<<

стр. 24
(всего 41)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Гостевая книга два. В мае 1899 г. она разрешилась от бремени мальчиком в госпитале в Сен-
Галлене". Ребенка Фрида Келлер поместила в приют, откуда, однако, его
СМИ о Булгакове
необходимо было забрать по достижении пятилетнего возраста.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
Форель дает яркую картину душевного состояния Фриды в дни, предшествовавшие
Партнеры сайта
трагедии: "И вот, с понедельника Пасхи 1904 г., т. е. с той минуты, когда ребенку
Старая редакция сайта
предстояло покинуть приют, одна лишь мысль медленно, но зловеще начинает
Библиотека овладевать ее дезорганизованным и объятым страхом мозгом, мысль, кажущаяся
ей единственным просветом в ее отчаянном положении - мысль о необходимости
Собачье сердце
избавиться от ребенка".
(иллюстрированное)
Остальные произведения
За несколько дней до визита в приют "ее видели мечущейся по квартире в поисках
Книжный интернет-
за каким-то шнурком. Внешний вид ее говорил о придавленном внутреннем
магазин
состоянии. Наконец, она решилась. Сестры ее были извещены, что ребенок ее
Лавка Мастера
будет отправлен к тетке из Мюнхена, которая ждет ее в Цюрихе. Схватив ребенка за
руку, она отправилась с ним в Гагенбахский лес. Здесь в уединенном месте она
долго раздумывала, не решаясь на свое ужасное дело. Но, по ее словам, какая-то
неведомая сила подталкивала ее.

Вырыв могилку руками, она удавила ребенка шнурком, и, убедившись в его смерти,
зарыла трупик и обходным путем отправилась в отчаянии домой. 1-го июня приют
был извещен ею о благополучном прибытии ребенка в Мюнхен, 7-го июня трупик
после сильного дождя был найден на поверхности земли какими-то бродягами, 11-го
того же месяца Фрида заплатила последний долг приюту за ребенка, а 14-го она
была арестована.

Фрида не переставала объяснять свой поступок неспособностью содержать
ребенка, а также необходимостью соблюдать тайну, которая заключала в себе
позор ее вынужденного материнства, обусловившего внебрачное рождение. По
свидетельству знавших ее, она отличалась кроткостью, добротой, любовью к труду,
скромностью, любила детей. Заранее обдуманное намерение было признано ей
самой, причем она не высказала никаких забот в интересах смягчения своего
преступления.

Такие случаи по местным законам (ст. 133) заслуживают смертного приговора,
который и был ей вынесен. Фрида Келлер при этом потеряла сознание. Верховный
Совет Сен-Галленского кантона большинством всех против одного вместо смертной
казни назначил ей пожизненное заключение в каторжной тюрьме".

В дополнении, сделанном в 1908г., Форель рассказал о пребывании Фриды в
тюрьме: "Вначале она содержалась в течение 6 месяцев в одиночном заключении.
После этого она была переведена в качестве прачки в прачечную при тюрьме и
отличалась хорошим поведением. В интеллигентских кругах города Сен-Галлена
начинают возрастать в ее пользу симпатии". Это позволило автору "Полового
вопроса" выразить надежду, что "бедную Фриду Келлер" вскоре освободят.

В том же самом дополнении Форель кратко изложил историю 19-летней работницы
из Силезии Кониецко, которая при аналогичных обстоятельствах 25 февраля 1908 г.
родила ребенка, "причем она удушила младенца, засунув ему в рот и нос
скомканный платок". Суд учел смягчающие вину обстоятельства и приговорил
Кониецко к двум годам тюрьмы, что дало Форелю повод для негодующего
восклицания: "Как милостиво! Этот верх милосердия звучит злою иронией",
поскольку, как справедливо полагал швейцарский ученый, "чаще действительным
убийцей является не мать, фактически убившая ребенка, но низкий отец,
покинувший беременную или не пожелавший признать ребенка".

Булгаков контаминировал в образе Ф. героинь обеих историй. Ф., обладая
основными чертами биографии Фриды Келлер, убивает своего ребенка еще в
младенчестве и при помощи носового платка, подобно Кониецко. Таким образом,
это событие оказывается перенесено в май 1899 г. - время, когда Фрида Келлер
родила ребенка. Тогда утверждение Коровьева-Фагота на Великом балу у сатаны о
том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет на стол Ф. платок, которым она
задушила младенца, оказывается абсолютно точным, поскольку события "Мастера и
Маргариты" в московской его части разворачиваются как раз в мае 1929 г.

Автору романа в эпизоде с Ф. важен был именно невинный младенец, его
страдания, как последняя мера добра и зла. Вместе с тем, писатель, подобно
Форелю, несмотря на весь ужас преступления, назвал (устами Маргариты) главным
виновником насильника - отца ребенка. Булгаков учел и приведенные швейцарским
ученым данные о психических отклонениях, имевшихся у Фриды Келлер. Форель
отмечал, что она страдала головными болями из-за перенесенного в детстве
воспаления мозга. Платок, который Ф. видит каждый вечер на своем столике - это не
только символ терзающих ее мук совести ("и мальчики кровавые в глазах",
используя слова из пушкинского "Бориса Годунова"), но и признак наличия у нее
болезненной навязчивой идеи.

Фрида Келлер, вероятно, была в конце концов освобождена и, скорее всего,
пережила автора "Мастера и Маргариты". Кониецко же вообще отделалась
сравнительно легким наказанием. Однако Булгаков поместил Ф. среди умерших, как
если бы вынесенный судом смертный приговор был приведен в исполнение.

Внимание писателя привлек тот факт, что свое преступление Фрида Келлер
совершила на Пасхальную неделю 1904 г., да еще в мае, (здесь речь идет о Пасхе
западных христиан, не совпадающей с православной), что соответствовало и
пасхальной приуроченности действия "Мастера и Маргариты". Не оставил он без
внимания и слова о том, что некая неведомая и неодолимая сила подталкивала
швею из Сен-Галлена на преступление. У Фореля этой силой выступает
психическая болезнь Фриды, для которой ребенок подсознательно стал символом
ее несчастья и позора. Автор "Полового вопроса" писал: "Несмотря на любовь к
детям, Фрида своего ребенка не любила, она его никогда не ласкала, не баловала,
не целовала и, будучи в других случаях доброй и отзывчивой женщиной, весьма
безучастно относилась к собственному ребенку".

У Булгакова искусителем Ф. подразумевается дьявол, который и призвал ее потом
на свой бал. Однако Ф., благодаря милосердию Маргариты, даруется прощение, к
которому призывал и Форель в отношении Фриды Келлер. История Ф. также во
многом перекликается с историей Маргариты (Гретхен) в "Фаусте" Иоганна
Вольфганга Гёте (1749-1832).

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Арчибальд Арчибальдович ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
рчибальд Арчибальдович - персонаж романа "Мастер и Маргарита",
Биография (1891-1940)
директор ресторана Дома Грибоедова.
Персонажи
Произведения
Прототипом А. А. послужил Яков Данилович Розенталь (1893-1966) (по прозвищу
Демонология
"Борода"), в 1925-1931 гг. - директор ресторанов Дома Герцена (в романе
Великий бал у Сатаны
спародирован как Дом Грибоедова), Дома Союза писателей (ул. Воровского, 56) и
Булгаковская Москва
Дома печати (Суворовский бульвар, 8).
Театр Булгакова
Родные и близкие О прототипе А. А. сохранились колоритные воспоминания создателя Клуба
театральных работников Б. М. Филиппова: "Ресторан клуба ТР возглавлялся
Философы
энтузиастом заведения, любимцем всех муз Я. Д. Розенталем, прозванным
Булгаков и мы
актерами Бородой: обильная растительность, окаймлявшая его восточное лицо,
Булгаковедение
вполне оправдывала это. По воспоминаниям друзей и знакомых легендарного
Рукописи
бессменного директора, проработавшего десять лет в ресторане до самой войны,
Фотогалереи он имел внушительный рост, представительную внешность, густую черную
ассирийскую, конусом, большую, по грудь, бороду".
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
О Я. Д. Розентале есть теплые слова в мемуарах известного певца и одного из
Новый форум
пионеров советского джаза Леонида Утесова: "...Вспоминаю Бороду - так мы
Старый форум называли незабвенного Я. Д. Розенталя. Мы говорили: идем к Бороде, потому что
Гостевая книга чувствовали себя желанными гостями этого хлебосольного хозяина. Он не только
знал весь театральный мир, но и вкусы каждого, умел внушить, что здесь именно
СМИ о Булгакове
отдыхают, а не работают на реализацию плана по винам и закускам. Это - начиная с
СМИ о БЭ
конца двадцатых годов. Но и в шестидесятых элегантная фигура Бороды была
Лист рассылки
знакома посетителям ВТО: в последние годы жизни он работал там и был доброй
Партнеры сайта
душой дома".
Старая редакция сайта
Библиотека В первую мировую войну Я. Д. Розенталь был интендантским офицером, затем
работал в Киеве, а в Москву перебрался в конце 1921 г., в одно время с Булгаковым.
Собачье сердце
Он действительно мог круто обойтись с провинившимся официантом, как и А. А. в
(иллюстрированное)
"Мастере и Маргарите". Портрет же А. А. явно совпадает с портретом прототипа:
Остальные произведения
"Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и
Книжный интернет-
царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было
магазин
время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-
Лавка Мастера
за которого торчали рукоятки пистолетов, а его волосы воронова крыла были
повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг под
черным гробовым флагом с адамовой головой". Здесь - возможный намек на
военную службу Я. Д. Розенталя, изобиловавшую необыкновенными
приключениями.

