<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

1
2
3
- политические партии, движения
1
2
3
6. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ РОССИИ?
1 - нечеткое разделение их полномочий
2 - стремлёние исполнительной власти выполнять законодательные функции
3-стремление законодательной власти брать на себя функции исполнительной власти
4 - бессилие законодательной власти
5 - амбиции Президента и правительства
6 - амбиции Думы
7 - другое (напишите) _________________________________________________
8 - затрудняюсь ответить
7. КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РЕАЛЬНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ?
1 - Президент
2 - правительство
3 - чиновники [c.945]
4 - частный капитал
5 - мафия
6 - другое (напишите) _______________________________________________
7 - затрудняюсь ответить
8. КАКОЙ ВАРИАНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ВЛАСТИ ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ?
1 - одновременные досрочные выборы Думы и Президента
2 - досрочные выборы Думы
3 - досрочные выборы Президента
4 - досрочные выборы только усилят кризис
5 - введение прямого президентского правления
6 -другое (напишите)________________
КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ К ПЕРЕЧИСЛЕННЫМ НИЖЕ ЯВЛЕНИЯМ ЖИЗНИ? (дайте ответ по каждой строке)
Явления жизни
Характер чувств
преобладание позитивных чувств
безразличие
преобладание негативных чувств
затрудняюсь ответить
9. Проводимые реформы
1
0
-1
4
10. Президент РФ.
1
0
-1
4
11. Правительство РФ.0
1
0
-1
4
12. Дума РФ.
1
0
-1
4
13. Предстоящие выборы
1
0
-1
4
14. Совет Федерации
1
0
-1
4
15. КАКОЕ И3 ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ СУЖЦЕНИЙ БЛИЗК0 К ВАШЕМУ?
1 - реформа в России идет хорошо, только медленно
2 - реформа "буксует", топчется на месть
3 - реформа отступает, сворачивается
4 - реформы вообще никакой нет
5 - другое (напишите) ________________
6 - затрудняюсь ответить [c.946]
16. ЕСЛИ РЕФОРМЫ СТОЯТ НА МЕСТЕ ИЛИ ОТСТУПАЮТ, В ЧЕМ, П0 ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРИЧИНЫ ЭТОГО?
1 - недоучет всех сложностей реформирования
2 - допущен концептуальный просчет
3 - не принят во внимание менталитет народа
4 - не накоплен в достатке материальный и кадровый потенциал
5 - другое (напишите) ____________________________________
6 - затрудняюсь ответить
17. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮССИИ ТРЕБУЮТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СКОРЕЙШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ? (указать не более трех)
1 - безработица
2 - преступность
3 - налоговая политика
4 - социальная защита малоимущих
5 - экология
6 - достойная оплата за честный труд
7 - изменение роли государства в решении проблем граждан
8 - другое (напишите) ___________________________________
9 - затрудняюсь ответить
18. КАКИЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА МОГУТ СЫГРАТЬ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В ЕГО ПОБЕДЕ НА БУДУЩИХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В РОССИИ?
(отметьте не более трех)
1- справедливость
2 - честность
3 - компетентность
4 - ум
5 - внешние данные
6 - физическое здоровье
7 - энергичность
8 - смелость
9 - умение расположить к себе людей
10 - умение вызывать симпатию
19. КОГО БЫ ВЫ НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ ЛИДЕРОМ В БОРЬБЕ КАНДИДАТОВ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ?
1 - предпринимателя (бизнесмена)
2.- представителя партий (движений)
3 - представителя директорского корпуса (ВПК)
4 - представителя армии
5 - независимого кандидата [c.947]
6 - другое (напишите) ____________
7 - затрудняюсь ответить
20. НАЗОВИТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ СТРАНЫ, ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ РОССИИ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ НАИБОЛЬШИМ АВТОРИТЕТОМ И ПОДДЕРЖКОЙ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
(не более 5)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
21. КОМУ СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯЕТ НАСЕЛЕНИЕ?
1 - национально-патриотическим движениям
2 - партиям и движениям, претендующим на защиту либерально-демократических ценностей
3 - партиям социалистической ориентации
4 - центристским партиям
5 - никому не доверяет
6 - другое (напишите) ________________________________________
7 - затрудняюсь ответить
22. ДОСТАТОЧЕН ЛИ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, КОНТРОЛЪ ЦЕНТРИЗБИРКОМА РФ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ?
1 - контроль излишне жесткий
2 - вполне нормальный
3 - контроль меньше, чем нужен
4 - другое (напишите) _______________________________________________
5 - затрудняюсь ответить
23. КАКОВА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПОДОПЛЕКА СОБЫТИЙ В ЧЕЧНЕ?
1 - стремление овладеть нефтью
2 - отвлечь людей (граждан России) от борьбы за свои экономические и политические права
3 - организовать "малую" победоносную войну для укрепления президентской власти
4 - не допустить к власти в Чечне Р.Хасбулатова
5 - установить ЧП и диктатуру в России
6 - местные кавказские "разборки" [c.948]
7 - другое (напишите) __________________________________________________
24. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВВОДУ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В ЧЕЧНЮ?
1 - эта мера необходимая
2 - ввод нежелателен, но, видимо, неизбежен
3 - введение войск в Чечню ухудшит ситуацию в России
4 - Россия вообще не должна вмешиваться в дела Чечни
5 - другое (напишите) _________________________________________________
6 - затрудняюсь ответить
25. КАКАЯ ДОЛЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (В %) ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОЗИЦИИ НАЦИОНАЛИСТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕРУССКИМ НАРОДАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ HA EE TEPPOTOPИИ?
0%
20%
40%
50%
60%
80%
100%
26. КАКОВ ВАШ ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РОССИИ НА БЛИЖННЮЮ (зима 1994-1995 гг.) И ДАЛЬНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ?

зима 1994-1995 гг.
1995-1996 гг.
резко возрастает
возрастает
останется прежней
снизится
резко снизится
затрудняюсь ответить
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
27. КАКИЕ ФАКТОРЫ В НАИБОЛЬШЕЙ МЕРЕ БУДУТ ОКАЗЫВАТЬ СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ НА ПЕРИОД ДО ОЧЕРЕДНЫХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ? (отметьте не более 3-х позиций)
1 - постепенное повышение благосостояния людей
2 - преодоление кризиса не платежей, стабилизация финансовой системы
3 - преодоление межнациональной неприязни
4 - повышение эффективности исполнительной власти [c.949]
5 - усиление роли городской Думы
6 - создание действенных органов самоуправления
7 - усиление борьбы с уголовной преступностью
8 - снижение темпов безработицы
9 - нравственное возрождение
10 - 6орьба с коррупцией, взяточничеством
11 - формирование слоя цивилизованных собственников
12 - образование массовых политических партий
13 - что еще? (напишите) ______________________________________
28. ВАШ ПОЛ:
1 - мужской
2 - женский
29. ВАШ ВОЗРАСТ:
1 - до 24 лет
2 - 25-29 лет
3 - 30-39 лет
4 - 40-49 лет
5 - 50-59 лет
6 - 60 и старше
30. ВАШЕ СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
1 - 1 - женат (замужем)
2 - не женат (не замужем)
3 - разведен(а)
4 - вдовец (вдова)
31: ЧИСЛЕННОСТЬ ВАШЕЙ СЕМЬИ?
(укажите)
В TOM ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ:
(укажите)
1
2
3
4
5
6

