<<

стр. 7
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

стивности (сс. 99-100) и очень подробно оговаривает механизм реализа-
ции суггестивного воздействия на сознание и подсознание человека,
который (механизм) характеризуется различными психотехниками
(сс. 101-117). Особо подчеркну, что теоретические положения, излагае-
мые автором, демонстрируются на конкретном фактическом материале,
что является а приори привлекательным, а в данном случае и весьма
иллюстративным.
Для лингвистов, занимающихся изучением дискурса и связанных
с этим проблем стереотипизации, мифологизации, метафорики, комиче-
ского и под., особую актуальность будет, очевидно, представлять вторая
глава монографии, посвященная суггестивности тропов в масс-
медиальном дискурсе в целом. В данной главе автор достаточно под-
робно рассматривает указанные вопросы, выявляет структуру и грани-
цы масс-медиального дискурса (2.1.1.), анализирует его содержание
(2.1.2.) и определяет его функции (2.1.3.).


198
Следует отметить, что среди различных методов анализа и иссле-
довательских процедур, которые М. Р. Желтухина использовала при
проведении своего исследования, особое место занимает ряд когнитив-
ных методик. Так, например, применение фреймового подхода к изуче-
нию суггестивности тропов (см. третью главу) позволило автору вы-
явить различные «когнитивные модели (фреймовые трансформации или
рейфрейминг) воздействия на сознание и подсознание адресата в масс-
медиальном дискурсе в рамках одного или нескольких фреймов» (см.
3.1.2. Когнитивные модели суггестивности тропов в масс-медиальном
дискурсе). В той же третьей главе автор выявляет, анализирует и пре-
красно на обширном фактическом материале демонстрирует метафори-
ческие модели суггестивности и психолингвистические техники воздей-
ствия тропов в том же типе дискурса (см., соответственно, 3.1.3. и
3.1.4.). Такой широкий подход, на мой взгляд, не может не заинтересо-
вать исследователей, работающих в рамках различных направлений, тем
более что рассуждения автора представляются вполне обоснованными и
доказательными.
Особый интерес вызывает также и проведенный автором экспе-
римент. Как отмечает сама М. Р. Желтухина, «при выявлении механиз-
ма воздействия тропов на сознание адресата в языке СМИ возникает
необходимость подтверждения гипотезы о тропологичности, метафори-
зации сознания» (с. 447). В этих целях и был проведен ассоциативный
эксперимент с элементами лингвистического интервьюирования (сво-
бодный и направленный ассоциативные эксперименты), в котором при-
няли участие 500 респондентов в возрасте от 17 до 50 лет. В результате
были получены интереснейшие данные, проанализированные автором в
третьей главе (с. 447-461) и обобщенные в виде таблиц в приложении
(с. 623-655). Приведу список единиц, которые выступали в роли стиму-
лов: президент, депутат Государственной Думы, преподаватель,
бомж, бизнесмен, журналист, бухгалтер, пенсионер; Путин; Чубайс;
Ельцин; Кириенко; Зюганов; Жириновский; Явлинский. Результаты про-
веденного эксперимента позволили автору сделать ряд важнейших вы-
водов. Например, было установлено, что парадигматические ассоциации
имеют наибольшую психологическую яркость, культурологические
ассоциации, отражающие наиболее актуальные связи, занимают в целом
доминирующее положение, а синтагматические связи отражают типич-
ные контексты сочетаемости слов, принципиально не отличающиеся от
ранее отмеченных автором при анализе рекламных, информационных,
информационно-аналитических текстов и других компонентов масс-
медиального нарратива (с. 462). Помимо этого, проведенный экспери-
мент позволил автору высказать предположения, касающиеся влияния
СМИ на взгляды и установки человека (например, превалирование в

199
большинстве случаев «непрямого» воздействия на адресата). И наконец,
не могут не заинтересовать выявленные автором на основе обработки
результатов эксперимента приемы воздействия тропов на адресата в
языке СМИ (с. 463-471).
Завершая это краткое представления книги М. Р. Желтухиной,
скажу, что автор смело выдвигает и весьма изящно (при этом чрезвы-
чайно убедительно) доказывает гипотезу, которую сам формулирует
следующим образом: «В свойствах, функциях и механизме образования
тропов заложены основания для воздействия на адресата, в том числе
суггестивного воздействия. Воздейственность, суггестивность тропов
коррелирует с такими специфическими характеристиками масс-
медиального дискурса, как агональность, диалогичность, оценоч-
ность/эмоциональность, инсценированность. Информативность и сугге-
стивность масс-медиального дискурса тесно взаимосвязаны и взаимообу-
словлены. Маркерами реализации суггестивного воздействия тропов на
адресата являются интенсивность, образность, эмоциональ-
ность/эмотивность, экспрессивность, функционально-стилистичность,
культурная специфичность, оценочность, институциональность, стерео-
типность, мифологичность, комичность, фоносемантичность, адгерент-
ность/актуализованность. Существуют лингвокогнитивный и лингвоп-
рагматический механизмы речевого воздействия тропов в языке СМИ,
представленные когнитивными и прагматическими моделями, сугге-
стивными психотехниками. В масс-медиальном дискурсе преобладает
метафора и оказывает самое сильное суггестивное воздействие по срав-
нению с другими видами тропов» (с. 5-6).
И в заключение позволю себе выразить искреннюю надежду, что
эта книга найдет своего благодарного читателя. Да, книга толстая; да,
она не слишком простая, ибо автор рассматривает широкий спектр во-
просов; да, эту книгу не стоит просматривать «по диагонали» – мало что
удастся понять «с лету», эту книгу надо читать. Но я уверена, что чте-
ние этой монографии подарит немало приятных минут и доставит много
удовольствия от общения с умным, тактичным, знающим собеседником
– автором книги, Мариной Ростиславовной Желтухиной.




200

<<

стр. 7
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