Мистические же черты облика А. А., вероятно, во многом происходят от его
литературного прототипа - инфернального персонажа романа А. Белого
"Московский чудак" Эдуарда Эдуардовича фон-Мандро, человека неопределенного,
загадочного происхождения, оказавшегося, в конце концов, евреем-подкидышем.
Предки Я. Д. Розенталя были испанскими евреями сефардами. С именем героя
Белого связано имя персонажа "Мастера и Маргариты" - английское Арчибальд по
аналогии с английским же Эдуардом (Мандро выдает себя за шотландца), и так же,
как у Белого, одинаково повторенное в отчестве.

В дневнике Е. С. Булгаковой сохранилась одна запись, посвященная Я. Д.
Розенталю и датированная 11 августа 1939 г.: "Сегодня встретила одного
знакомого ... - "слышал, что М.А. написал изумительную пьесу" ("Батум"). Слышал
не в Москве, а где-то на юге. Забавный был случай: Бюро заказов Елисеева. То же
сообщение - Фанни Ник. - А кто вам сказал? - Яков Данилыч. Говорил, что
потрясающая пьеса. Яков Данилыч - главный заведующий рестораном в Жургазе.
Слышал он, конечно, от посетителей. Но уж очень забавно: заведующий рестораном
заказывает в гастрономе продукты - и тут же разговоры о пьесе, да, так, как будто
сам он лично слышал ее".

Под влиянием этого эпизода и последовавшего за ним трагического для драматурга
запрета "Батума" Булгаков несколько снизил образ А. А. в окончательном тексте
"Мастера и Маргариты". Если в варианте 1934 г. А. А. покидал Дом Грибоедова
перед самым пожаром с пустыми руками, то в последней редакции директор
ресторана прихватывал с собой два ворованных балыка.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Жорж Бенгальский ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
орж Бенгальский - персонаж романа "Мастер и Маргарита", конферансье
Биография (1891-1940)
Театра Варьете.
Персонажи
Произведения
Фамилия Бенгальский - распространенный сценический псевдоним. Не исключено,
Демонология
что Булгаков ориентировался на одного из эпизодических персонажей романа
Великий бал у Сатаны
Федора Сологуба (Тетерникова) (1863-1927) "Мелкий бес" (1905) - драматического
Булгаковская Москва артиста Бенгальского.
Театр Булгакова
Непосредственным прототипом Ж. Б. послужил один из конферансье, выступавших
Родные и близкие
в Московском мюзик-холле (с которого списан во многом Театр Варьете) Георгий
Философы
(или Жорж) Раздольский.
Булгаков и мы
Однако у Ж. Б. был и другой прототип, очень хорошо известный Булгакову. Это -
Булгаковедение
один из двух руководителей МХАТа Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-
Рукописи
1943), в "Театральном романе" запечатленный в образе одного из двух директоров
Фотогалереи
Независимого Театра - Аристархе Платоновиче, который почти безвылазно
Сообщество Мастера
находился за границей. Булгаков Немировича-Данченко не любил и не скрывал
Клуб Мастера
этого, в частности, в письмах к третьей своей жене Е. С. Булгаковой, чья сестра
Новый форум
Ольга Сергеевна Бокшанская (1891-1948) была секретарем Владимира Ивановича.
Старый форум
В письме от 2 июня 1938 г. автор "Мастера и Маргариты", диктовавший свояченице
Гостевая книга
роман, опасался, что Немирович-Данченко завалит своего секретаря работой и тем
СМИ о Булгакове
остановит перепечатку главного для Булгакова произведения: "В особенно
СМИ о БЭ
восторженном настроении находясь (речь идет об О. С. Бокшанской), называет
Лист рассылки
Немировича "Этот старый циник!", заливаясь счастливым смешком.
Партнеры сайта
Вот стиль, от которого тошно!
Старая редакция сайта
Эх, я писал тебе, чтобы ты не думала о театре и Немирове, а сам о нем. Но можно
Библиотека ли было думать, что и роману он сумеет причинить вред".
Собачье сердце
А 3 июня 1938 г. Булгаков сообщал жене: "Шикарная фраза (О. С. Бокшанской):
(иллюстрированное)
"Тебе бы следовало показать роман Владимиру Ивановичу". (Это в минуту особенно
Остальные произведения
охватившей растерянности и задумчивости.)
Книжный интернет-
Как же, как же! Я прямо горю нетерпением роман филистеру показывать".
магазин
Лавка Мастера В "Театральном романе" Аристарх Платонович находится в Индии и шлет письма с
берегов Ганга. А эта река как раз протекает по территории Бенгалии - исторической
области Индии. Вероятно, здесь одна из причин, почему конферансье Театра
Варьете получил фамилию Бенгальский. Он представлен в романе циником и
обывателем (филистером).

В мнимой гибели Ж. Б., которому кот Бегемот открутил голову, но потом, по
просьбам милосердных зрителей, вернул ее на место, отразилась сцена столь же
мнимого убийства Сократа, одного из персонажей "Метаморфоз" Апулея (II в.): "И,
повернув направо Сократову голову, она (Мероя, убийца) в левую сторону шеи ему
до рукоятки погрузила меч и излившуюся кровь старательно приняла в поднесенный
к ране маленький мех, так чтобы нигде ни одной капли не было
видно" (впоследствии Сократ благополучно оживает).

Жоржу Бенгальскому Бегемот, "дико взвыв, в два поворота сорвал... голову с полной
шеи", а потом, когда голова вернулась на место, все следы крови чудесным образом
исчезли.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Булгаков, Иван Афанасьевич ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
улгаков Иван Афанасьевич (1900- 1969) - брат
Биография (1891-1940)
Булгакова.
Персонажи
Произведения
Родился в 1900 г. в Киеве в семье А. И. и В. М.
Демонология Булгаковых. Учился в Первой Александровской
Великий бал у Сатаны гимназии, однако из-за Октябрьской революции 1917 г. и
последовавшей за ней гражданской войны не смог
Булгаковская Москва
окончить полного курса.
Театр Булгакова
Родные и близкие
В январе 1919 г. служил в белой Астраханской армии, в
Философы
марте в Киеве болел тифом. Осенью 1919 г. вступил в
Булгаков и мы ряды Добровольческой армии в Киеве. В начале 1920 г.
в составе корпуса генерала Н. Э. Бредова интернирован
Булгаковедение
в Польшу. В июле 1920 г. с отрядом Бредова прибыл в
Рукописи
Крым, откуда в ноябре 1920 г. вместе с Русской армией
Фотогалереи
генерала П. Н. Врангеля (1878-1928) эвакуировался в
Сообщество Мастера
Галлиполи.
Клуб Мастера
В 1921 г. вместе с армией переселился в Болгарию, где осел в Варне. Там
Новый форум
организовал русский оркестр (Б. с детства хорошо играл на балалайке и пел). В
Старый форум
1924 г. Б. познакомился с Натальей Кирилловной Минко (1891-1974), дочерью героя
Гостевая книга
русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. генерала К. В. Минко, на которой женился. 25
СМИ о Булгакове
февраля 1925 г. у них родилась дочь Ирина.
СМИ о БЭ
Лист рассылки В сентябре 1930 г. Б. с семьей по вызову брата Н. А. Булгакова уехал в Париж, где
Партнеры сайта до конца своих дней проработал в оркестре русского ресторана. Из-за недостатка
образования на более престижную работу Б. устроиться не мог. Необходимость же
Старая редакция сайта
зарабатывать на содержание жены и дочери не позволила продолжить образование
Библиотека
во Франции.
Собачье сердце
(иллюстрированное)
По устным воспоминаниям дочери Ирины, Б. писал нотные партитуры, сочинял
Остальные произведения музыку к собственным стихам и исполнял их во время ресторанных выступлений.
Книжный интернет- Умер в Париже в 1969 г. от последствий ранения, полученного в гражданскую войну.
магазин
Б. очень любил брата Михаила. Сохранилось трогательное письмо Б. с дачи в Буче
Лавка Мастера
от 11 июня 1912 г.: "Миша! Я не могу собирать, так как у нас идут дожди. Пока я
собрал бабочек, жуков и прочих насекомых 40 шт. Ты обещал дать Косте
(двоюродному брату, К. П. Булгакову) денег на булавки и эфир и не дал, поэтому я
купил простых булавок и на них накалываю; эфира у меня осталась только 1-а
бутыль, потому что их у меня было только две. Я пишу месяц, во время которого
пойманы были насекомые. Пиши ответ. Твой брат Ваня Б." Позднее от старшего
брата, помогавшего ему и Н. А. Булгакову материально в первые годы нелегкой
эмигрантской жизни, Б. ждал совета в делах литературных.

