<<

стр. 7
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

139 Напомним, что нормативная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.
140 Здесь и далее, если приводятся два значения, то первое относится к мужчинам, а второе - к женщинам.
141 Standing, G. Russian Unemployment and Enterprise Restructuring: Reviving the Dead Souls. N.Y.: St. Martin Press, 1996.
142 Yearbook of Labour Statistics. Geneva: International Labour Organization, 2000, pp. 429-430.
143 В данном отношении Госкомстат России следует практике Евростата. Например, в США и Канаде критерий готовности к работе относится к обследуемой неделе (Sorrentino, C. International Unemployment Rates: How Comparable They Are? - "Monthly Labor Review", 2000, Nо. 6, p. 5). Впрочем, анкеты российских выборочных обследований содержат вопросы о готовности приступить к работе как в течение обследуемой недели, так и в течение двух недель после нее. Как показывают расчеты, выбор того или иного критерия практически не отражается на оценке численности безработных в России.
144 Подробнее о методологических аспектах измерения общей безработицы см. разработки Госкомстата России: Методологические основы проведения обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы). Учебно-методическое пособие. М., Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Государственного комитета по статистике Российской Федерации, 2000.
145 Показатели уровня безработицы с использованием только данных ОНПЗ соответствуют первому, тогда как показатели с частичным использованием данных БТР - второму методу измерения безработицы согласно классификации экспертов МОТ, которая приводилась в начале данного раздела.
146 До 1996 г. из этой категории исключались также пенсионеры. Начиная с 1996 г. они стали включаться в состав занятых или незанятых трудовой деятельностью в зависимости от их фактического состояния.
147 Кроме того, в 1996-1999 гг. действовало правило, согласно которому к безработными не относились участники общественных работ. На период участия в общественных работах по направлению служб занятости они снимались с учета в качестве безработных и рассматривались как занятые трудовой деятельностью.
148 До 1994 г. уровень регистрируемой безработицы рассчитывался относительно численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
149 Выяснение причин, почему пик общей безработицы пришелся на начало 1999 г., затруднено вследствие того, что начиная с этого года Госкомстат России перешел на квартальную периодичность проведения выборочных обследований, произвел полное обновление выборки и видоизменил процедуру распространения данных. Как следствие, показатели до и после перехода на новый формат наблюдения могут быть не полностью сопоставимыми. (См. подробнее: Р. Капелюшников. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ-ВШЭ, 2001, с. 292).
150 Имеющиеся данные не позволяют говорить о каких-либо отчетливых сезонных колебаниях в показателях общей безработицы, поскольку переход на квартальную периодичность проведения выборочных обследований произошел относительно недавно.
151 См. подробный анализ этих процессов в работах: Т. Четвернина, Л. Лакунина. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления. - "Вопросы экономики", 1998, No. 2, сс. 122-126; Т. Малева. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы. - Государственная и корпоративная политика занятости. Под ред. Т. Малевой. М., Московский центр Карнеги, 1998, стр. 129-130.
152 И. Соболева, Т. Четвернина. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения. - "Вопросы экономики", 1999, № 11, с. 106.
153 В качестве иллюстрации можно сослаться на пример Румынии. В начале 1996 г. уровни общей и регистрируемой безработицы там практически совпадали, составляя чуть более 9%. Но при этом примерно половина "мотовских" безработных не были зарегистрированы в службах занятости, а примерно половина зарегистрированных безработных не являлись таковыми по определению МОТ (то есть либо были реально заняты, либо принадлежали к экономически неактивному населению). См.: Yoshi, M. An Overview of Labour Market in Romania in Transition. - Transition and the Labour Market in Russia and Central and Eastern Europe. Ed. by S. Ohtsu, Department of Economics, Kobe University, April 1998 (mimeo).
154 С. Коммандер и Р. Емцов. Характеристики безработных. - Бедность в России. Под ред. Дж. Клугман. Вашингтон: Всемирный банк, 1998, стр. 208-209.
155 G. Standing. Op. cit. Строго говоря, этот институт не был абсолютно новым, если вспомнить о существовавших в дореформенный период бюро по трудоустройству населения.
156 А. Неспорова. Оценка роли институтов и политики рынка труда в Российской Федерации. - Международная конференция "Социально-трудовая сфера: преодоление последствий переходного периода в Российской Федерации". М., 1999, стр. 12.
157 Estonian Labour Market and Labour Market Policy, ed. by R. Eamets. Tallin: Ministry of Social Affairs of Estonia, 1999. Для сравнения: в Дании аналогичный показатель составлял 183 безработных на одного сотрудника служб занятости, в Великобритании - 56, в Швеции - 43.
158 См.: G. Standing. Op. cit.; А. Неспорова. Назв. соч., стр. 12.
159 G. Standing. Op. cit.
160 Анализируя микроданные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, Л. Гроган и Г. Ванденберг пришли к выводу, что влияние территориальной отдаленности органов службы занятости на вероятность регистрации безработного является статистически незначимым. (Grogan, L., and Van den Berg, G. The Duration of Unemployment in Russia. Discussion Paper no. TI 99-011/3. Amsterdam: Tinbergen Institute, January 1999.)
