов А.А., Ощепкова К.С., Шевченко Д.Б. Москвичи о мерах по социально-трудовой реабилитации инвалидов // Пульс. 2000. № 5).
228 См.: Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. Красноярск, 1996; Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2000. С. 40; Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М.: ИТК, 2002. С. 44.
229 См.: Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / Под ред. А.В. Леденевой. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. С. 17.
230 См.: Gennep A. Ontwikkeling van zwaar mental gehandicapten. Amandsberg, 1988.
231 См.: Garber H.L. The Milwaukee Project. Preventing mental Retardation in Children at Risk. W., 1988.
232 См.: Хамалайнен Ю. Социальное исключение молодежи. Его предупреждение - требование общества // Новые ценности образования. М., 1996. Вып. 6. С. 119.
233 Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (от 10.12.1995 г., с изм. от 25.07.2002 г.); Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 24.07.1998 г., с изм. от 20.07.2000 г.); Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"; Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры"; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. № 36 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы".

234 Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" // Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. 1992. № 14. Ст. 1097.
235 Малеева Т.М. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М., 1999. С. 7.

236 По данным Министерства экономики Российской Федерации (01.01.2002 г.).
237 Интересным моментом является то, что уровень безработицы в страте родителей обычных детей в три раза превышает уровень официально регистрируемой безработицы в России (12%) по отношению к экономически активному населению (данный показатель выведен согласно оценочным расчетам Минэкономики Российской Федерации по методике МОТ на начало 2003 г.).
238 Для справки, прожиточный минимум в Саратовской области в конце 2002 г. составлял 1417 руб., а в конце 2003 г. - 1929 руб. Следовательно, в подавляющем большинстве семей ежемесячный доход на одного члена семьи не соответствует официально установленному уровню прожиточного минимума.
239 См.: Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 81-90.
240 См.: Fragner J. Sonderpadagogische Intentionen der Forderung von Menschen mit Schwerster Behinderung. Berlin, 1991.
241 См.: Frohlich A. Padagogik bei schwerster Behinderung. Berlin, 1993.
242 http://www.romir.ru. Обращение к ресурсу 12.01.2003 г.
243 Иващенко Г.М., Плоткин М.М. Проблемы социальной поддержки детей из семей различных типов // Проблемы семьи и семейной политики. М., 1993. Вып. 3. С. 78.
244 Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 55.
245 Парсонс Т. Функциональная теория измерения. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Межд. ун-та бизнеса и управления, 1994. С. 474.
246 Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. М., 2001. № 2. С. 77.
247 Осмоловская И. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. 2000. № 2. С. 69.
248 См.: Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. С. 155-159.
249 Аналогичные данные были получены С.Г. Шевченко (Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов "Начальная школа - детский сад" // Дефектология. 2000. № 6. С. 37.); О.Громовой (Образовательная сегрегация // Русский журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения, 2001 г. // www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20010823_grom.html. Обращение к ресурсу 16.02.2003 г.). В целом, по подсчетам специалистов, 50% детей с отклонениями в развитии после успешной коррекции могли бы вполне успешно влиться в общеобразовательную среду.
250 http://www.minzdravrf.ru/. Обращение к ресурсу 26.09.2003 г.
251 Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. С. 155-159.
252 Там же. С. 157.
253 Как показали результаты клинико-психолого-педагогического обследования учащихся классов коррекционно-развивающего обучения, предпринятого З.М. Дунаевой и Л.И. Ростягайловой контингент данных классов на 78% состоит из детей с задержкой психического развития, на 11% - с умственной отсталостью, на 3% - с нарушением речи и на 8% представлен обычными детьми, имеющими трудности в поведении (Дунаева З.М., Ростягайлова Л.И. Итоги клинико-психолого-педагогич. обследования учащихся классов КРО школ г. Москвы // Дефектология. 2000. № 6. С. 40).
254 См.: Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 2001.
255 См.: Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2001 г. / Аналитический доклад. М., 2002.
256 Dart D. Social Work with Disabled Child. N.-Y., 1999.
257 См.: Oliver M. Social Work with Disabled People. London. Macmillan, 1983.