Самое раннее из дошедших до нас писем Б. из эмиграции брату Михаилу
датировано 26 января 1926 г. и приложено к его письму сестре Варе. Б. писал: "Ты
мне давно, давно послал одно письмо с критическим мнением о моей старенькой
вещице. Это дает мне право думать, что ты не будешь против налаженной
переписки со мною. Прошу тебя, ответь. Я посылаю несколько вещей. Хочу, чтобы
ты прочел их и оценил".

К письму прилагалось восемь стихотворений Б. По крайней мере одно из них,
"Страшный суд", повлияло на замысел "Мастера и Маргариты". Оно написано под
несомненным воздействием "Краткой повести об Антихристе" из "Трех
разговоров" (1900) Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900), где Антихрист-
сверхчеловек "признал себя тем, чем в действительности был Христос", настоящим
представителем того Бога, который "возводит солнце свое над добрыми и злыми,
дождит на праведных и неправедных".

Антихрист выступал "последним судьей", судящим "не судом правды только, а
судом милости". Он обещал всех различить и каждому дать то, что ему нужно. В
"Страшном суде"
Одетый в пурпуры зарницы,
Брильянтами осыпан рос
Сойдет Антихрист, Сын Денницы,
Как небом посланный Христос.
Ему, последнему мессии,
Последняя открыта казнь.
Пред ним склонит покорно выю
Земле измученной боязнь.

Подобные эсхатологические представления были широко распространены среди
русской эмиграции, пережившей революционный кошмар. Например, почти тогда
же, когда и Б., на "Краткую повесть об Антихристе" откликнулся известный философ
Георгий Петрович Федотов (1886 - 1951) статьей "Об Антихристовом добре",
опубликованной в 1926 г. в No5 журнала "Путь". Он подчеркивал, что "дело
Антихриста у Соловьева совершается в форме служения добру".

У Булгакова в "Мастере и Маргарите" Воланд выступает и как исполнитель
поручений Иешуа Га-Ноцри и как судия, воздающий каждому по его вере и заслугам.
Булгаковский Понтий Пилат преодолевает и искупает свою трусость лишь в ночь
последнего полета.

Б. писал старшему брату еще несколько раз, сообщая о своей трудной жизни. В
частности, в письме от 29 августа 1931 г. говорилось: "Работаю сейчас музыкантом
на балалайке, в качестве оркестранта и солиста. Я... женат, у меня дочка - Ира. Ей
сейчас скоро 7 лет. О тебе мои все хорошо осведомлены и любят тебя, как родного,
радуются твоими радостями, болеют твоею болью. У меня есть многое о тебе, что
храню бережно и с любовью. Если хочешь, я могу прислать тебе ряд фотографий -
наших и колониальной выставки, где мы снимали и снимались. Я на ней в данное
время работаю. Вступив в переписку, хочу знать, что тебя интересует, о чем хочешь
беседовать. Я с тобой очень хочу быть в связи, но, лишь бы не мешать тебе и твоей
работе. Сам я тоже пишу, вернее, писал очень много; главное - стихи, немного
прозы. Хотел бы с тобой поделиться написанным. Сейчас только слишком занят
работой (с 3 дня до полуночи). С Колей (братом, Н. А. Булгаковым) мне легче
теперь. Раньше чувствовалось одиночество, оторванность ото всех.
Работаю много, Ната (моя жена) по мере сил помогает. Живем дружно - в мире и
согласии. Пиши, родной мой! ... Очень интересно было бы знать все о твоей работе,
иметь фотографии твои, твоей жены (мы "о ней" только знаем, а не "ее") Любы (Л. Е.
Белозерской)".

Однако Ивану Михаил Булгаков писал редко, адресуя свои послания главным
образом Н. А. Булгакову, который по мере сил помогал ему в публикации
произведений и постановке пьес во Франции. Оценить стихи Б. все не находилось
времени.

9 июня 1933 г. Б. вновь жаловался на занятость: "Занят я очень много. Ты не
знаешь, наверное, что я работаю музыкантом каждый день с 4-х часов до полуночи,
и имею для себя лично так мало свободного времени (галлицизмы стали уже
обильно проникать в русскую речь Б.). Хотелось бы о многом с тобой поговорить,
поделиться. Тебя я не забыл и не забуду (ты когда-то выразил это опасение). Все,
что только мог собрать о тебе, берегу, как память. Сообщи мне, когда ты хотел бы,
чтобы я послал тебе мои стихи, чтобы у тебя было время их разобрать. Я давно уже
не имею возможности регулярно работать, но всегда полон мыслями об этом и
очень мне хотелось бы с тобой всем, что имею и что во мне кипит, поделиться".

А 5 августа 1933 г., посылая новую партию своих стихов, Б. признавался: "Всегда
горячо интересуюсь каждой новой вестью о тебе и о твоих делах. Сам я теперь
пишу очень редко. Очень трудно в настоящих условиях мне работать на этом
поприще. Все мое свободное время (очень малое по размерам) надо ухлопывать на
личные дела, на чтение и пр. Иногда же бываешь так занят, что не успеваешь
прочесть газету, не только заняться чем-либо серьезным. С трудом урываю время
на чтение французского (находясь все время с русскими, с трудом можно найти
возможность практики языка, а моя работа - в русском окружении). К сожалению,
кусочек хлеба (да еще и с маслом, для семьи) приходится сейчас вырывать зубами.
И я, и Ната сейчас работаем как волы. Вот эти-то заботы и утомляют, не дают
возможности спокойно посвятить свое время, чему хочется, да и убивают все
желание и, если хочешь, творческий подъем. Задумано было многое, но... и только".

Последнее из сохранившихся писем Б. брату датировано 4 мая 1934 г. и
представляет собой ответ на короткое послание Булгакова от 21 апреля (писатель
был обеспокоен прекращением известий от брата Николая). Б. повторил, что очень
занят, работает в оркестре, дополнительно дает два урока музыки, и вновь просил:
"Мне хотелось бы, если у тебя есть возможность, получить несколько строк критики
давно тебе мною посланного. Ты их мне обещал... и замолк. Даже самое плохое
мнение (не мне тебе об этом говорить!) - лучше молчания. Если есть на это время -
черкани хоть несколько слов.
Сейчас нахожусь в тоске, сдабриваемой порядочной порцией скуки. Прибавив к
этому сознание бессилия, невозможность вырваться из тисков, в которые зажата
наша монотонная жизнь, - ты поймешь мое горячее желание общения с новым
человеком, с новой мыслью, желание встряхнуться. Работаю я каждый день, без
отдыха, и себе остается так мало времени, да и не всегда, имея его, можешь
настроиться на нужное и желанное. Иногда думается, сколько попусту потерянного
времени в прошлом и как оно теперь пригодилось бы! Но все же - жду, надеюсь,
верю".

Наконец, после этого письма, спустя восемь лет, Булгаков откликнулся на просьбу
брата и послал ему разбор ранее присланных стихотворений: "Твоя муза мрачна и
печальна, но у каждого своя муза, надо следовать за ней.
"Я жду тебя, певец полночный..." Начало правильное. Верно и "Тебе окно открыл
нарочно и занавесь сорвал с окна..."
Но в остальном смысл затемнен. Певца полночного не видишь. И непонятно,
почему поэт ждет его, если он "гость случайный". Лик пришедшего не ясен,
благодаря тем определениям, которые дает автор. Что значит "страж ужаса?" В
особенности, если далее идет "хранитель сна".
"Скажу - готов и не боюсь". Верно и сильно, а далее досадное ослабление.
И это во многих стихотворениях. Они написаны туманно. Не отточена в них мысль
до конца, а это порождает дефекты внешности, неряшливость. Непонятно начало
"Греха", непонятны "Облака", как и многое другое. А "Стара Планина" понятна.
Продумано, закруглено, и читаешь с иным чувством и отмечаешь "осколок, словно
знак вопроса"...
Невозможность ли, нежелание ли до конца разъяснить замысел, быть может,
желание затушевать его нарочно, порождает очень большой порок, от которого надо
немедленно начать избавляться: это постановка в стихах затертых, бледных, ничего
не определяющих слов".

Данное письмо - не только единственный отзыв Булгакова о стихах брата, но и
вообще единственный булгаковский отзыв о поэзии. Автор "Мастера и Маргариты"
требовал от поэта ясности языка, точности употребляемых слов, логической
непротиворечивости содержания. Возможно, он так долго тянул с ответом на стихи
Б. потому, что поэзию вообще-то не любил (исключая пушкинские стихи) и
затруднялся объективно оценить творчество брата.

