<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

Сфера социального обеспечения - особая, в ней практически отсутствуют ратифицированные конвенции по затронутым вопросам, в отличие от регулирования на международном уровне трудовых отношений.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Всеобщей декларации прав человека, лишь в общем виде определяет обязанности государств, его ратифицировавших. Можно сделать общий вывод, что Россия выполняет взятые на себя обязательства, закрепленные в Пакте. Исключение составляет лишь уровень обеспечения, прежде всего пенсионного. Кроме того, Россия, вопреки Декларации прав и свобод человека 1991 г. и Конституции, действовавшей до 12 декабря 1993 г., отказалась гарантировать уровень жизни старым и нетрудоспособным гражданам не ниже установленного законом прожиточного минимума. Гарантия предоставления пенсии не ниже прожиточного минимума исключена из Конституции РФ 1993 г. и Закона 1990 г.
Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г. Данная Конвенция охватывает весь комплекс прав ребенка - как гражданских, так и социально-экономических. Конвенцией определен механизм контроля за соблюдением взятых на себя государствами обязанностей. Этот контроль осуществляется Комитетом по правам ребенка, состоящим из 10 независимых экспертов (выступающих в личном качестве), которые избираются на совещании государств - участников Конвенции. Государства - участники Конвенции представляют доклады Комитету каждые пять лет. Россия вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Совет Европы основан в мае 1949 г. десятью европейскими государствами261. Его состав постоянно расширяется. Штаб-квартира Совета Европы расположена в Страсбурге (Франция). Наблюдателями являются США, Япония, Канада, Австралия. Основные органы Совета Европы - Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы и Секретариат. Комитет министров собирается на уровне министров иностранных дел как минимум два раза в год. В остальное время он работает в составе их представителей. Комитет вправе принимать обязательные решения от имени Совета Европы. Парламентская ассамблея имеет консультативные функции, заседает четыре раза в год. Она принимает резолюции, как правило, большинством голосов.
Комитет Министров - тот орган Совета Европы, который правомочен утверждать нормативные акты в форме конвенций, подлежащих ратификации и имеющих обязательную юридическую силу, или в форме рекомендаций, которые должны учитывать государства - члены Совета Европы в своей законодательной деятельности.
Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей.
В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.
Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца (оно охватывает пособия по болезни, по материнству, по безработице, в случае трудового увечья, пособие в случае смерти и семейное пособие), а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи.
Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения. Этот кодекс, вместе с протоколами к нему, определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, материнством, инвалидностью и потерей кормильца, на содержание детей. В нем не установлен уровень социального обеспечения выше минимального уровня, предусмотренного Конвенцией №102 МОТ. В кодексе, помимо общих положений (об используемых терминах), раскрывается содержание всех традиционных звеньев (отраслей) социального обеспечения (медицинского обслуживания, пособий по болезни, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейных пособий, пособий по материнству, по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). В нем содержатся стандарты по начислению периодических выплат, а также стандарты процедур надзора (контроля).
В табл. 5 указаны размеры выплат типичным получателям пособий. Они даны в процентах к прежнему заработку либо (при определенных условиях) к заработку квалифицированного рабочего мужского пола, занятого ручным трудом, либо к заработку обычного взрослого работника мужского пола. Государство может выбрать в каждом случае соответствующий заработок по своему усмотрению.
Интересны, на наш взгляд, некоторые положения Конвенции МОТ №102 "О минимальных нормах социального обеспечения" применительно к различным видам обеспечения. Конвенция допускает, например:
- в отношении пособия по болезни - установление определенного стажа, необходимого для предотвращения злоупотреблений; ограничение продолжительности его выплаты 26 неделями в каждом случае заболевания; непредставление пособия за первые три
дня болезни;
Таблица 5

Основание
для пособия
Типичный получатель
Размер пособия
в % к заработку
Болезнь
Мужчина с женой и двумя детьми
45
Безработица
Мужчина с женой и двумя детьми
45
Старость
Мужчина с женой пенсионного возраста
40
Трудовое увечье: нетрудоспособность инвалидность
Мужчина с женой и двумя детьми
50
Потеря кормильца
Мужчина с женой и двумя детьми
Вдова с двумя детьми
50
40
Беременность и роды
Женщина
45
Инвалидность
Мужчина с женой и двумя детьми
40
Потеря кормильца
Вдова с двумя детьми
40

