<<

стр. 5
(всего 41)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Старая редакция сайта
гетмана партий и был провозглашен головным атаманом - главнокомандующим
войсками Директории, 14 декабря 1918 г. взявшими Киев и свергнувшими власть
Библиотека
Скоропадского.
Собачье сердце
(иллюстрированное)
3 февраля 1919 г. войска П. покинули Киев под натиском Красной Армии, 31 августа
Остальные произведения
1919 г. вновь заняли город, но были вынуждены уйти в тот же день под давлением
Книжный интернет-
белой Добровольческой армии. В мае 1920 г. правительство УНР во главе с П. при
магазин
поддержке польских войск вернулось в Киев, но уже в июне вынуждено было
Лавка Мастера
оставить его.

После заключения советско-польского перемирия 12 октября 1920 г. и поражения,
нанесенного Красной Армией украинским войскам в ноябре 1920 г., П. эмигрировал
в Польшу, а впоследствии во Францию. Публиковал статьи в украинских изданиях за
пределами СССР.

25 мая 1926 г. П. был убит С. Шварцбардом, мстившим за еврейские погромы,
проводившиеся украинскими войсками. В октябре 1927 г. убийца П. был оправдан
французским судом.

Булгаков, будучи противником отделения Украины от России, негативно относился к
деятельности и личности П. В романе "Белая гвардия" он, среди прочего, именуется
"земгусаром" - презрительная кличка, которой фронтовые офицеры называли
сотрудников Союза земств и городов, работавших в тылу по снабжению войск.

Вероятно, писатель был знаком с очерком А. Павловича "Петлюра", появившимся в
апреле 1919 г. в ростовском журнале "Донская волна". Его автор говорит о
неясности прошлого своего героя: "...Воспитывался, если не ошибаюсь, в
семинарии, или вообще в каком-то духовном учебном заведении, затем учился в
Харьковском университете и закончил образование, кажется, в Австрии".

Павлович передает и широко распространившиеся противоречащие друг другу
слухи о П.: "Петлюра поднял восстание против гетмана!" - "Петлюра мятежник!
Петлюра - большевик!" - "Петлюра в Полтаве, Петлюра в Киеве, Петлюра в
Фастове". Везде он воодушевляет войска, везде он произносит речи. И между тем
никто не видит и не знает Петлюру... Петлюра нечто мифическое".

Автор очерка признавал, что если настроение петлюровского войска "все же стало
клониться к большевизму - то сдержать этого явления Петлюра при всем желании
не мог". Павлович относился к головному атаману, который тогда, весной 1919 г.,
еще не был повержен, с уважением и без антипатии, считая П. "умным человеком" и
"честным революционером", не повинным в еврейских погромах, творимых его
солдатами, которых П. был не в состоянии обуздать (еврейские погромы на Украине
и вообще в "черте оседлости" творили военнослужащие всех противоборствующих
армий).

Точно таким же образом Булгаков в "Белой гвардии" говорит о непроясненности
прошлого П. и приходит к одинаковому с Павловичем выводу: " - Ну, так вот что я
вам скажу: не было. Не было! Не было этого Симона вовсе на свете... Просто миф,
порожденный на Украине в тумане страшного 18-го года".

Подобно автору очерка в "Донской волне", писатель перечисляет противоречивые
слухи о местонахождении и внешности П.: "Петлюра во дворце принимает
французских послов с Одессы... Петлюра в Берлине президенту представляется по
случаю заключения союза... Петлюра мае резиденцию в Билой Церкви. Теперь Била
Церковь буде столицей... Он в Виннице... Петлюра в Харькове... Петлюра в
Бельгии..."

П. здесь наделен сходством с дьяволом, у которого по традиции неопределимая
внешность и способность одновременно находиться в разных удаленных друг от
друга местах.

В окончании "Белой гвардии", не опубликованном в свое время из-за закрытия
журнала "Россия", П. во сне Алексея Турбина уподоблялся нечистой силе,
исчезающей на рассвете с первым пением петухов (позднее, в "Мастере и
Маргарите", точно так же исчезал не отбрасывающий тени администратор с
украинской фамилией Варенуха, оставляя в покое финдиректора Римского):
"Петурра!.. Петурра... Петурра... храпит Алексей... Но Петурры уже не будет... Не
будет, кончено. Вероятно, где-то в небе петухи уже поют, предутренние, а значит,
вся нечистая сила растаяла, унеслась, свилась в клубок в далях за Лысой Горой
(место шабаша ведьм под Киевом, согласно славянской мифологии) и более не
вернется. Кончено".

Связь П. с потусторонним миром подчеркивается в булгаковском романе и номером
камеры, из которой его освободили, что навлекло несчастье на город. Номер этот -
666, "число Зверя", связанное в Апокалипсисе с антихристом.

Не получив поддержки со стороны Англии и Франции, П., в отличие от Юзефа
Пилсудского (1867-1935) в Польше, так и не смог выполнить миссию
общенационального лидера - создателя жизнеспособного Украинского государства.
Собственно украинская культура, в отличие от польской, до 1917 г. существовала
лишь несколько десятилетий, и общегосударственная украинская идея не смогла
получить необходимой поддержки у населения. Большинство крестьян
объединялось в отряды или даже просто уголовные банды, преследовавшие лишь
местные интересы и часто в равной мере враждебные всем - и белым, и красным, и
немцам, и полякам, а иной раз - самому П.

Булгаков воочию видел плоды усилий "честного революционера". Он понимал, что
миф П. подкрепляла крестьянская ненависть к помещикам, офицерам и
поддерживавшим их германским оккупантам. В финале "Белой гвардии" "только
труп и свидетельствовал, что Петлюра не миф, что он действительно был..."

Неоспоримым свидетельством деятельности П. на Украине для Булгакова были
тысячи погибших невинных людей, за которых он возлагал ответственность на
головного атамана.

Автор "Белой гвардии" был согласен с М. Павловичем в том, что петлюровские
войска легко склонялись к большевизму, и в булгаковском романе такая
"оборачиваемость" украинских солдат подчеркивается не только красным цветом
шлыков их папах, но и, в неопубликованном в журнале "Россия" окончании, тем, что
Алексей Турбин в финале во сне видит среди большевиков тех самых петлюровцев,
которые преследовали его на Мало-Провальной и чуть не убили в день падения
гетмана.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия"
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
" елая гвардия" - роман. Впервые
Произведения
опубликован (не полностью): Россия, М., 1924,
Демонология
No4; 1925, No5. Полностью: Булгаков М. Дни
Великий бал у Сатаны
Турбиных (Белая гвардия). Париж: Concorde, т. 1
Булгаковская Москва
- 1927, т. 2 - 1929. 2-й том в 1929 г. как "Конец
Театр Булгакова
белой гвардии" и вышел также в Риге в "Книге
Родные и близкие
для всех".
Философы
Б. г. - во многом автобиографический роман,
Булгаков и мы
основанный на личных впечатлениях писателя о
Булгаковедение
Киеве (в романе - Городе) конца 1918 - начала
Рукописи
1919 г. Семья Турбиных - это в значительной степени семья Булгаковых. Турбина -
Фотогалереи
девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери, Анфисы Ивановны, в
замужестве - Покровской.
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
Б. г. была начата в 1922 г., после смерти матери писателя, В. М. Булгаковой, 1
Новый форум
февраля 1922 г. (в романе смерть матери Алексея, Николки и Елены Турбиных
Старый форум
отнесена к маю 1918 г. - времени ее брака с давним другом, врачом Иваном
Гостевая книга Павловичем Воскресенским. Рукописи романа не сохранилось. Как говорил Булгаков
СМИ о Булгакове своему другу П. С. Попову в середине 20-х годов, Б. г. была задумана и написана в
1922-1924 гг.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки И. С. Раабен,
Партнеры сайта
первоначально Б. г. мыслилась как трилогия, причем в третьей части, действие
Старая редакция сайта
которой охватывало весь 1919 г., Мышлаевский оказывался в Красной Армии.
Библиотека Характерно, что отрывок из ранней редакции Б. г. "В ночь на 3-е число" в декабре
Собачье сердце 1922 г. был опубликован в берлинской газете "Накануне" с подзаголовком "Из
(иллюстрированное) романа "Алый мах". В качестве возможных названий романов предполагавшейся
трилогии в воспоминаниях современников фигурировали "Полночный крест" и
Остальные произведения
"Белый крест".
Книжный интернет-
магазин
В фельетоне "Самогонное озеро" (1923) Булгаков так отозвался о Б. г., над которой
Лавка Мастера
тогда работал: "А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от
которого небу станет жарко..." Однако во второй половине 20-х годов в беседе с П.
С. Поповым назвал Б. г. романом "неудавшимся", хотя "к замыслу относился очень
серьезно". В автобиографии, написанной в октябре 1924г., Булгаков зафиксировал:
"Год писал роман "Белая гвардия". Роман этот я люблю больше всех других моих
вещей". Но писателя все больше одолевали сомнения. 5 января 1925 года он
отметил в дневнике: "Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и "Белая гвардия" не
сильная вещь".

