<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

- повышенная возбудимость, раздражительность;
- укачивание в транспорте:
- повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
- двигательное беспокойство, неусидчивость;
- вялость, заторможенность.
Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой
по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть реко-
мендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышива-
нием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развиваю-
щие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию
моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и за-
нимать 15-20 минут.
При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой
стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу
таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероят-
ность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним
игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при
письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое пле-
чо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким об-
разом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний ле-
вый угол располагался напротив груди.
При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его
эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение
с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на левору-
кости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и раз-
вития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хо-
рошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие лев-
шам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии.
Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе,
самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышен-
ную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как
следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходи-
мо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем,
чтобы ребенок не переутомлялся. Данные полученные при исследовании лев-
шей показывают, что способы и при?мы с помощью которых дети усваивают
знания различны.
Так например некоторые дети лучше усваивают учебный материал, предс-
тавленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает
объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррек-
ционной работы представляется необходимым выявлять такие индивидуальные
особенности, т.к. их учет может оказаться определяющим выбор путей кор-

рекции детских трудностей.
Довольно часто неправорукие дети несмотря на проводимую педагогичес-
кую работу затрудняются в определении правой и левой руки. В таких слу-
чаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами
или чем либо другим. Как показал проведенный нами эксперимент формирова-
ние вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных
отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстни-
ками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зер-
кальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отра-
жает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что
пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере

как у правшей так и у левшей. Тем не менее эксперимент проиллюстрировал
различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отстава-
ние левшей от контрольной группы. Работа по формированию рядов требует
систематических занятий и может осуществляться в различных видах дея-
тельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, -сле-
да направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно на-
чинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее эле-
ментов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с
левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как
бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому,
по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к вер-
хнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется
заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ря-
де и чередовании элементов, возможно предложить составление узора на об-
мазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бу-
тылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной
последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же сле-
дить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зри-
тельный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигу-
ры, различные трафареты, картинки и т.п. Он проводится следующим обра-
зом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предме-
тов).
2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;
3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из
индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере
тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно бу-
дет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по
серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направле-
ние, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отраба-
тываемый порядок.
Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок,
рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для
закрепления логической последовательности действий, событий, на зри-
тельной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схема-
тичные рисунки отображающие развертывание этих действий, событий. При
наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ре-
бенка.
Hачиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учиты-
вать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания
букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей
(лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравне-
ния) выстраивать систематическую коррекционную работу.
При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи,
прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание разви-
тию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и
несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причи-
ной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по преду-
преждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения пра-
вильной последовательности и количества букв в слове (ряда графем)и оши-
бок на уровне предложения.
У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т.к. такой вид
работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо
распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предло-
женного для списывания, что требует быстрое и точной пространственной
ориентировки, а также выстраиванием ряда этих элементов на своем мрете
(опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у
левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрас-
танием количества ошибок.
При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не по-
следовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины
текста. Во избежании таких проявлений внимание ребенка необходимо обра-
тить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную ру-
ку, если это оказывается неэффективно , то следует закрыть текст и отк-
рывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок
самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ре-
бенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и
темп слежения за строкой.
Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематичес-
ки, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время
для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной дея-
тельностью продолжить.


<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