- в отношении пособия по безработице - ограничение продолжительности его выплаты 26 неделями за 12-месячный период; непредставление пособия за первые 7 дней каждого случая временной утраты заработка;
- в отношении пособия (пенсии по нашей терминологии) по старости - установление для граждан обоего пола пенсионного возраста не выше 65 лет и даже более высокого возрастного предела с учетом работоспособности пожилых граждан; сокращение пенсии, основанной на системе страховых взносов, когда заработок пенсионера превышает определенную сумму;
- в отношении пособия по беременности и родам - установление стажа, необходимого для предотвращения злоупотребления; ограничение срока выплаты пособия 12 неделями;
- в отношении пособия (пенсии) по инвалидности - установление 15-летнего стажа уплаты страховых взносов или работы по найму или 10-летнего стажа пребывания в стране; выплата пособия лишь при полной утрате способности к какому-либо труду;
- в отношении пособия по случаю потери кормильца - обеспечение только вдов и детей умершего, сокращение пособия работающим вдовам и т.д.
Впоследствии Европейский кодекс социального обеспечения дорабатывается. В июне 1990 г. пересмотренный кодекс одобрен, а 6 ноября того же года открыт для подписания. Первыми его подписали 13 государств: Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швеция и Турция. Пересмотр определяется многими причинами, в частности необходимостью повысить стандарты, охватить пособиями другие категории населения, и т. д.
В табл. 6 приведены размеры выплат в процентах к прежнему заработку как одиноким, так и "типичным получателям пособия".
Пересмотренный кодекс значительно расширяет также круг граждан, охваченных социальной защитой в области медицинского обслуживания, и распространяется на всех работающих по найму, или на все экономически активное население (включая в обоих случаях детей и супруга, находящихся на иждивении) или на всех проживающих в стране граждан. То же касается и всех других отраслей защиты (она распространяется на всех работающих по найму (минимум на 80- 95%), на большую часть активного населения (70-90%) или на значительную часть проживающих в стране граждан).
В отношении круга граждан, которые охватываются соответствующими видами социального обеспечения, Россия опережает многие страны и вполне отвечает стандарту, который установлен в пересмотренном Европейском кодексе социального обеспечения.























Таблица 6
Страховой
случай
Размер пособия одинокого получателя,
в % к заработку
Размер пособия типичного получателя,
имеющего иждивенцев, в % к заработку
Болезнь
50

Лицо, имеющее супруга
и двоих детей 65
Безработица
50
Лицо, имеющее супруга
и двоих детей 65
Старость
50
Лицо, имеющее супруга
определенного возраста 65

Трудовое увечье
и профессиональное
заболевание

а) временная
или начальная
нетрудоспособность

6) полная
и постоянная
потеря трудоспособности
дающей заработок,
или соответствующая
степень физической
инвалидности
- общая







50








50

Лицо, имеющее супруга
и двоих детей 65













65

- когда требуется
постоянный уход

в) смерть кормильца
-супруг,
утративший
кормильца
- ребенок


70




50
20

80

-Супруг, утративший
кормильца,с.двумя. детьми 80




Материнство
50
Женщина с супругом
и двумя детьми 65

Инвалидность
50
Лицо, имеющее супруга
и двоих детей 65

Смерть кормильца -
-супруг,
утративший кормильца
- ребенок
50


20
Супруг, утративший
кормильца с двумя детьми 65


В пересмотренном кодексе установлены значительно более высокие нормы денежных пособий. В расчете на типичного получателя они выше примерно на 20% по сравнению с установленными в первом кодексе.
Прежняя заработная плата (вместе с любым семейным пособием) определяется на основании национального законодательства. При этом могут устанавливаться максимальные пределы пособий либо прежнего заработка, из которого она исчисляется. Во всех случаях общая сумма пособий должна быть достаточна для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи и не может быть меньше пособия, исчисленного из заработка обычного взрослого рабочего-мужчины (этот заработок рекомендуется определять по соответствующим правилам, определенным в Конвенции).
Установлено также, что размеры текущих периодических выплат по старости, в связи с трудовым увечьем, по инвалидности и по случаю потери кормильца пересматриваются в связи с существенными изменениями в оплате труда и в стоимости жизни.
В той ситуации, которая сложилась в России в последние годы, многие виды социального обеспечения, прежде всего пенсии для граждан, работавших по найму, не соответствуют по своему уровню минимальным международным стандартам. В то же время некоторые виды обеспечения, например пособия по болезни (по временной нетрудоспособности), по беременности и родам, существенно превосходят все международные стандарты, как по условиям, так и по их уровню.
Европейская социальная хартия предусматривает различные социальные права и их защиту - комплекс прав, относящихся к трудовым отношениям (право на труд, право на справедливые условия труда и вознаграждения и т.д.), право на охрану здоровья и т.д. В ней предусмотрено также право на социальное обеспечение. В частности, предусматриваются обязательства договаривающихся государств обеспечить каждому достойный уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния. Означает ли это, что в Конституции РФ нет подобной нормы и что установление и поддержание такого уровня жизни не является обязанностью Российской Федерации? Конечно нет В данном случае действуют нормы международных актов, в частности Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного нашей страной. Достойный жизненный уровень -это уровень хотя бы не ниже международных стандартов, признанных в цивилизованном мире, в частности определенных Конвенцией МОТ № 102.
Европейская Конвенция о социальном обеспечении принята с целью достижения большего единства национальных законодательств о социальном обеспечении, его многосторонней координации, реализации решения о заключении специального акта, регулирующего вопросы, связанные с социальным обеспечением иностранцев и мигрантов, в частности относительного равенства в обращении с их собственными гражданами и сохранения приобретаемых и уже приобретенных прав. В этой Конвенции подтверждается принцип равенства граждан договаривающихся стран и лиц без гражданства и принцип сохранения пособий независимо от любого места жительства, т. е. те принципы, которые лежат в основе Европейской социальной хартии и нескольких конвенций МОТ. Конвенция определяет правила применения законодательства стран и устанавливает специальные правила, регулирующие предоставление таким гражданам всех основных пособий и пенсий (по болезни и материнству, инвалидности, старости, по случаю потери кормильца, трудового увечья и профессиональных заболеваний, смерти, безработицы, семейные пособия).
Вместе с тем Конвенция является тем актом, на основании которого в дальнейшем могут развиваться и заключаться двусторонние и многосторонние соглашения между европейскими государствами.
Наша страна пока еще не присоединилась к этой Конвенции. Однако ряд важнейших положений, определяющих равенство иностранных граждан, беженцев, лиц без гражданства с гражданами нашей страны уже давно закреплены в законах. Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" устанавливалось, что иностранные граждане в СССР пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Конституции СССР, настоящего закона и других актов советского законодательства262.
Этот принцип равенства воспринят и Россией. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Равенство иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, с гражданами России подтверждается рядом законов, например законами "О занятости населения в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В некоторых российских законах содержатся нормы, которые практически ведут к сохранению приобретенных прав на территории других государств. Так, в пенсионном Законе 1990 г. содержится правило, согласно которому в общий трудовой стаж включается работа по найму за границей, в том числе иностранным гражданам. Кстати, подобная норма принята в одностороннем порядке, без введения другими странами аналогичного правила, касающегося работы по найму в России. Иллюстрацией правила о сохранении приобретенных прав является установленная законом, принятым Верховными Советом РФ, выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации - с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и др. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.
В Законе 1990 г., который принимался в тот период, когда еще существовал СССР, предусмотрено, что граждане других союзных республик, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, как и иностранные граждане и лица без гражданства. Теперь граждане бывших союзных республик являются иностранными гражданами. Однако в их пенсионном обеспечении как иностранных граждан есть существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ - Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.
При назначении пенсии гражданам перечисленных государств учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения, исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае если в этих государствах введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется в рублях исходя из официально установленного курса национальной валюты (на день обращения за пенсией). Текущий курс в России определяется Центральным банком РФ.
Пенсии назначаются по месту жительства (п. 1 ст. 6). При переселении в пределах этих государств выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7).
СНГ - добровольное сообщество. Каждый его участник может из него выйти. При этом пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с Соглашением, не теряют своей силы на территории того государства, где они проживают (ст. 13 Соглашения).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, заключенного 13 марта 1992 г., осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами. Однако им учитывается весь стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г.
К странам из числа союзных республик, ранее входивших в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., относятся Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Молдова, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика.
Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.


Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия общепризнанных принципов и норм международного права. В каких международных актах закреплены эти принципы и нормы?
2. Каковы способы внедрения международных принципов и норм в регулирование общественных отношений по социальному обеспечению в нашей стране?
3. Назовите наиболее значимые международные акты, в которых содержатся правовые предписания, регулирующие общественные отношения в сфере социального обеспечения.
4. Дайте общую характеристику этих предписаний и покажите их значение для нашей страны.
5. Какое значение для совершенствования системы социального обеспечения имеет вступление России в Совет Европы?
6. Назовите основные акты, касающиеся социального обеспечения, принятые Советом Европы.
7. Каково значение Конвенции МОТ №102 для России и как содержание этой Конвенции отражается в принятых Советом Европы актах?
8. Каково основное содержание соглашения в сфере социального обеспечения, в частности пенсионного, заключенное Россией со странами СНГ?



























Список рекомендованной литературы

Азарова Е. Г., Виноградова 3. Д., Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. М., 1998.
Андреев Б. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987. § 4 гл. 1; гл. П.
Астрахан Е. И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М., 1961.
Астрахан Е. И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.
Астров П. И. Юридические предпосылки рабочего права. М., 1911.
Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов. Экономика социального страхования. М., 1998.
Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998.
Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1997.
Быков А. Н. Страхование рабочих как фактор промышленности и русские страховые законы. СПб., 1913.
Вагнер А. Социальный вопрос. СПб., 1906.
Вигдорчик Н. А. Теория и практика социального страхования: Теоретические основы социального страхования. Л. - М., 1923.
Вильчинская Л. И. Организационно-правовые формы и роль государства в системах социального страхования // Труд за рубежом. 1994. № 3. С. 25-29.
Забелин Л. В. Теоретические основы социального страхования. М., 1926.
Забелин Л. В. Теория социального обеспечения. М., 1924.
Гинцбург Л. Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., 1958.
ГомьенД., ХаррисД., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
ЗайкинА.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974.
Зайкин А. Д. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1989.
Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. К вопросу о концепции нового закона о пенсионном обеспечении трудящихся // Сов. государство и право. 1987.№8.
Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. К новому пенсионному закону - пора конструктивных решений // Сов. государство и право. 1989. № 12.
Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевные результаты // Государство и право. 1998. № 3.
Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М., 1997.
Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.
Иванова Р. И., Тарасова В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.
Козлов А. Е. Социальное обеспечение в СССР. М., 1981.
Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих. М., 1995.
Лучкина Л. Прожиточный минимум в Восточной Европе // Экономика и организация промышленного производства. 1994. № 4. С. 60-70.
Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. М., 1997.
Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998.
Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. М., 1998.
Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование. М., 1911.
Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению Российской Федерации // Бюлл. Минтруда. 1999. № 9.
Пенсионное страхование: как его улучшить? // Соц. обеспечение. 1994. № 5. С. 23-25.
Полупанов М. И. К вопросу о понятии метода права социального обеспечения. М., 1978. Т. 62.
Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э. Г. Тучковой. М., 1997.
Право социального обеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М., 1999.
Советское пенсионное право: Учебн. пособие / Под ред. М. Л. Захарова. М., 1974.
Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М. Л. Захарова. М., 1993.
Социальная защита населения в регионе: Учебн. пособие. Екатеринбург, 1999.
Социальное страхование в России и зарубежных странах: Практическое пособие. М., 1997.
Социальное страхование и социальная защита: Доклад Генерального директора МВТ МОТ на Международной конференции труда. Женева, 1993.
Субботенко В. К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980.
Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 1998.
Тучкова Э. Г. Общие вопросы советского пенсионного права: Учебн. пособие. М., 1986.
Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: Учебно-метод, пособие. М., 1995.
Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 1999.
Шайхатдтов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. пособие. Екатеринбург. 1996. Вып. I.,
Шайхатдинов В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Свердловск, 1986.

