Прототипами героев Б. г. стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик
Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича
Сынгаевского. Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа описала Сынгаевского в своих
воспоминаниях: "Он был очень красивый... Высокий, худой... голова у него была
небольшая... маловата для его фигуры. Все мечтал о балете, хотел в балетную
школу поступить. Перед приходом петлюровцев он пошел в юнкеры". Позднее,
после занятия Киева войсками А. И. Деникина (1872-1947), Н. Н. Сынгаевский ушел
с белыми и эмигрировал.

Портрет персонажа во многом повторяет портрет прототипа: "...И оказалась над
громадными плечами голова поручика Виктора Викторовича Мышлаевского. Голова
эта была очень красива, странной и печальной и привлекательной красотой давней
настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету, смелых глазах, в
длинных ресницах. Нос с горбинкой, губы гордые, лоб был чист, без особых примет.
Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так,
словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия
откусить пласт глины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный
женский подбородок". Тут черты Сынгаевского сознательно соединены с приметами
сатаны - разными глазами, мефистофелевским носом с горбинкой, косо срезанными
ртом и подбородком. Позднее эти же приметы обнаружатся у Воланда в романе
"Мастер и Маргарита".

Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова Юрий
Леонидович Гладыревский, певец-любитель (это качество перешло и персонажу),
служивший в войсках гетмана Павла Петровича Скоропадского (1873-1945), но не
адъютантом. Потом он эмигрировал. Интересно, что в Б. г. и пьесе "Дни Турбиных"
Шервинского зовут Леонид Юрьевич, а в более раннем рассказе "В ночь на 3-е
число" соответствующий ему персонаж именуется Юрий Леонидович.

В этом же рассказе Елена Тальберг (Турбина) названа Варварой Афанасьевной, как
и сестра Булгакова, послужившая прототипом Елены. Капитан Тальберг, ее муж,
был во многом списан с мужа Варвары Афанасьевны Булгаковой, Леонида
Сергеевича Карума (1888-1968), немца по происхождению, кадрового офицера,
служившего вначале Скоропадскому, а потом большевикам, у которых он
преподавал в стрелковой школе.

В варианте финала Б. г., в журнале "Россия" доведенном до корректуры, но так и не
опубликованном из-за закрытия этого печатного органа, Шервинский приобретал
черты не только оперного демона, но и Л. С. Карума: " - Честь имею, - сказал он,
щелкнув каблуками, - командир стрелковой школы - товарищ Шервинский.
Он вынул из кармана огромную сусальную звезду и нацепил ее на грудь с левой
стороны. Туманы сна ползли вокруг него, его лицо из клуба входило ярко-
кукольным.
- Это ложь, - вскричала во сне Елена. - Вас стоит повесить.
- Не угодно ли, - ответил кошмар. - Рискнете, мадам.
Он свистнул нахально и раздвоился. Левый рукав покрылся ромбом, и в ромбе
запылала вторая звезда - золотая. От нее брызгали лучи, а с правой стороны на
плече родился бледный уланский погон...
- Кондотьер! Кондотьер! - кричала Елена.
- Простите, - ответил двуцветный кошмар, - всего по два, всего у меня по два, но
шея-то у меня одна и та не казенная, а моя собственная. Жить будем.
- А смерть придет, помирать будем... - пропел Николка и вышел.
В руках у него была гитара, но вся шея в крови, а на лбу желтый венчик с иконками.
Елена мгновенно поняла, что он умрет, и горько зарыдала и проснулась с криком в
ночи".

В продолжении вы прочитаете об инфернальных героях, крысах и Троцком-
сатане, узнаете, на чьей стороне Булгаков и кто заплатит за кровь, а также
вам будут представлены свидетельство трупа и миф о Петлюре.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия", часть 2
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Значимы для Булгакова инфернальные
Персонажи
черты у таких героев как Мышлаевский,
Произведения
Шервинский и Тальберг. Последний
Демонология
неслучайно похож на крысу (гетманская
Великий бал у Сатаны
серо-голубая кокарда, щетки "черных
Булгаковская Москва
подстриженных усов", редко
Театр Булгакова расставленные, но крупные и белые
Родные и близкие зубы", "желтенькие искорки" в глазах, - в
"Днях Турбиных" он прямо сравнивается с
Философы
этим малоприятным животным). Крыс
Булгаков и мы
традиционно связывают с нечистой
Булгаковедение
силой. Всем троим, очевидно, в
Рукописи
последующих частях трилогии, (а до закрытия журнала "Россия" в мае 1926 г.
Фотогалереи Булгаков, скорее всего, думал продолжить Б. г.), предстояло служить в Красной
Армии своего рода наемниками (кондотьерами), таким образом спасая свои шеи от
Сообщество Мастера
петли. Глава же Красной Армии председатель Реввоенсовета Л. Д. Троцкий в
Клуб Мастера
романе прямо уподоблен сатане.
Новый форум
Старый форум
Булгаков предсказал в финале романа два варианта судьбы участников белого
Гостевая книга
движения - либо служба красным с целью самосохранения, либо гибель, которая
СМИ о Булгакове суждена Николке Турбину, как и брату рассказчика в "Красной короне" (1922),
СМИ о БЭ носящему то же имя.
Лист рассылки
В результате публикации Б. г. сильно испортились отношения Булгакова с сестрой
Партнеры сайта
Варей и Л. С. Карумом, а также со знакомым поэтом Сергеем Васильевичем
Старая редакция сайта
Шервинским (1892-1991), чьей фамилией был награжден не самый
Библиотека
привлекательный персонаж романа (хотя в пьесе "Дни Турбиных" он уже гораздо
Собачье сердце симпатичнее).
(иллюстрированное)
В Б. г. Булгаков показывает народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны
Остальные произведения
на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в
Книжный интернет-
отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной
магазин
службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года
Лавка Мастера
мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из
тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после
революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий.

В Б. г. противопоставлены две группы офицеров - те, кто "ненавидели большевиков
ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку", и "вернувшиеся
с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, - отдыхать и
отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь".
Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых.

Лейтмотивом Б. г. становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на
все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом
Булгаковых на Андреевском спуске, 13.

Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он
демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что
возникшую, но не менее глубокую ненависть к немцам-оккупантам. Все это и питало
восстание, поднятое против немецкого ставленника гетмана П. П. Скоропадского
лидером украинского национального движения С. В. Петлюрой.

Для Булгакова Петлюра - "просто миф, порожденный на Украине в тумане
страшного восемнадцатого года", а стояла за этим мифом "лютая ненависть. Было
четыреста тысяч немцев, а вокруг них четырежды сорок раз четыреста тысяч
мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой. О, много, много скопилось в
этих сердцах. И удары лейтенантских стеков по лицам, шрапнельный беглый огонь
по непокорным деревням, и спины, исполосованные шомполами гетманских
сердюков, и расписки на клочках бумаги почерком майоров и лейтенантов
германской армии. "Выдать русской свинье за купленную у нее свинью 25 марок".
Добродушный, презрительный хохоток над теми, кто приезжал с такой распискою в
штаб германцев в Город.
И реквизированные лошади, и отобранный хлеб, и помещики с толстыми лицами,
вернувшиеся в свои поместья при гетмане, - дрожь ненависти при слове
"офицерня"... Были десятки тысяч людей, вернувшихся с войны и умеющих
стрелять...
- А выучили сами же офицеры по приказанию начальства!"

