стр. 1
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

С.А. КРАВЧЕНКО
СОЦИОЛОГИЯ: ПАРАДИГМЫ
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
МОСКВА - 2002
2
Рецензенты:
Доктор социологических наук, профессор А.Б. Гофман
Доктор философских наук, профессор Л.К. Зыбайлов
Редактор: кандидат филологических наук Л.Н. Ольхова
Научно-вспомогательная работа: аспирант О.Е. Бабкина
Корректор: Е.В. Небесная
Учебное пособие отличается инновационным изложением
материала. Его особенностями являются:
- изложение материала в полипарадигмальной
интерпретации, что позволяет видеть сильные и слабые стороны
основных социологических теорий, возможности применения их
методологического инструментария лишь в конкретных
пространственных и временных координатах;
- акцент сделан на развитие социологического воображения,
что помогает видеть латентные аспекты социальных явлений, учит
диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии
общественных институтов и отношений;
- учитывается культурное многообразие через
осуществление сравнительного анализа российских реалий с их
западными и восточными аналогами, что способствует лучшему
пониманию и формированию толерантного отношения к различным
культурам;
- в каждой теме показываются возможности методов и
методологического инструментария конкретных теория, что
осуществляется через анализ социальных процессов, происходящих
ныне в мире и России.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех тех, кто
интересуется социологической проблематикой.
(c) Кравченко С.А.
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..............................................................................11
Тема I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ .............................13
1. Здравый смысл и социология ...............................................13
2. Предпосылки возникновения социологии ..............................16
Систематизированный скептицизм.............................................16
Великая Французская революция 1789 г. .......................................16
Промышленная революция .......................................................17
Радикальные изменения в ментальности ......................................17
3. Место социологии в познании социальной действительности ...18
Тема 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ВООБРАЖЕНИЕ...........................................................................23
1. Социология как наука, её полипарадигмальный характер........23
Уровни социологического анализа...............................................23
Главные парадигмы.................................................................24
Методология ........................................................................25
Предмет социологии...............................................................26
2. Факторы обновления социологического знания......................28
3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение.............................29
Тема 3. ПЕРВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ:
ОБОСНОВАНИЕ "ОБЪЕКТИВНЫХ" ЗАКОНОВ...............................35
1. О. Конт: создание позитивистской социологии.........................35
Поиск объективных законов социального развития..........................36
Законы, обоснованные О. Контом................................................37
2. Индивиды в системе порядка и прогресса (по мотивам контовских
идей).............................................................................................38
3. Г. Спенсер: обоснование структурно-функциональной эволюции
общества........................................................................................39
Развитие социологии и ее принципов.............................................40
Эволюционная теория...............................................................41
Законы, обоснованные Г. Спенсером.............................................43
4. Власть, возможности её демократизации (в контексте взглядов Г.
Спенсера).......................................................................................43
5. Первые российские социологи: поиски решающих факторов
общественного развития ..................................................................46
Тема 4. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Э. ДЮРКГЕЙМА..........49
1. Институционализация социологии .........................................50
4
Вычленение предмета социологии...............................................50
Социологизм Э. Дюркгейма: основные методологические принципы
познания общества...........................................................................50
Методы...............................................................................51
2. Влияние разделения труда на общественное развитие .............52
Разделение труда как социальный закон.......................................52
Типы социальной солидарности.................................................52
3. Анормальное разделение труда ............................................53
Аномия .................................................................................53
О самоубийстве......................................................................54
4. Применение принципов "социологизма" к исследованию права
(кросскультурный анализ российских и американских реалий)...............54
Тема 5. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.................................61
1. Концепция отчуждения......................................................63
Проблема дегуманизации человека.............................................63
Разделение труда..................................................................64
2. Создание диалектико-материалистической социологии, её предмет
и методы......................................................................................66
Природа..............................................................................66
Структуры и социальные агенты..............................................67
Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание.........68
Социальные законы.................................................................69
Непредвиденные последствия....................................................70
Социальные факты и ценности..................................................70
3. Противоречия и конфликты ................................................71
Классы и классовая борьба.........................................................71
Социальная революция...............................................................72
4. К. Маркс о власти, обращенной к человеку..............................73
Тема 6. "ПОНИМАЮЩАЯ" СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА............78
1. Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской
интерпретивной парадигмы..............................................................79
2. Предмет и методы "понимающей" социологии.........................80
Новый взгляд на роль естественных и социальных наук.....................80
Социальные факты и ценности...................................................81
Понимание (Verstehen) социальных действий.................................82
Типизация социальных действий..................................................83
Основные методы понимания социальных действий........................84
Идельно-типические конструкции...............................................85
Непредвиденные последствия.....................................................86
3. Рациональность и иррациональность....................................87
Анализ общества по характеру действий его членов.......................87
Бюрократия...........................................................................89
Господство: границы рационального...........................................90
Иррациональная рациональность................................................91
4. Перспективы рационализации власти в России: актуальность
веберовских идей ...........................................................................93
5
Тема 7. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ ДЖ. МИДА, Ч.
КУЛИ И Г. БЛУМЕРА.....................................................................99
1. Дж. Мид - основоположник парадигмы символического
интеракционизма...........................................................................100
Идейно-теоретические истоки..................................................100
Социальное действие: символ - ответная осмысленная реакция........100
Принятие роли - средство интерпретации значимых символов.........101
Гипотеза Сапира-Уорфа..........................................................102
Самость...............................................................................102
Механизм развития самости.....................................................103
Обобщенный другой и значимый другой.......................................104
Применение принципов символического интеракционизма к исследованию
гендерных ролей............................................................................105
2. Ч. Кули: теория "зеркального Я"........................................107
Основные постулаты и метод теории "зеркального Я".................109
Современные изменения в самоидентификациях россиян................110
3. Г. Блумер: символы и коллективное поведение.....................111
Базовые посылки...................................................................111
Сфера коллективного поведения...............................................111
Разрушение значимых символов как фактор спонтанного коллективного
поведения ....................................................................................112
Формы спонтанного коллективного поведения............................112
Формы институционального коллективного поведения..................113
Критика символического интеракционизма.................................116
Особенности форм спонтанного поведения в современном российском
обществе.....................................................................................116
Тема 8. А. ШЮТЦ - ОСНОВОПОЛОЖНИК
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ .................................120
1. Идейно-теоретические истоки.............................................121
2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы ...............122
Типизация и конструирование идеальных типов.............................123
Интерсубъективный мир.........................................................123
"Мы" - группа и "Они"- группа................................................124
3. Концепция дома ...............................................................125
4. "Мы" и "Они" в российском обществе .................................127
Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ П. БЕРГЕРА И
Т. ЛУКМАНА......................................................................131
1. Конструирование социальной реальности..............................132
Двойственная фактичность общества.......................................132
Агенты производства и поддержания субъективной реальности......133
Релятивность знания и субъективно сконструированных жизненных
миров ..........................................................................................134
2. Знания в традиционных и современных плюралистических
обществах.....................................................................................135
Институты по производству и передачи знания............................136
6
Толерантность к иному знанию как ценность современного общества......136
Факторы, обеспечивающие стабильность плюралистических обществ......137
Проблема выбора системы знаний................................................138
Институты, стимулирующие выбор знания........................................139
3. Возможности феноменологического подхода для анализа
социокультурного состояния России ...............................................140
Тема 10. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ ..........................................148
1. Предмет и методы............................................................149
Локальное производство социального мира.................................149
Документальный метод.........................................................150
Эксперименты по разрушению повседневных взаимодействий как метод
изучения фоновых ожиданий............................................................151
2. Основные исследовательские направления в этнометодологии
Анализ разговорных практик....................................................153
Изучение институтов............................................................153
3. Место этнометодологии в системе социологического знания....154
4. Использование этнометодологических методов для анализа
практической повседневной деятельности в коммунальной квартире...155
Тема 11. СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА............158
1. Структура личности, её социальные действия........................158
Детерминированность социальных действий сознательными и
бессознательными факторами.........................................................158
"Оно", "Я" и "Сверх-Я" .........................................................159
Анализ свободных ассоциаций .................................................161
Основные защитные механизмы "Я" ........................................162
Страхи и неврозы ................................................................163
Критика К. Маркса...............................................................164
2. Масса: коллективное бессознательное и сознательное............164
Факторы, способствующие образованию и распаду массы .............164
Агрессивность массы.............................................................165
Идентификация ...................................................................166
Корпоративный дух массы......................................................167
Вождь массы........................................................................168
3. Роль культуры в человеческих отношениях...........................169
