<<

стр. 7
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

и прозрачности. Это стало мощным фактором формирования позитивного
общественного мнения о необходимости перемен в сфере образовании.
Проблемы региональной системы образования решаются в конкретных
направлениях деятельности ГУО в сфере связей с общественностью: уста


186
новлены, поддерживаются и расширяются контакты со средствами массо
вой коммуникации, гражданами и организациями, о принимаемых решениях
информируется общественность, изучается общественное мнение, анали
зируется общественная реакции на действия должностных лиц и управления
в целом, структурные подразделения ГУО обеспечиваются аналитическими
разработками, формируется благоприятный имидж главного управления
образования.
В целях широкого информирования жителей Воронежской области о
деятельности главного управления образования администрации области, ходе
выполнения Программы развития образования Воронежской области на 2001
2005 гг., организации разъяснительной работы о модернизации отечествен
ной системы образования и согласно распоряжению администрации области
от 02.04.2001 г. № 589 р «Об организации систематической работы структур
ных подразделений администрации области по социальному информирова
нию» главным управлением образования совместно с пресс центром адми
нистрации области было организовано продуктивное сотрудничество с пе
чатными и электронными средствами массовой коммуникации как областно
го, так и федерального уровней («Коммуна», «Молодой коммунар», «Воро
нежский курьер», «Берег», «Комсомольская правда», «Российская газе
та», «Известия», «Учительская газета», «Поиск», Воронежская государствен
ная телерадиокомпания, телеканал «Воронеж» (4 й канал), телекомпания
«ТВЦ Воронеж» (41 й канал), телекомпания «Губерния» и др.
Регулярно проводятся пресс конференции начальника главного управ
ления образования и руководителей структурных подразделений ГУО по
результатам деятельности системы образования области, об условиях уча
стия области в федеральном эксперименте по введению единого государ
ственного экзамена, «прямые линии» в местных электронных и печатных
СМИ. Информация о деятельности главного управления образования регу
лярно размещается пресс центром на Интернет сайтах администрации об
ласти, межрегиональной новостной ленте официальной информации
«Gubern.ru». Информацию с этих сайтов используют и федеральные инфор
мационные агентства.
Распоряжением начальника ГУО от 31.12.2002 г. № 81 р «Об информи
ровании населения области о работе по развитию региональной системы
образования» на заместителя начальника ГУО, курирующего связи с обще
ственностью, возложена задача обеспечения взаимодействия с управлени
ем стратегического планирования администрации области, муниципальны
ми органами управления образованием по информированию населения об
ласти о текущих событиях и перспективных направлениях развития регио
нальной системы образования.
Еженедельно по пятницам ГУО представляет в управление стратегичес
кого планирования администрации области календарь и пресс релизы наи
более значимых мероприятий, реализуемых главным управлением образо
вания и муниципальными органами управления образованием на следую


187
щей неделе (через пресс центр администрации области он рассылается в
электронные и печатные СМИ). Календарь помогает руководителям и жур
налистам СМИ распределить работу по освещению деятельности региональ
ной системы образования.
ГУО совместно с зональной научной библиотекой ВГУ ведет монито
ринг региональных и центральных средств массовой коммуникации, по ре
зультатам которого готовится ежедневная подборка публикаций в перио
дической печати по основным направлениям и событиям в сфере образова
ния Воронежской области, а также оценка работы ГУО. Данные обзоры в
электронном виде доступны всем пользователям сети Интернет через сайт
ЗНБ ВГУ (www.lib.vsu.ru), раздел каталога «Воронежское образование».
Для информирования общественности главное управление образова
ния также успешно использует собственный Web сайт в Интернете
(www.vrnedu.ru), на котором публикуется различная аналитическая инфор
мация, обзоры. Web сайт ГУО включает в себя следующие тематические
разделы: «Новости образования», «Главное управление образования» (под
разделы «Вопросы ответы», «Телефонный справочник ГУО», «Официаль
ный отдел», «Публикации»), «Система образования», «Единый госэкзамен»
(подразделы «Региональные официальные документы», «Перечень специ
альностей и вузов», «Вопрос ответ»), «Информатизация», «Студенческий
форум», «Педсовет», «Собрание», «Экология», «Гостевая книга», на нем
также размещены ссылки на информационные образовательные ресурсы
региона и авторские страницы сотрудников ГУО.
В совокупности с другими технологиями и способами взаимодействия с
общественностью Web сайт способствует решению такой сложной задачи,
как информирование населения, он в настоящее время является не просто
модным атрибутом современной организации, это своеобразное электрон
ное подразделение ГУО, выполняющее определенные функции, направлен
ные на формирование и улучшение имиджа структуры, увеличение эффек
тивности связей с общественностью. Внедрение технологии «электронной
обратной связи» улучшило двухстороннее взаимодействие с целевыми ауди
ториями посредством Интернета, что позволило отслеживать реакцию об
щественности на деятельность ГУО, изучать целевую аудиторию, ее потреб
ности, анализировать предлагаемые рекомендации, реализовывать новые
проекты. Основное преимущество Интернета — невысокие финансовые зат
раты в совокупности с достаточно высокой эффективностью, что для бюд
жетной организации является основополагающим критерием в выборе PR
инструмента.
Главное управление образования также является соучредителем облас
тной педагогической газеты «Вестник просвещения» (совместно с ВОИПК
и ПРО) и областной детской газеты «Большие и Маленькие (БиМ)» (совме
стно с областным отделением Российского детского фонда), что позволяет
напрямую доводить информацию до целевой аудитории — учителей, школь
ников и их родителей — непосредственных участников образовательного