В финале Б. г. "только труп и свидетельствовал, что Пэттура не миф, что он
действительно был..." Труп замученного петлюровцами еврея у Цепного моста,
трупы сотен, тысяч других жертв - это действительность гражданской войны. А на
вопрос "Заплатит ли кто-нибудь за кровь?" Булгаков дает уверенный ответ: "Нет.
Никто". Позднее вопрос о цене крови стал одним из основных в пьесе "Бег" и
"Мастере и Маргарите".

В Б. г. Булгаков использует мотив "оборачиваемости" большевиков и петлю ровцев.
В действительности многие деятели украинского национального движения и части
петлюровской армии нередко в ходе гражданской войны или уже после ее
окончания переходили на сторону большевиков либо, по крайней мере, признавали
Советскую власть.

Так, один из руководителей Центральной Рады и Директории известный писатель
Владимир Кириллович Винниченко (1880-1951) в 1920 г. короткое время входил в
состав Компартии Украины и украинского Совнаркома (правда, впоследствии он
эмигрировал). Уже после окончания гражданской войны вернулся в СССР бывший
председатель Центральной Рады известный историк Михаил Сергеевич Грушевский
(1866-1934).

Перешел к большевикам и один из ближайших соратников Петлюры Юрий
Тютюнник, выпустивший в 1924 г. в Харькове на украинском языке мемуары "С
поляками против Украины", а позднее работавший в украинской кинематографии.
Как знать, не был ли с ним знаком Булгаков, писавший в 30-е годы киносценарий
"Ревизор" (1934) по заказу "Украинфильма".

Прототип одного из персонажей Б. г., ворвавшегося в город петлюровского
полковника Болботуна, полковник П. Болбочан, ранее командовавший 5-м
Запорожским полком в армии Скоропадского, в ноябре 1918 г. встал на сторону
Директории и участвовал во взятии Киева, а спустя полгода перешел к большевикам
и был расстрелян по приказу Петлюры.

Разоблачение большевистского мифа
Как голых крестьян шомполами избивали
Кто же не враг интеллигенции?
Прототип Василисы
Об этом и многом другом читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия", часть 3
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Между украинскими
Персонажи
социалистами, к которым
Произведения
принадлежали и Петлюра, и
Демонология
Винниченко, и Тютюнник, и
Великий бал у Сатаны
большевиками еще и в 20-е
Булгаковская Москва
годы не было непроходимой
Театр Булгакова пропасти. Булгаков же в Б. г.
Родные и близкие старался дать понять
читателям, что насилие
Философы
исходило от большевиков
Булгаков и мы
никак не в меньшей степени,
Булгаковедение
чем от их противников.
Рукописи
Большевистский миф, по
Фотогалереи цензурным условиям, он
вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с
Сообщество Мастера
петлюровцами (последних ругать не запрещалось).
Клуб Мастера
Новый форум
Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде: "По дорогам пошло привидение
Старый форум
- некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными,
Гостевая книга каркающими, но складывающимися в его темных устах во что-то до чрезвычайности
СМИ о Булгакове напоминающее декларацию прав человека и гражданина. Затем этот же Дегтяренко-
пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И
СМИ о БЭ
самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни
Лист рассылки
в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола - то невозможны красные
Партнеры сайта
банты..."
Старая редакция сайта
Библиотека Этот эпизод был купирован в советских изданиях Б. г. 60-х-80-х годов, ибо не
укладывался в пропагандистский стереотип, согласно которому красный цвет и
Собачье сердце
насилие над человеком, да еще проповедующим гражданские права, несовместимы.
(иллюстрированное)
Для Булгакова и большевики, и петлюровцы равнозначны и выполняют одну и ту же
Остальные произведения
функцию, поскольку "нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной
Книжный интернет-
какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы
магазин
он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке. Это
Лавка Мастера
очень просто. Была бы кутерьма, а люди найдутся".

Возможно, он был знаком с цитатой из "Правды", приведенной в книге С. П.
Мельгунова "Красный террор в России" (1923): "Чрезвычайка запирала крестьян
массами в холодный амбар, раздевала догола и избивала шомполами".

В варианте заключительной части Б. г., так и не напечатанном в журнале "Россия",
Алексей Турбин, сбежавший от петлюровцев, ожидает прихода красных и видит сон,
в котором его преследуют чекисты: "И ужаснее всего то, что среди чекистов один в
сером, в папахе. И это тот самый, которого Турбин ранил в декабре на Мало-
Провальной улице. Турбин в диком ужасе. Турбин ничего не понимает. Да ведь тот
был петлюровец, а эти чекисты-большевики?! Ведь они же враги? Враги, черт их
возьми! Неужели же теперь они соединились? О, если так, Турбин пропал!
- Берите его, товарищи! - рычит кто-то. Бросаются на Турбина.
- Хватай его! Хватай! - орет недостреленный окровавленный оборотень, - тримай
його! Тримай!
Все мешается. В кольце событий, сменяющих друг друга, одно ясно - Турбин всегда
при пиковом интересе, Турбин всегда и всем враг. Турбин холодеет.
Просыпается. Пот. Нету! Какое счастье. Нет ни этого недостреленного, ни чекистов,
никого нет".

По Булгакову, все власти, сменяющие друг друга в гражданской войне, враждебны
интеллигенции. В Б. г. он показал это на примере петлюровцев, в фельетонах
"Грядущие перспективы" (1919) и "В кафэ" (1920) - на примере красных, и, наконец,
в пьесе "Бег" (1928) - на примере белых.

В Б. г. выявлены и причины неудачи белого движения. Крестьянство ему враждебно,
а городская "кофейная публика", заклейменная еще в фельетоне "В кафэ",
защищать идеалы белых не желает: "Все валютчики знали о мобилизации за три
дня до приказа. Здорово? И у каждого грыжа, у всех верхушка правого легкого, а, у
кого нет верхушки - просто пропал, словно сквозь землю провалился. Ну, а это,
братцы, признак грозный. Если уж в кофейнях шепчутся перед мобилизацией и ни
один не идет - дело швах!"

Алексей Турбин в Б. г. - монархист, хотя монархизм его испаряется от сознания
бессилия предотвратить гибель невинных людей. Т. Н. Лаппа свидетельствовала,
что эпизод исполнения братьями Турбиными и их друзьями запрещенного царского
гимна - не выдумка. Булгаков с товарищами действительно пели "Боже, царя храни",
только не при гетмане, а при петлюровцах. Это вызвало недовольство
домовладельца, Василия Павловича Листовничего (1876 - 1919) - прототипа
инженера Василия Ивановича Лисовича, Василисы, в Б. г.

Однако в период создания романа Булгаков уже не был монархистом. В дневнике
писателя 15 апреля 1924 г. следующим образом прокомментированы слухи о том,
"будто по Москве ходит манифест Николая Николаевича" (Младшего) (1856-1929),
дяди Николая II (1868-1918) и главы дома Романовых: "Черт бы взял всех
Романовых! Их не хватало".

