<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

О моделировании структур данных для автоматизированных систем
при технической инвентаризации и кадастре объектов недвижимости




27
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАДАСТРА


О моделировании структур данных для
автоматизированных систем при
технической инвентаризации и кадастре
объектов недвижимости
А.Ю. КОНСТАНТИНОВ, главный инженер центрального проектно изыскательского
предприятия «ВИСХАГИ ЦЕНТР»


Развитие вычислительной техники и внедрение ее в действий (в основе которой лежит принцип итера
народное хозяйство подарило науке новое научное нап ционного развития модели от общего и частному),
равление — моделирование данных и проектирование установление ряда параметров контроля результа
структур данных как прикладную отрасль при создании тов на промежуточных этапах проектирования мо
автоматизированных систем на основе баз данных. дели и т. д.
В основе нового научного направления лежит зави В результате подобного подхода добиваются мак
симость качества, работоспособности, гибкости, воз симально достоверного отражения полученными
можности к дальнейшему развитию, производитель моделями заданной предметной области реального
ности и других свойств автоматизированных систем мира. В нашем случае рассматривается разработка
от структуры (модели) данных. Для успешного соз моделей для автоматизированных систем государ
дания данных программных средств необходимо, ственного кадастра объектов недвижимости, техни
чтобы структуры и модели, лежащие в их основе, со ческой инвентаризации, землеустройства и т. д. При
ответствовали ряду установленных требований. моделировании данной предметной области возни
Например, если в основе создаваемых продуктов — кает ряд сложностей, связанных с необходимостью
реляционные принципы построения, то основными сочетания в единой модели технических принципов
требованиями к модели являются полнота, согласо описания свойств объектов, использования прост
ванность и неизбыточность данных (отсутствие дуб ранственной и адресной (описательной) привязки,
лирования информации). Казалось бы, простейшие формирования сложных логических связей на осно
требования, однако их нелегко выполнить. Чаще все ве действующего законодательства.
го их можно удовлетворить только частично или в Следует подробнее уделить внимание тому, что
определенной степени (вернее сказать, в степени нор служит реально основой для создания модели.
мализации, так как для установления критериев со Основными источниками информации для анализа
ответствия перечисленным требованиям используют являются законодательная база различного уровня
формальные условия, так называемые «нормальные (законы, постановления, указы и т. д.), ведомствен
формы»). И чем выше данная степень нормализации, ные нормативно технические акты (инструкции, ме
тем качественнее модель с точки зрения теории реля тодические рекомендации, письма, разъяснения и
ционных баз данных. т. д.), научные представления (на основе научного
Чтобы добиться высоких результатов в моделиро подхода, исторической практики, опыта других стран
вании структур данных были разработаны специа или опыта в других отраслях народного хозяйства),
лизированные математические и логические аппа профессиональное и бытовое представление (прин
раты, в которых разработчикам предлагаются ципы и подходы, выработанные на основе опыта и
различные методы и методологии. В основе данных практики). Таким образом, моделируется не предмет
технологий можно выделить ряд общих черт, напри ная область реального мира, а существующая опреде
мер: переход на другой уровень абстрагирования ленная модель, выраженная и описанная с помощью
(введения специализированных графических сим перечисленных выше источников.
волов представления объектов и связей в моделях), Назовем данную модель — «мировоззрение», по
установление определенной последовательности тому что в общем смысле она является тем набором


Земельный вестник России № 1–2 · 2005
28
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАДАСТРА




Моделирование и влияние результирующей модели на нормативно техническую базу и другие источники данных


знаний, которым в идеале должен обладать специа полняет недостающие области, используя при этом
лист в исследуемой области (см. рисунок). методологический аппарат, предусмотренный в ре
Закончена ли модель «мировоззрение» в своем ляционном, концептуальном, логическом, инфоло
составе, конечно же, нет. Имеется в виду, что, как и гическом моделировании. Только подобные модели
во всякой отрасли человеческой деятельности, в могут служить основой для создания автоматизиро
землеустройстве и имущественном кадастре всегда ванных систем в технической инвентаризации, ка
найдутся области, которые полностью или частично дастре объектов недвижимости и землеустройстве
не освещены законодательной или нормативно тех различных информационных и земельно информа
нической базой, не рассматривались с научной точ ционных систем и т. д.
ки зрения и отсутствует практическое представле Таким образом, правильный и последовательный
ние. Но незаконченность модели «мировоззрение» научный подход при моделировании структур данных
вызывает ряд проблем при моделировании концеп является обязательным условием при создании про
туальных, логических, реляционных моделей (назо фессиональных и современных технических средств.
вем эту группу модель «логика»). «Логика» не мо Вышеизложенное наталкивает на некоторые раз
жет быть незаконченной или неполной, она не мышления, которыми хотелось бы поделиться с чи
может отражать предметную область частично, так тателем.
как базируется на математических принципах тео Первый вопрос достаточно банальный. Почему
рии множеств, логики и т. д. практически полностью отсутствует как научное
Это не единственное противоречие между моде направление проектирование структур данных для
лями, ранее упоминалось об избыточности данных землеустройства и кадастра недвижимости? Данная
и несогласованности. Естественно, легко убедить отрасль человеческой деятельности относится к на
ся, что строго модель «мировоззрение» не согласо иболее требовательной к средствам автоматизации
вана (различные нормативные акты могут тракто и накопления данных. С начала 90 х годов XX в. од
вать одни и те же связи и понятия несколько на за другой идут государственные программы по
по разному и наделять отличными свойствами) и автоматизации земельного кадастра, поглощая ог
избыточна (явные и неявные различные методы ромные финансовые средства, а самих моделей дан
дублирования информации, когда регламентирует ных, утвержденных и принятых хотя бы на ведом
ся описывать или устанавливать одну и ту же ин ственном уровне, нет. Существует много статей,
формацию разными действиями или в различных докладов и разговоров об удобстве интерфейсов, ко
отчетных документах, по сути, дублируя данные об личестве функций, способности печатать те или
объекте). иные документы и т. д., но ни слова об удачных
Модель «логика» по своему принципу в явном ви структурных решениях или о какой либо проработ
де устраняет избыточность, согласует данные и за ке данного вопроса. Может быть, именно здесь и


Земельный вестник России № 1–2 · 2005 29
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАДАСТРА


кроется проблема, что, несмотря на 15 летний опыт дателями автоматизированных систем. Естественно,
развития, автоматизация кадастрового учета в Рос немаловажным фактором развития данного направ
сии находится в зачаточном состоянии, большин ления является внедрение в ведомственные или спе
ство программ не выдерживает критики и является, циализированные вузы методов обучения основам
по сути, неработоспособными монстрами, которые проектирования и моделирования структур данных.
насаждаются по «командной вертикали» в район Если мы обратим внимание на некоторую особен
ные земельные комитеты. ность проектирования, а именно — моделируется не
Следующим моментом, на который хотелось бы об реальный мир, а существующее представление, выра
ратить внимание читателя, является то, что модели женное в основном в виде нормативно технической
рование структур данных как основы основ програм документации («мировоззрение»), и далее при моде
много средства, где закладываются его будущие лировании фактически приходится исправлять не
свойства, может произойти только при условии соче достатки начальной модели (устраняем избыточ
тания в специалисте специализированных навыков ность, согласовываем данные, дополняем модель). В
моделирования и углубленного знания моделируе идеале получается модель («логика»), которая избав
мой предметной области. Причем наиболее важным лена от этих недостатков и является отражением мо
является именно всесторонняя и профессиональная дели «мировоззрение». Но возможно и обратное
подготовка в моделируемом предмете. Недостаточно действие, когда на основе полученной модели «логи
знания только ведомственных инструкций и феде ка» выполняется исправление модели «мировоззре
ральных актов, необходимо досконально разбираться ние». Возможно, многие проблемы будут недоступны
в предмете, обладать практическим и научным опы такому методу «исправления», однако согласование
том, а также знаниями в смежных областях, а освое противоречивых частей ведомственных инструкций
ние навыков проектирования структур данных под и методических рекомендаций, формирование требо
силу любому хорошему инженеру. Только при выпол ваний к недостающей документации или исключение
нении данного условия могут выходить согласован излишней вполне могут произойти на основе логи
ные, полноценные, качественные модели, наиболее ческого или концептуального моделирования. По
эффективно реализующие поставленные задачи. крайней мере, было бы неразумно отвергать подоб
Именно такие модели должны служить основой тех ный способ упорядочения нормативно правовой ба
нической документации и в свою очередь реализовы зы землеустройства, технической инвентаризации и
ваться профессиональными программистами и соз кадастра объектов недвижимости.




