стр. 1
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

УМБЕРТО ЭКО
КАК НАПИСАТЬ
дипломную
РАБОТУ
ГУМАНИТАРНЫЕ HAУКИ

Перевод с итальянского Елены Костюкович




УНИВЕРСИТЕТ
КНИЖНЫЙ ДОМ


МОСКВА
2003
УДК 009(075)
ББК 74.200а7
Э 40



Umberto Eco
Come si fa una tesi di laurea
Le materie umanistiche




Эко Умберто
Э 40 Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки:
Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. —
М.: Книжный дом «Университет», 2003. — 2 изд. — 240 с.

ISBN 5-8013-0166-6

Писатель с мировой славой, профессор нескольких университе-
тов Умберто ЭКО в этой книге обращается к своей излюбленной пуб-
лике — к преподавателям и студентам. Все, что требуется знать науч-
ному работнику, особенно когда он берется за диплом, диссертацию
или одну из первых научных статей, изложено в этой книге с умом и
тактом, с чисто художественной выразительностью и с великолеп-
ной техничностью. Любой научный руководитель, дав эту книгу дип-
ломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой уче-
ный, проработав эту книгу, избавится от сомнений. Любой культурный
человек, прочитав эту книгу, получит интеллектуальную радость.

УДК 009(075)
ББК 74.200а7


© R.C.S. Libri S.p.A. - Milan Bompiani, 1977
© Книжный дом «Университет», 2003
© E. Костюкович, перевод, 2003
ISBN 5-8013-0166-6 © М. Орлова-Петрушина, обложка, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 6

I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЗАЧЕМ ОНА 10
I.1. Зачем пишут диплом и что он такое 10
I.2. Кому адресована эта книга 13
I.3. Чем дипломная работа может пригодиться после
университета 15
I.4. Четыре простейших правила 16

П. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМА 18
II.1. Монографическая или обзорная? 18
II.2. Историческая или теоретическая? 23
II.3. На классическом материале или на современном? 26
II.4. Сколько времени отвести на диплом? 28
II.5. Надо ли знать иностранные языки? 33
II.6. Научная или политическая тема? 38
II.6.1. Что значит «научная»? 38
II.6.2. Историко-теоретические темы или злоба дня? 44
II.6.3. Как превратить журналистскую тему в научную? 48
II.7. Как не дать научному руководителю сесть вам на шею? 56

III. СБОР МАТЕРИАЛА 59
III.1. Доступность источников 59
III. 1.1. Что является источником для научной работы? 59
III.1.2. Первоисточники и вторичные источники 64
III.2. Составление библиографии 69
III.2.1. Как работать в библиотеке 69
III.2.2. Предварительная библиография. Карточки 74
III.2.3. Библиографическая запись 78
Таблица № 1 — Библиографическая ссылка 96
Таблица № 2 — Библиографическая карточка 97
III.2.4. Опыт поиска в городской библиотеке 98
Таблица № 3 — Общие труды по итальянскому барокко,
подобранные на основании трех статей из энциклопедий
и справочников 108
Таблица № 4 — Труды по итальянским литературным
трактатам семнадцатого века, подобранные на основании
трех статей из энциклопедий и справочников 110
III.2.5. А книги-то все-таки надо читать? И в каком
порядке? 122

3
IV. ПЛАН РАБОТЫ, РАЗМЕТКА И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ 125
IV. 1. Содержание, оно же рабочая гипотеза 125
IV.2. Карточки и конспекты 134
IV.2.1. Разные виды карточек: для чего они применяются ... 134
Таблица № 5 — Карточки на цитаты 140
Таблица № 6 — Карточка на отсылку 143
IV.2.2. Разметка первостепенных источников 144
IV.2.3. Конспектирование второстепенных источников 147
Таблица № 7-14 — Карточки-конспекты 150
IV.2.4. О научном смирении 163


V. КАК НАПИСАТЬ ТЕКСТ 166
V.l. К кому вы обращаетесь 166
V.2. Интонация 168
V.3. Цитирование 177
V.3.1. Когда и как цитируют: десять правил 177
Таблица № 15 — Пример продолжающегося цитирования
в тексте 187
V.3.2. Цитата-парафраз-плагиат 188
V.4. Подстрочные примечания 191
V.4.1. Зачем нужны примечания 191
V.4.2. Принцип цитата-примечание 193
Таблица № 16 — Применение принципа цитата-
примечание 196
Таблица Na 17 — Пример соответствующей затекстовой
библиографии 197
V.4.3. Принцип автор-дата 198
Таблица № 18 — Та же страница, что в таблице № 16,
переделанная по принципу автор-дата 201
Таблица №19 — Пример соответствующей затекстовой
библиографии 202
V.5. Предосторожности, ловушки, обычаи 204
V.6. О научном достоинстве 208


VI. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМА 211
VI. 1. Выбор принципа 211
VI.1.1. Поля и интервалы 211
VI. 1.2. Подчеркивания и прописные буквы 212
VI.1.3. Графическое оформление подраздела 215
VI. 1.4. Кавычки и иные знаки 216
VI.1.5. Диакритические знаки и транслитерация 219


4
Таблица № 20 — Транслитерация кириллических букв
латинскими 220
Таблица № 21 — Транслитерация древнегреческих букв
латинскими 221
VI. 1.6. Пунктуация, ударения, аббревиатуры 222
Таблица № 22 — Список сокращений, обычно приме-
няемых в тексте, примечаниях, библиографии на любых
языках 222
VI.1.7. Беспорядочные советы 223
VI.2. Затекстовая библиография 226
VI.3. Приложения 230
VI.4. Оглавление 232
Таблица № 22 — Примеры оглавления 234

VII. ВЫВОДЫ 237
ПРЕДИСЛОВИЕ

1. В былое время университеты были элитарными. Туда по-
ступали дети тех, кто сам кончал университет. За редкими исклю-
чениями, студенты, кроме учебы, ничего не делали. Учеба шла
неторопливо, порция науки — и добрая порция студенческих так
называемых голиардических развлечений вперемежку с членством
во всяких клубах.
Каждая лекция была событием. После лекций активные сту-
денты подходили к профессору, после занятий заходили на ка-
федру, в семинарах у аспирантов бывало по десять — пятнадцать
человек, не более.
Сегодня во многих университетах Америки группы также не
превышают десяти, максимум двадцати студентов: те заплатили
за курс столько денег, что вправе «использовать» преподавателя
на всю катушку. В колледжах типа Оксфорда у каждой группы
студентов имеется профессор (тьютор), который руководит их
научной работой, и у него может быть только один или два подо-
печных за весь академический год. Тьютор ежедневно проверяет,
как идет у них работа.
Если бы у нас дело обстояло так же, незачем было бы публи-
ковать эту книгу... хотя, наверно, какие-то советы могли бы при-
годиться и вышеописанному учащемуся-счастливцу. Но у нас выс-
шее образование носит массовый характер. В университеты идет
молодежь любых социальных слоев, после каких угодно школ,
так что на факультете философии или на отделении классической
филологии оказываются люди, не учившие в школе/лицее ни гре-
ческого, ни даже, бывает, латыни. Есть мнение, что без латыни
можно обойтись в жизни — это само по себе спорно, но бесспор-
но, что философам и литературоведам она все-таки необходима.
Есть факультеты, где студентов на курсе по нескольку тысяч.
Профессор узнает в лицо тридцать из них, самых активных. При

6
помощи аспирантов, младших преподавателей и стажеров ему
удается кое-как обучать в общем и целом сотню. В этой сотне
большинство — обеспеченные дети, выросшие в культурной сре-
де, они ходят на выставки, фестивали, путешествуют за границу.
А за пределами сотни — остальные. Те, кто учится и работает
и, возможно, с утра до вечера пишет бумажки в домоуправлении
в таком дремучем городишке, где на десять тысяч жителей нет
даже книжного ларька. Те, кто в науке разочаровались и стали
политическими активистами, но и они для высшего образования
должны как-то написать диплом. Те, у кого так мало денег, что
покупка учебников к экзамену — проблема, те, кто прикидывает,
сколько надо заплатить за книги к каждому семинару, и выбирает
тот курс, который дешевле.
Студенты приходят на лекцию, э. в аудитории сесть негде. Они
хотят поговорить с профессором, но к нему очередь двадцать че-
ловек, а им надо не опоздать на последнюю электричку, потому
что о ночи в гостинице нет и речи. Им никогда никто не объяснял,
как искать в библиотеке книгу и в какую идти библиотеку. Часто
они не знают, что книги можно выписать по межбиблиотечному
обмену или что существует выдача книг на дом.
Мои советы предназначены в основном им. Или выпускникам
школ и лицеев, готовящимся к университету и желающим хоть
как-то уразуметь, что кроется под загадочным словом «защита».
Всем этим читателям сообщу по крайней мере две вещи:
— можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых
позиций;
— можно воспользоваться этим случаем (даже если все годы уче-
бы вы испытывали лишь тоску и раздражение) и получить удо-
вольствие от научной работы, не хватаясь за всякое знание без
разбору, а приобретая опыт критического подхода, и вырабо-
тать способность (которая пригодится вам в будущем) точно
определять проблемы, методично их решать и грамотно изла-
гать свои выводы.
2. При этом хочу подчеркнуть, что в моей книге нет ни сове-
тов, как заниматься наукой, ни стремления убедить кого-то в