"На пиру богов"
Разочарование в мужиках
Как Булгаков служил гетману Скоропадскому
Убийства евреев
Писатель спорит с Евангелием
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия", часть 4
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В Б. г. есть отчетливые
Персонажи
параллели со статьей С. Н.
Произведения
Булгакова "На пиру
Демонология
богов" (1918). Русский
Великий бал у Сатаны
философ писал, что "некто в
Булгаковская Москва
сером", кто похитрее
Театр Булгакова
Вильгельма, теперь воюет с
Родные и близкие
Россией и ищет ее связать и
Философы
парализовать". В романе
"некто в сером" - это и
Булгаков и мы
Троцкий, и Петлюра,
Булгаковедение
уподобленные дьяволу,
Рукописи
причем настойчиво
Фотогалереи
подчеркивается серый цвет у большевистских, немецких и петлюровских войск.
Сообщество Мастера Красные - это "серые разрозненные полки, которые пришли откуда-то из лесов, с
равнины, ведущей к Москве", немцы "пришли в Город серыми шеренгами", а
Клуб Мастера
украинские солдаты не имеют сапог, зато имеют "широкие шаровары,
Новый форум
выглядывающие из-под солдатских серых шинелей".
Старый форум
Гостевая книга
Рассуждения же Мышлаевского о "мужичках-богоносцах" Достоевского, порезавших
СМИ о Булгакове
офицеров под Киевом, восходит к следующему месту в статье "На пиру богов":
СМИ о БЭ "Недавно еще мечтательно поклонялись народу-богоносцу, освободителю. А когда
Лист рассылки народ перестал бояться барина, да тряхнул вовсю, вспомнил свои пугачевские были
- ведь память народная не так коротка, как барская, - тут и началось
Партнеры сайта
разочарование..."
Старая редакция сайта
Библиотека
Мышлаевский в Б. г. последними словами ругает "мужичков-богоносцев
Собачье сердце достоевских", которые сразу становятся смирными после угрозы расстрела. Однако
(иллюстрированное) он и другие офицеры в романе только угрожают, но угроз своих в действие не
Остальные произведения приводят (барская память действительно короткая), в отличие от мужиков, которые
при первой возможности возвращаются к пугачевским традициям и господ режут.
Книжный интернет-
магазин
При описании похода Мышлаевского под Красный Трактир и гибели офицеров автор
Лавка Мастера
Б. г. воспользовался воспоминаниями Романа Гуля (1896-1986) "Киевская эпопея
(ноябрь - декабрь 1918 г.)", опубликованными во втором томе берлинского "Архива
русской революции" в 1922 г. Оттуда же образ "звенящего шпорами, картавящего
гвардейца адъютанта", материализовавшийся в Шервинском, плакат "Героем
можешь ты не быть, но добровольцем быть обязан!", бестолковщина штабов, с
которой сам Булгаков не успел столкнуться, и некоторые другие детали.

Как вспоминала Т. Н. Лаппа, булгаковская служба у Скоропадского свелась к
следующему: "Пришел Сынгаевский и другие Мишины товарищи и вот
разговаривали, что надо не пустить петлюровцев и защищать город, что немцы
должны помочь... а немцы все драпали. И ребята сговаривались на следующий день
пойти. Остались даже у нас ночевать... А утром Михаил поехал. Там медпункт был...
И должен был быть бой, но его, кажется, не было. Михаил приехал на извозчике и
сказал, что все кончено и что будут петлюровцы".

Эпизод с бегством от петлюровцев и ранением Алексея Турбина 14 декабря 1918 г.
- писательский вымысел, сам Булгаков ранен не был. Гораздо драматичнее было
бегство мобилизованного Булгакова от петлюровцев в ночь со 2-го на 3-е февраля
1919 г., запечатленное в Б. г. в бегстве Алексея Турбина, а в рассказе "В ночь на 3-е
число" - в бегстве доктора Бакалейникова. Т. Н. Лаппа запомнила возвращение
мужа в эту драматическую ночь: "Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и
состояние было ужасное - нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого
пролежал целую неделю, больной был. Он потом рассказал, что как-то немножко
поотстал, потом еще немножко, за столб, за другой и бросился в переулок бежать.
Так бежал, так сердце колотилось, думал, инфаркт будет. Эту сцену, как убивают
человека у моста, он видел, вспоминал".

В романе болезнь Алексея Турбина перенесена по времени на период пребывания
в Городе петлюровцев, а сцену убийства еврея у Цепного моста он наблюдает, как
это и было с писателем, в ночь на 3-е февраля. Приход петлюровцев в Город
начинается убийством еврея Фельдмана (как можно судить по киевским газетам
того времени, человек с такой фамилией действительно был убит в день
вступления украинских войск в Киев) и завершается убийством безымянного еврея,
которое Булгакову довелось видеть воочию. Сама жизнь подсказала трагическую
композицию Б. г. Писатель в романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную
ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией.

Финал Б. г. заставляет вспомнить "звездное небо над нами и нравственный закон
внутри нас" И. Канта и навеянные им рассуждения князя Андрея Болконского в
романе "Война и мир" (1863-1869) Льва Николаевича Толстого (1828-1910). В
предназначавшемся к опубликованию в журнале "Россия" тексте заключительные
строки романа звучали так: "Над Днепром с грешной и окровавленной, и снежной
земли поднимался в черную и мрачную высь полночный крест Владимира. Издали
казалось, что поперечная перекладина исчезла - слилась с вертикалью, и от этого
крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет.
Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и
тени наших тел и дел не останется на земле. Звезды будут так же неизменны, так
же трепетны и прекрасны. Нет ни одного человека на земле, который бы этого не
знал. Так почему же мы не хотим мира, не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?"

В издании Б. г. 1929 г. "мир" в финале исчез, и стало не столь очевидным, что
Булгаков здесь полемизирует со знаменитыми словами Евангелия от Матфея: "Не
мир я принес вам, но меч". Автор Б. г. явно предпочитает мечу мир. Позднее, в
романе "Мастер и Маргарита" парафраз евангельского изречения был вложен в уста
первосвященника Иосифа Каифы, убеждающего Понтия Пилата, что Иешуа Га-
Ноцри принес иудейскому народу не мир и покой, а смущение, которое подведет его
под римские мечи. И здесь же Булгаков утверждает покой и мир как одну из высших
этических ценностей.

А в финале Б. г. автор солидарен с Кантом и Львом Толстым: только обращение к
надмирному абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить
людей следовать категорическому моральному императиву и навсегда отказаться
от насилия. Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор Б. г.
вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и
следовать кантовскому императиву. В отличие от Толстого, он не столь большой
фаталист в истории.

Для "мужичка-богоносца" свято его брюхо
Прототип демона Шполянского
Булгакова мучают сомнения
Высокая оценка Волошина
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия", часть 5
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Народные массы в Б. г.
Персонажи
играют важную роль в
Произведения
развитии исторического
Демонология
процесса, однако
Великий бал у Сатаны
направляются не какой-то
Булгаковская Москва
высшей силой, как
Театр Булгакова утверждается в "Войне и
Родные и близкие мире", а своими
собственными внутренними
Философы
устремлениями, в полном
Булгаков и мы
соответствии с мыслью С. Н.
Булгаковедение
Булгакова, высказанной в
Рукописи
статье "На пиру богов": "А
Фотогалереи теперь вдруг оказывается, что
для этого народа ничего нет святого, кроме брюха. Да он и прав по-своему, голод -
Сообщество Мастера
не тетка".
Клуб Мастера
Новый форум
Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в Б. г. мощной силой,
Старый форум
сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию
Гостевая книга Скоропадского. Именно в недостатке организации обвиняет гетмана Алексей
СМИ о Булгакове Турбин. Однако эта же народная сила оказывается бессильна перед силой хорошо
организованной - большевиками. Организованностью большевиков невольно
СМИ о БЭ
восхищается Мышлаевский и другие представители белой гвардии.
Лист рассылки
Партнеры сайта
А вот осуждение "наполеонов", несущих людям страданье и смерть, автор Б. г. с
Старая редакция сайта
автором "Войны и мира" вполне разделяет, только Петлюра и Троцкий для него не
Библиотека миф, как Наполеон Бонапарт (1769-1821) для Толстого, а реально существующие и
по-своему выдающиеся личности, которые вследствие главенствующей роли
Собачье сердце
должны нести и более высокую ответственность за преступления своих
(иллюстрированное)
подчиненных (впрочем, грядущие преступления ЧК еще только смутно угадываются
Остальные произведения
во снах Алексея Турбина, да и то лишь в неопубликованном варианте романа).
Книжный интернет-
магазин
Кроме Троцкого, еще один близкий к большевикам персонаж Б. г. имеет
Лавка Мастера
демонические черты. Если председатель Реввоенсовета сравнивается с ангелом
бездны Аполлионом Откровения Иоанна Богослова и иудейским падшим ангелом
Аваддоном (оба слова в переводе с древнегреческого и древнееврейского означают
губитель), то Михаил Семенович Шполянский, получающий инструкции из Москвы,
уподобляется лермонтовскому демону.