22 октября 2005 г. исполнилось 183 года со дня образования
Училища топографов – ныне Военного топографического института
им. генерала армии А.И. Антонова (Санкт Петербург), единствен
ного военного вуза такого профиля в нашей стране. Ежегодно в этот
день встречаются ветераны училища и Топографической службы, вы
пускники разных лет. На торжественном заседании перед собравши
мися выступили начальник Военно топографического управления Ге
нерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал лейтенант
В.Н. Филатов, представители командования и профессорско препо
давательского состава института.
По информации В.В. Глушкова, заместителя директора Института истории естествознания и тех
ники им. С.И. Вавилова Российской академии наук




Земельный вестник России № 1–2 · 2005
30
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

В.Д. Гужев
Производственный земельный контроль




31
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ


Производственный земельный контроль
В.Д. ГУЖЕВ, заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации
по использованию и охране земель, начальник Управления государственного
земельного контроля Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

Правовую основу осуществления производствен дородного слоя почвы, нерациональное использование
ного земельного контроля составляют Земельный сельскохозяйственных земель и др.). По результатам
кодекс Российской Федерации1, Кодекс Российской проделанной работы вырабатывается комплекс мер по
Федерации об административных правонарушени устранению выявленных нарушений земельного зако
ях2, Положение о государственном земельном конт нодательства и улучшению условий хозяйственной де
роле, утвержденное Постановлением Правительства ятельности собственников, землепользователей, зем
Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 833 левладельцев, арендаторов земельного участка.
«О государственном земельном контроле»3 и Поста Постановлением Правительства Российский Фе
новление Правительства Российской Федерации от дерации от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государ
19 августа 2004 г. № 418 «Об утверждении Положе ственном земельном контроле» установлено, что
ния о Федеральном агентстве кадастра объектов «сведения об организации производственного зе
недвижимости»4, а также ведомственные норматив мельного контроля предоставляются лицами, ис
ные правовые акты. пользующими земельные участки, по письменному
Вместе с тем представляется необходимым отметить, запросу территориальных органов Федеральной
что земельное право России является комплексной от службы земельного кадастра России не чаще одно
раслью права. Этот тезис подтверждается тем, что Зе го раза в год». Вместе с тем, необходимо отметить,
мельный кодекс РФ содержит правовые нормы, реали что до последнего времени единого порядка полу
зация которых невозможна без взаимодействия с чения информации по производственному земель
нормами других отраслей права, например администра ному контролю не было, в связи с чем не представ
тивной, гражданской и др. Ярким примером такого вза лялась возможной реализация вышеназванных
имодействия является ст. 73 Земельного кодекса РФ. В норм. Именно в целях наиболее эффективной реа
соответствии с ч. 2 вышеуказанной статьи «лицо, ис лизации вышеназванных норм Роснедвижимостью
пользующее земельный участок, обязано предоставить был издан приказ от 7 апреля 2005 г. № П/0060 «О
сведения об организации производственного земельно порядке получения сведений по проведению произ
го контроля в специально уполномоченный орган госу водственного земельного контроля».
дарственного земельного контроля в порядке, установ Сущность данного приказа заключается в следую
ленном Правительством Российской Федерации». щем. Территориальными органами Роснедвижимости
Основной задачей производственного земельного конт по субъектам Российской Федерации разрабатывают
роля за состоянием, использованием и охраной земель ся и утверждаются годовые планы получения сведений
ного участка считается обеспечение соблюдения уста по производственному земельному контролю. Ежегод
новленных земельным законодательством требований но в соответствии с утвержденными планами направ
к собственникам, землепользователям, землевладель ляются запросы собственникам земельных участков,
цам, арендаторам земельного участка, а также проверка землепользователям, землевладельцам, арендаторам
выполнения планов и мероприятий по охране земель и земельных участков по установленной форме. Земле
их рациональному использованию. В процессе произ пользователям в установленной форме необходимо
водственного земельного контроля могут быть выявле указывать результаты следующих мероприятий по:
ны негативные последствия хозяйственной деятельнос 1) сохранению почв и их плодородия;
ти на используемом земельном участке (захламление, 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, се
загрязнение, заболачивание, порча и уничтожение пло лей, подтопления, заболачивания, вторичного засоле

1 Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г., № 44, ст. 4147.
2 Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г., № 1 (ч. I), ст. 1.
3 Собрание законодательства Российской Федерации от 25 ноября 2002 г., № 47, ст. 4685.
4 Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г., № 34, ст. 3554.




Земельный вестник России № 1–2 · 2005
32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ


ния, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоак Необходимо отметить, что в соответствии с вышеназ
тивными и химическими веществами, захламления ванной статьей непредставление или несвоевремен
отходами производства и потребления, загрязнения, ное представление в государственный орган (должно
в том числе биогенного, и других негативных (вред стному лицу) сведений (информации), представление
ных) воздействий, в результате которых происходит которых предусмотрено законом и необходимо для
деградация земель; осуществления этим органом (должностным лицом)
3) защите сельскохозяйственных угодий и других зе его законной деятельности, а равно представление в
мель от заражения бактериально паразитическими и государственный орган (должностному лицу) таких
карантинными вредителями и болезнями растений, за сведений (информации) в неполном объеме или в ис
растания сорными растениями, кустарниками и мелко каженном виде, — влечет наложение административ
лесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ного штрафа на граждан в размере от одного до трех
4) ликвидации последствий загрязнения, в том чис минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на
ле биогенного загрязнения и захламления земель; должностных лиц — от трех до пяти МРОТ; на юри
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; дических лиц — от 30 до 50 МРОТ.
6) рекультивации нарушенных земель, восстанов Таким образом, после того, как сведения о проведе
лению плодородия почв, своевременному вовлече нии производственного земельного контроля будут
нию земель в оборот; запрашиваться территориальными органами Рос
7) сохранению плодородия почв и их использова недвижимости (а именно — после 1 января 2006 г.),
нию при проведении работ, связанных с нарушени полученные данные позволят определить, на какой
ем земель. территории и в отношении каких земель осущес
В случае непредставления или несвоевременного твляется производственный земельный контроль.
представления собственниками земельных участков, В будущем полученная информация может быть
землепользователями, землевладельцами, арендато использована в целях ведения кадастра объектов
рами земельных участков информации о производ недвижимости, налогообложения, осуществления
ственном земельном контроле, территориальные ор профилактических мер, направленных на создание
ганы Роснедвижимости могут направлять материалы необходимых условий рационального использова
в суды, которые уполномочены привлекать вышепе ния земель. По поступившим данным Роснедвижи
речисленных лиц к административной ответственнос мостью будут проводиться проверки на предмет
ти в соответствии со ст. 19.7 Кодекса Российской Фе осуществления производственного контроля земле
дерации об административных правонарушениях. пользователями.


ИНФОРМАЦИЯ


Заместитель руководителя Роснедвижимости В.А. Самолетов
объявлен одним из лауреатов премии «IT ЛИДЕР–2005»
28 апреля 2005 г. в Москве состоялась третья церемония награждения лауреатов ежегодной националь
ной премии «IT ЛИДЕР». По итогам 2004 г. объявлены имена победителей, отмеченных экспертным со
ветом за реализацию общественно значимых проектов в области развития информационных технологий
и способствующих становлению страны как ведущей информационной державы.
Премии «IT ЛИДЕР» удостаиваются организации и персоны, способствующие интеграции инноваци
онных и экономических достижений страны в общемировой процесс развития. В конкурсном этапе пре
мии приняли участие около 60 организаций. Отбор участников осуществлялся экспертным советом, в
состав которого входят главы российских представительств ведущих мировых ИТ компаний, представи
тели влиятельных средств массовой информации и руководители ведущих консалтинговых компаний.
Соблюдение регламента процедуры голосования экспертным советом в соответствии с разработанной ме
тодикой оценки контролировал независимый наблюдатель премии — компания KPMG.
По разделу «Органы государственного управления» премия вручена заместителю руководителя Феде
рального агентства кадастра объектов недвижимости В.А. Самолетову.
Информация с сайта http://www.itleader.ru



Земельный вестник России № 1–2 · 2005 33
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

М.Е. Голышев
О задачах Управления Роснедвижимости по Нижегородской области
по повышению эффективности государственного земельного контроля

А.М. Кругляк, В.А. Леонтьев, Г.А. Куликов, Н.Ю. Женина, А.П. Сизов
Новый Доклад о состоянии и использовании земель города Москвы




34
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ


О задачах Управления Роснедвижимости
по Нижегородской области по повышению
эффективности государственного
земельного контроля
М.Е. ГОЛЫШЕВ, заместитель руководителя Управления Роснедвижимости по
Нижегородской области, кандидат экономических наук