7
ценности этого дела. Здесь просто прочерчивается путь, по кото-
рому следует идти, чтобы в определенный день и час перед опре-
деленной комиссией вы могли положить пачку листов в перепле-
те, соответствующую нормативам, состоящую из нужного числа
отпечатанных страниц, и чтоб этот диплом предположительно как-
то соотносился с вашей специальностью, и чтобы он не поверг
оппонентов в состояние грустной задумчивости.
Подчеркиваю снова: никто не может сказать вам, что именно
писать в дипломе. Это остается вашей личной проблемой. Я могу
вам сказать: 1) что называется дипломной работой; 2) как выбрать
тему и рассчитать сроки по этапам; 3) как организовать литерату-
ру; 4) как организовать собранный материал; 5) как закрепить на
бумаге результат. Имейте в виду, что самая трудная часть — по-
следняя. Та, что кажется самой неважной. Между тем она един-
ственная, где следует соблюсти довольно жесткие нормы.
3. Диплом, описываемый в этой книге, — работа для гумани-
тарного факультета. Поскольку мой собственный опыт ограничи-
вается факультетами философии и филологии, естественно, боль-
шинство примеров взято из этих наук. Но в указанных выше рам-
ках предлагаемые мною критерии подходят и для стандартного
диплома по политологии, педагогике, юриспруденции. Если про-
блемы ставятся в историческом или общетеоретическом плане (но
не в экспериментальном и не в прикладном), моя модель скорее
всего сможет работать и в случае таких факультетов, как архитек-
турные, экономические, коммерческие и некоторые технические
(зависит от темы). Но все-таки необходима осторожность.
4. Идут разговоры о реформе университетской системы. По-
хоже, скоро будет два или даже три уровня высшего образования.
Встает вопрос, не утратят ли смысла мои советы.
Я думаю, что если будет несколько уровней защит, по типу,
существующему во многих зарубежных странах, создастся ситу-
ация наподобие той, которую я описываю в разделе I.1. Будут за-
щищаться сперва, на первом уровне, дипломные работы на аттес-
тат о высшем образовании (собственно дипломы), а потом, на вто-
ром уровне, работы на докторскую степень (диссертации).

8
Некоторые технические советы, которые даны в этой книге, мо-
гут пригодиться также для оформления кандидатской диссертации.
5. Мой коллега Чезаре Сегре прочел эту книгу и сделал ряд
ценных поправок. Поскольку многими из них я с наслаждением
воспользовался, а многие другие в своем упрямстве отверг, он не
в ответе за конечный продукт. Разумеется, я всей душой ему бла-
годарен.
6. Последняя оговорка: обращаясь к читателям, я, конечно,
имел в виду как студентов, так и студенток, как профессоров, так
и профессорш. Поскольку в нашем языке не принято выражаться
двусмысленно в духе английского «person», я не стал писать «уча-
щаяся особа» или «дипломосочиняющее лицо».
I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
И ЗАЧЕМ ОНА

I.1. Зачем пишут диплом и что он такое
Дипломная работа представляет собой от ста до четырехсот
страниц, на которых студент исследует проблему по своей специ-
альности. Дипломная работа, по закону, необходима для получе-
ния свидетельства о высшем образовании. Сдав все положенные
экзамены, студент создает дипломную работу и представляет ее
на рассмотрение дипломной комиссии. Комиссия выслушивает
характеристику руководителя (который курировал дипломника)
и отзыв оппонента или оппонентов. Оппоненты, в частности, за-
дают дипломнику вопросы. В ходе обсуждения (защиты) что-то
говорят и члены комиссии. В выступлениях руководителя и оппо-
нента подчеркиваются плюсы (и минусы) представленной рабо-
ты, а от того, как дипломник сумеет защищать свой собственный
текст, зависят суждение комиссии и выносимая оценка. Приняв
во внимание экзаменационные оценки за все годы, комиссия ста-
вит окончательную отметку, а также решает, присвоить ли дипло-
му «отличие» и дать ли рекомендацию «в печать». По крайней
мере, приблизительно такова система в большинстве гуманитар-
ных вузов.
Все сказанное дает представление о формальных требовани-
ях к диплому и о ритуале защиты, но мало что объясняет по сути
этого самого диплома. Прежде всего, почему, чтоб окончить вуз,
надо писать диплом?
Кстати, совсем не во всех зарубежных университетах требуют
этого. Есть страны, где окончить курс на нескольких различных
уровнях можно и без написания дипломной работы. В других стра-
нах есть первая ступень вузовского обучения, соотносимая в об-
щем и целом с нашим дипломом, но она не называется полным

10
I.1. Зачем пишут диплом и что он такое

высшим образованием и для нее просто надо сдать определен-
ный набор экзаменов или, по желанию, представить работу более
скромного масштаба, типа курсовой.
В других странах есть несколько ступеней высшего образова-
ния и «стажировок», каждая ступень завершается выпускным со-
чинением. Самое капитальное из этих сочинений там именуется
«диссертацией», пишется эта диссертация в аспирантуре, а в ас-
пирантуру идут лишь те, кто намерен остаться в науке. В разных
странах эта ступень обозначается разными словами, я называю ее
на английский манер, что принято теперь уже повсеместно, PhD
(Philosophy Doctor, доктор философии). Так титулуются все кан-
дидаты и доктора гуманитарного профиля, от социологов до пре-
подавателей греческого языка. Для других областей применяют-
ся другие сокращения, например MD — Medicine Doctor.
Как известно, для получения кандидатской степени (PhD) надо
написать диссертацию, в то время как для аттестата о высшем
образовании надо написать дипломную работу.
Дипломная работа — профессиональная проверка, это не дис-
сертация, которая — проверка академическая. Диссертация дол-
жна быть оригинальна; в диссертации кандидат доказывает, что
как ученый он может поспособствовать развитию науки, которой
намерен заниматься. Диссертацию защищают не в двадцать два
года, как диплом, а в более зрелом возрасте, порой даже в сорок
или в пятьдесят лет, хотя, конечно, бывают и очень молодые дис-
сертанты. Почему требуется так много времени на раскачку?
Именно потому, что речь идет об оригинальной работе, для кото-
рой следует, естественно, быть знакомым с тем, что сказали на
эту тему другие ученые, но и вдобавок следует «открыть» что-то
свое, чего другие ученые не говорили. (Когда говорится об «от-
крытиях» в гуманитарной области, это не что-то эпохальное вро-
де деления атомного ядра, теории относительности или лечения
рака. «Открытия» могут быть довольно скромными, в частности,
«научным» результатом считается и новое прочтение и истолко-
вание классического текста, и находка рукописи, проливающей
дополнительный свет на биографию писателя, и систематизация

11
I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
И ЗАЧЕМ ОНА

I.1. Зачем пишут диплом и что он такое
Дипломная работа представляет собой от ста до четырехсот
страниц, на которых студент исследует проблему по своей специ-
альности. Дипломная работа, по закону, необходима для получе-
ния свидетельства о высшем образовании. Сдав все положенные
экзамены, студент создает дипломную работу и представляет ее
на рассмотрение дипломной комиссии. Комиссия выслушивает
характеристику руководителя (который курировал дипломника)
и отзыв оппонента или оппонентов. Оппоненты, в частности, за-
дают дипломнику вопросы. В ходе обсуждения (защиты) что-то
говорят и члены комиссии. В выступлениях руководителя и оппо-
нента подчеркиваются плюсы (и минусы) представленной рабо-
ты, а от того, как дипломник сумеет защищать свой собственный
текст, зависят суждение комиссии и выносимая оценка. Приняв
во внимание экзаменационные оценки за все годы, комиссия ста-
вит окончательную отметку, а также решает, присвоить ли дипло-
му «отличие» и дать ли рекомендацию «в печать». По крайней
мере, приблизительно такова система в большинстве гуманитар-
ных вузов.
Все сказанное дает представление о формальных требовани-
ях к диплому и о ритуале защиты, но мало что объясняет по сути
этого самого диплома. Прежде всего, почему, чтоб окончить вуз,
надо писать диплом?
Кстати, совсем не во всех зарубежных университетах требуют
этого. Есть страны, где окончить курс на нескольких различных
уровнях можно и без написания дипломной работы. В других стра-
нах есть первая ступень вузовского обучения, соотносимая в об-
щем и целом с нашим дипломом, но она не называется полным

