<<

стр. 3
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Должен ли журналист получать разрешение на производство письменных за
меток, ведение стенограммы или звукозаписи процесса? В каком порядке
производится кино , видеозапись процесса?

П. 5 ст. 241 УПК РФ, предусматривает, что лица, присутствующие в
открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную
запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъем
ки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседа
нии.
П 7ст. 10 ГПК РФ устанавливает практически аналогичные правила:
лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом су
дебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью
средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фото
съемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телеви
дению допускаеся с разрешения суда.
П. 7 ст. 11 АПК РФ не отличается, по сущетву, от правил в других про
цессах: лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют


60
Доступ к информации в вопросах и ответах

право делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с по
мощью средств звукозаписи. Кино и фотосъемка, видеозапись, а также
трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевиде
нию допускается с разрешения судьи – председательствующего в судеб
ном заседании.
В судах общей юрисдикции действует аналогичное правило, основан
ное на сложившейся правоприменительной практике (которая частично
нашла свое отражение в одном из постановлений пленума Верховного су
да СССР), хотя процессуальные кодексы обходят этот вопрос молчанием.
В иных помещениях в здании суда, вне зала судебного заседания, жур
налист может производить кино , видеосъемку, соблюдая при этом тайну
личной жизни, иные личные неимущественные права граждан, в том чис
ле и подсудимого.

Вправе ли журналист знакомиться с материалами находящегося в производ
стве или уже рассмотренного дела?

В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской
Федерации» судьи не обязаны предоставлять кому бы то ни было для оз
накомления рассмотренные или находящиеся в производстве дела, за ис
ключением случаев, предусмотренных процессуальным законом.
В процессуальном законе журналист не указан в качестве лица, кото
рому предоставлено право знакомиться с материалами дела.
Однако в Законе РФ «О средствах массовой информации», который
не входит в состав процессуального законодательства, указано, что жур
налист вправе знакомиться с документами и материалами, не составляю
щими охраняемую законом тайну.
Решая вопрос о конкуренции этих двух норм, мы должны иметь в ви
ду, что упомянутые законы обладают равной юридической силой и обе
нормы являются специальными по отношению к более общим нормам
процессуальных кодексов. Но Закон «О статусе судей...» принят позже,
чем Закон РФ «О средствах массовой информации» и, следовательно, в
случае противоречия его нормы имеют приоритет над нормами Закона
РФ «О средствах массовой информации».
В то же время процессуальные кодексы не содержат исчерпывающего
списка лиц, обладающих правом знакомиться с материалами дела, таким
образом включение в данный перечень журналиста не нарушает положе
ний процессуального законодательства.
Окончательный вывод может выглядеть следующим образом: в силу
прямого указания Закона РФ «О средствах массовой информации»
журналист имеет право знакомиться с материалами дел (которые не на
ходятся у судьи), за исключением случаев, когда заседания были закры
тыми (т. е. в материалах содержатся сведения, составляющие охраняе


61
Журналист в поисках информации

мую законом тайну). При этом разрешение на ознакомление получать
не требуется (опять таки за исключением случаев, когда речь идет об
охраняемой законом тайне, когда разрешение необходимо получать у
лица, уполномоченного законом давать такое разрешение). В то же вре
мя если дело находится у судьи, то возможность доступа к нему журна
листов оставлена на усмотрение последнего, который вправе без указа
ния причин не разрешить ознакомление, сославшись на норму, имею
щую приоритет над нормами статьи 47 Закона РФ «О средствах массо
вой информации». Однако отказ судьи не препятствует журналисту оз
накомиться с делом в канцелярии суда после того, как оно «ушло» от
судьи.


ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ

Могут ли журналисты присутствовать на заседаниях избирательных комис
сий?

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ» в статье 30, Федеральным
законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Со
брания РФ» в статье 31, Федеральным законом «О выборах Президента
Российской Федерации» в статье 23 и Федеральным законом «О референ
думе Российской Федерации» в статье 21 предусмотрено, что деятель
ность избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума
в Российской Федерации осуществляется открыто и гласно и представи
тели СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий и по своему ус
мотрению посещать избирательные участки в день голосования.
Выше уже отмечалось, что аккредитация не может являться предвари
тельным условием реализации журналистом своих прав, а ее отсутствие
не лишает журналиста тех прав, которые прямо предусмотрены законода
тельством. Поэтому журналисты могут присутствовать на заседаниях из
бирательных комиссий и на избирательных участках и при отсутствии у
них аккредитации при ЦИКе.

В течение какого времени журналисты имеют право присутствовать на изби
рательных участках в день голосования?

Журналисты вправе находиться на избирательном участке с момента
его открытия и вплоть до окончания подсчета голосов и окончания
оформления документов об итогах голосования. Это право предоставле
но указанными выше статьями соответствующих законов.


62
Доступ к информации в вопросах и ответах


Имеет ли журналист право производить видео или киносъемку процесса го
лосования отдельного гражданина? В какой форме может быть получено раз
решение на это?

В данном случае мы сталкиваемся с определенным ограничением
прав журналистов на избирательном участке. Выше уже говорилось, что
журналист вправе находиться на избирательном участке с момента его от
крытия до окончания оформления документов об итогах голосования.
С другой стороны, в статье 81 Конституции и законодательстве о вы
борах говорится о тайном голосовании. Нарушение тайны голосования
является серьезным нарушением избирательных прав граждан.
Голосование включает в себя не только процесс заполнения бюллете
ня, но и процесс опускания бюллетеня в избирательную урну. Поэтому
без согласия избирателя журналист не вправе снимать ни то ни другое.
В то же время право давать такое согласие принадлежит исключитель
но гражданину. Закон не говорит, в какой форме должно быть получено
согласие. Поэтому мы вправе предположить, что допустимо и письмен
ное, и устное, и «молчаливое» согласие.


ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Распространяются ли нормы об обеспечении доступа к информации на орга
ны местного самоуправления?

Отказ органов местного самоуправления в предоставлении редакциям
и журналистам общественно значимой информации на том основании,
что в ст. 39 Закона о СМИ (запрос информации) не упоминаются органы
местного самоуправления среди органов и организаций, обязанных пре
доставить запрашиваемую информацию, неправомерен.
На момент принятия Закона РФ о СМИ (1991), органы местного са
моуправления (тогда их функции выполняли районные исполнительные
комитеты) входили в единую систему рганов государственной власти.
Поэтому не было нужды специально указывать эти органы наряду с орга
нами государственной власти в Законе РФ о СМИ. Затем, Конституция
РФ (1993) отделила органы местного самоуправления от органов государ
ственной власти. Поэтому сейчас создается впечатление, что Закон РФ о
СМИ не распространяется на получение информации от оганов местно
го самоуправления. Но это впечатление обманчиво. Применяя историче
ский способ толкования Закона РФ о СМИ, следует признавать, что по
нятие «государственные органы» в формулировке 1991 г. обозначает «ор


