стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Трудовые мигранТы из узбекисТана
в южных регионах республики казахсТан
ИсследованИе




Международная Организация по Миграции (МОМ)
Отчет основан на исследовании, проведенном независымым кон-
сультантом Чупик В.В. (г. Ташкент) под руководством профессора Али-
мова К.З. (г. Ташкент), под редакцией МОМ Алматы.




Материалы, содержащиеся в настоящей публикации, могут быть
использованы полностью или по частям, без предварительного со-
гласия Международной организации по миграции (МОМ) при условии
ссылки на источник.

Географические и иные названия, используемые в исследовании,
как и само изложение материала, не являются выражением какого-
либо мнения Международной орагнизации по миграции о правовом
статусе любой страны, района или территории, или их властей.



Миссия МОМ в Казахстане:
Алматы, ул. Абдуллиных 56.
Тел.: 8(3272) 913-198; 914-263
Факс: 8(3272) 582-240
Email: iomalmaty@nursat.kz
www.iom.kz

Отпечатано в ТОО «Издательство LEM»
050022, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Байтурсынова 78а,
тел./факс 42-82-33,
Тираж 2000 экз.
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан




Содержание
1. ВВедение ............................................................................................ 5

1.1. Определение терминов ............................................................... 7
1.2. Методология исследования........................................................ 9
1.3. Экономические и демографические индикаторы
в Казахстане ............................................................................... 11
1.4. Экономические и демографические индикаторы
в Узбекистане ............................................................................. 14
1.5. Причины трудовой миграции .................................................... 16
1.6. Современные миграционные тенденции в Узбекистане ....... 17
1.7. Страны назначения узбекских трудовых мигрантов ............. 18

2. СОциальный пОртрет узбекСкОгО трудОВОгО
Мигранта В южнОМ казахСтане............................................. 19

2.1. Пол ............................................................................................... 19
2.2. Возраст ........................................................................................ 19
2.3. Образование ............................................................................... 20
2.4. Знание языков ............................................................................ 20
2.5. Географическое и этническое происхождение ....................... 21
2.6. Род деятельности ..................................................................... 22
2.7. Продолжительность пребывания за границей ....................... 24
2.8. Доходы ......................................................................................... 24

3. праВОВОе регулирОВание трудОВОй Миграции
из узбекиСтана В казахСтан................................................... 26

3.1. Узбекистан .................................................................................. 26
3.2. Казахстан .................................................................................... 28

4. уСлОВия труда ............................................................................... 30

5. легализация СтатуСа МигрантОВ ......................................... 32

6. нарушение праВ МигрантОВ ................................................... 34

6.1. Право на свободу передвижения ............................................ 34
6.2. Право на свободу от произвольного ареста
и содержания под стражей ....................................................... 35
3
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан




6.3. Право на свободу от пыток и унижающего достоинство
обращения .................................................................................. 37
6.4. Право доступа к правовой помощи и защите ......................... 39

7. кОррупция и тОргОВля людьМи В целях трудОВОй
экСплуатации В казахСтане ................................................... 41

7.1. Вымогательство ......................................................................... 41
7.2. Доходы от коррупции ................................................................. 42
7.3. Торговля людьми в целях трудовой эксплуатации ............... 43

8. ОтнОшения С приниМающиМ ОбщеСтВОМ ........................ 47

9. Официальная Оценка трудОВОй Миграции
из узбекиСтана ............................................................................. 48

10. СОциальнО-экОнОМичеСкОе Влияние и аСпекты
трудОВОй Миграции В узбекиСтане .................................... 50

11. ВыВОды и рекОМендации......................................................... 52

библиОграфия .............................................................................. 55




4
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан




1. ВВедение
После распада Советского Союза, в ответ на геополитические,
экономические и социальные перемены в независимых государствах
СНГ, в значительной мере активировались процессы миграции. В ме-
няющихся обществах спонтанная миграция рабочей силы является
важным вкладом как в смягчение растущего недовольства среди на-
селения, так и в предотвращение конфликта в обществе, поскольку, в
известной мере, решает проблемы безработицы и помогает восстано-
вить потребительский спрос, который значительно снижается в пере-
ходный период.

Предварительные исследования особенностей трудовой миграции
в странах СНГ показали, что временная трудовая миграция улучшает
уровень благосостояния людей, способствует формированию средне-
го класса, повышает активность и роль женщин в обществе, позволяет
населению приобрести и улучшить предпринимательские навыки, по-
высить квалификацию. Таким образом, трудовая миграция позитивно
влияет на социальное и экономическое развитие стран, отправляющих
и принимающих трудовых мигрантов.

Тем не менее, вследствие недостаточного опыта правительств
стран СНГ по управлению и легализации трудовой миграции, коррум-
пированные чиновники и криминальные структуры часто пользуются в
своих целях наличием пробелов в законодательстве и правопримени-
тельной практике, что нередко приводит к серьезным нарушениям прав
мигрантов. Проблема осложняется распространенным представлени-
ем об изменчивости границ и плохим знанием работниками и работо-
дателями процедур легализации иностранных рабочих. Нерегулируе-
мая и плохо организованная трудовая миграция приводит к появлению
потока нелегальных трудовых мигрантов, крайне уязвимых в плане на-
рушения прав человека, включая эксплуатацию и торговлю людьми.

Феномен трудовой миграции из Узбекистана в течение 90-х годов
постоянно возрастал и особенно усилился, начиная с 1999 г. Сегодня
постоянное присутствие экономических трудностей, высокий уровень
безработицы и надежда на лучший заработок за рубежом побуждает
многих людей, проживающих в Узбекистане, искать работу в соседних
странах, включая Россию, Кыргызстан и все больше - южный Казах-
5
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

стан. Примерное число трудовых мигрантов из Узбекистана в южном
Казахстане составляет от 200 000 чел., по оценкам государственных
чиновников, до 1 000 000, согласно данным неправительственных ор-
ганизаций. Большинство этих работников не имеет трудовых навыков
или частично обучены, многие занимаются торговой деятельностью.

В связи с государственной монополией на трудовую миграцию в Уз-
бекистане и пробелами в законодательстве Республики Казахстан в
области легализации иностранной рабочей силы трудовые мигранты
из Узбекистана оказываются в уникальной ситуации «двойного безза-
кония». В силу различных причин все они покидают Узбекистан по не-
законным каналам, в обход установленных государством механизмов
и официальных процедур, необходимых для их регистрации в качестве
иностранной рабочей силы. Таким образом, даже тогда, когда трудо-
вой мигрант из Узбекистана трудоустроен и зарегистрирован в стра-
не назначения в легальном порядке, его трудоустройство за рубежом
рассматривается властями его родной страны как нелегальное. В то
же время большинство мигрантов также сталкивается с трудностями
регистрации и легализации своего пребывания и работы в Казахстане.
Поэтому, несмотря на то, что большинство трудовых мигрантов пересе-
кает государственные границы легально, 100% трудовых мигрантов из
Узбекистана, работающих в Казахстане, оказываются в нерегулярном
и незаконном положении. Нелегальный статус в принимающей стране
сильно повышает уязвимость трудового мигранта в сфере нарушения
его прав человека и в части его эксплуатации. Положение «двойного
нелегала» еще более увеличивает уязвимость мигранта, потому что
он (она) лишены защиты со стороны и принимающего, и родного госу-
дарства.