188
процесса. В газете «Комсомольская правда Воронеж» по субботам регу
лярно выходит рубрика «Шпаргалка КП», в которой специалисты главного
управления образования дают квалифицированные ответы на вопросы чи
тателей. При главном управлении образования создан корреспондентский
пункт научного информационно аналитического журнала «Образование и
общество» — печатного органа Координационного совета по модерниза
ции и развитию образования ассоциации «Центрально Черноземная» и Ака
демии педагогических и социальных наук.
Таким образом, комплексное использование разнообразных приемов и
инструментов паблик рилейшнз помогает главному управлению образования
администрации Воронежской области успешно информировать население,
органы государственной власти, общественные и политические организации
региона о своей работе по развитию региональной системы образования.
1
Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. — М.:
Изд во РАГС, 2001. — С. 96—98.




Н.С. Сапелкин, И.Ю. Стуколова (ВГУ)

СПЕЦИФИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
ПО НЕМЕДИЙНЫМ КАНАЛАМ
В современном российском обществе немедийные, или по иному не
формальные каналы распространения информации используются все еще
достаточно активно. Поэтому профессиональный коммуникатор должен
внимательно относиться к информации, распространяемой в виде слухов.
Можно выделить три основные причины высокой жизнестойкости слу
хов. Первая — слухи возникают при недостатке информации, значимой для
конкретной группы. Иными словами, слух представляет собой функцию важ
ности события, умноженную на его двусмысленность. То есть, слух — это
циркулирующая форма коммуникации, с помощью которой люди находясь в
неоднозначной ситуации, объединяются, создавая разумную ее интерпрета
цию, сообща используя при этом свои интеллектуальные возможности. Слу
хи живут там и тогда, где и когда люди не до конца понимают смысл происхо
дящих событий, в той или иной степени затрагивающих их работу, жизнь и
быт и дают им объяснение в соответствии со своими представлениями.
Вторая причина рождения и распространения слухов — недостаток раз
влечений. Вероятность возникновения слухов повышается в ситуации бес
событийности и однообразия. Слухи, перерастающие в сплетни, могут быть
средством избавления от скуки.
Третья причина, слухи создаются преднамеренно, с использованием
всего арсенала технологий конструирования информационно новостных


189
материалов, в условиях, когда использование средств массовой коммуни
кации не возможно, или когда они содержат, мягко говоря, некорректную
информацию о фигуранте слуха, или о каких либо событиях.
Вне зависимости от условий происхождения, слухи имеют одинаковые
свойства и черты. Прежде всего, слухи принципиально анонимны. Слухи
складываются в общественное мнение, живут самостоятельной жизнью, и
являются реальным, по мнению большинства пользователей немедийной
информации, отражением событий. При этом общественным мнением мы
считаем — мнение, которое человек высказывает публично, вслух, в при
сутствии других людей, не боясь оказаться в изоляции. Особенность рас
пространения слухов состоит в том, что они, пересказываясь одному и тому
же человеку по несколько раз, остаются при этом интересными. Трансли
руясь, слухи обрастают новыми «подробностями» детализирующего ха
рактера. Природа распространения слухов такова, что человек в любом
случае старается передать известный ему слух, а, передав, испытывает пси
хологическое облегчение. Человек оказывается подверженным влиянию
слуха независимо от того, сознает он или нет, что достоверность данного
сообщения не гарантирована. Если его сюжет оценивается как возможный
или правдоподобный, то воздействие слуха усиливается. Как только слух
получает официальное подтверждение фактами или его озвучивает заслу
живающая доверия персона, то он изменяет свой полулегальный статус и
переходит в разряд новости.
Известно, что новость всегда исходит из источника, признаваемого до
стоверным какой либо группой общественности. Для слуха достаточно, что
бы лицо его озвучившее заслуживало доверия лишь у получателя. Можно
усомниться в слухе, получив его от сомнительного собеседника, и охотно
поверить в ту же историю, услышав ее от уважаемого рассказчика.
Слухи дают искаженное представление о происходящих событиях, нео
птимальный для деятельности эмоциональный настрой, способствуют со
вершению коммуникационных и управленческих ошибок.
Разрушительное действие слухов следует пресекать разумной комму
никационной политикой.
Слухи, имеющие сильный эмоциональный заряд, очень трудно развеять
разумными аргументами. Необходимо привлекать сильного авторитетного
посредника, либо сконструировать контрслух — информацию, противопо
ложенную сюжету слуха. Для минимизации негативного действия слухов ис
пользуют и метод «дискредитации» автора или наиболее активного распро
странителя слуха. Если дискредитировать источник невозможно, то можно
снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании не
коего «врага», распространяющего заведомо ложную информацию.
Методов противодействия негативной информации, распространяемой
по немедийным каналам немало. Что бы реже пользоваться этим арсена
лом, специалистам PR следует избегать конструирования слухов с целью
нанесения «имиджевого» ущерба.