10
I.1. Зачем пишут диплом и что он такое

высшим образованием и для нее просто надо сдать определен-
ный набор экзаменов или, по желанию, представить работу более
скромного масштаба, типа курсовой.
В других странах есть несколько ступеней высшего образова-
ния и «стажировок», каждая ступень завершается выпускным со-
чинением. Самое капитальное из этих сочинений там именуется
«диссертацией», пишется эта диссертация в аспирантуре, а в ас-
пирантуру идут лишь те, кто намерен остаться в науке. В разных
странах эта ступень обозначается разными словами, я называю ее
на английский манер, что принято теперь уже повсеместно, PhD
(Philosophy Doctor, доктор философии). Так титулуются все кан-
дидаты и доктора гуманитарного профиля, от социологов до пре-
подавателей греческого языка. Для других областей применяют-
ся другие сокращения, например MD — Medicine Doctor.
Как известно, для получения кандидатской степени (PhD) надо
написать диссертацию, в то время как для аттестата о высшем
образовании надо написать дипломную работу.
Дипломная работа — профессиональная проверка, это не дис-
сертация, которая — проверка академическая. Диссертация дол-
жна быть оригинальна; в диссертации кандидат доказывает, что
как ученый он может поспособствовать развитию науки, которой
намерен заниматься. Диссертацию защищают не в двадцать два
года, как диплом, а в более зрелом возрасте, порой даже в сорок
или в пятьдесят лет, хотя, конечно, бывают и очень молодые дис-
сертанты. Почему требуется так много времени на раскачку?
Именно потому, что речь идет об оригинальной работе, для кото-
рой следует, естественно, быть знакомым с тем, что сказали на
эту тему другие ученые, но и вдобавок следует «открыть» что-то
свое, чего другие ученые не говорили. (Когда говорится об «от-
крытиях» в гуманитарной области, это не что-то эпохальное вро-
де деления атомного ядра, теории относительности или лечения
рака. «Открытия» могут быть довольно скромными, в частности,
«научным» результатом считается и новое прочтение и истолко-
вание классического текста, и находка рукописи, проливающей
дополнительный свет на биографию писателя, и систематизация

11
I. Что есть дипломная работа и зачем она

материала по какому-либо вопросу, придающая единство набору
идей, раскиданных всюду понемножку).
В любом случае, диссертант создает труд, с которым, хотя бы
по идее, другим специалистам необходимо быть знакомыми, по-
скольку в нем содержится что-то новое (см. раздел II, 6, 1).
Похоже ли положение с дипломной работой? Не похоже. Дип-
лом пишется в двадцать два года, когда человек сдает выпускные
университетские экзамены, диплом не является завершением дол-
гого продуманного труда, свидетельством окончательной зрелос-
ти. Дипломы лучших студентов, бывает, не уступают диссертаци-
ям, но вообще диплом — вещь более скромная. Университет не
требует новаторства любой ценой. Правомерны и дипломы-ком-
пиляции.
В компилятивной дипломной работе студент просто демонст-
рирует, что сумел критически переработать большую часть суще-
ствующей литературы (то есть книг и статей, посвященных теме
диплома) и внятно изложить прочитанное, соотнося различные
точки зрения, предлагая таким путем толковый обзор, не исклю-
чено, что полезный в качестве информации для серьезных специ-
алистов, которые не занимались этим частным вопросом.
Из этого вытекает первый совет: понять, какую работу вы
намечаете, компилятивную или исследовательскую. Исследова-
тельская будет более долгой и трудоемкой. Компилятивная тоже
может оказаться долгой и трудоемкой (существуют компиляции,
на которые ушли годы) но, как правило, с компиляцией меньше
хлопот и меньше риска.
Выбрать диплом-компиляцию не значит отрезать себе путь в
науку. Компиляция вполне может быть проявлением особой серь-
езности молодого научного работника, который, прежде чем на-
чать изобретать, изучает материал дотошно, досконально, по до-
кументам.
Противоположным типом являются дипломы с претензией на
исследование, носящие, однако, следы поспешности, и это пло-
хие дипломы, они раздражают читающего и никак не обогащают
писавшего.

12
I.2. Кому адресована эта книга

В общем, выбор между дипломом-компиляцией и дипломом-
исследованием зависит от зрелости и работоспособности студен-
та. Часто, увы, на этот выбор влияют и материальные причины.
Несомненно, у студента-заочника или вечерника меньше време-
ни, меньше сил и часто меньше средств, а следовательно, меньше
возможностей для длительного научного разыскания (в частно-
сти, связанного и с покупкой дорогих редких книг, и с поездками
в далекие архивы и библиотеки, на конференции и так далее).
Увы, я не могу посоветовать, как решить эту проблему. Во всем
мире и во все времена наука была привилегией богатых. В наше
время появились стипендии, гранты на поездки, обмен с иност-
ранными вузами. Нельзя сказать, чтобы это решало все пробле-
мы и для всех студентов. В идеале, конечно, хорошо бы государ-
ство оплачивало учебу, как работу, поддерживало талантливых уче-
ных, и хорошо бы перестали требоваться «корочки» «для профор-
мы» при поступлении на службу, продвижении по службе, про-
хождении по конкурсу.
Однако наши университеты отражают наше общественное ус-
тройство, и такова жизнь, и мы можем только мечтать, чтобы сту-
денты любого происхождения имели равные перспективы. А пока
я могу посоветовать, как успешнее решать проблему дипломной
работы при том времени, каким вы располагаете, с теми сред-
ствами, которые имеются в наличии, и исходя из индивидуаль-
ных наклонностей каждого.


I.2. Кому адресована эта книга
При подобной системе, естественно, многие учащиеся пишут
дипломную работу из-под палки, потому что иначе им не дадут
диплом о высшем образовании, и они не получат тех привилегий,
ради которых шли в университет. Это могут быть и студенты лет
сорока. Если они думают найти у меня рекомендацию, как им спра-
виться с дипломом за месяц, получить любую отметку и покон-
чить с этим делом, ответ простой: эту книгу им читать не надо.

13
I. Что есть дипломная работа и зачем она

Они — жертвы дурацкой бюрократической машины, они вынуж-
дены защищать диплом ради проформы, и для них я предлагаю
два решения: (1) либо потратить определенную сумму и заказать
текст умелому человеку, (2) либо взять чужой диплом, защищен-
ный где-то далеко и давно. Лучше не списывать с опубликован-
ных текстов, даже с иностранных, потому что мало-мальски све-
дущему преподавателю они, возможно, попадались. Но, в общем,
не так уж невозможно защитить в Милане диплом, некогда про-
шедший комиссию в Катании; конечно, следует заранее навести
справки о руководителе и оппоненте, не работали ли они прежде
в Катанийском университете. Так что, как видим, и вариант с пла-
гиатом содержит элемент исследовательской работы!
Понятно, что вышеприведенные советы противозаконны. Это
все равно что наущать: «Если тебя привезли на "скорой помощи",
а врач отказывается тебя осмотреть, души его за глотку». В обоих
случаях речь идет о реакциях отчаяния. Я даю парадоксальные
советы именно чтобы подчеркнуть, что в задачу автора не входит
упорядочение социального устройства и существующего законо-
дательства.

Вернемся к книге. Она адресована тем, кто, не будучи милли-
онером и не имея в распоряжении десяти лет для университет-
ских штудий после кругосветного круиза, намерен посвящать дип-
лому разумное время, несколько часов каждый день, и хочет
написать такую работу, которая даст ему определенную интел-
лектуальную радость и будет в какой-то степени полезна даже
после университета; тому, кто, определив сам для себя границы
(пусть даже скромные) намеченной задачи, желал бы выполнить
работу с серьезностью. Серьезно можно подходить и к собиранию
фантиков, были бы фантики рассортированы по темам, периодам,
стилям. Если решили не заходить раньше 1990 года, прекрасно;
лишь бы с 1990-го и дальше было собрано все, что возможно.
Конечно, останется некоторая разница между вашей коллекцией
и Лувром, но хорошая коллекция фантиков лучше, чем плохая кар-
тинная галерея. То же относится и к диплому.