Согласно данным предыдущего исследования по трудовой мигра-
ции в Узбекистане, число мигрантов, подвергающихся эксплуатации в
Казахстане, выше, чем в других странах, куда они направляются. Тру-
довая миграция из Узбекистана не рассматривается правительством
этой страны в качестве государственного приоритета и оно не уделя-
ет в настоящее время достаточного внимания защите своих граждан,
ссылаясь на недостаток точной информации о реальной картине прав
узбекских трудовых мигрантов в принимающих странах. Следует заме-
тить, что феномен трудовой миграции из Узбекистана в южный Казахс-
тан недостаточно полно изучен. В настоящее время миграция рабочей
силы в южный Казахстан отличается быстрорастущей тенденцией к
миграции по незаконным каналам. В этой связи предоставляется важ-
ным осветить условия, в которых оказываются мигранты из Узбекиста-
на, прибывающие в Казахстан, а также изучить причины того, почему
ситуация остается неизменной. Эти и ряд других вопросов непосредс-

6
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

твенно, связанных с вышеперечисленными факторами, явились пред-
метом данного исследования.

Главная цель исследования – изучить:
– социальное и правовое положение узбекских трудовых мигрантов в
Казахстане;
– социально-экономическое влияние трудовой миграции в Узбекиста-
не;
– законодательство в сфере трудовой миграции в Казахстане и Узбе-
кистане и его практическое применение;
– феномен торговли людьми с целью трудовой эксплуатации в отноше-
нии узбекских мигрантов, а также правовые, административные, соци-
альные и рыночные условия, способствующие торговле людьми.

Основываясь на полученных данных, выработать рекомендации по
улучшению системы управления миграцией между Узбекистаном и це-
левыми регионами Казахстана.


1.1. определение терминов
Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-миг-
рантов и членов их семей, принятая 18 декабря 1990 г. Генеральной Ас-
самблеей Организации объединенных наций, в резолюции 45/158 дает
следующее определение «трудящегося мигранта»: «лицо, которое бу-
дет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятель-
ностью в государстве, гражданином которого он или она не является»
(ст. 2). Таким образом, главная цель трудовой миграции - заработать
деньги за рубежом и вернуться домой, а отнюдь не переезд с целью
постоянного жительства, хотя в некоторых случаях именно это стано-
вится результатом трудовой миграции.

Большинство трудовых мигрантов из Узбекистана в южный Казахс-
тан принадлежат к следующим субкатегориям:

сезонный трудящийся – «трудящийся-мигрант, работа которого по
своему характеру зависит от сезонных условий и выполняется только
в течение части года»;

Трудящийся на проекте – «трудящийся-мигрант, допущенный в го-
сударство работы по найму на определенный срок для работы исклю-
чительно по конкретному проекту, осуществляемому в этом государс-
тве его или ее работодателем»;

Трудящийся, работа которого связана с переездами – «трудящий-
ся-мигрант, который, обычно проживая в одном государстве, вследс-
7
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

твие характера своей работы вынужден переезжать в другое государс-
тво или государства на короткие периоды»;

Трудящийся, работающий не по найму, –«трудящийся-мигрант,
который занимается вознаграждаемой деятельностью, отличной от
работы по договору найма, и который обеспечивает за счет такой де-
ятельности средства к своему существованию, работая, как правило,
самостоятельно или совместно с членами своей семьи».

Международные правовые документы делают отличие между «не-
легальными» и «нерегулярными» мигрантами. Нелегальные мигранты
нарушают установленный пограничный режим и въезжают в государс-
тво в обход законных процедур въезда. Нерегулярные мигранты пе-
ресекают границы государства законно, но остаются или работают на
территории этого государства незаконно, без соответствующей регис-
трации, разрешения на работу или других необходимых документов.
Тем не менее, зачастую термины «нелегальный» и «нерегулярный»
заменяют друг друга, когда используются в отношении трудовых миг-
рантов. Вследствие того, что между Казахстаном и Узбекистаном су-
ществует безвизовый режим, многие трудовые мигранты из Узбекис-
тана в южный Казахстан въезжают в страну на законных основаниях,
но часто становятся нелегальными или нерегулярными мигрантами в
случае, если трудоустраиваются там и живут неофициально, не лега-
лизуя свой статус.

Следует отметить, что регулирование трудовых отношений «хро-
мает» во всех государствах СНГ, включая Узбекистан и Казахстан. Это
поддерживает сохранение неофициальной, или теневой экономики, в
рамках которой действуют неофициальные рынки труда, предлагающие
нелегальные рабочие места и не требующие документирования. Такие
неофициальные рынки труда, куда приходят безработные, чтобы «пред-
ложить свои руки», называются базары мардикор. На фарси мардикор
означает «рабочий на день». Как правило, этот термин традиционно
применялся только к мужчинам. В связи с ухудшением экономической
ситуации в Узбекистане безработные, бедные женщины пополнили
ряды безработных на базарах мардикор. И местные жители, и мигранты
находят работу в теневой экономике, хотя нелегальных рабочих среди
мигрантов больше, чем среди местных жителей. Дело в том, что рабо-
тодатели оказывают на мигрантов давление с целью привлечения их в
теневую экономику, отказываясь подписывать контракты о найме на ра-
боту, препятствуя регистрации мигрантов или получения ими разреше-
ния на работу. Это приводит к серьезным нарушениям прав трудящихся-
мигрантов, их эксплуатации.


8
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

1.2. Методология исследования
Исследование было проведено с использованием стандартизиро-
ванных анкет и интервью с представителями следующих целевых групп:
трудовые мигранты из Узбекистана, их работодатели, правительствен-
ные чиновники Казахстана и Узбекистана. Респонденты были выбраны
для опроса путем процедуры целевого поиска. Были также опрошены
местные жители городских и сельских районов южного Казахстана при
помощи анкеты, имеющей целью проконтролировать и выяснить отно-
шения между жителями принимающих стран и трудовыми мигрантами.
Респонденты были выбраны путем случайного отбора.

Опрос проводился в два этапа, чтобы в выборке были предостав-
лены сезонные рабочие. Первый этап был осуществлен в январе и
феврале 2004 года. В этот период целевые группы были опрошены в
Южно-Казахстанской, Алматинской, Кызылординской и Мангыстауской
областях. Второй этап состоялся летом (в июне и августе 2004 г.), когда
были опрошены трудовые мигранты, их работодатели и местные жите-
ли в Южно-Казахстанской области.

Всего проведено 533 интервью: 250 - с трудовыми мигрантами из Узбе-
кистана, 200 - с жителями целевых регионов Казахстана, 50 - с работода-
телями, нанявшими узбекских рабочих в Казахстане, 26 - с казахстанскими
чиновниками, 7 - с чиновниками из Узбекистана. По причине неправильно
проведенного отбора или интервью 11 из них не были учтены.