190
И.В. Сидельников (ТГТУ)

«ПРОТОПИАР» ИЛИ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В ДРЕВНОСТИ
Специальность «Public Relations» (PR, «Связи с общественностью») по
явилась в российских вузах сравнительно недавно. Сначала мало кто пони
мал, что она означает и чем, собственно, занимаются специалисты в данной
области. Услышав, что у PR существует более пятисот определений, непос
вященные окончательно отказываются понимать, что это за наука такая,
точного определения которой даже не могут найти.
Но потом ситуация начала меняться, причем, к сожалению, в худшую
сторону. К PR приклеился плотный ярлык «черный», а специалистов в дан
ной области начали окружать флером неких тайных магов и кудесников,
которые морочат обычным людям головы, заставляя их делать ненужный
им выбор и совершать ненужные им покупки.
Причем обычно в этих случаях непосвященные говорят, что, мол, PR —
это нововведение, раньше все было «по честному и так далее.
Современные специалисты в области PR в своих книгах обычно начина
ют излагать историю этой науки приблизительно с конца 18 го — начала 19
го века, причем четкий акцент ставится на опыт США, так как, по их мнению,
именно там начали применяться первые тактические приемы PR.
В пример приводятся классические случаи, как то работа Джорджа Ва
шингтона и Томаса Джефферсона в пропаганде независимости США от
Англии, используя все коммуникативные средства той эпохи: листовки, га
зеты, риторика (публичные выступления), стихи, песни (типичный пример —
Янки Дудль), шаржи и т.д., вплоть до специально организованных событий
(special events), каковым с точки зрения связей с общественностью, являет
ся «Бостонское чаепитие», произошедшее 16 декабря 1773 года, когда груп
па патриотов в боевой индейской раскраске и перьях проникла на британс
кое судно и сбросила весь груз чая за борт, и тем самым привлекли огром
ное внимание и одобрение граждан. Именно с этого момента (с завоевания
США независимости) и начинает, по их мнению, свой отсчет история PR.
Обычно данная точка зрения аргументируется тем, что в более раннее
время общественность не имела какой либо силы в решении любых гло
бальных вопросов, т.к. общественный строй подразумевал пожизненное
единовластие. Вдобавок к этому отсутствовали средства более менее гло
бальной коммуникации как метода воздействия на массы.
Автор позволяет себе не согласиться с данной точкой зрения. Во пер
вых, любая власть, даже самая абсолютная, на что то опирается: на физи
ческую силу (армия, гвардия); на поклонение, обожествление и т.д. И для
того, чтобы завоевать эту опору, необходимо приложить определенные
PR усилия, например, хотя бы завоевать уважение армии или убедить народ


191
в своем божественном происхождении. Во вторых, бесспорно, коммуни
кативными средствами того времени не были газеты, журналы и прочие
современные СМИ. Ими были в первую очередь устная коммуникация —
слухи, легенды, речи — а также скульптура, монеты и т.п.
Причем действия тех или иных исторических личностей, как не странно,
великолепно укладываются в классические схемы из современных учебни
ков по PR..
В данной работе автор осмеливается ввести в обращение новый термин
«Протопиар» (аналог с проторекламой в древнем Риме), дав ему следую
щее определение «Планируемые продолжительные усилия, направленные
на создание и поддержание определенного облика исторической личности
или события в глазах современников или потомков».
По большей части современные способы применения PR довольно ста
рые, а специалисты в этой области многое почерпнули у своих древних пред
шественников.
Изучая историю с точки зрения «связей с общественностью» мы можем
внести множество новых приемов в эту науку (это позиция специалиста в
данной области) и не позволить «оболванить» себя нечестными приемами,
которые, наверняка, уже давно придуманы (это позиция как специалиста,
так и обычного человека).
Данной работой автор поставил цель лишь немного затронуть или, ска
жем так, анонсировать, тот огромный горизонт, который открывается на
стыке двух наук — PR и истории. Более глубокое исследование и анализ
нужно проводить в работе уровня кандидатской диссертации...



Л.С. Щукина (ВГУ)

ПРОБЛЕМЫ АРГУМЕНТАЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ
(на примере телевизионной рекламы)
Аргументация является важным моментом любой убеждающей комму
никации. Хотя само это понятие чаще всего связывается с логикой и ритори
кой. Исследования аргументации имеют давнюю историю и восходят к антич
ной традиции. В то же время в самом отношении к теории аргументации на
различных этапах развития мировой культуры наблюдались значительные
изменения. Да и в методологии и направленности исследований происходили
заметные колебания. В логической традиции аргументацию связывают с ис
тинностью. Аргумент — это демонстрация истинности логического вывода.
В когнитивном же подходе аргумент — это текст, изменяющий модель мира
реципиента таким образом, чтобы повлиять на процесс принятия решения.