14
I.3. Чем дипломная работа может пригодиться после университета

I.3. Чем дипломная работа может пригодиться
после университета
Есть два способа сделать так, чтоб диплом был полезен и пос-
ле защиты. Во-первых, конечно, избрать такую тему, которая впос-
ледствии перейдет в более обширное исследование, на много лет
вперед, при наличии желания и способностей.
Но даже и не научному работнику, а, скажем, директору тур-
агентства сгодится опыт работы над дипломом «От первого к окон-
чательному варианту "Обрученных" Мандзони». Ведь для сочи-
нения диплома ему придется: (1) четко сформулировать тему; (2)
собрать материал по истории вопроса; (3) привести материал в
систему; (4) осмыслить собранный материал; (5) придать матери-
алу органичную форму; (6) позаботиться, чтоб читающий, во-пер-
вых, понимал, о чем речь, а во-вторых, мог самостоятельно обра-
титься к цитируемым документам и судить о них.
Это значит, что работа над дипломом учит рассудительности
и систематичности. Приобретается метод. Человек учится созда-
вать годный для употребления текст. Следовательно, не так важ-
на тема работы, как опыт ее создания. Кто способен основа-
тельно подготовить сравнение двух редакций мандзониевского
романа, сумеет и правильно организовать базу данных своего ту-
ристического агентства. Автор этого руководства опубликовал уже
не один десяток книг, и все на разные темы, но именно опыт пер-
вой книги дал возможность появиться всем последующим, а пер-
вая, кстати, была развернутой публикацией диплома. Могу ска-
зать, что и достоинства и недостатки моих последующих книг
вытекают из того, как была написана та самая первая. С годами
вырабатывается набор приемов, накапливаются знания, но под-
ход к этим новым накопленным знаниям обычно определяется
именно тем, каким путем человек в самом начале шел к знаниям,
которых еще не имел.
Короче, написание диплома — как тренировка памяти. У кого
на склоне лет хорошая память, те держали свою память в порядке
с юности. И неважно, чем они ее подпитывали: перечислением
первого-второго-запасного составов команд высшей и первой

15
I. Что есть дипломная работа и зачем она

лиги, или стихами Гомера, или династиями японских императо-
ров. Ясно, что приятнее тренировать память на материале, кото-
рый человеку или интересен, или полезен. Но и запоминание бес-
полезных вещей является замечательной гимнастикой. А следо-
вательно: хотя и веселее писать диплом по привлекательной теме,
все же тема менее существенна, нежели метод обработки и опыт
отражения результатов.
В частности, если браться за дело с умом, ни одна тема не
выглядит глупо. При правильном отношении можно выжать по-
лезные выводы даже из чего-то предельно далекого или второ-
степенного. Маркс писал диплом не по политэкономии, а по двум
греческим философам: Эпикуру и Демокриту. И это не случайный
казус. Весьма вероятно, что Маркс поставил и решил проблемы
истории и экономики с такой теоретической глубиной именно
потому, что как следует освоился со своими философами. Насмот-
ревшись на выпускников, которые сперва защищали дипломы по
Марксу, а потом пошли работать в капиталистические концерны,
трудно согласиться с расхожим мнением о том, что выбор темы
так уж сильно определяет жизнь.

I.4. Четыре простейших правила
Довольно часто выбор темы навязывается студенту научным
руководителем. Старайтесь отбиться.
Разумеется, не в том случае, если руководитель дает вам доб-
рый и желанный совет! Неприемлемыми я считаю ситуации, опи-
санные в параграфе II.7 («Как не дать научному руководителю
сесть вам на шею») — это когда нехорош преподаватель; заранее
исключим и другие случаи, когда нехорош сам студент, когда он
ничем не интересуется и готов делать что угодно с любой темой,
только бы сбросить с себя поскорее этот груз.
Мои герои — студент, имеющий интересы, и преподаватель,
готовый эти интересы развивать.
В таком случае выбор темы должен отвечать четырем требо-
ваниям:

16
I.4. Четыре простейших правила

1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного
студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочи-
танным книгам, а также политической, идейной, духовной
культуре выпускника).
2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физи-
чески доступны для конкретного студента).
3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интел-
лектуально посильны для конкретного студента).
4) Избранная методология должна реально соответствовать
возможностям конкретного студента.

Записанные в столбик, эти четыре условия кажутся супер-яв-
ными и при обобщении выглядят примерно так: «Кто берется за
диплом, должен браться за такой диплом, за который ему при-
стало браться». Что ж, прекрасно, пусть это жуткая банальность,
но я видел, сколько дипломов потерпело фиаско из-за того, что с
1
самого начала проблему не поставили именно так тривиально .
В следующих главах будет сказано, с чего студенту, наметив-
шему работу, надлежит начать и чем кончить.




1
Можно было бы добавить пятое правило: студент должен правильно выб-
рать руководителя. Бывает, что просят (по дружбе или по лени) преподавателя
специальности А взять дипломника по специальности Б. Преподаватель согла-
шается (по дружбе, по тщеславию или по наплевательству), а потом не в состоя-
нии руководить работой.

17
II. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМА

ILL Монографическая или обзорная?
Первый импульс у любого студента — написать такой дип-
лом, где говорилось бы сразу о многом. Если студент интересует-
ся литературой, первый импульс у него — написать диплом «Ли-
тература Нового времени». Если уж не сузить нельзя, так и быть,
он согласен на «Литературу Италии послевоенного периода».
Такой подход губителен. Эти масштабы устрашают и мате-
рых ученых. Для двадцатилетнего молодого человека подобный
подвиг нереален. Молодой человек либо составит банальный
список имен и прибавит подборку обиходных цитат, или выдаст
нечто новаторское и будет заклеймен за преступные пробелы.
Знаменитый литературовед Джанфранко Контини опублико-
вал в 1957 году том «Итальянская литература девятнадцатого и
двадцатого веков» (издательство Sansoni Accademia); так вот, будь
это дипломная работа, его бы прокатили, хотя в книге 472 пе-
чатных страницы. Его бы обвинили, что по незнанию или не-
брежению он не привел ряд имен, которые кому-то кажутся весь-
ма значительными, в то же время посвятил полные главы «вто-
ростепенным» авторам, а некоторых «основополагающих» от-
правил в примечания под строку.
Понятно, это был знаменитый ученый, эрудированный исто-
рик, авторитетный критик, никто не сомневался, что и опущение
имен, и изменение оценок суть части продуманной концепции;
так что отсутствие разбора какого-то автора воспринималось силь-
нее, чем несколько страниц разноса. Но отколол бы такую штуку
двадцатидвухлетний выпускник!
Кто будет искать за его молчанием — полемику? За пробела-
ми — отсылки к сотням откликов и рецензий, опубликованных
автором в печати, или ко множеству откликов, которые автор мог
бы при желании опубликовать?

18
Дипломники глобального размаха всегда обижены на комис-
сию, которая ничего не поняла, но беда в том, что комиссия и не
смогла бы ничего понять. Обзорный диплом — демонстрация за-
носчивости. Вообще-то интеллектуальная заносчивость, приме-
нительно к диплому, в принципе не возбраняется. Доказывайте,
что Данте плохой поэт. Но доказывайте путем трехсотстранично-
го грамотного разбора дантовского текста. Беда, что такие разбо-
ры в обзорные дипломы не влезают. Вот почему крайне желатель-
но, чтобы студенты вместо «Литературы Италии послевоенного
периода» брались за нечто гораздо более узкое.
Могу сразу сказать, что, по-моему, является идеалом. Даже не
«Рассказы Моравиа», а «Сравнение нескольких редакций "Рим-
ских рассказов"». Скучно? Поскучайте... Лично мне такая задача
кажется поазартнее остальных.
К тому же если вникнуть, такой выбор — это довольно хит-
рый поступок. Делая обзор за сорок лет, студент подставляется
для любых нападок. Как удержаться оппонентам или даже про-
стым обыкновенным членам совета, как не показать, что они зна-
ют такие имена, которые студентом, к сожалению, упущены? Каж-
дый из членов, полиставши в четырех местах, выловит три упу-
щенные персоналии, и вот уже наш студент кругом раскритико-
ван, как будто в его дипломе одни ошибки, ничего хорошего.
Если же дипломник, совсем наоборот, серьезно проработал
узкую тему, он вынесет на комиссию материал, этой комиссии
почти неизвестный. И учтите, что я не предлагаю вам дешевый
трюк. Это трюк, но не дешевый, ради него стоит потрудиться. Да,
защищающийся заранее ставит себя в выигрышное положение.
Он заведомо будет знать вопрос глубже, чем его слушатели. Но
так как для этого ему пришлось как следует попотеть — вполне
законно, если он будет за свою работу вознагражден.
Между двумя крайностями: а) обзор всего на свете за сорок
лет либо б) история ранних и поздних редакций одного короткого
текста — имеется масса промежуточных степеней. Такими явля-
ются темы «Литературный авангард в Италии в первой половине
шестидесятых годов», или «Образ Рима в "Римских рассказах"

19
II. Выбор темы диплома

Моравиа», или «Сходства и различия в фантастике Альберто Са-
винио, Дино Буццати, Томмазо Ландольфи».
Применительно к негуманитарным специальностям в одном
руководстве содержится общий рецепт:

Тема «Геология», безусловно, абсолютно необозрима. «Вулканология», как
раздел геологии, тоже слишком обширна. Тема «Вулканы Мексики» мо-
жет быть развита в интересный, но поверхностный очерк. Сузив ее, при-
ходим к достаточно перспективной теме «История Попокатепетля», с мо-
мента, когда состоялось, вероятно, первое восхождение одного из конкви-
стадоров Кортеса (1519), и до первого мощного извержения (1702). Но
самой компактной темой, охватывающей легко обозримый отрезок време-
ни, представляется «Вспышка и кажущееся затухание вулкана Парикутин
1
(20 февраля 1943 —4 марта 1952)» .