0
1
2
3
4
5

32. ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?
1 - да
2 - нет
33. ЕСЛИ ДА. TO В КАКОЙ ФОРМЕ?
1 - имею собственную фирму
2 - вхожу в состав учредителей частной фирмы
3 - работаю по найму в частной фирме
4 - другое (напишите) ___________________________________ [c.950]

ВОПРОСНИК
1. В ВЫСТУПЛЕНИЯХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ЧАСТО ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ МНЕНИЕ О TOM, ЧТО РОССИЯ НАХОДИТСЯ В ГЛУБОКОМ КРИЗИСЕ. ЕСЛИ ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ, TO КАКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ СПОСОБНЫ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ВЫВЕСТИ ЕЕ И3 КРИЗИСА?
11 - демократы
12 - коммунисты
13 - социалисты
14 - национал-патриоты
15 - либеральные демократы
16 - фашисты
17 - монархисты
18 - другие
19 - с этой оценкой не согласен
2. СЕГОДНЯ МОЖНО УСЛЫШАТЬ И ТАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ: "РОССИЮ И3 КРИЗИСА МОГУТ ВЫВЕСТИ HE ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, А СИЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР". СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМ?
21 - согласен
22 - не согласен
23 - затрудняюсь ответить
3. КТО И3 НЫНЕШНИХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПОЛЬЗУЕТСЯ У ВАС НАИБОЛЫIIИМ АВТОРИТЕТОМ?
31 - есть такие
32 - нет таких
4. ПЕРСОНАЛИИ (см. Кодовый словарь)
401 - ЕЛЬЦИН
402 - ЧУБАЙС
403 - НЕМЦОВ
404 - ЖИРИНОВСКИЙ
405 - ЛЕБЕДЬ
406 - ЗЮГАНОВ
407 - ЧЕРНОМЫРДИН
408 - ГАЙДАР
409 - ЯВЛИНСКИЙ [c.951]
5. КАКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ П0 ВОПРОСУ О СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ И ВЫБОРОВ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ?
51 - все выборы должны быть проведены в намеченные ранее сроки
52 - сроки полномочий как Президента, так и ФС необходимо продлить
53 - выборы Президента необходимо перенести на более поздний срок
54 - необходимо проведение досрочных президентских выборов
55 - затрудняюсь ответить
6. МОГУТ ЛИ НОВЫЕ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА И ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ К ЛУЧШЕМУ?
61 - да
62 - нет
63 - затрудняюсь ответить
7. В ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО РОССИИ HE НУЖНА ДЕМОКРАТИЯ, ЧТО ДЛЯ НЕЕ НУЖНА ЕДИНОЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМ?
71 - да
72 - нет
73 - затрудняюсь ответить
8. ВСТРЕЧАЕТСЯ И ТАКОЕ МНЕНИЕ, ЧТО РОССИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЕРНУТЬСЯ К МОНАРХИИ, КАК ЭТО БЫЛО ДО ФЕВРАЛЯ 1917 ГОДА. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМ?
81 - согласен
82 - не согласен
9. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО-НИБУДЬ О ЖИВУЩИХ ЗА РУБЕЖОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ДОМА РОМАНОВЫХ, РОДСТВЕННИКОВ ПОСЛЕДНЕГО РУССКОГО ЦАРЯ НИКОЛАЯ II?
91 - знаю, но очень мало
92 - хорошо осведомлен
93 - не знаю ничего
10. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЫНЕШНЕГО РУКОВОДСТВА МОСКВЫ?
101 - удовлетворен полностью [c.952]
102 - удовлетворен отчасти
103 - не удовлетворен
104 - затрудняюсь ответить
11. А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Ю.ЛУЖКОВА, МЭРА МОСКВЫ?
111 - удовлетворен полностью
112 - удовлетворен отчасти
113 - не удовлетворен
114 - затрудняюсь ответить
12 ЕСЛИ ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, TO ПОЧЕМУ?
121 - забота о социально незащищенных слоях населения (пособия детям, матерям-одиночкам, любые пособия пенсионерам)
122 - забота о благоустройстве города (строительство жилья, дорог, магазинов и т.п.)
123 - забота об обеспечении города продуктами питания
124 - забота о безопасности москвичей (борьба с преступностью)
125 - очистка города от мигрантов
126 - защита независимой позиции Москвы во взаимоотношениях с правительством, в частности, в вопросах приватизации
127 - регулярные выступления перед москвичами в СМИ
128 - другое
13. ЕСЛИ HE УДОВЛЕТВОРЕНЫ, TO ПОЧЕМУ?
131 - отсутствие заботы о социально незащищенных слоях населения
132 - отсутствие заботы о благоустройстве города
133 - отсутствие заботы о безопасности москвичей
134 - нехватка продуктов питания
135 - слепое следование курсу Ельцина
136 - стремление к личному обогащению
137 - попустительство коррупции, мафии и коммерческим структурам
138 - неискренность в выступлениях в СМИ, расхождение между словом и делом
139 - другое [c.953]
А теперь несколько слов о себе:
14. ПОЛ:
141 - мужской
142 - женский .
15. ВОЗРАСТ:
151 - до 30 лет
152 - 30-50 лет
153 - старше 50 лет
16. ОБРАЗОВАНИЕ:
161 - неполное среднее, среднее
162 - незаконченное высшее, высшее
17. СТАТУС:
171 - рабочий
172 - ИТР, служащий
173 - ИНП (интеллигенция, не занятая на производстве, врач, учитель, журналист и т.д.)
174 - пенсионер
175 - домохозяйка
176 - предприниматель
177 - учащийся, студент
178 - военнослужащий
179 - безработный
ПРИМЕЧАНИЕ:
1) пенсионер - это только неработающий пенсионер
2) предприниматели-арендаторы, кооператоры, ИТД, работники негосударственного сектора
3) военнослужащие - также сотрудники МВД, в т.ч. пожарные, милиционеры
4) домохозяйки - кроме неработающих, временно неработающие по уходу за детьми
СПАСИБО!
[c.954]
Приложение 3
ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
Подготовил:
д.ф.н., профессор Б.И. Краснов
Борьба за власть находит свое выражение в соревновании стратегий и тактик противоборствующих сил. Их изучение предполагает:
• определение всех действующих политических сил (партий, движений и т.д.);
• описание и сравнение их программ, стратегий и тактики;
• анализ социальной технологии, форм и методов реализации намеченной стратегии;
• изучение эффективности действий;
• прогнозирование возможных действий, их результатов (последствий) и, главное, развитие политической ситуации в будущем.
Одним из основных методов, с помощью которых решаются эти задачи является метод анализа документов. Например, при изучении стратегии противоборствующих политических партий, прежде всего будут проанализированы материалы средств массовой информации, предвыборные программы кандидатов в народные депутаты, стенограммы встреч кандидатов в народные депутаты и депутатов с избирателями, выступления представителей различных партий и движений на митингах и пр. При этом весьма перспективным является применение метода контент-анализа, т.е. анализа содержания текста. Суть этого метода состоит в нахождении в тексте определенных смысловых понятий (единиц анализа), выявлении частоты их употребления и соотношения с содержанием всего документа.
Этот метод дает возможность проанализировать особенности текстовых хараткеристик документов одной партии в зависимости от состава тех, кому они предназначены, или разных партий, выступающих по одной проблеме. При работе с материалами средств массовой информации благодаря контент-анализу решается задача [c.955] сравнения стилистических особенностей сообщений. Он может быть использован и для кодировки открытых вопросов политологических анкет.
Практикующие политологи в зависимости от целей исследования фиксируют: 1) частоту появления в материалах выделенных элементов; 2) частоту связанности одних элементов с другими; 3) отношение к этим элементам со стороны источника информации и некоторые другие параметры. Поэтому основные процедуры контент-анализа связаны с переводом качественной информации на язык счета, с вычислением так называемых параметров и категорий анализа, единиц анализа, единиц счета.
Параметры анализа представляют предмет анализа (исследования) в наиболее общем виде. Вместе с тем разработка параметров предмета анализа является начальной точкой построения его модели, поскольку лишь только после этого возможна детализация модели на уровне категорий анализа. Можно выделить четыре класса параметров анализа: 1) предмет содержания текста - элемент действительности, попавший в зону внимания коммуникатора, отраженный в содержании текста; 2) отношение коммуникатора к предмету содержания текста, которое включает все возможные типы отношения (например, объем внимания, степень благожелательности и т.п.); 3) модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста, она фиксирует способы выражения отношения коммуникатора к предмету содержания текста; 4) тип коммуникатора, т.е. непосредственного создателя текста сообщения.