_____________________________________________________
ООО "Издательство БЕК"

129085, г. Москва, пр. Мира, д. 101, офис 516
(: (095) 287-8488, 230-6066 (: (095) 230-6598
E-Mail: office@beck-vostok.de Website: www.beck-vostok.de


Весь ассортимент книжной продукции Издательства БЕК можно приобрести у нашей книготорговой компании:

ЗАО "Книготорговая компания ВЕСК"
103473, Москва, ул. Краснопролетарская,
?д. 16 Я: (095) 973-9062, 973-9063, 973-9064 (: (095) 978-1631
E Mail: vesk2000@mail.ru Website: www.booktrade.ru


http://www.besk-vostok.de




1SBN 5-8 5 6 3 9-2 9 6-5

9 "7 8 5 8 5 6" 3 9 2 9 6 7" >


Учебное издание
З а х а р о в Михаил Львович,
Т у ч к о в а Эльвера Галимовна
Право социального обеспечения России
Учебник

Лицензия ЛР № 040537 от 21 октября 1997 г.

Подписано в печать 9.11.2000 г. Формат 60x38/16.
Гарнитура "Птез. Печать офсетная. Усл. печ. л. 36,0. Уч.-изд. л. 34,1.
Тираж 10 000 экз. Заказ № 151.
Издательство БЕК. 129085, Москва, пр. Мира, 101, оф. 516

Отпечатано в АООТ "Политех-4" 129110,
Москва, ул. Б. Переяславская, 46.
1 См. : Иванов Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986. С. 7.
2 См. : Социальная защита населения в регионе: Учебн. Пособие. Екатеринбург, 1999. С. 13.
3 См. : там же. С. 15.
4 См. : там же. С. 18.
5 См. : Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред.
М. Л. Захарова. М., 1993. С. 10
6 См. : там же. С. 11.
7 См. : Социальное страхование и социальная защита: Доклад Генерального директора МБТ на Международной
конференции труда. Женева, 1993.
8 См. : Иванова Р. И. Указ. Соч. С. 16.
9 См. : Иванова Р. И. Указ. Соч. С. 8.
10 См. : Иванова Р. И. Указ. Соч. С 22.
11 См. : Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. Пособие. М., 1998. С. 7.
12 См. : Шайхатдинов В. Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России. //Социальная защита населения в регионе. С. 58.
13 См. : Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. М., 1997. С. 7.
14 См. : Чорбинский С. И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992. С. 23.
15 См. : Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М., 1993. С. 231.
16 См. : Социальное страхование и социальная защита. Доклад генерального директора МБТ МОТ на международной конференции труда.
17 Функции данного министерства впоследствии были возложены на Минтруда.
18 Социальная защита населения. М., 1992. С. 24.
19 Социальная защита населения. М., 1992. С. 25
20 См. : Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. Пособие. Екатеринбург, 1996. Вып. 1. С. 5.
21 См. : Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. С. 4.
22 См. : Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих. М., 1995. С. 26.
23 Шайхатдинов В. Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России. С. 67.
24 См. : Социальная защита населения в регионе. С. 59.
25 Там же.
26 См. : Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебн. Пособие. М., 1998. С. 6; Социальная защита населения в регионе. С. 64, 65.
27 См. : Социальная защита населения в регионе. С. 66.
28 Ведомости СССР. №17. Ст. 291.
29 См. : Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996. С. 29.
30 См. : Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., 1997. С. 7-8.
31 См. : Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987. С. 13.
32 СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.
33 О страховых взносах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см.гл.25.
34 См.: Общая теория государства и права. Академический курс: Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Марченко М.,1998. Т. 2. С. 232.
35 СМ.:Право социального обеспечения: Учебн. Пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М.,1999. С 12
36 См.:Е.Е.Мочульская. Право социального обеспечения: Учебн. Пособие. М., 1998. С13
37 См.: Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. С. 234.
38 См.:Иванова Р.И., Тарасова В.А.Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983; Шайхатдинов В.Ш. Предмет и метд советского права социального обеспечения . Свердловск, 1983; Андреев В.С.Право социального обеспечения в СССР: Учебникдля вузов. М., 1987.
39 См.: Андреев В.С. Конституционные основы советского права социального обеспечения //Вопросы теории и практики социального обеспечения . М., 1978. С. 7-8.
40 См.: Пашерстник А. Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих. М., 1949. С. 141.
41 См.: Александров Н. Г. Основные вопросы советского трудового законодательства в свете решений XXI съезда КПСС // Трудовое право в свете решений XXI съезда КПСС. М., 1960. С. 13;
Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1974. С. 385.