258 См.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Авт. послесл. и коммент. Э.С. Бэйн. М.: Педагогика, 1983. С. 97; Кантор В.З. Материалы круглого стола в Министерстве образования Российской Федерации "Перспективы перехода на новый срок обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии", 2002 г. // http://www.wil.ru/Open/virtual/startparams. Обращение к ресурсу 14.08.2003 г.
259 Выготский Л.С. Там же. С. 97.
260 Зайцев Д.В. Специальное образование детей с нарушенным интеллектом. Саратов: СГУ, 2001. С. 89-95.
261 Выбор данных социальных групп обусловлен выраженной полярностью их психофизического и социокультурного статуса. В первой группе выпускники в основном характеризуются сохранным уровнем развития интеллекта, но нарушением опорно-двигательного аппарата; во второй - наблюдается интеллектуальная недостаточность при достаточно хорошем уровне физического развития. Кроме того, выпускники указанных учреждений не получают какую-либо централизованную помощь в трудоустройстве после окончания школы, школы-интерната, если не имеют инвалидности.
262 Сходные во многом данные по трудоустройству выпускников коррекционных учреждений были получены в Самарской области: 5-10% выпускников трудоустраивается, а в целом из 128 тысяч инвалидов, проживающих в Самарской области лишь 0,5% работают на предприятиях или выполняют надомную работу (Синюков Р.Х. Опыт реабилитации детей-инвалидов центра внешкольного образования в Самаре // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 1. С. 67).
263 См.: Щербакова А.М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24.
264 См.: Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. Материалы Московских городских педагогических чтений. М.: ГОМЦ, 2001. Вып. 6. С. 11.
265 См.: Проект Закона Российской Федерации "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Дефектология. 1995. № 1. С. 3.
266 См.: Краткий словарь терминов социальной работы / Сост. Т.И. Большова, М.Э. Елютина, В.Т. Кривошеева, Н.И. Ловцова, Е.Р. Смирнова и др. / Под общ. ред. акад. В.Н. Ярской. Саратов: Изд-во ПфРУЦ, 1996. С 33; Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. М.: Изд-во Академия, 2000; Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. Казань, 1997.
267 См.: Salisbury C.L., Palombaro M.M., Hollowood W.M. On the nature and change of an inclusive elementary school // The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1993. № 18. Р. 75.
268 См.: Ванье Ж. Жизнь в обществе. М., 1994.
269 См.: Вехова М. Трещинка в камне // Учительская газета. 2000. № 7.
270 Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 135.
271 См.: Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология. 2001. № 3. С. 10; Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учиться в массовой школе // Дефектология. 1995. № 3. С. 39; Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. № 4. С. 66; Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. 1998. № 6. С. 38; Гудонис В. Интеграция лиц с нарушенным зрением // Дефектология. 1993. № 4. С. 13; http://perspektiva-inva.ru/publications-other-exams-beginning.shtml. Обращение к ресурсу 28.08.2003 г.
272 Hegarty S., Pocklingtion K., Lucas D. Educating Pupils with Special Needs in the Ordinary School. NFER - Nelson, 1981; Booth T., Potts P. (Eds.) Integrating Special Education. Oxford: Blackwell, 1983.
273 По результатам интервью, проведенного автором в 2002 г. с учителями-дефектологами коррекционной школы-интерната № 5 VIII вида г. Саратова.
274 Giddens A. New rules of sociological method. Cambridge: Polity Press, 1994. Р.15.
275 См.: Основы ортопедагогики / Под ред. Б. Пузанова, Э. Брукарт; Пер. с нидерл. М., 1993.
276 Опросы показывают, что 33% опрошенных школьников усваивают только от 12% до 19%, а 60% - менее 12% полного объема понятий, включенных в Госстандарт РФ.
277 Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление правительства Российской Федерации от 04.10.00 г. № 751 // Бюллетень Минобразования Российской Федерации: Высшее и среднее профессиональное образование. 2000. № 11. С. 3-13; Федеральная программа развития образования Российской Федерации / Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 16. Ст. 1639; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Минобразования Российской Федерации. 2002. № 2. С. 2-31; Региональная программа развития образования Саратовской области на 2001-2005 годы. Саратов: Министерство образования Саратовской области, 2000. 90 с.