Категории анализа могут 6ыть подразделены на типы: 1) по степени их конструктивизации; 2) по характеру их связи с элементами содержания; 3) по "междисциплинарности". Степень конструктивизации характеризуется абстрактностью категории. Эксплицитные категории в этом плане являются наименее абстрактными, их конструирование часто заключается в простом копировании наиболее значимых признаков содержания текста. Смысл второго из указанных оснований классификации состоит в возможности соотнесения категории и содержания текста. Чем менее абстрактна категория, тем легче задать ее поисковый образ. В простейшем случае образ сводится к перечислению [c.956] определенного списка слов. Под "междисциплинарностью" имеется в виду связь категорий анализа с различными научными дисциплинами.
Наиболее часто используются следующие единицы анализа. Слово (словосочетание) - наименьшая единица анализа (из языковых), приемлемая в социологическом исследовании; используется в анализе политического языка, исследовании стиля сообщений и читабельности. Сообщение - одна из наиболее часто используемых единиц анализа. Характеризуется целостностью. Размер и структура сообщений зависят от типа коммуникации. Выделение сообщения в структуре текста обычно не требует каких-либо специальных инструкций. Герой (характер) - определенный тип деятеля, обладающего четко выраженными социальными чертами. Наиболее часто эта единица используется при анализе небольших произведений литературы (рассказ, очерк). Примером этой единицы является герой информации, выделяемый в содержании на основе рода его занятий. Тема - очень широко применяемая и очень плохо определенная единица анализа. В американской литературе термины "суждение" и "тема" употребляются как синонимы, причем чаще всего тема определяется через понятие суждения. Понятие темы используется в таких случаях в категориальном значении, т.е. говорится скорее о тематическом признаке, чем о единице анализа, ибо темы могут выделяться и в целых сообщениях, и в их частях различного объема (абзацах, предложениях). Тема может быть выражена не только суждением, но и словом, и словосочетанием (например, наименование рубрики в газете). Суждение - наиболее мощная и сложная в использовании единица анализа. В общем виде структура суждения может быть представлена в фасетной форме, т.е. в виде ряда ячеек, в которых расположены однотипные элементы. Практически в исследуемых текстах на один тип суждения в среднем приходится 1-2 упоминания, следовательно значительное число типов суждений вообще не встречается в содержании текста. Поэтому чаще всего информация анализируется не в виде суждений в целом, а в виде отдельных фасетов, т.е. единицей анализа практически является элемент суждений. При использовании ЭВМ можно выделить эмпирически наиболее значимые в статистическом [c.957] отношении типы суждений и вести их анализ. Возможно также и такое решение: определить уровень отождествления суждений (например, на основе их модальности), и различать суждения лишь по этому уровню; при этом число типов суждений уменьшается до приемлемой величины - 5-10 типов). Суждение является гибкой единицей анализа, может быть использовано для относительно небольших частей содержания текста. В частности, практически любое предложение может быть разложено на несколько суждений, представленных в виде ядерных предложений.
Ситуация - это единица, которая имеет целью представить содержание текста в виде структуры, отражающей фрагменты действительности. Фрагменты могут быть представлены не только в виде действующего лица, но и в виде мотивов, средств, целей деятельности. В состав структуры ситуации могут входить следующие элементы: субъект деятельности, локальность субъекта (сфера социальной жизни и т.п.), характер представления субъекта коммуникатором, знак отношения коммуникатора к субъекту, интересы субъекта, его цели, мотивы действий и т.п. Близкой по замыслу к ситуации является такая единица анализа, как единица действия, которая может быть использована как элемент ситуации. Классическим примером такой единицы является функция действующих лиц волшебных сказок, разработанная В.Я. Проппом.
В большинстве контент-аналитических исследований используется несколько единиц анализа. Это связано с кодировочной операцией в контент-анализе, где необходимо взаимодействие единиц анализа.
Однако до ознакомления с материалом, трудно дать ответ на вопрос, какие категории анализа следует избрать. Для этого всесторонне изучают объект исследования. Лишь в этом случае система категорий будет представлять собой модель исследуемого объекта и служить своего рода шаблоном, который "накладывается" на содержание текста с целью его измерения. Для этого материалы разбивают на категории по различным категориям: по темам, содержанию, месту и времени разворачивающихся событий, позитивному и негативному отношению и пр. Выделенные категории анализа могут быть сведены в документе, именуемом кодификатором. [c.958]
Исследование начинается со сбора информации, a именно с отыскивания в тексте документа индикаторов (единиц анализа) тех или иных категорий. Это могут быть слова, группы слов, высказывания, часть текста, которые находятся в определенном соответствии с категориями анализа. Для каждой категории фиксируется только одно ее упоминание в тексте документа, независимо от реальной частоты упоминаний и числа индикаторов, относящихся к содержанию категории. Первичные эмпирические данные собирают кодировщики. Кодирование содержания документов производится, как правило, с помощью трех методических инструментов - кодификатора, инструкции для кодировщика и кодировочной карточки, которая содержит перечень кодовых позиций всех категорий и подкатегорий анализируемого документа.
В работе кодировщика выделяют три этапа:
1) предварительная подготовка - изучение проблемы или проблем, отраженных в анализируемых документах;
2) первичная обработка - отбор материалов по проблеме исследования;
3) вторичная обработка материалов чтение документов, соотнесение элементов их содержания с кодификатором и регистрация кодов в кодировочной карточке, которая является формой учета и накопления первичных данных. На каждый документ заводится одна кодировочная карточка. Анализируя материал, кодировщик "раскладывает" его содержание на категории представленные в кодификаторе.
Анализ информации предполагает определение так называемых единиц счета. При анализе прессы за единицу счета часто принимают число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме количество печатных знаков, количество абзацев значимого текста. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное для освещения определенного события, или же метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Преимущество таких единиц счета проявляется прежде всего в быстроте работы кодировщика. Однако система счета "пространство - время" может дать самые общие характеристики содержания и не подходит для оценки установок, намерений, стиля и т.д.
Данные всех карточек кодировки обрабатываются или вручную (что достаточно трудоемко) или на ЭВМ. Наиболее доступным и простым ее результатом является [c.959] вычисление доли упоминания той или иной категории в общем массиве информации (либо процентное выражение) и интерпретация этих данных в социальном контексте той или иной проблемы.
В контент-аналитических исследованиях политических событий (процессов) выделяют три основных типа (см.: Матвиенко В.Я. Социологический анализ в политике. - Киев, 1995). Рассмотрим их, подчиняясь определенной логике.
Первый тип. Цель - вычленение основных действующих политических сил, изучение их количественной расстановки, качественного состава, локализация. При этом исследовании ставятся две задачи.
Задача 1. Описание качественно-количественного состава и ареалов распространения партий и общественно - политических организаций.
Эмпирический материал: а) статистические данные о регистрации партий и организаций в местных органах власти; б) статистическая документация самих партий и организаций; в) анализ материалов прессы.
Единицы анализа: а) для статистических материалов - документ, содержащий цифровую информацию по поставленной задаче; 6) для прессы - законченный материал, содержащий цифровые данные, отвечающие поставленной задаче.