161 А. Куддо. Назв. соч., стр. 51.
162 Например, в США это является главной причиной низкого уровня регистраций: почти две трети безработных, отказывающихся от обращения в службы занятости, объясняют свое решение тем, что по своему статусу они не могут рассчитывать на получение пособий. (Wander, S.A., and A. Stetter. Why are Many Jobless Workers not Applying for Benefits? - "Monthly Labor Review", 2000, No. 6, p. 30.)
163 Впрочем, это далеко не "рекорд". Например, в Эстонии в 1995 г. выплаты по безработице составляли всего 7% от средней заработной платы. См.: Nesporova, A. Op. cit., p. 53.
164 Boeri, T., Burda, M.C., and J. Kollo. Mediating the Transition: Labour Markets in Central and Eastern Europe. N.Y.: Centre for Economic Policy Research, 1998, p. 76. Отчасти это неравенство в коэффициентах возмещения было связано с различиями в составе получателей пособий. В России около половины пособий выплачивались в минимальном размере, причем в основном тем категориям безработных, которые в других реформируемых экономиках вообще не имели бы на них права. Поскольку минимальное пособие по безработице равнялось минимальной заработной плате, размер которой на протяжении всего переходного периода оставался исключительно низким, это снижало среднюю величину выплат по безработице. По нашим ориентировочным оценкам, корректировка на межстрановые различия в составе получателей пособий способно повысить значение коэффициента возмещения для России примерно на 5 процентных пунктов. Но даже с этой поправкой он остается ниже, чем в большинстве стран ЦВЕ.
165 Следует также учитывать, что в российских условиях весомая часть заработков выплачивалась в скрытой форме. Это означает, что оценки коэффициента возмещения для России оказываются завышенными, поскольку они рассчитываются как отношение среднего уровня пособий к среднему уровню "официальной" заработной платы.
166 Nesporova, A. Op. cit., pp. 100-101. Следует, впрочем, оговориться, что первоначально пособия в большинстве стран ЦВЕ выплачивались в течение очень длительных периодов либо вообще бессрочно. Это вело к аккумулированию в регистре служб занятости большого числа длительно безработных. В середине 1990-х гг. эти страны ужесточили условия оказания материальной поддержки безработным, в частности, резко сократив сроки выплаты пособий.
167 Возможно, это связано с тем, что в российском законодательстве право на получение официального статуса безработного фактически совмещено с правом на получение пособия: первое почти автоматически предполагает второе.
168 Важность этого фактора подчеркивается в работах: И. Денисова. Социальная политика в России: Фонд занятости. - "Обзор экономики России". М., РЕЦЭП, 1999, N. 1; Р. Капелюшников. Российский рынок труда адаптация без реструктуризации.
169 Boeri, T., Burda, M.C., and J. Kollo. Op. cit. p. 76.
170 Правда, в основном это были не новые, а "старые" рабочие места, освобождавшиеся после увольнения работников, которые занимали их раньше.
171 В действительности этот разрыв был еще меньше, так как в состав лиц, не занятых трудовой деятельностью, не входят учащиеся и студенты, желающие работать в свободное время. Кроме того, в некоторые годы из этой категории исключались также пенсионеры.
172 Проверка около 200 тыс. получателей пособий, проведенная в 1997 г., выявила нарушения примерно в 20% случаев (А. Неспорова. Цит. соч., стр. 12). Правда, при этом не уточняется, какая часть нарушений была связана с предоставлением клиентами ГСЗ искаженных сведений и какая - с наличием у них скрытой занятости.
173 Как сообщает А. Неспорова, в неформальных беседах представители российских и украинских служб занятости признавались, что не уделяют особого внимания проверке безработных на наличие у них скрытых заработков, поскольку размеры пособий по безработице настолько мизерны, что прожить на них все равно невозможно. См.: Nesporova, A. Op. cit., p. 54.
174 И. Перова. Подходящая работа и возможность трудоустройства в оценках безработных. - "Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены", 2000, № 1.
* Авторы признательны за советы и комментарии Х. Леману, В. Магуну, П. Ратлэнду, К. Сабирьяновой, Дж. Эрлу, а также Т. Бандюковой за помощь в подготовке данных. Работа над статьей была поддержана грантом Агенства международного развития США (SEGIR EP Contract No. PCE-I-00-00-00014-00, reference Russia Task Order No. 803 Improvement of Economic Policy Through Think Tank Partnership Project). Содержащиеся в работе мнения и выводы принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию АМР США.
175 Л. Гудков. Страх как рамка понимания происходящего. - "Мониторинг общественного мнения", 1999, № 6 (44), стр. 47.
176 В. Ядов. Структура и побудительные индексы социально-тревожного сознания. Социологический журнал, 1997, № 3, стр. 77-91.
177 Л. Гудков. Указ. соч., стр. 53.