Вот стихотворение "Стара Планина" (1929), которое Булгаков ставил наиболее
высоко:
Балкан. Кровавые утесы.
Гигантской брошенный рукой
Осколок, словно знак вопроса,
И прорубив седой гранит,
Змеистый путь наверх бежит.
Пастух овец сбирает стадо,
Чтоб узкой горною тропой.
До темноты в селе быть надо,
Где после трудового дня
Прилечь у дымного огня.
Наш поезд мчится в пасть туннеля.
Ловлю последний луч. Закат
На горы стелет алый плат,
Туманом пеленает ели...
Какая мощь и старина
В тебе, угрюмая страна!

Вероятно, писателю импонировала подобная лирика с четко прорисованным горным
пейзажем, заставляющим вспомнить о "Страшной мести" (1832) Николая Гоголя
(1809-1852) (оттуда, возможно, нетрадиционное для русской речи название Балкан у
Б. по аналогии с Карпатом у Гоголя). О гоголевской "безвыходной пропасти, которой
не видал еще ни один человек", напоминает "пасть туннеля" в "Старой Планине",
как и пропасть, в которую уходят Воланд и его свита в последнем булгаковском
романе.

После мая 1934 г. переписка братьев прекратилась. На это, скорее всего, повлияли
неблагоприятные личные обстоятельства. В 1934 г. Б. развелся с женой. А в конце
апреля 1934 г. брат Михаил подал прошение о двухмесячной поездке во Францию
вместе с Е. С. Булгаковой, однако в июне получил унизительный отказ, глубоко
потрясший его (см.: "Был май"). Исчезла надежда на встречу с братьями. В 1935 г.
Булгаков подал новое прошение о заграничной поездке, но с тем же результатом. Б.
он больше не писал, хотя в письмах Н. А. Булгакову обычно просил: "передай
привет Ивану".

Судьба Б. в эмиграции, вероятно, побуждала старшего брата отказаться от мыслей
оставить родину. На примере Б. он видел, как трудно жить на чужбине, понимал, что
необходимость каждодневной борьбы за кусок хлеба оставит очень мало времени
для творчества, еще меньше, чем в СССР, а прожить во Франции на литературные
и театральные заработки будет практически невозможно, тем более что Булгаков
главные свои произведения создавал на русском революционном и
послереволюционном материале.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Полоумный Журден"
Архив публикаций
Энциклопедия
" олоумный Журден" - пьеса, имеющая подзаголовок "Мольериана в трех
Биография (1891-1940)
действиях".
Персонажи
Произведения
При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые опубликована:
Демонология Булгаков М. Драмы и комедии. М.: Искусство, 1965. П. Ж. был написан в сентябре-
Великий бал у Сатаны ноябре 1932 г. Договор на перевод и адаптацию комедии Жана Батиста Мольера
(Поклена) (1622-1673) "Мещанин во дворянстве" (1670) (такой свободной
Булгаковская Москва
адаптацией и стал П. Ж.) был заключен еще 18 июля 1932 г. Однако постановка П.
Театр Булгакова
Ж. не осуществилась.
Родные и близкие
Философы
За основу пьесы Булгаков взял "Мещанина во дворянстве", но добавил героев и
Булгаков и мы сцены из других мольеровских комедий: Дон Жуана и Статую Командора из "Дон
Жуана" (1665), философа Панкрасса из "Брака поневоле" (1664) и слугу
Булгаковедение
Брэндавуана из "Скупого" (1668). Последнюю комедию он также перевел целиком
Рукописи
для издательства "Academia" в ноябре-декабре 1935 г. (булгаковский перевод был
Фотогалереи
издан в 3-м томе собрания сочинений Ж. -Б. Мольера в 1939 г.).
Сообщество Мастера
Подобно пьесе "Багровый остров", П. Ж. построен как репетиция "Мещанина во
Клуб Мастера
дворянстве" в мольеровском театре "Старая Голубятня". Только, в отличие от
Новый форум
"идеологической" пьесы халтурщика Дымогацкого, здесь на сцене запечатлен
Старый форум
процесс театрального воплощения подлинного шедевра. Сам Мольер на сцене не
Гостевая книга
появляется, как не появляется главный герой в пьесе "Александр Пушкин". По
СМИ о Булгакове
сравнению с оригиналом, Булгаков несколько смягчил сатирическую заостренность
СМИ о БЭ
персонажей. Так, Журден в П. Ж. скорее комичный чудак, а не туповатый мещанин.
Лист рассылки
В финале же, подобно главному герою пьесы "Дон Кихот", он переживает трагедию
Партнеры сайта
расставания со своими иллюзиями.
Старая редакция сайта
Библиотека
Наверх
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Остальные произведения
Книжный интернет-
магазин
Лавка Мастера


© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Стравинский ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
травинский - персонаж романа "Мастер и Маргарита", профессор, директор
Биография (1891-1940)
психиатрической клиники.
Персонажи
Произведения
Одним из прототипов С. из числа современников Булгакова послужил профессор
Демонология
Григорий Иванович Россолимо (1860-1928) - директор клиники 1-го МГУ,
Великий бал у Сатаны возглавлявший лабораторию экспериментальной психологии при Неврологическом
Булгаковская Москва институте. Однако у С. был и литературный прототип - доктор-психиатр Равино из
рассказа Александра Беляева (1884-1942) "Голова профессора Доуэля" (1925).
Театр Булгакова
Вероятно, фамилия Равино тоже произошла от Россолимо.
Родные и близкие
Философы
Доктор Равино, человек с демоническим обликом, возглавляет клинику, которая, как
Булгаков и мы и клиника С., во многом выполняет функции тюрьмы (С. подобен Воланду). Скорее
Булгаковедение всего, фамилия Равино натолкнула Булгакова, знакомого с рассказом Беляева и уже
Рукописи назвавшего одного из персонажей Михаилом Александровичем Берлиозом, дать
Фотогалереи другому фамилию Стравинский, создав тем самым своеобразную "музыкальную
перекличку" - в честь известных композиторов Гектора Берлиоза (1803-1869) и
Сообщество Мастера
Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971).
Клуб Мастера
Новый форум
Что же касается расположения клиники Стравинского, то исследователи помещают
Старый форум ее на место Химкинской городской больницы No1 (Правобережная ул., 6а). С 1928
Гостевая книга года здесь находилась Московская областная больница с крупным нервно-
психиатрическим отделением. Она помещалась в особняке стиля модерн (с чертами
СМИ о Булгакове
рыцарского замка), построенного по заказу купца С.П. Патрикеева знаменитым
СМИ о БЭ
архитектором Ф.О. Шехтелем (1859-1926) в 1908 г.
Лист рассылки
Партнеры сайта
Из клиники С., похожей на старинный замок, открывался вид на "веселый сосновый
Старая редакция сайта
бор" за рекой. Такой же бор лежит на другом берегу Москвы-реки против
Библиотека Химкинской больницы. Путь к ней из центра города проходит по Ленинградскому
шоссе, как и к клинике С. Еще до революции С.П. Патрикеев создал в особняке
Собачье сердце
Шехтеля самую современную по тем временам больницу, оборудование для
(иллюстрированное)
которой заказывалось на лучших заводах Германии и Швейцарии. Таким же
Остальные произведения
новейшим оборудованием снабжена и клиника Стравинского.
Книжный интернет-
магазин
Наверх
Лавка Мастера




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Булгаков, Афанасий Иванович ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
улгаков Афанасий Иванович (1859-1907) - отец
Произведения
Булгакова, статский советник, профессор Киевской
Демонология
Духовной Академии по кафедре истории западных
Великий бал у Сатаны
вероисповеданий.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Б. родился 17/29 апреля 1859 г. в семье православного
Родные и близкие священника Ивана Авраамьевича Булгакова (1830-1894) и
Философы Олимпиады Ферапонтовны Булгаковой (урожденной
Ивановой) (1830-1910). В 1876-1881 гг. Б. обучался в
Булгаков и мы
Орловской духовной семинарии, в 1881-1885 гг. - в
Булгаковедение
Киевской Духовной Академии, которую окончил со
Рукописи
степенью кандидата богословия.
Фотогалереи
В 1885-1887 гг. преподавал древнегреческий язык в Новочеркасском духовном
Сообщество Мастера
училище. В 1887 г. за книгу "Очерки истории методизма" (1886) Советом Академии
Клуб Мастера
был удостоен степени магистра богословия и в том же году определен на службу в
Новый форум
КДА в должности доцента общей древней гражданской истории с чином надворного
Старый форум
советника. В 1889 г. Б. перешел на кафедру истории и разбора западных
Гостевая книга исповеданий. Одновременно в 1890-1892 гг. преподавал историю в Киевском
СМИ о Булгакове Институте благородных девиц. С 1892 г. параллельно с преподаванием Б. исполнил
обязанности Киевского отдельного цензора по внутренней цензуре.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
В 1902 г. Б. был избран экстраординарным профессором. 11 декабря 1906 г.
Партнеры сайта
удостоен степени доктора богословия, а 8 февраля 1907 г. Святейший синод
Старая редакция сайта
утвердил Б. в звании ординарного профессора.
Библиотека
1 июля 1890 г. Б. женился на Варваре Михайловне Покровской (Булгаковой), дочери
Собачье сердце
православного священника. У них было семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892),
(иллюстрированное)
Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902). 14
Остальные произведения
марта 1907 г. Б. скончался от наследственного нефросклероза.
Книжный интернет-
магазин
В некрологе, написанном профессором КДА В. П. Рыбинским (1867-1944) и
Лавка Мастера
опубликованном в "Трудах КДА", отмечалось, что "почивший профессор был очень
далек от того поверхностного либерализма, который с легкостью все критикует и
отрицает; но в то же время он был противником и того неумеренного консерватизма,
который не умеет различать между вечным и временным, между буквой и духом и
ведет к косности церковной жизни и церковных форм".