Единицы счета - человекоединицы (как абсолютные значения, так и в процентах).
Основания для анализа: а) наличие партийных организаций в регионе, их количественный состав; б) процентное соотношение количественного состава различных партий и организаций по регионам и в стране в целом; в) процентное распределение количественного состава партий и организаций по социально - демографическим характеристикам.
Задача 2. Изучение степени представленности различных партий и общественно-политических организаций в органах власти различных уровней в разных регионах страны и в целом в стране.
Эмпирический материал - статистические данные по составу вновь избранных представительных органов власти различного уровня. [c.960]
Единицы анализа - документы, содержащие информацию о составе представительных органов относительно принадлежности депутатов к различным партиям и организациям.
Единицы счета - человекоединицы (как абсолютные значения, так и в процентах).
Основание для анализа - процентное распределение представленности партий и организаций в органах власти различных уровней в разных регионах, стране в целом.
Второй тип. Цель - анализ стратегии действующих политических сил и способов их реализации. В данном случае решаются три задачи.
Задача 1. Изучение как явных, так и скрытых программных принципов и целей деятельности партий и общественно-политических организаций, а также способов достижения этих целей (как в содержательном плане, так и в плане эмоционально-психологического воздействия).
Эмпирический материал: а) программные и уставные документы партий и общественно-политических организаций; б) предвыборные программы кандидатов в депутаты; в) выступления кандидатов в депутаты и депутатов перед избирателями (теле- и радиозаписи, стенограммы, опубликованные в прессе); г) стенограммы сессий, заседаний различных уровней; д) записи выступлений представителей различных партий и организаций в средствах массовой информации, на митингах, выдвигаемые ими лозунги.
Единицы анализа - отдельные документы (программа, устав, запись единичного выступления и пр.). Единицы счета - законченные единичные суждения, содержащие информацию о принципах и целях деятельности партий и общественно-политических организаций, а также способах достижения этих целей. Основание для анализа - абсолютное и процентное содержание в массивах документов, отвечающих задаче смысловых элементов, совпадающих семантически (т.е. вделение семантических групп и их типологизация), и различных типов их эмоционального и стилистического оформления.
Задача 2. Выяснение степени совпадения и расхождений в целях между различными партиями, а также в способах достижения этих целей. Выяснение возможности их объединения в блоки и группы, вероятности [c.961] разделения на фракции, а также направленности этих блоков, групп и фракций.
Единицы анализа и единицы счета - те же, что при решении предыдущей задачи. Основание для анализа -количественное и качественное соотношение совпадающих и различающихся по содержанию и способам подачи смысловых элементов, отвечающих поставленной задаче.
Задача 3. Выяснение динамики изменений принципов и целей деятельности различных партий и общественно-политических организаций, а также динамики изменений в методах достижения этих целей. Степень зависимости этих изменений от политической ситуации в стране, регионе.
Основания для анализа - количественные и качественные изменения в типовых группах смысловых элементов и способах их стилистического и эмоционального оформления в зависимости от их временной привязки. Степень их совпадаемости по содержанию и интенсивности, а также эмоциональной окраске с доминантами политической ситуации соответствующего временного периода. (Доминанты политической ситуации выделяются посредством изучения общего информационного фона при помощи направленного контент-анализа средств массовой информации за определенные периоды, а также путем опроса экспертов).
Третий тип. Цель - изучение эффективности воздействия различных партий и организаций на избирателей во время избирательных кампаний. Решаются три задачи.
Задача 1. Выяснение степени эффективности предвыборной работы каждой партии и организации, принимавшей участие в избирательной кампании.
Эмпирический материал - статистические документы по выборам депутатов различного уровня.
Единицы анализа - документы, содержащие цифровую информацию по интересующей исследователя проблеме. Единицы счета - человекоединицы (как абсолютные значения, так и в процентах). Основание для анализа - соотношение между количеством делегатов от определенной партии или организации, участвовавших в предвыборной борьбе в тех или иных регионах, и количеством [c.962] делегатов от этой партии или организации, получивших мандаты в этих регионах.
Задача 2. Выяснение степени адекватности представлений партий и общественно-политических организаций о том, на какие группы общества они опираются, о степени соответствия этих представлений действительности.
Эмпирический материал: а) письма в средства массовой информации; б) статистическая документация различных партий и общественно-политических организаций; в) статистические документы по выборам дёпутатов различного уровня; г) программные документы различных партий и организаций.
Единицы анализа: а) письма, содержащие оценку или отношение к деятельности той или иной партии или общественно-политической организации; б) статистические документы, содержащие данные по социально-демографическому составу партий и организаций; в) статистические документы, содержащие данные представительства в органах власти разных уровней различных партий и организаций; г) программные документы различных партий и организаций, содержащие информацию (в явном или латентном виде) о том, на какие социально-демографические группы они опираются.
Единицы счета: а) социально-демографические характеристики авторов писем; б) социально-демографические характеристики членов партий и организаций; в) законченные единичные суждения, содержащие информацию о том, на какие социальные группы могут опираться те или иные партии или организации; г) социально-демографические характеристики респондентов, оценивающих положительно или отрицательно деятельность определенных партий или организаций по сравнению с представителями этих партий или организаций о том, на какие группы общества они опираются, полученными из программных документов и опросов экспертов.
Задача 3. Выяснение степени и причин привлекательности принципов и целей деятельности тех или иных партий или организаций, выявление оптимальных стратегий в зависимости от степени их гибкости, т.е. способности адекватно реагировать на малейшие изменения политической ситуации. [c.963]
Эмпирический материал - тот же, а также личные заявления о вступлении в ту или иную партию или организацию.
Единицы анализа и единицы счета - те же, что при решении первой задачи второго типа, а также законченные суждения, содержащие мотивацию вступления в ту или иную партию или организацию. Основания для анализа - сравнение результатов контент-анализа всех документов (кроме заявлений) и опроса экспертов с результатами контент-анализа заявлений, а также опросов общественного мнения о причинах и степени привлекательности различных партий и организаций, тактики их действий в зависимости от конкретных политических ситуаций, отражение изменений их авторитета в оценках общественного мнения. [c.964]
Приложение 4
ПРОЦЕДУРА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ОСНОВАНА НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕХНИКЕ
Операции, реализующие процедуру контент-анализа, подразделяются на три вида: 1) по разработке документов исследования; 2) по реализации документов; 3) по обеспечению надежности процедуры. Ниже представлены таблицы, содержащие перечень операций и соответствующих им технических приемов.
Таблица 1
Документ
Основанные на них рабочие процессы
1.Программа исследования:
выбор объекта и материала исследования
модель выборки
категориальная модель предмета анализа
система единиц анализа
модель представления содержания текста
1. Определение релевантного предмету анализа текста