Государственный контроль за использованием и ох иного законодательства, содержащего нормы зе
раной земель осуществляется Управлением Роснед мельного права.
вижимости по Нижегородской области в соответ Лица, виновные в совершении земельных право
ствии с Земельным кодексом Российской Федерации нарушений, несут административную или уголов
и Кодексом Российской Федерации об администра ную ответственность в порядке, установленном за
тивных правонарушениях, Федеральным законом «О конодательством. Привлечение лица, виновного в
защите прав юридических лиц и индивидуальных совершении земельных правонарушений, к уголов
предпринимателей при проведении государственно ной или административной ответственности не ос
го контроля (надзора)», Постановлением Правитель вобождает его от обязанности устранить допущен
ства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государствен ные земельные правонарушения и возместить
ном земельном контроле». причиненный ими вред.
В настоящее время земельный контроль необхо В случае причинения вреда земельным участкам,
дим и востребован как инструмент управления глав находящимся у граждан и юридических лиц на закон
ным национальным богатством страны и основыва ных титульных правах в результате неправомерных
ется на следующих принципах: действий других граждан и юридических лиц, приме
— охрана земли как основа жизни и деятельности няются нормы гражданского законодательства об
человека; обязательствах вследствие причинения вреда. Вред,
— защита государственных и общественных инте причиненный личности или имуществу гражданина,
ресов, а также прав граждан и юридических лиц в а также вред, причиненный имуществу юридическо
сфере земельных отношений; го лица, подлежит возмещению в полном объеме ли
— единство судьбы земельных участков и прочно цом, причинившим вред. Если вред был причинен
связанных с ними объектов недвижимости; юридическим лицом, то обязанность его возмещения
— сочетание государственных и законных интере ложится на соответствующее юридическое лицо.
сов граждан; В течение 2004 г. в Нижегородской области госуда
— участие граждан и законных представителей рственными земельными инспекторами проведено
юридических лиц в решении вопросов, касающихся 2909 проверок соблюдения гражданами, юридичес
их прав на землю. кими и должностными лицами земельного законода
Основные задачи контроля: предупреждение и тельства на площади 552,2 тыс. га. Ими установлено
устранение нарушений земельного законодатель 1396 нарушений на площади 103,2 тыс. га.
ства, обеспечение соблюдения установленных норм, Наибольшее число нарушений выявлено в г. Ниж
правил и технических требований при разработке нем Новгороде —175 и в районах: Воскресенском —
землеустроительной документации и проведении 123, Володарском — 79, Выксунском — 75.
землеустройства. В структуре нарушений преобладают: самоволь
Земельный контроль осуществляется не только за ное занятие земельных участков и использование
охраной и использованием земель, но и за соблюде земельных участков без правоустанавливающих до
нием земельного законодательства, а также лесного, кументов — 829 (59,4%), неиспользование земель
водного, градостроительного, административного и ных участков — 335 (24,0%), нерациональное ис




Земельный вестник России № 1–2 · 2005 35
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ


пользование земельных участков, неуплата плате улучшения материально технического обеспече
жей и захламление земель — 148 (10,6%). ния. Обращено их внимание на улучшение каче
В соответствии с действующими нормативными ства проверок.
актами по результатам проверок к виновным были При проведении проверок в 2005 г. основной упор
приняты меры административного воздействия. В будет сделан на выявление и устранение нарушений
адрес нарушителей направлено 834 предписания и земельного законодательства при использовании зе
составлено 729 протоколов. мельных участков:
За допущенные нарушения и непринятие мер по их — под строительные площадки строящихся зда
устранению на 653 нарушителя, в том числе 112 юри ний и сооружений;
дических лиц, 439 граждан и 102 должностных лица, — занимаемых платными автостоянками, торговы
были наложены штрафы на сумму 2034,7 тыс. руб. ми центрами, кафе и киосками;
Число привлеченных к административной ответ — предоставленных для индивидуального жилищ
ственности за 2004 г. увеличилось на 156, сумма на ного строительства, личных подсобных хозяйств
ложенных штрафов возросла более чем в 2 раза. граждан, садоводства и огородничества;
Наибольший размер штрафных санкций приме — под гаражными кооперативами и отдельно стоя
нен: в Нижнем Новгороде на сумму 662,5, в Арзама щими гаражами;
се — 406, в Балахнинском районе — 118, в Выксунс — предприятиями и организациями.
ком районе — на 107 тыс. руб. В исполнение приказа Федерального агентства ка
Из выявленных нарушений земельного законода дастра объектов недвижимости № П/89 от 26 нояб
тельства устранено 879, или 63%. Принимаются ме ря 2004 г. будут осуществляться проверки сельско
ры по устранению остальных нарушений. хозяйственных земель по соответствию их целевому
В 2004 г. было проведено 868 проверок земельного назначению и разрешенному использованию, а так
законодательства по жалобам и обращениям граж же по соблюдению земельного законодательства и
дан и юридических лиц, в ходе которых выявлено требований охраны природы организациями, их ру
708 нарушений, из них — 612 устранено. ководителями и гражданами.
Проверками районных, городских, поселковых, В органах местного самоуправления будут прове
сельских администраций по соблюдению земельно дены проверки соблюдения земельного законода
го законодательства при принятии решений об изъ тельства при принятии решений об изъятии и пре
ятии и предоставлении земельных участков выявле доставлении земельных участков.
но 233 неправомерных решения, из которых 166 В 2005 г. в соответствии со ст. 44–54 Земельного
отменено, в том числе 7 — по мерам прокурорского кодекса РФ и ст. 284 286 Гражданского кодекса РФ
реагирования. Наибольшее число нарушений — в будут применяться меры принудительного изъятия
Арзамасском, Большемурашкинском, Кстовском, земельных участков, используемых с нарушением
Перевозском, и Лукояновском районах. В результа земельного законодательства. Прекращение прав
те принимаемых мер по линии государственного зе собственности на землю в принудительном порядке
мельного контроля в 2004 г. количество принятых с может быть проведено при неустранении следую
нарушением земельного законодательства решений щих нарушений земельного законодательства:
органов местного самоуправления сократилось к — использование земельного участка не по целе
предыдущему году более чем в 3 раза. вому назначению, указанному в документах, удосто
Межрайонными комитетами осуществлялся госу веряющих право собственности на землю;
дарственный земельный контроль за своевременной — порча и (или) уничтожение плодородного слоя
рекультивацией нарушенных и отработанных зе почвы;
мель, вовлечению их в хозяйственный оборот. Ви — загрязнение земель химическими и радиоактив
новные в нарушении земельного законодательства ными веществами, производственными отходами,
привлекались к административной ответственности. сточными водами, заражение бактериально парази
Управлением Роснедвижимости по Нижегоро тическими и карантинными организмами;
дской области утверждены планы проведения го — нарушение установленного режима использова
сударственных проверок по использованию и ох ния земель природоохранного, природно заповедно
ране земель на территории районов и городов го, оздоровительного, рекреационного назначения,
области в 2005 г. Перед государственными земель других земель с особыми условиями использования,
ными инспекторами поставлена задача по увели а также земель, подвергшихся радиоактивному заг
чению количества проверок в 2 раза при условии рязнению;


Земельный вестник России № 1–2 · 2005
36
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ




Схема работы по принудительному прекращению прав на земельный участок


— неиспользование в случаях, предусмотренных тельства, в указанных целях в течение трех лет, если
гражданским законодательством, земельного участ более длительный срок не установлен федеральным
ка, предназначенного для сельскохозяйственного законом, за исключением времени, в течение кото
производства либо жилищного или иного строи рого участок не мог быть использован по назначе


Земельный вестник России № 1–2 · 2005 37
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ


нию из за стихийных бедствий или иных обстоя В работе по контролю за соблюдением земельного
тельств, исключающих такое использование. При законодательства, охраной и использованием земель
неиспользовании части земельного участка прину будут использоваться возможности муниципально
дительно прекращаются права на эту часть земель го, производственного и общественного земельного
ного участка; контроля. Органам местного самоуправления оказа
— в других случаях, предусмотренных законода на методическая помощь в организации муници
тельством. пального контроля.
Работа по принудительному изъятию земельных По надзору за исполнением земельного законода
участков будет проводиться в соответствии с зако тельства важная роль отводится органам прокурату
нодательством Российской Федерации по следую ры, с которыми осуществляется не только коорди
щей схеме (см. рисунок). нация нашей деятельности, но и выстраивается
Управлением Роснедвижимости по Нижегородской многоуровневая и многофункциональная совмест
области совместно с территориальным органом ная работа.
Росприроднадзора будет осуществляться государ В целях профилактической работы по предотвра
ственный земельный контроль в отношении исполь щению правонарушений при использовании земель
зования земель водного и лесного фондов, особо охра в средствах массовой информации планируется
няемых природных территорий. При необходимости разъяснение положений земельного законодатель
к этой работе будут привлекаться специалисты науч ства и повышение информированности населения о
но исследовательских, проектных учреждений и деятельности органов государственного земельного
иных организаций. контроля.