42 См.: Лившец Р. З. Теория права: Учебник. М., 1994. С. 96.
43 См.: там же.
44 См.: Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 95-96.
45 См.: Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1963. Вып. I. С. 218.

46См.: Сорокин В. Д. Метод правового регулирования: Теоретические проблемы. М., 1976. С. 111.
47См.: Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 114-117.
48См.: Иванова Р. И., Тарасова В. А. Указ. соч. С. 126.
49См.: Явич Л. С. Указ. соч. С. 89.
50См.: Витченко А. М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974. С. 52.
51См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарев М., 1994. С. 307-309.
52См.: Коваленко А. И. Теория государства и права: Учебник. М., 1994. С. 80
53Иванова Р. И., Тарасова В. А. Указ. соч. С. 125.
54См.: Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1971. С. 20
55См.: Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. С. 37.
56См.: Полупанов М. И. Право социального обеспечения - самостоятельна отрасль права. // Сов. государство и право. 1971. № 9. С. 59.
57См.: Иванова Р. И., Тарасова В. А Указ соч. С. 130.
58См. Фогель Я.М. Некоторые вопросы теории права социального обеспечения. // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. М., 1975. С. 202.
59См.: Шайхатдинов В.Ш. Теория социального обеспечения. Саратов, 1982. С. 82.
60См.: Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998. С. 21, 23.
61См.: Мачульская Е.Е. Указ. соч. С. 24, 25.
62См.: Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения РФ (альбом схем). Екатеринбург, 1999. С. 8.
63См.: Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998. С. 46-48.
64В общей теории права наряду с указанными выделяются еще и другие приемы: поощрительный, рекомендательный, метод автономии и равенства сторон, убеждения и принуждения (см.: Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. С. 235).
65См.: Батыгин К. С. Право социального обеспечения: Общая часть. С. 49; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. С. 27.
66См.: Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации (альбом схем). С. 9.
67См.: Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. С. 167.
68Там же. С. 168.
69Выше уже говорилось о том, что некоторые ученые (например, В. Ш.Шайхатдинов) относят данный институт к Общей части права социального обеспечения.
70В.Ш. Шайхатдинов называет такой институт генеральным (см.: Шайхатди-нов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации (альбом схем). С. 10).
71См.: Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. пособие. Екатеринбург, 1998. Вып. I. С. 74.
72См.: Паленина С. Б. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России //Государство и право. 1999. № 9. С. 5.
73См.: там же.
74См.: Лившиц Р. 3. Теория права: Учебник. С. 115.
75См.: там же.
76См.: Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. С. 238.
77См. гл. II Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования".
78См.: Паленина С. В. Указ. соч. С. 11.
79См.: Административное право: Учебник / Под ред. проф. Ю. М. Козлова и Л. Л. Попова. М., 1999. С. 19.
80 Давид Р. основные правовые системы современности. М., 1988. С. 145.
81 Лившиц Р. З .Теория права: Учебник. М., 1994. С. 195.
82 См. : Общая теория государства и права. Академический курс: Учебник для вузов /
Под ред. М. Н. Марченко. С. 14, 15.
83 Лившиц Р. З. Указ. Соч. С. 14, 15.
84 См. : Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. С. 23.
85 См. : Территория права и государства: Учебник. М., 1995. С. 171.
86 См. : Лившиц р. З. Указ. Соч. С. 196.
87 См.; Социальная защита населения в регионе. Екатеринбург, 1999. С 56.
88 См.; Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. С. 26.
89 См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник для вузов. М.,1987. С. 68
90 См.: Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. М., 1971. С.37;Шайхотдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. Пособие . Екатеринбург, 1996. Вып.1. С. 47; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебн. Пособие. М. 1998. С. 32.
91 Ранее к принципам права социального обеспечения нами был отнесён такой принцип, как финансирование социального обеспечения за счёт обязательных страховых взносов, а также средств государственного бюджета. Это принцип финансового права.
92 О содержании таких соглашений см. гл. 30.
93 Общую характеристику содержания данного закона см. в разд. II.
94 РГ. 1998.9 дек.
95 См.: Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э. Г. Тучковой. М., 1997. С. 342
96 РГ. 1999. 11 нояб.
97 Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 85.
98 См.: Теория права и государства: Учебник. М., 1995. С. 132.
99 См.: Андреев Б. С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 109:
100 См.: Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР: М., 1986. С. 58.
101 См.: Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть. М., 1998. С. 73.
102 См.: Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1999. С. 66.
103 См.: Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 1999. С. 61.
104 См.: Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974. С. 66; Право социального обеспечения: Учебн. пособие. С. 69.
105 См.: Батыгин К. С. Право социального обеспечения: Общая часть. С. 72.

