<<

стр. 6
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Советский реактивный снаряд М-13: 1 — взрыватель, 2 — корпус
боевой части, 3, 6 — направляющие штифты, 4 — пирозапалы, 5 —
порохой двигатель, 7 — стабилизатор, 8 — пороховые шашки, 9 —
воспламенитель, 10 — дно боевой части, 11 — дополнительный де-
тонатор, 12 — боевой заряд (термитные пироэлементы), 13 — диаф-
рагма, 14 — сопловый блок, 15 — обтекатель, 16 — заглушка


181
ОГНЕМЁТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
ракетно-зажигательпых снарядов РЗС-132, снаряженных
боевыми элементами с военным термитом марки «6». При
воздушном подрыве БЧ они образовывали па площади
множество очагов пожара, потушить которые было невоз-
можно - зажигательный состав мог гореть при полном
отсутствии кислорода, развивая температуру от 4000 до
6000°С. Попадая в снег, горящий термит моментально раз-
лагал воду на атомарный кислород и водород (гремучий
газ), увеличивая и без того сильное горение. В докумен-
тах того времени говорилось, что при попадании терми-
та на броню танков и стволы орудий легированная сталь
изменяет свои механические свойства и уже не годится
для использования по основному назначению, т. е. тех-
нику уже нельзя использовать по ее прямому назначению.
Несмотря на относительно небольшой коэффициент на-
полнения БЧ и всего 36 зажигательных элементов общей
массой 4,2 кг в каждом, снаряды РЗС-132 продемонстри-
ровали чрезвычайно высокую эффективность. Для взаим-
ного перекрытия секторов разлета элементов в одном зал-
пе применили авиационный прием установки различно-
го времени срабатывания неконтактных взрывателей.
Кроме того, сильный и порывистый ветер не влиял отри-
цательно на действие зажигательных снарядов, в отли-
чие от химических боеприпасов. Даже сегодня некото-
рые из старожилов гарнизона полигона «Эмба» упомина-
ют о «живой» легенде - в районе дальней площадки, где в
январе 1939 г. располагалась мишенная обстановка, об-
стрелянная из «Катюши» зажигательными снарядами, до
сих пор - участок мертвой, выжженной земли. На спек-
шемся суглинке солончака отсутствует даже скудная рас-
тительность.
В отчете говорилось: <'...Ракетные зажигательные сна-
ряды РЗС-82 и РЗС-132, предназначенные для создания
очагов пожара в пунктах, наиболее важных по тактичес-
ким и стратегическим соображениям, способны при зал-
повой стрельбе создать массивность огня... В одном залпе
многозарядная установка выстреливает 1500 зажигатель-
ных элементов, накрывает большую площадь».

182
ОГНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ




Дальнобойный огнемет БМ-13-16 — установка залпового огня периода
Великой Отечественной войны - легендарная «Катюша»


В мае 1941 г. 132-мм 16-ствольные «Катюши» были
приняты на вооружение химических войск РККА под наи-
менованием БМ-13-16. Официально их приняли на воо-
ружение артиллерии РККА... 21 июня 1941 г. (за сутки до
начала войны!). За месяц до войны «Катюш» было всего
пять штук. Спустя неделю после начала войны в Артилле-
рийской академии была сформирована отдельная экспе-
риментальная батарея из семи боевых машин под коман-
дованием слушателя I курса (первокурсника!) капитана
И. Флерова и отправлена на фронт для проведения войс-
ковых испытаний в варианте дальнобойных огнеметов.

183
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
14 июля 1941 г. с 15 часов флеровцы в течение несколь-
ких секунд выпустили около сотни снарядов РОФС-132 и
РЗС-132 по железнодорожной станции Орша - по скопив-
шимся на станции эшелонам с боевой техникой, горючим
и боеприпасами, а также по живой силе противника. Все
снаряды «Катюш» рвались в воздухе на подлете к цели и
новые «огнеметы» проявили себя во всем своем ужасе.
Сотни «рукотворных метеоритов» из горящего тер-
мита рухнули с неба, поджигая даже то, что горело с боль-
шим трудом. В первые же мгновения они прожгли крыши
нескольких вагонов с боеприпасами, которые тут же на-
чали взрываться. При этом были пробиты и прожжены
цистерны с бензином, и огненная река хлынула на пути.
Убитым сразу повезло больше, чем остальным - те не мог-
ли найти защиты ни под вагонами, ни за стенами строе-
ний. Обезумев, люди метались живыми факелами между
вагонами. Горели и раненые на земле, неистовыми воп-
лями проклиная все и вся. Спустя секунды огнем были ох-
вачены остальные вагоны с боеприпасами, что усугуби-
ло и без того тяжелое положение. Паника на станции до-
стигла наивысших пределов. Образно выражаясь, те не-
многие из солдат вермахта, кто уцелел после этого нале-
та, могли бы до конца своих дней благодарить Бога за то,
что вернулись из преисподней.
Нетрудно догадаться и о характере сообщений теле-
грамм, практически в одно время полетевших в Москву и
Берлин, а также о реакции адресатов на них. В одной го-
ворилось о том, что у русских появилось новое оружие -
«...автоматическая многоствольная огнеметная пушка...»
(месяц спустя это выражение замелькало в официальных
документах главного командования вермахта). Итог -
встречайте четыре эшелона с трупами... В другом - док-
лад о том, что боевая эффективность нового оружия пре-
взошла даже самые оптимистические ожидания.
Кстати, еще одно очень любопытное свидетельство
устрашающей эффективности огнеметных «Катюш»: в
мемуарах практически не отражен тот исторический
факт, что после первого залпа флеровской батареи по вра-

184
ОГНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
гу немецкие войска побе-
жали в одну сторону, а
наши... - в другую!
К августу 1941 г. было
изготовлено 40 штук БМ-
13-16 и сформировано не-
сколько батарей в Москве
и Миассе. В сентябре ГКО
принял решение о созда-
нии гвардейских мино-
метных частей (ГМЧ) при
Артуправлении РККА.
Реактивные зажига-
тельные снаряды РЗС-132
после Орши применили в
последний раз в 1941 г. под
Керчью, но с не менее вну-
шительным эффектом.
Там Красная Армия распо-
лагала только одной уста-
1 — 12-зарядная самоходная пус-
новкой БМ-13-16, эвакуи- ковая установка БМ-31 -12, 2 — бое-
рованной из-под Севасто- вая машина БМ-8-36, 3 —- бое,вая
поля. В ответ немцы не- машина БМ-8-46
медленно обстреляли по-
зицию «Катюши» из своих Nebelwerfer-41 химическими
снарядами, своеобразно продемонстрировав, что готовы
нарушить запреты Международной Конвенции. В то же
время расчеты немецкой полевой артиллерии в ходе вой-
ны регулярно применяли против наших войск свои реак-
тивные боеприпасы зажигательного действия с жидкой
зажигательной смесью, но в ответ ни разу не получили
залпа РХС-132 из «Катюш».
В арсенал современной полевой артиллерии обяза-
тельно входят зажигательные снаряды. И если в Первую
мировую они находили очень ограниченное примене-
ние, то во Вторую мировую они применялись очень ши-
роко всеми воюющими сторонами.