ИНФОРМАЦИЯ



26 сентября 2005 г. в Москве состоялась Вторая Всероссийская конференция «Земля и бизнес», ор
ганизованная компанией Infor media Russia.
С докладами выступили: специалисты российских предприятий, землепользователи и собственники
недвижимости, профессиональные участники рынка недвижимости, представители инвестиционных
компаний, финансово кредитных предприятий и др.
На конференции были рассмотрены следующие основные вопросы:
• Государственная политика в области правового регулирования земельных и имущественных отноше
ний в Российской Федерации.
• Развитие земельного рынка: тенденции и новшества в законодательстве.
• Лесные земли.
• Влияние земельного законодательства на рынок недвижимости и земли в России.
• Эффективность арендных отношений на землю в крупных городах.
• Инвестиционная привлекательность земель.
• Судебная практика по земельным и имущественным спорам. Применение законодательства.
• Земельный рынок. Когда будет найден компромисс?
• Загородные земли.
• Перспективы рынка. Устранение «кадастровой недостаточности».
• Земельные ресурсы под строительство элитного жилья.
Информация с сайта http://www.infor media.ru/land




Земельный вестник России № 1–2 · 2005
38
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ


Новый Доклад о состоянии и
использовании земель города Москвы
А.М. КРУГЛЯК, заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов
г. Москвы, заслуженный землеустроитель Российской Федерации
В.А. ЛЕОНТЬЕВ, начальник Управления государственного земельного кадастра и
мониторинга земель Департамента земельных ресурсов г. Москвы, лауреат
Государственной премии Российской Федерации, кандидат технических наук
Г.А. КУЛИКОВ, начальник сектора государственного земельного кадастра
Департамента земельных ресурсов г. Москвы
Н.Ю. ЖЕНИНА, начальник сектора мониторинга земель Департамента земельных
ресурсов г. Москвы, Почетный землеустроитель Российской Федерации
А.П. СИЗОВ, главный специалист Департамента земельных ресурсов г. Москвы,
кандидат биологических наук

Большим коллективом специалистов Московско ная концепция Доклада основывается на представ
го земельного комитета (с января 2005 г. Департа лениях о землях г. Москвы как основе жизни и дея
мент земельных ресурсов г. Москвы) подготовлен и тельности населения города в следующем триедин
издан Доклад о состоянии и использовании земель стве:
города Москвы за 2003 год (далее — Доклад; глав — природный объект, компонент окружающей
ный редактор Доклада — руководитель Москомзема среды;
В.Н. Дамурчиев; общий объем 178 с. форматом А3, — природный ресурс, используемый для размеще
тираж 500 экз.). Это информативное, хорошо ния населения и осуществления его хозяйственной
оформленное, красочное издание содержит практи и иной деятельности;
чески полную информацию, всесторонне характери — недвижимое имущество, являющееся объектом
зующую московские земли. Издание состоит из де имущественного права.
вяти основных разделов и включает 60 рисунков и Содержание Доклада соответствует основным
40 таблиц. Большинство рисунков представляют со направлениям деятельности органа правительства
бой новые тематические картографические матери Москвы, осуществляющего государственное регу
алы территории города. лирование землепользования. Главный объект со
Данное издание представляет собой 4 й выпуск держания Доклада — земли г. Москвы, атрибутив
Доклада о состоянии и использовании земель горо ными признаками которых является совокупность
да Москвы, подготовленный Москомземом [1–3]. характеристик земель в конечном множестве аспек
Новый Доклад существенно расширяет наши предс тов современного использования, состояния, право
тавления о состоянии и использовании московских вого режима и экономических показателей. Полный
земель, занимающих площадь 108 083,0 га. комплекс отображаемых признаков подразделяется
Земля в г. Москве всегда представляла собой один на две группы: признаки базовые (консервативные,
из важнейших ресурсов развития и функционирова устойчивые, мало меняющиеся во времени) и мо
ния города, так как была одновременно базисом про бильные (лабильные, динамичные, быстро изменя
изводственной деятельности и объектом недвижи ющие свои значения в течение небольших проме
мости. В Докладе изложена основная нормативная жутков времени). Примером первых являются
база землепользования в г. Москве, представленная характеристики физического состояния земель (за
законами РФ и г. Москвы, а также иными норматив нимаемая территория, геологическое строение, мак
ными правовыми актами. В соответствии с действу рорельеф), вторых — характеристики социального
ющим законодательством (Земельный кодекс РФ, состояния земель, определяющие соответствие ре
закон города Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 «О зем альной ситуации на городских землях правовым
лепользовании и застройке в городе Москве») науч нормам и нормативам качества жизни (в эту группу


Земельный вестник России № 1–2 · 2005 39
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ


включаются также показатели, относящиеся к зем мель по тематическим группам целевого использо
лям и одновременно отражающие результаты про вания охарактеризовано особенно детально, с при
изводственной деятельности уполномоченного ор ложением наглядных материалов. Наибольшую
гана по регулированию земельных отношений — площадь в Москве занимают земли жилой и обще
динамика правооформления, данные по экономи ственно деловой застройки — 49 173 га (45,5% от
ческим вопросам землепользования, итоги осущес общей территории города; рисунок 2); земли про
твления государственного земельного контроля). мышленных предприятий, предприятий снабже
Формы отображения атрибутивных признаков зе ния и объектов коммунального хозяйства состав
мель многообразны. Для этого используются как ляют 15 572 га (14,4%), земли улично дорожной
текстовые, так и графические материалы. Наиболее сети — 10 624 га (9,8%), земли внешнего транспор
наглядны графические материалы — карты схемы и та и обороны — 9939 га (9,2%). Средозащитные и
диаграммы. Большинство карт схем сопровождает средоформирующие функции выполняет природ
ся таблицами, являющимися по сути количествен ный комплекс города, земли объектов которого за
ным либо качественным представлением семанти нимают 19 475 га (18,0%). Есть в городе и земли
ческой информации для элементов, выделяемых на сельскохозяйственных предприятий, хотя их не
картографических материалах. Картографические так много — 3300 га (3,1%). Для каждой тематичес
материалы, отображающие характеристики земель, кой группы земель приводятся схемы расположе
выполнены в виде тематических схем, обладающих ния и списки наиболее интересных, значимых объ
метрической точностью (размещенных, как прави ектов. Например, по объектам культурного
ло, по принципу одна страница — одна схема). Базо наследия (усадьбы известных людей; рисунок 3),
вый масштаб основных карт схем 1:200 000; наибо религиозным сооружениям, объектам природного
лее важные элементы последних представлены в комплекса (особо охраняемые природные терри
масштабах 1:100 000–1:50 000. тории, лесопарки, парки и сады), а также объектам
Диаграммный способ отображения информации водного фонда (реки, ручьи, озера, родники). Так
применяется в двух случаях. Распределение объек же ценным представляется наличие важных сведе
тов одного вида по различным территориям (земель ний о спортивных комплексах и объектах
одного целевого использования по различным адми (208 объектов) и гостиницах (239).
нистративным округам города) и распределение раз Раздел по мониторингу и качественному состоя
личных объектов по одной территории (земель раз нию земель включает материалы, характеризующие
личного целевого использования по городу в целом) состояние земель, полученные как традиционными
представляется в виде круговых диаграмм (объем методами (наземная съемка), так и с помощью совре
ный вариант в разрезанной форме). Динамика изме менных дистанционных методов (космическая съем
нения показателя в течение времени отражается на ка). Выявлено с нанесением контура и с определени
линейчатых диаграммах (с шагом год). Также в Док ем адреса 2672 участка земель с изменениями их
ладе имеются генерализованные фрагменты аэро и фактического использования. Установлено, что в це
космических снимков, цифровой картографической лом по городу земли с одновременным присутствием
основы государственного земельного кадастра масш наиболее опасных негативных процессов техноген
таба 1:2000. Содержательный анализ результатов ного происхождения занимают около 4% от площади
представляется в виде кратких резюмирующих города, а земли, на которых негативные процессы от
текстовых материалов. сутствуют совершенно, — 14%.
Отдельные разделы Доклада посвящены землеу Информационное обеспечение управления зе
стройству и установлению границ городской чер мельными ресурсами осуществляется с помощью
ты и административно территориальных образо ведения государственного земельного кадастра, под
ваний, а также земельных участков в городских которым понимается «систематизированный свод
условиях. В соответствии с законом города Моск документированных сведений об объектах государ
вы от 5 июля 1995 г. «О территориальном делении ственного кадастрового учета, о правовом режиме
города Москвы» территориальными единицами земель в Российской Федерации, о кадастровой сто
города являются районы и административные ок имости, местоположении, размерах земельных
руга, число которых 123 и 10 соответственно (ри участков и прочно связанных с ними объектов нед
сунок 1). Самый большой административный ок вижимого имущества. В государственный земель
руг города — Восточный (15 483,6 га), наименьший ный кадастр включается информация о субъектах
— Зеленоградский (3 720,0 га). Распределение зе прав на земельные участки» (Земельный кодекс


Земельный вестник России № 1–2 · 2005
40
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ




Рис. 1. Схема территориального деления г. Москвы

РФ). Системе государственного земельного кадаст масштаба 1:2000, покрывающий полностью терри
ра г. Москвы посвящен отдельный раздел Доклада, торию города (около 1300 планшетов, каждый из ко
торых характеризует площадь 1 км2) и содержащий
так как данная система весьма динамична и посто
янно развивается, а сведения кадастра регулярно об чрезвычайно емкую информацию о землях города,
новляются и актуализируются. При этом использу что позволяет решать разнообразные вопросы перс
ются результаты учета земель, оформления пективного развития столицы. Ежегодно по резуль
земельно правовых отношений, осуществления мо татам аэросъемки обновляется значительная часть
ниторинга. Цифровая картографическая основа го этих планшетов, в основном, на те территории, где
сударственного земельного кадастра г. Москвы — происходит больше изменений состояния местнос
это большой массив топографических планшетов ти в результате освоения и застройки.