Культура и человеческие страсти.............................................169
Дифференциация запретов по социально-культурному признаку.......169
Нарциссизм культурных идеалов...............................................170
4. Инфантильное и интеллектуализированное поведение............171
Влияние религии на характер поведения.......................................171
Дух науки и интеллектуализированное поведение...........................172
5. Социальный психоанализ о роли бессознательного и
деструктивного факторов в политике................................................173
Тема 12. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Э. ФРОММА: ОБЩЕСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.........................179
1. Человек для себя..............................................................179
7
Телесно-духовная целостность природы человека........................179
Экзистенциальные дихотомии................................................180
Любовь: единение человека с миром..........................................182
Дилемма: созидать или разрушать..........................................182
Совесть и разум...................................................................183
2. Социальный характер......................................................184
Продукт межличностного взаимодействия, детерминированный
культурой ....................................................................................185
Социальный характер западного общества.................................186
Типизация социальных характеров.............................................188
3. Патологическое и здоровое общество....................................188
Критерии общественного здоровья............................................188
Причины возникновения общественной патологии.........................189
В каком направлении изменять человека и общество.....................190
4. Фроммовские подходы к изучению деструктивности в политике.......192
Тема 13. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА.......198
1. Человек как "удивительное интегральное существо"............199
Доминирование социокультурного начала.................................199
Интегральное использование каналов познания...........................200
Культурный мир..................................................................201
Высшая интегральная ценность..............................................201
Фактор Доброты: возможность целей и средств, адекватных природе
человека.....................................................................................202
2. Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ.......203
Социокультурные суперсистемы в истории человеческой цивилизации.....203
Основной закон истории........................................................204
Цикл флуктуации.................................................................204
3. Социальная стратификация и мобильность, теоремы флуктуации...205
Абсолютность социальной стратификации................................205
Социальная мобильность и ее флуктуация. ................................206
Политическая флуктуация ....................................................207
Экономическая флуктуация...................................................208
Гипотезы о флуктуационных тенденциях в России......................209
4. Социология революции....................................................209
Негативные демографические изменения..................................209
Закон социального иллюзионизма.............................................211
Факторы, определяющие характер власти.................................212
Детерминированность ментальности социокультурным фактором.......212
"Биологизирующая" роль революции........................................213
"Закон позитивной и негативной поляризации"........................213
5. П. Сорокин о реформировании общества в условиях его кризиса....214
Тема 14. Т. ПАРСОНС: СОЗДАНИЕ РАЗВЕРНУТОЙ
CТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ НА ОСНОВЕ
ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА ...................................................219
1. Теория социального действия..........................................220
8
Идейно-теоретические истоки..................................................220
"Волюнтаристская теория социального действия"........................222
Система элементарного действия ............................................222
Система социального действия и её подсистемы..........................223
Социальный актор - ситуация .................................................224
Типы социальных действий......................................................225
Типовые переменные...............................................................226
Функциональная сетка AGIL....................................................227
2. Теория социальной системы...............................................227
Социальная система: общая схема ...........................................227
Общество как тип социальной системы....................................227
Подвижное равновесие общества.............................................229
3. Общественный порядок и факторы его обеспечивающие........230
Тема 15. Р. МЕРТОН: СОЗДАНИЕ ПАРАДИГМЫ
СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА В ВЕРСИИ ТЕОРИИ
СРЕДНЕГО УРОВНЯ.....................................................................238
1. Теоретико-методологические основы мертоновской парадигмы
структурного функционализма ........................................................239
Критика классического структурного функционализма...................239
Теория среднего уровня............................................................240
Стратегия функционального анализа.........................................241
Одиннадцать заповедей функционализма....................................242
2. Функционалистская теория аномии ....................................244
Понятие аномии...................................................................244
Типологизация способов адаптации индивидов в условиях аномии.....244
Конформность.....................................................................245
Инновация...........................................................................245
Ритуализм...........................................................................246
Ретритизм..........................................................................246
Мятеж...............................................................................247
3. Применение принципов Р. Мертона к исследованию способов
адаптации индивидов к политическим реалиям................................247
Тема 16. Э. ГИДДЕНС: СИНТЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ И
САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР.......................................255
1. Концепция современности .................................................256
Общеметодологический кризис.................................................256
Характерные черты современности..........................................257
2. Теория структурации.........................................................260
Социальные практики как предмет исследования...........................260
Структура...........................................................................260
Главная теорема теории структурации......................................262
Агент..................................................................................263
Практическое сознание............................................................264
Порядок.............................................................................264
3. Э. Гидденс и агентно-структурная политическая реальность
современности..............................................................................264
9
Тема 17. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
П. БУРДЬЕ........................................................................273
1. Синтез структурализма и феноменологии..............................273
Идейно-теоретические истоки..................................................273
Принцип двойного структурирования социальной реальности...........274
2. Основная теорема структуралистского конструктивизма.........274
Концепция габитуса...............................................................274
Капитал и его виды................................................................276
Концепция поля.....................................................................277
3. Предрасположенность агентов к определенным действиям в
политическом поле........................................................................278
Тема 18. СИНЕРГЕТИКА И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ КАК
ПРЕДВЕСТНИКИ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ТЕОРИЙ......................285
1. Синергетика: изучение самоорганизующихся структур............285
Порядок из хаоса....................................................................285
Новый взгляд на мироздание......................................................287
Постнеклассическая методология..............................................289
2. М. Фуко: основание теории археологии знания.......................290
Предмет археологии знания......................................................290
Метод деконструкции.............................................................291
Эпистема.............................................................................291
3. Постструктурализм Ж. Дерриды..........................................292
Грамматология: неодетерминистская теория развития.................292
"Смерть Автора" .................................................................293
Деконструкция: теоретическое обоснование...............................294
4. У. Бек: создание теории общества риска..............................295
Риски модерна: методологические и социокультурные подходы........295
Рефлексивность структур модерна...........................................297
5. Фукоизм о знании и власти, их контроле над людьми .............298
Тема 19. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕОРИИ...........................302
1. Постмодерн и потребность нового социологического знания ....302
2. З. Бауман: социология постмодерна......................................303
Постмодернистская ментальность...........................................303
Предмет социологической теории постмодерна...........................305
3. Ж. Бодрийяр: создание "антисоциальной" теории...................306
"Конец социального" ..............................................................307
Потребительское общество.....................................................307
Символический обмен.............................................................308
Гиперреальность...................................................................309
4. Симулякры и симуляции современного общества (по мотивам
произведений Ж. Бодрийяра) ..........................................................310

ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие ставит своей задачей познакомить студентов с основными
социологическими теориями, видя в них средство познания человека, культуры,
общества. Главный акцент сделан на том, чтобы в концентрированной форме
изложить суть творчества ведущих представителей мировой социологической мысли,
начиная от становления социологии и заканчивая постмодерном. При этом автор
предлагает свой подход к подаче материала, который исходит из следующих
принципиальных позиций.
Во-первых, изложение социологического знания осуществляется через призму
политеоретической интерпретации, что апеллирует к активной позиции студента,
предполагает развитие творчески-критического отношения к политическим теория,
их методологическому инструментарию. Практический смысл подобной подачи
материала нацеливает читателей на комплексное и одновременно избирательное
использование различных теорий, их методологических средств, учит на этой основе
принятию более гибких жизненных, политических и управленческих решений. У
студента появится возможность выбора, какой теории, каким технологиям анализа
политических реалий отдать предпочтение.
Во-вторых, каждая тема заканчивается разделом, показывающим
возможности применения теоретических и методологических принципов для
практического исследования конкретных социокультурных реалий. Читатель увидит,
как, используя принципы конкретной социологической парадигмы можно
интерпретировать социальные действия людей, сформировать общее представление
об обществе.
В-третьих, автор исходит из того, что социология - это наука не о конкретном
обществе и не об обществе в целом, а об обществах, проживающих в них
социальных типах людей, характере их культуры, традициях, ментальности и
социальных действиях. В связи с этим теоретический материал излагается, прежде
всего, в контексте сравнительного анализа реалий современного российского и
других обществ.
В-четвертых, автор не мыслит теоретическую социологию без
социологического воображения, в котором сливаются воедино наука и "искусство не
доверять" обычному видению мира. Социологическое воображение развивает
особую функцию разума: видеть латентные аспекты социальных явлений, проникать
в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани.
Оно учит диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии
общественных отношений, вырабатывать методы "лечения" и превентивного
предупреждения социальных "болезней".
Наконец, в-пятых, в настоящем учебном пособии показывается, за что и как
ведущие социологи критиковали друг друга, по каким проблемам вели споры, ради
чего готовы были заниматься политической деятельностью. Такая картина
"жизненной социологии" даст читателю более углубленное представление о
творческом наследии прошлого, его влиянии на развитие современной
социологической мысли.
Учебное пособие рассчитано на курс в объеме 70-72 часов (15-19 лекций, 8-10
семинарских занятий и 5-6 круглых столов, на которых студенты в свободных
дискуссиях могли бы обсудить изученные темы).