Среди опрошенных официальных лиц Казахстана: 24% являлись
руководителями областных управлений, 36% - их заместителями, 28%
начальниками отделов, остальные - рядовыми служащими. 24% из них
работают в сфере миграции более 10 лет; 16% – 5-10 лет, 40% - 2-5
лет, остальные - менее 2 лет. 60% респондентов работают по вопро-
сам миграции напрямую, 24% посвящают этим вопросам значительную
часть времени, 16% работают по вопросам миграции косвенно и 8%
(все - таможенники) не работают с мигрантами вовсе.

Среди опрошенных государственных чиновников в Узбекистане - 1
заместитель директора департамента, 3 - начальника управления, 3
простых служащих, которые непосредственно работали с мигрантами
из Узбекистана в южном Казахстане. Один из опрошенных работает
над вопросами миграции в течение 10 лет, остальные - по 5 лет. Только
один чиновник заявил, что он работает с вопросами, имеющими отно-
шение к миграции, каждый день. Другие сказали, что занимаются эти-
ми вопросами только в косвенном порядке.



9
Сводная таблица методологии опроса, применявшейся в процессе исследования
Опрошенные целевые группы цель где и сколько интервью проведено
Опрос среди мигрантов из Узбекистана Изучение социального и правового г. Шымкент (40) и поселение Сайрам
в городских и сельских районах Южно- положения мигрантов из Узбекистана (10); г. Алматы (45) и поселение Чка-
Казахстанской области с использова- в месте их пребывания, а также причи- ловский (5); г. Кызылорда (38) и посе-
нием стандартизированной анкеты. ны, задачи и цели их миграции. ление Ак Мечеть (12); г. Актау (36) и Жа-
наозен (14); г. Жетысай (12) и поселения
Интер (4); поселение Славянка (6);
Алгабас (7); Мырзакент (1); Далдабеков
(5); Микоян (14); Шавлан (7); Киров (7).
Опрос местного населения с использо- Изучение отношений между мигран- г. Шымкент (35) и поселение Сайрам (5); г.
ванием стандартизированной анкеты в тами из Узбекистана и местным на- Алматы (36) и поселение Чкаловский (4); г.
населенных пунктах, где присутствует селением, количественная оценка Кызылорда (29) и поселение Ак Мечеть (11);
большое число трудовых мигрантов из мигрантов из Узбекистана в южном г. Актау (32) и Жанаозен (8); г. Жетысай (10) и
Узбекистана. Казахстане. поселения Интер (12); поселение Славянка
Трудовые мигранты из Узбекистана




(6); Алгабас (8); Мырзакент (5); Далдабеков
(2); Микоян (2); Шавлан (1).




10
в южных регионах Республики Казахстан




Опрос местных жителей, нанимающих Изучение причин и целей трудовой миг- Г. Шымкент (8) и поселение Сайрам (2);
трудовых мигрантов из Узбекистана, с рации в южный Казахстан, профессио- г. Алматы (9) и поселение Чкаловский
применением стандартизированной ан- нальные ниши, занятые мигрантами, (1); г. Кызылорда (6) и поселение Ак Ме-
кеты. перспективы миграции, социальное и четь (4); г. Актау (7) и Жанаозен (3); г.
правовое положение мигрантов, коли- Жетысай (2) и поселение Славянка (4);
чественная оценка трудовой миграции Алгабас (1); Мырзакент (2); Далдабеков
из Узбекистана в южный Казахстан. (5); Микоян (2).
Опрос среди государственных чиновни- Изучение государственного опыта и Г. Шымкент (6); г. Алматы (7); г. Кызы-
ков, работающих в: областных управле- используемых методов управления лорда (6); г. Актау (6); поселение Бей-
ниях по миграции и демографии, депар- миграцией в южном Казахстане, ка- неу (1); г. Жетысай (1).
таментах труда и занятости населения, налов легальной и нелегальной миг-
департаментах внутренних дел, мигра- рации из Узбекистана, результатов
ционной полиции, пограничной и тамо- миграции из Узбекистана в южный Ка-
женной службах, неправительственных захстан, оценка социального и право-
организациях, с использованием стан- вого положения мигрантов, перспек-
дартизированной анкеты. тив миграции, количественная оценка
трудовой миграции.
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

1.3. Экономические и демографические индикаторы в Казахстане

демографические индикаторы1

Население, млн, Возраст, % Прирост Работоспособное
2005 г. населе- население, млн,
ния, % 2003 г.
0-14 15-64 65+
15,2 23,7 68,4 7,9 0,3 9,3
(57% - городские
жители)

Казахстан является крупнейшей страной в Средней Азии, охваты-
вающей территорию площадью 2 724 900 кв. км с населением в 15 млн
чел. с плотностью населения в 5,5 чел. на кв. км. Со времени обрете-
ния независимости в 1991 г. более 2 млн чел. эмигрировали из Казах-
стана, и только в 2004 г. в стране сложилось положительное сальдо
миграции, наконец-то повернувшее вспять процесс общего уменьше-
ния численности населения страны.

В экономическом смысле среди бывших советских республик Казах-
стан является самой богатой страной в Средней Азии. Он богат природ-
ными ресурсами, обладает значительными запасами нефти и, начиная с
1999 г., находится в фазе экономического роста. Эта тенденция получила
стимул в результате проводимых с середины 90-х годов экономических
реформ и приватизации, в процессе которых особое значение придава-
лось диверсификации в развитии частного сектора. Хорошие урожаи и
иностранные инвестиции внесли вклад в устойчивый рост доходов насе-
ления. Уровень безработицы также снижался (с 12,8% в 2000 г. до 8,8%
- в 2003 г.)2 . Обладая сильной экономикой и потенциалом самых высоких
доходов в регионе, Казахстан стал привлекательной страной для трудо-
вых мигрантов из соседнего Узбекистана.

экономические индикаторы

ВВП на душу % населения, живуще- Уровень Классифика- Долговые
ция доходов 6
населения, го за чертой бедности, инфляции, %, обязательс-
USD, 2003 г.3 2004 г.4 2004 г.5 тва7
1995,4 19 6,9 Ниже Умеренные
среднего



ЦРУ, Всемирная база данных (2005).
1

ПРООН, Отчет о человеческом развитии: Казахстан (2004).
2

ПРООН, Отчет о человеческом развитии: Казахстан (2004).
3

ЦРУ, Всемирная база данных (2005).
4

Там же.
5

Всемирный Банк (Июль 2004): Вебсайт классификации доходов.
6

Там же.
7


11
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

Внд на душу населения*
2500
2000
1500
USD




1000
500
0
1999 2000 2001 2002 2003 2004

* ВНД (валовой национальный доход) = сумма добавленных стоимостей всеми местными
производителями, плюс любые налоги на товар (минус субсидии), не включенные в оценку
продукции, плюс первичный доход (первичные поступления) из-за рубежа в чистом виде
(Всемирный Банк).


прямые иностранные инвестиции
3000
2500
Millions USD




2000
1500
1000
500
0
2002
1999 2000 2003
2001

Источник: Всемирный Банк, База данных индикаторов всемирного развития. Данные по
прямым иностранным инвестициям за 2004 год не доступны.



Хотя трудовые мигранты из Узбекистана едут в поисках работы в
различные районы Казахстана, наиболее высока их концентрация в
южных регионах. Здесь трудовые мигранты в основном заняты в стро-
ительстве и сельском хозяйстве, работают на табачных и хлопковых
полях. В таблице приведены демографические характеристики и пока-
затели экономической деятельности исследованных областей.