185
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Советская артиллерия в годы войны широко приме-
няла 76-, 107- и 122-мм термитно-сегментные зажига-
тельные снаряды. В каждом таком снаряде помещалось со-
ответственно 12 и 16 сегментов, в металлические обо-
лочки которых запрессовывалось около 100 г зажигатель-
ного состава на основе термита. При срабатывании сна-
ряда на траектории горящие сегменты приобретали та-
кую энергию, что пробивали железную крышу или углуб-
лялись в деревянные стены па несколько сантиметров,
вызывая их загорание.
В качестве зажигательного средства артиллеристы
применяли также дымовые снаряды и мины, снаряжен-
ные желтым фосфором и небольшим разрывным заря-
дом. При разрыве такого снаряда образуются частицы го-
рящего фосфора, которые, попадая на открытые участки
тела, вызывают сильные ожоги, а при попадании на лег-
ковоспламеняющиеся материалы - пожары.
Для усиления зажигательного действия фосфорных
мин в начале 1943 г. была разработана и принята на воо-
ружение Красной Армии 122-мм зажигательная мина ТР
с комбинированным термитно-фосфорным снаряжени-
ем. Эта мина снаряжалась желтым фосфором, 36 термит-
ными зажигательными элементами в металлических ста-
канчиках и небольшим разрывным зарядом. При взрыве
мины горящие зажигательные элементы разлетались в ра-
диусе до 40 м от места разрыва и создавали 36 огневых
очагов с температурой более 2000°С и временем горения
около 15с. После сгорания зажигательных элементов ос-
тавались раскаленные шлаки, способные проплавлять
тонкое листовое железо. 122-мм зажигательные мины ТР
обеспечивали надежное поджигание деревянных соору-
жений.
Самый резкий рывок в развитии огнеметных систем
произошел на рубеже 70-80-х годов. К тому времени были
достигнуты значительные успехи, казалось бы, в совсем дру-
гой области вооружений - реактивной артиллерии.
Термитом снаряжаются снаряды отечественной реак-
тивной системы залпового огня «Град», уже несколько

186
^ ОГНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
десятилетий состоящей на вооружении нашей армии. И
горе тому врагу, который угодит под этот залп. Например,
конфликт на советско-китайской границе в районе ост-
рова Доманский завершился после пары залпов дивизио-
на наших РСЗО.
Создание в 70-х годах новой реактивной системы зал-
пового огня большого калибра - 220-мм РСЗО «Ураган» по-
зволило значительно увеличить объем и массу боевых час-
тей, доставляемых к цели неуправляемыми ракетами. При-
чем за счет конструктивных решений удалось существен-
но повысить точность стрельбы залпом. И вот в конце 70-х
возник замысел разработки тяжелой системы залпового
огня - на основе НУРСов, запускаемых с многоствольной
пусковой установки, с боевыми частями, наполненными за-
жигательными и термобарическими смесями.
В настоящее время на вооружении Российской армии
состоит реактивная 30-ствольная огнеметная установка
залпового огня, смонтированная на шасси танка (на базе
танка Т-72). Такой комплекс, включающий боевую маши-
ну - пусковую установку, НУРСы и транспортно-заряжа-
ющую машину, был создан в начале 80-х годов в омском
Конструкторском бюро транспортного машиностроения
и получил название ТОС-1 (тяжелая огнеметная систе-
ма) с несерьезным названием «Буратино». Долгое время
вся информация по комплексу держалась в строжайшем
секрете и оставалась известной только специалистам.
Лишь в позапрошлом году на выставке вооружения в Ом-
ске новое оружие было впервые продемонстрировано в
действии отечественным и зарубежным зрителям (и раз-
ведчикам, конечно).
ТОС-1 предназначена для поражения вооружения и
военной техники, оборонительных объектов и живой
силы противника (в том числе находящейся в защитных
сооружениях), а также для создания очагов пожаров на
местности. Боевая машина действует совместно с танка-
ми и пехотой, передвигаясь в их боевых порядках. Пора-
жение противнику наносится за счет комплексного воз-
действия избыточного давления и высоких температур

187
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЁ ОРУЖИЕ
при подрыве термобарической смеси, доставленной НУР-
Сами к цели.
Большая масса пакета направляющих труб со снаря-
дами потребовала иметь шасси значительной грузоподъ-
емности, а сравнительно малые дальности стрельбы (от
400-600 до 3500 м) - определенного уровня защиты всей
боевой машины, что опять-таки утяжеляло ее. Выход был
найден в размещении оборудования на шасси Т-72 - са-
мого массового отечественного танка третьего послево-
енного поколения. Общая масса ТОС-1 в результате со-
ставила 42 т.
Пакет из 30 направляющих для НУРСов смонтирован
в качающейся части пусковой установки на поворотной
платформе. Все действия по наведению установки на
цель, приданию ей необходимого угла возвышения эки-
паж производит, не выходя из машины, с помощью при-
цела и силовых следящих приводов.
Крутая траектория полета снарядов к цели потребовала
точного учета условий стрельбы и создания специальной
системы управления огнем. Она включает оптический при-
цел, лазерный дальномер, датчик крена и электронный бал-
листический вычислитель. С помощью лазерного дально-
мера расстояния до цели определяются с точностью до 10
м. Эти данные автоматически вводятся в баллистический
вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвы-
шения пусковой установки. Угол крена пакета направляю-
щих фиксируется автоматическим датчиком и также авто-
матически учитывается вычислителем.
Неуправляемая ракета состоит из головной части с
наполнителем (зажигательным или термобарическим со-
ставом), взрывателя и твердотопливного реактивного дви-
гателя.
В комплексе с пусковой установкой работает и транс-
портно-заряжающая машина, созданная на шасси грузо-
вого автомобиля повышенной проходимости. Она служит
для транспортировки НУРСов, а также заряжания и раз-
ряжания пусковой установки, в связи с чем оборудована
погрузочно-разгрузочным устройством.

188
КАРА БОГОВ - НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
ТОС-1 является удачным гибридом, сочетающим сред-
ства и возможности реактивного пехотного огнемета и
реактивной системы залпового огня, помноженные друг
на друга.
Боевики на Северном Кавказе испытывают настоя-
щий ужас при одном только виде огнедышащего «чудо-
вища» по имени «Буратино». Опыт боевого применения
ТОС-1 в Афганистане и Чечне показал ее высокую эффек-
тивность и определил направления дальнейшего совер-
шенствования системы.
Это принципиально новый вид оружия, существую-
щий сегодня только в России. Б сравнении с последстви-
ями применения боеприпасов одной установки «Бурати-
но» залп целой батареи 40-ствольных «Градов» кажется
новогодним шутейским фейерверком.
Бьет этот огнемет снайперски точно. А всего одна раке-
та способна уничтожить самую укрепленную огневую точ-
ку противника. Даже укрытия в пещерах не спасают от не-
минуемой гибели, если в бой вступает «Буратино». А танко-
вое шасси дает возможность добраться этой огнеметной си-
стеме до самых, казалось бы, непроходимых мест.
Оружие более чем эффективное, одним залпом со-
здающее обширные очаги пожаров на местности. А ис-
пользование новейших металлизированных смесей, об-
ладающих повышенной прилипаемостыо и температурой
горения, делает это оружие еще более устрашающим...

5.7.Кара богов - небесный огонь
... и с неба будет падать дождь из горящей серы...
Апокалипсис
Авиация, едва оперившись, сразу взяла на вооруже-
ние зажигательное оружие. В начале Первой мировой ис-
пользовали импровизированные средства. В России при-
меняли зажигательные бомбы, представлявшие собой
обычный бидон с керосином, к которому было приклепа-
но оперение, а в крышку был врезан инерционный взры-
ватель с ружейным патроном в качестве воспламенителя.

189
ОГНЕМЕТНО-ЗДЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Бомбы изготавливались в
полукустарных полевых
условиях в армейских ма-
стерских. Но, несмотря на
кажущуюся простоту, за-
жигательный эффект был
отличный.
Несколько позже в то
время использовались уже
специально разработан-
зажигательные
ные
авиабомбы двух типов: с
концентрированным дей-
Термитно-сегментная бомба: 1 -
ствием (унитарные) и с
корпус; 2 - стальная головка; 3 -
рассеивающим действи-
гнездо для дистанционного взры-
ем, дающие многочислен-
вателя; 4 - термитный элемент (сег-
ные центры зажигания.
мент); 5 - запальный состав; 6 - вы-
шибной заряд; 7 - огнепровод; 8 - Типичная унитарная
стабилизатор
бомба состояла из жестя-
ного корпуса, наполненного горючим веществом, массив-
ной головки, центральной зажигательной трубки с взры-
вателем и воспламенительпым составом, оперения и пре-
дохранителя. Корпус снаружи был обмотан просмолен-
ной веревкой (классическая технология, пришедшая еще
из средневековья: пакля, пенька, смола...). Вес унитарных
бомб составлял 10-50 кг. Воспламенители были ударные
(в германской, в американских бомбах марки II и III) и
дистанционные (французская бомба Шенара). Продол-
жительность горения их составляла до 20 мин.
К рассеивающему типу относилась германская «картеч-
ная» зажигательная бомба и американская бомба марки I.
Воспламенение осуществлялось дистанционно или от
сверхчувствительной ударной трубки. Эти бомбы годны
лишь для действия по легковоспламеняющимся целям.
Наиболее широко применялись английские термит-
ные бомбочки «Бэби» (марка B.I.B.) весом 185 г, которые
заключались по 144-272 штуки в общую оболочку - «кол-
чан» (вес брутто до 55 кг) и выбрасывались из него широ-
ким снопом.