У автора есть конкретные планы и замыслы по переработке настоящего
учебного пособия в систематизированный учебник по социологии, который бы
состоял из примерно 25 актуальных тем, данных в политеоретической интерпретации
и иллюстрированных эмпирическим материалом. Поэтому автор будет признателен
за критические замечания по данному учебному пособию и высказанные
соображения и пожелания на будущее. С благодарностью будут рассмотрены
предложения, связанные с изданием и финансированием указанной перспективной
работы.
Обсудить все вопросы учебно-методического характера, а также высказать
предложения можно по адресу:
117454, Москва, пр.Вернадского, дом 76, Московский государственный
институт международных отношений (МГИМО-Университет), кафедра
социологии. Тел.: 434-94-26

13
Тема I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ
1. Здравый смысл и социология
2. Предпосылки возникновения социологии
3. Место социологии в познании социальной действительности
Мы все живем в обществе и убеждены, что его хорошо знаем: достаточно
руководствоваться здравым смыслом, чтобы объяснить то или иное явление,
предвидеть возможный ход развития событий, мудро относиться к
несовершенствам социальных реалий. Но можно ли полагаться только на здравый
смысл при выборе жизненных ориентиров? Как соотносятся научные
социологические представления со здравым смыслом?
1. Здравый смысл и социология
Когда началась перестройка, большинство из нас возмущалось, что
преобразования идут слишком медленно. Весьма широко было распространено
мнение, что если "поднажать", то максимум дней за 500 можно решить все
проблемы - преодолеть "застой", ликвидировать зло тоталитарного прошлого,
достигнуть всеобщей справедливости и в экономике, и в политике, и в социальной
сфере. Общественное мнение и здравый смысл подталкивали руководство страны к
принятию легковесных политических стратегий. Какие виделись радужные
перспективы избавления страны от засилья бюрократов-кровососов, которых
предполагалось заменить самоуправлением самого народа снизу доверху!
Насколько совершеннее и возвышеннее должны были стать человеческие
отношения без пьяниц и алкоголиков - для этого, казалось, нужно только
решительно перекрыть доступ к "зеленому змию". Какое счастье должны были
испытать все советские люди, получив "бесплатное" отдельное жильё со всеми
современными удобствами к 2000 г. Увы, благие мечты так и остались мечтами.
Здравый же смысл подсказывал - не туда пошли, идеалы социализма подвели. А
почему бы нам не выбрать американский путь? И в самом деле, чем мы хуже
американцев, разве россияне не могут жить по-американски?
Сменившая "перестройщиков" команда реформаторов Б. Ельцина, казалось,
сделала все возможное, чтобы скачком перепрыгнуть к западным
фундаментальным ценностям - правовому, социально ориентированному
государству, монетаристской экономике, цивилизованному рынку, основанному на
частной собственности, индивидуальным свободам. Но чем больше был темп
преобразований, тем быстрее убегали от нас прочь декларированные идеалы, а их
место занимала ценностная неопределенность, непредсказуемость поведения как
руководителей, так и руководимых, а криминализация общественных отношений
достигла масштабов, которой еще недавно нельзя было просто вообразить.
Социально-политические катаклизмы, экономическая коррозия буквально охватила
все слои общества. А ведь искренне хотели как лучше... И опять здравый смысл
подсказывал - не туда пошли, России нужен собственный путь развития, иной
механизм принятия и исполнения решений - с новым Героем во главе, новым
Моисеем, который "железной" рукой восстановит порядок и справедливость.
Если же руководствоваться общеизвестным канонам социологической науки,
то подобное развитие событий следовало прогнозировать. Еще в прошлом веке
социологи аргументированно доказали, что любая скачкообразная смена
14
политических, экономических или религиозных ценностей, независимо от их
характера и содержания, неизбежно приводит к социальной дезорганизации, к
разрушению механизма социального контроля и, соответственно, к деструктивным
действиям в виде роста преступности, самоубийств и т.п. Кроме того, людям
кажется, что они сознательно преобразуют общество в желаемом направлении, но
значительная часть творения на деле оказывается неосознаваемой, а последствия -
непредвиденными. Социологическая наука давно пришла к выводу, что попытки
реализации планов (революционных или радикально-реформистских), существенно
нарушающих привычные модели мировосприятия людей, их поведения,
разрушающих устоявшиеся связи между различными социальными группами,
функции государственных и общественных структур, как правило, оборачиваются
непредвиденными последствиями нежелательного толка для членов общества.
Не менее важен ещё один принципиальный момент. Социологи знают, что
здравый смысл относителен во времени и пространстве. Он в значительной
степени историчен, на нем есть определенный налет религиозных верований и
идеологических воззрений. Он также культурно обусловлен: отнюдь не все, что
является здравым и рациональным, скажем, в Америке считается таковым в
европейских странах, России или на Востоке, и наоборот.
Более того, россияне на своем опыте познали, что подчас здравый смысл есть
не что иное, как мир социальных иллюзий, парадоксальное сочетание светлых и
зловещих образов, которые подавляют свободную волю человека, превращая его в
атом толпы. Мировосприятие нескольких поколений россиян основывалось на том,
что наш строй, народ, наши вожди - "самые лучшие", а нищета и террор - это от
многочисленных "врагов", как внешних, так и особенно внутренних.
Лишь в самом конце ХХ века в России к власти пришла политическая элита,
представители которой сделали ставку не на желаемое, диктуемое
идеологическими соображениями, а на возможное, прагматическое. При принятии
политических решений соображения здравого смысла все чаще стали
сопоставляться с данными социальных наук, в том числе и социологии. Это не
значит, что социологическая наука оказалась враз востребованной властью, но
тенденция обозначилась. Приведем лишь один пример. Вопреки расхожему
соображению здравого смысла, будто компьютеризация - панацея от
неграмотности, способная подменить собой систематический процесс научения,
руководство страны принимает решение о прекращении перманентных реформ в
системе образования, рассчитанных на облегченные подходы усвоения знаний,
выступает за укрепление оправдавших себя российских образовательных традиций,
имеющих весьма высокую репутацию во всем мире.
Разумеется, здравый смысл не всегда противоречит научному знанию. Более
того, в социологии есть направление, которое специально изучает знание и прежде
всего здравый смысл в его противоречивом развитии, чтобы, с одной стороны,
раскрыть возможности влияния здравого смысла на действительное поведение
людей в конкретных социальных и культурных условиях, а с другой - показать его
ограниченность, возможные заблуждения, расхождения знаний с реальными
фактами, что неосознанно сказывается на характере не только обыденной, но и
экономической и политической деятельности людей.
Приведем еще несколько примеров, свидетельствующих о том, что не всегда
и не во всем можно доверять здравому смыслу. Считается, что романтическая
любовь - это неотъемлемый компонент человеческого общества. Она присутствует
во всех обществах и является главным фактором вступления людей в брак.
15
На самом же деле на протяжении всей человеческой истории вплоть до
последних полтораста лет вступление в брак как среди богатых, так и бедных
определялось решением семьи или клана, т.е. экономическими и политическими
факторами, но никак не фактором романтической любви, которая начинается
связываться с браком лишь при переходе от аграрного к индустриальному
обществу. Более того, и сегодня в большинстве случаев не чувство любви
порождает союз между женщиной и мужчиной, а заданные обществом особые
алгоритмы отношений в виде тактики ухаживания (особой в каждой культуре)
позволяют возникнуть романтической любви. Иными словами, романтическая
любовь становится компонентом брака, лишь когда исторически возникают
определенные социальные и культурные условия.
Многие советские руководители, начиная антиалкогольную кампанию, были
убеждены в том, что чем больше употребляются спиртные напитки, тем выше
процент алкоголиков в населении страны. Соответственно, предполагалось, что
радикальное сокращение производства и потребления спиртного приведет к такому
же существенному уменьшению процента людей, страдающих алкогольной
зависимостью.
На самом деле связи между потребление спиртных напитков и алкоголизмом
значительно сложнее. Есть регионы в России, да и в мире - Италия, Израиль, - где
при весьма высоком, почти поголовном употреблении спиртного процент
алкоголиков ниже среднего по стране.
Кто не слышал: "Богатые богатеют, а бедные беднеют". Обычно это
суждение относят к странам, нациям и к отдельным социальным группам, не
говоря уже об отдельных личностях. Были даже попытки обосновать "объективный
закон углубляющейся экономической дифференциации" (К. Маркс), согласно
которому богатство концентрируется все у меньшего числа людей, ибо
составляющие большинство населения средние слои и особенно рабочий класс
беднеют.
