<<

стр. 30
(всего 41)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Иисус дожил до 37 лет
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 5
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Посещение Воландом Москвы именно в начале мая доказывается и тем, что Степан
Персонажи
Богданович Лиходеев, увидев печать на двери Берлиоза, сразу думает о своем
Произведения
разговоре с председателем МАССОЛИТа, происходившем, "как помнится, двадцать
Демонология
четвертого апреля вечером". Разговор этот состоялся недавно, иначе Степа вряд ли
Великий бал у Сатаны
бы мог помнить точную дату. Если принять первомайскую датировку начала
Булгаковская Москва
событий в М. и М., то разговор с Берлиозом, который вспомнил испуганный
Театр Булгакова
исчезновением соседа и печатью на его двери Лиходеев, был недельной давности,
Родные и близкие
и директор Театра Варьете не успел его позабыть.
Философы
В редакции 1937 г., на предложение поэта Ивана Бездомного отправить И. Канта
Булгаков и мы
годика на три в Соловки, Воланд ответствовал, что "водрузить его в Соловки
Булгаковедение
невозможно, по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах,
Рукописи
гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки". Кант скончался 12
Фотогалереи
февраля 1804 г., так что происходящее на Патриарших однозначно приурочено,
Сообщество Мастера принимая во внимание слова о майском вечере, к маю 1929 г. В окончательном
тексте Булгаков заменил "сто двадцать пять лет" на "с лишком сто лет", чтобы
Клуб Мастера
избежать прямого указания на время действия, но косвенные указания на
Новый форум
Страстную неделю 1929 г. сохранил.
Старый форум
Гостевая книга
Присутствуют в М. и М. и приметы конца эпохи нэпа. Извозчики на улицах еще
СМИ о Булгакове
соседствуют с автомобилями, еще функционируют писательские организации
СМИ о БЭ (РАПП, МАПП и т.д.), которые были распущены в 1932 г. и стали образцом для
Лист рассылки МАССОЛИТа, процветавшего в момент появления Воланда и его товарищей.
Партнеры сайта
В то же время, в М. и М. есть и ряд анахронизмов по отношению к 1929 г., например,
Старая редакция сайта
упоминание троллейбуса, увозящего дядю Берлиоза Поплавского к Киевскому
Библиотека вокзалу, прочь от Нехорошей квартиры. Троллейбусы появились в Москве только в
Собачье сердце
1934г., но вошли в М. и М. чисто механически вместе с эпизодом, написанным в
(иллюстрированное)
середине 30-х годов.
Остальные произведения
Скрытая датировка действия содержится и в возрасте автобиографического героя -
Книжный интернет-
Мастера. Это - "человек примерно лет тридцати восьми", а именно столько
магазин
Булгакову исполнилось 15 мая 1929 г., через неделю после сдачи в "Недра" главы
Лавка Мастера
из М. и М. и ровно через две недели после того, как Воланд и его компания
очутились на Патриарших. Любопытно, что в 1937 и 1939 г., читая рукопись, а затем
машинопись М. и М. близким друзьям, автор, как явствует из дневника Е. С.
Булгаковой, вольно или невольно, приурочил окончание чтений к 15 мая -
собственному дню рождения. Возможно, тем самым писатель стремился
подчеркнуть не только автобиографичность, но и время действия московских сцен
романа.

В редакции 1929 г., срок, прошедший с момента суда над Иешуа Га-Ноцри и его
казни до появления в Москве Воланда со свитой и извлечения из лечебницы
Мастера, был определен точно. Здесь Иешуа говорил Пилату, что "тысяча
девятьсот лет пройдет, прежде чем выяснится, насколько они наврали, записывая
за мной". Появление в Москве Воланда, рассказывающего свой вариант Евангелия,
и Мастера, создающего роман о Понтии Пилате, совпадающий с рассказом сатаны,
как раз и означает выяснение истины, открытой Иешуа, но искаженной
переписчиками.

Если московские сцены датированы 1929 г., то срок в 1900 лет должен указывать,
что ершалаимские сцены относятся к 29 г. В окончательном тексте М. и М. период
между древней и современной частями указан менее точно, чтобы избежать
прямого обозначения времени действия. Тут Воланд в финале говорит Мастеру и
Маргарите, что Понтий Пилат несет свое наказание уже "около двух тысяч лет". И в
последней редакции М. и М. сохранился ряд косвенных указаний на 29 г. как на дату
ершалаимских сцен, а, следовательно, и на 1900-летний промежуток, отделяющий
от них московские сцены.

Из чрезвычайно популярной во второй половине XIX и в начале XX в. книги
французского историка религии Эрнста Ренана (1823-1892) "Жизнь Иисуса" (1863),
выписки из которой сохранились в подготовительных материалах к М. и М., Булгаков
знал, что казнь Иисуса была приурочена к иудейской Пасхе, отмечавшейся 14
нисана и падавшей на пятницу. Допрос Пилатом Иешуа и казнь в М. и М. происходят
именно в этот день, гибель Иуды из Кириафа - в ночь на субботу, 15 нисана, встреча
же Пилата с Левием Матвеем приходится на утро субботы. Кроме того, как
вспоминает Левий Матвей, в среду, 12 нисана, Иешуа покинул его у огородника в
Вифании, затем последовали арест Га-Ноцри и его допрос в Синедрионе, о чем
лишь упоминается, чтобы сохранить классическое единство времени (в течение
дня) основного действия. Таким образом, все события ершалаимских сцен, как и
московских, укладываются в четыре дня Страстной недели, со среды до субботы.

Э. Ренан отмечал, что на пятницу 14 нисана приходилось в 29, 33 и 36 г., которые,
следовательно, могли быть годами казни Иисуса. Французский историк склонялся к
традиционному 33 г., считаясь с евангельскими показаниями о трехлетней
проповеди Иисуса Христа и принимая, что ей непосредственно предшествовала
проповедь Иоанна Крестителя, приходящаяся на 28 г. Ренан отвергал 36 г. как
возможную дату казни Иисуса, поскольку в этом году еще до Пасхи главные
действующие лица - римский прокуратор Понтии Пилат и иудейский
первосвященник Иосиф Каифа лишились своих постов. Возраст же казненного
историк оценивал в 37 лет.

У Булгакова Иешуа гораздо моложе, а его проповедническая деятельность
продолжается короткое время. Данные обстоятельства, если связать их с
евангельской датировкой проповеди Иоанна Крестителя 28 годом (согласно
исследованиям историков), указывают на 29 г. как на наиболее вероятное время
действия в ершалаимских сценах М. и М. Автор указывает, что Га-Ноцри - человек
"лет двадцати семи".

Проповедовал он явно недолго, потому что, хотя его красноречие оценил сам
Пилат, Иешуа успел увлечь за собой единственного ученика, а всезнающий,
благодаря начальнику тайной стражи Афранию, прокуратор впервые услышал о Га-
Ноцри только после его ареста. По ходу повествования Афраний упоминает, что он
"пятнадцать лет на работе в Иудее" и "начал службу при Валерии Грате". Из книги
немецкого религиеведа А. Мюллера "Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и
судья Иисуса из Назарета"(1888) Булгаков выписал годы прокураторства как Понтия
Пилата, так и Валерия Грата. Последний правил Иудеей с 15 по 25 г.
Следовательно, если Афраний произносит свою речь в 29 г., то первым годом его
службы действительно должен быть первый год прокураторства Валерия Грата - 15
г. н. э.

События московских глав в пародийном, сниженном виде повторяют события
ершалаимских через промежуток ровно в 1900 лет. В финале М. и М. в Пасхальную
ночь на воскресенье московское и ершалаимское время сливаются воедино. Это
одновременно и 5 мая (22 апреля) 1929 г. и 16 нисана 29 г. (точнее, того года
иудейского календаря, который приходится на этот год юлианского календаря) -
день, когда должен воскреснуть Иешуа Га-Ноцри, и его видят только что прощенный
Понтий Пилат, Мастер с Маргаритой и Воланд со своими помощниками.