12
демографические характеристики и показатели экономической деятельности

исследованные области республика алматинская кызылординская Мангыстауская южно-
казахстан казахстанская

Население, млн, 2005 г.8 15,2 1,6 0,64 0,36 2,2
Доход на душу населения, PPP, USD, 2003 г.9 6527 2956 4635 13 850 2697




13
Доля в национальном промышленном произ- 100 9,1 5,0 12,5 4,6
водстве, %, 2002 г.10
Доля в национальном сельскохозяйственном 100 13,6 1,9 0,2 12,2
производстве, %, 2002 г. 11
Доля в строительном секторе, добавленная 100 11,8 5,3 5,0 2,4
стоимость, %, 2003 г.12
Доля в розничном торговом обороте, %, 2002 г.13 100 39,4 1,1 1,3 3,9



8
Агентство по статистике Республики Казахстан (2005).
9
ПРООН, Отчет о человеческом развитии: Казахстан (2004).
10
ПРООН, Kazakhstan InfoBase.
11
Там же.
12
Там же.
13
ПРООН, Kazakhstan InfoBase.
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

1.4. Экономические и демографические индикаторы в Узбекистане

демографические индикаторы14

Население, млн, Возрастная Уровень прироста
2005 г. структура, % населения, %
0-14 15-64 65+
26,8 33,5 61,7 4,8 1,67

Хотя Узбекистан не является крупнейшей среднеазиатской страной
в территориальном отношении, он имеет самое многочисленное в ре-
гионе население, с плотностью 63 чел. на кв. км. Большинство населе-
ния - молодые и трудоспособные люди, средний возраст - 22,36 лет.
Официальный уровень безработицы в Узбекистане - менее 1%, одна-
ко, по крайней мере, 20% населения не имеет работы, а в некоторых
областях Узбекистана безработица достигает 50%.

экономические индикаторы

ВВП на душу % населения, Уровень Классифика- Долговые
населения, живущего за инфляции, ция доходов 18 обязательс-
USD, 2003 г.15 чертой бедности, %, 2003 г. 17 тва19
2000 г.16
338 27,5 24,2 Низкие доходы Умеренные


После обретения независимости (1991 г.) в Узбекистане продолжа-
ли придерживаться командного стиля в экономике с предоставлением
государственных субсидий и жестким контролем над продукцией и це-
нами. После финансовых кризисов в конце 90-х годов в Средней Азии
и России Узбекистан увеличил экспортный и валютный контроль, все
больше изолируя и без того весьма закрытую экономику. Необходимо
отметить незначительные шаги по либерализации в экономической и
политической сферах. Но их было недостаточно для развития частно-
го сектора.

Узбекистан богат природными ресурсами, однако ВНД на душу на-
селения здесь с 1991 г. неуклонно снижался. Увеличение тарифов и



ЦРУ, Всемирная база данных (2005).
14

ПРООН, Отчет о человеческом развитии: Казахстан (2004).
15

ЦРУ, Всемирная база данных (2005).
16

Там же.
17

Всемирный Банк (Июль 2004): Вебсайт классификации доходов.
18

Там же.
19


14
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

ужесточение требований к рыночной торговле со стороны правительс-
тва в 2002 - 2003 гг. сдерживало возможности развития экономической
деятельности и усиливало недовольство в народе. Ужесточение пра-
вил торговой деятельности (в 2004 г.) ограничило для предпринимате-
лей возможности участвовать в импорте/экспорте и продаже товаров
в Узбекистане.20

Внд на душу населения
800
600
USD




400
200
0
2004
2001
1999 2000 2002 2003



прямые иностранные инвестиции
140
120
100
млн USD




80
60
40
20
0
1999 2000 2001 2002 2003

Источник: Всемирный Банк, База данных индикаторов всемирного развития. Данные по
прямым иностранным инвестициям за 2004 год не доступны.


Все большее ужесточение экономической политики со стороны пра-
вительства, неоправданно высокие налоги и застоявшаяся банковская
реформа способствовали расширению тайной или теневой экономики
в Узбекистане. Уменьшение шансов найти работу, сокращение возмож-
ностей для торговли и недостатки системы социального обеспечения,
работа которой значительно ухудшилась после распада Советского
Союза, заставило многих людей искать заработок за рубежом.



Международная кризисная группа, Азиатский брифинг #38, 25 мая 2005г. - Бишкек/
20

Брюссель.

15
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

1.5. Причины трудовой миграции

Я несчастная женщина - вдова с тремя незамужними дочерьми, од-
ним сыном, учеником 9 класса, и другим - восьмиклассником. Им всем
нужны деньги – для свадеб, дальнейшей учебы и т.д. А я даже не могу их
досыта накормить - уже четыре года в нашем ширкате21 не платят за-
рплату! Я уже и не знаю, сколько они мне должны - в этом нет смысла…
Из интервью с мигрантом

Все миграционные процессы на местном, национальном или меж-
дународном уровнях обычно являются результатом комбинации от-
талкивающих и притягивающих факторов. Отталкивающие факторы
связаны с вынужденной миграцией и, как правило, характерны для
зон конфликта, стихийных природных бедствий или стран со сложной
экономической ситуацией. Притягивающие факторы связаны с доб-
ровольной миграцией, когда потенциальный мигрант ищет привлека-
тельные экономические или какие-либо другие возможности. Каждый
потенциальный мигрант взвешивает все эти факторы, прежде чем ре-
шить, уезжать или нет.

Главными факторами, побуждающими к трудовой миграции из Уз-
бекистана в Казахстан, являются нехватка возможностей для работы,
низкая заработная плата и надежда на лучший заработок в Казахс-
тане. Около 55% опрошенных мигрантов назвали отсутствие работы
дома в качестве главной причины поиска ее в Казахстане. Около 35%
мигрантов назвали главной причиной низкую заработную плату в Уз-
бекистане; 90% респондентов сказали, что главная причина в том, что
они хотели заработать побольше денег, чтобы прокормить свои семьи;
2% нуждались в средствах для платы за обучение и медицинские ус-
луги для себя и членов семьи; 4% планировали потратить заработок
на свадьбу или крупные покупки; 3% нуждались в стартовом капитале,
чтобы начать свой бизнес; 1% опрошенных хотели подготовить базу
для переезда на постоянное место жительства в Казахстан; 93,6%
респондентов положительно относятся к трудовой миграции, а 70,7%
сказали, что члены их семей также хотели бы работать за рубежом.
Таким образом, для сотен тысяч граждан Узбекистана трудовая мигра-
ция становится важным источником выживания в период чрезвычай-
ных экономических трудностей. Понимание причин и целей трудовой
миграции другими группами респондентов практически полностью сов-
падает с ответами самих мигрантов.
На момент опроса 59,3% мигрантов заявляли, что ездили в Казах-
стан на заработки уже в течение, по крайней мере, двух лет; 6% - что
Ширкат – сельскохозяйственный кооператив.
21



16
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

они зарабатывали деньги за рубежом в течение, по крайней мере, трех
лет; 8,9% мигрантов сказали, что ездили на заработки в Россию еще
до 1999 г. Те, кто стал трудовыми мигрантами позже, обычно не езди-
ли на работу никуда, кроме Казахстана. Эта тенденция может быть
объяснена тремя взаимозависимыми факторами: экономический рост
и улучшение условий жизни в Казахстане в последние несколько лет,
экономический кризис (1999 г.) в Узбекистане и растущее число трудо-
вых мигрантов, приезжающих в Казахстан вместе с родственниками и
друзьями.