Подобный умеренный либерализм Б. отчетливо отразился в его работах, особенно
написанных после начала революционных событий 1905 г. Например, в статье
"Французское духовенство в конце XVIII в. (в период революции)" Б. писал: "В то
время среди французского народа началась проповедь о равенстве, братстве и
свободе всех людей с точки зрения формально-правовых воззрений на отношение
людей между собою. Что же стали делать высшие представители церкви? Как они
отнеслись к этому? Вместо того, чтобы заняться выяснением истинно христианского
смысла этих понятий (Мф. V, 44 - 48), они, как бы закрывая глаза на то, что эти
понятия заимствованы из учения Господа нашего Иисуса Христа, стали проповедать
о том, что безусловного равенства, братства и свободы никогда не было и быть не
может. Но ведь дело шло совсем не об этом. Дело шло о равенстве всех пред
законом, в основе которого (по идее) должен быть закон нравственный. Они начали
также проповедать о необходимости безусловного повиновения законам,
происходящим от Богом поставленной власти. Но на качество этих законов
внимания не обращалось; не обращалось внимания на их отношение к духу
христианства. Такою постановкою дела высшее духовенство скомпрометировало
себя, и в таком отношении его к начавшемуся народному движению нужно искать
происхождения того поистине грустного факта, который известен в истории Франции
под именем объявления "культа разума".

Б. отмечал при этом, что низшее приходское духовенство во Франции накануне
революции "было придавлено и вместе с простым народом делило его радости и
горе. Оно страдало от бедности, несмотря на то, что не было обременено и связано
тягостями семейной жизни; оно было под гнетом и духовной и светской власти, оно
страдало и от провинциальной аристократии, которая своими связями с высшим
клиром всегда имела возможность угнетать приходских священников (cures). Одним
словом, конец XVIII века дает нам целый ряд картин, знакомых нам, близких нашему
сердцу, напоминающих до мельчайших подробностей жизнь наших деревенских
священников по их положению между простым народом и деревенской "знатью",
начиная с господ и кончая их "дворецкими". Слово "cure" (приходской священник)
сделалось таким же унизительным и обидным, почти позорным, как и теперь у нас
слово "поп". А между тем этому-то именно духовенству и предстояла необходимость
выступить со своим религиозно-нравственным влиянием в деле начинавшегося
народного разрушительного движения. Что оно могло сделать? Как могло оно
предотвратить братоубийственную народную резню? Оно не могло с открытою
душою и с полным убеждением выступить на защиту старого порядка вещей; потому
что это значило бы защищать полное попрание законов божеских и человеческих, и
потому, - естественно, оно должно было или оставаться молчаливым зрителем
ужасных событий или, сознавая справедливость народных требований, становиться
в ряды недовольных и вместе с ними переживать все ужасы революции".

Автор "Французского духовенства в конце XVIII в." считал, что "когда теперь во
Франции говорят об отделении Церкви от государства, то, в сущности, говорят о
том, чтобы юридически констатировать уже совершившееся дело; а совершилось
оно тогда, когда французское духовенство бросило своих пасомых на произвол
судьбы, впуталось в государственные дела, и не хотело признать той истины, что
совершение государственных переворотов не дело Церкви, что царство Божие не
есть брашно или питие, но правда и мир, и радость о Духе Святе".

Б., судя по тексту "Французского духовенства" и других статей, был привержен
христианским идеалам братства, равенства и свободы, мечтал об устроении
общества согласно нравственному закону. Воззрения Б. близки идеям
христианского социализма, высказывавшимся философом, публицистом и
общественным деятелем С. Н .Булгаковым, с которым Б. был знаком по созданному
в марте 1905 г. Религиозно-философскому обществу памяти В. С. Соловьева.

В деятельности этого общества, основанного С. Н. Булгаковым, Б. принимал
активное участие вплоть до своей смертельной болезни, обострившейся осенью
1906 г. Мысль Б. о том, что Царство Божие не может носить земного, материального
характера, представляла собой критику марксизма с его земным коммунистическим
раем и была близка идеям С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева.

Булгаков в "Мастере и Маргарите" идеальное царство истины и справедливости, о
котором говорит Иешуа Га-Ноцри и которое достижимо лишь в надмирности,
сравнивает с карикатурным осуществлением коммунистического идеала в
современной ему Москве на примере обитателей Нехорошей квартиры, Дома
Грибоедова и Театра Варьете.

Пророчество отца Булгакова
Демонстрация советского идиотизма в "Мастере и Маргарите"
Сборщики налогов превращают учение Христа в источник ненависти
Методы воспитания маленького Булгакова
Читайте завершение>>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Булгаков, Афанасий Иванович, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Свою приверженность свободе и неприятие разрушительной революционной
Персонажи
народной стихии автор "Мастера и Маргариты" выразил в письме правительству 28
Произведения
марта 1930 г., где утверждал: "Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой
Демонология
бы власти она не существовала, мой писательский долг, так же как и, призывы к
Великий бал у Сатаны
свободе печати. Я - горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-
Булгаковская Москва
нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился
Театр Булгакова бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода".
Родные и близкие
Здесь же Булгаков указал на свой "глубокий скептицизм в отношении
Философы
революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и
Булгаков и мы
противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции...".
Булгаковедение
Б. писал "Французское духовенство" еще только в самом начале революции, под
Рукописи
явным впечатлением от расстрела демонстрации 9 января 1905 г., но как будто
Фотогалереи
предвидел действительно широкомасштабную гражданскую войну с
Сообщество Мастера
многочисленными жертвами.
Клуб Мастера
Новый форум Булгакову пришлось воочию наблюдать "братоубийственную народную резню" и не
удалось остаться "молчаливым зрителем ужасных событий". Будучи мобилизован в
Старый форум
армии всех сторон, участвовавших в гражданской войне, он позднее запечатлел эти
Гостевая книга
события в "Белой гвардии" и "Днях Турбиных".
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
Б., сам сын бедного приходского священника, не понаслышке знал положение
Лист рассылки
низшего русского духовенства, которое, в отличие от французского, было еще и
Партнеры сайта
обременено семьей, и предрекал столь же печальные последствия для дела веры,
Старая редакция сайта
как во время Великой Французской революции. Булгаков писал "Мастера и
Маргариту" в эпоху государственного атеизма и упадка религии, демонстрируя весь
Библиотека
глубокий идиотизм официального отрицания Христа и христианства.
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Под "истинно-христианским смыслом" равенства, братства и свободы Б.
Остальные произведения
подразумевал следующее место из Евангелия от Матфея: "А Я говорю вам: любите
Книжный интернет-
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и
магазин
молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего
Лавка Мастера
Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить
любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики
податей)? А если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?
Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец
ваш Небесный" (Мф. V, 44-48).

Эти слова, возможно, не без влияния статьи отца, явились для Булгакова
источником проповеди Иешуа Га-Ноцри о том, что злых людей нет на свете и что
все люди добрые, включая избивающего его Марка Крысобоя и предателя Иуду из
Кириафа. Евангелист стал персонажем "Мастера и Маргариты" под именем Левия
Матвея. Этот герой, однако, уподоблен мытарю из проповеди Христа (его прежняя
профессия сборщика податей в романе подчеркивается). Матвей сохраняет
ненависть к Иуде и лишь смягчается по отношению к Понтию Пилату, когда узнает,
что прокуратор организовал убийство корыстолюбивого юноши из Кириафа.

Булгаковский евангелист питает любовь только к любящему его Иешуа. В "Мастере
и Маргарите" показано, что учение Иисуса Христа неизбежно будет толковаться
мытарями и может стать источником не любви, а ненависти.