О чем вы узнаете в продолжении?
О том, что "князь тьмы" объединяет всех и вся, о трёх мирах в "Мастере и
Маргарите" и о пугающем сходстве персонажей из московского,
ершалаимского и вечного потустороннего миров.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 6
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Становится единым пространство московского и ершалаимского миров, причем
Персонажи
происходит это в вечном потустороннем мире, где властвует "князь тьмы" Воланд.
Произведения
Ход современной жизни смыкается с романом Мастера о Понтии Пилате. Оба этих
Демонология
героя обретают жизнь в вечности, как это было предсказано Пилату - внутренним
Великий бал у Сатаны
голосом, говорившим о бессмертии, а Мастеру - Воландом, после прочтения романа
Булгаковская Москва
о прокураторе Иудеи. Роман о Пилате в сцене последнего полета стыкуется с
Театр Булгакова "евангелием от Воланда", и сам Мастер, прощая прокуратора, в один и тот же миг
Родные и близкие завершает и собственное повествование, и рассказ сатаны.
Философы
Затравленный в земной жизни автор романа о Понтии Пилате обретает бессмертие
Булгаков и мы
в вечности. Временная дистанция в 19 столетий при этом как бы свертывается, дни
Булгаковедение
недели и месяца в древнем Ершалаиме и современной Москве совпадают друг с
Рукописи другом. Такое совпадение действительно происходит во временном промежутке в
Фотогалереи 1900 лет, включающем в себя целое число 76-летних лунно-солнечных циклов
древнегреческого астронома и математика Калиппа - наименьших периодов
Сообщество Мастера
времени, содержащих равное число лет по юлианскому и иудейскому календарям.
Клуб Мастера
День христианской Пасхи становится днем воскресения Иешуа в высшей
Новый форум
надмирности и Мастера в потустороннем мире Воланда.
Старый форум
Три основных мира М. и М. - древний ершалаимский, вечный потусторонний и
Гостевая книга
современный московский не только связаны между собой (роль связки выполняет
СМИ о Булгакове
мир сатаны), но и обладают собственными шкалами времени. В потустороннем
СМИ о БЭ
мире оно вечно и неизменно, как бесконечно длящаяся полночь на Великом балу у
Лист рассылки
сатаны. В ершалаимском мире - время прошедшее, в московском мире - настоящее.
Партнеры сайта
Эти три мира имеют три соотносящихся между собой ряда основных персонажей,
Старая редакция сайта
причем представители различных миров формируют триады, объединенные
Библиотека функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего
мира, а в ряде случаев - и портретным сходством.
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Первая и наиболее значимая триада - это прокуратор Иудеи Понтий Пилат - "князь
Остальные произведения
тьмы" Воланд - директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В
Книжный интернет-
ершалаимских сценах события развиваются благодаря действиям Понтия Пилата. В
магазин
московских сценах все происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в
Лавка Мастера
потустороннем мире, проникающем в мир московский всюду, где нарушены
моральные и нравственные устои. Стравинскому же в его клинике вынуждены
беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами
Воланда и его свиты. Свои свиты есть также у Пилата и Стравинского. Пилат
пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу. Воланд спасает Мастера, но только в
своем, потустороннем мире, тогда как Стравинский безуспешно пытался спасти
автора романа о Понтии Пилате в мире московском. Власть каждого из трех по-
своему ограничена. Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия.
Воланд лишь предсказывает будущее тем, с кем соприкасается, и пробуждает
дьявольские наклонности у своих жертв. Стравинский же оказывается не в силах
предотвратить земную гибель Мастера или вернуть полное душевное спокойствие
Ивану Бездомному.

Между персонажами первой триады существует портретное сходство. Воланд - "по
виду - лет сорока с лишним" и "выбрит гладко". Стравинский - "тщательно, по-
актерски обритый человек лет сорока пяти". У сатаны есть традиционный
отличительный признак - разные глаза: "правый глаз черный, левый почему-то
зеленый", "правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, а
левый - пустой и черный, вроде как узкое угольное ухо, как выход в бездонный
колодец всякой тьмы и теней". Профессор же - человек с "очень пронзительными
глазами". Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает при первой встрече
с профессором Иван Бездомный, живо представляющий себе прокуратора Иудеи по
рассказу Воланда. Бездомный обращает внимание и на то, что директор клиники,
как и римский прокуратор, говорит на латыни.

Вторая триада: Афраний, первый помощник Понтия Пилата, - Коровьев-Фагот,
первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник
Стравинского. Связь между Афранием и Фаготом устанавливается на основе
замечательного соответствия их имен. В статье "Фагот" Энциклопедического
словаря Брокгауза и Эфрона указывается, что изобретателем этого музыкального
инструмента был итальянский монах Афранио. Между персонажами есть и внешнее
сходство. У Афрания "маленькие глаза... под прикрытыми, немного странноватыми,
как будто припухшими веками", в них "светилось незлобное лукавство", и вообще
начальник тайной стражи "был наклонен к юмору". У Коровьева "глазки маленькие,
иронические и полупьяные", и он действительно неистощимый шутник, своими
шутками наказывающий тех, кто прогневил Воланда.

Афраний же по негласному приказу Пилата карает Иуду из Кириафа за
предательство смертью. Сходны и отдельные эпизоды с участием Афрания и
Коровьева. Так, Пилат, после того как намеками дал понять, что Иуду надо убить,
вспоминает, что однажды Афраний одолжил ему денег одарить толпу нищих в
Ершалаиме. Этот эпизод придуман прокуратором, чтобы представить переданное
начальнику тайной стражи вознаграждение за будущее убийство возвращением
старого долга. Коровьев-Фагот проливает дождь денег в Театре Варьете. Но
червонцы, которыми он по воле Воланда одаривает публику, столь же мнимые, как и
монеты, будто бы одолженные Афранием Пилату для ершалаимской черни, и
превращаются в простые бумажки.

У врача Федора Васильевича, третьего члена триады, есть сходство как с
Афранием, так и с Коровьевым. Афраний во время казни Иешуа и Федор
Васильевич во время первого допроса Ивана Бездомного восседают на одинаковых
высоких табуретках на длинных ножках. Коровьев носит пенсне и усы, врач Федор
Васильевич - очки и усы с клиновидной бородкой.

Третья триада: кентурион Марк Крысобой, командир особой кентурии, - Азазелло,
демон-убийца, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана Дома Грибоедова.
Все трое выполняют палаческие функции, последний, правда, только в
воображении рассказчика М. и М., когда превращается из директора ресторана в
капитана пиратского брига в Карибском море, вздергивающего на рее
незадачливого швейцара. "Холодный и убежденный палач" Марк Крысобой имеет
своим аналогом в современном мире юмористическую фигуру.

Члены данной триады обладают и портретным сходством. Марк Крысобой и
Арчибальд Арчибальдович оба высокого роста и широкоплечи. Кентурион при своем
первом появлении закрывает собой солнце, а директор ресторана Дома Грибоедова
предстает перед читателями как видение в аду. У Марка Крысобоя и Арчибальда
Арчибальдовича широкие кожаные пояса с оружием (у директора ресторана,
правда, - только в воображаемом облике пирата). Как у Азазелло, так и у Крысобоя -
изуродованное лицо и гнусавый голос. И у всех троих палачей М. и М. есть
"смягчающие вину обстоятельства". Марка Крысобоя, по убеждению Иешуа, злым
сделали те, кто изуродовал его, и Га-Ноцри не винит кентуриона в своей смерти.
Азазелло убивает предателя Барона Майгеля в потустороннем мире, заранее зная,
что через месяц тому все равно предстоит закончить свой земной путь. Арчибальд
Арчибальдович же совершает только воображаемую казнь.

Четвертая триада - это животные, в большей или
меньшей степени наделенные человеческими чертами:
Банга, любимый пес Пилата, - кот Бегемот, любимый шут
Воланда, - милицейский пес Тузбубен, современная копия
собаки прокуратора. Банга, единственное существо,
понимающее и сочувствующее Пилату, в московском мире
вырождается пусть в знаменитую, но милицейскую собаку.
Интересно, что имя Банга- это домашнее прозвище
второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской,
образовавшееся путем эволюции различных
уменьшительных имен: Люба - Любаня - Любан - Банга
(все эти имена встречаются в письмах Булгакова к Л. Е.
Белозерской и в мемуарах последней).

Пятая триада - единственная в М. и М., которую формируют персонажи-женщины:
Низа, агент Афрания, - Гелла, агент и служанка Фагота-Коровьева - Наташа,
служанка (домработница) Маргариты. Низа заманивает в ловушку Иуду из Кириафа,
Гелла завлекает на гибельный для него Великий бал у сатаны Барона Майгеля и
вместе с обратившимся в вампира администратором Варенухой едва не губит
финдиректора Театра Варьете Римского. В Нехорошей квартире при Коровьеве-
Фаготе она выполняет роль служанки-горничной, поражая своим экстравагантным
видом (большой шрам на шее, а из одежды - только кокетливый кружевной
фартучек и белая наколка на голове) "неудачливых визитеров". Гелла, по
определению Воланда, "расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не
сумела бы оказать. Те же качества присущи и Наташе, пожелавшей сопровождать
свою госпожу даже на Великом балу у сатаны.