1.6. Современные миграционные тенденции в Узбекистане
Как правило, в условиях переходных экономик женщин в трудовой
миграции участвует больше. 22 Число узбекских женщин, занятых в тру-
довой миграции, особенно возросло за последние несколько лет. В
2002 г. 14,1% трудовых мигрантов составляли женщины. Эта цифра воз-
росла до 23,7% в 2004 г. Большее число женщин-трудовых мигрантов
объясняется тремя взаимозависимыми факторами. Растущий спрос
на рынке труда Казахстана на работу, традиционно выполняемую жен-
щинами в сельском хозяйстве и сфере услуг, подвигает их выбирать
работу в соседнем государстве. Трудовая миграция в Казахстан в силу
культурной и географической близости между странами пугает женщин
меньше, чем миграция в Россию. И, наконец, усиление паспортного ре-
жима после террористических атак 1999 г. в Ташкенте усложнило внут-
реннюю трудовую миграцию для мужчин и, таким образом, внутренняя
трудовая миграция стала в основном сферой деятельности женщин.
Получив больший доступ на базары мардикор 23 в поисках работы в Уз-
бекистане, женщины обрели возможность большего доступа к работе
за рубежом, так как поиск трудовых мигрантов для работы за границей
зачастую происходит именно на таких базарах.

Среди тех, кто участвует в трудовой миграции, число людей с не-
законченным средним или только со средним образованием выросло
с 36,1% в 2002 г. до 38,7% в 2004 г. Это, возможно, связано с увеличив-
шимся спросом на неквалифицированную рабочую силу в Казахстане,
в общем привлекательном для менее квалифицированных мигрантов.
В то время как для работы в России средний требуемый уровень об-
разования - профессиональное училище, в Казахстане - это средняя
школа.


Международная организация труда (2004), “Глобальные тенденции занятости среди
22

женщин”. Женева. В отчете указано, что в переходных экономиках в среднем 91 работающая
женщина приходится на 100 мужчин.
Неофициальные рынки труда, куда безработные приходят, чтобы «продать свои руки».
23



17
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

Увеличивается (с 2,1% в 2002 г. до 7,3% - в 2004 г.) процент мигран-
тов из более состоятельных семей, имеющих возможность совершать
дорогостоящие покупки. Данная тенденция объясняется тем, что тру-
довая миграция положительно сказывается на благосостоянии мигран-
тов и их семей, поэтому мигранты продолжают работать за рубежом,
чтобы поддерживать этот уровень доходов. В то же время среди миг-
рантов увеличилось (с 59,3% - в 2002 г. до 75,8% - в 2004 г.) количество
очень бедных людей, у которых не всегда есть деньги на покупку про-
дуктов питания. Приведенные цифры говорят о том, что все больше
людей в Узбекистане находят в трудовой миграции решение экономи-
ческих проблем и возможность поддержания хорошего уровня своего
благосостояния.

Следует также отметить, что, если в 1999 г. большинство трудовых
мигрантов ездили на заработки за границу самостоятельно, то во вре-
мя данного исследования 45% опрошенных мигрантов заявили, что
приехали в Казахстан с группой родственников или друзей. Все это
свидетельствует о том, что с ростом безработицы в сельских регио-
нах Узбекистана, увеличилось число людей, которые начинают ценить
особое положительное влияние трудовой миграции на уровень бла-
госостояния семей и считают работу за рубежом стоящим выбором.
Согласно данным, 55,1% опрошенных мигрантов прибегали к помощи
посредников в поисках работы в Казахстане, что говорит о развитии
инфраструктуры по организации трудовой миграции посредством не-
официальных каналов.


1.7. Страны назначения узбекских трудовых мигрантов

Основными странами, куда направляются трудовые мигранты из
Узбекистана, являются Россия, Казахстан и Южная Корея. В качестве
конечного пункта около 60% трудовых мигрантов выбирают Россию,
26% - Казахстан и около 5% - Южную Корею. Начиная с 1999 г., попу-
лярность Казахстана среди трудовых мигрантов растет. Это объясня-
ется несколькими факторами: увеличение общего потока мигрантов из
Узбекистана, улучшение экономической ситуации в Казахстане и ожи-
дание лучшего заработка в этом государстве, а также географическая
близость двух стран. Фактически трудовая миграция в Казахстан более
выгодна гражданам Узбекистана, чем миграция в Россию. Средние до-
ходы узбекских трудовых мигрантов в этих двух государствах заметно
не отличаются, а проезд до южных регионов Казахстана не только лег-
че и дешевле, но и требует пересечения всего одной границы.


18
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан




2. Социальный Портрет УзбеКСКого
трУдоВого Мигранта В южноМ КазахСтане



2.1. Пол

Мужчины составляют 72,2% трудовых мигрантов из Узбекистана в
южные регионы Казахстана. 13,9% женщин, участвующих в трудовой
миграции, являются коммерческими мигрантами, приезжающими торго-
вать на рынках южного Казахстана. В гендерном составе в районах юж-
ного Казахстана превалируют мужчины: Южно-Казахстанская область
- 76,1%, Махтааральский район - 64,1%, Алматинская область - 90,7%,
Кызылординская область - 84%, Мангыстауская область - 48,9%.


2.2. Возраст
Средний возраст трудовых мигрантов составляет 33 года. Мужчины
обычно моложе и имеют меньшее количество иждивенцев, чем жен-
щины. В среднем, мужчины в возрасте 31 года имеют 4,1 иждивенца (в
среднем - 7). Женщины, возраст которых на момент миграции состав-
ляет 38 лет, имеют, в среднем, по 5,2 иждивенца каждая. «Старший»
возраст женщин может быть объяснен тем фактом, что они не мигриру-
ют до того, как родят и вырастят детей. Поэтому в трудовой миграции,
в основном, участвуют молодые неженатые мужчины, которые должны
помогать родителям, и главы семей обоих полов, которым нужно обес-
печивать 4 - 7 иждивенцев.

Средний возраст трудовых мигрантов в регионах южного Казахста-
на следующий: Южно-Казахстанская область - 33 года (32 - муж. и 34
- жен.), Махтааральский район - 32 года (31,7 - муж. и 32,3 - жен.), Алма-
тинская область - 33 года (34 - муж. и 32 - жен.), Кызылординская - 32
года (31 - муж. и 41 - жен.), Мангыстауская область - 36 лет (32 - муж. и
42 - жен.)