178 V. Gimpelson. The Politics of Labor-Market Adjusment in Russia. In: "Reforming the State. Fiscal and Welfare Reform in Post-Socialist Countries", ed. by J. Kornai, S. Haggard and R. Kaufman, Cambridge University Press, 2001, p. 42.
179 Manski, C.F. and J.D. Sullivan. Worker Perceptions of Job Insecurity in the mid-1990s: Evidence from the Survey of Economic Expectations. NBER Working Paper, No. 6908. Cambridge (Ma), 1999.
180 D. Blanchflower (1991). Fear, Unemployment and Pay Flexibility. The Economic Journal 101; Aaronson, D. and D. Sullivan. The Decline of Job Security in the 1990s: Displacement, Anxiety, and their Effect on Wage Growth. - "Economic Perspectives", 1998, v. 22 (1), p. 17-43; Manski, C.F. and J.D. Sullivan. Worker Perceptions of Job Insecurity in the mid-1990s: Evidence from the Survey of Economic Expectations. NBER Working Paper No. 6908. Cambridge (Ma), 1999; Neumark, David, and Daniel Polsky. Changes in Job Stability and Job Security: Anecdotes and Evidence. Michigan State University (mimeo), 1997;. Schmidt, Stefanie, and Christopher Thompson. Have Workers' Beliefs about Job Security Been Keeping Wage Inflation Low? Evidence from Public Opinion Data. Milken Institute, working paper, 1997; Stephens Jr., Melvin. Job Loss Expectations, Realizations, and Household Consumption Behavior. NBER Working Paper No. 9508, Cambridge (Ma), February 2003.
181 РМЭЗ представляет собой единственное в России представительное панельное обследование семей. Оно проводится международным консорциумом организаций при участии Института социологии РАН, начиная с 1994 года. Подробная информация о РМЭЗ и первичные данные представлены на сайте http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms/home.html. Особенности данных РМЭЗ для изучения рынка труда см. в Обзор занятости в России. 1991-2000 гг. Выпуск 1. БЭА, ТЕИС, 2002.
182 D. Blanchflower (1991). Fear, Unemployment and Pay Flexibility. The Economic Journal 101: 406-83.
183 Neumark, David, and Daniel Polsky. Changes in Job Stability and Job Security: Anecdotes and Evidence. Michigan State University (mimeo), 1997.
184 Aaronson, D. and D. Sullivan. The Decline of Job Security in the 1990s: Displacement, Anxiety, and their Effect on Wage Growth. - "Economic Perspectives", 1998, v. 22 (1).
185 Подробнее о тенденциях в безработице в России см. Обзор занятости в России. 1991-2000 гг. Вып. 1, БЭА, ТЕИС, Москва, 2002.
186 Л. Гудков. Страх как рамка понимания происходящего.
187 В это время фактический уровень общей безработицы составлял вполне терпимые 7%, а уровень регистрируемой - едва заметные 1,7%.
188 В качестве зависимой переменной мы использовали как интегральный индекс страха (сумма частных индексов), так и частные индексы по отдельности. Результаты практически не меняются, что свидетельствует об их стабильности. Поэтому в дальнейшем мы приводим только оценки с использованием интегрального индекса.
189 Его результаты не приводятся из соображений экономии места.
190 Aaronson, D. and D. Sullivan. The Decline of Job Security in the 1990s: Displacement, Anxiety, and Their Effect on Wage Growth. - "Economic Perspectives", 1998, v. 22 (1), p. 17-43; Manski, C.F. and J.D. Sullivan. Worker Perceptions of Job Insecurity in the mid-1990s: Evidence from the Survey of Economic Expectations. NBER Working Paper, No. 6908. Cambridge (Ma), 1999.
191 Цит. по: Manski, C.F. and J.D. Sullivan. Worker Perceptions of Job Insecurity in the mid-1990s: Evidence from the Survey of Economic Expectations. NBER Working Paper, No. 6908. Cambridge (Ma), 1999.
192 Цит. по: Aaronson, D. and D. Sullivan. The Decline of Job Security in the 1990s: Displacement, Anxiety, and their Effect on Wage Growth. - "Economic Perspectives", 1998, v. 22 (1).
193 Aaronson, D. and D. Sullivan. The decline of Job Security in the 1990s: Displacement, Anxiety, and their Effect on Wage Growth. - "Economic Perspectives", 1998, v. 22 (1).
194 Для уравнения заработной платы так же, как и для уравнения страха, производилось робастное оценивание, результаты которого здесь не приводятся.
195 См.: Зарплата и расплата. Проблемы задолженности по оплате труда. Московский центр Карнеги, М., 2001.
* Авторы выражают благодарность программе "Социальная политика: реалии XXI века" Независимого института социальной политики за поддержку в работе над проектом (Проект № SP-02-1-02). Программа финансируется за счет средств Фонда Форда.
196 Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 2001. № 1. Стр. 39.
197 В более развернутом виде этот сюжет был представлен автором в докладе "Общая и зарегистрированная безработица - чему верить?" на семинаре в Фонде Карнеги (январь 2002 г.).