Далее вы узнаете:
Враги и ученики Иешуа и Мастера
Три предателя
Реальные прототипы бездарных поэтов Бездомного и Рюхина

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 7
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Герои М. и М., противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа
Персонажи
Га-Ноцри и Мастера, образуют две триады. Шестую составляют: Иосиф Каифа,
Произведения
"исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский", -
Демонология
Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа и редактор "толстого"
Великий бал у Сатаны
литературного журнала, - неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
В Ершалаиме Каифа делает все, что в его силах, для гибели Иешуа. Берлиоз,
Родные и близкие девятнадцать веков спустя, как бы вторично убивает Иисуса Христа, утверждая, что
Философы он никогда не существовал на свете. Председателя МАССОЛИТа Стравинский
путает с известным французским композитором Гектором Берлиозом (1803-1869),
Булгаков и мы
делая жертву Воланда как бы "мнимым иностранцем". Такого же "мнимого
Булгаковедение
иностранца" мы видим покупающим рыбу в Торгсине, причем даже внешне он очень
Рукописи
похож на Берлиоза - "не композитора".
Фотогалереи
Председатель МАССОЛИТа одет "в летнюю серенькую пару, был маленького роста,
Сообщество Мастера
упитан, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, и на хорошо выбритом лице
Клуб Мастера
его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе". А
Новый форум
вот портрет торгсиновского "иностранца": "низенький, совершенно квадратный
Старый форум
человек, бритый до синевы, в новенькой шляпе, не измятой и без подтеков на ленте,
Гостевая книга
в сиреневом пальто и лайковых перчатках".
СМИ о Булгакове
И Каифе, и Берлиозу, и мнимому иностранцу в сиреневом пальто в М. и М.
СМИ о БЭ
уготована злая судьба. Иудейскому первосвященнику Пилат предрекает грядущую
Лист рассылки
гибель вместе с Ершалаимом от римских легионов и подбрасывает Каифе записку,
Партнеры сайта
компрометирующую его в связях с Иудой из Кириафа. Берлиоз гибнет под колесами
Старая редакция сайта
трамвая по точному предсказанию Воланда, чтобы оказаться в потустороннем мире
Библиотека на Великом балу у сатаны. Псевдоиностранца в Торгсине ждет куда меньшее
несчастье - он оказывается в бочке с селедкой, которую только что собирался
Собачье сердце
купить, а на необыкновенное явление, в лице Коровьева-Фагота с Бегемотом, он
(иллюстрированное)
реагирует одинаково с Берлиозом - попыткой вызвать милицию, причем на
Остальные произведения
чистейшем русском языке.
Книжный интернет-
магазин
Мнимый иностранец - такой же скользкий и лишенный человеческих черт, как та
Лавка Мастера
селедка, в одной бочке с которой он оказался. Берлиоза же Булгаков обрекает на
гибель и тем самым дает хоть какое-то искупление, да и Каифу рисует не одними
черными красками, поскольку председатель Синедриона - человек твердый, гордый
и бесстрашный. В этой триаде достигается максимальное снижение персонажа
современного мира по сравнению с древним.

Седьмую триаду также образуют враги Иешуа и Мастера: Иуда из Кириафа,
служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы, - Барон Майгель, служащий
Зрелищной комиссии "в должности ознакомителя иностранцев с
достопримечательностями столицы", - Алоизий Могарыч, журналист,
осведомляющий публику о новинках литературы. Все трое - предатели. Иуда
предает Иешуа, Могарыч - Мастера, а Майгель пытается, но не успевает предать
Воланда вместе со всеми участниками Великого бала у сатаны, причем его переход
во власть "князя тьмы" предопределен с самого начала.

Иуду и Майгеля за предательство настигает смерть. Могарыч же выброшен в одних
подштанниках из Москвы Воландом, почти так же, как ранее Степа Лиходеев - в
поезд, идущий в Вятку (еще один временной знак - в 1934 г. Вятку переименовали в
Киров, но, хотя сцена с Могарычем писалась в конце 30-х годов, автор М. и М.
оставил прежнее название, подчеркивая тем самым, что действие происходит до
1934 г.). Однако Алоизий благополучно возвращается и возобновляет свою
деятельность, заменив Римского на посту финансового директора Театра Варьете.
Современный мир сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать
только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки,
роднящие их с миром потусторонних сил.

Последнюю, восьмую триаду в М. и М. формируют те, кто выступает в роли
учеников Иешуа и Мастера, а ранее - Каифы и Берлиоза: Левий Матвей, будущий
евангелист и бывший сборщик податей, ставший единственным последователем Га-
Ноцри, - поэт Иван Бездомный, друг Берлиоза и член МАССОЛИТа, ставший
единственным учеником Мастера, а позднее превратившийся в профессора
Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева, - поэт Александр
Рюхин, член МАССОЛИТа и бывший друг Бездомного, неудачно пытающийся встать
вровень с Александром Пушкиным (1799-1837) и отчаянно ему завидующий.

Левий Матвей, по словам Иешуа, неверно записывает за ним. В поэме Бездомного
облик Иисуса сильно искажен, что и доказывается "евангелием от Воланда".
Бездарные же вирши Рюхина, который пишет бодрые революционные стихи, но в
революцию давно уже не верит, профанируют пушкинские традиции поэтического
слова.

Одним из прототипов Рюхина послужил поэт Владимир Маяковский (1893-1930), а
Бездомного - поэт Александр Безыменский (1898-1973), которые находились в ссоре
и высмеивали друг друга в эпиграммах (к обоим Булгаков относился плохо из-за их
критики "Дней Турбиных"). Ссора Бездомного с Рюхиным как раз и пародирует ссору
Безыменского с Маяковским. Рюхину не удается освободиться от "учения",
навязанного Берлиозом, и он впадает в запой. Бездомный же в эпилоге М. и М.
больше не член МАССОЛИТа (к тому времени проходит несколько лет с момента
визита Воланда в Москву, и, вероятно, Булгаков здесь намекает, что МАССОЛИТ,
как и его прототип РАПП, уже распустили).

Однако профессор Иван Николаевич Понырев, навсегда оставивший служение
поэзии, так и не избавился от бациллы всезнайства, подобно тому, как Левий
Матвей и после гибели Иешуа сохраняет свою нетерпимость к другим и
уверенность, что лишь он один способен правильно истолковать учение Га-Ноцри.
Не веривший в Бога Иван Бездомный под влиянием испытаний, устроенных ему
Воландом, уверовал в дьявола. Точно так же Левий Матвей во время казни на
Лысой Горе отрекся от Бога и обратился к помощи сатаны. Бездомный причастен и к
потустороннему миру - в мир Воланда он ежегодно переносится во сне в ночь
весеннего полнолуния, вновь встречая там Мастера и Маргариту.

Подвиги Иешуа и Мастера
Уникальность Маргариты
Московская толпа убийц, палачей, отравителей и развратников
Дьявол приходит с Запада
Спешите заглянуть в продолжение!