Прототипом Шполянского послужил известный писатель и литературовед Виктор
Борисович Шкловский (1893-1984). В 1918 г. он находился в Киеве, служил в
броневом дивизионе гетмана и, как и Шполянский в Б. г., "засахаривал" броневики,
описав все это подробно в мемуарной книге "Сентиментальное путешествие",
вышедшей в Берлине в 1923 г. Правда, Шкловский был тогда не большевиком, а
членом боевой левоэсеровской группы, готовившей восстание против
Скоропадского. Булгаков приблизил Шполянского к большевикам, памятуя также,
что до середины 1918 г. большевики и левые эсеры являлись союзниками, а потом
многие из них вступили в коммунистическую партию.

Из-за того, что в СССР Б. г. не была закончена публикацией, а зарубежные издания
конца 20-х годов были малодоступны на родине писателя, первый булгаковский
роман не удостоился особого внимания прессы. Правда, известный критик А. К.
Воронский (1884-1937) в конце 1925 г. успел назвать Б. г. вместе с "Роковыми
яйцами" произведениями "выдающегося литературного качества", за что в начале
1926 г. получил резкую отповедь главы Российской Ассоциации Пролетарских
Писателей (РАПП) Л. Л. Авербаха (1903-1939) в рапповском органе - журнале "На
литературном посту". В дальнейшем постановка по мотивам Б. г. пьесы "Дни
Турбиных" во МХАТе осенью 1926 г. переключила внимание критики на это
произведение, и о самом романе забыли.

Булгакова мучили сомнения насчет литературных достоинств Б. г. В дневниковой
записи в ночь на 28 декабря 1924 г. он зафиксировал их: "Роман мне кажется то
слабым, то очень сильным. Разобраться в своих ощущениях я уже больше не могу".
Вместе с тем существовала и высокая оценка Б. г. авторитетным современником.
Поэт Максимилиан Волошин (Кириенко-Волошин) (1877-1932) пригласил Булгакова к
себе в Коктебель и 5 июля 1926 г. подарил ему акварель с примечательной
надписью: "Дорогому Михаилу Афанасьевичу, первому, кто запечатлел душу
российской усобицы, с глубокой любовью..." Тот же Волошин в письме издателю
альманаха "Недра" Н. С. Ангарскому (Клестову) (1873-1941) в марте 1925 г.
утверждал, что "как дебют начинающего писателя "Белую гвардию" можно сравнить
только с дебютами Достоевского и Толстого".

Булгаков при переделке текста романа в конце 20-х годов убрал некоторые
цензурно острые моменты и несколько облагородил ряд действующих лиц, в
частности, Мышлаевского и Шервинского, явно с учетом развития этих образов в
"Днях Турбиных". В целом же в пьесе характеры героев оказались психологически
более глубокими, не такими рыхлыми, как в романе, и действующие лица теперь не
дублировали друг друга.

В письме правительству 28 марта 1930 г. Булгаков называл одной из главных черт
своего творчества в Б. г. "упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего
слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи,
волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в
лагерь белой гвардии, в традициях "Войны и мира". Такое изображение вполне
естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией". В этом же письме
он подчеркнул "свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И
БЕЛЫМИ".

Непротивление злу насилием по Булгакову
Убийство в воображении
Подлый предатель Тальберг
Продолжение следует>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия", часть 6
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Булгакову действительно удалось беспристрастно взглянуть на все воюющие
Персонажи
стороны гражданской войны с позиции, близкой к философии ненасилия
Произведения
(непротивления злу насилием), развитой Л. Н. Толстым в основном уже после
Демонология
создания "Войны и мира" (в романе эту философию выражает только Платон
Великий бал у Сатаны
Каратаев). Однако булгаковская позиция здесь не вполне тождественная
Булгаковская Москва
толстовской.
Театр Булгакова
Алексей Турбин в Б. г. понимает неизбежность и необходимость насилия, однако
Родные и близкие
сам на насилие оказывается неспособен. В окончании Б. г., которое так и не было
Философы
опубликовано в журнале "Россия", он, наблюдая бесчинства петлюровцев,
Булгаков и мы
обращается к небу: " - Господи, если ты существуешь, сделай так, чтобы
Булгаковедение
большевики сию минуту появились в Слободке. Сию минуту. Я монархист по своим
Рукописи убеждениям. Но в данный момент тут требуются большевики... Ах, мерзавцы! Ну и
Фотогалереи мерзавцы! Господи, дай так, чтобы большевики сейчас же, вон оттуда, из черной
тьмы за Слободкой, обрушились на мост.
Сообщество Мастера
Турбин сладострастно зашипел, представив себе матросов в черных бушлатах. Они
Клуб Мастера
влетают, как ураган, а больничные халаты бегут врассыпную. Остается пан
Новый форум
куренный и эта гнусная обезьяна в алой шапке - полковник Мащенко. Оба они,
Старый форум
конечно, падают на колени.
Гостевая книга
- Змилуйтесь, добродию, - вопят они.
СМИ о Булгакове
Но тут доктор Турбин выступает вперед и говорит:
СМИ о БЭ
- Нет, товарищи, нет. Я - монар... Нет, это лишнее... А так: я против смертной казни.
Лист рассылки
Да, против. Карла Маркса я, признаться не читал и даже не совсем понимаю,
Партнеры сайта
причем он здесь, в этой кутерьме, но этих двух надо убить как бешеных собак. Это -
Старая редакция сайта
негодяи. Гнусные погромщики и грабители.
Библиотека - А-а... так... - зловеще отвечают матросы.
- Д-да, т-товарищи. Я сам застрелю их. В руках у доктора матросский револьвер. Он
Собачье сердце
целится. В голову. Одному. В голову. Другому".
(иллюстрированное)
Остальные произведения
Булгаковский интеллигент убить способен только в воображении, и в жизни
Книжный интернет-
предпочитает передоверить эту неприятную обязанность матросам. И даже
магазин
протестующий крик Турбина: "За что же вы его бьете?!" заглушается шумом толпы
Лавка Мастера
на мосту, что, кстати, спасает доктора от расправы. В условиях всеобщего насилия
в Б. г. интеллигенция лишена возможности возвысить свой голос против убийств,
как лишена возможности сделать это и позднее, в условиях установившегося к
моменту создания романа коммунистического режима.

Прототип Тальберга Л. С. Карум оставил обширные воспоминания "Моя жизнь.
Рассказ без вранья", где многие эпизоды своей биографии, отразившиеся в Б. г.,
изложил в собственной интерпретации. Мемуарист свидетельствует, что он очень
рассердил Булгакова и других близких своей жены, явившись на свадьбу в июне
1917 г. (как и свадьба Тальберга с Еленой, она была за полтора года до
описываемых в романе событий) в мундире, при всех орденах, но с красной
повязкой на рукаве.

В Б. г. братья Турбины осуждают Тальберга за то,
что он в марте 1917 года "был первый, - поймите,
первый, - кто пришел в военное училище с
широченной красной повязкой на рукаве. Это
было в самых первых числах, когда все еще
офицеры в Городе при известиях из Петербурга
становились кирпичными и уходили куда-то, в
темные коридоры, чтобы ничего не слышать.
Тальберг как член революционного военного
комитета, а не кто иной, арестовал знаменитого
генерала Петрова".

Карум действительно был членом исполнительного комитета Киевской городской
Думы и участвовал в аресте генерал-адьютанта Н. И. Иванова (1851 - 1919), в
начале первой мировой войны командовавшего Юго-Западным фронтом, а в
феврале 1917 г. предпринявшего по приказу императора неудачный поход на
Петроград для подавления революции. Карум отконвоировал генерала в столицу.

Муж сестры Булгакова, как и Тальберг, окончил в Петербурге юридический
факультет университета и Военно-юридическую академию. При Скоропадском он,
подобно герою Б. г., служил в юридическом отделе военного министерства. В
декабре 1917 г. Карум покинул Киев и вместе с братом Булгакова Иваном, которого
мать, опасаясь петлюровской мобилизации, отправила с зятем, прибыл в Одессу, а
оттуда в Новороссийск. Прототип Тальберга поступил в белую Астраханскую армию,
ранее поддерживавшуюся немцами, стал здесь председателем суда и был
произведен в полковники. Возможно, это обстоятельство подсказало Булгакову
повысить Тальберга до полковника в пьесе "Дни Турбиных".