198 Здесь хотелось бы сделать пояснение. Безусловно, не предполагается, что рядовые граждане являются абсолютно осведомленными относительно динамики макроэкономических индикаторов и функционирования экономики в целом. Поэтому под объективными факторами нами подразумеваются статистические показатели, динамика которых публикуется официальными органами. Вместе с тем, современные средства массовой информации, имеющие безусловное влияние на людей, предоставляют обширный материал о настоящем и будущем развитии экономической ситуации. Однако, оценивая, к примеру, перспективы экономики, люди, "пропуская" через себя пласт внешней информации, необходимым образом опираются и на личный опыт (в изменении доходов, цен, условий занятости и т. д.) и собственные ощущения. Поэтому их оценки выступают в качестве субъективных факторов формирования ожиданий.
199 Потребительская активность фиксируется в динамике продаж, прежде всего, непродовольственных товаров. Расчеты показывают, что наиболее тесная взаимосвязь индекса крупных покупок (т. е. показателя оценки респондентами экономических условий для того, чтобы приобретать товары длительного пользования) с динамикой продаж непродовольственных товаров (взятой в базисных индексах со снятой сезонностью) на временном интервале 2000-2002 гг. наблюдается при лаге в 2 месяца. Иными словами, изменения в покупательных намерениях населения за несколько месяцев предвосхищают динамику продаж непродовольственных товаров (по данным официальной статистики).
200 Понятно, что эти категории частично пересекаются, согласно данным опроса в ноябре 2002 г. 52% людей, идентифицирующих себя как безработные, принадлежали по уровню среднедушевых доходов к двум нижним децилям.
201 Отметим, что наш первоначальный замысел состоял в том, чтобы сравнить ожидания населения в отношении своего материального положения и занятости и ожидания руководителей предприятий относительно заработной платы и занятости. Однако в процессе анализа оказалось, что компоненты диффузных индексов по заработной плате не являются удачными переменными для анализа. Для всего рассматриваемого периода (1994-2001 гг.) была характерна инфляция. Причем для начала периода весьма высокая. В результате большая часть предприятий сообщали о намерении повысить заработную плату, а значительная часть населения опасалась ее реального снижения. Тот факт, что одни данные (по промышленности) касаются номинальной заработной платы, а другие (по населению) связаны с динамикой реальных доходов, заставило нас искать другие подходящие для сравнения показатели. Хорошей заменой нам показалось использование ожиданий руководителей предприятий относительно выпуска.
202 Отметим, что наша база данных позволила нам использовать статистику по всем группам населения, но не по всем группам работодателей. Среди последних мы взяли только промышленные предприятия. Этот факт, вероятно, несколько ухудшает полученные оценки, тем не менее, у нас нет оснований предполагать, что в промышленности дела обстояли принципиально по-другому, чем в других отраслях экономики. На наш взгляд, наблюдаемые тренды (ухудшение дел до 1998 года и улучшение после) коснулось всех секторов, поэтому использование более сопоставимых данных, безусловно, улучшило бы наши количественные оценки, но не изменило бы полученных выводов.
203 Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
204 Это не одно и то же, так как лица, выбравшие АГС в противовес воинской службе, могут не доказать права на такой выбор, и их желание нести АГС останется не удовлетворено.
205 Альтернативная гражданская служба в массовых оценках россиян. Отчет об исследовании. ВЦИОМ, апрель 2002 г. Было опрошено 1205 мужчин в возрасте 16-28 лет и 401 родитель, имеющий сыновей призывного возраста. В программе обследования вопросы задавались респондентам относительно трех- или четырехлетнего срока АГС, который по Закону составил 3,5 года.
206 Вахнина Л., член Совета Правозащитного центра "Мемориал". Сколько процентов юношей призываются на военную службу? Аналитическая записка (неопубл.)
207 Согласно российскому законодательству, служба в милиции и пожарной охране вообще не может быть предложена в качестве сфер для АГС. Включение данного пункта в вопрос обследования обосновывалось зарубежным опытом (например, германским). Между тем, оно не ошибочно, так как позволило выявить ряд содержательных моментов и, в частности, обнаружить, что пацифистские и религиозные убеждения - далеко не главное основание для выбора молодежью АГС в противовес армейской службе.
208 Данная оценка построена без учета длительности АГС, условий ее прохождения (по месту жительства или экстерриториально) и сфер возможной занятости АГС-служащих.
209 Социально-экономическое положение России. Госкомстат России, январь 2002 г.
210 Российский статистический ежегодник: Официальное издание. М., Госкомстат России, 2001 г.
211 Статистический сборник Госкомстата России "Сфера услуг в России".
* Авторы выражают благодарность программе "Социальная политика: реалии XXI века" Независимого института социальной политики за поддержку в работе над проектом (Проект № SP-02-1-05). Программа финансируется за счет средств Фонда Форда.