Однако исследования, проведенные выдающимся российско-американским
социологом П. Сорокиным, показали, что данный "закон" отражал лишь
временную тенденцию, к тому же ограниченную культурным своеобразием
европейских стран. Уже с середины XIX века в США начала увеличиваться
реальная заработная плата рабочих и служащих. Подобная ситуация с конца XIX -
начала XX века стала проявляться и в странах Европы и Японии. Проанализировав
же данные за более длительный период времени, П. Сорокин пришел к выводам,
которые вообще опровергают вышеприведенный постулат: благосостояние
существенно меняется от одной страны к другой, от одной группы к другой; в
истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой
тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию.
Все мы знаем, каким экономическим и моральным бременем легли на
российское общество проблемы беженцев, как чеченцев, так и россиян из бывших
советских республик. Здравый смысл подсказывает, что достаточно накормить этих
людей и дать им жильё, чтобы сделать их счастливыми или, по крайней мере,
свести на нет их деструктивное поведение, вспышки социального и криминального
насилия. Однако, очевидно, что это слишком узкий подход к проблемам. Нужно
ещё создать рабочие места для безработных. Но и этого мало. Необходимо вернуть
людей к социальным и культурным условиям их прежней жизни, к ценностям и
нормам, на основе которых с детства складывалось их мировосприятие.
Подобные примеры можно продолжать и продолжать. Очевидно, здравый
смысл имеет свою специфику, а наука - свою. Попытки же подменить здравым
16
смыслом науку приводили к тому, что вожди, идеологи, миссионеры, возможно,
искренне хотели, как лучше, а получалось "как всегда".
В отличие от здравого смысла, по словам выдающегося американского
социолога Р. Мертона, для социологии характерен систематизированный
скептицизм. В этом её квинтэссенция. Чтобы проникать в суть социальных
явлений, дать им возможно более полную интерпретацию, социологи
систематически с помощью определенного теоретико-методологического
инструментария ставят под сомнение все социальные реалии, стремясь выявить
степень устойчивости связей или, говоря научным языком, корреляции между
ними. Их интересует, как общество влияет на человека, а люди на общество,
почему изменяются модели поведения людей, взаимодействия социальных групп,
какова роль в этих процессах сознания и инстинктов человека, факторов расы и
этноса, культуры и общественных структур - семьи, школы, религии, государства,
а также роль природных факторов - географической среды, экологической
обстановки.
2. Предпосылки возникновения социологии
Систематизированный скептицизм
Как считает выдающийся социолог современности Р. Мертон,
систематизированный скептицизм (его термин) в отношении законов общества,
характера поведения больших групп людей просто не мог возникнуть, пока
общество развивалось относительно спокойно, а поведение людей было в высшей
степени предсказуемо. Испокон веков оно жестко регламентировалось
определенными культурными традициями, устоявшимися коллективными
представлениями, многочисленными ритуалами и табу, ценностями и нормами
религии и семьи. "Наука как будто бросает вызов "удобным властным
допущениям", просто подчиняя их беспристрастному анализу, - отмечал Р.
Мертон. - Организованный скептицизм содержит в себе скрытое сомнение в
некоторых основаниях установленной рутины, власти, принятых процедур и сферы
"сакрального" вообще... независимо от того, идет ли речь о сакральной сфере
политических убеждений, религиозной веры или экономических прав, научный
исследователь не ведет себя предписанным некритическим и ритуалистическим
образом"1.
Что же и когда произошло с обществом, что заставило людей усомниться в
незыблемости их бытия, пробудило поиски принципиально новых факторов
общественного развития, новых интерпретаций поведения человека, которые в
итоге привели к зарождению и становлению социологии как самостоятельной
науки?
Великая Французская революция 1789 г.
Революция, провозгласив идеалы всеобщей свободы и равенства, братства и
счастья, устранила от власти помещиков-феодалов. Вместе с тем она разрушила
1 Мертон Р. Наука и социальный порядок. - Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып. 2. -
С. 165-166
17
средневековое сословно-монархическое устройство, социально значимые формы
поведения, закрепленные в традициях. Непредвиденными последствиями тому
стало утверждение не виданных ранее морально-этических норм - на смену
ценностям Царства Божия приходили ценности благосостояния, жажды власти и
славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как
богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделениями. В
беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы,
распространяются деструктивные действия и хаос.
Французская революция изначально подпитывалась теоретиками
Просвещения их верой в силу человеческого разума, который-де способен устроить
жизнь всех людей ко всеобщему благополучию. Эти радужные иллюзии сменяются
как скепсисом, так и осознанием необходимости новых подходов к анализу
общества.
Промышленная революция
Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в
естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Но не только это.
Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально
преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными
особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация,
невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся
повседневными.
Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные
миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и
отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной
деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения.
Возникает и быстро растет слой управленческой бюрократии, а с ним и
рационализируются капиталистические производственные отношения. Но ещё в
течение длительного периода времени это приводило к благополучию лишь
небольшого числа собственников, в то время как подавляющее большинство людей
подвергалось нещадной эксплуатации.
Радикальные изменения в ментальности
Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие
из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что ими создаваемая
новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям
через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров.
Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они
институционализируются посредством повсеместного создания университетов и
колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут
контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают
естественные науки - физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-
естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире.
Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес
метафизики и по образу и подобию естественных наук.
Мировосприятие, прежде всего у ученых становится иным. Лучшие
мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей
свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники,
18
зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству
сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили
ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась
очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого
обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать
вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие
фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе
жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию право на
религиозное и политическое несогласие.
Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых
подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.
Практически все мыслители того времени критиковали нарождавшийся
строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе
предвосхитить характер будущего общества. Но они принципиально разошлись в
предлагаемых методах постижения истины и средствах движения к справедливому,
гуманному общественному устройству.
По существу, выделилось три подхода. Представители первого ратовали за
возвращение к относительно спокойному феодальному прошлому, полагая, что
порядок, основанный на наследственной власти, жестком механизме
регулирования поведения людей с помощью религиозных представлений и
традиций лучше хаоса и дезорганизации, в котором оказалось общество. Однако
большинство мыслителей считало, что такой возврат просто невозможен.
Второй подход составили разнообразные социалистические теории. Сен-
Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн и другие стали предлагать умозрительные проекты
преобразования общества, основанные на социальном идеале, полагая, что для их
реализации достаточно убедить правителей прекратить межчеловеческие раздоры и
принять их "самый справедливый" способ обустройства жизни.
Третий подход образовал собственно основоположник социологии - О. Конт.
Ученый сделал ставку на создании теории, основанной на эмпирических
исследованиях реального общественного бытия, пытаясь выявить законы его
развития, найти как причины возникновения деструктивных сил, раздоров и
несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов
свободы и справедливости.
3. Место социологии в познании социальной действительности
Термин "Социология" происходит от латинского societas - общество и
греческого logos - учение. Буквально означает наука об обществе. Но сказать это
для определения специфики позновательных возможностей социологии как
самостоятельной науки, отличной от других социальных наук (психологии,
экономики, политологии, социальной антропологии), явно недостаточно, ибо все
они отражают объективные реалии рукотворного мира, т.е. изучают
человеческую деятельность.
Социологи опираются на междисциплинарные подходы и используют
данные других наук и прежде всего родственных социальных наук. Очевидно,
развитие социальных наук неизбежно ведет к их относительной интеграции. И все
же социология имеет свою качественную определенность, которая выражается в
особых подходах к тому, что из социально-культурного мира и как исследуется.
Принято различать объект познания и предмет науки. Объект - это
объективная реальность, на которую направлена исследовательская
19
деятельность ученых. Понятно, что представители конкретной социальной науки
могут изучать лишь часть объективной реальности, лишь те её стороны, которые
определяются спецификой данной науки. Для социологии это прежде всего
взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально-культурном
контексте общества. Причем, что особенно важно подчеркнуть, не просто в
обществе, а в обществах. Речь идет не только о странах, но и об общностях,
отличающихся друг от друга социально-культурным содержанием. Например, для
социологов, изучающих деструктивное поведение важно сравнить его проявления с
особенностями, скажем, в Америке, странах Европы или Востока или других
регионов мира. У себя же в стране - с тем, насколько оно характерно для мужчин и
женщин, людей разных возрастных категорий, принадлежащих к различным
социальным и этническим группам, исповедующих разные верования и т.д. В
каждом из этих случаев исследователи будут иметь дело с качественным и
количественным своеобразием деструктивности в конкретном культурном
контексте большого общества или относительно малой общности людей.
Вместе с тем, определение науки только по объекту исследования явно
недостаточно, ибо отмеченные социальные реалии могут изучаться и другими
социальными науками, хотя и в иных срезах и аспектах. Каждая наука отличается
от других тем, что у нее есть присущий только ей предмет, т.е. специфическое
воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством
постановки своеобразных вопросов с целью выявления наиболее существенных с
научной точки зрения связей и отношений данной реальности.