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 8
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Два таких тесно связанных друг с другом персонажа М. и М. как Иешуа Га-Ноцри и
Персонажи
Мастер образуют не триаду, а диаду. Мастер принадлежит как современному, так и
Произведения
потустороннему миру. Он появляется на Великом балу у сатаны в праздничную,
Демонология
вечно длящуюся полночь и сопровождает Воланда в последнем полете. Иешуа Га-
Великий бал у Сатаны
Ноцри совершает жертвенный подвиг во имя истины и убеждения, что все люди
Булгаковская Москва
добрые, ценой жизни заплатив за желание говорить правду и только правду. Мастер
Театр Булгакова
же совершает подвиг творческий, создав роман о Понтии Пилате, но сломлен
Родные и близкие
гонениями и озабочен уже не художественной истиной, а поисками покоя. Таким
Философы
образом, и здесь московский персонаж снижен по сравнению с ершалаимским.
Булгаков и мы
Маргарита, в отличие от Мастера, занимает в М. и М. уникальное положение, не
Булгаковедение
имея аналогов среди других персонажей романа. Тем самым Булгаков подчеркивает
Рукописи
неповторимость любви героини к Мастеру и делает ее символом милосердия и
Фотогалереи
вечной женственности.
Сообщество Мастера
Понятие вечной женственности занимает важное место в софиологии (учении о
Клуб Мастера
Софии, премудрости Божией), разработанной такими философами как В. С.
Новый форум
Соловьев (1853-1900), С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. Любовь Маргариты
Старый форум
становится высшей ценностью на свете.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове Три мира М. и М. имеют также ряд параллельных эпизодов и описаний. Мраморная
СМИ о БЭ лестница, окруженная стенами роз, по которой спускаются Понтии Пилат со свитой
Лист рассылки и члены Синедриона после утверждения приговора Иешуа, повторена в такой же
лестнице на Великом балу у сатаны: по ней спускаются зловещие гости Воланда.
Партнеры сайта
Толпа убийц, палачей, отравителей и развратников заставляет вспомнить
Старая редакция сайта
ершалаимскую толпу, слушающую приговор и сопровождающую казнимых к Лысой
Библиотека
Горе, а также московскую толпу у касс Театра Варьете.
Собачье сердце
(иллюстрированное) Понтий Пилат и прочие, отправившие на смерть Иешуа Га-Ноцри, как бы сразу
перешли под власть "князя тьмы" и их законное место - среди гостей дьявольского
Остальные произведения
бала. Московская же толпа, рвущаяся на сеанс черной магии профессора Воланда,
Книжный интернет-
тоже отдала себя в руки "князя тьмы" и поплатилась за это "полным
магазин
разоблачением": в самый неподходящий момент доверчивые зрительницы
Лавка Мастера
лишаются подаренных Коровьевым-Фаготом модных французских туалетов и
предстают перед окружающими в неглиже.

Как и в Москве, в Ершалаиме нестерпимо печет солнце - признак близкого
появления дьявола. Получается, сам сатана направлял Понтия Пилата, когда тот
утверждал роковой приговор. Почти буквально совпадают описания ершалаимской
и московской грозы. В Ершалаиме "тьма, пришедшая со Средиземного моря,
накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие
храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила
крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары,
караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не
существовал на свете". В Москве же "эта тьма, пришедшая с запада, накрыла
громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не
было на свете". В полном соответствии с географическими реалиями на оба города
гроза в М. и М. обрушивается с Запада, однако в этом есть одновременно и точное
следование демонологической традиции, согласно которой, запад - сторона света,
связанная с дьяволом.

Московская и ершалаимская грозы олицетворяют ту роль сил зла, которая отражена
в эпиграфе к М. и М. из "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832):
"...так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно
совершает благо". Гроза в Ершалаиме сокращает муки Иешуа Га-Ноцри: из-за нее
Понтии Пилат приказывает снять оцепление и добить распятых. Однако казнить
Иешуа побудил прокуратора сам дьявол, так что посланная Воландом по
обращенному к нему призыву Левия Матвея туча только умеряет зло, творимое
сатаной, приносит благо, только частично уменьшающее злодейство. Равным
образом московская туча гасит начавшиеся в городе пожары, но эти пожары
устроили Коровьев и Бегемот - спутники Воланда.

На крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой вечный
мир, в последний приют Мастера и Маргариту. Там автор романа о Понтии Пилате
вновь обретет возможность творить. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни
в Москве, затравили, выгнали из жилища и вынудили искать пристанища у дьявола,
действовали с благословения Воланда. Это становится ясным из слов "князя тьмы"
в тот момент, когда он покидает Москву:
" - Ну что же, - обратился к нему Воланд с высоты своего коня, - все счета
оплачены? Прощание совершилось?
- Да, совершилось, - ответил мастер и, успокоившись, поглядел в лицо Воланду
прямо и смело.
Тут вдалеке за городом возникла темная точка и стала приближаться с
невыносимой быстротой. Два-три мгновения, точка эта сверкнула, начала
разрастаться. Явственно послышалось, что всхлипывает и ворчит воздух.
- Эге-ге, - сказал Коровьев, - это, по-видимому, нам хотят намекнуть, что мы
излишне задержались здесь. А не разрешите ли мне, мессир, свистнуть еще раз?
- Нет, - ответил Воланд, - не разрешаю. - Он поднял голову, всмотрелся в
разрастающуюся с волшебной быстротою точку и добавил: - У него мужественное
лицо, он правильно делает свое дело, и вообще все кончено здесь. Нам пора!
И тогда над горами покатился, как трубный голос, страшный голос Воланда:
- Пора!! - и резкий свист и хохот Бегемота".

Далее:
Сталин - наместник дьявола
В "Мастере и Маргарите" ни у кого нет родственников
Первые христиане - люди, которым нечего терять
"Крови еще будет"
Гуманен только дьявол

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 9
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Воланд не позволяет Коровьеву свистом уничтожить посланный против них
Персонажи
истребитель и приказывает своей свите покинуть Москву, поскольку уверен, что этот
Произведения
город и страна останутся в его власти, пока здесь господствует человек с
Демонология
мужественным лицом, который "правильно делает свое дело" . Этот человек - И. В.
Великий бал у Сатаны
Сталин.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Столь прямой намек, что "великий вождь и учитель", глава Коммунистической
Родные и близкие партии и абсолютный, к тому же безжалостный диктатор пользуется
Философы благорасположением дьявола, особенно напугал слушателей последних глав М. и
М. 15 мая 1939 г. (а ведь роман Булгаков собирался подать наверх, т. е. Сталину!).
Булгаков и мы
Булгаковедение
Это место в не меньшей степени страшило и последующих издателей булгаковского
Рукописи романа. Хотя цитированный фрагмент содержался в последней машинописи М. и М.
Фотогалереи и не был отменен последующей правкой, он не попал в основной текст ни в одном
из осуществленных до сих пор изданий.
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
Во всех трех главных мирах М. и М. можно заметить одну очень важную черту.
Новый форум
Практически никто из основных персонажей не связан между собой узами родства,
Старый форум свойства или брака. Упоминается отец Иешуа, которого Га-Ноцри не помнит, муж
Гостевая книга Маргариты и жена Мастера, жены и мужья некоторых других, сугубо второстепенных
действующих лиц, дядя Берлиоза и его сбежавшая в Харьков с балетмейстером
СМИ о Булгакове
жена, но все они - на далекой периферии действия.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
В отличие от многих всемирно известных произведений, представляющих собой
Партнеры сайта
семейные хроники, вроде "Войны и мира" (1863-1869) Льва Толстого (1828-1910),
Старая редакция сайта
"Будденброков" (1901) Томаса Манна (1875-1955) или "Саги о Форсайтах" (1906-
Библиотека 1928) Джона Голсуорси (1867-1933), в М. и М. основой развития сюжета служат
связи между героями, вытекающие в первую очередь из их положения в древнем,
Собачье сердце
инфернальном и современном обществе.
(иллюстрированное)
Остальные произведения
В ершалаимском мире и Иешуа, и Пилат, и Каифа, и Иуда из Кириафа, и Афраний, и
Книжный интернет-
Левий Матвей даны вне каких-либо семейных или родственных отношений, хотя
магазин
такие отношения в римском и иудейском обществе I в. н. э. играли исключительно
Лавка Мастера
большую роль. В то же время, Римская империя и Иудея были обществами
чрезвычайно иерархичными, и вполне закономерно, что в ершалаимских сценах М.
и М. отношения главных действующих лиц определяются их положением в местной
иерархии, поставленном в связь с судьбой Иешуа Га-Ноцри.

Например, Понтию Пилату подчинены Афраний и Марк Крысобой, Афранию - его
агенты Толмай и Низа, а так же безымянные убийцы Иуды из Кириафа, кентуриону
Марку - легионеры его кентурии и палачи, осуществляющие казнь. Все они по
приказу прокуратора Иудеи сначала казнят Иешуа и двух разбойников, а затем
осуществляют убийство Иуды.

Сам же Иуда находится на службе у иудейского первосвященника Иосифа Каифы и
по его заданию доносит на Иешуа. Другое дело, что при этом он обуреваем
страстью к деньгам и Низе (деньги для него - средство купить ее любовь), однако
возлюбленная Иуды выполняет поручение Афрания и сама предает предателя,
завлекая в роковую ловушку.

Иосиф Каифа находится на самой вершине иудейской иерархии, но над ним есть и
более высокая власть римского прокуратора. А над прокуратором Понтием
Пилатом, самым могущественным римлянином в Иудее, есть верховная власть
хитрого и беспощадного кесаря Тиверия (43 или 42 до н. э. - 37 н. э.). Потому-то и
трусит прокуратор и, опасаясь доноса Каифы в Рим, поступает против своей
совести, утверждая приговор невиновному и очень симпатичному ему лично
человеку - Иешуа Га-Ноцри.