Бывший начальник штаба Киевского военного округа генерал Н.Э. Бредов, знавший
Карума еще по его деятельности в исполнительном комитете киевской Думы, при
переходе Астраханской армии в состав Вооруженных сил Юга России генерала А. И.
Деникина настоял на его увольнении. Только благодаря влиятельным знакомым
Каруму удалось получить должность преподавателя права в Феодосии, куда он и
уехал в сентябре 1919 г., забрав с собой из Киева жену. К зятю в Феодосию
отправился и брат Булгакова Николай, раненый в октябрьских 1919 г. боях в Киеве.
Возможно, это обстоятельство побудило писателя связать будущую судьбу Николки
в Б. г. с Перекопом. После прихода красных Карум, не пожелавший эвакуироваться
с Русской армией генерала П. Н. Врангеля (1878-1928) в ноябре 1920 г., остался
преподавать в стрелковой школе, которая в 1921 г. была переведена в Киев.

В отличие от Елены Турбиной в Б. г. и особенно в "Днях Турбиных", сестра
Булгакова Варя мужу не изменяла. Когда в 1929 г. Карум был арестован и сослан в
Новосибирск, жена последовала за ним. Сохранилась ее записка, переданная
супругу после ареста: "Любимый мой, помни, что вся моя жизнь и любовь для тебя.
Твоя Варюша".

Сохранилась любопытнейшая рукопись Л. С. Карума "Горе от таланта" (1967),
посвященная анализу булгаковского творчества. Здесь прототип следующим
образом характеризовал Тальберга: "Наконец, десятым и последним из
белогвардейцев - это генерального штаба капитан Тальберг. Он собственно даже не
в белой гвардии, он служит у гетмана. Когда начинается "заваруха", он садится на
поезд и уезжает, не желая принимать участия в борьбе, исход которой для него
вполне ясен, но за это навлекает на себя ненависть Турбиных, Мышлаевского и
Шервинского. - Почему он не взял с собой жену? Почему он "крысиной походкой"
ушел от опасности в неизвестность? Он - "человек без малейшего понятия о чести".
Для белой гвардии Тальберг - личность эпизодическая".

Автор "Горя от таланта" стремится как бы оправдать Тальберга: отказался от
участия в безнадежной борьбе, жену не взял с собой, потому что ехал в
неизвестность. Самого же писателя Карум характеризовал почти теми же словами,
что и враждебная автору Б. г. марксистская критика 20-х годов: "Да, талант
Булгакова был именно не столько глубок, сколько блестящ, и талант был большой...
И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало
народ в целом. Вообще, у него народа нет. Есть толпа загадочная и жестокая. В
произведениях Булгакова есть известные слои царского офицерства или служащие,
или актерская и писательская среда. Но жизнь народа, его радости и горести по
Булгакову узнать нельзя. Его талант не был проникнут интересом к народу,
марксистско-ленинским миросозерцанием, строгой политической направленностью.
После вспышки интереса к нему, в особенности к роману "Мастер и Маргарита",
внимание может потухнуть".

В письме правительству 28 марта 1930 г. Булгаков процитировал сходный с
карумовским отзыв критика Р. В. Пикеля, появившийся в "Известиях" 15 сентября
1929 г.: "Талант его столь же очевиден, как и социальная реакционность его
творчества".

В завершении: что выбрать: карьеризм или идейность, прототипы Николки,
голая ведьма Явдоха на горе.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия", часть 7
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Л. С. Карум в своих мемуарах пытался
Персонажи
доказать, что он гораздо лучше Тальберга и не
Произведения
лишен понятия о чести, но невольно лишь
Демонология
подтвердил булгаковскую правоту. Чего стоит
Великий бал у Сатаны
эпизод с попыткой поцеловать руку
Булгаковская Москва
арестованному и препровождаемому в
Театр Булгакова Петроград генералу Н. И. Иванову, дабы
Родные и близкие "выразить старому генералу всю мою
симпатию к нему и показать, что не все из
Философы
окружающих являются его врагами" (этот жест
Булгаков и мы
Карум явно делал на тот случай, если власть
Булгаковедение
переменится, и Иванов вновь будет
Рукописи
командовать). Или сцена в Одессе: "Встретил
Фотогалереи на улице какого-то знакомого по академии
офицера... Он, узнав, что я пять дней должен болтаться один в Одессе, уговорил
Сообщество Мастера
меня зайти к полковнику Всеволжскому, очень интересному, якобы, человеку, у
Клуб Мастера
которого собирается ежедневно офицерское общество, в будущем долженствующее
Новый форум
составить офицерскую дружину или даже возглавить отряд, который пойдет на бой
Старый форум
с большевиками.
Гостевая книга
Мне делать было нечего. Я согласился.
СМИ о Булгакове Всеволжский занимал большую квартиру... В комнате человек 20 офицеров... Все
СМИ о БЭ молчат, говорит Всеволжский, Говорит он много и хорошо о предстоящих задачах
офицеров в восстановлении России. Уговаривает меня остаться в Одессе и не
Лист рассылки
ехать на Дон.
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
- Но я здесь займу какую-либо должность и буду получать содержание? -
Библиотека спрашиваю я.
Собачье сердце - Нет, - улыбается гвардейский полковник. - Ничего я Вам не могу гарантировать.
(иллюстрированное) - Ну, тогда мне надо ехать, - говорю я. Больше я к нему не заходил".
Остальные произведения
Из цитированного отрывка ясно, что Карум, как и восходящий к нему герой Б. г., был
Книжный интернет-
озабочен только карьерой, пайком и денежным содержанием, а не какими-то
магазин
идейными соображениями, и потому с такой легкостью менял армии в годы
Лавка Мастера
революции и гражданской войны. Между тем, профессия юриста давала
возможность зарабатывать на жизнь и сугубо мирным трудом адвоката, однако
стремление сделать карьеру и политическая беспринципность побуждали
булгаковского зятя оставаться на военной службе у всех сменявших друг друга
правительств.

Тальбергу в Б. г. противопоставлены братья Турбины, готовые вступить в
безнадежную борьбу с петлюровцами и только после краха сопротивления
осознающие обреченность белого дела. Причем, если старший, списанный с самого
автора Б. г., отходит от борьбы, то младший явно готов ее продолжать и, вероятно,
погибнет на Перекопе.

Николка имел прототипами младших братьев Булгакова - главным образом
Николая, но частично и Ивана. Оба они участвовали в белом движении, были
ранены, сражались до конца. Иван, интернированный в Польше вместе с войсками
генерала Н. Э. Бредова, позднее добровольно вернулся в Крым к генералу
Врангелю и оттуда уже отправился в эмиграцию. Николай же, скорее всего, по
ранению, эвакуированный в Крым, служил вместе с Л. С. Карумом в Феодосии.
Однако негативного отношения к мужу сестры у него не было. В письме матери из
Загреба 16 января 1922 г. Н. А. Булгаков упоминает встречи "у Варюши с Леней" с
двоюродным братом Константином Петровичем Булгаковым во время службы в
Добровольческой армии (в середине 20-х К. П. Булгаков эмигрировал и стал
инженером-нефтяником в Мексике). Очевидно, встреча Н. А. Булгакова с Л. С.
Карумом произошла в Феодосии, где он жил вместе с Варей.

Образом молочницы Явдохи автор Б. г. продолжает традицию изображения
здорового начала в народной жизни, ее стяжателю Василисе, тайно вожделеющему
молодую красавицу. Здесь заметно влияние известного рассказа "Явдоха" (1914)
сатирической писательницы Надежды Тэффи (Лохвицкой) (1872-1952). Позднее, в
предисловии к сборнику "Неживой зверь" (1916) она следующим образом изложила
содержание рассказа: "Осенью 1914 года напечатала я рассказ "Явдоха". В
рассказе, очень и грустном и горьком, говорилось об одинокой деревенской старухе,
безграмотной и бестолковой, и такой беспросветно темной, что, когда получила она
известие о смерти сына, она даже не поняла, в чем дело, и все думала - пришлет он
ей денег или нет. И вот одна сердитая газета посвятила этому рассказу два
фельетона, в которых негодовала на меня за то, что я якобы смеюсь над
человеческим горем.