Рассмотрим это на конкретном, обыденном примере из нашей повседневной
действительности - юная леди покупает свадебный наряд. Экономист к этому
событию может подойти с позиции ассортимента товара, материальных
возможностей покупателя, вероятного дохода от занятия бизнесом по торговле
свадебными принадлежностями и т.д. Вообще представители экономической науки
изучают человеческое поведение через призму производства, обмена,
распределения и потребления материальных благ.
Психолог может заинтересоваться этим событием с позиции исследования
эмоционального состояния юной особы. Психология одна из старейших наук и
изучает поведение человека главным образом на индивидуальном уровне.
Социального антрополога это событие может привлечь задействованными в
нем верованиями и правилами поведения, получившим общее распространение в
обществе. Предметом социальной антропология является прежде всего описание
культур различных обществ.
У социолога же будут другие вопросы и, соответственно, им будут
выявляться другие связи и отношения этой реальности, прежде всего в контексте
значимости материальных и социальных факторов, характера взаимодействия
индивида, его ценностных ориентаций, специфики ментальности. К примеру, какие
материальные, социальные, культурные или иные условия побуждают девушку
покупать столь непрактичный для повседневного пользования наряд? Какие
духовные факторы (традиции, религиозные представления) стимулировали эту
деятельность? Какие конкретные социальные институты задали ей своего рода
канву, заранее установленный порядок, с которого начинается организация брачно-
семейных отношений? Рационально ли это действие или оно вызвано
определенными ценностными установками?
Очевидно, девушка, покупающая свадебное платье, следует некому
сложившемуся социальному образцу взаимодействия индивидов, определенной
традиции, посредством которой осознанно или нет воспроизводится стабильный
20
порядок, предсказуемость общественных отношений. При этом социологов, как
правило, интересует не отдельно взятый факт, а типичность подобных фактов для
конкретной культуры - прошлых и современных обществ, для людей,
принадлежащих к разным социальным общностям, соответственно, имеющих
различные ценностно-нормативные ориентации и своеобразные видения
жизненного мира. Поэтому наверняка у них возникнет и вопрос, а есть ли
функциональные альтернативы данному социальному образцу поведения? Какова
степень распространенности "отклонения"? Выясняется, что в обществе есть люди,
которые в силу разных причин выбирают несанкционированные обществом
сексуальные контакты. В этом случае социологи также задают вопросы, почему
определенного типа люди игнорируют брачный наряд как определенный символ
"нормального" поведения и традиционно сложившиеся социальные образцы
поведения. Однако и в случае с "нормальным", и в случае с "отклоняющемся"
поведением социологи ставят вопросы о роли самих индивидов, о характере их
действий, которые могут иметь, как явный, осознанный компонент, так и скрытый,
едва ли осознанный смысл.
Данный конкретный пример и возможные социологические вопросы
позволяют в самых общих чертах определить предметную область социологии: с
одной стороны, это изучение влияния общества на сознание, мотивацию поведения
людей, определяя то какие эти люди и что они склонны делать, а с другой стороны,
- понимание деятельности, поведения индивидов, обладающих свободой выбора,
исходя из того, как они оценивают значения объектов социального мира в
конкретных социальных и культурных условиях и как они в конечном счете сами
творят социальные и культурные реалии (покупая свадебное платье, девушка
создает предпосылки тому, что подобная социальная практика будет повторяться).
Разумеется, этот пример не может дать исчерпывающего представления о
предмете социологии. Но он, на наш взгляд, подтверждает метафорическое
суждение известного социолога П. Бергера о том, что предметом социологии
является как "общество в человеке", так и "человек в обществе".
Практически с момента зарождения социологии возникли оживленные дебаты
ученых о взаимосвязях и взаимодействиях "общества" и "человека", что
затрудняло уяснение сути предмета социология как самостоятельной науки. Как
это не парадоксально, но до сих пор среди ученых ведутся споры и сохраняется
неопределенность относительно предмета социологического знания. На наш
взгляд, главная причина тому - противоречивое развитие социокультурных реалий
- к примеру, в последнее время значительно возросла роль собственно
человеческого фактора в воздействии на характер общества, - а также постоянный
поиск все новых и новых, как правило, более совершенных методов анализа как
социально-культурных общностей, так и поведения людей.
Методы науки - это совокупность основных познавательных приемов,
процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное
исследование, систематизируются полученные знания.
Каждая наука использует как свои методы, так и общенаучные приемы,
характерные для ряда наук. Естественно, что с развитием науки создаются
принципиально новые методы. Методы социологии также постоянно уточняются,
что позволяет глубже проникать в исследуемые социальные явления и процессы.
Но при этом они сохраняют свой эмпирический характер. По этому качеству они в
принципе отличались от умозрительных методов, оценочных суждений,
характерных для философии, метафизики.
21
Изначально социология полагалась на методы других наук, прежде всего
естественных. Пройдет немного времени и социологами будут выработаны свои
собственные методы, но их эмпирическое содержание неизменно сохраняется.
Практически каждая новая теория, вошедшая в копилку мировой социологической
мысли знаменовала появление новаторских принципов и приемов исследования
социальных реалий. Об их конкретном содержании мы поговорим позже, когда
будут рассматриваться соответствующие теории. Сейчас же заметим, что с
момента становления социологии как самостоятельной науки и ее предметная
область, и её методический инструментарий весьма существенно изменились
благодаря ряду обстоятельств.
Отметим главные:
1) произошло осознание качественного усложнения процесса развития
современных обществ, что повлекло структурализацию уровней
социологического анализа общества;
2) увеличилось число школ, направлений, теоретико-методологических
подходов;
3) существенно обновилось само социологическое знание, радикально
изменились взгляды на законы развития человека и общества, факторы,
определяющие характер их взаимосвязей и взаимодействия.
Основные термины и выражения:
Здравый смысл, непредвиденные последствия, культурная обусловленность,
социальный закон, систематизированный скептицизм, теоретико-
методологический инструментарий, корреляция, индустриальная революция,
институционализация, эмпирическое исследование, социальная наука, социология,
методы науки, оценочное суждение
ЛИТЕРАТУРА
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 1998. -
Рекомендуются темы 1 и 2
Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - Глава 1
Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для высших учебных
заведений. М.: Наука, 1994. - В главе I показывается становление социологии как
самостоятельной науки, её отличие от истории, философии, психологии,
политологии
Мертон Р. Наука и социальный порядок. - Личность. Культура. Общество.
2000. Т.II. Вып. 2
Новикова С.С. История развития социологии в России. Москва - Воронеж,
1996
Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализации в
России. Москва - Воронеж, 2000
Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.- М.:
ИНФРА-М, 2000. - Глава 1
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - Глава 1. Весьма неординарно
излагаются социологические подходы к изучению общества
Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.
Осипова. М.: Аспект-Пресс, 1998. - Рекомендуются главы 1 и 2, в которых
раскрывается вопросы становления социологии, её парадигм, объекта и предмета.
22
Учебный социологический словарь с английскими и испанскими
эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция
С.А.Кравченко. М.: Экзамен, 2001
Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юристъ, 1997. - Главы 1 и 2
Farley J.E. Sociology. - Prentice Hall, 1998. - Сhapter one "Sociology: The
Discipline"; сhapter two "How Sociology Is Done"
Ritzer G. Classical Sociological Theory. - McGraw-Hill Higher Education, 2000. -
Сhapter 1 "A historical sketch of sociological theory: the early years"; сhapter 2 "A
historical sketch of sociological theory: the later years"
Schaefer R.T. - McGraw-Hill Higher Education, 2001. - Сhapter one "The
Sociological perspective"

23
Тема 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
1. Социология как наука, её полипарадигмальный характер
2. Факторы обновления социологического знания
3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение
Изначально социология возникла как наука об обществе, о деятельности
населяющих его людей. Её главная цель была углубить рассудочность, представления
о тенденциях общественного развития, чтобы свести к минимуму общественное зло.
Но когда, казалось, социологи приближались к открытию смысла природы общества,
само общество подчас столь радикально менялось, что это приводило к периодически
возникающим кризисам в социологии. Однако это не обескураживало ученых,
стремившихся к созданию все более совершенных теорий. Причем в то время как
одни социологии стремились познать макро тенденции общественного развития,
другие, напротив, пытались исследовать общество на микро уровне. Так естественно
сложилось, что социологическая наука стала формироваться и развиваться через
разработку относительно разных, самостоятельных теорий.
Но социология представлена не только теориями. Её неотъемлемой чертой
является социологическое воображение. Оно представляет не менее важный
инструмент познания социального мира, интерпретации поведения людей.
1. Социология как наука, её полипарадигмальный характер
Уровни социологического анализа
Социологические теории многих социологов (О. Конт, Г. Спенсер, Э.