278 По состоянию на 01.01.2003 г. всего в России в вузах обучаются 5400 инвалидов, немалую часть которых составляют глухие и слабослышащие. Высшее образование - инвалидам // http://www.deaflife.ru/6ved5.html. Обращение к ресурсу 22.05.2003 г.
279 См.: Высшее образования: проблема доступности в регионе / Под ред. В.Н. Козлова, Е.А. Мартыновой. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2000. 139 с.
280 В начале 1990-х гг. в Институте коррекционной педагогики РАО под руководством Н.Д. Шматко была разработана Концепция интегрированного образования, но она так и не стала основой модернизации систем общего и специального образования, а к настоящему времени ее можно считать устаревшей и требующей доработки.
281 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
282 Как указывалось выше, по данным проведенного нами в 2002 - 2003 гг. исследования практически каждый третий учащийся массовой школы г. Саратова имеет задержку психического развития, а каждый 10 - отклонение в развитии сенсорных систем (слух, зрение), опорно-двигательного аппарата и т.п.
283 См.: Проект Закона Российской Федерации "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Дефектология. 1995. № 1. С. 3.
284 Данные приведены по состоянию на 01.11.2003 г. По усредненным данным в России содержание ребенка-инвалида в интернатном учреждении обходится в 400 долларов США в месяц (Аналитические материалы Комитета ООН по правам ребенка, Российские НПО и права детей в России. М., 2000. С. 32).
285 Затраты на обучение и содержание одного учащегося: в системе дошкольного образования - 5,8 т. руб.; в системе начального среднего образования - 3,6 т.р.; в системе основного общего - 3,2 т.р.; в системе среднего полного - 2,3; в лицеях и гимназиях - 3,7 т.р.; в системе начального профессионального образования - 6,2 т.р.; в системе дополнительного образования - 960 руб. (Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2001 г. / Аналитический доклад. М., 2002).
286 См.: Акатов Л., Блинков Ю. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов // http://vobin.spb.osi.ru/Articles/Blinkov.htm. Обращение к ресурсу 28.08.2003 г.
287 Дети в интернатных учреждениях России: зашита прав человека и возможности проведения реформы. М.: ЮНИСЕФ, 1999. С. 23; а также анализ 5-ти интервью с руководителями социально-образовательных учреждений (сентябрь 2002 г., август-октябрь 2003 г.).
288 См.: Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. "Особый ребенок" в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. С. 73.
289 См.: Там же. С. 74.
290 См., напр.: Лауве Дж. Пути интеграции // Дефектология. 1994. № 6. С. 76; Филпс К. Мама, почему у меня синдром Дауна?: Пер. с англ. М., 1998. 160 с.
291 См.: Доклад о состоянии и тенденциях демографического развития Российской Федерации: Министерство труда и социального развития Российской Федерации. М., 2002..
292 См.: О положении детей в Саратовской области. Информационно-аналитический доклад за 2002 год. Саратов: ИППОЛиТ, 2003. С. 20.
293 См.: Там же. С. 4.
294 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. № 2. С. 2-31.
295 См.: Форман Н., Праттен А. Новый подход к обучению детей с особыми потребностями в Великобритании // Дефектология. 1993. № 4. С. 53.
296 Вопрос о том, сколько нетипичных детей должно приходиться на одного педагога-дефектолога пока остается открытым. Нам представляется, что для решения этого вопроса можно заимствовать итальянский подход как наиболее передовой в контексте образовательной интеграции инвалидов. В Италии выработан следующий принцип численности отбора учителей поддержки: школа обязана иметь одного учителя поддержки для двух учащихся с проблемами в развитии в случае их тяжелой патологии (как, например, синдром Дауна или сложные психомоторные отклонения), и одного учителя поддержки на четверых детей со слабыми и средними отклонениями (слабослышащие дети, дети с параплегией). Учителя поддержки в дошкольном образовании работают 30 ч. в неделю, в начальной школе - 24 ч. и в средней школе - 18 ч. в неделю (Abbring I., Meijer C. New Perspectives in Special Education. London and New York, 1994. P. 9-24; Berrigan C., Taylor D. School inclusion and social relationships in Italy. R., 1997).