2. Предмет и основное кодирование
2. Полевой документ
3. Инструкция по проведению полевых работ и связанные с нею документы

[c.964]
4. Программа обработки полевой информации:
код
инструкция по подготовке информации к вводу в ЭВМ


3. Подготовка к обработке и обработка полевой информации
5. Макет представления количественных результатов исследования
4. Изготовление итоговых таблиц
6. Краткое изложение основных характеристик исследования и пояснения к итоговым таблицам
7. Программа анализа аналитической информации
5. Первичный анализ полученной аналитической информации
8. Отчет по исследованию
Таблица 2
Наличие эксплицитно сформулированных технических приемов при выполнении различных операций процедуры
Операция процедуры
Технические приемы, связанные с
операциями процедуры
обеспечением надежности процедуры
1. Разработка программы исследования, включая п. 2-6
-
-
2. Выбор объекта и материала исследования
-
-
3. Разработка модели выборки
+
+
4. Разработка категориальной модели
+
+
5. Разработка системы единиц анализа
-
-
6. Разработка модели представления содержания текста
-
-
7. Проведение выборочной операции
+
+
8. Разработка полевого документа
-
-
9. Разработка инструкции по проведению полевых работ
-
-
10.Проведение пилотажных кодировочных работ
-
-
11. Уточнение логической модели предмета анализа, полевого документа и инструкции по проведению полевых работ
-
-
12. Проведение основных кодировочных работ, в т.ч. разбиение содержания текста на единицы содержания и классифицирование их по категориям анализа
+
+
[c.965]
13. Разработка программы обработки полевой информации
-
-
14. Подготовка к обработке и обработка полевой информации
+
+
15. Разработка макета представления количественных результатов исследования
+
+
16. Изготовление итоговых таблиц
+
+
17. Разработка программы анализа аналитической информации
-
-
18. Первичный анализ полученной аналитической информации
-
-
* Как провести социологическое исследование. - М., 1990.
В табл. 1 показано соответствие документов и основанных на них рабочих процессов. Как видно из таблицы, программа исследования представляет собой наиболее комплексный документ, который содержит итог выполнения нескольких операций и является базой всех остальных. [c.966]
Приложение 5
ФРАГМЕНТ БЛАНКА КОДИРОВАНИЯ
Важный и обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов - бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операциональных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные операции. Ниже приводится фрагмент бланка, с помощью которого можно осуществить кодирование:


Признак, градация признака
Коды
1.
Tun автора
- один человек
- два и более человека
- ситуация не ясна

001
002
003
2.
Группа, к которой принадлежит автор
- неформальная группа (семья, друзья и т.д.)
- формальная группа (производственная группа, учебный коллектив и т. д.)
- ситуация не ясна

004
[c.966]
005
006
3.
Пол автора
- автор (авторы) - мужчина (мужчины)
- автор (авторы) - женщина (женщины)
- смешанная группа
- ситуация не ясна

007
008
009
010
4.
Возраст автора
- молодежь (до 30 лет)
- лица среднего возраста (30 - 49 лет)
- лица старшего возраста (свыше 50 лет)
- смешанная группа
- ситуация не ясна

011
012
013
014
015
5.
Количество проблем, рассматриваемых в письме
- одна
- две
- более двух

016
017
018


Признак, градация признака
Коды

Проблема № 1
Проблема № 2
6.
Локальность проблем, поднятых в письме
- мир
- страна
- город
- предприятие, учреждение
- частная жизнь

019
020
021
022
023

024
025
026
027
028
7.
Сфера общественной жизни (страна, область, город)
- промышленность
- сельское хозяйство
- транспорт
- строительство
- вопросы распределения жилья
- вопросы социального обеспечения

029
030
031
032
033
034

035
036
037
038
039
040
8.
Типы суждений
- суждение оценочное
- суждение конструктивное
- суждение аналитическое
- другие типы суждения