Левий Матвей в М. и М. по своему общественному положению двойственен: с одной
стороны, он иудей и обязан беспрекословно подчиняться Синедриону и Каифе, с
другой стороны, собирает подати для римлян, находится пусть на одной из низших
ступенек, но римской иерархии и потому сравнительно независим от иерархии
иудейской.

Сам Иешуа Га-Ноцри - человек, стоящий вне какой-либо иерархии, обыкновенный
бродяга. Его учение как раз и противостоит всякой иерархии, выдвигает на первый
план свойства человека как такового. Неслучайно первым и единственным при
жизни основателя последователем этого учения становится Левий Матвей, чье
положение в общественной иерархии достаточно неопределенно. Ему
психологически легче выйти из старой иерархии и войти в состав новой общины, на
первых порах иерархии лишенной и состоящей всего из двух членов - Иешуа и его
самого.

Кстати сказать, первыми христианами на самом деле становились люди, подобные
Иешуа и Матвею, и здесь автор М. и М. нисколько не погрешил против исторической
истины. Отношения Иешуа Га-Ноцри и Левия Матвея, учителя и ученика, строятся
на признании вторым морального авторитета первого и его проповеди без какого-
либо принуждения.

Однако в фигуре Левия Матвея уже можно увидеть грядущую трансформацию
учения, из которого в будущем возникла строго иерархичная христианская церковь.
Первый и единственный ученик Иешуа уже воплощает в себе крайнюю
нетерпимость и стремление жестко разделить всех людей на друзей и врагов - а
ведь это основа и для новой иерархии по степени приверженности учению, по
чистоте следования догматам веры. Новая религия вызовет не менее страшные
войны, чем прежде, станет поводом для истребления иноверцев, и это предвидит
Левий Матвей, когда говорит Понтию Пилату, обвиняющему его в жестокости, что
"крови еще будет".

Здесь находит завершение важная для Булгакова тема "цены крови", волновавшая
его в "Красной короне" и "Белой гвардии", "Днях Турбиных" и "Беге". Автор М. и М.
приходит к убеждению, что ничья жертва не заставит людей прекратить проливать
кровь себе подобных.

Вечная, раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире.
Воланду подвластна вся его свита. Самый близкий к дьяволу по положению -
Коровьев-Фагот, первый по рангу среди демонов, главный помощник сатаны. Фаготу
подчиняются Азазелло и Гелла. Несколько особое положение занимает кот-
оборотень Бегемот, любимый шут и своего рода наперсник "князя тьмы" (таким же
образом в ершалаимском мире с Пилатом оказывается связан только его любимый
пес Банга).

Современный московский мир - тоже мир иерархический. Четкая иерархия есть в
возглавляемом Берлиозом МАССОЛИТе, в Театре Варьете, в клинике Стравинского.
Только отношения двух, в честь кого назван роман, определяются не иерархией, а
любовью. Мастер не принадлежит к могущественной иерархии литературного,
окололитературного или надлитературного мира, и поэтому его гениальный роман
не может увидеть света. В обществе, построенном на строгой партийной иерархии,
Мастеру, совершенно не знакомому с политической конъюнктурой, в конце концов
не остается места. Подобно Иешуа, он, хотя и бессознательный, но бунтарь против
железных тисков иерархии, и потому обречен на гибель, как и мирный проповедник
крамольной мысли, что "злых людей нет на свете".

Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями
Булгаков утверждает самим романом, неслучайно названном М. и М. В мире, где
роль и действия человека определяются его общественным положением, все-таки
существуют добро, правда, любовь, творчество, но им приходится скрываться в мир
потусторонний, искать защиты у самого дьявола - Воланда. Автор романа полагал,
что общество истины и справедливости можно создать, только опираясь на эти
ценности гуманизма.

Трехмирность по Флоренскому
Москва - только пародия на Ершалаим
Священное число три
Немного философии и психоанализа
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 10
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Трехмирность М. и М. можно соотнести со взглядами известного русского
Персонажи
религиозного философа, богослова и ученого-математика П. А. Флоренского. В
Произведения
булгаковском архиве сохранилась его книга "Мнимости в геометрии" (1922), на
Демонология
которой автор М. и М. сделал многочисленные пометы. Булгаков был также хорошо
Великий бал у Сатаны
знаком с главным трудом П. А. Флоренского "Столп и утверждение истины" (1914),
Булгаковская Москва
который имелся, в частности, в библиотеке друга писателя П. С. Попова.
Театр Булгакова
Родные и близкие В этом сочинении философ развивал мысль о том, что "троичность есть наиболее
Философы общая характеристика бытия", связывая ее с христианской Троицей. В "Мнимостях в
геометрии" Флоренский особо выделил надмирную область Неба, где должны
Булгаков и мы
действовать законы мнимого пространства. Троичная структура М. и М. во многом
Булгаковедение
выглядит отражением этих идей философа.
Рукописи
Фотогалереи У Булгакова персонажи современного и потустороннего миров как бы пародируют,
воспроизводя в сниженном виде, героев древнего, евангельского мира,
Сообщество Мастера
превращающегося в финале М. и М. в надмирность, где прощенный Пилат, наконец,
Клуб Мастера
встречается с Иешуа, но куда не дано попасть Мастеру и Маргарите, обретающим
Новый форум
свой последний приют вне света. Мнимое пространство у Булгакова - это и
Старый форум
местопребывание сил тьмы, куда возвращается Воланд со своей свитой.
Гостевая книга
Флоренский в "Столпе и утверждении истины" отмечал, что "число три, в нашем
СМИ о Булгакове
разуме характеризующее безусловность Божества, свойственно всему тому, что
СМИ о БЭ
обладает относительной самозаключенностью, - присуще заключенным в себе
Лист рассылки
видам бытия. Положительно, число три являет себя всюду как какая-то основная
Партнеры сайта
категория жизни и мышления".
Старая редакция сайта
Библиотека В качестве примеров он привел трехмерность пространства; три основные
категории времени: прошедшее, настоящее и будущее; наличие трех
Собачье сердце
грамматических лиц практически во всех языках; минимальный размер полной
(иллюстрированное)
семьи в три человека: отец, мать, дитя; философский закон трех моментов
Остальные произведения
диалектического развития: тезис, антитезис, синтез; а также наличие трех координат
Книжный интернет-
человеческой психики, выражающихся в каждой отдельной личности: разума, воли и
магазин
чувства.
Лавка Мастера

Сюда можно добавить широко известный в лингвистике факт, что никогда не
заимствуются из других языков названия первых трех числительных: один, два и
три, а также то неоспоримое обстоятельство, что в художественной литературе
трилогий значительно больше, чем дилогий или тетралогий.

Флоренский доказал, что троичность как основную категорию бытия невозможно
логически вывести ни из каких оснований и потому возводил ее к изначальному
триединству Божественной Троицы. Элементы троичности присутствуют не только в
христианстве, но и в подавляющем большинстве других религий народов мира.

Если же подходить к проблеме троичности с точки зрения науки, а не веры, то
троичность бытия можно объяснить троичностью человеческого, которая, в свою
очередь, скорее всего связана с установленной асимметрией функций полушарий
головного мозга. Ведь число 3 - это простейшее выражение асимметрии в целых
числах по формуле 3=2+1, тогда как простейшая формула симметрии 2=1+1.

Троичность мышления сводится к тому, что окружающую действительность человек
воспринимает как трехсоставную. В связи с этим можно указать также, что
подавляющее большинство исторических и историософских теорий, призванных
объяснить явления действительности, не относящиеся непосредственного к
мышлению одного человека, все равно несут в себе троичную структуру. Поэтому
они вряд ли корректны, поскольку передают не особенности объясняемого, а
особенности мышления, бессознательно присущие творцам этих теорий.

В качестве примера можно привести то, что в истории различных цивилизаций, как и
в жизни человека, всегда выделяют молодость, зрелость и старость (или
зарождение, расцвет и упадок). На самом деле данная периодизация не имеет
отношения к существованию той или иной цивилизации, а только к способу его
истолкования историком или философом.

Еще один пример - выделение Я, ОНО и Сверх-Я в психоанализе австрийского
психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Получается, что для объяснения
действительности адекватно самой действительности нам необходимо
абстрагироваться от особенностей нашего мышления. В М. и М. художественное
истолкование действительности по сознательной воле автора оформлено в
троичную структуру, ставшую основой композиции романа. Однако религиозного
содержания сама по себе она здесь не несет.