297 См.: Кусмарцева И.А., Романов П.В. Участие российских предпринимателей в решении проблем местного сообщества: мотивы и перспективы / Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. СПб: Изд-во Лики России, 2003. С. 521-528.
298 Лаврова О.В. Бизнес-образование: социологические аспекты. Саратов: СГТУ, 2000. С. 98-99.
299 См.: Аналитические материалы Комитета ООН по правам ребенка, Российские НПО и права детей в России. М., 2000. С. 50.
300 См.: Там же. С. 51.
301 Ионин Л. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. М., 1997. Вып. 2. С. 50-89.
302 См.: Шевченко Н.И. Интеграция образовательных программ и процессов как системообразующий фактор непрерывного образования / Образование для всех: пути интеграции. Саратов: СГТУ, 2003. С. 27.
303 http://www.rosro.ru/text/news_education/. Обращение к ресурсу 29.06.2003 г.
304 См.: Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление правительства Российской Федерации от 04.10.00 г. № 751 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации: Высшее и среднее профессиональное образование. 2000. № 11. С. 3-13; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. № 2. С. 2-31.
305 См.: Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. № 5. С. 67.
306 Юхлер Я. Достаточно ли "модернизации" // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 73.
307 См.: Закон Российской Федерации "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
308 См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Академия, 2000.
309 См.: Проект Закона Российской Федерации "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Дефектология. 1995. № 1. С. 3.
310 См.: Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М., 1994. С. 200.
311 См.: Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1997. № 1. С. 1-6.
312 Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1966. С. 3.
313 См.: Теория и практика социальной работы / Под ред. В.Н. Ярской. Саратов: СГТУ, 1995. С. 58.
314 См.: Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М., 1990. С. 45.
315 См.: Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1997. № 1. С. 1-6.
316 См.: Giddens А. Sociology. Cambridge, Oxford: Polity Press, 1993. P. 454; Мертон Р.К. Явные и латентные функции. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 393.
317 См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.
318 Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта, 1994. С. 89; Улих Д. Педагогическое взаимодействие. Теории воспитательной деятельности, М., 1976. С. 158-205.
319 См.: Закон Российской Федерации "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
320 См.: Giddens А. Sociology. Cambridge, Oxford: Polity Press, 1993. P. 455.
321 См.: Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. М., 1997.
322 См.: Foucault M. Discipline and Punish. Цит. по Ярской-Смирновой Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997.
323 См.: Макаренко А.С. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1987. Т. 1.
324 См.: Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 308.
325 См.: Социальная работа и здравоохранение. Словарь / Под общ. ред. Н.С. Григорьевой. М., 1996. С. 17.
326 См.: Макаренко А.С. Собр соч.: В 4 т. М., 1989. Т. 3.
327 См.: Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. 1997. № 6. С. 22.
328 См.: Гоффман Э. Порядок взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. И общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет", 2002. Ч. 2. С. 68-70.
329 См.: Goffman E. The Interaction Order // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. P. 1-17.
330 См., напр.: Pijl S.J. Denmark / New Perspectives in Special Education. London and New York, 1994. P. 38.
331 См.: Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995. С. 14; Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. № 4. С. 66.


332 См.: Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995. С. 14; Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. М.: Дидактика-Плюс, 2002.
333 Число детей с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от выраженности имеющихся у них нарушений может составлять от 20 до 50% контингента класса / группы (Письмо Министерства образования России № 03-51-5ин/23-03 от 15.11.2002 г.).
334 См.: Рогов А.А. Организация коррекционной работы в спецшколе-интернате № 21 для детей с ДЦП и нарушением психики // Дефектология. 1996. № 2. С. 47.
335 См.: Johnson D., Roger T. Cooperation in the Classroom. M., 1990. P. 211.