190
КАРА БОГОВ - НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
В Первую мировую зажигательные авиабомбы состав-
ляли до 15% общего боевого груза авиации.
Зажигательные стрелы служили для разбрасыва-
ния их с самолетов без точного прицела для поражения
легковоспламеняющихся объектов. Они имели трубкооб-
разную цилиндрическую форму и конструировались по
типу авиабомб в миниатюре, весом от
17 г и не свыше 2 кг. Длина их могла
достигать 300 мм, а диаметр 30-35 мм.
Стрелы снабжались стабилизаторами
и помещались в специальных авиаци-
онных кассетах. Они выбрасывались
самолетом в количестве до 300 штук
одновременно, покрывая значитель-
ную площадь; воспламенялись при па-
дении и горели до 10 мин. Снаряжались
смесью хлоратов калия или натрия с
магнием, алюминием, серой, а также
термитом и горючими маслами или
смесью порошкообразных металлов
(Al, Mg, Fe) с окислителями (NaClO3 и
др.). Кроме этого, стрелы снаряжались
наполнителями (смолой, лаком, ас-
фальтом, канифолью и т. д.), отверж-
денным горючим. Стрела приводилась
в действие взрывателем (обычным или
примитивным) или ударной трубкой.
Зажигательные стрелы в современной
войне - это, собственно говоря, зажи- Американская за-
гательные авиабомбы малого веса и жигательная стре-
особой удлиненной и упрощенной ла марки «2» пери-
формы. ода Первой миро-
Применялась и экзотика. Напри- вой войны: 1 - кор-
мер, английская авиация применяла пус; 3 - стабилиза-
2
тор; - термит; 4 -
так называемые «зажигательные ли- инерционный
сточки*. Они представляли собой квад- взрыватель; 5 - за-
ратные (ЮОх 100 мм) целлулоидные пальная смесь; 6 -
листочки с каплей фосфора в середине пороховой заряд;
листка. Листочки в бомбардировщике 7 - наконечник

191
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
хранились в воде. При
сбрасывании огромного
вороха листочков на цель
они бесшумно порхали на
цель, фосфор во время па-
дения успевал высохнуть и
загореться, от него заго-
рался целлулоид. Бомбеж-
ка проходила довольно эф-
фектно: пролетал самолет,
Выливной авиационный прибор никакого воя бомб, но за
ним в полной тишине тут
(ВАП)
и там начинали вспыхи-
вать пожары. От листочков вскоре отказались из-за слит-
ком малого количества зажигательного вещества и, соот-
ветственно, небольшого зажигательного эффекта.
Способ огневой поливки заключается в том, что в
специальные выливные авиационные приборы ВАП за-
ливается то или иное жидкое зажигательное вещество
(комбинация 3В), которое выливается над намеченным
объектом. Воспламенение снаряжения ВАП может про-
исходить тотчас после поливки или через некоторое вре-
мя после поливки объекта.
Применяемый при огневой поливке выливной авиа-
ционный прибор ВАП предназначается для разбрызги-
вания (выливания) жидких зажигательных веществ (а
иногда и твердых). Будучи вылитыми (распыленными)
из ВАП, эти зажигательные вещества вызывают воспла-
менение объекта или поражают огнем живую силу про-
тивника. Изготовляются ВАП большей частью из лис-
тового железа, с учетом корродирующего действия заг-
ружаемых в них веществ. От прибора требуются особая
герметичность и возможность полного опорожнения.
Устройство ВАП должно быть таким, чтобы при распы-
ле зажигательного вещества не забрызгивался самолет,
а сам ВАП не ухудшал аэродинамических свойств са-
молета и имел большой коэффициент полезной нагруз-
ки. ВАП могут иметь самую разнообразную форму и ем-
кость - от 100 л и выше.

192
КАРА БОГОВ - НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
ВАП конструируется в соответствии с двумя способа-
ми выливания: принудительным (под давлением) и само-
течным. В первом случае зажигательное вещество выду-
вается при помощи сжатого воздуха через особое сопло,
во втором - при открывании запорного приспособления
жидкость выливается под тяжестью собственного веса при
использовании напора потока встречного воздуха через
особое продувное отверстие. Конструкция последнего
типа более проста и экономична, так как наличие балло-
нов со сжатым воздухом или углекислотой усложняет
монтаж и эксплуатацию этих приборов. Успех распыле-
ния и покрытия объекта зажигательным веществом зави-
сит от направления и скорости ветра и от высоты полета.
Обычно выливание зажигательных веществ из ВАП про-
изводится со сравнительно небольших высот (при огне-
метании с большой высоты вся горючая жидкость сгора-
ет, не долетая до поверхности земли).
ВАП применяли для поливки лесных массивов, посе-
вов, легковоспламеняющихся зданий и материалов и т.п.,
а также для действия по живым целям (скопление войск и
т. д.). Площадь поражения, в зависимости от высоты сбра-
сывания, колеблется в пределах от 500 до 1000 м2 и боль-
ше. В настоящее время авиационные выливные приборы
для огнеметания не применяются: они используются для
распыления отравляющих веществ и бактериологичес-
кого оружия.
Способ огненного дождя заключается в том, что из
выливного авиационного прибора или подобного ему
выбрасываются над целью зажигательные вещества, но
уже в твердом виде, например термит или фосфор. Эти
вещества в воздухе же воспламеняются и горящими пада-
ют на объект нападения. Способ огненного дождя приме-
няется против живой силы (колонны войск, транспорты
и т.д.) и легковоспламеняющихся объектов и материалов)
посевы, леса, кустарник, деревянные и соломенные кры-
ши домов и т. д.).
Во Вторую мировую обе воюющие стороны букваль-
но засыпали города друг друга тысячами малокалибер-

193
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
ных «зажигалок», вызывающие об-
ширные пожары. Жертвами пожа-
ров и опустошительных огневых
штормов стали сотни тысяч жите-
лей городов. Известно, что в Евро-
пе действием огня было уничто-
жено 75% всех зданий.
Фашисты применяли, как пра-
вило, одно-полуторакилограммо-
вые электронно-термитные бом-
бы, развивающие при горении
температуру 2500-3000°С. От них
вспыхивало все, что способно
было загореться. Сбрасывались та-
кие бомбы кассетами: в каждой
размещалось от 12 до 60 бомб.
Зажигательные авиацион-
ные бомбы (ЗАБ) изготавлива-
Комбинированная бомба лись на основе жидких горючих
ЗАБ-50-ТГ (термит, на- веществ в комбинации с волокни-
палм, фосфор или щелоч- стыми материалами в виде хлоп-
ной металл): 1 - корпус;
чатобумажных обрезков. Будучи
2 - воспламенительная
шашка; 3 - запальный со- разбросанными на большой пло-
став; 4 - термит; 5 - ди- щади, они вызывали многочис-
афрагма; 6 - загущенное ленные пожары.
В годы Великой Отечествен-
горючее; 7 - пробка; 8 -
стабилизатор; 9 - газоот- ной войны появился «сталинский
водящие отверстия; 10 - дождь» - бомбардировка против-
взрыватель
ника с воздуха белым и желтым
фосфором. Сделанные из него шары размером с кулак
доставлялись на аэродромы в емкостях с водой, а при заг-
рузке в бомболюки непрерывно ею поливались. Затем са-
молет взлетал и шел на цель по точно выверенному по
минутам маршруту и сбрасывал на нее свой груз с такой
высоты, чтобы в падении фосфор успел обсохнуть и вос-
пламениться. В результате на гитлеровцев обрушивался
в подлинном смысле огненный дождь, причем горящие
капли фосфора было очень трудно потушить (отмечены
случаи, когда они тлели до двух суток).