В 1903 г. Б. написал также статью "Современное франкмасонство в его отношении к
церкви и государству". Эта статья нашла отражение в "Мастере и Маргарите" (см.:
Масонство). Б. подчеркивал, что в масонстве "есть такая сторона, знание о которой
доступно только самому ограниченному числу посвященных членов", в связи с чем
среди масонов выделяются две группы: "те, которые не знают последнего слова,
или, по крайней мере, последней цели союза" и "настоящие франкмасоны, которые
хорошо знают, что говорят и что делают".

Автор "Современного франкмасонства" отметил, что "в настоящее время ряды
франкмасонских лож наполняются евреями... понятное дело, что от таких лож
нельзя ожидать ничего доброго для христианства. Но чего именно можно ожидать,
это сказать трудно, потому что для этого самому нужно стоять в центре
франкмасонства. А для этого необходимо достигнуть высших ступеней
франкмасонства, к которому три низшие ступени (ученика, подмастерья и мастера)
служат только преддверием; члены этих степеней знают только немногих
представителей своих лож; они находятся под руководством членов высших
разрядов: "Масонов шотландского обряда" , "Розенкрейцеров"... и "Невидимых" или
"Задних лож"; чтобы достигнуть этого нужно иметь 33-ю степень франкмасонства.
Собственно, имеющие эту степень и стоят во главе франкмасонского союза".

Б. подробно описывает обряд посвящения "мастера", отразившийся в сцене
Великого бала у сатаны и последовавшего за этим извлечения Мастера из
лечебницы.

Влияние Б. на будущего писателя было благотворным. Как вспоминала Н. А.
Булгакова, в 1900 г. родители купили дачный участок в две десятины леса в поселке
Буча под Киевом: "И на этом участке под наблюдением отца была выстроена дача в
пять комнат и две большие веранды... Дача дала нам простор, прежде всего
простор, зелень, природу. Отец (он был хорошим семьянином) старался дать жене и
детям полноценный летний отдых... В первый же год жизни в Буче отец сказал
матери: "Знаешь, Варечка, а если ребята будут бегать босиком?" Мать дала свое
полное согласие, а мы с восторгом разулись и начали бегать по дорожкам, по улице
и даже по лесу... И это вызвало большое удивление у соседей. Особенно
поджимали губы соседки: "Ах! Профессорские дети, а босиком бегают!".

Как видно. Б., сам выросший в бедной семье, где было десять человек детей,
достигнув известного положения, ничего не имел против того, чтобы его дети играли
с детьми простонародья.

Н. А. Булгакова отмечала, что родители "как-то умело нас воспитывали, нас не
смущали: "Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?" У нас были разные книги. И
классики русской литературы, которых мы жадно читали. Были детские книги... И
была иностранная литература. И вот эта свобода, которую нам давали родители,
способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом
выбирали книги". Любовь к хорошим книгам сохранилась у Булгакова на всю жизнь,
и по числу литературных источников, использованных в своих произведениях, автор
"Мастера и Маргариты" стоит на одном из первых мест среди русских писателей.

Н. А. Булгакова оставила нам развернутую характеристику Б.: "Когда отец умер, мне
было 13 лет. Мне казалось, что мы, дети, плохо его знали. Ну что же, он был
профессором, он очень много писал, он очень много работал. Много времени
проводил в своем кабинете. И тем не менее, вот теперь, оглядываясь на прошлое, я
должна сказать: только сейчас я поняла, что такое был наш отец. Это был очень
интересный человек, интересный и высоких нравственных качеств. ... Над его
гробом один из студентов, его учеников, сказал: "Ваш симпатичный, честный и
высоконравственный облик". Действительно - честный, и чистый, и нравственный,
как сказал его студент. Это повторяли и его сослуживцы. Отец проработал в
академии 20 лет и за эти 20 лет у него ни разу не было не только ссоры или каких-
нибудь столкновений с сослуживцами, но даже размолвки. Это было в его
характере. У него была довольно строгая наружность. Но он был добр к людям,
добр по-настоящему, без всякой излишней сентиментальности. И эту ласку к людям,
строгую ласку, требовательную, передал отец и нам. В доме была
требовательность, была серьезность, но мне кажется, я могу с полным правом
сказать, что основным методом воспитания детей у Афанасия Ивановича и Варвары
Михайловны Булгаковых были шутка, ласка и доброжелательность. Мы очень
дружили детьми и дружили потом, когда у нас выросла семья до десяти человек. Ну,
конечно, мы ссорились, было все что хотите, мальчишки и дрались, но
доброжелательность, шутка и ласка - это то, что выковало наши характеры.
Еще одно качество нам передал отец. Отец обладал огромной трудоспособностью.
Вот я помню. Он уезжал в Киев с дачи на экзамены, с экзамена он приезжал, снимал
сюртук, надевал простую русскую рубашку-косоворотку и шел расчищать участок
под сад или огород. Вместе с дворником они корчевали деревья, и уже один, без
дворника, отец прокладывал на участке (большой участок - две десятины) дорожки,
а братья помогали убирать снятый дерн, песок... Отец с большой любовью
устраивал домашнее гнездо, но, к сожалению, это продолжалось недолго".

Какие-то черты отца Булгакова наряду с другими прототипами отразились в образах
профессора Персикова в "Роковых яйцах" и профессора Преображенского в
"Собачьем сердце".

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Шестов Лев ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
естов Лев (настоящие имя и фамилия: Иегуда Лейб
Произведения
Исаакович Шварцман) (1866-1938) - русский философ,
Демонология
один из основоположников экзистенциальной
Великий бал у Сатаны
философии, оказавший значительное влияние на
Булгаковская Москва
творчество Булгакова. Наиболее отчетливо это влияние
Театр Булгакова
проявилось в романе "Мастер и Маргарита".
Родные и близкие
Философы Ш. родился 24 января (5 февраля) (по другим данным -
31 января (12 февраля) 1866 г. в Киеве в семье крупного
Булгаков и мы
коммерсанта. В 1874 г. поступил в Третью киевскую
Булгаковедение
гимназию, которую окончил в 1883 г. В том же году
Рукописи
поступил на математический факультет Киевского
Фотогалереи
университета. В 1884 г. перешел на юридический
Сообщество Мастера факультет, который окончил в 1889 г. Его дипломная работа называлась
"Фабричное законодательство в России".
Клуб Мастера
Новый форум
В конце 1880-х годов Ш. увлекается марксизмом, участвует в организации первых
Старый форум
марксистских кружков в Киеве. В 1890-1891 гг., Ш. служит в армии, а с конца 1891 г.
Гостевая книга
короткое время работает помощником присяжного поверенного в Москве. В 1892 г.
СМИ о Булгакове
Ш. возвращается в Киев и работает на предприятии отца. Публикует несколько
СМИ о БЭ статей по экономическим и финансовым вопросам.
Лист рассылки
В 1893-1894 гг., постепенно отходя от марксизма, обращается к вере. В 1895 г. Ш.
Партнеры сайта
опубликовал в Киеве свои первые статьи по философии и литературоведению -
Старая редакция сайта
"Вопрос совести (О Владимире Соловьеве)" и "Георг Брандес о Гамлете". В 1896 г.
Библиотека Ш. уехал в Швейцарию в связи с тяжелым нервным расстройством, вызванным
Собачье сердце переутомлением. В 1899 г. вернулся в Россию. В 1898 г. вышла первая книга Ш.
(иллюстрированное) "Шекспир и его критик Брандес", не имевшая успеха. В 1899 г. выходит книга Ш.
"Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше", замеченная критикой и вызвавшая
Остальные произведения
публичный диспут в Киеве.
Книжный интернет-
магазин
С 1901 г. Ш. сотрудничает в журнале "Мир искусства", где в 1902 г. публикуется его
Лавка Мастера
новая книга "Достоевский и Ницше". В 1902 г. Ш. знакомится в Киеве с философами
Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым. В 1905 г. выпускает книгу "Апофеоз
беспочвенности: Опыт адогматического мышления", вызвавшую бурную дискуссию в
ведущих журналах страны. В 1909 г. уезжает в Швейцарию в г. Коппе, где пишет
книгу статей "Начала и концы". Работает над книгой "Sola fide - Только верою
(Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь)", однако из-за начала в
1914 г. первой мировой войны Ш. вынужден был оставить незавершенную рукопись
вместе с обширной библиотекой трудов Мартина Лютера (1483-1546),
средневековых мистиков и схоластов, а также современных немецких богословов, и
вернуться в Москву.

В 1915 г. становится членом Московского психологического общества. В июне 1918
г. Ш. приехал в Киев, где начал читать в университете введение в философию
права. В июне 1919 г. становится приват-доцентом философского отделения
историко-филологического факультета Киевского университета, предполагая читать
курс по истории древней философии.

В отзыве на труды Ш. в связи с получением им приват-доцентуры известный
историк философии Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) (в то время -
экстраординарный профессор по кафедре философии) отмечал: "Шестов с
любовью и настойчивостью разыскивает повсюду иррациональное, алогическое, не
укладывающееся в схемы разума; отсюда неизбежная близость его философии к
скептицизму или по крайней мере к агностицизму. Однако было бы ошибочно
причислять Л. И. Шестова к скептикам; положительный пафос его творчества
определяется стремлением охранить своеобразие тех сторон действительности,
которые часто трактуются слишком узко в духе рационализма".