192
В 40 ые годы прошлого века теория аргументации сформировалась как
отдельная научная дисциплина. Общепринятым стало определение, соглас
но которому, аргументация является «социальной, интеллектуальной, вер
бальной деятельностью, служащей тому, чтобы оправдать или опроверг
нуть мнение, состоящей из набора утверждений и направленной на получе
ние одобрения от аудитории»1.
В риторической традиции, идущей от Аристотеля, доводы (или аргумен
ты) принято делить на две большие группы: «ad rem « («по существу») и «ad
hominem» («к человеку»). К первой относятся доказательства, называемые
«эвиденцией», например, свидетельские показания, документы, данные эк
спертизы и научного анализа и прочее, а также доказательства логические.
Вторая группа включает доводы к «этосу» и доводы к «пафосу».
Эвиденция, или довод «к очевидному», в классической форме состоит
из трех компонентов: суждения, поставленного в вопросительной форме;
того же предложения, поставленного в утвердительной или отрицательной
форме; а также ссылки, в которой назван очевидец и форма восприятия
(видел, слышал, чувствовал и т.д.)2. Эвиденция часто используется в рекла
ме продуктов бытовой химии, товаров по уходу за лицом и телом и т. д.
Такие доводы не всегда имеют классическое строение (первый из назван
ных выше компонентов часто отсутствует), однако, имя очевидца и форма
восприятия приводятся почти всегда.
С психологической точки зрения, довод «к очевидному» бывает осо
бенно эффективным в трех случаях:
— Когда в качестве очевидца можно привлечь самого убеждаемого.
Например, в рекламном ролике стирального порошка «Тайд» (серия «»Тайд»
или кипячение?») контраст между вещами, постиранными различным спосо
бом, делается очевидным не только для героев ролика, но и для зрителей.
— Когда убеждающий приводит множество правдоподобных деталей,
которые как будто бы не имеют прямого отношения к фактам, но создают
достаточно яркую общую картину (место, время наблюдения, подробности
об очевидцах и пр.). В уже упоминавшейся рекламе «Тайда» «очевидцы» с
особыми подробностями описывают причины и особенности загрязнения
предметов, использованных для эксперимента.
— Когда очевидец неоднократно повторяет свои показания, сопровож
дая их сильно выраженными чувствами. В какой то степени данная особен
ность реализуется благодаря многочисленным повторениям самих реклам
ных роликов. Что же касается эмоциональности и достоверности реклам
ных «очевидцев», то одним из способов их достижения является сохране
ние индивидуальной лексики, к сожалению, часто просторечной, содержа
щей многочисленные ошибки.
Доводы «к логосу», в отличие от эвиденции, в рекламном тексте встре
чаются не так часто. Дело в том, что они эффективны лишь при готовности
аудитории совершить логические действия вслед за коммуникатором, к чему
зрители рекламы явно не склонны.


193
Логические доводы делятся на три основные разновидности. Первая
связана с простой дефиницией, то есть с кратким определением какого
либо понятия, отражающим существенные признаки предмета или явления.
Вторая — с дедуктивным умозаключением, то есть логическим умозаклю
чением от общих суждений к частным. Третья — с индуктивным, то есть
логическим умозаключением от частных суждений к общим.
В качестве примера определения можно привести закадровый текст из
рекламного ролика автомобиля Рено: «Вот он — Рено Клио Символ с шес
тнадцатиклапановым двигателем. Мощный, маневренный и надежный. На
стоящий европейский автомобиль по оптимальной цене».
Простейшая форма умозаключения, как дедуктивного, тек и индуктив
ного, — сложноподчиненное предложение, состоящее из двух суждений,
связанных между собой причинно следственной связью. Дедуктивная аргу
ментация — это выведение обосновываемого положения из иных, ранее
принятых утверждений. Форма индуктивного рассуждения внешне не отли
чается от дедуктивного. Содержательное же отличие в том, что индуктив
ный довод не носит характер абсолютного доказательства, а имеет лишь
вероятностный характер. Индуктивный способ аргументации лежит в осно
ве текста рекламного ролика бритвы Mach 3 фирмы Gillette. Утверждение:
«Чистое бритье — это просто как раз, два...» выводится из посылок: «Лег
кая смена лезвий, легкое споласкивание и никакого засорения бритвы. Три
лезвия бреют чище одним легким движением».
Доводы «к пафосу» указывают на последствия действий и поступков
убеждаемого, затрагивающие его личные интересы. Такие доводы связа
ны, прежде всего, с теми личными интересами, которые непосредственно
или опосредованно определяются существованием человека как биологи
ческой особи. Доводы «к пафосу» делятся на две разновидности — «к
обещанию» и «к угрозе». Угроза и обещание могут сочетаться. Обращение
к угрозе, как правило, используется в социальной рекламе, обещание же в
явной или скрытой форме содержится практически в любой коммерческой
рекламе.
В основе классификации доводов «к этосу» лежат понятия «сопережи
вания» и «отвержения», а также источника и объекта сопереживания и от
вержения. Все эти понятия также лежат в основе практически любого рек
ламного текста.
Таким образом, в большинстве рекламных текстов активно используют
ся доводы «к пафосу», «к этосу», а также эвиденция, в то время как логи
ческая аргументация встречается довольно редко. Причина не только в
особенностях рекламной аудитории, но и в несоответствии качества дово
дов, приводимых в рекламе, современным требованиям к логической аргу
ментации.
1
Van Eemeren F.H., Grootendorst R., Kruiger T. Handbook of argumentation theory. — Dordrecht etc.,
1987. — P. 7.
2
См.: Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. — Ростов/Д. — 1994.