Многие свойства троичности, выявленные Флоренским, отразились в М. и М. Для
Булгакова троичность тоже оказывается соответствующей Истине, на ней не только
основана пространственно-временная структура М. и М., но и держится этическая
концепция романа. В М. и М. есть четвертый, мнимый мир и соответствующий ему
ряд персонажей. Этот мир, в полном согласии с мыслями Флоренского, не является
структурообразующим и не имеет самостоятельного значения.

Мнимый мир в романе
На доносчиков всегда есть спрос
Путаница с котами
Аннушка - пособник сатаны
Стоит заглянуть в продолжение!

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 11
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Мнимый мир романа - это новая ипостась в недрах современного московского мира,
Персонажи
связанная пространственно с Театром Варьете и Нехорошей квартирой No50 в доме
Произведения
302-бис по Садовой. Персонажи мнимого мира дополняют триады первых трех
Демонология
миров до тетрад: 1) Понтий Пилат - Воланд - Стравинский - финдиректор Варьете
Великий бал у Сатаны
Римский; 2) Афраний - Коровьев-Фагот- врач Федор Васильевич - администратор
Булгаковская Москва
Варьете Варенуха; 3) Марк Крысобой - Азазелло - Арчибальд Арчибальдович-
Театр Булгакова
директор Театра Варьете Степан Богданович Лиходеев; 4) Банга - Бегемот -
Родные и близкие
Тузбубен - кот, задержанный неизвестным в Армавире в эпилоге М. и М.; 5) Низа -
Философы
Гелла - Наташа - соседка Берлиоза и Лиходеева Аннушка-Чума, 6) Иосиф Каифа -
Михаил Александрович Берлиоз - неизвестный в Торгсине, выдающий себя за
Булгаков и мы
иностранца - Жорж Бенгальский, конферансье Театра Варьете, 7) Иуда из Кириафа
Булгаковедение
- Барон Майгель - Алоизий Могарыч - Тимофей Квасцов, жилец дома 302-бис по
Рукописи
Садовой; 8) Левий Матвей - Иван Бездомный - Александр Рюхин - Никанор
Фотогалереи
Иванович Босой, председатель жилтоварищества дома 302-бис по Садовой.
Сообщество Мастера
Клуб Мастера В мнимом мире, в полном соответствии с положениями, разработанными
Флоренским в книге "Мнимости в геометрии", герои свершают мнимые действия с
Новый форум
мнимыми же результатами. Кажется, что Римский направляет весь ход действия в
Старый форум
Театре Варьете (формальный глава Театра Варьете Степа Лиходеев исчезает в
Гостевая книга
самом начале событий). Он сообщает куда следует о таинственных обитателях
СМИ о Булгакове
Нехорошей квартиры и о подозрительном сеансе черной магии заезжего гастролера
СМИ о БЭ
Воланда. Однако на самом деле власть Римского призрачна и на ход событий никак
Лист рассылки
не влияет. Финдиректор не в силах предотвратить, например, исчезновение
Партнеры сайта
администратора Варенухи, так и не добравшегося с донесением до компетентных
Старая редакция сайта
органов, или последствия злополучного сеанса.
Библиотека
Когда Понтий Пилат ожидает прихода начальника тайной стражи Афрания с
Собачье сердце
донесением об убийстве Иуды из Кириафа, ему кажется, что "кто-то сидит в пустом
(иллюстрированное)
кресле" в тот момент, когда "приближалась праздничная ночь" и "вечерние тени
Остальные произведения
играли свою игру". Прокуратору привиделся образ его помощника, которого на
Книжный интернет-
самом деле в кресле не было. В такую же ночь, предшествовавшую празднику
магазин
весеннего полнолуния - Великому балу у сатаны, Римский, как Пилат Афрания, с
Лавка Мастера
неизъяснимой тревогой ждет возвращения своего помощника Варенухи, который
выполняет функции доносчика, как и Иуда из Кириафа.

Наконец, финдиректор замечает администратора Театра Варьете сидящим в кресле
в его, Римского, кабинете. Но вскоре выясняется, что в кресле сидит не прежний
Варенуха, а не отбрасывающий тени вампир - мнимое подобие администратора. В
отличие от Афрания, успешно организовавшего убийство Иуды из Кириафа,
Варенуха задание Римского провалил, так и не добравшись до нужного ему
учреждения: вместо ОГПУ администратор попал в нужник, где его избили Азазелло
и Бегемот, а Гелла превратила в вампира. Однако новоявленный вампир пытается
заставить Римского поверить, будто все обстоит благополучно, рассказывая
фантастические подробности визита в органы.

Армавирского кота принимают за спутника Воланда, волшебного кота Бегемота,
умеющего ходить на двух ногах, платить за себя в трамвае и говорить человеческим
голосом. Потому-то несчастное животное ведут в милицию со связанными
передними лапами. Но задержанный кот оказывается самым обыкновенным, и в
кота-оборотня превращается только в воображении схватившего его не вполне
трезвого гражданина.

Отчество Степы Лиходеева - Богданович откровенно пародийно. Не Бог, а черт
принес пьяницу и развратника директора на голову сотрудников Театра Варьете.
Неслучайно Римский постоянно чертыхается в его адрес. Лицо Лиходеева порой
выглядит столь же уродливо, как и лицо искалеченного на войне Марка Крысобоя,
но это - мнимое уродство, следствие непроходящего похмелья, в котором
пребывает Степан Богданович.

Лиходеев - директор Театра Варьете, а Арчибальд Арчибальдович - директор
ресторана Дома Грибоедова. Но им впору поменяться местами. Артистический
Арчибальд Арчибальдович был бы на месте в Театре Варьете, а пьяница и
чревоугодник Степа Лиходеев вольготно чувствовал бы себя на посту директора
ресторана (недаром в эпилоге он стал заведующим большого ростовского
гастронома, тогда как Арчибальд Арчибальдович успел покинуть Дом Грибоедова за
мгновение до рокового пожара). Степа Лиходеев - мнимый директор Театра
Варьете, от которого там ничего не зависит, и в самом начале действия аналог
Лиходеева в потустороннем мире Азазелло по приказу Воланда выбрасывает
Степана Богдановича из Москвы в Ялту.

Подобно тому, как Низа завлекает в ловушку Иуду, способствуя его гибели, Аннушка
разливает масло на трамвайные рельсы, невольно (или по внушению Воланда?)
вызывая смерть Берлиоза. Она здесь - лишь мнимый, невольный пособник
потусторонних сил, тогда как Низа действует по прямому поручению Афрания.

Конферансье Жорж Бенгальский, как и Михаил Александрович Берлиоз, лишился
головы, но гибель его только кажущаяся, мнимая, род фокуса, ибо к концу сеанса
черной магии голову конферансье возвращают на место. Впрочем, она
Бенгальскому для работы и не нужна - настолько механически, заучены и глупы все
его остроты.

Соседи считают, что на председателя жилтоварищества Никанора Ивановича
Босого донес Тимофей Квасцов. Но на самом деле Квасцов - предатель мнимый,
так как злую шутку с Босым сыграл Коровьев-Фагот, который лишь назвался
Квасцовым. Наказанный нечистой силой Никанор Иванович уверовал сразу и в Бога,
и в дьявола, подобно тому, как поэт Иван Бездомный сначала поверил в реальность
Воланда, а затем - в историю Иешуа и Пилата. Подобно Бездомному, ставшему
Поныревым, Босой раскаивается и отрекается от своего прошлого... но только во
сне, и его сон как бы пародийно предвосхищает следующий непосредственно за ним
в повествовании сон Бездомного, где расположившийся по соседству с
председателем жилтоварищества в клинике Стравинского поэт видит казнь Иешуа.
А вот вернувшийся к исполнению прежних обязанностей и оставшийся хапугой и
грубияном Никанор Иванович из своего сновидения вынес только необъяснимую
ненависть к артисту Куролесову, ненависть вполне мнимую, поскольку артист
никогда в жизни управдома не встречал и ничего дурного ему не сделал.

Мнимый мир как бы создан действиями Воланда и его свиты в качестве особого
отражения мира потустороннего. На самом деле и Театр Варьете, где людей
одаривают воображаемыми деньгами и нарядами, и Нехорошая квартира,
разрастающаяся до "черт знает каких размеров" во время Великого бала у сатаны, -
это часть современного московского мира, воплотившиеся в зрительные образы
человеческие пороки. Другие миры М. и М. отражаются в мнимом мире как в
громадном, причудливом зеркале.