194
КАРА БОГОВ - НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
Способ применения зажигательных ампул состо-
ит в том, что соответственно подобранное самовоспла-
меняющееся вещество (например, раствор фосфора в се-
роуглероде) заключается в металлические, стеклянные и
пластмассовые ампулы сферической формы с отверсти-
ем для заливки, завинчивающегося пробкой с проклад-
кой. Емкость таких ампул может колебаться от 0,5 до 2 л.
Ампулы загружаются в особые кассеты и сбрасывают-
ся в массовом порядке без точного прицеливания. Вос-
пламенение снаряжения происходит тотчас при попада-
нии в цель: ампулы разбиваются, и заключенное веще-
ство самовоспламеняется.
Это оружие оказалось более экономичным по срав-
нению с огненной поливкой и огненным дождем, когда
3В сгорает во время полета к земле. Ампулы загораются
только при ударе о цель.
Об эффективности отечественных ампул АЖ-2 с
жидкостью КС мы уже упоминали. Ампула АЖ-2 представ-
ляла собой стеклянную или тонкостенную металличес-
кую сферу диаметром 120 мм, снаряженную жидкостью
КС или БГС. Вместимость ампулы 2 л. При ударе о препят-
ствие оболочка разрушалась, жидкость расплескивалась
и на воздухе самовоспламенялась. Создавались зона
сплошного огня и плотная дымовая завеса. Ампулы загру-
жали в имевшиеся на самолетах Ил-2 специальные кас-
сеты для сбрасывания мелких авиабомб. На один само-
лет загружалось около 150 ампул.
Наиболее широко ампулы
АЖ-2 со смесью КС применя-
лись в Курской битве. Танкам и
автомобилям противника был
причинен большой урон мас-
совым применением ампул.
Эти ампулы в течение
войны тысячами сбрасыва-
лись с наших бомбардиров- Металлические ампулы АЖ-2
щиков, накрывая морем огня сферической формы с жидко-
сразу большую площадь. Но стью КС

195
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
если в бомбоотсск самолета попа-
дала хотя бы одна пуля, то уже бом-
бовоз сам немедленно превращал-
ся в огромный огненный шар... По-
этому летчики и фосфор, и ампулы
брали неохотно, уж очень риско-
ванным был полет со столь легко-
воспламеняющейся начинкой.
В годы войны у нас в стране были
созданы зажигательные авиабомбы с
термитными шарами ЗАВ-100-6 5-
ТШ и ЗАБ-500-300-Т. Первая создава-
ла 65 огневых очагов на площади бо-
лее 40 га, вторая - 300 очагов на зна-
Огневой мешок. СССР.
чительно большей площади.
40-е годы
В дни осени 1941 г. когда немец-
ко-фашистские танки рвались к Москве и когда в дело пус-
кали любые средства, чтобы их остановить, были разра-
ботаны «огневые мешки». Это были настоящие мешки
из бензостойкой клеенчатой ткани вместимостью 30 л,
которые прямо на аэродромах заполняли вязкой огнесме-
сью. Ее готовили здесь же, на аэродромах, из авиабензи-
на, загущая его (Утверждающим порошком-загустителем
ОП-2. В горловину заполненного огпесмесыо мешка встав-
ляли деревянный блок с вмонтированными в него тероч-
ными воспламенителями, пиротехническими замедли-
телями и картонной трубкой, в которой помещался вос-
пламенительно-разрывпой заряд. Горловина мешка обвя-
зывалась бичевкой вокруг блока с воспламенительно-раз-
рывным устройством. В таком виде «огневой мешок» был
готов для применения. Мешки сбрасывались с самолетов
У-2 (легендарный тихоходный двухместный биплан, про-
званный немцами «рус фанер») ночью с малых высот,
причем вначале это делалось вручную через борт само-
лета, а позднее - с помощью специальных подкрыльных
кассет. В каждую кассету загружали по два мешка.
Применяли это простое, но действенное зажигатель-
ное средство в достаточно широких масштабах под Мос-

196
КАРА БОГОВ - НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ




Американская 750-фунтовая «огневая бомба» Mk78 Mod2 - одна из
нескольких разновидностей напалмовых бомб, состоявших на воору-
жении ВВС США в 60-70-х гг. Она содержала 416 литров напалма

квой в конце 1941 г. и в первой половине 1942 г., а также
на Северном Кавказе в конце 1942 г. Массовое производ-
ство «огневых мешков» велось в Москве и Казани до сере-
дины 1942 г.
Американскими ВВС была разработана технология
уничтожения городов с помощью зажигательного оружия.
Она заключалась в массированной «огненной* бомбеж-
ке окраинных частей города и создания огненного коль-
ца, затем с помощью фугасных авиабомб уничтожался
центр города. В итоге созданный «огненный шторм» унич-
тожал весь город. Так погибли многие цветущие немец-
кие города, так был уничтожен Токио.
В ходе войны союзники пытались осуществить и фан-
тастические идеи. Идея княгини Ольги тысячелетней дав-
ности о живых летучих носителях огня нашла отклик и в
наше время, в период Второй мировой войны. Элеонора
Рузвельт (жена президента США) загорелась мыслью
сжечь японские города, застроенные, как известно, дома-
ми в основном из бамбука и бумаги. Если летучей мыши
подвесить зажигательную бомбочку, рассудила супруга
президента, и выпустить над Японией - она (мышь) обя-
зательно угнездится на чердаке дома, дальнейшее - ясно.

197
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
В ОСС сначала провели эксперимент - отловили мышей,
снабдили их бомбочками и выпустили с самолета над по-
кинутым шахтерским поселком в США. Увы, летучие
мыши вернулись в помещение, где эксперты ОСС готови-
ли их к заданию, и сожгли его дотла. Пришлось отказать-
ся от реализации столь блистательной идеи. Но это, ко-
нечно, не больше чем смехотворная издержка от серьез-
ного военного дела.
Но идея использования животных и птиц постоянно
возрождается. Так, например, были даже разработаны спе-
циальные миниатюрные зажигательные бомбочки для го-
лубей. Но и с голубями не получилось чего-либо путного...
Впервые напалм американская авиация применила в
ходе Второй мировой войны. Тогда она сбросила 14 000 т
напалма.
В ходе локальных войн ВВС и ВМФ США широко ис-
пользовали зажигательные бомбы. Огненное оружие
в широких масштабах было применено армией США в
Корее (1950-1953). Только за два последних года войны в
Корее американцы сбросили на корейские города и села
около 200 000 напалмовых бомб общим весом 32 000
т, а всего за эту войну ими было израсходовано 100 000 т
напалма. В итоге из 75 000 домов Пхеньяна 70 000 было
уничтожено огнем.
Зажигательные боеприпасы применялись в среднем
в 25% самолето-вылетов в целях непосредственной авиа-
ционной поддержки наземных войск и в 70% вылетов на
бомбардировку объектов тыла. Опыт боевых действий
американской авиации в Корее показал, что зажигатель-
ное оружие имеет высокую эффективность не только как
средство создания крупных пожаров в тылу, но и как мощ-
ное средство для уничтожения живой силы и техники на
поле боя.
При непосредственной поддержке сухопутных войск
американская авиация применяла зажигательные боеп-
рипасы по боевым порядкам и районам сосредоточения
войск противника, по его оборонительным сооружени-
ям, танкам, огневым позициям артиллерии и другим