194
В досыл!

Р.З. Акавов (Дагестанский ГУ)

СТИХОТВОРНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В КУМЫКСКОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Начиная с Маная Алибекова, публицистика в поэзии становится одним из
важнейших ответвлений в кумыкской литературе. Здесь же, однако, спра
ведливости ради необходимо заметить, что и до Алибекова кумыкская
поэзия вобрала в себя это направление. Например, нельзя отрицать то, что
публицистичность пронизывала многие произведения и И. Казака, М. Э.
Османова (последнего — в особенности). Научное осмысление в данном
случае должно опираться, во первых, на то, что составляет сущность поня
тия «публицистики» в литературе и, во вторых, на доминантное свойство
творчества сравниваемых поэтических величин. Публицистика — это черты,
элементы общественно политической литературы, встречающиеся, исполь
зуемые в произведениях других жанров. Следует ли из этого, что публици
стика противопоставлена лирике? Придерживаясь достижений науки о ли
тературе, классификации поэтических родов, видов и жанров, мы нигде не
обнаружим такого противопоставления. Прежде всего, мы знаем, что вся
поэзия, литература делится на три больших рода: эпос, лирику и драму.
Также известно, что ни одному из вышеперечисленных родов не чужда
публицистичность. Главное же здесь — в родовых функциональных, свой
ствах понятий: лирика — внутреннее содержание стиха, а публицистика —
его социальная роль.
Однако этого недостаточно для того, чтобы различить в таком случае
таких величин, как И. Казак, М. Э. Османов, с одной стороны, и М. Алибеков
— с другой.
Исследования по кумыкской литературе убеждают в том, что ей изна
чально была присуща публицистичность. При этом ее соразмерность, доля
в творчестве того или иного художника — это вопрос другого, специально
го характера. По наблюдениям историков и теоретиков дагестанской, в ча
стности, кумыкской, литературы, лирика И. Казака (как впрочем, это функ
циональное свойство лирического рода вообще) отражает действительность
в исключительно своеобразной и специфически сложной форме — посред
ством воспроизведения не столько самой действительности, сколько отно
шения к ней поэта, его чувств, мыслей и настроений, вызванных этой дей
ствительностью, и главным образом через это дает представление о самой


195
действительности. Но дело в том, что этому требованию отвечают и произ
ведения стихотворной публицистики, в данном случае — М. Алибекова.
Следовательно, стихотворение может быть одновременно и лиричным, и
публицистичным.
Между тем (ни в коей мере не противопоставляя друг другу) следует
признать, что у И. Казака свой метод познания действительности, у М. Али
бекова — свой, по преимуществу непосредственно направленный. Внешний
мир в его общественно политическом, публицистическом осмыслении, для
которого доминантная характерность представляет собой стремление к
актуальному политическому отклику, является не только (но прежде всего
это) гражданской, человеческой необходимостью, но и обязательным ус
ловием его поэтического самовыражения, особенностью его отношения с
действительностью.
Отмеченное положение получает своеобразное воплощение в произве
дении «Состояние нашей канцелярии» (Бизин кансаларны гьалы»), датиро
ванном 1904 годом. М. Алибеков поднимает злободневную тему, проблему
социальной жизни своего родного села: на чем построена деятельность
местной власти, какие механизмы управляют ею в решении вопросов граж
дан и общества в целом? В произведении повествуется о том, что года 3 4
тому назад аксаевцами было продано одно озеро, деньги за которое «по
ступили хозяину лишь в этом году». Это, конечно, чисто бытовой вопрос
купли продажи собственности, казалось бы не имеющий особого интереса
и значения. Но автор акцентирует внимание на том, как же так случилось,
что хозяева только сейчас смогли получить положенные, законные деньги?
Отвечая на этот вопрос, он и рассматривает те самые механизмы, пружины,
на которых держится и которыми управляется деятельность канцелярии —
местной администрации, начиная от ее головы и кончая всеми мелкими чи
новниками, вплоть до рассыльного. Всеми инстанциями канцелярии управ
ляет взятка: «золотое кольцо и один ковер дам главному начальнику» («Ал
тын юзюк, бир халча уллу гьакимге берген...»), «старшему и камердинеру
— каждому по головке сахара») старший, камердинер гьариси бир келле
алды»), взятка была доставлена вплоть до рассыльного» (урушбат да бе
рилди бегевюлге етгинче»). Даже привлеченная для проверки границ озера
комиссия «после получения своей мзды (доли) признала необходимым вер
нуть озеро» («Дазугъа къарамагъа фаберниклер де барип, къайтарма герек
деп айтды оьзлер де бир зат алип»). Таким образом, вся интрига оказалась
построенной на том, чтобы проданное четыре года озеро обратно вернуть,
чтобы его заново, повторно и выгодно продать. При этом многократно
повторяющиеся действия дачи и получения взяток за найм «свидетелей», за
«подмазку» начальников, за молчание чиновников, за оформление «доку
ментов» и т.д. т.п. — все это дает удивительный эффект: словно читаешь
одно большое произведение, а возможно, и поэму — со своими контрапун
ктными образами, с возникающими и возвращающимися ритмами, интона
циями, с темами, цепляющимися друг за друга, помогающими друг другуК