63
Журналист в поисках информации

ганы государственной власти и органы местного самоуправления» в тер
минологии современности (начиная с 1993 г. – года принятия Конститу
ции РФ).
В соответствии со ст. 15, 18 и 29 Конституции РФ гражданам гаранти
руются право на общественно значимую информацию и обязанность го
сударственных органов и органов местного самоуправления обеспечить
доступ к ней. Это право граждан реализуется, в частности, путем инфор
мирования населения через СМИ.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин
формации» предусматривает гарантии предоставления гражданам ин
формации. В ст. 13 закона говорится, что органы государственной власти
и органы местного самоуправления создают доступные для каждого ин
формационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подве
домственных им организаций, а также в пределах своей компетенции
осуществляют массовое информационное обеспечение по вопросам
прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопро
сам, представляющим общественный интерес.
Статья 10 этого же закона запрещает относить к информации с огра
ниченным доступом документы, содержащие информацию о деятельнос
ти органов государственной власти и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных средств и других государственных и мест
ных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за ис
ключением сведений, отнесенных к государственной тайне.
И, наконец, Федеральный закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» в ст. 3 прямо предусматривает, что орга
ны местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затраги
вающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность
получения гражданам и другой полной и достоверной информации о дея
тельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотре
но законом.
Кроме того, в этом же законе (ст. 6) в предмет ведения местного само
управления отнесено создание условий для деятельности средств массо
вой информации муниципального образования.
Как известно, в случае расхождения между законодательными актами
применяются нормы законов более высокой значимости и изданных по
зднее — в данном случае Конституции РФ и упомянутых федеральных за
конов.
С учетом этого ст. 39 Закона о СМИ обязывает органы местного само
управления предоставлять редакциям и журналистам запрашиваемую ин
формацию, если она не содержит сведений, составляющих специально
охраняемую законом тайну.



64
Доступ к информации в вопросах и ответах

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации может быть об
жалован в суд.


ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Можно ли не допустить журналиста на специально охраняемые места сти
хийных бедствий, аварий и катастроф, если ведомственные нормативные ак
ты или правила не разрешают присутствие в таких местах «посторонних
лиц»?

Законодательство наделяет журналиста, работающего в чрезвычайной
ситуации, определенными привилегиями, которые призваны гарантиро
вать ему возможность осуществлять в таких условиях свою профессио
нальную деятельность. Так, статья 47 Закона РФ «О средствах массовой
информации» прямо предоставляет журналистам право посещать специ
ально охраняемые места аварий и катастроф.
Журналисты должны быть допущены к работе в указанных местах да
же в случае, если каким либо ведомственным нормативным актом запре
щается допускать на такие территории «посторонних лиц», так как они
«посторонними» в силу прямого указания закона не являются. На это, в
частности, указала и Судебная палата по информационным спорам при
Президенте Российской Федерации в своем решении по заявлению теле
компании «Афонтово».
На правоохранительные органы ложится обязанность организовать
работу журналиста в месте аварии или катастрофы таким образом, чтобы
она не мешала проведению спасательных работ или работе криминалис
тов и следователей.
Также на правоохранительные органы ложится обязанность обеспе
чить безопасность журналиста, которому Законом РФ «О средствах мас
совой информации» гарантирована защита как лицу, исполняющему об
щественный долг.
Однако в настоящее время лица, не допустившие журналиста к месту
аварии или катастрофы, не могут быть привлечены к уголовной ответст
венности за воспрепятствование профессиональной деятельности жур
налиста, так как из диспозиции уголовной нормы были исключены слу
чаи воспрепятствования доступу к информации.

Какие ограничения в работе журналиста возможны в местах аварий, катаст
роф и стихийных бедствий и месте совершения преступления?

Законодательством данный вопрос не урегулирован. Следует предпо
ложить, что эти ограничения могут быть обусловлены лишь требования

65
Журналист в поисках информации

ми соблюдения личной безопасности журналиста и иных лиц (то есть
когда должностные лица действуют в состоянии крайней необходимости,
ограничивая права журналистов, жертвуют меньшим благом — профес
сиональными правами, ради большего — жизни и здоровья).

Распространяются ли на журналистов ограничения на въезд и свободу передви
жения на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение?

Да, распространяется.
Закон РФ о СМИ в ст. 47 предусматривает право журналистов посе
щать местности на которых введено чрезвычайное положение. Но, после
принятия 30 мая 2001 г. Федерального конституционрого закона «О чрез
вычайном положении», на отношения по доступу и перемещению на тер
ритории, на которой введено чрезвычайное положение, должен распро
страняться именно этот закон. Противоречие между этими двумя закона
ми решается в пользу ФКЗ «О чрезвычайном положении», т.к. в иерархии
нормативных актов он занимает более высокое положение. Ст. 11 ФКЗ
«О чрезвычаном положении» предусматривает, что указом Президента
РФ могут (но не обязательно) устанавливаться ограничения на свободу
передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положе
ние, а также введение осоюого режима въезда на указанную территорию
и выезда с нее.

Вправе ли журналист присутствовать и осуществлять съемку митингов и
иных массовых мероприятий (в т. ч. несанкционированных), проходящих на
«режимной» территории (например, на Красной площади)? Должен ли он
спрашивать на это разрешение у властей?

Журналисты имеют право присутствовать на митингах и демонстра
циях (в том числе и несанкционированных), а также в местах массового
скопления граждан (в том числе и специально охраняемых) (статья 47 За
кона РФ «О средствах массовой информации»). Для реализации этого
права не требуется получения каких либо разрешений. Закон не предус
мотрел и никаких ограничений этого права журналиста в зависимости от
режима территории, на которой происходит событие (исключение со
ставляют места лишения свободы, о чем мы уже говорили).
В силу положений статьи 55 Конституции подзаконные акты не могут
ограничивать права, связанные с поиском и получением информации, в
том числе и журналистом, поэтому практика ограничения возможности
присутствия на массовых акциях лишь на основании решений или распо
ряжений органов, осуществляющих охрану данной территории, некон
ституционна.



66
Доступ к информации в вопросах и ответах

ГАРАНТИИ ПРАВА НА ПОИСК
И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Будет ли лицо, неправомерно отказавшее журналисту в предоставлении ин
формации, нести за это ответственность и какую?

Да.
Необоснованный отказ или отсрочка в предоставлении информации,
а также нарушение должностными лицами установленных законом пра
вил отказа и отсрочки, равно как и основания отказа, в том числе и отне
сение информации к государственной или иной специально охраняемой
тайне, могут быть обжалованы в суд (в порядке искового производства).
Согласно статье 61 Закона РФ «О средствах массовой информации»,
редакция и журналист вправе также потребовать возмещения причинен
ных такими действиями убытков, включая упущенную выгоду. Однако
данная норма обречена на неприменение. Законодатель не учел, что по
нятие убытков в обычном гражданско правовом смысле неприменимо к
сфере массовой информации и определение размера таких убытков объ
ективно невозможно. Более реальным представляется право редакции и
журналиста требовать возмещения убытков за предоставление недосто
верной информации (ст. 24 Федерального закона «Об информации, ин
форматизации и защите информации»).
Если журналисту или редакции отказано в информации о фактах и
обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, то в
данном случае в действиях лица, утаившего информацию, может со
держаться состав преступления, предусмотренного статьей 237 Уголов
ного кодекса.
Но более реальную возможность наказать нерадивого чиновника или
работника частной организации представляет ст. 5.39 Кодекса РФ об ад
министративной ответственности. «Неправомерный отказ в предоставле
нии гражданину собранных в установленном порядке документов, мате
риалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина,
либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов,
непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных зако
ном, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недосто
веной информации – влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оп
латы труда».
К сожалению, диспозиция этой статьи не очень удачная, что может за
труднить ее реализацию.
Необходимо учитывать, что ответственность предусмотрена за непре
доставление информации гражданину. Поэтому, в случае, если информа
ция не предоставлена редакции, то эта статья, увы, работать не будет. Мы


67
Журналист в поисках информации

рекомендуем журналистам использовать средства фиксации устного за
проса информации, чтобы впоследствии можно было бы доказать факт
отказа в предоставлении информации.