В ноябре 1919 г. вместе с родителями и женой Н. Л. Барановой-Шестовой Ш.
переезжает из Киева в Ялту. По ходатайству С. Н. Булгакова и профессора
Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова Ш. зачисляется в штат
Таврического университета в Симферополе приват-доцентом. В январе 1920 г.
вместе с семьей отбывает из Севастополя в Константинополь, откуда в феврале
1920 г. через Геную прибывает в Женеву. В 1920 г. во французском журнале
"Меркур де франс" Ш. опубликовал статью "Что такое русский большевизм?"

В 1921 г. Ш. переехал в Париж и получил профессуру на Русском отделении
Парижского университета (Сорбонны). Он читает там курс по философии, курс,
посвященный философским идеям Федора Достоевского (1821-1881) и Блеза
Паскаля (1623-1662), Достоевского и Сирена Кьеркегора (Киркегора, Киргегарда)
(1813-1855), Владимира Соловьева (1853-1900), средневековой европейской
философии и др.

В 1923 г. в Берлине в издательстве "Скифы" выходит книга Ш. "Potestas
Clavium" ("Власть ключей"), привлекшая внимание Булгакова. В 1929 г. в
Амстердаме Ш. знакомится с основателем феноменологии немецким философом
Эдмундом Гуссерлем (1859-1938), оказавшим большое влияние на Ш. и в свою
очередь испытавшим воздействие шестовских идей (несмотря на
противоположность их взглядов). В том же году Ш. встретился с одним из наиболее
известных немецких экзистенциалистов Мартином Хайдеггером (1889-1976), с
которым, как и с Гуссерлем, подружился.

В 1929 г. в парижском издательстве "Современные записки" вышла книга Ш. "На
весах Иова", в 1932 г. в парижском же "ИМКА-Пресс" - сборник статей "Скованный
Парменид", а в 1936 г. на французском - исследование "Киргегард и
экзистенциальная философия (на русском оно появилось уже посмертно в Париже в
1939 г. тиражом 400 экземпляров). Проблемам истории духовности посвящена книга
Ш. "Афины и Иерусалим", изданная в 1938 г. на французском и немецком языках (на
русском ее выпустили только в 1951 г.). В 1937 г. десять лекций Ш. о современной
философии были переданы по французскому радио.

В последние годы жизни он увлекся индуистской философией. В конце 1937 г. из-за
кровоизлияния в кишечник Ш. оставляет чтение лекций в Сорбонне. В связи с
кончиной Э. Гуссерля во Фрейбурге в апреле 1938 г. Ш. пишет и публикует в
"Русских записках" в Париже одну из последних своих статей "Памяти великого
философа. Эдмунд Гуссерль".

20 ноября 1938 г. Ш. скончался в Париже от бронхита и открывшегося туберкулеза.
Похоронен на Новом кладбище в Булони.

Ш. наряду с Н. А. Бердяевым считается основателем русского экзистенциализма,
хотя в России и в мире в целом известен менее Бердяева. Но, по мнению В. В.
Зеньковского (о. Василия), высказанному в "Истории русской философии" (1948-
1950), Ш. являет нам тип философа, "во многом очень близкого к Бердяеву, но
гораздо более глубокого и значительного, чем Бердяев". Вероятно, подобному
суждению способствовал парадоксально-афористический и остроумный стиль
изложения у Ш., во многом воспринятый им у Фридриха Ницше (1844-1900).

Ш. пытался отвергнуть этический рационализм европейской философской традиции
и заменить ее мистической этикой Божественного Откровения, утвердить примат
судьбы над разумом. В этом он был едва ли не самым последовательным из
мыслителей XX в., что и привлекло к Ш. особые симпатии религиозных философов,
вроде Зеньковского, поставившего его даже выше более секуляризованного
Бердяева. Ш. очень убедительно и логично доказывает ограниченность
человеческого разума, неспособного объяснить мир чувств. Сам Булгаков, в
отличие от Ш., мистиком не был (см.: Христианство), однако, судя по тому, какая
судьба постигла в "Мастере и Маргарите" "голого" рационалиста Михаила
Александровича Берлиоза, мысль философа об ограниченности возможностей
человеческого познания и предвидения разделял.

Наибольшие параллели в булгаковском творчестве обнаруживаются с "Властью
ключей". В 1917 г. фрагмент этой работы был опубликован в ежегоднике "Мысль и
слово", который редактировал известный философ и филолог Густав Густавович
Шпет (1879-1937). Со Шпетом Ш. близко сошелся в Москве в 1914 г., а Шпет с
Булгаковым подружились в 1925 г. в связи с женитьбой писателя на Л. Е.
Белозерской и вступлением его в круг интеллигенции, связанной с Государственной
Академией Художественных Наук.

Г. Г. Шпет был вице-президентом ГАХН с 1926 г. и до закрытия в 1930 г. (возникла
академия в 1921 г.). Членами ГАХН были многие друзья Булгакова - филолог Н. Н.
Лямин, философ и филолог П. С. Попов, писатель Сергей Заяицкий (1893-1930), в
квартире которого в Долгом переулке, скорее всего, и произошло знакомство Шпета
с Булгаковым. Шпет мог выступить посредником в знакомстве автора "Мастера и
Маргариты" с работами Ш. Дополнительным психологическим основанием для
особого внимания Булгакова к творчеству Ш. могло послужить то обстоятельство,
что автор "Власти ключей", как и Шпет, был земляком писателя.

Ш. строит "Власть ключей" на противопоставлении судьбы и разума, стремясь
доказать невозможность охвата живого многообразия жизни одним только
рациональным мышлением. Основную часть своего труда он начинает с
высказывания древнегреческого историка Геродота о том, что "и Богу невозможно
избежать предопределения судьбы", подчеркивая различия фигурирующей здесь
"мойре" - "судьбы" и "логоса" - "разума", тогда как в позднейшей философской
традиции, по мнению Ш., "мойре" постепенно стала превращаться в "логос".

И именно этой фразой в редакции "Мастера и Маргариты", создававшейся в 1929-
1930 гг., Воланд провожал Берлиоза, которому через несколько мгновений суждено
было погибнуть под колесами трамвая. "Князь тьмы" предупреждал самоуверенного
литератора: "Даже богам не возможно милого им человека избавить!.." (ясно
подразумевалось - от судьбы, от смерти). Упоминал Воланд и то, что "дочь ночи
Мойра (древнегреческая богиня судьбы) допряла свою нить", намекая на скорую
гибель председателя МАССОЛИТа. На примере Берлиоза сатана демонстрировал
бессилие разума перед судьбой, и в этом Булгаков следовал Ш. А предложение
дать о предстоящей смерти телеграмму в Киев дяде можно понять и как указание на
родину Ш.

"Знание есть скудость"
Бог награждает за веру, а не за добрые дела
Добро всегда проигрывает
Иван Бездомный-Нострадамус
Полемика со Спинозой
Читайте завершение>>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Шестов Лев, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Автор "Власти ключей" шел дальше. Он утверждал, что "отдельная человеческая
Персонажи
душа рвется на простор, прочь от домашних пенатов, изготовленных искусными
Произведения
руками знаменитых философов... Она не умеет дать себе отчета в том, что разум,
Демонология
превративший свой бедный опыт в учение о жизни, обманул ее. Ей вдруг дары
Великий бал у Сатаны
разума - покой, тишина, приятства - становятся противны. Она хочет того, чего
Булгаковская Москва
разуму и не снилось. По общему, выработанному для всех шаблону, она жить уже
Театр Булгакова не может. Всякое знание ее тяготит - именно потому, что оно есть знание, т. е.
Родные и близкие обобщенная скудость".
Философы
Булгаковский Мастер в "Мастере и Маргарите" в своем романе о Понтии Пилате
Булгаков и мы
исторически точно, т.е. рационально, воссоздал события девятнадцативековой
Булгаковедение
давности, но сломлен неблагоприятными жизненными обстоятельствами и мечтает
Рукописи
лишь о "дарах разума" - тишине и покое.
Фотогалереи
Ш. различает высший, сверхъестественный свет Божественного Откровения,
Сообщество Мастера
доступный принявшим это Откровение, свет, ниспадающий с Божьих высот, и
Клуб Мастера
низший, естественный свет, свет разума, выше которого не поднимутся те, кто все
Новый форум
надежды возлагают только на рациональное познание действительности. В лучах
Старый форум этого низшего лунного света и являются Маргарита и Мастер во сне Ивану
Гостевая книга
Бездомному.
СМИ о Булгакове
Высшего, сверхъестественного света в финале удостоился только прощеный
СМИ о БЭ
Понтий Пилат, встретившийся, наконец, с Иешуа Га-Ноцри на серебристой лунной
Лист рассылки
дорожке. Для него главное - облегчить свою совесть. Прокуратор Иудеи хотел бы
Партнеры сайта
поверить, что Иешуа остался жив и "казни не было". Эту фразу постоянно твердит
Старая редакция сайта
Понтий Пилат, пытаясь сделать бывшее не бывшим. Здесь он полностью повторяет
Библиотека
мысль Ш., который во "Власти ключей" и других своих работах, развивал тезис
Собачье сердце
средневекового итальянского философа и богослова кардинала Петра Дамиани
(иллюстрированное)
(1007-1072). По словам Ш., Дамиани "утверждал, что для Бога возможно даже
Остальные произведения бывшее сделать никогда не бывшим", и, как полагал автор "Власти ключей", "вовсе
Книжный интернет- не мешает вставить такую палку в колеса быстро мчащейся колеснице философии".
магазин
По мнению Ш., Божий промысел может влиять не только на настоящее и будущее,
Лавка Мастера
но и на прошлое, например, сделать так, чтобы Сократу не пришлось пить чашу с
ядом. Как отмечал Н. А. Бердяев в "Русской идее" (1946): "Тема Шестова -
религиозная. Это тема о неограниченных возможностях для Бога. Бог может
сделать однажды бывшее небывшим, может сделать, что Сократ не был отравлен.
Бог не подчинен ни добру, ни разуму, не подчинен никакой необходимости".