198
КАРА БОГОВ - НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
объектам. С целью изоляции районов боевых действий
ВВС США широко использовали напалм для уничтоже-
ния железнодорожных станций, подвижного состава и
мостов, а также для создания крупных пожаров в лесах.
Многие образцы зажигательных бомб американцы раз-
работали уже на основе боевого опыта действий в Корее.
В Южном Вьетнаме американцы развернули настоя-
щую напалмовую войну. Около 40% авиационных бомб,
сброшенных на Вьетнам, были снаряжены огнесмесями.
Всего же в Индокитае с 1965 по 1971 г. американцы израс-
ходовали более 500 000 т напалма и сбросили свыше
1 700 000 т авиационных зажигательных боеприпасов
(бомб, баков, кассет), уничтожив при этом свыше 1000
населенных пунктов.
Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах со-
ответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиа-
бомб. Были чисто зажигательные бомбы, обозначав-
шиеся Вг С (50, 250 кг и т. д.), Flam С (50, 250 кг и т. д.) и
фугасно-зажигательные бомбы Spre С (50, 250 кг и т.
д.). В некоторых бомбах, кроме термитных патронов, на-
ходились стальные осколки и тротиловый заряд. Окра-
шивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет.
Применялись и составные зажигательные авиабом-
бы большого калибра, которые изготавливались во фрон-
товых условиях. К баку с зажигательной смесью крепи-
лись носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтека-
тели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система
и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиа-
бомб.
Зажигательные бомбы применялись с различных са-
молетов. Типовая бомбовая нагрузка тактических истре-
бителей, например F-100 и F-5A, состояла из двух бомб
общего назначения калибра 500 фунтов и двух зажига-
тельных бомб калибра 750 фунтов.
Авиация США во Вьетнаме осуществляла бомбоме-
тание напалмовыми бомбами на малых высотах полета,
но на больших скоростях - до 700-900 км/ч. При этом
использовались два способа.

199
ОГНЕМ ЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ




Южный Вьетнам. Звено истребителей-бомбардировщиков F-4E «Фан-
том-2» наносит удар баками, снаряженными напалмовой смесью


Первый - бомбометание на бреющем полете с рикоше-
тированием - так, чтобы поразить живую силу и технику,
находящуюся вне укрытий. Выход на цель осуществлялся
на высоте 30-60 м. За два-три километра от цели летчик
выбирает характерный ориентир, над которым выполняет
горку для ориентировки и опознавания цели. При этом са-
молет набирает высоту до 150 м, а затем снижается и на
высоте 1 5 м производит прицельное сбрасывание бомб.
Второй способ - бомбометание с пологого снижения
при угле пикирования от 5 до 15°. Прицеливание и заход
на цель выполняются как и при бомбометании с рикоше-
тированием, однако маневр атаки начинается на удале-
нии 3-5 км от цели горкой с набором высоты 150-500 м.
В верхней точке горки самолет делает поворот в сторону
цели и переходит в пологое снижение, одновременно
летчик начинает прицеливание. Снижение может сопро-

200
КАРА БОГОВ - НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
вождаться ведением пушечного огня и стрельбой неуп-
равляемыми ракетами.
Изучая опыт использования данного оружия во Вьет-
наме, американское командование пришло к выводу, что
наибольшую эффективность оно обеспечивает при осу-
ществлении «тактики выжженной земли», т. е. при нане-
сении массированных, сосредоточенных ударов больши-
ми группами самолетов с малых высот для полного унич-
тожения войск, различных сооружений и растительнос-
ти на значительных площадях. Высокая точность бомбо-
метания с малых высот позволяет эффективно поражать
цели на близком расстоянии (до 150 м) от своих войск.
Причем ущерб, причиняемый зажигательными авиаци-
онными бомбами, часто
значительно больше, чем
осколочно-фугасными.
По подсчетам американс-
ких специалистов, во Вьет-
наме на одного убитого при
бомбежках приходилось
около 1 т напалма, в то вре-
мя как осколочно-фугас-
ных бомб - 17 т.
В 1980-х годах по зака-
зу министерства обороны
США разрабатывались но-
вые малогабаритные за-
жигательные бомбы BLU-
68/В и BLU-70/B, а также
снаряжаемые ими авиаци- Авиационная зажигательная касе-
та межвоенного периода в собран-
онные кассеты CBU-54/B и ном и закрытом виде: 1 — замок ка-
CBU-53/B соответственно. сеты, 2 — кольцо для выдергивания
Эти бомбы предназначе- замка, 3 — ушко для подвески
ны для поражения огнем Кассета в раскрытом виде: 1 —элек-
различных объектов, име- тронно термитные ЗАБ малого ка-
ющих легковозгораемые либра,—2две металлические проклад-
— металлическая
ка, 3 проклад-
элементы, и для создания ки и прокладки войлока, 4 — метал-
обширных пожаров. лическая прокладка


201
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Кассеты вмещают до 670 бомб и могут сбрасываться
со всех тактических и стратегических самолетов, на ко-
торых может быть максимально подвешено от 11 до 66
кассет, а также с вертолетов. Площадь поражения одной
кассетой CBU-54/B, снаряженной бомбами ВШ-68/В, рав-
на 12-15 га (!).
Авиационные зажигательные боеприпасы планирует-
ся применять как в оперативно-тактических, так и в страте-
гических целях. Опыт войн показал, что оптимальной вы-
сотой сбрасывания зажигательных бомб является высота
300-500 м. При бомбометании с больших высот бомбы глу-
боко врезаются в землю, в результате чего сокращается пло-
щадь их эффективного поражения. Считается целесообраз-
ным бомбометание зажигательными бомбами чередовать
с артиллерийским и миномегным обстрелом. В начале бом-
бометания рекомендуется сбрасывать крупные зажигатель-
ные бомбы, а затем бомбы малого калибра.
Чтобы затруднить оказание помощи пораженным и
тушение пожаров, военные специалисты рекомендуют за-
жигательные бомбы сбрасывать вместе с осколочно-фу-
гасными или применять зажигательные боеприпасы с до-
полнительным разрывным зарядом ВВ. Такой способ, в ча-
стности, американцы практиковали в Корее. Зажигатель-
ные бомбы снаряжались зарядом ВВ, который взрывался
в середине или в конце срока их горения, нанося пораже-
ния личному составу, занятому локализацией послед-
ствий нападения.
Авиационные зажигательные бомбы совершенству-
ются в направлении повышения коэффициента боевого
использования огнесмесей, улучшения их распределения
по площади поражения, приспособления к сбрасыванию
с современных высокоскоростных самолетов всех типов.
С этой целью создаются новые варианты корпусов бомб,
более эффективные взрыватели и воспламенители и т. п.
Иногда огненные бомбардировки применяются и до-
морощенными авиаторами. Например, в 70-х годах при
неудачной попытке переворота на Гаити - попытки свер-
жения диктатора Дювалье - заговорщики арендовали ста-
рый пассажирский лайнер. Взяв курс на столицу, они над

202
ОГНЕВЫЕ ФУГАСЫ И ЗАГРАЖДЕНИЯ (ПРЕГРАДЫ)
дворцом властителя начали сбрасывать через боковые
двери бочки с бензином. Но так как самолет в это время
делал виражи над дворцом, то бочки падали куда угодно,
но только не на дворец Дювалье, который совершенно не
пострадал (не считая террасы-пристройки, которая все
же сгорела). В результате огонь уничтожил все прилегаю-
щие кварталы центральной части города, кстати, заселен-
ные беднотой. Поэтому все, чего добились заговорщики,
так это то, что они помогли расчистить территорию под
новую застройку.