196
сожалению, приходится констатировать тот факт, что все вышесказанное
можно отнести ко дню сегодняшнему. Меняется лишь количество, а методы
и формы сохраняютя. Удивительно, насколько схожи действия властей кон
ца XIX—начала XX веков и действия властей конца XX—начала XXI веков.
Человечество, продолжая развиваться в каких то направлениях (наука, про
мышленность, техника, производство), на самом деле топчется, стоит на
месте, как дело доходит до канцелярии, бюрократии и прочих тормозов
развития. Может быть, это относится только к нашей стране? Тогда мы
можем, опять же, к сожалению, ожидать появление произведений, посвя
щенных этой теме.




197
СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

Л.П. Аполлонова (Ростовский ГУ)
ФЕНОМЕН ВНУШЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИХ СМИ ...................................... 3
Е.В. Ахмадулин (Ростовский ГУ)
СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПАРАДИГМА ................................................ 4
А.Е. Богоявленский (ВГУ)
«МОЕ!» «ЖИТЬЕ — БЫТЬЕ» ......................................................................... 7
А.Е. Богоявленский (ВГУ)
PR И ЖУРНАЛИСТИКА:
ПОГОВОРИМ О ЦЕННОСТЯХ ПО ПОНЯТИЯМ ........................................... 10
Гордеев Ю.А. (ВГУ)
ПРОБЛЕМА ЦВЕТА В ГАЗЕТНО ЖУРНАЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ ..................... 12
А.Л. Дмитровский (ВГУ)
ТИПЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ЭССЕ ................................... 15
Е.А. Зверева (Тамбовский ГУ)
ПРЕПОДАВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА СТУДЕНТАМ ЖУРНАЛИСТАМ ...................... 17
В. Коваленко (РУДН)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗДАНИЯ: БАЗОВАЯ СТРАТА,
СИСТЕМА РАЗДЕЛОВ И РУБРИК, ФИРМЕННЫЙ ТЕКСТ .......................... 19
Н.Н. Колодиев (СПбГУ)
К ВОПРОСУ О МОДЕЛЯХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ПРЕССЫ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ........................... 20
Е.А. Корнилов (Ростовский ГУ)
РАЗВИТИЕ МЕСТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАК ИНДЕКС ДЕМОКРАТИИ ....................................................................... 22
А.П. Короченский (Ростовский ГУ)
НАУЧНОСТЬ МЕДИАКРИТИКИ ................................................................... 25
Е.В. Лапина (ТГТУ)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЦЕЛЕВОЙ
АУДИТОРИИВНУТРИКОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ .................................... 28
Л.Г. Люличева (ВГУ)
ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СМИ ................... 30
М.З. Мамаева (Дагестанский ГУ)
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕССА ДАГЕСТАНА ....................... 32
В.В. Панферова, Т.В. Смирнова, А.Л. Факторович (МГОПУ)
ВУЗОВСКИЕ ГАЗЕТЫ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТЕНДЕНЦИЙ СМИ:
ДЕСТРУКТИВНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
И ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЛИКАЦИИ ................................................... 34

198
В.В. Пугачев (Башкирский ГУ)
НОВЫЕ СЕКТОРЫ РОССИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ .......... 38
В.В. Смирнов (Ростовский ГУ)
ФИЛОСОФИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ: МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ ......... 39
В.В. Тулупов (ВГУ)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГАЗЕТЫ ....................................... 41
П.И. Чуков (Ростовский ГУ)
«ЭТАЖИ» СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРЕССЫ ........................................ 44
О.В. Юрьева (Тамбовский ГТУ)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ
КАК ДЕТЕРМИНАНТ ПРАВОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ............. 46


ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Е.Н. Артамонова (ВолГУ)
ПОЛЕМИЧНОСТЬ «НОВОМИРСКОЙ» ПОВЕСТИ 60 х ГОДОВ .................. 48
Н.В. Бергер (ВолГУ)
ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ В ГАЗЕТАХ
«ВАШ ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК» И «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» ................ 50
С.Н. Гладышева (ВГУ)
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭМИГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ
В ЖУРНАЛЕ «ОПЫТЫ» ............................................................................... 53
Л. Иванова (ТГУ)
ИСТОРИКО ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ г. ТОЛЬЯТТИ ...................... 54
О.С. Кобзева (ВолГУ)
ПОВЕСТЬ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «ПРОЩАЙ, ГУЛЬСАРЫ!»
В ЖУРНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ «НОВОГО МИРА» .................................... 57
О.А. Козлова (ВолГУ)
«ВОЙНА И МИР» Л.Н. ТОЛСТОГО В ОЦЕНКЕ ГАЗЕТЫ «ГОЛОС» ........... 59
А. В. Куэнго (ВГУ)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АФРИКАНСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ДЕМОКРАТИИ ............................................... 61
Ю.А. Лысякова (ВГУ)
НИЦШЕ И СОЛОВЬЕВ В ФИЛОСОФСКОЙ
ПУБЛИЦИСТИКЕ А. БЕЛОГО ...................................................................... 62
М.В. Нечаева, М.В. Химина (Тамбовский ГУ)
ТЕМАТИКА И СВОЕОБРАЗИЕ АВТОРСКОЙ ТРАКТОВКИ
ЗАГОЛОВКА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ М.А. ОСОРГИНА
«ПИСЬМА О НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ» .............................................................. 67
О.Ю. Пчелинцева (Тамбовский ГТУ)
МАНИПУЛЯЦИЯ АНТИСЕМИТСКИМИ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯМИ
В СМИ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА ................................................ 69


199
В.Б. Смирнов (ВолГУ)
ФРОНТОВАЯ ПЕЧАТЬ — ШКОЛА ПИСАТЕЛЯ. М.Н. АЛЕКСЕЕВ
В ДИВИЗИОННОЙ ГАЗЕТЕ «СОВЕТСКИЙ БОГАТЫРЬ» ........................... 71
И.Н. Смирнов (МГОУ)
РАННЯЯ ПУБЛИЦИСТИКА В.А. ГИЛЯРОВСКОГО
И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ........................................ 73
Е.А. Смирнова (ВолГУ)
Ф.Д. КРЮКОВ — РЕЦЕНЗЕНТ «РУССКОГО БОГАТСТВА» ...................... 74
Л.Г. Соловьева (ВГУ)
СТИЛЕВОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ПУБЛИЦИСТИКИ В.В. РОЗАНОВА («ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ») .................... 77
В.В. Тулупов (ВГУ)
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ......................... 79
В.В. Хорольский (ВГУ)
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ
В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ............................................. 82
И. Шеина (Ростовский ГУ)
ЛИТЕРАТУРНО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ
В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЪЮНКТУРЕ ....................... 84
А.М. Шестерина (ВГУ)
ПОИСК ГЕРОЯ: А.П. ПЛАТОНОВ И ПОЛЕМИЧЕСКИЕ
ПУБЛИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ 1920—30 х ГОДОВ .......... 85


ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

С.Г. Батманова
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ
ТЕКСТОВ В ИНТЕРНЕТ ЖУРНАЛИСТИКЕ ................................................. 88
Н.В. Боева (ВГУ)
МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ИНФОРМИРОВАНИИ
И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ................................................ 90
Н.А. Булейко (Дагестанский ГУ)
ОЧЕРК НА ДАГЕСТАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ ............................................ 93
О.А. Вострикова (ВГУ)
ОЦЕНКА МОСКОВСКИХ ТЕЛЕВЕДУЩИХ ВОРОНЕЖЦАМИ .................... 95
Е. Гострова (Ростовский ГУ)
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ .............. 98
М. Давыдова (Ростовский ГУ)
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБМЕНА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ .................................................... 99
Ш.А. Джахая (ВГУ)
ИНФОРМАЦИОННО МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ И
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВОРОНЕЖСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ..... 100


200
А.Ю. Долгополов (ТГУ)
РОССИЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНТЕРНЕТ ............................................. 102
В. Колодкин (Ростовский ГУ)
РАДИОВЕЩАНИЕ В РУНЕТЕ: ТИПЫ И СТРУКТУРА САЙТОВ ................ 104
С.Ю. Коченюк (АмГУ)
АГРЕССИЯ НА ЭКРАНЕ
И ДЕФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ .................................................. 106
Т.В. Лебедева (ВГУ)
МЕСТНЫЕ ТЕЛЕНОВОСТИ: СОБЫТИЯ БЕЗ ГЕРОЕВ ................................ 108
Н. Ломыкина (ВГУ)
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ .......................................... 109
С.А. Мелешко (ГТРК «Липецк»)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ с 1991 по 2003 ГГ. .................................................. 113
А.К. Мелещенко (Киевский национальний университет)
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ
ПРОФЕССИИ ВЕДУЩЕГО НОВОСТЕЙ ...................................................... 115
Е. Раскатова (ТГУ)
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКАХ
СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ ......................................................... 119
В.И. Сапунов (ВГУ)
ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ В РОССИИ ................................................................ 122
В.В. Смирнов (Ростовский ГУ)
РАДИОКАНАЛ КАК ФОРМА ВЕЩАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ «РАДИО РОССИИ» ................................................ 124
Е.Г. Сомова (КубГУ)
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ПАУЗИРОВКИ В РАДИОРЕЧИ .................................................................... 126
Н.А. Сычина (ВГУ)
ПЕСНЯ РЕПОРТАЖ: ДРАМАТУРГИЯ ЖАНРА .......................................... 128
Ю.Н. Тарасова (ВГУ)
СТРУКТУРА И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕЛИГИОЗНОГО ТЕЛЕЖУРНАЛА
«ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ..................................................... 129
М.И. Цуканова (ВГУ)
«КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
НА ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО» .............................. 131
О.П. Чернега (АлтГТУ)
ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ В ЭСТЕТИКЕ РАДИОВЕЩАНИЯ ....................... 134
Д.С. Шикула (ВГУ)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ ................................. 135