Я бы, несомненно, рекомендовал последнюю из тем. С усло-
вием, чтоб об этом никому не нужном вулкане дипломник дей-
ствительно мог рассказать все, что о нем известно и неизвестно.
Как-то, помню, явился ко мне студент, и он желал выбрать тему
«Символ в современном мышлении». Я не смог бы этим руково-
дить. Прежде всего, я не знаю, что такое «символ». Термин «сим-
вол» меняет свое значение в зависимости от контекста. Бывает,
что два разных автора обозначают этим словом два противопо-
ложных понятия. Задумайтесь только: в формальной логике и в
математике «символами» именуются выражения, не имеющие
значения, а имеющие определенное место и точную функцию в
неких формализованных расчетах (как а и b или х и у в алгебраи-
ческих формулах). Другие же ученые применяют термин «сим-
вол» к формам, содержащим двусмысленные значения, к приме-
ру: деревья, повторяющиеся в снах, «символизируют» половой
орган, желание вырасти и многие другие вещи.
Как же писать диплом с подобным названием! Проанализиро-
вать все известные представления о символе в современной куль-
туре, соотнести все сходства и различия, понять, есть ли под все-

1
Cooper, C.W. е Robins, E.J., The Term Paper - A Manual and Model, Stanford,
Stanford University Press, 4" ed., 1967, p. 3.

20
ми различиями общая платформа, присущая любым авторам и
любым теориям, и не возникает ли из-за этих различий полная
несовместимость идей...
Подобный труд еще ни одному современному философу, лин-
гвисту или психоаналитику не бывал по плечу. Как браться за него
желторотому студенту, который, каким бы ни был развитым, все
же имеет в своем активе не более шести-семи лет взрослых
чтений? Конечно, он может спастись за счет вкусового подхода.
Но получится типичная история литературы Контини. Студент
может также предложить собственную новаторскую теорию
символа, не заботясь, что говорили прочие теоретики. Но до
чего неперспективен подобный вариант, будет показано в разде-
ле II.2.
С тем студентом у меня вышел долгий разговор. Я предложил
делать диплом о символе у Фрейда и Юнга, не беря, кроме них,
никого, проводя сравнение только между этой парой. Но тут от-
крылось, что студент не знает немецкого (отдельный разговор о
владении языками первоисточников см. в разделе II, 5). Тогда было
решено остановиться на теме «Концепция символа у Пирса, Фрая
и Юнга». Целью работы ставилось сравнение значений термина
у трех вышеприведенных авторов: философа, критика и психоло-
га. Требовалось доказать, что сплошь и рядом, когда судят об од-
ном из этих трех, возникает путаница, потому что каждому при-
писываются смыслы, которые свойственны вовсе не ему, а друго-
му ученому. Затем в заключении, на правах гипотезы, студент
получал возможность развить концепцию: в чем же переклика-
ются смыслы их омонимических терминов, — и тут-то находи-
лось место разговору о прочих авторах, которые дипломнику из-
вестны, но на которых, в силу ограниченной области исследова-
ния, он не мог и не хотел останавливаться специально.
При такой постановке темы не может возникать упреков, что
не принят во внимание мыслитель К: сказано же, что диплом по-
свящается X, Y и Z. Тексты автора J процитированы только по
переводам? Ну и что, этот J в любом случае второстепенен, он при-
водится только в качестве фона для общих выводов, а подробно

21
II. Выбор темы диплома

и в оригинале рассматриваются именно те три автора, которые
значатся в заглавии.
Вот каким путем обзорная тема, не съеживаясь до моногра-
фической, может быть ограничена и приобрести нормальный,
вполне приемлемый объем.

Надо подчеркнуть, что «монографичность» может истолковы-
ваться и шире, нежели тут у нас с вами до сих пор. Монография
значит разбор одного конкретного вопроса. В этом смысле моно-
графия противопоставляется «историям» предмета, а также учеб-
никам и энциклопедиям.
При таком понимании монографична даже тема «Мир навы-
ворот в средневековой литературе». Она охватывает множество
персоналий, но только в одном разрезе. Нас интересует у этих
авторов лишь одна идея, разрабатываемая ими на материале «при-
меров», парадоксов или басен: идея, что рыбы летают по небу,
птицы плавают под водой, и так далее.
Из этого может получиться хорошая монография. Но чтоб она
получилась хорошей, должны быть рассмотрены все авторы, у
которых встречаются эти мотивы, в особенности авторы второ-
степенные, никому не известные; а при такой разработке тема
разовьется из просто монографической в обзорно-монографичес-
кую, труднейшую, требующую огромной начитанности.
Берясь за нечто подобное, лучше будет обузить спектр, ну к
примеру, до пределов «Мир навыворот у каролингских поэтов».
Теперь тема ограничена, и понятно, без чего не обойтись, а чем
можно пренебречь.
Конечно, обзорные темы всегда кажутся аппетитнее, и в част-
ности ужасно уныло выглядит перспектива долбить год, два или
три один и тот же источник. Но имейте в виду, что чисто моногра-
фическая тема отнюдь не исключает обзорного ракурса. Напи-
сать монографический диплом об Итало Кальвино можно лишь
на фоне литературы его периода. Тут никуда не деться от других
писателей Италии, а также от французов, которых Кальвино знал
и переводил.

22
Только на обширном фоне можно понять поэтику автора и ис-
следовать ее. Но одно дело — учитывать панораму как фон и со-
всем другое — выписывать панораму со всеми подробностями.
Одно дело портрет лорда на фоне ландшафта и ручья, другое дело
ландшафт без лорда, где только ручей, долина и гора. Пейзаж тре-
бует иной техники, другого фокуса. А простой ландшафтный фон
портрета может быть и не вполне сфокусирован, и не совсем по-
лон, и даже перерисован с какой-то другой картины.
Итак, запомним основное правило: чем конкретнее тема, тем
лучше работается и тем достижим ей успех. Монографические
темы предпочтительнее обзорных. Диплому лучше походить на
статью, чем на учебник или словарь.


II.2. Историческая или теоретическая?
Этот выбор не для всякой дисциплины актуален. Например,
диплом по истории математики, по истории романских языков или
по истории немецкой литературы может быть только историчес-
ким. А по таким специальностям, как композиция в архитектуре,
физика ядерных реакторов или сравнительная анатомия, обычно
защищаются теоретические или экспериментальные работы. Но
существуют специальности, — скажем, теоретическая филосо-
фия, социология, культурная антропология, эстетика, философия
права, педагогика и международное право, — где возможны ра-
боты и теоретического и исторического содержания.
Теоретический диплом — это сочинение, где предлагается
рассмотреть отвлеченную проблему, уже когда-то выступавшую
или еще никогда не выступавшую предметом обсуждения: при-
рода человеческой воли, понятие свободы, понятие социальной
роли, существование Бога, генетический код. Подобный список
не может не вызвать смех; такой подход Грамши называл «коро-
тенько о Вселенной». И все же знаменитые мыслители до сих пор
предаются подобным умствованиям. Правда, за редкими исклю-
чениями, они им предаются в финале двадцати-тридцатилетних
исследований.

23
II. Выбор темы диплома

У выпускника, чья научная биография только началась, подоб-
ный замысел может реализоваться в двух планах. Первый вари-
ант (опасный, но не настолько, насколько второй) — написать
работу, которую мы назвали в предыдущем разделе «панорамным
обзором». Допустим, «Представление о социальной роли у таких-
то авторов». Применительно к сему, см. соображения выше.
Возможен, кроме того, и еще более чреватый неприятностями
подход, когда кандидат считает, что сумеет решить на нескольких
страницах проблему Бога или определения свободы. Мой опыт
подсказывает, что дипломники, выбирающие подобные темы,
обычно создают нечто короткое, бессистемное и приближенное
скорее к стихам, нежели к науке.
Обычно когда такому дипломнику замечают, что его работа
чересчур субъективна, расплывчата, нестрога, лишена историо-
графической основы и бедна цитатами, он отвечает, что его не
поняли, что его работа гораздо умнее, куда глубже обыкновенных
банальных компиляций. Это может быть чистейшей правдой, но
опять-таки опыт показывает, что обычно подобная отповедь зву-
чит из уст людей с туманными идеями, лишенных научного сми-
рения и коммуникативного дара. Что понимается под научным
смирением (которое не свойство слабых, а совсем наоборот: свой-
ство гордых) будет объяснено в разделе IV.2.4.
Разумеется, не исключено, что сочинитель диплома — гений,
в какие-то двадцать два года сумевший понять все и даже больше,
и я пишу это без тени сарказма. Но история доказывает, что когда
на лице земли оказывается гений подобного масштаба, человече-
ству требуется очень большой срок, чтобы об этом догадаться, и
на переваривание его творений уходит немало лет, прежде чем о
его величии узнают. Возможно ли надеяться, что комиссия, рас-
сматривающая не этот один, а целую кучу дипломов, по первому
крику оценит гениальность этой белой вороны?
Но допустим даже, что студенту удалось решить сложнейшую
проблему. Поскольку ничто не родится из ничего, он, наверное,
вырабатывал свои взгляды под влиянием какого-то мыслителя.
Пускай же он оформит свою теоретическую работу как истори-