5.8. Огневые фугасы и заграждения
(преграды)
Под названием «огне-
вой фугас» понимается со-
четание зажигательного
вещества (или их смеси) с
взрывчатым, устанавливае-
мым так, что при подрыве
последнего (например,
тротила) воспламеняется
зажигательное вещество,
которое чаще всего приме-
няется в жидком виде (на-
пример, могут быть ис-
пользованы обычные огне-
метные смеси, самовоспла-
меняющиеся вещества) и
иногда в твердом (фос-
фор). Взрывчатого веще-
ства берется столько, сколь-
ко требуется для того, что- Напалмовые мины-фугасы: 1 - на-
палмовая смесь; 2 - фосфорная
бы выбросить на поверх-
граната; 3 ˜ взрывытель; 4 - дето-
ность земли и поджечь за- нирующий шнур; 5 - проволочные
жигательную смесь, не рас- силки; 6 - электрозапал; 7 - вы-
пыляя ее и не разбрасывая шибной заряд; 8 - источник тока;
в большом радиусе, а также 9 - снарядная гильза


203
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГДТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
создать, по возможности, концентрированный огненный
факел.
Обычно огневой фугас приводится в действие или ав-
томатически при проходе неприятельских частей через
место расположения фугаса (в этом случае он играет роль
обычной мины, только огненной), или же при помощи
электроподрыв!юй машинки и электрозапалов или дето-
наторов (в этом случае он играет роль управляемого мин-
ного поля).
В ряде случаев зарытый в земле и тщательно замаски-
рованный огневой фугас приводится в действие при по-
мощи упрощенного взрывателя. Снаряженный взрыва-
тель приводит в действие капсюль-воспламенитель или
детонатор тотчас после того, как из взрывателя будет вы-
дернута предохранительная чека. В зависимости от схе-
мы монтажа чека упрощенного взрывателя может быть
выдернута при прохождении неприятельских солдат над
фугасом или вблизи него (например, ногами), она может
быть привязана к замаскированным шпагату, веревке, про-
волоке и т. д. (фугас с сюрпризом).
Огневые фугасы применяются при защите оборонитель-
ных рубежей укрепленных районов и т. д. Помимо психоло-
гического воздействия на наступающего, горящая масса за-
жигательной жидкой смеси, падая, осыпает дождем горящих
капель обмундирование солдат и создает огневые пораже-
ния, действуя одновременно и морально.
Огнеметные фугасы различной конструкции применя-
лись в Первую и Вторую мировые войны. Обычно применя-
ются фугасы емкостью 6-15 л жидкой зажигательной сме-
си. В больших огневых фугасах количество зажигательно-
го вещества может доходить до 100 кг и более. В качестве
зажигательного снаряжения чаще всего применяют фос-
фор, некоторые его смеси и соединения, огнеметные смеси
и смеси легковоспламеняющихся жидкостей.
В качестве горючего в них использовались бензин,
керосин, нефть, а также загущенное горючее.
В современных огненных фугасах используются, как
правило, напалмовые смеси.

204
ОГНЕВЫЕ ФУГАСЫ И ЗАГРАЖДЕНИЯ (ПРЕГРАДЫ)




Огневой фугас с сюрпризом: 1 - ем-
кость с зажигательным веществом;
2 - заряд ВВ; 3 - упрощенный взры-
ватель; 4 - выдергивающаяся пре-
Стандартный огневой фугас: дохранительная чека; 5 - уровень
1 - провод к запальной (подрыв- земли; 6 - проволока или бичева,
ной) машинке; 2 - корпус фуга- выдергивающая чеку при задева-
са; 3 - пробка для заливки; 4 - нии бичевы; 7 - детонатор; 8 - на-
стакан для запального и рассеи- правляющий блок
вающего заряда; 5 - запальный
Огнеметные (напал-
или рассеивающий заряд; 6 -
мовые) мины-фугасы по-
зажигательное вещество (смесь
веществ); 7 - метательный заряд;
лучили широкую извест-
8 - электрозапал; 9 - маскиров-
ность с весны 1951 г., когда
ка и уровень земли
они были применены амери-
канскими инженерными войсками в Корее. Для устрой-
ства противопехотных мин-фугасов железные бочки из-
под горючего емкостью 200 л, наполненные напалмом,
американцы зарывали в землю на расстоянии 50-100 м
от переднего края обороны и маскировали тонким слоем
грунта. Напалмовая смесь выбрасывалась и поджигалась
взрывом внутри бочки дымовой ручной гранаты, снаря-
женной белым фосфором и обмотанной несколькими
метрами детонирующего шнура. Взрыватель гранаты свя-
зывался проволокой с установленными малозаметными
препятствиями («проволочными силками»). Взрыв про-
исходил при задевании противником за проволоку.
Иногда под бочку подкладывался вышибной заряд из
тротиловых шашек или минометных мин, В этом случае
взрыв мог производиться электродетонатором с помощью
стандартной подрывной машинки. Взрыв мины-фугаса,

205
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
сделанной из бочки емкостью 200 л, наносил поражения
в радиусе 50-60 м.
Американцы применяли также напалмовые фугасы,
изготовленные из использованных гильз или укупорок
от крупнокалиберных артиллерийских снарядов. Эти фу-
гасы зарывались в грунт с наклоном в сторону противни-
ка. Напалмовая смесь выбрасывалась специальным вы-
шибным зарядом взрывчатого вещества, который подры-
вался посредством электродетопатора и воспламенялся
ручной фосфорной гранатой, находившейся перед от-
крытым концом гильзы или укупорки, Граната взрывалась
одновременно с вышибным зарядом.
Для устройства самодельных противопехотных на-
палмовых мин-фугасов использовались также бочки, бан-
ки и гильзы различных размеров.
В дальнейшем американцы стали применять в Корее
напалмовые мины заводского изготовления. По сообще-
нию военной прессы, напалмовые мины-фугасы по свое-
му действию значительно превосходят все существующие
осколочные противопехотные мины. Американцы утвер-
ждают, что взрывом напалмовых мин, установленных на
расстоянии 15-40 м одна от другой, создается непреодо-
лимый для пехоты огневой рубеж.
Напалмовые фугасы возможно использовать также в
качестве осветительного средства. Одна бочка напалма
емкостью 200 л может гореть в течение всей ночи и осве-
щать значительную поверхность. Однако при ветре, дую-
щем в сторону своих войск, применение напалма для ос-
вещения местности нецелесообразно: при горении вы-
деляется много черного дыма, оказывающего раздражаю-
щее действие на глаза.
Надо сказать, что напалмовые фугасы являются раз-
новидностью огнеметных фугасов аналогичной конст-
рукции, применявшихся в Первую и Вторую мировые вой-
ны, правда, в несколько меньших масштабах.
Огневые фугасы MOiyr применяться в одиночном по-
рядке или групповом; в последнем случае они располага-
ются в шахматном порядке.

206
ОГНЕВЫЕ ФУГАСЫ И ЗАГРАЖДЕНИЯ (ПРЕГРАДЫ)




Огневая преграда: а) 1 - узел обороны; 2 - проволочные заграждения;
3 - огневая преграда; б) 1 - узел обороны; 2 - проволочные загражде-
ния; 3 - огневая преграда в виде серии зажигательных бутылок (бу-
тылки замаскированы)

Огневые фугасы широко используются на маневрах
и учениях войск в качестве имитаторов атомного взры-
ва. Для этого в землю вкапывается бак с напалмом, под
который предварительно укладывается мотками детони-
рующий шнур. Психологический эффект взрыва обычно
превосходит все ожидания: огненный шар, вспышка и
«гриб» выглядят совсем как «атомные», только без удар-
ной волны и радиации. Обычно войска, если они не были
предупреждены заранее, бывают уверены, что на данных
учениях использовались реальные тактические ядерные
боеприпасы (отмечены случаи психозов и получение во-
еннослужащими психических травм).
Огневой преградой называется искусственная ог-
невая завеса или препятствие, создаваемые обороняю-
щейся стороной при помощи зажигательных веществ на
пути движения неприятеля.
Огневая преграда может быть создана при помощи
жидких зажигательных веществ. Обычно она создается
перед рубежом обороняющейся стороны и представляет
собой площадь известной длины, ширины и глубины, за-
литую сравнительно легко воспламеняющейся жидко-