Дюркгейм, К. Маркс и др.) были ориентированы прежде всего на исследование
явлений и процессов в масштабе всего общества в целом, на анализ больших
социальных общностей и их взаимодействий. Так была основана макросоциология, у
которой сразу появилось много приверженцев. Современные представители
макросоциологии изучают глобальные процессы общественного развития, включая
возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов
мотивации социальной активности.
Почти одновременно с макросоциологией возникла и микросоциология, которая
изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации,
межличностные взаимодействия и т.д. в сравнительно небольших социальных
группах, а также роли, которые они играют в этих группах.
В последнее время все большую популярность стали приобретать теории
среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог
Р. Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа
конкретной группы фактов в отдельных областях знания. Примером тому может быть
теория структуры бюрократии или ролей индивидов в том или ином социальном
институте.
Различия между социологическими теориями разных уровней условно - все они
находятся в тесном взаимодействии и даже взаимно проникают друг в друга, ибо
нельзя жестко разграничивать часть и целое в общественных реалиях. И все же в
принципе они имеют различную предметную область и раскрывают различные по
масштабности связи. Поэтому в социологии с необходимостью существуют как
теории становления и развития социально-культурных общностей, их структур и
24
функций, так и специальные теории (социологии политики, экономики, права и т.д.).
Последние раскрывают характер взаимодействия между обществом в целом и его
конкретной сферой, а также присущие этой сфере взаимодействия людей.
Естественно, что представители макросоциологии, в отличие от, скажем,
микросоциологов, по-своему, специфически отражают объективную реальность,
имеют дело с иными проявлениями развития и функционирования изучаемого
объекта, что в конечном счете сказывается на взглядах ученых и о предмете
социологии.
Кроме того, в социологии всегда присутствовало два направления в получении и
накоплении знаний. Одно изначально ориентировалось на методы наблюдения и
эксперименты, обосновав эмпирическое направление. Оно институционально
оформилось в Чикагской социологической школе ещё в 20-е годы ХХ столетия.
Именно представители этой школы разработали общепризнанные и по сей день
используемые методы сбора и обработки эмпирических данных, которые имеют
прежде всего прагматическую направленность - обоснование "социальных
технологий", пригодных для совершенствования конкретных социальных структур и
функций.
Другое направление - теоретическое, нацеленное на концептуальное
осмысление реалий социальной жизни.
И опять-таки подчеркнем, подобное вычленение направлений условно. Попытки
обособить или противопоставить эти направления друг другу, создать на этой основе
самостоятельные науки успеха не имели. Реальное приращение социологического
знания возможно лишь на основе взаимодействия, взаимообогащения эмпирического
и теоретического знаний.
Главные парадигмы
Как было отмечено выше, одним из факторов развития науки и расширения её
предметной области было возникновение ряда относительно самостоятельных школ,
каждая из которых предложила и обосновала свои теоретические и, соответственно,
свои методические подходы. Чем одна школа в принципе отличается от другой?
Прежде всего парадигмами.
Парадигма - совокупность основных положений и принципов, лежащих в
основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом
и признающаяся группой ученых.
Дело в том, что все науки основываются на разных системах по степени
"открытости", т.е. способности включать в себя одну, две или несколько
общепризнанных парадигм. Так, представители естественных наук (химия, физика,
биология и др.), как правило, руководствуются одной общепризнанной парадигмой,
которая достаточно очевидно прослеживает взаимосвязи изучаемых явлений. Хотя в
истории этих наук неоднократно происходила естественная замена одной теории на
другую, все же какая-то одна теория в определенный исторический момент являлась
доминирующей для большинства ученых. Другая же теория может использоваться
для интерпретации связей на относительно локальном уровне. Так, теория
относительности и физика Эйнштейна имеет свою сферу применения, а физика
Ньютона - свою.
Что же касается социологии и ряда других наук, то они всегда включали в себя
несколько теорий и их разновидностей, очевидно потому, что социальное имеет
гораздо большее многообразное проявление и взаимосвязь изучаемых ими предметов
и явлений не носит столь жесткого характера. Кроме того, как было отмечено выше,
25
могут быть разные отправные подходы анализа общественных явлений, что
проявляется в своеобразии методики и техники исследования.
Словом, каждая социологическая парадигма достаточно избирательна в плане
оценки факторов общественного развития. Именно поэтому ни одна из парадигм не
дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный, частичный
вклад в его понимание. Каждая парадигма также характеризуется приоритетностью
рассмотрения тех или иных сторон социокультурных реалий, своеобразием анализа
поведения людей.
Все социологические парадигмы по характеру принципиальных
методологических подходов к анализу общества можно разделить на три большие
группы. Первую образуют структурно-функциональные парадигмы, которые
рассматривают социальные общности, формы их самоорганизации,
функционирование общественных институтов. Изучается воздействие социальных
структур и институтов на поведение людей, прежде всего на макроуровне.
Вторую группу составляют интерпретивные парадигмы, которые акцент
делают на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.
Представители интерпретивных парадигм вообще не ставят перед собой задачи
производить знания в виде законов. Их главная цель - отражение и объяснение
социальной реальности, чтобы сделать предметы или явления доступными для нас,
сохранить при этом их уникальное значение в конкретном историческом, социальном
и культурном контексте.
Третью - интегральные (объединительные) парадигмы, которые выражают
взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных агентов, их
взаимовлияния. Эти парадигмы позволяют изучать непредвиденные, случайные
колебания в социальных и культурных реалиях, вызываемые усиливающимся
влиянием социальных агентов, а также эффекты в самоорганизующихся
общественных структурах, возникающие из дезорганизации, беспорядка и хаоса.
Методология
Методология - система общих принципов науки, а также совокупность её
исследовательских приемов.
Полипарадигмальный характер социологического знания предопределяет
использование разных принципов и приемов исследования общества представителями
различных парадигм. Методология направляет ученого на исследование специальной
области социальных реалий, отбор фактов, характеризующих каузальные
зависимости именно в этих сферах, ориентирует на использование специфического
инструментария сбора и систематизации данных.
Так, для сторонников структурно-функциональных парадигм в целом
характерна классическая методология, определенные параметры которой были
разработаны ещё О. Контом и Г. Спенсером. Ей свойственно признание
объективности социальных реалий, вера в точность, строгость и прочность
инструментария социального познания, убеждение в том, что законы социального
мира носят весьма жесткий характер, а некоторые ученые даже полагают, что они в
принципе аналогичны законам природы и могут быть открыты путем анализа
структур общества и фактов жизнедеятельности людей.
Социологи интерпретивных парадигм работают в рамках так называемой
неклассической методологии. Они полагают, что каждая социальная общность имеет
неповторимый ценностный мир, что обстоятельства всегда субъективны, что
исследователь тоже не абсолютно беспристрастен, а потому не может быть единого,
26
универсального объяснения социальных реалий. Используемый ими
исследовательский инструментарий нацелен на то, чтобы разрушить барьеры,
препятствующие более углубленному пониманию социальных реалий, пытаясь при
этом "заглянуть за", "смотреть сквозь", понять скрытую от глаз "закулисную сторону"
событий.
Для интегральных (объединительных) парадигм характерна принципиально
новая методология, получившая название постнеклассической. Она ориентирована на
изучение самоорганизующихся систем, имеющих две особенности: 1) система должна
быть открытой для взаимодействия с окружающей средой - другими обществами; 2)
число компонентов, в результате взаимодействия которых возникает упорядоченное
движение, должно превышать определенный минимум (хаотичность ограниченного
числа сделок на отдельной бирже очевидна, но она трансформируется в
упорядоченное взаимодействие людей, когда речь идет о национальной сети бирж).
Постнеклассическая методология наиболее пригодна для исследования
современных обществ, которые значительно более, чем прежние, открыты для
контактов с другими культурами вплоть до организации транснационального
производства, участия в формировании единого мирового рынка, интеграции
определенных ценностей и норм. В ней аккумулированы достижения синергетики,
теории относительности, исследовавшие самодвижение материи, в основе которого
лежали вероятностные процессы необходимости и случайности. В случае с
социальными системами применение постнеклассической методологии позволяет
исследовать качественные изменения в обществе на основе учета взаимоотношений
как между внешними и внутренними факторами воздействия, так и соотношений
целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей, что
учитывает определенный потенциал непредсказуемости в процессе общественного
развития.
Заметим, что классическая, неклассическая и постнеклассическая методология
не противостоят, а дополняют друг друга, будучи применимыми к разным срезам
социальной реальности.
Предмет социологии
Из сказанного следует, что практически каждая парадигма имеет не только свой
концептуальный и методологический аппарат, но и свой предмет исследования.