106 Цит. по: Протасов В. Н. Указ. соч. С. 63.
107 См.: Протасов В.Н. Указ. соч. С. 67.
108 См.: Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987. С. 31.
109 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6.
110 См.: Ачаркан В. А. Государственные пенсии. М, 1967. С. 72; Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР: Курс лекций. М., 1969. С. 100; Зайкин А. Д. Указ, соч. С. 34.
111 К страховым пенсионным правоотношениям в данном случае не могут быть отнесены правоотношения, которые возникнут в порядке негосударственного пенсионного страхования, поскольку правовые нормы, их регулирующие, относятся к гражданскому праву, а не к праву социального обеспечения.
112См.: Зайкин А. Д. Указ. соч. С. 27.
113См.: Советское пенсионное право. М., 1974. С. 53.
114См.: Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. С. 111.
115См.: Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 16.
116См.: Астрахан Е. И. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советскому трудовому праву//Учен. зап. ВЙЮН. М., 1962. Вып. 14. С. 166-167.
117См.: Андреев В. С. Право социального обеспечения. М., 1974. С. 120, 123.
118См.: Советское пенсионное право. С. 66-68.
119См.: Тарасова В. А. Указ. соч. С. 18.
120О пенсионном обеспечении см. разд. II Особенной части.
121О круге лиц, подлежащих такому страхованию, см. гл. 25.
122 См.: Субботенко В. К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980. С. 156.
123 См.: Александров Н. Г. Применение норм советского социалистического права. М, 1958. С. 9; Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 233- 234; Дюрягин И. Я. Применение норм советского права: Теоретические вопросы. Свердловск, 1973. С. 51.
124 'Ведомости РФ. 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4970.
125 Ведомости СССР. 1968. №17. Ст. 144; 1980. №11. Ст. 192; 1988. №6. Ст. 94.
126 Основные нормативные правовые акты российского законодательства к этому и другим разделам учебника приводятся в хронологическом порядке. Сначала указываются законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Совета Министров СССР, постановления Конституционного Суда РФ, а затем - акты министерств и ведомств.
127 Конвенции МОТ см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда МОТ. Женева. Международное Бюро Труда. 1991. Т. I, II.
128 Гинцбург Л. Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., 1958. С. 3.
129 Адвокаты - члены коллегий адвокатов подлежат государственному социальному страхованию с 30-х годов. Пенсионное страхование для других перечисленных граждан введено позднее
130 О страховом трудовом стаже см. § 4.
131 Ведомости СССР. 1974. № 40.
132 См. § 4 гл. 6.
133 К числу участников Соглашения, кроме России, относятся: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан,! Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
134 СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1538.
135Имеются в виду пенсионеры, состоящие на учете в органах социальной защиты населения. Некоторые категории пенсионеров учитываются в соответствующих ведомствах - из числа кадровых военнослужащих, например, в Минобороны РФ.
136В 1957 г. средний заработок составлял около 80 руб., а максимум пенсии по старости - 120 руб., т. е. в 1,5 раза превышал средний заработок. К 1990 г. средний заработок превысил 250 руб. и максимум пенсии стал ниже его более чем вдвое.
137В связи с тем что действие этого закона было распространено впоследствии на некоторые другие категории граждан, его название изменилось. Он именуется ныне Федеральным законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
138См. гл. 17.
139См. § гл.5.
140См. § 1.
141 О трудовом стаже см. разд. 1 Особенной части.
142 См. § 2 гл. 6.
143 К пенсиям по старости на льготных основаниях зачастую относят также пенсии, назначаемые при пониженном возрасте в связи с работой с особыми условиями труда и на Крайнем Севере (см., напр.: Право социального обеспечения. М., 1999. С. 129-135). Это неверно. В Законе 1990 г. четко разграничиваются все эти три основания, причем льготным считается лишь первое из них, т. е. то основание, которое не обусловлено характером трудовой деятельности (ее неблагоприятными условиями), а касается лишь личности человека.
144 О социальной пенсии по инвалидности см. гл. 13.
145 О военной травме см. § 1 гл.10.
146 См. § 4 гл. 10.
147 См. § 3 гл. 6.
148 К п. "г" - Постановление от 1 марта 1992 г. (Бюлл. Минтруда. 1992. № 7-8); к п. "д" - Постановление от 24 апреля 1992 г. (Бюлл. Минтруда. 1992. № 5-6); к п. "ж" - Постановление от 24 апреля 1992 г. (Бюлл. Минтруда. 1992. № 5-6); к п. "о" - Постановление от 3 февраля 1994 г. (САПП РФ. 1994. № 7. Ст. 509).
149 См. п. 2 ст. 32 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации".
150 О социальных пенсиях, в том числе по инвалидности, см. гл. 13.
151 Ведомости РФ. 1993. № 28. Ст. 1064.
152 СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1595.
153 Положение введено в действие с 1 января 1999 г. Ранее действовавшее Положение признано утратившим силу.