212 ... в т. ч. данные опроса сельских жителей в Новосибирской области в 2000 г. (N=277); данные опроса наемных работников, самозанятых, работодателей и безработных в Алтайском крае в 2001 г. (N=800, в т. ч. 400 сельских жителей).
213 Оценка бедности осуществлялась на основе: 1) самооценки материального положения семьи: к категории бедных отнесены сельские жители, которые считают, что им "средств хватает только на питание" или они "еле сводят концы с концами, практически голодают", причем отдельно выделена последняя наиболее неблагополучная группа, отражающая крайнюю бедность; 2) самооценки уровня среднемесячных совокупных доходов семьи: выделена категория бедных, чьи среднедушевые доходы ниже стоимости потребительской корзины или бюджета прожиточного минимума по региону; 3) экспертной оценки уровня бедности.
214 В работе использована типология сельских районов по степени урбанизированности, построенная А.Я. Троцковским.
215 Овчарова Л.Н., Корчагина И.И., Турунцев Е.В. Система индикаторов уровня бедности в переходный период в России. РПЭИ / Фонд Евразия. М. 1999 г. стр. 6.
216 "Обратить реформы на благо всех и каждого", издание Всемирного банка, 2000.
217 В 1992 г. доля расходов на питание у 20% самых бедных семей составляла 70%.
218 В данном случае мы используем данные о бедности без дооценки доходов, поскольку только по этим данным мы можем оценивать риски бедности. Как уже отмечалось ранее, по дооцененным данным в 2000 году доля бедных оценивалась на уровне 29,1%. Неиспользование дооценки не позволяет учесть занятость сельских и городских жителей в неформальном секторе, которая значительно сказывается на показателях бедности.
219 Типы и состав домохозяйств в России (по данным микропереписи населения 1994 г.). М., Госкомстат России, 1995, с. 59.
220 Prokophieva L. Large Families in Low-Fertility Regions: A Social Portrait. - in: Demographic Trends and Patterns in the Soviet Union before 1991. IIASA, Routledge, 1994, p. 223.
221 В данном случае первыми работниками в семье мы считаем тех, кто получает большую заработную плату.
222 В советский период минимальная заработная плата составляла 150% от величины прожиточного минимума.
223 Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. Сб./Госкомстат России. - М., 2001. стр. 175, 180.
224 Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации. Доклад МОТ. 2002, стр. 63-68.
225 См. следующий раздел, а также Мониторинг действий Правительства Российской Федерации по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, на сайте Фонда "Институт экономики города" www.urbaneconomics.ru)
226 См. сайт www.urbaneconomics.ru раздел "Города", материалы по г. Москва.
227 RLMS - российско-американский долгосрочный проект по проведению панельного репрезентативного опроса домохозяйств, результаты которого публично доступны.
228 Проект осуществляется рамках программы BASIS и финансируется USAID. Соруководителями проекта являются Е. Серова (Центр АПЭ) и Б. Гарднер (Мерилендский университет). Компонент по исследованию рынка труда в сельском хозяйстве реализуется под руководством В. Богдановского (ВНИЭТУСХ).
229 Рассчитано по: Статистические сборники. Социально-экономическое положение России за декабрь 1991-2000 гг. и за ноябрь 2001 г. Разделы: Цены и Уровень Жизни.
230 Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М., стр. 187.
231 Данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, 1998 г.
232 Госкомстат России.
233 Мониторинг общественного мнения, 1997 г., 1998 г.
234 Данные обследования ИСЭПН РАН по общероссийской выборке, 2000 г. Респонденты могли отмечать несколько ответов, поэтому сумма больше 100%.
235 Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. Госкомстат России. М., 2001 г.
236 Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2000 г., стр. 154, 214.
237 Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. Госкомстат России. М., 2002 г.
238 В соответствии со статьей 144 Бюджетного Кодекса в состав ГВФ были включены: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗН), сейчас прекративший свое существование.
239 Установочное национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах
240 Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. М., ИЭПП, Теис, 2000 г.
241 Щетинина М. Гарантии - это святое // Медицинский вестник, 1999 г., № 19 (134), стр. 1.
242 Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2000 году. М., Госкомстат России, октябрь 2001 г., стр. 34-38.
243 Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы. Препринт WP1/2002/07/ Авторский коллектив: Т.В. Богатова, Е.Г. Потапчик, В.А. Чернец., А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (руководитель проекта). Независимый институт социальной политики. М., ООО "Пробел-200", 2002 г.
244 Закон Российской Федерации "Об образовании", ст. 5.
245 Российский статистический ежегодник. М., Госкомстат России, 2002 г., стр. 209-236.
246 В России в 2000 году на 10 000 чел. населения приходилось 327 студентов вузов. В 1995 г. в США - 333, в Канаде - 331, Великобритании - 234, Германии - 228, Японии - 217 (Полетаев, Савельева, 2001 г.).
247 По данным Госкомстата России.
248 По данным Госкомстата России.
249 Данные Фонда "Индем".
250 По данным Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России. Российская газета, 17 апреля 2002 г.
251 Данные Центра образовательной политики ГУ-ВШЭ.