Земельный вестник России № 1–2 · 2005 41
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ




Рис. 2. Распределение земель жилой и общественной застройки по видам целевого использования

Для идентификации земельных участков Москомзе (фрагмент приводится). Удельные показатели дос
мом разработана схема кадастрового деления террито тигают максимальных значений в центральной час
рии г. Москвы, принципы создания которой детально ти города, которая характеризуется наибольшей
описаны [4]. В соответствии с кадастровым делением доступностью, транспортной обеспеченностью и в
территория г. Москвы как кадастрового округа делится целом более высокой инвестиционной привлека
на десять кадастровых районов, последние разделяют тельностью. Для кварталов Центрального админи
ся на кадастровые кварталы, общее число которых в го стративного округа удельные показатели кадастро
роде составляет 1596. Кадастровое деление обеспечи вой стоимости земель достигают 40–50 тыс. руб. за
1 м2; в Зеленоградском административном округе,
вает функционирование единой системы учета
земельных участков и иных объектов недвижимости, а который полностью расположен за Московской
также согласованное ведение государственного зе кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), эти по
мельного и иных видов кадастра в г. Москве. казатели минимальны, снижаются до 400 руб. за
1 м2. Контрастный пример: на территории района
На основе схемы кадастрового деления земель
г. Москвы проведена их кадастровая оценка, утве «Хамовники» (Центральный административный
ржденная правительством Москвы (постановление округ) удельный показатель кадастровой стоимости
правительства Москвы «О результатах государ земель под административно управленческими и
ственной кадастровой оценки земель города Моск общественными объектами составляет 27 201 руб. за
1 м2; удельный показатель кадастровой стоимости
вы» от 3 июня 2003 г. № 417 ПП). Удельные показа
тели кадастровой стоимости земель приведены для земель под теми же объектами на территориях, при
каждого кадастрового квартала по 14 видам функ мыкающих к МКАД (граница г. Москвы), на поря
док ниже и составляет лишь 2500–3000 руб. за 1 м2.
ционального использования земель в виде таблицы


Земельный вестник России № 1–2 · 2005
42
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ




Рис. 3. Схема расположения земельных участков объектов культурного наследия
(старинные усадьбы известных людей России, находящиеся в Центральном административном округе)

В Докладе приведена информация по оформлению лю — 9412,6 млн. руб., а от продажи прав на заклю
земельно правовых отношений в Москве (основная чение договоров аренды земельных участков —
форма землепользования в городе — по прежнему 3852,8 млн. руб.
аренда земель). В 2003 г. Москомземом было оформ Важная информация приводится в разделе «Госу
лено 11 163 правоудостоверяющих документа. В нас дарственный земельный контроль». В 2003 г. в ходе
тоящее время в столице оформлены более 52 тыс. до государственного земельного контроля на террито
говоров аренды земельных участков на площади рии г. Москвы проведено 16 995 проверок по соблю
около 24 тыс. га. На праве постоянного (бессрочно дению земельного законодательства на площади
го) пользования оформлено 4180 земельных участ 10 217 га. В результате выявлено 6106 нарушений на
ков, что составляет площадь 12,8 тыс. га. В пожиз общей площади 1156 га, составлено 6106 протоколов
ненном наследуемом владении находятся 780 об административных правонарушениях, привлече
земельных участков, общей площадью 68 га; в без но к административной ответственности 4686 нару
возмездном срочном пользовании — 2300 земельных шителей, применено штрафных санкций на сумму
участков, общей площадью 1600 га (рисунок 4). 54 399 тыс. руб. Сумма взысканных и перечисленных
Освещены в Докладе и вопросы экономики горо в бюджет штрафов составила 44 175 тыс. руб. (81%
дского землепользования. Следует отметить, что в от наложенных санкций). Устранено 1165 наруше
2003 г. поступления средств от земельного налога ний земельного законодательства на общей площади
составили 864,3 млн. руб., от арендной платы за зем 134 га.

Земельный вестник России № 1–2 · 2005 43
44
Земельный вестник России № 1–2 · 2005
...
...
...




Номер кадастрового квартала
Земли под жилыми домами многоэтажной и повы
...
...
...




77 10 01002 1145
77 10 01001 1341
77 02 01002 1120
77 02 01001 1120




шенной этажности застройки
...
...
...




Земли под домами индивидуальной жилой застройки
400
400
1120
1120




...
...
...




Земли гаражей и автостоянок
730
860
1120
1120
77 01 01002 21136 11064 15764
77 01 01001 22972 11064 22398




Земли под объектами торговли, общественного пи
...
...
...




тания, бытового обслуживания, АЗС и газонаполни
1751
1867
1120
1189
44926
49089




тельными станциями, предприятиями автосервиса
Земли учреждений и организаций народного обра
зования, земли под объектами здравоохранения и
...
...
...




социального обеспечения, физической культуры и
554
655
1746
1539
13422
13253




спорта, культуры и спорта, культуры и искусства,
религиозными объектами
Земли под административно управленческими и об
щественными объектами и земли предприятий, ор




...
...
...




1231
1367
1120
1120 ганизаций, учреждений финансирования, кредито
31245
34890



вания, страхования и пенсионного обеспечения
Земли под промышленными объектами, объектами
коммунального хозяйства, объектами материально




...
...
...




697
1063
2304
2525
9410
9074 технического, продовольственного снабжения, сбы
та и заготовок, под объектами транспорта и связи




...
...
...
Земли под военными объектами




629
Центральный административный округ




Зеленоградский административный округ
Земли дачных и садовод




Северо Восточный административный округ




...
...
...




412
1014 400
2012 1120
2054 1120
8796 3622
8600 4006
ческих объединений граждан
Виды функционального использования земель




Земли под объектами оздоровительного




...
...
...




400
400
1120
1120
3622
4057
и рекреационного назначения
и видам функционального использования земель (руб. за 1 м2)




...
...
...
Земли сельскохозяйственного использования




400
400
1120
1120
1993
2129
Земли под лесами в поселениях, под




...
...
...
древесно кустарниковой растительностью,
Удельные показатели кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам города




400
400
1120
1120
3155
3565
не входящие в лесной фонд




...
...
...
Земли под обособленными водными объектами




400
400
Прочие земли поселений, улично дорожная сеть и




...
...
...




496
526
1120 1120
1120 1120
земли резерва




...
...
...
Нормативная цена земли, руб./м2




1751
1867
2304
2525
3167 6124 44926
3572 6159 49089
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ




Рис. 4. Динамика оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки
Наиболее распространенными нарушениями земель Возрастающая значимость земельного ресурса в ходе ре
ного законодательства в 2003 г. являлись такие, как: шения многих городских задач нашла свое отражение в
— использование земельного участка без оформ указе мэра Москвы «Об органах исполнительной влас
ленных в установленном порядке правоустанавли ти города Москвы» от 30 декабря 2003 г. № 103 УМ, в
вающих документов на землю (3546 случаев на пло соответствии с которым Москомзем был преобразован в
щади 782,72 га); Департамент земельных ресурсов г. Москвы. Этим ре
— невыполнение в установленный срок законного шением повышен статус органа, ответственного за реа
предписания (постановления, представления) орга лизацию земельной политики и обеспечение эффектив
на (должностного лица), осуществляющего государ ного использования городской собственности.
ственный надзор (контроль), об устранении нару К настоящему времени в городе созданы техноло
шений законодательства (1180 на 245,88 га); гические предпосылки для формирования, учета и
— самовольное занятие земельного участка (737 регистрации единого объекта имущественно зе
на 37,58 га). мельного комплекса, включающего земельный учас
Заключительный раздел дает представление о раз ток и расположенные на нем здания и сооружения.
витии средств автоматизации ведения государствен Департаменту земельных ресурсов г. Москвы пору
ного земельного кадастра и управления земельными чено правительством Москвы создать на основе го
ресурсами города. Это важно, так как автоматизиро сударственного земельного кадастра Реестр единых
ванная информационная система АИС МЗК MS4 объектов недвижимости в городе Москве (постанов
обеспечивает функционирование системы государ ление правительства Москвы «Об организационных
ственного земельного кадастра г. Москвы, являю мероприятиях по формированию единого объекта
щейся официальным информационным ресурсом недвижимого имущества» от 9 ноября 2004 г. № 783
столицы и принятой в промышленную эксплуата ПП). Это являет собой переход на качественно но
цию распоряжением премьера правительства Моск вый уровень учета объектов недвижимости, что не
вы «Об обеспечении промышленной эксплуатации обходимо в первую очередь для решения задач
системы государственного земельного кадастра налогообложения и оформления земельно право
г. Москвы» от 13 августа 2001 г. № 730 РП. Сведе вых отношений.
ния, хранящиеся и обрабатываемые в АИС МЗК, Формирование единых объектов недвижимого иму
явились основным информационным источником, щества позволит добиться повышения эффективности
используемым при подготовке Доклада. использования городской собственности, увеличения
Таким образом, в Докладе четко изложены современ поступлений всех видов земельно имущественных пла
ные принципы землепользования в г. Москве и охарак тежей, создания информационной основы одновремен
теризованы основные итоги деятельности по управле ного оформления прав на земельный участок и распо
нию земельными ресурсами столицы и регулированию ложенные на нем объекты недвижимости, а также
земельных отношений. В целом Москомзему удалось дальнейшего совершенствования процедур оформле
успешно выполнить поставленные перед ним задачи. ния земельно имущественных отношений.


Земельный вестник России № 1–2 · 2005 45
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ


3. О состоянии и использовании земель города
Список литературы
Москвы за период 1991–2000 годы: Доклад. — М.,
1. О состоянии и использовании земель города 2001. — 178 с.
Москвы [в 1996 г.]: Доклад. — М., 1997. — 170 с. 4. Создание системы кадастрового деления и учета
2. О состоянии и использовании земель горо земель г. Москвы / В.Н. Дамурчиев, А.М. Кругляк,
да Москвы [в 1997 г.]: Доклад. —М., 1998. — В.А. Леонтьев и др. // Земельный вестник России.
176 с. — 2003. — № 3. — С. 1–6.

ИНФОРМАЦИЯ


Профсоюзам России – 100 лет
18 октября 2005 г. в Санкт Петербурге состоялась научно практическая конференция, посвященная 100
летию учреждения Государственной Думы в России, 100 летию Манифеста 17 октября 1905 г. Российский
парламентаризм и российское профсоюзное движение являются ровесниками, их становление связано с
событиями осени 1905 г., когда состоялась Первая Всероссийская конференция профессиональных сою
зов, а также были провозглашены свобода союзов, расширение избирательных прав, предоставление Госу
дарственной Думе законодательных полномочий. В дальнейшем вопросы об улучшении положения наем
ных работников и защите их прав постоянно ставились на заседаниях первого российского парламента.
На конференции выступил депутат Государственной Думы Б.В. Грызлов. Ниже приведены некоторые
положения его доклада.
Укрепление системы социальных гарантий – одна из первоочередных задач настоящего времени.
Предстоит обеспечить кардинальное повышение эффективности в этой сфере. Поэтому предложения по
формированию полноценной системы социального страхования и увеличению роли страховой составляю
щей в пенсионной системе заслуживают самого серьезного внимания со стороны органов исполнительной
власти.
Не менее серьезного внимания, прежде всего со стороны Правительства РФ, заслуживает вопрос о повы
шении заработной платы в бюджетной сфере и поэтапном повышении минимального размера оплаты труда
до прожиточного минимума. Любое повышение заработной платы должно быть ощутимым. Необходимо
видеть за бюджетными показателями интересы и требования людей. Правительство обязано искать вариан
ты такого повышения и вести диалог с другими участниками трехсторонней комиссии, с обществом.
Перспективное направление совместной деятельности парламентариев и профсоюзов – участие в реали
зации приоритетных национальных проектов, предложенных Президентом РФ 5 сентября 2005 г. на встре
че с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Госсовета.
Утвержден первоначальный перечень проектов, определены минимально необходимые объемы финансиро
вания на 2006 и 2007 гг.
В 2006 г. на проект «Образование» планируется предусмотреть 14 млрд. руб., и эта сумма будет повыше
на с учетом доплат за классное руководство. На проект «Здоровье», в том числе на подготовку врачей,
диспансеризацию, оснащение новым оборудованием, строительство высокотехнологичных медицинских
центров – 58 млрд. руб. На проект «Развитие агропромышленного комплекса», в том числе на субсидиро
вание процентных ставок по кредитам, поддержку переработки сельскохозяйственной продукции, разви
тие кооперации – более 14 млрд. руб. На проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» –
48,5 млрд. руб. Это поддержка молодых семей, в том числе молодых специалистов на селе, обеспечение
жильем ветеранов и инвалидов, увеличение объемов ипотечного кредитования, модернизация комму
нальной инфраструктуры.
Депутаты Государственной Думы рассматривают профсоюзы как естественного союзника в борьбе за
вывод экономики из тени. Чем меньше будет теневой сектор, тем больше возможностей будет у страны
для развития системы социальных гарантий, для повышения социальных выплат. Одна из инициатив в
этой сфере связана с противодействием выпуску и распространению фальсифицированной продукции, с
защитой прав потребителя. Существующие технологии позволяют обеспечить решение этой задачи.
Сила, влиятельность, авторитет профсоюзов за 100 лет стали для нашей страны традицией, и следует эту
традицию сохранить. Это важный ресурс экономического роста, ресурс повышения качества жизни людей.
Информация с сайта http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=news/index2.jsp&n=2262


Земельный вестник России № 1–2 · 2005
46
КОНСУЛЬТАЦИИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Н.И. Калинин
Порядок продажи земельной доли




47
КОНСУЛЬТАЦИИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


Порядок продажи земельной доли
Н.И. КАЛИНИН, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы
по аграрным вопросам, государственный советник Российской Федерации 1 го
класса, Почетный землеустроитель России, юрист

В абзаце втором п. 1 ст. 12 Федерального закона регистрационные палаты Минюста России в соотве
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначе тствии с Федеральным законом «О государственной
ния» перечислены виды следок с земельными доля регистрации прав на недвижимое имущество и сде
ми, при осуществлении которых не требуется пред лок с ним» с выдачей гражданину Свидетельства по
варительный выдел земельного участка в счет доли в форме, утвержденной Постановлением Правитель
праве общей собственности на земельный участок. ства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утвержде
При совершении этих сделок земельная доля пере нии правил ведения Единого государственного ре
ходит от одного участника долевой собственности с естра прав на недвижимое имущество и сделок с
прекращением для этого участника права на долю в ним».
общей собственности к другому лицу (гражданину Если у гражданина имеется этот третий вид доку
или юридическому лицу), которое становится пол мента, то для совершения сделки с земельной долей
ноправным участником долевой собственности вза дополнительной государственной перерегистрации
мен прежнего участника долевой собственности. прав на земельную долю не требуется.
Если у гражданина имеется первый или второй
1. Участник долевой собственности, пожелавший
вид документа, то в соответствии с п. 2 ст. 6 Феде
продать свою земельную долю, должен иметь до
кумент, удостоверяющий его право на земельную рального закона «О государственной регистрации
долю. прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Согласно ст. 18 Федерального закона «Об обороте обязательно необходимо пройти процедуру госу
земель сельскохозяйственного назначения» таким дарственной регистрации прав на земельную долю
в регистрационной палате. Только после этого мож
документом является Свидетельство о праве на зе
но будет заключать договор купли продажи земель
мельную долю, выданное до вступления в силу
ной доли, который затем также подлежит государ
Федерального закона «О государственной регист
ственной регистрации в регистрационной палате.
рации прав на недвижимое имущество и сделок с
2. Государственная регистрация (перерегистра
ним» по форме, утвержденной Постановлением
ция ранее выданных свидетельств или выписок из
Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177, кото
решений органов местного самоуправления) прово
рое выдавалось до 27 октября 1993 г., или по фор
дится согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона «О
ме, утвержденной Указом Президента РФ от
государственной регистрации прав на недвижимое
27 октября 1993 г. № 1767.
При отсутствии у гражданина указанных свиде имущество и сделок с ним» на основании заявления
тельств документом, удостоверяющим право на зе гражданина или уполномоченного им на то лица
мельную долю, является выписка из решения при наличии у него надлежащим образом оформ
районной администрации (органа местного самоуп ленной доверенности.
равления) о приватизации сельскохозяйственных К заявлению, подаваемому в регистрационную
угодий в конкретном колхозе, совхозе или иной палату по месту нахождения земельного участка, на
сельскохозяйственной организации. Такие решения ходящегося в общей собственности, должны быть
принимались на основании протокола общего соб приложены документы, необходимые для ее про
рания (собрания уполномоченных) трудового кол ведения:
лектива реорганизуемого колхоза или совхоза об ут 1) план земельного участка, переданного в общую
верждении перечня лиц к наделению граждан собственность граждан при реорганизации (прива
земельными долями. тизации) сельскохозяйственного предприятия.
Третьим видом документа, удостоверяющим пра План земельного участка согласно п. 4 ст. 18 Фе
во на земельную долю, является выписка из Едино дерального закона «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
го государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (ЕГРП), который ведут должен быть удостоверен органом, ответственным