154 Об обеспечении по страхованию пострадавших на производстве и членов их семей см. гл. 25.
155 О социальный пенсии, в том числе в связи с потерей кормильца, см. гл. 13.
156 Смерть гражданина, как и рождение, а также другие акты гражданского состояния, подлежит государственной регистрации. Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГСа путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании таких записей. Условия признания гражданина безвестно отсутствующим регулируются ст. 42 ГК, а процессуальный порядок установления этого факта - гл. 28 ГПК РСФСР.
157 Соответствующий список работ и профессий утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.
158 Соответствующий список профессий и должностей утвержден Постановлением Правительства РФ 7 июля 1992 г. № 467.
159 Список должностей работников летного состава, список должностей инженерно-технического состава авиации, правила исчисления сроков выслуги утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 октября 1991 г. № 459, а Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытателъного состава - Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384.
160 Об исчислении заработка см. § 1 гл. 14.
161 Такой повышенный максимум введен в связи с дополнительным обязательным пенсионным страхованием членов экипажей воздушных судов гражданской авиации.
162 О праве некоторых граждан получать две пенсии см. § 2 гл. 8.
163 См. § 1 гл. 10
164 ОБ исчислении пенсий см. гл. 14.
165 См. §4 гл. 11.
166 СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 5057; 1999. № 42. Ст. 5057; 2000. № 12. Ст. 1294.
167 О перерасчете пенсии в связи с работой после назначения пенсии с более высоким заработком см. § 4.
168 О дополнительном пожизненном материальном обеспечении Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны см. §3 гл. 17.
169 САПП РФ. 1993. №44. Ст. 4190.
170 Постановление от 8 февраля 1994 г. №86 // САПП РФ. 1994. №7. Ст. 510.
171 О документах, подтверждающих трудовой стаж, см. § 2 гл. 7.
172 О подтверждении стажа работы по свидетельским показаниям см. там же.
173 Сводный перечень государственных должностей и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих утверждаются Президентом РФ (см. Указы Президента от 11 января 1995 г. № 32 и № 33).
174 См.: Гафаров 3. С., Иванова С. Л., Шайхатдинов В. Ш. Правовое регулирование труда и социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 1998. С. 183, 186.
175 СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1579; № 35. Ст. 4202.
176 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2702; 1999. № 47. Ст. 5699.
177 О персональных доплатах к пенсии по распоряжению Президента РФ см. § 1 настоящей главы.
178 Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, утверждено Правительством РФ 27 апреля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 425; 1996. № 12. Ст. 246).
179 Ведомости РФ. 1993. № 23. Ст. 817.
180 См.; Пенсионное законодательство. М., 1996. С. 317.
181 См. гл. 11.
182 Ст. 436 Таможенного кодекса РФ.
183 Закон РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции"// Ведомости РФ. 1993. № 29. Ст. 1114.
184 Впервые пенсионное обеспечение этих работников и членов их семей было введено Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г, (САПП РФ. 1994, № 1. Ст. 4).
185 СП СССР. 1984. №8. Ст. 46.
186 Предусмотрен и еще один случай обеспечения пособием - при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием. Пособие в данном случае предназначено для возмещения разницы между заработком до перевода и после перевода, если он снизился. На практике такой случай обычно не встречается, поскольку заболевшие отказываются от перевода, а он возможен только с их согласия. При отказе от перевода пособие им выдается как при заболевании на общих основаниях.
187 См. § 1. гл. 10.
187 О трудовом увечье, профзаболевании, о военной травме см. § 1 гл. 10.
188 О непрерывном трудовом стаже см. § 5 гл. 6.
189 О презумпции иждивенства, которое установлено в отношении родителей при назначении на детей пенсии по случаю потери кормильца, см. § 1 гл. 11.
190 См. § 5 гл. 6.
191 СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1259.
192 Следует иметь в виду, что круг застрахованных в данном случае уже, чем при обязательном пенсионном страховании. Он не охватывает, например, тех граждан, которые выполняют работу по договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, по авторскому договору и т.д.). Об исчислении заработка для определения размера пенсии см. гл. 14.
193 Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов /Под ред. Э.Пучковой. М., 1997. С. 342.
194 См.: ст. 25 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4563.
195 СЗ РФ. 1997. №44. Ст. 5020.
196 СЗРФ. 1999, №31. Ст. 3802,
197 См. §3гл. 19.
198 См. §3 гл. 19.
199 При рождении четвертого и каждого последующего ребенка выплачивалось пособие как многодетной семье.
200 СЗ РФ. 1994. №6. Ст. 589.
201 Подробнее см. § 2 гл. 18.
202 Ранее изданное Постановление Правительства РФ по данному вопросу (СЗ РФ. 1993. №48. Ст. 4655) признано утратившим силу.
203 О ежемесячной компенсационной выплате неработающим женам граждан рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, см. § 2 гл. 23.
204 СЗ РФ. 1998. №38. Ст. 4736.
205 См. § 1 гл. 11. Перечисленные граждане имеют право на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца на общих основаниях.
206 См. гл. 19.
207 СЗ РФ. 1997. №26. Ст. 3052.
208 См. § 1 гл. 11. Перечисленные граждане имеют право на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца на общих основаниях.
209 Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 3 марта 1992г. "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам" в части выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам признан утратившим силу.
210 Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 3 марта 1992г. "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам" признан утратившим силу.
211 СЗ РФ. 1997. №4. Ст. 551.
212 Закон РФ "О ритуальном пособии", действовавший до указанного Федерального закона, признан утратившим силу с 1 марта 1993 г.
213 Подробнее об этом см. § 2. гл. 18.