Поэтому представляются схоластическими сами попытки дать универсальное,
всеобъемлющее определение социологической науки. Уже более ста лет идут
ожесточенные споры социологов, но до сих пор нет ни одного определения
социологии, которое бы в концентрированной форме представляло все
социологическое знание. На наш взгляд, такого определения в принципе невозможно
выработать, ибо нельзя объять необъятное. Аналогично для сравнения: практически
невозможно дать универсальное определение медицины, если одновременно иметь в
виду практическое существование множества совершенно разных медицин: нашей
традиционной медицины; медицины восточной, предполагающей иное видение
болезней человека и их лечение; шаманской медицины - как её лекари, так и
пациенты, как правило, искренне верят в её целительные возможности.
Учитывая, что ныне социология в целом представляет собой разветвленную
систему знания, состоящую из большого количества общепризнанных парадигм,
которые избирательны в смысле приоритетности рассмотрения тех или иных проблем,
оценки факторов развития человека и общества, автор настоящего учебного пособия
сделает акцент не на определении социологии вообще, а на определении предмета,
27
методов и методологии конкретных социологических парадигм. Сущностное их
определение и характеристика будут содержаться в соответствующих темах.
Более того, существуют отраслевые социологии, которые, как правило, с
позиций теорий среднего уровня изучают конкретные сферы жизнедеятельности
людей.
Исследовательские
комитеты Американской
социологической ассоциации (2000 г.)
Исследовательские комитеты при
российском обществе социологов (2001 г.)
Аграрная социология Социология социального прогнозирования
Биосоциология Социология социальных систем
Визуальная социология Этническая социология
Демографическая социология Социология риска и катастроф
Инвайронменталистская социология Социология армии и военных исследований
Индустриальная социология Экосоциология
История социологии / социальная мысль Экономическая социология
Коллективное поведение /
социальные движения
Социология использования времени
Криминология / правонарушения Социология семьи
Методология: качественный и количествен
подходы
Социология политики и социальной сферы
Политическая социология Социология массовой коммуникации
Прикладная социология Социология образования
Социальная психология Гендерная социология
Социологическая практика /
социальная политика
Социология молодежи
социология потребления
алкоголя и наркотиков
История и теория социологии
Социология брака и семьи Логика и методология в социологии
Социология возраста /
социальная геронтология
Математическое моделирование
статистические методы в социологиче
исследованиях
Социология девиантного
поведения / социальная дезорганизация
Биография и общество
Социология досуга, спорта, рекриации Социология труда
Социология занятости и профессий Социология конфликта
Социология знания и науки Социология религии
Социология искусства и литературы Социология политики
Социология криминогенности и
коррекции поведения
Социология здоровья и здравоохранения
Социология культуры
Социология малых групп
Социология массовой
коммуникации и общественного мнения
Социология медицины
Социология ментального здоровья
Социология миграции и иммиграции
Социология образования
Социология права
28
Социология рас, этносов, меньшинств
Социология религии
Социология рынков
Социология секса и гендера
Социология социализации
Социология социального взаимодействия
Социология социального контроля
Социология социальной организации
Социология социальных изменений
Социология стратификации и
мобильности
Социология труда
Социология урбанизации
Социология экономики
Социология языка /
социальная лингвистика
Сравнительно-историческая социология
Теоретическая социология
Экологическая социология
И все же с тем с учетом всего вышесказанного предлагается рабочее
определение социологии, которое, подчеркнем, дает лишь самое общее представление
об этой науке:
Социология - наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные
данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и
культурном контексте функционирования общества, его институтов и
организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и
неосознанных мотивов поведения.
Более полное представление о социологии, её теориях Вы получите в процессе
усвоения самого курса.
2. Факторы обновления социологического знания
Как уже было отмечено, предмет социологии находится в постоянном
изменении и развитии, что обусловлено двумя решающими факторами. Фактор
первый - развитие самого научного знания, который открывает новые и новые
перспективы для научного исследования общества. Так, в послевоенный период среди
социологов усилились дебаты по поводу перспективных направлений приращения и
развития социологического знания. Дело в том, что общепризнанные парадигмы,
основанные на классической методологии, подвергались все большей критике.
Отмечалось, в частности, что и структурный функционализм слишком акцентирует
влияние социального целого по отношению к социальным субъектам - прежде всего,
реально действующим людям. Кроме того, критиковалась и натуралистичность этих
парадигм, которые строились на убеждении, что социальные законы и законы
природы едины по своей сути - они могут быть открыты путем анализа и обобщения
фактов, и те и другие объективны. Из чего следовало, что открытые "исторические
законы" позволяли прогнозировать в принципе безальтернативное будущее. Между
29
тем факты развития обществ и на Западе и на Востоке все больше свидетельствовали
об отсутствии жестких объективных закономерностей вообще.
Слабости отмечались и в интерпретивных парадигмах, которые критиковались
за их абсолютизацию, максимальную актуализацию субъективного начала, что
приводило к другой крайности - умалению влияния социально-культурного контекста
на человеческую деятельность.
Очевидно, нужно иметь в виду, что каждая парадигма в своих исходных
посылках упрощает нечто, имеющее принципиальное значение для других парадигм.
Как уже отмечалось выше, эти исходные посылки находятся на разных уровнях
абстракции. В этой связи социологической общественностью высказывались
соображения, что было бы желательно создать такую парадигму, которая бы
преодолела традиционную поляризацию объективного и субъективного, структуры и
индивида. Иными словами, возникла потребность в существенном обновлении
социологического знания, методологии исследования социальных реалий и,
соответственно, самого предмета социологической науки. Наиболее успешные
попытки в этом направлении осуществили выдающиеся социологи современности -
Э. Гидденс и П. Бурдье. Подробнее их взгляды будут рассмотрены в соответствующих
темах настоящего учебника.
Второй решающий фактор, влияющий на предмет исследований, - изменение,
усложнение самой социальной реальности и как следствие этого - меняющиеся
потребности общества, появление новых и новых социальных запросов. Так, сегодня
социология стала переосмысливать традиционные представления о социальных
группах общества (что представляет интеллигенция, интеллектуалы, рабочий класс,
"новые русские" и др.). Ныне социальные конфликты анализируются не только через
призму воздействия внешних экономических и социальных факторов, но и с учетом
того, что возрастает роль социальных процессов, характер которых зависит от
конкретной деятельности или бездеятельности социальных агентов (отдельных
личностей или социальных групп).
3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение
Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять
те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение,
социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические
принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к
тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не
заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести
совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем
кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого
момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось
ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту
тему Миллс написал целую работу, которая так и называется "Социологическое
воображение".
Научно-биографические сведения
Чарлз Райт Миллс (Mills) - американский социолог, создатель, по его словам,
"новой социологии", весьма радикальной теории, которая продолжила марксистскую
традицию в американской социологии.
Ч.Р. Миллс родился 28 августа 1916 года в штате Техас в семье страхового
брокера. Будучи студентом Техасского университета, проявил необычный интерес к
30
социологии, опубликовал ряд статей в ведущих социологических журналах. В 27 лет
защитил докторскую диссертацию. С 1945 г. и до конца жизни Миллс работал в одном
из самых элитных высших учебных заведений США - Колумбийском университете.
По оценкам современников, Миллс был очень конфликтным человеком, что
проявилось и в личной жизни, и в науке. Ученый был трижды женат. У него были
весьма сложные отношения с коллегами по работе. Возможно, главной причиной
тому были его неординарные, подчас "бунтарские" взгляды на социологическую
теорию, что, в частности, проявилось в публичной критике таких столпов
американской социологической науки, как Т. Парсонс, П. Лазарсфельд и других.
Среди известных работ ученого: "Социологическое воображение" (в 2001 г.
книга впервые издается в России), "Белые воротнички: средние классы в Америке",
"Новые люди у власти", "Причины третьей мировой войны", "Властвующая элита".
В последней показано, что демократия в Америке, по существу, означает управление
страной небольшой группой политиков, бизнесменов и военных (вероятно, не
случайно книга была переведена на русский язык в 1959 г.). Миллс также проявил
интерес к исследованию кубинской революции и написал книгу: "Слушайте, янки:
революция на Кубе".
Любопытно, что, будучи приглашенным с визитом в Советский Союз, на одном
из приемов, Миллс произнес тост: "За тот день, когда все работы Л. Троцкого будут
опубликованы в Советском Союзе!" Так через призму своего социологического
воображения ученый видел существовавшую в то время в нашей стране
интеллектуальную цензуру.
Умер Ч. Миллс от очередного сердечного приступа 20 марта 1962 года.
По Ч. Миллсу, социологическое воображение - это плодотворная форма
самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться,
люди становятся разумными - начинают понимать, что теперь они сами способны к
правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять
основания тревог людей и безразличия общества1.