Земельный вестник России № 1–2 · 2005
48
КОНСУЛЬТАЦИИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


за проведение кадастровых работ (районным коми 13 июня 2001 г. № П/115 (зарегистрирован в
тетом по земельным ресурсам и землеустройству). Минюсте России 20 июня 2001 г. № 2757). Бланки за
План земельного участка (описание земельного явки можно получить в районном филиале Феде
участка) согласно п. 4 и 6 приказа Росземкадастра от рального государственного учреждения «Земельная
2 октября 2002 г. № П/327 (регистрационный номер кадастровая палата» по конкретному региону (имеет
Минюста России № 3911 от 13 ноября 2002 г.) может ся в каждом субъекте РФ) по месту нахождения зе
быть выполнен на основании материалов межевания мельного участка.
земель, проведенного геодезистами в полевых услови Согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона «О госу
ях, а также данных, имеющихся в землеустроитель дарственном земельном кадастре» государственный
ной, градостроительной, картографической и иной до кадастровый учет проводится в течение месяца.
кументации без осуществления геодезических работ. Плата за учет не взимается (п. 8, ст. 19 Федерально
Естественно стоимость работ по первому вариан го закона «О государственном земельном кадаст
ре»). Выписка из государственного земельного ка
ту значительно дороже стоимости работ, выполнен
дастра собственнику земельной доли выдается
ных в камеральных условиях без выезда в поле.
Сборник цен и общественно необходимых затрат бесплатно. Данный собственник оплачивает толь
труда на изготовление проектной и изыскательской ко стоимость копирования и доставки этой выпис
продукции землеустройства, земельного кадастра и ки (п. 1 ст. 22 Федерального закона «О государ
мониторинга земель был утвержден приказом Рос ственном земельном кадастре»).
комзема от 28 декабря 1995 г. № 70. В настоящее вре 3) протокол собрания о реорганизации сельско
мя этот приказ отменен, и землеустроительные орга хозяйственного предприятия со списком участни
низации могут запросить любую сумму. ков общей собственности на землю.
Обязанность обеспечить определение границ зе Форма примерного протокола общего собрания
мельного участка возложена на участников общей (собрания уполномоченных) трудового коллектива
собственности (ст. 17 Федерального закона «Об обо хозяйства утверждена Минсельхозом России 14 ян
роте земель сельскохозяйственного назначения»). варя 1992 г. — Рекомендации по реорганизации кол
Работы по составлению плана земельного участка хозов и совхозов.
осуществляют органы межевания (частные и госу В повестку дня первого собрания в обязательном
дарственные), список которых имеется в кадастро порядке включалось три вопроса:
вой палате или районном комитете по земельным а) о выборе форм собственности на землю;
ресурсам и землеустройству. б) о выдвижении представителей трудового кол
Заключая договор с органом межевания, гражда лектива во внутрихозяйственную комиссию по при
нин или юридическое лицо должны приложить ис ватизации земли и реорганизации хозяйства;
ходные данные о земельном участке, содержащиеся в) об утверждении перечня лиц к наделению иму
в земельном кадастре. Их можно получить в кадаст щественными и земельными паями.
ровой палате, либо при заключении договора с орга Размер земельной доли и стоимость имуществен
ном межевания и поручить ему получить необходи ного пая определялись позже, на втором общем соб
мые сведения без участия заявителя. рании (собрании уполномоченных), с учетом пред
ложений внутрихозяйственной комиссии.
2) выписка из государственного земельного ка
дастра на земельный участок, переданный в общую Протокол собрания можно получить из архива
собственность граждан. сельскохозяйственного предприятия.
Эта выписка выдается после постановки земель 4) постановление районной администрации о пе
ного участка на кадастровый учет. редаче земельного участка в общую собственность с
Для проведения государственного кадастрового полным списком собственников земельных долей на
учета собственник земельной доли или уполномо момент реорганизации хозяйства.
Данное постановление принималось на основании
ченное им лицо при наличии у него доверенности
протоколов общего собрания об утверждении перечня
подают в районный комитет по земельным ресурсам
лиц к наделению земельными долями и об установле
и землеустройству заявку с приложением правоус
нии размера земельной доли. Копию постановления
танавливающих документов на земельный участок
и документов о межевании земельного участка (заверенную управлением делами администрации)
можно получить в администрации района.
(план земельного участка).
Перечисленные выше документы (план земельного
Требования к оформлению заявок и форма бланка
участка, выписка из государственного земельного када
заявки утверждены приказом Росземкадастра от


Земельный вестник России № 1–2 · 2005 49
КОНСУЛЬТАЦИИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


стра, протокол собрания и постановление районной ад Получив в регистрационной палате документ,
министрации) представляются в регистрационную пала удостоверяющий право на земельную долю (вы
ту один раз для государственной регистрации всех писка из ЕГРП и Свидетельство по форме, утверж
собственников земельных долей данного хозяйства. денной Постановлением Правительства РФ от
Для регистрации прав на земельную долю каждый 18 февраля 1998 г. № 219), собственник земельной
ее собственник (группа собственников) обязан до доли вправе совершить с ней любую сделку, пре
дусмотренную ст. 12 Федерального закона «Об обо
полнительно представить следующие документы:
1) документ, удостоверяющий право гражданина роте земель сельскохозяйственного назначения».
на земельную долю (см. пояснения по данному воп 3. Преимущественное право на покупку продава
росу в п. 1 настоящей аналитической записки). емой земельной доли имеют остальные участники
Представляются подлинник и заверенная копия. общей собственности (ст. 250 Гражданского кодекса
2) квитанцию об оплате регистрации (50 руб. с РФ), а если они откажутся купить земельную долю
каждого собственника земельной доли), а также до — то органы публичной власти (ст. 12 Федерально
кумент, удостоверяющий личность заявителя (пас го закона «Об обороте земель сельскохозяйственно
порт), а для юридического лица — учредительные го назначения»). Только после их отказа приобрести
документы этого юридического лица и документ, земельную долю она может быть продана иному
подтверждающий полномочия гражданина действо третьему лицу.
вать от имени данного юридического лица (п. 4 С учетом этого порядок продажи земельной доли
ст. 16 Федерального закона «О государственной ре осуществляется в следующей последовательности:
гистрации прав на недвижимое имущество и сделок а) собственник земельной доли обязан известить
с ним»). остальных участников общей собственности о сво
ем желании продать ее с указанием цены продажи.
3) справку из районного комитета по земельным
ресурсам и землеустройству об отсутствии (нали Сделать это можно в результате направления в
чии) обременений и арестов на земельные доли. письменной форме своего предложения каждому
При получении заявления и перечисленных доку участнику общей собственности (ст.250 Гражданс
ментов должностное лицо учреждения юстиции (ре кого кодекса РФ) или в результате опубликования
гистрационной палаты) делает соответствующую сообщения в средствах массовой информации, оп
запись в книгу учета документов, а заявителю выда ределенных субъектом РФ. До тех пор, пока субъект
ется расписка в получении документов на государ РФ их не определил, сделать это необходимо в офи
ственную регистрацию. С этой даты начинается отс циальных источниках публикования нормативных
чет времени, установленный для регистрации правовых актов субъекта РФ и районных органов
(п. 5–7 ст. 16 Федерального закона «О государствен местного самоуправления (абзац первый п. 2 ст. 12
ной регистрации прав на недвижимое имущество и Федерального закона «Об обороте земель сельско
сделок с ним»). хозяйственного назначения»).
Регистрация проводится в месячный срок (п. 3 Извещение участников общей собственности осу
ст. 13 Федерального закона «О государственной ре ществляется за счет продавца земельной доли;
гистрации прав на недвижимое имущество и сделок б) участник общей собственности, пожелавший
с ним»). При возникновении у регистратора сомне купить земельную долю, сообщает об этом продавцу
ний в подлинности представленных документов он и в регистрационную палату;
вправе приостановить регистрацию на месяц с уве в) если участники общей собственности в течение
домлением в письменной форме заявителя с обосно месяца откажутся от покупки доли или не заявят о
ванием такого решения (п. 2 ст. 19 Федерального за намерении приобрести ее, продавец обязан извес
кона «О государственной регистрации прав на тить в письменной форме высший исполнительный
недвижимое имущество и сделок с ним»). орган государственной власти субъекта РФ (адми
Если в указанный срок заявитель не устранит при нистрацию области) или в случаях, установленных
чины, препятствующие регистрации, то регистратор законом субъекта РФ, орган местного самоуправле
вправе отказать в государственной регистрации. По ния о намерении продать земельную долю с указа
согласованию с заявителем (в письменной форме) нием цены продажи.
срок приостановки регистрации может быть прод Сделать это можно лично — подать заявление в при
лен, но не более чем на 3 мес (п. 2 и 3 ст. 19 Феде емную или направить заявление заказным письмом;
рального закона «О государственной регистрации г) если орган публичной власти в течение месяца с
прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). момента получения заявления откажется от покуп