336 Педагогическая поддержка предполагает, как указывает О.Газман, деятельность специалистов, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; эффективной деловой и межличностной коммуникацией; жизненным самоопределением (Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995. № 3. С. 60). Идея о необходимости оказания индивидуальной помощи в процессе обучения и воспитания ребенка имеет давнюю историю. Её истоки можно обнаружить в трудах античных авторов и у мыслителей Востока при проведении соответствующего анализа и реконструкции их текстов. В социальной педагогике данная идея, как указывает А.Мудрик, имплицитно присутствует, по меньшей мере, с момента формулирования принципа природосообразности воспитания. Более явно она просматривается даже не столько у автора данного принципа - Я.Коменского, сколько у И.Песталоцци. Позднее идея помощи человеку в процессе образования в большей или меньшей мере присутствовала и раскрывалась в различных педагогических учениях (в педагогической антропологии К.Д.Ушинского, в немецкой педагогике личности, у Ф.Фребеля и М.Монтессори, у П.Лесгафта, П.Каптерева). При недостаточности помощи ребенку со стороны взрослого, как указывает В.Глассер, "дети начинают избегать проблем, лгут и изворачиваются в сложных ситуациях, перекладывают свои заботы на других или просто плывут по течению" (см.: Glasser W. Schools Without Failure. N-Y., Harper&Row, 1969. P. 119).

337 См.: Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 92.
338 См.: Жуков Е.С., Карвасарская И.Б., Марцинкевич Н.Е., Покровская С.В. Практические рекомендации по социально-психологической адаптации детей с тяжелыми психическими заболеваниями в летнем оздоровительном лагере реабилитационного туризма / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. С. 93.
339 http://www.hse.ru/pressa/ng/20010901.htm; http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm. Обращение к ресурсу 30.09.2003 г.
340 Например, интегрированные дети со сниженным слухом должны быть протезированы бинаурально (двумя заушными аппаратами). Это необходимо для того, чтобы ребенок имел возможность локализовать звук в пространстве, определить, откуда он исходит. Это поможет ему, как указывает Э.В. Миронова и Н.Д. Шматко, не только быстро находить говорящего на занятиях и смотреть на него, с целью повышения уровня понимания речи, но и увереннее чувствовать себя на улице, в магазине, столовой и т.д. Кроме того, при обучении ребенка с нарушением слуха учитель не должен располагаться к нему спиной, боком, лицо педагога должно быть хорошо освещено (см.: Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. № 4. С. 71). Для интегрированного ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима специальная учебная мебель, индивидуальная световая указка, особая компьютерная мышь. Для ребенка с нарушением зрения - учебные пособия, изготовленные на основе азбуки Брайля.
341 См.: Рейман Л.Д, Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 41.
342 См.: Печенкин В.А. Электронные ресурсы по проблемам детей с ограниченными возможностями // Гендер, Власть и Культура: социально-антропологический подход. Саратов: СГТУ, 2000. С. 122-128.
343 См.: Хуторской А.В. Концепция дистанционного образования
// http://www.users.kpi.kharkov.ua. Обращение к ресурсу 29.08.2003 г.
344 Даже в Московском регионе выход в Интернет имеет только каждая четвертая школа (см., напр.: Рощина Я.М., Другов М.А. Социальные детерминанты неравенства доступа к высшему образованию в современной России / Проблемы доступности высшего образования / отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М.: Сигнал, 2003. С. 52).
345 Информационное письмо Министерства образования Российской Федерации № 13-51-77/13 от 27.12.2002 г. о предоставлении для всех школ страны бесплатного адреса и места в Интернете для создания и размещения своего Интернет-представительства. Данная акция проводится в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
346 Информация предоставлена Министерством образования Саратовской области (01.09.2003 г.); http://pedsovet.alledu.ru/region/629/132. Обращение к ресурсу 14.09.2003 г.
347 См.: Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. "Особый" ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. С. 71.