Когда у журналиста возникает право обжаловать нарушение порядка предо
ставления информации по запросу и право обжаловать отказ в предоставле
нии информации?

По общему правилу право обжалования возникает с момента, когда
журналист узнал (или должен был узнать) о нарушении своего права.
Переходя от общего правила к частным случаям, следует сказать, что
если журналист запрашивает информацию от собственного имени и в той
организации, куда он обращается, разработаны правила предоставления
информации (статья 12 Федерального закона «Об информации, инфор
матизации и защите информации»), то право обжалования нарушения
порядка предоставления информации у него возникает с момента несо
вершения указанных в правилах действий в установленные там сроки,
право же обжалования отказа в предоставлении информации — с момен
та уведомления его об отказе или с момента пропуска срока предоставле
ния ответа. Если в организации не существует правил предоставления ин
формации, то право обжалования не возникает вовсе (так как нет ни ус
тановленных порядка, ни сроков).
Если журналист выступает от имени редакции (а точнее, запрос по
ступает от имени редакции), то право обжаловать необоснованный от
каз в предоставлении информации возникает с момента вручения уве
домления об отказе (через три дня после получения письменного за
проса) или по истечении срока предоставления информации (семи
дней после получения запроса), в случае если принято решение об от
срочке — по истечении срока, на который отсрочено предоставление
информации.
Что касается нарушения порядка предоставления информации, то ре
ально такое нарушение можно обжаловать по истечении семидневного
срока (так как только тогда станет ясно, было ли нарушение, например,
пропуск сроков вручения уведомления, или нет).

В какой суд (общей юрисдикции или арбитражный) следует обращаться в слу
чае отказа в предоставлении информации?

Обжалование отказа в предоставлении информации редакции или
журналисту относится к подведоммтвенности судов общей юрисдикции.




68
Доступ к информации в вопросах и ответах

Имеет ли право журналист требовать компенсации морального вреда, причи
ненного неправомерным отказом в предоставлении информации?

Если информацию, в предоставлении которой было отказано, запра
шивал журналист, то ответ должен быть положительным. Статья 150
Гражданского кодекса позволяет защищать личные неимущественные
права, принадлежащие человеку как от рождения (право искать и полу
чать информацию — статья 29 Конституции), так и в силу закона (право
запрашивать информацию — статья 47 Закона РФ «О средствах массовой
информации»), всеми способами, предусмотренными для защиты граж
данских прав (статья 12 Гражданского кодекса), в том числе и путем ком
пенсации причиненного их нарушением морального вреда (статьи 151,
1099—1101 Гражданского кодекса).
Если журналист запрашивал информацию от имени редакции (то есть
формально запрашивала информацию редакция), то компенсация мо
рального вреда невозможна. В отличие от ранее действовавшего законо
дательства (Основ гражданского законодательства) ныне действующий
Гражданский кодекс сузил возможности компенсации морального вреда.
Статьи 151 и 1099—1101 ГК совершенно четко показывают, что компен
сация возможна лишь в случае нарушения личных неимущественных
прав гражданина. Возможность компенсации морального вреда юриди
ческим лицам или объединениям граждан в настоящий момент вовсе не
предусмотрена (за исключением, может быть, защиты деловой репутации
юридического лица, хотя и вопрос о возможности компенсации мораль
ного вреда в таком случае спорен).


ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ
ОТНЕСЕНА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Как соотносятся перечень сведений, которые не могут быть отнесены к кон
фиденциальной информации (Федеральный закон «Об информации, инфор
матизации и защите информации»), и перечень сведений, которые не могут
составлять государственную тайну (Закон «О государственной тайне»)?

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин
формации» устанавливает общий перечень сведений, которые не могут
быть включены в категорию «сведений с ограниченным доступом», — это
законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой
статус органов государственной власти, органов местного самоуправле
ния, общественных объединений; любые акты, затрагивающие права и
свободы человека или порядок их осуществления; документы, содержа
щие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеоро


69
Журналист в поисках информации

логическую, демографическую, санитарно эпидемиологическую и иную
информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения;
документы, необходимые для реализации прав и свобод граждан и нахо
дящиеся в открытых фондах библиотек и архивов или в открытых инфор
мационных системах государственных органов, организаций и общест
венных объединений.
Перечисленные сведения не могут быть отнесены ни к одной из охра
няемых в России тайн.
Документы, содержащие информацию о деятельности органов госу
дарственной власти и органов местного самоуправления, об использова
нии ими бюджетных и иных средств и ресурсов, о состоянии экономики
и потребностях населения, могут составлять только государственную тай
ну, но лишь в случаях, специально предусмотренных Законом «О госу
дарственной тайне».
Таким образом, перечень Федерального закона «Об информации,
информатизации и защите информации» является более общим по от
ношению ко всем иным и должен применяться, наряду с ними, при оп
ределении правильности отнесения сведений к той или иной тайне.

Как соотносятся перечень сведений, которые не могут составлять государст
венную тайну, и перечни сведений, которые могут составлять государствен
ную тайну?

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством
сведения в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, раз
ведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятель
ности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Рос
сийской Федерации. Таким образом, государственная тайна включает с се
бя и военную тайну. Причем последняя в значительной степени определя
ет содержание остальных составляющих государственной тайны.
К государственной тайне может быть отнесен весьма широкий круг
сведений, касающихся практически всех сфер общественной и государст
венной жизни. Однако при решении вопроса об отнесении тех или иных
сведений к государственной тайне должностные лица, наделенные таким
правом, должны учитывать, что определенные сведения не могут являть
ся государственной тайной. Это сведения о:
чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопас
ности и здоровью граждан, и их последствиях;
стихийных бедствиях и их официальных прогнозах и последствиях;
состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, обра
зования, культуры, сельского хозяйства и состоянии преступности;
привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством;
фактах нарушения прав и свобод человека;


70
Доступ к информации в вопросах и ответах

размере золотого запаса и государственных валютных резервах;
состоянии здоровья высших должностных лиц России;
фактах нарушения законности государственными органами и их
должностными лицами.
Приведенный выше перечень позволяет определить, правильно ли от
несены сведения к государственной тайне или нет. В какой то степени он
является основным, так как те перечни сведений, относимые к государст
венной тайне, которые на основании критериев, указанных в законе, ут
верждаются Президентом и составляются в конкретных ведомствах, ни
при каких обстоятельствах не могут включать перечисленные в статье 7
Закона «О государственной тайне» сведения, не подлежащие засекречи
ванию, даже если последние относятся к тем сферам деятельности, в ко
торых закон допускает установление государственной тайны.