Земельный вестник России № 1–2 · 2005
50
КОНСУЛЬТАЦИИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


ки земельной доли или не заявит о намерении ее вершения специальной регистрационной надписи
приобрести, то только в этом случае продавец может на договоре (п. 1 ст. 14 Федерального закона «О го
в течение года продать свою долю третьему лицу по сударственной регистрации прав на недвижимое
цене не ниже указанной в заявлении цены; имущество и сделок с ним»).
д) если продавец в течение года не продал свою до 6. Став собственником купленной земельной доли
лю третьему лицу по ранее заявленной цене или до (земельных долей), гражданин или юридическое ли
истечения года захочет продать свою долю по цене цо приобрели права участника общей собственнос
ниже ранее заявленной, то он обязан направить но ти и могут совершать сделки либо могут выделить
вое извещение в орган публичной власти (п. 2 ст. 12 земельную долю (доли) в натуре и стать собствен
Федерального закона «Об обороте земель сельско ником земельного участка.
хозяйственного назначения»); 7. Ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель
е) при продаже земельной доли с нарушением пре сельскохозяйственного назначения» предоставляет
имущественного права покупки орган публичной право собственнику земельной доли по своему ус
власти имеет право в течение года с момента госуда мотрению требовать выдела земельного участка в
рственной регистрации сделки требовать в судебном счет земельной доли. При этом собственник земель
порядке перевода на него прав и обязанностей поку ной доли не связан обязательством представлять ка
пателя (п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об обороте кие либо обоснования другим участникам общей
земель сельскохозяйственного назначения»); собственности о причинах, побудивших его это сде
ж) договор купли продажи земельной доли заклю лать, и сообщать им о способах последующего распо
чается в письменной форме с соблюдением требова ряжения своим земельным участком.
ний ст. 549 и 550 Гражданского кодекса РФ и не тре Выдел земельного участка в счет земельной доли
бует обязательного нотариального удостоверения; (земельных долей) — это переход части земельного
з) договор купли продажи подлежит государ участка, находящегося в общей собственности, в
ственной регистрации в регистрационной палате. собственность участника долевой собственности и
4. Договор купли продажи регистрируется в ре прекращение для этого участника права на земель
гистрационной палате по месту расположения зе ную долю (земельных долей).
мельной доли (п. 1 ст. 17 Федерального закона «О Выделенный земельный участок (новый сформи
государственной регистрации прав на недвижимое рованный земельный участок) подлежит государ
имущество и сделок с ним»). ственному кадастровому учету в соответствии с Фе
Заявление о государственной регистрации пода деральным законом «О государственном земельном
ют все стороны сделки (договора), и государствен кадастре» и государственной регистрации в соотве
ная регистрация осуществляется в присутствии сто тствии с Федерального закона «О государственной
рон либо в присутствии одной стороны при условии регистрации прав на недвижимое имущество и сде
представления другой стороной нотариально заве лок с ним».
ренных доверенностей на осуществление сделки При этом надо иметь в виду, что в соответствии с
(п. 1 ст. 16 Федерального закона «О государствен п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель
ной регистрации прав на недвижимое имущество и сельскохозяйственного назначения» не допускается
сделок с ним»). образование новых земельных участков, размеры
К заявлению прилагаются договор купли прода которых меньше чем минимальные размеры земель
жи, документы, удостоверяющие права продавца на ных участков, установленные законом субъекта РФ.
земельную долю и квитанция об оплате регистрации Следовательно, предварительно необходимо при
(п. 2–4 ст. 16 Федерального закона «О государствен обрести такое количество земельных долей, которо
ной регистрации прав на недвижимое имущество и го бы хватило не нарушать установленный мини
сделок с ним»). мальный размер вновь образуемых земельных
Дальнейшая процедура государственной регистрации участков.
изложена в п. 2 настоящей аналитической записки. 8. Согласно ст. 252 Гражданского кодекса РФ выде
лить долю можно по соглашению, достигнутому меж
5. Право собственности на земельную долю у по
ду всеми участниками общей собственности, а в слу
купателя возникает с момента государственной ре
гистрации договора купли продажи (п. 2 ст. 8 Граж чае недостижения соглашения — в судебном порядке.
данского кодекса РФ). Ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель
Проведенная государственная регистрация дого сельскохозяйственного назначения» упростила этот
вора удостоверяется регистратором в результате со порядок при условии, что число участников долевой


Земельный вестник России № 1–2 · 2005 51
КОНСУЛЬТАЦИИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


собственности на земли сельскохозяйственного наз ветствует положениям пп. 4 и 9 п. 1 ст. 8 Гражданс
начения более пяти человек. кого кодекса РФ, согласно которым гражданские
Участник долевой собственности может известить права и обязанности возникают в результате приоб
остальных участников о своем намерении выделить ретения имущества по основаниям, допускаемым
долю (доли) в письменной форме (как требует законом, или вследствие событий, с которыми закон
ст. 252 Гражданского кодекса РФ) либо может опуб или иной правовой акт связывает наступление граж
ликовать сообщение в средствах массовой информа данско правовых последствий.
ции (СМИ), определенных субъектом РФ. Таким Остается только доказать, что от участников до
СМИ является источник официального опублико левой собственности не поступило возражений. В
вания нормативных правовых актов субъекта РФ качестве доказательств регистрационная палата на
или органов местного самоуправления. В сообще практике требует представления протокола обще
го собрания участников долевой собственности
нии необходимо указать следующие данные о вы
(п. 10 совместного информационного письма Мос
деляемом земельном участке:
а) предполагаемое (желаемое) местоположение; ковской областной регистрационной палаты, Коми
б) площадь; тета по земельным ресурсам и землеустройству по
в) качественные и экономические характеристи Московской области, ФГУ «Земельная кадастровая
ки. Их можно получить в кадастровой палате или в палата» по Московской области и Московской об
районном комитете по земельным ресурсам и земле ластной нотариальной палаты от 25 июля 2003 г.
устройству после запроса сведений, содержащихся в № РП исх. 1313/2326 1/317 п/802/2 21), что про
документах земельного кадастра. тиворечит настоящему Федеральному закону.
Если стоимость выделяемого земельного участка в Таким образом, Федеральный закон предполагает,
расчете на единицу его площади превышает стои что доказательством отсутствия возражений от
мость остающегося земельного участка в расчете на участников долевой собственности о местонахожде
единицу его площади, то в сообщении указывается нии выделяемого земельного участка является пись
также размер компенсации, возмещаемой осталь менное подтверждение выделяющегося участника
ным участникам общей собственности лицом, выде долевой собственности об отсутствии поступивших
ляемым свою земельную долю (земельные доли). возражений.
10. Если поступит хотя бы одно возражение от
Сообщение в СМИ опубликовывается за счет
участников общей собственности, то спор о местопо
средств собственника выделяемой земельной доли
(земельных долей). Такое опубликование позволяет ложении выделяемого земельного участка и размера
считать, что остальные участники общей собствен компенсации разрешается с использованием согла
ности надлежащим образом извещены о предстоя сительных процедур, прядок которых устанавлива
щем выделе земельного участка. ется Правительством РФ (п. 2 ст. 13 Федерального
закона «Об обороте земель сельскохозяйственного
9. Если в течение месяца со дня опубликования со
общения не поступит ни одного возражения (возра назначения»), но до сих пор не установлен.
жения направляются заявителю и в районный комитет В случае недостижения согласованного решения
по земельным ресурсам и землеустройству), то место споры рассматриваются в суде.
Можно также воспользоваться нормой ст. 14 Феде
положение выделяемого участка и размер предлагае
рального закона «Об обороте земель сельскохозяй
мой компенсации считаются согласованными.
Можно подавать заявку в районный комитет по ственного назначения» и собрать общее собрание, на
земельным ресурсам и землеустройству о проведе котором будет принято решение о местонахождении
нии кадастрового учета земельного участка, форми выделяемого земельного участка.
ровании земельного участка, проведении межевания Для этого необходимо за месяц до собрания в

<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>