348 Необходимость организации дефектологического просвещения педагогов общеобразовательных учреждений была подтверждена результатами исследований Е. Аржановой и Т. Мухиной, Л. Бгажноковой и О. Кукушкиной. Ими было установлено, что педагоги массовых школ не готовы продуктивно работать не только с детьми с задержкой психического развития, с легкой степенью умственной отсталости, но даже с обычными детьми, которые имеют проблемы в поведении (см., напр.: Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. № 1. С. 11; Аржанова Е.В., Мухина Т.К. Из опыта работы психолога с "трудными" подростками в классах педагогической поддержки // Дефектология. 1995. № 2. С. 89; Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. 2001. № 6. С. 33).
349 Выбор для исследования специфики процесса интегрированного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обусловлено тем, что, во-первых, восприятие детей с церебральным параличом в обществе характеризуется большей степенью позитивности, чем детей с иными онтогенетическими расстройствами, во-вторых, наличием опыта социально-педагогической и психологической работы с детьми с ДЦП.
350 Исследование и обработка его результатов проводились творческой группой ученых в составе: Д.В. Зайцев (канд. социол. наук, доцент); П.В. Романов (доктор социол. наук, профессор); Е.Р. Ярская-Смирнова (доктор социол. наук, профессор).
351 См.: Общая теория статистики / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М., 1994. С. 124-145.
352 Учитывая, что практически все переменные являются дихотомическими, анализ дисперсии можно считать обоснованным.
353 Расчеты репрезентативности и надежности выборочного социологического исследования осуществлены в соответствиями с рекомендациями, разработанными в социологии (см., напр.: Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 77-92; Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 428-429; Кокрен У. Выборочный метод. М., 1997; Общая теория статистики / Под ред. Г.С. Кильдишева, В.Е. Овсиенко, П.М. Рабинович, Т.В. Рябушкина. М.: Статистика, 1980. С. 359-373).
354 Макет анкеты был разработан творческой группой в составе: Д.В. Зайцев (канд. социол. наук, доцент); П.В. Романов (доктор социол. наук, профессор); Е.Р. Ярская-Смирнова (доктор социол. наук, профессор).

355 Результаты нашего исследования подтвердили данные, полученные З.П. Медведевой в г. Коломна в ходе изучения социального отношения к образовательной интеграции детей с нарушением слуха (см.: Медведева З.П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме // Дефектология. 2001. № 3. С. 67).
356 Зайцев Д.В. Специальное образование детей с нарушенным интеллектом. Саратов: СГУ, 2001. С. 89-95.
357 Это подтверждают и результаты исследований И.Лошаковой, которая указывает, что позитивные взгляды на социальную интеграцию инвалидов в основном присущи тем, кто имеет личный опыт общения с такими людьми (см.: Лошакова И.И. Политика выравнивания образовательных шансов в постсоветской России // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов: Изд-во СГТПП, 2002. С. 152; Лошакова И.И. Преодоление социального неравенства в системе довузовского образования. Саратов: СГТУ, 2002).
358 С нашей точки зрения, это является позитивным фактом, так как показывает положительную динамику социального отношения к нетипичным лицам. Литературные данные конца ХХ в. говорят о доминировании негативного отношения общества к ребенку с отклонениями в развитии (см.: Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2-х частях. М.: Печатный двор, 1996; Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка // Дефектология. 1991. № 3 С. 88; Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья ребенка с особыми нуждами // Школа здоровья. 1996. № 1).
359 См.: Суслова М.Ю. Социальное самочувствие молодых инвалидов / Актуальные проблемы общественного развития. Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 44-50.
360 См.: Шапкина Н.В. Аномалия и индивидуальность: два полюса социального восприятия нетипичности // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. д-ра соц. наук Е.Р. Смирновой. Саратов, 1997. С. 115.
361 См.: Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 116, 355.
362 Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 85.
363 Там же. С. 307-311.
364 Информация предоставлена Министерством труда и социального развития, и Министерством образования Саратовской области (по состоянию на (01.06.2003).
365 О положении детей в Саратовской области. Информационно-аналитический доклад за 2002 г. Саратов: ИППОЛиТ, 2002. С. 25.
??

??

??

??







5



<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