Наступает ли какая нибудь ответственность за отнесение сведений, которые
не могут составлять государственную тайну, к тайным?

Статья 15 Закона «О государственной тайне» позволяет гражданам об
ращаться в полномочные органы с запросами о рассекречивании сведе
ний и обжаловать отнесение сведений к государственной тайне в суд.
В случае уклонения должностного лица от рассмотрения запроса для
него может наступить дисциплинарная ответственность. Другой ответст
венности законодательство не предусматривает, за исключением уже
упомянутого случая сокрытия информации об обстоятельствах, создаю
щих опасность для жизни и здоровья людей, за которое предусмотрена
уголовная ответственность (статья 237 УК РФ).

ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ
ОТНЕСЕНА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Какие существуют степени секретности? Какие грифы секретности являются
незаконными?

В соответствии со статьей 8 Закона «О государственной тайне» допус
каются три грифа секретности: «особой важности», «совершенно секрет
но» и «секретно». Установление каких либо иных грифов (например: «не
для печати» и т. п.) или использование перечисленных грифов для засе
кречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, является
противозаконным.




71
Журналист в поисках информации

ПРАВИЛА ОТНЕСЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Кто и в каком порядке вправе определять перечни сведений, составляющих
государственную тайну?

В настоящее время существует три уровня списков сведений, состав
ляющих государственную тайну.
В законе даны лишь общие указания на то, какие сведения могут со
ставлять государственную тайну.
Перечень закона конкретизируется в Указе Президента Российской
Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 (с доп. от 10.09.2001 г.) «Об ут
верждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Конкретные списки тех или иных сведений, являющихся государст
венной тайной, осуществляются руководителями государственных орга
нов, которым такие права предоставлены Распоряжение Президента РФ
от 17 января 2000 г. № 60рп «Об утверждении перечня должостных лиц
органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесе
нию сведений к государственной тайне» (с последн. изм. и доп. от 25 но
ября 2003 г.). В связи с реформированием структуры Правительства РФ,
этот список должен потерпеть изменения.
В настоящее время такое право имеют руководители тридцати восьми
федеральных ведомств.

Имеет ли журналист право знакомиться с перечнями сведений, составляю
щих государственную тайну, и в каком объеме?

Перечни сведений, составляющих государственную тайну, не могут
засекречиваться в силу положений статьи 10 Федерального закона
«Об информации, информатизации и защите информации», так как за
трагивают порядок реализации права граждан на поиск и получение
информации.
Установление каких либо ограничений при ознакомлении с переч
нями также является незаконным (в силу положений вышеупомянутой
статьи).

На какой срок может быть засекречена информация? Может ли этот срок
быть сокращен или продлен?

Предельный срок засекречивания сведений составляет 30 лет, при
этом каждые пять лет руководитель, наделенный правом засекречивания
сведений, обязан пересматривать перечни засекреченной информации с
целью решения вопроса о возможности ее рассекречивания.


72
Доступ к информации в вопросах и ответах

Данный срок может быть продлен по заключению межведомственной
комиссии по защите государственной тайны.
В настоящее время срок ограничения доступа к архивным документам,
содержащим сведения о сфере деятельности внешней разведки, составля
ет 50 лет со времени их создания, а срок ограничения доступа к докумен
там в области атомной науки и техники продлен с 21 декабря 1992 года
на 18 лет.
Преждевременное рассекречивание сведений возможно в том случае,
если Россия приняла на себя международные обязательства по свободно
му обмену информацией, составляющей в России государственную тай
ну, или когда дальнейшая защита сведений стала нецелесообразной
вследствие изменения обстановки.

Может ли журналист обжаловать отнесение информации к государственной
тайне?

Журналисты (как, впрочем, и все иные граждане) вправе обратиться в
органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, органи
зации (в том числе в государственные архивы) с запросом о рассекречи
вании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Перечисленные органы обязаны в течение трех месяцев рассмотреть
запрос и дать мотивированный ответ.
Если они неправомочны решить вопрос о рассекречивании запраши
ваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления
передается в орган государственной власти, наделенный такими полно
мочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государствен
ной тайны.
Отнесение тех или иных сведений к государственной тайне может
быть обжаловано в суд. При признании судом необоснованности засе
кречивания сведений они подлежат рассекречиванию.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ,
ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Несет ли журналист ответственность за разглашение сведений, относящихся
к государственной тайне?

Журналист может быть привлечен к уголовной ответственности за
разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лишь в
том случае, если он получил к ним специальный допуск в порядке, преду
смотренном Законом «О государственной тайне» (статья 21).
В том случае, если он узнал их случайно или без соблюдения предус
мотренного законодательством порядка допуска и разгласил их, к уголов


73
Журналист в поисках информации

ной ответственности должен быть привлечен не журналист, а то лицо, ко
торое сообщило ему сведения или допустило его ознакомление с ними.
6 ноября 2003 года Верховный Суд РФ согласился с оправдательным
приговором в отношении журналистов пермской «Звезды»1. Местная
прокуратура инкриминировала им разглашение государственной тайны.
Но, учитывая, что журналисты не были носителями государственной тай
ны, областной суд оправдал журналистов, с чем Верховный Суд полно
стью согласился.
Если раньше, мнение Фонда по этому вопросу базировалось на анали
зе законодательства, то теперь мы добились создания положительного су
дебного прецедента.


ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
ТАЙНА ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Всегда ли журналист обязан получать разрешение на сбор и распространение
сведений о частной жизни лица?

В настоящее время в России не существует закона, посвященного ох
ране неприкосновенности частной жизни, законодательно урегулирова
ны лишь некоторые вопросы, связанные с этой проблемой (например,
охрана личной и семейной тайны).
Статья 24 Конституции запрещает сбор, хранение, использование и
распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Исключением из этого правила, сделанным специально для журнали
ста (и не распространяющимся на прочих граждан), согласно пункту 5
статьи 49 Закона РФ «О средствах массовой информации», является слу
чай, когда распространение таких сведений необходимо для защиты об
щественных интересов.
Вероятно, под это исключение подпадают сообщения о совершении
лицом противоправных или аморальных поступков (более четко пока эту
норму закона нельзя истолковать, поскольку отсутствует практика ее
применения).
Следует также отметить, что остается неясным, подразумевает ли
пункт 5 статьи 49 Закона РФ «О средствах массовой информации» допус
тимость сбора и хранения информации о частной жизни при наличии
«общественного интереса» в ее распространении.

Допустимо ли указание в журналистских материалах сведений, позволяющих
идентифицировать лицо, арестованное, подозреваемое, обвиняемое в совер
1
С подробностями этого дела можно ознакомиться на сайте Фонда защиты гласности:
www.gdf.ru


74
Доступ к информации в вопросах и ответах

шении преступления? Относится ли к частной жизни лица информация о пра
вонарушении?

Вероятно, да.
Отсутствие закона об охране частной жизни и законодательного опре
деления того, какие сведения следует относить к сведениям, составляю
щим личную и семейную тайну, не позволяет дать четкого ответа на этот
вопрос. Представляется, что подобного рода факты, как и информация о
совершении общественно опасных деяний, не могут относиться к сфере
частной жизни и составлять личную или семейную тайну человека. Однако
следует избегать утверждений о виновности подозреваемого или обвиняе
мого в совершении преступления до вступления в законную силу обвини
тельного приговора. В противном случае к журналистам и редакции могут
быть предъявлены исковые требования о защите чести и достоинства.