19
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

пол и возраст мигрантов
100
80
женщины




60
40
% респондентов




20
0
20
40
мужчины




60
80
100
Махта-
Южно-Ка- Алматин- Кзылордин- Мангыста-
аральский
захстанская ская ская уская
район
область область область область

21-30 31-40 41-50 50 +
? 20


2.3. образование
Следует отметить, что уровень образования среди женщин, учас-
твующих в трудовой миграции, выше, чем у мужчин - 2,38 и 2,51 лет,
соответственно. Тем не менее, по сравнению с Россией, Казахстан
привлекает большое количество неквалифицированных рабочих-
мигрантов. В России средний уровень образования среди рабочих-
мигрантов из Узбекистана составляет 3 года (учеба в колледже), а в
Казахстане - 2 года (средняя школа). Объяснением этому может быть
более высокий спрос в Казахстане на сельскохозяйственных работни-
ков. 85,7% трудовых мигрантов из Узбекистана, занятых в Казахстане
в сфере сельского хозяйства, имеют только среднее образование. В
регионах южного Казахстана самый низкий (2,16 лет) уровень образо-
ванности среди мигрантов наблюдался в Махтааральском районе, в
то время как средняя цифра в других областях, где основным родом
деятельности для трудовых мигрантов является сельское хозяйство,
составляла 2,42 года. Самый высокий (2,91) уровень образованности
- в Алматинской области, где исследователем не были найдены трудо-
вые мигранты, занятые в сельском хозяйстве.

2.4. знание языков
Большинство трудовых мигрантов из Узбекистана, помимо узбек-
ского, владеют разговорным русским языком. Во время опроса 89,5%
20
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

мигрантов могли отвечать на вопросы на русском языке, демонстри-
руя таким образом достаточное его знание, 10,5% предпочли, чтобы
интервью было на узбекском. Из тех, кто не мог говорить по-русски,
5,8% проживали в Махтааральском районе, а 4,7% - в Кызылординской
области; 14,3% работали в строительстве, 32,1% были заняты физи-
ческим трудом, а остальные - в сельском хозяйстве.

2.5. географическое и этническое происхождение
Участие этнических узбеков, таджиков и каракалпаков в трудо-
вой миграции в южных регионах Казахстана пропорционально пред-
ставительству этих национальностей среди населения Узбекистана:
75% опрошенных трудовых мигрантов являются узбеками (71% муж. и
87% жен.), 10,9% - казахи, (10,6% муж. и 11,6% жен.), 7,7% каракалпаки
(10,6% муж. и 1,5% жен.), и 3,2% таджики (4,3% муж. и 0% жен.). Другие
этнические группы, проживающие в Узбекистане, такие как корейцы и
татары, составляют менее 1,5% общего числа трудовых мигрантов.
распределение трудовых мигрантов
согласно регионам происхождения и странам назначения
(количество опрошенных в %)
Регион всего женщин мужчин Основные регионы назначе-
происхождения ния в южном Казахстане
Ташкентская область 11,3 13,0 10,6 Южно-Казахстанская
область (ЮКО), Махтаараль-
ский район
Андижанская область 6,0 7,3 5,6 Махтааральский район
Бухарская область 2,0 2,9 1,7 ЮКО
Джиззакская область 2,8 1,4 3,4 ЮКО Махтааральский район
Кашкадаринская 4,4 1,5 5,6 ЮКО
область
Навоиская область 2,0 1,5 2,2 Махтааральский район
Наманганская область 9,3 17,5 6,1 Махтааральский район
Самаркандская 11,7 0,0 16,2 Алматинская область,
область г. Алматы
Сухандарьинская 0,8 1,4 0,6 ЮКО Махтааральский район
область
Сырдарьинская об- 3,2 0,0 4,5 ЮКО Махтааральский район
ласть
Ферганская область 13,7 15,9 12,9 Кызылординская область
Махтааральский район
Хорезмская область 11,7 15,8 10,1 Кызылординская область
Мангыстауская область
Каракалпакстан 21,0 21,7 20,7 Мангыстауская область

21
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

Таким образом, почти половина опрошенных мигрантов работала
в Южно-Казахстанской области, многие были заняты в сельском хо-
зяйстве Махтааральского района области. Около четверти опрошен-
ных мигрантов были заняты в Мангыстауской области, а оставшиеся
- в Алматинской и Кызылординской областях.

Каракалпакстан был назван регионом, для которого характерна самая
высокая мобильность среди населения в плане найма на работу в юж-
ные регионы Казахстана. 21% опрошенных трудовых мигрантов - родом
из Каракалпакстана. Такое высокое число трудовых мигрантов из этого
региона объясняется недостаточно развитой строительной индустрией и
низким уровнем деятельности в сельском хозяйстве. Более того, соглас-
но другим исследованиям, трудовая миграция из Каракалпакстана в дру-
гие, кроме Казахстана, страны также достигает значительных масштабов.
Следовательно, есть вероятность того, что для трудовой миграции из это-
го региона Казахстан является основной страной назначения.

Сельское население чаще участвует в трудовой миграции во всех
вилоятах (областях), кроме Ташкентского, где 72% мигрантов были го-
рожанами, 44,4% из них - из Ташкента.

В Ташкентском и Джиззакском вилоятах, согласно наблюдениям, в
миграции, в основном, участвуют молодые мужчины с профессиональ-
ным образованием (средний уровень образованности среди трудовых
мигрантов из Ташкентского вилоята составляет 3,2 года, а из Джиз-
закского - 2,6). Таким образом, в этих вилоятах происходит некоторая
«утечка мозгов», поскольку на местном рынке труда существует недо-
статок профессиональных возможностей. В других вилоятах средний
возраст мигрантов составляет 35 - 40 лет, и они чаще всего не облада-
ют профессиональной квалификацией. Из этого следует, что они уез-
жают, потому что не могут конкурировать на местном рынке труда.

2.6. род деятельности
Трудовые мигранты из Узбекистана находят работу в различных
сферах занятости. Мигранты, опрошенные для данного исследования,
были заняты в 14 различных профессиях:
род занятий % занятых трудовых мигрантов
Строительство 31,0
,0
0
Торговцы на рынке 31,9
Сельское хозяйство 8,9
Пекари 6,9
Повара 8,5
Другое* 5,2

22
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

Мнения среди опрошенных групп респондентов по поводу сфер за-
нятости трудовых мигрантов из Узбекистана следующие:

род занятий % занятых трудовых мигрантов
Строительство 50,0
Торговцы на рынке 23,0 - 25,0
Сельское хозяйство 17,0
Пекари 2,0 - 3,0
Повара 2,0 - 3,0
Другое* 5,0

* Другое включает: работа, не требующая специальной подготовки, работники сферы услуг,
грузчики и носильщики на рынках, плотники, работники по дому.


Разница между мнениями и данными, полученными мигрантами,
может быть объяснена тем, что основная часть опроса проводилась
зимой, когда нет работы в сфере строительства и сельского хозяйс-
тва.

Тем не менее, все респонденты отмечали, что трудовые мигранты
из Узбекистана играют важную роль в заполнении пробелов на рынке
труда, поскольку находят работу в тех секторах, где не хватает рабо-
чих рук, и таким образом, не составляют конкуренции местному насе-
лению. Узбекские мигранты назвали Махтааральский район самым
легким с точки зрения поиска работы, а Мангыстаускую область самой
трудной. В Махтааральском районе проще всего найти работу пова-
рам, а в Алматы - в сфере услуг. Больше всех были довольны своим
положением плотники и изготовители мебели в Шымкенте, повара в
Алматы. Самыми недовольными были работники без квалификации в
Мангыстауской области.