24
ческую, то есть отправляется не от проблемы бытия, понятия сво-
боды или концепции социального действия, а от «Проблемы бы-
тия у раннего Хайдеггера», «Понятия свободы у Канта» и «Кон-
цепции социального действия у Парсонса». Если у студента есть
оригинальные мысли, они себя покажут и на фоне сравнения с
исследуемым автором; много нового можно сказать о свободе,
анализируя сказанное о свободе кем-то когда-то до нас.
Если уж очень надо, несостоявшийся теоретический диплом
можно вставить в качестве последней главы в диплом историчес-
кий. В результате всем будет понятно, о чем же толкует писав-
ший, потому что на фоне взглядов предшественника новаторские
идеи выглядят отчетливее и стройнее. Трудно двигаться в пусто-
те, трудно начинать ab initio. Всем нужны точки опоры, в особен-
ности для столь зыбкой материи, как понятие бытия или воли.
Даже гении (и они-то в особенности!), вовсе не роняют себя, если
от кого-то отталкиваются. Отправляться от чьих-то идей не зна-
чит идеализировать предшественника, обожествлять, клясться его
именем. Можно, напротив, отмежевываться от предшественни-
ка, подчеркивая его ошибки и ограниченность. Но это создаст
опорную точку. Говорили же люди средневековья, чтившие клас-
сиков (даже чересчур самозабвенно), что современные им мыс-
лители, будучи вроде бы «карликами», опираясь на древних, пре-
вращаются в «карликов, стоящих на плечах великана» и видят
дальше своих предтеч.

Все эти соображения не относятся к прикладным и экспери-
ментальным дисциплинам. Если диплом пишется по психологии,
выбор стоит не между «Проблемой перцепции у Пиаже» и «Про-
блемой перцепции» (хотя, положим, кого-то безрассудного и мо-
жет потянуть на вторую, необъятную тему). Альтернативой исто-
рическому диплому у психологов выступают дипломы на основа-
нии экспериментов, например «Перцепция цвета в группе умствен-
но недоразвитых детей».
Это уже будет иной разговор. Можно подумать, что эта работа
начинается с проведения опытов и что главное — знать методику

25
II. Выбор темы диплома

их проведения и располагать возможностью лабораторной рабо-
ты при квалифицированном руководстве. Но порядочный ученый-
экспериментатор не станет исследовать реакции подопытных, не
проведя предварительной обзорной работы (анализ аналогичных
уже осуществленных экспериментов). Иначе он рискует открыть
Америку, доказывая то, что давно доказано, или применяя мето-
дику, известную как провальная... хотя, впрочем, достойной те-
мой диплома может быть усовершенствование существующей ме-
тодики, дотоле не дававшей удачных результатов.
Выходит, диплом, основанный на опытах, не создается в до-
машних условиях, и методика не изобретается «от фонаря». Здесь
также надо исходить из принципа, что если вы карлик, но сообра-
зительный, влезайте на плечо к великану, даже не очень высоко-
му, или в крайнем случае к другому карлику. Успеете еще похо-
дить на своих ногах.

II.3. На классическом материале
или на современном?
Этот вопрос напоминает старинный «спор о старых и новых»...
Для многих дисциплин такой вопрос вообще не возникает. Хотя
даже при специализации «история латинской литературы» быва-
ют и темы по Горацию, и темы по горациеведению в Европе и
Америке за последние двадцать лет. Но, конечно, для диплома по
современной родной словесности «классических» альтернатив не
существует.
Как бы то ни было, студенты нередко, услышав от профессора
темы вроде «петраркист шестнадцатого века» или «литератор-клас-
сицист», просят себе лучше Гарсиа Маркеса или Грэма Грина. Бы-
вает, что их выбор диктуется нежной любовью. Против любви не
пойдешь. Но часто в истоке тяги к современности лежит иллюзия,
будто современный автор легче и занимательнее классика.
Запомните, что современный предмет всегда труднее клас-
сического. Конечно, список литературы по нему, как правило, ко-
роче; большинство текстов под рукой; и первый этап изучения
может проходить не в тиши библиотек, а на пляже в обнимку с

26
романом. Но вот диплом-то... либо вы собираетесь предаться бол-
тологии, повторяя то, что сказано газетными критиками, и тогда
наш разговор окончен (имейте, впрочем, в виду, что и по петрар-
кистам можно предаваться болтологии) либо вам желательно ска-
зать новое слово, и тут оказывается, что для старых авторов вы-
работались устойчивые интерпретационные схемы, от которых
вы можете отталкиваться, а вот о современных авторах суждения
критиков пока еще смутны, они не устоялись, ваш собственный
критический взгляд размыт ввиду отсутствия перспективы, и де-
лать выводы — мучительнейшее дело.
Безусловно, старинный автор читается помедленнее. Биб-
лиография по нему будет подлиннее. Но зато она уже кем-то по-
добрана, можно воспользоваться готовыми списками работ.
Вдобавок, если подходить к диплому как к возможности на-
тренироваться писать научный текст, старый материал предлага-
ет больше упражнений. Если дипломник намерен стать критиком
современной литературы, диплом, может статься, — последняя
его возможность соприкоснуться с литературой прошлого, выра-
ботать вкус и интерпретирующий подход. Глупо не ухватиться за
такую возможность. Многие из крупных современных писателей,
самых авангардных, защищали дипломы не по Джойсу или Паун-
ду, а по Данте и Шекспиру.
Разумеется, нельзя слишком уж обобщать, и не исключено, что
талантливый начинающий ученый сможет провести историчес-
кий или стилистический анализ современной литературы с такой
же глубиной и филологической точностью, как если бы он рабо-
тал над классикой.
Кроме того, многое зависит от специфики дисциплины. В фи-
лософии, скажем, «читабельность» и «легкость» не всегда прису-
щи современности: Гуссерлем труднее заниматься, чем Декартом,
и Паскаль читается запоем, а Карнап — наоборот.
Поэтому окончательный совет, который на самом деле можно
дать, таков: подходите к современному автору, как если бы он
был древним, а к древнему — как если бы он был современным.
Это и вам интереснее, и для работы нужнее.

27
II. Выбор темы диплома

II.4. Сколько времени отвести на диплом?
Скажу сразу: не больше трех лет, не меньше шести месяцев.

Не больше трех лет — потому что если за это время вы не
осилили тему и не собрали материал, значит, одно из трех:
1) взята тема не по силам;
2) вас обуревает тяга к совершенству, и вы будете трудиться над
дипломом двадцать лет, желая вместить в него все. Но умелый
ученый должен намечать себе рамки, пусть даже скромные, и
выстраивать нечто завершенное внутри них;
3) у вас дипломный невроз. Вы то беретесь, то оставляете, страдае-
те от чувства неудачи, разбрасываетесь, загораживаетесь дип-
ломом от всех на свете проблем. Так вы не защититесь никогда.

Не менее шести месяцев — потому что даже чтоб породить
подобие грамотной журнальной статьи, страниц на шестьдесят,
пока вы изучите материал, составите приличную библиографию,
кончите делать конспекты и напишете текст, шесть месяцев про-
несутся — не заметите. Разумеется, более опытному ученому на
такую статью столько времени не надо; но у него за плечами де-
сятилетия чтений, у него накоплены выписки, конспекты, карточ-
ки, а дипломник начинает почти с нуля.
Говоря «три года» или «шесть месяцев», я не имею, разумеется,
в виду время самого писания, написать можно и за месяц и за пару
недель, в зависимости от метода, который употреблялся при подго-
товке. Я имею в виду весь период от первой наметки идеи диплома
до депонирования переплетенного текста в деканат. Соответствен-
но выпускник может работать над текстом, скажем, год, но исполь-
зовать при этом те чтения и те идеи, которые, не зная еще точно для
какой цели, он копил два предшествовавших курса.
Идеальный же, по моим понятиям, вариант — это придумать
себе тему диплома (и найти научного руководителя) примерно к
концу второго курса. На этом этапе вы уже освоились с большин-
ством предметов и представляете себе темы, сложности и положе-
ние даже в тех дисциплинах, по которым экзамены еще не сдавали.