Кого журналист обязан предупреждать о производстве съемки и у кого он дол
жен спрашивать разрешение на съемку?

В том случае, если журналист таким образом собирает сведения о лич
ной жизни, он должен предупреждать и спрашивать разрешения или у са
мого снимаемого лица, или у его законных представителей (родителей,
опекунов).
Вне сферы частной жизни журналист также должен ставить в извест
ность о производстве съемок граждан и должностных лиц при получении
от них информации (пункт 6 статьи 49 Закона РФ «О средствах массовой
информации»).

Вправе ли журналист осуществлять съемку в общественных местах без согла
сия людей, которые попадают в кадр?

Если журналист снимает, например, демонстрацию, то спрашивать
согласие лиц, которые попадают при этом в кадр не нужно. Ст. 49 Закона
РФ о СМИ обязывает журналиста ставить в известность граждан (и дол
жостных лиц) о проведении кино , фото и видеосъемки только при по
лучении информации непосредственно от них. Поэтому, надо различать
случаи, когда целью журналиста является съемка конкретного человека,
и случаи, когда целью съемки является общественное место (мероприя
тие). В последнем случае, если в кадр случайно попадут люди, то вмеша
тельства в частную жизнь не будет. А если люди, случайно попадающие в
кадр, видят, что они могут попасть в кадр, то они могут выйти из кадра.
Если они не выходят – они согласны.
Летом 1997 года газета «Центр Азии» (г. Кызыл Республики Тыва),
опубликовала снимок курящей участницы местного конкурса красоты.


75
Журналист в поисках информации

Девушка обратилась в суд. По мнению заявительницы, опубликовав
снимок, редакция нарушила ее право на неприкосновенность частной
жизни, т.к. она скрывала от своих близких и знакомых факт курения.
Верховный суд Республики Тывы согласился с нашими доводами, что
нахождение человека в общественном месте и отсутствие возражений на
съемку означают, что человек не считает запечатлеваемый эпизод обсто
ятельствами частной жизни1.

Должен ли журналист получать разрешение у участников митингов, демонст
раций, пикетирований и иных массовых мероприятий?

Вопрос о том, относится ли информация об участии в пикете к сведе
ниям о частной жизни лица и требуется ли получение разрешения на сбор
и распространение такой информации, следует решать следующим обра
зом: пикет сам по себе является публичной акцией, призванной привлечь
внимание как к акции, так и к ее участникам. Поэтому лицо, принявшее
участие в пикете, уже не может заявлять о том, что пикет является частью
его личной жизни и может составлять его личную тайну. Поэтому ника
кого разрешения от пикетчиков на съемку не требуется.
Если при этом были сняты люди, не участвующие в пикете, а случай
но оказавшиеся рядом, их требования не показывать их в эфире должны
быть удовлетворены.

Вправе ли журналист осуществлять съемку внутренних помещений в кварти
ре (на даче) или съемку строительства домов (дач) должностных лиц или
иных государственных и муниципальных служащих?

Проникновение в квартиры или на дачи и съемка там против воли
проживающих лиц являются преступлением и могут повлечь уголовную
ответственность по статье 139 Уголовного кодекса. Никаких исключений
для посещения квартир и домов должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих закон не содержит.
Журналистам следует также иметь в виду, что положения статьи 49
(пункт 5) Закона РФ «О средствах массовой информации» об «общест
венном интересе» на данный случай не распространяются и согласие
журналисту следует получать в любом случае (в том числе и когда журна
лист работает совместно с милицией). Со строительством домов и дач си
туация несколько иная.
В этом случае действия журналистов, без согласия владельца проник
ших на стройплощадку и снявших внутреннее убранство и интерьер строя
щегося дома, нельзя рассматривать как нарушение неприкосновенности
жилища (ст. 139 УК), так как недостроенный дом не может быть признан
жилищем.
1
С подробностями этого дела можно ознакомиться на сайте Фонда защиты гласности:
www.gdf.ru


76
Доступ к информации в вопросах и ответах

Что касается возможного обвинения в нарушении неприкосновенно
сти частной жизни, то, во первых, для привлечения лица к уголовной от
ветственности необходимо наличие специального мотива — корыстной
или иной личной заинтересованности, а, во вторых, в статье 49 Закона
РФ «О средствах массовой информации» содержится важное исключение
для журналистов из обязанности получать разрешение на распростране
ние сведений о частной жизни лица, согласно которому получение разре
шения не требуется, если информация распространяется для защиты об
щественных интересов. В этом случае деятельность журналистов являет
ся законной.
Препятствование журналисту в распространении информации для за
щиты общественных интересов нарушает не только права журналистов,
но и право граждан получать достоверные сообщения о деятельности го
сударственных органов и их должностных лиц, осуществлять контроль за
их деятельностью.
Журналисты обязаны учитывать, что после принятия Земельного ко
декса РФ (25.10.2001), вступила в силу ст. 262 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с этой статьей, собственник земельного участка может его
огородить и, таким образом, он показывает, что вход на участок без его
разрешения не допускается. Представляется, что для входа на огорожен
ную частную территорию журналисту, как и любому другому, необходи
мо получить разрешение собственника. если территория не огорожена
или каким либо образом не обозначена принадлежность участка частно
му лицу, то спрашивать разрешение на проход, его посещение не следует.

Имеет ли журналист право снимать на пленку должностных лиц или иных го
сударственных и муниципальных служащих «при исполнении»? Должен ли он
спрашивать на это их разрешение?

Должностное лицо, государственный и муниципальный служащий,
как и любой иной человек, может запретить производство съемки лишь в
случае, если при этом нарушаются его личные неимущественные права и
иные нематериальные блага, например, неприкосновенность личной
жизни, личная и семейная тайна, если это причиняет ему нравственные
или физические страдания и т. п.
Исполнение государственными и муниципальными служащими сво
их служебных обязанностей не может быть отнесено к их частной жизни,
поэтому разрешение на съемку не требуется.
Однако не следует забывать, что при получении от них информации
журналист должен извещать их о производстве съемки (но извещать, а не
спрашивать разрешения).




77
Журналист в поисках информации

Может ли гражданин требовать уничтожения пленки, на которой он был за
печатлен против своей воли? Вправе ли гражданин самостоятельно изъять и
уничтожить пленку (кассету)?

Гражданин вправе потребовать не распространять отснятый матери
ал, и журналист должен удовлетворить эти требования, если они право
мерны (например, он действительно не известил лицо о производстве
съемки, как этого требует ст. 49 Закона РФ о СМИ.).
Изъятие и уничтожение без согласия журналиста отснятого материала
или кассеты представляют собой нарушение статьи 35 Конституции, со
гласно которой изъятие имущества против воли собственника возможно
лишь по решению суда.
Что же касается вопроса об уголовно правовой и гражданско право
вой оценке изъятия и уничтожения кассеты без согласия журналиста, то
выше уже говорилось, что Гражданский кодекс, в числе других, разреша
ет самозащиту гражданских прав, способы которой должны быть сораз
мерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для
его пресечения.
Таким образом, оценка правомерности указанных действий зависит
от того, были ли соблюдены требования статей 14 и 150 Гражданского ко
декса, то есть были ли предпринятые действия соразмерны характеру на
рушения.
В зависимости от решения последнего вопроса решается и вопрос о
возможности привлечения лица, изъявшего и уничтожившего отснятый
материал, к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного кодекса
(самоуправство).