041
042
043
044

045
046
047
048
[c.967]
Приложение 6
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ АНАЛИЗЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Подготовил: к.и.н.,
доцент Ф.Л. Чусовикин
• Категории населения, проявляющие наибольшую политическую активность. Исследования западных политологов показывают, что имеющие более высокое образование и преуспевающие граждане больше склонны проявлять политическую активность по сравнению с другими группами. Так, лица, окончившие колледж, проявляют пятикратную политическую активность по сравнению с теми, которые получили лишь школьное образование.
• Неучаствующие. Это люди, которые не играют активной роли в политической деятельности. Эта категория включает лиц с относительно невысоким уровнем образования и сравнительно низкими доходами; женщин среди них больше, чем мужчин.
• Отсутствие интереса к политике или политическая апатия. Одним из факторов подобного отношения становятся ограничения, налагаемые правительством на свободу слова и выражение личных взглядов. Однако существуют и другие, более важные факторы. Во- первых, человек может быть лишен стимула к участию в политической жизни своим окружением. Во-вторых, на него может воздействовать слабая политическая активность других членов сообщества. В-третьих, он может принадлежать к группе, в которой политическая апатия фигурирует в качестве позитивной модели поведения.
• Сознание политической эффективности. Здесь имеется в виду личное ощущение человека, связанное с реальным или потенциальным воздействием на политический процесс, на основе чего он делает вывод о том, имеет ли смысл исполнять свои гражданские обязанности. Это может стать осознанием возможности социальных перемен и собственной роли в этом процессе. В той мере, в какой сознание политической эффективности поддается определению, можно утверждать, что оно находится [c.968] в прямой зависимости от степени политического участия.
В современных условиях имеются веские предпосылки для дальнейшего расширения политического участия и повышение его роли.
Во-первых, значительно усилились функции государства, в результате правительство превратилось в главную силу социальных и экономических преобразований. В экономической сфере возникли новые формы корпоративных структур. Индивидуумы получили надежду на лучшую и большую свободу. Во-вторых, главным образом под воздействием всеобщего образования, средств массовой информации, развития сети коммуникаций, эволюции идей, целей и чаяний произошел беспрецедентный рост национального и даже "мирового" сознания. В-третьих, демократические идеи оказали влияние на широкие массы, способствуя осознанию ими своих прав. Использование прав, в частности политических, сопряжено с необходимостью определенных обязанностей. Понятие "политические права и обязанности" не только подразумевает политическое участие, но и подчеркивает его обязательность. В-четвертых, важным аспектом политического участия стало участие в управлении государственными делами. Современное государство призвано обеспечивать нормальное протекание этого процесса, а также предпринимать усилия для достижения консенсуса среди граждан с тем, чтобы его политика и решения получили широкое одобрение.
Цели политического участия кратко могут быть сформулированы следующим образом: а) влияние на центральное правительство и местную власть; б) повышение уровня индивидуального или семейного благосостояния; в) развитие своего региона; г) ликвидация последствий природных катастроф.
Политическое участие оценивается неоднозначно. Некоторые ученые подчеркивают важность именно добровольного участия, считая, что голосование на выборах без альтернативы или участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства, не имеет отношения к подлинному политическому участию. Однако существуют веские аргументы в пользу включения упомянутых [c.969] форм в широкомасштабные модели политического участия по следующим причинам,
• Разграничение между мобилизованным и автономным участием более четко прослеживается в теории, чем в реальной жизни. Основание для подобного разграничения неизбежно носит произвольный характер.
• Фактически все политические системы включают в смешанном виде мобилизованное и автономное участие. Уровень автономного политического участия, как правило, выше в демократических, чем в диктаторских системах. Но чрезмерный акцент на автономном политическом участии легко может привести к ошибочному заключению, что феномен политического участия присущ исключительно демократическим системам.
• Между двумя типами участия существует динамичная взаимосвязь. Тип поведения, первоначально возникший как проявление мобилизованного участия, посредством внутренней трансформации может стать в значительной степени автономным. И наоборот, изначально автономное участие может превратиться в мобилизованное, или манипулируемое. Правительство, оппозиционные партии и политические лидеры зачастую стремятся проникнуть в автономные местные группы давления, подчинить их своему влиянию и использовать в своих интересах.
• Оба типа участия имеют важное значение для политической системы. И мобилизованное, и автономное участие расширяет возможности руководства и в то же время налагает ограничения на деятельность политических лидеров, элиты.
Политическое участие облекается в следующие формы.
• Предвыборная активность, т.е. участие в избирательных кампаниях, агитация за определенных кандидатов и другая работа с целью повлиять на результаты выборов.
• Лоббистская деятельность, подразумевающая индивидуальные или групповые усилия по установлению контактов с должностными лицами и политическими лидерами с целью оказать влияние на их решения по проблемам, затрагивающим интересы значительного числа людей. [c.970]
• Организованная активность, обусловливающая участие в качестве рядового члена или должностного лица в организации, очевидной целью которой является влияние на процесс принятия правительственных решений.
• Установление контактов, т.е. индивидуальное обращение к правительственным службам, направленное на достижение определенных благ для одного лица или очень узкой группы лиц.
• Насилие как форма политического участия. Это попытка оказать влияние на процесс принятия правительственных решений посредством нанесения ущерба отдельным лицам или имуществу.
Политическое участие реализуется на разной групповой основе. Среди таких групп выделяются: а) классы - совокупность лиц с приблизительно одинаковым социальным статусом, доходами и родом деятельности; б) общинные группы - совокупность лиц, принадлежащих к одной pace, религии, говорящих на одном языке; в) группы по месту проживания; г) политические партии - совокупность лиц, относящихся к одной организации, цель которой - обрести или сохранить контроль над законодательными и исполнительными органами власти; д) фракция - совокупность лиц, объединенных прочным или длительным взаимодействием.
Как указывалось, лица, не участвующие в политической жизни, имеют относительно низкий уровень образования и доходов. В целом это люди, в малой степени разделяющие ценности сообщества, членами которого они являются.
Если принять за основу подход, согласно которому демократический идеал обусловливает заинтересованность и участие в политике, то возникает естественный вопрос: каковы же факторы отсутствия такого интереса и активности? Прежде всего, социальные, более важные по сравнению с правительственными ограничениями, налагаемыми на выражение общественных и политических идей.
Существуют различные межличностные факторы, взаимодействие которых ведет к политической апатии.
• Индивидуум может быть лишен стимулов политического участия, исходящих от других лиц. [c.971]
• Чувство вины у человека из-за его политической пассивности может смягчаться за счет неактивной позиции других членов сообщества. Активность индивидуума может сдерживаться тем обстоятельством, что апатия других граждан усугубляется его "политическое бремя".
• Индивидуум может входить в состав группы, где политическая апатия воспринимается как положительное качество. [c.972]
Приложение 7
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ХАРАКТЕРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Целью анализа является определение способа, которым власть распределяется между членами политической системы (См.: Даль Р.А. Современный политический анализ. / Политология (70-80-е годы). - М., 1993).
Первый метод. Сопоставление формального статуса с реальным обладанием властью. Можно предположить, что власть данного лица тесно связана с его положением в официальной или неофициальной иерархии. Кто занимает официальные должности в политической системе, в чьих руках находятся "важнейшие" должности, к каким социальным группам принадлежат лица, занимающие официальные должности в правительстве и администрации страны? Эти вопросы будут центральными направлениями анализа власти.
Преимуществом этого метода является его простота. Ведь официальная иерархия обычно хорошо известна, должностные лица конкретно указаны, письменные документальные источники весьма обширны, а необходимую информацию можно добыть легко. Этот метод особенно удобен при исследовании больших исторических изменений и важнейших различий между крупными политическими системами, при анализе отношений между элитарными группами (например, сколько имеется совпадений между лицами, обладающими высоким общественным положением, высоким положением в сфере бизнеса, и большим весом в политике и военной сфере). Слабость этого метода заключается в ненадежности того предположения, [c.972] на котором он основан, ибо формальный статус не всегда связан с реальным обладанием властью.
Второй метод - метод использования хорошо обоснованных суждений очевидцев. Он относительно экономичен. Суждения одних наблюдателей легко могут быть проверены суждениями других. Недостатком этого метода является то, что он отдает нас во власть субъективных впечатлений наблюдателей - перед нами встает задача установить степень объективности того ила иного из них.
Третий метод заключается в "просверливании" фасада формального положения и авторитета путем исследования реальной роли данного лица в политической жизни. Какие лица действительно чаще всего. принимают участие в принятии решений в той или иной сфере общественной жизни? Этот метод сосредоточивает внимание на том, что делают определенные лица, а не их формальном положении или авторитете. Он может также помочь нам выяснить различные типы власти. Однако этот метод имеет один недостаток: активность в политической жизни не тождественна реальной власти.
Четвертый метод заключается в изучении степени активного участия различных лиц в определении политики. Преимущество этого метода в использовании рабочих текстов, хотя и несовершенных для показа относительного влияния отдельных лиц на характер политических решений. [c.973]
Приложение 8
ИНФОРМАЦИЯ КАНДИДАТУ В ДЕПУТАТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Географическая информация.
Карта округа с избирательными участками.
Карта участков и улиц.
Карта с результатами переписи. [c.973]
Историческая информация.
Границы округа
Политическая история.
История округа.
Лидеры.
Политическая культура округа.
Демографическая информация.
Демографическая статистика.
Группировки избирателей.
Организации (религиозные, профессиональные и общественные).
Политические организации.
Влиятельные люди в бизнесе и политике.
Информация о предыдущих выборах.
Общее число зарегистрированных избирателей.
Партийная принадлежность зарегистрированных избирателей (если такие данные имеются).
Результаты последних выборов по участкам.
Информация о кандидатах.
Детальная информация по всем кандидатам.
Сравнительный анализ кандидатов по таким позициям: 6иография, подход к проблемам, политический опыт, финансовое обеспечение.
Информация прессы.
Выдержки из выступлений.
Материалы кампаний по всем кандидатам.
Политические события и проблемы, влияющие на Вашу кампанию.
Политика Президента.
Выборы в границах округа.
Острые проблемы, референдумы.
Экономическая ситуация.
Местные кандидаты.
Анализ средств массовой информации.
Список средств массовой информации, охватывающих Ваш округ и контактные телефоны.
Их отношение к Вашей кампании, по данным редакционных статей и колонки редактора. [c.974]
Приложение 9
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛИСТОВОК
Подготовил: д.ф.н. С.В.Устименко
Для получения максимального пропагандистского эффекта от средств визуального воздействия надо правильно выбрать время и способ распространения листовок и плакатов. Или, говоря другими словами, надо достичь в ходе избирательной кампании оптимизации временного и пространственного измерения листовочной экспансии. Основная задача состоит в том, чтобы как можно дольше продлить "время жизни" листовок и плакатов то есть срок воздействия на избирателя. Ошибка многих организаторов избирательной кампании состоит в том, что они бессистемно используют распространение листовок и плакатов или считают, что все задачи листовочной экспансии можно решить распространением как можно большего количества листовок.
Опыт успешных избирательных кампаний показывает, что листовочная экспансия должна использовать кумулятивный пропагандистский эффект. Логика этого подхода'состоит в том, чтобы актуализировать имидж кандидата в течение всего периода предвыборной борьбы, последовательно усиливая пропагандистское давление на избирателя. На приведенной ниже схеме показано оптимальное время распространения визуальных материалов и их количество для типичного одномандатного избирательного округа по выборам депутата Госдумы.
Начинать листовочную кампанию следует сразу же после регистрации кандидата с презентационных листовок и платформы кандидата. Эти материалы позволят избирателю получить предварительную информацию о кандидате и его намерениях. Их надо повторно распространять в течение всей избирательной кампании, параллельно подключая к ним остальные элементы листовочной экспансии. [c.975]
Основные этапы листовочной экспансии
Количество дней до выборов
55
30
15
7
3
День выборов
Оптимальное количество листовок
Виды листовок