- Что в этом смешного находит госпожа Тэффи! - возмущалась газета и, цитируя
самые грустные места рассказа, повторяла:
- И это, по ее мнению, смешно?
- И это тоже смешно?
Газета, вероятно, была бы очень удивлена, если бы я сказала ей, что не смеялась
ни одной минуты. Но как могла я сказать?"

Булгакова привлекло в данном предисловии сходство с Б. г., где он, в отличие от
фельетонов и сатирических повестей, ни минуты не смеялся и рассказывал о вещах
трагических. Свою Явдоху Булгаков сделал цветущей молодухой, которую
вожделеет скаредный Василиса, причем в его воображении она предстает "голой,
как ведьма на горе".

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Информация о сайте ˜
Архив публикаций
Bulgakov.ru - полностью некоммерческий проект, который не принадлежит ни одному
Энциклопедия
фонду или организации, не выражает позицию никаких булгаковедческих школ,
Биография (1891-1940)
направлений и течений, кроме собственной позиции, которая строится из мнения
Персонажи
редакции Энциклопедии и сообщества сайта.
Произведения
Сайт www.bulgakov.ru создан по материалам книги Бориса
Демонология
Соколова "Булгаковская энциклопедия". Все права на
Великий бал у Сатаны
печатную версию энциклопедии принадлежат
Булгаковская Москва
издательствам "Локид" и "Миф".
Театр Булгакова
Родные и близкие
Приобрести книгу Вы можете Здесь
Философы
Булгаков и мы Все права на оригинальный контент, адаптированный под
Интернет, принадлежат Юлии Вишневской, как
Булгаковедение
непосредственному руководителю и организатору проекта.
Рукописи
Она также является автором некоторых иллюстраций.
Фотогалереи
Сообщество Мастера Программная часть Булгаковской Энциклопедии была
Клуб Мастера разработана FutureSite Design Studio.
Новый форум
Огромная благодарность – дизайнеру Сергею Важенину за оперативное создание
Старый форум
новой «обложки» Булгаковской Энциклопедии.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
При полном или частичном цитировании текстов, использовании иллюстраций и
СМИ о БЭ
фотографий обязательна ссылка на сайт Булгаковской Энциклопедии www.
Лист рассылки
bulgakov.ru.
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
Библиотека
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Остальные произведения
Книжный интернет-
магазин
Лавка Мастера


© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Роковые яйца"
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
" оковые яйца" - повесть. Опубликована: Недра, М., 1925, No 6. Вошла в
Произведения
сборники: Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. - 1926); и Булгаков М.
Демонология
Роковые яйца. Рига: Литература, 1928. В сокращенном виде под названием "Луч
Великий бал у Сатаны
жизни" повесть Р. я. печаталась: Красная панорама, 1925, NoNo 19-22 (в No 22 - под
Булгаковская Москва
названием "Роковые яйца").
Театр Булгакова
Родные и близкие Одним из источников фабулы Р. я. послужил роман английского писателя Герберта
Философы Уэллса (1866-1946) "Пища богов" (1904), где речь идет о чудесной пище,
ускоряющей рост живых организмов и развитие интеллектуальных способностей у
Булгаков и мы
людей-гигантов, причем рост духовных и физических возможностей человечества
Булгаковедение
приводит в романе к более совершенному миропорядку и столкновению мира
Рукописи
будущего и мира прошлого - мира гигантов с миром пигмеев. У Булгакова гигантами
Фотогалереи
оказываются не интеллектуально продвинутые человеческие индивидуумы, а особо
агрессивные пресмыкающиеся. В Р. я. отразился и другой роман Уэллса - "Борьба
Сообщество Мастера
миров" (1898), где завоевавшие Землю марсиане внезапно гибнут от земных
Клуб Мастера
микробов. У Булгакова же подступившие к Москве пресмыкающиеся становятся
Новый форум
жертвой фантастических августовских морозов.
Старый форум
Гостевая книга Среди источников Р. я. есть и более экзотические. Так, живший в Коктебеле в Крыму
СМИ о Булгакове поэт Максимилиан Волошин (Кириенко-Волошин) (1877-1932) прислал Булгакову
вырезку из одной феодосийской газеты 1921 г., где говорилось "о появлении в
СМИ о БЭ
районе горы Кара-Даг огромного гада, на поимку которого была отправлена рота
Лист рассылки
красноармейцев".
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
Послуживший прототипом Шполянского в "Белой гвардии" писатель и
Библиотека литературовед Виктор Борисович Шкловский (1893-1984) в своей книге
Собачье сердце "Сентиментальное путешествие" (1923) приводит слухи, циркулировавшие в Киеве в
(иллюстрированное) начале 1919 г. и, возможно, питавшие булгаковскую фантазию: "Рассказывали, что у
французов есть фиолетовый луч, которым они могут ослепить всех большевиков, и
Остальные произведения
Борис Мирский написал об этом луче фельетон "Больная красавица". Красавица -
Книжный интернет-
старый мир, который нужно лечить фиолетовым лучом. И никогда раньше так не
магазин
боялись большевиков, как в то время. Рассказывали, что англичане - рассказывали
Лавка Мастера
это люди не больные - что англичане уже высадили в Баку стада обезьян,
обученных всем правилам военного строя. Рассказывали, что этих обезьян нельзя
распропагандировать, что идут они в атаки без страха, что они победят
большевиков.
Показывали рукой на аршин от пола рост этих обезьян. Говорили, что когда при
взятии Баку одна такая обезьяна была убита, то ее хоронили с оркестром
шотландской военной музыки и шотландцы плакали.
Потому что инструкторами обезьяньих легионов были шотландцы.
Из России дул черный ветер, черное пятно России росло, "больная красавица"
бредила".

В Р. я. страшный фиолетовый луч пародийно превращен в красный луч жизни,
наделавший тоже немало бед. Вместо похода на большевиков чудесных боевых
обезьян, будто бы привезенных из-за границы, у Булгакова к Москве подступают
полчища гигантских свирепых гадов, вылупившихся из присланных из-за границы
яиц.

В тексте Р. я. указаны время и место написания повести: "Москва, 1924 г., октябрь".
Повесть существовала в первоначальной редакции, отличной от опубликованной.
27 декабря 1924 г. Булгаков читал Р. я. на собрании литераторов при кооперативном
издательстве "Никитинские субботники". 6 января 1925 г. берлинская газета "Дни" в
рубрике "Российские литературные новости" откликнулась на это событие:
"Молодой писатель Булгаков читал недавно авантюрную повесть "Роковые яйца".
Хоть она литературно незначительна, но стоит познакомиться с ее сюжетом, чтобы
составить себе представление об этой стороне российского литературного
творчества.
Действие происходит в будущем. Профессор изобретает способ необыкновенно
быстрого размножения яиц при помощи красных солнечных лучей... Советский
работник, Семен Борисович Рокк, крадет у профессора его секрет и выписывает из-
за границы ящики куриных яиц. И вот случилось так, что на границе спутали яйца
гадов и кур, и Рокк получил яйца голоногих гадов. Он развел их у себя в Смоленской
губернии (там и происходит все действие), и необозримые полчища гадов
двинулись на Москву, осадили ее и сожрали. Заключительная картина - мертвая
Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого.
Тема веселенькая! Заметно, впрочем, влияние Уэллса ("Пища богов"). Конец
Булгаков решил переработать в более оптимистическом духе. Наступил мороз и
гады вымерли...".

Сам Булгаков в дневниковой записи в ночь на 28 декабря 1924 г. охарактеризовал
свои впечатления" от чтения Р. я. на "Никитинских субботниках" следующим
образом: "Когда шел туда - ребяческое желание отличиться и блеснуть, а оттуда -
сложное чувство. Что это? Фельетон? Или дерзость? А может быть, серьезное?
Тогда не выпеченное. Во всяком случае, там сидело человек 30 и ни один из них не
только не писатель, но и вообще не понимает, что такое русская литература.
Боюсь, что как бы не саданули меня за все эти подвиги "в места не столь
отдаленные"... Эти "Никитинские субботники" - затхлая, советская рабская рвань, с
густой примесью евреев".