* Публикация основана на использовании результатов исследовательского проекта "Анализ доступности высшего образования", выполненного в 2003 г. при поддержке Фонда Форда с участием Независимого института социальной политики, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Института социологии РАН, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Экономического факультета МГУ, Казанского государственного медицинского университета, Института педагогики и психологии развития г. Красноярска, Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, Саратовского государственного технического университета, Центра изучения проблем вынужденной миграции, Центра изучения культуры в г. Улан-Удэ, Научно-исследовательского центра "Регион" в г. Ульяновске.
252 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Госкомстат России, 2003 г.
253 Белая книга российского образования. М., Издательство МЭСИ, 2000 г. и Статистический сборник "Образование в Российской Федерации", Минобразования России, ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003 г.
254 По данным статистического сборника "Образование в Российской Федерации" (2003 г.) в России в 2002 г. на 10 тыс. чел. населения приходилось 413 студентов вузов. В большинстве развитых стран этот показатель ниже. В 1999 г. в США он составил 382, в Канаде - 297, в Великобритании - 237, Японии - 230, Германии - 212, Швейцарии - 171.
255 Сборник "Россия в цифрах", Госкомстат России
256 Данные ВЦИОМ, 2003 г.
257 Данные Института социологии РАН, 2003 г.
258 Статистический сборник "Образование в Российской Федерации". Минобразования России, ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003 г.
259 За подготовку в вузы платили 80-89% семей абитуриентов (данные Фонда "Общественное мнение", декабрь 2002 г.; Фонда ИНДЕМ, 2002 г.)
260 Законодательно установленный порядок приема в вузы может нарушаться следующим образом. Вузы проводят олимпиады для выпускников базовых школ, проводят построение их рейтингов по успеваемости, на основании чего зачисляют лучших из них. Некоторые из вузов совмещают выпускные экзамены в школе со вступительными экзаменами в вуз. Достаточно часто вузы проводят вступительные испытания на территории базовых школ или при участии учителей из этих школ (данные НИЦ "Регион", 2003 г., ИППР, 2003 г.)
261 Данные ВЦИОМ, 2003 г., ИППР, 2003 г.
262 По оценкам самих респондентов (данные Института социологии РАН, 2003 г.).
263 Данные Саратовского государственного технического университета, 2003 г.
264 Данные НИСП, 2003 г.
265 Данные ИСЭПН РАН, 2003 г.
266 В.П. Бусыгин, Е.Б. Галицкий, М.И. Левин, Е.А. Левина. Затраты домохозяйств на рынке высшего профессионального образования. М., ГУ-ВШЭ, 2003 г. и Общероссийский массовый опрос по России и Пермской области. Фонд "Общественное мнение", декабрь 2002 г.
267 Данные НИСП, 2003 г.
268 Данные Центра изучения проблем вынужденной миграции, 2003 г.
269 По данным Фонда "Общественное мнение", декабрь 2002 г., Института социологии РАН, 2003 г.
270 Статистический сборник "Образование в Российской Федерации". Минобразования России, ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003 г.
271 Замечание Феликса Рона: Национальные приоритеты служат лишь общим ориентиром при отборе заявок, они не представляют собой жесткого механизма: хорошие проекты финансируются независимо от их соответствия приоритетам. И только в отношении предложений, получивших одинаковый балл, решение может приниматься на основе критерия соответствия национальным приоритетам. Однако объявление национальных приоритетов в качестве критерия отбора может ввести университеты в заблуждение, помешать им подать заявку на проект, в наибольшей степени отвечающий их конкретным нуждам. В новом руководстве программы этот вопрос будет изложен более четко и процесс оценки проектов станет более понятным в целом.
272 Бойков В. Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Расходы населения на медицинскую помощь и лекарственные средства. Вопросы экономики, 1998 г., № 10, стр. 101-117. Бойков В., Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Участие населения в финансировании здравоохранения. Экономика здравоохранения, 2000 г., № 7, стр. 45-50. Сидорина Т.Ю., Сергеев Н.В. Государственная социальная политика и здоровье россиян. К анализу затрат домохозяйств на здравоохранение. Мир России, № 2, 2001 г. Shapiro, J, Besstremyannaya, G. Health Сare in the Developing World: GDN-Merck Country Studies, "The Russian Federation", October, 2002, Moscow.
273 Lewis, M. Informal Payments in Central and Eastern Europe and the Former Soviet Union: Issues, Trends and Policy Implications. In Funding Health Care Options for Europe. Eds. Elias Mossialos, Anna Dixon, Joe Kutzin, Josep Figueras, European Observatory Series, 2001.
274 Результаты данного исследования представлены в следующих публикациях: 1. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы. Препринт WP1/2002/07/ Авторский коллектив: Шишкин С.В. (руководитель проекта), Богатова Т.В и др. НИСП. М., ООО "Пробел-2000", 2002 г., www.socpol.ru; 2. Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. Авторский коллектив: Шишкин С.В. (отв. ред.) и др. Серия "Научные доклады: независимый экономический анализ", № 142, М., Московский общественный научный фонд, НИСП, 2003 г.; 3. Informal Out-of-pocket Payments for Health Care in Russia. Authors: Shishkin S.V. (Ed.), Bogatova T.V. etc. Moscow., Moscow Public Science Foundation, Independent Institute for Social Policy, 2003, www.socpol.ru.