Презентационные листовки
V V V
V V

V
V

25000 - 30000
Платформа кандидата

V V V
V
V
V

5000 - 6000
Визитные карточки


V
V V
V V

100000 - 150000
Письма избирателям

V
V
V V V
V V

40000 - 50000
Агитационные листовки


V V V
V
V

150000 - 170000
Плакаты

V
V

V

2000 - 3000
Контрлистовки


V V
V V V
V V V
V
50000
Листовка
"Голосуйте за..."




V V V

150000 - 170000
"Листовки последнего дня"





V V V
40000 - 50000
Пространственное измерение листовочной экспансии - борьба за физическую проекцию социального пространства. В этом смысле листовка, провисевшая три часа на двери посещаемого универсама может принести больше пользы, чем плакат, висящий сутками в глухом углу двора. "Время жизни" настенной листовки - от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому возникает необходимость в неоднократном повторе настенных презентационных листовок.
Значительно дольше могут "жить" листовки, если они передаются лично избирателям или разносятся по почтовым ящикам. Последний способ в настоящее время стал менее эффективным. Снижение выписываемых населением газет и журналов привело к тому, что некоторые [c.976] избиратели перестали даже заглядывать в свой почтовый ящик. С другой стороны, в последнюю неделю избирателям приходит столько листовок, что они их выбрасывают не глядя. Поэтому передача листовки из рук в руки - это наиболее эффектный способ их распространения, особенно в последние дни перед выборами. В ситуации дефицита времени, когда нет возможности клеить листовки или лично передавать избирателям, их все же распространяют по почтовым ящикам. Это касается, например, сигнально-информативной листовки "Голосуйте за..." , которая опускается в почтовый ящик избирателя накануне выборов, но не в воскресенье, когда почту не разносят, а в субботу.
Серьезное воздействие листовок и плакатов на избирателей породило в нашей стране такое явление как их тотальное уничтожение в ходе кампании, срыв листовок противника. Сегодня это - наказуемое деяние. Однако массовое несоблюдение законодательства о выборах вынудит в ближайшее время отменить данное положение. He имея возможности регулировать или остановить это явление, мы, тем не менее, рекомендуем организаторам избирательных кампаний и активистам политических партий:
1) Прежде чем сорвать листовку соперника подумать, зачем это нужно. Проанализируйте листовку. Если она объективно способствует созданию элементов негативного образа оппонента - оставьте ее на месте. Если она не читаема или весит в "непрестижном", "плохом" месте (типа грязной подворотни) - оставьте ее. Иной раз важнее что-то подчеркнуть в листовке оппонента, дать комментарий к ней, чем сорвать.
2) Часто возникает большой соблазн наклеить Вашу листовку на листовку соперника, однако лучше его преодолеть, и свою листовку наклеить рядом - пусть избиратель сравнивает, размышляет.
3) Еще более велико желание сорвать листовку, если она грамотно составлена по форме и содержанию и к тому же висит в людном месте, где избиратели готовы воспринимать печатную информацию (например, на автобусной остановке), однако и в этом случае мы рекомендуем не спешить и наклеить свою листовку рядом, чтобы не лишать избирателя возможности выбора. [c.977]
Есть несколько способов, позволяющих сохранить ваши настенные листовки и плакаты в людных местах на весь срок предвыборной борьбы это:
• помещение листовок с обратной стороны витрин магазинов, агентств, кинотеатров, кафе, ресторанов и т.д.;
• помещение листовок в государственных учреждениях, в которых их срывать неудобно (в отделениях "Сбербанка", в телефонных переговорных пунктах, почтовых отделениях, учреждениях социальной защиты);
• помещение материалов в общественном транспорте за стеклом кабины водителя.
Естественно, для этого потребуется в соответствии с законом получить предварительное разрешение от администрации магазина или троллейбусного парка.
Листовки и плакаты приобретают особое значение в ходе кампании "от двери к двери", то есть кампании, построенной на массовой индивидуальной агитации избирателей, проводимой членами команды или кандидатами в депутаты по месту проживания избирателей. Кандидат в депутаты или агитатор в ходе кампании приходит к избирателю на дом и объясняет основные положения своей или партийной программы (предвыборной платформы) Многократные социологические исследования подтвердили высокую эффективность подобного рода агитации. Люди за годы советской власти привыкли к агитаторам, пользуясь случаем, они охотно встречаются с будущими представителями власти и высказывают свои претензии по отношению к нынешним властям, администрации предприятия или жилищно-коммунальных служб.
В России кампания "от двери к двери" часто применялась в ходе выборов в местные органы власти. По нашим наблюдениям, наиболее активно применяют эту тактику радикальные организации (типа РКРП или Дем- России). Среди некоторых специалистов по организации избирательных кампаний появилось мнение, согласно которому кампания "от двери к двери" считается наиболее простым типом агитационной кампании. В защиту этого мнения обычно приводится довод об отсутствии технических средств при проведении кампании подобного рода, о том, что "просто" побеседовать с избирателем и раздать агитационные материалы может любой активист любого политического движения. Сетуют организаторы [c.978] кампаний лишь на то, что избиратели неохотно берут агитационную литературу, объясняя это "усталостью от политики". Хотя уже давно найден способ преодоления этой "усталости".
Известно, что человек легче запоминает собеседника, если примет от него какой-нибудь подарок. Этим пользовались многие агитаторы в ходе последней избирательной кампании, раздаривая избирателям (особенно пожилым) кусочки мыла, коробки конфет или иные аналогичные "сувениры". Однако подарки подобного рода могут вызвать "дух противоречия" у избирателя и даже оскорбить его.
Мы рекомендуем использовать тот же принцип (т.е. проведение агитационной беседы плюс подарок избирателю), но в качестве подарка использовать элементы стиля актуализации имиджа кандидата, презентовать избирателю нужные для него предметы: полиэтиленовые паке ты, авторучки, записные книжки, зажигалки и т.д. Одновременно вручаются "полезные листовки". Главное отличие агитационных, презентационных и сигнально-информативных листовок, в ходе кампании "от двери к двери", состоит в разной "степени полезности". Дополнительная, "полезная" избирателю информация (которая может быть напрямую не связана с выборами) в презентационной листовке должна занимать, на наш взгляд, до 25 % объема , в агитационной - до 50 % , а в сигнально-информативной - более 50 %.