Ключевым элементом социологического воображения является взгляд как бы
стороннего наблюдателя - попытка абстрагирования исследователя от личного
опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению
новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия. "Это
особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее
наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с
более широкой социальной действительностью"2.
Более того, в социологическом воображении ученый видел своеобразную
возможность личного участия исследователя в процессе изменения общества,
политической и культурной жизни3.
Социологическое воображение позволяет понять и изучить человеческое
многообразие. Оно стремится к сравнительному анализу всех социальных структур в
мировой истории, в прошлом и настоящем. Особый акцент делается на изучении
разнообразия человеческих типов и индивидов. Ибо, как считает социолог, между
странами идет борьба "за тот тип личности, который будет преобладать на Ближнем
1 См.: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. -
С. 16, 22
2 Там же. - С. 24
3 См.: Там же. - С. 28
31
Востоке, в Индии, Китае, Соединенных Штатах. Вот почему сегодня культура и
политика так тесно связаны между собой"4.
В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь
идет, прежде всего, об "искусстве не доверять" своему обычному видению мира, об
особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность
окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани.
Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума.
"Свобода, - писал он, - это не только возможность делать все, что нам вздумается,
или делать выбор из заданных вариантов. Свобода - это, прежде всего, возможность
определить варианты выбора, обсудить их и только потом принять решение. Вот
почему не может быть свободы без повышения роли разума в человеческих делах"5.
По мнению же Миллса, как классический либерализм, так и классический социализм
исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего,
проявляется в политическом бездействии научного сообщества. В этой связи ученый
ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня: "Почему свободный
интеллект далек от принятия решений власти? Почему сейчас среди власть имущих
преобладают крайняя безответственность и невежество?"6
Развитие человеческой цивилизации по пути демократии и свободы Миллс
связывал с идеей об обществе, "в котором все люди будут обладать самостоятельным
разумом и чье независимое мышление будет иметь структурные последствия для
общества, истории и их личных судеб... Такое общество можно определить как
общество, где доминирует истинная общественность, а не массы"7. Именно поэтому
социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое
качество социологов, но свободных интеллектуалов вообще.
Социолог приводит следующий пример: "Одним из результатов изучения
социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных
материалах, что является очень не простой задачей, необходимо научиться связывать
сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни
общества, а также тенденции, частью которых они являются... Суть дела заключается
в следующем: социология - это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы
читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это".
Сегодня все профессиональные социологии стремятся сформировать у себя
социологическое воображение. Известный современный социолог П. Штомка
понимает умение рассматривать общество под определенным углом зрения, которое
включает пять компонентов: (а) рассматривать все социальные явления как результат
деятельности социальных агентов и идентифицировать их; (б) понимать скрытые за
поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие
на социальную жизнь; (в) изучение предшествующей традиции, живого наследия
прошлого и его постоянного влияния на настоящее; (г) воспринимать общественную
жизнь в ее динамике; (д) признание огромного разнообразия и вариантов форм
проявления общественной жизни8.
Естественно, что автор настоящего учебного пособия излагает темы с позиций
своего социологического воображения, стремятся к тому, чтобы студенты не только
усвоили программу курса, но у них постепенно формировалось свое социологическое
4 Там же. - С. 181
5 Там же. - С. 199
6 Там же. - С. 209
7 Там же. - С. 198, 213
8 Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение. - Социологический
журнал, 2001, № 1. - С. 148-149
32
воображение, чтобы они научились видеть невидимое как в большой политике, так и
повседневной жизни, в самом обыденном.
Рассмотрим, к примеру, ныне часто встречающее - девушка-студентка курит
сигарету. Проявим немного воображения и зададим лишь несколько возможных
вопросов.
Курит ли девушка только из желания собственно покурить или это может быть
определенный символ? Символ, скажем, взрослости, самостоятельности,
независимости. А может это символ свободы самовыражения? Типа: "Я сама". Или
символ сексуальности, навеянный нынешними российскими рекламами табачных
изделий? А может быть это просто символ того, что "я своя, я такая, как все"?
Сегодня практически все мои друзья курят, и я не хочу быть негативным символом -
"белой вороной".
Какова функция этого акта: потребность в табаке или, может быть, в общении с
молодыми людьми? Какова роль в этом социальных структур, насколько они могут
организовать формальное и неформальное общение молодежи? Можно высказать
гипотезу, что с исчезновением многих официальных структур, организовывавших
досуг, теперь молодежи приходится самим "тусоваться", а курение функционально-
психологически помогает снять налет прежней заорганизованности и строгости,
сопутствовавших подобного рода мероприятиям. А какова дисфункция курения, как
для самой девушки, в частности, для её здоровья, возможного её потомства, так и для
окружающих? В нашей нынешней культуре курение "общественно приемлемо",
однако в ряде культур (США, ряд стран Европы) курение считается
дисфункциональным не только для здоровья, но и для делового общения. Каковы в
этом случае функциональные альтернативы курению?
Можно посмотреть на курение девушки глазами людей с различными
жизненными мирами. Как, например, оценивают этот акт сверстники девушки,
причем юноши отдельно, а девушки отдельно? Как отнесутся к нему родители
девушки и люди ещё более старшего поколения? Если девушка приехала из деревни в
город на учебу, то как на неё посмотрят её одноклассники, с которыми она не
виделась два-три года?
Любая микросоциальная практика осуществляется лишь в контексте более
широких социальных и экономических отношений. Какова марка сигарет? Можно ли
по ней определить социальное положение девушки, из какой она семьи? А может ли
сигарета рассказать о материальных возможностях курящей? Социологии знают, как
трудно выявлять реальные доходы представителей изучаемой социальной группы (те,
у кого они высокие, склонны их занижать, а люди с низкими доходами, напротив, их
завышают). Марка сигареты в этой связи может явиться своеобразным маркером
социального статуса девушки, её доходов.
Можно посмотреть на этот акт и с позиций присутствия в нем рационального
компонента. Закуривая сигарету, рассчитывала ли девушка привлечь к себе внимание
окружающих или это произошло у неё практически неосознанно - в силу привычки?
А может быть девушка закурила под влиянием аффекта, вызванного, скажем,
провалом на экзамене? Ведь табак - это наркотик, оказывающий определенное
стимулирующее (успокаивающее) влияние на мозг.
Подобные вопросы можно продолжать и продолжать. Их характер будет
зависеть от того, в какой парадигме работает исследователь и собственно от его
социологического воображения.
Вопросы на развитие социологического воображения:
33
1. Сейчас широкое распространение во всем мире получают рестораны типа
Макдональдс. Как практика быстрого обслуживания влияет на нашу социальную
жизнь? Сказалась ли она как-то на функционировании Вашего университета?
2. Какое исследование можно провести для выявления реальных доходов
студентов? Как Вы полагаете: какой учебник предпочтут купить студенты: учебное
пособие (краткий курс), позволяющие удовлетворительно сдать экзамен, или
серьезный учебник-справочник, который будет в 5 - 10 раз дороже, однако может
оказаться полезным не только для сдачи экзамена, но и в будущей профессиональной
работе?
3. В учебном процессе все более широко используются тесты. Каковы их
функции? Не становятся ли тесты функциональными альтернативами других видов
занятий? Какое влияние эти проверки оказывают, по Вашему мнению, на
ментальность студентов?
Основные термины и выражения:
Полипарадигмальность, макросоциология, микросоциология, теория среднего
уровня, парадигмы, интерпретация парадигмы, структурно-функциональная
парадигма, интегральная (объединительная) парадигма, методология, классическая
методология, неклассическая методология, постнеоклассическая методология,
самоорганизующаяся система, социологическое воображение, символ, функция,
нефункциональность, дисфункция, функциональная альтернатива,
натуралистичность, отраслевая социология
ЛИТЕРАТУРА
Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.- Введение и глава 12
Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М.: Аспект Пресс, 1996. - Главы 1, 2, 8
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 1998. -Рекомендуются
темы 1 и 2
Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - Глава 1
Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993. -
Рекомендуется как дополнительная литература. В учебном пособии показано влияние
русской социологии XIX - начала XX вв. на мировую науку
Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М.: Издательский Дом NOTA BENE,
2001
Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1995. -
Разделы 1-4
Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.- М.:
ИНФРА-М, 2000. - Глава 1
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - Глава 1
Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.
Осипова. М., Аспект-Пресс, 1998. - Рекомендуются главы 1 и 2
Учебный социологический словарь с английскими и испанскими
эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция
С.А.Кравченко. М.: Экзамен, 2001
Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юристъ, 1997. Главы 1 и 2
Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение.
- Социологический журнал, 2001, № 1
34
Ядов В.А. И все же умом Россию понять можно. - Россия:
трансформирующееся общество. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - В статье речь идет о

стр. 1
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>