275 Попович Л.Д., Потапчик Е.Г., Сурков С.В., Шишкин С. В. Анализ возможностей создания системы добровольного медико-социального страхования. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. М., ИЭПП, 2003 г.
276 Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. М., ИЭПП, Теис, 2000 г. http://www.iet.ru.
277 Изложено по: Проблемы и новые тенденции в области улучшения положения инвалидов. Доклад Генерального секретаря. Специальный комитет по Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, Нью-Йорк, 27 июня 2003 г. ООН, A/AC.265/2003/1, стр. 1-18; Международная классификация функционирования. Введение. ВОЗ, Женева, 2001 г.
278 Disability programmes in need of reform (OECD, March 2003).
279 Metts, Robert L. Disability Trends, Issues and Recommendations for the World Bank (WB, February 2000).
280 Peters, Susan J. Inclusive Education: Achieving Education for All by Including Those With Disabilities and Special Education Needs, World Bank, April 30, 2003, р. 47.
281 Ibid.
282 Занятость инвалидов в странах переходной экономики. МОТ. М., 1996 г., стр. 41
283 Groce N.E. Adolescents and Youth with Disability: Issues and Challenges. International Policy and Program Review with Recommendations. Washington, The World Bank. September 22, 2003.
284 Finguerias, 2001 / cit. by Groce, 2003. Op. cit.: 25.
285 Проблемы и новые тенденции в области улучшения положения инвалидов. Доклад Генерального секретаря. Специальный комитет по Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов Нью-Йорк, 27 июня 2003 г. ООН, A/AC.265/2003/1, стр. 11.
286 Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. Москва, РОССПЭН, 1999 г.
287 Малева Т., Васин С. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем. Pro et Contra, лето 2001 г., стр. 95-104.
288 Причем не только в России, но и в других странах СНГ: The UN Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities: NGO Responses to the Implementation of the Rules on Medical Care, Rehabilitation, Support Services and Personnel Training. Part II. Main Report. WHO, 2002.
289 Информация с сайта РООИ "Перспектива" http://perspektiva-inva.ru/employment-common.shtml.
290 Ярская-Смирнова Е.Р., Доступность высшего образования для инвалидов. Тезисы выступления на конференции в НИСП, октябрь 2003 г.
291 Социальные и экономические права в России: сборник докладов российских неправительственных организаций за 2001 год. М., 2002 г.
* Опрос проведен в рамках "Обзора государственных расходов и расходов Дорожного фонда на общественный транспорт и дорожное хозяйство" проекта Всемирного банка "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне", выполненного по заказу Министерства финансов Российской Федерации
* В рамках проекта Всемирного банка "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне", выполненного по заказу Министерства финансов Российской Федерации.
* Согласно техническому заданию на выполнение данного проекта, исследование последствий реструктуризации российской электроэнергетики в секторе домохозяйств предполагает оценку изменений в структуре расходов домашних хозяйств, выявление семей, в большей степени подверженных негативным социальным последствиям, и выработку рекомендаций по моделям компенсации населению потерь доходов в связи с ускоренным ростом цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
292 Большинство исследователей не соглашаются с официальными оценками дифференциации и считают, что реальные значения коэффициента дифференциации фондов соответствуют 23-24 разам.
293 Обследование Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения или RLMS (Russian Longitudinal Monitoring Survey) представляет собой серию проводившихся в Российской Федерации в 1992-2001 гг. общенациональных репрезентативных опросов. Данные RLMS сопоставимы со статистикой Госкомстата. Моделирование последствий роста цен в секторе домашних хозяйств проводилось, в основном по данным 10-ой волны в октябре 2001 г. (иногда - за 2000 г.).
294 Социальное положение и уровень жизни населения России - 2001-2002. Стат. сборник. Госкомстат России. М., 2002 г.
295 Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в I-IV кв. 2001 и 2000 гг. Госкомстат России, М.
296 Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в I-IV кв. 2001 г. Госкомстат России, М.
297 Социальное положение и уровень жизни населения России. Госкомстат России, М., 2002 г., с. 159.
298 Рассчитано по Социальное положение и уровень жизни населения России 2002: Стат. сб. Госкомстат России. М., 2002 г., стр. 179 и 184.
299 Установочное национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах.
300 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002 г., стр. 179.
301 Данные за 2001 г. взяты из официальных статистических сборников Госкомстата России и из массива десятой волны RLMS.
302 Данные расчеты сделаны для варианта, согласно которому большинство населения будет стремиться получить жилищные субсидии и обращаться за ними будет не на основе совокупных доходов (как это предусмотрено законом), а по сценарию контролируемых доходов, которые составляют в среднем только 55% от совокупных доходов, а в первой децильной группе - 24%.