Подводя итог, подчеркнем, что актуализация имиджа кандидата - дело творческое. Его успех определяется рядом факторов, главный из которых состоит в способности кандидата понять проблемы избирателей и достаточно убедительно показать это. Избиратель должен быть уверен в искренности намерений кандидата, в том, что его в очередной раз не используют в качестве материала для достижения враждебных ему целей. Различного рода агитационный материал должен отражать индивидуальность кандидата и вселять в избирателей надежду на решение его проблем именно этим кандидатом, а не кем-либо другим. [c.979]
1 Конвенционализм (от лат. conventionalis - соответствующий договору, условию соглашения) - философская концепция, согласно которой научные понятия и теории являются результатом соглашения ученых, условными, произвольно установленными правилами.
2 Турен А. Что такое демократия? // Курьер ЮНЕСКО. - 1993, январь. - С. 11.
3 См.: Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия: Учебное пособие. - М.: Изд. МГТУ, 1994. С. 3-15; Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия / Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А.; Под ред. А.М. Ушкова. - М.: Изд. МНЭПУ, 1995. С. 4-19; Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. (Кафедра политологии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.) Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия // Программы авторских курсов по гуманитарным социально-экономическим дисциплинам для высшей школы. - М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, 1996. С. 283-310; Хрестоматия по политологии: Учебное пособие: В 2 ч. - Ч. 1: От идеального государства Платона к эпохе ранних буржуазных революций. / Богомолова Т.В., Волкова И.В., Гришнова Е.Е. и др.; Под ред. М.А. Фроловой. - М.: Изд. МГТУ, 1994; Хрестоматия по политологии: Учебное пособие: В 2 ч. - Ч. 2: От Американской революции XVIII в. к современным утопиям и антиутопиям. / С.А. Елисеева, И.Р. Назарова, Е.А. Опрышко, А.П. Федосеева; Под ред. М.А. Фроловой. - М.: Изд. МГТУ, 1994; Галаганова С.Г., Ушков А.М. Традиции политических учений Востока: Сборник хрестоматийных материалов: Ч. 1: Индо-буддистская цивилизация. - - М.: Изд. МГТУ, 1994; Галаганова С.Г., Ушков А.М. Традиции политических учений Востока: Сборник хрестоматийных материалов с предисловиями и комментариями: Ч. 2: Китайско-конфуцианская традиция; Ч. 3: Арабско-исламская традиция. - М.: Изд. МГТУ, 1995.
4 Tikhomirova I.V., Tikhomirov V.B. International business risk: Russia. Strategic zone for foreign investment: know-how. Moscow. BCPH Ltd., 1993, p. 23.
5 Геополитические идеи Д.И.Менделеева (1834-1907) и Л.А.Тихомирова (1852-1923) до сих пор остаются в отечественной политологии невостребованными.
6 Дело не в количестве цивилизаций, а в принципе. К пяти основным цивилизациям, о которых идет речь, Хантингтон добавил еще три (японскую, латино-американскую и африканскую). В свое время Тойнби насчитывал от 14 до 21 цивилизации, включая живые и мертвые (17). В.Жириновский считает, что существует "шестая, скрытая цивилизация" с центром в Израиле и своей периферией-диаспорой (4).
7 В.И. Даль в "Толковом словаре" так объясняет власть: "Власть - право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление... Властвовать - управлять властно, господствовать, повелевать, распоряжаться... Властолюбие - любоначалие, страсть к господству, к властвованию. Властолюбивый - страстный до власти, добивающийся самовластия... Властолюбец - человек безмерно любящий власть, властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиняться".
8 Гегель выделяет понятие "государственная власть", "гражданская власть", "публичная власть", "абсолютная власть" и др.
9 По проблеме авторитаризма в России имеется и другая точка зрения. См. тему "Политическая модернизация".
10 В разделе использован материал Российского независимого института социальных и национальных проблем.
11 Подчеркнем, что В. Ойкен начал разрабатывать принципы посттоталитарного общества в Германии в конце 30-х гг. Уже в 1940 г. вышло в свет первое издание его знаменитого теоретического труда "Основы национальной экономики", в котором он, противопоставляя тоталитарное центрально-управляемое хозяйство конкурентному, меновому хозяйству, обосновывал не только экономическую, но и социальную эффективность последнего, его соответствие потребностям развития человека.
12 На основе фрейдистской концепции психики поведения человека К. Боулдинг справедливо утверждает, что открытые и скрытые элементы сознания у отдельных людей следуют своим собственным диалектическим путем, поэтому всегда существует возможность драматических переворотов или революций, посредством которых прежде всего скрытое в сознании людей становится открытым, а прежде открытое - скрытым.
13 Суть урегулирования конфликтов согласно позиции Роберта Даля состоит во взаимной гарантии терпимости к интересам друг друга со стороны групп, участвующих в конфликте ценностей.
14 Термин "ограничение" представляется более точным, т.к. полного невмешательства государства в неполитическую сферу никто и нигде не достигал.
15 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации поддерживает квотирование как временную меру.
16 Широко используемым в политологии и социологии критерием отношения субъекта к политическим структурам и институтам является "доверие" и "недоверие", а также "поддержка" или отказ в поддержке. Заметим, что принципиальная поддержка существующей в стране политической системы может сочетаться с "недоверием" или невысокой степенью доверия к конкретному политическому институту.
17 Тут один из ключей к пониманию принципов "отбора" жертв сталинских репрессий. Диктатор стремился уничтожить, помимо иных групп, носителей той политической культуры, которая препятствовала проведению его политики тоталитарного режима.
18 Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в сентябре 1995 года на вопрос "согласны ли вы с тем, что единственный выход из ситуации, в которой оказалась страна - установление диктатуры?" положительный ответ дали 24,2% опрошенных, тогда как отрицательный ответ - 41%. Примерно такие же показатели были зафиксированы и в апреле 1994 г. (14).
Число сторонников диктатуры, конечно, тревожно велико. Но тут важнее тенденция, а она свидетельствует о наличии в стране более или менее устойчивого антиавторитарного большинства.
19 Например, чтобы в США победить на президентских выборах, нужно соблюдать, хотя бы официально, верность своей жене. А в европейских странах политические противники заключают в течение предвыборной кампании джентельменское соглашение не касаться подобных проблем, ибо в Европе существует как бы негласное мнение: если человек ни разу не изменял своей жене, то это очень странный человек.
??

??

??

??


<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