53,8% трудовых мигрантов из Узбекистана нашли работу в Казах-
стане через личные контакты - родственников или знакомых. Из них
20,9% заявили, что подобным образом очень легко находить работу,
15,4% сказали, что довольно легко, 56% - что это трудно, но легче, чем
найти работу в Узбекистане, а 7,7% считали этот способ более слож-
ным, чем искать работу в Узбекистане.

33,7% мигрантов нашли работу самостоятельно. Из них 29,3%
назвали этот способ очень легким, 19% - достаточно легким, 37,9% -
сложным, но более легким, чем в Узбекистане, и 5,2% считали, что это
даже сложнее, чем найти работу в Узбекистане.


23
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

4,1% мигрантов нашли работу на «черном рынке труда» в Казахста-
не. Из них 14 считали этот способ достаточно легким, 71,4% - трудным,
но легче, чем найти работу в Узбекистане, и 14,3% - более сложным,
чем найти работу в Узбекистане.

3% опрошенных мигрантов нашли работу по объявлениям, опубли-
кованным в казахстанских газетах. Более половины из них сказали, что
не испытали трудностей при поиске работы таким образом. Другие за-
явили, что это было трудно, но легче, чем найти работу в Узбекистане.

2,4% мигрантов были наняты на работу частными лицами на терри-
тории Узбекистана; 1,8% нашли работу через рекрутинговое агентство
в Узбекистане, и все работают в Алматинской области.

2.7. Продолжительность пребывания за границей

Средний период пребывания за границей с целью трудовой миг-
рации составляет, варьируясь, от 2 до 8 месяцев, в среднем - 4,7
месяца.

2.8. доходы

Казахстан привлекателен для трудовых мигрантов из Узбекистана
не только в силу географической и языковой близости, но и потому, что
средняя заработная плата в Казахстане несильно отличается от той,
что в России, но выше, чем в Узбекистане, где официальный минимум
составляет 7400 сумов, или $7. Трудовые мигранты зарабатывают в Ка-
захстане от 29,2 до $1000 в месяц, средняя цифра составляет $151,91.
Строители получают самую высокую заработную плату (в среднем -
$201,65 в месяц), повара - на втором месте по заработной плате среди
трудовых мигрантов из Узбекистана. Работники сельского хозяйства
получают самую низкую заработную плату, составляющую в среднем,
$80,91 в месяц. Трудовые мигранты, находящиеся в условиях эксплуа-
тации, близких к рабству, зачастую не зарабатывают ничего.

Доходы коммерческих мигрантов, продающих товары на рынке, со-
ставляют от 40 до $875,91 в месяц, в то время как средние заработки в
данной группе составляют $140,59.

В среднем, самые высокие заработки, выплачиваются мигрантам
в Южно-Казахстанской области (исключая Махтааральский район) -
$227,79 в месяц, самые низкие в Махтааральском районе - $98,46 в
месяц.

75,8% опрошенных мигрантов заявили, что до миграции их доходы
24
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

были недостаточными для приобретения товаров первой необходимости
и еды, а, работая в Казахстане, они могут позволить лучшее питание для
своих семей. Из них 17,8% могут позволить себе делать дорогостоящие
покупки, а 4,9% откладывать деньги на покупку машины или отдельного
жилья.

Мнения среди других групп респондентов по поводу доходов тру-
довых мигрантов из Узбекистана различаются и расходятся с действи-
тельностью. Работодатели мигрантов считают, что средняя заработ-
ная плата трудовых мигрантов составляет $132,44 в месяц, а самые
высокие заработки в сфере услуг ($185 в месяц). Далее следуют стро-
ители, которые, как считается, зарабатывают $172,89 в месяц и повара
- со $128 в месяц. Правительственные чиновники в Казахстане предо-
ставили цифры, которые совпадали с теми, что были получены у са-
мих мигрантов. Средний доход всех мигрантов оценивается на уровне
$158,22 в месяц, у строителей – $200 в месяц, поваров – $135 в месяц,
у работников сельского хозяйства – $75 в месяц. Жители Казахстана
считают заработки мигрантов очень низкими, а представители Пра-
вительства Узбекистана, наоборот, - высокими. По мнению первых,
средняя заработная плата мигрантов составляет $80-100 в месяц, по
мнению вторых - $250.




25
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан




3. ПраВоВое регУлироВание трУдоВой
Миграции из УзбеКиСтана В КазахСтан


3.1. Узбекистан

Несмотря на то, что в Узбекистане есть соответствующая зако-
нодательная база по регулированию трудовой миграции, монополия
государства в этом вопросе, а также отсутствие отдельного закона о
миграции не только способствуют тому, что трудовая миграция все
больше становится нелегальным процессом, но и препятствуют созда-
нию эффективных механизмов по защите прав трудовых мигрантов,
работающих за границей.

Право граждан Узбекистана на трудоустройство за границей га-
рантировано статьей 37 Конституции Республики Узбекистан, соглас-
но которой каждый гражданин республики имеет право на труд, на
свободный выбор работы, на справедливые условия труда и защи-
ту от безработицы в порядке, установленном законом. Кроме того, в
соответствии со статьей 13 Закона о занятости населения, граждане
Узбекистана имеют право на самостоятельный поиск работы и тру-
доустройство за пределами территории республики, а также в других
странах.

Согласно статье 10 настоящего Закона, граждане имеют право на
свободный выбор места работы путем прямого обращения к работода-
телю или через бесплатное посредничество органов по труду. При этом
законодательство определяет специальный порядок, при котором кон-
троль процесса легального трудоустройства за границей переходит (в
форме строгой монополии) к правительству. Из этого следует, что граж-
данин может получить работу за границей либо на основании двусто-
роннего соглашения между двумя государствами, либо государством
с одной стороны, и неправительственной организацией принимающей
страны - с другой. Прием заявлений, а также наем мигрантов, желаю-
щих получить работу за рубежом в рамках такого соглашения, осущест-
вляется государственным Агентством по вопросам внешней трудовой
миграции и региональными хозрасчетными Бюро по трудоустройству

26
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

граждан за рубежом. Несмотря на положения, предусмотренные ста-
тьей 10, Агентство и Бюро оказывают платные услуги.

В отличие от других стран СНГ (Российская Федерация, Республи-
ка Казахстан), в Узбекистане физические лица или негосударственные
юридические лица не имеют права оказывать содействие узбекским
гражданам в трудоустройстве за рубежом. В соответствии с Поста-
новлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 ноября
2003 г. № 505, указанное право предоставляется только некоторым
государственным организациям: Министерству труда и социальной
защиты населения, Агентству по вопросам внешней трудовой мигра-
ции, региональным хозрасчетным бюро по трудоустройству граждан
за рубежом и Центру предвыездной адаптации и обучения граждан,
выезжающих за рубеж.
Теоретически граждане Узбекистана могут самостоятельно зани-
маться поиском иностранных работодателей и последующим подписа-
нием с ними трудовых контрактов. Однако для легализации их выезда
из Узбекистана с целью трудоустройства за рубежом им необходимо
получить соответствующее разрешение Агентства по вопросам вне-
шней трудовой миграции. В свою очередь Агентство выдает разреше-
ние на основании решения Межведомственной комиссии по отбору
кандидатур для отправки граждан Республики Узбекистан на работу в
зарубежные страны.