Вряд ли отзывы посетителей "Никитинских субботников", которых Булгаков ставил
столь низко, могли заставить писателя изменить финал Р. я. В том, что первый,
"пессимистический" конец повести существовал, сомневаться не приходится.
Бывший сосед Булгакова по Нехорошей квартире писатель Владимир Лёвшин
(Манасевич) (1904-1984) приводит тот же вариант финала, будто бы
сымпровизированный Булгаковым в телефонном разговоре с издательством
"Недра", когда текст еще не был готов: "...Повесть заканчивалась грандиозной
картиной эвакуации Москвы, к которой подступают полчища гигантских удавов".

По воспоминаниям секретаря редакции альманаха "Недра" П. Н. Зайцева (1889-
1970) Булгаков сразу передал сюда Р. я. в готовом виде, и скорее всего
воспоминания В. Лёвшина о "телефонной импровизации" финала - ошибка памяти.
О существовании Р. я. с другим финалом сообщала Булгакову анонимная
корреспондентка в письме 9 марта 1936 г. в связи с неизбежным снятием с
репертуара пьесы "Кабала святош", называя среди того, что "пишется Вами, а м. б.
и приписывается и передается" "вариант окончания" Р. я. и повесть "Собачье
сердце" (не исключено, что вариант финала Р. я. был записан кем-то из
присутствовавших на чтении 27 декабря 1924 г. и позднее попал в самиздат).

Интересно, что реально существовавший "пессимистический" финал почти
буквально совпал с тем, который был предложен писателем Максимом Горьким
(Алексеем Максимовичем Пешковым) (1865-1936) уже после опубликования
повести, вышедшей в свет в феврале 1925 г. 8 мая того же года он писал
литератору Михаилу Леонидовичу Слонимскому (1897-1972): "Булгаков очень
понравился мне, очень, но он не сделал конец рассказа. Поход пресмыкающихся на
Москву не использован, а подумайте, какая это чудовищно интересная картина!"

Горькому осталась неизвестна заметка в "Днях" 6 января 1925 г. и он не знал, что
предлагавшийся им конец существовал в первой редакции Р. я. Булгаков так и не
узнал этого горьковского отзыва, равно как и Горький не подозревал, что в дневнике
Булгакова в записи 6 ноября 1923 г. автор Р. я. отозвался о нем очень высоко как о
писателе и очень низко - как о человеке: "Я читаю мастерскую книгу Горького "Мои
университеты". Несимпатичен мне Горький как человек, но какой это огромный,
сильный писатель и какие страшные и важные вещи говорит он о писателе".

Автор "Моих университетов" (1922) из своего западноевропейского "прекрасного
далека" не представлял себе абсолютную нецензурность варианта финала с
оккупацией Москвы полчищами гигантских пресмыкающихся. Булгаков же, скорее
всего, это осознал и, то ли под давлением цензуры, то ли заранее предвидя ее
возражения, переделал окончание Р. я.

На счастье писателя, цензура видела в походе гадов на Москву в Р. я. только
пародию на интервенцию 14 государств против Советской России в годы
гражданской войны (гады-то иностранные, раз вылупились из заграничных яиц).
Поэтому взятие полчищами пресмыкающихся столицы мирового пролетариата
воспринималось цензорами лишь как опасный намек на возможное поражение
СССР в будущей войне с империалистами и разрушение Москвы в этой войне. По
этой же причине не была выпущена позднее, в 1931 г., пьеса "Адам и Ева", когда
один из руководителей советской авиации Я. И. Алкснис (1897-1938) заявил, что
пьесу ставить нельзя, поскольку по ходу действия гибнет Ленинград.

В таком же контексте воспринимался курий мор, против которого сопредельные
государства устанавливают кордоны. Под ним подразумевались революционные
идеи СССР, против которых Антанта провозгласила политику санитарного кордона.
Однако на самом деле "дерзость" Булгакова в Р. я., за которую он опасался попасть
в "места не столь отдаленные", заключалась в другом, и система образов в повести
в первую очередь пародировала несколько иные факты и идеи.

Главный герой Р. я. - профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель
красного "луча жизни". Именно с помощью этого луча выводятся на свет
чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч -
символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом
построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру. Гибель Персикова
во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву
непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый В.
И. Лениным и большевиками эксперимент по распространению "красного луча" на
первых порах в России, а потом и во всем мире.

Владимир Ипатьевич Персиков родился 16 апреля 1870 г., ибо в день начала
действия Р. я. в воображаемом будущем 1928 г. 16 апреля ему исполняется 58 лет.
Главный герой - ровесник Ленина. 16 апреля - тоже дата неслучайная. В этот день
(по н. ст.) в 1917 г. вождь большевиков вернулся в Петроград из эмиграции.
Показательно, что ровно одиннадцать лет спустя профессор Персиков открыл
чудесный красный луч. Для России таким лучом стал в 1917 г. приезд Ленина, на
следующий день обнародовавшего знаменитые Апрельские тезисы с призывом к
перерастанию "буржуазно-демократической" революции в социалистическую.

Персиков и Ленин - близнецы-братья
Гады - немцы по национальности
Другие прототипы Персикова
Советские критики - о "Роковых яйцах"
"Кремлёвский мечтатель"
Читайте продолжение >>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Роковые яйца", часть 2
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Портрет Персикова тоже весьма напоминает портрет Ленина: "Голова
Персонажи
замечательная, толкачом, с пучками желтоватых волос, торчащими по бокам...
Произведения
Персиковское лицо вечно носило на себе несколько капризный отпечаток. На
Демонология
красном носу старомодные маленькие очки в серебряной оправе, глазки блестящие,
Великий бал у Сатаны
небольшие, росту высокого, сутуловат. Говорил скрипучим, тонким, квакающим
Булгаковская Москва
голосом и среди других странностей имел такую: когда говорил что-либо веско и
Театр Булгакова уверенно, указательный палец правой руки превращал в крючок и щурил глазки. А
Родные и близкие так как он говорил всегда уверенно, ибо эрудиция в его области у него была
совершенно феноменальная, то крючок очень часто появлялся перед глазами
Философы
собеседников профессора Персикова". От Ленина здесь - характерная лысина с
Булгаков и мы
рыжеватыми волосами, ораторский жест, манера говорить, наконец, вошедший в
Булгаковедение
ленинский миф знаменитый прищур глаз.
Рукописи
Фотогалереи Совпадает и обширная эрудиция, которая, безусловно, у Ленина была, и даже
иностранными языками Ленин и Персиков владеют одними и теми же, по-
Сообщество Мастера
французски и по-немецки изъясняясь свободно. В первом газетном сообщении об
Клуб Мастера
открытии красного луча фамилия профессора была переврана репортером со слуха
Новый форум
на Певсиков, что ясно свидетельствует о картавости Владимира Ипатьевича,
Старый форум
подобно Владимиру Ильичу. Кстати, Владимиром Ипатьевичем Персиков назван
Гостевая книга только на первой странице Р. я., а потом все окружающие именуют его Владимир
СМИ о Булгакове Ипатьич - почти Владимир Ильич.
СМИ о БЭ
В ленинском контексте образа Персикова находит свое объяснение заграничное, а
Лист рассылки
конкретно: немецкое, судя по надписям на ящиках, происхождение яиц гадов,
Партнеры сайта
которые потом под действием красного луча чуть не захватили (а в первой редакции
Старая редакция сайта
Р. я. даже захватили) Москву. Ленин и его товарищи после Февральской революции
Библиотека были переправлены из Швейцарии в Россию через Германию в запломбированном
вагоне (недаром подчеркивается, что прибывшие к Рокку яйца, которые он
Собачье сердце
принимает за куриные, кругом оклеены ярлыками). Уподобление большевиков
(иллюстрированное)
гигантским гадам, идущим походом на Москву, было сделано еще в письме

<<

стр. 5
(всего 41)

СОДЕРЖАНИЕ

>>