Так, имя и отчество Бездомного (Иван Николаевич) почти повторяется в
перевернутом виде в имени и отчестве Босого (Никанор Иванович). Имя
Бенгальского (Жорж) - французского происхождения, как и фамилия председателя
МАССОЛИТа (Берлиоз). Конферансье - такой же "мнимый иностранец", как и два
других члена соответствующей тетрады, причем мнимость имени здесь очевидна,
потому что Жорж Бенгальский - это наверняка сценический псевдоним.

Ценность творческой личности
"Мастер и Маргарита" - роман-памятник Москве
Булгаков терпеть не мог столицы
Как Советская власть дни недели устраняла
Об этом и многом другом - далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 12
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
П. А. Флоренский в "Столпе и утверждении истины" пришел к выводу: "Личность,
Персонажи
сотворенная Богом, - значит святая и безусловно ценная своею внутренней
Произведения
сердцевиною, - личность имеет свободную творческую волю, раскрывающуюся
Демонология
как систему действий...". Такой единственной творческой личностью в
Великий бал у Сатаны
ершалаимском мире М. и М. выступает Иешуа, а в московском - Мастер.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова Флоренский утверждал, что "получает человек по мере того, как отдает себя; и,
Родные и близкие когда в любви всецело отдает себя, тогда получает себя же, но обновленным,
утвержденным, углубленным в другом, т. е. удваивает свое бытие". Маргарита в М.
Философы
и М. обретает посмертное бытие за свою любовь к Мастеру, Мастер - за свой
Булгаков и мы
творческий подвиг, выразившийся в создании гениального романа о Понтии Пилате,
Булгаковедение
а Иешуа Га-Ноцри - единственный, кто заслуживает высшее, надмирное бытие, за
Рукописи
свою безоговорочно жертвенную приверженность Истине.
Фотогалереи
В М. и М. отразился даже оптический принцип, сформулированный Флоренским. Он
Сообщество Мастера
проявляется, когда перед Великим балом у сатаны Маргарита смотрит в
Клуб Мастера
хрустальный глобус Воланда. Она "наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик
Новый форум
земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную
Старый форум
карту. А затем она увидела и ленточку реки и какое-то селение возле нее. Домик,
Гостевая книга
который был размером с горошину, разросся и стал как бы спичечная коробка.
СМИ о Булгакове
Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом черного
СМИ о БЭ дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробочки ничего не осталось,
Лист рассылки кроме кучечки, от которой валил черный дым. Еще приблизив свой глаз, Маргарита
разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже
Партнеры сайта
крови разметавшего руки маленького ребенка". Здесь эффект изображения по
Старая редакция сайта
Флоренскому усиливает тревожное состояние Маргариты, пораженной ужасами
Библиотека
войны.
Собачье сердце
(иллюстрированное) Сама трехмирная структура М. и М. может служить своеобразной иллюстрацией к
Остальные произведения оптическому явлению, разобранному и истолкованному Флоренским. Когда читатель
знакомится с ожившим миром древней легенды, реальным до осязаемости,
Книжный интернет-
потусторонний и московский миры воспринимаются порой как полусуществующие
магазин
(хотя при этом мир Воланда часто кажется реальнее современного мира).
Лавка Мастера
Угаданный Мастером Ершалаим во многом ощущается как действительность, а
город, где живет он сам, нередко кажется призрачным.

М. и М. - роман сатирический, философский, а в ершалаимских сценах - еще и
эпический. Вместе с тем, это роман городской, ставший грандиозным памятником
Москве, многие здания и улицы которой в нашем сознании связываются теперь с М.
и М. Парадокс заключается в том, что сам Булгаков так до конца жизни и не смог
полюбить Москву, отдавая предпочтение родному Киеву.

Это зафиксировано, в частности, в дневниковой записи сестры Булгакова Надежды
о встрече с братом 7 января 1940 г., уже во время его смертельной болезни:
"Разговор о нелюбви к Москве: даже женские голоса не нравятся (московский
контральто)". Может быть, поэтому московские пейзажи в романе нарисованы с
некоторой иронией, а герои-москвичи - персонажи сатирические или
юмористические.

Время действия московских сцен М. и М. непосредственно предшествуют одной
важной календарной реформе в СССР. Как раз в мае 1929 г. традиционная
семидневная неделя была заменена шестидневкой (пять дней рабочих, шестой -
выходной), в связи с чем прежние названия дней были заменены казенно-
канцелярскими терминами: "первый день шестидневки", "второй день шестидневки"
и т. д. Возврат к прежней семидневной неделе и названиям ее дней произошел
только в июне 1940 г. Таким образом, события московской части М. и М. происходят
в одну из последних дореформенных недель.

Советская власть стремилась порвать с календарем, тесно связанным с
христианской религией, Булгаков же своим романом как бы восстанавливал
непрерывность культуры в таком важном измерении человеческого бытия как
время.

В М. и М. отразилась и антирелигиозная кампания, развернутая в советских газетах
на Страстную неделю 1929 г. Например, в "Вечерней Москве" 29 апреля была
помещена статья М. Шеина "Маскарад. Классовый враг под флагом религии". В
булгаковском романе упоминается похожая по названию статья "Враг под крылом
редактора", направленная против романа Мастера о Понтии Пилате и
принадлежащая перу критика Аримана, чья фамилия (или псевдоним) заставляет
вспомнить носителя злого начала в зороастрийской религии.

В статье М. Шеина сообщалось, что осенью 1928 г. в Брянске "местный
православный архиерей в качестве почетного гостя присутствовал на богослужении
в еврейской синагоге в праздник "Судный день". В том же номере газеты в статье Э.
Гарда "Зарисовки с натуры в бывшем божьем особняке" рассказывалось о том, как в
здании церкви разместилась выставка Наркомздрава. Это вызвало недоумение у
старушек, по привычке зашедших в храм, где "на стенах, вместо постных святых, -
картины и музейные экспонаты на боевую тему: - Как быть всегда здоровым".

Всесоюзный съезд безбожников
Фантастика Гофмана и Булгакова
Происхождение афоризма "Рукописи не горят"
Мастер и Маргарита воскресли из пепла
Читайте завершение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 13
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В М. и М. Воланд и его свита, заняв Нехорошую квартиру, служат там "черную
Персонажи
мессу", причем Азазелло говорит про Степана Богдановича Лиходеева, что "он
Произведения
такой же директор, как я архиерей!" Пришедший в квартиру буфетчик Театра
Демонология
Варьете Соков застает там как бы церковную атмосферу: свет из окон похож на тот,
Великий бал у Сатаны
что бывает в церкви, стоит запах ладана, а стол покрыт церковной парчой. В
Булгаковская Москва
редакции 1929 г. буфетчик после неудачного визита к Воланду отправлялся в храм,
Театр Булгакова
который оказался превращен в аукционную камеру по продаже музейных
Родные и близкие
экспонатов, вроде шубы царя Александра III (1845-1894). При этом, как и в заметке
Философы
Э. Гарда, "ни одного лика святого не было в храме. Вместо них, куда ни кинь взор,
висели картины самого светского содержания".
Булгаков и мы
Булгаковедение
Интересно, что 12 июня 1929 г., как
Рукописи
сообщила на следующий день газета
Фотогалереи
"Правда", в Москве докладами секретаря
Сообщество Мастера ЦКК видного антирелигиозного
публициста Емельяна Ярославского (М.
Клуб Мастера
И. Губельмана) (1878-1943) и Н. И.
Новый форум
Бухарина открылся Всесоюзный съезд
Старый форум
безбожников. В первой редакции М. и М.,
Гостевая книга
датированной 1929 г., к 12 июня были
СМИ о Булгакове
приурочены все чудеса, которые
СМИ о БЭ
последовали за сеансом черной магии в Театре Варьете. В окончательном тексте за
Лист рассылки
ними в тот же день следовал Великий бал у сатаны. Можно предположить, что и в
Партнеры сайта
ранней редакции подобный бал или шабаш также непосредственно следовал за
Старая редакция сайта чудесами черной магии и приходился на 12 июня, пародируя съезд безбожников.
Библиотека
1 мая 1929 г., судя по газетным сообщениям, в Москве наблюдалось резкое
Собачье сердце
потепление, необычное для этого времени года. В М. и М. Булгаков
(иллюстрированное)
трансформировал это явление природы в небывало жаркий вечер первого дня,
Остальные произведения
когда Воланд со свитой прибыли в Москву. Здесь писатель учитывал, что сатану
Книжный интернет- традиционно связывали с адским пламенем, и поэтому его приближение вызывает
магазин
сильную жару.
Лавка Мастера
В письме Е. С. Булгаковой от 6-7 августа 1938 г. автор М. и М. сообщал: "Я случайно
напал на статью о фантастике Гофмана. Я берегу ее для тебя, зная, что она поразит
тебя так же, как и меня. Я прав в "Мастере и Маргарите"! Ты понимаешь, чего стоит
это сознание - я прав!" Речь здесь шла о статье литературоведа и критика Израиля
Владимировича Миримского (1908-1962) "Социальная фантастика Гофмана",
опубликованной в No5 журнала "Литературная учеба" за 1938 г. (этот номер
сохранился в булгаковском архиве). Писатель был поражен, насколько
характеристика творчества Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822) оказалась
приложима к М. и М.