207
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
стью, зажигательным веществом (их смесями), причем
такими, которые обладают плохой впитываемостью в зем-
лю, мало летучи и испаряются с трудом.
В ряде случаев эти вещества могут быть самовоспла-
меняющимися или воспламеняющимися от удара или
трения.
В зависимости от условий обстановки, качества, свой-
ства вещества и его количества, идущего на создание огне-
вой преграды, последняя может воспламеняться принуди-
тельно (обороняющейся стороной) или автоматически с
появлением в ее пределах наступающей стороны.
В одном случае обороняющаяся сторона воспламе-
няет, по мере необходимости, пояс огневой защиты (за-
жигательные вещества) ружейной, ручной зажигатель-
ной гранатой, бикфордовым шнуром, электрозапальной
машинкой и т. д., а в другом, при проходе наступающей
стороны через пояс огневой защиты вследствие нажима
или трения сапог движущихся солдат, действия скрытых
сюрпризов, огневых фугасов и т. д., вещество пояса огне-
вой защиты вспыхивает, огонь передается по всему ее
поясу, и перед наступающей стороной возникает трудно-
преодолимая огневая завеса, перед которой неприятель в
замешательстве останавливается, а обороняющаяся сто-
рона, пользуясь этим, расстреливает его.
Пояс огневой преграды может быть создан другим спосо-
бом, например размещением перед линией обороны распо-
ложенных вблизи друг от друга серий замаскированных жид-
костных зажигательных фанат с самовоспламеняющейся жид-
костью (зажигательных бутылок). При проходе через такую
преграду танки своими гусеницами давят зажигательные бу-
тылки, снаряжение вспыхивает, и огонь передается на танк с
теми или иными последствиями.
В Великую Отечественную войну на танкоопасных
направлениях наши войска, помимо обычных минных
полей, устраивали поля из бутылок с КС. Широко приме-
нялись бутылки и в системе противотанковых и проти-
вопехотных заграждений, В оборонительных боях под
Москвой использовали уже «огневые валы» и «поля». Ог-

208
ОГНЕВОДНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ
ыевые валы устраивали из различных горючих материа-
лов и поджигали бутылками «КС». В минных полях зажи-
гательные бутылки располагали в шахматном порядке в
сочетании с противотанковыми минами. А для борьбы с
пехотой наши бойцы использовали «миноогнефугасы».
В ямы, отрытые перед передним краем, укладывалось до
20 бутылок и небольшие заряды ВВ, подрываемые дистан-
ционно. Площадь сплошного поражения такого фугаса
составляла в среднем 250 м2.
Таким образом, огневая преграда в основном играет
роль временно труднопреодолимого огневого рубежа и
подавляюще действует на наступающую сторону.

5.9.Огневодные заграждения
Одним из самых эффективных видов искусственных
инженерных препятствий являются огневодные заграж-
дения, используемые в качестве противодесантной обо-
роны. Военные специалисты рассматривают создание ог-
неводных преград в качестве одного из важных элемен-
тов оперативного оборудования территории.
Огневодные заграждения образуются путем воспла-
менения разлитых на поверхности воды горючих жид-
костей (нефть, нефтепродукты и т. п.) или смесей (на-
палм и др.).
Такие заграждения характеризуются высокой темпе-
ратурой горения (>1000°С), свойством налипать на раз-
личные поверхности (десантно-высадочные средства),
высокой концентрацией окиси углерода, наличием силь-
ных воздушных потоков, образованных вследствие недо-
статка кислорода и втягивающих переправочно-десант-
ные средства в зону горения. Согласно оценке военных
специалистов, минимальная толщина пленки горючей
жидкости на воде, обеспечивающая воспламенение, со-
ставляет для бензина 0,6мм (расход бензина 0,6 л на 1 м2
поверхности), для нефти 3 мм (3 л на 1 м2). Интенсив-
ность горения пленки нефти и нефтепродуктов в сред-
нем около 1 мм/мин. По данным исследований, наиболь-

209
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
ший эффект поражения достигается при создании оча-
гов горения на расстоянии друг от друга не более 50 м.
Известны случаи использования зажигательных
средств для устройства заграждений на воде в период Вто-
рой мировой войны. Так, в конце 1940 г. англичане с целью
защиты от высадки немецкого десанта уложили под водой,
вблизи некоторых участков побережья, трубы с горючей
жидкостью (нефтью). В нужный момент жидкость могла
быть выпущена на поверхность и воспламениться. Однако
боевой проверки это средство не получило.
Во время обороны Севастополя в 1941-1942 гг. насту-
павшие немецкие войска были неожиданно остановле-
ны стеной огня горевшей в бетонной канаве жидкости,
поступавшей туда по трубам.
Сами немцы использовали ошеводные заграждения
довольно ограниченно и фактически только в конце вой-
ны, когда вермахт вел жестокие оборонительные бои. К
тому же этому способствовала географическая ситуация:
союзники (как советские, так и англо-американские вой-
ска) наступали вдоль морского побережья и поперек на-
правления течения многочисленных рек, последователь-
но их форсируя. В этих условиях огненные преграды на
воде оказались для немцев очень кстати.
В прессе приводились сведения о подготовке армии
США к созданию в Западной Европе огневодных заграж-
дений, образуемых путем сброса в воду имеющихся запа-
сов нефти и нефтепродуктов, расположенных вдоль внут-
ренних водных путей. При этом рассматривались следу-
ющие способы образования этих заграждений: выпуск
горючей жидкости из резервуаров нефтебаз, разрушение
нефтепроводов в месте пересечения ими водных преград,
подрыв танкеров и эластичных емкостей, служащих для
транспортировки нефтепродуктов по водным путям. Для
воспламенения разлитой по поверхности воды горючей
жидкости предполагается использовать стандартные вос-
пламенители, применяемые войсками армий НАТО в ог-
невых фугасах, баках и авиабомбах, снаряженных напал-
мом, а также электровоспламенители, ранцевые и танко-
вые огнеметы.

210
ОГНЕВОДНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ
В армиях Запада в последнее время большое внима-
ние уделяется исследованию возможностей применения
горючих жидкостей на основе нефтепродуктов. В част-
ности, военные специалисты планируют использовать
сырую нефть или другие легковоспламеняющиеся жид-
кости для устройства так называемых огневодных заграж-
дений, принцип действия которых основан на горении
нефтепродуктов, разлитых на поверхности водной пре-
грады (реки, канала и т. п.), которую предстоит преодо-
леть противнику.
Вопросы, связанные с созданием огневодных заграж-
дений, военные специалисты разрабатывали еще во вре-
мена Второй мировой войны. Однако ограниченные за-
пасы нефти и нефтепродуктов не позволили в тот период
применить такие заграждения в широких масштабах на
Европейском театре войны. В основном этот тип инже-
нерных заграждений использовали (в ограниченных ко-
личествах) гитлеровские войска на заключительном эта-
пе войны, когда вермахт вел в основном оборонительные
бои, а направление наступления союзников происходи-
ло в поперечном направлении относительно русел круп-
нейших рек, расположенных в зоне боевых действий.
В послевоенный период в странах Западной Европы
потребление нефти и нефтепродуктов значительно уве-
личилось. Росли и их запасы, что позволило по-новому
оценить возможности устройства огневодных загражде-
ний на Европейском театре войны.
Почти все нефтеперерабатывающие заводы и значи-
тельная часть нефтебаз в Европе размещены по берегам
рек и каналов: во Франции 17 из 19 действующих нефте-
перерабатывающих заводов, в ФРГ 28 из 30, в Нидерлан-
дах - все нефтеперерабатывающие заводы.
Магистральные нефтепроводы, резервуарные парки
нефтебаз и наливные суда, по взглядам военных специа-
листов, могут быть использованы для сброса нефти и неф-
тепродуктов на водную преграду с целью создания огне-
водного заграждения. Не исключена также, по их мнению,
возможность применения специальных систем для созда-