Булгаковский Понтий Пилат, подобно Ш., верит в силу Бога сделать так, чтобы
случившейся по вине прокуратора казни не было, и за это он в конце концов
награждается светом Божественного Откровения. Однако автор "Мастера и
Маргариты" в финале романа специально подчеркивает, что Пилат и Иешуа - только
персонажи. Воланд демонстрирует Мастеру выдуманного тем героя - Понтия Пилата
- и предлагает кончить роман одной фразой. Мастер отпускает прокуратора
навстречу Иешуа, с которым Пилат мечтает закончить беседу. Это звучит как
пародия по отношению к философии Ш. Сам Булгаков явно не верил во всемогущую
силу Божественного Откровения.

С помощью идей Ш. можно понять и проповедь добра, с которой выступает Иешуа
Га-Ноцри. Во "Власти ключей" рассказывается о Мелите и Сократе. На ложный
обвинительный приговор, которого добился первый, второй ответил только тем, что
назвал своего противника "злым". Ш. отвергает здесь широко распространенную в
философской традиции мысль о моральной победе Сократа: "В случае Сократа
победила история, а не добро: добро только случайно восторжествовало. А Платону
и его читателям кажется уже, что добро всегда по своей природе должно
побеждать. Нет, "по природе" дано побеждать чему угодно - грубой силе, таланту,
уму, знанию, только не добру..."

Проповедь добра, с которой пришел Иешуа, его теория о том, что "злых людей нет
на свете", попытки разбудить в людях их изначально добрую природу не приносят
успеха. Понтий Пилат, вроде поддавшийся ей, все равно отправляет Га-Ноцри на
мучительную смерть, а для того, чтобы исправить свою малодушную ошибку, не
находит ничего лучше, как организовать убийство "доброго человека" Иуды из
Кириафа, т. е., согласно проповеди Иешуа, свершить зло, а не добро. Убить Иуду
собирается и Левий Матвей, также испытавший воздействие Иешуа. Булгаков, как и
Ш., идею "заражения добром" отрицает.

Возможно, что один афоризм Ш., сформулированный им в четвертой части книги
"Афины и Иерусалим", повлиял на замысел "Мастера и Маргариты". Этот афоризм
был опубликован в 1930 г. в Париже в первой книге сборника "Числа" и в No43
журнала "Современные записки". Он имеет порядковый номер XVII и название
"Смысл истории". Вот текст афоризма: "От копеечной свечи Москва сгорела, а
Распутин и Ленин - тоже копеечные свечи - сожгли всю Россию".

По сохранившимся фрагментам редакции 1929 г. нельзя судить, предусматривался
ли в финале пожар Дома Грибоедова (или "Шалаша Грибоедова", как именовался
тогда писательский ресторан). Зато в одном из вариантов второй редакции,
написанном в 1931 или в начале 1932 г., Иван Бездомный, называвшийся тогда то
Покинутым, то Безродным, оказался после дебоша в ресторане в психиатрической
лечебнице и, получив успокаивающий укол, "пророчески громко сказал:
- Ну, пусть погибнет красная столица, я в лето от Рождества Христова 1943-е все
сделал, чтобы спасти ее! Но... но победил ты меня, сын гибели, и заточил меня,
спасителя... - Он поднялся и вытянул руки, и глаза его стали мутны и неземной
красоты.
- И увижу ее в огне пожаров, - продолжал Иван, - в дыму увижу безумных, бегущих
по Бульварному кольцу...".
В позднейших вариантах этой редакции были изображены грандиозные московские
пожары с немалым числом жертв. Только в окончательном тексте масштаб пожаров
был уменьшен, и обошлись они без гибели людей.

1943 г. из варианта 1931 г. понятен в свете сохранившейся в булгаковском архиве
записи: "Нострадамус Михаил, род. 1503 г. Конец света 1943 г." Иван Бездомный как
бы повторял пророчество М. Нострадамуса (1503-1566), знаменитого французского
астролога и врача. Однако и суждение Ш. не было, очевидно, забыто. При
появлении в "Шалаше Грибоедова" в этой, как и в последующей редакции романа,
"Иванушка имел в руке зажженную церковную свечку". Большие пожары в Москве в
ранних редакциях "Мастера и Маргариты", возможно, иллюстрировали уподобление
Ш. революций вселенским пожарам. Г. Е. Распутин (Новых) (1872-1916), по мнению
философа, во многом спровоцировал Февральскую революцию, а В. И. Ленин
организовал Октябрьскую. У Булгакова Москву поджигают подручные Воланда,
который одним из своих прототипов имеет Ленина.

Ш. в своих работах полемизировал с голландским философом Б. Спинозой (1632-
1677), утверждавшим в "Богословско-политическом трактате" (1670), что тот, кто
подвергает критике возможности человеческого разума, свершает Laesio majestatis,
"оскорбление величества" разума.

У Булгакова это латинское название сохранилось среди подготовительных
материалов к "Мастеру и Маргарите". Понтий Пилат, инкриминирующий Иешуа Га-
Ноцри нарушение закона "об оскорблении величества", может быть пародийно
уподоблен Спинозе, не допускавшем никаких сомнений в величии разума.
Прокуратор чувствует надрациональную, нравственную правоту Га-Ноцри, но
боится принять ее, опасаясь доноса Иосифа Каифы, и возмездия императора
Тиберия (43 или 42 до н. э. - 37 н. э.), т. е. исходя из вполне рациональных
оснований.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Сенкевич Генрик ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
енкевич Генрик (1846-1916) - польский писатель и общественный деятель, один
Биография (1891-1940)
из основоположников польской реалистической литературы и современного
Персонажи
литературного языка. С. оказал влияние на творчество Булгакова, особенно в
Произведения
романах "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита".
Демонология
Великий бал у Сатаны С. родился 5 мая 1846 г. в деревне Воля Окшейская в окрестностях г. Лукова
Булгаковская Москва Радомской губернии Королевства Польского, входившего тогда в состав Российской
империи (ныне - Республика Польша), в обедневшей дворянской семье. В 1858 г.
Театр Булгакова
был зачислен в Варшавскую гимназию, по окончании которой поступил в 1866 г. по
Родные и близкие
настоянию родителей на медицинский факультет Варшавской Главной школы
Философы
(впоследствии, в 1869 г., преобразованной в Варшавский университет), чтобы иметь
Булгаков и мы
доходную профессию врача. Однако тяга к литературе все-таки пересилила, и в
Булгаковедение 1867 г. С. перевелся на историко-филологический факультет, который окончил в
Рукописи 1871 г., не сдав, однако, заключительного экзамена по греческому языку.
Фотогалереи
С. занялся журналистикой. В 1882 г. он становится редактором консервативной
Сообщество Мастера
газеты "Слово". С 1872 С. также пишет и печатает беллетристические
Клуб Мастера
произведения, принесшие ему мировую славу. В 1883 г. оставляет журналистику.
Новый форум После 1900 г. С. принимает активное участие в деятельности умеренно-
Старый форум либеральной национал-демократической партии, однако после революции 1905-
1907 гг. отходит от политической борьбы. Вскоре после начала в 1914 г. первой
Гостевая книга
мировой войны С. эмигрировал в Швейцарию, где совместно с известным
СМИ о Булгакове
музыкантом Игнацы Яном Падеревским (1860-1941), впоследствии ставшим первым
СМИ о БЭ
премьер-министром независимого польского государства, основал "Комитет
Лист рассылки

<<

стр. 24
(всего 41)

СОДЕРЖАНИЕ

>>