28
II.4. Сколько времени отвести на диплом?

Такой ранний выбор темы вас нисколько не свяжет. Весь тре-
тий курс вы будете проверять, не обманулись ли вы, не надо ли
вам поменять тему, руководителя или даже дисциплину. Будьте
уверены, что потратить год на приуготовления, скажем, к дипло-
му по древнегреческой литературе, а защищаться в итоге по со-
временной истории не значит впустую потерять год. Вы за этот
год научились составлять предварительную библиографию, кон-
спектировать, делать указатель. Вы помните, что сказано в раз-
деле I.3? Диплом нужен в первую очередь, чтоб научиться приво-
дить мысли в порядок, какой бы ни был избран конкретный мате-
риал.
При выборе предмета к концу второго курса у вас остается
три лета на исследовательскую работу и, возможно, на сопряжен-
ные с ней разъезды; вы знаете, какие факультативы посещать. Вы
согласовываете с руководителями темы курсовых, чтобы была
польза для диплома. Вы можете даже попробовать уговорить пре-
подавателя позволить вам готовиться к зачету/экзамену по персо-
нальному списку литературы. Если вы будете вести себя серьезно
и добросовестно, без препирательств и мелких школьных хитро-
стей, мне кажется, любой разумный преподаватель пойдет навстре-
чу и охотней примет экзамен «сознательный», небезразличный
для студента, чем экзамен случайный, вынужденный, подготов-
ленный без усердия ради избавления от очередной мороки.
Выбрав тему после второго курса, студент работает по полной
программе, имея два года на раскачку и год на сам текст.
Не противопоказано выбирать тему и раньше, не противопо-
казано выбирать ее и позднее; лучше все же выбрать ее не по-
здно, чтоб не затягивать ученье в университете на лишние годы.
Но самое главное — не выбирать в последний момент.
Дело в том, что диплом лучше всего носить к руководителю
кусками, если только это возможно. Не то чтобы мне хотелось
преувеличить важность фигуры профессора. Но диплом, подоб-
но любой книге, предполагает наличие адресата — читающей пуб-
лики; преподаватель — единственный квалифицированный чита-
тель, который у вас есть на протяжении всей работы над текстом

29
II. Выбор темы диплома

диплома. Если диплом пишется в последнюю минуту, руководи-
телю вы несете целые главы или вообще законченный текст. Если
руководитель получил текст прямо перед защитой, есть риск, что
он останется недоволен и свое недовольство выскажет прямо на
защите, что приведет к неприятным результатам. Неприятным и
для него самого, поскольку руководитель не должен выносить на
комиссию дипломы, которыми не удовлетворен; ведь это провал
и для руководителя. Если уж ему кажется, что соискатель не справ-
ляется с темой, он обязан сказать ему об этом заранее, убедить,
чтоб тот взял себе другой предмет или подождал, пока не созреет
для первого. Если дипломник, выслушав это, все-таки будет упор-
ствовать, считая, что руководитель ошибается или что ему ни в
коем случае нельзя терять время, — ну что ж, тогда пусть гото-
вится к кипучей дискуссии, по крайней мере он будет знать, что
его ждет.

Из всего сказанного, кажется, ясно, что шестимесячный дип-
лом, пусть и является наименьшим из зол, далек от оптимального
варианта (за исключением редчайших случаев, когда утвержден-
ная в последний момент тема позволяет продуктивно использо-
вать наработанный за предыдущие годы материал).
Но все мы знаем, что бывают на свете такие обстоятельства,
когда защититься за шесть месяцев просто необходимо. Значит,
надо найти тему, которая может быть достойно и серьезно прора-
ботана за это время. (Как-то не хочется, чтобы мои рассуждения
были восприняты чересчур примитивно, будто я здесь торгую «ше-
стимесячными» или «шестилетними» дипломами на разный вкус
и по разной цене...). Достойно и серьезно за шесть месяцев мож-
но справиться при следующих условиях:
1) выбрав тему чрезвычайно узкую;
2) выбрав тему близкую к современности, чтобы не начитывать
библиографию от Ноева потопа. Или же это должна быть на-
столько частная тема, что по ней не написано почти ничего;
3) убедившись, что материал по теме доступен в месте, где вы
проживаете, и без особенных усилий.

30
Приведем несколько примеров.
Типичная тема для срочного диплома — «Церковь Санта Ма-
рия дель Кастелло в Алессандрии». Ясно, что тема рассчитана на
торопящегося дипломника, живущего где-то около Алессандрии;
если он живет на другом конце Италии, подобный выбор — ма-
разм. В высшей степени вероятно, что все, что требуется для изу-
чения истории строительства и перестроек этого памятника, ле-
жит при самой церкви, в городской библиотеке Алессандрии и в
краеведческом архиве. Я пишу «в высшей степени вероятно»,
потому что это гипотеза. Разумеется, прежде чем нажимать на
«пуск», гипотезу надо проверить.
Есть и еще одно «но». Если источников сколько угодно, но боль-
шей частью они представляют собой неизданные рукописи, — с
такой литературой невозможно совладать без палеографического
образования, умения читать и расшифровывать почерк разных ве-
ков. То есть опять-таки тема, поначалу выглядевшая просто, может
оказаться труднейшей.
Когда же я, торопящийся студент, убедился, что большинство
источников доступно и они — печатные, можно спокойно старто-
вать.

Другой пример.
Раффаэле Ла Каприа — современный писатель, он опублико-
вал всего только три романа и книгу очерков. Все они на данный
момент изданы в одном и том же издательстве, «Бомпиани». По-
смотрим, что нам даст тема диплома «Творчество Ла Каприа в
оценке современной итальянской критики».
Учитывая, что в издательствах обычно ведутся досье, подби-
раются вырезки из критических работ и рецензий об отдельных
авторах, можно идти прямо в миланский офис «Бомпиани» и кон-
спектировать там все, что надо. К тому же автор живой, а значит,
можно с ним списаться, можно к нему напроситься, получить до-
полнительные библиографические подсказки и, почти гаранти-
рованно, — ксерокопии всего необходимого для работы.
Разумеется, подобный диплом по критике потребует от сту-
дента и просмотра книг авторов, которым критики уподобили или

31
противопоставили писателя Ла Каприа. Область работы расши-
рится, но не очень намного. Но мы исходим из того, что выбравший
Ла Каприа, наверно, хоть отчасти интересуется современной ита-
льянской литературой. Если он ею вовсе не интересуется, значит,
решение относительно темы принималось им цинично и в то же
время недальновидно.

Еще образчик шестимесячного диплома: «Интерпретация
Второй мировой войны в учебниках истории для средних школ
последних трех пятилетий». Может, и не так легко отловить все
учебники, изданные за пятнадцать лет. И все же издательств, за-
нимающихся учебной литературой, обозримое количество. Собрав
(ксерокопировав) все учебники, успокоимся, потому что в каж-
дом из них описанию Второй мировой войны посвящено всего
несколько страниц, и все эти страницы могут быть разобраны и
сопоставлены — достаточно квалифицированно — за краткие
сроки.
Само собой, невозможно показать, как отражена в каждой рас-
сматриваемой работе Вторая мировая война, если не сопоставить
эту конкретную трактовку с общей картиной исторического про-
цесса, которую предлагает данный учебник. А значит, разработка
темы предполагает некоторое дополнительное углубление в ма-
териал. Нельзя написать такого рода диплом и без учета полудю-
жины наиболее авторитетных монографий о Второй мировой
войне.
В то же время ясно, что если бы устранились еще и эти филь-
тры критической оценки, диплом можно было бы сотворить не то
что за шесть месяцев, а за шесть дней. Тогда он должен был бы
именоваться не университетским дипломом, а газетной заметкой,
сколь угодно остроумной и блестящей, но не дающей возможно-
сти оценить исследовательские способности выпускника.
Хочу сразу заметить, если к разговору о шести месяцах подхо-
дить в смысле «шесть месяцев по одному часу в день», то разго-
вор, по-моему, можно и не продолжать. См. советы в разделе I.2.
Спишите или купите себе текст диплома, и с плеч долой.