Друг Булгакова драматург Сергей Ермолинский (1900-1984) вспоминал, как писатель
разыграл его со статьей Миримского: "Однажды он пришел ко мне и торжественно
объявил:
- Написали! Понимаешь, написали!
И издали показал мне номер журнала, одна из статей которого в ряде мест была им
густо подчеркнута красным и синим карандашом.
- "Широкая публика его охотно читала, но высшие критики относительно него
хранили надменное молчание", - цитировал Булгаков и, перебрасываясь от одной
выдержки к другой, продолжал: - "К его имени прикрепляются и получают хождение
прозвания, вроде спирит, визионер и, наконец, просто сумасшедший... Но он
обладал необыкновенно трезвым и практическим умом, предвидел кривотолки
своих будущих критиков. На первый взгляд его творческая система кажется
необычайно противоречивой, характер образов колеблется от чудовищного гротеска
до нормы реалистического обобщения. У него черт разгуливает по улицам города..."
- Тут Булгаков даже руки простер от восторга: - Вот это критик! Словно он читал мой
роман! Ты не находишь? - И продолжал:
- "Он превращает искусство в боевую вышку, с которой, художник творит
сатирическую расправу над всем уродливым в действительности..." Булгаков читал,
незначительно изменяя текст..."

По заключению Ермолинского, в этой статье "содержались замечания, пронзительно
задевшие" автора М. и М. В работе Миримского Булгакова привлекло также
определение стиля немецкого романтика. Писатель отметил следующие слова:
"Стиль Гофмана можно определить как реально-фантастический. Сочетание
реального с фантастическим, вымышленного с действительным. .." Булгаков явно
соотносил со своим Мастером утверждение Миримского: "...Если гений заключает
мир с действительностью, то это приводит его в болото филистерства, "честного"
чиновничьего образа мыслей; если же он не сдается действительности до конца, то
кончает преждевременной смертью или безумием" (последний вариант реализуется
в судьбе булгаковского героя).

Творец М. и М. подчеркнул и мысль о том, что "смех Гофмана отличается
необыкновенной подвижностью своих форм, он колеблется от добродушного юмора
сострадания до озлобленной разрушительной сатиры, от безобидного шаржа до
цинически уродливого гротеска". В М. и М. черт выходит на улицы Москвы, а
добродушный смех над достойной сострадания публикой на сеансе черной магии в
Театре Варьете, где оторванная голова бездумного конферансье Жоржа
Бенгальского в конце концов благополучно становится на место, сочетается с
сатирическим обличением советского литературного цеха, голова руководителя
которого, Михаила Александровича Берлиоза, бесследно исчезает после гибели
председателя МАССОЛИТа на трамвайных рельсах.

Слова Воланда "Рукописи не горят" и воскресение из пепла "романа в романе" -
повествования Мастера о Понтии Пилате - это иллюстрация широко известной
латинской пословицы: "Verba volant, scripta manent". Интересно, что ее часто
употреблял М. Е. Салтыков-Щедрин, один из любимых авторов Булгакова. В
переводе она звучит так: "Слова улетают, написанное остается".

То, что имя сатаны в М. и М. практически совпадает со словом "volant", скорее всего
неслучайно. То, что слова действительно улетают, свидетельствует шум, похожий
на получающийся от взмахов птичьих крыльев. Он возникает во время шахматной
партии Воланда и Бегемота после схоластической речи последнего о силлогизмах.
Пустые слова на самом деле не оставили после себя следа и нужны были Бегемоту
только затем, чтобы отвлечь внимание присутствующих от жульнической
комбинации со своим королем.

Роману же Мастера с помощью Воланда суждена долгая жизнь. Сам Булгаков,
уничтоживший первую редакцию М. и М., убедился, что раз написанное уже
невозможно изгнать из памяти, и в результате оставил после смерти в наследство
потомкам рукопись великого произведения.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Мейринк Густав ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
ейринк (МАЙРИНК) Густав (1868-1932) - австрийский писатель, один из
Произведения
основоположников мистического реализма ("магический реализм", "черная
Демонология
фантастика", "черная романтика"). Оказал влияние на творчество Булгакова,
Великий бал у Сатаны
особенно на роман "Мастер и Маргарита".
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
М. родился 19 января 1868 г. в столице Австрии Вене. Он был незаконнорожденным
Родные и близкие
сыном австрийского государственного министра и театральной актрисы. Учился в
Философы гимназиях Мюнхена, Гамбурга и Праги. В 1888 г. М. окончил пражскую Торговую
Академию. После этого вместе с племянником поэта Кристиана Моргенштерна
Булгаков и мы
основал торговый банк "Мейер и Моргенштерн".
Булгаковедение
Рукописи
В 1892 г. женился на Ядвиге Марии Цертель, однако брак быстро распался
Фотогалереи (официальный развод последовал в 1905 г.). В 1892 г. пережил острый духовный
кризис, который привел его к идее самоубийства. То, что за этим последовало, М.
Сообщество Мастера
описал в посмертно опубликованном автобиографическом рассказе "Лоцман": когда
Клуб Мастера
он уже хотел совершить задуманное, ему в дверную щель просунули тонкую
Новый форум
брошюру "Жизнь после смерти", что резко переменило намерения потенциального
Старый форум
самоубийцы.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове М. увлекся оккультизмом, участвовал в учреждении пражского отделения
теософского общества "У голубой звезды", там же в Праге вошел в кружок мистиков,
СМИ о БЭ
возглавлявшийся Вебером Алоизом Майлендером. В 1892 г. М. был обвинен в
Лист рассылки
использовании спиритизма при проведении банковских операций и, прежде чем
Партнеры сайта
была доказана его невиновность, два с половиной месяца он провел в тюрьме.
Старая редакция сайта
Несмотря на недоказанность вины, этот случай негативно сказался на деловой
Библиотека репутации М., и он вынужден был оставить банковское дело.
Собачье сердце
С начала 1900-х годов М. писал сатирические рассказы для журнала
(иллюстрированное)
"Симплициссимус". В 1905 г. женился на Филомене Берндт. В Вене М. издавал
Остальные произведения
сатирический журнал "Либер Аугустин". В 1906 г. у М. и Ф. Берндт рождается дочь
Книжный интернет-
Фелицитас Сибилла, в 1908 г. - сын Харро Фортунат. В Италии М. познакомился с
магазин
эзотерической группой "Цепь Мириам" итальянца Чиро Формизано, писавшего под
Лавка Мастера
псевдонимом Джулиан Креммерц, был посвящен в ее герметико-тантрическое
учение, отразившееся в его первом романе "Голем" (1915), имевшем большой успех
и переведенном тогда же на многие языки, в том числе и на русский.

Здесь М. дал свою версию средневековой иудаистской легенды о
человекоподобном существе Големе, созданном пражским раввином Лоэвом.
Вариант той же легенды - гомункулус средневековых алхимиков Германии и других
стран, фигурирующий в "Фаусте" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832).

В 1916 г. М. публикует второй роман "Зеленый лик" и сборник рассказов "Летучая
мышь", также пользующийся популярностью. Однако третий роман, "Вальпургиева
ночь" (1917), успеха не имел. Далее последовали романы "Белый
доминиканец" (1921) и "Ангел западного окна" (1927).

В 1927 г. М. принимает буддизм и полностью посвящает себя медитации. Согласно
легендам, с помощью хатха-йоги он лечил все заболевания, не прибегая к услугам
медиков. Хатха-йоге посвящена брошюра М. "На границе с потусторонним". Летом
1932 г. сын М. в возрасте 24 лет покончил с собой. М. потрясло такое совпадение с
его собственным намерением свести счеты с жизнью в том же возрасте, что
подтверждало его идею мистической передачи архетипов поведения от поколения к

<<

стр. 30
(всего 41)

СОДЕРЖАНИЕ

>>