211
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
ния огневодных заграждений на важных в стратегичес-
ком отношении водных рубежах.
В зависимости от конкретных условий сброс нефти
и нефтепродуктов на водную поверхность предполагает-
ся осуществлять двумя основными способами: включени-
ем насосного или компрессорного оборудования или под-
рывом стенок резервуара, трубопровода, танкера и т. п.
По мнению военных специалистов, успешному ис-
пользованию нефтепроводов для сброса нефти на воду в
значительной мере способствует наличие большого ко-
личества переходов трубопроводов через водные прегра-
ды. Так, трансальпийский нефтепровод на пути Триест-
Инголыптадт пересекает 166 водных преград, в том чис-
ле такие реки, как Изонцо и Тальяменто в Италии, Гейл,
Драва, Зальцах и Инн в Австрии, Изар и Дунай в ФРГ. По-
чти все переходы этого трубопровода - подводные, заг-
лубленные ниже линии размыва речного дна. Через круп-
ные водные преграды трубы подводного перехода укла-
дываются в специально сооруженных тоннелях. Южно-
европейский нефтепровод, например, на участке перехо-
да через р. Дюранс уложен в тоннеле длиной 760 м, высо-
той 2,4 м и шириной 1,8 м. Нередко встречаются перехо-
ды и других типов: по эстакаде или специально сооружен-
ному мосту, в виде самонссущего моста-трубопровода.
По мнению специалистов, подрыв стенок трубопро-
вода на участке перехода через водную преграду дает воз-
можность управлять сбросом нефти и нефтепродуктов на
водную поверхность даже при автоматизированной сис-
теме управления работой трубопровода, останавливаю-
щей насосные станции при возникновении аварийной
ситуации. Переход на ручное управление позволяет опе-
ратору центрально-диспетчерского пункта осуществлять
подачу продукта к месту разрыва трубопровода.
Военные специалисты считают, что сброс на воду не-
фти или другой легковоспламеняющейся жидкости из бе-
реговых резервуаров и танкеров (или наливных барж) в
зависимости от принятого способа может быть как не-

212
ОГНЕВОДНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ
управляемым (при подрыве), так и управляемым, т. е. осу-
ществляться с помощью табельного или передвижного
насосно-компрессорного оборудования.
Изучению процессов растекания нефтепродуктов по
поверхности воды и горения пленки разлитой горючей
жидкости уделяется большое внимание, особенно в пла-
не борьбы с загрязнением водной поверхности. В этих
исследованиях принимают участие и военные специа-
листы. В опубликованных материалах указывается, что
на процесс растекания горючей жидкости по поверхнос-
ти воды оказывают влияние количество разлитой жидко-
сти и ее физико-химические свойства, скорость течения
воды, скорость и направление ветра. В начальный момент
времени после сброса на воду горючей жидкости процесс
растекания ее происходит довольно интенсивно, так как
определяется в основном действием гравитационных
сил. В дальнейшем этот процесс замедляется и происхо-
дит под преобладающим влиянием сил поверхностного
натяжения на границе раздела двух сред: нефтепродукт-
воздух и нефтепродукт-вода. Вязкость нефтепродукта
весьма незначительно влияет на процесс его растекания
по поверхности воды. Ход процесса растекания опреде-
ляется расчетами. Так, по сообщениям японской печати,
при экспериментальной проверке расчетных данных
1000 т нефти, вылитые в море, распространились за 6 ч в
радиусе 500 м.
Специалисты считают, что перемещение пленки неф-
тепродуктов по реке или каналу и их растекание проис-
ходит под влиянием поверхностной скорости течения
воды. На эти процессы оказывают влияние сила и направ-
ление ветра. Исследованиями установлено, что дрейф не-
фтяных полей происходит со скоростью, составляющей
3-4% от средней скорости ветра в приводном слое. Ми-
нимальная толщина пленки колеблется от 6-15 мм для
легких нефтепродуктов (бензин, газойль, машинное мас-
ло) до 20-25 мм для нефти. Толщина пленки нефти на
морской воде, особенно после эмульгирования нефти,

213
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
достигает 80-90 мм и более. Толщина пленки загущен-
ных нефтепродуктов может быть еще большей.
Поджигание разлитой нефти или другой горючей
жидкости планируется производить с помощью фосфор-
ной или натриевой гранаты, электровоспламеняющего
устройства, огнемета или другим способом. По расчетам
военных специалистов, характер воспламенения пленки
зависит от концентрации паров горючей жидкости в при-
поверхностном слое. При высокой степени концентра-
ции может происходить детонационное воспламенение
горючей жидкости. Если концентрация паров горючей
жидкости невысока, то распространение фронта пламе-
ни по поверхности разлитой жидкости происходит с не-
большой скоростью (порядка нескольких десятков сан-
тиметров в секунду). Скорость и направление ветра так-
же оказывают влияние на скорость распространения
фронта пламени. Считается, например, что при встреч-
ном ветре со скоростью 1,25 м/с огонь практически не
распространится по пленке нефти, перемещаемой по реке
со скоростью течения воды 0,8 м/с. По мере испарения
легких фракций нефти условия воспламенения пленки
затрудняются. По данным некоторых исследований, под-
жог разлитой нефти становился невозможным уже пос-
ле 6 ч пребывания ее на поверхности моря. В других слу-
чаях нефть легко поджигалась даже на вторые сутки.
На воспламенение горючей жидкости оказывает вли-
яние и толщина ее пленки на поверхности воды. При тол-
щине пленки бензина менее 0,6 мм, а нефти менее Ъ мм
поджечь их без применения специальных средств (порош-
ков, древесных опилок, стеклянных шариков и т. п.) не
удавалось. Время горения зависит от толщины пленки и
интенсивности выгорания данного вида горючей жидко-
сти с открытой поверхности. В опытах английских и за-
падногерманских ученых, исследовавших процесс горе-
ния сырой нефти, разлитой в прудах, время горения плен-
ки нефти толщиной 20-25 мм составляло немногим бо-
лее 20 мин. В опытах японских исследователей нефть, вы-
литая в море в объеме 78 000 м3, после растекания под-

214
ОГНЕВОДНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ
жигалась и горела в течение 14 мин. Максимальные вы-
сота пламени и теплоизлучение отмечались уже после 3
мин. с момента поджога.
В материалах исследований указывается, что высота
пламени при очаговом горении достигает 6 м и более. В
зоне сплошного горения пленки на больших площадях
2
(более 4000 м ) высота пламени часто не превышает 1,5
м, главным образом ввиду затруднения притока кислоро-
да воздуха в зону горения. Температура пламени при горе-
нии различных нефтепродуктов достигает 1000-1100°С.
Высокая температура пламени обусловливает степень по-
ражения личного состава, находящегося не только в зоне
горения, но и на некотором удалении от нее.
Военные специалисты отмечают, что если на рассто-
янии 100-200 м от зоны сплошного горения возможно
поражение верхних дыхательных путей различной сте-
пени, то уже на расстоянии 10м обугливается одежда лич-
ного состава. Недостаток кислорода (при содержании его
в воздухе менее 15%) и высокая концентрация окиси уг-
лерода (более 0,5%) не позволяет живой силе противни-
ка преодолевать огневодное заграждение в промежутках
между отдельными очагами горения. В этих промежут-
ках образуются также мощные потоки воздуха, которые в
состоянии «всосать» в зону горения некоторые виды пе-
рсправочно-десантных средств.
Военные специалисты, помимо поражающих факто-
ров огпеводного заграждения, отмечают большое психо-
логическое воздействие внезапно возникающего на вод-
ной поверхности моря огня, приводящего людей в шоко-
вое состояние.
Процесс горения нефти и нефтепродуктов сопровож-
дается образованием сильно коптящего густого облака
дыма, поднимающегося на высоту нескольких десятков и
даже сотен метров. Ведение наземной разведки, а во мно-
гих случаях и разведки с вертолетов через такую дымо-
вую завесу практически исключается. Становится невоз-
можным визуальное прицеливание и применение сис-
тем оружия, использующих в системах наведения лазер-
ное или тепловизионное оборудование.

215
ОГНЕМЕТНО-ЗАЖИГДТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
В печати приводятся данные, которые свидетельству-
ют о подготовке в армиях некоторых государств к исполь-
зованию огневодпых сооружений в будущих войнах. При
этом изучается опыт Израиля, который, после захвата Си-
найского полуострова, построил специальную систему
для создания огневодных заграждений по всей линии Су-
эцкого канала. Накануне ближневосточной войны 1973 г.
(Октябрьская война, она же Война судного дня, она же
Война Рамадана) израильтянами на восточном берегу
канала была создана так называемая «Линия Барлева» (по
фамилии бывшего начальника израильского генераль-
ного штаба) - полоса обороны глубиной 10-15 км.
Она состояла из системы опорных пунктов с обору-
дованными в них позициями и укрытиями для танков,
орудий и минометов, а также из развитой системы тран-
шей и ходов сообщения. Опорные пункты, между которы-

<<

стр. 6
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>