303 Например, семья при доходах 4 000 руб. тратит на ЖКУ 756 руб. (18,9%) и не имеет права на субсидию. Она получила прирост расходов на ЖКУ 2 000 рублей и такой же прирост доходов за счет компенсационной схемы. Несмотря на то, что мы ей компенсировали полностью рост цен на ЖКУ, теперь ее доля расходов на ЖКУ стала 46%, то есть она претендует на субсидию.
304 Домохозяйство из 4-х человек (санитарная норма площади 54 кв. м.) в 2001 г. имело доход 4 000 руб. и платило за ЖКУ 767 руб., то есть 19% от доходов. Согласно действующим правилам, оно не имело права на жилищную субсидию, так как доля расходов за ЖКУ ниже 22%. Допустим, что к 2007 г. расходы на ЖКУ увеличились на 2 600, и семья получила компенсационный прирост доходов 3 000 рублей. Следовательно, теперь при доходах 7 000 руб. она тратит на ЖКУ 3 367 руб., то есть 48% своих доходов и имеет право на жилищную субсидию.
305 Расчеты выполнены по базе данных десятой волны RLMS (2001 г.).
306 Например, семья при доходах 4 000 руб. тратит на ЖКУ 756 руб. (18,9%) и не имеет права на субсидию. Она получила прирост расходов на ЖКУ 2 000 рублей и такой же прирост доходов за счет компенсационной схемы. Несмотря на то, что мы ей компенсировали полностью рост цен на ЖКУ, теперь ее доля расходов на ЖКУ стала 46%, то есть она претендует на субсидию.
* Результаты данной работы получены на основе оценки параметров эконометрических уравнений и последующих расчетов по Модели распределения оплаты ЖКУ (МРО-ЖКУ), разработанной автором в процессе работы по проекту "Социальной реструктуризации регионов Крайнего Севера". Эта модель учитывает характеристики платежей за ЖКУ, включая платежную дисциплину для каждой доходной группы населения. Статья опубликована в журнале "Вопросы экономики" № 4, 2004.
307 Так, в работе Фонда "Институт экономики города" "Теория и практика реформы жилищно-коммунального комплекса" М., 2003. П/р. С.Б. Сиваева утверждается: "Повышение ставок оплаты жилья и коммунальных услуг не приводит к снижению уровня сбора платежей населения за ЖКУ" (с. 66). Но на с. 69 приведены графики для 5 городов, из которых видно, что в 19 случаях из 20 повышение тарифов привело к краткосрочному снижению собираемости, а в 2 городах из 5 явно прослеживается общая долгосрочная тенденция к снижению собираемости по мере роста тарифов. Например, коэффициент эластичности собираемости по цене для Великого Новгорода (с коррекцией тарифов на ЖКУ на индекс потребительских цен) получился в среднем за три года равным -0,15. Тезис о низкой эластичности потребления ЖКУ прозвучал также в докладе И.В. Стародубровской "Реформа ЖКХ: развитие или кризис?" в ноябре 2003 г. в ИЭПП.
308 Точка перегиба функции - это точка, в которой меняется направление динамики: от роста к падению или от падения к росту.
309 Эластичностью называется характеристика изменения функции под воздействием изменения ее аргумента на 1%. Для функций, подобных представленной уравнением (1), коэффициент эластичности равен коэффициентам перед переменными в правой части уравнения.
310 Кстати, примерно такие же характеристики эластичности спроса по цене были получены для потребления электроэнергии населением. См. И. Башмаков. Энергоэффективность: от риторики к действию. М., ЦЭНЭФ. 2000, с. 43. Это лишний раз подтверждает обоснованность полученных оценок параметров эластичности спроса на услуги ЖКУ по цене.
311 Отражающая этот фактор искусственная переменная имеет три значения: 1, 2 и 3. Первое значение соответствует "вялой" работе с должниками, второе - работе, в основном, с помощью информационных инструментов, а третье - работе с самими задолжниками и их работодателями по схемам погашения задолженности, с судебными органами по ее взысканию и мерами вплоть до переселения неплательщиков в "социальное жилье".
312 См. К. Vringer and K. Blok. The direct and indirect energy requirements of the households in the Netherlands. Energy Policy. V. 23, № 10, hh. 893-910. 1995.
313 Принят Государственной Думой 8 апреля 2003 г.
314 Residential Energy Consumption Survey. Quality profile. Energy Information Administration. March 1996. См. также сайт www.acf/dhhs.gov/programs/liheap/brochure.htm.
315 Она отражается коэффициентом перед запаздывающим значением числа домохозяйств, получающих субсидии, и показывает, что его изменение под воздействием изменения какого-либо из факторов в данном месяце отразится на его изменении также и в последующих месяцах. Если этот коэффициент меньше единицы, то интенсивность этого воздействия снижается в соответствии с формулой геометрической прогрессии. Такие модели называются моделями с распределенным запаздыванием Койка.
??

??

??

??




1


84





453







<<

стр. 7
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