214 О ежемесячных денежных компенсациях при возникновении поствакциональных осложнений см. § 2. гл 22.
215 См. § 1 гл. 22.
216 См. ст. 76 КЗоТ.
217 Ранее изданное аналогичное Положение признано утратившим силу.
218 Об уровне минимальной оплаты труда см. § 2 гл. 18.
219 В советское время указанные граждане и семьи назывались иначе - малообеспеченные.
220 Социальные пособия выплачиваются также за счет средств централизованных внебюджетных фондов.
221 Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 71; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4562.
222 Профессиональный риск- это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту), а класс такого риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившиеся в отраслях (подотраслях) экономики.
223 На 2000 г. приостановлено действие предусмотренных ст. 22 Закона от 24 июля 1998 г. правил в части, касающейся установленных страхователю скидок или надбавок к страховому тарифу. О размере страховых взносов по другим видам обязательного социального страхования см. § 5 гл. 1.
224 См. § 3 гл. 19.
225 Создается впечатление, что разработчики данного закона то ли по небрежности, то ли вследствие недостаточной профессиональной квалификации "забыли" включить в закон ряд крайне необходимых правовых предписаний, в частности об исчерпывающем перечне лиц, имеющих право на получение страховых выплат, о понятии иждивенства и т.д.
226 Подробно об иждивенстве см. § 1 гл. 11.
227 См. гл. 19. 462
228 См. §5гл. 14.
229 К числу таких мер относятся меры политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.
230 О лекарственной помощи см. гл. 27.
231 О размерах страховых взносов и их плательщиках см. § 5 гл. 1.
232 См. ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих".
233 См. § 2 гл. 19.
234 В настоящее время компенсация в несколько раз ниже реальной стоимости путевки.
235 Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1724.
236 См., напр., Федеральный закон "О ветеранах", Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского характера".
В данной главе рассматривается лекарственная помощь на льготных условиях, установленная федеральным законодательством. Правительство РФ рекомендовало органам государственной власти субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения индивидуального пользования для других групп населения, в частности для многодетных и малоимущих семей, а также беременных женщин и безработных.
237 См. ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998г. "О статусе военнослужащих".
238 В этих актах содержатся также нормы, регулирующие другие отношения: по созданию соответствующих социальных служб и их деятельности; о правах социальных работников; об организации медико-социальной экспертизы, ее функциях и т.п. Такие отношения не относятся к предмету права социального обеспечения и в учебнике не рассматриваются. При дальнейшем изложении название этих законов иногда не указывается, обозначается лишь дата их подписания Президентом РФ.
239 Об условиях оплаты социальных услуг по отдельным их видам, установленных Правительством РФ, см. § 2.
240 См. соответственно разд. II и III.
241 Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. "О Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" // Бюлл. Минтруда. 2000. №2.
242 Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Пост. Минтруда от 14 декабря 1996 г. // Бюлл. Минтруда. 1996. №12.
243 См.: Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. Утв. Пост. Правительства РФ от 18 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3754.
244 Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Утв. Пост. Правительства РФ от 24 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №27. Ст. 3276.
245 БНА. 1993. №11.
246 Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организация для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Утв. Пост. Минтруда от б февраля 1995 г, // Бюлл. Минтруда. 1995. N13.
247 См • Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы // СЗ РФ. 1998. №33. Ст. 4005; 2000. № 16. Ст. 1717.
248 СЗ РФ. 1996. №2. Ст. 117
249 В полном объеме указанные отношения регулируются Инструкцией Минсобеса от 15 февраля 1992 г. "О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов" (с поел. изм. и доп.).
250 См. ст. 14 и 15 Закона "О ветеранах".
251 Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций на бензин и другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1995 г.
252 См. там же.
253 Те услуги, которые предоставляются на условиях полной оплаты, вряд ли можно считать социальными услугами, но Правительство считает их таковыми.
254 О порядке выплаты пенсии за время пребывания пенсионера в учреждениях социального обслуживания см. § 1 гл. 16.
255 Некоторые специалисты полагают, что данная норма закона противоречит Конституции РФ и может быть оспорена в установленном порядке в Конституционном Суде РФ.
256 Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г.
257 См. гл. 21 Семейного кодекса РФ.
258 СЗРФ. 1996. № 31. Ст. 3721. Ранее такой вид обслуживания детей именовался детским домом семейного типа.
259 О медицинской помощи и лекарственной помощи см. гл. 26, 27. См. также гл. 28, касающуюся социального обслуживания, многие виды которого осуществляются бесплатно и на льготных условиях.
260 МОТ образована в целях международного сотрудничества и устранения социальной несправедливости, она является в настоящее время специализированным учреждением ООН. Недавно отмечался ее 80-летний юбилей. Высший орган МОТ - Международная конференция труда, которая созывается ежегодно. Она состоит из представителей государств - членов МОТ. Каждое государство представляется четырьмя делегатами - два от правительства, один от предпринимателей и один от работников. Рабочие органы МОТ также формируются по указанному принципу. Нормативная деятельность МОТ осуществляется в виде принятия конвенций и рекомендаций.
261 Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Великобритания.
262 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. № 15. Ст. 106; № 26. Ст. 236; № 42. Ст. 391; 1961. № 32. Ст. 333; 1969. № 25. Ст. 281; 1982. № 10. Ст. 138.
??

??

??

??




1



<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