К какой ответственности и при наличии каких условий может быть привлечен
журналист в случае, если он будет собирать, хранить или распространять све
дения о частной жизни лица?

Возможно наступление как гражданско правовой, так и уголовно
правовой ответственности.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса защита своей
личной и семейной тайны осуществляется гражданином самостоятельно.
В случае нарушения личной и семейной тайны, сбора информации о ча
стной жизни лица без его согласия лицо, чьи права нарушены, вправе
требовать от журналиста или редакции, допустивших такое нарушение,
компенсации причиненного морального вреда.
Уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности част
ной жизни устанавливает статья 137 Уголовного кодекса.
Эта статья предусматривает ответственность, во первых, за незакон
ное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, со


78
Доступ к информации в вопросах и ответах

ставляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, а во вто
рых, за распространение этих сведений в публичном выступлении, пуб
лично демонстрирующемся произведении или средствах массовой ин
формации.
Обязательным для наличия в действиях журналиста состава преступ
ления является совершение указанных действий из корыстной или иной
личной заинтересованности.

ТАЙНА ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ,
ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ

Несет ли журналист ответственность за нарушение тайны переписки?

Тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообще
ний гарантирована Конституцией, и ограничения этого права допуска
ются только на основании судебного решения, поэтому журналист несет
уголовную ответственность и за ознакомление с содержанием корреспон
денции, и за разглашение полученных таким образом сведений.
Журналист может быть привлечен к ответственности и за разглашение
сведений, полученных от иного лица, которое, в свою очередь, узнало их
в результате незаконного ознакомления с чужой корреспонденцией, при
условии, что журналисту было известно о том, что данные сведения полу
чены с нарушением закона.
Следует также иметь в виду, что положения статьи 49 (пункт 5) Закона
РФ «О средствах массовой информации» об «общественном интересе» на
данный случай, так же как и на случай нарушения неприкосновенности
жилища, не распространяются.


ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ТАЙНА

Какие сведения составляют врачебную тайну?

К сведениям, составляющим медицинскую тайну, закон относит сам
факт обращения за медицинской помощью, информацию о состоянии здо
ровья и диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследова
нии и лечении (ст. 61 Закона «Основ законодательства ФР об здоровья
граждан»), сведения о наличии у гражданина психического расстройства,
факте обращения за психиатрической помощью и лечении в соответствую
щем учреждении, а также иные сведения о состоянии психического здоро
вья (ст. 9 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при
ее оказании»).



79
Журналист в поисках информации

Закон обязывает медицинских и фармацевтических работников со
хранять в тайне перечисленные сведения. При этом на медицинский пер
сонал и на лиц, которым в установленном порядке переданы эти сведе
ния (например, на следователей и т. п.), ложится обязанность предотвра
щать нарушение медицинской тайны со стороны третьих лиц, в том чис
ле и журналистов.
Разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну, кроме
случаев, прямо предусмотренных законом, осуществляется лишь с согла
сия гражданина или его законного представителя.

Какую ответственность несет журналист за разглашение врачебной тайны?

В соответсвии со ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоро
вья граждан, лица, которым в установленном законом порядке переданы
сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и
фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину
ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, адми
нистративную или уголовную ответственность в соответствии с законода
тельством Российской Федерации, республик в составе Российской Фе
дерации.
В настоящее время за разглашение врачебной тайны может наступить
уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ – как за нарушение непри
косновенности частной жизни.


КОММЕРЧЕСКАЯ И СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА

Какие сведения могут относиться к коммерческой тайне? Какие ограничения
при этом существуют на этот счет?

Закон относит к коммерческой и служебной тайне сведения, имею
щие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу
их неизвестности третьим лицам, к которым нет доступа на законном ос
новании и по отношению к которым их обладатель принимает меры по
охране их конфиденциальности.
Определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, на
ходится в компетенции их обладателя. При этом помимо указанных в Феде
ральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»
сведений, которые не могут относиться к категории сведений с ограничен
ным доступом, в соответствии с Постановлением Правительства от 5 дека
бря 1991 г. № 35 (с измен. от 3.10.02 г.) «О перечне сведений, которые не мо
гут составлять коммерческую тайну», не могут составлять коммерческую тай
ну учредительные документы и документы, дающие право заниматься пред


80
Доступ к информации в вопросах и ответах

принимательской деятельностью или определенными ее видами, сведения по
установленным формам отчетности о финансово хозяйственной деятельнос
ти, документы о платежеспособности, сведения о численности и составе ра
ботников, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свобод
ных рабочих мест, документы об уплате налогов и иных обязательных плате
жей, сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонополь
ного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации
продукции, причинившей вред здоровью населения, об иных нарушениях за
конодательства и размерах причиненного этим ущерба, сведения об участии
должностных лиц данного предприятия в иных предприятиях.
Государственным предприятиям до их приватизации и в ее процессе
запрещено также относить к коммерческой тайне сведения о размере
имущества предприятия и его денежных средств, о вложении средств в
активы других предприятий, об обязательствах предприятия, о договорах
с иными предприятиями и гражданами.

Несет ли журналист ответственность за сбор и разглашение коммерческой
тайны?

Если журналист незаконно собирает или разглашает коммерческую
тайну, он может быть привлечен как к гражданской, так и к уголовной от
ветственности.
Организации, чью тайну он разгласил, могут требовать возмещения
причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду.
Статья 183 Уголовного кодекса также предусматривает ответствен
ность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих
коммерческую тайну.
Уголовная ответственность наступает, во первых, за собирание таких
сведений путем похищения документов, подкупа или угроз или иным не
законным способом с целью разглашения или незаконного использова
ния и, во вторых, за незаконные разглашение или использование сведе
ний, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, со
вершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причи
нившие крупный ущерб.

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Какие сведения составляют банковскую тайну? У кого журналист должен по
лучать разрешение на получение и у кого на распространение информации,
составляющей банковскую тайну?

Банковскую тайну составляют сведения о счетах и вкладах клиентов и
корреспондентов банков, а также сведения об операциях по этим счетам
и вкладам.

81
Журналист в поисках информации

Согласие на получение и распространение такой информации может
дать лишь сам клиент или корреспондент банка (или его законный пред
ставитель). Уголовная ответственность за сбор и разглашение банковской
тайны возникает по той же статье и за те же действия, что и в случае нару
шения коммерческой тайны.

ТАЙНА СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

Может ли журналист знакомиться с материалами уголовных дел, прекращен
ных в процессе предварительного следствия по основаниям, предусмотрен
ным ст. 5 УПК, и с материалами доследственных проверок?