Для получения разрешения граждане предоставляют в Агентство:
заявление в письменной форме; копию контракта нотариально заве-
ренного и легализованного в консульском учреждении Республики
Узбекистан за рубежом, с переводом на государственный язык, полу-
ченного от инофирмы (работодатель), с указанием всех социальных
гарантий и медицинского страхования, предусматривающего также
обязательство работодателя в обеспечении трудовой визы; краткие
сведения о работодателе, справку-объективку и справку о состоянии
здоровья соответствующей формы, утвержденной Министерством
здравоохранения Республики Узбекистан. Заявление рассматривает-
ся Агентством в течение 15 дней, а затем передается на рассмотрение
в Межведомственную комиссию, которая через 7 дней выносит оконча-
тельное решение по данному ходатайству.

Тем не менее, в Казахстане граждане Узбекистана, как правило,
могут получить только низкооплачиваемую работу, а работодатели
обычно отказываются подписывать с мигрантами трудовой договор,
вследствие чего они не могут предоставить необходимые документы
в Агентство для легализации их трудоустройства за границей. Кроме
того, найдя работу в Казахстане, узбекские мигранты зачастую не име-
27
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

ют возможности вернуться на родину в силу договоренности с работо-
дателем или нехватки финансовых средств. Таким образом, трудовым
мигрантам из Узбекистана очень сложно легализовать свое трудоуст-
ройство за границей в государственных органах Узбекистана, гаранти-
рующих их защиту. Миграционные потоки, проходящие через неофи-
циальные каналы, также затрудняют государственное регулирование
этих процессов и препятствуют созданию условий, необходимых для
защиты граждан Узбекистана за рубежом.

В соответствии с законодательством Узбекистана, граждане рес-
публики имеют право на легальное трудоустройство за рубежом только
в рамках межправительственных или межведомственных соглашений,
при содействии Агентства по вопросам внешней трудовой миграции
и согласно механизму, установленному Министерством труда и соци-
альной защиты населения Республики Узбекистан. Однако на сегодня
данная процедура до конца не определена, и ее детали должны огова-
риваться в контрактах.


3.2. Казахстан

В отличие от Узбекистана, правовое регулирование процессов тру-
довой миграции в Казахстане более развито. Тем не менее, сущест-
вующие правовые инструменты направлены на защиту внутреннего
рынка трудовых ресурсов и не отвечают реалиям трудовой миграции
между Казахстаном и Узбекистаном. Кроме того, в законодательстве
есть известные пробелы и противоречия, затрудняющие процесс лега-
лизации трудовых мигрантов и защиту их прав.

Правовое регулирование процессов трудовой миграции в Казахс-
тане осуществляется посредством следующих нормативно-правовых
актов: Закон «О миграции населения» (1997 г.) с последними измене-
ниями 2002 г. (статьи 5-8), Закон «О правовом статусе иностранных
граждан в Республике Казахстан»(1995 г.), Закон «О лицензировании»
(1995 г.), а также постановления Правительства № 836, № 55 и №136,
устанавливающие квоту на привлечение иностранной рабочей силы и
описывающие процедуру легализации статуса трудящихся мигрантов
в Казахстане.

Закон «О миграции населения» закрепляет возможность осу-
ществления трудовой деятельности как иностранными гражданами
на территории РК, так и гражданами Казахстана за рубежом. Однако
при регулировании этого процесса приоритетное значение имеет за-
щита внутреннего рынка труда, а мигранты, нелегально находящие-
28
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан

ся на территории Казахстана, подлежат депортации. Согласно статье
8 настоящего Закона, трудовая миграция граждан СНГ регулируется
двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенны-
ми между Казахстаном и странами СНГ. Тем не менее, до сих пор не
вступило в силу соглашение 1994 г. о сотрудничестве по вопросам
трудовой миграции между странами СНГ, так как условиям этого со-
глашения противоречат национальное законодательство многих стран
либо политика, которой они придерживаются, а соглашение о создании
общего экономического пространства (1998 г.) между республиками Уз-
бекистан, Кыргызстан и Казахстан не было ратифицировано Узбекис-
таном. К соглашению о правовом статусе граждан Казахстана, Узбе-
кистана и Кыргызстана на территории этих стран Узбекистан также не
присоединился. Кроме того, Казахстан и Узбекистан не подписали ни
одного двустороннего соглашения по этому вопросу. В связи с чем до
сих пор остается неизученной и неиспользованной возможность ре-
гулирования трудовой миграции посредством межправительственных
соглашений. Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона «О миг-
рации населения», не рассматривается в качестве трудовой миграции
трудовая деятельность иностранцев и лиц без гражданства в случаях,
предусмотренных ст. 11 настоящего Закона, в которой определены ка-
тегории иностранцев, находящихся на территории Казахстана, но не
относящихся к иммигрантам. Согласно статье 11, лица, временно за-
нимающиеся трудовой деятельностью на территории Казахстана, не
относятся к иммигрантам. Однако, в соответствии со статьей 5 насто-
ящего Закона, они также не рассматриваются и в качестве трудовых
мигрантов.

В целом нежелание властей Узбекистана ставить трудовую мигра-
цию в один ряд с другими приоритетными государственными задача-
ми, а также отсутствие двусторонних соглашений между Казахстаном
и Узбекистаном о сотрудничестве в области трудовой миграции тормо-
зят развитие региональных эффективных механизмов по защите миг-
рантов и неблагоприятно сказываются на перспективе экономического
развития, связанного с легализованной трудовой миграцией. Кроме
того, присутствующие в законодательстве обеих стран противоречия и
недоработки создают условия для несоблюдения законов и коррупции.
В этой ситуации процветает нелегальная трудовая миграция, денеж-
ные переводы в страны происхождения мигрантов проходят по неофи-
циальным каналам, нарушаются права человека.




29
Трудовые мигранты из Узбекистана
в южных регионах Республики Казахстан




4. УСлоВия трУда


Лишь 13% мигрантов имеют письменный трудовой договор со свои-
ми работодателями. 13,6% считают, что отношения должны строиться
на доверии, а не на контрактах, 5,9% опасаются, что могут навредить
работодателям, настаивая на заключении договора, 5,3% просили о
подписании с ними договора, но получили отказ, а 1,2% заплатили ра-
ботодателю за рабочее место и теперь боятся потерять свои деньги.
Оставшиеся 60,9% не знают, почему трудовой договор с ними не был
заключен в письменной форме. И, наконец, 32,5% никогда не задумы-
вались над этим вопросом. По словам опрошенных мигрантов, в основ-
ном письменный трудовой договор предлагает подписать только одна
строительная компания; 8 контрактов были заключены с жителями г.
Шымкент, которые наняли строителей из Узбекистана через агентство
по найму персонала.

Настоящим бедствием для нелегальных мигрантов становится час-
тичная или полная невыплата заработанных денег - за это, согласно
части 3 статьи 76 Закона «О труде», работодатель не только обязан
выплатить штраф, но и может быть привлечен к уголовной ответствен-
ности. 52,4% не получили своих денег за более чем 30 дней работы,
31% работавших в Казахстане мигрантов хотя бы раз не получали за-

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>