201
Д.С. Шикула (ВГУ)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОЦЕССА И ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ ............................... 137
Е.В. Шипова (СПбГУ)
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ — ОДНА
ИЗ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ................................................................. 139


ЯЗЫК И СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Е.М. Бебчук (ВГУ)
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ПОНЯТИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .......................... 142
С.А. Гостеева (ВГУ)
К ВОПРОСУ ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ПРАВИЛ
СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ ................................................ 143
В.А. Зуев (КубГУ)
ВЫРАЖЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ ........... 146
П. Ондомбо (ВГУ)
МЕТАФОРА В РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ ........................................................ 147
Т.А. Павлова, Л.Л. Сандлер (ВГУ)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В УЧЕБНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ ............................................................................... 149
Т.А. Павлова, Л.Л. Сандлер (ВГУ)
ЖАНРОВО СТИЛИСТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА PR ТЕКСТОВ ............................................................. 152
Н.Н. Скрипникова (ВГУ)
МЕТАЯЗЫКОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИНТАГМА
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ ................. 155
Е.С. Щелкунова (ВГУ)
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО
ТЕКСТА КАК ДИСКУРСА ........................................................................... 156


РЕКЛАМА И PR

А. Абовян (Ростовский ГУ)
РАЗВИТИЕ РЕКЛАМНОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ В ХIХ в. ............................ 159
А.А. Бобряшов (ВГУ)
РОЛЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ
СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО МАКЕТА ..................................................... 161
А.Е. Богоявленский (ВГУ)
«ПРИНЦИП АЙКИДО» В ПРАКТИКЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ..................... 163


202
А.Е. Богоявленский (ВГУ)
АЛХИМИЯ РЕКЛАМЫ И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ .......................................... 164
Т.Н. Засорина (Ростовский ГУ)
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПЕЧАТНЫХ СМИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ
(МЕСТНЫМИ) РЕКЛАМОДАТЕЛЯМИ ......................................................... 166
М.А. Кирьяшина (ВГУ)
ЧТО РАЗУМЕТЬ ПОД ИМИДЖЕМ? ............................................................. 169
М.А. Кирьяшина (ВГУ)
ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ........... 171
Е.Б. Курганова (ВГУ)
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ИГРА ............................................................................... 172
Я.В. Лебедев (МГУ)
РЕКЛАМНАЯ ГАЗЕТА:
РАСШИРЕНИЕ ПАЛИТРЫ ЖАНРОВ .......................................................... 175
С.М. Логачева
МИФОТВОРЧЕСТВО НА ЭКРАНЕ .............................................................. 177
Г.А. Магомедов (Дагестанский ГУ)
БАННЕРНАЯ РЕКЛАМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ............................................. 180
О.И. Павлова (ВГУ)
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
И ТЕКСТОВОГО КОМПОНЕНТОВ
В ПРЕСС РЕКЛАМНОМСООБЩЕНИИ ........................................................ 181
В. А. Помогалов (ВГУ)
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ........ 183
С.А. Попов (Главное управление
образования администрации Воронежской области)
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ........................................... 186
Н.С. Сапелкин, И.Ю. Стуколова (ВГУ)
СПЕЦИФИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
ПО НЕМЕДИЙНЫМ КАНАЛАМ .................................................................... 189
И.В. Сидельников (ТГТУ)
«ПРОТОПИАР» ИЛИ СВЯЗИ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ДРЕВНОСТИ ................................................... 191
Л.С. Щукина (ВГУ)
ПРОБЛЕМЫ АРГУМЕНТАЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ .................................................. 192


В ДОСЫЛ!

Р.З. Акавов (Дагестанский ГУ)
СТИХОТВОРНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
В КУМЫКСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА .............. 195


203
Сборник подготовлен
компьютерным центром факультета журналистики ВГУ.
394068, Воронеж, ул. Хользунова, 40а.
Т. (0732) 13 17 56, 74 52 71 (факс).
E mail: root@jour.vsu.ru. Web: www.jour.vsu.ru.
Тираж: 150 экз.


Отпечатано в репроцентре фирмы «Кварта».
Воронеж, Ученический пер., 5.
Тел. (0732) 74 97 65, 75 55 44,
e mail: kvarta@icmail.ru




204

<<

стр. 7
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