Журналист имеет право знакомиться с документами и материалами,
не составляющими охраняемой законом тайны. Оставляя в стороне во
прос о возможном наличии в материалах дела сведений, составляющих
государственную, личную, врачебную или иную тайну, остановимся на
тайне следствия.
Ознакомление журналиста с данными предварительного следствия
или дознания возможно лишь с согласия прокурора, следователя или ор
гана дознания и только в разрешенном ими объеме.
Но закон не устанавливает четких временных пределов действия тай
ны следствия, однако, исходя из смысла закона, можно утверждать, что
недопустимо разглашение данных, содержащихся в уголовном деле,
лишь на стадии предварительного следствия. Не случайно и сама статья
161 УПК, посвященная разглашению данных предварительного следст
вия, помещена в главе, регулирующей общие условия его производства.
На последующем этапе — судебном следствии — действует совсем другой
принцип — гласность судебного разбирательства. Пропадает смысл со
хранения тайны следствия и в том случае, если дело прекращено на ста
дии предварительного следствия.

Вправе ли работники правоохранительных органов изымать у журналиста ма
териал, отснятый на месте преступления, и запрещать журналисту распрост
ранение записи или разглашение полученной информации иным способом?

Подобного рода действия возможны после возбуждения уголовного
дела. В случае, если журналист запечатлел какие либо следы преступле
ния и вещественные доказательства, запись может быть изъята по моти
вированному постановлению следователя (органа, производящего дозна
ние) и приобщена к делу.
Что касается подписки о неразглашении содержания кассеты, то по
добного рода ограничения возможны после приобщения записи к делу.



82
Доступ к информации в вопросах и ответах

Вправе ли работники правоохранительных органов запретить журналисту
съемку места происшествия, ссылаясь на тайну следствия?

Право журналиста производить фото , видео и киносъемку может
быть ограничено только законом. В рассматриваемом случае органы до
знания и следствия вправе не допустить журналиста на место происшест
вия (если речь не идет об аварии, на место которой журналиста обязаны
допускать в силу положений пункта 7 статьи 47 Закона РФ «О средствах
массовой информации»), но закон не предусматривает в таком случае ог
раничений на производство записи.
Но, если журналист станет участником уголовного судопроизводства
(понятой, свидетель), то прокурор, следователь или дознаватель преду
преждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости
разглашения ставших им известными данных предварительного рассле
дования и отобрать у них соответствующую подписку с предупреждением
об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса
Российской Федерации.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В ИНФОРМАЦИОННЫХ АРХИВАХ

Какие архивы относятся к государственной части Архивного фонда?

Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации со
ставляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в:
федеральной собственности, к каковой отнесены архивные фонды и
архивные документы федеральных государственных архивов и центров
хранения документации, архивные фонды и архивные документы, обра
зовавшиеся и образующиеся в результате деятельности федеральных ор
ганов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других бан
ков, иных учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к феде
ральной собственности, архивные фонды и архивные документы, полу
ченные от общественных и религиозных объединений и организаций,
юридических и физических лиц;
государственной собственности субъектов Федерации и в муници
пальной собственности (круг архивных фондов и документов, находя
щихся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образо
ваний определяется ими самостоятельно).

В каких случаях не допускается создание тайных архивов?

Статья 7 «Основ законодательства об Архивном фонде Российской
Федерации и архивах» устанавливает три случая, когда запрещается со
здание тайных архивов.

83
Журналист в поисках информации

Не допускается создание тайных архивов, во первых, из документов
государственной части Архивного фонда Российской Федерации, во вто
рых, из документов, отнесенных к категории особо ценных и уникаль
ных, и, в третьих, из документов, затрагивающих права и законные инте
ресы граждан.

ПОРЯДОК РАССЕКРЕЧИВАНИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Различается ли порядок использования архивной информации государствен
ной и негосударственной части Архивного фонда?

Да.
Если документы государственной части Архивного фонда Российской
Федерации и справочники предоставляются для пользования всем юри
дическим лицам и гражданам (включая журналистов), то использование
архива или архивного документа, находящегося в частной собственности
(негосударственной части Архивного фонда), осуществляется только с
согласия собственника и в порядке, им установленном.
При работе в государственной части архива журналисты обладают
всеми правами, предоставленными им статьей 47 Закона РФ «О средствах
массовой информации», в том числе правом получать доступ к докумен
там и материалам, копировать их (за исключением случая, когда это угро
жает физической сохранности документа) и публиковать их при условии
соблюдения авторского права.
Семидневный срок на получение архивной информации установлен
ной в ст. 40 Закона РФ о СМИ, на эти отношения не распространяется.

В каких случаях журналисту может быть отказано в доступе к архивным ма
териалам?

Первый случай — общий для всех случаев доступа к информации:
журналисту может быть отказано в получении документов, содержащих
охраняемую законом тайну.
Существует и ограничение, установленное только для архивов, — до
пускаются ограничения на доступ к подлинникам особо ценных и уни
кальных документов, а также к документам, имеющим неудовлетвори
тельное физическое состояние.
Имеет ли право журналист обжаловать отказ в доступе к архивам, от
носящимся к негосударственной части Архивного фонда?
1 В данном разделе используются сокращения:
– Закон о выборах вместо Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 ФЗ «Об основных гарантияхизбиратель
ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
– «кандидаты» вместо «кандидат, избирательное объединение, избирательный блок».


84
О доступе к информации в период выборов

Обязательного предварительного обращения к вышестоящему органу
не требуется. С учетом ст. 46 Конституции РФ, действия и решения могут
быть обжалованы сразу в судебном поряд ке.
В случае несогласия с решением вышестоящего органа управления ар
хивным делом журналист может обжаловать его в судебном порядке (ста
тья 20 «Основ законодательства об Архивном фонде Российской Федера
ции и архивах»).

А.Е. Воинов,
В.К. Ефремова, доктор юридических наук




85
Журналист в поисках информации

О доступе к информации
в период выборов

Некоторые советы Фонда защиты гласности1

1. Относится ли к сведениям о частной жизни кандидата информация о до
ходах кандидата в депутаты, полученная в ходе журналистского расследова
ния?

Нет, не относится.
Понятие «частная жизнь» в законодательстве РФ не раскрывается. Ре
шая данный вопрос, следует исходить из того, что Закон о выборах обя
зывает каждого кандидата на выборную должность в обязательном поряд
ке (ст.33 закона о выборах) предоставлять в избирательную комиссию
сведения о размере и об источниках своих доходов и об имуществе, при
надлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на
праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах
в банках, ценных бумагах.
Сведения о доходах кандидата являются обязательным элементом све
дений о кандидате, размещаемых на информационном стенде в помеще
нии или перед помещением для голосования (ст.61 закона о выборах).
Таким образом, законодательство не относит данную информацию к
конфиденциальной информации или к информации о частной жизни
кандидата, во всяком случае, во время выборов.
Но журналист должен помнить, что при проведении журналистского
расследования он не может собирать такую информацию незаконными
способами.

2. Несет ли журналист ответственность за распространение информации о
собственности кандидата (вилла за рубежом, автомобили, зарегистрирован
ные на родственников и т.д.), если эта информация предложена учредите
лем?

Да, несет.
Учредитель может обязать редакцию (но не журналиста) поместить за
явление (материал или сообщение) от своего имени на основании ст. 18
Закона о средствах массовой информации. По претензиям и искам, свя

В данном разделе используется сокращения:
– «Закон о выборах» вместо «Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
– «кандидаты» вместо «кандидат, избирательное объединение, избирательный блок».