32
II.5. Надо ли знать иностранные языки?
Этот раздел пишется не для тех, кто специализируется по ино-
странному языку или по иностранной словесности. Надо надеять-
ся, что они владеют тем языком, по которому защищают диплом.
Надо бы даже требовать, чтобы те, кто защищается по французско-
му языку, на нем же и писали дипломы. За границей во многих
университетах так принято, и мне кажется, это справедливо.
Но сейчас наша речь идет о тех, чьи специальности — фило-
софия, социология, юриспруденция, политология, история или
естественные науки. Всегда возникает необходимость обратить-
ся к книге, написанной на чужом языке. Даже если работаешь над
темой по собственной национальной истории: ведь знаменитые
специалисты по этой же части попадаются и среди немцев, и сре-
ди англичан.
Обычно при подобной ситуации человек пользуется случаем
начать читать на языке, на котором раньше не читал. По знакомой
теме, при некотором усердии, можно начать что-то понимать. Час-
то язык так и учат. Как правило, на нем потом не говорят, но разби-
рать разбирают, что гораздо лучше, нежели не разбирать ничего.
Если по вашей теме имеется только одна немецкая книга и
немецкого вы не знаете, можно попросить знакомого прочитать
вам вслух какие-то куски. Надеюсь, у вас хватит совести не слиш-
ком цитировать эту книгу, но вы с полным правом можете встав-
лять ее в библиографию, так как вы с нею и правда ознакомились.
Но все это мелочи. Главным же условием выбора темы долж-
но быть: не брать тему, требующую знания языка, вам неведо-
мого и который вы не имеете намерения учить. Между тем иногда
люди берут тему, не учитывая рисков, с нею сопряженных. По-
этому перечислю ряд неукоснительных законов:
1) Нельзя писать диплом по иностранному автору, если вы не
можете читать его в подлиннике. Всем это очевидно, когда речь
идет о поэтах, но почему-то существует мнение, что дипломная
работа по Канту, Фрейду или Адаму Смиту свободна от подоб-
ных ограничений. А она не свободна — по двум причинам, кото-
рые поясню.

33
Во-первых, нет уверенности, что на ваш язык переведены все
произведения этого автора, а ведь незнание одной-единственной
мелкой работы может спутать понятия о мировоззрении или пути
развития исследуемого ученого. Во-вторых, о каждом деятеле
культуры и науки и большинство работ, как естественно предпо-
ложить, написано на его родном языке, и даже если сам автор
переведен, не обязательно переведены его историки и интерпре-
таторы. Наконец, случаются такие переводы, в которых мысль ав-
тора передана не вполне точно, а исследователям-дипломникам
как раз и пристало высвобождать истинные идеи автора из-под
наслоений неудачного перевода и всяких популяризации. Писать
диплом и означает преодолевать школьные формулы наподобие
«Расин классик, а Шатобриан романтик» или «Платон идеалист, а
Аристотель реалист» или «В Паскале на первом месте сердце, а в
Декарте мозги».
2) Нельзя брать тему, важнейшие работы по которой напи-
саны на недоступном для вас языке. Студент, великолепно знаю-
щий немецкий, но не знающий французского, не может в наши
дни затевать диплом по Ницше, хотя тот писал именно по-немец-
ки: ведь в последние десятилетия некоторые из самых интерес-
ных новых интерпретаций Ницше были опубликованы во Фран-
ции. То же самое и с Фрейдом: невозможно читать его сегодня в
отрыве от знаменитых перечтений, предложенных ревизиониста-
ми-американцами и структуралистами-французами.
3) Нельзя написать диплом ни по какому автору и ни по какой
теме, учитывая только те работы, что написаны на известных
вам языках. Кто может гарантировать, что самая существенная
работа не написана на том единственном языке, которого вы не
знаете? Конечно, от таких мыслей недалеко и до невроза; но не
будем впадать в панику. Существуют этикет и научная коррект-
ность. Допускается, если исследование, посвященное англоязыч-
ному писателю, вышло на японском языке, сделать сноску, что
факт публикации вам известен, но читать вы ее не читали. Подоб-
ная «индульгенция» в западных университетах обычно распрост-
раняется на восточные и славянские языки, и потому существуют

34
весьма серьезные работы по Марксу, авторы которых заранее
объявляют, что не читают по-русски. Однако в этих случаях серь-
езный исследователь всегда может узнать (и показать, что знает)
общее содержание этих работ из доступных рецензий и аннота-
ций. В русских, болгарских, чешских, израильских сборниках
научных работ обычно помещаются несколько страниц с англий-
ским или французским резюме. Таким образом, делая диплом по
французскому писателю, вы можете не знать словацкого языка и
выкрутиться из сложного положения за счет резюме на англий-
ском — но уж английский вам знать необходимо.

Итак, совет: прежде чем утверждать тему, необходимо проду-
мать первоначальную библиографию, чтобы убедиться в отсут-
ствии непреодолимых лингвистических препон.
Некоторые правила давно всем известны. Не затевайте иссле-
дований по греческой философии, если не знаете немецкого язы-
ка, потому что немцы распахивали это поле несколько столетий.
В любом случае диплом полезен для того, чтоб приобрести
общую терминологическую культуру на материале главных евро-
пейских языков. Пусть и не зная русского, можно научиться раз-
бирать кириллицу; надо пытаться понять, чему посвящена публи-
кация — науке или искусству; выучить русские буквы дело двух
часов, а запомнив, что означают слова nauka и iskusstvo, чувству-
ешь себя увереннее, встречая русские цитаты. Главное — не пу-
гаться. Надо воспринимать диплом как уникальную возможность
научиться массе мелочей, которые вам всегда пригодятся.
Конечно же, если вам предстоит осваивать иностранную биб-
лиографию, наилучший вариант — это съездить в страну изучае-
мого языка и там на месте во всем разобраться. Но наши советы
адресованы нормальным, не самым богатым студентам, так что
будем реалистичны.
Теперь последнее предположение, самое компромиссное.
Предположим, защищается диплом по визуальной перцепции при-
менительно к изобразительному искусству. Автор диплома не знает

35
иностранных языков и не имеет времени учить их (или же не име-
ет способностей; кому-то шведский дается за неделю, а кто-то и
через десять лет не может прилично говорить по-французски).
К тому же некая практическая причина понуждает этого дип-
ломника развязаться с университетом за шесть месяцев. Однако
он искренне заинтересован темой и профессией, он собирается
после университета работать по специальности и при возможно-
сти возвратиться к начатому исследованию, углубить и расширить
его. Такому выпускнику мы посоветуем следующее.
Остановиться на теме типа «Проблемы визуальной перцепции
применительно к изобразительным искусствам у некоторых со-
временных теоретиков». Прежде всего прояснить для себя взгляд
современной психологии на данную проблематику: для того при-
бегнуть к ряду основных (переведенных на все языки) работ, как,
скажем, «Глаз и мозг» Грегори и основные тексты психологии
форм и психологии трансакций.
Потом сфокусироваться на троих мыслителях, к примеру,
Арнхейм как представитель гештальт-психологического подхода,
Гомбрих как представитель семиотико-информационного подхо-
да, Панофский как исследователь перспективы с точки зрения ико-
нологии. Этими тремя учеными выражены три разные позиции
по вопросу о роли «природного» и «культурного» при восприя-
тии образов. Чтобы понять место каждого из трех теоретиков на
общем фоне, прибегнем к сравнительным исследованиям, напри-
мер к трудам Джилло Дорфлеса. Проанализировав взгляды каж-
дого из трех, дипломник приложит полученный теоретический
заряд к анализу конкретного произведения искусства. Для этого
он оттолкнется от интерпретации, принадлежащей известному
предшественнику (скажем, возьмет за основу анализ творчества
Пьеро делла Франческа, предложенный Лонги), и дополнит его
более «актуальными» соображениями, родившимися при изуче-
нии новых методик.
Конечный продукт никого не поразит оригинальностью, это
будет честный компромисс между обзорной и монографической

36
тематикой, но эта работа вполне осуществима без чтения на ино-
странных языках. Студента нельзя будет упрекнуть, что он не изу-
чил всего Панофского, в том числе работы, не переведенные с
английского или с немецкого, потому что студент делал свой дип-
лом не по Панофскому, а по одной проблеме, с которой работы
Панофского соприкасаются только определенным боком и по оп-
ределенным частным поводам.
Как уже прежде говорилось в разделе II. 1, диплом подобного
характера не является оптимальным, поскольку есть риск непол-
ноты и поверхностности. Подчеркнем еще раз, что это образец
шестимесячного творения выпускника, срочно упорядочивающего
материал по теме, которая в принципе соответствует его интере-
сам. Это не более чем выход из положения, но все-таки выход
вполне и вполне пристойный.

В любом случае: если языков вы не знаете и не можете вос-
пользоваться драгоценным предлогом, дипломом, для того чтобы
их со вкусом поучить, самое разумное решение — выбирайте темы
специфически отечественного покроя, так чтобы с отсылками к
иноязычным текстам можно было управляться посредством чтения
переводов или вообще без этих отсылок обходиться. Например,
итальянец, выбирающий для себя темой диплома «Модели исто-
рического романа в прозе Гарибальди», должен, конечно, иметь
некоторое понятие о принципах художественной исторической
прозы и, скажем, о Вальтере Сютте (а также, естественно, о поле-
мике по данному вопросу, имевшей место в Италии в девятнадца-
том веке), но работы теоретического плана есть и на нашем языке,
так же как исторические романы Скотта, причем имеется возмож-

стр. 1
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>