86
О доступе к информации в период выборов

занным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Это
общее положение действует и в случае, если заявление учредителя нару
шает законодательство о выборах. Заявления учредителя средства массо
вой информации могут освобождать от ответственности в данном случае,
но только редакцию СМИ (на основании ст.18), но не журналиста. Если
журналист ставит подпись под материалом, то, таким образом, материал
становится материалом не учредителя, а журналиста. Если редакция не
оговорила принадлежность сообщения или материала учредителю, то она
выступает соответчиком.
Другое дело, что такой материал, скорее всего, не будет содержать
правовых оснований для преследования журналиста.

3. Какая норма в федеральном законодательстве позволяет губернаторам пе
реписывать региональные уставы для того, чтобы главы субъектов РФ могли
избираться на свои должности неоднократно?

Согласно п.5 ст.18 Федерального закона от 6.10.99г. «Об общих прин
ципах организации законодательных (представительных) и исполнитель
ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
высшее должностное лицо (губернатор, президент и т.п.) не может изби
раться на указанную должность более двух сроков подряд. Первым сро
ком из числа двух возможных для любого лица, в том числе для замещав
шего на тот момент соответствующую должность, является срок, на кото
рый оно было избрано после 19 октября 1999 года. Таким образом, неод
нократность переизбрания ограничивается двумя сроками после 19 октя
бря 1999 года.

4. Имеет ли право СМИ или журналист инициировать отзыв выборного лица?

Нет, не имеет.
Выборными лицами, т.е. лицами, занимающие должности в результа
те волеизъявления избирателей, в России являются депутаты и главы ор
ганов местного самоуправления, депутаты представительных органов, ру
ководители исполнительных органов субъектов федерации, депутаты Го
сударственной Думы, Президент РФ.
Согласно ст.19, ст.48 Федерального закона «Об общих принципах ор
ганизации местного самоуправления», уставами муниципальных образо
ваний в соответствии с законами субъектов федерации может быть преду
смотрена возможность отзыва населением выборных лиц органов мест
ного самоуправления. Поэтому, журналист может инициировать проце
дуру отзыва только в том случае, если это предусмотрено уставом соответ
ствующего муниципального образования. Но закрепление такой возмож
ности маловероятно.


87
Журналист в поисках информации

Возможность отзыва избирателями высшего должностного лица субъ
екта федерации была предусмотрена ст. 19 Федерального закона «Об об
щих принципах организации законодательных (представительных) и ис
полнительных органов субъектов федерации». Но Постановлением Кон
ституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. такая возможность была при
знана неконституционной и, соответственно, в настоящее время это по
ложение ст.19 не действует.
Возможность отзыва депутата представительного органа субъекта фе
дерации, депутата Государственной Думы РФ, Президента РФ законода
тельством не предусмотрена.

5. Имеет ли право журналист (в теле– или радиоэфире), ведущий дебаты
кандидатов комментировать выступления?

Да, имеет.
Ни одна норма закона о выборах не ограничивает право журналистов
комментировать выступления кандидатов.

6. Несет ли журналист ответственность за публикацию текста телефонного
разговора кандидата?

Журналист может нести ответственность, если публикуя текст теле
фонного разговора он нарушает конституционное право депутата на тай
ну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, лич
ную и семейную тайну.
Нарушение перечисленных конституционных прав, в случае распро
странения сообщения, подготовленного с использованием скрытой ауди
озаписи, не будет, если это необходимо для защиты общественных инте
ресов и приняты меры против возможной идентификации посторонних
лиц. О защите общественных интересов можно говорить в случае, если из
телефонного разговора следует, что кандидат, например, совершил или
причастен к совершению серьезного правонарушения и т.п. примеров.
Такой вывод следует из ст. 50 Закона о СМИ.
Но в таком случае должен быть очевиден именно общественный инте
рес, но не публичное любопытство.

7. В одной из публикаций журналист указал на то, что кандидат когда то
был комиссован из армии из за травмы головы, подтвердив материал копией
медицинской справки. Являются ли эти сведения врачебной тайной?

Да, являются.
В данном случае возможно предъявление претензий по двум основа
ниям.


88
О доступе к информации в период выборов

1) Первые из них связаны с не соблюдением журналистом режима
врачебной тайны и, как следствие этого, вмешательством в личную
жизнь.
В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья
граждан, информация о факте обращения за медицинской помощью, со
стоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведе
ния, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную
тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную
тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении
профессиональных, служебных и иных обязанностей.
Но распространение такой информации правомерно в случае, если
оно преследует общественный интерес. Ст.50 Закона о СМИ не распро
страняется на подобные случаи. Ни один нормативный акт российско
го законодательства не предусматривает общественный интерес в каче
стве основания, допускающего разглашение подобной информации.
Несмотря на это, такая возможность существует. После ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1998 году, по
ложения данной Конвенции стали частью правовой системы России.
Единственным органом, наделенным Конвенцией правом толковать ее
положения (т.е. уяснять содержание и смысл норм Конвенции) являет
ся Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Поэтому для то
го, чтобы Россия не нарушала обязательства, вытекающие из данного
международного договора, российские суды, как и все суды других госу
дарств членов данной Конвенции, могут применять и понимать Кон
венцию только так, как это делает Европейский суд по правам человека.
Анализ применения Европейским судом по правам человека данной
Конвенции позволяет утверждать, что наличие общественного интереса
является необходимым и достаточным условием для разглашения таких
сведений. Но общественный интерес необходимо отличать от публич
ного любопытства. В этом случае, действия журналиста правомерны.
2) Претензии второго рода связаны с нарушением журналистов пра
вил ведения предвыборной агитации. Как следует из закона о выборах,
журналист не может проводить предвыборную агитацию под видом ин
формирования избирателей.
По мнению ЦИК РФ, сообщение такого рода не будет являться пред
выборной агитацией, если эта информация достоверна. Но если журна
лист делает выводы и комментирует, что такая травма не может не оста
вить последствий и все ли в порядке с головой у кандидата сейчас, не ска
жется ли это на его работе в качестве депутата, мэра и т.д., то есть будет
комментировать значение такой травмы, то это сразу переведет сообще
ние в разряд агитационных со всеми вытекающими последствиями.
Если эта информация не достоверна, то это будет признано предвы
борной агитацией.


89
Журналист в поисках информации

8. Несет ли журналист ответственность за изготовление агитационной лис
товки и можно ли ее отнести к средству массовой информации?

К средству массовой информации отнести агитационную листовку
нельзя, т.к. обязательным признаком СМИ, в соответствии со ст. 2 Зако
на о средствах массовой информации, является периодичность распрост
ранения. Причем речь идет о годовом периоде (хотя бы раз в течение го
да).
Агитационная листовка является формой предвыборной агитации.
Представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массо
вой информации, при осуществлении ими профессиональных обязанно
стей запрещено не только проводить предвыборную агитацию, но и вы
пускать и распространять любые агитационные материалы (п.7 ст.48 за
кона о выборах). Выпуск СМИ, в соответствии со ст. 2 Закона о средствах
массовой информации, осуществляет редакция. Журналиста, как пред

<<

стр. 3
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>